Распространенный язык стран латинской америки. Латинская Америка, Latin America

20 октября в Библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева с лекцией на тему «Генеалогическая классификация языков Северной Америки: проблемы и перспективы» выступил лингвист, кандидат филологических наук, доцент Сектора компаративистики Института восточных культур и античности РГГУ; с.н.с. Лаборатории востоковедения и сравнительно-исторического языкознания Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук РАНХиГС Михаил Живлов. Его выступление стало второй лекций в рамках нового цикла лекций "Полит.ру" о современной исторической лингвистике.

Разнообразие языков Северной Америки очень велико. Среди них выделяют несколько десятков независимых языков семей и языков-изолятов. Если перечислять только крупные общепризнанные языковые семьи, то их будет не менее одиннадцати. Во-первых, это эскимосско-алеутские языки , некоторые из которых встречаются и в Евразии. Двигаясь дальше на юг, мы встречаемся с языковой семьей на-дене . Она распространена на Аляске, в северо-западной части Канады, некоторые ее ветви проникли на тихоокеанское побережье США, а отдельные достигли даже юго-западных штатов Аризона и Нью-Мексико, где распространен входящий в эту семью язык навахо. Алгонкинская семья распространена в восточной и центральной частях Канады, а районе Великих озер и в северной части атлантического побережья США. Два языка этой семьи (вийот и юрок), проделав длинный путь, оказались в Калифорнии (о языке юрок мы ранее рассказывали в ). Изначальная родина алгонкинской семьи, видимо, находилась в районе нынешнего Орегона, а потом их носители мигрировали на восток.

Языковая семья сиу распространена на пространстве от реки Миссисипи на востоке до Скалистых гор на западе и от реки Саскачеван на севере до реки Арканзас на юге, прародина ее, видимо, находилась на восточном побережье США. В области Великих равнин встречаются также языки семьи кэддо (кицайский, арикара, пауни и собственно кэддо). Носители языков семьи мускоги (в наши дни сохранились алабамский, коасати, крикский, микасуки, чикасо и чоктавский языки) живут на юго-востоке США, в штатах Миссури и Алабама. Родиной обширной юто-астекской семьи , видимо, был юго-запад США, откуда их носители проникли в район Большого бассейна, а некоторые (команчи) - и далее, на Великие равнины. Другая ветвь той же семьи распространилась на юг, достигнув Мексики и Гондураса. Наиболее известный их представитель - классический науатль, который служил основным языком государства ацтеков до испанского вторжения.

В Мексике и Гватемале распространены языки семьи майя , их сейчас насчитывают около сорока. На юге Мексике говорят также на языках семьи михе-соке . Предполагается, что носителями этих языков в древности были ольмеки - создатели первой развитой цивилизации на территории Мексики. Возможно, языкам михе-соке родственна тотонакская языковая семья. Наконец, тоже на юге Мексики есть еще и ото-мангская семья языков, ранее ее представители были распространены и южнее, в Коста-Рике и Никарагуа. Данная семья примечательна тем, что прогнозируемая дата ее распада самая древняя из общепризнанных языковых семей Северной Америки. Так что ото-мангская семья не уступает по возрасту, например, индоевропейской.

Напомним, что выше перечислены лишь наиболее крупные и общепризнанные семьи, а на самом деле независимых семей или отдельных языков, для которых не установлено родство ни с кем, в Северной Америке еще больше. Особенным разнообразием в этом отношении поражает тихоокеанское побережье США. По данным сайта «Глоттолог» , в Северной Америке насчитывается 42 отдельных языковых семьи и 31 язык-изолят (не считая языков, принесенных европейцами). То есть генетическое разнообразие языков в Северной Америке больше, чем в Евразии (26 семей и 12 изолятов по данным того же сайта), Австралии (23 семьи и 9 изолятов) или Африке (34 семьи и 17 изолятов). Подобная ситуация весьма примечательна, если учесть, что заселена Америка была позже, чем другие континенты.

