Премия «Русский Букер» ищет спонсора! Премия «русский букер десятилетия».

Премия “Русский Букер” основана в 1991 г. как первая негосударственная премия в России после 1917 г. Присуждаемая ежегодно за лучший роман года на русском языке, она завоевала и сохраняет репутацию самой престижной литературной премии страны. Цель премии – привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг, утверждающих традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей. Первое вручение состоялось в 1992 г. Правом выдвижения произведений на премию обладают издательства и редакции крупных литературных журналов, библиотеки и университеты, список которых ежегодно утверждается Комитетом. В 2006 году Букеровский Комитет принял решение об эксперименте, рассчитанном на дальнейшее расширение «читательского представительства» в выдвижении романов на конкурс. К участию приглашаются все библиотеки – государственные и университетские, областные и городские. Стоит отметить, что в разные годы лауреатами Букера становились Виктор Астафьев, Людмила Петрушевская, Людмила Улицкая, Булат Окуджава, Татьяна Толстая, Владимир Сорокин, Денис Гуцко.

2018 год

Из-за отсутствия финансирования в 2018 году «Русский Букер» не присуждался.

2017 год – Александра Николаенко

Премию «Русский Букер» получила Александра Николаенко за дебютный роман «Убить Бобрыкина. История одного убийства» . Александра Николаенко родилась и окончила школу в Москве, в 18 лет поступила в Университет имени С. Г. Строганова, на факультет Монументальной живописи. Она профессионально освоила работу с мозаикой, роспись стен, живопись, скульптуру, дизайн. В 2002 году Александра стала одним из самых молодых членов Московского союза художников. Еще в школе начала писать рассказы. Со временем, сумев объединить эти два занятия, стала иллюстрировать свои любимые книги (например, книгу Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»). Читатель наблюдает, как главный герой романа «Убить Бобрыкина. История одного убийства» Саша Шишин, проживает день за днем. Спит, просыпается, слушает упреки матери, ностальгирует и ненавидит. Он вспоминает школьные годы, дружбу с девочкой Таней и то, как его мучил сосед Бобрыкин. Саша хрупкий и немного не от мира сего, а Бобрыкин - его личный враг. Он все время оказывается на пути Саши, делает ему какие-то гадости или просто говорит что-то неприятное. Тут есть растянутая на все 200 страниц любовная история, а над тяжелой участью героя можно и поплакать. «Это очень крутой роман. Здесь русский язык - на десять, архитектура построения романа - на десять. Это не стандарт. Это гениальное произведение, написанное русским языком», - сказал председатель жюри, поэт и прозаик, лауреат «Русского Букера» - Петр Алешковский.

«Русский Букер» – 2016.

В 2016 году «Русский Букер» отмечает свое 25-летие.
По традиции в финал избраны шесть лучших романов: Петр Алешковский «Крепость», Сухбат Афлатуни «Поклонение волхвов», Сергей Лебедев «Люди августа», Александр Мелихов «И нет им воздаяния», Борис Минаев «Мягкая ткань: Батист. Сукно» и Леонид Юзефович «Зимняя дорога». Победителем и обладателем награды в полтора миллиона рублей стал Петр Алешковский. А пять финалистов получают приз по 150 тысяч рублей.
В жюри - представители разных городов: прозаик и критик Алиса Ганиева (Москва), поэт Владимир Козлов (Ростов-на-Дону), вице-президент Российской библиотечной ассоциации Светлана Тарасова (Новосибирск) и профессор РГГУ Давид Фельдман (Москва).
Председатель жюри, поэт и прозаик Олеся Николаева, убеждена:

«Практически все представленные на премию романы концентрируют в себе актуальные, больные вопросы современности и утверждают традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей. Я с самого начала очень переживала за роман «Крепость» Петра Алешковского. Это живой роман с необычным героем. Главное - здесь герой положительный, что редко случается в нашей современной литературе».

Книга Леонида Юзефовича «Зимняя дорога. Генерал А.Н. Пепеляев и анархист И.Я. Строд в Якутии. 1922–1923» получила грант в 750 тысяч рублей.
На торжественной церемонии жюри «Студенческого Букера» провозгласило имя своего лауреата. Победителем стал роман Ирины Богатыревой «Кадын».

Петр Алешковский, роман «Крепость»

Петр Алешковский – русский писатель, историк, радио- и телеведущий, журналист, родился 22 сентября 1957 г. в Москве. Окончил исторический факультет МГУ в 1979 г., учился в заочной аспирантуре МГУ, но диссертацию не написал. Автор ряда статей по теме «Древнерусская археология». Шесть лет участвовал в работах по реставрации памятников Русского Севера: Новгорода, Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Соловецкого монастырей. Печатается как прозаик с 1989 г. Член СП Москвы с 1993 г. В 1995 г. писатель отмечен премией журнала «Дружба народов». В шорт-листы Букеровской премии входили его романы «Жизнеописание Хорька» в 1994 г. и «Владимир Чигринцев» в 1996 г. По оценкам критики, произведения П. Алешковского всегда отличают острый сюжет и оригинально осваиваемая литературная традиция, будь то «готический» роман, сказка, историческое повествование или русская реалистическая повесть с ее пристальным вниманием к «маленькому человеку». Петр Алешковский племянник Юза Алешковского и зять покойного историка Натана Эйдельмана.

