Караваджо и последователи: выставка в гмии. Выставка «Караваджо и последователи" - отчёт Выставка караваджо в пушкинском музее

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылась выставка под названием «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина» . В Россию приехали 30 работ из Италии, которые составляют часть богатой коллекции, собранной ученым и критиком Роберто Лонги (1890-1970), одним из видных представителей мировой искусствоведческой науки. Сегодня, как и при жизни Роберто Лонги, эта коллекция хранится на принадлежавшей ему вилле (Villa il Tasso) во Флоренции, где теперь располагается крупный центр изучения итальянского искусства эпохи Ренессанса и барокко.

Фрагмент. Плачущий картезианский монах (Святой Бруно?). Джачинто Бранди.
Около 1662 года. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Выставка «Караваджо и последователи» задумана как продолжение прошедшей с большим успехом зимой 2011/12 года выставки Караваджо. В общей сложности на проходящей выставке представлено более пятидесяти работ из двух собраний, которые наглядно показывают влияние живописи Караваджо на современников и художников последующих поколений в Италии и за ее пределами.

Торговки птицей. Бартоломео Пассеротти. Около 1580 года. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Бартоломео Пассаротти (Bartolomeo Passerotti, 1529—1592) — болонский художник эпохи маньеризма, основатель жанра натюрморт в итальянской живописи. Писал также портреты и религиозные композиции. Одним из первых среди итальянских художников обратился к созданию натюрмортов с жанровыми вкраплениями («Рыбная лавка», «Продавцы в мясной лавке», «Магазин с дичью»), напоминавших подобные композиции нидерландских мастеров.

Фрагмент. Аллегория бренности. Анджело Карозелли 1620-е годы. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Искусствовед, художественный критик, коллекционер Роберто Лонги (1890 -1970) внес огромный вклад в изучение итальянской живописи. Благодаря его исследовательской деятельности заново были открыты многие забытые художники, в том числе Караваджо, чье творчество стало предметом особого интереса ученого. Результатом неугасающего интереса Лонги к творчеству Караваджо и его последователей стала первая выствака Караваджо и караваджистов в Милане (1951) и два издания монографии о художнике (1952, 1968). Лонги умер в 1970 году, завещав свои собрания «в пользу будущих поколений». Их хранит основанный в 1971 году во Флоренции Фонд Роберто Лонги по изучению истории искусств. Возможность увидеть сокровища фонда предоставляется только на выставках.
Работы из двух коллекций, итальянской и московсой, объединены общей стилистикой, сложившейся под влиянием творчества Караваджо. Сам Роберто Лонги говорил: "Караваджо открыл "форму тени" -стиль, в котором освобожденный не служит больше рабской задаче выявления очертаний тел, на которые он падает, а становится вместе со следующей за ним по пятам тенью главным свидетельством самого их существования."

Благовестие Маною и его жене. 1630-е. Матиас Стомер. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


«И услышал Бог голос Маноя, и Ангел Божий опять пришел к жене, когда она была в поле, и Маноя, мужа ее, не было с нею. Жена тотчас побежала и известила мужа своего и сказала ему: вот, явился мне человек, приходивший ко мне тогда. Маной встал и пошел с женою своею, и пришел к тому человеку и сказал ему: ты ли тот человек, который говорил с сею женщиною? (Ангел) сказал: я. И сказал Маной: итак, если исполнится слово твое, как нам поступать с младенцем сим и что делать с ним? Ангел Господень сказал Маною: пусть он остерегается всего, о чем я сказал жене…» (книга Судей Израелевых. 13:9-13:13)

Картина связана с ветхозаветным сюжетом о явлении ангела Маною и его жене с пророчеством об их сыне Самсоне, который будет освободителем Израиля от филистимлян.


Маттиас Стом или Стомер (нидерл. Matthias Stom, Stomer, ок. 1600 — после 1652) — нидерландский художник, принадлежавший к группе утрехтских караваджистов. Автор многочисленных работ на библейские сюжеты и темы римской истории. Как мы понимаем, художники себя караваджистами не называли этот термин пришел к нам из века XIX.

Фрагмент. Благовестие Маною и его жене. 1630-е. Матиас Стомер. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Еще один библейский сюжет разворачивается перед нами на картине Матиаса Стомера - это исцеление Товита. Полностью шедевр вы сможете увидеть на выставке, а мы вам покажем ангела и собачку.


