Песнь о вещем Олеге. Описание картин Васнецова


«Встреча Олега с кудесником» - акварель Виктора Васнецова. Написана в 1899 году в рамках цикла иллюстраций к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

В оформлении поэмы Васнецов заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления книг. Помимо собственно иллюстраций, Васнецов разработал буквицы, композиции, заставки. Цикл «Песнь о вещем Олеге» Васнецова оказал значительное влияние на развитие русской книжной иллюстрации, в частности на Ивана Билибина и художников объединения «Мир искусства».

  • 1 Сообщения в прессе о предположительном признании иллюстрации экстремистской
  • 2 Примечания
  • 3 Литература
  • 4 Ссылки

Сообщения в прессе о предположительном признании иллюстрации экстремистской

По сообщениям некоторых российских СМИ в марте 2010 года, картина была использована в оформлении обложки книги националиста-неоязычника Алексея Добровольского «Волхвы». 27 апреля 2010 года решением Ленинского районного суда города Кирова семь книг Добровольского, в том числе и «Волхвы» были признаны экстремистскими материалами. При этом в некоторых СМИ было указано, что экстремистской была признана и обложка книги. Приводился текст экспертизы, якобы проведённой специалистами из Кирова и Владимира:

Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы», использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу.

В приговоре суда отсутствует информация о признании картины Васнецова экстремистским материалом. конце апреля 2011 года Ленинским районным судом г. Кирова были даны опровержения о признании картины как экстремистской и художника - как экстремиста. По различным данным, психологи Кировского института заявили, что либо изображение на обложке не рассматривалось как экстремистское, либо они не проводили экспертизу по запросу прокуратуры.

Примечания

  1. 1 2 Екатерина Лушникова. Язычник в Европейском суде // Радио Свобода, 24.04.2011
  2. KM.ru. Синельников Михаил. Великий Васнецов осуждён по «русской статье». Посмертно
  3. 1 2 ProGorod. Алексей Носков. Кировские психологи оказались вовлечены в скандал
  4. 1 2 Ленинский районный суд г. Кирова. Дело № 1-71/2010 (80119)
  5. 1 2 Pravda.ru. Сергей Николаев. Любовь к Перуну приводит в Страсбург
  6. Rupo.ru. Русский художник Виктор Васнецов «осуждён» посмертно по ст. 282 УКРФ
  7. ВебПресса.ком. xtro. Forbes.ru «осудил художника Васнецова»
  8. Ленинский районный суд г. Кирова. Обращения граждан. Признание художника Васнецова экстремистом посмертно
  9. Город Киров. Алексей Ивакин. Скандал с картиной Васнецова: обвинения в экстремизме оказались подлогом

Литература

  • Пастон Э. Виктор Васнецов. - М.: Белый город, 2007.

Ссылки

  • Виктор Михайлович Васнецов. Иллюстрации к «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина
  • Васнецова причислили к экстремистам
  • Ознакомиться с делами: Афродита; Скажи мне, кудесник; Пиво // Эхо Москвы

Картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова "Встреча Олега с кудесником".

Ленинский районный суд города Кирова признал картину русского художника Виктора Васнецова "Встреча Олега с кудесником" экстремистской. Квалифицированную экспертную оценку васнецовского "Кудесника" сделали для суда местные специалисты с кафедры педагогики и психологии Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Кировские специалисты открыли для себя, суда и современной просвещенной общественности, что картина "Кудесник", написанная художником в 1899 году, невербально манипулирует зрителем и читателем – с этой целью ее поместил на обложку своей брошюры "Волхвы" писатель Алексей Добровольский, опус которого и подвергся вятской инквизиции.

"Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре "Волхвы", использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки "Волхвы", на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает ее ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу", - вывели кировские образованцы.

Экспертное заключение помогло Ленинскому суду сделать вывод о том, что Васнецов помогал Добровольскому публично возбуждать "национальную, расовую или религиозную вражду", унижать "национальное достоинство" и пропагандировать "исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности" (ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Ресурс DAL.by, рассказавший об изгоняющих беса экстремизма из Кирова, глумливо предложил правосудию приобщить к экспертному мнению местных умников еще и свидетельские показания Пушкина А.С., знакомого с обоими персонажами картины – как с князем Олегом, так и с волхвом:

"Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам" - согласно УК РФ, "унижение по национальному признаку".

"Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам", - ст. 353 - "Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны".

