Красивые древние славянские имена. Древнерусские двусоставные имена

Древнерусские и славянские имена в России, в наши дни

Основной массив современных русских имен составляют имена святых, содержащихся в православных церковных календарях («святцах»). Иногда такие имена называют «календарными». По происхождению все они очень разные: древнегреческие, древнеримские (латинские), древнееврейские, ассирийские, древнеегипетские, древнегерманские, скандинавские, арабские. Но за сотни лет эти имена прошли полную ассимиляцию в русской языковой среде и приобрели совершенно русское звучание и форму. Вот кто скажет, что Иван или Марья - не русские имена?

Что же касается огромного множества древнерусских и славянских имен, то до нашего времени дошло только 20 имен: Борис, Вера, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Изяслав, Любовь, Людмила, Милица, Мстислав, Надежда, Ростислав, Святослав, Ярополк, Ярослав, а также Глеб, Игорь, Ольга и Олег, появившиеся на Руси вместе с варягами. И нужно заметить, что названные имена сохранились лишь благодаря тому, что каким-то чудом попали в православные святцы.

За последние годы интерес к именам наших далеких предков вырос и продолжает расти (это отмечают органы ЗАГС по всей стране). Всё большее число новорожденных получают имена Влада, Дарина, Мирослава, Милана, Станислав, Яромир и т.д. Предлагаем вашему вниманию список наиболее привлекательных (благозвучных и выглядящих по-современному) мужских и женских общеславянских имен.

Список мужских имен (древнерусские-варяжские-славянские):

  • Бажен ( желанный ребенок , корень баж-; бажать - желать),
  • Богдан, Дан ( Богом данный ),
  • Богумил ( милый Богу; Бог его любит ),
  • Богуслав ( рожден во славу Бога; славящий Бога ),
  • Болеслав ( больше славы, более славный ),
  • Борис, Борислав ( бороться, борись + слава ),
  • Бронислав ( оборонять, защищать + слава ),
  • Будимир ( будет, настанет + мир ),
  • Велимир, Велислав (вели = великий, большой ),
  • Венцеслав ( венце = более, больше ),
  • Влад,
  • Владимир,
  • Владислав,
  • Воислав ( воюй за славу ),
  • Вратислав ( вернуть, возвратить + слава ),
  • Всеволод,
  • Всеслав,
  • Вышеслав, Вячеслав (вяче, выше, венце - синонимы, означают более, больше),
  • Глеб (варяжское имя),
  • Гостислав ( гост = гость: славный гость ),
  • Градислав ( ),
  • Гремислав,
  • Добромысл ( добрые мысли ),
  • Доброслав ( хорошая слава ),
  • Добрыня ( добрый, хороший человек ),
  • Драгослав,
  • Ждан ( тот, кого ждали; долгожданный ),
  • Звенислав,
  • Златослав,
  • Игорь (варяжское имя),
  • Изяслав ( изяти - взять: «возьми славу», «взять славу»),
  • Казимир ( каз, казать = показывать, наставлять, проповедовать + мир),
  • Ладимир, Ладислав (слово лад означает согласие, гармонию, красоту),
  • Любим ( любимый ), Любомир ( любит мир ),
  • Мечислав ( меч , т.е. оружие + слава),
  • Милан, Милен, Милорад, Милослав, Милош,
  • Мирослав,
  • Мстислав ( мста = месть, отмщение врагам + слава),
  • Нечай ( не чаяли, не ждали ),
  • Олег (варяжское имя),
  • Радан, Радим, Радмир, Радован, Радослав,
  • Ратибор ( рать - войско, война, бор - бороться, сражаться),
  • Ратмир,
  • Ростислав (увеличиваться, умножаться + слава),
  • Рюрик (варяжское имя),
  • Святополк, Святослав и Светослав («святость» и «свет» - синонимы, реально это одно имя),
  • Станимир ( настанет мир, будет мир ),
  • Станислав ( станет славным, стань славным ),
  • Стоян,
  • Судислав ( суд + слава ),
  • Твердослав, Твердислав,
  • Творимир,
  • Тихомир,
  • Чеслав ( честь, почет + слава ),
  • Яромир, Ярополк, Ярослав (яр, яро = весна; ярый = красный, жаркий, горячий, яростный)

Примечания:

1). Все приведенные выше древнерусские-варяжские-славянские имена (от Бажена до Ярослава) реально существовали, и это подтверждается историческими документами (см. труды Морошкина М.Я. и Тупикова Н.М.). А имя Руслан, например, лишь кажется славянским и древним, на самом деле оно имеет восточное происхождение и возраст, не превышающий 200 лет.

2). Элемент слав, слава означает не только «слава» (как свидетельство почета и уважения), но и «называться, именоваться, слыть, быть известным».

