Томский, николай васильевич. Скульптор николай томский Скульптор томский николай васильевич

Воевал, был ранен.

В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. В дальнейшем он переезжает в Старую Руссу, в нём проявляется интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога . Именно В. С. Сварог посоветовал Н. Томскому заняться лепкой .

Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.

Отменные по живописности места, просторные заливные луга вдоль берегов тихой привольной Ловати . Разноцветный ковёр весной, пахучие сенокосы летом, синеющая стылая даль осенней порой и заснеженная целина, прорезанная санным путём через замёрзшую Ловать… Сколько радости в мартовской голубой и звонкой капели, в журчании весенних ручьёв. И какой неописуемый восторг вызывает ледоход Ловати… А первая песня скворца под окном и серебряный колокольчик невидимого жаворонка! Какое блаженство - бежать по цветущему лугу на лету сшибая золотистые лютики, лебяжий пух одуванчиков… Незабываемое детство - оно на всю жизнь .

Творчество

После войны скульптор работает в Москве. В конце 1940-х он вылепил и отлил в бронзе, высек в камне ряд портретов и фигур в рост. В портретной галерее, созданной Н. В. Томским в это время, - военачальники, герои Великой Отечественной войны: И. Д. Черняховский (мрамор, 1947); М. Г. Гареев (базальт, 1947), П. А. Покрышев (мрамор, 1948), А. С. Смирнов (мрамор, 1948) - все в ТТГ ; И. Н. Кожедуб (этюд, бронза, 1948; РМ , Ленинград; Бюст также установлен в сельском сквере деревни Ображиевка Шосткинского района ; архитектор Л. Г. Голубовский; бронза, мрамор. 1949). Памятник И. Р. Апанасенко (Белгород ; бронза, 1944-49). За цикл портретов, памятник И. Р. Апанасенко и монументальные рельефы историко-революционной тематики (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; ГТГ) - скульптор был награждён несколькими Государственными премиями.

Н. В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток , работали над оформлением московского метрополитена . В этих группах вместе с ним трудились скульпторы М. Ф. Бабурин , П. И. Бондаренко , Н. И. Рудько, М. Н. Смирнов , Р. К. Таурит, А. П. Файдыш-Крандиевский , Д. П. Шварц , Г. А. Шульц и другие. С 1948 года Н. В. Томский преподавал в (ректор с по 1970 год). С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной; - образность приобретает содержательный и выразительный психологический строй. Произведения ваятеля в жанре ню , отличает лиризм и хорошее знание натуры. Он не впадает в крайности обобщения, но и не боится наполнения. К сожалению, эта часть творческого наследия скульптора не слишком хорошо известна зрителю. Портреты, созданные им в рамках идеологического заказа, отвечают не только требованиям высокого профессионализма, но и демонстрируют неформальное отношение мастера к выбору средств и соответствию их особенностям внутренней жизни моделей. Показателен в этом отношении, например, портрет французского рабочего, коммуниста Жозефа Гельтона (бронза, 1967, ГТГ). Такими же качествами наделены многие портреты политиков, учёных и деятелей культуры, созданные им на основе этюдов - или во время самих зарубежных поездок, когда скульптор продолжал оставаться творчески активным; портреты - Юзефа Лясковского, мексиканского живописца-монументалиста

Томский Николай Васильевич – президент Академии художеств СССР, скульптор-монументалист, город Москва.

Родился 19 (6 – по старому стилю) декабря 1900 года в селе Рамушево Старорусского уезда Новгородской губернии, ныне Старорусского района Новгородской области, в семье кузнеца. настоящая фамилия – Гришин. Член ВКП(б)/КПСС с 1950 года. С началом Гражданской войны был призван в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушеве прожил почти 20 лет.

После Гражданской войны он возвращается в Старую Руссу, где начинает в это время проявляться в нём интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями живописца и передвижника В.С. Сварога, который посоветовал Н.В. Томскому заняться лепкой.

В 1923 году отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В.И. Ленина.

В 1920-е – 1930-е годы участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделированных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом.

В это время художник работал над памятником С.М. Кирову. В 1935 году объявлен всесоюзный конкурс проектов памятника на Кировской площади у здания одноимённого райсовета в Ленинграде – победила работа скульптора Н.В. Томского. Открыт памятник (бронза, гранит) 6 декабря 1938 года. На постаменте барельефы, посвященные теме гражданской войны, труда. Эта работа была удостоена Сталинской (ныне Государственной) премии СССР – первая для Н.В. Томского государственная награда. В 1937 скульптор создал статую " " (гипс).

В годы Великой Отечественной войны, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с группой скульпторов он создал скульптурное панно "За Родину!" (6х5 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки.

После войны скульптор работает в Москве. В конце сороковых он вылепил и отлил в бронзе, высек в камне – ряд портретов и фигур в рост. В портретной галерее, созданной Н.В. Томским в это время – военачальники, герои Великой Отечественной войны: (мрамор, 1947); (базальт, 1947), (мрамор, 1948), (мрамор, 1948) – все в Государственной Третьяковской галерее; (этюд, бронза, 1948; Русский музей, Ленинград; бюст также установлен в сельском сквере деревни Ображиевка Шосткинского района Сумской области Украины; архитектор Л.Г. Голубовский; бронза, мрамор. 1949). Памятник И.Р. Апанасенко (Белгород; бронза, 1944-1949).