Первую научную классификацию языков Северной Америки предложило Бюро американской этнологии в конце XIX века под руководством Джона Уэсли Пауэлла (1834 - 1902). Она была основана на сравнении собранных исследователями словарных списков, без применения строгих методов сравнительно-исторической лингвистики, а только на основе оцениваемого интуитивно сходства. В результате Пауэлл и его сотрудники разделили 632 обследованных языка на 42 независимых семьи плюс 31 изолированный язык.

В дальнейшем ученые неоднократно пытались свести такое количество семей к меньшему число более крупных языковых объединений. В частности с индейскими языками запада США работали Альфред Крёбер (1876 - 1960) и Роланд Диксон (1875 - 1930), которые предложили ряд гипотез языкового родства. Среди идей Крёбера и Диксона наибольшее признание завоевали гипотезы о существовании языковых семей хока и пенути. Также Диксон и Крёбер впервые предположили, что упомянутые выше калифорнийские языки вийот и юрок родственны алгонкинским языкам.

Более строгое обоснование родства вийот и юрок с алгонкинскими дал потом выдающийся американский лингвист Эдвард Сепир (1884 - 1939). Сепир принадлежит также ряд других достижений в генеалогии американских языков. Например, он включил в семью хока ряд языков, распространенных за пределами Калифорнии. Сопоставив языки науатль и южный пайюте, оно доказал родство юто-астекских языков.

Леонард Блумфилд (1887 - 1949), занимавшийся в начале своей карьеры индоевропеистикой, потом применил ее методы к языкам алгонкинской семьи, строго обосновав родство нескольких из них (фокс, кри, меномини и оджибве). Работы Блумфилда опровергли распространенное ранее мнение, что методы классической компаративистики, разработанные на материале индоевропейских языков, неприменимы к “языкам дикарей”.

Большой вклад в изучение языков Северной Америки внес Джон Пибоди Харрингтон (1884 - 1961), которые более сорока лет занимался полевыми исследованиями, собирая материалы по индейским языкам. Если бы не он, многие дальнейшие труды компаративистов были бы невозможны, так как многие языки исчезли совсем и для установления из родственных связей просто не было бы необходимого материала. На основе собранных Харрингтоном данных уже издано множество словарей и грамматик, а полная их публикация займет еще десятки лет.

В 1929 году Эдвард Сепир опубликовал в энциклопедии Britannica статью «Языки Центральной и Северной Америки», где попытался сократить число языковых семей континента с нескольких десятков до всего шести: эскимосско-алеутские, алгонкино-вакашские, на-дене, пенути, хока-сиу, ацтеко-таноанские. Следует помнить, что Сепир прямо указывал на предварительный характер своей классификации и хорошо разделял гипотезы доказанные (например, родство внутри юто-ацтекских языков), достаточно достоверные (семья хока, родств вийот и юрок с алгонкинскими) и предположительные (макросемья хока-сиу). Однако авторитет Сепира был так велик, что многими последующими авторами его классификация стала восприниматься как хрестоматийная и полностью подтвержденная.

С другой стороны, позднее, американские лингвисты стали опровергать существование отдельных предложенных Сепиром родственных групп. В результате следующий этап в истории классификаций языков Северной Америки прошел преимущественно под девизом «сплиттерства» - расщепления гипотетических групп и семей языков. Критика со стороны сплиттеров была вполне обоснованной, так как многие из предлагавшихся гипотез о языковом родстве были основаны на недостаточном материале или же бездоказательны. Самый влиятельный представитель этого направления - Лайел Кэмпбелл. В итоге в книге The Languages of Native America: An Historical and Comparative Assessment, изданной в 1979 году под редакцией Кэмпбелла и Марианны Митун постулировалось существование 62 независимых генетических объединений языков Северной Америки. В книге Кэмпбелла 1997 года American Indian languages: the historical linguistics of Native America их все-таки чуть меньше - всего 58.

Если Кэмпбелл представитель крайнего скептического крыла в отношении гипотез о языковом родстве североамериканских языков, то диаметрально противоположную позицию занимал Джозеф Гринберг (1915 - 2001, о нем можно было и в лекции, посвященной языкам Африки). В книге 1987 года Language in the Americas он разделил все языки не только Северной, но и Южной Америки всего на три большие семьи: экимосско-алеутскую, на-дене и все остальные, которым он дал название америндские языки.

