Иван шишкин. Шедевры Ивана Шишкина: Самые известные картины великого русского пейзажиста

13 (25) января 1832 года, 180 лет назад родился будущий выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист Иван Иванович Шишкин .

Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, на берегу реки Камы. Густые хвойные леса окружающие этот город и суровая природа Приуралья покорили юного Шишкина.

Из всех видов живописи Шишкин предпочитал пейзаж . "...Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнью... Что может быть лучше природы..." - пишет он в своем дневнике.

Тесное общение с природой, внимательное ее изучение пробудило в юном исследователе природы стремление как можно достовернее ее запечатлеть. "Одно только безусловное подражание природе, - пишет он в ученическом альбоме, - может вполне удовлетворить требованиям ландшафного живописца, и главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, - вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии".

Уже спустя всего три месяца после поступления в петербургскую Академию художеств Шишкин обратил на себя внимание профессоров своими натуральными пейзажными рисунками. С беспокойством ожидал он первого экзамена в Академии и огромна была его радость от присуждения ему малой серебряной медали за предоставленную на конкурс картину "Вид в окрестностях Петербурга". По его словам он хотел выразить в картине "верность, сходство, портретность изображаемой природы и передать жизнь жарко дышащей натуры".

Написанная в 1865 году картина "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" принесла художнику звание академика.

К этому времени о нем уже говорили как о талантливом и виртуозном рисовальщике. Его рисунки пером, исполненные мельчайшими штрихами, с филигранной отделкой деталей, удивляли и поражали зрителей как в России, так и за границей. Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем.

Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Посещавший знаменитые "четверги" Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, рассказывал о нем впоследствии: "Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней".

Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии". Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Глядя на картину создается впечатление глубокого покоя, который не нарушают ни медведи у дерева с ульем, ни летящая высоко в небе птица. Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен: каждая имеет "свой характер" и "свое лицо", но в целом - впечатление единого мира природы, полного неиссякаемых жизненных сил. Неторопливый подробный рассказ, обилие деталей наряду с выявлением типического, характерного, цельность запечатленного образа, простота и доступность художественного языка - таковы отличительные черты этой картины, как и последующих работ художника, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества передвижников.

В лучших картинах Шишкина И. И., созданных к конце 70-х и в 80-е годы ощущается монументально-эпическое начало. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Жизнеутверждающие произведения Шишкина созвучны с мироощущением народа, связывающего представление о счастье, довольстве человеческой жизни с могуществом и богатством природы. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: "...Раздолье, простор, угодье. Рожь... Благодать. Русское богатство". Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина явилась картина 1898 года "Корабельная роща".

В картине Шишкина "Полесье" современники указывали на то, что художник не сумел добиться в колорите того совершенства, которым отличались рисунки художника. Н. И. Мурашко отмечал, что хотел бы увидеть в картине "Полесье" больше света "с его игрой золотистой, с его тысячью то красноватых, то воздушно-синеватых переходов".

Однако мимо внимания современников не прошел тот факт, что цвет стал играть значительно большую роль в его произведениях 80-х годов. В этом плане важна высочайшая оценка живописных качеств знаменитого этюда Шишкина "Сосны, освещенные солнцем".

Работая в должности профессора Шишкин требовал от учеников кропотливой предварительной работы на натуре. Зимой, когда приходилось работать в помещении, заставлял начинающих художников делать перерисовки с фотографий. Шишкин находил, что такая работа способствует постижению форм природы, помогает совершенствованию рисунка. Он считал, что только длительное напряженное изучение натуры может со временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества. Кроме того Шишкин отмечал, что бездарный будет ее рабски копировать в то время как "человек с чутьем возьмет то, что ему нужно". Однако он не учитывал, что копирование с фотографий отдельных деталей, взятых вне их естественной среды не приближает, а отдаляет от глубокого познания ее, которого он добивался от своих учеников.

К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя...", которое можно считать классическим по полноте художественного образа, завершенности, монументальности звучания. Современники всторгались достоинствами картины, замечая существенную особенность этого произведения: в нем раскрыты те черты жизни природы, которые дороги и близки любому русскому человеку, отвечают его эстетическому идеалу и запечатлены в народной песне.

Неожиданно подкралась к художнику смерть. Он скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной "Лесное царство".

