Уайльд Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс. Оскар уайльд - биография, информация, личная жизнь Oscar wilde биография

Биографическая лента может погнаться за портретным сходством или обнародованием доселе неизвестного, может строить предположения или следить за хронологией. Что было — что стало. Почему для нас по-прежнему значима история той или иной личности. В «Уайльде» со Стивеном Фраем заглавный герой не свидетель века, и параллели между Уайльдом и упивающейся собой современной толерантностью, наверное, ни к чему. Суд, на котором Уайльда приговорили к каторге, показал его одновременно и лицемером, и идеалистом. Фильм не о том, как тернист был путь к либерализации общества. Это история о человеке с непомерным эго, сибаритствующем гении, никогда не скупившимся на поводы для осуждения, а пострадавшем в итоге за то, что было в нем лучшего. За веру в то, что «вечная любовь дается бесконечно недостойным» . Этому парадоксу религиозного для Уайльда значения публика не аплодировала.

Искусство, Красота и Любовь — это и был алтарь Уайльда. Каким бы самодостаточным ни был тот, кто утверждал, что все происходит у человека в сознании, во всяком случае, все стоящее, в тюрьме Уайльд искал утешения в вере. Роман с лордом Дугласом, подточивший творческие силы писателя, привел его в тюрьму Рединг, но не будь заключения, не было бы у нас исповеди и баллады, — самого личного в творчестве Уайльда. В основе фильма биографическое исследование Ричарда Эллмана, и, безусловно, оно проливает свет на подъемы и спады в отношениях любовников. Но все же, это перечень разного рода свидетельств, а то, чем жила их любовь, и как Уайльд умудрился ее сохранить, — это «De Profundis», письмо Уайльда к Боузи Дугласу. Фильм Брайана Гилберта с успехом комбинирует эти два источника. Пошаговое, практически журналистское расследование (Где? Сколько продолжалось?..) вплетено в канву эмоций «De Profundis».

Как в исповеди Уайльда, так и в байопике не звучат ноты раскаяния. Лишения — это опыт, а значит, материал для Художника, каковым Уайльд не переставал себя видеть. Не раскаивается он и потому, что встреча с лордом Дугласом позволила Уайльду из теоретика в поклонении Красоте перейти в практики. В своем единственном и наделавшем шуму романе ирландец показал, как идеальная наружность ослепляет и при низости ее обладателя. Лорд Дуглас — законченный образец бездуховной красоты. Он не был прототипом Дориана Грея, тогда они с Уайльдом еще не были вместе, но, как и литературный герой, лорд Дуглас, не взирая на свое беспутство, дожил до преклонных лет. Может быть, у него тоже был портрет? В определенном смысле, портретом для него был Уайльд: за долгами лорда Дугласа приходили к Уайльду, и он же, признанный главным грешником в этой истории, умирал за любимого на каторге.

Несмотря на то, что Уайльд воспевал Красоту без оговорок, в письме из тюрьмы Уайльд упрекает лорда Дугласа — за жестокость, ведь физическая красота причиняет, как выяснилось, душевную боль. Фильм откровенно демонстрирует, даже подчеркивает отталкивающее во взаимоотношениях Уайльда и юного аристократа, считавшего, что плата за секс — это отличная возможность обезопасить свои чувства от чьи-то на них покушений. Уайльд все прощал этому неблагодарному истеричному мальчишке. Дуглас стоил ему ненаписанных пьес, состояния, самоуважения. Воистину он был бесконечно недостойным, но любовь не взвешивают на аптекарских весах и не обрезают ножницами закройщика.

Не исключено, что в этой любви-искуплении, о которой Уайльд написал в «De Profundis», что это было христианское чувство, и, как грешница из Евангелия, он будет прощен за то, что много любил, — наверное, есть в этом элемент спора с собой. Вопрос о самомнении Уайльда снимается, достаточно убедиться в том, что даже в исповеди, предназначавшейся лорду Дугласу, он цитирует сам себя: едва что-то выйдет из-под его пера, это становится непреложной истиной. Уайльд не признался бы себе в том, что, будучи с Боузи и будучи выше его во всех смыслах, он не сможет «извлечь на свет дремлющую в нем красоту» . Видимо, другую, помимо броской наружной.

