Музыкальный диктант на уроках сольфеджио. Диктанты

По многочисленным просьбам наших учащихся, которые прямо-таки бомбардируют сайт этим вопросом, помещаем несколько рекомендаций на столь животрепещущую тему.

(Спасибо, что не закрыли текст после предыдущего абзаца. Продолжаем.)

Быстро обучиться хорошо писать диктанты – это нечто из серии «английский за 2 недели», «обогащение за 2 дня» или «похудение за 2 часа». Музыкальный диктант (в дальнейшем – МД) – зверь дикий, и приручать его надо постепенно, лаской-с, приноравливаясь к его повадкам и особенностям. А повадок у него много, и все работают против вас. У него есть мелодия, которую надо не только запомнить, но и перевести в ноты. У него есть ритм, который тоже надо как-то запомнить и уложить среди тактовых чертей . И наконец эти, не тем будь помянуты, злосчастные случайные знаки, особенно мерзкая VII ступень гармонического минора, которую еще надо не забыть поставить в виде диеза или бекара... Педагогу, в общем, понятно состояние коллективного помешательства, в которое впадают студенты при словах «а сейчас – диктант». Это состояние сопровождается частичной атрофией всех органов чувств. Уши не слышат, голова не работает, и только рука с карандашом конвульсивно вздрагивает во время проигрывания, оставляя на нотной бумаге какие-то точки: Успеть! Настрочить! Пока играют! Потом сразу все забуду! В результате на нотном стане появляется тайнопись, в которой восходящий ряд означает нисходящий, вместо движения по аккорду мы видим поступенное и наоборот, а ритм так и вовсе берется с потолка или неизвестно с чего.

Выберите среди его мелодий несколько одноголосных (так называемая полифонúя не подойдет не только из-за неправильного ударения в слове), которые вы хорошо знаете, слышите каждый день и уже намереваетесь заменить другими. Не торопитесь это делать. Последнее, чем вы можете досадить вашим надоевшим мелодиям, – это записать их на нотную бумагу.

Мелодия не должна быть чересчур быстрой, длинной или джазовой по стилю (джазовые мелодии изобилуют необычными ступенями и требуют подготовленного слуха).

Прежде всего мелодию пропойте (на инструменте не подбирать!). Выберите для нее тональность (если вы, конечно, не слышите ее при «исполнении» телефоном; но тогда вы обладатель абсолютного слуха и с МД вы справитесь и без нашей помощи). Например, в минорной мелодии – ля минор, в мажорной – До мажор. Высота тональности может не соответствовать действительности, но это и не существенно. Какая разница, если телефон пищит ее в Ми, а вы примете за тонику До? Это даже более показательно: смоделировав себе условную тональность, вы будете воспринимать звуки мелодии не как абсолютные и отдельные ноты, а в связи друг с другом, как ступени .

Пропев мелодию, спойте отдельно ее I ступень. Попытайтесь найти ее голосом. В мелодии она может и не встретиться (!), но она есть та самая печка , от которой надо искать все остальное. Спойте теперь гамму с названием нот, а можно и знаков. А теперь еще раз врубите мелодию и вырубите сразу после нескольких начальных звуков. Ощутили, какие это ступени и какие ноты? Прекрасно. Дальше по памяти. Сложные скачкинужно заполнять (мысленно или вслух) гаммообразным движением! При непонятных нотах следует останавливаться и допевать от этой ноты до тоники (или, наоборот, от тоники до ноты).

С ритмом сложнее. Если вы пытаетесь писать эстрадную мелодию, она, как правило, вся изрешечена синкопами и другими вещами, плохо поддающимися нотной записи. В таком случае постарайтесь расставить хотя бы тактовые черты (задача тоже не из легких).

Когда ваша способность к записыванию мелодии иссякнет, то есть вы поймете, что точнее записать уже все равно не сможете, – сыграйте на инструменте все, что получилось. Теперь (но не раньше!) вы имеете полную власть распоряжаться инструментом, биться о его клавиши или порожки. Особенно плодотворно вы сможете использовать слухоразвивающие возможности вашего мобильника, если сами наберете на нем какую-либо знакомую мелодию (записав ее предварительно нотами на бумаге).

