Сценарий развлечения ко дню коренных и малочисленных народов. Праздник «Международный день коренных народов мира Сценарий всемирного дня коренных народов

В мире насчитывается около 370 миллионов представителей коренных народов, живущих в 90 странах. При том, что они составляют менее 5 процентов мирового населения, 15 процентов беднейших жителей планеты приходятся именно на них. Коренные народы являются носителями 5000 различных культур и подавляющего большинства мировых языков, общее количество которых составляет приблизительно семь тысяч.

Коренные народы являются носителями уникальной культуры и традиций, унаследованных от предков. Это также касается взаимоотношений человека с природой. Коренным народам удается сохранять свою самобытность, социально-экономические и культурные особенности, отличные от тех, которые преобладают в общественной среде, в которой они существуют. Несмотря на все культурные различия, перед коренными народами планеты стоят общие проблемы, связанные с защитой собственных прав как самобытных народов.

На протяжении многих лет коренные народы пытаются добиться признания их права на сохранение своей самобытности, традиций и территориальных прав, а также прав на природные ресурсы. Однако их права повсеместно ущемляютя. Коренные народы относятся к категории наиболее уязвимых и нуждающихся групп населения планеты. Международное сообщество признает необходимость принятия мер для защиты прав коренных народов и содействия сохранению ими своей культуры и образа жизни.

Тема в 2018 году: «Миграция и перемещение коренных народов»

В результате потери земель, территорий и ресурсов из-за развития и других факторов многие коренные народы мигрируют в городские районы в поисках лучших перспектив для жизни, образования и занятости. Они также мигрируют между странами с тем, чтобы избежать конфликтов, преследований и последствий изменения климата. Несмотря на широко распространенное предположение о том, что коренные народы в подавляющем большинстве живут на сельских территориях, в городских районах сейчас проживает значительная часть коренного населения. В Латинской Америке около 40 процентов всех коренных народов живут в городских районах, даже в 80 процентах в некоторых странах региона. В большинстве случаев мигрирующие коренные народы находят лучшие возможности для трудоустройства и улучшают свое экономическое положение, но отчуждают себя от своих традиционных земель и обычаев. Кроме того, коренные мигранты сталкиваются с множеством проблем, включая отсутствие доступа к государственным услугам и дискриминацию.

Тема 2018 года будет посвящена нынешнему положению территорий коренных народов, первопричинам миграции, трансграничному перемещению и перемещению населения, с уделением особого внимания коренным народам, проживающим в городских районах и перемещающимся через международные границы. Этот день будет посвящен изучению проблем и путей возрождения самобытности коренных народов и соблюдения их прав на традиционных территориях или за их пределами.

Празднование Международного дня состоится в четверг, 9 августа 2018 года, с 15:00 до 18:00 в зале ЭКОСОС в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

Международный год языков коренных народов

1 января 2019 года стартует Международный год языков коренных народов. Языки, комплексным образом влияющие на идентичность, культурное разнообразие, духовность, коммуникацию, социальную интеграцию, образование и развитие, имеют огромное значение для людей и планеты. Лингвистическое разнообразие вносит вклад в поддержание культурной самобытности и разнообразия и в межкультурный диалог.

Оно имеет не менее важное значение для обеспечения качественного образования для всех, создания инклюзивных обществ, основанных на знаниях, и сохранения культурного и документального наследия. Кроме того, оно обеспечивает непрерывную передачу знаний коренных народов из поколения в поколение, что жизненно необходимо для решения глобальных проблем.

В своей резолюции , посвященной правам коренных народов, Генеральная Ассамблея провозгласила 2019 год Международным годом языков коренных народов с тем, чтобы привлечь внимание к острейшей проблеме утраты таких языков и к настоятельной необходимости сохранять, возрождать и поощрять эти языки и предпринимать дальнейшие экстренные шаги на национальном и международном уровнях.

Следите за информацией на

Поскольку объявлен­ный в 1993 году Между­народный год коренных народов мира был «ус­пешно» провален, и не только у нас в России, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международное десятилетие коренных народов мира, начиная с 10 декабря 1994 года.

Цель Десятилетия со­стоит в укреплении меж­дународного сотрудничес­тва в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких обла­стях, как права человека, окружающая среда, раз­витие, образование и здравоохранение. Девиз Десятилетия «Коренные народы - партнерство в действии».