Хотя сейчас понятно, что единой семьи америндских языков все-таки не было, существует целый ряд гипотез родства внутри языков Северной Америки, которые проявляют достаточную устойчивость ко всем усилиями сплиттеров их опровергнуть. По словам Михаила Живлова, весьма вероятно существование языковых семей хока и пенути, хотя конкретный состав входящих в каждую из них языков пока ясен не до конца. Хороший потенциал также у гипотез, объединяющих изолированный язык ючи (штат Оклахома) с языками сиу, изолированный язык натчез (Луизиана и Миссисипи) с языками мускоги, а также у некоторых других.

Есть несколько интересных новых гипотез. В недавно вышедшей книге «Заселение человеком Нового Света: опыт комплексного исследования» (2015) Илья Пейрос предложил объединение целого ряда семей (хока, пенути, юто-астекских, михе-соке, майя и кечуа) в «западно-америндскую» макросемью. Совместно с С. Л. Николаевым Пейрос также предполагает существование «берингийских языков», куда входят сэлишские, алгонкинские, вакашские, а также чукотско-камчатские языки. Но эти гипотезы еще нуждаются в доказательстве.

В чем же причины столь высокого разнообразия языковых семей Северной Америки? По словам Михаила Живлова, и может быть несколько. Во-первых, в Америке не было широкой экспансии какой-либо одной языковой семьи, подобно индоевропейской в Евразии или банту в Африке, которая бы стерла целый ряд других языков. Во-вторых, согласно данным генетиков, перед тем, как распространиться по Северной и Южной Америке, люди в течение нескольких тысячелетий жили на территории Берингии. За это время языковое разнообразие внутри этой территории несомненно увеличивалось, даже если мы предположим, что изначально они все говорили на близкородственных языках. Потом все они хлынули на американский континент, в результате чего и образовалась нынешняя языковая карта. Наконец, совершенно не обязательно, что заселение Америки проходило единовременно, однородной языковой группой людей. Вполне вероятно наличие нескольких волн переселенцев, а значит и языковое разнообразие Америки восходит к разнообразию языков Восточной Сибири эпохи палеолита.

Языки Америки довольно разнообразны. Условно их можно поделить на две большие группы: языки индейских племен, которые населяли Америку до европейского завоевания и языки, которые распостранились в Северной и Южной Америке в постколониальный период (в основном это европейские языки).

Наиболее популярными языками в Америке на сегодня являются языки европейских государств, которые имели в Америке в свое время обширные колонии - это английский (страна Великобритания), испанский (испания) и португальский (португалия). Именно эти три языка в большинстве случаев являются официальными государственными языками стран Северной и Южной Америки.

Самым крупным и наиболее распостраненным языком Америки является испанский язык. В целом в Северной и Южной Америке на нем говорят более 220 млн. человек. Испанский язык является доминирующим языком в Мексике, Колумбии, Аргентине, Венесуэле, Перу, Чили, Кубе, Доминикане, Эквадоре, Сальвадоре, Гондурасе, Гватемале, Никарагуа, Уругвае, Боливии, Коста-Рике, Панаме. Он так же является государственным языком в этих странах.

На втором месте по распостранению в Америке находится английский язык (точнее его американский диалект). На нем в обоих Америках говорит 195,5 млн. человек. Больше всего на английском говорят, естественно, в США. Так же на нем говорят на Ямайке, Барбадосе, Багамах, Бермудах и других островных государствах. Английский считается и официальным языком Белиза, хотя большинство населения страны все же говорит на испанском и индейских языках.

На португальском языке, который замыкает тройку лидеров, в обоих Америках говорит 127,6 млн. человек. Больше всего на португальском языке говорят в Бразилии. В этой стране он является государственным языком.

Так же популярными языками в Америке является французский, на нем в обеих Америках говорит 16,8 млн. человек, немецкий (8,7 млн. чел.), итальянский (8 млн. чел.), польский (4,3 млн. чел.) языки.