Там тоже есть мелодии, которые крутятся non stop. Их можно услышать в совершенно любой произвольно избранный момент на одной из радиостанций. Произведите с ними вышеуказанные операции. Для повторного прослушивания достаточно повернуть тюнинг. И мелодия обнаружится сама собой.

Но кошка-то у вас должна быть! Кошки, между прочим, очень музыкальные животные. Некоторые из них даже не могут выносить профессионально поставленного голоса: усиленный всеми резонаторами певческий звук напоминает, очевидно, кошачий сигнал опасности, и четвероногое спасается бегством.

Прислушайтесь к ее сигналам. Попытайтесь перевести их в нотные знаки. И, кто знает, может быть, скоро вы научитесь беседовать с любимой животиной на ее же музыкальном языке...

Если у вас даже кошки нет - идите прямиком в интернет. Там (то есть тут) можно найти множество интерактивных программ для развития музыкального слуха, в том числе для записи мелодий разной сложности.

Написание диктанта – процесс отнюдь не мгновенный. При каждом прослушивании вспоминайте фразу из фильма: «Дичь не улетит, она жареная». Никуда диктант от вас не денется. В течение ближайших 15-25 минут вся ваша жизнь будет протекать в теснейшем контакте с этой мелодией. Так что никакой паники.

Не пытайтесь судорожно строчить за проигрыванием. Особенно за первым. Вы же еще ничего не поняли: ни размера, ни повторов, ни ритма... Когда вы слышите МД в первый раз, следите за рукой (вашей). Она начнет отсчитывать доли такта, причем помимо сознания. Не мешайте ей. Лучше включите счетные способности и определите, сколько в такте долей.

Раз-два, раз-два...

Раз-два-три, раз-два-три...

Вот, собственно, и всё. Размер 4/4 – это двухдольный, но в музыке широкой, протяжной. Размер 6/8 (о нем студенты часто забывают!) – тоже двухдольный, в котором внутри каждой доли слышно деление не на 2, а на 3 более мелкие единицы.

А ноты? С первого раза их можно и не запоминать. Сами запомнятся.

Во второй раз уже можно обратить на них особенное внимание. Очень важно правильно услышать первую ноту (или первую крупную ноту после мелких длительностей затакта). Больно бывает видеть у студента в начале мелодии I ступень, когда в действительности там V. Ведь педагог только что воспроизвел вам трезвучие! И не использовать эту настроечную подсказку себе на пользу просто глупо.

Мелодия, как известно, состоит из фраз. Запомните, какие из них повторяются. Повторы облегчают написание МД, и наше счастье, что музыка почти не может существовать без повторов. Не пользоваться ими опять же неразумно. Если две абсолютно одинаковые фразы (копии друг друга и по мелодии, и по ритму) в тетради студента становятся разными, это говорит об абсолютном отсутствии работы головного мозга в данный момент.

Поняв, сколько в мелодии фраз, постарайтесь примерно определить, сколько в ней тактов. Чаще всего их, конечно, 8, но бывает и другое количество. Попытайтесь наметить, какие из записанных нот приходятся на сильные доли, уяснить ритм каждого такта. И, пожалуйста, запомните: если в первой фразе был затакт, то в остальных он (в 99 % случаев) сохранится. Поэтому не ставьте тактовую черту перед началом новой фразы: она наверняка вам понадобится лишь после начала фразы.

При следующих проигрываниях уточняйте движение (по гамме, по аккорду, опевание), интервалы, ступени, скачки... Много чего надо уточнить. Но и проигрываний впереди немало!

И пожалуйста, не забывайте случайные знаки! Уже на первом году обучения появляется гармоническая и мелодическая ступени в миноре, чуть позже – они же в мажоре, а там и прочие альтерированные ступени. Их легко услышать, если хорошо представляешь себе звучание обычной натуральной гаммы и соотношение ее простых ступеней.