Н.В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. С 1948 года Н.В. Томский преподавал в Московском художественном институте (ректор с 1964 по 1970 год).

С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной; – образность приобретает содержательный и выразительный психологический строй. Произведения ваятеля в жанре ню, отличает лиризм и хорошее знание натуры. Он, не впадает в крайности обобщения, но и не боится наполнения.

Даже портреты, созданные им в рамках идеологического заказа, и те – отвечают не только требованиям высокого профессионализма, но и демонстрируют неформальное отношение мастера к выбору средств и соответствию их особенностям внутренней жизни моделей. Показателен в этом отношении, например, портрет французского рабочего, коммуниста Жозефа Гельтона (бронза, 1967, Государственная Третьяковская галерея).

Такими же качествами наделены многие портреты политиков, учёных и деятелей культуры, созданные им на основе этюдов – или во время самих зарубежных поездок, когда скульптор продолжал оставаться творчески активным; портреты – Юзефа Лясковского, мексиканского живописца-монументалиста Диего Ривера (1956-1957), польского революционера В. Шопского (1957), болгарского художника В. Димитрова-Майстора (1957), президента ГДР Вильгельма Пика (1956), генерала Э.П. Пети (1957). Женские портреты скульптора также содержательны, они раскрывают характер моделей, – созвучие гармоничного облика и обаяния, внутренней красоты (Женский портрет. 1964).

Одновременно с преподаванием в Московском художественном институте, Н.В. Томский с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.

Принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века – Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви 1976 году было передано в ведение Московского Государственного Технологического университета "Станкина", руководство которого решило разобрать "за ненадобностью" этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса.

Действия Н.В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма "Всех скорбящих радости" и Скорбященского монастыря, которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института "Росреставрация".

Много работал над созданием целой галереи портретов исторических личностей и современников художника. Среди его работ: скульптурное оформление Моста Победы в Москве (1943, совместно с архитектором ); памятники С.М. Кирову в Ленинграде (1938), в Воронеже (1939), в Новой Ладоге (1947), в Кировске Ленинградской области (1952); памятники В.И.Ленину в Орле (1949), в Иркутске (1952), в Мурманске (1957), в Вологде (1958), в Саранске (1960), в Железноводске (1966), в Климовске (1967), в Таганроге (1970), в Старой Руссе (1984); памятник М.В.Ломоносову перед главным зданием МГУ на Воробьевых горах (1954); памятник-бюст дважды Героя Советского Союза в Уфе (1967); памятник адмиралу П.С. Нахимову в Севастополе (1959); памятник-бюст М.И. Кутузову перед "Кутузовской избой" (1958); памятник в Новгороде (1964); памятник-бюст в посёлке Пено Тверской области (1944); памятник М.И. Кутузову в Москве (1973); скульптурно-архитектурная композиция на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (1975); памятник-бюст на Аллее дважды Героев в Московском Парке Победы в Ленинграде (1977). Автор бюстов и на их могилах на Красной площади.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1970 года за выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения народному художнику СССР Томскому Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

Действительный член Академии художеств СССР (1949, президент – 1968-1983), профессор. Действительный член Академии искусств ГДР. Народный художник СССР (1960).

Жил в Москве. Умер 22 ноября 1984 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Лауреат Ленинской премии (1972) – за гранитный памятник В.И. Ленину в Берлине (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941) – за памятник С.М. Кирову в Ленинграде. Лауреат Сталинской премии первой степени (1948) – за скульптурный портрет . Лауреат Сталинской премии второй степени (1949) – за скульптурные портреты , и . Лауреат Сталинской премии первой степени (1950) – за памятник И.Р. Апанасенко в Белгороде, скульптурный портрет С.М. Кирова и коллективную работу над барельефами «В.И. Ленин и – основатели и руководители Советского государства». Лауреат Сталинской премии второй степени (1952) – за мраморный бюст Н.В. Гоголя. Лауреат Государственной премии СССР (1979) – за создание монумента В.И. Ленину в Ташкенте. Лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1975) – за памятник М. И. Кутузову в Москве.


Почётный гражданин города Старая Русса (23.08.1967).

Награждён 3 орденами Ленина (27.10.1967; 18.12.1970; 19.12.1980), орденом Октябрьской Революции (23.03.1976), орденом Трудового Красного Знамени (29.12.1960), орденом Карла Маркса (ГДР).

На доме, где жил Н.В. Томский в 1966-1984 годах (Москва, Большая Бронная улица, 29) ему установлена мемориальная доска. В Москве ему установлен памятник.



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 Школа
    • 3.1 Награды и премии
  • 4 Избранные работы
  • Примечания
    Источники

Введение

Никола́й Васи́льевич То́мский (настоящая фамилия - Гришин ) (1900-1984), советский скульптор-монументалист, автор многих известных парадных памятников советской эпохи. Народный художник СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат пяти Сталинских (1941, 1947, 1949, 1950, 1952), Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1979). Член ВКП(б) с 1950 года.