В рамках Десятилетия Генеральная Ассамблея ООН постановила - каждый год 9 августа будет отмечаться как Между­народный день коренных народов мира, начиная с 1995 года, и обратилась к правительствам, чтобы они празднование этого дня подняли на наци­ональный уровень. Именно в этот день 14 лет назад установлены офи­циальные контакты меж­ду ООН и коренными народами. В этот день созданная Комиссией по правам человека ООН Рабочая группа по ко­ренным народам провела свое первое заседание. Представители коренных народов Кузбасса - шор­цы и телеуты - приняли участие в трех ее засе­даниях.

Не всем представи­телям коренных малочи­сленных народов России, равно как и у нас в Кузбассе, известно о существовании такого праздника. Уже второй год коренные народы отмечают свой праздник. В Российской Федерации этого праздника не существует, в средствах массовой информации эта тема никак не прозвучала, несмотря на то, что в России создан Нацио­нальный оргкомитет по проведению Международ­ного десятилетия, раз­работана и принята про­грамма. Вот только рабо­ты этого комитета на местах не видно. Даже поздравления коренным народам сделано не было, как и не было никаких мероприятий на федераль­ном уровне, приурочен­ных к этой дате. Видимо это связано с тем, что с начала работы оргкоми­тета назначен уже третий председатель - Сергей Шахрай, Николай Его­ров и назначенный месяц назад Леонид Колодкин.

А у нас же в Кузбассе нет оргкомитета, нет и программы Десятилетия, несмотря на поручение Правительства Главам Администраций всех регионов, на территории которых проживают ко­ренные народы, данное еще в 1994 году. А на нет и суда нет.

Не всем известно о том, что именно Рос­сийская Федерация высту­пила с инициативой проведениия Международно­го десятилетия по итогам международной конфе­ренции, проведенной в сентябре 1993 года в Хабаровске. Столь гло­бальными оказались про­блемы, стоящие перед коренными народами ми­ра. Накануне праздника из штаб-квартиры Цент­ра по правам человека ООН в Нью-Йорке при­шло единственное поздравление в Кузбасс и при­глашение принять учас­тие в праздновании Меж­дународного дня корен­ных народов мира, в программе которого была церемония священного ритуала раскуривания Трубки мира.

За прошедшее столетие в России исчезло семь коренных малочисленных народов Севера. Это айны, водь, камасинцы, кереки, омоки, тазы и юги. Наши народы умирают молча, наш голос не слышен миру. На грани этнического и физичес­кого исчезновения нахо­дятся еще 9 народов: алеуты, кеты, нганасаны, нигедальцы, ороки, оро­чи, тофалары, энцы, юкагиры. К ним сегодня можно причислить и коренные народы, про­живающие у нас в Куз­бассе: колмаки, телеуты и шорцы.

Каждый народ уника­лен, и исчезновение эт­носов «это трагедия не только самих коренных народов, но и беда всего человечества. Каждый народ представляет бу­синку в ожерелье циви­лизации, и если теряется, выпадает хоть одна бу­синка, ожерелье рассыпается.

Надежда Печенина ,
депу­тат Законодательного Собрания Кемеровской области
1996 год

Всем коренным народам мира
Шлём нынче поздравленья мы.
Из чумов поселив в квартиры,
Хотели «дикости» и «тьмы»
Их всех лишить, но там, где это
Смогли уже осуществить,
В стремленьи дать им «лучик света»
Людей заставили забыть
Традиционный образ жизни.
Изрядно меньше их число
Во всех краях родной отчизны —
Народам здесь не всем везло…

Но право людям возвращают
По родовым законам жить,
И мы сегодня им желаем
Обычай предков сохранить!

Пусть их традиции, преданья
О быте в стойбище, в селе,
Навеки частью мирозданья,
Пребудут с нами на Земле! ©

Подождите...

Второе десятилетие приближается к концу с тех пор, как у коренных народов мира появился Международный день, провозглашённый в 1994 году. Его празднуют ежегодно 9 августа.

Кто же такие «коренные народы»? Кого относит к этой категории международное право?

  1. Это те, кого принято называть аборигенами, то есть исконные жители — народы, жившие на какой-либо территории раньше, чем проживающие там сейчас.
  2. Речь идёт о самобытности, проявляющейся в сохранившихся языке и культуре, но постепенно исчезающих под воздействием современной цивилизации.
  3. Разумеется, для того, чтобы сохранить самобытность, населению необходим традиционный образ жизни.