Крупный живописец, блестящия рисовальщик и офортист, он оставил огромное художественное наследие.

По книге "Иван Иванович Шишкин", составитель И. Н. Шувалова

Картины Шишкина И.И.

Берег моря Берег моря.
Мери-Хови
Берег пруда Берег реки Березовый лес
Большая Невка Бревна. Деревня Константиновка близ
Красного села
Бугры Буковый лес в Швейцарии Буковый лес в Швейцарии
Бычок В еловом лесу В Крыму В лесных зарослях В лесу
В лесу графини
Мордвиновой
В лиственном лесу В окрестностях Дюссельдорфа В парке В роще

Русский художник Иван Иванович Шишкин известен как автор величественных полотен, повествующих о русской природе. «Лесной богатырь» написал более 600 этюдов, эскизов, гравюр, рисунков и законченных картин.

Знаменитый передвижник воспевал в своих пейзажах мощь, красоту и богатство лесов и полей России.

Картины Шишкина – это песня-рассказ о могучих корабельных рощах, богатырских дубах, исполинских замшелых елях, дебрях леса и зарослях, ручьях и широких полях.

Каждое произведение пейзажиста заставляет почувствовать дыхание леса, шум ветра, свежесть лесного ручья. Зритель вливается в картину всем своим существом.

Ощущает себя стоящим на опушке среди высоких сосен, видит рядом валуны в ручье, идет по тропинке за грибниками, подглядывает из-за деревьев за играющими медвежатами. Он поднимает глаза к небу и смотрит на грозовые облака, на жаворонка, зависшего высоко над полем, на солнечные лучи, пробивающиеся из-за туч.

Художник не придавал большого значения выписыванию фигур и лиц людей. Они изображены почти схематично. Главный упор во всех своих пейзажах ставился на траву и кусты, тропинки и ручьи, ветки и стволы сосен, елей и дубов.

Зеленый, коричневый, синий, желтый цвета с их многочисленными оттенками – вот основные цвета, которые применял «царь леса» при создании своих произведений.

Художник тщательно и безупречно отображал в своих произведениях каждую ветку, листок, камень, воду в ручье. Большое значение он придавал солнечному свету, тщательно показывал его игру на траве, на ветках деревьев, на камнях.

Кропотливо выписанная каждая травинка, камушек на дороге, летящая птица, облака в небе – все это любовно объединяется в единую картину лесной жизни того или иного участка родной природы.

Его гениальность состоит в том, что скрупулезно выписанные детали создают неповторимый образ целостности природы. Большое состоит из множества малого, а малое индивидуально. Оно не теряется в картине.

При детальном рассмотрении вдруг видишь утку, улетающую от лисицы, хотя сначала не обращаешь на нее внимания, или ласточек в стригущем полете над землей. Произведения знаменитого художника рассчитаны на долгое внимательное вглядывание в детали, чтобы полностью прочувствовать весь колорит и красоту пейзажа.

Иван Иванович Шишкин — это мастер реализма. Равного такого художника в русском искусстве нет. Его знаменитые «Рожь» (1878 г.), «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865 г.), «Утро в сосновом лесу» (1889 г.), «Дубовая роща» (1887 г.), «Рубка леса» (1867 г.), «Корабельная роща» (1898 г.) и многие другие являются символами России и ее гордостью.

Картины и этюды И.Шишкина

Сочинение по картине И.Шишкина «Дубовая роща» 1887 г.

Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». Монументальное произведение, картина-свет, картина-восторг и вдохновение.Невероятное чувство радости и оптимизма возникает при самом первом взгляде на полотно.

И.И. Шишкин в данной картине верен своим принципам: он прорисовывает каждый листок, цветок, травинку, веточку и даже кусок коры настолько детально, что кажется, что это не рукотворная картина, а фотография. Даже песок — видно каждую песчинку. Если кусты расположены тут да там, то лесные цветы художник вывел на ближний передний план в волновую линию, как бы подчеркивая внизу полотна красоту дубовой рощи.

Описание картины Шишкина «Дождь в дубовом лесу» 1891

Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». Монументальное произведение, картина-свет, картина-восторг и вдохновение. Невероятное чувство радости и оптимизма возникает при самом первом взгляде на полотно.

Мы видим настоящую русскую природу средней полосы России в ясный летний день.