3). Корень рад- в славянских именах типа Радослав и Милорад означает не только радоваться , но и радеть (то есть печься, заботиться, способствовать).

4). У наших предков имена Святослав и Светослав были тождественными, так как слова свет и святость , светлый и святой

5). Отчества от славянских имен образуются как короткой формой - Ярославич, Ярославна; Добрынич, Добрынична; Святославич, Святославна, так и «длинной» - Станиславович, Станиславовна, Мстиславович, Мстиславовна.

6). Имена Борис, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Игорь, Изяслав, Мстислав, Олег, Ростислав, Святослав, Ярополк, Ярослав являются именами православных святых, поэтому могут быть одновременно и паспортными и крёстными. Если же вы захотите назвать мальчика любым другим именем из вышеприведенного списка (Велемир, Добрыня, Ждан, Ратмир, Станислав, Яромир и т.д.), то имейте в виду, что для крещения нужно будет приготовить еще одно имя - «календарное» (то есть содержащееся в православных «святцах»).

Список женских имен (древнерусские-варяжские-славянские):

  • Бажена ( желанная , желанный ребенок , от баж, бажать - желать),
  • Бела (т.е. белая ),
  • Белослава ( белая и славная ),
  • Богдана, Дана ( Богом данная ),
  • Богумила ( милая Богу; Бог её любит ),
  • Богуслава ( рождена во славу Бога; славящая Бога ),
  • Божена ( Божья; дана Богом; принадлежит Богу ),
  • Болеслава ( больше славы, более славная ),
  • Борислава ( бороться, борись + слава ),
  • Бронислава ( оборонять, защищать + слава ),
  • Ванда ( значение неизвестно ),
  • Велислава ( вели = великий, большой ),
  • Венцеслава ( венце = более, больше ),
  • Влада ( власть имеющая, властная ), Владимира, Владислава (имеющая славу, славой владеющая ),
  • Власта, Властимила,
  • Воислава ( воюй за славу ),
  • Вратислава ( вернуть, возвратить + слава ),
  • Всемила ( всем милая ),
  • Всеслава,
  • Вышеслава ( выше означает более, больше),
  • Гостислава ( гост = гость ),
  • Градислава ( град = город, замок, крепость ),
  • Дарина (от слова дар, подарок ),
  • Добрава (от слова добро ),
  • Добромила,
  • Добронега ( добро + нежность, мягкость ),
  • Доброслава,
  • Драгомира,
  • Драгослава,
  • Ждана ( та, которую ждали; долгожданная ),
  • Звенислава,
  • Злата, Златослава,
  • Ива (назв. дерева, кустарника),
  • Инга ( госпожа , варяжское имя),
  • Казимира ( каз, казать = показывать, рассказывать),
  • Калина (назв. дерева, кустарника),
  • Ладислава (слово лад означает согласие, гармонию, красоту) ,
  • Любава,
  • Любомира,
  • Людмила,
  • Малина (назв. ягоды),
  • Мечислава ( меч , т.е. оружие + слава ),
  • Мила, Милава, Милана, Милена, Милица,
  • Милолика,
  • Милослава,
  • Мира, Мирослава,
  • Млада, Младена,
  • Мстислава ( месть, отмщение врагам + слава ),
  • Надежда,
  • Неждана ( пришла неожиданно ),
  • Ольга (от варяжского Хельга ),
  • Предслава ( впереди + слава ),
  • Прекраса,
  • Прибыслава ( прибывать, увеличивать, умножать + слава ),
  • Рада ( см. также Ариадна ),
  • Радмила,
  • Радослава,
  • Рогнеда (от варяжского Ragnhild - совет перед битвой ),
  • Ростислава ( увеличиваться, умножаться + слава ),
  • Ружена ( роза - цветок),
  • Сбыслава ( сбудется + слава ),
  • Святослава и Светослава («святость» и «свет» - синонимы, реально это одно имя),
  • Северина (от слова север , но и от христианского мужского имени Северин),
  • Слава,
  • Славомира,
  • Станислава,
  • Судислава ( суд + слава ),
  • Твердислава, Твердослава,
  • Цветана ( цветущая, цветок ),
  • Чеслава ( честь + слава ),
  • Яра ( яр, яро = весна; весенняя, горячая ),
  • Ярмила ( горячая, пылкая + милая, любимая ),
  • Яромира ( яр + мир = пылкая и горячая, но мирная, миролюбивая ),
  • Ярослава ( яр, яро = весна; ярый = красный, жаркий, горячий, яростный )

Примечания:

1). Все приведенные выше древнерусские-варяжские-славянские имена (от Бажены до Ярославы) реально существовали, и это подтверждается историческими документами (см. труды Морошкина М.Я. и Тупикова Н.М. А такие имена, как Лада, Руслана, Светлана и Снежана лишь кажутся древними, на самом деле это «искусственные» имена с возрастом, не превышающим 150-200 лет.