Что касается индейских языков, то на них сегодня в обеих Америках говорит около 35 млн. человек. Больше всего на индейских языках говорят в Перу (7 млн. чел.), Эквадоре (3,6 млн. чел.), Мексике (3,6 млн. чел.), Боливии (3,5 млн. чел.), Парагвайе (3,1 млн. чел.)

Индейские языки Америки довольно разнообразны и учеными делятся на группы по географическому принципу. Самой большой группой индейских языков является "Андо-экваториальная" группа семей индейских языков - на языках этой группы говорят племена кечуа, аймара, арауканы, араваки, тупи-гуарани и др - всего более 19 млн. человек. На языках группы семей "Пенути" говорят индейцы племен майя, какчикели, маме, кекчи, киче, тотонаки и др. - всего 2,6 млн. чел. На языках "Ацтеко-таноанской" группы семей говорят племена ацтеков, пипили, майо и др. - всего около 1,4 млн. чел. Всего же в обеих Америках насчитывается 10 индейских языковых групп семей.

Первые упоминания об испанском языке датируются II веком до нашей эры и появился он на Пиренейском полуострове и к настоящему моменту распространился на несколько континентов. На нем разговаривают более 400 млн. человек в разных странах мира. Такое явление, как Латиноамериканский испанский появилось, благодаря приезду конкистадоров в Америку. Тогда завоеванные страны начинали говорить на языке захватчиков, смешанном с местными диалектами. Это тот же испанский язык, его не выделяют отдельно, а называют диалектом или «национальным вариантов языка».

На территории 19 стран Латинской Америки проживают около 300 млн. испаноговорящих людей, для половины из них это второй язык, есть еще и местный. Среди населения много индейцев, есть уругвайцы, гуарани, их количество колеблется от 2% (в Аргентине) до 95% в Парагвае. Для них испанский не стал родным языком, многие даже его не знают совсем. В некоторых странах сохранились архаизмы – давно не используемые слова, обращения и обороты речи.

Сегодня, кроме самой Испании, на испанском разговаривают в Мексике, странах Центральной Америки – Гондурас, Сальвадор, Коста-Рика, Гватемала, Панама, Никарагуа. На Антильских островах 3 государства с преимущественным употреблением языка – Куба, Доминиканская Республика и Коста-Рико. На материке Южная Америка тоже есть страны, использующие испанский как основной, или второй язык – Колумбия, Эквадор, Чили, Венесуэла, Перу, Боливия. Риоплатский регион материка занимают государства: Аргентина, Парагвай и Уругвай, на их территории проживает очень много испаноговорящих людей (более 90% аргентинцев говорят по-испански).


Причины различия языка в разных странах Латинской Америки

На территории современного Перу долгое время обитали колонизаторы, преимущественно дворянского происхождения, поэтому испанский язык в этой стране ближе всего к исходному. В то же время, в Чили и Аргентине проживали чернорабочие и крестьяне, которые разговаривали больше без сложных оборотов и слов, просто по рабочему. Поэтому испанский язык в Чили – его чилийский вариант, сильно отличается от классического чистого.

В странах, где жили преимущественно индейцы гуарани, исходный испанский сильно смешался с местным языком, позаимствовав у них особенности разговорной речи, произношения и лексики. Такой вариант наиболее проявился в Парагвае. А вот на территории современной Аргентины жили и испанские колонизаторы, и местные жители, а также иммигранты, которые составляли до 30% всего населения. Так чистый язык разбавился и диалектом местных жителей, и особенностями разговора приезжих, в частности итальянцев.

Лексические особенности

Лексика испанского языка претерпевает изменения с начала его существования, заимствуя слова и значения из разных языков и наречий. Не стало исключением и завоевание территории современной Латинской Америки. Когда испанцы пришли сюда, основную часть населения составляли индейцы и местные племена, имеющие свои языковые особенности. Колонизаторы в свою очередь привезли свои семьи, чернокожих рабов и свои особенности речи. Таким образом, все изменения лексики, случившиеся с испанским на территории этих стран можно разделить на 2 основные группы:

  • Местные слова, вошедшие в лексикон испанцев , обозначающие какие-то особенности быта и жизни коренных жителей материка, а также англосаксонские, итальянские или американские понятия;
  • Испанские слова, претерпевшие изменения в процессе жизни на территории стран Латинской Америки.

