Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов посредством рисования пейзажей акварелью. Мастер-класс

МЕТОДЫ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ.

АКВАРЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

Проценко Елена Владимировна

Курск 2016 г.

Введение

  1. Разработать урок по теме: «Акварельная живопись»

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме данной работы.

Список литературы

  1. Базанова, Е. Стихия воды и краски. О технике акварельной живописи [текст] / Е. Базанова.-М.: «Просвещение», 2008. - 256с.
  2. Браун, К. Акварель. Цветы. Энциклопедия [текст] / К.Браун. – M.: «Арт-Родник», 2011. – 192 с.
  3. Винер, А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью [текст] / А.В.Виннер. – М.: «Искусство», 2009. – 193 с.
  4. Керси, Д. Деревья и леса. Акварель [текст] / Д. Керси.-М.: «Контэнт», 2010. - 250с.
  5. Комесанья, П. Рисуем акварелью. Полный курс [текст] / П.Комесанья. – Белгород: Книжный клуб «Рисуем акварелью. Полный курс», Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2011. – 56 с.
  6. Косминская, В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности [текст] / В.Б.Косминская– М.: «Просвещение», 2008. – 125 с.
  7. Крошоу, Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих» [текст] /, Э.Крошоу. – М.: «Астрель», 2006. – 174 с.
  8. Крошоу, Э., Крошоу, Д., Ваух, Т. Акварель. Все что надо знать [текст] / Э.Крошоу. – М.: «Астрель», 2006. – 159 с.
  9. Кунц, Д. Основы акварели. Цвет [текст] / Д.Кунц.-М.: «Попурри», 2006. – 169 с.
  10. Лаветт, Д. Акварель - это просто [текст]: Руководство для начинающих / Д.Лаветт. – М.: «Попурри», 2005. – 189 с.
  11. Либралато, В., Лаптева, Т. Школа акварели [текст] / В.Либралато.-М.: «Эксмо», 2012. – 96 с.
  12. Назаров, А.К. Основные способы акварельной живописи [текст] / А.К.Назаров. – M.: «Орбита-М», 2011. – 145 с.
  13. Найс, К. Акварель для начинающих [текст] / К.Найс. – M.: «Попурри». 2010, – 314 с.
  14. Ревякин, П.П. Техника акварельной живописи [текст] / П.П.Ревякин. – M.: «АСТ», 2009. – 187 с.
  15. Розенберг, К. Классические пейзажи [текст] / К.Розенберг. – М.: «Арт-Родник», 2008. – 153 с.
  16. Сервер, Ф. Акварель для начинающих» [текст] /Ф.Сервер. – M.: «Астрель», 2008. – 128 с.
  17. Фенвик, К. Курс акварельной живописи: пейзаж за считанные минуты [текст] / К.Фенвик. - М.: «ACT», 2007.- 45с.
  18. Харрисон, Т. Пейзажи акварелью. Полный курс для начинающих» [текст] /Т.Харрисон. – M.:, «БММ», 2010. – 116 с.
  19. Шитов, Л.А., Ларионов, В.Н. Живопись. Уроки изобразительного искусства» [текст]: Кн. для учащихся/ Л.А.Шитов. – М.: «Просвещение», 2005. – 189 с.
  20. Шматова, О. Самоучитель по рисованию акварелью [текст] / О.Шматова. – М.: «Эксмо», 2007. – 80 с.

Приложение 1

Условная классификация акварельных техник.

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №5 г. КУРСКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

МЕТОДЫ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ.

АКВАРЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

Выполнила: преподаватель изобразительного искусства

Проценко Елена Владимировна

Курск 2016 г.

Введение.........................................................................................................3

Глава1. Теоретические основы техники акварельной живописи

1.1.Особенности акварельной живописи....................................................5

1.2. История акварельной техники ………………………………………7

1.3. Классификация акварельных техник..................................................10

Глава 2. Техники акварельной живописи на уроках изобразительного искусства

2.1. Изучение техник акварели в ДШИ………………………………...22

2.2. Разработка урока по теме: «Акварельная живопись. Теплые и холодные краски»........................................................................................27

Заключение..................................................................................................32

Список литературы.....................................................................................34

Приложение.................................................................................................36

Введение

Акварель – это чувство. Таковы возможности и особенности этого материала – насыщенность и нежность цветов, энергия и плавность мазка, темп в работе. Они отвечают глубине чувства, оттенкам переживания. (Н. Петрашкевич).