1. Биография

Н. В. Гришин родился 6 (19) декабря 1900 года в селе Рамушево (ныне Старорусский район Новгородской области) в семье кузнеца. Учился в Ленинграде. В 1927 году окончил художественно-промышленный техникум. Ученик В. В. Лишева. Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.

Отменные по живописности места, просторные заливные луга вдоль берегов тихой привольной Ловати. Разноцветный ковёр весной, пахучие сенокосы летом, синеющая стылая даль осенней порой и заснеженная целина, прорезанная санным путём через замёрзшую Ловать... Сколько радости в мартовской голубой и звонкой капели, в журчании весенних ручьёв. И какой неописуемый восторг вызывает ледоход Ловати... А первая песня скворца под окном и серебряный колокольчик невидимого жаворонка! Какое блаженство - бежать по цветущему лугу на лету сшибая золотистые лютики, лебяжий пух одуванчиков... Незабываемое детство - оно на всю жизнь.

Н. В. Томский принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века - Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви 1976 году было передано в ведение Московского Государственного Технологического университета «Станкина», руководство которого решило разобрать «за ненадобностью» этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса. Действия Н. В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма «Всех скорбящих радости» и Скорбященского монастыря, которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института «Росреставрация»

Действительный член (1949), президент АХ СССР (1968-1983). Действительный член Академии искусств ГДР. В 1948-1982 годах преподавал в МГАХИС (ректор в 1964-1970). Профессор.

Н. В. Томский умер 22 ноября 1984 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).


2. Творчество

Много работал над созданием целой галереи портретов исторических личностей и современников художника.

  • Мост Победы
  • Памятники В. И. Ленину в Ленинграде 1949 г., на Средней Рогатке; демонтирован в 1951 г., заменён на другую скульптуру Ленина работы В.Я.Боголюбова и В.И.Ингала;
  • Памятники В. И. Ленину в Ленинграде 1949 г., у Варшавского вокзала 1949 г.; арх. Н.Ф.Хомутецкий, Б.В.Муравьёв. Демонтирован в 2005 г.;
  • Памятники В. И. Ленину в Сестрорецке. Первоначально был установлен в 1950 г. на Приморском шоссе у южного въезда в Сестрорецк, в 1963 г. перенесён на пл. Свободы; арх. А.И.Прибульский;
  • Памятник С. М. Кирову в Ленинграде (1938 г., арх. Троцкий Н. А., см. фото)
  • Памятник С. М. Кирову в Новой Ладоге 1947 г. (установлен на постаменте памятника Императору Александру II, 1913 г.);
  • Памятник С. М. Кирову в Кировске Ленинградской обл. 1952 г.
  • Памятник С. М. Кирову в Воронеже 1939 г. в сквере на ул. Лебедева;
  • Памятники В. И. Ленину в Воронеже (1940 г.; восстановлен в 1950 г.; арх. Троцкий Н. А.); в 1967 г. заменён постамент, а сам памятник перенесён к центру площади;
  • Памятники В. И. Ленину в Таллине 1950 г.; арх. А. Котли; демонтирован в 1991 г., перевезён в г. Пярну, где в обезглавленном виде простоял до 2008 г., когда был отправлен на свалку;
  • Памятники В. И. Ленину в Риге 1950 г.; арх. Э.Е.Шталберг. Демонтирован в 1991 г. Ныне хранится в повреждённом виде на складе на окраине Риги;
  • Памятники В. И. Ленину в Вильнюсе (1952 г.; арх. Микучанис В. П. Демонтирован в 1991 г. Ныне стоит в Груто-Парке вместе с другими демонтированными памятниками советской эпохи;
  • Памятник В. И. Ленину в Иркутске (1952 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник В. И. Ленину в Климовске (1967 г.);
  • Памятники В. И. Ленину в Старой Руссе 1984 г.
  • Памятник И. В. Сталину на проспекте Обуховской Обороны в Ленинграде (арх. Гольдгор Д. С.);Демонтирован в конце 1950-х годов;
  • Памятник И. В. Сталину на Средней Рогатке в Ленинграде, в 1951 г. заменён постамент (арх. Б.Н.Журавлёв);Демонтирован в конце 1950-х годов;
  • Памятник И. В. Сталину у Балтийского вокзала в Ленинграде (арх. Н.Ф.Хомутецкий, Б.В.Муравьёв, С.И.Евдокимов);Демонтирован в конце 1950-х годов;
  • Памятник В. И. Ленину в Орле (1949 г.; арх. Антипов Б. В.; пл. К.Маркса. В 1961 г. перенесён на пл. Ленина к Дому Советов; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник генералу армии И. Р. Апанасенко в Белгороде (1949 г.; арх. Голубовский Л. Г.; Сталинская премия 1950 г.);
  • Памятник-бюст трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба в селе Ображеевка Сумской обл. Украинской ССР (1949 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник генералу И. Д. Черняховскому в Вильнюсе (воздвигнут в 1950 г.; арх. Голубовский Л. Г.; демонтирован в 1991 г. и перевезён в Воронеж; торжественно открыт 9 мая 1993 г.);
  • Памятник М. В. Ломоносову перед главным зданием МГУ на Воробьевых горах (1954 г.; архитектор Л. В. Руднев);
  • Памятник В. И. Ленину в Мурманске (1957 г.; арх. Сизиков Л. В.);
  • Памятник В. И. Ленину на пл. Свободы в Вологде (1958 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник В. И. Ленину на Советской пл. в Саранске (1960 г.; арх. Душкин А. Н.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М. Г. Гареева в Уфе (1967 г.; арх. Голубовский Л. Г. Первоначально открыт 17 июня 1951 г. на родине Героя, в деревне Илякшиде Илишевского р-на Башкирской АССР);
  • Памятник адмиралу П. С. Нахимову в Севастополе (1959 г.; арх. Арефьев А. В.);
  • Памятник-бюст М. И. Кутузову перед «Кутузовской избой» (1958 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник Лёне Голикову в Новгороде (1964 г.);
  • Памятник-бюст Лизе Чайкиной в с. Пенно Тверской обл. 1944 г.;
  • Памятник В. И. Ленину в Железноводске (1966 г.; арх. Заварзин А. А.);
  • бюст И. В. Сталина на его могиле у Кремлёвской стены (1970 г.);
  • Памятники В. И. Ленину в Берлине (1970 г.; разобран в 1991 г.);
  • Бюст С. М. Будённого на его могиле у Кремлёвской стены;
  • Памятник М. И. Кутузову в Москве (1973 г.; ск-ры: А. А. Мурзин, Б. В. Едунов, А. И. Бельдюшкин, А. Н. Томский; арх. Л. Г. Голубовский);
  • скульптурно-архитектурная композиция на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (1975, Москва),
  • Памятник-бюст А. Н. Косыгину на Аллее дважды Героев в Московском Парке Победы в Ленинграде (1977 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник Н. В. Гоголю на (1952 г.; арх Голубовский Л. Г.; стоявший ранее, с 1909 года, на этом месте памятник скульптора Н. А. Андреева был перенесён в Донской монастырь; сейчас - во дворе дома 7 по Никитскому бульвару, у мемориального центра Гоголя) .

