Признак дурачины. Болезнь вызывает смех без причины


наша реальность мало способствуют развитию синтетического мышления, на базе которого и рождаются шутки

"Юмор – очень редкий металл".
Илья Ильф и Евгений Петров.

Великий русский фантаст Иван Ефремов в своей «Туманности Андромеды» отмечал, что в будущем, когда люди станут полубогами, а совершенство достигнет наивысшей - коммунистической - точки, пропадёт... остроумие. Он так и пишет: «...исчезло искусное жонглирование словами, так называемое остроумие...». Мысль сделается ясной, светлой, простой и - просторной. Вместо хохота - радость. Шутка, ёрничанье, стёб - оно уйдёт и забудется, подобно любым отжившим явлениям. Так рассуждал писатель, глядя на своих беспрестанно подтрунивающих и хохочущих современников, которые возвели смех в некий абсолют, объявив его символом эпохи. Оттепель невозможна без КВН-а и рубрики «Физики шутят». Пётр Вайль и Александр Генис, исследуя этику и психологию 1960-х, констатируют: «Физики не просто шутили, они обязаны были шутить, чтобы оставаться физиками. Восторг вызывало не качество юмора, а сам факт его существования». Жаль, что Вайль и Генис тогда ещё не знали, какого качества бывает «плохой юмор», а потому имели некоторое право на снобизм. Впрочем, и Ефремов - ошибся. Остроумие испарилось гораздо раньше, чем хомо-сапиенс покорил пространство, время и собственную дурь. Всё произошло куда как более скучно - именно дурь одолела хомо-сапиенса. И «жонглирование словами» - куда-то делось. Наверное, затерялось в той параллельной реальности, где шестидесятники не спились и не скуксились под унылые аккорды пост-оттепельного Застоя, а действительно построили коммунизм к 2000 году. Там остроумие могло остаться, забронзоветь и в конечном итоге - да, исчезнуть за ненадобностью. В нашем же «дивном, новом мире» (привет, Олдос Хаксли!) сатира и юмор просто самоликвидировались. Не потому, что солнечная радость заменила смех - он-то, как раз, остался в его зоологической ипостаси, превратившись в ржание, рык, всхлипы и вскрики. «Ой, ржачка!», - орёт дебелая бабища, пересказывая репризы клоунов и «профессиональных дураков» с ТВ. Она - ржёт. Как животное системы лошадь. Надо ж быть естественными, природными людьми, не замороченными политесом. Они ржут, покатываются и ревут с красными лицами, а немолодой «сатирик» выдаёт скабрезную пакость. Нежданчик. Всё, что в области гениталий и - пониже спины - весело по определению. Содержимое ночной вазы - тем более. Особенно, когда летит в чью-то голову. Пословица гласит, что смех без причины - признак дурачины. А смех над шуточками «Камеди Клаба» и «Нашей Раши» - признак чего?

Игра слов отмерла, как всё бесполезное - граждане en masse не понимают тонкого юмора – недоуменно хлопают глазёнками и пожимают плечами: «Чего сказать-то хотели?» Когда на реплику-цитату «пропал калабуховский дом!» мне ответили: «а где это?», я поняла, что пропали мы все. Пару лет назад мне довелось ознакомиться с комментариями наших современников - они касались выложенных в Интернет программ «Вокруг смеха». Вот молодой парень лет двадцати пяти: «Это что – типа юмор?!». Но ему-то - простительно, мальчик вырос под звуки «Камеди-Клаба» и попсовые завывания по всем каналам. Зрелая дама не отстаёт: «В Совке нормально шутить запрещалось – какую-то ерунду гнали под видом "комического"». Вроде бы должна соображать - всё-таки не ЕГЭ сдавала и, вероятно, кое-какие книжки успела пролистать. А вот и поколение «эффективных менеджеров» подтянулось - те, которым за тридцать: «Даааа, юмор-то грустный, минорный и вообще не смешной. Ещё бы - с голодухи не пошутишь особо» и так далее. Было много слов о том, что в СССР любую шутку представляли орудием пропаганды, а про секс шутить вовсе не полагалось. А какой же это юмор, если не про секс?! Вернёмся к «Вокруг смеха». Эту популярную телепередачу в 1970-1980-х годах преспокойно смотрели и академики, и работяги, и школьники любого возраста. Репризы и монологи не казались ни сложными, ни странными. Даже заковыристый Михаил Жванецкий со своими «одесскими интонациями». Просто он (юмор) был рассчитан на определённый уровень знаний. А что сейчас по ящику и в интернетах? Тупо-ублюдочный набор сальностей «про секс» или же – вечные шутки с летящим в рожу тортом. Нет - конечно же, горшком.

