Профессия режиссёр - Mollenta - Молодёжный информационный портал. Профессия Режиссер

Режиссер фильма во многом схож с дирижером оркестра. Во-первых, как дирижер, должен в уме собрать идеал того, как должна звучать музыка, а режиссер должен в уме видеть, как фильм должен выглядеть. Во-вторых, как и дирижер, режиссер фильма должен передавать свое видение различным исполнителям, так, что каждый работает на создание единого видения.

Режиссерскую работу иногда сравнивают с работой полевого генерала, постоянно отдающего приказы военнослужащим. Хотя некоторые режиссеры именно так и работают, их обычно недолюбливали, и они не были успешными долгое время. Наиболее эффективные режиссеры обмениваются их видением и стимулируют персонал и актеров участвовать в процессе, способствуя проявлению их лучших творческих способностей.

В действительности эти два процесса создания видения и разделения его с группой есть один непрекращаемый процесс, начатый режиссером, и постоянно развивающийся, т.к. все участники команды вносят свой вклад, а режиссер реализовывает пути совершенствования и развития общего видения.

Конечно, работа режиссера заключается в коммуникации. Хотя некоторые режиссеры являются создателями фильма и играют одновременно несколько ролей, но единственные задачи, относящиеся именно к режиссерскому делу, будут беседы, выслушивания и убеждения.

Режиссеру необходимо уметь хорошо писать и рассказывать людям истории, и уметь пользоваться всеми доступными трюками и хитростями для лучшего восприятия этих историй слушателями. Хорошие режиссеры имеют при себе записные книжки или журналы, где они хранят свои мысли, идеи и планы на фильм, чтобы включать их в нужное время, и быть уверенными, что ничего не забудется в этом хаосе производства.

Чтение сценария

Первостепенной задачей режиссера в предсъемочный период является прочтение сценария. Во многих независимых фильмах режиссер является также и сценаристом, поэтому вы, вероятно, подумаете, что автору сценария уже хорошо известна история сюжета и он может пропустить этот шаг. Когда формируется видение картины, не стоит пренебрегать этим шагом.

Это тот период, когда режиссер может свободно со стороны взглянуть на сценарий, как на основу фильма, глубоко погрузиться в сюжет, чтобы прояснить исходные условия, найти все скрытые смыслы, психологические интриги, обычные вопросы, взрыв чувств, образы, звуки и запахи, чтобы суметь сформулировать все это в едином мощном и запоминающемся видении.

Писатель-режиссер часто оказывается в невыгодном положении в данном случае, потому что ему будет труднее прочитать сценарий и оценить его свежим взглядом.

  1. Читайте сценарий так, как если бы вы смотрели готовый фильм, и вы представления не имеете, чем все закончится. Просто позвольте сюжету проигрываться в вашем воображении.
  2. После прочтения сценария запишите в свою записную книжку ваши мысли. Особое внимание уделите тому, какие эмоции вы ощущали. Вашей работой будет задача снять фильм, вызывающий эти ощущения, эмоции у зрителя с максимальным эффектом. Если какое-то действие не эмоционально, также отметить это. Постарайтесь устоять перед искушением и придумывать корректировки в данном моменте сюжета. Сейчас вы пытаетесь понять, как срабатывает эта история.
  3. Наконец, определитесь, какова эмоциональная суть фильма. О чем на самом деле этот фильм. Каковы цели и препятствия к их достижению встречаются у отдельных личностей, какие эмоции вызвала история, как она коснется аудитории, чему научится зритель у героев.

Как вариант, можно предложить прочесть сценарий вашему другу и посмотреть, вызывает ли история такие же реакции у него, как у вас, и вообще срабатывает ли данный сценарий.

Углубленный структурный анализ сценария

На подготовительном этапе работы режиссера выполняется разложение сценария по полочкам, чтобы выяснить, что заставляет данный сюжет действовать на людей.

В точности определите, какова сущность каждого героя, какие жизненные идеи он преследует в ходе рассказа и к чему стремится. У каждого персонажа стоят цели поручить, уничтожить, осмеять, научить, обвинить, исцелить, узнать, найти, поменять или покорить. У большинства из них будут внешние и внутренние задачи. Например, внешней задачей может быть постройка дома, а его внутренней задачей окажется проявление своих способностей и убеждение друзей в своей значимости.

Подобные задачи существуют еще до того, как начинают развиваться события, или могут сформироваться в начале сюжета. Определите эти задачи для каждого героя.

