Сценарий мероприятия для родителей и обучающихся, посвященный дню театра. Внеклассное мероприятие «День театра Гугл мероприятия к году театра в библиотеках

Екатерина Юрченко
Сценарий праздника, посвященный Дню Театра «Сказочная страна».

Цель : расширить знания детей о международном празднике «День театра » .

Задачи :

Объединить детей в творческом процессе, раскрыть им интересный мир театрального искусства ;

Активизировать деятельность каждого ребёнка в поиске и передаче сценического образа с помощью разнообразных выразительных средств;

Воспитывать готовность к творчеству;

Способствовать развитию творческих способностей.

Материалы и оборудование : музыкальное сопровождение, красочная афиша, костюмы, театральная атрибутика .

Форма проведения : костюмированное праздничное мероприятие .

Предварительная работа : разучивание стихов, ролевая подготовка театрализации .

Ход мероприятия

Дети входят в зал под музыку в костюмах и рассаживаются на свои места.

Какое чудо - оказаться в сказке

С героями оживших вдруг легенд!

Нас удивляют их костюмы, маски,

Захватывает действия момент.

Они поют, горюют, размышляют…

Накал страстей передается нам .

Игрой своей нам души зажигают.

Искусство их - театр , не балаган.

Сегодня славим мастерство актеров,

Поздравить с Днем театра их спешим ,

Гримеров, костюмеров и суфлеров -

Мы всех за волшебство благодарим!

Ведущий. Добрый день, уважаемые зрители! Прежде, чем начать наш праздник , я хочу загадать вам загадку :

Там есть сцена и кулисы ,

И актеры, и актрисы,

Есть афиша и антракт,

Декорации, аншлаг.

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно.

(театр )

27 марта во всем мире отмечается Международный день театра . Мы тоже готовились к этому празднику и очень рады приветствовать вас на нашей праздничной конкурсной программе «Сказочная страна » . В программе стихи, песни, шутки, сценки и театральная викторина для зрителей. Жюри в конце программы подведет итоги и назовёт лучших участников.

Представление жюри.

Театр ! Как много значит слово

Для всех, кто был там много раз!

Как важно и порою ново

Бывает действие для нас!

Мы на спектаклях умираем,

С героем вместе слезы льем.

Хотя порой прекрасно знаем,

Что все печали ни о чем!

Забыв про возраст, неудачи,

Стремимся мы в чужую жизнь

И от чужого горя плачем,

С чужим успехом рвемся ввысь!

В спектаклях жизнь как на ладони,

И все откроется в конце :

Кто был злодеем, кто героем

С ужасной маской на лице.

Театр ! Театр ! Как много значат

Для нас порой твои слова!

И разве может быть иначе?

В театре жизнь всегда права !

Миллионы людей во всем мире с почтением относятся к театральному искусству , но особое отношение к театру у детей : потому, что именно на сцене оживают их любимые сказочные герои .

Песня о театре в исполнении детей .

Ведущий :

Я хочу немного рассказать об истории театра .

Слово «театр » греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.

В Древней Греции представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве. 27 марта в Древней Греции проходили Великие Дионисии – праздники в честь бога виноделия Диониса. Они сопровождались шествиями и весельем, было много ряженых.

А с 1961 года этот день, 27 марта, стали отмечать во всем мире как Международный день театра . В России появление национального театра связано с народными играми и обрядами. В XI веке на Руси появились скоморохи - бродячие актеры. В середине XVIII века появился и первый театр в Ярославле . Через 100 лет появляется детский театр (1779 г.) в Тульской губернии, в имении графов Бобринских, управляющим, известным ученым-энциклопедистом Андреем Тимофеевичем Болотовым (1738 - 1833) .

Самый популярный кукольный персонаж – Петрушка.

Сейчас в России около 200 детских театров .

Каждый день наши театры раскрывают свои двери перед сотнями юных зрителей. В театр все люди приходят нарядные, подтянутые, и хотя им хочется поговорить, они сдерживаются, стараются, и говорить тише, и смеяться вполголоса. Они пришли в театр .

Приглядитесь внимательнее : уже в фойе царит та торжественно-приподнятая атмосфера, которая как бы предупреждает вас о предстоящей встрече с чудом. Потому что, как только начнется спектакль, вы перенесетесь в другое время, другое место.

Стихотворение (читают дети младшей группы) .

В театре для детей

Народу-то! Народу!

Куда ни кинешь взгляд, -

По каждому проходу

Идет волна ребят.

Но вдруг погасли лампы,

Настала тишина,

И впереди за рампой

Раздвинулась стена.

И увидали дети

Над морем облака,

Растянутые сети,

Избушку рыбака.

Все эту сказку знали -

О рыбке золотой, -

Но тихо было в зале,

Как будто он пустой.

Очнулся он, захлопал,

Когда зажгли огонь.

Стучат ногами об пол,

Ладонью о ладонь.

И занавес трепещет,

И лампочки дрожат -

Так звонко рукоплещет

Полтысячи ребят.

С. Я. Маршак

Но от самих вас зависит, принесет ли посещение театра радость или оставит равнодушным, вызовет чувство досады или огорчения.

Как же не согласиться с правилами поведения, которые утверждают, что, отправляясь в театр , на концерт, в библиотеку, кино, надо особенно придирчиво осмотреть себя и тщательнейшим образом привести в порядок свою одежду, обувь, прическу. Это одно из важнейших правил, которого должен придерживаться тот, кто идет в театр .

Существует еще одно правило, которому должны следовать все : в театр , кино нужно приходить за 15-20 мин. до начала представления, чтобы ус-петь раздеться и спокойно найти свое место в зале. А то бывает так, что спектакль уже начался, а зрители еще бродят по проходам, разыскивая свое место, и заслоняют сидящим сцену , проходить следует лицом к людям, уже занявшим свои места. Они, в свою очередь, могут встать, пропуская вас.

Придя в театр , вы увидите сцену , занавес. Занавес не только отделяет сцену от зрительного зала . Он отделяет суету, разговоры, мелочь повседневных забот от того, зачем мы пришли в театр . Занавес поднимается. Тихо! Начинается встреча с искусством. Но встречаются у нас и такие ребята, которые скучают на любом спектакле. Их не увлекает мастерство актеров, они равнодушны к искусству художника, их не трогает чудесная музыка. Бывает, ребята, и так :

ЧТЕЦ :

Раз в театре детском пьесу

Довелось смотреть балбесу.

Он сидел, ушами хлопал,

Он смотрел, конфеты лопал,

А в антрактах, говорят,

Пил шипучий лимонад.

Кто-то ради интереса

Через день спросил балбеса :

Ты в театре был , не так ли?

Что понравилось в спектакле?

И сказал балбес в ответ :

Мне понравился буфет!

Хороша была ли пьеса

Зря расспрашивать балбеса,

Что узнаешь от него :

Он не понял ни бельмеса.

Это значит - ничего!

Я. КОЗЛОВСКИЙ. «НИ бельмеса» .

Есть в театральном языке такое слово - антракт. Оно происходит от двух французских слов, означающих в переводе между и действие. Догадались, что значит "антракт"? Правильно, перерыв между действиями спектакля, отделениями концерта. Он предназначен для отдыха исполнителей и перемены декорации.

Спектакль еще не кончился, а некоторые уже спешат выйти из зала, заглушая шарканьем ног последние слова актера. Разве вежливо - уходить раньше времени, да еще и не поблагодарив актеров за полученное удовольствие?

А знаете ли вы ребята, как в театре говорят "спасибо" актерам? После спектакля (Ответы детей.)

Тебе понравилась игра актера - поаплодируй. Аплодисменты - форма выражения благодарности артистам, авторам Не забудь поблагодарить художника за красивую декорацию, оркестр и дирижера за музыку.

Дарить цветы актерам, певцам, музыкантам - один из самых древних и самых красивых театральных обычаев . Цветы можно вручить артисту, по-дойдя к сцене , или передать с работником театра .

Скажите, какие театры бывают ? (кукольный, драмы, оперетта, оперы и балета.)

Правильно, молодцы! А вы бывали на театральных представлениях (ответы детей)

Во всех театрах работает очень много людей. Кто работает в театре (ответы детей : артисты, режиссеры, музыканты, суфлеры и т. д.)

Ведущий :

Чтобы стать артистом нужно, очень многому учиться, много всего уметь.

Что должен уметь делать артист?

(Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.)

Я предлагаю вам сегодня попробовать стать артистами.

Давайте вспомним скороговорки.

Дети встают в круг и говорят скороговорки.

От топота копыт пыль по полю летит.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Клара строго карала Карла за кражу коралла.

Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Ведущий :

А без костюма можно дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья? (Жесты и конечно мимика) .

Что такое мимика? (Это телодвижения, без слов)

Ведущий проводит игру с малышами (дети повторяют движения за ведущим)

Только в лес мы вошли, появились комары.

- Вдруг мы видим : у куста птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад в гнездо кладем.

На полянку мы заходим, много ягод мы находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса.

Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Лапками шлепали, лапками хлопали.

Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,

Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!

Сказочная викторина “Хорошо ли ты знаешь сказки ?”

(для детей средней группы)

1 Конкурс.

Он пиявок добывал,

Карабасy продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали. (Не Бyратино, а Дyремар.)

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дрyжил.

Простоват он был немножко,

Звали песика. (Не Тотошка, а Шарик.)

Он гyлял по лесy смело,

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали. (Не Чебyрашка, а Колобок.)

Бедных кyкол бьет и мyчит,

Ищет он волшебный ключик.

У него yжасный вид,

Это доктор. (Не Айболит, а Карабас.)

Много дней он был в пyти,

Чтоб женy свою найти,

А помог емy клyбок,

Его звали. (Не Колобок, а Иван-Царевич.)

Все yзнает, подглядит,

Всем мешает и вредит.

Ей лишь крыска дорога,

А зовyт ее. (Не Яга, а Шапокляк.)

И красива, и мила,

Только очень yж мала!

Стройная фигyрочка,

А зовyт. (Не Снегyрочка, а Дюймовочка.)

Жил в бyтылке сотни лет,

Наконец, yвидел свет,

Бородою он оброс,

Этот добрый. (Не Дед Мороз, а Старик Хоттабыч.)

С голyбыми волосами

И огромными глазами,

Эта кyколка - актриса,

И зовyт ее. (Не Алиса, а Мальвина.)

Потерял он как-то хвостик,

Но его вернyли гости.

Он ворчлив, как старичок

Этот грyстный. (Не Пятачок, а Ослик Иа.)

Он большой шалyн и комик,

У него на крыше домик.

Хвастyнишка и зазнайка,

А зовyт его. (Не Незнайка, а Карлсон.)

Для прохожих на дорожке

Он играет на гармошке.

Гармониста знает всяк,

Его имя (Не Шапокляк, а Гена.)

Лечит в Африке зверей

Добрый доктор (Не Бармалей, а Айболит.)

Плюшек я тебе припас,

Прилети ко мне хоть раз.

Мастер всяческих проказ,

Лучший в мире (Не Карабас, а Карлсон.)

Где ваше платье бальное?

Где туфелька хрустальная?

Простите, я спешила,

Меня зовут (Не Страшила , а Золушка.)

2 Конкурс.

Продолжаем конкурс на лучшее знание сказок .

Какую песенку пел Колобок?

Что пела Коза своим семерым козлятам?

Кто сможет позвать Сивку-Бурку?

Кто сможет позвать Иванушке сестрицу Аленушку?

Транспортное средство Емели?

3 конкурс «Кто это?»

а) Сказочная героиня , владелица первого летательного аппарата? (Баба-Яга)

б) Сказочное существо , житель леса, так называемый Дух леса? (Леший)

4 конкурс «Кто так говорит?»

а) “Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная? (Морозко)

б) “Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам”. (Лиса)

5 конкурс «Кто отправил телеграммы?»

“От дедушки ушел, от бабушки ушел. Скоро буду у вас”.

“Спасите! Нас съел Серый волк”.

“Простое яичко уже снесла”.

“Приезжайте к нам в гости, всем места хватит ”.

6 конкурс (для малышей)

У тебя на шее Вакса,

У тебя под носом …. (клякса; "Мойдодыр")

Пошла муха на базар

И купила …. (Самовар; "Муха - Цокотуха")

И снова медведь : - О, спасите моржа!

Вчера проглотил он морского … (ежа; "Телефон")

Загляни-ка ты в кадушку

И увидишь там - … (лягушку; "Федорино горе")

Со слонами на ходу

Поиграли в (чехарду; "Бармалей")

Море пламенем горит,

Выбежал из моря … (кит; "Путаница")

Стыдно старому реветь

Ты не заяц, а … (медведь; "Краденое солнце")

Но как черная железная нога

Побежала, поскакала … (кочерга; "Федорино горе")

Тут и мыло подскочило,

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как … (оса; "Мойдодыр")

Приходили к Мухе блошки

Приносили ей … (сапожки; "Муха - Цокотуха")

Прибегали лягушата,

Поливали из … (ушата; "Путаница")

Но вот из-за Нила Горилла идет,

Горилла идет, … (крокодила ведет! ; "Бармалей")

Глянул заинька в окно

Стало заиньке … (темно; "Краденое солнце")

Эй, вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как … (белки; "Федорино горе")

Да, здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой … (гребешок; "Мойдодыр")

И пришла к Айболиту лиса :

Ой, меня укусила … (оса; "Айболит")

Нам без солнышка обидно

В поле зернышка … (не видно; "Краденое солнце")

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу … (летают; "Путаница")

Испугалася акула

И со страху … (утонула; "Бармалей")

Викторина о театре (для старшеклассников) .

Какую страну считают родиной Театра (Древняя Греция) .

С чего начинается театр ? (Вешалка) .

Как в театре называется перерыв ? (Антракт) .

Невидимый подсказчик в театре ? (суфлер) .

Какие виды театров вы знаете (Опера, балет, оперетта, кукол и т. д.)

Как называется театр с участием кукол (Кукольный) .

Первая театральная кукла на Руси (Петрушка) .

Как зрители выражают свою благодарность артистам (Аплодисменты) .

Как назывался текст, по которому актеры учат свой текст? (Роль)

Текст постановки. (Сценарий )

Как называется устанавливаемая для театрального действия обстановка (Декорация) .

Подошла к концу разминка…

Постарались вы сейчас.

А теперь сюрприз, ребята!

В сказку приглашаем вас .

Сценка «Емеля и царевна» (есть в интернете)

Сценка «Что случилось?» (есть в интернете)

Сценка «Коза и четверо волчат» (приложение1)

Игры с залом (пока дети готовятся к выступлению)

«Театр »

Зал делится на четыре части. Первая выполняет роль правой кулисы (правой рукой как-будто отодвигают шторку со словами : «Вжик. Вжик» . Вторая – левая кулиса (тоже самое, только левой рукой) . Третья группа будет оркестром. Каждый изображает какой либо инструмент. Звучат фанфары. Четвертая группа – это зрители. Бурные аплодисменты. Итак, все готовы? Начинаем. Правая кулиса открылась. Левая кулиса открылась. Оркестр – фанфары. Аплодисменты зрителей. Представление начинается!

Веселая игра на внимание «Я - не Я» .

(Играют дети и взрослые, сидя на стульях :

на «Я» - встать, руки вверх; «не Я» - присесть) .

Кто любит шоколад?

Кто любит мармелад?

Кто не моет уши?

Кто любит гранат?

Кто любит виноград?

Кто любит урюк?

Кто не моет рук?

Кто любит мороженое?

Кто любит пирожное?

Кто любит ириски?

Кто лакает из миски?

Кто любит помидоры?

Кто жарит мухоморы?

Кто любит кино?

Кто разбил окно?

Кто любит печенье?

Кто любит варенье?

Кто любит мед?

Кто все время врет?

Кто хочет пельмени?

Кто хочет банан?

Кто упрямый, как баран?

Кто хочет «Кока - колу» ?

Кто вымоет всю школу?

Паровозик

Зал делится на две половины. По взмаху руки ведущего одна половина хлопает в ладоши обычно. Вторая часть детей хлопает в ладоши, сложив их лодочкой. Ведущий поочередно взмахивает то левой, то правой рукой - реагируя на взмах руки, зал поочередно хлопает, изображая стук колес поезда, постепенно убыстряя темп. Если ведущий поднимает вверх над головой обе руки - дети кричат : «Ту-ту!»

В заключении дети говорят слова :

Возьмитесь за руки, друзья, и воздух глубоко вдохните,

И то, что говорим всегда, сейчас всем громко вы скажите :

Клянусь отныне и навеки театром свято дорожить ,

Быть честным, добрым человеком и зрителем достойным быть.

Подведение итогов.

Награждение лучших артистов и знатоков театра .

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Коза и семеро волчат» (сказка- наоборотка ) .

Ведущая : Послушайте ребятки мою сказку- небогатку , сказку- наоборотку , на первый взгляд та же сказка , да только всё в ней наоборот. А что в ней не так,- смотрите сами! Быль это или небыль,-решать вам.

