Что легло в основу произведения после бала. Рассказ «После бала» История создания

8 класс

Программа Г.С.Меркина

Тема. Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ рассказа.

Цель :

  • выявление исторической и философской основы рассказа, связанной с теорией Л.Н.Толстого непротивления злу насилием; особенностей композиции рассказа, значения деталей, воссоздающих атмосферу бала и наказания солдата;
  • формирование навыка исследовательской работы с текстом, выразительного чтения, развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления философской основы рассказа, лексического слова «служака».

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация.

ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.Работа над темой.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Выявление первоначальных впечатлений.

3.Заполнение таблицы.

Предпосылки создания рассказа «После бала»

Призыв Л. Н. Толстого к нравственному самоусовершенствованию и «непротивлению злу насилием»

Интерес Л.Н. Толстого к легенде об «уходе» Александра I и жизни его в Сибири под именем старца Федора Кузмича

Антимилитаристские взгляды писателя в годы пребывания Толстого на Кавказе и в Крыму

Возмущение Л.Н. Толстого карательными мерами самодержавия. Книга «Царство Божие внутри вас»

Отражение сюжетной канвы рассказа в памфлете «Николай Палкин» (1886)

Беседы с 95-летним николаевским солдатом, И.Н.Захарьиным-Якуниным, со своими однополчанами, с братом - свидетелем казанской жизни

Факты биографии отца и брата Л. Н. Толстого

Каковы жизненные источники рассказа «После бала»? Какие события воссозданы в рассказе? Что еще знаете вы об этом времени?

4. Слово учителя.

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.

Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с братом Л.Н.Толстого Сергеем. «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л.Н.Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата.
Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Л.Н.Толстому, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала».

Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»

Рассказ «После бала» - яркое выражение противоречий в мировоззрении и творчестве великого художника слова; это произведение, в котором Толстой, внутренне сознающий необходимость коренного изменения социального строя, вновь ставит больной вопрос русской жизни - что делать, как жить, чтобы добро победило зло.

На какие части можно условно разделить рассказ? От чьего лица ведется повествование в рассказе?

Жанровая принадлежность произведения.

Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычносоставляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и болееобъемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.

В рассказе, как правило, одна сюжетная линия.

5. Анализ содержания первой части рассказа.

5.1. Слово учителя.

Композиция «После бала» своеобразна: это рассказ в рассказе. Автор как бы остается в тени. Повествование ведется от имени второго, «действующего» рассказчика - Ивана Васильевича.

Каков Иван Васильевич в обрамлении рассказа и в самом рассказе?

Иван Васильевич в обрамлении рассказа - опытный рассказчик, всеми уважаемый человек, много передумавший о цели и смысле жизни, многое переживший и оценивший происшедшее с позиции своего жизненного опыта.

В самом рассказе Иван Васильевич - молодой человек, богатый, жизнерадостный, влюбленный в Вареньку.

Назовите известные вам произведения, где использован сходный прием.

Таким образом строится рассказ и в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, и в «Асе» И.С.Тургенева.

Какой смысл придает этот прием художественному произведению?

Эта форма повествования дает возможность для непосредствен самоанализа и самораскрытия: Иван Васильевич комментирует и оценивает свои поступки.

5.2. Выразительное чтение начала рассказа от слов «Вот вы говорите…» до слов «Вся жизнь переменилась от одной ночи, скорее, утра».

Молодежи, новому поколению, стремящемуся разобраться в социальных причинах зла жизни, противопоставлен умудренный опытом человек, пользующийся заслуженным авторитетом.

Какие точки зрения на то, от чего зависит моральное и социальное состояние общества, нашли отражение в данном эпизоде? Найдите цитаты, содержащие ответ на вопрос.

«Все дело в среде, среда заедает». «Все дело в случае».

Может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя или все дело в среде, в обстоятельствах, которые зачастую оказываются сильнее намерений человека?

В рассказе противопоставлены не только политические взгляды, но и нравственный идеал двух поколений: молодежи 1840-х и молодежи 1900-х годов. За что осуждает Иван Васильевич современную молодежь?

5.3. Выразительное чтение от слов «Был я в то время студентом...» до слов «Танцевал я хорошо и был не безобразен».

В речи Ивана Васильевича звучит подспудное осуждение современной ему молодежи за ее пристрастие к кружкам, политическим вопросам, за безнравственное поведение.

5.4. Слово учителя.

Толстой видел путь к социальной гармонии в моральном «просветлении» и самоусовершенствовании, от которых зависело, по его мнению, и улучшение жизни всего общества. В рассказе поставлен вопрос о необходимости осуждения социального зла этой жизни и личного неучастия в этом зле, непротивления злу насилием.

Таким образом, на первое место выдвигаются этико-эстетические проблемы, философскому разрешению которых отвечает идейно-композиционное строение произведения. «Случай» раскрывается Толстым путем контрастного сопоставления сцен бала и экзекуции.

Какие эпизоды и образы противопоставлены в рассказе?

Противопоставляются описания бала и наказания, отец и дочь, два образа полковника. Первая часть «сцен бала описана человеком, для которого все это - далекое прошлое». Во второй части это уже не тот человек, для которого изображаемое стало далеким прошлым, а тот, кто все видит впервые, кто еще даже не знает точно, что происходит.

5.6. Слово учителя.

История рассказа от лица дворянина-студента, счастливого своей молодостью, ощущением бушующих жизненных сил, восторженно обнимающего «весь мир своей любовью». Сцена бала согрета чистым и светлым чувством первой любви. Обычный губернский бал овеян ореолом чего-то прекрасного, неповторимого, лишь однажды встречающегося в жизни.

5.7. Обращение к домашнему заданию.

Как в рассказе изображен бал, танцы? Какими предстают перед читателем герои?

Бал

«Бал чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского»

Варенька

«...Прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, держалась она необыкновенно прямо... царственный вид, ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа. В белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. ...Высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Нельзя было не любоваться».

Отец и мать Вареньки

«Добродушная, как и он, жена его, в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны.

Высокая статная фигура ее отца, полковника с серебряными эполетами. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a laNicolas I, подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Сапоги, обтянутые штрипками, - хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником»

Танцы

«Улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, - «надо все по закону», - улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.

Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек»

Чувства Ивана Васильевича

«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен -был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью»

Какова Варенька в изображении Л. Н. Толстого?

