Шишкин иван иванович. Иван шишкин краткая биография

Иван Иванович Шишкин родился 13(25) января 1832 года в Елабуге - небольшом провинциальном городке, расположенном на берегу Камы. Здесь будущий живописец провел детские и юношеские годы.

Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Кроме этого увлекался археологоией, историей. Им была написана книга "История города Елабуги", разработана и осуществлена система местного водопровода. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву.

Несколько лет Шишкин проучился в казанской гимназии, но недоучился, вернулся домой, начал снова заниматься рисованием, чтением. Его очень сильно привлекал лес, Шишкин мог подолгу гулять по лесу, в его окрестностях, изучая его особенности. Так прошло около 4х лет, Шишкин, получив разрешение отца, уезжает в Москву.

С 1852 года Шишкин стал учеником Московского училища живописи и ваяния. Сразу же он попадает на выставку кавказских горных видов Л.Ф.Лагорио и марин И.К.Айвазовского , среди которых был и прославленный "Девятый вал ". Эта выставка только укрепила интерес Шишкина к пейзажу.

В то время в преподавании широко использовались принципы педагогической системы Венецианова с установкой на внимательное изучение натуры. Шишкин, будучи тихим, застенчивым, оказался в классе профессора портретной живописи А.Н. Мокрицкого, поклонника К.Брюллова . Определив большие способности Шишкина, Мокрицкий сумел направить его по верному пути, поощрял в нем интерес к натуре, увлечение пейзажем.

Шишкин много рисует с натуры в Москве и Подмосковье, копирует западноевропейских мастеров.

Окончив училище в 1856 году Шишкин поступает в Петербургскую Академию художеств. Здесь он так же вошел в круг демократически настроенной молодежи. Искусство признавалось не только средством познания мира, но и серьезным фактором в его переустройстве. Под воздействием этих идей формировалось мировоззрение Шишкина. Впоследствии художник сумел отчетливо выразить их в своем творчестве.

Главным учителем Шишкина всегда являлась природа. В этюдах ("Камни в лесу. Валаам ") он любовно и удивительно мастерски для начинающего художника передает поросшие мхом древние валуны, листья папоротника.

Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Успех в рисунке принес Шишкину в 1857 году одну из первых академическх наград - Серебряную медаль. Работы его были исполненны таким профессиональным мастерством, что академический совет постановил сделать их образцом для учащихся.

Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой - Большой золотой медалью и правом на три года поездки за границу. Но художник не торопится с поездкой, а отправляется в родную Елабугу, и только в апреле 1862 года уезжает за границу. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Письма друзей, сообщавших о происходящих событиях, усиливали желание вернуться, к тому же, и работы, исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Его пейзажи, отмеченые внешнеромантическими чертами - фигурами поселян, стада на пастбищах, - носили явные следы академической школы. Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году. Ему уже сопутствовала известность. Рисунки пером, виртуозно испоненные мельчайшими, бисерными штрихами, с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей. Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, а картина "Вид в окрестностях Дюссельдорфа " принесла художнику звание академика.

С приездом на родину в Шишкина словно вселились новые силы. Он сближается с членами Артели, вокруг которой группировались представители прогрессивной творческой интеллигенции, участвует в собраниях о роли искусства, о правах художника. Иван Шишкин всегда был окружен вниманием товарищей. И.Е.Репин говорил о нем так: "Громче всех раздавался голос И.И.Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью...Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начинает корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней. "

Работы Шишкина, созданные в конце 60-х гг., знаменуют новый этап в творчесте мастера.

Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь, и это мешает целостности образа. Примером таких работ является картина "Рубка леса ". В 60-е Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа. Лучшая работа этих лет - "Полдень. В окрестностях Москвы ". Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру.

В 1870 году Шишкин вступил в учредители крупнейшего объединения мастеров реалистического направления - Товарищества передвижных художественных выставок. До конца своей жизни Шишкин оставался одним из самых активных и верных членов Товарищества.

На вторую передвиждную выставку Шишкин представил картину "Сосновый бор " (1872 г.), явившуюся новым шагом в творческом развитии мастера. Художник сумел создать образ могучего, величавого русского леса.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина явилось ступенью на пути познания и отражения окружающего мира, по меткому выражению Крамского, было "живой школой" работы с натурой.

