Введенское кладбище. Кусочек Франции и пристанище вампиров: какие тайны хранит Введенское кладбище Архитектурное наследие, исторические могилы и некрополи

История Введенского некрополя

Находится в Юго-Восточном округе Москвы, в районе Лефортово . Общая площадь погоста - 20 га . Согласно историческим источникам, некрополь был образован в 1771 г., в то же самое время, что и . Введенское кладбище иногда называют Немецким , а связано это с тем, что на погосте изначально хоронили католиков и лютеран, то есть иноверцев. Такое название также связано с тем, что погост был основан рядом с Немецкой слободой.

Могилы знаменитостей и воинские захоронения на Введенском кладбище

Свой вечный покой на Введенском кладбище обрели и более 50 Героев Советского Союза и почти 30 Героев Социалистического Труда. Здесь также похоронены неизвестные , павшие в боях Великой Отечественной войны. Рядом с братскими могилами на кладбище установлен гранитный обелиск .

На некрополе также воздвигнуты два мемориала в память о французских воинах, погибших на фронтах войны в 1941-1945 гг. На Введенском кладбище сохранилась и братская могила, в которой были захоронены немецкие солдаты, участвовавшие еще в Первой мировой войне.

Схема Введенского кладбища

Часовня Введенского кладбища

В 1911 г. на территории Введенского погоста была возведена часовня , где поминальные службы могли проводить представители разных конфессий. Храм существует и сегодня.

Экскурсия по Введенскому кладбищу

Сегодня на Введенском кладбище возможно провести следующие виды захоронений: погребение урной в землю , в саркофаг и в открытый колумбарий . для его установки на Введенском кладбище можно заказать через тендер среди мастерских Москвы.

Адрес, как доехать, часы работы

Как добраться : на автобусе № 346м, на трамваях № 32, 43 и 46. Остановка - «Введенское кладбище».

Вход на Введенское кладбище

Тайное, загадочное, притягивающее к себе всё больше и больше посетителей и интересующихся, Введенское кладбище… Ну и место, Вы скажете, выбрали для статьи. А место самое что ни на есть необычное. Кстати во всех крупных городах Европы и мира есть такие мемориальные кладбища, которые туристы посещают как объекты культурного наследия. Так, например, есть такие в Испании, Франции, Италии и других странах. А в Москве это Новодевичье кладбище и Введенское. Причём Введенское на мой взгляд наиболее интересное, потому что оно не такое помпезное и к тому же содержит уникальные памятники европейской бытовой скульптуры. Вдобавок ко всему мистика и поверья, существующие о кладбище, и в наше время добавляют к нему немало интереса. На кладбище по ночам периодически собирается группировка «готов» и они проводят там свои таинственные ритуалы. «Готы» облюбовали одно из уникальных надгробий и назвали это место «вампиркой». Но обо всём этом чуть позже.

Итак, само кладбище образовалось здесь по историческим меркам недавно в 18 веке, на берегу реки Синички, напротив Немецкой слободы на Введенских горах. В то время в Москве царила страшная болезнь под названием чума. Люди умирали тысячами, зараза распространялась мгновенно. И дабы предотвратить быстрое распространение заразы, Екатерина Вторая повелела запретить хоронить в черте города Москвы, а хоронить на окраинах, при заштатных монастырях и новоотведенных для этого местах. Так и образовалось Введенское. Поначалу хоронили всех, а так как рядом располагалась Немецкая слобода, то после чумы стали хоронить всех иностранцев, иного вероисповедания. Причём не только немцев, но и французов, голландцев и людей другой национальности. А после уже в конце 19 века хоронили и православных, и с иноверческими корнями. В 20 веке стали хоронить профессоров и генералов рядом расположенных красноармейских академий и людей, живших от кладбища неподалёку, а также священнослужителей.

Плачущие ангелы, скорбящие женские фигуры, наклонившиеся над вазонами, старые склепы и необычные часовни поражают взгляды каждого, кто хотя бы раз побывал на Введенском. Достаточно пройтись только по главной аллее, чтобы обозреть всю необычность кладбища. На ней можно увидеть огромные чёрные стелы типичные для Европы конца 18 века, на одной из которых Вы увидите знакомую фамилию сладкоежек – ЭЙНЕМ. Абсолютно типичное европейское надгробие, выполненное из чёрного камня лабрадорита, сияющего на солнце своими перламутровыми вкраплениями. На главной аллее Вам встретится могила талантливого актёра Театра имени Моссовета Геннадия Бортникова. Знакомое лицо с фотографии обращено к идущим. Несравненно уникальный и красивый актёр в жизни сыграл очень мало ролей. Его очень ценила как профессионального партнёра Фаина Георгиевна Раневская, которая всегда говорила о том, что своя талантливая игра – это только половина успеха спектакля у зрителей. А вторую половину создают партнеры по спектаклю. Бортникова в Париже называли русским Жераром Филиппом – он был красив, трогателен и романтичен.

