Рисование осеннего пейзажа. Мастер-класс с пошаговыми фото

Финальный результат

Цвет важен для получения правильного настроения во всех цифровых художествах. Поэтому, в сегодняшнем уроке я покажу, как создать три разных настроения для одного рисунка, а также расскажу об использовании инструментов Adobe Photoshop для перехода от одного настроения к другому.

Что такое настроение?

Если закрыть глаза и представить закат, какие ассоциации возникают у вас в голове? Тепло солнца моментально касается лица, а горячие, пламенные цвета заполняют небо. Можно даже почувствовать, как по телу течет волшебное спокойствие и наслаждение от созерцания красоты перехода от дня к ночи.

Попросту говоря, это и есть настроение .

Настроение в живописи представляет собой возможность перенести эмоции на холст, используя цвета, композицию и освещение. И неважно, намеренно это или нет, основой работы всегда является настроение.

Как мне поменять настроение?

Прежде всего, раскроем основы теории цвета. У каждого цвета есть определенное настроение. А некоторые могут даже вызывать несколько эмоций сразу.

У красного и синего есть свои отчетливые настроения. Что вы чувствуете, глядя на эти цвета?

Кровавая страсть красного, например, может передавать как любовь, так и злобу, а спокойствие синего также может иллюстрировать его полярную противоположность - сильную печаль.

Так такие же самые важные аспекты настроения?

  1. Композиция
  2. Освещение
  3. Цвет

Но почему цвет на последнем месте? Что ж, сначала нужно нарисовать место действия; композиция - ключ к эмцоиональности вашего шедевра.

Поскольку цвет рисунка идет рука об руку со схемой освещения, важно установить, как время суток, источники освещения и даже погодные условия влияют на эмоциональность работы. Когда всё готово, можно начинать экспериментировать с различными оттенками.

Набросок

Чтобы продемонстрировать силу различных настроений, я возьму простой пляжный пейзаж и нарисую его тремя способами: в полдень, на закате и ночью.

Создайте Новый документ размером 800 х 700 px с разрешением 150 dpi . Используя инструмент Эллипс (Ellipse Tool), я создам простой круг с Контуром (Stroke) толщиной в 1 пт , затем добавлю Новый слой (New Layer) и установлю его как Обтравочную маску (Clipping Mask) к кругу. Здесь я нарисую песок, краба и волны при помощи Жесткой круглой кисти (Hard Round Brush).

Рисунок краба с Envato Market стал вдохновением для композиции, а все остальное я заполнил различными деталями, найденными в интернете. Обратите внимание, что набросок очень минималистичный. Это позволит легко переходить к разному времени суток, где я смогу сконцентрироваться на отчетливых изменениях в небе и на поверхности воды.

Теперь, когда набросок готов, давайте перейдем к рисованию.

1. Как нарисовать солнечную полуденную сцену

Шаг 1

Чтобы упростить процесс, первый рисунок станет основой для остальных. Простая схема освещения потом поможет мне легко нарисовать вечер и ночь, если я буду разумно использовать Корректирующие слои (Adjustment Layers). Поскольку мы рисуем основу, важно делать всё на отдельных слоях, чтобы потом можно было переключаться.

Удалите временную Обводку (Stroke) с круга, затем кликните правой кнопкой мыши , чтобы Растрировать слой (Rasterize Layer). Выделите его при помощи Волшебной палочки (Magic Wand Tool). Кликните правой кнопкой мыши и выберите Инвертировать выделение (Inverse Selection). Создайте Новую группу (New Group), затем, не снимая выделения, добавьте Маску слоя (Layer Mask) для группы.

Разместите свой набросок внутри группы. Установка рисунка таким образом - оптимальный способ организации слоев.

Шаг 2

Создайте новый слой для каждой секции рисунка, убедитесь, что все основные детали разделены для лучшей организации. Назовите слои по их содержимому, а затем используйте Жесткую круглую кисть (Hard Round Brush), чтобы закрасить участки основным цветом. «Смешайте» слой с наброском, установив его режим наложения на Мягкий свет (Soft Light) и используйте тусклые светлые оттенки в качестве основного цвета, чтобы потом можно было с легкостью добавить свет и тень.