А вот как обращается старец с представителями государственной власти:

"Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен".

Здесь явно прослеживается пренебрежение к князю Олегу (ст. 319 - "Оскорбление представителя власти"), которое усугубляется предсказанием: "Примешь ты смерть от коня своего" (ст. 320 - "Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица").

Старик действительно "повелевал" - заставил князя умертвить собственного коня ("Жестокое обращение с животными", до кучи). Что, впрочем, не спасло "главнокомандующего" от укуса змеи (заранее обдуманное покушение?)".

Материалы, признанные по суду "экстремистскими", подлежат уничтожению. Васнецов отправится в печь 21-го века. Туда же и Пушкина...

Во всех языческих культурах важную роль играли жрецы, служившие посредниками между людьми и сверхъестественными силами – духами и божествами. В дохристианской Руси таких людей называли волхвами.

Волхвы осуществляли ритуалы, связанные с поклонением славянским богам, а также, как считалось, могли узнавать волю богов и прорицать будущее. Неудивительно, что они обладали огромным влиянием, в том числе и политическим.

Роль волхвов в языческой Руси

Исследователи Иванов и Топоров полагают, что само слово «волхв» имеет тот же корень, что и «волосы». Волхвы носили длинные волосы и бороды, никогда не стриглись, за что их могли называть «волосатыми» («волхатыми»). Вероятно также, что именно от «волхва» произошли слова «волшба», «волшебство», то есть «колдовство».

Волхвы участвовали в религиозных обрядах, совершали жертвоприношения, проводили магические ритуалы, гадали, занимались целительством. При этом они занимали довольно высокое положение в государственной иерархии: власть предержащие часто приходили к ним за советом. Всем нам известна легенда о Вещем Олеге, который, пожелав узнать у кудесника, что сбудется с ним в жизни, услышал в ответ предсказание о грядущей смерти от собственного коня.

Волхвы в период христианства

С принятием христианства для волхвов настало неблагоприятное время. Отныне язычество объявлялось вне закона, и они могли потерять свой статус. Это вынуждало волхвов выступать на стороне оппозиционных киевской власти сил.

Так, в 1024 году волхвы возглавили восстание в Суздальской земле. Как рассказывает «Повесть временных лет», там приключилась засуха, вызвавшая неурожай и голод. Волхвы обвинили в этом «старшую чадь».

Ситуация накалилась до того, что в город для урегулирования конфликта прибыл киевский князь Ярослав Мудрый: «В се же лето въсташа волъсви в Суждали, избиваху старшую чадь къ дыяволю наущенью и беснованью гаголяще яко си держать гобино. Бе мятежь великъ и голод по всеи тои стране. Идоша по Волзи вси людье в Болгары и привезоша жито и тако ожиша. Слышав же Ярославъ волхвы приде Суздалю изъимавъ волхвы расточи, а другым показны, рек сице: “Бог наводить по грехомь на куюждю землю гладом или мором ли ведромь ли иною казнью, а человекъ не весть ничтоже”».

По мнению советского историка Тихомирова, это событие являло собой яркий пример борьбы низших слоев населения – «младшей чади» против «старшей» - феодалов и знати, при этом движущей силой восстания исследователь считает крестьян (смердов). Что же до волхвов, то они, с его точки зрения, олицетворяют собой сопротивление церковной власти.

В отличие от своего коллеги, доктор исторических наук Фроянов полагает, что в данном случае речь шла о конфликте между волхвами и местными языческими вождями-старейшинами: первые обвиняли вторых в том, что те нарочно задерживают дождь, чтобы не было урожая. Что же касается приезда Ярослава Мудрого, то он прибыл в Суздаль вовсе не для того, чтобы усмирить восстание, а по каким-то своим делам.

В общем, ясно, что тут присутствовали волхвы, но вот кто подразумевается под «старшей» и «младшей» чадью и какую роль в этом сыграл князь Ярослав, остается предметом исторических споров.

Аналогичная ситуация сложилась в 1071 году в Новгороде. Считается, что Новгородское восстание было спровоцировано несколькими причинами: неурожаем, недовольством народа знатью и, наконец, насильственной христианизацией.

Вот что пишет об этом советский историк Мавродин в книге «Народные восстания в древней Руси XI-XIII вв.»: «…Во главе восставших против „старой чади“ смердов стояли волхвы, которые стремились использовать антифеодальное выступление народа для возврата к прежним дохристианским культам».

