Линейные корабли. Самые большие линкоры в мире

Перед вами USS Iowa - первый из самых крупных и самых мощных линейных кораблей, которые когда-либо состояли на службе в Морском Флоте Соединённых штатов. Оснащённый 406-мм орудиями, способными стрелять ядерными снарядами, этот корабль — единственный в американской истории, обладающий такой возможностью.


Давайте я вам расскажу про этот корабль подробнее …



Эти девять орудий, дающих одновременный залп — ужасающее, но завораживающее зрелище. Однако следует признать, что в ситуации реального боя такой метод атаки далеко не оптимален. Ударные волны снарядов настолько сильны, что начинают влиять друг на друга, нарушая траекторию полёта. Военные решили эту проблему, стреляя из орудий в быстрой последовательности - каждое отдельное орудие способно стрелять независимо.



USS Iowa использовался на Тихоокеанском театре военных действий во время Второй мировой войны, но вскоре после неё стало очевидным, что время линкоров подошло к концу. Самой мощной силой на море стали авианосцы с их бомбардировщиками и истребителями. США отменили строительство двух из шести линкоров класса Iowa ещё до конца войны. Также Штаты планировали создать новый класс линейных кораблей - 65.000-тонные корабли класса Montana с 12-ю 406-мм орудиями, но отменили их разработку в 1943 году.


2 января 1944 года в качестве флагманского корабля 7-го линейного дивизиона линкор «Айова» отправился в Тихий океан, где получил боевое крещение во время операции на Маршалловых островах.


С 8 апреля по 16 октября 1952 года линкор «Айова» участвовал в Корейской войне в боевых операциях у восточного побережья страны, осуществляя поддержку наземных сил артиллерийским ударами по Сонгджину, Хунгнаму и Койо в Северной Корее.


Тем не менее, после войны четыре построенных линкора класса Iowa — USS Iowa, USS New Jersey, USS Missouri, и USS Wisconsin - были действующей частью самого мощного боевого флота, который существовал в мире на протяжении нескольких десятилетий. В 80-х годах к впечатляющему арсеналу этих линкоров были добавлены 32 ракеты Tomahawk и 16 ракет Harpoon, а также 4 системы Phalanx.

Также линкоры класса Iowa были единственными кораблями Флота США, способными стрелять ядерными снарядами. Их снаряды имели маркировку W23, и «с учётом их мощности от 15 до 20 килотонн в тротиловом эквиваленте, они делали 406-мм орудия линкоров Iowa самой крупнокалиберной ядерной артиллерией в мире».

24 февраля 1958 года линкор «Айова» выведен из состава ВМС США, и переведен в состав Атлантического резервного флота. Но начале 80-х годов вернулся в строй, полностью обновив зенитную артиллерию и получив новейшую электронику. Орудия главного калибра остались на месте. Вес снаряда такого орудия — одна тонна. Дальность стрельбы — 38 км. Шесть лет назад Конгресс США отклонил предложение морского министра списать «Айову», сославшись на нежелательность ослабления огневой мощи американского флота.


Окончательно списан в 1990 году и долгое время находился на стоянке резервного флота в Сэсун-Бэй (шт. Калифорния). 28 октября 2011 году был отбуксирован в порт Ричмонд, Калифорния для восстановления перед переходом на постоянное место базирования в порту Лос-Анжелеса. Там он будет использоваться в качестве музея

Линкоры типа «Айова» считаются самыми совершенными в истории судостроения. Именно при их создании конструкторам и инженерам удалось достичь максимального сочетания всех основных боевых характеристик: вооружения, скорости хода и защиты. Линкоры типа «Айова» поставили точку в развитии эволюции линейных кораблей. Их можно считать идеальным проектом. Вот их названия: «Айова» (BB-61), «Нью Джерси» (BB-62), «Миссури» (BB-63) и «Висконсин» (BB-64).

Информация по орудиям:


В целом, «Айова» была несомненным триумфом американского кораблестроения. На ней были исправлены большинство недостатков первых американских эскадренных броненосцев, и она обладала отличной мореходностью, высокой скоростью, прекрасной защищенностью и мощным вооружением. Хотя американские тяжелые орудия и уступали качеством современным тяжелым орудиям Старого Света, тем не менее, 35-калиберные 305-миллиметровые пушки «Айовы», стоящие в сбалансированных башнях, были значительно эффективней формально более мощных орудий «Индиан». Важным аргументом в пользу «Айовы» была также ее мощная промежуточная артиллерия и первые по-настоящему скорострельные американские орудия.


В результате, американцам удалось создать (практически без опыта) броненосец, немногим уступающий европейским современникам. Но сами американцы оказались, видимо, не в состоянии разглядеть сильные стороны проекта, так как последующие две серии броненосцев не заимствовали почти ничего от дизайна «Айовы» (что явно было не самым правильным актом).































Линейный корабль - это парусное военное судно из дерева с водоизмещением до 6 тыс. тонн. Они имели до 135 орудий на бортах, расположенных в несколько рядов, и до 800 человек экипажа. Эти корабли использовались в боях на море с применением так называемой линейной тактики боя в 17-19-м веках.

Появление линейных кораблей

Название «корабль линейный» известно со времен парусного флота. Во время многопалубники выстраивались в одну линию для того, чтобы дать залп всех орудий по противнику. Именно одновременный огонь со всех бортовых пушек наносил врагу существенный урон. Вскоре такая тактика боя стала называться линейной. Постройка в линию кораблей во время морских боев впервые стала использоваться английскими и испанскими флотами в начале 17-го века.

Прародителями линейных кораблей являются галеоны с тяжелым вооружением, карраки. Первое упоминание о них появилось в Европе в начале 17-го века. Эти модели линейных кораблей были намного легче и короче галеонов. Такие качества позволяли им быстрее маневрировать, то есть выстраиваться в линию бортом к противнику. Построиться нужно было таким способом, чтобы нос следующего корабля обязательно был направлен в корму предыдущего. Почему не боялись выставлять борта кораблей под вражеские атаки? Потому что многослойные деревянные бока были надежной защитой корабля от ядер противника.

Процесс становления линейных кораблей

В скором времени появился многопалубный линейный корабль парусный, который более чем на 250 лет стал основным средством ведения войны на море. Прогресс не стоял на месте, благодаря новейшим методикам расчета корпусов стало возможным прорезать пушечные порты в несколько ярусов еще в самом начале сооружения. Таким образом, можно было рассчитать силу корабля еще до того, как он будет спущен на воду. В середине 17-го века возникло четкое разграничение по классам:

  1. Старые двухпалубные. Это корабли, у которых палубы располагаются одна над другой. Они заставлены 50 пушками, стреляющими по противнику через окна в бортах корабля. Данные плавучие средства не обладали достаточной силой для ведения линейного боя и в основном применялись в качестве эскорта конвоев.
  2. Двухпалубные линейные корабли с количеством пушек от 64 до 90 представляли основную часть флота.
  3. Трех- или четырехпалубные корабли, имеющие 98-144 боевых орудия, исполняли роль флагманов. Флот, содержащий 10-25 таких кораблей, мог контролировать торговые линии и в случае военных действие перекрывать их для противника.

Отличия линейных кораблей от других

Парусное оснащение у фрегатов и линейных кораблей одинаковое - трехмачтовое. На каждом обязательно присутствовали прямые паруса. Но все же фрегат и корабль линейный имеют некоторые отличия. Первый обладает только одной закрытой батареей, а линейные корабли несколькими. Кроме того, у последних количество пушек гораздо больше, также это касается и высоты бортов. Но фрегаты более маневренные и могут действовать даже на мелководье.