Сколько же на земле коренных народов? Оказывается, их, живущих больше чем в 70 странах, около 370 млн. — 5% мирового населения. Однако живут многие коренные народы в нищете и составляют 15% самого бедного населения нашей планеты.

Культура и быт коренных народов, о которых с давних пор рассказывали путешественники, всегда вызывали большой интерес, а книги о жизни аборигенов разных стран пользуются большой популярностью.

Если вы любите читать приключенческую литературу, романы, где действие происходит в таинственных чащобах ещё неисследованных земель или в прериях, а героями являются гордые коренные народы, не покорившиеся своим завоевателям, то множество интересных книг в жанре «Приключения» вам предоставит Бесплатная электронная библиотека . Здесь вас ждут «Вестерны» и «Исторические приключения», а также фантастические произведения, в основу которых положено пребывание действующих лиц среди диких племён или их внезапное попадание в иные эпохи («Альтернативная история»).





От кавказской дудки до шорской утки. Жизнь и быт коренных народов России - День коренных народов - международный праздник отмечают по всему миру 9 августа

9 августа весь мир отмечает День коренных народов мира. В России насчитывается несколько десятков коренных народов. Большинство из них проживает в Сибири, на Севере и на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что быт многих народов уже почти не отличается от привычного нам, они по сей день сохранили свой традиционный уклад, их обычаи передаются из поколение в поколение.

Огромный урон коренному населению был нанесен в советские годы, в период коллективизации. Аборигены утратили свою автономность. Многие покинули свои изначальные места проживания, местное население ассимилировалось с пришлым. Сегодня многие переезжают в другие регионы России. Есть народы, которые оказались на грани вымирания.


Малочисленные и исчезающие

Один из самых малочисленных народов в России живет на Северном Кавказе. Чамалалы, или чамалинцы проживают в Дагестане и Чечне. В начале XX века их насчитывалось 3438 человек. Со временем осталось всего 24 чамалала, согласно переписи населения 2010 года. Чамалинцы исповедуют ислам, на протяжении долгого времени в народе почитали духов гор, верили в магию и шаманизм. Культура этого народа отмечается богатейшим песенным фольклором. Основные музыкальные инструменты чамалинцев - дудка зурна, название которой переводится как «праздничная флейта», бубен и пандур, струны которого изготавливают из кишок животных.
Чамалалов в России осталось очень мало. Фото: Большая Российская энциклопедия

Шапсуги - народ, который на Кавказе имел репутацию «непобедимого», сейчас проживает в Адыгее и на побережье Чёрного моря в Краснодарском крае. Их численность - 4 тысячи человек. Своё название они получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсухо. Число членов семьи у шапсугов могло достигать ста человек. Шапсуги активно противостояли русским войскам во время Кавказской войны (1817-1864). Знаменитый «лев черкесов» Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил Михаилу Лермонтову прообразом Казбича в повести «Бэла». После окончательной победы русских войск в Кавказской войне, шапсуги спешно стали покидать родину и отправились в Турцию. По разным данным, мигрировали от 150 до 300 тыс. человек. И шапсугов в России осталось лишь не более 4 тысяч.

Телеуты - коренной народ Кемеровской области. На сегодняшний день их насчитывается около 2 тысяч человек. Древняя традиция телеутов, когда гости встречают друг друга песней, забыта. Тем не менее, сохранилась чайная церемония. Телеуты особо почитают чай на таёжных травах, готовят свои национальные блюда. Они славятся также своими деревянными куклами-оберегами. Их лица тщательно вырезают, причём этим ритуалом занимается специальный человек. Раньше с куклами проводились целые обряды. Есть у этого народа своё «место силы» - гора Шаанту, или Звенящая гора в деревне Шанда. По легендам, здесь живут духи их предков. Телеуты верят, что на горе сосредоточена сильнейшая энергия. Сейчас их быт практически не отличается от нашего.