Какие препятствия становятся на пути достижения поставленных героями целей? В интересных сюжетах препятствия оказываются внутренними, основанными на психологических аспектах человека, но представлены в виде более очевидных внешних обстоятельств, таких как другие персонажи или природные явления, вроде свирепствующего бурана.

Какие действия следует предпринять персонажам, чтобы попытаться преодолеть препятствия и достичь своих целей? Это те реальные шаги, которые необходимо выполнить на их пути.

Какими средствами и возможностями могут воспользоваться персонажи? Это будут некоторые уточнения в тексте, представленные в виде наречий, например, спокойно, горделиво, энергично, быстро или очаровывающе.

Какие коррективы вносят персонажи, когда их действия и попытки оказываются безуспешными?

Проанализируйте еще раз цели, препятствия, методы, действия и коррективы в ролях каждого героя для каждой сцены, где они принимают участие. Отметьте важные замечания в ваших записях. Это будут очень полезные и необходимые замечания, когда во время работы на съемках вы сможете предоставить актерам сильные и точные наставления.

Также постарайтесь определить в каждой сцене, какими реальными действиями могут заниматься герои, чтобы не стоять столбом, зачитывая свои диалоги. В реальности люди с целью осуществления своих задач и во время различных диалогов всегда чем-то заняты, например, приготовлением пищи, чтением книг, блужданием по Интернету.

Работа со сценаристом

Если режиссер не является автором сценария, очень важно, чтобы режиссер и сценарист во время подготовки к съемках смогли наладить хорошие рабочие отношения и сохранить их до периода съемок. Сценарист видит сюжет и развитие событий в своем воображении, а режиссеру необходимо перевести эту историю в реальные сцены в реальных местах с реальными актерами, исполняющими свои роли и играющими на сцене в рамках определенного бюджета. Это часто может привести к разногласиям в видении картины в целом. К тому же сценаристы часто слишком привязываются к своему мнению и не могут оценить какие-либо новшества, предлагаемые режиссером свежим взглядом.

Режиссеру стоит всегда сохранять свое позитивное отношение и энтузиазм к написанному сценарию. Признайте, что автор сценария работал над этой работой в течение нескольких месяцев или даже лет в относительной изоляции. По понятным причинам у них возникает свое эго, и они могут не захотеть рассматривать изменения.

На больших киностудиях распространена практика сразу после подписания прав на сценарий нанимать второго сценариста, который будет вносить необходимые изменения и тем самым может предотвратить столкновение двух творческих эго. Также это позволит новому сценаристу и режиссеру осуществить абсолютно новый подход к истории.

Если новый сценарист не приглашается, режиссеру необходимо определить, что он может сделать с оригинальной версией сценариста. Ответьте на следующие вопросы:

  • Что изначально вдохновило сценариста на данный рассказ?
  • Какова причина написания этого рассказа?
  • Какие жизненные уроки преподает эта история?
  • Что чувствует сценарист, о чем вся эта история?
  • Что думает сценарист о главных взаимоотношениях в рассказе?
  • Какова предыстория данного сюжета и биографии главных героев?
  • Есть ли персонажи, основанные на реальных людях, и каков в этом смысл?

Сценарист и режиссер, без сомнения, найдут разногласия, и очень важно работать от наиболее главных областей, согласованных между собой до наиболее специфичных областей, где имеются разные точки зрения, с целью разрешить их. В конечном итоги нужно прийти к общему видению режиссера и сценариста.

Почти всегда в сценариях можно обнаружить слабые места. Режиссер должен поставить себе цель задавать жесткие вопросы о логике и правдивости эмоций в сценарии. Также режиссеру стоит включать вопросы "Что, если..?", предлагая какие-либо изменения в ходе истории, как представления героя в роли злодея, или изменения действий актеров в ключевых сценах.

Эти вопросы почти наверняка приведут к необходимости дописывания сценария, и сделают историю более весомой. Некоторые сценаристы лучше других работают над перезаписями, а некоторые просто откажутся от этого, если они посчитают себя психологически не готовыми или не пожелают вносить изменения, которые режиссер считает нужными.

Для независимых киносоздателей это станет очевидным, что важно выкупать права на сценарий, и в противном случае все производство может быть прекращено недовольным сценаристом.

Нельзя пренебрегать важным фактором, связанным с перезаписью, который заключается в том, что перезапись одной сцены может поменять логику остального сценария, что может заставить перезаписывать другие сцены. Это может надолго затянуть подготовительный процесс. Задача состоит в нахождении баланса и написании сценария сильного и эффектного, и в то же время не нужно абсолютное совершенство.