Факты об их отношениях, представленные во время слушания дела, не могли не шокировать викторианский суд. Уайльд действительно лжесвидетельствовал, отрицая обвинения отца Боузи. Он пытался завуалировать природу их отношений; от античной гармонии они были бесконечно далеки. Но на том суде прозвучал приговор не только Уайльду, но и каждый своим суждением об этом деле выносил его самому себе. Оставив в стороне его искусство, можно предположить, что заносчивая, пусть и при неоспоримой гениальности, личность писателя по-человечески была многим несимпатична. «В сфере страстей извращение стало для меня тем же, чем парадокс в сфере мысли» — да что вы говорите. И когда вчерашние друзья отворачивались от Уайльда в искреннем негодовании или отвращении-позе, Робби Росс, его будущий литературный душеприказчик, поднятием шляпы поприветствовал Уайльда. В то время, когда другие тянулись, чтобы плюнуть ему в лицо. Уайльд потом скажет: «Люди попадали в рай и за меньшее» . Так что суд справился с главной своей задачей — различить добро ото зла.

Оскар Уайльд

Прозаик, эссеист, драматург, поэт, Оскар Уайльд прожил недолгую, исполненную драматизма жизнь. Был наиболее характерным представителем эстетизма, художественно-философского течения, получившего развитие в Англии в 1870-1890-х гг. Его сторонники исходили из принципа "искусства для искусства", из того, что литературе нет смысла выполнять какую-то моральную миссию, учить добру, справедливости, что она "безразлична" к проблемам нравственности. Искусство призвано служить красоте, которая выше жизни. Художник выражает лишь свои субъективные впечатления и противо-

Поставляет их реальности. Правда, далеко не всегда Уайльд

Следовал этим теориям.

Сын известного врача-ирландца, он учился в престижном

Оксфордском университете. Щедро художественно одаренный, вел жизнь лондонского денди, светского льва, парадоксальные, остроумные суждения которого были у всех на слуху. Дебютиро- вал как поэт и автор поэтичных, лиричных сказок ("Счастливый принц", "Соловей и роза", "Молодой король" и др.), любимых детьми. Его эстетические теории нашли выражение в знамени- том романе "Портрет Дориана Грея" (1890). В нем романист, прослеживая взаимоотношения трех персонажей, красивого юноши Дориана Грея, великосветского циника, искушенного в пороках лорда Генри и преданного искусству художника Холуорда,

Не приемлет аморального гедонизма. На примере же чудесного превращения портрета главного героя отстаивает излюблен- ный тезис о том, что искусство выше жизни.

Как драматург Уайльд внес ощутимый вклад в обновление английского театра второй половины 19 в. Он стимулировал смещение интереса от легкой развлекательности к постановке более значимых жизненных проблем. В своих комедиях - "Веер леди Уиндермир", "Женщина, не стоящая внимания", "Как важно быть серьезным" и, наверно, лучшей из них - "Идеальный муж" (она долгое время с большим успехом шла во МХАТе)- Уайльд остроумно осмеивает пустоту и фальшь светского общества, мещанскую викторианскую мораль. В комедии "Идеальный муж" передана атмосфера практикуемых в свете шантажа, интриг, сплетен, олицетворяемых авантюристской миссис Чивли. Но и герой, Роберт Чильтерн, товарищ министра иностранных дел, джентльмен, гордящийся незапятнанной репутацией, как выясняется, построил карьеру на том, что продал государ - ственную тайну, что принесло ему богатство. Уайльд, также как и другой великий ирландец, Бернард Шоу, - мастер парадоксов. Вот некоторые из них: "Ничто так не старит, как счастье", "У женщин удивительное чутье: они пронюхивают всё, кроме того, что всем известно", "Англичане не выносят людей, которые всегда правы, но очень любят тех, которые сознаются в своей неправоте", "В Англии человек, который не говорит на нравственные темы два раза в неделю перед большой безнрав - ственной аудиторией, не может считаться серьезным политиком", "Любовь к себе - это начало длинного, продол - жающегося всю жизнь романа".

Благополучная жизнь Уайльда была неожиданно прервана. Обвиненный в аморальном поведении, он был судим и заключен в тюрьму, которая многое в нем переменила. Теперь он утверждал: "Страдание - единственная истина; никакая истина не сравниться со страданием". Переживания, связанные с заключением, страшная сцена - увиденная им казнь заключенного, убившего свою возлюбленную, - все это нашло отражение в его пронзительной, исполненной неподдельного трагизма поэме "Баллада Редингской тюрьмы".