Жила- была волчица и было у неё четверо волчат : (выходят по очереди)

1- й- пушистый,-пушок,

2-й- - шустренький,- шустрик,

3-й- шустренький,- шустрик,

Все волчата умницы, а 4-й- умница из умниц, ну просто- умник.

Жили волчата по- волчьи дружно и весело, и очень любили друг друга. (танец)

Ведущая : А как зовут маму волчат?

Волчата : Волчица.

Ведущая : А вот и она. (танцуя выбегает волчица) .

Волчица : Вау, а вот и я!

Волчица : А пойду- ка я на ярмарку, типа, как на базар

Волчата : У-у-у (танец продолжается) .

Ведущая : Собралась волчица на базар и говорит волчатам :

Волчица : Волчатушки- ребятушки, ждите меня дома и никому не открывайте, говорят бродит по нашей округе здоровенная коза, по кличке «дереза» .

Ведущая : Морда у нее длинная, рога большие и острые, ходит она и всех бодает, а кого забодать не может, одурманивает. Вот (выбегает коза) .

Ведущая : Коза- дереза, черные глаза, кривая нога, острые рога, Что ты ела, что пила?

Коза : Я не ела, не пила, я сама себя пасла. Я топу, топу ногами, запорю тебя рогами,- и хвостом замету…

Все : Коза, пошла вон…

Волчата : У-у-у страхе убегают в сторону ) .

Волчица : Волчатушки- ребятушки, ждите меня дома, никуда не ходите и двери никому не отворяйте, видели какая здоровенная коза. По кличке «дереза» ?

Волчата : Ага.

(Волчица убегает)

Волчата : Пока, мама.

Ведущая : Только волчица вышла из дома, а коза тут как тут, подкралась тихо-тихо, заблеяла своим ужасным голосом :

Коза : Меее, эге- гей, волчатушки- ребятушки, это я- ваша мама пришла, отворитеся, отопритеся…

Волчата : Никакая ты не мама…

1-й : Наша мама воет, как песню поёт!

2-й : Ты «коза-дереза» - вот ты кто!

3-й : Мы тебе никогда не откроем дверь!

Все вместе : Ступай прочь, глупая коза!

Ведущая : И волчата от страха по- волчьи завыли .

Волчата : У-у-у…

Ведущая : Включила тогда коза свою смекалку и стукнула идея в её голову : решила она мёда поесть, чтобы голос медовым был.

Коза : Ха-ха-ха (убегает)

(из-за кулис выходят волчата)

Ведущая : Поела коза мёда, вернулась в логово к волчице и заблеела сладким, как мёд голосом.

Коза : Волчатушки- ребятушки, это я,- ваша мама пришла, отворитеся, отомкнитеся.

Ведущая : Все волчата ей поверили и сказали ей :

Волчата : Мама, мама!

Ведущая : Но волчонок- «умник» не поверил и сказал через дверь «козе- дерезе» :

Волчонок : А покажи- ка нам свою лапу!

Коза : Вот какая нежная у меня лапка.

Ведущая : А волчата как увидели здоровенное копыто,- зарычали хором.

Волчата : Ступай прочь, глупая коза! У нашей мамы лапа серая, когтистая. А у тебя лапа, как у слона. (и завыли) у-у-у…

Ведущая : Не сообразила коза того, что у слона копыт нету, но вспомнила, что у неё и впрямь копыта здоровенные, разбежалась она и как ударила в дверь со всей своей козлинной силы.

Коза : Бееее пойду рога наточу…беееее

Ведущая : А волчата от страха разбежались и попрятались кто куда, и затаились, тсссс…

Но и коза не лыком шита, расставила она свои колдовские сети и пошла по всем углам искать. Как отыщет волчонка,- начинает свой колдовские чары применять, козлят гипнотизировать.

Коза : Идёт коза рогатая, за малыми волчатами, кто кашу не ест, молоко не пьёт. - забодаю. Забодаю…

Сделай рожки, поклонись, иди за мной(3 раза)

А теперь все идите за мной (уводит волчат) .

Обращается к зрителям :

Коза : Сначала волчат перебодаю, а потом вас приду бодать, колдовать буду.

Ведущая : Заколдовала коза всех волчат, одного умника не нашла. на то он и умник, чтобы на уловки не поддаваться.

Коза : Одного умника найти не могу, он где- то по- умному спрятался (ищет по сторонам) . Но ничего и его найдём.

Ведущая : А пока умник прятался, он такое заклинание придумал, чтобы волчат назад вернуть, а козу доброй сделать.

Запомнил, повтори, чтобы не забыть!

Умник : Чок- чок, пятачок,

Умник я, не дурачок,

Я тот серенький волчок,

Что ухватит за бочок.

Ты волчком покрутись,

И добрее становись…

Ведущая : Придумал и побежал своих братьев и сестёр спасать. Беги…

А тут и волчица с базара вернулась.

Волчица : Волчатушки- ребятушки, это я,- ваша мама пришла, отворите, отомкните.

Ведущая : Вошла волчица в дом, а там…

Коза : А теперь и тебя, волчица, бодать, колдовать буду : идет коза рогатая…

Волчата (все вместе) :

Чок- чок, пятачок,

Умник я, не дурачок,

Коза- дереза, не таращь свои глаза,

Я тот серенький волчок,

Что ухватит за бочок.

Ты, коза, волчком крутись,

И добрее становись…

Коза : Что- то со мной не то, кажется я подобрела, бееее…

Волчица : Что с моими волчатами, где они?

Коза : А я их танцевать учила.

Волчица : Как?

Коза : А вот так!

(выбегают волчата, танец с шарами) .

Волчица : Волчатушки- ребятушки, не больно вам?

Волчата : Нет, мама, нам очень весело!

Волчица : Ну, если вам весело, то пусть и всем будет весело. Идем за мной!

Коза : И я?

Волчица : И ты…куда уж без тебя…

Ведущая : Так они и подружились. Пошли они все вместе на базар танцевать, да людей веселить- развлекать, наверное и сейчас там пляшут. Не верите? Сходите, посмотрите, да и мне расскажите, Но люди говорят, что с тех пор- все козы добрые. Во всяком случае, в этом году…