А практически напротив Геннадия Бортникова похоронен человек – московская легенда. Это знаменитый «святой доктор» Фёдор Петрович Гааз. Его ещё называли

Могила доктора Гааза

тюремный доктор. Этот человек всю свою жизнь посвятил тому, чтобы облегчить жизнь заключенным. Родившись в дворянской семье, по происхождению немец и по вероисповеданию католик, Гааз имел добротное состояние и все свои средства и силы потратил на тех, кто оказался в тюрьме или был отправлен в ссылку по этапу. Добрый доктор не отказывал никому, по первому сигналу о нарушении чьих-то и без того ограниченных прав, он обивал пороги учреждений и добивался справедливости или послаблений. Именно он настоял на том, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных, чтобы в Москве при наказании ссыльных, идущих в Сибирь, полиция не использовала железные прутья, чтобы женщин заключенных не брили наголо и железные тяжелейшие кандалы были облегчены в весе и изнутри обиты кожей. Поговаривают, что доктор пробовал усовершенствованные кандалы на своих голых ногах. Благодаря Гаазу появились тюремные больницы и школы для арестантских детей. Он постоянно, несмотря на свои скудные оставшиеся на жизнь средства, принимал бедных больных и покупал им лекарства. К концу жизни у Гааза остались его достижения, баснословная слава среди бедных и заключенных и подзорная труба. Доктор обожал смотреть на звёзды, он был неисправимым мечтателем и романтиком. Когда он умер, оказалось что хоронить доктора не на что. В силу огромных заслуг и народной славы было решено похоронить доктора на казённый счёт. В конце августа 1853 года тело доктора до самого Введенского кладбища провожала вся Москва. Почти двадцать тысяч человек прощались с доктором. Его могила представляет собой почти круглый камень-валун с большим крестом, на ограде висят настоящие кандалы, на надгробии надпись: «Спешите делать добро». Это любимые слова доброго доктора. Девять лет назад Римско-католическая церковь начала процесс о причислении доктора Гааза к лику святых. Основной процесс развернулся в России, потому что именно в нашей стране немецкий доктор проявил чудеса милосердия и сострадания к нуждающимся.

Можно повернуть от главной аллеи направо и пойти по жёлтому указателю к могиле Люсьена Оливье, создателя московского ресторана «Эрмитаж», в котором практически

Могила Люсьена Оливье

все известные в 19 веке москвичи отпраздновали свои свадьбы, юбилеи и премьеры. Ну а мы, сегодняшние их потомки, каждый Новый год готовим салат, названный в его честь «Оливье», но ничего общего с первоначальным рецептом создателя не имеющим. Памятник известному французу ресторатору также скромен, как и многие надгробия, поставленные на могилах известным в прошлом промышленникам и миллионерам, и представляет собой темную стелу с небольшим крестом. Около 10 лет назад никто и не подозревал о том, кто здесь похоронен. Сотрудники ГУП «Ритуал» проводили проверку бесхозных могил и обнаружили что заброшенная стела с почти стёртой надписью поставлена в честь знаменитого ресторатора. Могилу восстановили, и теперь к ней ходят студенты кулинарных техникумов и институтов в надежде получить помощь Люсьена Оливье в учёбе и кулинарных талантах. К тому же, говорят, что к могиле выстроилась очередь из столичных ресторанов, желающих поухаживать за ней, потому что ГУП «Ритуал» объявил о намерении сдавать бесхозные могилы в аренду!

На той же главной аллее Вы увидите белую балерину в пачке и пуантах, как будто выходящую из черного камня гранита и парящую между этим миром и тем. Это

Могила Ольги Лепешинской

могила знаменитой и в России и во всем мире балерины Ольги Лепешинской. Она прожила долгую жизнь – 92 года. Танцевала на многих мировых площадках, возглавляла Центральный дом работников искусств, преподавала балетное искусство в Европе и была главным экзаменатором кафедры хореографического искусства в ГИТИСе. Вся её жизнь была посвящена балету и несмотря на три брака она, как и многие выдающиеся люди искусства посвятившие себя профессии, не имела детей и очень об этом жалела. Прямых наследников не осталось, и её личные уникальные вещи оказались в частных руках. Был даже нашумевший случай с этим наследством в прокуратуре. Эти уникальные вещи в число которых входит, например — зимнее американское пальто 30-х годов 20 века из меха обезьяны с кокеткой из шерстяной ткани и индивидуальные сценические костюмы балерины — были переданы частными наследниками в коллекцию историка моды Александра Васильева. Все эти вещи были выставлены в феврале на выставке в Царицыно «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи». Но не вещи главное, что осталось от балерины, а её лёгкое изящное искусство, которое она передала молодым поколениям и редкие кадры киноплёнки, запечатлевшей её танец.

