Жан этьен лиотар биография. Выставка жана-этьена лиотара в лондоне

Швейцарский художник французского происхождения, живописец-пастелист, график, гравёр и теоретик искусства. Жан-Этьен Лиотар (и его брат-близнец Жан-Мишель, получивший впоследствии известность как гравёр и офортист) родился в Женеве в семье ювелира. Родители были французскими протестантами, вынужденными покинуть родину.


Обучение мальчик начал в Женеве у швейцарского художника Даниэля Гарделя, у которого усердно занимался рисованием, миниатюрной и эмалевой живописью, с большим искусством копируя произведения учителя. В 1723 г. Лиотар уехал в Париж и продолжил обучение в мастерской гравера и миниатюриста Жана-Батиста Массе. Его дружеские отношения с парижским художником Франсуа Лемуаном побудили его заняться портретной живописью и пастелью. Предполагают, что на окончательный выбор техники повлиял успех, которым в 1720-1721 гг. пользовались в Париже работы венецианской пастелистки Розальбы Карриеры.

Лиотар подчеркивает колористические качества пастели. Кроме ряда светлых, окрашенных в нежные тона произведений, где доминируют оттенки белого, среди работ художника имеются некие «фольклорные» турецкие сцены, а также портреты, контрастный, насыщенный колорит которых создается с помощью добавленных в пастельные мелки дополнительных пигментов. Однако и в них Лиотар избегает теней, его пастель не любит темноты, уклончивости и таинственности, не выносит ничего абсолютного и грубого.


Некоторое время Лиотар провел в Риме, где копировал произведения старых мастеров, среди них особо выделяя Корреджо. Затем он сопровождал сэра Уильяма Понсонби в его путешествиях по Востоку. Пять лет Лиотар провел в Константинополе, где в значительной мере перенял турецкие обычаи и даже костюм. Восток оставил глубокий след в жизни и творчестве художника. Ему открылись иные страны, нравы, обычаи. Впечатления от увиденного воплощены во множестве рисунков, исполненных карандашом и сангиной. Высокий уровень этих произведений с их сложной вязью штрихов, линий, узоров, красотой тона серебристого карандаша и красно-рыжей сангины, мастерство и свобода владения техникой сочетаются с документально точным воспроизведением увиденного.


Портрет археолога и теолога Ричарда Покока . 1738-39. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.





Молодая женщина в Константинополе вышивает, сидя на земле. Ок . 1738. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.





Портрет господина Леветта , английского купца, в костюме татарина. 1738-40. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.


Господин Леветт и мадемуазель Главани в турецких костюмах. 1740. Лувр, Париж.

Картина «Турчанка с тамбурином» представляет собой авторскую копию, сделанную маслом с пастели меньшего размера (Цюрих, Частная коллекция). В работе, сделанной маслом, художник расставляет несколько иные акценты и подчеркивает иные детали. Бархатистую поверхность пастели и ее преимущественно выбеленные краски можно считать теми средствами, с помощью которых элегантная парижская дама на портрете предстает в несколько идеализированном свете. Насыщенные тона турецкого костюма требуют гораздо более интенсивного цвета. Мерцающие оттенки, блеск золотой парчи, сверкающий шелк широких панталон - все в картине словно пропитано цветом и светом.

О технике пастели напоминают только телесные оттенки лица и рук. У женщины на картине холеное лицо француженки. Ее живописной позе соответствует роскошь костюма и окружающей обстановки. Выросшая из любопытства к восточной экзотике мода на все турецкое в эпоху рококо была очень популярна в Европе. Она не только стала темой картины Лиотара, но и предопределила манеру ее исполнения. Заметный контраст между стилем пастели и стилем масла в картине Лиотара указывает на то, что прекрасная, переодетая в турчанку модель желает, чтобы ее воспринимали именно как турчанку.

Лиотар посетил все великие европейские города, писал потреты папы римского Клемента XIII и императрицы Марии-Терезии в Вене. Портрет Марии-Терезии, написанный в 1744 г. и повторенный позже в технике эмали и миниатюре на кости, относится к числу лучших его работ. Императрица написана без идеализации, свойственной парадным портретам, в ней нет царственности и величественности. Она похожа на мать семейства с приятным, но простоватым лицом и большими руками.


Портрет Марии-Терезии Австрийской. 1744. Пастель. Галерея Альбертина , Вена.

Там же он создал портрет Анны Бальдауф, служанки при дворе австрийской императрицы Марии-Терезии, известный также под названием «Шоколадница». Анна вышла замуж за принца Дитрихштейна, а портрет мог быть заказан Лиотару в качестве свадебного подарка.