Так что пойте гаммы, пойте аккорды, пойте интервалы в тональности и вне. Это можно делать и в домашних условиях.

А на уроке – никакой паники!

Успехов!

© Сергей Богомолов,

кандидат искусствоведения,

преподаватель ДМШ им. Н.А. Римского-Корсакова

(специально для нашего сайта, 2015)

Методические указания

Музыкальный диктант воспитывает у учащихся навыки слухового анализа, способствует развитию музыкальных представлений и осознанию отдельных элементов музыки. Диктант помогает развитию внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства лада, метра и ритма.
При обучении записи музыкального диктанта необходимо использовать различные формы работы в данной области.
1. Обычный диктант. Педагог играет на инструменте мелодию, которую учащиеся записывают.
2. Подобрание на инструменте знакомых мелодий, а затем запись их. Предлагается учащимся подобрать на инструменте знакомую мелодию (знакомую песню), а затем правильно записать ее. Этот вид работы рекомендуется учащимся в тех случаях, когда невозможно организовать их домашние занятия по диктанту.
3. Запись знакомых песен по памяти, без подбирания на инструменте. Такой вид диктанта учащиеся также могут использовать в домашней работе.
4. Запись мелодии, предварительно выученной с текстом. Мелодия, которую необходимо записать, сначала выучивается наизусть с текстом, после чего записывается учащимся без проигрывания.
5. Устный диктант. Педагог играет на инструменте короткую мелодическую фразу, а учащийся определяет лад, высоту звуков, метр и длительность звуков, после чего поет мелодию с названием звуков и дитижированием.
6. Диктанты для развития музыкальной памяти. Учащиеся, прослушав короткую мелодию один-два раза подряд, должны запомнить ее и записать сразу целиком.
7. Ритмический диктант. а) Учащиеся записывают продиктованную мелодию вне звуковысотности (ритмический рисунок) . б) Педагог записывает на доске звуки мелодии точками или нотами одинаковой длительности, а учащиеся оформляют мелодию метроритмически (разделяют мелодию на такты и правильно расставляют длительности звуков в тактах).
8. Аналитический диктант. Учащиеся определяют в сыгранной педагогом мелодии лад, метр, темп, фразы (повторяющиеся и измененные фразы), каденции (законченные и незаконченные) и т.д.

При записи обычных диктантов сначала рекомендуется давать учащимся короткие мелодии с тем, чтобы они проигрывались небольшое количество раз и запись велась наизусть. Для стимулирования записи диктанта по памяти, при многократном проигрывании мелодии, следует делать относительно длительные перерывы между его повторениями. Протяженность диктуемого должна увеличиваться постепенно и регулироваться развитием памяти учащихся.
Первоначальные диктанты начинаются и кончаются тоникой. Затем вводятся диктанты, начинающиеся с тонической терции или квинты, позже с других звуков (с обязательным окончанием на тонике).
После того как учащиеся достигнут уверенной техники в записи подобных диктантов, можно начать варьировать их заключения, подводя учащихся в дальнейшем к записи однотональных н модулирующих построений с любым началом и концом.
Перед диктантом необходимо давать тональную настройку в виде гаммы и тонического трезвучия или несложную каденцию. Если педагог называет лад и тональность, то начальный звук мелодии определяют сами учащиеся. В том случае, когда педагог называет тонику и воспроизводит ее на инструменте (или называет начальный звук примера), тогда лад и тональность определяют сами учащиеся. Размер в большинстве случаев определяют сами учащиеся. Педагог должен следить за тем, чтобы запись диктантов велась учащимися грамотно и аккуратно.
Г. Фридкин

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки , так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Как писать музыкальные диктанты?

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант учитель обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

Первое проигрывание музыкального диктанта.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть :

  • ключевые знаки,
  • размер,
  • размечены все такты,
  • написана первая и последняя нота.