Отдельная категория слов – архаизмов, или «американизмов» появилась благодаря переходу некоторых понятий в лексикон местных жителей из испанского языка. Их особенность заключается в то, что в Испании они уже давно не используются или сильно видоизменились, превратившись в новое слово.

К примеру, используемое на территории Латинской Америки слово «pollera», в переводе означает «юбка», но в Испании не используется совсем. Сюда же можно отнести prieto (черный цвет) и frazada (одеяло), которые по-испански будут звучать как negro и manta, соответственно.

Благодаря индейцам и другим народностям, проживающим на материке, в испанский язык пришло множество слов, доселе неизвестных испанцам.

  • Ученые их называю индихенизмами.
  • К примеру, papa (картофель), caucho (каучук), llama (лама), quina (хина) и tapir (тапир) не были известны испанцам вообще до приезда в Южную Америку.

А с территории современной Мексики, из языка ацтеков науатля пришли понятия, используемые мексиканцами и сегодня – cacahuete (земляной орех), hule (резина), petaea (табакерка). Многие слова пришли в силу необходимости обозначать предметы и растения, незнакомые испанцам ранее.

Фонетические отличия языков

В произношении некоторых слов и букв тоже можно найти отличия классического испанского и его латиноамериканского варианта. Их появление обусловлено теми же причинами, что и новых понятий – некоторых звуков в языке коренных жителей просто не было, он их не слышали, а какие-то произносили по-своему. В общем, произношения в американском варианте мягче и мелодичнее, слова произносятся не так резко и медленнее.

Хорхе Санчес Мендес, лингвист и ученый, приводит характеристики общему звучанию испанского языка на территории разных стран Латинской Америки:

  • Каталонский (классический ) – звучит резко и властно, слова произносятся тяжело, твердо;
    На Антильских островах , наоборот, все звуки произносятся мягко, речь текучая, льющаяся;
    Андалузский вариант – более яркий, звучный и живой;
    В Мексике говорят мягко и медленно, речь неспешная, осторожная;
    В Чили и Эквадоре – певучая, мелодичная, звучит мягко и спокойно;
    а вот разговор на территории Рио-де-ла-Плата кажется замедленным, спокойным и неспешным.

Основные различия в произношения запротоколированы Институтами изучения языка, имеют свои названия и заключаются в следующих моментах:

  1. Одинаковое произношение букв «r» и «l» , если они находятся в конце слога. Эта особенность характерна для населения стран Венесуэлы и Аргентины, некоторых регионах государств – Пуэрто-Рико, Колумбии, на берегах Эквадора. К примеру, calamares в транскрипции выглядит так - , soldado звучит , а слово amor читается, как .
  2. Фонетический феномен Yeismo – звучание букв ll в сочетании, как «y», или как «ж» - в Аргентине. К примеру, слова «calle», переводится, как «улица» и произносится в Испании, – в латиноамериканских странах и - в Аргентине. Встречается в Мексике, Колумбии и Перу, в Чили и на западе Эквадора, а также на Карибском побережье.
  3. Изменение произношения буквы «s» , если она находится в конце слога, называется эта особенность – аспирация. Как например в словах: este (этот) будет звучать, как , mosca (муха) произносится . Иногда буква просто теряется и не произносится – из las botas (ботинки) получаются .
  4. Seseo – фонетическая особенност ь, встречающаяся на территории практически всех стран Латинской Америки и заключается она в произнесении букв «s» и «z», а иногда и «с», как [s]. К примеру, pobreza звучит, как , zapato - , а entices будет произноситься так - .
  5. Перенос ударений в некоторых словах на соседнюю гласную или другой слог : pais читается как в Испании и в других испаноговорящих странах.

Это самые распространенные различия, есть еще множество мелких, заключающих в разном произношении одного и того же слова. Несмотря на эти отличия, представители государств в Южной Америке без труда понимают испанцев и друг друга.