В Ленинградской области проживает три коренных народа. В первую очередь, связано это с историческими особенностями и географическим положением региона. Представители коренных меньшинств обитали здесь ещё задолго до появления Петербурга на карте мира. Все они относятся к финно-угорской группе, включающую в себя такие народы, как ижорцы (169 человек), вепсы (1380), водь (33). Последние упоминаются в древнерусских летописях с 1069 года. Вепсов, которые до установления советской власти именовались чудью, в 1937 году коснулся сталинский террор. Под запретом оказалась любая деятельность, связанная с их культурой, закрылись школы, прекратилось издание книг и учебников. На вепсов обрушились репрессии. В 2006 году их внесли в Перечень коренных малочисленных народов.


Уходящие языки

А спустя три года и язык вепсов ЮНЕСКО отнесла к исчезающим. Язык ижорцев постигла та же участь. Кроме того, существует и другая проблема - в районах, где проживают последние представители ижорского народа, активно строят порты и промышленные зоны.

В Республике Хакасия и на территории Красноярского края проживают хакасы, численность которых по последней переписи насчитывает приблизительно 74 тыс. человек. Издревле они разводили крупный рогатый скот, лошадей и овец и прозвали себя «трёхстадным народом». Традиционный уклад жизни хакасов был утрачен в 1930-е годы во время коллективизации.

ЮНЕСКО отнесла хакасский язык к разряду исчезающих - фактически коренной народ почти не общается на родном языке, его вытеснил русский. Другая проблема - растущий процент убыли населения. Зачастую хакасы предпочитают уезжать из Сибири в Центральную Россию или за границу.

Представители народа манси, которые живут в Пермском крае, в Свердловской области и в Ханты-Мансийском автономном округе, прославились на всю страну. Например, Руслан Проводников - чемпион мира по боксу. Поэт Юван Шесталов при Брежневе выпустил свою «Языческую поэму», эпос народов манси. Произведение было удостоено Государственной премии РСФСР. Художник и один из основоположников абстракционизма Василий Кандинский также имеет корни манси.

Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества. Однако при всем при этом все меньше представителей этого народа знают родной, мансийский язык. На 2010 год говорящих на нём людей осталось менее тысячи, все чаще манси переходят на русский.

Род занятий

Сейчас численность манси - более 12 тысяч человек. Этнос сформировался из-за слияния угорских и местных племён Урала. Это породило своеобразное соединение культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов. Подобное культурное слияние сохраняется вплоть до сегодняшнего дня.

До 1931 года эвенков, населяющих Забайкалье, именовали тунгусами. Эвенки относятся к малым коренным народам Сибири и Дальнего Востока. Численность населения эвенков по последним данным составляет более 38 тысяч человек. Старшее поколение традиционно занимается охотой и оленеводством.

Вплоть до XIX века охотники использовали лук и стрелы. Однако молодёжь уже теряет интерес к промыслам предков. Но эвенкам удалось сохранить свою самобытную культуру. Представители этого народа убеждены, что честность - их отличительная черта. Например, у эвенков-кочевников есть традиция: если нашли какую-то чужую вещь на таёжной тропе, обязательно найдут хозяина и отдадут ему. Интересно то, что известные географические названия - Енисей, Чита, Лена, Сахалин - русские первопроходцы заимствовали у эвенков.

Нанайцы, которых сейчас насчитывается 12 тысяч человек, живут преимущественно в Хабаровском крае на Амуре. Небольшие группы имеются на Сахалине и в Приморском крае. Старое название нанайцев - гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения, особенно в некоторых районах Приморья.

Огромную роль в жизни нанайцев играло рыболовство. Настолько большую, что целых пять месяцев в хозяйственном календаре нанайцев именуются названиями рыб. До прихода русских землепроходцев в середине XVII века нанайцы занимались традиционными промыслами, изготавливали обувь и одежду из рыбьей кожи, конопли и крапивы. Отличительной особенностью нанайцев был халат, скроенный по типу китайского кимоно. На сегодняшний день традиционные промыслы продолжают развиваться, но уже в рыболовецких артелях.

Как и рыболовы-нанайцы, к северным народам относятся эскимосы и чукчи. Эскимосов в России насчитывается, по данным последней переписи, 1738 человек. Живут они в близком соседстве с чукчами на восточном побережье Чукотки и на острове Врангеля. Эскимосы называют себя «юк», что в переводе означает «человек». Занимаются они морской охотой и оленеводством. В каждой деревне есть свой шаман, который для эскимосов является посредником между миром духов и миром людей.