«И сказал Рафаил Товии: ты знаешь, брат, в каком положении ты оставил отца твоего; пойдем вперед, прежде жены твоей, и приготовим помещение; а ты возьми в руку и желчь рыбью. И пошли; за ними побежала и собака. Между тем Анна сидела, высматривая на дороге сына своего, и, заметив, что он идет, сказала отцу его: вот, идет сын твой и человек, отправившийся с ним. Рафаил сказал: я знаю, Товия, что у отца твоего откроются глаза; ты только помажь желчью глаза его, и он, ощутив едкость, оботрет их, и спадут бельма, и он увидит тебя.» (Книга Товита, 11:1 - 11:7).

Фрагмент. Исцеление Товита. После 1640-е. Матиас Стомер. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


И если в случае явления ангела Маною, традиция приписывает это деяние архангелу Гавриилу, то в исцелении Товита участвует Рафаил. Но отвлекитесь от лицезрения просиявших сил небесных посмотрите обычного преданного пса. Это полотно стало одним из многочисленных моих фаворитов на этой выставке.

Тем времнем перед нами разворачивается новый сюжет из Писания. Взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, когда апостол Петр ударил раба первосвященника по имени Малх.

Взятие Христа под стражу. Дирк ван Бабюрен. Середина 1610-х. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


«Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого». Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Евангелие от Иоанна 18:7-18:11)

Дирк (Теодор) ван Бабюрен (ок. 1595 года— 21 февраля 1624 года) — голландский живописец эпохи барокко. Основатель и один из крупнейших представителей утрехтской школы караваджизма. В 1611 году ван Бабюрен вступил в гильдию художников Утрехта, что дало ему право на профессиональную деятельность. В 1612 году уехал в Италию. В Италии ван Бабюрена привлекло новаторское искусство Караваджо, под влиянием которого окончательно сложился его собственный творческий почерк. В 1620 году художник возвращается в Нидерланды и открывает свою мастерскую в Утрехте.

Отречение Святого Петра. Валантен де Булонь. До 1620 г. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Экспозиция предлагает нам сравнить два полотна на один и тот же библейски сюжет - отречения апостола Петра. Обе картины написаны Валантеном де Булонь, но в разное время, что дает возможность проследить изменения манеры художника.

Фрагмент. Отречение Святого Петра. Валантен де Булонь. До 1620 г. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


«Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал». (Евангелие от Луки, 22:55-22-62).

Фрагмент. Апостол Петр. Отречение Святого Петра. Валантен де Булонь.
До 1620 г. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Валантен де Булонь (фр. Valentin de Boulogne, 3 января 1591 — 19 августа 1632), имя от рождения Жан Валантэн или Валантен (Jean Valentin)) — французский художник эпохи барокко, сын художника по стеклу. В ранней молодости прибыл в Италию, уже хорошо умея владеть кистью. Франция и Италия оспаривают национальность его отца. Так французские источники упирают на то, что Валантен был французом по рождению, итальянцы же утверждают, что он происходил из семьи итальянских художников. Итальянцы считают Валантена лучшим последователем Караваджо и причисляют его к своим художникам Римской школы.

Фрагмент апостол Петр. Отречение Святого Петра. Валантен де Булонь.
Начало 1620 г. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.


Увидеть второе полотно полностью и сравнить обе работы мы вам предлагаем на выставке, ведь общение с оригиналом не может заменить ничто.
С одной из стен экспозиционного зала на вас смотрят библейские апостолы работы испанского караваджиста Хусепе Рибера.

Святой Варфаломей. Хусепе Рибера. 1611- 1613. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Хосе или Хусепе де Рибера (исп. José de Ribera) по прозвищу Спаньолетто (Lo Spagnoletto — «маленький испанец»); 12 января 1591 — 2 сентября 1652) — испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в итальянском Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Вероятно, не позднее 1613 года он перебрался в Италию, где, как принято считать, изучал картины старых мастеров в Парме и Риме. Все сохранившиеся работы художника датируются неаполитанским периодом.

Святой Филипп. Хусепе Рибера. 1611- 1613. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Святой Фома. Хусепе Рибера. 1611- 1613. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.