Остроумие - это всегда следствие высокого интеллекта, причём не отдельного человека, а всего социума, иначе кто будет понимать-считывать остроты? Если в обществе культивируется начитанность, книжность, умение ввернуть цитату и обыграть её - стало быть пришёл час для умного юмора и столь же бойкой сатиры. Вот названия проходных фельетонов 1950-х годов: «А Васька слушает, да ест» (о бюрократе - его критикуют, но он продолжает гнуть свою линию), «Ну как не порадеть родному человечку?» (о ректоре вуза - вот гад, пристраивает своих племянников), «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан» (о недостатках в легкой промышленности). Замечу, что это не столичная пресса, а - провинциальная. Авторы текстов достоверно знали: их читатель не станет удивляться, что бюрократа зовут не Васька, а Игнат Порфирьевич, а красный сарафан ни разу не мелькает в качестве объекта критики. Даже самый распоследний двоечник знал цитаты из поэм, романов и народных песен. Что уж говорить об отличниках и прочих физико-лириках, которые выстреливали цитатами из всех знаковых книг. Всё те Вайль и Генис писали: «Воскрешенные (в эпоху Оттепели - Г.И.) романы "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" не воспринимались как цельное повествование с сюжетом и композицией, а с легкостью разменивались на десятки и сотни афоризмов...; они растаскивались на цитаты-блоки, цитаты-плиты, цитаты-кирпичики... Поднаторевший в Ильфе и Петрове человек мог практически на любую тему объясниться с помощью цитат из этих книг». Я помню и 1970-1980-е, когда у образованной публики было принято говорить цитатами из книг Михаила Булгакова, и это считалось неким культурным кодом. Однако же интеллектуальный багаж и заученные реплики - это всего лишь полдела. Надо уметь ими распорядиться. Толку-то, если человек может вызубрить словечки, но не в состоянии лепить из них что-то новое и главное - остроумное? Цитатки надо вворачивать по делу и - быстро, как бы спонтанно, хотя за этой спонтанностью всегда стоит привычка загружать мозг. Современное образование, да и наша реальность мало способствуют развитию синтетического мышления, на базе которого и рождаются шутки. Синтез проявляется в создании чего-то оригинального, в комбинировании противоположных идей, взглядов, смыслов. Любой каламбур - это синтез. Всякая закрученная и - тонкая, смешная фраза - синтез. Что есть смешное? Сочетание не сочетаемого в фантазийной пропорции, которую можно создать исключительно от большого ума. Нарочно. И при этом - спонтанно. Пародия - снова синтез. Сложение всех типических приёмов автора, микширование, создание узнаваемого клише, но - в изменённой форме. Советское образование было заточено под анализ и - синтез, ибо общество нуждалось в изобретателях, учёных, научных теоретиках или - тех, кто может вдумчиво прочесть и применить на практике. Настраивая себя с самого детства «на синтез», человек автоматически генерировал остроумные фразы. Во всяком случае, понимал их, если не умел сам.

