Скачать музыкальную лесенку для дидактической игры. Музыкально-дидактическая игра «Лесенка

Утро ступенька за ступенькой превращается в день. С Вами Ирина Иваськив. Музыкальные занятия для дошкольников требуют колоссальной подготовки: чуть замешкался и… внимание твоих маленьких учеников рассыпалось. Поэтому всегда искала самые-самые-самые увлекательные . А когда не находила их, то… садилась сочинять их сама.)))

Музыкальные упражнения: 3 проблемы

В Интернете музыкальных упражнений достаточно много. Но основных проблем, связанных с ними, всегда три:

1) не получается найти музыкальные упражнения, которые идеально подходили бы теме занятия (курсовой, реферата и т.п.) и/или ;

2) крайне мало или вовсе нет новых интересных упражнений (ведь старые музыкальные упражнения, какими бы они ни были хорошими, рано или поздно надоедают и детям, и учителю, а как «реанимировать» их, не каждый сообразит);

3) многие музыкальные упражнения описывают лишь правила игры или порядок действий, но каждый учитель мечтает о том, чтобы, помимо идеи, музыкальные упражнения включали бы и такую необходимую речь учителя: что говорить, показывая то или иное наглядное пособие (ведь не у всех же получается говорить просто, понятно, с увлекательными преподавательскими приёмчиками).

С учётом этих трёх проблем поделюсь с Вами частью своих конспектов: эти музыкальные упражнения сама для себя называю «Музыкальная лесенка». Эти музыкальные упражнения рассчитаны на дошкольников, их можно адаптировать под любую тему занятия, прилагаю к ним пояснения, как лучше изготовить лесенку, и речь для учителя.

Музыкальная лесенка своими руками

Изготовьте лесенку, придерживаясь указанных на рисунке размеров. Эти размеры – оптимальны: музыкальная лесенка будет не слишком маленькой (то есть она будет видна всем детям в группе) и не слишком громоздкой (то есть её легко будет положить в пакет вместе с музыкальными учебниками и нотными тетрадями).

Если Вы не планируете носить лесенку туда-сюда, сделайте её объёмной. Мне мою лесенку нужно было возить на репетиции с собой, поэтому я попросила сделать её плоской.

Лучший материал для изготовления лесенки – фанера. Подойдёт и плотный картон (можно использовать картон с больших упаковочных коробок), но если с такой лесенкой попасть под дождь – сами понимаете, долго она не прослужит.

Лучше сделать её один раз, но качественно, так, чтобы она прослужила многие годы.

Вырезанную из фанеры лесенку попросите тщательно зашкурить, и лишь потом покрасьте её несмываемой краской (чтобы лесенку можно было мыть). Цвета лучше использовать яркие – чтобы лесенка всегда привлекала внимание детей. У меня она – оранжевая.

О чём важно помнить в работе с малышами

Музыкальный диапазон дошкольников невелик – всего 5 рабочих нот . Даже если Вы используете песню, диапазон которой больше 5 нот, будьте уверены, что дошкольники «упакуют» эту песню в свои доступные 5 нот, то есть крайние низкие и крайние высокие ноты будут звучать фальшиво и глухо. Поэтому советую изготовить 2 лесенки: одна – с пятью ступеньками, другая – с восемью. Для трёхлеток и четырёхлеток используйте первую лесенку, для дошкольников постарше – вторую.

Не советую на занятие с трёхлетками брать лесенку с 8 ступеньками и использовать только 5 из них – лишние ступеньки будут постоянно отвлекать любопытных малышей и уводить занятие то вправо, то влево (в результате и основной материал плохо запомнится, и продолжительность занятия увеличится).

Вот этот рабочий диапазон дошкольников находится в середине 1-й октавы : от ноты Ре до ноты Ля. Поэтому, работая с 5-ступенчатой музыкальной лесенкой, используйте музыкальные упражнения в Ddur , то есть:

  • 1-я ступенька лесенки должна звучать как Ре 1-й октавы
  • 2-я ступенька – Ми 1-й октавы
  • 3-я ступенька – Фа# 1-й октавы
  • 4-я ступенька – Соль 1-й октавы
  • 5-я ступенька – Ля 1-й октавы

Советую при использовании лесенки с 5 ступенями не называть названия нот (до, ре, ми и т.д.), а использовать слово ТОП (топать). Названия нот советую вводить позже, когда Вы перейдёте на освоение 8-ступенчатой лесенки (ты подрос и лесенка подросла). Для лучшего запоминания нот можно наклеить на ступеньках и названия нот, записанные буквами, и рисунки слов, которые начинаются с нот:

  • До домик
  • Ре репка
  • Ми мишка
  • Фа фартук
  • Соль солнышко
  • Ля лягушка
  • Си синичка

Но не стоит клеить названия нот и рисунки на 5-ступенчатой лесенке – они будут очень отвлекать малышей.