Главная > Документ

Библиотека плюс театр

В.А. Стахеева, заведующая библиотекой

МОУ Первомайской средней общеобразовательной школы Неоспорима роль театрального искусства в воспитании детей. Человечество вот уже много веков самозабвенно играет в эту волшебную игру- театр. Не случайно еще А.С. Пушкин восклицал: «Театр- это волшебный край!» К вопросам развития школьного самодеятельного театра обращались многие русские педагоги. Свои мысли об «обучающей», «воспитывающей», «облагораживающей» роли школьного театра раскрывает Н.Н.Бахтин, используя данные педагогики, психологии детской игры и реалистического актерского творчества. Анализируя некоторые характерные психологические особенности детской игры, Бахтин ставит вопрос о том, что сближает ее с природой сценического искусства и тем самым создает естественные предпосылки для занятий с детьми этим искусством, и что в свою очередь может дать детям школьного возраста, по сравнению с игрой, участие в педагогически направленной творческой деятельности по подготовке спектакля. Специфика же сценической деятельности, работа над доступной и полезной детям в воспитательном отношении пьесой, по мысли Бахтина, «представляет дисциплинирование этой способности, подчинение ее воле, определенному плану», и такую природную способность надо не глушить, а с помощью театральных занятий поддерживать и развивать в детях именно в целях нравственного и эстетического развития личности. Это положение Бахтина перекликается с мыслями К.Д. Ушинского о роли чтения художественной литературы и с высказываниями Н.К.Крупской о значении творческой деятельности детей, в частности театральной самодеятельности, для приобретения и обогащения нравственного опыта, воспитания эмоциональной отзывчивости на чужую радость или горе. Бахтин указывал на значение школьного театра для глубокого освоения литературных произведений. Он подчеркивал большой воспитательный смысл участия детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах. В отличие от взрослого театра, детский театральный коллектив становится крепким и в обыденной жизни, причем иногда на долгие годы. Это важнейшая особенность детского театрального школьного коллектива необходима для нынешней педагогики особенно. Школьному театру, как ни одному самому замечательному педагогу, удается сплотить самых разных детей: по возрасту, полу, интеллекту, внешним данным. Валентина Анатольевна Стахеева пришла на работу заведующей библиотекой Первомайской средней общеобразовательной школой, имея диплом режиссера клубных мероприятий. Заочно она сумела закончить Санкт-Петербургскую академию культуры и получила специальность библиотекарь-библиограф. Освоившись, Валентина Анатольевна поняла, что она может использовать в своей работе предыдущий опыт, формы и методы клубной деятельности совмещать с библиотечными. Общаясь с детьми разного возраста, она заметила, как, взрослея, они нередко утрачивают интерес к художественной литературе. Это происходит к 4-5 – м классам. Свои познавательные потребности школьники часто удовлетворяют через телевидение, компьютер, справочную литературу, которые несут огромный поток информации. Он, несомненно, способствует быстрому интеллектуальному совершенствованию, но на этом фоне ощущается явное отставание эмоционального развития. Как добиться того, чтобы ребята сами захотели читать хорошие книги, не только схватывали сюжет, но понимали, какие проблемы решаются в произведении, обращали внимание на художественные детали, имели свое мнение о прочитанном, сопереживали героям? И сделать это надо ненавязчиво, нестандартно. Валентина Анатольевна стала часто проводить утренники, конкурсы, викторины, игры. Ребята начали читать чуть больше, но это не решало поставленной задачи. Как же спасти души ребят, помочь им увидеть этот прекрасный и удивительный мир? Как передать им свое восхищение, научить любить книгу, осознать прочитанное, а через это глубже проникать в смысл переживаний других, вернее понимать волнения, желания, поступки - свои и своих друзей? Валентина Анатольевна решила при библиотеке создать школьный театр книги. Дети без конца играют в театр. Ребенок находит сюжет, подбирает необходимую мебель, вещи, распределяет роли, выбирает игрушки. Ребята чувствуют, кто из сверстников способен лучше исполнить ту или иную роль. Они стремятся играть по-настоящему, меняя движения, интонации голоса, переодеваясь в разные костюмы. Театр книги «Фантазия» существует пятнадцать лет и имеет уже свой репертуар. Как много школьников за эти 15 лет ступили на подмостки сцены, сколько состоялось дебютов! А многие участники, выступив однажды перед зрителями, не расставались со сценой по несколько лет. Самых маленьких театр встречает сказкой. В сказках удивительно органично сочетается занимательность и мораль. Именно в младшем возрасте закладываются основы нравственности, вера в доброе, в конечную справедливость, желание помочь тем, кто в беде. В репертуаре маленького театра в основном сказочные постановки и театрализации по творчеству детских писателей: С.Я.Маршака, С.Михалкова, Н Носова, Г.Успенского, А.Л. Барто, К.Чуковского, В.Драгунского и других. Школьники старших классов черпают вдохновение из произведений А.С. Пушкина, Фонвизина. Театром поставлено около десяти новогодних представлений – сказок: «На площади серебряных часов», «Приключения Саши и Шуры», «Зимняя сказка», «Вас приглашает Снегурочка» и другие. Создание творческого коллектива ребят. К этой проблеме каждый подходит по-своему. Валентина Анатольевна приглашает играть в спектакле даже детей, имеющих по тем или иным причинам трудности в общении со сверстниками и тех, кто никак не может найти себя на учебных занятиях. Правда, чтобы выйти на сцену, детям надо много и долго работать над своей речью, воображением, пластикой - всем тем, что необходимо в театре да и в жизни. Но занимаются этим учащиеся не на уроке, не под критическим взглядом преподавателя, а в свое свободное время, вместе с такими же детьми, много еще не умеющими, но готовыми помочь, подсказать, чтобы стать потом на сцене коллективом единомышленников. Так рождается коллектив. Коллектив театра книги «Фантазия» постоянно обновляется, на смену выпускникам приходят первоклашки. Опросы выпускников, которые хотя бы раз сыграли на сцене, показывают, что в их памяти от лет, проведенных в школе, остаются наиболее яркими эпизоды их игры в спектаклях. При встрече с руководителем школьного театра они всегда интересуются современными постановками. Сложность состоит в том, что литературные произведения для детей, даже любимые ими сказки, нужно уметь инсценировать, то есть перевести с языка слов на язык действий. Их требуется бережно переосмыслить и с минимальными потерями донести до современного ребенка – исполнителя и ребенка-зрителя. Не каждый из руководителей школьного театра способен с этим в достаточной мере справиться. Ставя спектакль, Валентина Анатольевна всегда пишет точный календарный план своей работы: - время на репетиции за столом (выразительное чтение текста),

Репетиция в «загородке» (условно-выраженное пространство),

Монтировочные репетиции по блокам, - «прогонные репетиции» и - «генеральные репетиции» (минимум 1-2). К изготовлению костюмов и декораций привлекаются сами ребята и их родители. Оформление тоже очень важно. Возможности школы весьма ограничены. В то же время нельзя забывать, что без тщательно подобранного костюма, грима и прочих простейших вспомогательных средств будет серьезно обесценено даже талантливое исполнение роли. Репетиции, пусть даже очень маленького спектакля, доставляют детям много удовольствия. Оформление места действия, необычные, красочные костюмы углубляют их переживания. Валентина Анатольевна говорит, что, работая над спектаклем, они не ставят цели, что любая постановка – это выступление для выступления. В первую очередь, это детское творчество, и ценность его заключается не только в результате, а в самом процессе. Важно, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. И деятельность театра организована так, чтобы ребята чувствовали, что они играют и для себя, и бывают захвачены этой игрой. Лица ребят после выступлений после выступлений бывают счастливыми. Они получают радость от своего творчества, от общения со зрителями. После спектакля они долго не могут разойтись и делятся впечатлениями. Коллектив театра книги «Фантазия» постоянный участник районных театральных фестивалей и конкурсов. Особенно были отмечены спектакли: «Вниз по волшебной реке» Э.Успенского, «Кошкин дом» С.Я. Маршака, «Одолень-трава» Любимова, «Два клена» Е. Шварца, «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина, «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова,«Сказка о правде» М. Алигер, «Не буду просить прощения» С. Прокофьева, «Огонек на ветру» Т.Макарской. Всего театром книги поставлено более 30 спектаклей. На страницах районной газеты «Заря Севера» неоднократно помещались заметки о спектаклях театра книги «Фантазия». Вот что пишет почитательница театра: «Мне неоднократно приходилось быть зрителем на спектаклях, поставленных первомайскими актерами. Глядя на них, иногда забываешь, что действие происходит на обычной районной сцене, так как надо отдать должное умению ребят держаться на публике, вживаться в образы героев. И надо видеть, как радуются юные артисты, если их выступление находит отклик в сердцах зрителей. А ведь для любого артиста – это главная награда. Театр воспитал не одно поколение талантливых детей. В 2005 году «За актерское мастерство» получили Почетные грамоты Гавритенко Катя, Черняев Олег, Бушманова Марина. А еще раньше такие же грамоты были вручены Рябевой Оле, Шашериной Наташе, Жаравиной Оле, Корепину Андрею, Лобову Коле, Некипелову Жене, Горюновой Тане, Казаковой Юле и другим. Результаты превзошли ожидания. Ведь при подготовке спектакля детально изучаются произведение и творчество автора, эпоха, быт, костюмы, нравы; анализируются каждый поступок, движение, чувство персонажей; все учат наизусть большие отрывки из произведений и уже в жизни, при общении, используют цитаты из пьес. Когда человек окружен такой творческой аурой, он не способен совершить дурной поступок, у него все получается, он готов, как губка, впитывать в себя и знания, и чувства, и любовь, делиться этим богатством с другими. На вопрос «Что дал тебе школьный театр?» участница кружка Марина Бушманова ответила: «Театр дал мне многое. Кажется, что именно он вывел меня на новый путь вдохновения. Я буду творить, я буду выступать. Ведь именно на сцене я могу показать, какая я в душе». А вот слова Кати Чернышевой: «Здесь мы получаем творческий заряд на всю последующую жизнь, какую бы профессию не избрали. Театр является отличным учителем. Это мир прекрасного и сказочного царства». Две воспитанницы школьного театра Киркина Е.М. и Казакова О.А. продолжили дело Валентины Анатольевны, они создали свои театральные коллективы. Это особенно радует: дело, начатое в школе, нашло свое продолжение на профессиональной основе. Влюбить читателей в литературу, поэзию, помочь сформировать художественный вкус, содействовать развитию творческих способностей, привить потребность в познании прекрасного - вот задачи, которые должна решать библиотека. Русский педагог О. Галахова в докладе о влиянии театрального искусства на детей еще в 1916 году утверждала: « Театр- школа жизни. Его воспитательное значение гораздо шире, чем действие книги». Библиотека плюс театр - замечательное содружество, способное приносить плоды в области развивающего чтения детей, подростков, да и взрослых читателей. Литература

    Изучение, обобщение и распространение инновационного библиотечного опыта работы. (Методические рекомендации в помощь методисту по библиотечному фонду). // Школьная библиотека – 2004.-№5.-с. 19-24. Рубина Ю.И. и др. Театральная самодеятельность школьников: Основы педагогического руководства. Пособие для учителей и руководителей театральных коллективов.-М.: Просвещение.-1983.-176с. Бондарев В.П. Школьный театр- средство для самореализации личности обучающихся. // Дополнительное образовании.-2000.-№10.-с.42-43. Опарина Н. Школьный театр: Организация и режиссура. // Сельская школа.- 2003.-№3.-с. 64-69.