Героиня - воплощение красоты и грации. Она царствует на этом балу, как и в сердце Ивана Васильевича. И хотя автор ни одним словом не приоткрывает внутренний мир Вареньки, мы чувствуем, что она и Иван Васильевич в эти мгновения живут одними мыслями и желаниями.

Какие цвета преобладают в описании Вареньки и ее отца?

Белый и розовый (в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках).

Какая деталь, объединяющая Вареньку и ее отца, присутствует в описании?

Иван Васильевич многократно упоминает о статности отца и дочери. (Высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная, держалась прямо. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.)

О чем свидетельствует совпадение деталей в изображении Вареньки и ее отца?

Рассказчик объединяет в сознании слушателей Вареньку и ее отца-полковника.

5.8. Исследовательская работа с текстом.

Выпишите из первой части рассказа конструкции «я + глагол», эмоциональные определения, однородные члены, употребленные попарно при характеристике чувств Ивана Васильевича. Какие чувства героя передают эти конструкции?

Конструкции

Цитаты

«Я + глагол»

«Я взял перышко; я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я; я спрятал перышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от нее»

Эмоциональные определения

«Восторженное, нежное чувство», «ласковые, милые глаза»

Однородные члены предложения, употребленные попарно

«Выразить весь свой восторг и благодарность», «в знак сожаления и утешения», «все смотрели на нее и любовались ею», «вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела»

Такие конструкции способствуют передаче эмоционального состояния рассказчика.

Какие детали особо подчеркнуты в изображении родителей Вареньки?

Бархатное пюсовое платье, брильянтовая фероньерка, открытые старые, пухлые, белые плечи и грудь, как портреты Елизаветы Петровны.

Полковник с серебряными эполетами, с белыми a laNicolas I подвитыми усами; небогато украшенная орденами, выпячивающаяся по-военному грудь, воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.

О чем свидетельствует в описании хозяев бала косвенное указание напортрет Елизаветы Петровны и Николая I?

Полковник и его жена стремятся внешне походить на самодержцев Романовых.

Почему в рассказе трижды повторяются портретные детали стареющей особы, пытающейся подражать императрице: «Хозяйка бала«в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на головеи с открытыми плечами и грудью, как портрет Елизаветы Петровны»;«услышали мы громкий голос хозяйки в брильянтовой фероньерке и селизаветинскими плечами»; «я любил хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом...»? Какое чувство находит отражение в замечаниях рассказчика «небогато украшенная орденами, выпячивающаяся по-военному грудь»?

Уже в описании безвкусно одетой хозяйки бала и ее мужа - камергера,полковника, отца Вареньки, стремящихся внешне походить на Романовых, подспудно пробивается чувство неприятия этих людей Иваном Васильевичем.

Автор замечает, что продвижение по службе полковника обусловлено в первую очередь не ратными подвигами на полях сражений (грудь, небогато украшенная орденами), а ревностной службой в николаевскойармии.

Почему в описании танца полковника и его дочери Толстой обращаетвнимание на такую деталь: «...натянув замшевую перчатку на правуюруку, - «надо все по закону»?

Полковник привык все делать «по закону», по правилам. Действуя позакону, он не забывает во время танца надеть замшевую перчатку, как это и было предусмотрено правилами светского этикета.

Как характеризует полковника слово «служака»?

Лексическая работа: служака.

Кто дает такую оценку хозяевам бала: юный Иван Васильевич или всеми уважаемый, умудренный опытом Иван Васильевич?

Оценка и описание внешнего облика людей «света» даны в несколькоироническом и сатирическом плане уже с позиции постаревшего Ивана Васильевича, а не прежнего восторженного и пылкого юноши.

Сцена бала описана человеком, для которого все это уже далекое прошлое. События даны в строгой последовательности, постепенно, обстоятельно, а главное - обобщенно.

5.9. Итоги работы над содержанием первой части рассказа.

Почему описание бала не отличается глубиной психологических характеристик, тонкостью суждений рассказчика? Каков смысл замечания Ивана Васильевича: «Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова»?

Внешнее, неглубокое, скользящее по поверхности описание бала психологически оправдывается влюбленностью рассказчика, воспринимавшего все происходящее в розовом свете.

Любовь к Вареньке сделала героя по-настоящему счастливым: он переносит свою любовь на все и всех. «Бал был чудесный...» - это уже позднейшая оценка, и не какого-то определенного момента, а всего бала вообще.

Рассказчик как бы оправдывает себя, свои оценки необычностью состояния, в котором он находился.

6. Анализ содержания второй части рассказа.

6.1. Слово учителя.

После бала Иван Васильевич находится в приподнятом настроении, он счастлив и все еще продолжает жить прекрасными впечатлениями бала. Музыка еще звучит в душе. Во второй части рассказа характер изображения действительности резко меняется. Повествование развертывается как непосредственное впечатление молодого человека. Время повествования и время действия совпали. Это рассказ о первом столкновении юноши-интеллигента с жизнью.

Вторая часть рассказываемого эпизода из жизни Ивана Васильевича показывает скрытую от посторонних глаз, внутреннюю и поэтому подлинную сторону личности и характера полковника (а косвенно и всего губернского общества), и отношение его к своим подчиненным.

6.2. Исследовательская работа с текстом.

Каковы детали пейзажа, звуки во второй части рассказа? Как Толстой изображает наказание, полковника и чувства героя?

Пейзаж

«Лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими»

Звуки

«Звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.

Барабанщик и флейтщик, не переставая, повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию»

Вид наказываемого

«Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека»

Описание наказания

«Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед - и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. Поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова.. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте»

Полковник

«И, не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата.

Подать свежих шпицрутенов! - крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся»

Чувства Ивана Васильевича

«Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой. Почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил. Заснул только к вечеру, и то после того, кик пошел к приятелю и напился с ним совсем пьян»

Почему, оказавшись на улице, Иван Васильевич обращает внимание на детали, подробности, мимо которых обычно проходил?

Чувства влюбленного Ивана Васильевича обострены. Он замечает туман, насыщенный водою снег; пешеходов и ломовых с дровами на санях, лошадей, покачивающих мокрыми головами, видит трудовой народ, рабочий день которого начинается рано утром.

Какой эпизод рассказа является его кульминацией? Почему?

Описание сцены экзекуции - кульминация рассказа. Именно этот момент становится переломным в мировосприятии главного героя.

Какой цвет преобладает в описании?

