Выставка название зодчество дерево церкви. Выставка «Русское деревянное зодчество в миниатюре

Время проведения: 15.05.2018 – 07.10.2018

Место проведения: Церковь святого великомученика Георгия Победоносца

из Архангельской области в Коломенском

Отсчет истории создания Музея деревянного зодчества начался с 1 августа 1920 года, с даты выступления основателя музея «Коломенское» и его первого директора Петра Дмитриевича Барановского на заседании ученого совета Всероссийских государственных реставрационных мастерских. Его доклад назывался «О научных задачах организации Музея русского деревянного зодчества на открытом воздухе в Коломенском».

Практически с самого начала основания музея из окрестностей Москвы и с Русского Севера в Коломенское стали привозить деревянные постройки, которые, по словам П.Д. Барановского, были «подлинными памятниками деревянного русского зодчества, лишившимися своего функционального содержания и стихийно разрушавшимися».

Выставка, подготовленная к 95-летию музея «Коломенское» и посвященная созданию музея на открытом воздухе, рассказывает об исследовательской работе сотрудников музея-заповедника по изучению и сохранению уникальных памятников русского деревянного зодчества. На выставке экспонируются старинные инструменты мастеров-строителей, многочисленные фотоизображения деревянных сооружений, их чертежи. Каждому памятнику соответствует фоторепортаж, который включает в себя рассказ о первоначальном месте нахождения памятника, о его установке и сборке на территории Коломенского. Произведения графики отражают художественный образ памятников.

Экспозиция выстроена в хронологической последовательности. Памятники представлены в соответствии с датой их поступления в Коломенское.

Первым экспонатом, перевезенным в Коломенское, стала хозяйственная постройка из села Преображенского. В 1927 году П.Д. Барановский обнаружил в окрестностях Москвы большой деревянный сарай конца XVII–начала XVIII века, сложенный из массивных бревен, которые остались от дворца Петра I в Преображенском. В том же году постройку перевезли в Коломенское и установили на территории Государева двора.

Затем в Коломенское были перевезены и тем самым спасены уникальные деревянные строения: Моховая башня Сумского острога (1931 г.), Проездные ворота Николо-Корельского монастыря (1933 г.), Домик Петра I (1934 г.), Башня Братского острога (1959 г.), церковь святого великомученика Георгия Победоносца 1685 года из Архангельской области (2008 г).

Выставка о Музее деревянного зодчества не случайно располагается в церкви святого великомученика Георгия Победоносца, которая и сама является прекрасным произведением архитектуры Севера. Ее старинный интерьер дополняет и обогащает содержание выставки.

У каждого памятника есть свои неповторимые истории. Приглашаем вас познакомиться с ними.

Музей архитектуры имени Щусева готовит масштабный выставочный проект "Русское деревянное". Как следует из названия, он посвящен русскому деревянному зодчеству. Выставка охватывает период от XV до XXI века. В трех экспозиционных залах музея рассказывается об истории русского деревянного зодчества, восстановлении деревянных храмов Севера и о практике современной архитектуры.

Русское деревянное зодчество - один из тех символов, по которым Россию узнают во всем мире. Если выбирать среди самых известных архитектурных ансамблей, то на первом месте, безусловно, окажется знаменитый Кижский погост на Онежском озере. Именно туда едут иностранцы, чтобы увидеть настоящее русское чудо - величественный храм Преображения, построенный в 1714 году, как гласит предание, без единого гвоздя. Церковь увенчана 22 главами, каждая из которых покрыта осиновым лемехом.

"Таким наиболее известным многопридельным храмом является собор Покрова на Рву на Красной площади. Мы не можем сказать, что это прямое воздействие одного собора на другой, но вот эта идея, которая существовала в одном из главных столичных соборов, безусловно, могла повлиять в какой-то степени и на создание этого сложного сооружения", - рассказывает старший научный сотрудник Музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.

В музее можно даже увидеть целую луковичную главку, привезенную специально для выставки. Но, разумеется, не из Кижей. Ансамбль является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из критериев - "совершенная гармония с окружающим ландшафтом". Это смело можно отнести ко всему русскому деревянному зодчеству.

На выставке демонстрируются макеты сразу нескольких храмов, преимущественно Русского Севера. В музее можно увидеть и примеры авангардного использования дерева в ранние советские годы: мавзолей Ленина, проект пожарной части для деревни, купальня на Москве-реке.

"В такие тяжелые годы, когда трудно было строить из кирпича и камня, после войны, перед войной, опять обратились к дереву. И оно стало использоваться, и уже были очень оригинальные решения", - комментирует куратор выставки Ирина Чепкунова.

Открытие русского деревянного зодчества не просто как бытовой среды, а как феномена мировой архитектуры состоялось лишь в конце XIX века. Именно тогда стали организовывать первые экспедиции на Север, где деревянных построек сохранилось больше всего. Тогда же Россия впервые решила использовать русское деревянное зодчество как своеобразный фирменный стиль на международных площадках. Это проекты русских павильонов в Париже и Вене. В наше время не только государство охраняет выдающиеся ансамбли наподобие Кижей. Один из разделов выставки "Русское деревянное" посвящен сохранению храмов Русского Севера благодаря усилиям волонтеров.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

«Русское деревянное. Взгляд из XXI века» — под таким названием в московском Музее архитектуры открылась выставка весьма внушительных масштабов: на все три музейных здания.