2). Что касается элемента слав, слава , то он означает не только «слава» (как свидетельство всеобщего уважения), но и «называться, именоваться, слыть, быть известным».

3). Корень Рад- в славянских именах типа Радмила, Радослава означает не только радоваться , но и радеть (то есть печься, заботиться, способствовать); корень Власт- означает родина, отечество.

4). У наших предков имена Святослава и Светослава были тождественными, так как слова свет и святость , светлый и святой выражают один и тот же смысл - «чистый, незапятнанный».

5). Имена Вера, Любовь, Людмила, Милица, Надежда, Ольга являются именами православных святых, поэтому могут быть одновременно и паспортными и крёстными. Если же вы захотите назвать девочку любым другим именем из вышеприведенного списка (Божена, Власта, Злата, Инга, Мирослава, Радмила, Ярослава и т.д.), то имейте в виду, что для крещения нужно приготовить еще одно имя - «календарное» (то есть содержащееся в православных «святцах»).

Другие материалы на эту тему см. в разделе

Древнерусские двусоставные имена (имена-композиты) хорошо известны нам по летописям - не в последнюю очередь потому, что изначально они были именами древнерусской элиты. По-видимому, они были основой и многих известных нам древнерусских односоставных имен: Вадим - Вадимир , Любим - Любимир , Ратша - Ратислав (Ратьслав) , Святоша - Святослав .

Собственно, подобные двусоставные имена характерны не только для древнерусского языка, но и для славянских языков вообще. Более того, в чешском , сербском , хорватском, болгарском и польском языках таких имен сохранилось значительно больше, и они активно употребляются до сих пор: напр., Воислав Коштуница (премьер-министр Сербии), Чеслав Сабинский (польский режиссер), Яромир Ягр (чешский хоккеист), Радослав Бачев (болгарский футболист) и т.д. Отчасти так произошло потому, что в святцы Русской православной церкви попало очень мало древнерусских имен. После принятия христианства на Руси довольно долго держался обычай давать ребенку два имени - "родное" славянское и крестильное, взятое из церковного календаря. Поэтому в древнерусских источниках часто встречается двойное наименование: "князь Феодоръ а мирськы Мьстиславъ ", "Иосифъ, а мирскы Остромиръ", "нарекоша его во святом крещении Василием, мирское же имя ему Ростило" . Ярослав Мудрый носил христианское имя Георгий , его сыновья Вячеслав, Изяслав, Святослав и Всеволод - соответственно Меркурий, Димитрий, Никола (Николай) и Андрей , а сын Изяслава Святополк , основатель Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве - Михаил . И лишь немногим князьям, попавшим в православные святцы, удалось "протащить" за собой исконные имена - Владимир (Владимир Великий, в крещении - Василий ), Борис и Глеб (сыновья Владимира, в крещении - Роман и Давид ). А вот единокровный брат Бориса и Глеба Ярослав Мудрый официально попал в святцы только в 2005 году по благословению патриарха Алексия II.

(Кстати, обычай двойного именования просуществовал у восточных славян вплоть до XVII века: так, гетман Богдан Хмельницкий носил христианское имя Зиновий, поэтому в источниках он иногда фигурирует как Богдан-Зиновий Хмельницкий) .

Многие двухкомпонентные славянские имена попали в русские святцы из других славянских источников: мученица Людмила Чешская , святой Владислав Сербский (хотя в древнерусском языке существовало аналогичное имя Володислав ). Кстати, некоторые имена, которые мы сегодня считаем традиционно польскими, чешскими или сербскими, были распространены и в Древней Руси: Станислав (один из сыновей Владимира Великого), Болеслава (дочь великого князя Святослава Всеволодовича), Мирослав (Мирослав Гюрятиничь, посадник новгородский) и т.д. Однако в святцы русской православной церкви эти имена не вошли, хотя в католических календарях некоторые из них присутствуют.

Мирный или славный?

Обычно значение древнерусских имен понятно без перевода: Святослав - "святой" + "слава", Всеволод - "владеющий всем". Но вот нам попадается имя Остромир - что же это за "острый мир" такой? И, кстати, кого должен славить человек по имени Жирослав? Почему борется с гостями Гостибор и что означает первый компонент имени Изяслав?

Чтобы получить ответы на большинство эти вопросы, обычно достаточно заглянуть в словарь древнерусского языка и узнать, что "изяти" означает "взять", "гость" - это не только гость в привычном нам понимании, но еще и чужеземец, а слово "жир" означало богатство, изобилие.