Картина примечательна тем, что на ней изображен первый фарфор Европы - мейсенский. Характер жанровой сцены, гармоничное сочетание цветов, внимание к деталям. Лиотар считал, что пастель естественнее всего передает колорит и тончайшие переходы светотени в пределах светлых красочных тонов. Сложная живописная задача - показать фигуру в белом фартуке на фоне белой стены. В сочетании серо-сизой юбки и белого фартука с тенями и стальным оттенком воды звучит настоящая поэзия красок. Благодаря применению тонких прозрачных теней, художник добился совершенной точности рисунка, а также максимальной выпуклости и определенности объемов.


В качестве портретиста он работал в Венеции, Лионе, Париже и Лондоне, а затем навсегда вернулся в родную Женеву в 1757 г. Для произведений Лиотара характерен светлый колорит и любовь к деталям окружающего мира, где он почти не видит теней. Гладкие поверхности работ Лиотара свидетельствуют о том, что свой творческий путь он начинал как художник по эмали, миниатюрист.


Портрет Анны-Марии де Кюпи , прозванной мадемуазель Камарго . Ок . 1750. Угольный карандаш, сангина. Галерея Альбертина , Вена.






Мария-Фридерика ван Рид-Атлон . 1755-1756. Пастель. Музей Гетти , Лос-Анжелес .

Портрет Мари-Жюстин-Бенуа Фавар-Дюронсере . 1757. Пастель. Фонд Оскара Рейнхарта , Винтертур , Швейцария.

Повествуя о своих достижениях, художник особенно выделяет портреты Франсуа Троншена, представителя одной из старейших и богатейших женевских фамилий, и его жены.


Портрет Франсуа Троншена . 1757. Пастель. Частная коллекция.

Портрет мадам Троншен . 1758. Пастель. Лувр, Париж.

Портрет Марты-Марии Троншен . 1758-61. Пастель. Институт искусств, Чикаго.


Портрет Марты-Марии Троншен . Фрагмент. 1758-61. Пастель. Институт искусств, Чикаго.

Портрет четы Талассон . 1760. Пастель. Фонд Оскара Рейнхарта , Винтертур , Швейцария.

Портрет четы Талассон . 1760. Пастель. Фонд Оскара Рейнхарта , Винтертур , Швейцария.

Лиотар начал писать натюрморты с чайными и кофейными сервизами в последние два десятилетия своей жизни, когда возраст, смена вкусов и политических убеждений привели к снижению количества заказов на пастельные портреты, на которых он специализировался. Примерно с 1740 г. он иногда включал элементы натюрморта - фрукты и фарфор - в портреты.

Натюрморт с чайным сервизом. Ок . 1781-1783. Масло. Музей Гетти , Лос-Анжелес .

Ко времени написания «Натюрморта с чайным сервизом» в конце XVIII в. чаепитие было популярным как среди высшего класса, так и среднего сословия. Художник противопоставляет роскошную фактуру китайского фарфора и серебра более дешевому подносу из крашеной жести, имитирующему восточные лаки. Он добивается сильного визуального контраста, сочетая прозрачные и отражающие предметы с богато расписанной поверхностью.


Жан-Этьен Лиотар теоретически суммировал свой творческий опыт в «Трактате о принципах и правилах живописи», опубликованном в 1781 г. Талант Лиотара проявлялся не только в пастельных работах, но и в эмалевых, а также в гравюре на меди и живописи по стеклу. Но пастельные портреты занимают главное место в его наследии, отличаясь большим разнообразием.



Принц Уэльский, в будущем Георг III . 1758. Живопись по эмали. Королевская коллекция, Лондон.

Автопортрет. Ок . 1738-43. Живопись по эмали. Королевская коллекция, Лондон.



Бельгийский механик, изобретатель двигателя внутреннего сгорания.
Родился в местечке Мюси-ля-Виль (Бельгия). Большую часть жизни посвятил исследованиям в области механики, электротехники и химии. Юношей пешком пришел в Париж, чтобы поступить в Политехническую школу и стать инженером. Не сдав экзамены, работал официантом в кафе. Затем устроился на предприятие “Мариони” (Marioni), выпускавшее входившие тогда в моду среди не богатых парижских ремесленников покрытые драгоценными металлами медные копии известных ювелирных украшений. Сделал несколько изобретений, на которые не взял патентов. Найдя удачный способ гальванопластического покрытия круглых предметов, оформил на него патент и выторговал у хозяина процент за его использование.