Словообразование

Латиноамериканцы чаще, чем испанцы, используют суффиксы в словах, основные из них –ico/ica и –ito/ita. К примеру, platita (деньги) получаются из слова «plata», ranchito (ранчо) – из «rancho», ahorita (сейчас) – от «ahora», а prontito (скоро) происходит из «pronto». Кроме того некоторые существительные имеют другой род, нежели в классическом испанском. Например, слово актер в Испании имеет мужской род и произносится comediante, а в Латинской Америке - comedianta женского рода, звонок в Испании la lamada – женского рода, в латиноамериканских странах ell lamado – мужского.

То же самое касается и животных, для обозначения которых в каталонском языке используется одно слово и чаще всего оно мужского рода. А в Латинской Америке им добавили и женские: tigre, муж. – tigra, жен. (тигр), caiman, муж. – caimana, жен. (кайман), sapo, муж. – sapa, жен. (жаба).


В основном новые слова образуются путем использования корня неиспанского происхождения и добавления к нему суффиксов и префиксов. За основу берутся распространенные американские понятия, адаптированные под конкретную ситуацию и народность. К ним добавляются словообразовательные частицы, или суффиксы, которые придают им совсем другой смысл: -ada, -ero, -ear, -menta.

Все они имеют свою историю, «национальность» и смысл. К примеру, суффикс –menta активно используется в словообразовании венесуэльского наречия, он имеет обобщающий смысл: papelamnta – кипа бумаг, perramenta – свора собак. Такой же смысл имеет суффикс –io для стран Уругвая и Аргентины – tablerio – груда камней.

В словах picada (тропа), sahleada (удар саблей), nicada (компания детей) «-ada» имеет собирательный смысл или определяющий принадлежность к чему-либо. Еще примеры, gauchada (поступок, характерный для гаучо), ponchada (объем вещей, условно помещающийся на пончо) и так далее.

А вот суффикс –ear создает новые глаголы или американских существительных: tanguear – танцевать танго, jinitear- ездить верхом и другие примеры. Испанский язык на территории Южной Америки более подвижный, живой и развивающийся, чем его европейский аналог. Здесь происходит постоянное пополнение словарного запаса, образование новых понятий и оборотов, за счет передвижения населения по материку и приезду иммигрантов.

Грамматические отличия

Особенности грамматики, характерные для Латинской Америки, имеют свою систему и являются итогом многолетней эволюции языка. У Испанцев есть понятие «грамматического рода», применяемое к неодушевленным предметам.

В латиноамериканском варианте имеются слова с тем же смыслом, но строго противоположного рода. В Испании – el color (цвет), el fin (конец), la bombilla (лампочка), la vuelta (сдача), а в южноамериканских странах – la color, la fin el bombillo, el vuelto.

Окончания множественного числа также системно отличаются в разных странах: café (1 кафе) – cafes (несколько кафе), te (чай) – tes (несколько видов чая), pie(нога) – pies (ноги), а в Латинской Америке они будут называться: cafeses, teses, pieses, соответственно.

  • Особенности.
  • Слова, которые имеют только множественное число (ножницы, брюки, клещи) в южноамериканском варианте используются и в единственном: tijeraz – tiera (ножницы), bombachas – bombacha (брюки) и tenazas – tenaza (клещи). Если существительное заканчивается на буквы –ey, то по правилам испанского языка их множественное число образуется добавлением окончания «-es», в то время как в Латинской Америке окончание упрощается: buey (бык) – bueyes/bueys, или rey (король) – reyes/reys.

В обращении к людям испанцы используют местоимение «вы» - vosotros, в Латинской Америке к незнакомым обращаются – ustedes. А местоимение «ты» звучит, как «vos» в странах Южной Америки и как «tu» - в Европе.

В качестве заключения

Итогом сравнения является понимание того, что испанский язык – живой и разговорный, поэтому развивается, дышит и вбирает в себя новые слова, понятия и обороты. Зависит это от национальных, территориальных, культурных особенностей народа, говорящего на нем. Все различия являются результатом естественного процесса эволюции и никоим образом не влияют на понимание представителей разных стран диалекта испанского.