На весь мир известен так называемый «эскимосский поцелуй». Для них это выражение привязанности и нежности. Западная культура заимствовала у эскимосов этот жест. Очень самобытна кухня эскимосов, которая ярко указывает на промыслы этого народа. В блюдах эскимосов часто встречается мясо моржей, белух, нерп, оленей и даже белых медведей.

Другой северный этнос оказался более многочисленным. Чукчей насчитывается в России почти 16 тысяч человек. Проживают они в основном в Якутии, на Чукотке и в Камчатском крае. Уже в первом тысячелетии н.э. чукчи стали контактировать с эскимосами, но уже в XV веке вытеснили их в другие районы. Чукчи употребляют самоназвание лыоравэтлян, что означает «настоящие люди». Помимо того, что чукчи - превосходные охотники и оленеводы, они искусно научились обрабатывать кость и моржовый клык. В XIX веке даже возникли косторезные объединения.

Шорцы, население которых, по данным последней переписи, составляет около 13 тыс. человек, в основном проживают на юге Кемеровской области (более 10 тысяч человек), остальная часть этого народа расселена на территории Алтая, Хакасии, Красноярского края. Впервые степные шорцы упоминаются в XVII веке. В это время русские активно начинают осваивать верховья реки Томь.

В жизни этого народа большое место занимало кузнечное дело, добыча руды. Поэтому русские стали называть шорцев кузнецами. Отсюда и появилось название «Кузбасс» - Кузнецкая земля. На сегодняшний день большинство шорцев работают на шахтах, а традиционные промыслы ушли на второй план. Тем не менее в Шерегеше, к примеру, и по сей день сохраняется традиционный образ жизни.

Защита и возрождение

Если говорить о господдержке коренных малочисленных народов, то здесь не все так однозначно. Некоторые регионы разрабатывают стратегии поддержки, выделяют средства на помощь аборигенам, активно способствуют возрождению из культуры. К примеру, губернатор Ленинградской области в феврале этого года предложил создать масштабный культурно-этнографический проект «Деревня коренных народов». Цель проекта - рассказать о народах Ленобласти, подключить к нему молодёжь. В настоящее время проектом занимается комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям.

В Красноярском крае вопрос о поддержке северных народов вышел на государственный уровень. Чиновники и общественные организации рассмотрели стратегию государственной политики по обеспечению гарантий прав северных народов до 2025 года. А в прошлом году на поддержку коренного населения выделили 347 млн рублей. Приняты законы о поддержке оленеводства и возмещении ущерба, который наносится при промышленном освоении территорий, на которых исконно проживают аборигены.

Однако в некоторых регионах вопросами поддержки коренного населения никто не занимается. Хотя зачастую коренные народы в состоянии позаботиться о себе сами. Они поддерживают свои традиции - передают легенды, секреты ремесла, язык из поколения в поколение. У многих народов имеется свой музей, где собраны предметы быта, одежда, амулеты, священные предметы и всё то, что определяло культуру народа.

Несмотря на то, что многие языки исчезают, вопреки всему интерес к родной речи возрождается. В Кемеровской области дети в летних лагерях изучают телеутский язык, в этом году вышел самоучитель водского языка. Недавно учёные составили первый мансийско-русский и русско-мансийский словарь. Во многих регионах издаются учебники, самоучители и исторические книги.

Фестивали коренных народов становятся традиционными. Например, в Хакасии приобрёл широкий размах «ренессанс шаманизма». Этому активно способствуют местные шаманы, которые пытаются возродить сакральное отношение к природе. Современные телеуты осваивают валяние из шерсти и пошив национальных кукол. Для этого в местных домах культуры организованы детские кружки по рукоделию, изобразительному искусству.

Ежегодно отмечаются национальные праздники, которые помогают хранить культурные традиции. Обычно на подобных торжествах звучат песни, смысл которых понятен не всем. Шорцы возобновили свои праздники с 1985 года. Торжество всегда сопровождается исполнением песен, эпоса, а также спортивными состязаниями.

В некоторых субъектах РФ торжества стартовали в начале августа и продлятся до середины месяца.

Международный день коренных народов мира отметили в эту среду по всей России. Праздник установлен 23 декабря 1994 года Генеральной Ассамблеей ООН.