В глубине кладбища почти у другого его выхода с левой стороны есть загадочное место, называемое готами «вампирка», простыми людьми как «Дом на песке», а на самом деле то ли усыпальница семьи Вогау, то ли миллионнера Кноппа. Надписи не сохранились, сооружение в виде античного входа в храм разваливается, штукатурка осыпается, всевозможные надписи на колоннах — все это в жутком состоянии. Но место и вправду таинственное и с давней историей. Однажды две бабушки на нашей экскурсии «Заблудившийся трамвай» подошли к нам и сказали, что есть легенда об одном миллионере, у которого была одна любимая приемная дочь. Она умерла будучи молодой и не оставила наследников, отец безумно горевал и решил построить вот этот «Дом на песке» для неё и для себя. Не знаю насколько это правда, но вот то, что до 1946 года на этом месте в римской арке стояла удивительная фигура Христа работы флорентийского скульптора Романелли, так это правда. Одна рука Иисуса свисала немного вниз, и когда шёл дождь, вода струилась на землю с его ладони. Многие приходили к этой статуе, считая её священной, а воду стекающую с руки Христа целебной. Даже святая

Фото начала 20 века

блаженная Матрона Московская посылала свою помощницу Верочку к статуе Христа когда сильно заболела. Слух о паломничестве на Введенское дошёл до советского руководства и статую увезли. И только недавно удалось обнаружить её. Теперь она стоит в Московской духовной семинарии в Сергиевом посаде. Но после изчезновения той статуи у могилы семьи Третьяковых-Рекк была установлена родственниками другая скульптура Белого Христа у чёрной стены работы скульптора Натальи Крандиевской, мамы архитектора Файдыша автора монумента «взлетающей ракеты» возле метро ВДНХ. Теперь магические свойства помощи страждущим приписываются изваянию Белого Христа.

Памяти погибших солдат Наполеоновской армии стоит почти в овраге огромная стела, окружённая железными цепями на столбах в виде орудий-мортир. Этот маленький кусочек земли юридически принадлежит Франции. На кладбище есть и братская могила наших воинов, которые воевали с французами. Как говорится, всех врагов эта «введенская» земля навеки примирила. И действительно – обрусевшие немцы, наполеоновские французы, солдаты, офицерский состав Советской армии, погибшие в госпиталях немцы и наши красноармейцы, священнослужители, люди различных национальностей и вероисповеданий похоронены рядом друг с другом на территории Введенского.

Если отойти от главной аллеи налево по широкой дороге, то почти одновременно можно наблюдать белую часовню Эрлангеров, скульптурную композицию семьи Плау с милой женской скульптурой у двери в иной мир и усыпальницу Рожновой с мозаикой

Надгробие Рожновой и Леона

по картине Бёклина «Остров мёртвых». На часовне Эрлангеров – мукомольных промышленников – надписей и людских просьб огромное множество. Просят о хорошей работе, о ребенке, о любимом и чтобы не разводится и тому подобное. Всё это, говорят, сбывается. Почему так оказалось, что часовня, возведённая по эскизам Федора Шехтеля для своего друга Антона Эрлангера стала православной? Странным является и тот факт, что внутри часовни имеется уникальное панно, изображающее Иисуса Христа Сеятеля, работы Фролова по эскизам самого Петрова – Водкина. Единственное логичное объяснение всему этому даёт история о некой бабушке Тамаре, сироте и армянке по происхождению, которая 15 лет жила на кладбище, просила милостыню, увидела эту часовню, которая была в том момент в ужасном разрушающемся состоянии и задалась целью отреставрировать её. Тамара собирала милостыню и копила на ремонт часовни. Сквозь решетку видела она лик Христа и стала ему молиться. Она была прихожанкой Церкви Петра и Павла, что неподалёку от кладбища. Вот именно эта церковь после странного ухода Тамары с кладбища стала покровителем этой часовни. Туда приходят прихожане, открывают иногда дверцы часовни для подхода к панно и поддерживают порядок в часовне. Хотя на стене самой часовни и висит предупреждающая о самовольных надписях табличка, но против надписей не ругаются. Наоборот считают, что раз люди пишут, значит — помогает икона. Тамара помогла восстановить могилу старца Зосимы и сделать часовенку вокруг его могилы. Похоронена там монахиня Фамари — бывшая грузинская княжна Марджанова, которая была известна всему довоенному духовенству, являлась родственницей грузинского режиссера, была безумной красивой, в молодом возрасте решила посвятить свою жизнь Богу и шла всю жизнь по этому пути. Отбыла ссылку, а закончила свой жизненный путь в Подмосковном ските. Она писала удивительно духовные и светлые стихи:

Мне снился сон однажды чудный
матушка Фамари на картине П.Корина «Русь уходящая»
Сон необычной красоты
С дерев листвою изумрудной
И все цветы… цветы… цветы…
И было их так много, много
Роскошных пышных тех цветов.
Тонула словно в них дорога,
Красы их выразить нет слов!
Головки лилий белоснежных
На длинных стройных стебельках
И масса роз душистых нежных
С росой на свежих лепестках
Гортензий шапки, словно пена,
Настурций ярких огоньки
И золотистая купена
Цвели по берегу реки
И верю я, – в стране небесной,
В стране добра и красоты,
В стране поистине чудесной
Я вновь увижу те цветы…

Обилие известных людей и уникальных скульптур на кладбище притягивает всё большее количество посетителей. Простые два креста на могилах отца и сына Мельниковых – известных архитекторов и художников, скромное изображение на могиле Татьяны Ивановны Пельтцер, барельеф актрисы Максаковой и издателя Ивана Сытина. Есть могила известного инженера железных дорог в виде большого креста, колёс и механизмов. Есть там и очень оригинальные надгробия советских времен. Наприме в виде пропеллера от самолета или звезды на символическом млечном пути какой то партийной деятельницы.

Более подробно ознакомиться с историей, уникальными надгробиями, историями судеб, таинственными часовнями Введенского кладбища Вы сможете на нашей необычной экскурсии .

Так что, Идите и Смотрите!!! И помните!!!

С давних времен на берегу Яузы, на окраине Москвы, селились пришлые люди чужой веры, ищущие в стране русинов славы и денег. Православные прозвали их немчинами, а место - Немецкой слободой.

Молодой царь Петр, приверженец европейского уклада жизни, с удовольствием бывал в слободе. Вскоре у него появился настоящий друг и соратник - швейцарец Лефорт. Он оказал большое влияние на формирование мыслей и целей Петра, а значит, и всего Российского государства. Его именем до сих пор называется район, где располагалась Немецкая слобода.

Франц Яковлевич Лефорт похоронен с почестями на вершине Введенской горы. Грозная эпитафия на памятнике вселяла страх, и со временем его разрушили, а прах перезахоронили на Введенском кладбище.

История возникновения погоста

Еще пытался ввести запрет на захоронения возле храмов, что в те времена было принято. Его дочь Елизавета во время царствования также приказывала переносить кладбища, которые могли встретиться ей на пути следования.

Окончательную точку поставили Екатерина II и чума, собравшая богатый урожай в Москве 1771 года.

За чертой города, возле Введенских гор, сейчас Лефортовский холм, на берегу речки Синички отвели участок под Немецкое (Иноверческое) кладбище. Изначально там планировалось хоронить лютеран, католиков, англиканцев.

Постепенно территория разрослась за овраг и речку. Земляной вал заменили каменной стеной. Расширили вход со стороны улицы Наличной и открыли второй с противоположной стороны на Госпитальном валу.

В XIX веке начали появляться захоронения людей других вероисповеданий. Стало иначе называться и само кладбище - Введенское.

В середине XX века территория еще раз увеличивалась. В это же время появилась стена колумбария.

История захоронений

Введенское кладбище существует более двух веков, и благодаря этому уже давно превратилось в музей под открытым небом.

По именам на могилах можно узнать о тех, кто внес определенный вклад в развитие государства, упрочил его славу и мощь.

То, что захоронения производились от разных конфессий, наложило ощутимый отпечаток на архитектуру надгробий. Памятники, некрополи и часовни представляют собой яркие образцы классицизма, готики, стиля ампир. Многие из них созданы великими мастерами.

К сожалению, надгробия на могилах до начала XIX века практически не сохранились.

Храмы и часовни

Когда-то на территории находились 2 лютеранские церкви и 14 часовен. К концу XIX века Северный вход украсила общая часовня со звонницей для отпевания. Архитектор Роде спроектировал ее в тем самым подчеркнув изначальное единство всех европейских религий.

В начале XX века появилась большая готическая часовня, оформленная деталями в стиле модерн. После революции в ней разместили административные помещения. Через 70 лет здание вернули в лоно церкви, отреставрировали и заново освятили. Сейчас в нем ведутся службы на русском и финском языках.

Кладбище Введенское примечательно тем, что здесь находятся могилы видных церковных деятелей. После революции, во время гонений служителей культа, на территории некрополя начинают хоронить православных священников. До начала Великой Отечественной войны эти могилы находились под защитой лютеранской общины Москвы.

Могилу "златоуста православия" митрополита Трифона посещал патриарх Алексий II и отслужил молебен.

Из-за тяжелой болезни избежал репрессий протоиерей Алексей Мячев. Запрет властей общаться с верующими намного сократил его жизнь. Похоронен рядом с супругой на немецком кладбище. В 2000 году причислен к лику святых. Новообретенные мощи перенесены в храм Святого Николая в Москве.