Газовый мотор Ленуара (рисунок 1864 г.)

Получив постоянный доход и познакомившись с работами Дени Папена и Сади Карно , смог, наконец, заняться конструированием двигателя. Потратив несколько лет, изготовил рабочий экземпляр, работавший на светильном газе с зажиганием от электрической искры. 24 января 1860 г. запатентовал его.


Серийный двигатель Ленуара

В 1862 г. построил в Париже первую безлошадную повозку. По всей вероятности, на ней был установлен запатентованный ранее двигатель. В годы Франко-Прусской войны участвовал в обороне Парижа 1870 г. и за проявленный героизм получил французское гражданство. Жан Этьен Ленуар официально признан изобретателем двигателя внутреннего сгорания.

Швейцарский художник Жан Этьен Лиотар, «Шоколадница» которого является жемчужиной собрания Дрезденской картинной галереи, за свою долгую и счастливую жизнь (1702-1789) создал около 400 работ. «Гольбейн пастели» (так называли Лиотара коллеги, признавая тем самым его безусловный талант) не писал плохих работ, однако шедевром мировой живописи стало именно названное в начале статьи полотно.

Фотографическая точность изображения

Что значит «Гольбейн пастели»? Работы величайшего немецкого художника Младшего славятся портретным сходством и ювелирной выработкой рисунка. Но он писал маслом, а пастель прославил Лиотар. «Шоколадница» - самое известное полотно, выполненное в этой манере. Все картины швейцарского художника отличаются фотографической точностью, мельчайшей выработкой каждой детали. Один из искусствоведов сравнил Лиотара с древнегреческим художником Зевксисом, известным тем, что, желая доказать свое превосходство над мастером реализма Парразием, нарисовал такой виноград, на который тут же слетелись птицы, чтобы склевать его.

Совершенные и хрупкие

Таким же виртуозом был и Лиотар. «Шоколадница» относится, по мнению этого искусствоведа (М. Алпатов), к тем шедеврам, в которых присутствует чудесный обман зрения. Об этом произведении написано очень много, в том числе и потому, что выполнено оно в манере, встречающейся гораздо реже, чем акварель, гравюра, и тем более масляная живопись. Художники прибегали к пастели реже из-за ее хрупкости и подверженности разрушению при мельчайших неосторожных движениях, потому что связующих веществ в исходный материал - пасту (поэтому «пастель») - добавляли крайне мало. Отсюда и не устаревающая свежесть красок на полотнах, выполненных в этой манере (материалы, добавляемые в масляные краски, темнеют). А пастельные произведения осыпаются и разрушаются при транспортировке. Со временем авторы таких картин пришли к выводу, что лучше всего они сохраняются под стеклом, опирающимся на паспарту - картонную окантовку полотна, на котором работа выполнена. В этом случае стекло не прикасается к рисунку. Но эти хрупкие произведения отличаются завораживающим сиянием, бархатистостью и специфической мягкостью.

Свободный, вальяжный, загадочный…

В этой-то манере и писал Лиотар. «Шоколадница» - самое знаменитое и лучшее, по мнению многих специалистов, произведение, выполненное пастелью, хотя сам художник ничем не выделял его из всего созданного ранее. Талантливый и удачливый, он слыл мастером, рисующим царствующих особ и красавиц. Жан Этьен был обеспечен и мог позволить себе заниматься только любимыми делами - рисованием и путешествиями. Лиотар был абсолютно свободен и в жизни, несмотря на наличие пятерых детей, и в творчестве. Он был экстравагантен и загадочен, ему покровительствовали королевские дома Европы.

Загадочная модель

По одной из версий, красивая девушка, изображенная на картине, - Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря. Дворянское происхождение позволяло ей быть горничной при дворе императрицы Австрии Марии-Терезии. Там ее красоту и грацию заметил художник. По другой, более романтичной версии, князь Дитрихштейнах, посетив был пленен красотой официантки с первого взгляда. Он женился на ней, вопреки воле семьи, а на свадьбу подарил своей Золушке ее портрет в том наряде, в котором увидел Анну впервые. Подарок был царским, поскольку Лиотар был придворным художником, и работы его стоили очень дорого. Существуют и другие версии о позировавшей модели.