9 августа 1992 года, состоялось первое заседание рабочей группы по коренным народам и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека. В некоторых регионах торжества стартовали в начале августа и продлятся до середины месяца. В программах празднования — автопробеги, фестивали, соревнования по национальным видам спорта, национальные танцы и народные гулянья.

Праздник в каждом селе

На Чукотке Международный день коренных народов мира или как праздник называют в народе — День аборигена — отмечают в каждом населенном пункте. Где-то это будет праздничный концерт, где-то спортивные соревнования, а, например, в городе Певеке жителям предлагают принять участие в городском квесте. Об этом сообщила пресс-служба правительства Чукотского округа.

«Гуляния проходят во всех населенных пунктах округа с 4 по 15 августа. Культурно-массовое мероприятие «Песни Чукотки вольны как ветер» состоится 12 августа в городе Певек. Будет установлена яранга, и организован городской квест. В населенных пунктах городского округа Певек будут организованы развлекательные программы с конкурсами на лучшее национальное блюдо, лучшее исполнение песни и танца», — сообщила пресс-служба.

Также в Певеке пройдут соревнования по национальной борьбе, перетягиванию палки и тройному прыжку. В остальных населенных пунктах региона состоятся концерты национальных творческих коллективов, народные ярмарки, пройдут конкурсы национальной одежды. На Камчатке основные торжества пройдут в предстоящие выходные в Петропавловске-Камчатском и поселке Палана.

Насыщенные программы празднования ожидаются на Колыме и в Хабаровском крае. Там, помимо участия в концертах и конкурсах, гости торжества также смогут попробовать национальные блюда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, приготовленные по старым рецептам, сохранившимся до наших дней. В Комсомольске-на-Амуре также подведут итоги краевого конкурса «Ремесла земли Дерсу», в котором принимают участие более 30 мастеров декоративно-прикладного искусства, представивших на суд жюри более 130 работ.

«Свои работы представят 32 мастера из 16 муниципальных образований. Среди них — опытные мастера и дети в возрасте от 10 до 14 лет. Комиссии предстоит оценить более 130 изделий из камня, дерева, кожи, меха и других материалов. Победителям будет вручена премия в размере 50 тыс. рублей», — сообщила пресс-служба правительства Хабаровского края.

«Манящие миры» на Сахалине

В этом году фестиваль «Манящие миры. Этническая Россия» впервые проходит в Сахалинской области. Фестиваль, которому исполняется 12 лет, побывал уже в 87 городах и поселках России, пяти городах СНГ и четырех населенных пунктах КНР. На Сахалине участники фестиваля посетят восемь муниципальных образований, сообщила ТАСС заведующая отделом культуры коренных малочисленных народов Севера Сахалинского областного центра народного творчества Галина Саменко.

«От Мурманска до Сахалина — такова география проекта, объединяющая артистов Камчатки, Чукотки, Алтая, Эвенкии, Ямала, Мурманской и Сахалинской области. Программа познакомит зрителей с уникальной культурой коренных малочисленных народов российского Севера — ительменов, эвенков, чукчей, эскимосов, саамов, ненцев, нивхов, нанайцев и уйльта. В проекте представлены жемчужины этнических танцев, горловое пение, фолк-музыка и этническая эстрада», — сказала Саменко.

Самое интересное, по ее словам, в фестивале то, что каждый, посетивший его, сможет не только познакомиться с уникальным миром культуры северных народов, но и попробовать свои силы в разных жанрах. «Зрителям будет предложены мастер-классы по горловому пению, северному танцу, декоративно-прикладному творчеству. Причем сначала будет проходить интерактив со зрителем, а потом все завершится концертом, где смогут принять участие и посетители мастер-классов», — пояснила собеседник.

Многонациональный привет с Полярного круга

В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) численность коренного населения составляет более 48 тысяч человек, в основном это ненцы, ханты и селькупы, которые ведут кочевой образ жизни, занимаются оленеводством и рыболовством. По данным пресс-службы губернатора ЯНАО, в Салехарде — единственном городе в России, который располагается на Полярном круге, пройдет масштабный флешмоб.

Жители города — а это несколько сотен человек разных национальностей — выстроятся в символичную яркую фигуру чума (национальное жилище оленеводов) и обратятся к коренным народам с приветствием «Здравствуй, мир!» Ожидается, что в акции примет участие глава региона Дмитрий Кобылкин.