Так или иначе, в Новгороде во время правления князя Глеба Святославовича объявился некий волхв и стал пророчествовать и проводить «антихристианскую пропаганду», толкая народ на убийство епископа.

Епископ, выйдя к людям в полном облачении и с крестом, попытался вразумить их, но это ему не удалось. Тогда за него вступился князь Глеб со своей дружиной. Поскольку никто из народа не перешел на сторону епископа, князь решил взять хитростью и, подойдя к волхву со спрятанным под плащом топором, спросил: «Знаешь ли, что завтра случится и что сегодня до вечера?»

Волхв подтвердил, что это ему известно. Тогда князь поинтересовался: «А знаешь ли, что будет с тобою сегодня?». «Чудеса великие сотворю», - хвастливо отозвался смутьян. Глеб неожиданно вытащил топор и разрубил волхва. После того как он упал мертвым, люди разошлись, и мятеж не состоялся.

Борьба за власть

Были в XI веке и другие смуты, связанные с волхвами. В частности, они выступали на стороне полоцкого князя Брячислава Изяславича против киевского князя Ярослава Мудрого, а также поддержали в борьбе за власть в Киеве сына Брячислава, Всеслава Полоцкого, который, согласно летописям, был «рожден от волхвования», а также сам обладал умениями волхвов, такими, как оборотничество, гадание и наваждение (видимо, тут имеется в виду умение насылать на людей морок). Правда, княжил в Киеве Всеслав недолго – всего семь месяцев.

Волхвы всячески пытались удержать утраченное могущество. «Повесть временных лет» описывает, как во время голода 1071 года в Ростовской земле и Белозерье жрецы обвинили в его причинах «лучших жен», то есть самых знатных женщин, якобы прятавших съестные припасы. Кудесники чудесным образом доставали из-за спин обвиняемых «жито, либо рыбу, либо белку». Понятно, что это был ловкий трюк, дабы продемонстрировать свои магические способности.

Фроянов считает, что выступления волхвов представляли собой «религиозный и бытовой конфликт общины со своими высшими властями».

Последние упоминания о волхвах как языческих жрецах встречаются в новгородских и псковских летописях XIII-XIV столетий. Позднее на Руси так стали называть любых знахарей, колдунов, чернокнижников и носителей различных «ересей».

Государственный Литературный музей , Москва К:Картины 1899 года

«Встреча Олега с кудесником» - акварель Виктора Васнецова . Написана в 1899 году в рамках цикла иллюстраций к «Песни о вещем Олеге » А. С. Пушкина .

В оформлении поэмы Васнецов заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления книг. Помимо собственно иллюстраций, Васнецов разработал буквицы, композиции, заставки. Цикл «Песнь о вещем Олеге» Васнецова оказал значительное влияние на развитие русской книжной иллюстрации, в частности на Ивана Билибина и художников объединения «Мир искусства ».

Сообщения в прессе о предположительном признании иллюстрации экстремистской

По сообщениям некоторых российских СМИ в марте 2010 года, картина была использована в оформлении обложки книги националиста -неоязычника Алексея Добровольского «Волхвы» . 27 апреля 2010 года решением Ленинского районного суда города Кирова семь книг Добровольского, в том числе и «Волхвы» были признаны экстремистскими материалами . При этом в некоторых СМИ было указано, что экстремистской была признана и обложка книги . Приводился текст экспертизы, якобы проведённой специалистами из Кирова и Владимира :

Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы», использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу .

В приговоре суда отсутствует информация о признании картины Васнецова экстремистским материалом . В конце апреля 2011 года Ленинским районным судом г. Кирова были даны опровержения о признании картины как экстремистской и художника - как экстремиста . По различным данным, психологи Кировского института заявили, что либо изображение на обложке не рассматривалось как экстремистское , либо они не проводили экспертизу по запросу прокуратуры .

Напишите отзыв о статье "Встреча Олега с кудесником"

Примечания

Литература

  • Пастон Э. Виктор Васнецов. - М .: Белый город, 2007.