Очаровательная простота

Картина пленительна, она завораживает, несмотря на то что сюжет ее более чем прост. После вычурных полотен, скажем, того же Ватто, на которых изображались кокетливые дамы и кавалеры, одинокая фигура девушки, несущей поднос с вдоль белой стены, смотрелась неожиданно просто, естественно и чарующе. Полотно размером 82,5 х 52,5 выполнено на пергаменте пастелью, которой в совершенстве владел художник Лиотар. «Шоколадница», написанная в поражает филигранной точностью предметов - фартук девушка только-только достала из комода, на нем видна малейшая складочка, сама подательница шоколада, кажется, дышит, а шоколад пахнет.

Наглядное пособие по физике

В шоколаднице прелестно все - маленькая ножка, спина прямая, но не напряженная, девушка не измождена худобой, но стройная. Замечательно выписан костюм, чудесно подобраны цвета. И ведь надо учитывать, что фоном служит только белая стена - никакого тебе бюстика или кадки с цветами. Но особый восторг у ценителей живописи с момента появления картины и до наших дней вызывает лакированный китайский поднос в руках у девушки, на котором стоит стакан с водой и чашки с шоколадом. Картина ценна еще и тем, что на ней впервые запечатлен знаменитый имеющий свою долгую и замечательную историю. Но стакан из наполненный водой, выписан так, что, по свидетельству специалистов, ярко демонстрирует на границе двух прозрачных сред (закон Снеллиуса). Это одна из лучших похвал, которую заслужил Ж. Э. Лиотар. «Шоколадница» считается не портретом, а жанровой сценкой.

Старейшая торговая марка США

С момента написания судьба благоволит к этому произведению - оно очень растиражировано и невероятно популярно, в том числе и в наши дни. Этим похвастаться может не любое произведение XVIII века. В чем тут дело? С 1765 года полотно находится в картинной галере Дрездена, а спустя 120 лет ее увидел при посещении знаменитого музея хозяин старейшего американского концерна Bakers Chocolate, который занимался производством этого продукта. Генри Л. Пирс был очарован тем, что нарисовал Жан Лиотар. «Шоколадница» становится фирменным знаком компании. La Belle Chocolatiere («Прекрасная шоколадница») - логотип, утвержденный через два года, вошел в историю как первая и самая старая торговая марка в США и одна из старейших в мире.

Широкий и никем не превзойденный жест СССР

В Советском Союзе эта картина стала особенно популярной, когда в 1955 году Дрезденской галерее волей Н. С. Хрущева возвращались картины, полученные страной в виде военных трофеев.

Большинство отреставрированных лучшими советскими мастерами шедевров перед отправкой выставлялись со 2 мая по 20 августа, и люди со всех концов необъятной страны спешили попрощаться с картинами, среди которых было знаменитое полотно, которое создал Жан Этьен Лиотар, - «Шоколадница».

(1702-12-22 ) Дата смерти:

Восточный костюм так нравился Лиотару, что в 1744 году он изобразил самого себя в этом наряде на двух портретах - одном, написанном для флорентийского собрания портретов художников, и другом, находящемся в дрезденской галерее. Из Вены Лиотар прибыл в Париж в то время, когда пастельный род живописи пользовался там особым почетом, а законодательницей мод была маркиза де Помпадур . Она пожелала иметь свой портрет работы Лиотара и доставила ему титул королевского живописца и члена академии. Этого было достаточно, чтобы сделать Лиотара модным портретистом красавиц, блиставших в то время при французском дворе. На парижских выставках 1751-1753 годов работы Лиотара являлись во множестве; но это было для них пагубно, так как здесь рядом с ними выставлялись мастерские пастельные портреты Латура , с которыми сравнение было слишком невыгодно для Лиотара.

После четырёхлетнего пребывания в Париже Лиотар отправился в Англию (где познакомился с Фрэнсисом Котсом), а оттуда в Голландию . Конец своей жизни он провёл в Женеве . Кроме множества портретов, из которых многие были гравированы, им исполнено несколько картин. Сам он награвировал несколько офортов.

Работы художника оказало значительное воздействие на творчество Жана Гюбера , с которым Лиотар был хорошо знаком.

Напишите отзыв о статье "Лиотар, Жан Этьен"

Примечания

Литература

  • Mariette. Abecedario (III), Portraits de la Galerie de Florence (IV);
  • Nagler. Allg. Künstler-Lex. (VII); Nouvelle biographie générale // publ. par Firmin Didot (т. 3 1).

