Грамотность в век информационных технологий:в поисках концептуального единства. Откуда берутся грамотные ИТ-специалисты? Заметки нетипичного "ветерана-айтишницы"

Мудрый руководитель всегда заинтересован в формировании коллектива компании из . Как правильно составить вакансию, чтобы откликнулся по-настоящему заинтересованный в успешной и результативной работе человек? Есть ли особые секреты написания текста с требованиями к претенденту на вакантную должность?

Обязательные пункты

Объявление об имеющейся вакансии – это своеобразная визитка организации, благодаря которой соискатель сможет определиться с выбором возможного места работы. Грамотно написанный, содержащий достоверную и актуальную информацию о компании и вакантном месте текст позволит претенденту на должность сделать выводы о том, подходят ли заявленные условия работы конкретно для него, и насколько его образование, опыт и имеющиеся навыки соответствуют требованиям вакансии.

Как правило, работодатель руководствуется шаблонными требованиями к содержанию, включая следующие пункты:

  • наименование вакантной должности;
  • перечень должностных обязанностей;
  • требования к профессиональным и иным качествам кандидата;
  • основные и дополнительные условия работы;
  • краткие сведения о компании и контакты.

Этот список может служить основой, но, чтобы знать, как правильно составить объявление о вакансии, способное привлечь грамотных и опытных специалистов, необходимо конкретизировать содержание каждого из пунктов.

Наименование вакантной должности

Казалось бы, что может быть проще – указать название вакансии? Тем не менее и здесь скрываются подводные камни. Существуют должности, требования к которым в плане образования, опыта, имеющихся навыков, предполагают конкретику: учитель химии, продавец, программист. Но порой фирма ищет специалиста, который при необходимости сможет выполнять обязанности, смежные с основной работой, поэтому в названии указываются сразу две должности (администратор-секретарь, диспетчер-логист) или же колонка «Предложения работы» пестрит завлекающими вакансиями на должности начальников отделов, помощников руководителей, менеджеров по всему чему угодно.

К таким объявлениям интерес проявят разве что те, кто отчаялся найти хоть какую-нибудь работу и согласен на любые условия. Поэтому рекомендуется писать в заглавии именно то название должности, вакансия на которую открыта в организации, а о возможном расширении круга трудовых обязанностей поговорить на собеседовании.

Перечень должностных обязанностей

Этот пункт предполагает перечисление всего, что будет должен выполнять сотрудник в течение трудового дня на рабочем месте. Можно сделать мини-выписку из должностной инструкции, выделив основные требования. Расплывчатость и туманные фразы о «других поручениях руководителя» не приветствуются – человек, находящийся в поиске работы, надеется, что имеющиеся у него профессиональные навыки будут оценены по достоинству. А заявление о поиске «универсального специалиста» лишь отпугнут возможных претендентов на должность, поскольку никому не хочется выполнять работать за всех, а зарплату получать только за себя.

Нежелательно делать перечень обязанностей слишком длинным. Достаточно упомянуть о ключевых пунктах, а более подробно рассказать об обязанностях на лично соискателю.

Здесь указываются желательный уровень образования, опыта работы, возможные личностные характеристики и навыки, которые поспособствуют и росту успешности компании, и продвижению по карьерной лестнице.

Профессиональное образование, естественно, должно соответствовать должности, а опыт работы может быть прописан не определенным количеством лет («3 года» или «5 лет»), а варьироваться. Работодатель, указав некоторые рамки («от 2 до 5 лет», или «от года»), получает возможность выбирать из большего количества кандидатов, а также ориентироваться на достижения кандидата на прежнем рабочем месте.

В требованиях можно и нужно писать о необходимости владения иностранным языком, компьютером или конкретными программами, технологиями и навыками работы с определенным инструментарием. Обозначив это, менеджер по кадрам исключит необходимость работать с соискателями, не соответствующими вакансии.

Важно помнить, что, в соответствии с , для соискателей не может быть никаких ограничений по полу или по возрасту. Поэтому о возрастных рамках или половой принадлежности кандидата лучше в объявлении и не упоминать. Здравомыслящий человек сам не будет претендовать на работу по профессии чисто женской или мужской, а возрастные предпочтения могут оказаться ошибочными.

Основные и дополнительные условия работы

В этом пункте работодатель пишет о режиме работы (продолжительности рабочего дня, еженедельном или «плавающем» графике), наличии возможных командировок, бывают ли разъезды в рабочее время или сотрудник находится в офисе/на предприятии весь день.

Если предполагается сверхурочный труд, об этом также желательно известить соискателей. Но упоминание об этом может снизить количество претендентов, так как большинство из них уверены, что если компания уже в объявлении пишет о сверхурочных, то такая ситуация складывается в компании постоянно.

Следует указать о порядке трудоустройства (наличии и количестве выходных, оплачиваемого отпуска, больничного), о возможности премирования сотрудников, о карьерном росте.

Главное, что интересует кандидатов в условиях работы – уровень заработной платы (см. ). В этом плане легче всего бюджетным организациям: зарплата практически неизменна и зависит лишь от образования и квалификационной категории работников, поэтому можно указать конкретную цифру. Работодатели, самостоятельно устанавливающие уровень зарплаты, могут ограничиться минимумом, соответствующим должности, с оговоркой на возможные премиальные, либо разместить в объявлении «вилку» с небольшим размахом (от 25 до 30 тысяч, к примеру). Слова о зарплате «по договоренности» или «по результатам собеседования» чаще всего не привлекают претендентов.

Краткие сведения о компании и контакты

Здесь отображается возможно полная и правдивая информация о фирме, ведущей поиск на вакантное место. Оптимален краткий рассказ о характере и особенностях работы компании: какие услуги предоставляет или какую продукцию выпускает, с какими партнерами работает и на что ориентируется на рынке. Допустимо упомянуть о коллективе, его возрастном и профессиональном составе, корпоративных традициях и ценностях.

При указании контактных данных необходимо указывать не только телефон и электронную почту, но и адрес, по которому располагается офис или место работы потенциального сотрудника. Это поможет соискателю определиться с тем, насколько место работы подходит ему по близости расположения к дому и затратам времени на проезд. К тому же при указании более полных сведений о компании, претендент на должность получает возможность заранее ознакомиться с ее особенностями и решить, насколько ему подходит возможное место работы.

Правил, которые подскажут, как правильно написать вакансию, немного. Но при их соблюдении руководитель получит ожидаемый отклик и найдет лучших претендентов на вакантную должность, способных помочь компании работать успешно.