Использование героев-помощников

Осваивая музыкальные упражнения с малышами, используйте какого-нибудь героя: девочку Машу, которая пришла в гости, чтобы научиться петь, Зайчика, который любит скакать по лесенке, Лунтика, который, падая с Луны, попал на музыкальное занятие, и т.п.

Героев используйте на первых занятиях, затем придумайте способ “отпустить” их, через некоторое время пусть они снова заглянут к Вам в гости. Не стоит использовать их постоянно – лучше будет, если дети будут успевать немного соскучиться по ним.

Иногда меняйте героев, на открытые или праздничные уроки приглашайте всех героев. На тех занятиях, на которых Вы работаете без героев, топая по лесенке, выразительно дотрагивайтесь ладонью к каждой ступеньке, которую пропеваете.

Сядьте на стул около пианино. Дети должны сидеть полукругом перед Вами. Пианино должно быть на расстоянии вытянутой руки сбоку от Вас – для того, чтобы Вы время от времени могли проверить себя (не съехали ли Вы в интонировании с тональности Ddur ). Поставьте себе на колени лесенку и куклу Машу, проверьте себя на пианино, улыбнитесь. Всё, Вы готовы.)))


Музыкальное занятие в Детском центре “Браво” г. Алматы

Музыкальные упражнения с текстом учителя

Знакомство с музыкальной лесенкой

  1. Смотри, что я принесла на урок. Это лесенка. Но эта лесенка – необычная. Эта лесенка – музыкальная. Вот послушай, как звучат её ступеньки (медленно пропеть вверх от Ре к Ля в Ddur, а затем вниз от Ля к Ре), используя слово “ТОП”. На этой музыкальной лесенке каждая ступенька звучит по-разному: вот самая низкая ступенька (пропеть слово ТОП на ноте Ре), вот ступенька немного выше (Ми), а вот самая высокая ступенька (Ля). Давай мы с тобой походим по этой лесенке. Сначала пойдём вверх (медленно пропеть: топ-топ-топ-топ-топ). А теперь пойдём вниз …
  2. А теперь попробуй отгадать, куда я по ступенькам пойду, вверх или вниз. Я куда захочу, туда и пойду. А тебе это нужно будет отгадать. Давай ты закроешь глаза (только не подсматривай). Послушай внимательно, куда я по ступенькам иду, вверх или вниз. (Пропеть вверх). Открывай глаза. Ну, что скажешь? Куда я по ступенькам ходила? Да, вверх! Точно! Хочешь, я ещё раз тебя проверю! Закрывай глаза, слушай! (Пропеть опять вверх). Открывай глаза. Готов ответить? Куда я по ступенькам ходила? Да, опять вверх! Какой ты внимательный!

Навыки счёта на музыкальной лесенке

  1. Слушай, а ты считать умеешь? А до какой цифры ты умеешь считать? До пяти? Аж до десяти?! А давай пройдёмся по нашей музыкальной лесенке, но на каждой ступеньке будем прыгать по 2 раза (повторить упражнение 2 раза вверх и вниз). А если на каждой ступеньке по 3 раза прыгать, сможешь? (Повторить упражнение 1 раз вверх и вниз).
  2. Да, считать ты умеешь. Ну, ладно, это просто упражнение лёгкое было. А теперь я для тебя придумала такое упражнение сложное: тебе нужно будет считать звуки с закрытыми глазами! Давай ты закроешь глаза. Послушай внимательно, сколько звуков ты слышишь: два, или, может, один, или аж три. Закрыл глаза? Слушай! (Пропеть: топ-топ на ноте Ре). Открывай глаза. Что скажешь? Сколько звуков ты услышал? Успел посчитать? Точно! Два! И ещё одна проверочка! Закрывай глаза, слушай! (Пропеть опять два звука на ноте Ре). Открывай глаза. Что скажешь? Сколько звуков прозвучало? Да, представь, опять два! Ты очень-очень внимательный! (Повторить упражнение ещё 2 раза, пропевая сначала 1, потом 3 звука на ноте Ре).