Сценарий

ПРАЗДНИКА « ГОРОДОК ЧУДЕС»

По мотивам произведений Н.Носова, В.Драгунского, Э.Успенского, В.Голявкина, Б.Заходера.

Для учащихся 1-4-х классов.

Действующие лица:

Библиотекарь

Колоброд

Дочь библиотекаря

Лесовички

Библиотекарь: Добрый день, дорогие дети и уважаемые взрослые!

Наша встреча происходит в апреле. А как говорят: весь апрель – никому не верь, то есть апрель ассоциируется с шуткой, юмором, выдумкой.

И у нас сегодня веселый праздник, праздник юмористический.

Вы любите юмор?

А вы любите волшебство и чудеса?

Я как, библиотекарь, хочу спросить вас: где мы можем прочитать про чудеса? В книгах и журналах.

Например, в журнале « В тридевятом царстве».

Там герои Тюхтя, Мастеря и Колоброд знакомят ребят с лучшими произведениями литературы, попадая в самые отдаленные уголки тридевятого царства.

Эти лесовички живут на маленькой поляне в лесу.

У Колоброда есть книга « Магия на каждый день». Это особая волшебная книга. Ее можно читать только тогда, когда ей самой этого захочется.

При этом из нее выпадает тот самый листок, который она дает почитать, но удивительное дело, листков в ней никогда не убывает.

И вот однажды из книги выпал лист. Лесовичок поспешно развернул его.

Это была карта. Карта нашего Кичменгского Городка.

(лесовичок побежал к друзям).

Колоброд: У меня карта Кичменгского Городка. Пора отправляться в путь.

Тюхтя: А чего там хорошего?

Колоброд: Как чего? Сегодня Кичменгский Городок превращается в Городок Чудес. Улицы села заселяют герои юмористических рассказов и стихов.

Любопытство колобродит:

На печи сидеть не впрок,

И толкает и выводит

Ранним утром за порог.

И пускай я- непоседа!

И дорога далека!

Интересная беседа

Мне дороже пирога.

По оврагам и болотам,

Через горы и леса

И за каждым поворотом

Ожидают чудеса!

Мастеря: Ну, айда по калитку.

(выносят калитку, на ней надпись: « Куда пожелаете?»)

Колоброд: (ткнул в карту пальцем и прочитал: Кичменгский Городок.

(калитка окрывается и герои проходят в нее).

Библиотекарь: Как вы думаете я узнала про лесовичков и про городок чудес, в который однажды превратился наш Кичменгский Городок. А дело было так.

Дочь библиотекаря: Как - то летом я у дедушки и бабушки залезла на чердак и заметила сундук. Меня заинтересовало, что там внутри. Я подняла крышку и увидела, что там лежат школьные учебники и тетради. Посмотрела я учебники, тетради, с отметкам, что поставлены красным карандашем и хотела уже закрыть крышку, как увидела на дне сундука еще одну тетрадь.

Открыла я ее и прочитала: « Достоверные записки Ани И Вани о необыкновенных путешествиях по Городку чудес». Меня, конечно, это очень заинтересовало и я принесла эту тетрадь маме и мы ее прочитали.

Библиотекарь: да мы прочитали с дочкой всю тетрадку. Из этих записей мы узнали, что оказывается однажды через наш Кичменгский Городок ночью пролетел волшебник Книж. Ему сверху понравилось наше спокойное село. Он решил задержаться хотя бы на денек.

А мы знаем, что если рядом волшебник, то случаются чудеса.

Да, когда жители Кичменгского Городка проснулись назавтра, то они не узнали своих улиц. Наш Кичменгский Городок был превращен в Городок Чудес.

И когда, проснулись брат и сестра Анечка и Ванечка, они услышали и увидели вот что:

Лесовички: - Ты еще не видел чуда?

Никогда не видел чуда?

Вот беда не видел чуда.

Так сходи и посмотри.

Ты увидишь просто чудо,

Удивительное чудо!

Ванечка: Какое чудо?

Анечка: Я хочу видеть чудо!

Ведущие: И наши лесовички повели Анечку и Ванечку на улицу.

А на улице было такое! Оказывается все улицы за ночь были переименованы.

Улица Заречная, на которой стоит наша школа и этот клуб стала называться улицей ФАНТАЗЕРОВ.

И на ней поселились герои всеми любимого писателя Н. Носова.

Вобщем, вы это все сами увидите. Как раз на эту улицу « Фантазеров» ведут лесовички Колоброд, Тюхтя и Мастеря Анечку и Ванечку.

Инсценировка « Фантазеры»

« Бобик в гостях у Барбоса»

Анечка: Мне хочется посмотреть, что на других улицах.

Тюхтя: Тогда вперед.

Ведущий: Пока наши герои бегут через реку Вообразилию, то есть через реку Кичменгу. Я хочу сказать, что на улице Фантазеров, то есть на Заречной улице мы посмотрели инсценированный рассказ « Фантазеры» и рассказ «Барбос в гостях у Бобика» Н. НОСОВА.

Ванечка: Вот мы и на Первомайской.

Мастеря: Нет, эта улица сейчас называется ОЗОРНАЯ.

Тюхтя: И на ней поселились герои рассказов Виктора Драгунского.

Инсценировка рассказов:

« Заколдованная буква».

« Пожар во флигеле, или подвиг во льдах».

« Главные реки».

« Где это видано, где это слышано»

Колоброд: Мы уже посмотрели и рассказы Драгунского.(перечисляет).

Но у меня любопытство колобродит. Идемте дальше. Если посмотреть на наш план села, то мы можем попасть на улицу Советскую.

Ванечка: Значит, она не переименована. Так и осталась Советской.

Колоброд: Волшебная книга говорит, что там поселились герои Успенского. И если вы расскажете хотя бы одно стихотворение Э. Успенского, книга расскажет как называется эта улица.

(пошушукались Ваня и Аня. Ваня рассказывает стихотворение « Память» Успенского.

Колоброд: Книга говорит, что улица Советская превратилась в ««РАЗНОЦВЕТНЫЙ БУЛЬВАР»

Инсценировка « Охотник».

« Академик Иванов».

Тюхтя: А сейчас мы по улице Центральной выйдем на главную площадь Кичменгского Городка.

Мастеря: Ты опять говоришь не по волшебству. Наш план села и книга говорит, что мы по проспекту ЧУДАКОВ пройдем на ЗАБАВНУЮ площадь! Правда Колоброд?

Колоброд: Правильно. Только давайте чуть- чуть остановимся на проспекте Чудаков и посмотрим на героев Б. Заходера

«Два и три».

Ванечка: Я слышу музыку, за мной на Забавную площадь.

Песня Юры Наволоцкого.

Колоброд: Волшебная книга говорит, что мы только тогда сможем покинуть эту площадь, если кто-то из нас споет песню.

Песня « Звездочка» Гали Карачевой.

Тюхтя: Вы тоже учитесь в школе. Ну-ка, пока мы идем туда, задайте нам какой- нибудь вопрос.

Ваня: Сколько будет девятью девять?

Тюхтя: это больше четырех.

Ваня: И насколько же больше?

Мастеря:(развел руки в стороны) Примерно вот на столько.

Ваня: Позор. Вы не знаете таблицу умножения на 9!

Колоброд: Почему не знаем. Я знаю все, только на минутку в книгу загляну.

Аня: Не думаю, что эта уловка тебе поможет. Никто не может научиться умножать за минутку.

Колоброд: Хочешь узнать один из секретов устного счета?

Давай прочтем, что было написано в Волшебной книге: Положи перед собой руки и мысленно пронумеруй все пальцы. Предположим, тебе надо перемножить 3 на 9.

Аня: Зачем мне это надо. Я итак, знаю таблицу умножения.

(Вдруг герои Голявкина окружают лесовичков и брата с сестрой.)

Здравствуйте, вы пришли к нам в гости.

Давайте познакомимся.

Тюхтя, мастеря, Колоброд, Ваня, Аня.

А мы герои Голявкина и поселились на улице УДИВИТЕЛЬНОЙ.

Да, вашу улицу Комсомольскую мы назвали улицей Удивительной. Правда красиво.