В одной статье, посвящённой английскому юмору, утверждалось, что существует две его разновидности. Первый - собственно для «лордов» и примкнувшей к ним интеллектуальной элиты, второй - для простонародья, которое априори ничего не соображает. Два сорта British humour для двух сортов бритиш-сапиенсов. Одним - дивные абсурды, парадоксы, игры сознания, изысканные конструкции. Другим - постельно-сортирное убожество и примитивные гэги. Альбион, славящийся своим демократическим имиджем, является ещё и родиной социального расизма (да не только социального), а посему при всех явленных свободах и равенствах, там весьма резко поставлены границы, разделяющие чистых и нечистых. Эти границы, безусловно, прозрачны - нынешний лорд часто носит те же кроссовки, что и сантехник. Но! Они сызмальства приучаются читать и смотреть разное. Думать по-разному. Смеяться над разным. Статья во многом тенденциозна, однако, в ней имеется доля истины - английская элита до сих пор формируется по особым канонам. И юмор у них там - свой у каждой страты. Кстати, в Советском Союзе прививался вкус именно... «господскому» варианту - например, к Оскару Уайльду, который шутил и витийствовал «для своих». Но в СССР его почему-то переводили, экранизировали и представляли в театрах. Для пролетариев. Потому что знали - пролетарий в силах понять. А сейчас, в основном, транслируется что Оскар Уайльд был гомосексуалистом и это - ужасно смешно/интересно/прикольно. Общество само выбрало путь деградации и отказалось развития - так проще и...вкуснее. Веселее. Ржание над голой задницей - легче и доступнее. Тем паче, нам разве учёные нужны? Нет! Квалифицированные потребители! Для шопингующих плебеев и куплеты об экскрементах сгодятся.

Когда мы критикуем придурковатых юмористов, мы вечно как-то забываем о себе-любимых. О нас в целом. До чего мы сами-то докатились? Не конкретно вы, а - мы. Все. Евгений Петросян, которого принято клеймить, как образец низкопробного смехачества, не сам придумывает репризы - он всего лишь артист, проводник идей. Его искусство (или - анти-искусство, если угодно) пользуется колоссальным спросом у «обычного человека», у тётенек и дяденек. У наших соплеменников. Они могли бы выбрать что потоньше, но предпочли ржание над сальностями и глупостями. Не поленитесь найти в Интернете старые записи Петросяна - почувствуйте разницу. Его шутки деградировали вместе с примитивизацией всего социума. В наши дни юмор делался, что называется, «нишевым». У каждой ниши - своё смешное. Физики по-прежнему шутят, но уже в своём кругу. С теми, кто ещё помнит, как и почему пропал «калабуховский дом». Остальным же - «признак дурачины».

Рисунок в анонсе Васи Ложкина

День смеха, или день дурака, который традиционно отмечается во многих странах , обычно активизирует людей, которые получают наибольшее удовольствие от шуток. Тем не менее утверждают, что далеко не всегда такая постоянна тяга свидетельствует исключительно о хорошем состоянии человеческого организма. Вполне вероятно, что острить людей вынуждает самая настоящая болезнь.

Периодические проявления чувства юмора приводят исключительно к позитивным ощущениям и хорошему настроению, но не прекращающийся полет фантазии конкретного человека автоматически начинает нервировать его собеседников, родных и близких. Во многом это происходит из-за того, что постепенно шутки становятся абсолютно не смешными, а даже приобретают оттенок грубости. Представители авторитетного издания «Би-би-си» считают, что эта проблема на сегодняшний день присуща многим людям по всему миру. Даже после осознания этой проблемы и обращения к специалисты не могут нормально общаться со своим пациентом. Из-за желания постоянно шутить у них полностью отсутствует чувство реальности и возможность перевести разговор в серьезное русло. Такое положение дел явно усложняет процесс определения диагноза.

В медицине уже существует понятие мории. Это обычно означает патологически повышенное настроение, которое наблюдается вместе с возбуждением, дурачливостью и даже склонностью к наиболее глупым шуткам. Такое заболевание возникает у человека далеко не просто так. Ученые и медики после проведенных исследований пришли к выводу о том, что это может быть результатом перенесенных двух инсультов в промежуток времени всего в 5 лет.

Данное расстройство требует самого серьезного и продолжительного лечения под постоянным присмотром уполномоченных специалистов. Один из самых первый подобный случай произошел в 1929 году. С тех пор проявления мории стали регулярно проявляться по всей . Одна из главных особенностей пациентов заключается в том, что сами они практически никогда не получают удовольствия от шуток других людей. Их веселят исключительно собственные остроты, которые к тому же далеко не всегда являются правильными и смешными. Такой тип поведения медики связывают с достаточно конкретным повреждением лобных долей головного мозга.