Главный герой его нового романа «Крепость» – археолог Иван Мальцов, фанат своего дела, честный и принципиальный до безрассудства. Он ведет раскопки в старинном русском городке, пишет книгу об истории Золотой Орды и сам – подобно монгольскому воину из его снов-видений – бросается на спасение древней Крепости, которой грозит уничтожение от рук местных нуворишей и столичных чиновников. Средневековые легенды получают новое прочтение, действие развивается стремительно, чтобы завершиться острым и неожиданным финалом. «Петр Алешковский написал роман, так и брызжущий восторгом перед творением – подаренными нам временами года, оттенками неба и ветра, дикими гусями, порошей, ливнями, и перед культурой – древними церквями, фресками, вещами. Вместе с тем это роман трагический – о вытеснении человека с совестью за пределы общества, прямым следствием чего становится уничтожение культуры, а значит – и жизни», – отметила Майя Кучерская.

«Русский Букер» – 2015.

В 2015 году старейшая в России независимая литературная премия присуждена в 24-й раз. В этом году лауреатом литературной премии стал Александр Снегирев (Алексей Владимирович Кондрашов) с романом «Вера». В 2005 году короткая проза А. Снегирёва была удостоена премии «Дебют». Как отмечал возглавлявший жюри премии писатель Евгений Попов, «меня в его сочинениях привлекло то, что Снегирёв пытается работать «поверх барьеров» авангардизма, «чернухи», лакировки, самолюбования, макабра, попсы и прочей мути». В дальнейшем печатался в журналах «Знамя», «Октябрь», «День и ночь». В 2007 году получил премию «Венец», в 2008 - премию «Эврика». В 2008 г. роман «Нефтяная Венера» номинирован на премию «Большая книга», вышел в финал премии «Национальный бестселлер», номинирован на премию «Русский Букер». «Вера» – одна из самых заметных книг 2015 года. Роман о женщине с простым именем, жизнь которой начиналась на фоне родительской нелюбви. В центре повествования – судьба, типичная для большинства российских женщин, пытающихся найти свое счастье среди измельчавшего мужского племени. Избранники ее – один хуже другого. А потребность стать матерью сильнее с каждым днем. Может ли не сломаться Вера под натиском жестоких обстоятельств? Может ли выжить Красота в агрессивной среде? Как сложится судьба Веры и есть ли вообще в России место женщине по имени Вера?.. Роман-метафора А. Снегирёва ставит перед нами актуальные вопросы.

«Русский Букер» – 2014.

На торжественной церемонии в гостинице «Золотое кольцо» председатель жюри литературной премии «Русский Букер», историк литературы Андрей Арьев назвал имя лауреата премии 2014 года за лучший роман на русском языке. Им стал Владимир Шаров за роман «Возвращение в Египет». («Знамя», 2013, № 7–8) «Возвращение в Египет» - очередная попытка Владимира Шарова размотать клубок российской истории. В центре эпистолярного романа - судьба Коли Гоголя, потомка и полного тезки классика. На плечи Коли возложена ответственность дописать вторую и третью части «Мертвых душ»: не то чтобы герой обладал выдающимся литературным даром - скорее, он решается на этот дерзкий и почти кощунственный поступок под давлением родственников, которые одержимы идеей о том, что, успей Николай Васильевич завершить поэму, Россия, возможно, пошла бы по другому пути и смогла избежать многих бед. «Возвращение в Египет» - это, безусловно, гигантский историко-философский труд, однако автору удается нивелировать практически неизбежный для жанра пророческий пафос нежным вниманием к горестям и радостям маленьких людей. Маленьких отнюдь не в гоголевском смысле: по страницам «Возвращения в Египет» не гуляют толпами акакии акакиевичи башмачкины. Просто перед лицом рока любой человек - песчинка. Даже если ему предначертано выполнить великую миссию.
«Бывает в жизни так сплошь и рядом, что бегство от зла оказывается на поверку возращением к нему. Так же как люди могут считать, что они идут в землю обетованную, встали и пошли, а потом выясняется, что они возвращаются обратно. Роман, строго говоря, об этом. О личном выборе каждого человека, о решении, о том, что он может и считает, что он может себе позволить, и какой грех допустим, а какой недопустим и так далее. В общем, масса вещей, как мне кажется, и как мне представляется, становятся видны, ясны и понятны только через очень-очень много лет и только при очень честном взгляде на себя, на свою судьбу, на свою историю, на свою страну». В. Шаров
В 2014 году старейшая в России независимая литературная премия присуждена в 23-й раз. В этом году на победу, кроме «Возвращения в Египет», претендовали «Обитель» Захара Прилепина, «Жизнеописание Петра Степановича К.» Анатолия Вишневского, «Ключ. Последняя Москва» Натальи Громовой, «Воля вольная» Виктора Ремизова и «Мраморный лебедь» Елены Скульской. С 2012 года и на следующие пять лет шестым за время существования Русского Букера Попечителем премии «Русский Букер» стал Банк «ГЛОБЭКС» – один из крупнейших финансовых институтов России. С приходом нового Попечителя размер призового фонда увеличен до 1 500 000 руб. лауреату; финалисты премии получают по 150 000 руб.

«Русский Букер» – 2013.