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Диктант по сольфеджио – проигрывание второе

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы , какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, учитель, сколь тактов-то и какой размер?». Если учитель и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио – третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать , запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию , например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки , которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную . Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

Музыкальный диктант

Литература:

Алексеев Б. К вопросу о методике записи муз. диктанта // Воспитание муз. слуха. М., 1985. Вып. 2.

Блюм Д. Роль диктанта в развитии профессионального муз. слуха. М., 1977.

Вахромеев В. Диктант музыкальный // Муз. энциклопедия. М., 1974.Т. 2.

Давыдова Е. Методика преподавания муз. диктанта. М., 1962.

Мюллер Т. О значении муз. диктанта в курсе сольфеджио // Воспитание муз. слуха. М., 1985. Вып. 2.

План ответа

1. Что такое музыкальный диктант

2. Цели и задачи диктанта

3. Материал диктанта и алгоритм записи диктанта

4. Формы диктанта

1.Музыкальный диктант - запись по слуху одно-, двух-, трёх- и четырёхголосных музыкальных построений. Запись диктанта может происходить по памяти (запись известной знакомой мелодии), во время слушания и в условиях специальных занятий в курсе сольфеджио.

{По замечанию Е. Иоффе, диктант является “кульминацией” в оценке уровня развития полноценного музыкального слуха.

Ведущий теоретик - сольфеджист Е. В. Давыдова отмечала, что диктант, как и слуховой анализ, является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития ученика.

(Сладков) - это запись музыки по слуху, выявляющая индивидуальный уровень и качество музыкального восприятия.}

Долгое время в истории развития сольфеджио единственными, а затем и ведущими, формами работы были пение по нотам и интонационные упражнения. Диктант и специальные аналитические упражнения и (как способы реализации полученных в совокупности навыков) стали внедряться в учебный процесс довольно поздно.

Музыкальный диктант является наиболее важной и весьма ответственной формой работы на занятиях сольфеджио на всех ступенях музыкального обучения (начиная с ДМШ и заканчивая высшим, профессиональным образованием). В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности:

    мышление, обеспечивающее осознание слышимого;

    память, дающая возможность припоминания, уточнять слышимое;

    внутренний слух,

    способность мысленно слышать и представлять себе звуки,

    ритм и другие элементы.

Запись музыки воспитывает чувство стиля, формирует необходимый запас музыкальных элементов, оборотов (музыкальный лексикон).

2. Цели и задачи музыкального диктанта

Целью музыкального диктанта является воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и быстрого закрепления их в нотной записи.

Основными задачами музыкального диктанта являются:

Формирование и закрепление связи видимого и слышимого

Развитие и тренировка музыкальной памяти и внутреннего слуха

Способ проверки индивидуальных возможностей каждого ученика

Служить как средство закрепления теоретических и практических навыков

3. Материал музыкального диктанта

Материал для диктанта оказывает существенное влияние на его запоминание. В качестве примеров для диктантов используются как художественные образцы музыки, так и образцы инструктивного плана.

Преобладание инструктивного, нехудожественного материала резко снижает эффективность запоминания. Его стилистическое однообразие обедняет слуховой опыт учащегося, может привести к стандартности (шаблонности) мышления (особенно если примеры часто сочиняются педагогом). В качестве упражнений инструктивный материал вполне целесообразен, но в умеренных рамках.

При восприятии же образца художественной музыки слуховое сознание получает поддержку мощного фактора – художественной эмоции. Положительные эмоции порождают заинтересованность учащихся в работе над диктантом, активизируют процесс запоминания.

Алгоритм записи диктанта (Островский):

    общее впечатление

    анализ-детализация

    цельный, но уже четко осознанный образ

При записи диктанта могут быть применены основные и вспомогательные формы работы.