Шаг 3

Для каждого участка создайте Новый слой - обтравочную маску (New Layers as Clipping Masks). Это позволит рисовать в ограниченной зоне. Установите режим наложения слоев для этого шага на Умножение (Multiply) и начинайте рисовать тень. Поскольку у нас яркий солнечный день, свет будет падать сверху, а самого солнца не будет видно на горизонте.

Воспользуйтесь референсами из интернета, чтобы разобраться со схемой освещения. Возьмите цвета определенной фотографии за основу, сделав рисунок реалистичнее. Добавьте текстуру для песка, камней и листьев при помощи Квадратной пастельной кисти (Square Pastel Brush) из меню пресетов инструмента Кисть (Brush presets).

Шаг 4

Продолжайте разрабатывать схему освещения. Добавьте Новые слои (New Layers) с режимом наложения Перекрытие (Overlay), добавив свет для песка, воды, листьев и неба.

При помощи Мягкой круглой кисти (Soft Round Brush) нарисуйте легкие облака в небе и мягкие волны в океане. Что касается неба, делайте свободные штрихи, сохраняя при этом линейность облаков. А для океана нарисуйте изгибающиеся волны, которые разбиваются о берег. В любой момент вы можете переключиться на инструмент Ластик (Eraser Tool), чтобы смягчить штрихи.

Шаг 5

Продолжайте рисовать детали на отдельный обтравочных слоях для каждой секции. Переключитесь на Жесткую круглую кисть (Hard Round Brush) со 100% Жесткости (Hardness), чтобы подчеркнуть грани и сделать рисунок не таким размытым.

В природе свет отражается от множества предметов, поэтому убедитесь, что добавили яркие блестящие отражения на воде и песке. Этого можно добиться, нарисовав длинную рябь на море и крошечные точки на пляже.

Шаг 6

Закончите определять рисунок. Добавьте больше яркого света небу, показав, что солнце может быть скрыто за облаками. Добавьте Новый корректирующий слой (New Adjustment Layer) Поиск цвета (Color Lookup) со следующими настройками, сделав цвета более четкими и теплыми.

Так выглядит финальный рисунок. У работы очень теплое и счастливое настроение, не так ли?

2. Как нарисовать восход/закат

Шаг 1

Давайте перейдем к сцене заката. Как я упоминал ранее, мы используем исходный рисунок, чтобы проще переходить к разному настроению и времени суток. Поскольку нам нужно кардинально изменить схему освещения, Удалите (Delete) несколько слоев из предыдущего рисунка и вернитесь к начальному этапу, где нет большинства основных источников света.

Мне потребовалось поменять освещение. Прежде всего добавьте основные цвета. Делайте Новые слои (New Layers) обтравочными к каждой секции и закрашивайте области поверх основ, используя Градиент (Gradient Tool). Сделайте воду светлее, песок богаче, а листья темнее, симулировав силуэт.

Шаг 2

Начните применять цветовую схему для заката. Установите Новые слои (New Layers) как Обтравочные маски (Clipping Masks) для неба и используйте инструмент Градиент (Gradient Tool), создав Линейные градиенты (Linear Gradients) оранжевых и пурпурных оттенков над водой. Это поможет сохранять такие части рисунка, как облака, ведь можно просто Показать (Unhide) эти слои, добавив их к рисунку.

Шаг 3

Чтобы кардинально изменить цвет и освещение, а также сделать рисунок более целостным, нам нужно поэкспериментировать с Корректирующими слоями (Adjustment Layers). Добавьте Новый корректирующий слой (New Adjustment Layer) Поиск цвета (Color Lookup) со следующими настройками надо всеми остальными. Затем создайте Маску слоя (Layer Mask) и мягко закрасьте черным участки, убрав теплый оттенок с неба и пляжа.

Затем добавьте Новый корректирующий слой (New Adjustment Layer) Карта градиента (Gradient Map), используя цвета для заката. Установите режим наложения на Цветность (Color) и сократите Непрозрачность (Opacity) до 30% .

Продолжайте коррекции пока не будете готовы вернуться к рисованию. Здесь я добавил еще один слой Поиск цвета (Color Lookup) с такими настройками:

Позвольте Корректирующим слоям вам помочь! Теперь я могу переходить к рисованию, ведь цвета выглядят намного гармоничнее.