В 70-е гг большинство работ Шишкина посвящено хвойному лесу: "Лесная глушь ", "Чернолесье ", "Еловый лес". Шишкина привлекают обширные лесные массивы. Лучшие пейзажи того времени исполненны величавой торжественностью.

В 70-е гг. художник стремится к большей обобщенности форм, цельности колористических решений. В это же время он достаточно сильно сближается с Крамским. Дружба с этим человеком, идейным вождем товарищества, теоретиком и тонким критиком искусства, сыграли особую роль в творческом развитии Шишкина. Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал их преодолевать. Нередко они вместе жили на даче, где плодотворно трудились.

Большое значение Иван Шишкин придавал этюдам. Для него создание этюда было подлинно творческим процессом, основанным на продолжительных наблюдениях и раздумьях. Большую роль он отводил рисунку и почти не расставался с крандашом. Восхищаясь острой наблюдательностью и уверенностью, с которой Шишкин писал этюды, Крамской рассказывал: "...Когда он перед натурой, то точно в своей стихии: тут он и смел и ловок, не задумывается. "

Главной формой выражения волновавших Шишкина замыслов всегда оставалась картина, с наибольшей полнотой он раскрывал в ней воодушевлявшие его идеи. Примером этого может служить работа "Рожь ".

В это время Шишкин находится в зените славы, но впереди его ждали новые замечательные свершения. 80-90-е гг. - период повышенного расцвета таланта пейзажиста. Полотна "Дебри ", "Сосновый лес", "Бурелом " по характеру близки к работам предшествующего десятилетия, однако трактованы с большей живописной свободой.

В 80-е гг. Шишкин с увлечением продолжает работать над пейзажами, воспевавшими просторы родной земли. "Среди долины ровныя " - одна из лучших его картин - построена на противопоставлении безбрежной равнины и одинокого могучего дуба, словно парящего над ней.

В последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, тонко, возрастает роль света в его картинах. В 90-е гг. организованы две выставки работ художника. Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски. На другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения, выполненные в течении последнего лета. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста.

В 1895 году у Шишкина выходит четвертый альбом офортов. Это было подленным событием в художественной жизни страны. Альбом включал 60 листов - все лучшие работы.

Блестящим итогом почти полувекового пути художника в отечественном искусстве стала картина "Корабельная роща " (1898 г.). Ее можно считать классической по завершенности, полноте художественного образа, монументальности звучания. В основу произведения легли этюды, сделанные в Елабуге. Роль Ивана Шишкина в русском искусстве оставалась столь же значительной и в те годы, когда в пейзажной живописи появилось множество великолепных произведений И.Левитана , В.Серова, К.Коровина.

Смерть к художнику пришла неожиданно. Иван Иванович скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной "Лесное царство". После себя он оставил огромное художественное наследие.


Иван Иванович родился в январе, 25 числа (либо 13 числа по старому стилю), в 1832 году. Родной землей для него стал город Елабуга, находившийся в Вятской губернии. Живописец происходил из древнего вятского рода Шишкиных. Отцом Шишкина являлся купец Иван Васильевич Шишкин.

В 12 лет Ивана Ивановича определили в ученики первой казанской гимназии. Однако он, проучившись в ней до 5 класса, принял решение и оставил гимназию. Вместо этого, он поступил в Московское училище зодчества, живописи и ваяния. После окончания учебы в этом заведении, он продолжил обучаться в Академии Художеств в Петербурге: там он был учеником Воробьева С.М. Занятия в Академии не удовлетворяли Шишкина, поэтому он с упорством писал этюды и рисовал на острове Валааме и в окрестностях Петербурга. Благодаря таким занятиям, он все больше проникался знакомством с местными формами, все лучше учился передавать ее с помощью кисти и карандаша. В первый же год обучения в Академии Ивану Ивановичу уже присудили 2 маленькие серебряные медали за превосходный рисунок, в котором он передал пейзаж окрестностей Петербурга. 1858 приносит художнику большую серебряную медаль через вид на Валааме. В 1859 Шишкину присуждена маленькая золотая медаль за рисунок с пейзажем Петербурга. А в 1860 году за вид местности Кукко Иван получает большую золотую медаль.