Ссылки

  • // Эхо Москвы

Отрывок, характеризующий Встреча Олега с кудесником

Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своем прошли много позиций, которые были лучше Бородинской. Они не остановились ни на одной из этих позиций: и потому, что Кутузов не хотел принять позицию, избранную не им, и потому, что требованье народного сражения еще недостаточно сильно высказалось, и потому, что не подошел еще Милорадович с ополчением, и еще по другим причинам, которые неисчислимы. Факт тот – что прежние позиции были сильнее и что Бородинская позиция (та, на которой дано сражение) не только не сильна, но вовсе не есть почему нибудь позиция более, чем всякое другое место в Российской империи, на которое, гадая, указать бы булавкой на карте.
Русские не только не укрепляли позицию Бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение), но и никогда до 25 го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. Этому служит доказательством, во первых, то, что не только 25 го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25 го числа, они не были кончены и 26 го; во вторых, доказательством служит положение Шевардинского редута: Шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. Для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? И для чего, защищая его 24 го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? Для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. В третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что Шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что Барклай де Толли и Багратион до 25 го числа находились в убеждении, что Шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам Кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет Шевардинский редут левым флангом позиции. Уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о Бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто Шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто Бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте.
Дело же, очевидно, было так: позиция была избрана по реке Колоче, пересекающей большую дорогу не под прямым, а под острым углом, так что левый фланг был в Шевардине, правый около селения Нового и центр в Бородине, при слиянии рек Колочи и Во йны. Позиция эта, под прикрытием реки Колочи, для армии, имеющей целью остановить неприятеля, движущегося по Смоленской дороге к Москве, очевидна для всякого, кто посмотрит на Бородинское поле, забыв о том, как произошло сражение.
Наполеон, выехав 24 го к Валуеву, не увидал (как говорится в историях) позицию русских от Утицы к Бородину (он не мог увидать эту позицию, потому что ее не было) и не увидал передового поста русской армии, а наткнулся в преследовании русского арьергарда на левый фланг позиции русских, на Шевардинский редут, и неожиданно для русских перевел войска через Колочу. И русские, не успев вступить в генеральное сражение, отступили своим левым крылом из позиции, которую они намеревались занять, и заняли новую позицию, которая была не предвидена и не укреплена. Перейдя на левую сторону Колочи, влево от дороги, Наполеон передвинул все будущее сражение справа налево (со стороны русских) и перенес его в поле между Утицей, Семеновским и Бородиным (в это поле, не имеющее в себе ничего более выгодного для позиции, чем всякое другое поле в России), и на этом поле произошло все сражение 26 го числа. В грубой форме план предполагаемого сражения и происшедшего сражения будет следующий:

Ежели бы Наполеон не выехал вечером 24 го числа на Колочу и не велел бы тотчас же вечером атаковать редут, а начал бы атаку на другой день утром, то никто бы не усомнился в том, что Шевардинский редут был левый фланг нашей позиции; и сражение произошло бы так, как мы его ожидали. В таком случае мы, вероятно, еще упорнее бы защищали Шевардинский редут, наш левый фланг; атаковали бы Наполеона в центре или справа, и 24 го произошло бы генеральное сражение на той позиции, которая была укреплена и предвидена. Но так как атака на наш левый фланг произошла вечером, вслед за отступлением нашего арьергарда, то есть непосредственно после сражения при Гридневой, и так как русские военачальники не хотели или не успели начать тогда же 24 го вечером генерального сражения, то первое и главное действие Бородинского сражения было проиграно еще 24 го числа и, очевидно, вело к проигрышу и того, которое было дано 26 го числа.

Виктор Васнецов Встреча Олега с кудесником . 1899 Бумага , акварель Государственный Литературный музей , Москва

«Встреча Олега с кудесником» - акварель Виктора Васнецова . Написана в 1899 году в рамках цикла иллюстраций к «Песни о вещем Олеге » А.С.Пушкина .

В оформлении поэмы Васнецов заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления книг. Помимо собственно иллюстраций, Васнецов разработал буквицы, композиции, заставки. Цикл «Песнь о вещем Олеге» Васнецова оказал значительное влияние на развитие русской книжной иллюстрации, в частности на Ивана Билибина и художников объединения «Мир искусства ».

Сообщения в прессе о предположительном признании иллюстрации экстремистской

По сообщениям некоторых российских СМИ в марте 2010 года, картина была использована в оформлении обложки книги националиста -неоязычника Алексея Добровольского «Волхвы» . 27 апреля 2010 года решением Ленинского районного суда города Кирова семь книг Добровольского, в том числе и «Волхвы» были признаны экстремистскими материалами . При этом в некоторых СМИ было указано, что экстремистской была признана и обложка книги . Приводился текст экспертизы, якобы проведённой специалистами из Кирова и Владимира :

Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы», использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу



Транспорт