заведующая межфакультетской кафедрой английского языка Московской высшей школы социальных и экономических наук, соискатель кафедры экономики и управления образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, e-mail: irina. *****@***com

Грамотность – необычайно гибкое и многоликое понятие, сопровождающее образование на всех этапах его исторического и научного развития и неразрывно с ним связанное. Мы говорим «элементарная грамотность», «научная грамотность», «профессиональная грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность» и т. д. Словом «грамотный» определяют и человека («грамотный специалист», «грамотный руководитель»), и объект («грамотный текст», «грамотное выступление»). В современном мире, где, с одной стороны, все еще присутствует проблема грамотности как умение читать и писать для отдельных народов и регионов, а с другой – встает проблема социализации в обществах с высокой информационной культурой , это понятие становится все более многозначным.

В этой связи долгие десятилетия ученые и педагоги всего мира пытались прийти к соглашению по отдельным направлениям этого понятия. Так родилась концепция «функциональной грамотности», которая первоначально означала комплекс умений, направленных на достижение экономических целей, а затем стала включать все более широкий диапазон функций человека, его чаяний и устремлений. В конце концов это вначале конкретизированное понятие стало не менее широким, чем понятие «образование». Теперь функциональная грамотность рассматривается как «аналогичная образованию на протяжении всей жизни, насколько эта вторая концепция также охватывает все то, что включает жизнь» . В итоге участники Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО 1978 г. согласились с тем, что «функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности , в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и которые дают ему возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом [курсив мой. – И. К.] для своего собственного развития и развития общины» .

Это определение, используемое по сей день, содержит очень важное концептуальное зерно: грамотность определяется через единство трех важнейших компетенций – чтение, письмо и счет. Такая формулировка естественным образом исключает из концепции грамотности такие навыки, как «компьютерная грамотность», «медийная грамотность», «здравоохранительная грамотность», «экограмотность» и «эмоциональная грамотность» . Однако, если мы обратимся к концепции функциональной грамотности, принятой в российском образовании и включенной в понятийный аппарат, действующий на государственном уровне, в системе стандартов образования и в проектах его модернизации , мы увидим, что она выходит за рамки этих трех компетенций: «Функциональная грамотность характеризуется способностью решать проблемы учебной деятельности, стандартные жизненные проблемы, проблемы ориентации в системе ценностей, проблемы подготовки к профессиональному образованию » . Использование понятия «функциональная грамотность» в России призвано повернуть весь процесс общего образования лицом к реальной жизни – во всех ее социокультурных, экономических и личностных проявлениях, где есть место всем исключенным выше определениям, от технических навыков до проявлений эмоциональной культуры.

В формулу ЮНЕСКО последнее время не вписываются не только российские определения. Ученые, работающие на стыке ИКТ и образования (университеты Стокгольма, Хельсинки, Норвежский университет науки и техники (NTNU), Гентский университет (Бельгия), Университет Новой Англии (Австралия), большинство университетов США), выделяют еще один особый вид грамотности – «цифровую грамотность».

Здесь мы подходим к наиболее интересной и, на наш взгляд, в высшей степени продуманной и отвечающей духу времени концепции. Речь идет о так называемой новой грамотности – грамотности человека в век информационных технологий, потребность в которой сложилась в связи с переходом мировой экономики от индустриальной к информационной. М. Варшавер, Дж. Камминс, К. Браун и Д. Сейерс определяют ее как совокупность двух категорий: академической и цифровой грамотности, причем именно в таком порядке. В цифровую грамотность включаются четыре аспекта :

– компьютерная грамотность – умение работать на компьютере;

– информационная грамотность – умение находить, понимать, организовывать и архивировать цифровую информацию;

– мультимедийная грамотность – умение создавать материалы с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио - и видео);

– грамотность компьютерной коммуникации (точнее, коммуникации посредством компьютера) – способность к онлайновой коммуникации в устной и письменной форме (электронная почта, чаты, блоги, видеоконференции и т. д.).

Выделение цифровой грамотности с подразделением ее на четыре аспекта во многом явилось следствием появления нового поколения Всемирной паутины – Web 2.0, в котором последние два аспекта (мультимедийная грамотность и грамотность компьютерной коммуникации) приобрели масштабы воздействия на общество, сопоставимые с внедрением книгопечатания. ИКТ перешли из разряда всеобщего потребления в разряд всеобщего творчества. Однако именно в связи с глобальным сдвигом информационных технологий в сторону творчества всему этому блоку умений предпосылается другой, еще более приоритетный вид грамотности – академическая грамотность.

Академическая грамотность в наиболее общем представлении – это совокупность навыков и компетенций, связанных с передачей знаний. Передачу знаний не следует смешивать с «информационным обменом »: знание – это метод трансформации информации из одного состояния в другое. Эта система наиболее ясно сформулирована профессором Питтсбургского университета У. Данном, теоретиком в области принятия управленческих решений . В упрощенном виде информация отвечает на вопрос что, в то время как знание отвечает на вопрос как. Одна и та же исходная информация может послужить основой для разного рода знания: под воздействием знания информация трансформируется, превращаясь в информацию иного рода. Так строятся прогнозы, выдвигаются гипотезы, даются рекомендации, делаются разного рода выводы и заключения, которые, в свою очередь, подвергаются оценке. Формой коммуникации знания является доказательство как процедура (метод) обоснования вывода. И если необходимыми и достаточными требованиями, предъявляемыми к информации, являются объективность, релевантность и полнота, то требованиями, предъявляемыми к доказательству, являются логика, структура, ясность изложения, обоснованность и убедительность.

Понятие академической грамотности многие годы широко используется в западной системе образования, где оно занимает одно из центральных мест в определении уровня подготовки студента или учащегося к академической деятельности (обучению в университете или колледже), а также уровня квалификации специалиста и степени его профессиональной компетентности. Слово academic в английском языке относится не к научно-теоретическому, узкоинституциональному контексту, а к образовательному процессу на всем его протяжении – от общеобразовательной школы до высшего и постдипломного образования. Именно словом academic определяют успехи учащихся (academic success – «академическая успеваемость»), подъем по образовательной «лестнице» (academic development – «академическое развитие»), научные достижения (academic achievement) и т. д.

По определению Б. Грина , академическую грамотность составляют три аспекта:

– операциональная грамотность – языковая (особенно письменная) компетентность;

– культурная грамотность – понимание дискурса или культуры: умение осуществлять коммуникацию на языке специфической группы людей или предмета (например, научный язык, язык экономики или образования, поэтический язык и т. д.);

– критическая грамотность – понимание того, как создается знание и как его можно трансформировать (напр., умение понять, что подразумевает или считает автор письменного текста – газеты, научной статьи и т. д.).

Все три аспекта неразрывно связаны с концептуальным триединством грамотности: чтением, письмом и математикой, т. е. языком текстов, знаков и символов, что в целом образует язык, который подразделяется не по национальному принципу, а по сфере применения или культурной принадлежности. В этой связи обращает на себя внимание понятие «культурной грамотности» как умение понимать информационные контексты. Таким образом, в основе академической грамотности лежат умения: во-первых, оперировать различными «языками», во-вторых, понимать различия между этими «языками» и, наконец, понимать сами эти «языки», т. е. анализировать и критически осмыслять различные трансформированные виды информации и доказательства, построенные на основе чьих-то знаний и методов. Соответственно поскольку речь пошла о языках, то и говорить о них следует в терминах перцептивного (умение читать и слушать) и продуктивного (умение писать и говорить) использования.