Зачитывание киносценария

На данном этапе ценной техникой может стать зачитывание актерами переписанного сценария. Это может быть довольно разумным и объективным ходом, особенно когда актеры еще не читали сценарий, или когда актеры еще репитируют свои роли, обсуждая это с режиссером. Сценаристу желательно присутствовать на зачитывании сценария, чтобы он смог понять ключевые моменты рассказа, когда они представляются в чем-то ином, а не в голове автора.

Повторный анализ сценария

Теперь, когда сценарий усовершенствован, режиссеру необходимо провести повторный анализ сценария для обновления и расширения замечаний, чтобы полностью разобраться в целях, возникающих препятствиях, методах достижения, действиях каждого героя от сцены к сцене, шаг за шагом. Эти замечания будут бесценны во время съемки. К этой части работы часто присоединяется ассистент режиссера, здесь определяются следующие моменты:

  • Сколько актеров и каких типажей необходимо
  • В скольких сценах будет участвовать каждый актер, и сколько времени в общем будет длиться его присутствие на экране
  • Требования, количество и типы помещений/мест съемок
  • Какие трюки и спецэффекты присутствуют в фильме
  • Какие потребуются специальные костюмы и грим
  • Какие понадобятся реквизиты

Подобный анализ сценариев часто в больших фильмах выполняют профессиональные компании. Хороший анализ сценария - неоценимый производственный инструмент в фильмах любого масштаба.

Важной частью анализа сценария будет точное определения длительности каждой сцены, которая считается по долям занятого на странице текста. Количество долей страницы, занимаемое каждой сценой, в верхнем левом углу каждой сцены.

С учетом того, что съемочная группа за день укладывается в 2-5 страниц сценария, что сильно зависит от многих факторов, знание общего количества сцен, отснятых за день, поможет придерживаться графика в достаточной мере.

Подбор творческой группы

Следующей задачей режиссера будет подобрать себе творческую группу. Обычно этот процесс растягивается на весь подготовительный период.

Творческая группа входит с состав съемочной бригады, и она будет помогать выполнять работу по осуществлению режиссерской задумки, реализации режиссерского видения. Остальная часть съемочной бригады будет больше схожа на солдат, выполняющих особые задачи, и лишь иногда работая над творческим процессом.

Творческая группа состоит, как правило, из следующих лиц:

  • Кинематографист, или Главный оператор, который ответственен за творческую работу камеры и освещения.
  • Производственный дизайнер, или Технолог, который ответственен за создание внешнего представления, вида фильма, работает с декорациями, костюмами, гримом.
  • Руководитель актерского отдела, работает с режиссером над подбором лучших из доступных актеров к фильму.
  • Актеры.
  • Редактор-монтажер, который работает с режиссером над созданием цельного фильма из отдельных отснятых эпизодов и кадров.
  • Руководитель музыкального отдела, или композитор, ответственен за подбор правильной музыки, сочетающейся с эмоциями текущих сцен.

Режиссер интервьюирует и выбирает подходящих людей в соавторы фильма, делится с ними своим видением, а затем переговаривается и общается с ними, стимулируя к помощи в реализации задуманного.

Иногда такой процесс может привести к некоторого рода творческим конфликтам. Режиссеру нужно применить свои коммуникабельность и способность убеждать и разрешать конфликтные ситуации, пока не будет найдено общее решение, в конечном итоге добиваясь лучшего результата.

Кастинг актеров

На больших производственных студиях процесс подбора актеров в значительной степени идет под влиянием продюсеров, т.к. результаты переговоров со звездами о подписании контрактов часто преобладают над вопросами артистических способностей. Для независимых создателей кино процесс нахождения актеров может оказаться оживленным и непростым делом.

Более подробно о кастинге смотрите в соответствующем разделе.

Главные репетиции

Режиссер несет ответственность за подготовку актеров к своей работе, передавая им на репетициях свое представление, видение фильма. Репетиции более подробно описаны на соответствующей странице.

Режиссер - это человек, который занимается постановкой фильма, руководит съемочным процессом или репетициями, если речь идет о театре. Если точнее, режиссеров на съемочной площадке несколько : главный режиссер называется режиссером-постановщиком , его ближайшие помощники - просто режиссерами . И в том, и в другом случае, основу его работы составляет .

Сегодня многие мечтают стать режиссерами, ведь профессия становится все более и более престижной. Известные мастера своего дела получают награды и премии, выходят на красную ковровую дорожку, дают интервью, общаются с лучшими актерами и актрисами. Однако, работа режиссера не всегда была таковой. В начале, на этапе зарождения профессии, режиссер занимался разработкой сценария, проводил работу с актерами, руководил съемочным процессом. Но времена изменялись и накладывали все новые и новые обязанности, которые делают профессию интересной и сложной одновременно.