Вместе с последней наградой Шишкин также получает возможность, с помощью которого он может съездить за границу на правах пенсионера Академии. И вот, в 1861 году живописец отправляется в Мюнхен. Там он посетил мастерские великих художников (таких как Франца и Бенно Адамов, которые пользовались очень большой популярностью у анималистов). В 1863 году Иван переехал в Цюрих. Здесь он под руководством Коллера, который по тем временам считался едва ли не самым лучшим изобразителем животных, писал с тех самых животных натуры, срисовывал их. Именно в Цюрихе пейзажист в первый раз попробовал гравировку “царской водкой”. После Цюриха, следующей целью Ивана стала Женева, где он ознакомился с работами Калама и Диде. Из Женевы Шишкин отправился в Дюссельдорф. Здесь по заказу Н. Быкова он написал картину под названием “Вид в окрестностях Дюссельдорфа”. В будущем эта самая картина была прислана в Петербург. И именно с помощью ее Шишкин получил звание академика. Однако не только живописью занимался Иван Иванович за границей, также он рисовал и пером. Его произведения такого рода приводили иностранцев в большое удивление. Кроме того, несколько таких произведений поместили рядом с рисунками ведущих мастеров Европы в Дюссельдорфском музее.

Иван Иванович скучал по отечеству, поэтому в 1866 году он досрочно, до истечения срока возвращается в Петербург. С этого времени он достаточно часто путешествует по России с художественной целью, практически ежегодно выставляет на показ произведения в академии. После учреждения Товарищества выставок на таких выставках делал рисунки пером. В 1870 Шишкин вступает в кружок аквафортистов и снова гравирует “царской водкой”. Этим искусством с тех пор живописец не пренебрегает и отводит ровно столько же времени, сколько и другим видам своей деятельности. Работы Ивана с каждым годом закрепляли за ним репутацию бесподобного аквафортиста и вообще одного из лучших живописцев нашей страны. В распоряжении Шишкина была усадьба в деревне Выра (сейчас – Ленинградская область, Гатчинский район). 1873 год стал очень важным для художника – “Лесная Глушь” сподвигла академию присудить Шишкину звание профессора. После принятия нового академического устава, Шишкина в 1892 году приглашают в качестве руководителя пейзажной учебной мастерской, однако эта должность недолго лежала у него на плечах. Иван Иванович скончался в марте 1898 года, сидя за своим мольбертом и работая над новым произведением.

О творчестве

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

Биография мастера

Иван Иванович Шишкин родился 13 (25) января 1832 г. в Елабуге (Вятской губ.) в небогатой купеческой семье. Не закончив обучение в Казанской гимназии, Шишкин оставил ее и продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852-56), а затем в Петербургской Академии художеств (1856-65). Скончался Шишкин И. И. скоропостижно, 8 (20) марта 1898 года в Петербурге, работая над новой картиной.

Картины Ивана Шишкина

Казалось, что могло в середине XIX века быть привычней и обыденней для любого
жителя средней полосы России, чем вид соснового леса или поля спеющей ржи? Надо было появиться Ивану Шишкину, чтобы создать творения, которые до сих пор являются непревзойденными произведениями ландшафтного искусства, в которых с поразительной ясностью как будто впервые видишь новые заповедные места.

Перед нами предстают буйные хвойные заросли, тучные нивы, неоглядное раздолье Отчизны. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

Иван Шишкин - "Царь леса"

Шишкина называли „царем леса", это раскрывает его преданность теме „русский лес". Иван Иванович Шишкин был поистине „королем валера": художнику была полностью подвластна высшая примета станковой живописи - валер, умение писать картину при помощи тончайших нюансов света, тени, цвета. Такая техника требует от мастера великолепного владения рисунком, цветописью и ювелирного ощущения световоздушной среды, общего тона картины, определенной единственным по времени состоянием.


Такие полотна будто спеты на одном дыхании, где нет грубых контуров, ложных эффектов. Есть только подражание одному великому художнику - природе. В каждом из полотен художник показывает себя замечательным знатоком природы, каждой мельчайшей ее части, будь то ствол дерева или просто песок, покрытый валежником. При всей своей реалистичности картины Шишкина очень гармоничны и проникнуты поэтическим чувством любви к родине.