Шаг 4

После всех этих коррекций нужно вернуться к рисованию, чтобы всё сбалансировать. Установите режим наложения Нового слоя (New Layer) на Перекрытие (Overlay), добавив больше тепла небу и воде, а также нарисовав яркое солнце на горизонте. Выбирайте оранжевые и белые оттенки для наилучшей яркости.

Закат создает застывшие силуэты, поэтому убедитесь, что изменили цвет корабля. Нарисуйте тени на крабе, а также отчетливую тень за ним.

Шаг 5

Начинайте рисовать блики на воде. В это время суток настроение намного спокойнее, чем во время солнечного дня, который мы рисовали ранее. Сделайте воду неподвижной, фокусируясь на отражении солнца на длинной гладкой ряби.

Шаг 6

Также как в прошлых шагах, используйте Жесткую круглую кисть (Hard Round Brush) со 100% Жесткости (Hardness) для того, чтобы подчистить детали рисунка. Сейчас краб выглядит весьма размытым, поэтому убедитесь, что добавили ему четкую обводку.

Нарисуйте еще больше бликов на песке, воде и небе. Нарисуйте блестящие точки, сохранив похожий на первый рисунок стиль. Когда вы закончите, финальный результат будет выглядеть так.

Можете ли вы поверить в то, что мы начали с солнечной погоды?

3. Как нарисовать ночной пейзаж

Шаг 1

Последним по счету, но не по важности у нас будет ночной пляж! Также, как и в прошлый раз, можем начать рисовать, используя солнечный день в качестве основы. На этот раз мы сохраним некоторые нижние участки рисунка, удалив большинство слоев для неба.

Начните с исходного солнечного пляжа и уберите небо, чтобы мы могли превратить его в ночной пейзаж!

Шаг 2

Объедините слои неба. Затем создайте Новый слой (New Layer) над ним и установите его как Обтравочную маску (Clipping Masks) к небу. Используйте инструмент Градиент (Gradient Tool) и добавьте Линейный градиент (Linear Gradient) темно-синего цвета. Это поможет создать пустой «холст» для нашего ночного пейзажа.

Шаг 3

Чтобы удалить оставшиеся солнечные участки нам снова понадобятся Корректирующие слои (Adjustment Layers). Начните с двух Новых корректирующих слоев (New Adjustment Layer) Поиск цвета (Color Lookup). Они сразу же сделают цвета более подходящими для холодного ночного настроения.

Доверьте Photoshop изменение цвета и настроения при помощи инструмента Поиск цвета.

Добавьте еще один Корректирующий слой (Adjustment Layer) Уровни (Levels), поправив настройки для RGB канала как показано ниже:

Шаг 4

Создайте Новый слой Умножение (Multiply). Нарисуйте тени вдоль пляжа при помощи Мягкой круглой кисти (Soft Round Brush), оставляя свободное место в середине, где будет луна. Попробуйте снова изобразить эффект силуэта, создайте больше драматичности, сконцентрировав тени на краях. Также можно заметить, что я решил нарисовать землю на горизонте, позволив кораблику выделяться на контрасте с фоном.

Шаг 5

Создайте Новый слой (New Layer) с режимом наложения Перекрытие (Overlay), затем нарисуйте большую ярко-белую луну на фоне темного неба. Добавьте больше сияния вокруг луны и позвольте ему отражаться от воды, так как это помогает освещать пейзаж.

Шаг 6

Как обычно, переключитесь на Жесткую круглую кисть (Hard Round Brush) со 100% Жесткости (Hardness), сделав каждую деталь четче. Добавьте крошечные точки в небе и блеск от сияния луны на песке и воде. Нарисуйте отражение луны на поверхности воды при помощи маленькой волнистой ряби.

Продолжайте улучшать рисунок. Для дополнительного контраста и легкого оттенка, создайте Новый корректирующий слой (New Adjustment Layer) Поиск цвета (Color Lookup) со следующими настройками.

И вот финальный результат!

Вы можете магическим образом переходить к разным настроениям и цветовым схемам одного рисунка при помощи Корректирующих слоев и Режимов наложения.

Эксперименты приводят к отличным результатам, поэтому научитесь отходить от привычного линейного процесса рисования и развлекайтесь с различными инструментами и настройками Photoshop.

