Художник шульце и его картины. Выставка «Волшебный свет Ивана Шультце

Итак, имя для меня новое.
Что нам говорит Википедия:
Иван Фёдорович Шультце (21 октября 1874, Санкт-Петербург — 1939, Ницца) — русский живописец-реалист.
Родился в Петербурге в семье обрусевших немцев (Шультце жили в России с XVIII века).
Получив инженерное образование, Шультце сперва интересовался не искусством, а электричеством. Свои первые этюды он показал Константину Яковлевичу Крыжицкому, когда ему было уже за тридцать. Известный художник и член Академии художеств пригласил его к себе на учёбу. Помимо Крыжицкого на формирование Шультце как художника оказали немалое влияние Архип Иванович Куинджи и швейцарский живописец Александр Калам.
Вместе с Крыжицким Шультце ездил в 1910 году в экспедиции на о. Шпицберген, где написал большое количество арктических пейзажей, датированных этим годом.
Близкое ученичество длилось недолго: в 1910 году умирает Куинджи, а в 1911 — покончил с собой Крыжицкий. Потеряв учителей, художник не потерял себя и приступил к отработке своего собственного художественного стиля.
К 1916 году Иван Фёдорович получает широкое признание общества: его работы покупают Романовы (брат Николая II Михаил Александрович, великий князь Григорий Михайлович и другие). Несколько картин приобрёл Карл Фаберже.
Как и многие художники академического стиля, в революционный период Шультце находился в некоторой неопределённости и принял решение о долгосрочной поездке в Европу. Он путешествовал и писал пейзажи с видами швейцарских Альп, юга Франции и севера Италии с 1917 по 1919 годы.
Приехав в Париж, Шультце начал попытки пробиться в художественную среду Парижа, в то время перенасыщенную благодаря как подъёму национальной живописи, так и иммиграции. Первая персональная выставка Ивана Фёдоровича Шультце открылась 23 ноября 1922 года, представив публике 50 работ. В конце 1927 года Шультце получает французское гражданство.
16 марта 1927 года открылась персональная выставка Шультце в лондонской галерее. Лондонский журнал The Studio описывал это событие как сенсацию в области классического жанра.
Вскоре европейская слава превратилась в мировую. Галерея, обладавшая выставочными залами не только в Париже, но и в Нью-Йорке, предложила на эксклюзивных началах представлять Ивана Федоровича Шультце в Америке. Картины охотно покупали, причём многие работы разошлись не только по американским городам, но и в Канаду, Аргентину, Мексику.
При этом Шультце по-прежнему оставался для американской публики «волшебником света», как выразился о нём в 1935 году один из критиков
В середине 1930-х годов Шультце переезжает в Ниццу. На его могиле на православном кладбище Кокад Ниццы указан 1939 год как год смерти.
Между тем, и после отъезда и смерти художника состоялось ещё несколько выставок его работ в Америке.
В российских музеях сегодня имеется весьма ограниченное количество работ художника, тогда как в американских и канадских собраниях они представлены значительно лучше.

Немного запаздываю присоединиться к экскурсии. Да и рассказывает девочка не особо увлекательно.
В России художник был популярен, о чем говорят открытки с его картинами, тоже представленными на экспозиции.



Но - эмиграция и забвение на исторической родине.






В небольшом помещении полуротонды вывешена одна картина, специально тут отсутствует подсветка, нет софитов, окна зашторены матовой тканью - сейчас на улице пасмурно, но все равно свечение на картине присутствует. Это магия, взятая у учителя - А.Куинджи, которого тоже обвиняли в использовании освещения в работах, и используемая мастерски.


А как изображена рыхлость снега! Волшебство!

Обращают внимание, что подпись художника отличная в разные годы - на Шпицбергене, в русский период и в европейский.





Работы европейского периода









Экскурсовод вещает про мазки





Нравятся мне и затемненные залы, где еще эффектнее, ярче смотрятся картины, и можно посидеть на диване под соответствующее звуковое сопровождение - шум волн и крики чаек или пение птичек.



