Другие музыкальные упражнения с лесенкой

  1. Ой, чего только нельзя делать на этой музыкальной лесенке. Например, я могу прыгать на одной ступеньке (пропеть: топ-топ-топ на одной ноте Ре). А, если захочу, то могу перепрыгивать с одной ступеньки на другую (пропеть: топ-топ-топ на нотах Ре-Ми-ре). Давай ты сейчас отгадаешь, на одной ступеньке я прыгаю или перепрыгиваю с одной на другую. Закрывай глаза. Слушай. А теперь открывай глаза. Что скажешь? Как тебе показалось? На одной ступеньке я прыгала или на разных? (повторить упражнение 3 раза).
  2. Вы можете ходить по лесенке быстро и медленно, весело и грустно, тихо и громко. На всякий случай скажу: не используйте все упражнения с лесенкой на одном занятии.))) Учитывая то, что дошкольники хорошо обучаются при систематическом повторении материала, описанных в этой статье упражнений хватит на полгода занятий минимум.)))

Попевки на одной ноте для музыкальной лесенки

Текст учителя: Есть много песен, которые поются на одной музыкальной ступеньке. Вот послушай:

Дождик, дождик, кап-кап-кап

Ты не капай долго так!

Хватит землю поливать –

Нам пора идти гулять!

Кап-крап-хлюп-бульк!

А ты так сможешь?

Упражнение можно пропевать поочерёдно на каждой ступеньке.

Заключение

Друзья, если статья была для Вас полезной, напишите об этом в комментарии. Если Вы копируете материалы, пожалуйста, указывайте авторство. Если есть вопросы, не стесняйтесь, задавайте!))) А ещё я подготовила текст учителя на украинском языке для тех, кто проводит занятия на украинском языке. Его можно скачать . Благословений! нашем канале в Ютубе.

Ольга Тимофеева

В современной педагогике под наглядными пособиями понимают такие средства обучения, которые создают у детей зрительные представления для лучшего усвоения учебного материала. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания.

В музыкальном воспитании дошкольников применение наглядных пособий имеет особое значение. Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке . Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально – сенсорные способности.

С помощью наглядных пособий, активизируется умственная деятельность ребёнка, развивается его самостоятельная музыкальная деятельность , которая приобретает творческий характер. Пособие можно применять на музыкальных занятиях и в самостоятельной музыкальной деятельности

Вашему вниманию дорогие коллеги я предлагаю музыкальные лесенки (трех, пяти, семи ступенчатые) .

Используемый материал : коробки от зубной пасты, пергаментной бумаги, белые листы бумаги, клей, ножницы, самоклеющаяся бумага.

Получились вот такие музыкальные лесенки .

Публикации по теме:

Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу показать вам моё пособие, оно будет полезно музыкальным руководителям, и воспитателям (вы можете сделать.

Музыкально - дидактическая игра «Грустно, весело» младшая группа Музыкально – дидактическая игра «Грустно, весело» младшая группа Цель: -Знакомить детей с музыкой, различной по характеру (веселой, грустной).

Музыкально-дидактическая игра «Кого встретил колобок?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 311» городского округа Самара 443042,.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный волчок» Музыкально-дидактическая игра "Музыкальный волчок" для старшего, подготовительного к школе возраста. Игра компьютерная. Запускаете презентацию.

Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет во время непосредственно образовательной музыкальной деятельности, а также.

Музыкально-дидактическая игра «Светофор» Музыкально-дидактическая игра «Светофор» Цели: 1. Формирование у детей представлений об элементарных правилах дорожного движения. 2. Развивать.

Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Цель: развивать звуковысотный слух у детей. Задачи: Образовательные: продолжать.

Данная дидактическая игра помогает активизировать детей в образовательной деятельности и предоставляет каждому ребёнку возможность самостоятельного.

Светлана Крецу

Дидактическая игра «Музыкальная лесенка »

Цель : формировать умение различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, название нот в музыкальном звукоряде .

Оборудование : «лесенка » из восьми ступенек, игрушка (можно использовать матрешку или др.)

Под каждой ступенькой нарисована (можно наклеить) картинка. В начале названия каждой картинки есть название ноты.

1. Домик – нота «ДО»

2. Репка – нота «РЕ»

3. Мишка – ноты «МИ»

4. Фартук – нота «ФА»

5. Солнышко – нота «СОЛЬ»

6. Лягушка - нота «ЛЯ»

7. Сирень – нота «СИ»

Ход игры:

1)Педагог предлагает спеть детям попевку «Лесенка » Е. Тиличеевой. При пении дети постепенно поднимают руку вверх (ладошкой вверх, а затем вниз (ладошкой вниз) .