Для определения того, как именно и почему мозг человека после перенесенных болезней рождает плоские шутки, медикам приходится разбираться в том, насколько тот же мозг приспособлен к обрабатыванию юмора. Во время выслушивания анекдота обычно мыслительные процессы предназначены для обработки полученной информации и подготовки к традиционной смешной концовке. Только после того, как человеческий мозг делает определенные умозаключения, то он способен воспринимать шутки, в результате чего у человека проявляется смех.

Судя по всему, у людей, страдающих от вышеуказанного весьма сложного не выстраивается логичная цепочка, из-за чего мозговые центры удовольствия попросту не способны раздражаться для появления смеха. Фактически можно сравнивать между собой момент, когда становится понятна основная суть анекдота с чувством самого настоящего озарения. При усугублении заболевания человек становится неспособным к формированию данных мыслей и последующих выводов.

Болезнь вызывает смех без причины.

Деловое издание «Биржевой лидер» отмечает, что один из самых главных признаков мории заключается в излишней склонности к смеху. Если такой результат появляется даже без наличия на то весомых причин, то в обязательном порядке уже необходимо задуматься. В таком случае к дополнительному выбросу нейромедиатора дофамина приводят личные чувства и мысли пациентов, которые в результате могут быть абсолютно не связанными с той шуткой, которая до этого прозвучала. У медиков есть серьезные причины для того, чтобы в дальнейшем пристально изучать основные подробности данного заболевания. Беда заключается в том, что достаточно серьезные проблемы с лобно-височной деменцией возникают людей не в старости а в самом расцвете сил. После этого человек с огромными трудностями ощущает мотивацию и чувства окружающих людей, а это уже приводит к негативному приспособлению к социуму. Из-за того, что пациенты не понимают сложные и продуманные шутки, они больше заинтересованы в проявлении грубости.

Представители научной сферы деятельности советует пристально присматриваться к своим родным из близким, ведь основные признаки мории могут быть неоднозначными. В практике уже были случаи, когда от момента заболевания и до того, как был поставлен диагноз, проходили года. Естественно, за столь внушительный промежуток времени болезнь прогрессирует, что усложняет последующий процесс лечения. Медики со своей стороны, приложат все возможные усилия для того, чтобы в кратчайшие сроки определить диагноз. Для этого им необходим специальный тест на определение чувства юмора. За счет его проведения можно будет выяснять произошедшие перемены в плане социальных способностей человека. Ни в коем случае не стоит забывать о том, что юмор все же является достаточно сложным феноменом, который ни в коем случае не стоит воспринимать исключительно в качестве данности.

5 декабря 2017

Приходилось ли вам слышать такую забавную пословицу «смех без причины — признак дурачины»? Как вам кажется, что она подразумевает?

Ведь люди очень часто произносят ее, почти не задумываясь над значением. Но что если это не веселое выражение со смыслом, а действительно симптом какой-нибудь болезни психики? Может, человеку, о котором была сказана данная пословица, стоит записаться на прием к психотерапевту, чтобы проверить свое самочувствие?

Хотите узнать правду о себе и своих близких? Тогда скорее приступайте к чтению статьи. Откройте для себя тайны, что скрывает ваша психика!

Безрадостность — черта характера русских людей?

Русские люди действительно считают, что смех без причины — признак дурачины. А иностранцы, наблюдая за жителями России, нередко отмечают, что русские люди гораздо более скупы на эмоции, выражающие радость, счастье, чем представители других стран.

Для того чтобы разобраться, действительно ли русские люди не умеют радоваться, проведем сравнительный анализ между ними и иностранцами.

Русские сосредоточены на своей работе

Поскольку у иностранцев улыбка считается признаком хороших манер, они при встрече, приветствуя знакомых и незнакомых людей в магазине, на службе, при выполнении серьезной работы, непременно должны улыбнуться. Для русских же подобное поведение — безответственность и несерьезность по отношению к своему делу или службе. Поэтому для них смех без причины — признак дурачины.