Подготовка:

– переписывание нотного текста

– автодиктант (подбор знакомой мелодии – ее запись)

– письменное транспонирование подобранных мелодий

– графическая фиксация линии мелодии

– устный диктант

– ритмическое оформление записанных на доске нот

– диктанты-вариации (игра педагога записанной на доске мелодии в измененном варианте)

– диктант «с ошибками» (ученики ищут ошибки на доске)

4. Формы диктантов:

1. показательный (цель – показать процесс записи)

2. диктант с предварительным анализом

3. эскизный (например, сначала запись только каденций)

4. по памяти

5. диктант – стенография (не обращен к внутреннему слуху, муз. памяти, а, значит, его нельзя делать основным видом работы)

6. с настройкой в произвольной тональности (или без определения тональности)

8. автодиктант или самодиктант (запись по памяти знакомых мелодий, возможен в качестве домашней работы)

9. ритмический.

Устный диктант способствует тренировке памяти, развитию умения воссоздать «графический», интонационный и ритмический облик мелодии. Запоминанию способствует анализ, направленный на осознание формы, характерных интонационных, ладовых, ритмических, регистровых и жанровых особенностей музыки. Проверка – игра на инструменте, сольфеджирование этой мелодии; транспонирование в другую тональность, задание на дом для записи проработанной мелодии либо возвращение к ней на следующем уроке.

Вариант этого задания – запоминание музыки, глядя в нотный текст с последующей записью (с опорой на внутренний слух, а не на зрительную память). Затем – сольфеджио, транспонирование. Домашнее задание: сочинение подобных мелодий с последующим коллективным разбором и критикой на уроке.

Наиболее важным во время устного диктанта является процесс расчленения слышимого, выяснения композиционной логики; во время записи по возможности необходимо удерживать в памяти все фазы музыкальной структуры, сравнивая их в отношении повторности, видоизменения, контраста. В связи с этим, наиболее существенным является условие использования адаптированного материала.

Выделяется 4 этапа в процессе устного диктанта :

– формирование представления о стилистической принадлежности музыкального отрывка (с установкой на определенные выразительные средства)

– синтаксическое расчленение фрагмента

– анализ музыкального построения в отношении интонационных оборотов

– сравнение и сопоставление построений.

По фактурному признаку различаются 1-голосные, 2-голосные и многоголосные диктанты.

1.уяснить структуру мелодии, количество построений, фраз, характер заключительных оборотов, ощущение опоры на устойчивые звуки тональности

2.определить ладофункциональное значение отдельных оборотов и частей

3.умение записывать отдельные интонационные обороты, осознавая линию движения мелодии. Выверяя расстояние между отдельными ступенями, нельзя терять перспективу целого; ориентирование на интервал при проверке больших скачков, линий скрытого 2-голосия и при записи мелодий с отклонениями и модуляциями

4.нельзя отделять звуковысотные и метроритмические соотношения: в процессе записи следует одновременно оформлять и высоту и ритм. Нужно приучить, определив размер и темп, продирижировать мелодию, затем, мысленно вспоминая, слегка простучать ритм.

    записывать созвучиями, опираясь на вертикальное слышание

Первый способ разработан Ладухиным в пособии "1000 примеров музыкального диктанта" (однако этот метод не способствует развитию гармонического слуха учащихся).

Островский предлагает сначала записывать диктант цифровкой интервалов (без нот), но в этом случае внимание не направлено на слышание мелодии и нарушается целостность впечатления.

В группах вокалистов, духовиков, народников возможна схематическая запись многоголосия:

а) тональный план, функции и ритм;

Полифонические примеры могут записываться следующим образом:

Запись только темы и ответа в предварительно размеченных тактах

Запись только противосложений к заранее выписанным педагогом проведениям темы.

Диктант – интересная и плодотворная форма занятий по развитию музыкального слуха. Следовательно, преподавателю сольфеджио нужно подходить к работе со знанием психологии учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и интересы, планировать урок так, чтобы музыкальному диктанту постоянно уделялось самое пристальное внимание.

Развитие творческих навыков на уроке сольфеджио

Литература:

Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М., 1975.

Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творч. Навыков на уроках сольфеджио. Л., 1978.

Маклыгин А. Импровизируем на фортепиано. М., 1994.

Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации. М., 1990.

Сладков П. Основы сольфеджио. М., 1997.

Шатковский Г. Сочинение и импровизация мелодии. М., 1989.