По желанию вызывается ребенок. Педагог играет мелодию , ребенку предлагается угадать и показать движение мелодии вверх или вниз матрешкой или любой другой игрушкой в зависимости от сюжета игры. Ребенок берет матрешку в руки и передвигает ее по ступенькам.

2)Музыкальную лесенку можно использовать при разучивании ступень (нот) музыкального звукоряда , а так же при закреплении изученного материала.

Семь ступенек есть на свете

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Ты запомни их названье

И в тетрадку занеси.

Если ноты спеть подряд

Это будет з в у к о р я д…

Публикации по теме:

Аппликация в младшей группе «Кошкин дом (Лесенка)» Цель: Развивать художественно-творческие навыки в аппликации. Задачи: 1. Учить составлять изображение из нескольких предметов; продолжать.

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ» Цель игры: развивать музыкальные и творческие способности детей, способствовать проявлению эмоциональности,.

Музыкальная дидактическая игра "Ритмические загадки". Цель: реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей старшего.

Мастер класс к педагогическому конкурсу «Лесенка Успеха» Мастер - класс «Лесенка здоровья». Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый.

Цель: закреплять у детей чувство ритма, знакомить с сильной долей, развивать усидчивость, слуховое восприятие, логическое мышление, воспитывать.

Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей страницы! Сегодня я хочу рассказать вам про игры и игровые упражнения, которые я использую в.

Музыкальная игра «Бабушка Маруся» Видео Игра "Бабушка Маруся" для детей младшего дошкольного возраста. Дети с удовольствием подпевают и выполняют доступные движения по тексту песенки.

Мастер-класс. Музыкально-дидактическая игра «Игровое распивание с червячком Бади»

Музыкально-дидактическая игра своими руками для развития певческих навыков, музыкально слуха.

Гусева Екатерина Александровна, музыкальный руководитель, НОУ СОШ «Обнинский колледж» г. Обнинск.
Предлагаю изготовление музыкально-дидактической игры для развития музыкальных способностей. Мастер-класс будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям музыки в начальных классах, родителям. Игра рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме.
Задачи: Развивать певческие навыки, звуковысотный, динамический слух у детей.
Обогащать детей новыми впечатлениями.
Побуждать к самостоятельному различению основных свойств музыкального звука.
Необходимые материалы:



- бросовые материалы: детский гольф, красный картон, два мячика от пинпонга, кусочек меха, синий маркер, ножницы, супер клей, иголка, катушка с синей ниткой.
Пошаговое изготовление:
1. Вырезаем из картона овал.


2. Наклеиваем овал супер клеем на гольф.


3. Рисуем маркером небольшие кружки на шариках пинпонга.


4. Приклеиваем супер клеем шарики к гольфу.



5. Пришиваем кусочек меха на гольф.


6. Червячок Бади к игре готов.


Ход игры:

Музыкальный руководитель: Жил веселый червячок,
Славный, милый, добрячок.
С детства очень петь хотел.
Так как надо не умел.
И приполз он в детский сад,
Поучиться у ребят.

(Музыкальный руководитель показывает червячка детям)

Музыкальный руководитель: Познакомитесь, дети, это червячок Бади. Давайте ему покажем с чего нужно начинать, чтобы научиться правильно петь. Для этого нам поможет распевание:

1. Начнем с пения закрытым ртом, пропоем звук «М». Сомкнем губы, разомкнем зубы и тихо пропоем.

(Музыкальный руководитель держит на руке червячка с закрытым ртом и поет вместе с детьми)

2. Теперь чуть громче немного приоткрыв рот, пропоем звук «О».

(Дети вместе с червячком, чуть открывая рот, поют)

3. Следующий звук «А» споем громко, широко открыв рот.

(Все поют)

4. А теперь, соединим эти звуки вместе, пропоем их постепенно поднимаясь вверх. Кто покажет червячку, что у нас получилось.

(Музыкальный руководитель по очереди предлагает одеть на руку чрвячка и пропеть задание)

Музыкальный руководитель: Молодцы дети, молодец Бади. Приходи на следующее занятие, мы покажем много новых упражнений для развития голоса.