От галеона корабль линейный отличается прямыми парусами. Кроме этого, у последнего нет прямоугольной башни на корме и гальюна на носу. Линейный корабль превосходит галеон и в скорости, и в маневренности, также в артиллерийском бою. Последний более приспособлен для абордажного боя. Помимо всего прочего, они очень часто использовались для перевозки войск и грузов.

Появление линейных кораблей в России

До правления Петра I в России таких конструкций не было. Первый российский корабль линейный именовался как «Гото Предестинация». К двадцатым годам 18-го века в состав Российского Императорского флота входило уже 36 таких судов. В начале это были полные копии западных моделей, но к концу правления Петра I, линейные российские корабли стали иметь свои отличительные черты. Они были намного короче, имели меньшую усадку, которая негативно влияла на мореходность. Данные корабли очень хорошо подходили к условиям Азовского, а затем и Балтийского морей. Непосредственное участие в проектировке и постройке принимал сам император. Свое название - Российский Императорский флот носил военно-морской флот России с 22 октября 1721 года по 16 апреля 1917 года. Морскими офицерами могли служить только выходцы из дворян, а матросами на кораблях - рекруты из простого народа. Срок службы на флоте для них был пожизненным.

Линейный корабль «Двенадцать апостолов»

«12 апостолов» был заложен в 1838 году и спущен на воду в 1841 году в городе Николаеве. Это корабль со 120 пушками на борту. Всего в Российском флоте существовало 3 судна такого типа. Данные корабли отличались не только своим изяществом и красотой форм, они не имели равных в бою среди парусников. Линейный корабль «12 апостолов» был первым в составе Российского Императорского флота, который имел на вооружении новые бомбические пушки.

Судьба корабля сложилась таким образом, что ему не удалось участвовать ни в одном бою Черноморского флота. Его корпус остался цел и не получил ни одной пробоины. Но этот корабль стал образцовым учебным центром, он обеспечивал оборону российских фортов и крепостей на западе Кавказа. Кроме того, корабль занимался перевозкой сухопутного десанта и уходил в длительные плавания на 3-4 месяца. Впоследствии судно было затоплено.

Причины, по которым линейные корабли утратили свою значимость

Положение деревянных линейных кораблей как основной силы на море пошатнулось из-за развития артиллерии. Тяжелые бомбические орудия с легкостью пробивали деревянный борт бомбами, начиненными порохом, тем самым нанося кораблю серьезные повреждения и вызывая пожары. Если раньше артиллерия не представляла большой угрозы корпусам судов, то бомбические орудия могли пускать на дно линейные корабли России всего лишь несколькими десятками попаданий. С этого времени возник вопрос о защите конструкций броней из металла.

В 1848 году изобрели винтовой движитель и относительно мощные паровые машины, поэтому деревянные парусники медленно стали уходить со сцены. Некоторые корабли были переоборудованы и снабжены паровыми агрегатами. Также было выпущено несколько крупных судов с парусами, их по привычке называли линейными.

Линейные Императорского флота

В 1907 году появился новый класс судов, в России они назывались линейными, или сокращенно - линкорами. Это бронированные артиллерийские военные корабли. Их водоизмещение составляло от 20 до 65 тыс. тонн. Если сравнить линейные корабли 18 века и линкоры, последние имеют длину от 150 до 250 м. На вооружении у них орудие калибра от 280 до 460 мм. Экипаж линкора - от 1500 до 2800 человек. Применялся корабль для уничтожения противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Свое название кораблям было дано не столько в память о линейных суднах, сколько по причине того, что им нужно было возродить тактику линейного боя.

Сто лет назад в водах Северного моря разыгралось одно из крупнейших в истории человечества морских сражений - Ютландский бой, когда сошлись флоты Великобритании и Германии. Этот бой стал венцом морской гонки начала XX века, в ходе которой появился новый тип корабля - дредноут.

Фишер не спятил

Адмирал сэр Джон Арбетнот Фишер, Первый морской лорд Британии в 1904-1910 годах, был малоприятным человеком, но обладал совершенно убойным сочетанием ума, воли, работоспособности, буйной фантазии, острого языка и того свойства натуры, который на современном сленге именуют «отмороженностью». Фишер на каждом углу говорил, что проблему растущего немецкого флота надо решать единственным способом - уничтожить внезапным нападением в базе, на что в конце концов получил высочайшую резолюцию короля Эдуарда VII: «Боже, Фишер, да вы, должно быть, спятили?!»

Неудивительно, что этот человек стал одним из крупнейших реформаторов Королевского флота - сумел согнуть об колено «государствообразующую» корпорацию, чья инерция, подаваемая под соусом следования традициям, к тому времени уже пошла в анекдоты. «Не советую мне мешать, - отрезал он, встретив сопротивление адмиралов. - Я сотру в порошок любого, кто осмелится встать на моем пути».

Фото не совсем той эпохи, зато отлично передает характер.

Заслуги Фишера в освобождении флота от старых кораблей, перестройке системы подготовки офицеров и базирования можно перечислять долго, но нас сегодня интересует только одна: постройка линейного корабля «Дредноут», запустившего в мире морскую «дредноутную» гонку.

К началу 1900-х годов в мире сформировался «стандарт де-факто» для линейных кораблей: боевая единица водоизмещением 14-16 тысяч тонн со скоростью полного хода около 18 узлов и вооружением из четырех 305-миллиметровых орудий и 12-18 орудий среднего калибра (обычно 12-14 шестидюймовок).

Развитие тяжелых артиллерийских кораблей фактически зашло в тупик: дальше можно было либо наращивать водоизмещение, либо откатываться к более мелкому главному калибру (203-254 миллиметра), увеличивая число пушек. Какое-то время надежды возлагались на комбинации крупного 305-миллиметрового и промежуточного калибра (например, 234 миллиметра на британских броненосцах типа «Кинг Эдуард VII» и «Лорд Нельсон», 240 - на французских «Дантонах», или 203 - на русских «Андреях Первозванных» и «Евстафиях»), но этот вариант также не пошел.

Основной причиной отказа от этого решения было незначительное могущество таких снарядов в сравнении с тяжелыми. Есть грубое правило, по которому вес, а следовательно и эффективность бронебойных снарядов можно оценить через соотношение кубов калибров. В итоге эффективность огня существенно падала, а установки все равно забирали непропорционально много верхнего веса. Кроме того, дистанции боя росли, а на них точность тяжелых снарядов выше.

Рисовалась концепция All-Big-Gun: линейный корабль, вооруженный только тяжелым калибром. Анализ Цусимского сражения окончательно подвел итог увлечениям скорострельными шестидюймовками на линкорах. Несмотря на вал снарядов среднего калибра, обрушенный на корабли обеих сторон 14 мая 1905 года, критические повреждения наносились в основном 305-миллиметровками.

Фишер ничего нового не придумал. Итальянец Витторио Куниберти в 1903 году опубликовал статью под заголовком «Идеальный линкор для британского флота», в которой предложил строить корабли водоизмещением 17 тысяч тонн, скоростью 24 узла, вооруженные двенадцатью 305-миллиметровыми орудиями. В тот же период за океаном, в Вашингтоне, меланхолично обсуждался проект корабля типа «Мичиган» (17 тысяч тонн, 18 узлов, 8x305). Ситуация была близка к тому, чтобы новый класс кораблей получил название «мичиганы», а не «дредноуты», но скорости принятия решений и их воплощения различались существенно: первый такой корабль американцы заложили почти следом за британцами, но ввели в строй только к январю 1910 года.

В результате осенью 1905 года в Британии начали строить линкор «Дредноут» (21 тысяча тонн, 21 узел, 10x305 в пяти двухорудийных башнях, главный пояс 279 миллиметров). Корабль был начисто лишен среднего калибра (только «противоминные» 76-миллиметровки), а его энергоустановка была турбинной.