Долгое время оставалась заброшенной могила старца Зосимы. Существует история о блаженной нищенке Тамаре, которая жила на кладбище и собирала милостыню. На собранные деньги она расчистила и частично восстановила часовню семьи Эрлангер. Она же привела в порядок могилу старца и способствовала строительству небольшой часовни из металла над ней.

Благодаря этой самоотверженной женщине можно прийти на поклонение к Зосиме и попросить совета в семейных делах, помощи в выборе второй половины.

Архитектурное наследие, исторические могилы и некрополи

Старые европейские погосты больше напоминают галереи, где представлены образцы многих направлений в искусстве. Не исключение в этом кладбище Введенское. Многие и архитекторы приложили руку к изготовлению склепов, часовен, надгробий.

Об античной усыпальнице Boray до сих пор ходят легенды. До конца Второй мировой войны в арке стояла статуя Христа работы знаменитого Романелли. Во время дождя с руки спасителя стекали капли, эту воду считали святой, способной излечивать недуги.

Паломничество к статуе было несовместимым с идеологией страны того времени, статую убрали. Сейчас она находится на территории семинарии в Сергиевом Посаде.

Внутреннее убранство часовни семьи Эрлангер украшает панно, выполненное по эскизам Петрова-Водкина. В эту часовню приносят записки с просьбами, здесь творят молитву Господу, зажигают свечи. Никто уже не помнит, когда она стала привлекать православных христиан.

На главной аллее много надгробий разных стилей, датируемых первой половиной XIX века. Ярким образцом готики является могила генерала графа Палена.

Хорошо сохранился до наших дней склеп Мусиной-Пушкиной, выполненный в манере ампир. Некогда белые стены потемнели от времени, обросли мхом, но все равно сохраняют свое безмолвное величие.

С середины девятнадцатого века сохранились гранитные памятники черного и красного цвета. Ампир на кладбище представлен в виде усеченных колонн, стел, валунов.

С начала 1900 годов в надгробиях используется символика профессиональной принадлежности. На могиле Мейена - памятник в виде деталей, имеющих отношение к железнодорожному делу. У авиатора Букина памятник венчает пропеллер.

Очаровывает могила писателя Пришвина. Скульптор Коненков изваял легендарную птицу Феникс, чтобы она своими крыльями охраняла покой великого мастера описания природы.

Военные и братские могилы

Кладбище Введенское может похвастаться тем, что на его земле находится территория европейского государства. Это небольшое место, окруженное цепью, которая крепится к вкопанным в землю пушкам, является братской могилой французских солдат. Они погибли в Москве и ее окрестностях во время Отечественной войны 1812 года.

Надгробие на бывшей могиле летчиков из полка "Нормандия-Неман" просто и лаконично. Прах перевезли на родину, а надгробие стоит, как дань дружбе и единству народов в страшной войне.

Гранитные обелиски на братских могилах напоминают о беспримерном подвиге советских солдат, погибших на подступах к столице.

Могилы известных людей

То, чем может гордиться Введенское кладбище - могилы знаменитостей. Здесь нашли свое упокоение Герои войны и труда, политики, историки, военные, люди искусства, спорта, литературы.

Пожалуй, самое почитаемое место - могила «святого доктора» Гааза. Он потратил всю свою жизнь и средства, чтобы воплощать в жизнь евангелистское выражение «спешите делать добро». Все главные атрибуты его деятельности воплотились в надгробии. Тяжелый валун - символ непосильной ноши, возложенной на себя тюремным врачом, креста, который он с честью нес до последних дней. Кандалы - достижение, которым можно гордиться.

Мало кто знает, что ресторан "Эрмитаж" в Нескучном саду Москвы организовал Люсьен Оливье. Почести его салату воздает не одно поколение россиян за новогодним столом. Его могилу можно найти на 12-м участке кладбища.

Книгоиздателю Сытину благодарны молодые поэты и писатели начала XX века. Поклониться этому человеку от лица всех, кого он сделал узнаваемыми и знаменитыми, можно на 14-м участке.

Яркая личность, непревзойденный комментатор Николай Озеров покоится на 21-м участке.

Совсем недавно нашел свой последний приют на 6-м участке весельчак и балагур писатель-сатирик Аркадий Арканов.

Желающим отдать последний долг любимым актерам обязательно нужно посетить Введенское кладбище. Могилы знаменитостей можно найти без труда по указателям. Вот только несколько имен:

  • яркая и удивительная оперная дива ;
  • самая лучшая в мире бабушка Татьяна Пельтцер;
  • хозяйка квартиры на Бейкер-стрит Рина Зеленая;
  • хохотушка и певунья из «Девчат» Люсьена Овчинникова;
  • создатель бессмертных «Покровский ворот» Михаил Козаков;
  • актриса с 70-летним стажем, прекрасная

Этот список можно продолжать очень долго.