Значение творчества художника

Иван Шишкин – художник громадной творческой страсти, целеустремленности. Своей работоспособностью он поражал современников. Богатырского роста, сильный, здоровый, вечно работающий – таким он запомнился своим друзьям. Он и умер, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Это было 20 марта 1898 года.

Огромное наследие оставил художник: более 500 живописных полотен, около 2000 рисунков и графических работ.

Весь творческий путь Шишкина предстает перед нами как великий подвиг русского человека, который в своих произведениях прославил родину, горячо и нежно им любимую. В этом сила его творчества. В этом залог того, что его картины будут жить вечно.

"Шишкин – художник народный”, – пиcал В.В. Стасов еще в 1892 г. И это право на почетное звание закрепил за Шишкиным наш народ.

Полную версию готового реферата вы можете скачать по ссылке, приведенной ниже

Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. С малых лет мальчик проявлял сильный интерес к природе и очень часто гулял в лесу, который находился недалеко от его дома. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Отец мальчика надеялся на то, что его сын пойдет по его стопам и свяжет свою жизнь с торговлей. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Учеба была пареньку настолько в тягость что он после 5 классов перевелся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Для Шишкина не было лучшего времяпрепровождения чем прогулка в лес или в поле с мольбертом и красками.

Успехи в творческих начинаниях

До 1859 года его неоднократно награждали малой серебряной медалью за успешные заслуги, а в 1859 он удостоился большой золотой медали. После получения столь престижной награды у него выпала возможность отправится за рубеж для улучшения своих навыков. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Здесь художник познакомился с работами многих известных художников анималистов и пейзажистов, которые уже добились мирового признания. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Это произведение принесло художнику немалую известность и было выставлено в Дюссельдорфском музее на равных с полотнами других более известных европейских мастеров. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика.

И.И.Шишкин — Вид в окрестностях Дюссельдорфа

Безудержная любовь к родному краю

Несмотря на то что, рисовальщик находился за границей его сердце всегда искало частички родного в чужих краях. Многие его пейзажные работы были выполнены с тоской по дому и очень напоминали русские виды. Иногда бывало так, что художник мог часами искать подходящие места, которые хоть немного напоминали дикие леса России. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Здесь он начал усердно трудится над созданием множества шедевров, которые были показаны на выставке, проходившей в академии. После того как было создано Товарищество передвижных выставок, он по большей части выставлял свои начерки пером. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Его поместье находилось неподалеку от прекрасного дикого леса, в котором Шишкин проводил почти все свое время. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.

Полуденный художник

Его страсть и любовь к миру флоры и фауны была настолько сильной, что он изучал каждое растение, которое могло расти в местности где он работал. Художнику была важна точность и качество передачи изображения достоверность фактов, которые смогут в полной мере воспроизвести палитру красок и эмоций, которые испытывал живописец. Шишкин не искал легких путей, поэтому выбрал для себя основным сюжетом полуденное время суток. Это усложняло передачу светотени, ведь солнце было на пике и это увеличивало яркость красок и сводило полу-теневые эффекты к минимуму. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Художнику как нельзя лучше удалось передать влажность и прохладу еще не очнувшегося от холодной ночи леса. Примечательно то что, это полотно было создано не только Шишкиным, главные персонажи картины три медвежонка, и медведица являются творением анималиста Константина Савицкого. Однако заказчик не захотел, чтобы на картине было указано еще чье-то имя кроме мастера Шишкина и стер подпись Савицкого.

И.И.Шишкин — Утро в сосновом лесу

Неповторимая точность исполнения

На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Художником были созданы сотни зарисовок углем, которые он в будущем использовал для создания гравировок. Хоть Иван Иванович и считается рисовальщиком, любящим исключительно природные мотивы им, были написаны и портреты. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Золотое поле и несколько одиноких сосен были изображены с невероятной детализацией и в целом картина выглядит словно фотография.