Отрывок, характеризующий Лиотар, Жан Этьен

– Это не он самый. Это отец того, который написал прокламацию, – сказал адъютант. – Тот молодой, сидит в яме, и ему, кажется, плохо будет.
Один старичок, в звезде, и другой – чиновник немец, с крестом на шее, подошли к разговаривающим.
– Видите ли, – рассказывал адъютант, – это запутанная история. Явилась тогда, месяца два тому назад, эта прокламация. Графу донесли. Он приказал расследовать. Вот Гаврило Иваныч разыскивал, прокламация эта побывала ровно в шестидесяти трех руках. Приедет к одному: вы от кого имеете? – От того то. Он едет к тому: вы от кого? и т. д. добрались до Верещагина… недоученный купчик, знаете, купчик голубчик, – улыбаясь, сказал адъютант. – Спрашивают у него: ты от кого имеешь? И главное, что мы знаем, от кого он имеет. Ему больше не от кого иметь, как от почт директора. Но уж, видно, там между ними стачка была. Говорит: ни от кого, я сам сочинил. И грозили и просили, стал на том: сам сочинил. Так и доложили графу. Граф велел призвать его. «От кого у тебя прокламация?» – «Сам сочинил». Ну, вы знаете графа! – с гордой и веселой улыбкой сказал адъютант. – Он ужасно вспылил, да и подумайте: этакая наглость, ложь и упорство!..
– А! Графу нужно было, чтобы он указал на Ключарева, понимаю! – сказал Пьер.
– Совсем не нужно», – испуганно сказал адъютант. – За Ключаревым и без этого были грешки, за что он и сослан. Но дело в том, что граф очень был возмущен. «Как же ты мог сочинить? – говорит граф. Взял со стола эту „Гамбургскую газету“. – Вот она. Ты не сочинил, а перевел, и перевел то скверно, потому что ты и по французски, дурак, не знаешь». Что же вы думаете? «Нет, говорит, я никаких газет не читал, я сочинил». – «А коли так, то ты изменник, и я тебя предам суду, и тебя повесят. Говори, от кого получил?» – «Я никаких газет не видал, а сочинил». Так и осталось. Граф и отца призывал: стоит на своем. И отдали под суд, и приговорили, кажется, к каторжной работе. Теперь отец пришел просить за него. Но дрянной мальчишка! Знаете, эдакой купеческий сынишка, франтик, соблазнитель, слушал где то лекции и уж думает, что ему черт не брат. Ведь это какой молодчик! У отца его трактир тут у Каменного моста, так в трактире, знаете, большой образ бога вседержителя и представлен в одной руке скипетр, в другой держава; так он взял этот образ домой на несколько дней и что же сделал! Нашел мерзавца живописца…

В середине этого нового рассказа Пьера позвали к главнокомандующему.
Пьер вошел в кабинет графа Растопчина. Растопчин, сморщившись, потирал лоб и глаза рукой, в то время как вошел Пьер. Невысокий человек говорил что то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел.
– А! здравствуйте, воин великий, – сказал Растопчин, как только вышел этот человек. – Слышали про ваши prouesses [достославные подвиги]! Но не в том дело. Mon cher, entre nous, [Между нами, мой милый,] вы масон? – сказал граф Растопчин строгим тоном, как будто было что то дурное в этом, но что он намерен был простить. Пьер молчал. – Mon cher, je suis bien informe, [Мне, любезнейший, все хорошо известно,] но я знаю, что есть масоны и масоны, и надеюсь, что вы не принадлежите к тем, которые под видом спасенья рода человеческого хотят погубить Россию.
– Да, я масон, – отвечал Пьер.

Jean-Étienne Liotard ; 22 декабря , Женева - , Женева) - швейцарский художник, «живописец королей и красивых женщин».

Деятельность

Молодой Лиотар усердно занимался рисованием, миниатюрной и эмалевой живописью. В 1725 году Лиотар прибыл в Париж , чтобы усовершенствоваться в искусстве, и нашёл себе покровителя в лице Пюизье, который, будучи назначен посланником в Неаполь , взял его туда с собой.

Восточный костюм так нравился Лиотару, что в 1744 году он изобразил самого себя в этом наряде на двух портретах - одном, написанном для флорентийского собрания портретов художников, и другом, находящемся в дрезденской галерее. Из Вены Лиотар прибыл в Париж в то время, когда пастельный род живописи пользовался там особым почетом, а законодательницей мод была маркиза де Помпадур . Она пожелала иметь свой портрет работы Лиотара и доставила ему титул королевского живописца и члена академии. Этого было достаточно, чтобы сделать Лиотара модным портретистом красавиц, блиставших в то время при французском дворе. На парижских выставках 1751-1753 годов работы Лиотара являлись во множестве; но это было для них пагубно, так как здесь рядом с ними выставлялись мастерские пастельные портреты



Творчество и игры