Могучие дубы как огромные богатыри освещены ярким солнцем второй половины дня. Солнечный свет – это главное действующее лицо картины. Он полностью окутывает деревья, прячется и играет в листве, прыгает по веткам, горит на прибрежном песке. Светлое голубое чистое небо просвечивает через листву мощных деревьев. Облаков практически нет, лишь немного на горизонте

У зрителя складывается впечатление, что дубы застыли во время красивого плавного танца. Деревья на переднем плане слева танцуют втроем, обнимая друг друга красиво изогнутыми ветвями. Танец пары дубов справа напоминает танго. И, хотя дерево сзади уже отмирает (у него нет верхушки, и оно клонится к земле), но листья на нем зеленые и ветви мощные. Дуб в центральной части картины, а также остальные, расположенные дальше вглубь, танцуют по одному.

Складывается ощущение, что все дубы практически одного года посадки – у них одинаковый диаметр ствола и высота деревьев. Возможно, что им не меньше 100 лет. Кое-где треснула и отлетела кора, засохли ветки, но это не влияет на общее состояние лесных богатырей.

Усиливает монументальность картины треугольный огромный камень, лежащий на берегу около небольшой заводи.

И.И. Шишкин в данной картине верен своим принципам: он прорисовывает каждый листок, цветок, травинку, веточку и даже кусок коры настолько детально, что кажется, что это не рукотворная картина, а фотография.

Даже песок — видно каждую песчинку. Если кусты расположены тут да там, то лесные цветы художник вывел на ближний передний план в волновую линию, как бы подчеркивая внизу полотна красоту дубовой рощи.

Удивительно чистый лес. Нигде не видно упавших веток, нет высокой травы. Ощущение полного комфорта и восторженного спокойствия не покидает зрителя. Здесь полностью отсутствует любая опасность – скорее всего, нет змей, не видно муравейников. Приходи, садись или ложись под любое дерево, отдыхай на лужайке. Здесь будет комфортно всей семье и особенно детям: можно бегать, играть, не заблудишься.

Рисунки,наброски,гравюры,офорты.

Сочинение по картине Шишкина «Рожь» 1878 г.

Картина «Рожь» — одно из самых знаменитых произведений пейзажиста-класс ика Ивана Ивановича Шишкина. Она была написана в то время, когда художник перенес несколько страшных потерь самых близких людей. Это картина – надежда, картина-мечта о лучшем будущем.

На полотне мы видим четыре основных элемента: дорога, поле, деревья, небо. Они как бы разделены, но и слиты воедино. Но есть еще один – невидимый – это зритель. Художник намеренно располагает его в центре картины для того, чтобы максимально охватить взором все, что можно увидеть.

Мы стоим на полевой дороге. Наши спутники ушли далеко вперед и почти скрылись из вида. По обеим сторонам дороги бескрайнее золотое поле со спелой рожью. Тяжелые колосья клонятся к земле, некоторые уже сломались. Чувствуется легкий ветерок. Колыхание колосьев ржи передает вкусный аромат созревших зерен.

Дорога слегка заросла, но видно, что по ней недавно проезжала телега. Трава сочная, зеленая, много полевых цветов – похоже, что дождей в этот год было много, урожай предстоит богатый.

Рожь (фрагмент) — ласточки в поле

Проселочная дорога манит путника, зовет его идти далеко-далеко в светлую даль. Но предупреждает, что не все и не всегда будет безупречно – на горизонте над лесом собираются грозовые кучевые облака. И уже слышны далекие легкие раскаты грома. Поэтому у зрителя закрадывается легкая тревога. Но над головой чистое летнее небо жаркого дня.

Высоко-высоко в небе над полем вьется стая птиц. Возможно, что их спугнули приближающиеся люди в тот момент, когда они лакомились вкусными зернами ржи. А почти у самой земли прямо перед нами проносятся стрижи. Они так низко летят на дорогой, что с первого взгляда не видны. Тень под птицами указывает на то, что на картине изображен полдень.

Сосна – это главный элемент и символ творчества И.И. Шишкина. Могучие, высокие деревья, ярко освещенные солнцем, стоят как сторожа и на переднем, и на заднем плане картины. Они как бы создают связь между небом и землей – верхушки сосен устремлены в голубое небо, а стволы прячутся в густом и необъятном ржаном поле.