Шеломов Б. Импровизация на уроках сольфеджио.

    Роль творческих навыков на уроках сольфеджио

    Основные формы работы, направленные на развитие творческих навыков

    Системы Картавцевой (для училища), Шатковского (для ДМШ)

Непременным атрибутом уроков сольфеджио должны быть творческие упражнения, которые стимулируют интерес к занятиям и повышают их эффективность.

Творческие навыки являются важным средством воспитания музыкального слуха, развития музыкальной памяти, формирования навыков овладения компонентами музыкального языка и музыкальной речи, художественно-образного мышления.

Важным компонентом развития музыкально-творческой деятельности является воображение. В сфере музыкального обучения воображение становится рабочей, то есть связанной с конкретной музыкальной деятельностью, способностью. В процессе длительной тренировки, оно приобретает свойство специальной способности. Творческое музыкальное воображение - это способность создавать новое, оригинальное в музыке. Оно вырастает из простейшего умения комбинировать, импровизировать и сочинять небольшие интонационные темы.

Внесение в процесс обучения музыки всевозможных видов творческой деятельности имеет глубокую внутреннюю взаимосвязь со всеми музыкальными способностями – музыкальным слухом, памятью, восприимчивостью к музыке. Творчество обогащает музыкально-слуховой багаж учащегося, так как в процессе сочинения или импровизации происходит запоминание и практическое освоение музыкальных элементов. Продуктивное творчество развивает способность анализировать, синтезировать, мыслить.

Уже элементарное творчество развивает способность воображения, создает на уроке атмосферу творческой увлеченности, соревнования, вызывает положительные эмоции и интерес. Поэтому современные методики преподавания сольфеджио ставят в центре проблему развития творческих навыков (Шатковский, Мальцев, Маклыгин и др.). Авторы большинства методик предлагают формы творческой деятельности на инструменте. Сольфеджио может восполнить недостаток в вокальных формах сочинения и импровизации.

Таким образом, работа над формированием творческих навыков является важным компонентом как для воспитания любителей музыки (любительского музицирования), так и для музыкантов определенных профессий (композиторов, исполнителей-импровизаторов. концертмейстеров).

Формы работы .

Формы музицирования, направленные на музыкально-творческое развитие:

    подбор аккомпанемента к мелодии

    импровизация

    сочинение

1. Подбор аккомпанемента целесообразно начинать после приобретения учащимися некоторого слухового опыта, определенных навыков игре на фортепиано двумя руками. До этого следует ограничиться набором знакомых мелодий одной рукой. Эта формы работы развивает слуховую память, знакомит с клавиатурой.

2. Обучение импровизации связано с развитием слухозрительного и динамического стереотипа (умением грамотно, мгновенно воплощать музыкальное фантазирование в реальное звучание). На первых порах при импровизации необходимо записывать ритм будущей мелодии, проанализировать ее предполагаемый интонационный рельеф и ладовые особенности. На ранней стадии обучения широко применяется и импровизация по «модели».

На уроках сольфеджио импровизация должна организовываться в логическую систему упражнений, непосредственно связанных с разделами курса, закреплять теоретические знания. Самый важный момент - импровизации должна вестись в конкретной ладовой системе, и на ранних этапах наиболее приемлемы ангемитонные лады - основа фольклорной (импровизационной по своей природе) музыки:

Мальцев предлагает следующие виды импровизации на уроках сольфеджио:

1. Допеть песенку до конца (сначала последний слог, затем фразу и предложение)

2.Импровизировать песенку на стихотворение (в старших классах ДМШ - с названием нот)

3.Игра «рондо» (дети исполняют рефрены, педагог - эпизоды, затем - наоборот)

4.Вариации: предлагается тема, анализируется, выучивается наизусть, выделяются и запоминаются опорные тоны (они не должны исчезать), импровизируется вариация.

5.Импровизация мелодии на гармонический оборот

6.Доразвитие гармонической формулы до периода (затем - по простой 2-х, 3-хчастной формы).