Из фондов извлекли все, что можно — живопись и графику, чертежи, фотографии, макеты, архивные документы… И начали с первых исследований — а они в основном разворачивались во второй половине XIX столетия.

Чему, в общем, не стоит удивляться — именно в это время возникла мода на так называемый «историзм». А вместе с ним — интерес и к этнографии, и к старинной архитектуре. Что для севера и средней полосы России означало архитектуру большей частью деревянную.

И архитектуру большей частью церковную. Выше — церковь XVIII века из Архангельской губернии. Оттуда — и колокольня того же времени (не сохранилась).

А вот эту прелесть вообще датируют концом XV века (поверю музейщикам на слово — но есть и версия начала XVII столетия). Ленинградская область — хотя надо бы все-таки говорить о Санкт-Петербургской губернии.

А вот крестьянский дом XIX века (Карелия).

Еще один, начала XIX столетия (Вологодская область).

Другие строения хозяйственного назначения. Особенно хороши мельницы.

А вот Якутский острог XVII века (в терминологии того времени — не тюрьма, а крепость).

Конечно, все эти макеты — уже ХХ столетия. Однако к тому времени многие представленные строения были уже давно утрачены. На какой же основе делали макеты? Тем более, что очень подробно указываются все данные — и о церквях, и о частных домах.

Тут нам следует вернуться в XIX столетие. То самое, с его интересом к «историзму». И для этого достаточно внимательно читать таблички с экспликациями к экспонатам: рядом с именами исполнителей макетов значится «по обмерам Л. Даля» (кстати, сын автора небезызвестного словаря, да), «по обмерам В. Суслова».

Для профессионалов эти имена, вероятно, не потребуют пояснений. И Лев Даль, и Владимир Суслов, и многие другие отправлялись в самые настоящие экспедиции к отдаленным памятникам деревянного зодчества. Делали зарисовки, обмеры, позже и фотографировали. Результаты публиковались — в конце концов появлялись не только отдельные статьи, но и целые научные труды. Суслов издал на рубеже XIX-XX веков «Памятники древнего русского зодчества».

Публиковались архитектурные данные и в «Истории русского искусства» Игоря Грабаря. Который, кстати, отметился древнерусской тематикой и в живописи. Вот его масштабная панорама селения на Северной Двине.

К живописным работам как к историческому источнику надо, разумеется, относиться осторожно — художники зачастую стремились не столько к архитектурной точности, сколько к композиционному равновесию работы, а то и просто к почти театральным эффектам. С исторической точки зрения интерес могут представлять скорее маленькие натурные этюды, нежели большие сюжетные полотна.

Ну, тут благо есть честный архитектурный рисунок — с планами, обмерами и даже указанием сторон света.

Но надо сказать, что возникший в XIX веке интерес к «историзму», и истории русской архитектуры в частности, вызвал к жизни и еще несколько линий использования достижений древнего русского зодчества. О чем — в следующий раз.

О ВЫСТАВКЕ

"Русское зодчество XVII-XXI вв." масштабный проект, демонстрирующий развитие русской архитектуры с XVII века до современности, эволюцию на протяжении веков.

Экспозиция выставки охватывает видоизменения от изучения деревянного зодчества до осознания необходимости сохранения и реставрации объектов культурного и исторического наследия.

"Русское деревянное зодчество - один из тех символов, по которым Россию узнают во всем мире. Основная цель выставки - демонстрация образцов и элементов традиционного русского зодчества XVII – XXI вв., привлечение внимания к проблемам сохранения исторического наследия, формирование некой преемственности в архитектурном и градостроительном развитии Москвы", - отмечает директор ГБУ "Мосстройинформ" Фарит Фазылзянов. - Объемы реставрации памятников в столице в последние годы значительно выросли. Так, с 2011 года Стройкомплексом Москвы были проведены работы более чем на 700 объектах".

Участие в выставке принимают Департамент культурного наследия города Москвы, Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское", ГУП "Моспроект-2" им. М.В. Посохина, Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", ГБУК г. Москвы "Музей "Садовое кольцо".

Выставка "Русское зодчество XVII-XXI вв"» будет представлена в нескольких тематических направлениях: "усадьбы через призму времен", "архитектура храмов и монастырей Москвы XVII века", "реставрация архитектурных объектов", "русское зодчество в миниатюре" (архитектурные макеты наиболее интересных объектов). Кроме того в рамках проекта пройдет выставка работ конкурса "Мы-Русичи", Фонда поддержки молодых дизайнеров и архитекторов "ТВОРИ!".

"Одним из критериев русского зодчества является "совершенная гармония с окружающим ландшафтом". Этот признак смело можно отнести ко всему русскому деревянному зодчеству, - говорит начальник Управления градостроительных выставок ГБУ "Мосстройинформ" Ильмира Галиаскар. – Например, к выдающимся произведениям деревянного зодчества относится дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Это целый город с башенками, чешуйчатыми крышами, крылечками с витыми "колоннами". Различные постройки - хоромы, выполненные в индивидуальной манере, не похожие друг на друга, связывались между собой переходами и насчитывали 270 комнат и 3000 окон. Современники называли его "восьмым чудом света". Подобные, яркие проекты мы и стараемся собрать в экспозиции нашей выставки".



Материнский капитал