План кладбища

Изначально территория кладбища делилась по конфессиям. По два участка отводилось лютеранам и католикам. По одному - англиканам и лютеранам-реформаторам. Каждый участок также был приписан к определенному приходу.

Современное Введенское кладбище разделено на номерные участки для лучшего ориентирования и поиска нужного захоронения. Всего их тридцать. По периметру вдоль ограды расположены стены для захоронения урн с прахом.

На территории находится администрация, контора ритуальных услуг, производственные службы, церковь для отпевания.

Как добраться?

Находится в черте города, что позволяет желающим легко найти и посетить Введенское кладбище.

Как доехать от метро «Бауманская»? К сожалению, эта станция в данный момент закрыта, и путь на городском транспорте не очень удобен, так как прямого маршрута нет. Но для любителей пеших прогулок будет приятно и познавательно прогуляться. Дорога займет не более 40 минут и доставит истинное наслаждение.

Более удобный путь - от метро «Электрозаводская» на автобусе маршрута 59 или на маршрутном такси 636. Ехать около 30 минут до остановки «Музей «Лефортово».

Самый быстрый маршрут - от станций метро «Семеновская» и «Авиамоторная». Сесть на трамвай №№ 32, 43, 46 и через 25 минут выйти на остановке «Введенское кладбище». Как доехать и каким транспортом воспользоваться - зависит только от личных предпочтений и начальной точки.

Адрес и время работы

Почтовый адрес: Введенское кладбище, Наличная, 1.

Некрополь открыт для посещения:

  • октябрь-апрель - с 9.00 до 17.00;
  • май-сентябрь - с 9.00 до 19.00.

По непроверенным данным, профессиональное фотографирование со штатива и видеосъемка запрещены. Охрана ревностно следит за поведением посетителей.

Есть возможность организовать экскурсию для группы или индивидуально. За два часа можно увидеть и узнать много интересного об истории места и людях, нашедших здесь последний приют.

Ещё

Тайны Введенского кладбища
Мертвая рука и надгробие на колесах, подземные катакомбы и надписи на склепе, сакральная «Вампирка» и рецепт салата оливье, унесенный в могилу

За рекой Яузой на территории бывшей Немецкой слободы находится самый необычный некрополь Москвы — Введенское кладбище.


Налет запущенности, присущий любому погосту, здесь особый — натуральный, живой, наполненный романтикой. Вдоль аллей и тропинок тянутся гипсовые вазы и мраморные распятия, надгробные плиты с готическими надписями и необычные часовни, скорбные женские фигуры и ангелы с опущенными крыльями. Есть особая прелесть в неспешных прогулках по Введенскому кладбищу. Протискиваясь меж оград и разбирая надписи на надгробьях, испытываешь не только скорбь и уныние, но и потребность поразмышлять, открыть книгу, познакомиться с историями жизни ушедших людей.


2. Памятный знак на стеле, установленной на месте захоронения французских солдат, погибших в войне 1812 года

3. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Южные ворота

4. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Северные ворота

5. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Северные ворота


Свое официальное название кладбище получило от Введенской горы, но в народе его чаще называли Иноверческим, или Немецким. Огражденный кирпичным забором участок площадью 20 гектаров стал кусочком Западной Европы на российской земле. Со времен Петра I здесь хоронили неправославных христиан — католиков, лютеран, англиканцев. Кладбищенская земля примирила не только представителей разных конфессий, но и тех, кто сражался друг с другом на полях брани. Пройдя через южные ворота, справа от центральной аллеи вы увидите огражденную цепью братскую могилу солдат наполеоновской армии. А слева от аллеи — обелиск в память о русских воинах, которые скончались от ран, полученных на Бородинском поле.


6. Лютеранская церковь

7. Уборка на могилах ветеранов Великой Отечественной войны

8. Уборка на могилах ветеранов Великой Отечественной войны


В середине XIX века предприимчивые европейцы устремляются в Первопрестольную. На Введенском кладбище появляются могилы зарубежных банкиров, промышленников и купцов. Но во время Первой мировой войны иностранцы массово покидают Россию. Часть могил приходит в негодность, на некоторых плитах стираются имена. В первые десятилетия советской власти на кладбище хоронят российских священников, ученых и военных. После Великой Отечественной войны появляются могилы людей творческих профессий. Кого только здесь не встретишь! Деятели театра и кино — Рина Зеленая, Михаил Козаков, Люсьена Овчинникова, балерина Ольга Лепешинская, пианист Давид Лернер, спортивный комментатор Николай Озеров, оперная певица Мария Максакова, архитекторы братья Мельниковы, историк Сигурд Шмидт, композитор Эдуард Колмановский. На главной аллее покоится актер Геннадий Бортников, которого называли «русским Жераром Филиппом», а у южной стены похоронена народная артистка Татьяна Пельтцер — «счастливая старуха», как она именовала себя.