На мощной сосне, расположенной в правой части полотна, ветви тяжело клонятся к земле. Почти все они растут с одной стороны. По-видимому, там, где ствол оголен, дуют очень сильные ветра. Но дерево прямое, только верхушка причудливо изогнута, что придает сосне дополнительное очарование. Интересно, что почти все деревья на картине с двумя верхушками.

Чувство тревоги от надвигающейся грозы подчеркивает засохшее дерево. Оно уже погибло, но не упало. Хотя нет листвы, и большая часть ветвей упала, но сосна стоит прямо, не сгибаясь. И возникает надежда: а вдруг произойдет чудо и дерево оживет?

Звучащая панорама родного русского края на картине «Рожь» – это настоящее рукотворное чудо гения реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина.

Сочинение по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» 1889 г.

Символичная во всех отношениях картина «Утро в сосновом лесу» всем знакома по разнообразным оберткам конфет «Мишка косолапый». Произведение является символом русской природы и его название, как и фамилия художника, давно уже стало нарицательным.

Раннее утро. Летний день. Солнце поднялось уже достаточно высоко и осветило верхнюю часть большинства деревьев девственно нетронутого участка леса. Чувствуется чистота и свежесть, царящие в сосновом бору. Но лес очень сухой и чистый, нигде не видно большого количества мха и лишайника, которые растут в сырости, а также нет бурелома.

На переднем плане поваленное дерево. В глаза бросаются несколько странных деталей. Присмотревшись внимательно к картине, мы видим, что отломленная часть дерева, на которой стоит медвежонок, лежит под углом к месту разлома ствола. Внизу крутой склон, нижняя часть дерева застряла между живым деревом и высоким пнем (если можно так назвать дерево без верхней части), а верхушка дерева упала не вниз под уклон, а лежит как-то сбоку, впереди растущей сосны (справа на полотне).

Достаточно неестественное положение упавшего ствола. Ветки сосны уже начали сохнуть, иголки стали коричневыми, то есть прошло много времени после трагедии, а кора чистая без омертвления и нет лишайника. Дерево достаточно крепкое, ствол его не тронут мхом, а иголки не отлетели так, как если бы дерево сначала болело, а потом бы упало. Они высохли уже после падения. Сердцевина желтого цвета, не сгнившая; корневая система у сосны мощная. Что могло случиться, чтобы такое сильное и здоровое дерево было вырвано с корнем?

Маленький медвежонок, мечтательно глядящий на небо, кажется легким и воздушным. Если он начнет прыгать на дереве, оно не упадет, так как основную часть поддерживает растущая сосна, а внизу ствол упирается в землю мощными ветками.

Скорее всего, это звериная тропа, на которую не вступала нога человека. Иначе медведица не привела бы сюда маленьких медвежат. На картине изображен уникальный случай – медведица с тремя медвежатами, обычно их бывает только два. Может быть, поэтому третий – мечтатель — последыш, он сильно отличается от своих мощных, тяжелых, крупных братьев.

Внизу в обрыве еще клубится туман, а здесь на переднем плане его нет. Но чувствуется прохлада. Может быть поэтому так резвятся малыши медвежата в своих толстых меховых шубках? Медвежата такие милые и пушистые, что вызывают только доброе чувство.

Мать-медведица строго охраняет своих детей. Похоже, что она заметила какую-то хищницу (может быть сову или куницу?). Она быстро развернулась и оскалилась.

Звери неразрывны с природой. Они не кажутся хищниками. Они часть русского леса.

Картина невероятно гармонична. Пейзаж настоящей русского природы показан так, что огромные деревья не вмещаются в полотно, верхушки деревьев срезаны. Но ощущение великого леса от этого становится только сильнее.

Шишкин Иван Иванович (1832-1898) - известнейший российский живописец, график, который изображал природу во всей её красе. Многообразие работ творца поражает: в его картинах можно найти степные и лесо-степные, хвойные пейзажи не только просторов России, но и других стран. Он популярен как в нашей стране, так и во всем мире.

Иван Шишкин: биография

Этот выдающийся человек родился в семье купца и жил обычной жизнью до школьных лет. Как известно, Шишкин не смог учиться в обычной школе, поэтому бросил её и отправился в художественное училище. Оттуда он поступил в университет в Санкт-Петербурге, где студентов обучали не только живописи, а зодчеству и скульптуре. Такая база очень хорошо повлияла на развитие способностей юного Шишкина. Однако заданий по учебе оказалось мало для художника, и свободное от занятий время он проводил на пленэрах.