Чем занимается режиссер

Теперь, чтобы стать успешным в своем деле, режиссер, должен отличаться тонким чутьем на качественные идеи, на потрясающие сценарии, время выхода картины, потребности публики. Он ищет средства, интересует инвесторов и продюсеров, подбирает актеров и съемочную группу, руководит процессом создания и монтажа фильма. Для постепенно становится все меньше и меньше преград и ограничений, поскольку спектр обязанностей режиссера растет.

Отечественные специалисты во многом отличаются от западных, поскольку голливудские режиссеры не признают тех, кто ставит себя выше остальных. Поэтому они выполняют максимум работы, прикладывают все свои усилия для того, чтобы картина была качественной и успешной.

Отечественные режиссеры нередко после первого же успеха становятся заносчивыми, отказываются выполнять некоторые обязанности, вследствие чего быстро теряют популярность. Лишь избранные трудоголики и истинные таланты по-прежнему интересны зрителям.

Рабочие права и обязанности режиссера

В обязанности режиссера входит координирование всего процесса создания фильма, потому именно он получает награды или терпит полнейший крах в случае провала своей картины. Работа режиссера предполагает полную самоотдачу, поскольку специалист не только тщательно отбирает сценарий, адаптирует его под свое видение и мироощущение, то есть создает , подбирает оптимальный актерский состав, который станет идеальным воплощением тех или иных образов, находит к каждому из них подход.

После окончания съемочного процесса, работа режиссера не заканчивается, поскольку он обязан контролировать монтаж, наложение звука и спецэффектов. Последние часто играют решающую роль в качестве и популярности картины. Только посоле того, как все работы завершены и фильм вышел в прокат, режиссер может считать свою работу выполненной и ждать похвалы или критики со стороны специалистов и рядовых зрителей.

Типичная должностная инструкция режиссера включает права и обязанности, обычно она содержит еще пункт об ответственности сторон контракта. К должностным обязанностям режиссера театра, например, относят разработку репертуара, постановку спектаклей, организацию учебной работы. Составление расходной сметы и плана поступлений денежных средств также зачастую поручают режиссеру.

Вообще, функции режиссера представляют собой набор обязанностей хорошего управляющего, а режиссура как профессия подразумевает соответствующее мышление и отличные организаторские способности.

Замысел и реализация

Замысел и реализация – вот два кита, на которых стоит современная режиссура. Многие режиссеры очень подробно описывают свои задумки, некоторые напротив, считают, что импровизация – это главный козырь практической режиссуры. Конечно, глупо недооценивать важность подготовительного этапа, однако история режиссуры говорит, что наиболее важные рабочие моменты все же проходят на площадке. Это может быть театральная сцена или съемочный павильон. Несомненно, без актеров реализовать все богатство режиссерской фантазии было бы невозможно.

К основным функциям режиссера относят и работу с актерами. Конечно, в идеале творческое понимание режиссера и актеров должно полностью совпадать. Однако на практике чаще можно наблюдать ситуацию, когда они либо стремятся навстречу друг к другу, либо то, что делает режиссер нельзя назвать иначе, чем активное насаждение единственное правильной точки зрения.

Порой даже именитые мастера не считают нужным слышать мнение исполнителя своей «светлейшей» воли. Но то, чем занимается режиссер – это и сотворение персонажей. Оно не может осуществляться, минуя душу и творческий потенциал актера.

В соответствии с классическими принципами режиссуры выделяют следующие составляющие замысла (основы режиссуры):

  • творческая интерпретация сценария;
  • описание персонажей;
  • определение особенностей актерской игры;
  • ритмы и темпы во временном аспекте произведения;
  • пространственное решение (т. н. пространство режиссуры);
  • декоративное и звуковое оформление.

В заключение нужно отметить, что своевременное и тщательное выполнение обязанностей режиссера сделает настоящего мастера из старательного новичка.

Режиссура как профессия.

Искусство режиссуры родилось одновременно с возникновением зрелищного искусства, а сама профессия, как понимаем ее теперь, окончательно сформировалась к концу ХIХ века. В России режиссуру связывают с открытием МХАТа в 1898 году, а выдающимися ее представителями на тот момент были режиссеры театра – К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко.

В Украине становление режиссуры как профессии связано с именами М. Старицкого и М. Кропивницкого – основателями первого профессионального театра в 1882 году.

Режиссура не стояла на месте, она была в движении, в творческом поиске.