Инсценировка: « Как я всех обманул».

« Лукьян».

« Болтуны».

« Козел- баран».

« Яандреев».

Мастеря: Ребята, по стихам моих друзей вы поняли к улице какого автора мы подошли?

А где живут звери, кроме зоопарка. Правильно в лесу.

Итак, на какую мы улицу пришли?.

Правильно, на Лесную.

Только, если по- нашему, то на ЧУДНУЮ.

« Столяр Кушаков».

« Иван Иванович Самовар».

Ведущие: Так и водили лесовички наших Ваню и Аню, пока те не ёустали и не ушли спать.

А назавтра они написали все это в этой тетради.

А нам остается гадать, то ли они это все видели наяву, то ли это им приснилось.

Музыка песни « Городок». Все герои кланяются.

1. Обобщение опыта работы В.А. Стахеевой, заведующей библиотекой Первомайской средней общеобразовательной школы ………………………..4

2. Сценарий праздника « Городок чудес» ……………………………………10

В этот день можно провести конкурс «Театральные подмостки». Это мероприятие помогает формированию у учащихся активности, самостоятельности, умения быстро ориентироваться. Для участия в конкурсе заранее определяется 5 человек, они готовят представление себя (могут помогать другие ученики), так же они приносят с собой любой бросовый материал для изготовления костюма, а об остальных конкурсах они узнают на самом мероприятии.

Вечер «Театральные подмостки»

Ход вечера

(Ведущие выходят под звучание песни «Ах, этот вечер...».)

Ведущий 1 : Здравствуйте, многоуважаемые зрители, болельщики и те, кто просто заглянул в наш уютный зал.

Ведущий 2 : Сегодня, в международный день театра мы объявляем о начале конкурса «Театральные подмостки».

Ведущий 1 : Ведут этот вечер - ...

Ведущий 2 : И... (ведущие представляют друг друга)

(Перед началом конкурса ведущие могут немного рассказать о том, что такое театр вообще, когда он возник и т. д.)

Ведущий 1 : Мы традиционно начнем с представления наших участников - это пять самых смелых, творческих учеников нашей школы. Они приготовили визитную карточку о себе - это и будет нашим первым конкурсом. Первыми на эту сцену мы приглашаем...

(Идет представление участников.)

Ведущий 2 : С нашими участниками мы познакомились, нас вы тоже знаете, но кого-то мы все-таки забыли.

Ведущий 1 : Конечно, забыли, мы еще не представили наших вершителей судеб - справедливое и уважаемое жюри.

(Представление жюри.)

Ведущий 2 : Ну вот, теперь все представлены, и мы переходим к нашему второму конкурсу. Называется он «Вопросики».

Ведущий 1 : Мы приглашаем всех участников на сцену и раздаем им карточки с вопросами. Пока они читают вопросы и думают, как на них ответить, я объясню вам, что вопросы были взяты из известных вам литературных произведений.

(Участники по очереди вслух зачитывают вопрос и отвечают на него.)

Примерные вопросы:

1. Кто из русских писателей и к какому произведению дал эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». (Н.В. Гоголь «Ревизор».)

2. Из какой шелковой ткани были сшиты платья дочерей купца в сказке «Аленький цветочек»? (Атлас.)

3. Кто из русских писателей написал три романа, название которых начинается с буквы «О»? (И.А. Гончаров «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история».)

4. Труды какого английского экономиста читал Евгений Онегин? (Адам Смит.)

5. Какое событие произошло между дядей Федором и его родителями, и послужило причиной отъезда в Простоквашино? (Ссора.)

Ведущий 2: Замечательно, жюри сделало себе пометки о том, кто правильно ответил на вопрос и мы переходим к третьему конкурсу, который называется «Жующий человек».

Ведущий 1: Для актера бывает немаловажным разыграть пантомимический беспредметный этюд. Сейчас нашим участникам предлагается съесть предмет так, чтобы всем сразу стало ясно, что вы едите. Каждый участник получает карточку с теми предметами, которые ему необходимо съесть.

Ведущий 2 : У каждого участника три предмета. Как только зазвучит музыка, вы начинаете «есть» первый предмет, как только мы говорим, что предмет сменяется, вы переходите ко второму блюду, а потом, когда мы дадим команду, вы перейдете к «употреблению» третьего блюда.

(Звучит музыка, участники показывают пантомиму, для задания можно использовать следующие предметы: семечки, червивое яблоко, костлявая рыба, спелый арбуз, тающее мороженое, не прожаренный шашлык, спагетти, манная каша, касторка, спелая груша, банан, рисовая каша китайскими палочками, слива, горячая печеная картошка, конфета.)

Ведущий 1 : Отлично, вы так аппетитно ели, что я тоже захотел перекусить.

Ведущий 2: Жюри ставит оценки, и мы слушаем итоги за три конкурса.

Ведущий 1 : Первые итоги ясны и мы продолжаем конкурсные задания. Для следующего конкурса, который называется «Театр начинается с вешалки» участники принесли с собой бросовый материал.

Ведущий 2 : Сейчас участникам раздадут карточки с именами персонажей, костюм, которого им предстоит сделать. Их друзья могут помогать готовить костюм за кулисами.

(Под музыку участники удаляются за кулисы и готовят там костюм следующих сказочных персонажей: Снежная королева; Кощей бессмертный; Баба Яга; Водяной; Леший. Костюм может демонстрировать как сам участник, так и его помощник.)

Ведущий 1: Пока наши участники находятся за кулисами, мы проведем игру с залом.

(Зал вместе с ведущим произносит слова и повторяет его движения:

Приходили - приходили

(Идем на месте.)

Ежики - ежики

(Раскрываем ладони, сжимая и разжимая пальцы.)

Наковали - наковали

(Ударяем кулак о кулак.)

Ножницы - ножницы

(Руками показываем ножницы.)

Бег на месте - бег на месте

(Бежим на месте.)

Зайчики - зайчики

(Показываем уши.)

Ну-ка, дружно! Ну-ка, вместе!

(Все девочки громко кричат «Девочки!», все мальчики кричат «Мальчики!»)

Игра обычно проводится 2-3 раза.

Как только участники будут готовы - под музыку ведущие называют сказочный персонаж и участники демонстрируют костюмы. Можно предложить продемонстрировать костюмы, а жюри и в зале должны узнать персонажа.)

Ведущий 2 : Пока наши участники снимают костюмы, мы послушаем итоги прошедших конкурсов, которые нам объявит жюри.

Ведущий 1: Мы для наших актеров приготовили еще один конкурс - «Манекены». Для участия в нем мы приглашаем всех актеров на сцену.

Ведущий 2: Им предлагается представить себе следующую ситуацию: в магазине одежды разбили стекло и испортили все манекены. Администрация этого магазина обратилась в театр за помощью попросив постоять актеров в витрине пока не привезут новые манекены. Нашим участникам необходимо застыть в различных позах.

Ведущий 1 : Отлично, пока вы справляетесь с этим заданием. Но сложность не в этом. Пока наши актеры стоят в витринах, привозят новые манекены и их начинают менять местами, переодевать. Задача участников конкурса: продержаться в выбранной позе, не смотря ни на какие обстоятельства.

Ведущий 2: Если актеры готовы, то мы приглашаем в наш магазин грузчиков.

(Звучит музыка, па сцене появляется группа ребят посильнее, одетых грузчиками и имеющих определенную фантазию. Они перетаскивают застывшие фигуры актеров по сцене, надевают на них верхнюю одежду, возможно составление целых композиций из «манекенов».)

Ведущий 1 : Отлично, наши актеры успешно справились с ролью манекенов.

Ведущий 2 : Следующий наш конкурс «Скороговористы». Профессиональные актеры должны уметь быстро и четко говорить, поэтому нашим участникам необходимо произнести скороговорку, которая написана у них на карточке.

Варианты:

Уж и ужи уже в луже.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

Водовоз вез воду из водопровода.

Курьер курьера обгоняет в карьер.

Ведущий 1 : Мы поняли, что наши участники замечательно умеют произносить скороговорки, а что думает о талантах участников жюри, мы сейчас узнаем.

(Жюри подводит итоги прошедших конкурсов и объявляет общий балл за все конкурсы.)

Ведущий 2: Поаплодируем тем участникам, которые лидируют, и поддержим тех, у кого еще мало баллов, не расстраивайтесь, впереди еще много конкурсов.

Ведущий 1: Очень часто актерам приходится озвучивать различные радиоспектакли или фильмы, поэтому следующий наш конкурс - «Озвучка». Участникам предстоит изобразить голосом те явления, которые указаны у них на карточках.