Не так легко обстоит вопрос с Остромиром. Из словаря мы узнаем, что "остръ" имеет значение "храбрый, решительный". Соответственно, Остромир - "храбрый мир"? Довольно парадоксальное имя. Хотя, с другой стороны, имен на "-мир" в древнерусском именослове очень много: Владимир, Гостимир, Ратимир, Радомир… Правда, иногда они почему-то писались через "ять": Володимѣръ, Гостимѣръ, Ратимѣръ, Радомѣръ и соответственно произносились Володимер , Гостимер , Ратимер , Радомер . Даже если сделать скидку на произношение безударного гласного, согласитесь, "мир" и "мер" - это две большие разницы.

Есть версия, что компонент мир/мер был заимствован из германо-скандинавского marr/mer , означающего "славный, знаменитый". Тем более что параллельно со славянским именем Владимир существовало скандинавское Valdemar / Valdimarr - "славный властелин". Владимир - княжеское имя, первый известный нам носитель этого имени - князь Владимир Святославович (Владимир Великий), потомок небезызвестного варяга Рюрика. Возможно, князь Святослав дал младшему сыну скандинавское имя Вальдемар, адаптированное под славянское произношение: Володимер. Тем более, что на русский слух оно звучало как обычное двусоставное имя - "владеющий миром". Поэтому славянизированное мир/мер легко заняло свое место среди других имяобразующих компонентов: -слав, -бор, -люб . При этом не исключено, что некоторые имена образовывались не от заимствованного мир/мер, а непосредственно отдревнерусского "миръ" (мир).

Новая жизнь древнерусских имен

Мода на языческие древнерусские имена, как и любая мода, уходит и возвращается с постоянством маятника. Первой ласточкой можно считать известного поэта Велимира Хлебникова, в свое время увлекавшегося идеями панславизма (как и многие представители русской интеллигенции) и взявшего себе вместо паспортного имени Виктор псевдоним Велимир. В очередной раз "воскресли" языческие имена после Октябрьской революции, когда молодые родители, жаждавшие всеми способами "порвать со старым миром", принялись выискивать для своих детей любые имена, не связанные с традиционными святцами. Правда, Яромиры и Всеславы значительно уступали по популярности Владленам, Революциям и Электрификациям, но все же традиция была заложена всерьез и надолго.

Сегодня русскоязычные страны переживают новую волну моды на древнерусские и славянские имена. Отчасти - из-за массовой попытки "вернуться к истокам", отчасти - потому что западные имена вроде Жанна, Эдуард или Анжела уже приелись. Сейчас детям даются не только древнерусские, но и болгарские , чешские , сербские , польские имена: Снежана , Милана , Красимир , Болеслав , Братислава .

Славянские имена не только заимствуются, но и выдумываются. Их успешно изобретают авторы модного ныне "славянского фэнтези", вносят свой вклад в общее дело и многочисленные группы неоязычников-родноверов, пытающихся возродить славянское язычество в качестве современного религиозного культа. Родноверы, проходя обряд посвящения, меняют паспортные имена на "родные": Млад , Огнеслав , Велеслав . Многие родноверские имена либо заимствованы из "Велесовой книги" , которую большинство экспертов-славистов признает подделкой, либо сочинены по образцу реально существующих имен-композитов с использованием славянских и псевдославянских корней: Гоемысл - "осмысливающий жизненную силу ("гое" - сила жизни и плодородия)" (здесь и далее толкования даются по "Славянскому именослову" А. В. Трехлебова - прим. авт. ), Владдух - "дваждырожденный - в теле и духе, т. е. владеющий деваконическим (духовным) телом)", Осьмиглаз - "восьмиглаз, всевидящий", Ростичар - "увеличивающий дары жертвоприношений ("чара"- жертвенная чаша: "ча" - чаша, жизненная сила, "Ра" - солнце)", Столпосвет - "светоч, т.е. человек, имеющий мощный энергетический канал связи с родовым и духовным эгрегором", Божедом - "жилище Бога". (Кстати, в словаре Даля слово "божедом" толкуется несколько иным образом: "божедом, божедомка - убогий, призренный в богадельне").

Конечно, большинство из родноверских имен вряд ли приживутся в широком употреблении: мало у кого из родителей хватит духу назвать ребенка Столпосветом или Владдухом, что бы эти имена ни означали. Однако реально существующие славянские имена пользуются у нас все большей популярностью, и не зря - в большинстве своем они очень красивы и, в отличие от имен иноязычного происхождения, понятны без перевода.

О списке имен, выложенном на этом сайте

Почему именно двусоставные имена?