Франмент. Святой Фома. Хусепе Рибера. 1611- 1613. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Еще один библейский сюжет разворачивается перед нами в работе Гвидо Рени.

Фрагмент. Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем. Гвидо Рени.
Около 1640 года. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Гвидо Рени (итал. Guido Reni; 4 ноября 1575 — 18 августа 1642) — итальянский живописец болонской школы. Девяти лет от роду поступил в ученики к проживавшему в Италии фламандскому живописцу Денису Калверту; перейдя затем в школу Лодовико Карраччи, из неё перешёл с целью усвоить себе технику фресковой живописи к Феррантини, а в 1596 г. отправился в Рим, где занялся основательным изучением произведений Рафаэля. В первый период своей деятельности Рени примкнул к господствовавшему тогда в итальянской живописи натуралистическому направлению, причём, подобно другим ученикам Карраччи, подпал в сильной степени под влияние Микеланджело да Караваджо.

Гранида. Ян Харменс ван Бейлерт. 1620-е. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.


Ян Харменс ван Бейлерт (Jan Hermansz, van Bijlert или Van Bylert, Van Bylaert, (1597 или 1598 - 1671) нидерландский художник караваджист родом из Утрехта. Учился во Франции и Италии, где возможно был знаком с Караваджо. В 1624 году возвращается в родной Утрехт. Считается одним из самых знаменитых художников Утрехта, его произведения пользовались большим успехов в течении всей его жизни.
Гранида — персонаж голландской пасторальной пьесы Питера Хофта «Гранида». Гранида, дочь восточного царя, помолвленная с принцем Тисифернесом, заблудилась во время охоты. Она повстречала пастуха Дайфило и его госпожу Дорилею, которые только что повздорили. Дайфило сходил за водой для принцессы, чтобы дать ей напиться, и влюбился в нее. Он последовал за ней ко двору, и после нескольких поворотов в сюжете они сбежали вместе в лес, чтобы предаться пасторальной жизни. Дайфило был схвачен и заточен в темницу одним из стражников свиты Граниды. Они вновь в конце концов соединились после вмешательства в дело Тисифернеса, который отказался от своих притязаний на нее. Эта пьеса утвердила в Голландии моду на пасторальные идиллии и долго оставалась популярной. Она широко представлена в голландской живописи XVII века.

Фрагмент. Явление ангела Святому Иосифу. Джованни Бальоне.
Около 1599 г. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.


Джованни Бальоне (Giovanni Baglione (1566 - 1643) итальянский художник конца маньеризма и раннего барокко, а также биограф многих мастеров, которые работали в Риме в конце XVI - начале XVII века.
Эта огромная алтарная композиция Джованни Бальоне была приобретена для ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2014 году.

Фргмент. Юдифь с головой Олоферна. Карло Сарачени.
Около 1618 г. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


Карло Сарачени (итал. Carlo Saraceni, 1570 — 1620) — итальянский художник. С 1598 работал в Риме, член Академии Святого Луки (1607). В 1620 вернулся в Венецию, где вскоре умер. В Риме он создает свой стиль под влиянием Караваджо и Адама Эльсхаймера.
Картина посвящена ветхозаветному сюжету, который рассказывает о спасении израильтян от войска ассирийцев. После того, как войска ассирийцев осадили родной город Юдифи, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца Олоферна. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову, и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасен.

Спящий паломник (Святой Рох). Джакомо Черутти. Начало 1740-х. Холст, масло. Фонд Роберто Лонги.


В завершении нашего рассказа об этой великолепной выставке хочется предложить вам последовать совету Роберто Лонги при изучении произведений - "верь своим глазам". "Ведь, если произведение искусства живет самостоятельной жизнью — а, надо полагать, что так оно и есть, оно само поведает о наиболее важном", — говорил этот выдающийся историк искусств. Приходите на выставку смотрите, изучайте, общайтесь с шедеврами и получайте удовольствие.

Выставка продлится до 10 января 2016 года.

Адрес : ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы : вт, ср, пт, сб, вс с 11:00 до 20:00, касса (вход) с 11:00 до 19:00;

по четвергам с 11:00 до 21:00, касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день понедельник.

Цена билета :
В рабочие дни
с 11:00 до 13:00: 300 р., льготный 150 р.,
с 13:00 до 17:30: 400 р., льготный 200 р.
с 17:30 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.

В выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 400 р., льготный 200 р.
с 13:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.

Расписание сборных экскурсий по выставке:
Для детей:
по субботам: 03.10, 10.10, 17.10, 24.10, 7.11, 14.11, 21.11, 5.12, 12.12, 19.12 в 12.00
Для взрослых:
по четвергам: 8.10, 22.10, 5.11, 19.11, 3.12, 17.12 в 19.00
по вторникам: 6.10, 20.10, 17.11, 1.12, 15.12 в 18.00
по вторникам: 29.09, 13.10, 27.10, 10.11, 24.11, 22.12 в 15.00

Помните, не так давно в Москве проходила выставка Караваджо? Проходила, надо сказать, с аншлагом.

Теперь в ГМИИ им. Пушкина своеобразное продолжение проекта: не только Караваджо, но и «караваджисты». То бишь последователи.

Однако работа Караваджо в экспозиции, разумеется, присутствует. Это «Мальчик, укушенный ящерицей» - одна из ранних работ художника.

Картину, по сложившейся традиции, торжественно встречали в посольстве.

Ну, а еще в Москву прибыло три десятка работ разнообразных «караваджистов» - итальянцев, разумеется, но также представителей Голландии, Испании, Франции… Все это – из Фонда Роберто Лонги, который ныне хранит собрание этого историка искусства. Что требует пояснений.

Представьте себе ситуацию: начало ХХ века. Юный студент, увлекающийся – как, вероятно, многие его современники, – импрессионизмом и прочими модернистскими течениями. Однако для дипломной работы получает от руководителя тему Караваджо.

Тут требуется второе пояснение: это нам сейчас кажется, что художник неизменно был предметом уважения, а то и поклонения – а как иначе? Но нет: представьте, Караваджо был надолго забыт и считался автором малозначимым.

И вот именно благодаря трудам Роберто Лонги Караваджо вновь выплыл на поверхность. А вслед за ним – и многие другие, шедшие по его стопам.

Ведь отличался Микеланджело Меризи да Караваджо не только своей manera tenebrosa (у нас переводят как «темная манера», хотя я, пожалуй, предпочла бы «сумрачная»). Важен и его отход от возвышенной, академичной красивости предшественников, прямой контакт с реальностью (что впоследствии многие критики назовут «натурализмом»).

Ну, и добавлю, что ГМИИ им. Пушкина, «разобрав своих архивов», тоже извлек на свет ряд работ караваджистов и присовокупил их к выставке. Что в экспозиции разнесено по отдельным залам – ну, а мы здесь без труда можем и объединить.

Начну, впрочем, с нарушения хронологии – привезенная работа Бартоломео Пассеротти, «Торговки птицей», сделана задолго до того, как Караваджо вообще появился на свет. Однако она важна с точки зрения появления в живописи «простонародного» типажа (а уж Караваджо с последователями успешно внедрят его даже в религиозную живопись).

Ну, а теперь итальянцы-современники. Сразу с оговоркой: никто из них не был в прямом смысле учеником Караваджо – тот вообще не держал мастерской. И вообще отношения с Караваджо у них были более чем разные, и друзей было не так уж много.

Один из непосредственно знакомых – Орацио Борджанини. Среди его работ на выставке – «Святое семейство со святой Анной» (кто забыл, напомню: она младенцу бабушка по материнской линии, и это, право, заметно).

Его же уже совершенно «караваджистский» святой Себастьян.

Анджело Карозелли (также из непосредственно знакомых), «Аллегория бренности».

Еще один человек из более-менее близкого круга – Карло Сарачени. Вот его работы портрет кардинала Капоччи.

Его же – «Нахождение Моисея». Тут, правда, не без влияния маньеризма.

А вот Томмазо Салини, еще один современник, был с Караваджо в крайне плохих отношениях. Но его влияние испытал несомненно (показано «Коронование терновым венцом» из фондов ГМИИ).

В этом «первом поколении» караваджистов необходимо назвать испанца Хусепе Риберу. Вообще и в его случае, и в случае других иностранцев это было влияние, испытанное непосредственно на месте – Рибера, как и многие другие, работал непосредственно в Италии (даже получил там итальянское прозвище «Спаньолетто»). И к большому удовольствию зрителей привезено сразу несколько его работ. Точнее, пять – покажу некоторые.