СМИ приводят слова директора Ирбитского музея изобразительных искусства Валерия Карпова: «Исследование в Эрмитаже подтвердило бесспорную подлинность картины»
  • 28.06.2019 Очередная станция новой розовой Некрасовской ветки станет одной из самых ярких в московском метро. Главный архитектор города рассказал, что при разработке проекта авторы вдохновлялись картинами Малевича, Лисицкого и Суетина
  • 27.06.2019 Рыболовлев подал к аукционному дому иск на $380 000 000 в качестве компенсации ущерба, полученного в сделках с участием своего консультанта Бувье. Так вышло, что Sotheby’s сопровождал больше трети из его злосчастных сделок с искусством
  • 27.06.2019 Завтра во Франции должен был состояться аукцион Labarbe, на котором чудесным образом обретенный холст «Юдифь и Олоферн» хотели продать со старта почти в $40 000 000
  • 25.06.2019 Это совместный проект банка с Пушкинским музеем, где до 15 сентября 2019 года проходит выставка «Щукин. Биография коллекции»
    • 25.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это восемь живописных работ, шесть листов оригинальной и два - печатной графики, три работы в смешанной технике и одна скульптура из дерева
    • 21.06.2019 Продано 50%. Покупали Москва, Сергиев Посад, город Энгельс Саратовской области и др.
    • 21.06.2019 В минувшую субботу аукционный дом «Литфонд» продал картин, рисунков, фарфора, книг, карт, автографов, фотографий и др. на 57,9 млн.руб. Топ-лотом стала живописная работа Валентина Серова – 18,75 млн.руб.
    • 20.06.2019 В субботу 22 июня в доме «Русская эмаль» в рамках ежемесячного аукциона покупателям предложат 516 лотов картин, рисунков, икон, изделий из серебра, фарфора, стекла, ювелирных украшений и др.
    • 19.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, работа с элементами коллажа, фотоальбом и фарфоровая тарелка с авторской росписью
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Впервые в Москве будет представлена монографическая выставка великого русского живописца, мастера пейзажной живописи и, по признанию современников, истинного «волшебника света» - Ивана Федоровича Шультце. Его работы отражают опыт знаменитых классиков русского искусства XIX века и по праву относятся к лучшим образцам русского реалистического пейзажа. Будучи талантливым учеником Константина Крыжицкого и Архипа Куинджи, он создавал картины, которые высоко ценились в Российской Империи: так, среди его почитателей была венценосная семья Романовых. Однако Шультце был вынужден покинуть Родину в послереволюционные годы, чтобы прославиться уже на Западе. Сегодня его работы можно увидеть в Вашингтонском государственном художественном музее, в Государственном музее Hillwood, в Музее изобразительного искусства в Индианаполисе, в Музее Baburizza в Чили, в Монреальском музее изящных искусств и многих других музейных и частных собраниях. Масштабная выставка художника в Москве - это уникальный проект, посвященный репатриации русского искусства. Спустя почти сто лет забвения и в годовщину революции имя Ивана Шультце возвращается на Родину. На протяжении всей жизни Ивана Шультце (1874 – 1939) ценили как блестящего портретиста природы. С 1906 по 1916 годы его работы участвовали в регулярных выставках Академии художеств и Товарищества художников в Петербурге и Москве, их приобретали многие русские коллекционеры, среди его ценителей был Карл Фаберже. В начале 1920-х годов, не приняв Октябрьскую революцию, Шультце уехал в Париж, и его имя в России было предано забвению, но стало широко известно в Европе и Америке.

    Работы Ивана Фёдоровича Шультце вызывали огромный интерес у самых известных галеристов Парижа, Лондона, Чикаго и Нью-Йорка, такая как Жерар Фрерре, Артур Тусс, Джон Леви, Артур Акерманн и Эдуард Жонас (галерист и в дальнейшем куратор музея Коньяк-Жэ в Париже). Жонас, будучи известнейшим знатоком старого искусства, лишь однажды выставил работы современного ему художника - и это были произведения Шультце. Проходившие с большим успехом выставки мастера укрепили его имя среди представителей художественной критики, признавших его «волшебником света».

    В 2015 году по инициативе главы русского отдела аукционного дома Koller (Швейцария) Вадима Гончаренко для сохранения наследия великого русского художника был создан «Фонд имени Ивана Федоровича Шультце». Сегодня в Фонде хранится часть работ художника, а также находятся архивные документы. «Мы успели глубоко погрузиться в мир Ивана Федоровича Шультце, стараясь получше узнать его, обнаружить его мысли и чувства, понять его поступки. С каждым новым элементом мозаики облик того, настоящего, Шультце, становился все более отчетлив. И хотя в его биографии по-прежнему есть пробелы, все же бесспорно то, что «волшебник света», как его называли, был истинным гением в области реалистического искусства», - говорит президент Фонда Беттина Гончаренко.