Благодаря таким неординарным и ярким личностям, как К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, Л. Курбас и мн. другим талантливым мастерам, режиссура стала независимой и сформировала самостоятельные творческие направления в театральном искусстве, при этом режиссер получил ведущую роль. Режиссер из незаметного сначала театрального помощника по общим вопросам постепенно превращается в полноценного «хозяина» творческого процесса и всей сценической площадки. Сегодня в театре, в кино и на эстраде, в массовых праздниках и представлениях, режиссер – это лидер, который ведет за собой весь творческий коллектив.

В.И. Немирович-Данченко лаконично и четко определил природу режиссерского творчества:

1. Режиссер-толкователь, поскольку он показывает как играть, так что его можно назвать и режиссером-актером или режиссером-педагогом.

2. Режиссер-зеркало, который отражает индивидуальные качества актера.

3. Режиссер – организатор всего спектакля.

Таким образом, режиссер – это и организатор творческого процесса, и педагог, и творец, и первый зритель, - так можно коротко определить некоторые основные его функции.

Сложность и специфика профессиональной деятельности режиссера состоит в том, что она по своей сути является деятельностью широкого профиля и включает четыре взаимосвязанные направления,которые действуют в неразрывном единстве:

Организационно-управленческое;

Социально-психологическое;

Психолого-педагогическое;

Художественно-творческое.

Каждый из них предусматривает практическую, творческую и теоретическую деятельность. Режиссер-педагог В.А. Нелли определил основные качества режиссера:

Режиссер должен быть передовым человеком, новатором, сыном своего народа и своей эпохи;

Присутствие такта, выдержки и высокой культуры;

Всесторонняя вооруженность знаниями;

Поэтическое воображение;

Хороший вкус, тонкий вкус в музыке, языке, чувстве ритма;

Знание драматургии, ее техники, теории и истории;

Режиссер – руководитель театрального производства, отсюда – знание во всех подробностях театра и его организации, техники и вспомогательных средств;

Актер – главная фигура в театре, его центр и основа, поэтому режиссер должен хорошо знать актёра и его творчество;

Быть психологом, стараться проникнуть в «жизнь человеческого духа» с тем, чтобы точно и поэтично создать на сцене настоящую жизнь;

Быть от природы личностью. Во время чтения пьесы «чувствовать» произведение и видеть его сценическом выявлении;

Драма – искусство действия. Основное качество режиссера – умение отмечать, ловить содержание событий, умение видеть разные отрезки жизни, в которых проявляется память, которая сохраняла бы разные виды действия, которыми переполнена реальная жизнь;

Неисчерпаемая фантазия, изобретательность, находчивость;

Твердая воля, ясность восприятия, творческая направленность и умение предвидеть результат, т.е. ту конечную цель, на которую направлены творческие усилия;

Задача режиссера

С актерами нельзя говорить сухим научным языком, да и я сам не человек от науки, и поэтому не смог бы взяться не за свое дело. Моя задача говорить с актером его языком: не философствовать об искусстве,.. а открывать в простой форме практически необходимые ему приемы психотехники, главным образом во внутренней области артистического переживания и перевоплощения.

К.С.Станиславский

Для любого режиссера основным материалом в его работе является творчество актера. Ни одна из проблем современной режиссуры не обретет реальной художественной ценности, если она не будет выявляться в актере. То есть, если актеры не творят, не мыслят и не чувствуют, если они пассивны и творчески инертны – режиссеру делать нечего, спектакль создавать не из чего, у него в руках просто нет нужного материала. Поэтому вопросы работы режиссера с актером в процессе создания спектакля самые насущные в творческой практике любого театра. Необходимо вызвать в актере творческий процесс, разбудить его органическую природу для постоянного, полноценного, самостоятельного творчества. Режиссер должен уметь «толковать» роль, уметь показать «как играть», раскрыть актеру всё то, что осуществляется им на сцене. И это его основная обязанность. Когда этот процесс возникает, то родится и вторая обязанность режиссера – непрерывно поддерживать этот процесс, не давать ему угаснуть и направлять его к определенной цели в соответствии с общим идейно-художественным замыслом спектакля. Режиссер должен почувствовать индивидуальность актера, в процессе работы непрерывно следить за тем, как в актере отражаются замыслы автора и режиссера, и в то же время видеть, куда актера зовет фантазия и желания, и до каких пределов можно настаивать на той или иной задаче. Следовать за волей актера и одновременно направлять её, исправлять, не давая ощущать давление.