3. Школа

Л. М. Баранов, Л. Л. Берлин, Т. Е. Бермант, Н. В. Богушевская, З. М. Ветрова, В. Н. Вильвовский, Х. Б. Геворкян, В. Б. Доброхотова, А. А. Древин, В. Х. Думанян, В. А. Евдокимов, Ю. П. Ишханов, С. С. Казанцев, В. М. Клыков, О. К. Комов, Ю. И. Ксенофонтов, Я. Н. Купреянов, Г.-Н. А. Лавинский, Ю. Н. Лоховинин, Д. Ю. Митлянский, Ф. И. оглы Наджафов, А. М. Ненашева, И. Н. Новиков, С. Л. Островская, Г. Д. Распопов, М. Б. Романовская, И. М. Рукавишников, К. Ю. Рябинина, И. А. Тенета, Н. П. Тимофеева, Ю. П. Устинова, А. Н. Филиппова-Рукавишникова, А. И. Чернов, Ю. Л. Чернов, Г. А. Шакаров и другие.


3.1. Награды и премии

Памятник Николаю Томскому в Москве

  • Герой Социалистического Труда (1970)
  • три ордена Ленина
  • Орден Октябрьской Революции
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Ленинская премия (1972) - за гранитный памятник В. И. Ленину в Берлине (1970)
  • Сталинская премия второй степени (1941) - за памятник С. М. Кирову в Ленинграде
  • Сталинская премия первой степени (1948) - за скульптурный портрет И. Д. Черняховского
  • Сталинская премия второй степени (1949) - за скульптурные портреты А. И. Покрышкина, П. А. Покрышева и А. С. Смирнова
  • Сталинская премия первой степени (1950) - за памятник И. Р. Апанасенко в Белгороде, скульптурный портрет С. М. Кирова и коллективную работу над барельефами «В. И. Ленин и И. В. Сталин - основатели и руководители Советского государства»
  • Сталинская премия второй степени (1952) - за мраморный бюст Н. В. Гоголя
  • Государственная премия СССР (1979) - за создание монумента В. И. Ленину в Ташкенте
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1975) - за памятник М. И. Кутузову в Москве
  • Орден Карла Маркса - ГДР