Здесь стоит вспомнить о том, что глобальный переход от индустриальной экономики к информационной обусловил усложнение коммуникации, в особенности форм чтения и письма, а также появление новых форм передачи математической информации. Это, в свою очередь, усложнило концепцию грамотности. Письменная коммуникация становится доминирующей, цифровые формы чтения и письма вытесняют печатные, и, таким образом, грамотность человека XXI века все больше определяется именно академической, прежде всего, письменной, формой, в которой передается все большая и большая часть знаний. Умение правильно понять и правильно передать знание становится залогом существования: «В нашем обществе Века Информации – XXI века – знание становится главным капиталом, а способность критически мыслить – основой демократического взаимодействия» (8). В контексте этого взаимодействия концепция грамотности, как бы ни трактовались ее отдельные формулировки отдельными научными направлениями, государственными институтами и образовательными системами, понимается не как «исключительно преобразование отдельной личности, а как преобразование, имеющее контекстуальный и социальный характер» . Таким образом, мы наблюдаем движение к «обществу грамотности», в котором необходимым условием успеха является не только понимание все более сложных продуктов знания, но и способность эти продукты создавать. В этих условиях резко возросший в обществе интерес к образованию, особенно к высшему и постдипломному, является следствием развития информационной экономики и общества грамотности.

Неудивительно, что чаще всего вопрос академической грамотности встает на входе в высшее образование , поскольку именно умение думать, критически оценивать, обобщать, сопоставлять и правильно формулировать мысль лежит в основе успешного учения (не вполне удачного перевода свободного от инструкций сверху слова learning), а следовательно, и всей дальнейшей карьеры специалиста.

Компетенции, составляющие академическую грамотность, проверяются при поступлении с помощью тестов и в дальнейшем подлежат развитию в процессе обучения, т. е. входят в состав специальных курсов, предлагаемых вузом. Тесты на академическую грамотность сдаются, как правило, поступившими на первый курс, а не абитуриентами. Интересен пример ЮАР, где блестяще разработанный с точки зрения проверки навыков логического, критического и аналитического мышления тест университета Претории (TALL – Test of Academic Literacy Level, уровневый тест академической грамотности) можно сдавать как на английском, так и на африкаансе. В тесте проверяются такие умения, как:

1) владение академической (общенаучной) лексикой;

2) понимание метафор;

3) восприятие составных частей текста и связей между ними;

4) понимание разных типов языка и текста (научные описания, инструкции, таблицы, доказательства и т. д.);

5) умение интерпретировать графическую информацию и понимать диаграммы;

6) умение отличить основную идею от второстепенных деталей, причину от следствия, а факт от мнения;

7) скорость выполнения простых расчетов без помощи калькулятора;

8) умение классифицировать вопросы и сопоставлять их;

9) умение делать выводы на основе информации и применять их к другим ситуациям;

10) умение дать определение проблеме, провести доказательство и представить фактический материал в его поддержку;

11) умение оценить значение понятого на более общем и высоком уровне.

Итак, развитие академических навыков происходит в рамках университетской программы. Это отражается в правилах университета, колледжа или в документах департаментов образования. Так, например, в требованиях, сформулированных в документе «Академическая грамотность: перечень компетенций, ожидаемых от студентов, поступающих в общественные колледжи и университеты Калифорнии», говорится: «Все элементы академической грамотности – чтение, письмо, умение слушать и говорить, критическое мышление, умение пользоваться техническими средствами, а также способы мышления, которые способствуют успешности обучения (academic success) – требуются от поступивших на любое научное направление. Эти компетенции должны осваиваться в предметных областях высшего образования. Их преподавание, таким образом, входит в обязанность университетов и колледжей».

Курсы, развивающие академическую грамотность, включают прежде всего академическое письмо и академическое чтение, а также навыки презентации, навыки ведения дискуссии, навыки участия в семинаре и т. д. В университетах Великобритании и США, где учится много иностранных студентов, а обучение ведется на английском языке, обучение в обязательном порядке начинается с вводного курса (Pre-Sessional), который направлен на освоение поступившими в университет студентами академических навыков на базе языковых центров. Таким образом, специалистами по развитию академических навыков в системе высшего образования являются в основном специально подготовленные специалисты по языку для специальных и академических целей. В других странах такие специалисты могут готовиться на основе педагогических университетов, а академические навыки – входить в их программу. Так, в Германии академическая грамотность входит в программу Федерального института образования взрослых, в Швеции – в программу Института образования Стокгольма и т. д.

Интересно, что именно академическая грамотность является важным фактором в определении уровня квалификации специалиста любого профиля, т. к. она предоставляет критерии для оценки качества образования, которое определяется как фактор, способствующий сравнимости квалификаций по всей Европе . Становится понятно, почему высшей ученой степенью в западном научном мире является единая (не дифференцированная по дисциплинам) докторская степень PhD (Doctor of Philosophy), что дословно следует переводить отнюдь не как «доктор философии», а как «ученый, способный осмыслять любые явления, проблемы и предметы на уровне обобщений»; короче, это академически грамотный специалист, достигший высокого уровня зрелости, т. е. умеющий ясно формулировать мысль как в письменной, так и в устной форме и принимать обоснованные и взвешенные решения, доказывая их с помощью соответствующего научно-методического инструментария. Именно поэтому у этой степени нет специализации: она означает ту степень академического развития, которая достаточна для того, чтобы руководить другими. Если вдуматься в слово «философия» как «любовь к мудрости», то требования к должностям со степенью PhD можно сформулировать так: чтобы руководить, нужно иметь определенную степень мудрости.

Все вышесказанное об академической грамотности и ее роли в мировой системе образования, общественной жизни и профессиональной деятельности очень важно для понимания того, какого рода проблемы российского образования открываются в свете этого понятия.

1) Проблема перегрузки программы устаревшей, не имеющей отношения к жизни или избыточной информацией, которая не только негативно воздействует на учащихся, но и не позволяет включать в нее новые предметы. Обязательная часть общего образования до сих пор не подлежит кардинальному пересмотру и сокращению ни в часах, ни в предметах.

2) Проблема внедрения в программу новых курсов и усиления роли имеющихся за счет профильного обучения, т. е. разделения предметов между учащимися. Это ведет к тому, что узкая специализация (лишение учащегося возможности получить полный комплекс необходимых знаний на равном уровне качества) происходит задолго до окончания средней школы , что нарушает основной принцип международного понятия о грамотности: учащиеся недополучают или навыков языка, или математических навыков. Следует учесть, что общепринятое деление на «физиков» и «лириков» дает себя знать задолго до разделения по профилю.