Кроме того, русский человек воспитан так, что раскатистый хохот — жуткий, он идет от темных сил, ведь так смеются только дьявол и его приспешники. Православному человеку так смеяться не пристало. А у иностранцев, наоборот, хороший, громкий смех отличает человека жизнерадостного и позитивного.

Видео по теме

Русские против «дежурных» улыбок

Для иностранцев вполне естественно улыбаться, приветствуя человека. Это лишь выражение вежливости, которое становится все более явным и сильным, если улыбка расширяется. Русский человек считает, что улыбка должна быть искренним выражением симпатии. А та постоянная, что используют иностранцы — «дежурная», и она, наоборот, является невежливой.

Также иностранцы привыкли улыбаться незнакомым людям. Это своеобразный способ приветствия, возможность разделить свою радость с кем-то еще. А для русских людей такая улыбка — моветон. Ведь они твердо убеждены, что улыбаться следует исключительно знакомым людям, а не всем подряд.

Именно поэтому иностранцы, встречая на своем пути незнакомого улыбающегося человека, непременно ответят ему таким же приветственным жестом. Русский же человек сочтет такого «персонажа» ненормальным и в лучшем случае просто пройдет мимо. Если человек, что шел навстречу улыбающемуся, расценит улыбку, как насмешку, ситуация может дойти до своего апогея — рукоприкладства.

Когда стоит начинать бояться за свое душевное здоровье?

Помните, дети иногда веселятся друг с другом, показывая указательный палец и смеясь над этим. Тогда родители любят говорить: «Смех без причины — признак дурачины». Но этот смех вполне естественен, потому что так малыши стремятся привлечь внимание взрослых.

Если у подобного проявления радостных эмоций есть причина, причем совершенно неважно, знают ли о ней окружающие или нет, смех вполне нормален, а разбираемая в данной статье пословица — просто забавная присказка, призванная немного урезонить, успокоить и пристыдить малышей. Но беспричинный смех является признаком серьезного расстройства психики. Хотите узнать, какого?

Смех без причины — признак не дурачины, а болезни?

Для того чтобы ответить на вопрос, сперва следует определить, какой смех является беспричинным.

Чтобы в этом разобраться, представьте следующую картину: например, ваш друг рассказал вам смешной анекдот, и вы дружно хохочете над ним.

У вас есть повод для веселья — это анекдот, но со стороны не знающему ситуацию человеку запросто может показаться, что ваш смех "без причины" есть признак дурачины. Ведь он-то понятия не имеет ни о каком анекдоте, а потому может по-своему растолковать происходящее действие.

Другой вариант развития событий: вы перестали спать, но продолжаете чувствовать себя бодрым и полным энергии. Вы уверены в своих силах, вас охватывает чувство эйфории, кажется, что вы способны на все. Любая ситуация веселит вас, даже если она может оказаться фатальной. И даже на краю пропасти (как в переносном смысле, так и в прямом) вам все нипочем, вы продолжаете смеяться.

Прочитали? Здорово. Тогда ответьте теперь, какая из вышеописанных ситуаций выглядит более странной и ненормальной?

Симптом биполярного расстройства

Беспричинный смех является симптомом серьезного заболевания психики. Когда люди начинают проявлять положительные эмоции, смеяться в неподобающих ситуациях, окружающим следует задуматься, не стоит ли держаться от таких подальше. А близким людям этого человека нужно настоять на том, чтобы он обратился к врачу.

Ведь беспричинный и неконтролируемый смех — первый тревожный знак, не предвещающий ничего хорошего. Биполярное расстройство психики опасно как для больного, так и для находящихся рядом с ним людей. Потому что в периоды обострения, называемые манией, больной становится слишком импульсивным, не отвечает за свои действия и поступки, а потому может причинить вред не только себе, но и своим близким.

Сам с собой веду беседу

Итак, вы уже знаете, что неуместное и беспричинное проявление положительных эмоций является признаком расстройства психики. Тогда как дружный смех в компании друзей, знакомых или родственников вполне нормален и не считается признаком дурачины.