На самом деле, древнерусских имен, зафиксированных в средневековых источниках, довольно много - один только "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова дает их несколько сотен. Проблема в том, что очень непросто отличить собственно личные, дающиеся при рождении имена от прозвищ. Тем более что в официальных источниках в качестве наименования с одинаковым успехом могло использоваться и то, и другое: ср. Корнилко Дурак , крестьянин Яжолобицкого погоста и Дурак Мишурин, дьяк московский . В то время ребенка действительно могли назвать именем Дурак - существовал обычай давать специально давать детям имена с негативным значением в надежде, что злые силы не соблазнятся таким "некачественным" ребенком и не отберут его у родителей, наслав болезнь или какое-нибудь несчастье. Вопрос только в том, дали ли крестьянину Корнилку Дураку это имя при рождении вместе с христианским Корнилий (Корнилко) или это прозвище, заработанное им уже в сознательном возрасте за беспрецедентные интеллектуальные способности?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. А ведь Дурак - это еще цветочки по сравнению с некоторыми именами, встречающимися в древнерусских источниках. Там вполне официально фигурируют такие личности, как новгородский иконописец Иван Дермо Ярцев сын , своеземец Петруша Бздячий , крестьянин Кирилко Бякин зять (человек, имевший тестя по имени Бяка), московский подьячий Грязнуша Колоднич , житель Новгорода Дрочило Нездылов сын , поп Упырь Лихой - первый известный на Руси переписчик книг и его коллега, некто “многогрешный во иноцех Васиан по реклу (по прозвищу или мирскому имени) Дракула (!). В отличие от этих дивных наименований, двусоставные имена, известные нам по древнерусским летописям, не вызывают сомнений - это именно имена, а не прозвища или аналоги современных фамилий. Читателям, интересующимся полным спектром древнерусских имен, рекомендую "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова, скачать который можно .

Почему в списке так мало имен?

Действительно, в славянских языках двусоставных имен намного больше. Но этот список представляет собой не общеславянские, а древнерусские имена - то есть, имена, зафиксированные в древнерусских источниках или оставившие свой след в фамилиях и географических названиях (напр., Радонеж - притяжательное от Радонег ). Логично предположить, что в Древней Руси существовало намного больше двусоставных имен, чем нам известно. Наши предки вполне могли зваться Красимирами, Любославами и Радосветами - законы языка вполне допускают существование таких имен. Однако пока не найдены источники, в которых они бы упоминались, лучше воздержаться от включения их в список.

Почему так мало женских имен?

Не все русские имена имеют славянское происхождение. Большинство современных русских имен – это имена из православных святцев, иностранные или обрусевшие имена. Но красивые женские славянские имена сейчас не редкость.

Традиции имянаречения у восточных славян

Переломным моментом в традиции имянаречения у славян было принятие христианства. Некоторое время славянские и христианские имена сосуществовали, причем в именовании одного человека: славянское имя для обыденной жизни, а крестильное, христианское – для церкви. Христианские имена, используемые на Руси, пришли из Византии и поэтому имеют древнегреческие корни, но некоторые из них – древнееврейского и древнеримского происхождения. Начиная с XIV века славянские имена стали вытесняться христианскими, и долгое время воспринимались как языческие и стали запретными. Исключением были славянские имена святых, включенных в святцы. Месяцеслов или святцы – это церковный календарь с кратким указанием церковных праздников и дней памяти святых. Каждое занесенное в святцы имя должно принадлежать канонизированному церковью святому. Месяцеслов составлялся в порядке месяцев и дней года. Православные имена девочкам давали в соответствии с месяцем рождения.

В XIX веке некоторые славянские имена, особенно княжеского происхождения – Владимир, Святослав, Всеволод, получили распространение среди русской интеллигенции. Мода на славянские имена, в том числе и женские, вернулась в Россию с приходом нового тысячелетия и увлечением неоязычеством. Причем широкое распространение получают не только восточнославянские и старославянские имена, но и общеславянские имена, принятые у других славянских народов – болгар, поляков, чехов, сербов.

Обряд имянаречения у славян

Интерес к славянской культуре, ее традициям и обрядам, возродил некоторые культовые практики, в том числе обряд имянаречения, распространенный когда-то у древних славян. Последователи славянского язычества стремятся вернуть утраченные смыслы процесса именования, его магическое значение.

Древнеславянские имена всегда имели сакральный смысл и никогда не были случайными. Древние славяне знали, что имена отражают глубинные смыслы бытия, устройство мироздания, определяют судьбу человека, его предназначение.

В соответствии с представлением о магическом значении имен у человека должно быть два имени – «тайное имя» и «имя для всех». Имя для всех – это скорее прозвище, подчеркивающее свойства характера, внешнего облика, а также недостатки, реальные или, чаще всего, мнимые. Это ложное имя, и давалось оно для защиты от злых сил. Ложное имя часто неблагозвучно, а его значение должно отпугнуть недобрых людей и нечистую силу. Имена Некрас, Немил, Крив, Злоба вряд ли привлекут к себе завистников, но защитят его носителей.