3) Проблема отсутствия межпредметных и надпредметных связей, которая ведет к разрозненности представлений, бессвязности и фрагментарности получаемых знаний.

4) Проблема нагрузки на механическую память и отсутствие развития навыков самостоятельного, критического и аналитического мышления внутри предметов. Здесь происходит подмена знаний информацией. Вместо того чтобы вырабатывать навыки трансформации информации, учащимся зачастую предлагается применять информацию (заученные правила, тексты, формулы) к другой информации, что нарушает принцип учения как самостоятельного познания.

В настоящее время мы проводим углубленное исследование состояния академической грамотности руководителей школ на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и выпускников программ «Центр изучения образовательной политики» и «Коммуникации, образование, технологии» с целью внедрения в практику ПК руководителей школ курса по развитию академической грамотности. Мы надеемся, что подобный курс будет способствовать не только успешному решению управленческих задач, анализу информации и созданию информационных документов руководителями школ (как, например, информационный доклад школы), но и побудит их к переосмыслению программы общего образования в целом и осознанию возможности реального превращения своего учебного заведения в стартовую площадку для успешного развития выпускников – в самом широком смысле, поставляя обществу грамотных, самостоятельно мыслящих граждан, способных к подлинно демократическому взаимодействию.

Литература

1. Васильченко, компетентность руководителя школы [Текст] / , .– Харьков: Вид. Группа «Основа», 2006. – 224 с.

2. Модернизация российского образования: документы и материалы [Текст]; редактор-составитель. Серия: Библиотека развития образования. – М. : ГУ ВШЭ, 2002. – 332 с.

3. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс [Текст]. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 352 с.

4. Новый взгляд на грамотность (по материалам международного исследования PISA–2000) [Текст]. – М. : Логос, 2004. – 296 с.

5. Бернетт, Н. Образование для всех. Грамотность: жизненная необходимость // Всемирный доклад по мониторингу ОДВ 2006 [Текст] / Н. Бернетт, С. Паркер, Н. Белла. – Париж: ООН, 2005. – 505 с.

6. Управление качеством образования: сб. метод. материалов [Текст]; сост. . – М. : РОССПЭН, 2002. – 128 с.

7. Dunn, W. Public Policy Analysis: An Introduction / W. Dunn. – Englewood Cliffs, 1994. – 419 p.

8. Cummins, J. Literacy, Technology, and Diversity / J. Cummins, K. Brown, D. Sayers.– Pearson, Allyn & Bacon, 2007 – 280 р.

9. Green, B. The new literacy challenge / B. Green // Literacy Learning: Secondary Thoughts. – 1999. –Vol. 7. – № 1. – Pp. 36–46.

10. Warschauer, M. Millennialism and media: Language, literacy, and technology in the XXI century / M. Warschauer. – AILA Review. – 2001. – № 14. – Pp. 49–59.

Как признаются многие HR-ы, когда встает вопрос подбора IT-специалиста в компанию, они теряются, считая, что качественно закрыть вакансию можно, только хорошо владея понятиями этой сферы. Разберемся, так ли обстоят дела на самом деле, а также где искать и как оценивать кандидатов.

Где искать IT-специалистов?

Внутренние источники поиска, как правило, не вызывают трудностей у HR-менеджера, а вот внешние требуют зачастую незаурядной креативности. Давайте рассмотрим, где можно искать IT-специалистов.

Работные сайты. Рекомендуем использовать сразу несколько ресурсов. Оптимальное сочетание на сегодняшний день – hh + Superjob. Выбирая интернет-ресурс, обращайте внимание на его посещаемость, это важный момент, которому редко придают значение менеджеры по персоналу. От этого зависит, сколько потенциальных кандидатов увидит ваше объявление. Что касается информации о вакансии, постарайтесь включить в объявление именно те слова и технологии, которые действительно необходимы. Как показывает практика, большинство кандидатов не просматривают все объявления о работе их раздела. Они просто вводят в строку поиска язык программирования, в котором сильны, название операционной системы или технологии.

Также подробно опишите, чем именно предстоит заниматься специалисту. Подумайте вместе с руководителем отдела, какие из обязанностей более привлекательны, и сделайте на них акцент. Соотношение текста требований к кандидату и описания работы должно быть приблизительно одинаковым.

Активный поиск по базе резюме работных сайтов является весьма эффективным. IT-специалисты большую часть времени проводят в Сети и предпочитают виртуальное общение. Это сэкономит ваше время – предложений по электронной почте можно выслать в разы больше, чем сделать то же самое по телефону. Только не указывайте в поле «Кому» сразу все электронные адреса из тех резюме, которые отобрали. Вы рискуете не получить ответ ни от одного из кандидатов. Лучше составить для каждого отдельное письмо.

Подбор по рекомендациям. На корпоративном сайте можно разместить информацию о вакансиях и попросить сотрудников компании рекомендовать кого-то из знакомых, друзей или бывших коллег. Работникам, чьи кандидаты успешно прошли испытательный срок, выплачивать премии. Вознаграждение может варьироваться от 5000 до 15 000 рублей, в зависимости от уровня специалиста и сложности вакансии.

Социальные сети. Для поиска IT-специалистов, как правило, используют linkedin.com , moikrug.ru . Социальные сети odnoklassniki.ru/ и vkоntakte.ru не очень подходят для поиска, а вот facebook.com носит более профессиональный оттенок. В социальной сети можно как напрямую контактировать с ее участниками, так и пользоваться уже созданной компанией группой.

Михаил ЮРЧЕНКО, управляющий партнер компании «DFE partners» (Москва):
Если говорить о социальных и профессиональных сетях, то я бы рекомендовал в первую очередь Linkedin. Если еще несколько лет назад этой платформой можно было пренебречь, сейчас лучшие специалисты зачастую находятся именно там. При правильном подходе в facebook, vkоntakte начинает работать сарафанное радио, но на создание необходимой для этого репутации нужно потратить достаточные силы, а результат появится через несколько месяцев. Зато при сценариях роста, когда специалисты нужны постоянно, все усилия окупятся сторицей. И главное при поиске IT-специалистов – не бояться экспериментировать, иногда отлично срабатывают нестандартные подходы. Например, однажды нам удалось привлечь великолепного системного администратора, предложив ему работу на звонке в службу поддержки крупной интернет-компании. Встретились, побеседовали, человек заинтересовался и отлично проявил себя в новой команде

Форумы. Найти подходящих кандидатов можно и через специальные форумы (примерный перечень ниже). Вот несколько правил, которые помогут HR-у правильно сориентироваться в загадочном пространстве IT-форумов и сайтов.

Форумы для поиска IT-специалистов

Во-первых, так как разделов на форуме может быть много и большинство из них с непонятными названиями, ищите раздел Job или «Работа». В нем публикуются вакансии.