Режиссер работает не с одним актером, а с целым коллективом, поэтому следующая наиважнейшая задача – постоянно согласовывать между собой результаты творчества всех актеров, причем так, чтобы в итоге получилось гармонически целостное идейно-художественное произведение театрального искусства. Все эти непростые задачи режиссер решает в процессе выполнения своей главной функции – творческой организации сценического действия.

В основе любого действия всегда лежит тот или иной конфликт, который вызывает столкновение, борьбу, взаимодействие между персонажами пьесы. Выявить конфликты через взаимодействие актеров, находящихся на сцене, и призван режиссер. Отсюда возникает еще одно качество режиссера - быть организатором всего спектакля. Но осуществить эту функцию убедительно - так, чтобы актеры на сцене работали правдиво, органично, а зритель бы верил в подлинность их действий, - невозможно методом приказывания, командования, давления. Режиссер должен увлечь актера своими заданиями, вдохновить его на их выполнение, будоражить его воображение, будить его артистическую фантазию, ненавязчиво "заманивать" его на правильную дорогу истинного творчества.

Основная же задача всякого истинного творчества в реалистическом искусстве - это раскрытие сущности изображаемых явлений жизни, обнаружение скрытых пружин этих явлений, их внутренних закономерностей. Поэтому глубокое знание жизни является основой всякого художественного творчества. Без знания жизни творить нельзя. Это в равной степени относится и к режиссеру, и к актеру. Если допустить, что режиссер обладает известным запасом знаний, жизненных наблюдений, мыслей и суждений о той жизни, которую нужно отобразить на сцене, а у актера никакого багажа в этом отношении нет, то актер будет вынужден механически подчиняться воле режиссера, воздействие режиссера на актера будет односторонним, творческое же взаимодействие не состоится.

Представим обратную картину: актер хорошо знает жизнь, а режиссер молод, неопытен. Что происходит в этом случае? Актер имеет возможность творить и своим творчеством воздействовать на режиссера, взаимодействия к сожалению нет, и режиссер утрачивает свою руководящую роль и вынужден беспомощно плестись в хвосте творческой работы актерского коллектива. Таким образом, оба варианта - и тот, где режиссер деспотично подавляет творческую личность актера, и тот, где он вследствие незнания жизни теряет свою руководящую роль, - в одинаковой степени отрицательно сказываются на общей работе - на спектакле.

Совсем другое дело, если режиссер и актер - оба хорошо знают и понимают те явления жизни, которые автор пьесы сделал предметом творческого отображения. Тогда между ними создаются правильные творческие взаимоотношения, возникает взаимодействие или сотворчество.

Режиссер дает актеру какое-либо указание относительно того или иного момента роли - какого-нибудь жеста, фразы, интонации. Актер, восприняв указание, осмысливает его, внутренне переваривает на основе своего собственного знания жизни. В результате режиссерское указание и собственное знание актера взаимодействуют и образуют как бы некий "сплав" или синтез. Актер не механически и бездумно воспроизведет то, что потребовал от него режиссер, а творчески. Выполняя задание режиссера, он одновременно проявит и самоё себя, свою собственную творческую личность. Режиссер, отдав свою мысль, получит ее обратно в форме сценической "краски", то есть определенного движения, жеста, интонации, получит ее обогащенной и яркой. Именно поэтому режиссер должен всеми доступными ему способами будить творческую волю и инициативу актера, воспитывать в актере жажду познания, наблюдательность, стремление к творческой самостоятельности.

"Воздействуйте и убеждайте других собственным примером - тогда у вас в руках будет большой козырь, и вам не скажут: "Врачу! Исцелися сам!" или "Чем других учить, на себя обернись!". Собственный пример - лучший способ заслужить авторитет".

К.С.Станиславский

Настоящий режиссер является для актера не только учителем театра, но и учителем жизни.

Правильное самочувствие актера на сцене

Разбудить и направить творческую инициативу актера в нужное русло - важнейшая обязанность режиссера. Нужное направление определяется идейным замыслом всего спектакля. Этому замыслу должно быть подчинено идейное толкование каждой отдельной роли. Нужно, чтобы актер шел по пути, указанному режиссером свободно, не чувствуя над собой никакого насилия. Режиссер не только не должен порабощать актера, а наоборот, он должен оберегать его творческую свободу, ибо свобода - необходимое условие и важнейший признак правильного творческого самочувствия актера, а значит и самого творчества.