Британия сразу же приступила к серийному строительству кораблей этой концепции. Идея корабля превращалась в однородный флот принципиально нового типа: один дредноут мало что значил, но флот дредноутов кардинально менял баланс сил на море.

Сперва в дело пошли три корабля типа «Беллерофон», затем (до 1910 года) Королевский флот получил еще три линкора типа «Сент-Винсент», один - типа «Нептун», и два - типа «Колоссус». Все они были схожи с «Дредноутом», несли по пять двухорудийных 305-миллиметровых установок и имели главный броневой пояс в 254 или 279 миллиметров.

Одновременно Фишер создал еще одну техническую инновацию, придумав линейный крейсер: корабль в размерности дредноута, со схожим вооружением, но куда слабее забронированный - за счет этого ему резко повысили скорость. Задача этих кораблей была в том, чтобы вести эскадренную разведку, добивать «подранков» противника после свалки главных сил и бороться с рейдерами.

Впоследствии на них возложили еще и задачу формировать маневренное крыло в ходе генерального сражения, и что из этого вышло - неплохо показала трагическая судьба первого поколения линейных крейсеров Британии в Ютланде. Оскар Паркс, историк британского флота, замечал в связи с этим, что рефлекторное стремление адмиралов ставить «бэттлкрузеры» в боевую линию приводило к тому, что те теряли превосходство в скорости и получали повреждения из-за своей тонкой брони.

Вместе с «Дредноутом» были заложены сразу три корабля типа «Инвинсибл» (20,7 тысячи тонн, 25,5 узлов, 8x305 в четырех башнях, главный пояс 152 миллиметра). В 1909-1911 годах флот получил еще три сходных корабля типа «Индефатигэбл».

Морская тревога

Второй после своего тезки Шлиффена военный ум кайзеровской Германии. Если того больше интересовала Франция, то Тирпиц бросил вызов морскому владычеству Британии.

Корабли немецкой школы отличались от британских. «Владычица морей» строила свои линкоры для обобщенного боя на любом доступном театре (что сразу задавало требования к автономности и дальности хода). По ту сторону пролива Альфред фон Тирпиц создавал «контрбританский» флот с поправкой на необходимость преимущественного действия у своих берегов - в плохих условиях видимости, характерных для Северного моря.

В результате германский флот регулярно получал корабли с небольшой дальностью, формально более слабой артиллерией (по поколениям: 280 миллиметров против 305; 305 миллиметров против 343), но зато гораздо лучше защищенные. Преимущество более тяжелых орудий британцев на коротких дистанциях частично скрадывалось настильной траекторией и скоростью более легких немецких снарядов.

Германия отвечает Фишеру серией из четырех линкоров типа «Нассау» (21 тысяча тонн, 20 узлов, 12x280 в шести башнях, главный пояс 270-290 миллиметров), введенных в строй в 1909-1910 годах. В 1911-1912-х Кайзерлихмарине получил серию из четырех «Гельголандов» (24,7 тысячи тонн, 20,5 узла, 12x280 в шести башнях, главный пояс 300 миллиметров).

В тот же период (1909-1912 годы) немцы строят и три линейных крейсера: несерийный «Фон дер Танн» (21 тысяча тонн, 27 узлов, 8x280 в четырех башнях, главный пояс 250 миллиметров) и однотипные «Мольтке» с «Гебеном» (25,4 тысячи тонн, 28 узлов, 10x280 в пяти башнях, главный пояс 280 миллиметров).

По характеристикам немецких соперников «Инвинсибла» виден подход школы. У «гроссеркрейцеров» тактическая ниша была другой - их сразу создавали с расчетом на участие в линейном бою, отсюда большая защищенность и повышенное внимание к живучести. Опять же злоключения изуродованного в Ютланде «Зейдлица», в полузатопленном состоянии доковылявшего-таки до базы, говорят сами за себя: по сути они были не столько крейсерами, сколько предтечами нового класса быстроходных линкоров.

Британия в стороне не осталась. Получив сведения о германской программе 1908 года, британская пресса устроила истерику с тиражированием лозунга «We want eight and we won’t wait» («Хотим восемь [кораблей], не будем ждать»). В рамках этой «морской тревоги» закладывалась часть кораблей с 305-миллиметровыми орудиями из перечня, приведенного выше.

Однако проектировщики смотрели вперед. Чрезвычайная кораблестроительная программа 1909 года предусматривала разработку «сверхдредноутов» - линкоров с 343-миллиметровым главным калибром. Именно это «железо» и стало основой британского линейного флота в Первую мировую: четыре «Ориона» и четыре «Кинг Джорджа V» (26 тысяч тонн, 21 узел, 10x343 в пяти башнях, главный пояс 305 миллиметров) и четыре «Айрон Дьюка» (30 тысяч тонн, 21 узел, 10x343, главный пояс 305 миллиметров) - все они были введены в строй с 1912 по 1914 год.

Второе поколение линейных крейсеров, введенное между 1912 и 1914 годами, было представлено двумя кораблями типа «Лайон», одним типа «Куин Мэри» (31 тысяча тонн, 28 узлов, 8x343 в четырех башнях, главный пояс 229 миллиметров) и одним типа «Тайгер» (34 тысячи тонн, 28 узлов, 8x343 в четырех башнях, главный пояс 229 миллиметров). Серия получила неофициальную кличку Splendid Cats («Великолепные кошки»), что с учетом тех времен и нравов отдавало некоторой похабщиной, ведь два крейсера именовались «Принцесс Ройял» и «Куин Мэри».

Немцы ответили на это переходом на калибр 305 миллиметров. В 1912-1913 годах появились пять дредноутов типа «Кайзер» (27 тысяч тонн, 21 узел, 10x305 в пяти башнях, главный пояс 350 миллиметров), в 1914 году - четыре типа «Кениг» (29 тысяч тонн, 21 узел, 10x305 в пяти башнях, главный пояс 350 миллиметров). В 1913 году достроили переходный линейный крейсер «Зейдлиц» с 280-миллиметровками, а дальше началась серия из трех новых кораблей типа «Дерфлингер» (31 тысяча тонн, 26 узлов, 8x305 в четырех башнях, главный пояс 300 миллиметров).

Всюду жизнь

В Средиземном море локальные задачи по укреплению флота стояли перед Францией, Италией и Австро-Венгрией.

Итальянцы вслед за несерийным «Данте Алигьери» ввели еще пять кораблей типа «Конте ди Кавур» и «Кайо Дуилио». Все это были типовые дредноуты с 305-миллиметровой артиллерией (уже в 1920-е они получат 320-миллиметровки и новые силовые установки).

Австрийцы ответили недругам четырьмя кораблями типа «Вирибус Унитис», тоже с 305-миллиметровой артиллерией. Корабли эти были примечательны тем, что впервые в истории совместили трехорудийные башни с линейно-возвышенной компоновкой.

Французы, больше полагаясь в противостоянии Германии на сухопутный театр, построили сначала четыре таких же «305-миллиметровых» дредноута типа «Курбэ», однако в ходе войны успели ввести три куда более совершенных корабля типа «Бретань» (26 тысяч тонн, 20 узлов, 10x340, главный пояс 270 миллиметров).

Россия после разгрома при Цусиме оказалась в тяжелом положении: нужно было включаться в дредноутную гонку и одновременно наращивать основной состав уничтоженного Балтийского флота.

В 1909 году Россия заложила на Балтике первый дредноут типа «Севастополь» (25 тысяч тонн, 23 узла, 12x305 в четырех башнях, главный пояс 225 миллиметров). Все четыре корабля ввели в строй к декабрю 1914 года. В 1915-1917 годах на Черном море появились три корабля типа «Императрица Мария» (четвертый так и не достроили). За основу взяли «Севастополи», усилив им защиту и увеличив дальность плавания за счет снижения скорости до 21 узла.