Биография

Ранний период

Оскар Уайльд родился в доме 21 по улице Уэстлэнд-роу в Дублине и был вторым ребёнком от брака сэра Уильяма Уайльда и Джейн Франчески Уайльд (старший брат Уильям, «Уилли», был на два года старше). Джейн Уайльд под псевдонимом «Speranza» (ит. «надежда») писала стихи для революционного движения «Молодые ирландцы» в 1848 году и всю жизнь оставалась ирландской националисткой. Стихи участников этого движения она читала Оскару и Уилли, прививая им любовь к этим поэтам. Интерес леди Уайльд к неоклассическому возрождению был очевидным по обилию древнегреческих и древнеримских картин и бюстов в доме. Уильям Уайльд был ведущим в Ирландии ото-офтальмологом (ушным и глазным хирургом) и был посвящён в рыцари в 1864 году за службу врачом-консультантом и помощником специального уполномоченного по переписи населения Ирландии . Он также писал книги по ирландской археологии и фольклору . Он был филантропом и учредил бесплатный медицинский пункт, обслуживающий бедняков города. Размещённый с обратной стороны дублинского Тринити-колледжа, медпункт перерос впоследствии в городскую глазную и ушную больницу, которая теперь расположена на Адэлэйд-роуд.

Помимо детей от брака с женой, сэр Уильям Уайльд был отцом троих детей, рождённых до супружества: Генри Уилсон (род. 1838), Эмили и Мэри Уайльд (род. соответственно в 1847 и 1849 гг.; девочки не состояли в родстве с Генри). Сэр Уильям признал отцовство незаконнорождённых детей и оплачивал их обучение, однако воспитывались они своими родственниками отдельно от жены и законнорождённых детей.

Изола умерла в восемь лет от менингита . Стихотворение «Requiescat» (лат. «да покоится (с миром)») написано в память о ней:

Образование

В Лондоне Уайльда знали все. Он был самым желаемым гостем в любом салоне. Но одновременно на него обрушивается шквал критики, которую он с лёгкостью - совсем по-уайльдовски - отбрасывает от себя. На него рисуют карикатуры и ждут реакции. А Уайльд погружается в творчество. На жизнь он в это время зарабатывал журналистикой (с по он редактор журнала «Женский мир» ). О журналистике Уайльда высоко отозвался Бернард Шоу .

Незадолго до смерти он сказал о себе так: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия». Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита , вызванного ушной инфекцией. Умирал в захудалой гостинице. Последними его словами были: «Или я, или эти мерзкие обои в цветочек».

Истоки уайльдовской эстетической теории

Немалое значение имела и вторая знаковая фигура в английском искусствоведении - властитель дум Уолтер Патер (Пейтер) , взгляды которого ему показались особенно близкими. Патер отвергал этическую основу эстетики, в отличие от Рёскина. Уайльд решительно встал на его сторону: «Мы, представители школы молодых, отошли от учения Рёскина… потому что в основе его эстетических суждений всегда лежит мораль… В наших глазах законы Искусства не совпадают с законами морали».

Таким образом, истоки особой эстетической теории Оскара Уайльда - в творчестве прерафаэлитов и в суждениях крупнейших мыслителей Англии середины XIX века - Джона Рёскина и Уолтера Патера (Пейтера) .

Творчество

Период зрелого и интенсивного литературного творчества Уайльда охватывает - . В эти годы появились: сборник рассказов «Преступление лорда Артура Севила» (Lord Savile’s crime, 1887), два тома сказок «„Счастливый принц“ и другие сказки» (The Happy prince and Other Tales, 1888) и «Гранатовый домик» (A House of Pomegranates, ), цикл диалогов и статей, излагающих эстетические взгляды Уайльда - «Упадок искусства лжи» (The Decay of Lying, 1889), «Критик как художник» (The Critic as Artist, ) и др. В 1890 г. вышло в свет наиболее прославленное произведение Уайльда - роман «Портрет Дориана Грея » (The Picture of Dorian Gray).