Во-вторых, прежде чем размещать объявление на форуме, почитайте, какие на нем размещены вакансии, как будет смотреться среди них ваша, с какой частотой публикуются вакансии и в каком стиле принято комментировать их и принято ли вообще. IT-специалисты очень любят обсуждать на форуме ту или иную вакансию, поэтому подумайте, готовы ли вы к комментариям, порой не всегда дружелюбным. А оставить комментарий без ответа невежливо.

В-третьих, заручитесь поддержкой компетентного специалиста из вашей компании или руководителя отдела, в который нужен специалист, – на вопросы в комментариях, скорее всего, придется отвечать вместе. Если на вопросы будут грамотные ответы, кандидаты будут уверены в том, что в компании работают грамотные специалисты, а это, как правило, один из основных факторов при выборе места работы.

В-четвертых, IT-форумы – весьма специфическое пространство, пользоваться ими нужно с умом. Например, необходимо научиться грамотно и выдержанно пресекать любой флуд и троллинг в теме вашей вакансии. Отнеситесь к публикации вакансий в форумах ответственно, а не как к бесплатному ресурсу, и тогда этот способ может оказаться весьма эффективным.

Нужно ли разбираться в IT-понятиях?

Многие HR-ы сталкивались в своей работе с кандидатами, которые либо прямым текстом, либо, показывая всем своим видом, выражали желание сразу видеть технического директора или руководителя проекта и не тратить время на общение с представителями отдела персонала. Безусловно, такое отношение сразу многое может сказать о кандидате – в первую очередь о его человеческих, деловых качествах, однако возникает вопрос: «Насколько вообще необходимо владеть темой или роль специалиста по подбору ограничивается только тем, чтобы предоставить руководителю отдела, в котором открыта вакансия, психологический портрет кандидата?».

Ответ на этот вопрос, прежде всего, зависит от самого HR-специалиста, от его желания быть в глазах кандидата компетентным собеседником. Поговорите с техническим директором или руководителем проекта, чтобы в общих чертах представлять себе тему (к сожалению, очень многие пренебрегают этим, ссылаясь на нехватку времени либо вообще выражая сомнения относительно необходимости вникания в проект или деятельность отдела). Безусловно, нет необходимости знать все досконально, но уметь рассказать кандидату на его профессиональном языке о будущей деятельности, задать несколько вопросов по теме и знать верные варианты ответов на них – вполне реально.

Наталья КАССИЧ , директор по персоналу компании Etna EHS (Москва):
«Всегда необходимо уточнять у заказчика поиска, какие термины можно употребить в разговоре и в каком контексте. Только используйте термины, если вы действительно понимаете их значение, а не просто услышали и пытаетесь вставить в разговоре умное слово. Также не пытайтесь изобразить интерес, если его нет – это сразу чувствуется. Иногда соискатель на собеседовании или даже при первичном телефонном разговоре может задать специализированный вопрос, к этому стоит быть готовым заранее. И не бойтесь честно сказать, что не владеете информацией по этому вопросу. Лучше уточните у заказчика и дайте ответ, это честнее и лучше, чем дезориентировать кандидата, который знаком с другими технологиями и заинтересован в других задачах».

Как построить диалог на собеседовании?

Вместе с руководителем отдела (проекта) подготовьте вопросы, которые можно будет интегрировать в любое интервью, но только они не должны выглядеть как тестовые. Согласитесь, гораздо интереснее отвечать на вопросы о своей работе, чем на стандартные, которые задаются на каждом интервью. Конечно, ответы на них необходимо получить в ходе собеседования, но эти вопросы легко можно завуалировать так, чтобы они касались профессии кандидата. Вот фрагмент возможного диалога с SEO-специалистом (специалист по работе с поисковыми системами в Интернете):

– Скажите, пожалуйста, какую посещаемость имел сайт на момент вашего прихода в компанию?
– 1000 хостов (уникальных посетителей) в сутки.
– А какой она стала через три месяца?
– 2000.
– А руководство ставило перед вами какие-то конкретные задачи, были ли обговорены цифры, на сколько именно нужно было повысить посещаемость проекта, был ли бюджет?

Первый вопрос диалога поможет оценить реальную эффективность специалиста (в нашем примере – с помощью оценки повышения посещаемости проекта). Второй вопрос дает возможность узнать, как складывались взаимоотношения с руководством. Очевидно, услышав от кандидата: «Руководство вообще ничего не понимало в SEO, это были далекие от Интернета люди, ставили нереальные задачи, бюджета не выделяли», можно сделать вывод о его конфликтности, желании не брать на себя ответственность, выполнять как можно меньше, ссылаясь на некомпетентность руководителя.

Подобные вопросы и примерные схемы диалогов можно составить практически для любого собеседования, по любой вакансии – необходимо лишь потратить на это время, а самое главное – не бояться ломать стереотипы, общаясь с кандидатом так, чтобы ему было бы интересно, при этом выполняя те задачи, которые необходимо решить в ходе собеседования.

Совет
Если заказчик вакансии не видит необходимости тратить время на составление вопросов для собеседования, объясните ему, что чем качественнее проведено собеседование с HR-специалистом, тем больше времени экономится у него. Ведь не нужно будет общаться с заведомо неподходящими кандидатами.

Тестирование – вчерашний день или единственный способ найти лучшего?

Неоценимую помощь в подборе окажут и тесты, хотя многие считают их малоэффективными. Для того чтобы тесты давали результат, их необходимо составлять самостоятельно с учетом специфики, целей и особенностей компании, а не использовать готовые (пример вопросов ниже). Лучше задание отправить кандидату до собеседования. Не стоит опасаться того, что ему кто-то поможет или вообще он не сам будет выполнять его. На собеседовании такие случаи всплывают в диалоге. Кандидатов, приславших интересные ответы на тестовые задания, можно приглашать в офис на собеседование, которое лучше проводить вместе с техническим директором или руководителем проекта. Ведь окончательное решение о профессиональных навыках может сделать только он.

Примеры заданий для тестирования IT-специалистов

Должность

Системный администратор UNIX

На сервере после нештатной перезагрузки не проходит проверка дисков и вы видите сообщение bad superblock. Ваши действия?

Веб-маркетолог

По каким параметрам вы считаете необходимым оценивать работу маркетолога в области хостинга?

Руководитель IT-проектов

Каковы риски для хостинг-провайдера при организации бесплатного тестового периода услуг хостинга?

Руководитель отдела технической поддержки клиентов

Как выглядит организационная структура идеальной службы поддержки хостинга, какие подразделения в ней должны быть?

Какие способы мотивации сотрудников службы поддержки вы предлагаете использовать?

Руководитель по развитию IT-проектов

Кейс: Известно, что в службе мониторинга нагрузки на виртуальном хостинге есть ошибка, позволяющая клиентам использовать неограниченное количество ресурсов сервера. Вся команда технических специалистов в данный момент занята внедрением нового функционала, от которого ожидается дополнительная прибыль. Отвлечение их от текущего проекта не позволит компании запустить новый функционал первыми на рынке. Ваши действия?