Русские линкоры представляли собой крайне специфический тип боевого корабля с линейно-одноуровневым расположением артиллерии, предназначенный для боя на Центральной минно-артиллерийской позиции (гигантском минном заграждении, перегораживающем Финский залив). Трезво оценивая возможности германского флота, российские военные видели задачу этих кораблей в том, чтобы атаковать силы противника, пытающиеся форсировать минные поля. Однако требовать от «Севастополей» геройства на океанских просторах было бы преждевременно.

Перед войной некоторые страны, в том числе Турция и государства Латинской Америки, попробовали вписаться в дредноутную гонку, но делали это за счет заказов на иностранных верфях. В частности, британцы добровольно-принудительно обзавелись после начала войны двумя турецкими и одним чилийским дредноутом, а еще одного «чилийца» достроили после войны, превратив в авианосец «Игл».

За океанами

В западном полушарии тем временем решали свои вопросы два будущих соперника: Япония и США.

Американцы довольно вяло реализовывали прорывную идею с «Мичиганами», несмотря на все старания Теодора Рузвельта. Кстати, «Мичиганы» изначально отличались более прогрессивной линейно-возвышенной компоновкой вооружения - в отличие от британских и немецких дредноутов первого поколения, демонстрировавших различную экзотику типа ромбического и диагонального размещения башен.

Вслед за «Мичиганом» и «Саут Кэролайн» они построили в 1910-1912 годах два «Делавэра», две «Флориды» и два «Вайоминга» - типовые дредноуты с 10-12 орудиями калибра 305 миллиметров. Американская школа отличалась довольно консервативным дизайном, предполагавшим мощное бронирование при достаточно скромной энергетике силовой установки. Линейными крейсерами в Вашингтоне не увлекались.

Наблюдая разворачивающуюся в Европе предвоенную истерику, Штаты еще в 1908 году приняли решение перейти на калибр 356 миллиметров - так появились два «Нью-Йорка» и две «Невады», которые при водоизмещении около 27-28 тысяч тонн несли 10x356. «Невады» стали новшеством в подходе к конструированию, получив так называемую схему бронирования «все или ничего»: сильно забронированную центральную цитадель с незащищенными оконечностями.

После них, уже в 1916 году, флот получил две «Пенсильвании», а к 1919 году три «Нью-Мексико» - оба типа водоизмещением 32-33 тысячи тонн, скоростью 21 узел, с вооружением из 12x356 в четырех башнях, с главным поясом 343 миллиметра.

Японцы долго увлекались «полудредноутами», экспериментируя с комбинациями из пушек калибра 305 и 254 миллиметра. Только в 1912 году они ввели два дредноута типа «Кавачи» с 305-миллиметровками (и то двух разных баллистик), а потом сразу перешли на калибр 356 миллиметров и начали строить будущих героев Второй мировой. В 1913-1915 годах они построили четыре линейных крейсера типа «Конго» (27 тысяч тонн, 27,5 узла, 8x356, главный пояс 203 миллиметра), а в 1915-1918 годах - два линкора типа «Исе» и два типа «Фусо» (оба примерно по 36 тысяч тонн с 12x356 и поясом в 305 миллиметров).

Курсом к Ютланду

Анализ того, что происходило в США и Японии, подтолкнул британцев к идее построить усовершенствованный вариант «Айрон Дьюка» с 343-миллиметровками, которые всем нравились. Так бы этот «ни горячий, ни холодный» линкор и появился бы на свет, если бы опять не вмешался личный фактор.

В 1911 году Первым лордом Адмиралтейства стал еще сравнительно молодой по меркам большой политики, но уже весьма дерзкий сэр Уинстон Леонард Спенсер Черчилль. Этот блестящий дилетант, чем только не занимавшийся в своей жизни (от журналистики и художественной литературы до управления сверхдержавой в тяжелейшей войне), оставил след и в британском кораблестроении - да такой, что хватило на 30 лет.

Эти двое неплохо понимали друг друга.

Черчилль, пообщавшись с Фишером и некоторыми офицерами-артиллеристами, потребовал играть на опережение: закладывать корабль под 381-миллиметровый главный калибр. «Они сметут все, что увидят, до горизонта», - лаконично прокомментировал этот выбор Фишер, занимавший тогда скромный пост начальника Королевской комиссии по переводу флота на нефтяное питание, а по сути работавший «серым кардиналом» всей лавочки.

Тонкость была в том, что на момент выдачи заказа на постройку линкоров таких пушек просто не существовало. Риск в этой авантюре был изрядный, но и приз того стоил, однако никто не хотел брать на себя ответственность. Черчилль взял.

Чтобы понять значение этих орудий и темпы прогресса, продемонстрированные за семь лет со дня закладки первого «корабля нового типа», просто приведем основные характеристики. 305-миллиметровка «Дредноута» Mk X, как и большинство орудий этого калибра того времени, использовала 385-килограммовый снаряд. 343-миллиметровки - снаряды массой 567 или 635 килограммов. У 381-миллиметровки вес снаряда достигал уже 880 килограммов. Рост калибра всего на 25 процентов увеличивал вес залпа почти втрое.

В результате Британия в 1913-1915 годах получила едва ли не лучшие свои линкоры - пятерку кораблей типа «Куин Элизабет» (33 тысячи тонн, 24 узла, 8x381 в четырех башнях, главный пояс 330 миллиметров). Они стали первыми чистыми представителями класса «быстроходных линкоров», получившихся смыканием классов дредноута и линейного крейсера. «Куины» после модернизации послужили Британской империи и во Второй мировой - в отличие от большинства остальных героев Ютланда, пошедших «на патефонные иголки».

Перед самой войной британцы срочно заложили пять линкоров типа R («Ривендж» или «Ройял Соверен»), представлявших собой версию «Куинов» с меньшей скоростью. Уже после начала войны были заложены еще два «экстраординарных» линейных крейсера - «Рипалс» и «Ринаун» (32 тысячи тонн, 31 узел, 6x381 в трех башнях, главный пояс 152 миллиметра). А в 1916 году начали строить линейный крейсер «Худ», который известен уже по событиям Второй мировой войны.

Немецкий ответ на это серийное строительство выглядел куда как бледнее: были заложены четыре линкора типа «Байерн» (32 тысячи тонн, 21 узел, 8x380 в четырех башнях, главный пояс 350 миллиметров), из которых ввели в строй два, но в Ютланд они уже не успели (в отличие от «Куинов»). Заложили и четверку «гроссеркрейцеров» типа «Макензен» (35 тысяч тонн, 28 узлов, 8x350 в четырех башнях, главный пояс 300 миллиметров), но так и не достроили. Планировались и линейные крейсеры с 380-миллиметровками, но из них в июле 1916 года формально был заложен только один («Эрзац Йорк», то есть «заместитель» потопленного в 1914 году крейсера «Йорк»), а реалистичность достройки таких кораблей в конце войны оставляла желать лучшего.В ходе войны новые корабли проектировали и закладывали Франция (четыре линкора типа «Норманди» с 12x340), Италия (четыре «Франческо Караччиоло» с 8x381) и Австрия (четыре «Эрзац Монарха» с 10x350), но они так и не были достроены или даже заложены.

На выход, джентльмены

Ютланд Ютландом, но Show must go on: после гигантского позиционного боя в Северном море гонка продолжилась. В США строят два корабля типа «Теннеси» с 356-миллиметровками, введенные в строй к 1921 году, а следующие три линкора типа «Колорадо» уже несли четыре двухорудийные башни с 406-миллиметровыми пушками. Японцы к тому же времени вводят пару линкоров типа «Нагато» (46 тысяч тонн, 26 узлов, 8x410, главный пояс 305 миллиметров).