Но тогда возникает еще один вопрос, сформулировать который поможет следующая ситуация: вы идете по улице, слушаете музыку по радио. Потом началась развлекательная передача, и вдруг радиоведущий сказал какую-то фразу, которая вас рассмешила. Вы улыбнулись. Проходящий мимо человек заметил это и счел вас ненормальным, потому что вы идете и сами себе улыбаетесь. А ему это показалось странным.

Такой смех является признаком заболеваний психики?

«Смех без причины — признак дурачины». Значение

Подобное утверждение используется только в России, на другие языки оно не переводится по причине того, что иностранцы его просто не поймут.

Подобный эксперимент уже проводили, и вот что из этого вышло. Однажды одному немецкому студенту, приехавшему учиться в известный российский университет, преподаватель сделал замечание, сказав именно эту фразу. Молодой человек довольно хорошо разговаривал на русском языке и понял выражение в буквальном смысле. А потом донимал своих однокурсников, почему смех без причины — признак дурачины, и из чего следует данное умозаключение.

Таким образом, данная пословица не диагноз, а лишь напутствие, указ вести себя более сдержано, соблюдая порядок и приличия в месте, где находитесь.

Смех — признак наличия чувства юмора

Юрий Никулин утверждал, что заставить человека плакать гораздо проще, чем развеселить, рассмешить его. И это действительно так. Не верите? А вы вспомните, как смотрели вместе со своими друзьями, родственниками, знакомыми какой-нибудь смешной фильм.

Приходилось ли вам смеяться не потому, что на самом деле было смешно, а как бы за компанию, чтобы не показаться «белой вороной», которая не поняла шутку? Быть может, вы это делали неосознано, а, может, и нарочно.

Так уж сложилось веками, но человеку свойственно стадное чувство. И это не оскорбление, а лишь констатация факта. В этом нет ничего зазорного, ведь все люди немножечко похожи, они имеют общие черты характера, внешность, а потому на каком-то подсознательном уровне не желают выделяться из толпы.

Веселый, заливистый смех считается признаком хорошего чувства юмора, но только тогда, когда окружающие видят реальный повод для него. Если же вы (пусть и по весомому поводу) улыбаетесь сами себе, вас легко могут посчитать немного странным. Поэтому научитесь контролировать свои эмоции, соблюдая правила приличия.

Таким образом, смех может являться признаком опасного психического расстройства. Но в этом случае он должен проявляться в неподобающих месте или ситуации. Если же у смеха есть причина, пусть и непонятная другим людям, он не вызывает опасений и считается вполне нормальным.

Поэтому значение пословицы «смех без причины — признак дурачины» не стоит воспринимать буквально и лихорадочно бежать к психиатру, как только в ваш адрес было сказано подобное замечание. Возможно, люди просто завидуют вашему чувству юмора, только и всего.

Попалась на глаза статья с претензией на научность, в оппозиционно-либеральном русофобском Слоне , где , среди прочего дивного, утверждается следующее, чудное -
...
Кроме того, польский ученый сравнил результаты с «коррупционными» рейтингами Transparency International и Heritage Foundation. По утверждению исследователя, он обнаружил «значительную» корреляцию: глупой и обманчивой улыбку считают люди, живущие в коррумпированных государствах. Коррупция, вероятно, даже «ослабляет значимость такого эволюционного инструмента, как улыбка», отмечает ученый в своей статье...

Если кто не понял - это русские, малоулыбчивые, но многокоррумпированные люди так считают, ну не удалось им подняться на верхние ступеньки эволюции, увы, унтерменши ведь...
Ознакомилась со ссылками и графиками, отсмеявшись, задумалась. Нет, я все понимаю, конечно, инфовойна и "вот это вот все", но нужно ведь сохранять хоть подобие приличий, если уж называешь себя исследователем?