«Святой Павел».

«Святой Фома».

«Святой Филипп».

Но и в ГМИИ тоже есть работа Риберы явно из этой серии – «Апостол Иаков старший».

Геррит ван Хонхорст, один из первых голландских караваджистов с успешной карьерой в Италии. «Читающий монах».

А в московском собрании – его «Пастух и пастушка».

Француз Никола Ренье настолько, похоже, прижился в Италии, что его стали называть Николо Реньери (а работа – тоже московская). Есть предположение, что это автопортрет.

Дирк ван Барбюрен процветал, получая в Италии немало заказов. Приехало в Москву его «Взятие Христа под стражу».

В XVII веке, начиная со второй его четверти, караваджизм стал отступать на второй план, уступая место барокко. Однако уступил не совсем – влияние сохранялось.

Среди представленного любопытным образом оказались две работы француза Валантена де Булоня на один сюжет – «Отречение святого Петра». Вот сначала работа из Фонда Лонги – она более ранняя, предположительно написана до 1620 года.

Матиас Стомер, «Старуха со свечой» (из фондов ГМИИ).

И также «москвичи» - веселая парочка «Лютнист» и «Флейтистка» Яна Харменса ван Бейлерта.

Вторая половина XVII века – «Монах» Джачинто Бранди.

А вот и XVIII столетие. «Спящий паломник» Джакомо Черути.

«Служанка» Гаспаре Траверси.

И «Портрет юного художника» Витторе Гисланди. На чем обзор и закончим.

Ну, а выставка запланирована по начало января.

«…Из этих картин я подчеркнул множество важных советов, которые пригодятся мне в моём творчестве живописца. Я обязательно вернусь. И готов отстоять ради этого не 1 час.» Стручков Егор Игоревич 15.09.2015

(Книга отзывов ГМИИ им.Пушкина)

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и собрание Фонда Лонги во Флоренции представляют новую экспозицию.

В главном ГМИИ им. Пушкина с 15 сентября 2015 года открылась выставка «Караваджо и последователи». Благодаря усилиям Министерства культуры Российской Федерации, ГМИИ им. Пушкина и фонда Лонги во Флоренции в Москве выставлены 50 шедевров, многие из которых предстанут перед российскими зрителями впервые. Экспозиция продолжает тему произведений известного новатора в мире европейской живописи Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610).

Центральное место в нынешней экспозиции является легендарная работа раннегоКараваджо«Мальчик, укушенный ящерицей» (1594). Это полотно имеет огромное значение в развитии европейской живописи эпохи Возрождения. Реалистичность изображения, напряженность каждого изгиба тела «безумного» юноши производит неоднозначное впечатление, и даже пугает. Внимание художника к каждой детали поражает даже современного искушенного посетителя. Для художников XVI века это был настоящий вызов. Гармоничный мир академичнойживописи того времени был взорван экспрессивным реализмом Меризи де Караваджо. Многие современники считали художника эксцентричным и вспыльчивым. Источником его вдохновения стали не высокосветские гостиные и всевозможные гранды на фоне романтических пейзажей, а простые люди среди толпы, на улицах, в тавернах и на площадях. Примечательно, что художник не прибегал к эскизам, а воплощал свои замыслы сразу на холсте. В своих работах художник использует контрастную манеру письма. Прием резкого противопоставления света и тени в картинах Караваджо и его последователей получил название «кьяроскуро».

В этом году гостям выставки предоставляется возможность сравнить работы последователей натуралистичного стиля известного мастера.Из Италии привезены 30 уникальных картин. В коллекции легендарного искусствоведа и ценителя эпохи Барокко Роберто Лонги (1890–1970) особое место занимают работы Караваджо. Его новаторский стиль дополняется индивидуальным исполнением каждого последователя . На примере итальянских, французских, голландских и испанских живописцев можно проследить изменения манеры письма «караваджистов» вплоть до XVII века. Собрание включает в себя таких именитых художников, как Дирка ванн Бабюрена, Маттиаса Стомера, Валантена де Булоня, Хусепе Риберы, Джованни Ланфранко, а также более поздник матсеров: Джакомо Черути, Фра Гальгарио, и Гаспаре Траверси.