(Участники получают карточки, в которых написано по два задания:

Причаливающая моторная лодка;

Водосточная труба во время дождя;

Заводящийся мотор автомобиля;

Закипающий чайник;

Вой сирены;

Шторм на море;

Тормозящий автомобиль;

Топот коня;

Шум взлетающего самолета;

Крик чаек.)

Ведущий 2 : Все актеры замечательно справились с озвучкой и мы продолжаем наши конкурсы.

Ведущий 1 : Конкурс «Ситуация». Для актера важно умение читать стихи. Но вот читать с определенной интонацией довольно-таки сложно. Участники должны прочитать известное всем стихотворение Агнии Барто «Наша Таня громко плачет» в предложенных ситуациях, которые указаны на карточках.

(Можно использовать следующие ситуации - для каждого участника две ситуации: на улице минус сорок, а вы стоите босиком; вы жуете горячую картошку; вы оратор, которого слушает человечество; вы работник милиции, составляющий протокол; вы ребенок трех лет читаете стихотворение перед гостями; вы священник, читающий проповедь в церкви; в час пик вы садитесь в маршрутку; вы участник концерта: работающий без микрофона в большом зале; вы придираетесь к маленькому ребенку; у вас на спине тяжелый груз.)

Ведущий 2: Мы переходим к следующему конкурсу. Самое сложное в работе актера - сыграть животного. Ведь для этого необходимо быть очень наблюдательным, тем более что словами пользоваться нельзя, а нужно точно воссоздать звуки и движения. Ведь животные умеют общаться друг с другом.

Ведущий 1 : Вот и сейчас, здесь встретятся двое животных и на наших глазах поговорят друг с другом через забор. Изобразят все это наши участники в конкурсе «Разговор животных».

(Для проведения конкурса необходимо поставить ширму, чтобы актёры не видели друг друга. У каждого участника на карточке написаны названия двух животных. Ведущие по очереди называют нары, которые будут общаться, они могут быть следующими: петух и курица; маленькая собачка и большой злобный пес; лев и козленок; баран и гусыня; свинья и козел.)

Ведущий 2 : У нас получился замечательный зоопарк, а вот что думает об этом наше жюри, мы сейчас узнаем.

(Жюри объявляет итоги по всем конкурсам.)

Ведущий 1 : Следующий конкурс очень серьезный, он называется «Телефон доверия». Сейчас будет звучать запись телефонного звонка человека, который просит помочь ему в той или иной ситуации, а задача участников - сориентироваться и дать хороший совет звонящему.

Для конкурса можно использовать следующие ситуации:

«Мне десять лет. У нас дома живет котенок. Я получил двойку по математике, и мама обещает за это выбросить моего котенка на улицу. Что мне делать, ведь я не могу быстро исправить эту двойку?»

«Мне семнадцать лет, я учусь в одиннадцатом классе, но еще не решила, что делать дальше - где учиться или работать. Говорят, что нужно выбрать то, что любишь, а что мне делать, если я люблю только колбасу?»

«Мне уже двенадцать лет, но бабушка продолжает меня провожать в школу, надо мной смеются мои одноклассники! Что мне делать?»

«Мне очень нравится один мальчик из параллельного класса, но он не обращает на меня никакого внимания. Что мне делать?»

«Меня предал друг. Мы дружим уже восемь лет, а когда нужно было выбирать с кем сидеть за партой, то он выбрал девчонку. Что мне делать?»

Ведущий 2: К сожалению, наш конкурс подходит к концу и мы просим жюри подвести итоги и обозначить победителей.

(Подведение итогов, награждение победителей - 1, 2 и 3 место.)

«День театра»

конкурсная программа

к Международному дню театра

Разработку выполнила:

Воспитатель в ГПД

Машенцева Татьяна Петровна

23.03.2016 г.

Цели и задачи конкурса:

пропаганда театрального искусства;

развитие способностей обучающихся в совместной творческой деятельности;

выявление наиболее одаренных, талантливых детей;

развитие коммуникативных навыков.

Возраст участников : 7-9лет.

Оборудование:

Стенд «Развитие театрального искусства в Саратовском крае»;

Мультимедийное оборудование;

Приложение №1 Презентация «Театр Древней Греции»

Приложение №3 Пригласительные билеты на спектакль «Стоит в поле теремок».

Используемая литература:

В. Бармин. На школьных подмостках Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г. - 144с.

И.А. Агапова, М.А Давыдова. Театральные постановки в средней школе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г. - 412 с.

Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.

Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.: ил..

Интернет ресурсы:

[email protected] ;

http://www.myshared.ru/user/4776/ ;

http://ppt4web.ru/ .

Ход мероприятия

Вступительная часть.

Педагог:

Какое чудо — оказаться в сказке

С героями оживших вдруг легенд!

Нас удивляют их костюмы, маски,

Захватывает действия момент.

Они поют, горюют, размышляют…

Накал страстей передается нам.

Игрой своей нам души зажигают.

Искусство их — театр, не балаган.

Сегодня славим мастерство актеров,

Поздравить с Днем театра их спешим,

Гримеров, костюмеров и суфлеров -

Мы всех за волшебство благодарим !

Алёна: Добрый день, ребята. Прежде, чем начать нашу праздник, я хочу загадать вам загадку:

Там есть сцена и кулисы,

И актеры, и актрисы,

Есть афиша и антракт,

Декорации, аншлаг.

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно... (ТЕАТР)

Приложение №1. Презентация «Древнегреческий театр»

Александра: Да, речь сегодня пойдет о театре. Я хочу немного рассказать об истории театра.

Слово «театр» - греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.

Анна: В Древней Греции представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве. 27 марта в Древней Греции проходили Великие Дионисии - праздники в честь бога виноделия Диониса. Они сопровождались шествиями и весельем, было много ряженых. А с 1961 года этот день, 27 марта, стали отмечать во всем мире какМеждународный день театра.

Алёна:

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать:

Всё, что на свете, человечно.

Здесь всё прекрасно -

Жесты, маски, костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.

Александра: Мы сегодня вам докажем, что вы - талантливы друзья,

Мы сегодня вам раскроем все секреты мастерства.

Педагог: К нам в гости пожаловали артисты разносторонние, трагические, смешные и просто озорные. Встречайте их громкими аплодисментами. А ведь сейчас, ребята вы аплодировали себе. Ведь сегодня нашими артистами будете именно вы!

Знаете ли вы, что хлопая в ладоши, вы исполняете один из древнейших ритуалов связи с высшим миром. А в наше время ученые утверждают, что хлопанье в ладоши оказывает благотворное влияние на весь организм. Так что, почаще хлопайте - это полезно и всегда поднимает настроение! Давайте еще раз похлопаем!

Анна: Много есть на свете театров, и конечно же, артистов

И растем мы им на смену, подрастаем очень быстро.

А у нас сегодня праздник. Тихо занавес раскрылся

И на сцене первоклашки - наши школьные артисты.

Основная часть.

Алёна: Наш праздник продолжается и впереди у много творческих испытаний и чтобы с ними справиться, предлагаем провести разминку настоящего актера!

1. Конкурс «Разминка актёра».

педагог объясняет правила, девочки-Ведущие распределяются по залу

Педагог: Хлопки и есть наша особая актерская разминка, ведь настоящий актер любое действие может превратить в творчество. Вот и мы с вами сегодня будем хлопать не просто, а творчески. Для этого мы будем бить левой ладонью по правой. Вот так. При этом ладони как бы скользят друг по другу. При этом, правая рука - направляющая, выходит вперед, а левая идет назад. Это «выстрел». Давайте попробуем. А теперь поменяем руки.

- Отлично! Теперь я вижу, что вы все разогрелись. Однако! На сцене любое действие должно быть оправдано актером. Оправдано - то есть стать правдой. Только так зритель поверит, в то, что происходит на сцене. (Если актер сам не верит в то, что происходит на сцене, зритель обязательно это почувствует как наигрыш или фальшь). Сейчас мы с вами снова устроим перестрелку, но теперь обязательно вкладываем в свой выстрел какую-либо эмоцию. Например, если это гнев, вы увидите это в моей мимике, моем положении тела, в силе моего хлопка. Я могу выстрелить в вас так (гневно), а могу так (радостно).

Итак, сейчас ваши ведущие будут в вас стрелять с разными эмоциями, вы стреляете в них с той же эмоцией, но … не копируйте ведущих, а лишь возвращайте тоже чувство. У кого-то радость такая, а у кого-то такая.

Ну что ж давайте попробуем, ваши ведущие будут вам помогать. Наша первая эмоция - Гнев !

- Испуг! -Печаль! -Радость !