В общем, наш ответ Чемберлену, не академичный, а популярный, ибо формат ЖЖ академичности не предполагает, зато доступный даже британским польским ученым-русофобам...
Вот, к примеру, из диссертации по культурологии -
...Улыбка как знак невербальной коммуникации в ситуации общения незнакомых людей имеет разные значения в русской и западной (на примере английской и американской) культурах. Так, в английской и американской культуре улыбка означает отсутствие агрессивности, принадлежность к данному социуму, заинтересованность в коммуникации, готовность к сотрудничеству, готовность оказать услугу, почтение и услужливость, социальное преуспевание и удачливость, достойный уровень благосостояния. В русской культуре улыбка означает несерьёзность, легкомыслие, а также искреннее выражение очень хорошего настроения, особое расположение к собеседнику, заигрывание, переход к более личным отношениям, насмешку и критику, иногда лукавство (обман), знак почтения к лицу более высокого социального статуса.
Анализируя исторические корни формирования национального лика исследуемых культур, можно заметить, что улыбка всегда была более популярна в западной культуре, чем в русской, притом, что в обеих христианских традициях её принято считать символом тихой душевной радости в отличие от смеха, который традиционно относили к атрибутам дьявола. В русской культуре больше значения придаётся страданию как пути формирования и очищения души. Поэтому центральное место в лике России занимают глаза, а улыбка оказывается периферийной, нетипичной мимикой русского лица. Таким образом, можно говорить о двух разных по выражению и настроению ликах: улыбающемся западном и скорбном русском...
Но я обещала популярно, поэтому, скажем так...

Помните, райкинское: "смеяться надо в специально отведенных для этого местах"? Сколько раз нам его ставили в вину местные русофобы-антисоветчики, этот шутливый императив из сатирической миниатюры?

Сейчас, когда из русских, в рамках гибридной инфовойны, усиленно лепится образ врага - агрессора, дикого, нецивилизованного, запуганного властью человека, боящегося своей тени, но озлобленного на весь мир, интересно рассмотреть детали, из которых он состоит, этот образ.
Вот например, один из стереотипов внешнего облика и коммуникативного стиля русского человека, россиянина - мрачность, замкнутость, угрюмость, неприветивость, неулыбчивость. Последнее - то, что бросается в глаза иностранцу прежде всего, ведь мы, на его взгляд, слишком мало и редко улыбаемся.

При этом, ф еномен бытовой неулыбчивости русского человека выступает как одна из наиболее ярких и национально-специфических черт русского невербального поведения и русского общения в целом.
Так ли это на самом деле? Или есть специфика невербальной коммуникации в разных культурах, свзанная с этнопсихологическими особенностями? Конечно, да, ее просто не может не быть в этом, как и во всем остальном...
В таком случае, особенности русс кой у лыбки - каковы они, почему она обладает б ольшим национальным своеобразием ?
&
Начнем с того, что она практичес ки выполняет совершенные иные, если не сказать, прот ивоположные функц ии, нежели улыбка в западных (и не только) странах.
Скажем, Горький отмечал, что у американцев на лице прежде всего видишь зубы, Задорнов называл американскую улыбку хронической, а Жванецкий выдал, что американцы улыбаются, как будто включены в сеть.
У китайцев существует поговорка "кто не может улыбаться, тот не сможет открыть лавку".
У японцев улыбка означает - " я не смею грузить вас своими проблемами" и т.д.
В американском, английском, немецком коммуникативном поведении улыбка - прежде всего сигнал вежливости, посему она обязательна при приветствии и в хо
де вежливого разговора. Знаменитое объяв ление в американском банке: "Если наш оператор вам не улыбнулся, заявите об этом швейцару, он вам выдаст доллар" - еще недавно было немыслимо в России.
У нас все иначе.
В начале перестройки некий а мериканец как-то на пи сал: "Почему-то, когда мы смотрим на таможенников, проверяющих наши паспорта, и улыбаемся им, мы никогда не получаем улыбки в ответ. Когда мы встречаемся глазами на улице с русскими людьми и улыбаемся им, мы никогда не получаем улыбки в ответ". И это было правдой...