Каталог книг книжного магазина, где впервые был издан «Портрет Дориана Грея»

С 1892 начал появляться цикл великосветских комедий Уайльда, написанных в духе драматургии Ожье , Дюма-сына , Сарду , - «Веер леди Уиндермир » (Lady Windermere’s Fan, ), «Женщина, не стоящая внимания» (A Woman Of No Importance, ), «Идеальный муж» (An Ideal Husband, ), «Как важно быть серьёзным» (The Importance Of Being Earnest, ). Эти комедии, лишённые действия и характерности персонажей, но полные остроумной салонной болтовни, эффектных афоризмов, парадоксов, имели большой успех на сцене. Газеты называли его «лучшим из современных драматургов», отмечая ум, оригинальность, совершенство стиля. Острота мыслей, отточенность парадоксов настолько восхищают, что читатель ими одурманен на протяжении всей пьесы. И в каждой из них есть свой Оскар Уайльд, бросающий порции гениальных парадоксов. В 1891 году Уайльд написал на французском языке драму «Саломея» (Salomé), которая, однако, в Англии была запрещена для постановки долгое время.

В тюрьме он написал свою исповедь в виде письма к лорду Дугласу «De profundis» ( , опубл. ; полный неискажённый текст впервые опубл. в ). А в конце 1897 г., уже находясь во Франции, своё последнее произведение - «Балладу Редингской тюрьмы » (Ballade of Reading Gaol, ), которую он подписал «С.3.3.» (таков был его тюремный номер в Рединге).

Рукопись стихотворения «Impressions du Matin»

Основной образ у Уайльда - денди-вивёр, апологет аморального эгоизма и праздности. Он борется со стесняющей его традиционной «рабьей моралью» в плане измельчённого ницшеанства . Конечная цель индивидуализма Уайльда - полнота проявления личности, усматриваемая там, где личность нарушает установленные нормы. «Высшие натуры» Уайльда наделены утончённой извращённостью. Пышный апофеоз самоутверждающейся личности, разрушающей все преграды на пути своей преступной страсти, представляет собой «Саломея». Соответственно кульминационной точкой эстетизма Уайльда оказывается «эстетика зла». Однако воинствующий эстетический имморализм является у Уайльда лишь исходным положением; развитие идеи всегда приводит в произведениях Уайльда к восстановлению прав этики .

Любуясь Саломеей, лордом Генри, Дорианом, Уайльд всё же вынужден осудить их. Ницшеанские идеалы терпят крушение уже в «Герцогине Падуанской». В комедиях Уайльда совершается «снятие» имморализма в комическом плане, его имморалисты-парадоксалисты оказываются на практике блюстителями кодекса буржуазной морали. Почти все комедии строятся на искуплении некогда совершённого антиморального поступка. Следуя по пути «эстетики зла», Дориан Грей приходит к уродливому и низменному. Несостоятельность эстетического отношения к жизни без опоры в этическом - тема сказок «Мальчик-Звезда» (The star child), «Рыбак и его душа» (The Fisherman and his soul). Рассказы «Кентервильское привидение» (The Canterville ghost), «Натурщик-миллионер» и все сказки Уайльда кончаются победой любви, самопожертвования, сострадания к обездоленным, помощи бедным. Проповедь красоты страдания, христианства (взятого в этико-эстетическом аспекте), к которой Уайльд пришёл в тюрьме (De profundis), была подготовлена в его предшествующем творчестве. Не чужд был Уайльд и заигрываний с социализмом ["Душа человека при социализме" (The soul of man under socialism, )], который в представлении Уайльда ведёт к праздной, эстетской жизни, к торжеству индивидуализма.

В стихах, сказках, романе Уайльда красочное описание вещественного мира оттесняет повествование (в прозе), лирическое выражение эмоций (в поэзии), давая как бы узоры из вещей, орнаментальный натюрморт. Основной объект описания - не природа и человек, а интерьер, натюрморт: мебель, драгоценные камни, ткани и т. п. Стремление к живописной многокрасочности определяет тяготение Уайльда к восточной экзотике, а также к сказочности. Для стилистики Уайльда характерно обилие живописных, подчас многоярусных сравнений, часто развёрнутых, крайне детализированных. Сенсуализм Уайльда, в отличие от импрессионистического, не ведёт к разложению предметности в потоке ощущений; при всей красочности стиля Уайльда для него характерны ясность, замкнутость, граненость формы, определённость предмета, не расплывающегося, но сохраняющего чёткость контуров. Простота, логическая точность и ясность языкового выражения сделали хрестоматийными сказки Уайльда.