В Петрозаводске на площади Кирова также состоится флешмоб «Карельская крууга». Его участники исполнят карельский танец крууга, который напоминает хоровод.

«Ожидается, что акция объединит более ста человек. Главное, чтобы с погодой повезло. Флешмоб проводится для привлечения внимания к коренным народам», — сказала организатор, председатель региональной общественной организации «Союз карельского народа» Наталья Воробей.

Международный день коренных народов мира отметили и в селе Пяжозеро Бабаевского района Вологодской области, где компактно проживают представители небольшой народности финно-угорской языковой группы — вепсы — численностью более 350 человек. В течение 10 дней в Пяжозере будет проходить проект «Деревенька» — этнографическая площадка для детей и подростков, сообщили ТАСС в Бабаевской библиотечной системе.

«Дети смогут познакомиться с вепсским языком, на мастер- классах освоят традиционные вепсские пляски, разучат посильные для их возрастов песни на вепсском языке, познакомятся с традициями пяжозерских вепсов. Самые младшие участники площадки смогут посмотреть мультфильмы на вепсском языке, разучить вепсские игры и хороводы. В завершение соберем всех жителей села, чтобы показать, чем занимались их дети и внуки на нашей этнографической площадке, чему смогли научить их наши главные помощники — фольклорная группа «Келлойне», — рассказали организаторы.

Ненецкий караоке и прыжки через нарты

В этнокультурном центре Ненецкого автономного округа в Нарьян-Маре запланирована большая культурная программа. «Здесь можно будет сфотографироваться в чуме, перекусить ненецкими блюдами, в основном из оленины, и спеть в караоке по-ненецки, то есть песни на ненецком языке», — сказали ТАСС в этноцентре.

Детям можно будет сыграть в ненецкие народные игры, сюжеты которых связаны с жизнью в тундре, рыбой и оленями.

«Маленькова» — это ненецкие жмурки: одному из играющих завязывают глаза, и его задача — поймать одного из игроков, ориентируясь на звон колокольчиков, которые находятся у каждого в руках. В эту же игру можно играть по-другому: все становятся в круг и впереди себя держатся за тынзей (аркан для ловли оленей — прим. ТАСС). В центре круга — игрок с завязанными глазами. Его задача поймать кого-либо из игроков», — пояснили в этноцентре.

В Ханты-Мансийском автономном округе мероприятия, приуроченные к этому дню, будут проходить в течение всей недели. В этнографическим музее «Торум Маа» окружной столицы 9 августа состоится открытие выставочного проекта «Времена года. Летние ремесла обских угров». 12 августа пройдет региональный фестиваль этноспорта, в рамках которого жители Югры посоревнуются в традиционной борьбе, прыжках через нарты и перетягивании палки на оленьей шкуре.

Главное празднование пройдет 13 августа также на базе этнодеревни «Вэнт Корт», его лозунгом станет слоган «Ма ай мирием» (с языка ханты — «Мой маленький народ»). Здесь жители и гости города станут свидетелями проведения традиционного обряда поклонения, а также участниками развлекательной программы.

Автопробег и экологический праздник в Приморье

День коренных народов в Приморье отпраздновали в минувшие выходные автопробегом и экологическим праздником «День Бикина». Автопробег, участниками которого стали удэгейцы, тазы, нанайцы и гольды, стартовал из Владивостока 2 августа и проехал тысячу км по Приморью до удэгейского села Красный Яр.

«Такой акцией представители коренных малочисленных народов Приморья хотят популяризировать свою культуру и традиции, а также показать свою сплоченность. Удэгейцы, тазы, нанайцы и гольды проехали в одной автоколонне более тысячи километров по краю», — рассказали в департаменте внутренней политики администрации края.

По пути в Красный Яр участники посетили Центр сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Приморского края в Ольгинском районе, национальный парк «Зов Тигра» в Лазовском районе и национальный парк «Бикин» в Пожарском районе, где проходил большой экологический праздник «День Бикина».

Этот праздник был посвящен Году экологии и Году особо охраняемых природных территорий. В течение двух дней его участники не только показали гостям удэгейские национальные костюмы и танцы, но и обсудили проблему создания национальных парков в местах проживания коренных малочисленных народов и их участие в сохранении традиционного образа жизни.



Беременность и роды