Преобладает черный цвет: что-то большое, черное; много черных людей; солдаты в черных мундирах.

Какие цвета контрастно противопоставлены в этой сцене?

Страшным контрастным пятном на этом черном фоне выделяется окровавленная спина наказываемого за побег солдата.

Почему в описании музыки, звучащей в сцене наказания, автор употребил слово «флейтщик», созвучное слову «барабанщик», а не флейтист?

О чем свидетельствует эмоциональный тон эпизода?

Эмоциональный тон эпизода свидетельствует об авторской позиции, заключающейся в отрицании всякого насилия.

Какой смысл приобретает замечание кузнеца - свидетеля страшного наказания?

Восклицание «О, Господи» говорит о том, как мучительно ему все это видеть.

Какие чувства испытывает Иван Васильевич, рассказывая о страшном наказании?

Иван Васильевич испытывает чувство сострадания к татарину даже через много лет.

Как относится к происходящему полковник? Мог ли полковник Б. поступить иначе? Аргументируйте свою позицию.

Чувства Ивана Васильевича и полковника противопоставлены друг другу. Для Ивана Васильевича экзекуция - это узаконенная мерзость; для полковника - обычное воинское поручение. Он не чувствует чудовищной несовместимости того, что происходило на балу, и того, что он делает после бала. Вот почему он может так поступить.

Почему в эпизоде наказания вновь возникает деталь (замшевая перчатка), на которую Иван Васильевич обратил внимание на балу?

Действуя «по закону», он после бала той же «сильной рукой в замшевой перчатке» бьет по лицу слабосильного солдата.

Полковник убежден, что во всех его действиях и поступках нет ничего необычного, что, подвергая экзекуции беглого солдата, он поступает так, ка велит закон.

Почему в ряду слов, обозначающих жертву наказания, несколько раз повторяется слово «человек»: «Все так же падали с двух сторон удары на спотыкавшегося, корчившегося человека»; «...я не поверил, чтобы это было тело человека»?

Почему в данном синонимическом ряду употреблено слово «наказываемый», относящееся к канцелярскому стилю?

Для того чтобы показать, что в царской армии экзекуции были делом обычным, привычным для многих.

6.3. Слово учителя.

Словом «татарин» называли любого нерусского солдата. Оно раскрывает причины побега - люди других национальностей особо подвергались унижениям и оскорблениям. Единственным выходом для них зачастуюоставался только побег.

Каково значение комментария, которое звучит в ответ на призыв несчастного «Братцы, помилосердствуйте»: «Но братцы не милосердствовали»?

В этой фразе звучит горькая ирония автора, размышляющего о том, чтодаже простые солдаты не осознают всей тяжести совершаемых преступлений, воспринимая все происходящее как закономерность.

Как повел себя после бала Иван Васильевич? Мог ли он поступить иначе? Аргументируйте свой ответ.

Почему Иван Васильевич испытал чувство стыда при виде этой сцены?

Иван Васильевич почувствовал себя ответственным за жестокость ибесчеловечность, которые стали привычными, обыденными.

Почему любовь героя к Вареньке угасла?

Иван Васильевич считал единым целым Вареньку и ее отца. Сцена наказания, в которой участвовал отец возлюбленной, показала, что ощущение гармонии и счастья, испытанное на балу - обман, улыбки полковникаи его дочери - фальшь.

6.4. Выразительное чтение от слов «Что ж, вы думаете, что я тогда решил,что то, что я видел, было - дурное дело?» до слов «А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился...»

Почему Иван Васильевич отказался от службы? Какова нравственная позиция Ивана Васильевича?

Душевная гармония была нарушена, герой мучительно ищет правду, смысл жизни и свое место в ней, но так и не может понять «право», по которому один человек может безнаказанно издеваться над другим, прикрываясь законом. Столкнувшись с проявлением зла в мире и абсолютной уверенностью участвующих в нем людей в правильности совершаемых ими действий, он понимает, что единственно верный путь - это отстраниться от зла. Герой не в силах изменить мир, однако может не участвовать во всеобщем зле.

Иван Васильевич приходит к идее неучастия во зле и личного самосовершенствования. Какое замечание слушателей свидетельствует о том, герой пошел именно по пути нравственного самосовершенствования?

III. Подведение итогов урока.

Какова причина событий, изображенных в рассказе? Назовите нужные слова из данных: «самодержавие», «власть», «карьерные устремления», «равнодушие», «беззаконие», «жестокость», «произвол», «государство», «строй». Обоснуйте свой выбор.

Самодержавие, власть.

В первоначальном варианте рассказ имел такой финал: «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

Почему Л. Н. Толстой отказался от первоначального замысла?

Чем актуален для нас рассказ Л. Н. Толстого?

Обращение к статье учебника «Для вас, любознательные!».

Слово учителя

Лев Николаевич Толстой исходил из убеждения, что деспотизм, ничем не ограниченная власть меньшинства не только порождают, но и насаждают безнравственность. Следовательно, в основе рассказа лежит идеи единства нравственной и социальной справедливости.

IV. Домашнее задание.

Выписать из второй части рассказа цитаты, передающие наиболее значимые детали эпизодов (задание 1 рабочей тетради, с.47-48, ч.2).

Предварительный просмотр:

В) антитеза;

Г) ретроспектива.

Ж) внутренний монолог

Г) осуждение деспотизма

Тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа :

А) последовательность излагаемых событий;

Б) цикличность излагаемых событий;

В) антитеза;

Г) ретроспектива.

2. Каков тип композиции рассказа:

А) рассказ в рассказе; Б) повествование от первого лица;

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

А) отчуждение; Б) возмущение; В) восторг; Г) пренебрежение.

4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

А) важность судьбы героя после бала;

Б) особое значение сцены расправы над солдатом;

В) важность утра, следующего за балом.

5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?

А) антитеза Б) подбор эпитетов В) прямая авторская оценка

Г) цветопись Д) звукопись Е) описание одного героя

Ж) внутренний монолог

6. Определите основную идею рассказа:

А) судьба человека зависит от случая

Б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость

В) идея личной ответственности человека

Г) осуждение деспотизма

7. С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

А) замшевая перчатка Б) белые усы и бакенбарды

В) блестящие глаза и радостная улыбка В)»домодельные» сапоги

8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

А) утверждает идею Л.Н.Толстого «непротивления злу насилием»

В) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»

9. Отметьте импонирующее вам утверждение:


Среди друзей зашёл разговор о том, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди». Всеми уважаемый Иван Васильевич рассказал историю, которая в корне изменила его жизнь.