Лауреатом премии 2013 года за лучший роман на русском языке стал Андрей Волос за роман «Возвращение в Панджруд» (М.: ОГИ, 2013). Андрей Волос родился в городе, который сейчас называется Душанбе, а писательскую карьеру начал с переводов таджикской поэзии, затем зарекомендовал себя как поэт и прозаик, собрав много литературных наград. По образованию – геофизик. Новый роман Андрея Волоса «Возвращение в Панджруд» посвящен его родным краям и производит сильное впечатление. Блестящая стилизация, переполненная приметами Востока и специфической лексикой (караван-сарай, медина, медресе, мулла), напоминает то притчи о Ходже Насреддине, то турецкий «Королёк – птичка певчая», то плутовской роман «Проделки кого-нибудь там» с центральным мотивом дороги. Главный герой - знаменитый поэт Рудаки (858–941), основоположник современной персидской (таджикской) поэзии. Несмотря на уважение, которым до сих пор пользуется на родине легендарный автор касыд и бейтов, известно о нем мало. Волос фактически придумывает ему и характер, и биографию. И разворачивает ее перед нами в виде воспоминаний, которым предается переживший крушение «Царь поэтов», ослепленный по приказу бухарского эмира и высланный на родину, в кишлак Панджруд. Причем в виде особого наказания 300-километровый путь он должен проделать пешком. Размеренная интонация жаркого востока и афористичность речи – все тут играет в одном такте, создает одну долгую мелодию. Но над всем этим восточным великолепием – поэзия и чудо превращения простого мальчишки в великого Царя поэтов. Чудо рождения, жизни, славы и смерти – под яблоней в дальнем кишлаке Панджруд.

«Русский Букер» – 2012.

Премию “Русский Букер-2012” получил Андрей Дмитриев за роман “Крестьянин и тинейджер”. Решение жюри было объявлено во вторник на церемонии, проходящей в гостинице “Золотое кольцо” в Москве. “Крестьянин и тинейджер” привлекает неожиданной фабулой. Это один из признаков хорошей литературы – когда сюжет можно пересказать, что уже интересно. Юноша-мажор, чтобы “откосить” от армии, прячется в деревне и попадает в дом мужика, который меняет его взгляд на мир. В “коротком списке” премии были также “Дневник смертницы” Марины Ахмедовой, “Арбайт, или Широкое полотно” Евгения Попова, “Легкая голова” Ольги Славниковой, “Женщины Лазаря” Марии Степновой, “Немцы” Александра Терехова. В “длинном списке” были книги “Остромов, или Ученик чародея” Дмитрия Быкова, “В Сырах” Эдуарда Лимонова, “Черная обезьяна” Захара Прилепина, “Синяя кровь” Юрия Буйды, “Адаптация” Валерия Былинского, “Предатель” Андрея Волоса, “Большая книга перемен” Алексея Слаповского и другие. Юрий Буйда с романом “Синяя кровь” получил премию “Студенческий Букер”, в лонг-лист которой вошли 15 романов с лучшим рейтингом, то есть те, о которых написано наибольшее количество конкурсных эссе. Всего на “Русского Букера” в этом году было номинировано 136 произведений, допущено – 114. В процессе номинации приняли участие 59 издательств (что на 12 больше, чем в 2010 году), 10 журналов, 8 университетов и 16 библиотек. В состав жюри 2012 года вошли директор Российской государственной детской библиотеки, председатель правления фонда “Пушкинская библиотека” Мария Веденяпина, поэт Владимир Салимон, прозаик, режиссер, сценарист Павел Санаев, прозаик, критик и публицист Роман Сенчин. В 2012 году старейшая в России независимая литературная премия “Русский Букер” присуждена в 21-й раз. Размер приза, получаемого победителем, в этом году значительно увеличился и составляет 1,5 млн рублей, финалисты премии получат по 150 тысяч рублей.

Премия «РУССКИЙ БУКЕР ДЕСЯТИЛЕТИЯ»

В 2011 году старейшая в России независимая литературная премия присуждена в 20-й раз. Проводимый как БУКЕР ДЕСЯТИЛЕТИЯ, конкурс дает возможность проверить перспективную справедливость ежегодных оценок, выносимых Букеровским жюри, и предложить итоговый рекомендательный список читателям современной литературы. Лауреатом премии «РУССКИЙ БУКЕР ДЕСЯТИЛЕТИЯ» назван Александр ЧУДАКОВ (1938-2005) с романом «Ложится мгла на старые ступени…» (финалист 2001 года). В романе-идиллии «Ложится мгла на старые ступени» автор рассказывает о своём детстве, юности, отрочестве и до самых наших времён. Тем, кому сейчас за 50 лет и тем, кому ещё только 20 – этот роман непременно надо прочитать. Это неспешное повествование о том времени, когда свирепствовали сталинские репрессии, когда всё было нельзя и всё делалось с оглядкой на власть. Автору в то время не с чем было сравнивать свою жизнь, т.к. он искренне считал, что родился в самой лучшей стране. В романе нет безысходности, нытья в том духе “ах, как нам было тяжело и невыносимо”. Трудно было жить, но благодаря находчивости и смекалки его ближайших родственников, жить было интересно. В романе описана необыкновенная любовь к своему деду, который был ближе отца и матери, был мудр и честен перед собой и перед людьми, не принимал и не доверял советской власти, но не делал из этого трагедии. В книге много юмора, иронии. Но много и трагических случаев. Всё, о чём написано, взято из жизни. Ничего не придумано.
Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив – и ждёт твоих шагов.