Допустим, что режиссер указал актеру определенную мизансцену, и актер обязан ее исполнить. более того, он обязан выполнять ее всякий раз, на каждой репетиции, а потом - на каждом спектакле. Он должен выполнять ее потому, что эта мизансцена не случайна, она продумана режиссером, прочувствована и содержит в себе определенный смысл. Она так, а не иначе, раскрывает данный фрагмент пьесы и поведение действующих лиц. И значит именно эту, а не какую-нибудь другую мизансцену должен выполнить актер. А суть дела заключается в том, что выполнить эту единственно возможную мизансцену актер должен непременно таким образом, чтобы процесс выполнения был его органической потребностью. А это произойдет только тогда, когда актер поймет, почувствует, что заданное ему поведение является для данного образа в данных обстоятельствах совершенно необходимым, обязательным. Именно эта мизансцена, этот жест, эта интонация. Тогда у него и не возникнет потребности осуществить другую мизансцену. И это чувство внутренней необходимости сделать так, а не иначе, вызовет ощущение свободы.

Выполнить указанное требование бывает нелегко. Только тогда, когда необходимое делается с ощущением свободы, когда необходимость и свобода сливаются, актер получает возможность творить. Пока актер использует свою свободу не как осознанную необходимость, а как свой личный, субъективный произвол, он не творит. Творчество всегда связано со свободным подчинением определенным требованиям, определенным ограничениям и нормам. А если актер механически выполняет поставленные перед ним требования, он тоже не творит. И в том, и в другом случае полноценного творчества нет. И субъективный произвол актера, и рассудочная игра, когда актер насильственно принуждает себя к выполнению определенных требований, - это еще не творчество. Элемент принуждения в творческом акте должен совершенно отсутствовать. Этот акт должен быть предельно свободным и в то же время подчиняться необходимости.

Как же этого достигнуть? Прежде всего, необходимо иметь выдержку и терпение, не удовлетворяться до тех пор, пока выполнение задания не станет органической потребностью актера. Для этого режиссер должен увлечь актера этим заданием. Он должен разъяснять и увлекать, воздействуя одновременно и на разум, и на чувство, и на фантазию актера, до тех пор, пока сам собою не возникнет творческий акт, то есть пока результат режиссерских усилий не выразится в форме совершенно свободной, как бы совсем непреднамеренной, непроизвольной реакции актера. Все дело во внутреннем психологическом рисунке, в точном отборе средств актерского выражения. Прежде всего, меняется способ думать. Эти два человека - актер и режиссер - мыслят по разному. Не о разном, а по разному. И потому, что вы хотите проникнуть в тайну их мысли и находитесь все время в процессе постижения этого, вы получаете эстетическую радость.

Нельзя давать зрителю возможность угадывать то, что актер совершит дальше. Если он опережает актера, значит тот находится в плену архаичной манеры исполнения. Артист должен вести зрителя за собой, управляя его эмоциями.

Итак, творческое самочувствие актера выражается в том, что он, находясь на сцене, всякое заранее известное воздействие воспринимает как неожиданное и отвечает на него свободно и в то же время верно. Именно такое самочувствие и должен стараться вызвать режиссер в актере и затем старательно его поддерживать.

Язык режиссерских заданий - действия

Самый "вредный" способ режиссерской работы - требование от актера немедленной "выдачи" определенного чувства в определенной форме, то есть требование немедленного результата. Актер при всем желании не может этого выполнить, не насилуя своей естественной природы. Помочь актеру осуществить эту подготовку - вот истинная задача режиссера. А заключается эта подготовка в том, чтобы подсказать актеру не чувство и не форму его выражения, а то действие, которое приведет актера к нужному чувству и вызовет нужную реакцию. С определенной точки зрения самым главным "врагом" в актерской игре является обозначение чувств вместо подлинного их наличия. Утверждение Станиславсого о том, что нельзя играть чувство, понимается многими как отсутствие, уничтожение эмоциональности вообще.

Если говорить о методологии, то режиссер и актер должны добиваться "высокой температуры" эмоционального накала на сцене, после чего можно заботиться о выразительности средств. Режиссер должен уметь подсказать актеру не чувство, а верное действие для каждого момента его сценической жизни. Итак, язык режиссерских заданий должен быть языком действий, а не языком чувств.

Форма режиссерских заданий

Любое режиссерское указание может быть сделано как в форме словесного объяснения, так и в форме режиссерского показа. Словесное объяснение справедливо считается основной формой режиссерских указаний, но обойтись только словами невозможно. Показ конечно же необходим, хотя с этим связана весьма серьезная опасность творческого обезличивания актеров. Очевидно, что хороший режиссер в своих показах будет исходить не из своего собственного актерского материала, а из материала того актера, с которым он работает.