Последние годы жизни

Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Ему удавалось отлично передавать не только солнечную теплоту, но и мистическую прохладу луны. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Возможно такую символическую отсылку художник невольно изобразил из-за его постоянного одиночества. Несмотря на то что Шишкин был женат дважды, и у него было четверо детей его всю жизнь преследовало одиночество. Обе его жены скончались раньше него, а дети повзрослев не были заинтересованы в общении с отцом. Вот так в полном одиночестве великий мастер скончался 20 марта 1898 года у себя в мастерской работая над очередным гениальным творением.

И. И. Шишкин — На севере диком

  • Когда Шишкин увидел картину Репина, изображавшую сплав леса, он стал спрашивать у коллеги, из каких пород дерева сооружены плоты. Когда Илья Репин не смог ему толком ответить, он раскритиковал его произведение за не реалистичность, говоря, что бревна некоторых пород набухают и могут пойти ко дну.
  • Художник настолько был очарован родными пейзажами, что даже когда стал знаменитым мастером, искал только те виды для изображения на холсте, которые бы напоминали те, к которым он привык.
  • Ивана Шишкина называли «полуденным художником»: у него практически нет закатов и рассветов, везде царит яркий день, сияет солнечный свет. Это – сложный сюжет для живописца, так как отсутствуют тени. Но Шишкин блестяще справлялся с поставленной самому себе задачей: его пейзажи настолько правдивы, что их можно сравнить с фотографиями. Очень точно переданы летняя жара, дуновение ветерка, мороз в зимнем лесу. Любовно выписан каждый стебелек и листочек.
  • Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы. Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

Награды:

  • Императорский и Царский Орден Святого Станислава

Художник происходил из довольно древнего и богатого купеческого рода Шишкиных. Родился в Елабуге в 1832 году 13 (25) января. Его отец был довольно известным в городе зажиточным купцом. Он постарался дать сыну хорошее образование.

Образование

С 12 лет Шишкин обучался в Первой казанской гимназии, а в 20 лет поступил в Московское училище живописи. После его окончания (в 1857 году) продолжил обучение в Императорской Академии художеств в качестве ученика профессора С. М. Воробьёва. Уже в это время Шишкину нравилось рисовать пейзажи. Он много путешествовал по окрестностям Северной столицы, бывал на Валааме. Красота суровой северной природы будет вдохновлять его всю жизнь.

В 1861 году за счет Академии он отправился в поездку за границу и некоторое время обучался в Мюнхене, Цюрихе, Женеве, Дюссельдорфе. Там он познакомился с работами Бенно, Ф. Адамова, Ф. Диде, А. Калама. Поездка продолжалась до 1866 года. К этому времени на родине Шишкин за свое творчество уже получил звание академика.

Возвращение на родину и пик карьеры

Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Его репутация была безупречной. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание за картину «Лесная глушь»).

Семья

Вбиографии Шишкинасказано, что художник был дважды женат, причем первым браком на сестре художника Ф. А. Васильева, а вторым браком – на своей ученице, О. А. Лагоде. От двух браков у него было 4 детей, из которых до зрелого возраста дожили лишь две дочери: Лидия и Ксения.

Умер художник в 1898 году (внезапно). Сначала его похоронили на Смоленском кладбище, но потом прах и надгробие перенесли на кладбище Александро-Невской Лавры.

Другие варианты биографии

  • Год рождения художника точно не известен. Данные биографов разнятся (от 1831 до 1835 года). Но в официальных биографиях принято указывать 1832 год.
  • Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы, выполненные пером, очень нравились европейской публике. Многие из них хранятся в Художественной галерее в Дюссельдорфе.
  • Шишкин был отличным натуралистом. Именно поэтому его работы столь реалистичны, ель похожа на ель, а сосна на сосну. Он отлично знал русскую природу вообще и русский лес в частности.
  • Самая известная работа художника «Утро в сосновом бору» была создана в соавторстве с К. Савицким. Чуть раньше этой картины была написана другая, «Туман в сосновом бору», которая так понравилась авторам, что они решили переписать ее, включив некую жанровую сцену. Вдохновлялись мастера поездкой по девственным вологодским лесам.
  • Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше – в Русском музее. Большое количество рисунков и сделанных художником гравюр находится в частных коллекциях. Интересно, что сборник фотографий гравюр Шишкина был выпущен


Материнский капитал