ГБОУ Белорецкая специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида

Урок музыки во 2 классе

Тема: «Музыкальная лесенка»

Учитель: Мершина Н.Ю.

БЕЛОРЕЦК 2013

Цель: познакомить с названием 7 звуков музыкального звукоряда; дать понятие о звуковысотном положении звуков в звукоряде; дать понятие «гамма».

Задачи: 1) учить чисто интонировать звуки гаммы; понимать звуковысотное различие между звуками; закрепить знания о длительности звуков, о регистрах;

2) развивать звуковысотный слух, певческие навыки, музыкальные способности; слуховое и зрительное восприятие, познавательные процессы;

3) воспитывать интерес к музыкальному искусству.

Оборудование: наглядные пособия, компьютерная презентация, аудиозаписи, синтезатор.

Ход урока

    Организационный момент

Музыкальное приветствие.

Ребята, сегодня мы отправимся к чудесному музыкальному замку (показ слайда), но этот замок стоит высоко на горе, к нему ведёт высокая лестница. Без помощников нам не обойтись, но кто же нам поможет? Отгадайте загадку и узнаете:

Семь звоночков серебристых

Дружно, весело живут

Звонко песенки поют(звуки, ноты).

Да, правильно, ребята – это нотки, звуки. Сколько всего звуков? (7 звуков). А ведь у каждой нотки есть своё имя и каждая нотка «живёт» на своём этаже. Сейчас мы будем знакомиться с нотками, а нотки приготовили нам задания, выполнив которые мы поднимемся по лестнице к чудесному замку.

II. Основной этап

- Вот и первая нотка ДО , она «живёт» на самом нижнем «этаже» (показ слайда). Прослушать звук, пропеть: «до»-добрая.

Задание:

Определить на слух музыкальные регистры.

Ребята мы с заданием справились и смело можем подняться на первую ступеньку дворцовой лестницы.

На доске рисуем схематичную лестницу, на каждую ступеньку помещается нотка.

А вот и вторая нотка РЕ (показ слайда). Обратить внимание на её местоположение на нотоносце. Пропеть «ре»- решительная.

Задание:

Артикуляционная, дыхательная гимнастика, распевка на произношение звука «эр» «Барбос».

Поместить нотку на вторую ступеньку «музыкальной лесенки».

Вот и третья нотка МИ .(показ слайда). Пропеваем: «ми»- милая.

Задание:

Какие бывают звуки по длительности? (длинные и короткие) (подсказка на доске).

Прохлопать ритмический рисунок, написанный на доске. Обратить внимание на то, что в слове «ритМИческий» «спряталась» нотка « ми». Помещаем нотку на ступеньку «лесенки».

Следующая нотка ФА (показ слайда). Пропеваем: «фа»- фантастическая.

Задание:

А нота «фа» предлагаем нам послушать ФАнтастически красивое произведение и рассказать о нём.

Помещаем нотку на «лесенку»

Слушание произведения(с презентацией) П.И.Чайковский «Вальс цветов»

Анализ произведения у доски:

Какой кит?

Характер мелодии? (выбрать нужные характеристики из предложенных)

Лад?

Вот и нота СОЛЬ (показ слайда). Пропеваем: «соль» - солнечная.

И нотка «соль» просит нас разучить и исполнить какую-нибудь светлую, солнечную песенку.

III . Разучивание песни Г.Струве «Песенка о гамме»- показ песни, работа с текстом (обратить внимание детей на «ноты в словах»), разучивание 1куплета.

Помещаем ноту на «лесенку».

А вот нотка ЛЯ любит напевать «ля-ля-ля» и танцевать и вам тоже предлагает потанцевать.

IV .Физкультурная минутка.

Музыкально-ритмические движения под музыку вальса.

Вот мы с вами оказались почти на вершине нашей лесенки, последняя нотка СИ (показ слайда). Пропеть: «си» - симпатичная.

Все 7 звуков выстроились по высоте, обратить внимание на то, что каждый звук звучит выше предыдущего, поэтому получается «лесенка». Музыканты называют её «гамма» . Рассказать о происхождении слова «гамма».

Сейчас мы вернёмся к нашей песне, которая так и называется

«Песенка о гамме» - исполнение выученного 1 куплета песни.

V . Итог

Вот и поднялись мы с вами к чудесному замку (показ слайда), пропеть весь звукоряд?

Какие задания мы выполнили, чтобы подняться по музыкальной лесенке?

Решить кроссворд (по времени).

Музыкальное прощание.



Планирование беременности