Дальше гонка все больше переходит на бумагу. Японцы закладывали линкоры типа «Тоса» и линейные крейсера «Амаги», а также проектировали линкоры типа «Кии». Все это были корабли водоизмещением 44-47 тысяч тонн с 410-миллиметровками, а впереди уже шли четыре номерных заказа на быстроходные линкоры следующего класса: 30-узловые, с 8x460.

Британцы рисовали линкоры типа N-3 и линейные крейсера типа G-3 - с водоизмещением по 50 и более тысяч тонн и 457-миллиметровками. Про то, что делали в это время в Штатах, нужно писать отдельную статью - ключевые слова для интересующихся: «линкоры Тиллмана» или maximum battleships. Укажем лишь, что в числе предлагаемых вариантов был корабль на 80 тысяч тонн с 24x406 в шестиорудийных (!) башнях.

Реалистичнее выглядел выросший из этого угара проект линкоров типа «Саут Дакота» на 47 тысяч тонн, 23 узла и 12x406 в четырех башнях, шесть таких кораблей заложили в 1920-1921 годах, но бросили. В параллель им должны были быть построены шесть первых линейных крейсеров США типа «Лексингтон» (45 тысяч тонн, 33 узла, 8x406).

На досках российских инженеров в 1916-1917 годах уже лежали чертежи с кораблями водоизмещением 40-45 тысяч тонн, вооруженными 8-12 орудиями калибра 406 миллиметров. Но этой линии развития уже не было места в реальности рушившейся империи, как не было места фантазиям адмирала Фишера, к тому времени уже перешедшего грань, отделяющую смелое мышление визионера от откровенного безумия. Речь о проекте линейного крейсера «Инкомпарэбл» (51 тысяча тонн, 35 узлов, 6x508 в трех башнях, главный пояс 279 миллиметров).

Вот чего Фишер все-таки добился, так это строительства во время войны так называемых легких линейных крейсеров: «Корейджеса» с «Глориесом» (23 тысячи тонн, 32 узла, 4x381 в двух башнях, главный пояс 76 миллиметров) и «Фьюриеса» (23 тысячи тонн, 31 узел, 2x457 в двух башнях, главный пояс 76 миллиметров). Одни люди считают это заскоками старого маразматика, другие - последовательным воплощением в металле чистой идеи исходного «Инвинсибла»: эскадренного разведчика, борца с крейсерами и чистильщика недобитков генерального боя.

После войны их перестроили в авианосцы, как и значительную часть уже заложенных в США и Японии тяжелых артиллерийских кораблей. Многие авианосцы начала Второй мировой - по сути оборотни: британская троица легких линейных, линейные крейсера «Лексингтон», «Саратога» и «Акаги», линкоры «Кага» и «Беарн».

Тяжелый занавес Вашингтонского морского соглашения 1922 года, создавшего предельный тип договорного линкора (35 тысяч тонн с калибром не более 406 миллиметров) и введшего квоты на тоннаж линейных флотов, закончил гонку габаритов и орудий. Великобритания, до войны строго следовавшая «двухдержавному стандарту» (Королевский флот должен был быть первым в мире и при этом не слабее, чем второй и третий, взятые вместе), согласилась на уравнивание квот по тоннажу с США.

Измотанные Первой мировой войной страны вздохнули с облегчением, решив было, что новая гонка вооружений (уже между победителями Германии) предотвращена и впереди эпоха процветания. Реальность, правда, в очередной раз отказалась соответствовать планам политиков, но к линейным флотам это уже не имело отношения.

Линкор

Линко́р (сокр. от «лине́йный кора́бль») - класс бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, вооружённых орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500-2800 человек. Линкоры применялись в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлся эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX в.

Происхождение названия

Линкор - сокращение от «линейный корабль». Так в России в 1907 году назвали новый тип судов в память о старинных деревянных парусных линейных кораблях . Первоначально предполагалось, что новые корабли возродят линейную тактику , однако от неё вскоре отказались.

Английский аналог этого термина - battleship (дословно: боевой корабль) - тоже произошёл от парусных линейных кораблей. В 1794 году термин «line-of-battle ship» (корабль боевой линии) сокращённо записали как «battle ship». В дальнейшем он употреблялся по отношению к любому боевому кораблю. С конца 1880-х годов неофициально его чаще всего стали применять к эскадренным броненосцам . В 1892 году переклассификация британского флота назвала словом «battleship» класс сверхтяжёлых кораблей, куда попало несколько особо тяжёлых эскадренных броненосцев.

Но реальную революцию в кораблестроении, ознаменовавшую действительно новый класс кораблей, произвела постройка «Дредноута », законченная в 1906 году.

Дредноуты. «Только большие пушки»

Авторство нового скачка в развитии больших артиллерийских кораблей приписывают английскому адмиралу Фишеру . Ещё в 1899 г., командуя средиземноморской эскадрой, он отметил, что стрельбу главным калибром можно вести на гораздо большее расстояние, если ориентироваться по всплескам от падения снарядов. Однако при этом требовалось унифицировать всю артиллерию, чтобы избежать путаницы в определении всплесков снарядов главного калибра и среднекалиберной артиллерии. Так родилась концепция all-big-guns (только большие пушки), легшая в основу кораблей нового типа. Дальность эффективной стрельбы возрастала с 10-15 до 90-120 кабельтовых .

Другими новшествами, легшими в основу нового типа кораблей, стали централизованное управление огнём с единого общекорабельного поста и распространение электроприводов, ускоривших наведение тяжелых орудий. Серьёзно изменились и сами пушки, в связи с переходом на бездымный порох и новые высокопрочные стали. Теперь пристрелку мог осуществлять только головной корабль, а идущие за ним в кильватере ориентировались по всплескам его снарядов. Таким образом, построение в кильватерные колонны вновь позволило в России в 1907 году возвратить термин линейный корабль . В США, Англии и Франции термин «линейный корабль» не возрождали, а новые корабли продолжали называть «battleship» или «cuirassé». В России «линейный корабль» остался официальным термином, а на практике утвердилось сокращение линкор .

Линейный крейсер «Худ».

Военно-морская общественность приняла новый класс capital ships неоднозначно, особые нарекания вызывала слабая и неполная броневая защита. Тем не менее, британский флот продолжил развитие этого типа, построив сначала 3 крейсера типа «Индифатигебл» (англ. Indefatigable ) - усовершенствованной версии «Инвинсибла», а затем перешёл к постройке линейных крейсеров артиллерией калибра 343 мм. Ими стали 3 крейсера типа «Лайон» (англ. Lion ), а также построенный в единственном экземпляре «Тайгер» (англ. Tiger ) . Эти корабли уже превзошли современные им линкоры по размерам, были весьма быстроходны, но их бронирование, хотя и усилилось в сравнении с «Инвинсиблом», все равно не отвечало требованиям боя с аналогично вооружённым противником .

Уже в ходе Первой мировой войны, англичане продолжили строительство линейных крейсеров в соответствии с концепцией вернувшегося к руководству Фишера - максимально возможная скорость в сочетании с максимально сильным вооружением, но при слабом бронировании. В результате Королевский флот получил 2 линейных крейсера типа «Ринаун», а также 2 лёгких линейных крейсера типа «Корейджес» и 1 типа «Фьюриэс», причем последний начали перестраивать в полуавианосец ещё до ввода в строй. Последним линейным крейсером Великобритании, введённым в строй стал «Худ», причём его проект был значительно изменён после неудачного для британских линейных крейсеров Ютландского боя. Бронирование корабля резко усилили, и он фактически стал линкором-крейсером.