Тогда он был молод и сильно влюблён в восемнадцатилетнюю Вареньку, красивую, высокую и грациозную девушку. Это было во времена, когда рассказчик учился в провинциальном университете, и главное его удовольствие составляли балы и вечера.

В последний день масленицы бал давал губернский предводитель. Иван Васильевич «был пьян любовью» и танцевал только с Варенькой. Там же был и её отец, полковник Пётр Владиславич - «красивый, статный и свежий старик». После обеда хозяйка уговорила его пройтись один тур мазурки в паре с дочерью. Весь зал был в восторге от этой пары, а Иван Васильевич проникся к варенькиному отцу восторженно-нежным чувством.

В ту ночь Ивану Васильевичу не спалось, и он пошёл бродить по городу. Ноги сами принесли его к дому Вареньки. В конце поля, где стоял её дом, он увидел какую-то толпу, но, подойдя ближе, увидел, что это прогоняли сквозь строй татарина-дезертира. Пётр Владиславич шёл рядом и бдительно следил, чтобы солдаты как следует опускали палку на красную спину наказываемого, а увидев Ивана Васильевича, сделал вид, что они не знакомы.

Рассказчик никак не мог понять, хорошо или дурно то, что он видел: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». Но так и не узнав этого, он не мог поступить ни на военную, ни на какую бы ни было другую службу.

С тех пор каждый раз при виде хорошенького личика Вареньки ему вспоминалось то утро, и «любовь так и сошла на нет».

Вы прочитали краткое содержание рассказа После бала. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , где вы сможете ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.
  4. Темы и проблемы

    Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

    В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения , которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

    Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

    Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

    Идея

    Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

    Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

    Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

    Мораль

    Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

    Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Великий Л.Н. Толстой свой знаменитый рассказ «После бала» написал в 1903 году, однако он был опубликован намного позже, в 1911 году, уже после смерти писателя. История создания «После бала» Толстого говорит о том, что это произведение основано на реальных событиях, произошедших с родным братом писателя, Сергеем Николаевичем. Лев Толстой, будучи студентом университета, вместе с братьями Николаем, Сергеем, Дмитрием и сестрой Марией жили в Казани. Там его брат Сергей по уши влюбился в Вареньку, дочку военного градоначальника Корейши А. П., усадьба которого находилась по соседству.

История создания «После бала» (Л. Н. Толстой)

Сергей Николаевич очень часто заезжал к ним в гости и не раз присутствовал у них на светских приемах и на балах. Но случится то, что раз и навсегда отвернет его от намечавшихся грандиозных планов, погасит его любовь и желание жениться на своей милой возлюбленной.

Однажды ночью после бала Сергей Николаевич стал невольным свидетелем того, как наказывали беглого солдата, и этой жуткой экзекуцией руководил сам отец Вареньки.

История создания «После бала» достаточно интригующая, и потому все же лучше ознакомиться с полным содержанием самого произведения, чтобы понять все тонкости и суть произошедшего события. Это происшествие потрясло и самого писателя, который потом, уже много лет спустя, все же решил описать его в своем произведении «После бала».

История создания «После бала»: краткое содержание

Л.Н. Толстой долго не знал, какое название придумать для него. Сначала было несколько вариантов: «Дочь и отец» или «Рассказ о бале и сквозь строй», но в итоге получилось «После бала».

Здесь автора волнует проблема того, что влияет на среда или обстоятельства? И может ли он сам управлять собой, или все же им руководит что-то другое. История создания «После бала» говорит сама за себя, но попробуем еще глубже окунуться в анализ этого произведения.

Жанр и творческий метод

Итак, «После бала» Л.Н.Толстой представил как написанное в небольшого по объему. В нем описывается один эпизод из жизни главного героя, от которого он получил огромное потрясение, сыгравшее большую роль в его дальнейшей судьбе.

В рассказе «После бала» изображена эпоха правления И автор намекает на то, что уже через много лет, в настоящей жизни, в России ничего так и не изменилось. Лев Николаевич Толстой был идеалистом, он всегда выступал против гнета и насилия над народом. Его рассказ и практически все творчество этого великого художника слова связано с русским

История создания «После бала» описывает его серьезные страдания и мучения по этому поводу, вплоть до отречения от христианской веры, которой он долгое время служил. Толстой не мог смириться с действительностью. Он не хотел принимать мир жестоким и несправедливым.

Главная тематика

В произведении «После бала» раскрывается безотрадная сторона царского солдата и его двадцатипятилетняя служба в русской армии, где было полное бесправие, постоянная муштра и невыносимые наказания в случае невыполнения любого приказа начальника. Но основной проблемой все же стали вопросы нравственного воспитания человека и то, под воздействием чего оно формируется. Влияет ли на все это просто случай или какие-то общественные условия? История создания «После бала» описывает пример того, как одно событие переворачивает всю жизнь главного героя, сразу отбросившего все тогдашние сословные предрассудки. Молодой человек, который, как и все в этом возрасте, весьма восторжен, впечатлителен, вдруг из-за нахлынувшего на него чувства несправедливости резко меняет свою судьбу.

Идея

Системы образов и композиция помогают раскрыть идею рассказа «После бала». Основными героями здесь выступают сам рассказчик Иван Васильевич, старый полковник и его дочь Варя.

История создания «После бала» Толстого говорит о том, что в образе полковника Толстой решил обличить социальные условия, искажающие истинную натуру человека, которому прививается неправильное понятие о долге.

В рассказе все образы и действия описаны очень контрастно: роскошный бал и сцена страшного наказания, грациозная фигура стройной Вареньки и тело солдата, напоминающее окровавленное месиво. Или отец Вареньки, который сначала выглядел милым и очаровательным старичком, а потом превратился в злого деспота, требующего достойного выполнения своего приказа.

Конфликт

В основе конфликта, с одной стороны, лежит двуличность градоначальника Петра Владиславовича, а с другой - разочарование рассказчика Ивана Васильевича. Сначала он в своем рассказе сыплет самые яркие комплименты в адрес градоначальника, описывая его красивым, статным, милым, любезным и свежим стариком, который располагал к себе каждого из гостей. Но после бала картина удручала, лицо полковника охватила жестокая гримаса, Иван Васильевич видел, как тот своей перчаткой бил по лицу малорослого солдата, который старался смягчить свой удар по спине и без того мучившегося изможденного беглого татарина.