    В экспозицию войдет 60 значимых работ периода жизни художника в России до 1920 года и эмиграции с 1921 по 1939 год из собственного собрания Фонда, частных коллекций России, Франции, Германии, Швейцарии и Канады, Российского государственного музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге. Уже в ранних работах Шультце угадывается талант мастера передавать сложные солнечные эффекты в течение дня: лиричный пейзаж «Берег озера на закате» (1909 год), представляющий родные края художника, «Арктический пейзаж. Шпицберген» (1910 год), написанный после поездки вместе с Крыжицким на архипелаг Шпицберген и показанный в 1911 году в Академии художеств, «Дубы в хлебах» (1917 год). На выставке также будет показана знаковая работа на пути признания художника в Европе. Написанная по воспоминаниям о русской природе уже в Европе в 1923 году, картина «Ноябрьский вечер» была с успехом экспонирована галереей Жерар на 136-м весеннем салоне в Гран Пале на Елисейских полях в Париже. «Скалы Фаральони, Капри», одна из важнейших работ в творчестве мастера, получила широкое признание, будучи выставленной галереей Жерар под номером один на крупнейшей выставке Шультце в 1925 году в Париже, а затем и в Нью-Йорке. В экспозиции в Москве будет отражено своеобразие восприятия европейской природы через призму ностальгических воспоминаний, звучавших в творчестве художника на протяжении всей его жизни. Неслучайно в работе «Глицинии» 1920-х годов изображены цветы, привлекшие внимание художника необычайным сходством с русской сиренью. Частью экспозиции станут оригинальные почтовые открытки 1912–1916 годов, написанные Шультце. Наряду с работами Репина, Куинджи, Архипова, Маковского, Сурикова, пейзажи художника эффектно украшали миниатюрные бланки «открытых писем». Именно так называлась дореволюционная почтовая открытка - важнейший источник для изучения творчества многих выдающихся художников сегодня.

    Для экспонирования выставки в Москве был выбран Музей-усадьба Муравьевых-Апостолов - один из лучших образцов московской̆ архитектуры неоклассицизма первой̆ половины XIX века, возрожденный после реставрации Фондом, учрежденным Кристофером Муравьевым-Апостолом. Фонд продолжает восстанавливать некогда разорванную связь с прошлым русского искусства. Уехавший из России художник, известный в начале прошлого века, был забыт и вычеркнут из истории русского искусства. Как Муравьевы в конце века открыли для себя Россию, так Россия открывает творчество Ивана Шультце. Возвращение - ключевое слово. Восстановление ещё одного звена разорванной цепи.

    К выставке издан каталог произведений И. Ф. Шультце.

    В рамках работы выставки состоятся мероприятия:

    • круглый стол совместно с МГХПА им. С. Г. Строганова «Русский реалистический пейзаж: традиция и пути развития в XXI веке»; поэтический вечер; программа лекций (периодичность раз в неделю), посвященных технике живописи Архипа Куинджи и Ивана Шультце.

    Выставка проводится под патронажем семьи меценатов Анисимовых.

    Время работы выставки и адрес: Со вторника по пятницу - 14.00-20.00, суббота, воскресенье - 13.00-19.00

    Музей-усадьба Муравьевых-Апостолов, ул. Старая Басманная, дом 23/9, стр. 1 (вход со стороны ул. Александра Лукьянова)

    Стоимость билетов: 350 рублей, 150 рублей - льготные.

    Картина. Шультце Иван Федорович В саду виллы «Киприда», Кап-Мартен. Подпись справа внизу Iw. F. Choultse. Масло, холст. 38 х 46 см.

    Картина. Шультце Иван Федорович Лунная дорожка на воде. Подпись справа внизу Iw. F. Choultse. Масло, холст. 38 х 46 см

    Картина. Шультце Иван Федорович Море. Подпись справа внизу Iw. F. Choultse. Масло, холст. 54 х 65 см.

    Картина. Шультце Иван Федорович Свечение снега. Подпись справа внизу Iw. F. Choultse. Масло, холст. 45 х 45 см.

    Картина. Шультце Иван Федорович Скалы Фаральони, Капри. Подпись справа внизу Iw. F. Choultse. Масло, холст. 65 х 81 см.