Полотна на библейские мотивы составляют большую часть работ представленных на выставке. В начале экспозиции размещена Картина Джордано Черути «Спящий паломник». Святой Рох предстает в обличии задремавшего от усталости путника, и только свет, который излучает его изможденное лицо, указывает на то, что перед вами возвышенный над земным миром человек.

Работы голландского художника Маттиаса Стомера словно превращают посетителей выставки в очевидцев ветхозаветных событий. Например, на полотне «Благовестие Ма ною и его жене» архангел Гавриил изображен, как простой юноша, однако серебристые тона одежды подчеркивают его неземную природу. Атмосфера картины передает радостный трепет, в котором пребывают будущие родители легендарного Самсона и сам «благовеститель». В картине нет нимбов и прямых лучей света, но есть сияние, которое пронизывает все пространство на холсте.

Работы Дирка ван Бабюрена «Взятие Христа под стражу» и «Отречение святого Петра» Валантена де Булоня раскрывают трагизм событий, о которых повествует Новый Завет. Работы поражают своей реалистичностью и эмоциональностью. Создается ощущение, что живописцы преодолели барьер времени, и запечатлели события двухтысячелетней давности с натуры. Такое пугающее чувство реальности происходящего посещает вас при взгляде на эти полотна.

Мартиа Прети – единственный масштабный художник в Калабрии (Южная Италия). Его полотно под названием «Концерт» резко выделяется на фоне картин других мастеров. Лицо девушки и двух музыкантов, сидящих за столом, мертвецки бледны. Прекрасные особы переполнены гордыней, отрешенностью и мистическим злом. В этой картинеМартиа Прети не осуждает пороки этих молодых людей, а словно печально наблюдает за ними.

Испанская школа караваджистского направления представлена серией работ Хусепе Рибера . По мнению многих посетителей, эта часть экспозиции одна из самых запоминающихся. Серия портретов «Апостолы» подчеркивает земное и личностное начало учеников Христа. Перед посетителями предстают не иконы, а люди, носящие в себе великий дух. Святой Варфоломей изображен в образе старика. В одной руке он держит острый нож, в другой собственную кожу. Его твердый взгляд пристально направлен на зрителя. Дряхлость тела противопоставляется мужеству и решительности святого. Ни старость, ни гонения не смогли пошатнуть твердость веры Апостола на его мученическом пути, словно он бросил вызов земной природе человека.

На выставке можно проследить дальнейшее развитие натуралистических традиций вплоть доXVIII века . В частности серия работ неаполитанского портретиста Гаспаре Траверси впечатляет своим реализмом. Это картины «Старуха, греющая руки над жаровней», «Служанка» и т.д.

Среди других картин, в заключительной части экспозиции расположилась яркая работа Витторе Гисланди (Фра Гальгарио) «Портрет юного художника в красном берете». Несмотря на красочные детали в одежде, именно выражение лица молодого человека приковывает внимание гостей. Его напряженный и пытливый взгляд словно адресуется лично каждому посетителю. Эта яркая, наполненная экспрессией работа итальянского живописца эпохи рококо особенно привлекает внимание посетителей.

Трудно подвести к общему знаменателю оценки содержания и оформления новой выставки. Р аботы «караваджистов» размещены по мере демонстрации коллекций Фонда Лонги во Флоренции, а затем собрания ГМИИ им. Пушкина. Расположение полотен в зависимости от принадлежности к коллекциям смутило некоторых посетителей. Тем не менее, освещение в зале создает ритм и акценты на картинах. Создается атмосфера полного погружения в события, изображенные на полотнах.

Сегодня посетители смогут продолжить знакомство последователей школы Караваджо. Напомним, что несколько лет назад в стенах Музея уже выставлялась масштабная коллекция картин итальянского живописца. При сравнении экспозиции 2011 и 2015 года среди гостей можно заметить расхождения в оценках. В толпе выделяются скучающие группы школьников и восхищенные взгляды ценителей искусства. Неудивительно, что открыв книгу отзывов , можно увидеть как хвалебные, так и негативные мнения. Многие посетители оказались разочарованны небольшим количеством картин самого Меризи да Караваджо, особенно в сравнении с экспозицией 2011 года. Шанс продолжить или начать свое знакомство с новаторским реализмом Караваджо есть у всех желающих до 10 января 2016 года.