Самостоятельная практика Шишкина

Пленэр - это рисование на открытом воздухе. Художники творили прямо на улице, для того чтобы создавать легкие, атмосферные картины, в отличие от идеализированных картин, которые выполнялись в мастерских (с помощью воображения). На пленэры выбирался и Иван Шишкин. Биография этого человека состоит из постоянных путешествий в разные уголки мира, чтобы научиться рисовать разные ландшафты.

Шишкин выходил на прогулки с красками или графическими материалами (карандашами, углем) и писал округу Петербурга. Благодаря этой привычке, юноша быстро повысил свои навыки в изображении форм и деталей.

Вскоре заслуги юного живописца заметили в учебном заведении, и получил множество медалей за эти работы художник Шишкин. Картины становились более реалистичными, и он делал меньше ошибок. Вскоре юноша стал одним из самых известных художников России.

«Полдень в окрестностях Москвы»

Эта картина - очень светлая и яркая. Первое, что бросается в глаза - контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Большую часть картины занимают серые облака. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. В этой дали можно разглядеть холмы, а чуть ближе расположились темно-синие силуэты кустарников и деревьев. Ближе всего к зрителю - просторное поле.

Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Буйство выгоревшей травы очень выделяется на фоне желтоватой массы колосьев и создает необыкновенный контраст. На переднем плане мы видим начало пшеничного поля: художник расположил красноватые, бордовые и темно-охристые мазки так, чтобы чувствовалась глубина этих снопов. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. По одежде этих людей можно сказать, что они - крестьяне. Одна из фигур точно принадлежит женщине: мы видим платок, повязанный на голове и темную юбку.

«Сосны, освещенные солнцем»

Множество потрясающих работ написал Иван Шишкин. Сосновый бор он любил изображать больше всего. Однако стоит обратить внимание и на другие полотна: они не лишены красоты и порой оказываются гораздо интересней более известных картин.

Сосны - одна из вечных тем в творчестве такого художника, как Шишкин Иван Иванович. В этом пейзаже особенно примечательна игра света и тени. Солнце светит из-за спины художника, по времени это полдень или ближе к вечеру. На переднем плане расположились две высокие сосны. Их стволы настолько сильно тянутся к небу, что не умещаются в картине. Поэтому кроны деревьев начинаются только на середине картины. Хотя стволы не очень старые, на их коре уже вырос мох. От солнца он кажется желтоватым и кое-где серым.

Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Вдали виднеются еще три сосны: они расположены композиционно так, чтобы не сбить зрителя с главного в картине. Цветовая гамма этой работы - теплая состоит в основном из салатовых, коричневых, охристых и желтоватых оттенков. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Разбавляют все это несколько холодных оттенков, которые Шишкин мастерски распределил по картине. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Благодаря такому сочетанию цветов, композиция выглядит очень гармонично и одновременно ярко.

«Пейзаж с озером» (1886)

Эта картина - одна из немногих у Шишкина, где изображена вода. Художник предпочитал писать лесную гущу, в отличие от легкой растительности в этой работе.

Первое, что привлекает внимание в этой работе - озеро. Водная гладь написана очень детально, так, что можно разглядеть легкую рябь у самого берега и точные отражения деревьев и кустарников.

Благодаря чистому светло-голубому, а кое-где фиолетовому небу, вода в озере кажется очень чистой. Однако охристые и зеленоватые вкрапления создают впечатление, что это озеро настоящее.

Передний план картины

На переднем плане находится зеленый берег. Мелкая травка настолько яркая, что кажется кислотной. Возле самой кромки воды она теряется в озере, кое-где выглядывая из его глади. В контрастной траве виднеются мелкие полевые цветы, настолько белые, что кажется, будто это блики от солнца на растениях. Справа за озером от ветра колышется большой темно-зеленый куст с вкраплениями ярких салатовых оттенков.

На другом берегу озера слева зритель может различить крыши нескольких домов; вероятно, рядом с озером находится деревушка. За крышами возвышается изумрудный, темно-зеленый сосновый лес.

Художник (Шишкин) подобрал очень верно сочетание светло-синего, зеленого (теплого и холодного), охристого и черного.