Это было здорово, ребята! Теперь я порошу всех отправить нашу последнюю эмоцию прямо в космос! Вот так! Наша эмоция - Счастье! Все наполняемся самой большой радостью, счастьем от того, что мы собрались здесь сегодня, что у нас впереди еще много интересных испытаний, что праздник продолжается, что всех нас здесь объединил Его Величество Театр. Итак, эмоция счастье. Приготовились! Ручки подняли, стреляем громко на счет три. Раз! Два! Три! ( хлопок)

Молодцы! Отлично! Космос принял наш сигнал. Ладоши еще не болят? Тогда похлопали себе еще разок! Спасибо вам, а теперь я попрошу всех сесть на свои места ( дети садятся).

Анна: Как замечательно! Какие вы молодцы! Какие талантливые и артистичные!

Педагог: Ребята, а кто из вас выступал на праздниках? А что вы делали? (пели, читали стихи), а может кто-то из вас танцевал? А кто участвовал в сценках? Сколько у нас артистов!

Алёна: Я предлагаю совершить увлекательное путешествие в волшебный мир театра, потому что каждый, кто попадет в этот мир, становится немного другим, стоит только подключить фантазию и немного воображения. Отправимся за кулисы, чтобы узнать тайну рождения спектакля, и стать активными участниками этого творческого процесса.

Приложение №2 Презентация «Образ театрального героя»

Педагог озвучивает презентацию.

Александра:

Только сегодня,

Только у нас

Театр открывает

Волшебный занавес для Вас!

Проходите в наш театр.

На сцену приглашается 10-15 детей.

Педагог: Чтобы стать настоящим артистом нужно уметь многое делать: владеть мимикой, жестами, четко, ясно произносить текст, пластично двигаться.

Итак, мы предлагаем вам на время стать артистами. Вставайте в круг и внимательно следите за тем, что я буду говорить, и выполняйте вместе со мной.

2. Конкурс «Актёрское мастерство».

Смотрите, лужа впереди,

Ее нам надо обойти.

А вот большущее лежит бревно,

Нам очень трудно перелезть через него.

Теперь тропинка стала так узка,

Что балансировать приходится слегка.

А вот глубокий и широкий ров,

И из него воды нам слышен рев.

Как через ров мы перейдем?

Ну, догадались вы? Конечно же, прыжком.

И вдруг мы в сказке очутились.

Взглянув вокруг, мы сильно удивились.

Бежит зайчишка озорной.

Постой, трусишка, не беги, постой!

Мы так же прыгаем, как ты,

Не веришь, ну - ка посмотри!

Умеем красться, как хитрющая лиса,

Хвостом дорогу заметая: не оставить бы следа!

Умеем рыскать, как сердитый волк,

Которого зовут «зубами щелк».

Сумеем и, как мишка, мы пройти,

Сметая все, что попадется на пути.

Анна : Все ребята здесь прирожденные актеры!

Алёна: Ну, теперь, мы готовы покорять театральные вершины! Ну что, в путь?

Вместе: В путь!

3. Конкурс «Конкурс дикторов». Каждый актёр должен обладать хорошей сценической речью, дикцией.

Ведущий просит детей повторить скороговорки.

Дали Клаше каши с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.

Ткачи ткали ткани на платья Клаве и Тане.

На дворе — трава, на траве — дрова.

Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Тараторят, тарахтят тридцать три вагона в ряд.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

4. Конкурс «Сценическая пластика».

Каждый артист должен обладать прекрасной пластикой, чувством темпа и ритма, а также уметь изменять время, ситуацию, внешность с помощью действия, ведь действие - это основной материал в актёрском искусстве. Сейчас вам придется проявить не только актёрские способности, но и воображение!

Попробуйте изобразить походку человека:

который только что хорошо пообедал;

которому жмут ботинки;

который неудачно пнул кирпич;

у которого начался острый приступ радикулита;

который оказался ночью в лесу;

идущего по краю небоскреба.

5. Конкурс «Роли второго плана или массовка».

Ребята, вы знаете, что главные роли даются не каждому актёру. Некоторые артисты играют их регулярно, а кто-то ждёт всю свою актёрскую карьеру. Однако, без ролей второго плана и массовок, не было бы спектаклей и кинофильмов. Есть актёры, которые всю жизнь играют роли только второго плана, но именно эта роль запоминается зрителю даже больше игры главного героя. И сейчас мы попробуем себя именно в этой роли.

Через 2 минуты каждый член команды при помощи звуков, мимики, походки пробует изобразить своего героя.

Командам дается задание изобразить какую-нибудь сцену; например, первая команда изображает утро в деревне — блеяние овец, мычание коров, скрип калитки, кваканье лягушек, кукареканье петуха, кряканье уток, лязганье колодезной цепи, а вторая команда должна угадать, что это.

Затем вторая команда показывает свою сценку; например, цирковую труппу. Ведущие дают задания изобразить членам команды: руководителя труппы, дрессировщика, клоуна, акробата, обезьяну, медведя, змею, дрессированную собачку и т. д. Первая команда угадывает, что это. Можно задавать наводящие вопросы.

Педагог: А сейчас мы проверим, насколько вы сегодня были внимательны и собраны, ведь настоящие артисты должны обладать отличной памятью.

Театральный он работник -

Постановок «дирижёр»,

Управляющий спектаклем -

Это, верно, …(РЕЖИССЁР!)

Режиссер - главное лицо в театре, он подбирает артистов, помогает им правильно образ героя, тогда сказка становится особенной, непохожей одна на другую.

Что напишет сценарист,
То покажет нам …(АРТИСТ)

Анна: В кинотеатре - широкий экран,

В цирке - манеж иль арена.

Ну, а в театре, обычном театре,

Площадка особая - …(СЦЕНА!)

Алёна: Что такое «Контрамарка»? -

Даст словарь на то ответ:

Знай, она - талон бесплатный.

Или попросту -…(БИЛЕТ!)

Александра:

Всё, что видите на сцене:

Что лежит, висит, стоит,

Все предметы представленья -

Это, знайте, …(РЕКВИЗИТ!)

Анна: Чтоб смотрелось представленье интереснее,

В благодарность слышались овации,

Надобно на сцене оформление:

Дом, деревья и другие…(ДЕКОРАЦИИ!)

Алёна: Для хранения одежды посетителей,

Театралов или кинозрителей,

Чтобы было им удобно и не жарко -

Гардероб есть. Или проще -…(РАЗДЕВАЛКА!)

Александра:

Коль спектакль завершился -

Слышно «Браво!», комплименты;

Всем актёрам, в благодарность,

Дарим мы…(АПЛОДИСМЕНТЫ!)

Педагог: Молодцы! Сегодня мы побывали в волшебной стране, имя которой - ТЕАТР. Любите театр. Он сделает вас добрее честнее, справедливее . Расскажите, кем вы сегодня были в нашем театре и что делали?

Театр - это всегда чудо. Быть актером, человеком, творящим это чудо, пусть даже на маленькой скромной сцене - что может быть увлекательней? А сказка на театральной сцене - это двойное чудо. «Чудо в квадрате!».

Вся наша жизнь-театр!

Эпиграф, действие, антракт

И снова действие на сцене.

Вся наша жизнь всего спектакль,

Порой комедия и драма,

Порой роман, порою сказ.

Порой меняются актеры,

Сценарий пишется для нас,

Богами свыше,

Чтобы люди играли каждый свою роль.

А жизнь - театр, театр не более,

Театр, а мы актеры в нем.

Алёна: Спасибо вам ребята за гостеприимство.

Анна: А теперь мы приглашаем в гости вас.

Александра: Наши юные артисты приготовили для вас подарок Лесную сказку

«Стоит в поле теремок».

Алёна: Сказки вы не забывайте,

С интересом их читайте.

В гости ждем мы вас, друзья,

Будем рады вам всегда.

Звучит Песня «Театр - это радость и любовь»

Обучающиеся детского объединения «Синтез» раздают билеты

на спектакль «Стоит в поле теремок».

Пригласительный билет

Дорогой друг!

Приглашаем тебя на спектакль

«Стоит в поле теремок»

в Доме детского творчества

Пригласительный билет

Дорогой друг!

Приглашаем тебя на спектакль

детского объединения театр «Синтез»

«Стоит в поле теремок»

в Доме детского творчества

Пригласительный билет

Дорогой друг!

Приглашаем тебя на спектакль

детского объединения театр «Синтез»

«Стоит в поле теремок»

в Доме детского творчества

Пригласительный билет

Дорогой друг!

Приглашаем тебя на спектакль

детского объединения театр «Синтез»

«Стоит в поле теремок»

в Доме детского творчества



Детская комната