Интересной формой творческой работы в ДМШ является и импровизация с применением оркестра К. Орфа.

3. Сочинение является удобной формой домашнего задания, но основы этой формы творческой деятельности закладываются на уроке. Шатковский дает след. советы по сочинению мелодии на нач. этапе:

1. Минимум средств, максимум выразительности (необходимо, чтобы каждый звук или сочетание звуков несло смысловую нагрузку).

2. Единство ритма (умение сочетать повторность и контрастность)

3. Интонационное единство (умение сочетать повторность и контрастность)

4. Попытаться добиться оригинальности мелодии или темы

С самых начальных этапов музыкально-творческой деятельности большое значение имеет выбор темы для сочинения или импровизации, дающий определенную направленность воображению. Творческие формы заданий должны опираться на подготовительный этап, основанный на теоретическом анализе музыки, выявлении общих интонационных, ритмических закономерностей.

Исходя из этих принципов, Шатковский строит и систему развития навыков сочинения, основанную на постепенном усложнении заданий:

1.Сочинение мелодии на нейтральный (эмоционально невыразительный) текст с использованием всевозможных интервальных мелодических ходов и анализом приобретенного эффекта (м2 звучит жалобно, ч4 - решительно и т.д.).

2. Сочинение на поэтический текст, заключающий яркий образ или настроение. Собственно сочинению должен предшествовать анализ текста, затем подбор к нему соответствующих музыкально-выразительных средств (устно) – лада, тональности, интервалики в мелодии, ведущей интонации, ритмических особенностей, жанра, затем - сочинение.

3. Сочинение композиции на определенное состояние (Мне весело, Весна). Учащимся необходимо объяснить, что они должны выразить в своей музыке определенное чувство.

4. Освоение навыков развития мелодии

5. Сочинение в определенной форме (от периода до сонатины), определенном стиле.

Система Маргариты Тихоновны Картавцевой (для училища)

Она ставит эксперимент на студентах училища: на разных курсах, в разном объеме вводятся творческие упражнения. В результате Картавцева приходит к выводу, что весь процесс развития музыкальных способностей необходимо насытить творческими формами работы.

Выделяет три этапа: творческие упражнения в одноголосии, двухголосии, трех- и четырехголосии.

Методы и формы работы:

2. Двухголосие: второй голос с использ-ем противоположного движения; подголосок с постоянным ритмом; второй голос с использованием прямого движения; второй голос с использованием выдержанных педальных звуков, а также терцовые вторы; второй голос с использованием всех пройденных типов подголосков; вокальный и инструм. Подголосок; двухголосный канон

3. Трех- и четырехголосие: пропевание отд. голосов в трехголосии; импровизация (сочинение) третьего голоса в гомофонном или полиф. складе; распевание нижнего (или верхнего) голоса данного гарм. оборота; импровизация двух (трех) подголосков к одной и той же песне; сочинение двух подголосков до образования трехголосия; сочинение имитаций, канонов, фугетт

Система Бориса Ивановича Шеломова (для ДМШ)

Шеломов считает, что любое средство вначале необходимо просто слушать, воспроизводить, затем изучить в теории (замечает, что нельзя перегружать теорией, это отпугивает, снижает образно-эмоциональное восприятие: придумывает для каждого задания интересное игровое название). Рассматривает возможные формы творческой работы при изучении разных средств музыкальной выразительности (4 раздела), затем предлагает дополнительные занятия мелодической импровизации :

1. Импровизация и формирование чувства ритма

Формы: импровизация ритма на текст (с последующим анализом ритмической импровизации), сочинение на один текст мелодий с разным ритмом и метром, вариации на данный ритмический рисунок, сочинение ритма в определенном жанре и др.

2.Работа над воспитанием осознанных интонационно-ладовых представлений

Формы: «Волшебная лесенка» (направление движения), допевание до тоники, досочинение последней фразы, «Поющая доска» (окончание мелодий на разных ступенях, с их эмоциональной характеристикой), игра в вопросы и ответы, использование в импровизациях определенных ступеней, мелодических оборотов и интервалов

3. Освоение некоторых приемов мелодического развития и структуры песенного периода

Формы: импровизация мелодических вариантов, игра «куплеты с вариациями», секвенционное развитие, нарушение квадратности построений и др.