Каковы же специфические национальные особенности русской улыбки? (для кратости обозначим - РУ))
1. РУ выполняется только губами, изредка обнажается верхний ряд зубов, она НЕ лошадиная.
2. РУ общении НЕ является сигналом вежливости, она НЕ дежурная.
3. В русском общении НЕ принято улыбаться незнакомым, она НЕ сервисная.
4.
У нас не принято автоматически отвечать на улыбку улыбкой, она НЕ машинальная.
5.У нас
не принято улыбнуться человеку, просто встретившись с ним взглядом, она НЕ случайная.
6. Улыбка у русских - сигнал расположения к конкретному человеку, она НЕ безличная.
7. У нас не принято улыбаться "при исполнении" должностных обязанностей, она НЕ служебная.
8. РУ всегда искреннее выражение хорошего настроения или расположения к визави, она НЕ формальна.
9. РУ должна иметь веское основание, известное окружающим, она НЕ беспричинна.
10.
Причина улыбки человека должна быть естественно обусловленной, она НЕ самоутверждающа.
11. РУ как бы требует определенного времени для своего "осуществления", она НЕ спонтанна.

И еще некоторые особенности и выводы:
- В нашей коммуникативной культуре не принято улыбаться просто для поднятия настроения собеседника, чтобы сделать ему приятно, поддержать.
- В России не принято также улыбаться и с целью самопрезентации/самоподбадривания - всех перечисленных функций у русской улыбки практически нет.

- Улыбка должна быть абсолютно уместной с точки зрения окружающих, соответствовать коммуникативной ситуации, с их точки зрения.
- Улыбка в официальной обстановке и в компании демонстрирует по настоящему хорошее настроение и искренне дружелюбие собравшихся людей.
-
У русских не наблюдается четкого разграничения между улыбкой и смехом, на практике часто они отождествляются, уподобляются одно другому.

То есть - большинство стандартных коммуникативных ситуаций русского общения улыбку не санкционируют. Не принято улыбаться в напряженной ситуации - "не до улыбок".
Вот это, чисто русское -"Чего ты лыбишься?", "У нее семеро по лавкам, а она ходит улыбается", "Что за смех? Я ничего смешного не сказал!". Вообще, улыбающимся людям в России нередко говорят: "Не пойму, что здесь смешного!" или "А что я смешного сказал?" , "Потом будешь улыбаться, работай".
И, как венец, уникальная, не имеющая аналогов в других культурах поговорка:"Смех без причины - признак дурачины" и сакраментальное - "делу время, потехе час".

Таким образом, русская улыбка рассматривается как некий самостоятельный коммуникативный акт, который как таковой в большинстве случаев излишен.
В русском коммуникативном сознании существует императив: улыбка должна являться искренним отражением хорошего настроения и хорошего отношения. Чтобы иметь право на улыбку, надо действительно хорошо относиться к собеседнику или иметь в данный момент прекрасное настроение.
То есть, русское национальное сознание фактически не воспринимает улыбку, как адресованную неизвестно кому и по непонятным причинам. Оно отторгает такую улыбку, не видя в ней коммуникативного смысла, воспринимая ее исключительно как отражательный, симптоматический сигнал хорошего настроения, обусловленного благополучием в материальном плане.

И, в заключение, ссылочка на литературу, звучит как анекдот, или притча и много объясняет -
В книге А. Перри «Twelve stories of Russia» (Двенадцать рассказов о России) на протяжении всего повествования с легким юмором описывается, каких трудов стоило американскому учителю, приехавшему в Москву, следовать советам о том, как не привлекать внимания окружающих, содержащимся в буклете его компании, где подчеркивалось: «Главное - не улыбайтесь». Шесть с половиной лет прошло до того момента, когда один русский друг спросил его об обратном - почему он никогда не улыбается. Ответ прозвучал весьма по-русски: «I don"t know. I mean I"ve never thought about it. I just smile when I want to, I mean when I have something to smile about» (Не знаю. Я никогда не думал над этим. Просто я улыбаюсь, когда хочу, когда есть чему улыбаться) .

Таковы основные особенности русской национальной улыбки, обусловленные нашими социокультурными особенностями и традициями, нравится это кому-то, или нет.
А не то, что подумали уважаемые партнеры...


И это все, или почти все, что я хотела сказать на данную тему, в преддверии выходных. Улыбайтесь, друзья, надеюсь в ближайшие дни у вас будут для этого веские причины и поводы)))))))))



Беременность и роды