Линейный крейсер «Гебен».

Заметно иной подход к проектированию линейных крейсеров продемонстрировали немецкие судостроители. В определённой степени жертвуя мореходностью, дальностью плавания и даже огневой мощью, они уделяли очень большое внимание броневой защите своих линейных крейсеров и обеспечению их непотопляемости. Уже первый немецкий линейный крейсер «Фон-дер-Танн» (нем. Von der Tann ), уступая «Инвинсиблу» в весе бортового залпа, заметно превосходил британские аналоги в защищённости .

В дальнейшем, развивая удачный проект, немцы ввели в состав своего флота линейные крейсера типа «Мольтке» (нем. Moltke ) (2 единицы) и их усовершенствованный вариант - «Зейдлиц» (нем. Seydlitz ). Затем немецкий флот пополнили линейные крейсера с артиллерией калибра 305-мм, против 280-мм на ранних кораблях. Ими стали «Дерфлингер» (нем. Derfflinger ), «Лютцов» (нем. Lützow ) и «Гинденбург» (нем. Hindenburg ) - по мнению экспертов, самые удачные линейные крейсера времён Первой мировой войны.

Линейный крейсер «Конго».

Уже в ходе войны, немцы заложили 4 линейных крейсера типа «Макензен» (нем. Mackensen ) и 3 типа «Эрзац-Йорк» (нем. Ersatz Yorck ). Первые несли артиллерию калибра 350-мм, на вторых планировали установить 380-мм орудия . Оба типа отличались мощной броневой защитой при умеренной скорости хода, но до конца войны ни один из строившихся кораблей в строй не вошёл.

Линейные крейсера пожелали также иметь Япония и Россия. Японский флот получил в 1913-1915 годах 4 единицы типа «Конго» (яп. 金剛 ) - мощно вооружённых, быстроходных, но слабо защищённых . Российский императорский флот строил 4 единицы типа «Измаил» , отличавшихся очень мощным вооружением, достойной скоростью и неплохой защитой, превосходя во всех отношениях линкоры типа «Гангут» . Первые 3 корабля спустили на воду в 1915 году, но в дальнейшем, в связи с трудностями военных лет, их постройка резко замедлилась и, в конечном счёте была прекращена .

Первая мировая война

Во время первой мировой войны немецкий «Хохзеефлотте» - Флот открытого моря и английский «Гранд флит » провели большую часть времени на своих базах, так как стратегическое значение кораблей казалось слишком большим, чтобы рисковать ими в бою. Единственное в этой войне боевое столкновение флотов линкоров (Ютландское сражение) состоялось 31 мая 1916 года . Немецкий флот намеревался выманить из баз и разбить по частям английский флот, но англичане, разгадав замысел, вывели в море весь свой флот. Столкнувшись с превосходящими силами, немцы были вынуждены отступить, несколько раз избегнув попадания в ловушку и потеряв несколько своих кораблей (11 против 14 английских). Однако после этого до самого конца войны Флот открытого моря был вынужден оставаться у берегов Германии.

Всего же в ходе войны ни один линкор не пошёл на дно только от артиллерийского огня, лишь три английских линейных крейсера погибли из-за слабости защиты в ходе Ютландского боя. Главный же урон (22 погибших корабля) линкорам нанесли минные заграждения и торпеды подлодок, предвосхищая будущее значение подводного флота.

Российские линкоры в морских сражениях не участвовали - на Балтике они стояли в гаванях, связанные минно-торпедной угрозой, а на Чёрном море у них не было достойных соперников, и их роль свелась к артиллерийским бомбардировкам. Исключение составляет бой линкора «Императрица Екатерина Великая» с линейным крейсером «Гебен», в ходе которого «Гебен», получив повреждения от огня российского линкора, сумел сохранить преимущество в скорости и ушёл в Босфор. Линкор «Императрица Мария » погиб в 1916 году от взрыва боезапаса в гавани Севастополя по неустановленной причине.

Вашингтонское морское соглашение

Первая мировая война не положила конец гонке морских вооружений, ибо на место европейских держав в качестве обладателей наибольших флотов встали практически не участвовавшие в войне Америка и Япония. После постройки новейших сверхдредноутов типа «Исэ» японцы окончательно уверовали в возможности своей кораблестроительной промышленности и стали готовить свой флот к установлению господства в регионе. Отражением этих стремлений стала амбициозная программа «8+8», предусматривавшая постройку 8 новейших линкоров и 8 не менее мощных линейных крейсеров, с 410 мм и 460 мм пушками. Первая пара кораблей типа «Нагато» уже сошла на воду, два линейных крейсера (с 5×2×410 мм) стояли на стапелях, когда обеспокоенные этим американцы приняли ответную программу строительства 10 новых линкоров и 6 линейных крейсеров, не считая более мелких кораблей. Разорённая войной Англия также не желала отставать и запланировала постройку кораблей типа «G-3» и «N-3», хотя уже и не могла поддерживать «двойной стандарт». Однако подобная нагрузка на бюджеты мировых держав была крайне нежелательной в послевоенной обстановке, и все были готовы на уступки ради сохранения имеющегося положения.

Для противодействия всё более возраставшей подводной угрозе на кораблях все больше увеличивались размеры зон противоторпедной защиты. Для защиты от снарядов, приходящих издалека, следовательно, под большим углом, а также от авиабомб, всё больше увеличивали толщину броневых палуб (до 160-200мм), получивших разнесённую конструкцию. Широкое применение электросварки позволяло делать конструкцию не только более прочной, но и давало существенную экономию в весе. Артиллерия противоминного калибра перемещалась из боковых спонсонов в башни, где она имела большие углы обстрела. Постоянно увеличивалась численность зенитной артиллерии, разделившейся на крупнокалиберную и малокалиберную, для отражения атак, соответственно, на больших и малых дистанциях. Крупнокалиберная, а затем и малокалиберная артиллерия получили отдельные посты наведения. Была опробована идея универсального калибра, представлявшего собой скорострельные крупнокалиберные пушки с большими углами наведения, пригодного для отражения атак эсминцев и высотных бомбардировщиков.

Все корабли оснащались бортовыми разведывательными гидросамолётами с катапультами, а во второй половине 30-х англичане начали устанавливать на своих кораблях первые радары .

В распоряжении военных также оставалось немало кораблей конца «сверхдредноутной» эры, которые проходили модернизацию, чтобы соответствовать новым требованиям. Они получали новые машинные установки взамен старых, более мощные и компактные. Однако скорость их при этом не возрастала, а нередко даже падала, ввиду того, что корабли получали большие бортовые наделки в подводной части - були - призванные улучшить стойкость к подводным взрывам. Башни главного калибра получали новые, увеличенные амбразуры, позволявшие увеличить дальность стрельбы, так, дальность стрельбы 15-дюймовых пушек кораблей типа «Куин Элизабет» возросла со 116 до 160 кабельтовых.

В Японии, под влиянием адмирала Ямамото , в борьбе со своим главным предполагавшимся противником - США - делали ставку на генеральное сражение всех морских сил, ввиду невозможности длительного противостояния с Соединенными Штатами. Главная роль при этом отводилась новым линкорам (хотя сам Ямамото был против подобных кораблей), которые должны были прийти на смену непостроенным кораблям программы 8+8. Причем ещё в конце 20-х годов было решено, что в рамках Вашингтонского соглашения не удастся создать достаточно мощные корабли, имеющие превосходство над американскими. Поэтому японцы решили игнорировать ограничения, построив корабли максимально возможной мощи, получившие название «тип Ямато ». Самые большие в мире корабли (64 тыс. т.) оснащались рекордно большими орудиями калибром 460 мм, выпускавшими снаряды весом 1460 кг. Толщина бортового пояса достигала 410 мм, правда, ценность брони снижалась её более низким по сравнению с европейской и американской качеством . Огромные размеры и стоимость кораблей привели к тому, что удалось достроить только два - «Ямато» и «Мусаси».