Молодой специалист (любая должность)

Старинная арабская загадка: Охотник встретил двух пастухов. У одного пастуха было три куска хлеба, у второго – пять кусков. Все куски хлеба одинакового размера. Все трое разделили и съели весь хлеб поровну. Охотник дал пастухам после еды восемь монет на двоих. Как пастухи разделили эти деньги?

Конечно, существуют кандидаты, которые категорически отказываются писать тест. В этих случаях предложение написать тест рекомендуем сформулировать следующим образом: «Предлагаем вам пройти небольшой тест, который позволит узнать о задачах, проектах, с которыми вам предстоит работать у нас. Нам тест позволит оценить степень вашей компетентности в области веб-технологий».

Флуд – разговоры и обсуждения не по теме.
Тро́ллинг – нагнетание участником общения гнева, конфликта путем скрытого или явного задирания, принижения, оскорбления другого участника или участников, зачастую с нарушением правил сайта.
Из тестовых заданий для разных вакансий в компании AGAVA.

Какой предлог "с" или "со" нужно употреблять в словосочетаниях: перевод с (со) шведского языка, с (со) старославянского языка. Какие существуют правила?
Спасибо!

Предлогсо фонетически закономерен перед словами, начинающимися с сочетаний [с, з, ш, ж + согласная] или с согласной [щ]: со ста, со славой, со звездой, со шкафа, со жгутом, со щами . Поэтому: со зверем , но с зайцем.

Также предлог со употребляется перед формами с начальными сочетаниями [л, ль, р, м] + согласная: со лба, со мной, со льдом, со ртом ; также перед сочетаниями [в] + согласная: со вторника, со всеми, со второго.

Верно: со шведского, со старославянского.

Вопрос № 270384
С добрым утром.
На вопрос (№ 223760) «Как правильно писать со 2 по 5 мая? или с 2 по 5 мая? Интересует предлог с (со) ?» Вы ответили: "Правильно: _с 2 по 5 мая_."
А чуть позже в ответе на вопрос № 234970:
Предлог _со_... употребляется перед формами слов... второе, второй...
Итого: со 2 по…

Ответ справочной службы русского языка

Противоречие решается так: перед цифрой 2 используется предлог С, перед словом-числительным - предлог СО.

Вопрос № 253830
Возник вопрос: Я спросила девушку: " Эти знания у тебя со школы?", меня исправили "не со школы, а из школы" Я сомневаюсь, что замечание было сделано верно.

Ответ справочной службы русского языка

Если девушка уже окончила школу и словосочетание со школы Вы употребили в значении "со школьных лет, со школьной скамьи", то Вы сказали правильно. Исправление, разумеется, было бы верным, если бы Вы спросили, например: «Ты пришла со школы?». Однако предлог с (со) нормативно употребляется при указании на время, являющееся начальным моментом в развитии, распространении какого-либо действия, состояния.

Вопрос № 252184
Доброго дня.
Подскажите, нужна ли запятая перед " в связи с (со) .." в указанных случаях.
1. Прошу Вас оказать мне материальную помощь в связи с трудным финансовым положением.
2. Производство по делу прекращено в связи со смертью ответчика.

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не нужны.

Вопрос № 247555
Здравствуйте.
Подскажите, пожалуйста, как правильно написать предложение: "Снял с (со) вклада 5 рублей".

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: с вклада.

Вопрос № 246763
Добрый день! Подскажите,пожалуйста, как пишется приставка в данном случае: "...используется плата с (со) встроенным звуком...".
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Могут быть использованы как предлог С, так и предлог СО.

Вопрос № 240694
Здравствуйте! Опять прошу ответить срочно, т.к. сдается номер. Подскажите, какой предлог правильно будет употребить. Поздравляем любимый город с (со) 150-летием!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно с предлогом С.

Вопрос № 231413
Здравствуйте! Слышала, что сейчас по другому трактуется написание союзов о (об) и с (со) перед словами, начинающимися с гласной или согласной буквы, например, как правильно: об оформлении или о оформлении; с взрослым, со взрослым; со второго мая или с второго мая?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 229800
1. Расклеились от гриппа и простуды? (нужны кавычки - расклеились?). 2.Проконсультируйтесь с (со) ? специалистом. 3. Восстановить Коллаген уже недостаточно (не пишется вместе или отдельно?) для разглаживания глубоких морщин. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

1. Кавычки не требуются. 2. Верно: _со специалистом_. 3. Предпочтительно слитное написание.
Не будете ли вы так любезны ответить, нужна ли запятая перед деепричастным оборотом в следующем случае: Американец,просматривающий газету () лежа в ванне? Надеемся, он не представит для вас такой сложности, как наш предыдущий вопрос относительно предлогов к (ко), с (со) .

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед _лежа_ нужна.

Послушай человека, который за всю карьеру просмотрел более 100 тысяч резюме и действительно разбирается в том, как сделать резюме более привлекательным. Вот, кстати, мой профайл в LinkedIn, убедись сам: mpritula .

Но давай договоримся сразу: никакого обмана в резюме. Только честная информация. Как без обмана сделать своё резюме реально крутым - об этом в моих лайфхаках.

Почему почти идеальное? Вот 10 советов, которые я бы мог дать по этому резюме:

  • Сделать фото на однотонном фоне (белый или серый).
  • Убрать один телефон. Зачем рекрутеру думать, куда звонить?
  • Поменять email на личный, а не какой-то компании.
  • Убрать семейный статус.
  • Объединить компетенции и ключевой опыт. Сократить предложения до 7–10 слов и оформить в виде списка.
  • Убрать рекомендации.
  • Исправить ошибку в слове «компания» в последнем месте работы.
  • Сократить обязанности до 10 строк.
  • Сделать ссылку короткой (bit.ly, goo.gl).
  • Сократить общий объём резюме до двух страниц.

Делаем резюме дороже

Теперь поговорим о том, что же делает резюме дороже. Я консультирую людей о том, как улучшить их резюме. Мне присылают свои резюме представители самых разных должностей: от рядовых продавцов до директоров компаний. Все делают одинаковые ошибки. Не было ни одного резюме, к которому я бы не смог написать 10 советов, как его улучшить. Ниже я собрал наиболее частые советы, которые я давал по присланным резюме.

10. Объединяй много мест работы в одно

Нормой считается, если человек работает в компании 2–3 года. Если он меняет работу чаще, его могут назвать job hopper. Таких людей рекрутеры не любят, так как около 70% заказчиков отказываются рассматривать таких кандидатов. И это вполне закономерно.

Человек после года работы только начинает приносить пользу компании.

Конечно же, каждый имеет право на ошибку, и в хорошем резюме может быть пара мест, где кандидат отработал 1–1,5 года. Но если так выглядит всё резюме, то его ценность очень низкая.