История создания произведения «После бала» говорит о том, что в образе Ивана Васильевича представляется личность, которая не может любить только одного человека, он хочет любить весь мир и принимать его полностью. Поэтому и любовь к Вареньке из-за поступка ее отца сразу превращается в пепел. Из-за жестокости и несправедливости нет гармонии, и итоге все рушится. Конечно, молодой человек не в силах что-либо изменить, но он может только согласиться или не согласиться с условиями того зла, в котором ему придется в дальнейшем участвовать. Вот на чем основывалась логика молодого Ивана Васильевича, поэтому он и отказался от своей любви.

Основные особенности рассказа «После бала»:
жанр - рассказ;
в основе — реальные события;
сюжет: один случай из жизни героя;
повествование: от лица главного героя;
контраст как композиционный приём;
деталь как способ раскрытия событий и героев;
внимание к внутреннему миру героя;
история духовного прозрения героя.

История создания произведения Толстого «После бала»

Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец » и др. В результате рассказ получил название «После бала». Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах.

Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения «После бала» — прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала) и текст небольшой по объёму. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа. В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменялось. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Рассказ «После бала», как и все творчество Л.Н. Толстого, связан с реализмом в русской литературе.

Тематика произведения

Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания. Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой). В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.

Идея

Идея рассказа раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции. Основные герои — Иван Васильевич и полковник, отец девушки, в которую был влюблен рассказчик, — через образы которых решается главная проблема. Автор показывает, что социум и его структура, а не случай влияют на личность. В образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге. Идейное содержание раскрывается через изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». В рассказе Л.Н. Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания. Изучение общего построения рассказа становится средством раскрытия его идейного содержания.

Выразил отношение к жестокости обращения с солдатами.
-Социальной несправедливости: Почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование.
-Проблемы чести, долга, совести.

Характер конфликта

Анализ произведения показывает, что основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании Ивана Васильевича. Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий. Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: «И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле — вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

Основные герои

Основные герои рассказа — юноша Иван Васильевич, влюбленный в Вареньку, и отец девушки полковник Петр Владиславович. Полковник, красивый и крепкий человек лет пятидесяти, внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто преступил закон. Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю... Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». Иван Васильевич, скромный и порядочный молодой человек, потрясенный сценой избиения солдат, не в состоянии понять, почему это возможно, почему существуют порядки, для охраны которых нужны палки. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, перевернуло его представления о сословной нравственности: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

Сюжет

В ходе анализа произведения мы приходим к выводу, что сюжет рассказа незамысловат. Иван Васильевич, убежденный, что среда не влияет на образ мыслей человека, а все дело в случае, рассказывает историю своей юношеской влюбленности в красавицу Вареньку Б. На балу герой знакомится с отцом Вареньки, очень красивым, статным, высоким и «свежим стариком» с румяным лицом и роскошными усами, полковником. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью. Во время танца пара привлекает всеобщее внимание. После мазурки отец подводит Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди проводят вместе. Иван Васильевич возвращается домой под утро, но не может уснуть и отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Издалека он слышит звуки флейты и барабана, которые без конца повторяют одну и ту же визгливую мелодию. На поле перед домом Б. он видит, как прогоняют через строй солдат какого-то татарина за побег. Командует экзекуцией отец Вареньки, красивый, статный полковник Б. Татарин умоляет солдат «помилосердствовать», но полковник строго следит, чтобы солдаты не давали ему ни малейшей поблажки. Один из солдат «мажет». Б. бьет его по лицу. Иван Васильевич видит красную, пеструю, мокрую от крови спину татарина и ужасается. Заметив Ивана Васильевича, Б. делает вид, что незнаком с ним, и отворачивается. Иван Васильевич думает, что, вероятно, полковник прав, раз все признают, что он поступает нормально. Однако он не может понять причин, которые заставляли Б. жестоко бить человека, а не поняв, решает не поступать на военную службу. Любовь его идет на убыль. Так один случай переменил его жизнь и взгляды.

Насколько положительным был портрет этого героя в первой части, настолько страшным и отвратительным он стал во второй. Хладнокровно следить за мучениями живого человека (Толстой говорит о том, что спина татарина превратилась в мокрый кусок окровавленного мяса) и еще наказывать за то, что кто-то из солдат жалеет беднягу и смягчает удар!
Важно и то, что это наказание происходило в первый день Великого поста, когда особенно строго нужно следить за чистотой своих помыслов и своих поступков. Но полковник не задумывается об этом. Он получил приказ и с большим рвением выполняет его.
Мне кажется, в своей «работе» герой напоминает машину, которая просто делает то, на что ее запрограммировали. А как же его собственные мысли, собственная позиция? Ведь полковник способен испытывать добрые чувства - это нам показал писатель в эпизоде бала. И поэтому «утренний эпизод» их жизни этого героя становится еще более страшным. Человек подавляет, не использует свои искренние добрые эмоции, прячет все это в военный мундир, прикрывается чужим приказом.
На примере полковника Б. Толстой поднимает две важные проблемы: личной ответственности за свои поступки, нежелания жить «осознанной жизнью» и разрушающей роли государства, заставляющей уничтожать в человеке человека.
Утренний эпизод шокирующее подействовал на рассказчика Ивана Васильевича. Он не понимал, кто прав, а кто виноват в этой ситуации, но только чувствовал всей душой, что происходит что-то неправильное, в корне неверное.
Этот герой, в отличие от полковника Б., прислушивается к своей душе. Именно поэтому он принимает очень важное решение - никогда нигде не служить. Иван Васильевич просто не может позволить, чтобы кто-то разрушал его, заставлял делать то, чего он не хочет.
Таким образом, мы видим, что вторая часть рассказа, описывающая события после бала, полностью изменила жизнь героя. Первое утро Великого поста заставило этого молодого, долгое время жившего в «розовых очках» человека задуматься о важных вещах - о нравственности, ответственности, смысле жизни. Можно сказать, что оно заставило Ивана Васильевича повзрослеть и под другим углом посмотреть на свою жизнь и мир вокруг. Именно поэтому рассказ Толстого называется «После бала»,

Композиция

Весь рассказ — это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет.

1.В произведении нет экспозиции. Экспозиция - повествование о судьбах героев до начала описываемых событий, предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.