В изобразительном искусстве существует огромное количество самых разнообразных материалов. Одни из них используются довольно редко, другие наоборот известны каждому. К таким широко известным материалам относится акварель.

Акварелью называют краски, растворителем для которых служит вода. Они экологичны, не требуют сложного оборудования, просты в употреблении. Поэтому акварельные краски используют как для детского, так и профессионального творчества.

Акварель выполняется, как правило, на бумаге, поэтому ее часто относят к графическим техникам. Вместе с тем по своим живописным возможностям ее трудно не отнести к живописи. Уникальность акварели заключается в ее промежуточном положении между двумя крайне интересными видами изобразительного искусства.

Важнейшей особенностью акварели является ее прозрачность. Это свойство материала позволяет передавать глубину пространства световоздушной среды, изменчивость и подвижность окружающего мира, разнообразие цветовых и тональных отношений.

В тоже время акварель портативный и достаточно доступный по стоимости материал. Ею удобно пользоваться как при работе на природе, так и в условиях мастерской.

Акварель обладает широкими техническими возможностями. Акварельные работы могут быть построены на тончайших цветовых переходах прозрачного красочного слоя или глубоких сочных цветовых пятнах.

В ней может быть использовано ровноокрашенное или с неповторимыми затеками пятно, разной формы красочные мазки и линии.

Есть у акварели еще одна особенность. Она не любит поправок. А это требует от исполнителя виртуозного владения не только техническими приемами акварельной живописи, но и умения уверенно рисовать. Именно поэтому акварель следует отнести к одной из самых сложных живописных техник. Разумеется, и процесс освоения приемами письма акварелью, требуют серьезной и целенаправоенной работы.

Возникает вопрос о целесообразности изучения акварельной живописи на первоначальной стадии обучения изобразительному искусству. Отвечая на него можно привести массу доводов как «за», так и «против» использования этого материала в целях обучения детей изобразительному искусству.

Объект исследования: процесс обучения живописи на уроках изобразительной деятельности.

Предмет исследования: техники и методы акварельной живописи на уроках изобразительной деятельности.

Цель работы – определить необходимость изучения методов и техник. акварельной живописи на уроках изобразительной деятельности.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

  1. Выделить особенности акварельной живописи;
  2. Рассмотреть виды акварельных техник;
  3. Выявить особенности изучения акварельной техники на уроках изобразительной деятельности;
  4. Разработать урок

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств

Методическое сообщение

на тему «Возможности акварели при обучении детей изобразительному искусству на художественном отделении Детской школы искусств»

подготовила преподаватель

художественного отделения ДШИ

Сильванович Анастасия Сергеевна

Ясногорск 2015

Содержание

    Введение

    Применение различных акварельных приемов и техник на уроках живописи, изо и композиции станковой

    1. Живопись «по-сырому»

      Техника A la prima

      Многослойная акварель

      Гризайль

      Смешанная техника

      «Спецэффекты»

    Заключение

Список используемой литературы

Приложения (в приложении представлены фотографии работ из личного архива)

    Введение

Акварельные краски были известны еще в древнем Египте, в древнем Китае и странах античного мира. Долгое время акварельное письмо считалось лишь одной из составляющих графического рисунка. Живопись в современном ее представлении возникла сравнительно недавно: в конце 18 – начале 19 веков. Тогда она приобрела независимость и стала одной из самых сложных техник рисования.

Важнейшей особенностью акварели является ее прозрачность. Это свойство материала позволяет передавать глубину пространства световоздушной среды, изменчивость и подвижность окружающего мира, разнообразие цветовых и тональных отношений.

В тоже время акварель портативный и достаточно доступный по стоимости материал. Ею удобно пользоваться как при работе на природе во время пленэра, так и в условиях учебного класса.