«Дали»

От картины Шишкина «Дали» веет чем-то загадочным, пейзаж будто теряется в закате. Солнце уже зашло, и мы видим лишь легкую полосу света у горизонта. Справа на переднем плане возвышаются одинокие деревья. Вокруг них много растений. Зелень очень густая, поэтому через кустарники почти не пробивается свет. Ближе к центру полотна расположилась высокая липа, которая наклонилась от тяжести своих ветвей.

Небо, как и на других картинах, занимает большую часть композиции. Небо - самое светлое на полотне. Серо-голубой цвет небосвода переходит в светло-желтый. Разбросанные светлые облака выглядят очень легкими и динамичными. В этом произведении Шишкин Иван Иванович предстает перед нами как романтик и мечтатель.

На переднем плане мы видим небольшое озеро, которое уходит вдаль. В нем отражаются темный камень и выгоревшая охристая и желто-зеленая трава. Вдалеке находятся фиолетовые, серые холмы, не очень высокие, но заметные.

Глядя на картину, наполняешься ощущением грусти и уюта. Такой эффект создается благодаря теплым оттенкам, которые художник Шишкин использовал в своей работе.

Иван Шишкин - один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Этот человек был по-настоящему влюблен в леса, рощи, реки и озера России, поэтому прорабатывал их до мельчайших деталей в своих работах. По картинам Шишкина можно не только описывать климат России, но и изучать основы пленэрной живописи. И масляными красками, и графическими материалами художник владел в совершенстве, что довольно редко встречается среди творческих людей. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.

О работах Ивана Ивановича Шишкина знают даже люди, далекие от живописи. Шишкин получил популярность еще при жизни, рисуя природу России, которую он так любил. Современники называли его "царем леса", и не случайно, ведь среди творений Шишкина можно найти немало картин с изображением лесных пейзажей.

Картины известного пейзажиста сложно спутать с работами других художников. Природа на полотнах Шишкина показана выборочно. Пейзажист рисовал ее крупным планом, делая акценты на шершавой коре деревьев, зелени листьев, выпирающих из земли корнях. Если Айвазовский предпочитал изображать силу стихии, то природа Шишкина кажется умиротворенной и успокоенной.

(Картина "Дождь в лесу" )

Художник умело передавал это чувство успокоенности через свои полотна. Природные явления он показывал не так часто. На одной из его картин изображён дождь в лесу. В остальном природа кажется незыблемой и почти вечной.

(Картина "Бурелом" )

На отдельных полотнах изображены объекты, которые пережили нашествие стихий. Например, у художника есть несколько полотен с названием "Бурелом". Стихия отбушевала, оставив после себя груду поломанных деревьев.

(Картина "Вид на остров Валаам" )

Шишкин любил остров Валаам. Это место вдохновляло его на творчество, поэтому среди картин художника можно найти пейзажи с изображением видов Валаама. Одна из таких картин - "Вид на острове Валаам". Отдельные полотна с пейзажами острова принадлежат раннему периоду творчества художника.

(Картина "Сосны освещенные солнцем" )

Стоит отметить, что уже с самого начала Шишкин определился с манерой изображения природы. Он не берет масштабных объектов и не стремится показать целиком лес, сосредотачиваясь на "трех соснах".

(Картина "Дебри" )

(Картина "Рожь" )

(Картина "Дубовая роща" )

(Картина "Утро в сосновом лесу" )

(Картина "Зима" )

Одна из интересных картин художника - "Дебри". На полотне изображен участок леса, нетронутый человеком. Этот участок живет своей жизнью, даже земля на нем целиком покрыта растительностью. Если бы в это место попал человек, то он ощутил бы себя героем какой-нибудь таинственной русской сказки. Художник сконцентрировался на деталях, изображая глубины леса. Он с потрясающей точностью передал все мелочи. На этом полотне можно увидеть и поваленное дерево - след бушевавшей стихии.

(Зал картин Ивана Шишкина в Третьяковской галерее )

Сегодня многие из картин Шишкина можно увидеть в знаменитой Третьяковке. Они по-прежнему привлекают внимание ценителей живописи. Шишкин рисовал не только российский пейзажи. Художник был также очарован видами Швейцарии. Но сам Шишкин признавался, что без русской природы он скучает.



Планирование беременности