Рассказ можно условно разделить на три части: авторский текст открывает и замыкает рассказ - обрамление, а внутри него находится история, рассказанная героем, Иваном Васильевичем.

2.«После бала» построен как «рассказ в рассказе» : начинается обрамлением - диалогом : почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор, искренний и правдивый человек — Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается так или иначе вовсе не от влияния среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, как он сам признается, изменивший его жизнь. О чем же идет этот спор? Прежде всего, о глобальной проблеме совершенствования мира и человека. Испокон веку ощущал человек эту внутреннюю потребность борьбы с дурным внутри себя и вовне. Возможна ли такая борьба? Не будет ли она безнадежной? С чего ее начинать? С внешних условий, со среды или с себя?

Обрамление — художественный прием, когда основной сюжет как бы введен в рамку другого сюжета. Одним из основных приёмов композиции рассказа «После бала» является антитеза, т.е. контрастное изображение героев, обстоятельств, событий, неких деталей.

Антитеза — художественный приём, основанный на сопоставлении сюжетных линий, эпизодов, образов.

Это уже собственно рассказ, герои которого — Варенька Б., ее отец и сам Иван Васильевич. Таким образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале повествования узнаем о том, что эпизод, о котором пойдет речь, имел огромное значение в жизни человека. Форма устного рассказа придает событиям особую реалистичность. Тому же служит упоминание об искренности рассказчика. Он рассказывает о случившемся с ним в молодости; этим повествованию придается некий «налет старины», как и упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у нее дочери замужем».

3. В самом рассказе можно выделить две части. Первая - «На балу», вторая — «После бала» или можно назвать её конкретнее — «На плацу».
Сцена бала - завязка действия, его развитие и кульминация. Иван Васильевич, молодой, «весёлый и бойкий малый», да ещё «красавец» и «богатый», влюблён в прекрасную девушку Вареньку. Чувства Ивана Васильевича развивались по восходящей. Герой видел девушку ангелоподобной. Белый цвет её платья как бы подчёркивает светлый образ Вареньки и светлые чувства Ивана Васильевича.
Ивану Васильевичу казалось, что любовь поднимает его на какую-то небывалую высоту. Герой на вершине счастья и кажется, что дальше его чувство развиваться не может. Но нет, это ещё не предел. Танец Вареньки с отцом поднимает в его душе неведомую ранее волну умиления и счастья. Этот танец — кульминация чувств героя и кульминация сюжета.
Танец отца с дочерью описывается автором подробно, причём больше внимания Толстой уделяет отцу. В его внешнем облике, так же, как и в облике Вареньки, преобладает белый цвет.
Свою любовь Иван Васильевич незаметно и с легкостью перенёс на отца Вареньки. Отец и дочь для него - единое целое. Чуть позже осознание их неразрывности вызовет чувства, противоположные умилению. Достигнув своей кульминации, любовь Ивана Васильевича и после бала остаётся такой же. «Счастье моё всё росло и росло», - скажет он, распространяя свою любовь на весь мир. На самой высокой ноте чувств героя заканчивается первая часть действия.
«Я увидел... что-то большое, черное»
Вторая часть рассказа во многом противоположна первой. На балу доминировал белый цвет, а на плацу - чёрный. На балу звучала мазурка, которая поддерживала ощущение счастья, а на плацу «били барабаны и свистели флейты». Эти звуки разбудили тревогу. Контрастны и фигуры, на которых сосредоточено внимание героя. На балу - прелестная Варенька, а на плацу — солдат, избиваемый шпицрутенами. Он мог лишь всхлипывать: «Братцы, помилосердуйте».
«На балу» и «На плацу» - разные сцены, и контраст между ними вполне естественен, если бы не одно «но»... В них участвует один и тот же человек. Экзекуцией на плацу руководил отец Вареньки, полковник Б. Ослепленный любовью, Иван Васильевич видел его раньше идеальным, поэтому потрясение от происходящего на плацу было сильнейшим. «На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска...» И ещё было очень «стыдно».
Сцена на плацу — развязка действия. Иван Васильевич на короткий отрезок времени (с вечера до утра) прошёл путь от ослепления до прозрения. Прозрев, он понял, что в мире людей есть видимость и сущность, и далеко не всегда они бывают в гармонии. В случае с полковником всё было именно так. На балу он «розовый и белый». Оказалось, что это видимость, а на плацу проявилась его сущность.
«Если бы я знал...»
Ещё Иван Васильевич понял в то утро, что существует какая-то другая правда, которой он не знает. Эта правда позволяет забивать до смерти провинившегося солдата.
Невозможность понять ту, другую правду, а значит и принять её, перевернула всю жизнь Ивана Васильевича. Он, беспечный молодой человек, вдруг открыл в себе неведомые ранее чувства: «Мне было до такой степени стыдно... как будто я был уличён в самом постыдном поступке...» Ему было стыдно за действия другого.
Мечтавший о военной службе, Иван Васильевич отказывается от неё. Отчего? Наверное, опять-таки от невозможности понять, что оно такое — эта служба.
Да и «любовь с этого дня пошла на убыль». Но при чём тут Варенька? Ни при чём. Но если она в минуту счастья была для Ивана Васильевича единым целым со своим отцом, то и в минуту своего ужаса и стыда он не мог их разъединить в своём сознании. Зло, исходящее от полковника, вопреки его желанию, поразило любовь его любимой дочери. Это и есть единственное для него наказание.
Повествование, которое ведёт Иван Васильевич, показывает события в обратной хронологии, что позволяет увидеть его разрушительные последствия в его судьбе.

Анализ первой части «Бал».

Варенька в белом платье, в белы х перчатках, в белых башмачках. Белый цвет- олицетворение чистоты, света, радости. Использованы яркие средства выразительности- эпитеты: бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный и т.д.
-Звучала изящная мазурка, задорная полька, веселый кадриль, нежный, плавный вальс.
-Отец Вареньки - красивый, статный, высокий, свежий, с радостной улыбкой; гостей восхищают обаятельность и учтивость полковника. выразительные глаголы: умиляли сапоги, выделывал красивые и быстрые па.
-Иван Васильевич «обнимал в то время весь мир своей любовью», « был счастлив, блажен, был добр. « Я был не я, какое-то неземное существо, не знающее зла и способное только на добро. Я любил и хозяйку…и ее мужа, и даже инженера Анисимова.»