Вход на выставку Караваджо и караваджисты в миланском палаццо Реале. Апрель — июнь 1951 г.

Выставка Караваджо и последователи открывается спустя четыре года после показа в 2011-2012 годах 11 полотен Караваджо из собраний Италии и Ватикана в тех же стенах. Успех был оглушительным: впервые в России и за пределами Италии в одном выставочном пространстве удалось собрать такое число шедевров этого мастера. Казалось, что прошел не такой уж небольшой по музейным меркам срок для возвращения к одному и тому же художнику, даже если это Караваджо. Однако Виктория Маркова , главный научный сотрудник, хранитель итальянской живописи Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, сочла иначе: «Четыре года — правильная дистанция, которая позволяет публике еще не забыть Караваджо, успех, впечатление от той выставки и тем не менее перейти к какому-то другому ракурсу».

Первоначально предполагалось показать 30 работ Караваджо и его последователей только из Фонда Роберто Лонги. Коллекцию выдающегося историка искусства, которую он собирал с 1916 года и которая охватывает итальянское и европейское искусство XIV-ХХ веков, часто и с большим успехом показывают в Италии и крупных музеях по всему миру. Однако в ходе подготовки будущей московской экспозиции ее куратор Виктория Маркова решила пойти по другому пути — соединить картины караваджистов из фонда с картинами из собрания ГМИИ. «Это даст зрителю редкую возможность сопоставлять работы, например, одного и того же мастера из двух собраний, созданные в разные периоды, либо в один и тот же период, но разные по подходу», — считает Маркова. Всего на выставке будет около 50 произведений, 30 — из Фонда Роберто Лонги. Экспозиция будет выстроена следующим образом. Единственная на выставке работа самого Караваджо — его ранний шедевр Мальчик , укушенный яще рицей (середина 1590-х) из фонда станет как бы энергетическим центром, «местом силы» экспозиции. Работы из коллекци Лонги будут представлены отдельно, чтобы можно было оценить ее как самостоятельное явление. Отдельно же будут сгруппированы работы из собрания музея. Некоторые из них специально отреставрированы к выставке и впервые выйдут на публику. Например, картина неаполитанского караваджиста Джованни Баттисты Караччоло , долгое время считавшаяся работой неизвестного мастера, или раннее полотно Хусепе Риберы Апостол Иаков Старший . Кстати, из Фонда Роберто Лонги приедут сразу пять Апостолов великого испанца XVII века, тоже ис- пытавшего влияние Караваджо.

Что же касается имен, включенных в выставку, то здесь представлен почти весь круг мастеров, которых сегодня принято считать караваджистами. Это прямые последователи Караваджо — Орацио Борджанни , Карло Сарачени , Анджело Карозелли — и далее художники-академисты, опосредованно испытавшие его влияние, как Гвидо Рени или Джованни Ланфранко . «У Караваджо не было мастерской, не было прямых учеников, он не стремился к тому, чтобы собрать вокруг себя какой-то круг художников. Караваджизм — это спонтанно возникшее явление, в котором не было однородности, художники приезжали из разных областей Италии и других стран, и каждый уже учился в рамках каких-то традиций. То есть они приезжали в Рим, и дальше на эти традиции наслаивалось влияние Караваджо. Караваджизм — это искусство интернациональное. Впервые в истории искусства сложилась ситуация, когда какая-то страна становилась образцом для всей Европы», — говорит Маркова. «Иностранцы» тоже будут представлены на выставке такими именами, как Дирк ван Бабюрен , Маттиас Стомер , Валантен де Булонь , Герард ван Хонтхорст и другие. «Италия помогла каждой национальной школе обрести свой новый язык. Живопись Караваджо была стимулом, а дальше каждый художник шел своим путем», — продолжает Маркова.