9. Могила балерины Ольги Лепешинской

10. Могила актера Геннадия Бортникова

11. Памятник генералу Никите Лебеденко


Роковое свидание

Тишину Введенского кладбища нарушают пение соловьев и шелест вековых деревьев, шуршание осенней листвы и скрежет дворницкой лопаты. Впечатлительному человеку в этих звуках чудятся разговоры ушедших в мир иной. Это не удивительно: Введенское кладбище хранит множество тайн и преданий. Одна из легенд связана с выходцем из Шотландии генералом Гордоном — соратником Петра I, любителем выпить и подурачиться. В начале XX века из кладбищенской книги кто-то выдрал листы с указанием места, на котором находился надгробный камень шотландца, состоявшего на царской службе. С тех пор генерал бродит по аллеям в поисках утраченной могилы, стуча каблуками и пугая посетителей криками на гортанном гаэльском наречии.


12.


Другая легенда говорит, что под кладбищенским Введенским холмом находится целый город, состоящий из множества подземелий и катакомб. Войти в подземную «Введенку» можно лишь через один из старинных склепов. Но что это за склеп и в какой части кладбища он расположен, не знает никто. Зато известна история священника, чья могила украшена беломраморным крестом и скорбной статуей ангела. По рассказам современников, батюшка обладал красивым драматическим баритоном. Однажды его, что называется, попутал бес. Поп устроился в оперу и стал петь на сцене. Успех был невероятный, но вскоре у мэстро пропал голос, а потом отнялись и ноги. Священник долго страдал, обвиняя себя в том, что предал Господа, и умер только тогда, когда вымолил себе прощение.


15.


Самое печальное предание связано с историей супругов Леона и Софии Пло, похороненных в одной могиле. Муж занимался поставкой в Россию железа и чугуна, потрясающе красивая жена содержала перчаточный магазин на Кузнецком мосту. Однажды супругу показалось, что его благоверная тайно встречается с любовником. Леон заказал резчику фигуру из камня в виде полуодетой женщины, крадущейся на свидание. Когда композиция была готова, муж пришел домой и убил сначала жену, а потом — себя. Скульптуру установили в качестве надгробия. Привлекательная дама в неглиже когда-то сжимала в руках каменную розу, чьи лепестки падали на плиту. Розу отломали вандалы, зато теперь статуя всегда держит живой цветок, принесенный кем-то из посетителей.


19.


Вампирка

Инженер Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках комбинат, который и сейчас выпускает ржаной и пшеничный хлеб. Усыпальница «мучного короля» построена по проекту архитектора Федора Шехтеля. Внутри — освещаемая лампадой фреска художника Петрова-Водкина. Христос в цветных одеждах разбрасывает зерно на вспаханном поле. Сюжет напоминает людям о том, что они должны сеять добрые дела. Икона считается чудотворной, и многие верят, что желания, написанные на стене склепа, обязательно сбудутся. Стены часовни исписаны карандашами и фломастерами. Люди обращаются к Иисусу с просьбами о хорошей работе и желании заработать большие деньги, об исцелении от пьянства и возвращении любимого.


22. Часовня

23. Беломраморная статуя Христа перед усыпальницей Рекк-Третьяковых


Мавзолей мануфактурщика и «отца русского ситца» Людвига Кноппа выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды некий искатель приключений залез внутрь и наткнулся на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп в народе называют «Вампирка». Вплоть до 1940-х годов на площадке перед портиком была установлена статуя Христа работы итальянского скульптора Рафаэлло Романелли. Приходя сюда, паломники приносили с собой воду и поливали руку Иисуса, указывающую вниз, на землю. Считалось, что стекшая вода приобретает чудодейственные целебные свойства.


25. Мавзолей Людвига Кноппа


В последние годы «Вампирка» стала сакральным местом для представителей субкультуры готов — парней и девушек с подведенными глазами, в высоких ботинках на шнуровке. Готы говорят об особой кладбищенской энергетике, которая придает им силы, об эстетике смерти и манящих тайнах загробной жизни. Судя по загадочным анаграммам, надписям со словом «Апокалипсис» и разбросанным голубиным перьям, здесь устраивают ритуальные оргии вроде «черных месс» и «балов Сатаны». Несколько лет назад на Введенском кладбище усилили охрану и снабдили участки системой видеонаблюдения. Готов стало меньше, но они все равно появляются, особенно в канун 1 ноября — Дня Всех святых и Хэллоуина. Кстати, 2 ноября, когда отмечается День всех усопших, представители римско-католической церкви во главе с кардиналом проводят на Введенском кладбище торжественную мессу и крестный ход.