Ты здесь пройдёшь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени…
Я озарён – я жду твоих шагов.

ЛАУРЕАТОМ «РУССКОГО БУКЕРА» – 2010 СТАЛА ЕЛЕНА КОЛЯДИНА

На торжественной церемонии в гостинице «Золотое кольцо» председатель жюри литературной премии «Русский Букер» прозаик Руслан Киреев назвал имя лауреата премии 2010 года за лучший роман на русском языке. Им стала Елена Колядина за роман «Цветочный крест», опубликованный в журнале «Вологодская литература» № 7, 2009. Псевдоисторический роман об эпохе XVII века, смелая стилизация, остроумная в плане лексики и стиля. Опубликованный в журнале “Вологодская литература” “Цветочный крест” вызвал в Вологде яростную дискуссию. Роман нашел как поклонников, так и яростных недоброжелателей..

ФИНАЛИСТЫ «РУССКОГО БУКЕРА» – 2010

Жюри литературной премии «РУССКИЙ БУКЕР» огласило «короткий список» произведений, составивших шестерку финалистов премии 2010 года за лучший роман на русском языке:

Олег Зайончковский «Счастье возможно»

Андрей Иванов «Путешествие Ханумана на Лолланд»

Елена Колядина «Цветочный крест»

Мариам Петросян «Дом, в котором…»

Герман Садулаев «Шалинский рейд»

Маргарита Хемлин «Клоцвог».

В жюри литературной премии «Русский Букер»-2010 вошли также критики Марина Абашева (Пермь) и Мария Ремизова, прозаик Валерий Попов (Санкт-Петербург), режиссер и сценарист Вадим Абдрашитов.

В 2010 году старейшая в России независимая литературная премия будет присуждаться в 19-й раз. С 2006 года новым, четвертым за время существования Русского Букера, попечителем премии стала международная энергетическая компания BP. Размер приза, получаемого победителем, в этом году увеличился и составляет 600 тысяч рублей, финалисты получат по 60 тысяч рублей.

“ДЛИННЫЙ СПИСОК”
литературной премии
“РУССКИЙ БУКЕР”- 2009

Юрий Арабов. Чудо. М.: Астрель, 2008.
Михаил Балбачан. Шахта. М: Время, 2008.
Всеволод Бенигсен. ГенАцид. М.: Время, 2009.
Андрей Битов. Преподаватель симметрии. М.: Журнал «Октябрь» № 8- 9, 2008.
Андрей Волос. Победитель. М.: Акпресс /АСТ, 2009.
Мария Галина. Малая Глуша. М.: Журнал «Новый мир» № 12, 2008.
Андрей Геласимов. Степные боги. М: ЭКСМО, 2008.
Олег Журавлев. Соска. М.: ОГИ, 2008.
Леонид Зорин. Глас народа. М.: Журнал «Знамя», № 11, 2008.
Александр Кабаков. Беглец. М.: Журнал «Знамя», № 5, 2009.
Григорий Канович. Очарованье сатаны. М.: Текст, 2008.
Елена Катишонок. Жили-были старик со старухой. СПб: Геликон Плюс, 2009.
Николай Крыщук. Кругами рая. М: Журнал «Звезда» № 1-2, 2009.
Владимир Маканин. Асан. М.: Журнал «Знамя» № 8-9, 2008.
Александр Мелихов. Интернационал дураков. СПб: Журнал «Нева» № 11, 2008; М.: ПРОЗАиК, 2008.
Роман Сенчин. Елтышевы. М: Журнал «Дружба народов» № 3-4, 2009.
Александр Снегирев. Нефтяная Венера. М.: АСТ, 2008.
Андрей Тарасов. Безоружный. М.: Новая элита, 2009.
Александр Терехов. Каменный мост. М.: Астрель, 2009.
Борис Хазанов. Вчерашняя вечность. Дортмунд: Журнал «Зарубежные записки» № 1-3, 2008.
Вадим Чекунов. Кирза. М.: Популярная литература, 2009.
Елена Чижова. Время женщин. СПб.: Журнал «Звезда» № 3, 2009.
Леонид Юзефович. Журавли и карлики. М: Журнал «Дружба народов» № 7-9, 2008; М.: Астрель, 2008.
Любовь Юргенсон. Воспитанные ночью. М.: НЛО, 2009.

«Русский Букер» – 2009г.

Лауреатом «Русского Букера» 2009 года стала петербургская писательница Елена Чижова с романом «Время женщин» Чижова, Е. Время женщин: роман / Е. Чижова // Звезда. – 2009. – № 3. – С. 7 – 102. Елена Семеновна Чижова – прозаик, переводчик, эссеист. Главный редактор международного журнала “Всемирное слово” (Санкт-Петербург), директор Санкт-Петербургского русского ПЕН-Клуба. По словам Елены Чижовой, она “и в институте преподавала, и в бизнесе работала, а в последние годы сидит за письменным столом”. Как профессиональный писатель начала публиковаться около десяти лет назад. Елена Чижова – автор романов “Крошки Цахес” (2000), “Лавра” (2002), “Преступница” (2004), “Время женщин” (2009), публиковавшихся в журнале “Звезда”. В 2009 году у нее вышел сборник “Крошки Цахес. Лавра”. Романы “Лавра” и “Преступница” – финалисты премии “Русский Букер” в 2003 и 2005 годах. Елена Чижова – лауреат премии журнала “Звезда” (2000) за лучший дебют и Санкт-Петербургской премии “Северная Пальмира” (2001) по разделу “Проза”. Говоря однажды о романе “Время женщин”, писательница сказала, что ее занимает вопрос: “Почему в России нет исторической памяти?”. Она приходит к выводу, что “вот так как-то получалось, что у нас в 20-м веке носительницами исторической памяти могли быть только женщины”. По словам Елены Чижовой, в романе в каком-то смысле она пишет и о своем детстве, говорит не от себя, а от лица своей прабабушки, своей умершей в блокаду бабушки и своих родных, которые погибли в Ленинграде в 1937-1938 годах.