4. Избранные работы


Примечания

  1. Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха - www.rucompany.ru/company.php?id_company=2347
  2. Скульптор Николай Томский. Из книги И. Н. Вязинина «Старая Русса в истории России». Новгород: Кириллица. 1994. С. 266
  3. Русские церкви. Фотосправочник путеводитель. - russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=311
  4. Перед 200-летним юбилеем Н. В. Гоголя была развёрнута кампания по организации очередного «переезда» андреевского монумента - на место его первоначальной установки; группа российских деятелей культуры во главе с нобелевским лауреатом академиком Виталием Гинзбургом обратились с этой инициативой к спикеру Государственной думы Б. В. Грызлову, сетевые издания распространили заметки об этом обращении, которое «подписали 50 известных человек» (в том числе - Валентин Гафт, Инна Чурикова, Василий Лановой, Леонид Куравлев, Марк Захаров, Эльдар Рязанов, Илья Глазунов, Сергей Безруков, Андрей Битов, Владимир Войнович, Михаил Жванецкий, Михаил Швыдкой). Ольга Игнатьева указывает на то, что «среди тех, кому нравился Гоголь Андреева, были Лев Толстой, Василий Розанов, Илья Репин, Константин Коровин, Валентин Серов, Михаил Врубель, Василий Поленов» Ольга Игнатьева. Меняем Гоголя на Гоголя - Российская газета - www.rg.ru/2008/11/13/gogol.html; Юлия Игнатьева. Держите Гоголя! Накануне 200-летия великого писателя его памятник сдвинулся с места - «Известия» 5. 01. 2009 - www.izvestia.ru/obshestvo/article3124146/. При этом ряд деятелей культуры высказался против такого плана. Известный искусствовед, реставратор и общественный деятель Савва Ямщиков приводил следующие доводы против этого плана: разительные перемены, произошедшие на месте первоначальной установки памятника Андреева - среда приобрела явно диссонирующий с его стилем вид, чрезвычайную дороговизну переноса, явную опасность утраты обоих памятников, массу нерешённых вопросов, связанных с творческим наследием писателя (в числе которых и отсутствие до сих пор академического издания полного собрания сочинений) - Юлия Шигарева. Гоголь-переселенец. Памятник классику хотят перенести на новое место - АИФ № 49, 3. 12. 2008 - www.aif.ru/article/print/article_id/23125 Министр Авдеев не видит смысла в переносе памятника Гоголю скульптора Андреева в Москве - РИА «Новости» - center.rian.ru/society/20081226/81823097.html ВООПиК против второго памятника Гоголю на Гоголевском бульваре - РИА «Новости» 21. 11. 2008 - www.rian.ru/moscow/20081121/155581853.html. Памятник работы Андреева подвергался критике в 1909 г., многие художники видели в нём дань общим тенденциям модерна, чрезмерную интимность решения - более подробно см. в статье об Андрееве
  5. Сам Н. В. Томский так оценивает свою работу: «Из всех созданных мною в последние годы монументальных произведений я считаю самым неудачным памятник Н. В. Гоголю в Москве, выполненный мной в чрезвычайной спешке к юбилею писателя» Ирина Пилишек, Владимир Бакаляров. Памятник Гоголю: «И видный миру смех, и неведомые ему слезы» - Москва и москвичи - www.m-mos.ru/10/06.htm

Источники

  • Памятники, сооруженные по проектам скульпторов Российской федерации. 1945-1965. Ленинград: «Художник РСФСР». 1967 г. Стр. 5, 6, 8, 10, 20, 24, 25, 26, 27, 28, 34, 37, 40.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 09.07.11 13:17:34
Похожие рефераты: Томский Георгий Васильевич , Баснин Николай Васильевич , Николай Васильевич Клейгельс , Покровский Николай Васильевич ,

Томский Николай Васильевич [р. 6(19).12.1900, село Рамушево, ныне в Новгородской области - 1984], скульптор, народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1949; президент с 1968), Герой Социалистического Труда (1970).

Учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1923-27) у В. В. Лишева. Участвуя в реставрации монументально-декоративной скульптуры в Ленинграде, Томский изучил традиции русской школы ваяния 19 в., которые легли в основу его пластической манеры.

Большое место в ранний период его творчества заняла работа над образом С. М. Кирова. Сочетая индивидуальное и типическое, характерный жест и законченные, тщательно моделированные формы, Томский создал образы, проникнутые героическим пафосом (памятник С. М. Кирову в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1938, Государственная премия СССР), статуя «А. Бусыгин» (гипс, 1937), памятник В. И. Ленину в Воронеже (бронза, гранит, открыт в 1940)).

Эти черты творчества Томского проявились и в работе над произведениями, прославляющими героев Великой Отечественной войны 1941-45. Среди работ этого периода - многочисленные портреты [И. Д. Черняховского (мрамор, 1947 Государственная премия СССР, 1948); М. Г. Гареева (базальт, 1947); П. А. Покрышева и А. С. Смирнова (оба - мрамор, 1948) - все в Третьяковской галерее, И. Н. Кожедуба (бронза, 1948; Русский музей, Ленинград), все - Государственная премия СССР, 1949] и памятники.

За памятник Апанасенко, цикл монументальных рельефов на историко-революционные темы (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; Третьяковская галерея) Томский получил Государственную премию СССР в 1950.

В 1951 он выполнил скульптурный портрет Н. В. Гоголя (мрамор; Третьяковская галерея, Государственная премия СССР, 1952), а в 1952 - памятник писателю для Москвы (бронза, гранит).

Как и в 1930-х гг., Томский много работает над образом В. И. Ленина.

Со 2-й половины 1950-х гг. он обращается к поискам более активных и выразительных форм в монументальных композициях (памятник В. И. Ленину в Берлине, гранит, 1970; Ленинская премия, 1972); углубляется индивидуальная характеристика модели, пластичней становится манера лепки в портрете (портрет Д. Риверы, бронза, 1956-57, Третьяковская галерея).