Ришелье

В Европе в последующие несколько лет были заложены такие корабли как «Бисмарк » (Германия, 2 единицы), «Кинг Джордж V» » (Великобритания, 5 единиц), «Литторио » (Италия, 3 единицы), «Ришелье » (Франция, 2 единицы). Формально они были связаны ограничениями Вашингтонского соглашения, но в реальности все корабли превысили договорной лимит (38-42 тыс. т), особенно немецкие. Французские корабли были фактически увеличенным вариантом малых линкоров типа «Дюнкерк» и представляли интерес тем, что имели всего две башни, обе в носовой части корабля, лишаясь, таким образом, возможности стрелять прямо в корму. Зато башни были 4-орудийными, а мёртвый угол в корме довольно небольшим. Также корабли были интересны сильной противоторпедной защитой (до 7 метров шириной). С этим показателем могли соперничать только «Ямато» (до 5 м, но толстая противоторпедная переборка и большое водоизмещение линкора несколько компенсировали относительно небольшую ширину) и «Литторио» (до 7,57 м, правда, там применялась оригинальная система Пульезе). Бронирование же этих кораблей считалось одним из лучших среди «35-тысячетонников».

USS Массачусеттс

В США при постройке новых кораблей предъявлялось требование максимальной ширины - 32,8 м - с тем, чтобы корабли могли проходить Панамским каналом, которым владели США. Если для первых кораблей типа «Норт Кэролайн » и «Саут Дакота» это ещё не играло большой роли, то для последних кораблей типа «Айова », обладавших увеличенным водоизмещением, пришлось использовать вытянутые, грушевидные в плане, формы корпуса. Также американские корабли отличались мощными орудиями калибра 406 мм со снарядами весом 1225 кг, из-за чего на всех десяти кораблях трех новых серий пришлось пожертвовать бортовой броней (305 мм под углом 17 градусов-на «Норт Кэролайн», 310 мм под углом 19 градусов-на «Саут Дакота» и 307 мм под тем же углом-на «Айова»), а на шести кораблях первых двух серий-еще и скоростью хода (27 узлов). На четырёх кораблях третьей серии («тип Айова », за счёт большего водоизмещения удалось этот недостаток частично исправить: скорость была доведена (официально) до 33 узлов, но толщина пояса даже уменьшилась до 307 мм (хотя официально, в целях пропагандистской кампании было заявленно о 457 мм), правда, толщина внешней обшивки возросла с 32 до 38 мм, но это не играло существенной роли. Несколько усилилось вооружение, орудия главного калибра стали на 5 калибров длиннее (с 45 до 50 кал.).

Действовавший вместе с «Тирпицем» «Шарнхорст » в 1943 г. встретился с английским линкором «Дюк оф Йорк» , тяжелым крейсером «Норфолк» , легким крейсером «Ямайка» и эсминцами и был потоплен. Однотипный «Гнейзенау» при прорыве из Бреста в Норвегию через Ла-Манш (Операция «Цербер») был тяжело поврежден английской авиацией (частичный взрыв боезапаса) и не вышел из ремонта до конца войны.

Последний в военно-морской истории бой непосредственно между линкорами состоялся ночью 25 октября 1944 года в проливе Суригао , когда 6 американских линкоров атаковали и потопили японские «Фусо » и «Ямасиро ». Американские линкоры встали на якоря поперёк пролива и давали бортовые залпы всеми орудиями главного калибра по локаторному пеленгу. Японцы, не имевшие корабельных радаров, могли стрелять только из носовых орудий практически наугад, ориентируясь на вспышки дульного пламени американских пушек.

В изменившихся обстоятельствах, проекты по постройке ещё бо́льших линкоров (американский «Монтана » и японский «Супер Ямато») были отменены. Последним линкором, вступившим в строй, стал британский «Вэнгард » (1946 г.), заложенный ещё до войны, но достроенный лишь после её окончания.

Тупиковость развития линкоров показали немецкие проекты Н42 и Н44, по которым корабль водоизмещением 120-140 тыс. т должен был иметь артиллерию калибром 508 мм и палубную броню 330 мм. Палубу, имевшую много большую площадь, нежели бронепояс, невозможно было защитить против авиабомб без излишнего утяжеления, палубы же имевшихся линкоров пробивались бомбами калибра 500 и 1000 кг.

После Второй мировой войны

После войны большинство линкоров было отправлено на слом к 1960 г. - они были слишком дороги для изнуренных войной экономик и не имели больше прежнего военного значения. На роль главного носителя ядерного оружия вышли авианосцы и, чуть позже, атомные подводные лодки.

Только США ещё несколько раз использовали свои последние линкоры (типа «Нью-Джерси») для артиллерийской поддержки наземных операций, в силу относительной, в сравнении с авиаударами, дешевизны обстрела берега тяжелыми снарядами по площадям, а также чрезвычайной огневой мощью кораблей (после модернизации системы заряжания, за час стрельбы, «Айова » мог выпустить около тысячи тонн снарядов, что и сейчас недоступно ни одному из авианосцев). Хотя надо признать, что обладающие весьма малым (70 кг для 862 килограмовых фугасных и всего 18 кг в 1225 килограммовых бронебойных) количеством ВВ снаряды американских линкоров не лучшим образом подходили для обстрелов берега, а разработать мощный фугасный снаряд они так и не собрались. Перед войной в Корее были снова приняты на вооружение все четыре линкора класса «Айова ». Во Вьетнаме использовался «Нью-Джерси ».

При президенте Рейгане эти корабли были выведены из резерва и вновь введены в строй. Они были призваны стать ядром новых ударных корабельных группировок, для чего были перевооружены и стали способны нести крылатые ракеты «Томагавк » (8 4-х зарядных контейнеров) и противокорабельные типа «Гарпун» (32 ракеты). «Нью-Джерси» участвовал в обстреле Ливана в -1984 годах , а «Миссури » и «Висконсин » вели огонь главным калибром по наземным целям во время первой войны в Персидском заливе г. Обстрел иракских позиций и стационарных объектов главным калибром линкоров при одинаковой эффективности оказался значительно дешевле ракетного. Также хорошо защищённые и просторные линкоры оказались эффективными в роли штабных кораблей. Однако, большие затраты на переоборудование старых линкоров (300-500 млн дол. каждый) и высокие затраты на их содержание привели к тому, что все четыре корабля были повторно сняты с вооружения в девяностых годах XX века . «Нью-Джерси» отправлен в военно-морской музей в Кэмдене, «Миссури» стал кораблем-музеем в Перл-Харбор , «Айова» находится в консервации на стоянке резервного флота в Сьюсан-Бей (шт. Калифорния), а «Висконсин» поддерживается в консервации по классу «В» в морском музее Норфолка. Тем не менее, боевая служба линкоров может быть возобновлена, поскольку при консервации законодатели особо настаивали на сохранении боеготовности как минимум двух из четырёх линкоров.

Хотя сейчас линкоры отсутствуют в боевом составе флотов мира, их идеологическим преемником называют «корабли-арсеналы», носители большого числа крылатых ракет, долженствующие стать своеобразными плавучими ракетными складами, располагающимися возле побережья для нанесения по нему ракетных ударов в случае необходимости. Разговоры о создании подобных кораблей ведутся в американских морских кругах, но к настоящему моменту ни одного такого корабля построено не было.