2008 год – Михаил Елизаров.

Михаил Елизаров родился в 1973 году в Ивано-Франковске. Окончил филологический факультет университета в Харькове и музыкальную школу по классу оперного вокала. С 1995 года жил в Ганновере, в настоящее время живет в Москве. В 2001 году в издательстве Ад Маргинем вышел его сборник “Ногти”, привлекший скандальное внимание. В книгу вошли 24 рассказа и одноименная повесть, главными героями которой являются воспитанники интерната для слабоумных детей. Неоднозначные оценки получил и роман Елизарова Pasternak (2003), где Борис Пастернак представлен в образе демона, “отравляющего” сознание интеллигенции своими произведениями. В 2007 году был опубликован роман Михаила Елизарова «Библиотекарь», за который автор получил премию «Русский Букер». Главный герой романа узнаёт, что несколько книг забытого советского писателя обладают мистическими свойствами, и различные группы читателей ведут за них ожесточённую борьбу. Как отмечалось в журнале «Знамя», «проза Михаила Елизарова, похоже, эволюционирует подобно прозе В. Сорокина: от скандальной эпатажности к интеллектуально насыщенной беллетристике».

За звание победителя в этом году боролись:

Бояшов Илья. Армада.– СПб.: Амфора, 2007.

Елизаров Михаил. Библиотекарь.– М.: Ад Маргинем, 2007.

Некрасова Елена. Щукинск и города.– М.: Флюид, 2007.

Садулаев Герман. Таблетка.– М.: Ад Маргинем, 2008.

Шаров Владимир. Будьте как дети.– М.: Вагриус, 2008; ж-л «Знамя».– 2008.– №№ 1, 2.

Щекина Галина. Графоманка.– М., Тель-Авив: Издательское содружество А. Богатых и Э. Ракитской, 2007.

2007 год – Александр Иличевский

Лауреатом премии 2007 стал Александр Иличевский с романом «Матисс», опубликованном в журнале «Новый мир» 2007 .- №2 , №3 . Александр Иличевский родился в 1970 в Сумгаите (Азербайджан). Поэт и прозаик. Получил физико-математическое образование. В 21 год он неожиданно увлекся литературой и за короткое время написал два романа – “Нефть” (1998) и “Дом в Мещере”(1999), а также издал три сборника стихов. С 1991 по 1998 год занимался научной работой в Израиле и Калифорнии. С 1998 года снова в Москве. В 2005 году Иличевский стал лауреатом премии имени Юрия Казакова как автор лучшего рассказа (“Воробей”). С романом “Ай-Петри” вошел в шорт-лист “Большой книги” 2006 года. “Матисс” стал финалистом второго сезона “Большой книги” в 2007 году и победителем «Букера – 2007». Героя « Матисса» зовут Леонид Королев. Он ровесник автора, тоже физик по образованию и странный человек. Как будто совсем такой же, как и мы, только другой, во-первых, первых, потому, что долгое время искусно умудряется не подпускать к себе жизнь ближе, чем на расстояние вытянутой руки, а во- вторых, потому, что, когда наконец решает пересечь эту зону отчуждения, то делает это окончательно и таким способом, который нам и не снился. Или, вернее, только снилось. Герой добровольно превращается в бомжа. А. Иличевский публиковался в «Новом Мире», «Октябре», «Новой Юности», о чем свидетельствует список на сайте проекта “Журнальный мир”, а также в сетевом журнале литературных эссе «В моей жизни» , на сайте «Сетевая словесность» . Автор идеи научно-популярного портала «Технология-ZOO» .

2006 год – Ольга Славникова

Победитель “Русского Букера-2006” Ольга Славникова родилась в Екатеринбурге, по профессии она не только писатель, но и критик, журналист, координатор независимой молодежной литературной премии “Дебют”. Ее произведение “Стрекоза, увеличенная до размеров собаки” было включено в шорт-лист премии “Букер” в 1996 году. Романы Ольги Славниковой также переведены на английский, итальянский, французский языки. Ее роман «2017» жюри назвало лучшим практически единогласно. Действие романа происходит в год столетия революции (разворачивается во времени, которого еще нет,-в 2017 году,и в пространстве, которого нет).Оно способно увлечь самых разных читателей: кого-то – любовной линией, кого-то – завораживающей мистикой самоцветных Рифейских гор (Уральские горы названы Рифейскими). Роман пронизан любовью к Уралу, восхищением красотой его природы, очень много рассказано о камнях и легендах, связанных с их поисками. В то же время «2017» – сатира, фарс, гротеск на ситуацию сегодняшнего дня, на всякий случай запрятанный под портрет грядущего, не такого уж далекого. Критические статьи, рецензии, эссе публиковались в журналах “Новый мир”, “Знамя”, “Октябрь”, “Дружба народов”, “Урал”, “Вопросы литературы”, “Неприкосновенный запас”, в газетах “Книжное обозрение”, “Литературная газета”, “Время МК”, “Уральский рабочий”, “Книжный клуб”. Обширный список публикаций О. Славниковой опубликован на сайте “Журнальный зал” . О своей новой книге, аметистовых щепках, премии “Дебют” и способах превращения полезного в приятное Ольга Славникова рассказала Майе Кучерской . Сайт “Современная русская литература с Вячеславом Курицыным” знакомит с отрывками некоторых произведений писательницы.