Уайльд с его погоней за изысканными ощущениями, с его гурманским физиологизмом чужд метафизических стремлений. Фантастика Уайльда, лишённая мистической окраски, является либо обнажённо-условным допущением, либо сказочной игрой вымысла. Из сенсуализма Уайльда вытекает известное недоверие к познавательным возможностям разума, скептицизм . В конце жизни, склоняясь к христианству, Уайльд воспринял его лишь в этическом и эстетическом, а не в собственно религиозном плане. Мышление у Уайльда приобретает характер эстетической игры, выливаясь в форму отточенных афоризмов , поражающих парадоксов , оксюморонов . Главную ценность получает не истинность мысли, а острота её выражения, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, который свойственен его афоризмам. Если в иных случаях парадоксы Уайльда имеют целью показать противоречие между внешней и внутренней стороной изображаемой им лицемерной великосветской среды, то часто их назначение - показать антиномичность нашего рассудка, условность и относительность наших понятий, ненадёжность нашего знания. Уайльд оказал большое влияние на декадентскую литературу всех стран, в частности на русских декадентов 1890-х гг.

Библиография

Пьесы

  • Вера, или Нигилисты (1880)
  • Герцогиня Падуанская (1883)
  • Саломея (1891, исполнена впервые в 1896 в Париже)
  • Веер леди Уиндермир (1892)
  • Женщина, не стоящая внимания (1893)
  • Идеальный муж (1895)
  • Как важно быть серьёзным (ок. 1895)
  • Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями (фрагменты, опубл. в 1908)
  • Флорентийская трагедия (фрагменты, опубл. в 1908)

Романы

  • Портрет Дориана Грея (1891)

Повести и рассказы

  • Преступление лорда Артура Сэвила
  • Портрет господина У. Х.
  • Натурщик-миллионер
  • Сфинкс без загадки

Сказки

Из сборника «„Счастливый принц“ и другие сказки» :

  • Счастливый Принц
  • Соловей и роза
  • Великан-эгоист
  • Преданный Друг
  • Замечательная ракета

Из сборника «Гранатовый домик» :

  • Юный король
  • День рождения Инфанты
  • Рыбак и его Душа
  • Мальчик-звезда

Поэмы :

Стихотворения в прозе (пер. Ф. Сологуба)

  • Поклонник (The Disciple)
  • Творящий благо (The Doer of Good)
  • Учитель (The Master)
  • Учитель мудрости (The Teacher of Wisdom)
  • Художник (The Artist)
  • Чертог суда (The House of Judgement)

Эссе

  • Душа человека при социализме (1891; впервые опубл. в журнале «Фортнайтли ревью»)

Сборник «Замыслы » (1891):

  • Упадок искусства лжи (1889; впервые опубл. в журнале «Найтинс сенчури»)
  • Кисть, перо и отрава (1889; впервые опубл. в журнале «Фортнайтли ревью»)
  • Критик как художник (1890; впервые опубл. в журнале «Найтинс сенчури»)
  • Истина масок (1885; впервые опубл. в журнале «Найнтинс сенчури» под названием «Шекспир и сценический костюм»)

Письма

  • De Profundis (лат. «Из глубины», или «Тюремная исповедь» ; 1897) - письмо-исповедь, обращённая к его возлюбленному другу Альфреду Дугласу, над которым Уайльд работал в последние месяцы своего пребывания в Редингской тюрьме. В 1905 г. в берлинском журнале «Ди нойе Рундшау» друг и почитатель Оскара Роберт Росс опубликовал сокращённый вариант исповеди. Согласно завещанию Росса, её полный текст свет увидел лишь в 1962 г.
  • «Оскар Уайльд. Письма» - письма разных лет, объединённые в одну книгу, где собраны 214 писем Уайльда (Пер. с англ. В. Воронина, Л. Мотылёва, Ю. Розантовской. - СПб: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2007. - 416 с.).

Лекции и эстетические миниатюры

  • Ренессанс английского искусства
  • Заветы молодому поколению
  • Эстетический манифест
  • Женское платье
  • Ещё о радикальных идеях реформы костюма
  • На лекции м-ра Уистлера в десять часов
  • Отношение костюма к живописи. Чёрно-белый этюд о лекции м-ра Уистлера
  • Шекспир о сценическом оформлении
  • Американское нашествие
  • новые книги о Диккенсе
  • Американец
  • «Униженные и оскорблённые» Достоевского
  • «Воображаемые портреты» м-ра Пейтера
  • Близость искусств и ремёсел
  • Английские поэтессы
  • Лондские натурщики
  • Евангелие от Уолта Уитмена
  • Последний томик стихов м-ра Суинберна
  • Китайский мудрец

Стилизованные псевдоработы

  • Телени, или Оборотная сторона медали (Teleny, or The Reverse of the Medal)
  • Завещание Оскара Уайльда (The Last Testament of Oscar Wilde; 1983; написана книга

Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд – английский литератор ирландского происхождения, критик, философ, эстет; в поздний викторианский период входил в число наиболее известных драматургов. Родился в семье врача 16 октября 1854 г. в ирландском Дублине. На протяжении 1864-1871 гг. учился неподалеку от родного города, в Эннискилленне, в Королевской школе Портора, где демонстрировал блестящее чувства юмора, проявил себя очень разговорчивым человеком с живым умом.