бал - чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный

звуки - Кадрили, вальсы, польки

хозяева бала - добродушный старичок, богач -хлебосол,

Варенька - жена его добродушная в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

полковник - Красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Иван Васильевич - Доволен, счастлив, блажен, добр,

Анализ второй части "После бала" - «Наказание солдата».

Краски резко меняются:пейзаж весеннего утра не радует, сначала в конце поля видно что-то большое, черное, потом солдаты в черных мундирах, спина солдата описывается как «что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное». Выразительны глаголы, причастия, деепричастия: « оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат», «сморщенное от страдания лицо», толкали, тянули, всхлипывал, дергаясь всем телом, опрокидываясь назад и т.п.
-Мелодия неприятная, визгливая, «какая-то другая, жесткая, нехорошая».
-Полковник шел твердой, подрагивающей походкой, «..сильной рукой бьет по лицу слабого солдата». Средства выразительности-антонимы: спотыкающийся, корчившийся от боли солдат и высокая, статная фигура полковника.
-Состояние И.В. передается словами «И мне казалось, что меня вот-вот вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища»

Экзекуция (телесное наказание) :

улица - Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

звуки - Неприятная, визгливая мелодия

солдаты - Много чёрных людей, в чёрных мундирах,

наказываемый - Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

полковник - Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

Иван Васильевич - Было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Художественное своеобразие

Толстой-художник всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал контраст. Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Так контрастная композиция рассказа и соответствующий язык помогают раскрыть идею произведения, сорвать маску добродушия с лица полковника, показать его подлинную сущность. Контраст используется писателем и при выборе языковых средств. Так, при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки» (такой художественный прием называется цветопись). Связано это с тем, что белый цвет — олицетворение чистоты, света, радости, Толстой с помощью этого слова подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика. О празднике в душе Ивана Васильевича говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение. В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «...я увидал... что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана.... это была... жесткая, нехорошая музыка».

Роль художественной детали

Любая художественная деталь помогает раскрыть идейный смысл произведения

Полковник Петр Владиславович Б. - отец девушки, в которую влюблен герой-рассказчик. Впервые, на «высокую, статную фигуру ее отца полковника» указывает Варенька. Внешность полковника. «Красивый, статный, высокий и свежий старик». Важно: параллели с Николаем I (Николаем Палкиным) -усы «А-ля Николай I», «воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки» - указание на принятые в николаевское время истязания солдат. «Ласковая радостная улыбка, как и у дочери» - благопристойный гражданин, заботливый отец.

Замшевая белая перчатка полковника - «надо все по закону» - на балу, ее он надевает, танцуя с дочерью, и после бала: «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата». Замшевая перчатка - это важная художественная деталь, подчеркивающая статус её обладателя. В сцене бала, яркой и праздничной, она является украшением и возвышением своего «хозяина». Натянув замшевую перчатку на правую руку во время бала, полковник сказал: «Надо все по закону». Во время экзекуции Иван Васильевич увидел полковника, который «своей сильной рукой, в замшевой перчатке, бил по лицу испуганного малорослого солдата, за то, что он недостаточно сильно опустил палку на красную спину татарина»

«Немодные», «домодельные» сапоги полковника , которые умиляли героя на балу. Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные » вместо модной обуви заказывает сапоги у батальонного сапожника.; белые усы и бакенбарды - эта деталь тоже повторяется во втором эпизоде.

Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника). Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), а также контрастного сопоставления звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй.

Что осталось у Ивана Васильевича после бала в память о Вареньке? - Её перчатка, пёрышко от её веера .

Цветовые и звуковые образы рассказа

Небольшой по объёму рассказ «После бала» Л.Н.Толстого логически распадается на две части, причём вторая часть явно противопоставлена первой. За счёт чего достигается подобный контраст? Среди языковых средств, используемых автором, не могут не привлечь внимание читателя звуковые и цветовые образы, раскрывающие психологическое состояние главного героя - Ивана Васильевича. Именно он повествует нам о том, каким образом случай может изменить жизнь человека, именно его глазами видим мы и слышим то, что происходит на балу у губернатора и после бала.

Итак, последний день масленицы, бал у предводителя. Всё и все, окружающие нашего героя, - прекрасны, чудесны, великолепны. И цвета, соответствующие этому настроению, ласкают взор: серебряный, розовый(как вариант - румяный) и белый. Белого очень много: это и белые плечи жены губернатора, и Варенька, вся в белом - башмачки, платье, перчатки, веер, и батюшка Вареньки с белыми усами и бакенбардами. Очень много светлого.

Звуки польки, кадрили, вальса и мазурки вряд ли вызовут грустное настроение, тем более исполнялись они знаменитыми, хотя и крепостными музыкантами.

По мере того как герой рассказа удаляется после бала от места его проведения, краски темнеют и становятся наконец чёрными: Иван Васильевич видит что-то чёрное, ему встречаются чёрные люди, на солдатах чёрные мундиры. Спина истязаемого татарина пёстрая, красная, мокрая. Общее впечатление цвета - что-то неестественное, страшное.

И музыка здесь совсем другая: нехорошая, жёсткая, неприятная, визгливая. Флейта не поёт, а свистит, барабаны бьют дробь. Слышатся крики, всхлипывания, гневный голос.

Всё это приводит Ивана Васильевича в такое состояние ужаса, что резко меняет его дальнейшую судьбу: «…не мог поступить в военную службу, как хотел прежде…», «любовь с этого дня пошла на убыль».

Значение произведения

Значение рассказа огромно. Толстой ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа. В 2008 г. исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. О нём написаны сотни книг и статей, его произведения известны во всём мире, имя его чтут во всех странах, герои его романов и повестей живут на экранах, на сценах театров. Слово его звучит по радио и телевидению. «Не зная Толстого, — писал М. Горький, — нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». Гуманизм Толстого, его проникновение во внутренний мир человека, протест против социальной несправедливости не устаревают, а живут и воздействуют на умы и сердца людей и в наши дни. С именем Толстого связана целая эпоха в развитии русской классической художественной литературы. Наследие Толстого имеет большое значение для формирования мировоззрения и эстетических вкусов читателей. Знакомство с его произведениями, исполненными высоких гуманистических и нравственных идеалов, несомненно, способствует духовному обогащению. В русской литературе нет другого писателя, творчество которого было бы столь многообразно и сложно, как творчество Л.Н. Толстого. Великий писатель развил русский литературный язык, обогатил литературу новыми средствами изображения жизни. Мировое значение творчества Толстого определяется постановкой великих, волнующих общественно-политических, философских и моральных проблем, непревзойдённым реализмом изображения жизни и высоким художественным мастерством. Его произведения — романы, повести, рассказы, пьесы читают с неослабевающим интересом всё новые и новые поколения людей на всём земном шаре. Об этом свидетельствует тот факт, что десятилетие с 2000 по 2010 г. было объявлено ЮНЕСКО десятилетием Л.Н. Толстого.