Очень важный этап работы режиссера с актерами - так называемый застольный период работы над пьесой. Это закладка фундамента будущего спектакля. От того, как будет протекать этот период, в огромной степени зависит конечный результат. Режиссер должен донести замысел до актера так, чтобы он - замысел - стал творческим замыслом всего коллектива.

Работа режиссера над мизансценой.

Мизансценой принято называть расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде. Назначение мизансцены - через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние психологические отношения и действия. Предварительная разработка мизансцен в виде подробной партитуры также закономерна для начинающего или малоопытного режиссера, как импровизация для зрелого мастера. Работа режиссера над мизансценой состоит в мобилизации режиссерского воображения, которое позволяет режиссеру, во-первых, видеть сценическую площадку и передвигающихся по ней действующих лиц в определенных сочетаниях друг с другом, и, во-вторых, внутренне проигрывать, проживать каждую мизансцену за каждого из исполнителей. Конечный результат должен сложиться в соответствии с актерами и в их взаимодействии друг с другом.

Устранение творческих препятствий

Одно из серьезных препятствий к достижению желаемого результата в актерском творчестве - отсутствие внимания к партнеру и к окружающей актера сценической среде, Преодолевается такое препятствие, например, следующим образом: после очередного повтора ответственного куска роли режиссер останавливает актера на самом патетическом месте и предлагает ему внимательно приглядеться к партнеру. Рассмотреть,например, пуговицу на пиджаке партнера (какого она цвета, из чего сделана, сколько в ней отверстий), потом прическу, потом его глаза, а когда режиссер увидит, что актер сосредоточился на заданном ему объекте, можно продолжить текст.

Не менее серьезная проблема - мускульное напряжение. Здесь иногда бывает достаточно сказать актеру, чтобы он освободил, например, правую руку, или лицо, лоб, шею, чтобы актер избавился от творческого зажима. На самом деле различных препятствий великое множество, но режиссер должен знать: никогда не следует идти дальше, не добившись безупречного с точки зрения художественной правды исполнения данного отрывка.

Можно представить, каким знанием актерского материала, каким острым глазом, какой чуткостью и проницательностью должен обладать режиссер для реализации своих замыслов! К счастью все эти качества развиваются, если режиссер ценит и любит актера, если он не терпит на сцене ничего механического, если он не удовлетворяется до тех пор, пока актерское исполнение не станет органичным, внутренне исполненным и художественно правдивым.

Руководитель творческой группы, работает над подстановкой фильма, спектакля или шоу.

Заработная плата

50.000–90.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Может работать в кино, на телевидении, в театре, цирке и пр.

Обязанности

Режиссер-постановщик – это, прежде всего, творческий лидер! Он отвечает за художественную составляющую проекта в кинематографе, на телевидении или в театре. Под руководством режиссёра-постановщика трудятся актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик и другие.

Режиссёр-постановщик может сам являться автором литературной основы (сценария или пьесы), а может брать в работу произведения других авторов. Главное, что именно он, в итоге, отвечает за то, что увидит зритель. Успех или провал далее навсегда будет связан с именем режиссёра-постановщика.

Специализации: игровые или документальные фильмы, театральные спектакли, цирковые программы, музыкальные шоу, массовые мероприятия. Режиссер-постановщик выбирает актёров, работает с ними над ролями, вместе со звукорежиссёром и художником сцены продумывает оформление спектакля и пр.

Важные качества

Профессия предполагает артистизм, харизму, образное мышление, высокий уровень интеллекта, широкий кругозор, воображение, самодисциплину и высокую трудоспособность.

Отзывы о профессии

«Режиссеру приходиться не только ставить мероприятие, но еще придумать самому, а что бы написать этот самый сценарий необходимо найти идею, задумку. И здесь важно умение наблюдать, во-первых, все идеи должны браться из жизни. Вы можете путем наблюдений взять идею из жизни. Ведь, если приглядеться, то можно много тем найти. Но, как же стать наблюдательным, не волнуйтесь со временем и это к вам придет».

Редактор портала citykey.net.

Стереотипы, юмор

Дорогая, что тебе подарить на 8 марта? Выбирай, что хочешь - брильянтовое колье, норковую шубу, виллу на Французской Ривьере?.. - Милый, подари мне только сегодняшний вечер и свою любовь. - Снято! - объявил режиссёр.

Обучение

Для работы режиссером-постановщиком необходимо получить высшее профильное образование.

Обучение в Санкт-Петербурге: Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения.

Обучение в Москве: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Московский городской психолого-педагогический университет, Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова.



Беременность и роды