Назван перечень произведений, которые претендуют на звание лучшего романа 2014 года на русском языке.

Жюри литературной премии «Русский Букер» назвало длинный список романов, которые продолжат соревнование за победу в этом сезоне.

Всего для участия в премии было номинировано 85 произведений, допущено к конкурсу после отбора 78 романов. Выдвинули книги 43 издательства, 8 журналов, 4 университета и 9 библиотек.

После изучения членами жюри всех произведений были выбраны традиционные 24 романа для длинного списка: по правилам, лонг-лист не может включать больше книг.

Говоря о результатах конкурсного отбора нынешнего сезона, председатель жюри премии «Русский Букер» 2014 года историк литературы Андрей Арьев отметил: «Представленные 78 произведений написны в самой разнообразной манере, свидетельствующей о раскрепощенности сознания современного писателя. Впрочем, эта раскрепощенность сильно отдает своеволием как нормой отношения к предмету изображения. Как результат – недостаточная психологическая достоверность в обрисовке персонажей, отделенных от рассказчика, и бесшабашное соскальзывание в иные, мистические, миры. Даже тогда, когда речь идет о наисовременной, каждому знакомой политической реальности».

В этом году независимая литературная премия «Русский Букер» будет вручаться в 23 раз. В состав жюри вошли литераторы Евгений Аблуллаев и Анатолий Курчаткин, журналист и политолог Денис Драгунский, скульптор Александр Рукавишников. Призовой фонд премии составляет 1,5 миллиона рублей для лауреата и по 150 тысяч рублей для каждого финалиста.

С прошлого года учрежден специальный грант в размере 750 тысяч на перевод и издание одного из романов премии в Великобритании.

Шорт-лист из шести финалистов объявят 8 октября, а имя победителя «Русского Букера» мы узнаем 5 декабря 2014 года.

Сообщается, что будет продолжаться проект «Студенческий Букер» , в рамках которого «параллельное» студенческое жюри, состоящее из победителей конкурса критических эссе о букеровских романах, выбирает своего собственного лауреата.

Лонг-лист литературной премии «Русский Букер-2014»

1. Аксенов Василий. Моление. М.: ж-л «Москва», 2013, № 10–11

2. Ануфриева Мария. Карниз. М.: ж-л «Дружба народов», 2014, № 3

3. Бенигсен Всеволод. Чакра Фролова. М.: Эксмо, 2013

4. Букша Ксения. Завод «Свобода». М.: ОГИ, 2013

5. Вишневский Анатолий. Жизнеописание Петра Степановича К. М.: Знак, 2013

6. Громова Наталья. Ключ. Последняя Москва. М.: АСТ, 2013

7. Заграевский Сергей. Архитектор его величества. М.: ОГИ, 2013

8. Кантор Владимир. Помрачение. СПб.: Летний сад, 2013

9. Ким Анатолий. Радости рая. Владивосток: Валентин, 2013

10. Королев Анатолий. Эрон. Пермь: Титул, 2014

11. Костюкович Елена. Цвингер. М.: Corpus, 2013

12. Макушинский Алексей. Пароход в Аргентину. М.: ж-л «Знамя», 2014, № 3–4

13. Милославский Юрий. Приглашенная. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2014

14. Минкина-Тайчер Елена. Эффект Ребиндера. М.: Время, 2013

15. Никитин Алексей. Victory Park. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014

16. Прилепин Захар. Обитель. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2014

17. Ремизов Виктор. Воля вольная. Хабаровск: Гранд Экспресс, 2014

18. Скульская Елена. Мраморный лебедь. СПб.: ж-л «Звезда», 2014, № 5

19. Сорокин Владимир. Теллурия. М.: Corpus, 2013

20. Тимофеев Лев. Евангелиди. Рукопись, найденная в сгоревшем доме. М.: ж-л «Дружба

народов», 2013, № 5–6

21. Чижова Елена. Планета грибов. СПб.: ж-л «Звезда», 2013, № 10–11

22. Шаров Владимир. Возвращение в Египет. М.: ж-л «Знамя», 2013, № 7–8

23. Шикера Сергей. Выбор натуры. Саратов: ж-л «Волга», 2014, № 3–4

24. Шульпяков Глеб. Музей имени Данте. М.: Эксмо, 2013

Дина Радбель.
На ринге «Русского Букера-2014» - Прилепин и Сорокин...