Психологические портреты

Портрет — изображение в литературном произведении внешности героя: черт лица, фигуры, одежды, позы, мимики, жеста, манеры держаться. Портрет также является одним из важных приёмов композиции.

Автор описывает только внешний вид девушки, одежду, поведение на балу, не затрагивая её внутренний мир. Мы видим девушку «…в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда прямо - как будто не могла иначе, — откинув немного назад голову, и это давало ей, с её красотой и высоким ростом, несмотря на её худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид...»

При описании Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки». Белый цвет — олицетворение чистоты, света, радости, Толстой подчеркивает ощущение праздника и передаёт душевное состояние рассказчика. Герой обращает внимание на её «сияющее разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза».

А вот описание истерзанного солдата: «что-то страшное, оголённый по пояс человек, сморщенное от страдания лицо, спотыкающийся, корчившийся человек, пестрое, мокрое, красное, неестественное тело».

В портрете важную роль играет указание на национальность. Он был татарином. Этим Толстой намекает на пренебрежительное отношение современников к людям других национальностей.
Приём антитезы используется в создании портрета полковника на балу и после него. В литературе чаще встречается психологический портрет, в котором через внешность героя писатель всегда стремится раскрыть его внутренний мир.

Лев Николаевич Толстой — мастер психологического портрета. Автор создаёт портрет полковника на балу - приветливый и симпатичный человек, красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами. После бала мы видим иного полковника, автор не просто изображает его наружность, а создаёт его психологический портрет — воплощение жестокости и равнодушия. Герой замечает оттопыренную губу полковника, обращает внимание на его твердый шаг, сильную руку в замшевой перчатке, и то, как грозно и злобно нахмурился полковник, когда был уличён в страшном деянии.

Контраст используется в описании психологического портрета Ивана Васильевича на балу и после бала. Писатель дает описание внешности героя, характеристику его переживаний, вводит внутренний монолог, рассказывает о его поступках. На балу герой пребывал в состоянии влюблённости, любовался, не чувствовал своего тела, чувство восторга не покидала его, благодарность, восторженное умиление, восторженно-нежное чувство, он доволен, счастлив, блажен, добр, бесконечно счастлив, счастье его «всё росло и росло». После бала он разочарован , подавлен, чувствует стыд, доходившую до тошноты тоску, вот-вот его вырвет с ужасом, ему неловко, неприятно, любовь сошла на нет.

Контрастное изображение героев, их психологического портрета, обстановки, в которой они живут, позволяет писателю выявить суть их характеров и в то же время обнажить идею социальных противоречий России. Контраст помогает раскрыть идею сосуществования 2-х миров, двух Россий - мужицкой и дворянской .

Толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.

Одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой» . Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
Лев Николаевич Толстой — мастер психологического портрета. Иван Васильевич, выступающий в произведении в роли рассказчика, может считаться типичным представителем прогрессивной части российского общества XIX века. Его судьба — это судьба сотен и тысяч думающих людей, которые деятельно противостояли мертвящему влиянию царизма в России.

Кроме антитезы, портрета важную идейно-композиционную роль в произведении выполняет пейзаж. Пейзаж - описание природы в литературном произведении.

Пейзаж вводится автором во второй части рассказа. Картина природы никак не соответствует торжествующему настроению героя, хоть события и развиваются утром - время пробуждения всего живого. Но пробудился ли герой после многочисленных балов, веселий, празднеств?

Кругом туман, и трудно что-то рассмотреть. Но юноша рассматривает. Он видит что-то большое и чёрное. Герой наблюдает жестокую экзекуцию над солдатом-татарином.
Вот это бесчеловечное зрелище и пробудило Ивана Васильевича, вырвало его из ночных кутежей и гуляний, из того привычного беззаботного существования, в котором он был простым обывателем.

Утро в природе в тот день стало утром жизни героя, он пробудился и увидел реальность совсем в других тонах.
Композиция рассказа «После бала», её приемы раскрывают идею произведения, подчёркивают основное, вводят читателя в мир переживаний и размышлений героев.

Это интересно

Эпизод, описывающий наказание солдат, имел предысторию. Впервые он появился в статье Л.Н. Толстого «Николай Палкин», написанной в 1886 г. О подробностях жестокого наказания шпицрутенами писатель узнал, когда вместе с Н.Н. Ге-младшим и М.А. Стаховичем шел пешком из Москвы в Ясную Поляну. На ночлег остановились у 9 5-летнего солдата, который и рассказал им эту историю. Хотя сам Толстой никогда не был свидетелем такого наказания, рассказ произвел на него огромное впечатление. Лев Николаевич в тот же день сделал наброски статьи в своей записной книжке. Статья «Николай Палкин» представляет собой диалог между автором и солдатом, который постепенно переходит в размышления лирического героя о событиях тех лет. Каждое слово у Толстого обладает необычайной выразительностью и емкостью. Так, в рассказе есть чрезвычайно знаменательный по своему смыслу эпитет: «гибкая палка такой высочайше утвержденной толщины...». Он включен Толстым с определенной целью — указать, что деспотизм и жестокость идут от самого царя, определяются самодержавной системой. Указание, что толщина шпицрутенов была утверждена самим царем, основано на документальных данных. Известно, что Толстой был знаком с запиской Николая I, в которой со всеми подробностями был предначертан царем обряд казни декабристов. По поводу этой записки Толстой с возмущением писал, что «это какое-то утонченное убийство». В своей статье «Николай Палкин» автор упоминает о знакомом полковом командире, который «накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на балу и уехал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата-татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью». Эта сцена представляет собой как бы промежуточный этап между статьей «Николай Палкин» и рассказом «За что?», приближаясь больше к последнему. Эмоциональное воздействие этой сцены на читателя усиливается от произведения к произведению («Николай Палкин» — «После бала» — «За что?»). Здесь Толстому удается наиболее ярко передать чувства, мысли, переживания героев во время экзекуции, их душевные и физические страдания.-



Детская комната