Акварель обладает широкими техническими возможностями. Акварельные работы могут быть построены на тончайших цветовых переходах прозрачного красочного слоя или глубоких сочных цветовых пятнах.

В ней может быть использовано ровноокрашенное или с неповторимыми затеками пятно, разной формы красочные мазки и линии.

Есть у акварели еще одна особенность. Она не любит поправок. А это требует от исполнителя виртуозного владения не только техническими приемами акварельной живописи, но и умения уверенно рисовать. Именно поэтому акварель следует отнести к одной из самых сложных живописных техник. Разумеется, и процесс освоения приемами письма акварелью, требуют серьезной и целенаправленной работы.

Возникает вопрос о целесообразности изучения акварельной живописи на первоначальной стадии обучения изобразительному искусству. Отвечая на него можно привести массу доводов как «за», так и «против» использования этого материала в целях обучения детей изобразительному искусству на художественном отделении ДШИ.

    Материалы и средства акварельной живописи

Идеальным помещением для работы с акварельными красками – как и с большинством других материалов – будет светлый просторный класс (мастерская) с хорошим естественным освещением днем и грамотным, равномерным искусственным – вечером. Шторы и жалюзи помогут регулировать поток дневного света, а хорошие светильники, в том числе настольные, обеспечат хорошее освещение вечером.

Акварельными красками лучше всего работать на мольберте или на столе, имеющем наклон. На ровной поверхности краска и вода будут скапливаться в одном месте рисунка, образуя лужи. Стол для работы с акварельными красками должен быть достаточно большим – на него предстоит положить не только лист бумаги, но и все инструменты, которые могут понадобиться в работе. Это баночка с водой, краски, кисти и т.д.

Воду наливают в стеклянные баночки объемом около 250 мл. или более. Практика показывает, что в работе очень неудобны баночки-«непроливайки», которые так любят покупать ученикам родители - объем баночек маленький, поэтому вода быстро загрязняется, ее приходится менять чаще – а открыть баночку, не пролив воду, ребенку сложно.

Акварельные краски бывают нескольких видов:

Твердые. Помещаются в пластиковые или фарфоровые контейнеры. Краска сильно прессуется, поэтому пропитать ею кисть непросто.

Полумягкие. Выпускаются в виде плиток (кюветов) с большим содержанием глицерина и меда, что делает их более мягкими. Эти краски хорошо растворяются в воде и широко используются профессиональными художниками.

Мягкие. Они выпускаются в оловянных тюбиках в виде пасты.

Жидкие. Используются чаще всего в книжной графике. Имеют достаточно насыщенные цвета, продаются в стеклянных флаконах.

На уроках в ДШИ лучше использовать только полумягкие краски (в кюветах). Следует обратить внимание, чтобы в коробке красок не было белил. В акварельной живописи светлые тона достигаются добавлением воды; белила лишь придают грязный оттенок. Необходимо проследить, что бы к старшим классам школы (4-8 класс) учащиеся работали только профессиональными красками - «Ленинградскими», «Ладога», «Белые ночи» (завод художественных красок Санкт-Петербург). Качество работы ими намного выше, чем обычной медовой акварелью («Гамма», «Ярославский завод»). В пользовании удобнее всего пластмассовая коробка, картонная размокает от воды. Акварельные краски расходуются неравномерно: быстрее всего заканчивается золотистая, красные, ультрамарин и кобальт синий. По мере необходимости можно купить отдельные цвета в кюветах в замен израсходованным.

    Кадмий жёлтый средний

    Золотистая

    Лак оранжевый или Кадмий оранжевый

    Сиена жжёная

    Кадмий красный светлый или Алая

    Краплак красный светлый

    Жёлто-зелёная

    Изумрудно-зелёная

    Церулеум или Кобальт синий

    Ультрамарин или Лак синий

    Умбра

    Нейтрально-чёрная

Существует множество кистей для акварельной живописи. Качество кисти определяется волосом.