Изучения процесса создания цветных рисунков занимает время, поэтому, если у вас есть вопросы по поводу процесса, задавайте их в комментариях.

Рисунки выдают ваше настроение…

Ученые из Института психологии в Бонне провели занимательный эксперимент. Ученые выявили связь между бессознательными рисунками людей (которые они изображали во время бесед по телефону и совещаний) и особенностями их характера. В результате этого исследования ученые пришли к выводу, что по «бессознательным каракулям» можно создать примерный психологический портрет человека на текущий момент времени.

Если вы тоже любите рисовать незатейливые фигурки во время телефонных бесед и ряда других дел, то можете прямо сейчас проверить, насколько эти рисунки выдают ваши личностные особенности и жизненный настрой. Для этого рассмотрим наиболее распространенные варианты бессознательного творчества.

Звезды

Такие люди всегда хотят быть в центре внимания. Если у звезды больше пяти концов, то это говорит о сильных переживаниях человека. А вообще звезды (а также луна) – это любимые рисунки прирожденных начальников, людей, обладающих сильной волей. Кроме того, подобные картинки могут говорить об эгоизме.

Домики

Такие рисунки присущи одиноким людям, тоскующим по домашнему уюту. Обычно эти люди очень аккуратны, они любят во всем соблюдать порядок и дисциплину. Это помогает им всегда достигать поставленных целей. Иногда домики рисуют личности, у которых возникли серьезные проблемы в семейной жизни.

Треугольники и квадраты

Любят рисовать люди, обладающие твердым характером. Вообще, углы в рисунках говорят о том, что их авторы – прямолинейные люди, которым не свойственно скрывать свои истинные чувства. Кстати, считается, что чем больше углов – тем напористее человек. А вот если углы связаны в непрерывную цепочку (например, рисунок изображает скалы или елку), то человек желает избежать выполнения неприятной для него работы, но не знает каким образом это сделать.

Круги

Обычно рисуют люди, считающие себя несправедливо обделенными чем-либо: вниманием, деньгами, любовью и т. д. Чем больше кругов – тем сильнее это неприятное чувство.

Волнистые линии

Изображают люди, озабоченные решением какой-либо сложной проблемы. Чем выше волна – тем серьезнее проблема.


Спирали

Рисуют люди, зацикленные на самих себе. Чужие проблемы таких людей, как правило, не интересуют. Также спирали могут говорить о том, что в жизни человека наступили тяжелые времена.

Цветы

Любят изображать романтики. Нарисованные цветы сигнализируют о том, что человеку не хватает в жизни теплых, доверительных отношений. Острые лепестки или листья цветов говорят о склонности к излишней драматизации жизненных событий.

Решетки

Обычно рисуют люди, которые в настоящий момент времени попали в какой-либо жизненный переплет. Как правило, решетка или сетка говорит о неразрешенной проблеме. Однако если в конце рисунок был обведен – это значит, что неприятная ситуация близится к завершению или уже благополучно разрешилась.

Животные

Вообще животные характеризуются по тем качествам, которые им бывают присуще в сказках. Например, если «художник» изобразил лису – скорее всего он хочет кого-то обмануть, нарисовал льва – ощущает свое превосходство над другими и т. д. Также здесь стоит отметить, что красивые веерообразные плавники и хвосты у рыбок, а также крылья у птичек свидетельствуют о легком, даже немного игривом характере человека.

Солнышки и облака

Любят рисовать люди солнечные и позитивные. Это метатели, обладающие безудержной фантазией. Однако если облака сильно закрывают солнце – это говорит о каких-то проблемах в жизни человека.

Повторяющиеся узоры

До бесконечности повторяющийся мотив говорит о наступлении периода однообразия в жизни человека. Тем не менее, именно эти люди в текущий момент времени более всего склонны к совершению экстравагантных поступков.

Знаки препинания

Абсолютно любые знаки препинания (точки, тире, знаки вопроса и др.) свидетельствуют о чрезмерном любопытстве человека.

Человеческие фигуры

Глаза

Обычно рисуют люди, которые в настоящее время склонны к самокопанию и самокритике. Такой рисунок свидетельствует о том, что человек настойчиво пытается разобраться в себе или в сложившейся ситуации.