28. Католическая месса в День всех усопших праведных

29. Католическая месса в День всех усопших праведных

30. Католическая месса в День всех усопших праведных


Дверь в загробный мир

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой высится полукруглая колоннада с мозаичным панно — копией картины художника Арнольда Беклина «Остров мертвых». К кладбищенским воротам, расположенным среди холмов, подплывает лодка, в которой находятся двое — гребец и обернутая в белую ткань женщина. Символику расшифровать несложно. В изображении гор воплощается царство мертвых — Аид. Лодочник Харон перевозит душу, закутанную в саван, через реку Стикс.


31.

32. Могила генерала Карла Стааля

33. Могила Христиана Мейена


Стоит увидеть и необычный памятник на могиле железнодорожного деятеля Христиана Мейена. Крест сварен из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, надгробие украшено вагонными буферами и сцепными приборами. Не менее удивительное надгробие на могиле Аполлинария Васнецова выполнено в виде ласточкиного хвоста, напоминающего зубцы кремлевских стен. Васнецов был единственным художником, который выступил против разрушения Храма Христа Спасителя. В своих картинах он восстановил исторический вид московского Кремля — от эпохи Ивана Калиты до эпохи Дмитрия Донского. Недалеко от «ласточкиного хвоста», распустив крылья, сидит Птица Сирин. Эта работа скульптора Сергея Коненкова установлена на могиле писателя Михаила Пришвина. Запрокинув голову, сказочная птица поет вместе с деревьями и животными, о которых писал «певец русской природы».


34. Скульптура Птица Сирин — работа Сергея Коненкова на могиле писателя Михаила Пришвина

35. Могила художника Аполлинария Васнецова


На надгробии винодела Филиппа де Пре можно прочитать сообщение, высказанное языком таинственной кладбищенской символики. Мраморное надгробие — это древнеримский храмовый портал. Слева и справа изображены ветки папоротника, олицетворяющие бесконечность. Шестиконечные звезды — гексаграммы — напоминают о шести днях сотворения мира. Одна звезда обрамлена венком из роз. Роза в погребальной традиции означает победу над смертью, быстротечность и бренность жизни. Говорят, что в ночь полнолуния между звездами высвечиваются лучи, образующие на мраморе яркий латинский крест. Вся композиция — не что иное как дверь для входа в загробный мир и выхода наружу в час воскресения.


37.


Кандалы на могиле

Фердинанд Теодор фон Эйнем основал кондитерскую фабрику, знакомую нам как «Красный Октябрь» на Берсеньевской набережной, где сейчас размещаются модные заведения — галереи, театры, клубы. На своем московском предприятии порядочный немец учредил восьмичасовой рабочий день, открыл общежитие и кассу взаимопомощи, стал выплачивать пенсию лучшим работникам. Эйнем был честным промышленником и работодателем. В наши дни на его могилу приходят люди, которые хотят заниматься добросовестным бизнесом без взяток и «откатов».


40. Могила Теодора фон Эйнем

44. Указатель к могиле Люсьена Оливье


В 2008 году в ходе инвентаризации бесхозных захоронений и переучета документов на Введенском кладбище была найдена могила Люсьена Оливье — французского повара, державшего в Москве ресторан «Эрмитаж». Изобретатель знаменитого блюда, без которого не обходится ни один новогодний стол, прожил всего 45 лет. Рецепт своего чудо-салата мастер хранил в глубокой тайне и унес с собой в могилу. Часто у памятника, установленного на месте захоронения Оливье, появляются молодые люди и девушки. Студенты кулинарных вузов и техникумов приходят сюда перед экзаменами, чтобы заручиться поддержкой знаменитого гастронома.

Самое почитаемое захоронение на Введенском кладбище — могила врача Федора Гааза. Его девизом была знаменитая фраза: «Спешите делать добро!».


45. Могила доктора Гааза

46. Могила доктора Гааза

47. Могила доктора Гааза

48. Могила доктора Гааза

49. Могила доктора Гааза


Гааз отказывался брать с бедных людей плату за терапию и одаривал нуждающихся собственной одеждой. Он добился открытия лазаретов для узников, отделения осужденных от подозреваемых, отмены стрижки наголо подсудимых-женщин. Федор Гааз изобрел кандалы нового типа — более легкие и отделанные внутри кожей. Все свои деньги «святой доктор» потратил на облегчение участи больных и заключенных. Хоронили его за счет полиции. За гробом шли десятки тысяч человек. На могиле установили надгробие в виде Голгофы — камень, символизирующий гору, а сверху — крест. Памятник опоясан цепями с милосердными «гаазовскими» кандалами. По традиции, сюда несут цветы те, кто освободился из мест лишения свободы, а также граждане, пострадавшие безвинно.

Материнский капитал