5. Импровизация с чисто художественной установкой

Формы: игра «Эхо в лесу», игра в «концерт» (сюжет, образы и дети импровизируют), сольные импровизации с аккомпанементом, ансамблевые импровизации (например, сочинение по очереди фраз к одному стихотворению), коллективное сочинение оперы.

Александр Львович Маклыгин считает, существует два основных предназначения импровизаций. Первое ― импровизация как форма практического постижения теории музыки. Второе ― импровизация как форма сценического творчества музыканта-исполнителя.

Для сведения: что такое музыкальный диктант и как он относится к предмету Сольфеджио в музыкальной школе

ДИКТАНТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте - также инструментовки).

СОЛЬФЕДЖИО , сольфеджо (итал. solfeggio - от названия музыкальных звуков соль и фа): - 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса (см. также Вокализ).

Итак-, одна из "работ" на уроке Сольфеджио - проверка музыкального слуха, то есть Музыкальный диктант. Хоть и считается, что музыкальный диктант "развивает слух", однако правда вся в том, что это "проверка" уже развившегося с помощью других занятий музыкального слуха. Слух на самом деле "развивается", когда ребёнок очень хочет знать, какие ноты звучат в понравившейся ему мелодии - и пытается это сыграть на инструменте. Сначала он ошибается, потом "находит" искомые ноты - и- о чудо!- он играет свою любимую мелодию! Вот так он "случайно" запоминает, как же будет звучать набор мелодических оборотов только этой песни. Чем больше таких любимых песен он подберёт - тем больше накопит в памяти таких сочетаний мелодических оборотов - тем больше будет считаться , что его музыкальный слух хорошо развит.

Как видите, развить музыкальный слух можно только при условии постоянной активности , постоянного желания узнать: а как сыграть понравившуюся музыку? И это будет не собственно развитие слуха, а накопление в голове музыкальных образцов: вот это состоит из таких-то музыкальных звуков и знаков, а вот это - из таких-то. И музыкальный диктант на уроке Сольфеджио будет успешно написан лишь при условии, что в голове ученика есть все играемые мелодические, ритмические, гармонические и т.д. обороты - и он знает, как это записать .

Но большинство детей не хотят напрягать свою голову, свою память - и подбирать музыку на инструменте. В этом случае музыкальная база в голове не накапливается, диктанты не пишутся , настроение портится, самооценка занижается - и Сольфеджио становится очень нелюбимым предметом. Но слух, оказывается, нужен и на занятиях по инструменту, и на хоре, и в оркестре, и даже на "слушании музыки" (или "Музыкальной литературе"). От плохого слышания страдают все предметы в музыкальной школе. Не развивается слух - это значит, ученик в любой момент сыграет "не то" - и не заметит даже, споёт "не то" - и испортит весь ансамбль.

Есть хороший способ накопить в голове музыкальную базу, научиться петь - и пройти весь курс предметов музыкальной школы "на ура". Аудио-тренажёр "Все напетые номера" по учебнику Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио. I часть. Одноголосие. 1-4 и 7 классы.

Летнее время - время, когда занятий в музыкальной школе нет. И вот тут появляется уникальная возможность сделать рывок в развитии музыкального слуха и голоса - и на следующий учебный год решить все проблемы с сольфеджио, с занятиями на инструменте, в хоре, с вокальными занятиями. Уделите чуть-чуть времени занятиям с аудио-тренажёром - и
в следующем учебном году глаза вашего первоклассника, или второклассника, или третьеклассника будут светиться от радости - преподаватели всегда хвалят детей с "хорошими ушами и голосами". И голова тоже включится - ребёнка будут называть ещё и умным - ведь при разборе нотных примеров сами собой запомнятся многие правила по музыкальной грамоте.



Транспорт