Губы

Как правило, рисуют чувствительные, творческие натуры. Они нуждаются в повышенном внимании к собственной персоне. Если в таком рисунке отчетливо проглядывают зубы, то вероятно человек настроен агрессивно.

С помощью выбранной палитры красок можно очень ярко передать свое состояние души и настроение на момент рисования. Когда человек пребывает в грустном и тоскливом настроении: чем-то расстроен, разочарован или обеспокоен, он бессознательно выбирает холодные тона красок для своего будущего произведения. Как правило, выбранные сюжеты для зарисовок представляют собой пасмурную или ненастную погоду, печальные лица людей. В основных красках картины преобладают оттенки серого, синего и черного цвета.

Гнев

Глубокое раздражение, агрессия и гнев выражается экспрессивной техникой рисования: производятся резкие и размашистые мазки, которые передают интенсивность эмоций и переживаний. Сюжет выбирается трагический или драматичный, где отображается стремительное движение каких-либо объектов, или, напротив, хаос и бездна. К примеру, это могут быть бегущие буйволы, и шторм или сумрачный ад. При этом используются как холодные, так и теплые оттенки красок, но все цвета достаточно насыщены: яркие и темные. Среди наиболее частых сочетаний красок, выражающих гнев и агрессию - красный, черный и темно синий. Эти краски накладываются в больших пропорциях, а линия сюжета может сознательно оказаться недосказанной, не дорисованной.

Радость

В состоянии радости человек стремится выразить свою эмоцию счастья и выбирает теплые оттенки цветов. Он подбирает богатую палитру для своего произведения, где изобилует буйство красок. В основе сюжета лежат преимущественно весенние и летние мотивы, которые демонстрируют рождение чего-то нового, яркое цветение и радужные мечты. Среди множества теплых оттенков выбранной палитры можно всегда встретить зеленые, оранжевые и голубые тона. На картинах присутствует много желтого цвета, олицетворяющего солнечный свет и непременно присутствует белый цвет, символизирующий легкость, воздушность и чистоту. В состоянии радости человек склонен придавать выбранным объектам более яркие цвета, чем они есть в действительности.

Умиротворение

В состоянии спокойствия и безмятежности человек более склонен изображать статичные пейзажи и предметы. Он предпочитает по большей мере констатировать определенные факты, явления и объекты. Палитра красок выбирается на основе желания реалистично изобразить выбранный сюжет и потому зависит от ситуации, а не от настроения. Человек не спешит и тщательно вырисовывает каждую деталь, подбирая ей идентичный цвет.

Многообразие функций рисунка.

Педагог - психолог: Иванова-Кружкова Е.А.

Из всех психодиагностических методик рисунок, пожалуй, легче и шире развивает индивидуальную экспрессию и способность к коммуникации.

Рисунок применяется как в процессе установления контакта и последующего изучения клиента, так и существенно помогает во время самой психотерапии. Иначе говоря, три основных функции рисунка можно охарактеризовать кратко следующим образом: установление контакта с клиентом, диагностика состояния, собственно психотерапевтический эффект.

Более того, следует отметить и другие привлекательные стороны использования рисунков в работе, а именно:

· рисунок не отнимает много времени;

· рисунок дает обширный материал для интерпретации;

· рисунок на начальных этапах терапии улучшает коммуникацию и экспрессию, снимает напряжение, способствует снижению тревоги и в целом оказывает благоприятное воздействие;

· рисунок – это форма, в которой находят свое проявление страхи, желания, фантазии и т.п. клиента;

· рисунок хорош уже тем, что инициируется и контролируется самим клиентом;

· «рисунок способен вызвать катарсис: агрессивные и враждебные чувства обращаются в более приемлемые способы самовыражения» (Остер Дж., Гоулд П., 2001, С.10);

· рисунок – это всегда неповторимая, личностная экспрессия внутреннего опыта;

· рисунок – «долговременная и полезная запись, к которой можно возвращаться во время терапевтического процесса, чтобы проверить, достигнуты ли цели» (Остер Дж., Гоулд П., 2001, С.20-21).