По окончании школы Уайльд стал обладателем золотой медали и стипендии, позволявшей продолжить обучение в Тринити-колледже в Дублине. Обучаясь здесь с 1871 по 1874 г., Уайльд, как и в школе, демонстрировал способности к древним языкам. В стенах этого учебного заведения им впервые были прослушаны лекции по эстетике, которые в совокупности с влиянием, оказанным на будущего писателя утонченным, высококультурным профессором-куратором, во многом сформировали его будущее «фирменное» эстетствующее поведение.

В 1874 г. Оскару Уайльду удается получить стипендию, позволяющую учиться в колледже Магдалины в Оксфорде (классическое отделение). Здесь у него сложилась репутация человека, который, не прилагая особых усилий, умеет блистать в обществе. В эти же годы происходит формирование его особого отношения к искусству. В эту же пору с его именем стали связывать всевозможные любопытные случаи и истории, он частенько оказывался в центре внимания.

Во время учебы в Оксфорде Уайльд предпринял путешествия в Грецию и Италию, и красоты и культура этих стран произвели на него сильнейшее впечатление. Будучи студентом, он становится обладателем Ньюдигейтской премии за поэму «Равенна». Выйдя из стен университета в 1878 г., Уайльд обосновывается в Лондоне, где становится активным участником светской жизни, быстро завоевав внимание остроумием, нетривиальной манерой поведения и талантами. Он становится революционером в области моды, его охотно приглашают в различные салоны, и посетители приходят посмотреть именно на «ирландского остроумца».

В 1881 г. выходит его сборник «Стихотворения», сразу же замеченный публикой. Лекции Дж. Рескина превратили Уайльда в поклонника эстетического движения, считающего, что повседневная жизнь нуждается в возрождении красоты. С лекциями по эстетике в 1882 г. он предпринял турне по американским городам и был в это время объектом пристального внимания со стороны журналистов. В США Уайльд пробыл год, после чего, на короткое время вернувшись домой, уехал в Париж, где состоялось его знакомство с В. Гюго , А. Франсом , П. Верленом, Эмилем Золя и другими крупнейшими представителями французской литературы.

По возвращении в Англию 29-летний Оскар Уайльд женится на Констанс Ллойд, которая становится матерью их двоих сыновей. Рождение детей сподвигло писателя на сочинение сказок. Кроме того, он писал для журналов и газет. В 1887 г. увидели свет его рассказы «Сфинкс без загадки», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Кентервильское привидение» и др., вошедшие в дебютный сборник рассказов.

В 1890 г. публикуется роман, который приобретает невероятную популярность, - «Портрет Дориана Грея». Критики назвали его безнравственным, однако автор уже привык к критике в свой адрес. В 1890 г. существенно дополненный роман выходит еще раз, уже в виде отдельной книги (до этого его печатал журнал) и снабжается предисловием, ставшим своеобразным манифестом эстетизма. Эстетическая доктрина Оскара Уайльда была изложена и в сборнике статей «Замыслы», опубликованном в 1891 г.

С этого года и до 1895-го Уайльд переживает пик славы, которая была просто головокружительной. В 1891 г. произошло событие, повлиявшее на всю дальнейшую биографию популярного писателя. Судьба свела его с Альфредом Дугласом, который был младше его больше чем на полтора десятка лет, и любовь к этому человеку разрушила всю жизнь Уайльда. Их отношения не могли оставаться тайной для столичного общества. Отец Дугласа, маркиз Куинзберри, подал судебный иск, обвиняя Уайльда в уголовном наказуемом преступлении – мужеложстве. Несмотря на советы друзей уехать за границу, Уайльд остается и отстаивает свою позицию, привлекая к судебным заседаниям пристальнейшее внимание публики.