В течение определённого времени они существенно уступали по технической части и вооружению тихоходным броненосцам. Но уже в 20-м веке страны, желающие усилить свой флот, стали создавать линкоры, которые бы не имели равных по огневой мощи. Но построить такой корабль могли позволить себе далеко не все государства. Сверхкорабли имели огромную стоимость. Рассмотрим же самый большой в мире линкор, его особенности и другие важные детали.

"Ришелье" и "Бисмарк"

Французский корабль под названием "Ришелье" может похвастаться водоизмещением в 47 тысяч тонн. Длина судна же составляет порядка 247 метров. Основное назначение корабля заключалось в сдерживании итальянского флота, но активных боевых действий данный линкор так и не видел. Исключением является только Сенегальская операция 1940 года. В 1968 "Ришелье", названный в честь французского кардинала, был списан на лом. Одно из основных орудий установлено в Бресте как памятник.

"Бисмарк" - один из легендарных кораблей немецкого флота. Длина судна - 251 метр, а водоизмещение - 51 тысяча тонн. Линкор спустили на воду в 1938 году, при этом присутствовал сам Адольф Гитлер. В 1941 корабль был потоплен силами в результате чего погибло множество людей. Но это далеко не самый большой в мире линкор, поэтому идем дальше.

Немецкий "Тирпиц" и японский "Ямато"

Конечно, "Тирпиц" - не самый большой в мире линкор, но во время войны он имел выдающиеся технические характеристики. Однако после уничтожения "Бисмарка" он так и не принял активного участия в боевых действиях. На воду был спущен в 1939 году, а уже в 44-м его уничтожили торпедоносцы.

А вот японский "Ямато" - самый большой в мире линкор, который был потоплен в результате боевых сражений. К данному судну японцы относились очень бережливо, поэтому он до 44-го года не принимал участия в боевых действиях, хоть такая возможность выпадала не один раз. На воду спущен был в 1941 году. Длина судна - 263 метра. На борту постоянно находилось 2,5 тысячи человек экипажа. В апреле 1945 года в результате атаки со стороны американского флота получил 23 прямых попадания торпедами. В результате взорвался носовой отсек, и судно пошло на дно. По приблизительным данным погибло более 3 000 человек и лишь 268 удалось спастись в результате кораблекрушения.

Еще одна трагичная история

Японским линкорам во время Второй мировой войны не везло на поле боя. Сложно назвать точную причину. Заключалась она в технической части или виной всему командование, это останется загадкой. Тем не менее после "Ямато" был построен еще один гигант - "Мусаси". Он был длиной 263 метра с водоизмещением в 72 тысячи тонн. Впервые спущен на воду в 1942 году. Но и данное судно ожидала трагическая участь предшественника. Первое прошло, можно сказать, успешно. После атаки американской подлодки "Мусаси" получил серьезную пробоину в носовой части, но благополучно покинул поле боя. Но уже через некоторое время в море Сибуян судно подверглось нападению американской авиации. Основной удар пришелся как раз на этот линкор.

В результате 30 прямых попаданий бомбами судно затонуло. Тогда погибло более 1000 человек экипажа и капитан корабля. В 2015 году "Мусаси" был обнаружен американским миллионером на глубине 1,5 километра.

Кому принадлежало господство в океане?

Тут можно однозначно сказать - Америке. Дело в том, что самый большой линкор в мире был построен именно там. Более того, США во время войны имели более 10 боеспособных сверхкораблей, в то время как Германия все около 5. У СССР вообще таковых не было. Хотя сегодня и известно о проекте под названием "Советский Союз". Он разрабатывался во время войны, и корабль был уже построен на 20%, но не более того.

Самый большой в мире линкор войны, который был списан позже всех - "Висконсин". Он отправился на стоянку в порт Норфлок в 2006 году, где и находится сегодня в качестве музейного экспоната. Этот гигант был в длину 270 метров с водоизмещением 55 тысяч тонн. Во время войны активно принимал участие в различных спецоперациях и сопровождал авианосные группы. Последний раз был задействован во время боевых действий в Персидском заливе.

Топ-3 гигантов из Америки

"Айова" - линейный американский корабль длиной 270 метров с водоизмещением 58 тысяч тонн. Это один из самых выдающихся суден США, пускай даже и не самый большой корабль в мире. впервые был спущен на воду в 1943 году и принимал участие во множестве морских сражений. Активно использовался в качестве сопровождающего для авианосцев, также применялся для поддержки сухопутных войск. В 2012 году был отправлен в Лос-Анджелес, где и находится сейчас в качестве музея.

А вот о "черном драконе" знает практически каждый американец. "Нью-Джерси" был прозван так за то, что наводил ужас одним своим присутствием на поле боя. Это самый большой в мире линкор в истории, который принимал участие во вьетнамской войне. Спущен на воду был в 1943 году и по своему типу был схож с кораблем "Айова". Длина судна составляла 270,5 метра. Это настоящий ветеран морских сражений, который в 1991 году был отправлен в порт города Камден. Там он находится и сейчас и служит достопримечательностью.

Самый большой в мире линкор Второй мировой войны

Почетное первое место занимает корабль "Миссури". Он являлся не только самым большим представителем (271 метр в длину), но и был последним американским линкором. Данное судно известно по большей части из-за того, что именно на его борту был подписан пакт о капитуляции Японии. Но в это же время "Миссури" принимал активные участия в боевых действиях. Спущен с верфи был еще в 1944 году и применялся для сопровождения авианосных групп и поддержки различных спецопераций. Последний свой выстрел сделал в Персидском заливе. В 1992 году был списан из резервов США и отправился на стоянку в Перл-Харбор.

Это один из самых известных кораблей Америки и всего мира. О нем снят не один документальный фильм. Кстати, ежегодно в США тратятся миллионы долларов на поддержку рабочего состояния уже списанных линкоров, ведь это историческая ценность.

Надежды не оправдались

Даже самый большой в мире линкор войны не оправдал возлагаемых на него надежд. Яркий тому пример - японские гиганты, которые были уничтожены американскими бомбардировщиками так и не успев ответить основными калибрами. Все это говорило о малой эффективности против авиации.

Тем не менее огневая мощь линейных кораблей просто поражала. К примеру, на "Ямато" устанавливались артиллерийские орудия 460-мм весом почти 3 тонны каждое. Всего на борту располагалось около 9 таких пушек. Правда, конструкторами был введен запрет на одновременный залп, так как это неминуемо привело бы к механическим повреждениям корабля.

Немаловажным аспектом была и защита. Бронеплиты различной толщины защищали наиболее важные узлы и агрегаты корабля и должны были обеспечить ему плавучесть в любой ситуации. Основное орудие имело маску 630-мм. Её не пробило бы ни одно орудие в мире даже при стрельбе практически в упор. Но все же это не спасло линкор от гибели.

Его атаковали американские штурмовики практически целый день. Общее количество самолетов, которые принимали участие в спецоперации достигало 150 машин. После первых пробоев в корпусе ситуация еще не была критичная, на когда попало еще 5 торпед, появился крен в 15 градусов, он был уменьшен до 5 градусов с помощью противозатопления. Но уже в это время были огромные потери личного состава. Когда крен достигал 60 градусов прогремел чудовищный взрыв. Это были погребные запасы основного калибра, приблизительно 500 тонн взрывчатки. Так самый большой в мире линкор, фото которого вы можете увидеть в данной статье, был потоплен.

Подведем итоги

Сегодня любой корабль, даже самый большой в мире линкор, имеет существенно отставание с технической точки зрения. Орудия не позволяют вести эффективный прицельный огонь по причине недостаточных углов вертикальной и горизонтальной наводки. Огромная масса не позволяет набирать высокую скорость. Все это, наряду с большими габаритами, делает линейные корабли легкой добычей для авиации, особенно если отсутствует поддержка с воздуха и прикрытие эсминцев.



Планирование беременности