Однако часто бывает так, что человек менял несколько должностей работы в одной компании или переходил из компании в компанию в рамках холдинговой структуры. Или же занимался проектной работой, в рамках которой сменил несколько работодателей.

В таких случаях (да и везде, где это возможно) я рекомендую оформлять это как одно место работы, с одним названием и общими датами работы. А внутри этого блока можно ненавязчиво показать смену должностей, но так, чтобы визуально при беглом осмотре резюме не было ощущения частой смены мест работы.

11. Соблюдай идеальный объём резюме

Я считаю, что идеальный объём резюме - это строго две страницы. Одна - слишком мало, это допустимо только для студентов, а три - уже слишком много.

Если с одной страницей всё ясно - такое резюме смахивает на резюме начинающего специалиста, - то с тремя, четырьмя и так далее страницами всё не так очевидно. А ответ простой: рекрутер посмотрит только две страницы в 80% случаев. И прочитает только то, что вы указали на этих двух страницах. Поэтому, что бы ты ни написал на третьей и последующих страницах, оно останется без внимания. А если ты там напишешь ценную информацию о себе, о ней рекрутер не узнает.

12. Делись своими достижениями

Если из моей статьи ты запомнишь только одно предложение, пусть оно будет про достижения. Это сразу добавляет 50% стоимости к твоему резюме. Рекрутер просто не в состоянии прособеседовать всех, кто прислал резюме. Поэтому всегда победит тот, кто указал свои достижения и смог тем самым заинтересовать рекрутера.

Достижения - это твои измеримые , которые выражаются в цифрах, сроках или существенных качественных изменениях в компании. Они обязательно должны быть конкретны, измеримы, внушительны и соответствовать должности.

Пример достижений:

  • За три месяца увеличил продажи ТВ на 30% (директор магазина).
  • Вывел на рынок новый продукт за четыре месяца, который помог заработать 800 тысяч долларов за полгода (маркетинг-директор).
  • Провёл переговоры с поставщиками и увеличил отсрочку по платежам на 30 дней, экономия компании на кредитах - 100 тысяч долларов ежемесячно (закупщик).
  • Сократил текучесть персонала с 25 до 18% через работу с вовлечённостью сотрудников (HR).

13. Расскажи о своих личностных качествах

Сейчас всё больше и больше внимания при отборе кандидатов уделяется личностным качествам сотрудника. Если проанализировать, что именно у тебя будут оценивать на собеседовании, то, скорее всего, будет так:

  • 40% - профессиональные знания;
  • 40% - личностные качества;
  • 20% - мотивация (желание делать именно эту работу именно в этой компании).

Что такое личностные качества? Это персональные качества человека, способствующие эффективному выполнению своих обязанностей.

Сюда входит: энергичность, открытость, умение работать в команде, инициативность, проактивность и так далее. Причём это уже не пустые слова, на собеседовании всё чаще и чаще ты услышишь такой вопрос: «Расскажи о ситуации, в которой тебе нужно было взять на себя ответственность, и о том, как ты с ней справился». Вот это называется оценка по компетенциям.

Поэтому твои личностные качества, особенно если они соответствуют тем, что требуются в вакансии, крайне важны. И если раньше было достаточно просто их перечислить, то теперь этого уже недостаточно. Сейчас нужно подтверждать их наличие, поэтому я рекомендую писать их так (примеры, естественно, приводишь свои, обязательное правило: они все должны быть реальными и из прошлого):

  • Инициативность: разработал и реализовал стратегию выхода отдела из кризиса, когда ушёл руководитель.
  • Энергичность: объём моих продаж за 2014 год был на 30% выше среднего по отделу.
  • Стрессоустойчивость: провёл успешные переговоры с клиентом, который отказал семи менеджерам, и заключил с ним договор.
  • Лидерство: провёл пять тренингов по менеджменту и вырастил 10 руководителей из линейных сотрудников.

Здесь важно написать не много качеств, а качества с примерами. То есть примеры здесь важнее количества.

14. Выбрось функциональные обязанности из должностной инструкции в урну!

Функциональные обязанности, которые указывают в резюме, - это обычно самая банальная и нудная штука. В 30% случаев их копируют из своей должностной инструкции, в 50% случаев - из чужих резюме или описания вакансий, и только 20% действительно качественно пишут их самостоятельно.

Я всегда рекомендую писать именно обязанности, а не зоны ответственности, и описывать их в виде действий, которые ты выполнял. Это примерно как с достижениями, но здесь не обязательны цифры, обязанности могут быть не столь внушительными, и, естественно, это не разовые действия.

Перед их написанием я рекомендую почитать несколько вакансий, чтобы представить, о чём вообще стоит писать. Далее выписывать обязанности в порядке их значимости: на первом месте наиболее значимые (разработка стратегии, вывод новых продуктов на рынок), а на последнем - наименее (подготовка отчётов).

15. Продавай название должности и компании

Названия должностей и список компаний - это, по сути, и есть именно то, что рекрутер ищет в резюме в первую очередь. Это как покупатель скользит глазами по полке в магазине в поиске знакомых ему брендов (Nescafe, Procter&Gamble, Gallina Blanka, Mars, Snickers, Tide). Именно по этим строкам рекрутер формирует первоначальную стоимость резюме в своей голове и только потом начинает искать детали.


  • Пишем только общепринятое название. Если ты работаешь в компании ООО «Гвозди и гайки», которая является официальным дилером Coca-Cola, то пиши просто Coca-Cola. Поверь, юридическое название компании никому не интересно.
  • В скобочках пишем количество сотрудников, например: IBM (3 000 сотрудников).
  • Под названием компании пишем кратко в 7–10 словах, чем она занимается. Например: входит в топ-5 в области потребительского кредитования.
  • Если компания малоизвестная, но работает с известными брендами, обязательно это указываем. Например: «Автосуперпуперлизинг» (лизинговый партнёр BMW, Mercedes-Benz, Audi, Honda). Название известных брендов возле неизвестной компании значительно усилит восприятие компании.

16. Убери шаблонные фразы из раздела «Цель»

Сразу после твоих контактных данных в резюме идёт раздел, который называется «Цель». Обычно в этом разделе пишут шаблонные фразы вроде «Максимально реализовать свой потенциал…». Здесь нужно перечислить список должностей, которые тебя интересуют.

17. Всегда проверяй орфографию

Обычно около 5% всех просматриваемых мною резюме содержат ошибки:

  • элементарные грамматические ошибки (не было проверки орфографии);
  • ошибки в написании иностранных слов (настроена проверка только русской орфографии);
  • ошибки в знаках препинания: пробел перед запятой, запятая между словами без пробелов;
  • в списках в конце предложения стоят разные знаки препинания (в идеале их не должно быть; точка ставится после последнего пункта списка).