Дух писателя, получившего в 1895 г. два года каторжных работ, не выдержал испытаний. Бывшие друзья и поклонники в большинстве своем предпочли прервать с ним отношения, горячо любимый Альфред Дуглас за все время не написал ему ни строчки, не говоря уже о том, чтобы навестить. Во время пребывания Уайльда в тюрьме скончался самый близкий его человек – мать; жена, поменяв фамилию свою и детей, покинула страну. Уехал и сам Уайльд, вышедший на свободу в мае 1897 г.: это помогли ему сделать оставшиеся преданными немногочисленные друзья. Там он жил под именем Себастьяна Мельмота. В 1898 г. им была написана автобиографическая поэма, ставшая последним поэтическим достижением, - «Баллада Редингской тюрьмы». Менингит унес жизнь поэта 30 ноября 1900 г. Похоронили его на парижском кладбище Баньо, но спустя десяток лет останки были перезахоронены на кладбище Пер-Лашез. На могиле выдающегося литератора, который скончался на чужбине в нищете и безвестности, установили каменного сфинкса.

Английская литература

Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд

Биография

УАЙЛЬД, ОСКАР (Wilde, Oscar), допустимо также - Уайлд (1854−1900), английский драматург, поэт, прозаик и критик. Полное имя - Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд. По происхождению - ирландец. Родился 18 октября 1854 в Дублине в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать - светская дама, писавшая стихи об Ирландии и освободительном движении, и считавшая свои приемы литературным салоном. Молодой Уайльд рос в атмосфере поэзии и аффектированно-театральной экзальтации, что не могло не сказаться на его дальнейшем творчестве и образе жизни.

Окончив школу, он проводит несколько лет в привилегированном дублинском колледже Троицы (Тринити-колледж), после чего поступает в Оксфорд. Здесь, под влиянием лекций Джона Рескина, поэтов-романтиков и искусства прерафаэлитов, формируются эстетические взгляды блестящего студента (Уайльд закончил Оксфорд с отличием). Культ Прекрасного, горячим пропагандистом которого стал Уайльд, привел юношу к бунтарству против буржуазных ценностей, но к бунту скорее чисто эстетическому, проявлявшемуся не только в изысканно-красивых стихотворениях, но и в нарочито-эпатажном стиле одежды и поведения - экстравагантный костюм с подсолнухом в петлице (позже подсолнух заменит знаменитая уайльдовская зеленая гвоздика), искусственно-манерные, почти ритуальные речевые интонации. Чуть ли не впервые в истории культуры художник, литератор рассматривал всю свою жизнь как эстетический акт, став предтечей знаменитостей русского Серебряного века, футуристов, или наиболее последовательного приверженца эпатажного стиля жизни - Сальвадора Дали. Однако то, что в 20 в. стало почти художественной нормой (во всяком случае, рассматривалось как допустимое), для викторианской Англии конца 19 в. было непозволительным. Это в итоге привело Уайльда к трагедии. Уже первый поэтический сборник Уайльда - Стихотворения (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса (фр. decadence - упадок), которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии - Вера, или Нигилисты. Однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам - эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам. В конце 1881 у.е.хал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать курс лекций по литературе. В этих лекциях Уайльд первые сформулировал основные принципы английского декаданса, позднее подробно разработанные в его трактатах, объединенных в 1891 в книге Замыслы (Кисть, перо и отрава, Истина масок, Упадок искусства лжи, Критик как художник). Отрицание социальной функции искусства, приземленности, правдоподобия, солипсистская концепция природы, отстаивание права художника на полное самовыражение нашли свое отражение в известных произведениях Уайльда - его сказках, впрочем, объективно вырывающихся на пределы декаданса (Счастливый принц и другие сказки, 1888; Гранатовый домик, 1891). Нельзя не отметить волшебного, поистине завораживающего обаяния этих очень красивых и грустных историй, несомненно, адресованных не детям, но взрослым читателям. Однако с точки зрения театрального искусства в сказках Уайльда важнее другое: в них выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе. Пожалуй, единственной корректной стилистической аналогией пьесам Уайльда можно считать драматургию Бернарда Шоу - при всей полярности их творческих и жизненных принципов. Однако до возвращения к драматургии, в качестве своеобразного перехода к ней от сказок, по заказу американского издателя, Уайльд пишет свой самый крупный роман «Портрет Дориана Грея» (1890), в котором писатель внятно очертил круг своей проблематики. Эстетизация безнравственности, концепция циничного гедонизма, пряное очарование порока, процветающего в роскошных интерьерах аристократических салонов - все это чуть позже перейдет в изысканные комедии Уайльда. Однако пьесы эти окажутся совершенно иными. В лишенных крутого замеса символического мистицизма Портрета Дориана Грея блестящих парадоксальных диалогах откровенный цинизм сконцентрирован столь густо, что волей-неволей возникает ощущение сатиры. Недаром его пьесы в сценической трактовке зачастую выступают в жанре социально-разоблачительной комедии. Все пьесы Уайльда написаны в начале 1890-х: Веер леди Уиндермир (1892), Женщина, не стоящая внимания (1893), Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями (1893), Идеальный муж (1895), Как важно быть серьезным (1895), и сразу поставлены на лондонской сцене. Они пользовались большим успехом; критики писали о том, что Уайльд внес оживление в английскую театральную жизнь, о продолжении драматургических традиций Шеридана. Однако с течением времени стало ясно, что эти пьесы вряд ли можно отнести к простым «комедиям нравов». Сегодня именно О. Уайльд, наряду с Б. Шоу, справедливо считается основоположником интеллектуального театра, в середине 20 в. получившего свое развитие в течении абсурдизма. (См. статью театр Абсурда). В 1890-е практически все творчество Уайльда сопровождалось громкими общественными скандалами. Первый из них возник при появлении Портрета Дориана Грея, когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893, английская цензура запретила к постановке драму Саломея, написанную на французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в безнравственности были куда серьезнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведен библейский сюжет. Сценическую историю Саломея обрела лишь в начале 20 в., с расцветом символизма: в 1903 ее поставил знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхарт; в 1905 Рихард Штраус написал по мотивам пьесы оперу; в 1917 в России прогремел спектакль Александра Таирова с А. Коонен в главной роли. Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895, вскоре после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Однако Дуглас, фактически разлучивший Уайльда с семьей и бывший у него на роскошном содержании в течение трех лет, на суде выступил свидетелем обвинения. Уайльд был осужден за безнравственность и приговорен к тюремному заключению. Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании - правда, безуспешно - стал Б.Шоу. Два года, проведенные писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными произведениями, исполненными огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь De Profundis (Из бездны), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма Баллада Редингской тюрьмы, написанная вскоре после освобождения в 1897. Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда - С. 3.3. Больше он ничего не писал. Приняв имя Себастьяна Мельмота (очевидно, под влиянием популярного романа Мельмот-скиталец, принадлежавшего перу его дальнего родственника, писателя Чарльза Роберта Мэтьюрина), Уайльд уезжает во Францию. Один из самых блистательных и утонченных эстетов Англии 19 в. проводит последние годы своей жизни. Умер Уайльд 30 ноября 1900 в Париже.

Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд (16.10.1854 г. - 30.11.1900 г.), родился в 1854 в семье известного в мире врача-офтальмолога. Молодой Оскар с детства был окружен атмосферой поэзии, что, что естественным образом, сказалось на его жизни и творчеством восприятии.

Школьное обучение до девяти лет Уайльд получал на дому. А в 1864 поступил в Королевскую школу Портора, расположенную в графстве Фермана в г. Эннискиллен. Порторскую школу писатель окончил с золотой медалью, где его удостоили стипендией, предназначенной для учебы в Тринити-колледже в Дублине. Молодые годы Уайльд проводил в отцовской загородной вилле в Мойтуре.

В 1874 г. Оскар поступил в колледж Магдалины в Оксфорде. Закончив обучение в 1878 г., Оскар Уайльд переезжает в Лондон, где легко вливается в светское общество.

В 1882 г. Уайльд уезжает в Нью-Йорк, где читает целый курс лекций о литературном искусстве. Проводя такие лекции Оскар впервые формулировал основы принципы и основы английского декаданса, которые позже были объединены в 1891 г. в книге «Замыслы».

25.05.1895 г. Оскара Уайльда осудили в «грубой непристойности» в отношениях с мужчинами и приговорили к каторге на два года. Это судебное разбирательство началось гораздо раньше, когда Уайльд пытался защитить свои отношения с Альфредом Дугласом, отрицая их сексуальную подоплеку.

Срок своего наказания Оскар отбывал в тюрьмах Пентонвилля и Уандсворта. А в 1895 г. его перевели в другую тюрьму в Рединге. Там Оскар находился полтора года, что сильно подорвало его душевное состояние. Множество друзей отвернулись от него, и даже Дуглас так ни разу и не написал ему.



Планирование беременности