На днях был объявлен длинный список «Русского Букера», имена основных шести финалистов станут известны 8 октября. Финал литзабега - 5 декабря, когда назовут имя лауреата. В прошлом году повезло Андрею Волосу с романом

В нынешнем «Русском Букере» 24 лучших романа, вышедших в 2013-2014 гг.. Лучшими их считают члены жюри, и мы им верим, хотя председатель жюри - лит. критик Андрей Арьев признается, что некоторые книги выпали по причине плохой редактуры текстов. Он же, обобщая, упрекает авторов за увлеченность декадентством, мистикой и погружением в себя. Полный состав жюри выглядит так: поэт, прозаик и критик Евгений Абдуллаев, прозаик и журналист Денис Драгунский, прозаик Анатолий Курчаткин и... скульптор Александр Рукавишников. От их решения зависит, кто получит 1,5 миллиона рублей (первая премия), а кто по 150 тысяч рублей (финалисты). Длинный список открывает Василий Аксенов (ах, как вздрагивает сердце при звуке этого имени...) с романом «Моление», напечатанным в журнале «Москва». Полный тезка знаменитого писателя родился в 1953 году, его считают деревенским прозаиком, что не помешало Аксенову однажды получить Премию Андрея Белого - ведущего деятеля русского символизма и модернизма...
От журнала «Знамя» в списке присутствует «Пароход в Аргентину» Алексея Макушинского. От «Дружбы народов» - «Карниз» Марии Ануфриевой и «Евангелиди. Рукопись, найденная в сгоревшем доме» Льва Тимофеева. «Мраморный лебедь» Елены Скульской был опубликован в «Звезде», там же « Планета грибов» Елены Чижовой. Журнал «Знамя» отправил на «Букер» Владимира Шарова с « Возвращением в Египет». (По правилам «Букера» библиотеки, университеты, каждое издательство и редакция журнала имеют право выдвинуть два романа, опубликованные в их издательстве или журнале в сроки, оговоренные в условиях конкурса). Издательство «Эксмо» представило «Чакру Фролова» Всеволода Бенигсена. И тут интересная предыстория. Несколько лет назад Бенигсен, как сценарист, вместе с режиссером Андреем Богатыревым сделал очень удачный кинопроект - «БаГи». Его следующая работа с Богатыревым - сценарий фильма «Иуда». Но заметили Бенигсена раньше, на «Кинотавре» в 2011 году, когда его картина «Аварийное состояние» участвовала в конкурсе фестиваля. Он - и режиссер фильма, и сценарист, и композитор. После просмотра «Аварийного состояния» народ долго не мог успокоиться, трудно было понять - понравился фильм или нет, но то, что он напугал, подавил, расстроил - не вызывало сомнения. На экране - чудовищная картина нашей действительности, с акцентом на аварийном состоянии каждого человека, общества в целом...

Роман Бенигсена «Чакра Фролова» - о кинорежиссере, перед которым встает проблема выбора, обусловленного Великой Отечественной войной. Писатель, рассматривая историческое прошлое с подвигами главного героя под своим авторским увеличительным стеклом, делает это с долей черного юмора, в стиле «Похождений бравого солдата Швейка».

Признанные мастера пера Захар Прилепин и Владимир Сорокин попали в длинный список с романами «Обитель» и «Теллурия». Прилепин пишет о Соловках двадцатых годов, чтобы это прочувствовать, он добровольно сослал себя на остров. «Обитель» соизмеряют с босховскими полотнами. Сорокин «слепил» «Теллурию» из, казалось бы, плохо сочетаемых стилей и материалов, перемешивая высокое и низкое, чтобы докричаться до каждого, чтобы сообщить, как ему кажется, очень важные вещи, без которых жизнь будет неправильной, даже бесполезной. Еще один очень интересный литератор Владимир Кантор (в прошлом году входил в состав жюри «Русского Букера») выступает с романом «Помрачение». Елена Андрущенко (доктор филологических наук) в своей рецензии пишет: «Когда современный писатель выпускает роман о любви, он очевидно рискует. Этот риск связан и с самой темой, и с той социокультурной ситуацией, в которой его произведение появляется после тысяч романов о любви в мягких переплетах, написанных для развлечения и наполнивших книжный рынок. Для Владимира Кантора это характерно: о чем бы он ни писал, это всегда несвоевременно....Но приметы времени возникают в его романах и повестях скорее для более уверенной ориентации в пространстве, чем для его понимания. Потому вопрос о достоверности ставить сложно: это о вневременном и вечном.»

Лонг лист одной из престижнейшей и старейшей литературной премии России «Русский Букер» обнародован в Москве. Это уже 23-й раз, когда присуждается премия за лучший роман года, написанный на русском языке. В длинный список вошло 24 произведения.

«Выбор сделать было достаточно сложно, все романы написаны со знанием наших общих культурных истоков, на высоком уровне , - поделился своими впечатлениями председатель жюри Андрей Арьев. - Повсеместно доминирует единая авторская речь, единое авторское сознание. Работы написаны в очень разной манере, свидетельствующей о раскрепощенности сознания современного писателя ».

По его же словам, всего в 2014 году в конкурс пришло 85 произведений, допущено - 78, а в процессе номинации приняли четыре университета, участие восемь журналов, 43 издательства и девять библиотек.