18. Сохраняй резюме в формате DOCX и никак иначе

  • Не PDF - многие рекрутеры вносят свои правки или примечания (ожидания по зарплате, свои впечатления о кандидате, информацию, которая была получена в ходе собеседования) в резюме перед отправкой заказчику, в PDF они их не смогут внести.
  • Не ODT - может некорректно открываться на ряде компьютеров.
  • Не DOC - признак того, что резюме родом из прошлого (до Office 2007).
  • Не RTF - обычно весит больше альтернатив.

19. Используй удобное для рекрутера название файла резюме

Название файла резюме должно содержать как минимум фамилию и желательно должность. Так удобнее рекрутеру будет искать резюме у себя на диске, пересылать его и так далее. Маленькая забота о рекрутере будет обязательно отмечена. Опять же, в глазах рекрутера это делает резюме немного дороже.

20. Показывай свою пользу в сопроводительном письме

Существуют разные мнения о сопроводительных письмах. Я всегда говорю так: хорошее сопроводительное письмо в 20% случаев может добавить ценности резюме, если оно написано правильно. Но оно не всегда обязательно.

Если же ты решил его писать, то вот тебе простая структура:

А если показать на примере, то это могло бы выглядеть так:

Ошибки в твоём резюме

Наряду с секретами повышения стоимости резюме есть вещи, которые делают резюме значительно дешевле. Поговорим о некоторых из них.

Сейчас многие сайты для поиска работы позволяют скачать созданное там резюме. При этом они обязательно в такое резюме добавляют свой логотип и разные поля для ввода информации, которая совсем не нужна для резюме. Например, пол. Эти резюме выглядят как настоящая дешёвка, поэтому не советую никогда так делать.

21. Убери непонятные аббревиатуры

Когда ты долго работаешь в компании, некоторые принятые в ней аббревиатуры уже кажутся настолько родными, что ты их пишешь в резюме. Но рекрутеру они незнакомы, поэтому теряется очень важная информация. Старайся избегать аббревиатур везде, где это можно.

22. Перефразируй шаблонные фразы

Очень часто тебе хочется поддаться искушению и запихнуть в своё резюме шаблонные фразы, которые можно легко найти в любом резюме или описании вакансий. Избегай их, так как для рекрутера они представляют пустое место.

Перефразируй, например:

  • Ориентация на результат = в своей работе всегда думаю о результате.
  • Клиентоориентированность = клиент для меня всегда на первом месте = ставлю интересы клиента выше своих личных.
  • Коммуникабельность = легко договариваюсь с любыми клиентами/коллегами = свободно поддерживаю разговор с клиентами.

23. Создай нормальный ящик

Что отличает профессионала от ребёнка? Профессионал называет свой почтовый ящик по имени и фамилии, а ребёнок - детскими словами, никами из игр и форумов, датой рождения.

Ну и абсолютно недопустимо указывать свой рабочий ящик. Рекрутер в этом случае будет трактовать этот нюанс так: «Меня увольняют с места работы, и поэтому я могу не бояться и отсылать резюме с рабочей почты».

24. Удаляй семейный статус, он интересует только посетителей сайтов знакомств

Существует только один случай, когда указание семейного статуса может сыграть положительную роль: если молодая девушка ищет работу и хочет показать, что не уйдёт в декрет сразу после трудоустройства. В этом случае можно указать наличие детей.

Варианты «гражданский брак», «в разводе» сразу удешевляют резюме, так как возникают дополнительные вопросы.

Вариант «имею детей» пишут очень недалёкие люди, так как все нормальные люди « ». :)

25. Объясняй разрыв в опыте работы

Нельзя просто так взять и показать разрыв в работе. Нужно писать, почему именно он возник. Вариант «объясню на собеседовании» не подходит, так как рекрутер, увидев разрыв, подумает самое худшее, что могло произойти.

Если был декрет между двумя работами - так и пишем. Кстати, если декрет был без ухода на другую работу, смысла его писать вообще нет никакого. Я даже не рекомендую на собеседовании это как-то особенно выделять.

26. Убери дату окончания работы на последнем месте

Это та единственная хитрость в резюме, которую можно простить. Считается, что человек составляет резюме ещё до увольнения и после увольнения просто не обновляет эту дату. В любом случае указанная дата увольнения будет играть против тебя.

27. Не пиши причины увольнений

Нет причины, по которой нужно прописывать причины увольнения. Что бы ты там ни написал, у рекрутера всегда возникнет подозрение насчёт твоего желания объяснять причину увольнения. А может, ты врёшь?

28. Не объясняй детали своего резюме

В резюме не допускается писать объяснения, комментарии, сноски и прочее. Только даты, факты, достижения.

Самое плохое, что может быть, - это раздел «Рекомендации» и фраза «Предоставлю по запросу». А смысл такого раздела? Список рекомендателей - это лишнее. Никто им не будет звонить до интервью с тобой. А после интервью ты и так сможешь этот список предоставить, если будет запрос.

30. Убери таблицы и большие отступы

Таблицы в резюме были приняты в начале 2000-х годов. Потом весь цивилизованный мир от них отказался. Не показывай себя динозавром.

Также не занимай большую часть резюме очень большими отступами слева в документе.

31. Первые места работы оставь для своей бабушки

Для простоты я просто опишу, как будет ОК:

  • Последнее место работы: 7–10 строк обязанностей и 5–7 строк достижений.
  • Прошлое место работы: 5–7 строк обязанностей и 3–5 строк достижений.
  • Позапрошлое место работы: 3–5 строк обязанностей и 3 строки достижений.
  • Остальные места работы: 3 строки + 3 строки достижений, если они входят в интервал последних 10 лет работы.
  • Всё, что было раньше 10 лет назад: только названия компаний и должностей.
  • Если в твоей карьере были не релевантные текущей должности места работы - смело их удаляй. Например, сейчас ты маркетинг-директор, а начинал 15 лет назад с инженера на заводе или продавца на рынке.

32. Убери ПТУ

Если ты учился в ПТУ, колледже, техникуме, а потом окончил вуз, показывай только вуз.

33. Не показывай резюме знакомым HR-специалистам, если не уверен в их профессионализме

У нас много HR-специалистов считают себя гуру и дают советы направо и налево. Узнай, сколько вакансий они закрыли сами, сколько людей в день в среднем собеседуют. Какие книги прочитали о рекрутинге. Сколько из них было иностранных.

Если ты получишь такие ответы:

  • больше 500 вакансий;
  • 5–10 в день;
  • больше пяти книг (хотя бы!);
  • Лу Адлер, Билл Радин, Тони Бёрн;

…тогда смело доверяй советам!

Я провожу небольшое исследование, поэтому в комментариях к этому посту напиши, какой из всех описанных советов оказался для тебя наиболее ценным. Это поможет мне понять твои потребности и написать ещё одну крутую статью о том, как продать себя подороже во время интервью.

P.S. Друзья, всем спасибо за ваши комментарии. Я с коллегой написал книгу, где поделился еще большим количеством советов. Она доступна по ссылке .

Статью визуально оформил гений презентаций



Планирование беременности