Лучшие дня

Превращаясь в Барби
Посетило:3825

Посетило:719
Врожденная аристократичная внешность

Н. Томский. Монумент «Защитникам Родины» в Саранске. Фрагмент. Бронза, гранит. 1970.

Томский Николай Васильевич, Герой Социалистического Труда, народный художник СССР

В самой природе человека заложено стремление к прекрасному. А искусство - одна из форм человеческой деятельности, раскрывающая самое красивое в жизни и прежде всего в человеке. Художник обращается прямо к чувству зрителей, поднимает в их душе порыв к возвышенному, стремление к великим целям, утверждению которых отдавали все силы, всю жизнь лучшие из людей.

Такое понимание высокого назначения искусства складывалось у меня на протяжении многих лет. Укреплялось, становилось все убежденнее по мере того, как я снова и снова обращался к образу строителя нового общества, к образу коммуниста.
Еще будучи студентом Высшей школы изящных искусств в Петрограде, я, вчерашний крестьянин и солдат, задумывался о главной теме, над которой стану работать.
В ту пору выполнил свой первый портрет Владимира Ильича Ленина. С его именем связано для народа все великое и мудрое. Одновременно завершил композицию «Ленин и комсомол» - хотел подчеркнуть в ней, что ленинские идеи бессмертны. Им будут верны новые и новые поколения молодых борцов.
Постепенно отчетливее понимал: воплотить величие, преобразующую силу идей Ленина - значит показать в искусстве, как эти идеи овладевают массами, как влекут и вдохновляют самые светлые и благородные умы и самые чистые, горячие сердца. Поэтому рядом с вождем нужно воссоздать прекрасные образы тех, для кого строительство коммунистического общества - главная цель, смысл жизни. Так в мое искусство вошел образ соратников Ленина - образ коммуниста, борца за прекрасное будущее. Его целеустремленность, благородство, непреклонность в достижении великой цели мечтал я воплотить в скульптуре.

Жизнь словно бы сама открывала возможности для обретения мастерства. По предложению моего доброго и внимательного учителя Всеволода Всеволодовича Лишева, тонкого мастера-реалиста, я несколько лет работал над реставрацией монументально-декоративной скульптуры Ленинграда. Это очень обогатило творчески, много дало для изучения пластики, прежде всего форм человеческого тела. Увлеченный, стал серьезно изучать русскую классику, творчество Федота Шубина, Михаила Козловского, Федоса Щедрина, Ивана Мартоса, Василия Демут-Малиновского. Их бессмертные произведения раскрыли драгоценные секреты высокого реалистического мастерства.
Но великий город на Неве вдохновлял не только своим прошлым. Еще сильнее притягивало могучее, дерзкое, истинно творческое настоящее. Тогда, в начале 30-х годов, Ленинградский обком партии возглавлял Сергей Миронович Киров. В революционном Питере его все необыкновенно любили. Особенно рабочие. Они боготворили своего Мироныча за простоту и мудрость, внимание к людям, непримиримость ко всему, что мешало строить новое. Бесценной школой правды в искусстве стала работа над образом Кирова. Хотелось воплотить его таким, каким был он в жизни: полным энергии, жизнерадостным, бодро идущим вперед «тем шагом свободным, каким он в сраженья ходил», как написал о пламенном большевике поэт Н. Тихонов.
Многому научили тогда сами питерские рабочие. В выходные по нескольку человек приходили они, внимательно всматривались в каждую намечаемую черту дорогого облика. Подсказывали: «Нет, так непохож. Мироныч вот каким был…» И вспоминали особенную, заразительную улыбку Кирова. Или леплю одежду, а они требуют, чтобы каждая складочка на гимнастерке двигалась. Иначе будет не Мироныч: крепко сбитый, упругий, он всегда был в движении, в порыве. Я ищу нужный образ, понимая, как они правы: чутьем угадывают важное требование искусства - ни одна, даже, казалось бы, третьестепенная деталь в портрете не смеет быть равнодушной, безликой, нейтральной… Все подчиняется образу человека и служит раскрытию его внутренней сущности.

Н. Томский. Эскизы к проекту памятника «Освобождение Старой Руссы от фашитских оккупантов». Гипс. 1963-1964