На первых этапах индивидуальной работы с детьми особую важность приобретает установление непосредственного контакта с ребенком. Практика показывает, что создание конкретной работы – рисунка - на первых консультациях (как с детьми, так и со взрослыми, но в особенности с детьми) может являться более легким способом коммуникации, нежели вербальное описание личных чувств, особенно если эти чувства вызывают страх, напряжение и другие негативные переживания.

Наиболее часто используемыми, давно ставшими традиционными психодиагностическими методиками являются:

· рисуночный тест Гуденау-Харриса («Нарисуй Человека»),

· тест «Нарисуй человека (К. Маховер),

· тест «Нарисуй человека под дождем» (А. Абрамс, А. Эмчин),

· «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук),

· «Рисунок семьи»,

· «Рисунок несуществующего животного» и др.

Однако на практике часто случается так, что их применение требует предварительной работы по установлению контакта. Именно установление контакта с ребенком является едва ли не главным залогом успеха и вообще условием эффективности всех последующих встреч. Именно поэтому в настоящей работе мы сосредоточим ваше внимание на двух проективных техниках, которые направлены, в частности, на установление контакта с ребенком и могут быть смело использованы психологом на первых встречах с клиентом.

Опыт использования рисуночных упражнений «Нарисуй свое настроение» и «Маска» в индивидуальной консультативной работе с детьми.

Работа с Машей (имя девочки изменено) началась с обращения мамы, которая была обеспокоена тем, что ее дочку обижают другие девочки в классе.

Родители Маши (10лет) развелись, когда ей было три года. Сейчас девочка живет с мамой (41) в Москве, папа(44) со своей молодой женой(27) и их сыном(6) живет в Праге, куда Маша приезжает на летние каникулы. Сама Маша описывает взаимоотношения своих родителей (которые уже около 6-7 лет не живут вместе) как «дружеские, хорошие». Говорит, что очень любит своего братика (единокровного по отцу), и что «жена у папы хорошая, очень добрая. Но молодая еще».

Сама девочка очень приветлива, любезна, на контакт идет легко, охотно выполняет задания. Однако при всем этом на вопросы отвечает поверхностно, уклончиво. Особенно ярко это проявлялось, когда вопросы касались эмоционально значимых для ребенка тем (в частности взаимоотношений в семье).

На первой консультации Маше были предложены два рисуночных упражнений. С целью познакомиться была использована методика «Нарисуй свое настроение».

Описание методики «Нарисуй свое настроение».

Это упражнение можно применять на первых встречах с целью установления контакта, знакомства, снятия напряжения.

Цели: осознание актуального настроения; погружение в себя; самопознание; обнаружение проблемы; отреагирование.

Возраст: методика может применяться для любого возраста (в зависимости от возраста моделируется инструкция).

Форма проведения : индивидуальная, групповая.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, мелки.

Инструкция : «Сядь поудобнее, попробуй почувствовать в каком ты настроении. На что похоже твое настроение? Какого оно цвета? Возьми и нарисуй свое настроение. Это может быть реальный предмет или объект, это могут быть цветовые пятна, каракули. Как тебе хочется.

Придумай пожалуйста метафору, которая отражала бы ваше состояние-настроение и подходила бы к рисунку.

Пожалуйста положи на пол свой рисунок, посмотри на него со стороны. Нравится тебе он или нет? Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в нем? Если хочешь – измени. Если ты ничего не хочешь менять – определи для себя, почему ты не хочешь этого делать».

Важно понимать, что объектное содержание рисунка ровным счетом не имеет никакого значения, важно – настроение.

Из беседы с Машей по ее рисунку:

ЕА – Расскажи, пожалуйста, твое настроение, какое оно сейчас?

М – Хорошее. Веселое.

ЕА – А обычно какое твое настроение?

М – Ну, обычно хорошее тоже, радостное.

ЕА – А плохое настроение у тебя бывает?

М – Бывает, но редко. Когда мама ругается.

Собственно почти вся последующая беседа о настроении строилась по заданному типу. Маша улыбалась и говорила только о «хорошем», отрицала какие-либо негативные тональности настроение.

Рисунок Маши «Настроение» можно посмотреть ниже.


Описание методики «Маска» («Портрет снаружи и изнутри»).

Цели: снятие тревоги, напряжения; самопознание; принятие собственной теневой стороны.

Возраст: с младшего подросткового возраста.

Форма проведение: как индивидуальная, так и групповая работа.