Если вы решили выучить язык, то вам совсем не обязательно знать эти особенности и заучивать их, чтобы поехать в любую страну Латинской Америки. Достаточно классического варианта испанского, вы сможете объясниться с местными жителями, а наличие «своих» слов характерно для каждого языка, русский – не исключение. В каждом районе нашей страны существуют несколько десятков фраз и понятий, используемых только в пределах небольшой территории, но это совсем не мешает нам понимать друг друга, проживая даже в разных субъектах РФ.

При всем уважении к ряду государственных и официальных языков Латинской Америки не нужно забывать и о том, что почти в каждом государстве этого региона существуют и местные диалекты. Они сформировались при активной ассимиляции иммигрантских общин в местную культуру. Кроме того, отвечая на вопрос, какой язык в Латинской Америке сохраняется на протяжении многих столетий, нужно указать на многочисленные индейские языки и диалекты, тем более что многие из них представляют огромный интерес для лингвистов и этнографов.

Остановимся, для примера на рассмотрении одного из языков Латинской Америки . Это уникальный язык индейцев-сапотеков, проживающих на территории современной Мексики. Уникальность языка заключается не только в том, что он имеет целых три диалекта на 450 тысяч человек, им пользующихся, но и в том, что древняя сапотекская письменность не расшифрована до сих пор. При этом даже представители самой народности не могут дать однозначного ответа на то, что именно означают те или иные символы древнего языка. Сегодня сапотеки перешли на латиницу.

Какой язык в Латинской Америке наиболее и наименее распространен из числа европейских? Более 233 миллионов латиноамериканцев говорят на испанском языке. Он является государственным в Аргентине, Венесуэле, Колумбии, Чили и других странах континента. Наименьше распространение получил французский язык. На нем изъясняются не более 250000 человек в Гвиане, также островных государствах Карибского бассейна. Распределение европейских языков Латинской Америки показывает, какими государствами и в каких масштабах велась колонизация континента на протяжении трех столетий. Вторым по численности использования среди европейских языков стран Латинской Америки является португальский. При этом он является государственным лишь в Бразилии. Однако население Бразилии представляет собой весьма большую цифру, поэтому на португальском в Латинской Америке говорят более 190 миллионов человек.

Английский язык также считается официальным языком стран Латинской Америки таких, как Гайана и Фолклендские острова. Кстати говоря, Фолкленды остаются местом достаточно серьезного политического конфликта между Аргентиной и Великобританией. Здесь в начале восьмидесятых даже шли активные боевые действия между войсками Британской Короны и аргентинской регулярной армией, во время которых аргентинцы потерпели серьезное поражение.

Еще одним европейским языком Латинской Америки является нидерландский. На нем говорят около полумиллиона человек, основная масса которых проживает в государстве Суринам.

В конце 19-го и начале 20-го веков наблюдались активные иммиграционные потоки из стран Европы в Латинскую Америку. Это наложило свой отпечаток на развитие языка Латинской Америки. Так в одной лишь Аргентине за последние сто лет появился особый язык, который является смешением испанского и итальянского. Это обусловлено тем, что на территории Аргентины сегодня проживают несколько миллионов этнических итальянцев, многие из которых ассимилировались с местным испаноязычным населением.

Не чужд Латинской Америке и русский язык, ведь здесь проживает большое количество потомков иммигрантов из России, которые бежали от ужасов революции и гражданской войны.

Также смотрите:

Богатейшая культура стран Латинской Америки

Если речь заходит о культуре Латинской Америки, то первое, что приходит на ум жителю других континентов, это различные индейские обряды, бразильский карнавал, аргентинское родео и, безусловно, футбол, который можно назвать настоящей латиноамериканской религией.

Коренные народы Южной Америки

Рассматривая коренное население Южной Америки, стоит отметить, что латиноамериканский континент является тем регионом планеты, где индейцам дают не только свободно жить и развиваться, но и занимать ответственные руководящие посты государственного значения.



Беременность и роды