Ревнители славянских традиций считают, что подлинное имя ребенок должен получать не сразу после рождения, а в возрасте девяти-двенадцати лет, когда он осознает свое предназначение. Обряд имянаречения должен производить волхв (жрец). Это своеобразная инициация, после которой ребенок обретает истинное, скрытое от всех (кроме него и жреца) имя и общее имя, становившееся его публичным личным именем. Подлинное имя определяет судьбу человека, гармонизирует его с миром, сохраняет и оберегает внутренний лад.

Группы славянских имен

Старые славянские имена делят на следующие группы:

  • имена, связанные со времен рождения ребенка (Зима, Мороз);
  • имена, подчеркивающие особенности физического облика (Черныш, Малюта, Головач, Толстой);
  • числовые имена (Перва, Вторак, Третьяк);
  • имена, связанные с отличительными чертами характера или темперамента (Храбр, Стоян, Смеяна);
  • имена из животного или растительного мира (Заяц, Орел, Орех, Волк, Щука);
  • имена богов и богинь (Ярила, Лада, Велес);
  • имена, отражающие желанность или нежеланность ребенка (Неждан, Нечай).

Под влиянием христианизации эти имена-прозвища были вытеснены из употребления, став основой для формирования фамилий.

Особняком среди старых славянских имен стоят княжеские имена. Почти все они двухосновные – Владимир, Ярослав, Мстислав, Святополк и другие. В основе значения таких имен лежат слова, символизирующие власть и славу. Использование княжеских имен простым смертным запрещалось. К XV веку представители правящей династии Рюриковичей в качестве главного имени носят уже христианские имена. На смену Владимирам и Святославам приходят Иваны, Василии, Александры.

Женские княжеские имена также двухосновные – Ярослава, Вышеслава, Добронега, Переяслава. В основном эти имена были производными от мужских. К сожалению, до нас дошло немного женских славянских имен. Причиной этому является незначительная роль женщин в средневековой Руси и, возможно, более раннее, нежели у мужчин, распространение христианских имен.

Значение славянских женских имен

Звучание славянских женских имен красиво и мелодично, а значение – понятно и близко любому славянину. С каждым днем растет их популярность, а список выбираемых для девочек славянских женских имен становится все шире:

  • Арина – по одной из версий Арина является формой славянского имени Ярина, образованного от имени бога Ярила;
  • Бажена – желанная, чтимая, милая, любимая;
  • Берислава – берущая славу;
  • Благослава – благословляющая доброту;
  • Богдана – Богом данная;
  • Богумила – милая Богу;
  • Болеслава – более славная;
  • Божена – божья, благословенная;
  • Бранислава – оберегающая славу;
  • Братислава – братская слава;
  • Бронислава – славная защитница;
  • Вацлава – более славная;
  • Велимира – большой мир;
  • Веселина – веселая;
  • Владимира – владеющая миром;
  • Влада – краткая форма от Владиславы;
  • Владислава – владеющая славой;
  • Всеслава – вся слава;
  • Гордислава – гордая слава;
  • Горислава – гореть или горе + слава;
  • Горица – лесная;
  • Градислава – охраняющая мир;
  • Гремислава – гремящая слава;
  • Дарина – подаренная;
  • Добронега – добрая нега;
  • Добромила – добрая и милая;
  • Доброслава – добрая слава;
  • Драгомира – дорогая миру;
  • Ждана – долгожданная;
  • Звенислава – звенящая слава;
  • Злата – золотая;
  • Лада – милая, любимая;
  • Любава – любимая;
  • Любомила – любимая, милая;
  • Любомира – любящая мир;
  • Людмила – милая людям;
  • Малуша – маленькая;
  • Милана – милая;
  • Милица – миловидная;
  • Милослава – славная милостью;
  • Мирослава – славная миром;
  • Млада – молодая;
  • Мстислава – мстящая слава;
  • Неждана – нежданная;
  • Переслава – стремиться к славе;
  • Пребыслава – пребывать в славе;
  • Рада – радостная;
  • Радимира – заботящаяся о мире;
  • Радмила – заботливая, милая;
  • Радослава – радостная слава;
  • Ростислава – растущая слава;
  • Светозара – озаряющая светом;
  • Светослава – славящая свет;
  • Светлана – светлая;
  • Святослава – святая слава;
  • Снежана – снежная, холодная;
  • Станислава – утверждающая славу;
  • Тихомира – тихая, мирная;
  • Чеслава – честная слава;
  • Ярина – возможно от бога Ярила;
  • Ярослава – ярая, сильная слава.