Еще одна особенность московской выставки — включение в экспозицию художников XVIII века фра Гальгарио , Гаспаре Траверси , Витторе Гисланди , Джакомо Черути . Это мастера, которых именно Лонги впервые ввел в контекст истории итальянского искусства, назвав их «i pittori della realta» — «художники реальности». «На самом деле это очень разные художники. Но их объединяет интерес к действительности, что для итальянской живописи было не вполне обычным. Сформулировав это понятие, Лонги сфокусировал внимание историков искусства на этом важном аспекте», — говорит Маркова. Караваджизм постепенно сошел на нет к 1630-м годам, на авансцену вышел академизм, болонская школа братьев Карраччи , которая вновь обратила свой взор к наследию Ренессанса, прежде всего Рафаэля . «Но это вовсе не значит, что караваджизм исчез навсегда, — поясняет куратор. — Караваджо остался в крови итальянского искусства, дал ему многое из того, что стало основой его языка, пластику, светотень». Что и должны продемонстрировать включенные в выставку работы «художников реальности» из собрания Лонги и ГМИИ, практически не знакомые российскому зрителю.

«Не делать на холсте ни одного мазка, кроме как подсказанного жизнью» – Микеланджело Меризи да Караваджо.
После оглушительного успеха картин Караваджо, которые были выставлены в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011-12 годах, музей решил представить работы последователей темпераментного художника – так называемых «караваджистов». Начиная с 29 сентября и по 10 января музей будет проводить экскурсии как для взрослых, так и для детей. Микеланджело Караваджо (1573-1610) – итальянский художник эпохи барокко, перевернувший представления о живописи в XVII веке, положил начало направлению под названием «реализм». Мастер и его последователи писали на бытовые темы, отойдя от идеализированных образов эпохи Возрождения.

На экспозиции представлены картины таких мастеров, как Бартоломео Пассаротти (1529-1592), Гвидо Рени (1575-1642), Джакомо Черути (1698-1767), и многих других. Искусство Караваджо оказало влияние не только на его сограждан, итальянцев, но и на испанцев, французов и жителей других европейских стран. Этот факт подчеркивают организаторы выставки, представляя нашему вниманию самых разнообразных художников.

Выставка проходит под названием «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина». На ней вниманию зрителей представлено более 50 произведений, среди которых знаменитый «Мальчик, укушенный ящерицей» руки самого мастера. Он, конечно же, является центром всеобщего внимания. Несмотря на то что эта картина относится к раннему периоду творчества мастера, в ней как нельзя ярко отражены характерные особенности реализма: мимика и жесты не оставляют сомнений в том, что мальчику больно от укуса. Караваджо был одним из первых художников, которые писали так называемой техникой «кьяроскуро» (итал. светотень). Она позволяет акцентировать внимание зрителя на тех частях картины, которые мастер считал главными. Например, в «Мальчике» свет падает на лицо и руки ребенка, тем самым подчеркивая его эмоции: гримаса боли и маленькие кисти, непроизвольно отдернутые от источника несчастья.

Живые эмоции, «живые» лица побуждают к сопереживанию героям картин, втягивают нас в свой мир при помощи реалистичности и эмоциональности. Так, мы перестаем замечать наше состояние онемения, погруженные в мысли о том, сколько личных переживаний и боли скрывается за каждой слезой картезианского монаха Джачинто Бранди (1623-1691).

Как же максимально прочувствовать тот переворот, который совершил итальянский художник? Сперва стоит проникнуться традиционным стилем работ эпохи Возрождения, а после оценить стиль и манеру исполнения произведений Караваджо. Становится очевидно, почему реалистичная манера художника взбудоражила его современников и поначалу была воспринята ими в штыки. После торжественных и величественных картин Боттичелли и скульптур Микеланджело, созерцая произведения караваджистов особенно остро ощущается в чем-то приземленная, однако не менее талантливая техника реализма.

«Основная задача выставки – как можно обстоятельнее продемонстрировать роль Караваджо в истории европейской живописи, и потому, помимо превосходного собрания Фонда Лонги, в рамках этой экспозиции музей показывает значительную группу произведений из собственного собрания. Специально для этого случая некоторые произведения, постоянно хранившиеся в фондах, отреставрированы и впервые показаны зрителям » – сообщила идеолог и куратор выставки Виктория Маркова.

Кстати, именно Роберто Лонги , выдающийся итальянский искусствовед, в 1950-х поспособствовал вознесению Караваджо в число самых прославленных художников мира. Он стал организатором первой персональной выставки мастера, которая взбудоражила весь мир и вознесла новую звезду на небосвод художественного искусства.

Цены:
В рабочие дни: 300-500 р.,
в выходные: 400-500 р.
Для льготных категорий скидка 50%.



Материнский капитал