Шли годы. В полный рост вставал перед человечеством гражданин первого на планете государства рабочих и крестьян, творец нового общества, исполненный душевной силы, открытости к людям, готовности к подвигу. Образ воистину достойный искусства!
К выставке «Индустрия социализма» 1937 года я задумал портрет знатного рабочего. Отправился на завод с просьбой показать лучшего кузнеца, работающего в современном цехе.
Вот и тот, кто вам нужен,- знакомит директор меня с только что вошедшим невысокого роста, щуплым, сутулым человеком. Пожимаю его руку, а сам думаю: «Никакой знатности. Ну как его лепить?..» Идем по цеху, и уже в конце замечаю сильного, высокого человека, властно командующего громадой механизма. Направив огромными клещами деталь, мастер, подав сигнал, заставляет тяжелый молот послушно двигаться вверх-вниз. Я остановился в восхищении - вот бы кого вылепить! А директор недоумевает: «Вы же только что с ним познакомились…» Да, на глазах перерождается, предстает во всей своей силе и красоте человек, когда он целиком захвачен любимой работой. Я лепил кузнеца и думал: какая это творческая радость - воплощать в искусстве наш советский характер!
Сколько раз выпадало потом в жизни это счастье! В Волгограде, на знаменитом тракторном заводе, делал портрет молодого рабочего. Необыкновенно легко было работать. Как-то на одном дыхании он получился: выразительное лицо, весь облик жизнеутверждающий, полный красивого и гордого достоинства. Волгоградцы переживали особую гордость за свой город - непобедимую волжскую твердыню. И это чувство я постарался воплотить в скульптурном портрете их молодого земляка. Мало того, работать над портретом удивительно обаятельного рабочего парня было увлекательно еще и потому, что в нем отчетливо читались черты лучших представителей героического советского рабочего класса: убежденное сознание себя хозяином страны, решительность в преодолении трудностей, неиссякаемый жизненный оптимизм.
Чтобы герой полнее раскрылся и стала видна та истинная душевная красота, что никогда не кричит громко, не выставляет себя напоказ, во время сеансов позирования я разговариваю с теми, над чьими портретами работаю. Стараюсь узнать, чем живет человек, в чем видит смысл жизни, какая у него цель. Помню, беседуем мы с бригадиром каменщиков из Вологды Николаем Маховым, и невольно поражают широта его интересов, непосредственное, но хозяйское, государственное отношение к жизни.

Бывает, конечно, иногда нелегко,- говорил строитель. - Но вспомнишь, как дед жил, в каких условиях трудился, представишь тех, кто в морозы возводит плотины, чтобы миллионам людей тепло было, и от одной такой мысли на душе становится светло и радостно, и руки жаждут настоящей работы.
Каждая встреча с новым героем становилась для меня не
просто встречей скульптора и его модели, но перерастала в творческий диалог словно бы с самой жизнью, с великим народом, самоотверженно строящим будущее, уверенным в правоте своего дела. Образ нового человека день ото дня обогащается духовностью, внутренней значительностью. Однако главное в нем неизменно - глубина мыслей и чувств, идейность, волевой характер, стремление отстоять мир на планете. За этим общим, которое надо уметь выразить, нужно непременно найти еще индивидуальные, характерные черты конкретного человека, которые делают образ жизненным, самобытным, ни на кого больше не похожим. Воспитывая в себе такое уменье, я повсюду, где приходилось бывать, старался найти интересных людей. Так было в Севастополе и Риме, Вологде и Париже, Саранске и Кракове, Волгограде и Софии, в грузинском колхозе и в кабинете польского коммуниста.
За границей, как нигде, ощущаешь себя полпредом советского искусства. Познакомившись в Париже с французским шахтером-коммунистом Жозефом Гельтоном, я загорелся желанием сделать его портрет. Очень привлек темперамент этого человека, выразительная лепка мужественного лица, на котором отражались все чувства. И вот первый сеанс в мастерской известного французского скульптора Орикоста, ученика О. Родена и А. Бурделя. Только начал - появилось человек восемь молодых художников разных стран, приехавших учиться у мастера. Стоят, смотрят внимательно, перешептываются. Когда закончил сеанс, один молодой англичанин не без колебаний решился мне показать свои работы. Раскрыл я альбом и увидел прекрасные реалистические произведения. А другую часть листов он все рукой прикрывает. Но я заглянул и туда - конечно, одни формалистические упражнения… Говорю:
Зачем вы от настоящего богатства отказываетесь? «Новизной» вы меня не поразили. Так у нас неопытные скульпторы начинают делать каркас. Неужели мастерство, которого добивались огромным трудом, хотите потратить на то, что любой мальчишка сделает, и даже лучше, непосредственнее…
Выявить самое главное, человечное в характере портретируемого - вот благородная и благодарная задача. Когда нужно передать активное движение или сложное положение фигуры в пространстве, я беру бронзу. Камень помогает подчеркнуть эпические, монументальные черты образа, выразить величие духа… Все это и еще многое можно было сказать тем молодым скульпторам. Не думайте, что мы можем исправлять природу. Не будем бояться быть подражателями, будем выполнять лишь то, что видим, но пусть эта копия пройдет через наше сердце раньше, чем через нашу руку; в ней будет достаточно оригинальности».