Известные русские женские имена – Вера, Надежда, Любовь – не являются славянскими по происхождению, а представляют собой кальку с древнегреческих слов в значении Веры (Пистис), Надежды (Элпис) и Любви (Агапе).

Интересно, но некоторые современные славянские имена, в том числе и женские, являются плодом литературных и культовых фантазий. Представители популярного ныне жанра «славянское фэнтази» и неоязычники-родноверы с удовольствием изобретают новые имена, чаще всего двухосновные.

До появления христианства на Руси были мужские имена , в которых отражались качества людей, их различные свойства, например, особенности речи или физические недостатки. Также в славянских мужских именах отражалось отношение родителей к детям или порядок их появления в семье. Все это выражалось непосредственно нарицательными существительными или образно, в сравнении с животными, растениями и т.п. Назвать ребенка могли Волком, Котом, Воробьем, Горохом, Березой, Рябым, Буяном, Первым, Третьяком, Большим, Меньшим, Жданом, Нежданном. Впоследствии эти мужские имена переродились в современные фамилии Нежданов, Третьяков, Волков и т.д.

После того, как на Руси было введено христианство, подобные мужские имена () были постепенно вытеснены церковными, пришедшими из Византии именами. Среди них встречались не только греческие, но и древнеримские имена, и древнееврейские, и сирийские, и египетские. У каждого из них в своем родном языке было определенное значение, но на Руси они стали именами собственными , не обозначающими что-либо еще. Так, когда-то давно в Византии были собраны лучшие греческие имена и имена, которые использовали в соседних странах. Все они были канонизированы, то есть, узаконены официально, став церковными именами.

Принесенные на русскую землю, церковные мужские имена не сразу заменили старые. О том, что новые имена постепенно входили в русский быт говорит тот факт, что вплоть до XVII века россияне наряду с церковными христианскими именами давали и имена мирские, более привычные и понятные. Именно они со временем перешли в прозвища. Старинные летописи содержат довольно сложные имена людей , порой составные: «Федот Офонасьев сын, прозвище Огурец», «Алексей, прозвище Будила, Семенов сын», «Осташко, прозвище Первушка», «боярин Феодор, зовомый Дорога».

Древнерусские имена постепенно ушли в забытье, и к XVIII-XIX вв. остались только мужские имена христианские. Однако и они претерпели изменения, поддаваясь влиянию особенностей русского произношения, словообразования и словоизменения. Так Диомид стал Демидом, Иеремия – Еремеем, Иоанникий – Аникеем и т.д. Ряд имен даже стал употребляться в двух вариантах – церковном и гражданском. Церковные мужские имена напоминали греческий оригинал, гражданские же или народные были более приспособлены к русскому произношению. Так Сергий стал Сергее, Агапий – Агапом, Илия –Ильей, Захарий (Захария) – Захаром.

Давайте посмотрим список наиболее популярных мужских имен , а также узнаем их значения. Надеемся, что из представленного списка найдется наиболее подходящее имя для вашего мальчика.

Каждое имя, когда-то придуманное людьми, несет в себе смысл. Старорусские женские имена отличаются красотой и уникальностью, ведь они появлялись в разные периоды многострадальной истории Древней Руси. Богатство женских имен пришлось по вкусу современным родителям, и уже многие девочки носят прекрасные старинные имена. Мелодичность и глубокий смысл привлекают не только русских, но и другие народы.

Выяснить происхождение абсолютно всех старинных имен невозможно, но исследования не прекращаются. Имена являются источником истории и традиций, с их помощью можно узнать о быте предков, их взглядах, посмотреть на мир их глазами. Имена помогают современникам узнать, как их предки относились к людям.

Исследовать старорусские женские имена еще труднее, ведь обычно они имели по несколько значений и толкований. У разных регионов одно имя могло обозначать разные явления и вещи. Поэтому сегодня на одно имя приходится несколько версий.

Имена и традиции

В старину детей называли именами, которые характеризовали повадки или внешность. Это была древняя традиция, ведь люди издавна верили, что в имени заключается судьбоносный код. Так и появились имена девочек Красава, Разумница.

Стоит отметить, что подобная традиция была не только у славян. Индийцы и китайцы также нарекали детей в соответствии с традициями. В Индии давали характерные имена, вроде Аяши (маленькая), Евоти (великая). Китайцы старались дать ребенку ужасное имя, так как верили, что плохие духи могут позариться на любимого ребенка, а если назвать его почти оскорбительно, духи будут думать, что этого ребенка не любят. Это больше касалось мальчиков, хотя и девочкам бывало давали странные имена.