Оборудование: карандаши, мелки; два круглых листа бумаги (можно вырезать круги на обычном альбомном листе).

Инструкция - 1: «Сейчас мы с тобой будем рисовать ваши качества. Подумай, что ты обычно показываете окружающим, что ты позволяешь увидеть в тебе чаще всего. Представил? Попробуй нарисовать это теперь.

Теперь посмотрите на рисунок со стороны, дорисуйте, если вы что-то не дорисовали».

Инструкция – 2 . «Переверни лист, представь теперь свои качества, которые ты не показываешь окружающим, прячешь, скрываешь. Представил? Теперь попробуй нарисовать их».

1. Видишь ли ты разницу между двумя сторонами рисунка? Большая ли разница?

2. Что тебя останавливает, чтобы продемонстрировать эти качества?

3. Что будет, если кто-нибудь увидит эти качества?

После обсуждение еще раз дается инструкция: «Посмотри на рисунок еще раз. Хочется ли тебе что-нибудь изменить? Если хочется – то измени».

Из беседы с Машей по ее рисункам:

ЕА – Расскажи, пожалуйста, какой видят тебя другие люди?

М – Общительной, веселой, доброй. Любопытной (смеется).

ЕА – А как ты чувствуешь себя изнутри?

М – Ну, не слишком веселой, не слишком грустной.

ЕА – Как ты думаешь, твой внутренний образ отличается от того, что видят другие?

ЕА – Ты нарисовала один глаз закрытым, что это значит?

М – Ну, это я подмигиваю.

ЕА – То есть ты игривая на самом деле?

М – Ну да.

Рисунок Маши «Маска» можно посмотреть ниже (Рисунок –1. Портрет снаружи. Рисунок –2, Портрет изнутри)


Рисунок - 1. Портрет снаружи.


Рисунок – 2. Портрет изнутри.

Несколько слов об анализе рисунков.

Сами рисунки Маши формально демонстрируют благополучие, позитивные эмоции. Однако следует обратить внимание на использование сверх яркой цветовой гаммы. Так, например, обильное использование оранжевого цвета может свидетельствовать о сильном внутреннем напряжении. Об этом же говорит штриховка. Часто прерываемые линии свидетельствуют о нерешительности, даже робости, колеблющемся характере.

Во всех трех рисунках ребенок особо тщательно прорисовывает голову человека и особенно лицо. Как пишет К. Тейлор, особое внимание к голове свидетельствует об отсутствие проблем адаптации к социальной среде, в некоторых случаях о демонстрации социально желательного поведения.

Лицо – символ сферы общения, «важнейший центр коммуникации» (Тейлор К., 2003, С.99). Сосредоточенность на чертах лица (какую мы наблюдаем в рисунках Маши) могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного человека, дабы компенсировать свою слабость самоутверждения.

Хочется особенно остановится на прорисовке глаз и рта. Так, большие глаза с прорисованными зрачками – символ страха и тревоги (Тейлор К., 2003). Выделение рта, его смещение, попытки стирания – часто являются признаками зависимости, несамостоятельности.

Вот такой небогатый, и даже поверхностный анализ рисунков дает нам такой богатый и глубокий материал. По результатам первичной диагностической работы с Машей было отмечено следующее: обращает на себя внимание тотальная демонстрация позитивных чувств, как по отношению к себе, так по отношению к членам семьи, так и по отношению к одноклассникам. Кроме того. Девочка активно демонстрирует социально желательное поведение, при этом имеет место быть сильное напряжение, внутренний конфликт.

В заключении хочется отметить, что рисунок сам по себе отчасти теряет свою ценность, если он не сопровождается беседой.

Также, следует отметить, что рисунки не всегда валидны в качестве самостоятельного диагностического материала. Их рекомендуется использовать в комплексе с другими методиками (тестами, опросниками и пр.). Вместе с тем рисунок нередко служит единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в каждом рисунке содержатся обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Что особенно важно в работе с детьми. Можно без преувеличения сказать, что детский рисунок – это отражение его личности, чувств, переживаний, показатель уровня зрелости и развития.

Библиография.

  1. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. – 272с.
  2. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. – М., 2001. С.184.
  3. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. – М.: Астрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003.- 224с.


Материнский капитал