    Картина. Шультце Иван Федорович Солнечный полдень. Подпись справа внизу Iw. F. Choultse. Масло, холст. 65 х 81 см

    Картина. Шульце Иван Федорович Арктический пейзаж. Шпицберген. 1910 г. Холст, масло. 130х86 см. рама - 98х142 см Музей Арктики

    Если художнику при помощи созданного им изображения, удаётся передать свои чувства, значит, его произведение не будет нуждаться в переводчике. Наши глаза видят картину художника точно так же, как и реальный мир. Здесь не нужна речь, искусством правят эмоции. В талантливом художнике заключается сама суть изобразительного искусства, когда легкокрылая и неуловимая муза сочетается с мастерством и точностью художественного знания.
    Лазурный берег (кликабельно)

    Иван Федорович Шультце - мастер лирического пейзажа русской художественной эмиграции.
    Ученик Константина Яковлевича Крыжицкого художественное образование получил в Петербургской Академии художеств. Его первая выставка в Академии состоялась в 1903 году, после которой он стал заслуженным участником на всех крупных галерей в Москве и Петербурге, и был избран придворным художником императора Николая II. За свои успехи в искусстве он был поощрен выездом за границу и смог посвятить значительное количество времени на изучение природы, путешествуя по всей Европе, Азии, Северной Африке и Арктике. После русской революции, он эмигрировал в Париж. Художник становится желанным участником Французских Салонов, его первая персональная выставка в Париже (1923) состоялась в галерее Gerard Freres, работы Ивана Федоровича были распроданы в день открытия. Аналогичные успехи были на его персональной выставке в Лондоне (1927), где все его произведения проданы в течение первых шести дней. Выставки в Нью-Йорке (1931) и Чикаго (1933) так же прошли с большим успехом. На протяжении всей своей жизни Иван Федорович Шультце ценился, как блестящий портретист аналитической природы. London Times в статье о художнике обобщили эстетические достижения живописца, сказав: "Надо увидеть, чтобы поверить".




    В парке

    Солнечный полдень

    Церковь Покрова Божьей Матери, Ореанда,Крым

    Перед грозой

    Весна в Альпах

    Вечер на Капри

    Восход на Капри

    Закат на Адриатическом море

    Парфенон после шторма

    Павловск

    Закат на реке


    Полесская весна

    Зима в Engadines

    Зимнее утро. Engadine

    Зимнее утро, Engadine.

    Зимний закат

    Зима. Haute Savoie Suisse.


    Во власти зимы

    Лунная гамма (озеро Энгадина)

    Надо увидеть, чтобы поверить....

    Художник Иван Фёдорович Шультце (Ivan Fedorovich Choultse)

    Если художнику при помощи созданного им изображения, удаётся передать свои чувства, значит, его произведение не будет нуждаться в переводчике. Наши глаза видят картину художника точно так же, как и реальный мир. Здесь не нужна речь, искусством правят эмоции. В талантливом художнике заключается сама суть изобразительного искусства, когда легкокрылая и неуловимая муза сочетается с мастерством и точностью художественного знания.

    Лазурный берег (кликабельно)

    Иван Федорович Шультце - мастер лирического пейзажа русской художественной эмиграции.
    Ученик Константина Яковлевича Крыжицкого (рекомендую посмотреть тему о нём) художественное образование получил в Петербургской Академии художеств. Его первая выставка в Академии состоялась в 1903 году, после которой он стал заслуженным участником на всех крупных галерей в Москве и Петербурге, и был избран придворным художником императора Николая II. За свои успехи в искусстве он был поощрен выездом за границу и смог посвятить значительное количество времени на изучение природы, путешествуя по всей Европе, Азии, Северной Африке и Арктике. После русской революции, он эмигрировал в Париж. Художник становится желанным участником Французских Салонов, его первая персональная выставка в Париже (1923) состоялась в галерее Gerard Freres, работы Ивана Федоровича были распроданы в день открытия. Аналогичные успехи были на его персональной выставке в Лондоне (1927), где все его произведения проданы в течение первых шести дней. Выставки в Нью-Йорке (1931) и Чикаго (1933) так же прошли с большим успехом. На протяжении всей своей жизни Иван Федорович Шультце ценился, как блестящий портретист аналитической природы. London Times в статье о художнике обобщили эстетические достижения живописца, сказав: "Надо увидеть, чтобы поверить".




    В парке

    Солнечный полдень

    Церковь Покрова Божьей Матери, Ореанда,Крым

    Перед грозой

    Весна в Альпах

    Вечер на Капри

    Восход на Капри

    Закат на Адриатическом море

    Парфенон после шторма

    Павловск

    Закат на реке


    Полесская весна

    Зима в Engadines

    Зимнее утро. Engadine

    Зимнее утро, Engadine.

    Зимний закат

    Зима. Haute Savoie Suisse.


    Во власти зимы

    Лунная гамма (озеро Энгадина)

    Январь. Chamonix, Haute Savoie

    Туман и мороз (озеро Санкт-Мориц)

    Залитый солнцем зимний лес

    Ivan Fedorovich Choultse - Петербург, 1877 // 1937(9), Париж



    Материнский капитал