На другой день, был уверен, поработаю спокойно. Не тут-то было - пришли. Все. А не очень- то сподручно работать, когда тебе в затылок глядят несколько пар глаз. Закончил портрет. Мой портретируемый встал, попрощался и вдруг уже у самой двери с каким-то горячим торжеством воскликнул, обращаясь к зрителям: «Вот как надо работать!»
Это были слова одобрения советскому реалистическому искусству. И, видимо, портрет вышел удачным… Сделан он в свободной экспрессивной манере, чтобы характер модели предстал в ее грубоватой, темпераментной непосредственности. Так же выполнил потом несколько портретов выдающихся деятелей культуры, борцов за мир. В облике члена Всемирного Совета Мира священнослужителя Хьюлетта Джонсона - в мягкости черт, спокойном взгляде - стремился выразить читавшиеся в его лице доброту, человечность, ум. С большим увлечением работал над образом мексиканского художника Диего Риверы. В Мексике ему установлен памятник, в котором по желанию самого художника повторен этот выполненный мною портрет. Портрет всегда служит основой при создании монументов.
К 150-летию Бородинской битвы я работал над памятником Кутузову. Это была очень близкая мне, бывшему солдату, тема русского героизма. Испытывал волнение и гордость оттого, что должен воссоздать один из величайших подвигов моего народа. Кутузов изображен в кульминационный момент исторической драмы: принято решение оставить Москву… Я изучил тогда все, что могли рассказать документы, труды историков, творения искусства о великой битве, ее героях. Вдоль постамента встали «Полководцы», «Партизаны»… Сыны Бородина! Каждый достоин памятника. Я выполнил их более чем в натуральную величину в высоком рельефе, порою почти достигающем объемности круглой скульптуры. Характеры победителей над Наполеоном представали передо мной живыми особенно благодаря недавней работе над образами советских воинов, одолевших фашизм,- летчиков, дважды и трижды Героев Советского Союза.
Начал тогда с портрета защитника дорогого мне Ленинграда П. А. Покрышева. Как обычно, попросил героя рассказать о себе, о подвиге, который он совершил. В ответ услышал: «Какой подвиг?.. Я сделал только то, что сделал бы на моем месте любой мой товарищ». Пришлось пойти на «военную хитрость» - каждого расспрашивал не о нем самом, а о товарище. И вот Пок- рышев рассказывает об Алексее Смирнове, жестами комментирует картину боя, на лице радость победы. Говорю себе: «Вот она, правда, вот состояние, которое нужно воплотить, чтобы в скульптурном образе читался героический характер». И постарался это сделать в крепкой лепке, тонкой моделировке лица, простоте и сдержанности композиции, свободной от лишней детализации. Различная обработка камня, то отполированного, то почти не тронутого резцом, помогла подчеркнуть цельность натуры, силу характера, создать ореол романтики, оттенить душевную чистоту, молодость героя.

Да, замечательные советские парни отстояли мир, очистили землю от коричневой чумы фашизма. Все мы слишком хорошо знаем, каких неисчислимых жертв стоила великая Победа, как много отняла война у нашего народа, у каждой советской семьи. И потому наша Родина, партия делают все, чтобы не замутили небо над планетой черные дымы военных пожарищ. Так неужели у человечества не хватит разума, мудрости, силы, чтобы уничтожить войну на вечные времена?! Люди планеты должны объявить войну самым тягчайшим злом.
Не последнее слово в святом и благородном деле защиты мира принадлежит нам, художникам. Искусство сближает и объединяет людей, помогает им лучше понять друг друга. Для его существования, развития нужен мир. Вспомним старую мудрость: «Когда говорят пушки, музы молчат»… Сегодня у всех честных людей нет более важных дел и забот, чем предотвращение войны. И для художника, где бы он ни жил, нет более почетной миссии, чем помогать отстаивать мирную жизнь на планете. Нас могут разделять различия в мировоззрении, но должно объединять главное - борьба за мир.
Более двадцати лет назад я встречался с Пабло Пикассо. Мы долго с ним беседовали, горячо спорили. У нас различные художественные концепции и вкусы. Но мы расстались друзьями, которых объединяет священное и одинаково дорогое каждому слово «мир».
Еще и еще раз нужно повторять крылатые слова А. М. Горького: «С кем вы, «мастера культуры»?!» В наши дни этот вопрос звучит так же непримиримо и требовательно, но его можно теперь понимать шире - с кем вы? С теми, кто так упрямо не желает расставаться с мрачным арсеналом «холодной войны», милитаризмом, агрессией, или с теми, кто, не жалея сил, борется за мир, уважение прав народов, прогресс.
Искусство - большая сила. Правдивый, откровенный, убежденный и честный голос художника должен всегда звучать сильнее, слышнее истеричных воплей безумцев о ядерной войне.
Мы, советские художники, историей призваны сеять на земле разумное, доброе, вечное. Это большая честь и ответственность. Ответственность перед грядущими поколениями и перед теми, кто отдал жизнь за мир, за счастье людей.

Мне довелось работать над скульптурным оформлением могилы Неизвестного солдата. Этот безымянный герой для меня не отвлеченный символ. Вижу его живым. Быть может, он освобождал родную мне Старую Руссу вместе с бойцами, над памятником которым работал я в послевоенную пору. А может, участвовал в одних боях со славными летчиками, позировавшими мне в московской мастерской…
Сегодня наследники славы героев прокладывают все новые пути в просторы вселенной, растят урожаи на неоглядных полях, управляют сложными механизмами в современных цехах, сторожат мирное небо Отчизны. Лучшие из них скоро соберутся на главный партийный форум страны - XXVI съезд Коммунистической партии. Народ, коммунисты удостоили меня великой чести быть делегатом XXIV и XXV съездов. Мы, делегаты, первыми узнавали о новых планах родной партии. Уверен, что, выполняя и предстоящие задачи, народ, держава наша сделают новый могучий шаг на пути в коммунизм. Трудовой героизм тех, кто претворяет планы партии в жизнь, всегда заставляет сильнее биться мое сердце художника, дает могучий творческий заряд, воодушевляет желанием творить для своего народа - воспеть героя, коммуниста!



Материнский капитал