Славяне придавали большое значение семье и роду занятий, некоторые имена даже связаны с последовательностью рождения детей. Так Лидия будет означать «первая». Популярным было имя Первуша.

Славяне считали, что имя является ключом к внутреннему миру и давали девочкам по два имени. Так появилась традиция выбирать имя для людей и для семьи. Первое говорили всем, а второе знали только самые близки, и оно хранило в себе тайный хороший смысл. Первое обычно было некрасивым и отталкивающим, но позволяло защитить истинное от дурных языков.

Второе имя давали только в определенном возрасте, когда подросток проявлял характер. Однако традиция не прижилась – обычно девочка была такой, какой ее характеризовало первое имя. Второе же имя, ввиду не используемости, теряло свое значение.

Церковные календари

После принятия христианства имена вписывали в церковные календари, и как бы отдавали ребенка на защиту ангела-хранителя. Как известно, не все славяне охотно приняли обычаи христианства, поэтому долгое время детям, параллельно с христианскими именами, давали старые языческие прозвища. Позже многие из них стали современными фамилиями.

Однако давление христианства было велико. Ближе к 17 веку многие древнерусские женские имена вышли из обихода. Их заменили имена государств, которые распространяли христианство или были влиятельны в то время – Византия, Египет, Греция, Италия, Сирия. Многие имена были преобразованы на русский манер, и, к примеру, вместо Авдотьи получилась Евдокия. Сегодня очень многие бы удивилась, как в оригинале звучали их имена.

Неизменными оставались только имена святых. Древняя традиция давать ребенку два имени прижилась и на Руси, но второе имя, которые давали при крещении, обычно не использовали. Второе имя зачастую было греческим.

Церковный перечень предоставляет на выбор большое количество женских имен. Выбирать имена могут как верующие христиане, так и атеисты. Более того, календарь позволяет выбрать имя по месяцу и даже дню рождения. Назвать ребенка по Святцам, значит подарить ему защиту от святого, почитаемого в этот день. Существует и другая традиция, выбирать святого на восьмой день после рождения. Если в день рождения нет Святцев, тогда выбирают имя святого, чествуемого на сороковой день. Раньше именно в этот день крестили ребенка.

Разрешается также использовать мужское имя, если по Святцам нет женского. Поэтому существует так много бесполых имен (Евгения, Александра, Ярослава, Вячеслава).

Типы русских имен

Славяне однозначно любили красивые двухосновные имена. К примеру, Светозара, Мирослава, Любомира, Доброгнева, . Часто девочек называли именами, которые подчеркивали те или иные черты их характера. Так появились имена Арина (спокойная), Добрава (добрая), Варвара (дикая), Светлана (светлая), Арсения (мужественная). Так как славяне почитали культ животных и растений, многие имена девушек взяты из мира флоры и фауны. Это Азалия, Акулина, Щука.

Были имена, заимствованные у богов. Знаменитая считалась богиней утренней зари, Аполлинария – богиней солнца (об древнегреческого бога солнца Аполлона), богиня красоты и любви Лада. Некоторые исконно русские имена являлись измененными причастиями (Бажена). В отдельную группу входили имена для княжеских детей (Вячеслава).

Сегодня можно найти старославянские имена, которые в действительности имели только славянский корень. Были имена, которые переводили греческие и римские.

Полный список красивых имен древности собрать невозможно, но вот несколько самых популярных:

– летняя.

– дарящая.

Агнесса – целомудренная.

Веста – хранительницы домашнего очага.

– избранная.

Бела – красивая.

Ада – украшающая.

– безмятежная.

Богдана – данная Богом.

Агния – непорочная.

Добрава – добрая.

– царствующая.

Беатриса – благословляющая.

Евпраксия – добродетель.

Казимира — показывающая мир.

Ариадна – спящая.

– защитница.

Радость — радость.

Светлана – светлая.

Милана – милая.

Отрада – отрада.

Голуба — кроткая.

Мстислава – месть и слава.

Любомила – любовь и мир.

— холодная.

Ладослава – ладная.

Любомудра – любящая мудрость.

Огневлада – яркая.

Стрела – стрела.

Млада – молодая.

Белоснежа – белоснежная.

Милонега – милая и нежная.

Дива – божественная.

Домослава – славящая дом.

Часлава — чающая славы.

Радмила – милая радость.

Славунья – славящая.

Любогнева – любящая гневаться.

Русана – русая.

Услада – сладкая.

Прекраса – прекрасная.

Добродея – делающая добро.

Весняна – весенняя.

Ждана – желанная.

Яромила – милая Ярлу.

В 19 веке многие старорусские имена были подзабыты. В обиход вошли русские версии иностранных имен:

– чужая.

– утешающая.

Урсула – любопытная.



Беременность и роды