Сам длинный список :

1. «Моление» от Аксенова Василия. М.: ж-л «Москва», 2013, № 10–11;

2. «Карниз» от Ануфриевой Марии. М.: ж-л «Дружба народов», 2014, № 3;

3. «Чарка Фролова» от Бенигсена Всеволода. М.: Эксмо, 2013;

4. “Завод «Свобода»” от Ксении Букши. М.: ОГИ, 2013;

5. «Жизнеописание Петра Степановича К» от Вишневского Анатолия. М.: Знак, 2013;

6. «Ключ. Последняя Москва» от Громовой Натальи. М.: АСТ, 2013;

7. «Архитектор его величества», Заграевский Сергей. М.: ОГИ, 2013;

8. «Помрачение», Кантор Владимир. СПб.: Летний сад, 2013;

9. «Радости рая», Анатолий Ким. Владивосток: Валентин, 2013;

10. «Эрон», Анатолий Королев. Пермь: Титул, 2014;

11. «Цвингер», Костюкович Елена. М.: Corpus, 2013;

12. «Пароход в Аргентину», Макушинский Алексей. М.: ж-л «Знамя», 2014, № 3–4;

13. «Приглашенная», Юрий Милославский. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2014;

14. «Эффект Ребиндера», Елена Минкина-Тайчер. М.: Время, 2013;

15. «Victory Park» от Никитина Алексея. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014;

16. «Обитель» от Прилепина Захара. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2014;

17. «Воля вольная», Виктор Ремизов. Хабаровск: Гранд Экспресс, 2014;

18. «Мраморный лебедь», Скульская Елена. СПб.: ж-л «Звезда», 2014, № 5;

19. «Теллурия» от Владимира Сорокина. М.: Corpus, 2013;

20. «Евангелиди. Рукопись, найденная в сгоревшем доме», Лев Тимофеев. М.: ж-л «Дружба народов», 2013, № 5–6;

21. «Планета грибов», Чижова Елена. СПб.: ж-л «Звезда», 2013, № 10–11;

22. «Возвращение в Египет», Шаров Владимир. М.: ж-л «Знамя», 2013, № 7–8;

23. «Выбор натуры» от Сергея Шикера. Саратов: ж-л «Волга», 2014, № 3–4;

24. «Музей имени Данте» от Глеба Шульпякова. М.: Эксмо, 2013.

Смысл премии - обратить внимание читающих людей к заставляющим думать произведениям, похлопотать над коммерческим успехом книг, утверждающих традиционную гуманистическую систему ценностей для русской литературы.

Главный призер «Русского Букера» получит 1,5 миллиона рублей, финалисты - по 150 тыс. руб., каждому. Также в рамках премии кому-то из финалистов выдадут грант на перевод и издание романа в Англии.

Шорт лист (короткий список) из 6-ти финалистов премии жюри назовет 8 октября 2014, а имя лауреата объявят 5 декабря 2014.

Премия "Русский Букер" 2015 года

Российская независимая литературная премия «Русский Букер» ежегодно вручается с 1992 года. Инициатором создания премии в России был сэр Майкл Кейн, возглавлявший компанию Booker plc и учреждённую ею в 1969 году Букеровскую премию. Отечественная премия является аналогом англоязычной Букеровской премии.
Жюри премии состоит из пяти человек и ежегодно избирается Букеровским комитетом из числа видных литераторов и деятелей культуры.

Присуждаемая ежегодно за лучший роман года на русском языке, она завоевала и сохраняет репутацию самой престижной литературной премии страны. Цель премии - привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг, утверждающих традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей.

В 2015 году старейшая в России независимая литературная премия присуждена в 24-й раз. С 2012 года и на следующие пять лет шестым за время существования Русского Букера, Попечителем премии «Русский Букер» стал Банк «ГЛОБЭКС» – один из крупнейших финансовых институтов России.

10 июля было объявлено какие писатели и произведения вошли в предварительный список претендентов литературной премии "Русский Букер"-2015:

1. Беседин Платон "Учитель. Роман перемен"
2. Варламов Алексей "Мысленный волк"
3. Ганиева Алиса. "Жених и невеста"
4. Геласимов Андрей "Холод"
5. Голованов Василий "Каспийская книга"
6. Данихнов Владимир "Колыбельная"
7. Жмакин Сергей "Золотая струя"
8. Зайцев Данила "Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева"
9. Иванов Андрей "Бизар"
10. Казаков Дмитрий "Черное знамя"
11. Кисина Юлия "Элефантина, или Кораблекрушенция Достоевцева"
12. Матвеева Анна "Завидное чувство Веры Стениной"
13. Мелихов Александр "Каменное братство"
14. Москвина Татьяна "Жизнь советской девушки"
15. Нежный Александр "Вожделение"
16. Носов Сергей "Фигурные скобки"
17. Покровский Юрий "Среди людей"
18. Радзинский Олег "Агафонкин и время"
19. Рубина Дина "Русская канарейка"
20. Рыбакова Мария "Черновик человека"
21. Сенчин Роман "Зона затопления"
22. Снегирев Александр "Вера"
23. Шпаков Владимир "Песни китов"
24. Яхина Гузель "Зулейха открывает глаза".

9 октября стал известен окончательный список работ, отобранных для конкурса "Русского Букера".

Финалистами "Русского Букера" стали шесть человек.
О романах-финалистах:

Ганиева Алиса – Жених и невеста
«Остросюжетная история на матримониальную тему» - авторское определение романа. В прикаспийском поселке недалеко от Махачкалы готовятся к свадьбе: банкетный зал забронирован, жених есть, вот только с невестой семья пока не определилась. Многие имеют возможность повлиять на выбор: представители традиционного сознания и инакомыслящие, гадалки и суфийские наставники. Алиса Ганиева уверяет, что сюжетная завязка для дагестанского уха звучит не так абсурдно, как может показаться.


Беременность и роды