Профессиональными считаются колонковые кисти, но для школьников рекомендуется покупать кисти из волоса белки. Они идеальны для работы с акварельными красками. Проверить качество такой кисточки несложно: следует намочить кисть водой – она должна «уйти на волосок», то есть сохранять острый кончик. Этому следует научить детей, что бы они могли сами проверить качество кисти во время покупки. Очень удобна кисть с синтетическим ворсом, она более долговечна, по сравнению с колонком и белкой. Так как синтетика – это современный искусственный материал, то и несколько дешевле натуральных кистей. Единственный ее недостаток она меньше набирает воды.

Кисти из пони, лисы, козы не подходят для акварельной живописи – они не образуют острый кончик, необходимый для работы с акварелью. Применять их в работе не рекомендуется.

При занятиях акварелью решающее значение имеет качество бумаги. Ни в коем случае не стоит разрешать детям (ни в школе, ни дома) рисовать акварельными красками по тонкой бумаге – писчей, офисной и т.д. Такая бумага коробится даже от незначительного количества воды и совершенно непригодна для акварели. Бумага должна быть достаточно плотной. Как правило, в основном все работы учащиеся выполняю на гладкой бумаге (ватмане), так как она наиболее доступная и дешевая. Но по мере возможности можно поработать с детьми на бумаге разной фактуры – плотной, разной степени зернистости. Живопись на акварельной бумаге смотрится значительно интереснее благодаря игре света, в то время как краска на ватмане часто жухнет.

Необходимо приучать детей (и их родителей) с младших классов ДШИ к работе качественными материалами – краски, кисти, бумага. Для успешной работы акварельными красками необходимо пользоваться высококачественными материалами. Основное требование - краски после высыхания работы не должны жухнуть, мутнеть.

3. Применение различных акварельных приемов и техник на уроках живописи, изо и композиции станковой.

Существует множество различных приемов исполнения акварельных работ. Эти способы можно выделить и классифицировать лишь условно, в зависимости от определенных факторов (Приложение 1 ). Многие из которых учащиеся стараются освоить или хотя бы попробовать на уроках живописи, станковой композиции и основах изобразительной грамоты.

В зависимости от степени влажности бумаги можно выделить такие акварельные техники, как «работа по-сырому» («английская» акварель) и «работа по-сухому» («итальянская акварель»). Кроме этого можно встретить и комбинации этих приемов.

3.1. Живопись «по-сырому»

Одна из первых техник, которую могут освоить школьники еще в младших классах, это техника «по-сырому». Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестанет «блестеть» на свету.

Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Особенно успешно этот метод используется младшими школьниками при работе над сюжетной композицией (Приложение 2 ). Основная трудность при работе «по-сырому» кроется как раз в главном достоинстве акварели – тякучести. При наложении красок этим методом результат нередко зависит от капризов растекающихся по мокрой бумагу мазков, которые в процессе творчества могут получатся далеко не такими, как хотелось изначально. При неаккуратном исправлении может появиться определенная замызганность и грязь. Поэтому данный способ работы воспитывает в учащихся самоконтроль, умение свободно владеть кистью и учит выявлять гармоничные цветовые сочетания и сразу брать их на бумаге.

3.2. Техника A la prima

Очень хороша техника A la prima при работе над краткосрочными этюдами (Приложение 3 ). Пишутся они очень быстро, «на одном дыхании», за 1-3 учебных часа. Рекомендуется чередовать подобные этюды между длительными постановками по живописи. Незаменим метод a la prima при выполнении быстрых набросков с натуры и эскизов. Уместен он и при выполнении пейзажных этюдов во время пленэрной практики, когда непостоянные состояния погоды обязуют к быстрой технике.

Работая в этой технике, дети учатся составлять смеси из двух, максимум трех цветов, так как лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести и яркости, цветовой определенности. Так же учатся каждый мазок располагать на работе строго своему назначению – согласовывать с формой и рисунком. Поэтому данный способ требует необычайной сосредоточенности, отточенности письма и хорошего чувства композиции. После выполнения этюдов в технике a la prima учащимся легче дается цвето-тоновой разбор во время выполнения длительных учебных постановок.

3.3 Многослойная акварель

При работе в технике многослойной акварели или лессировки, один слой краски накладывается поверх другого. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить или не размыть уже высохшие живописные участки. Лессировка - это основной способ работы при выполнении длительных учебных постановок. Во время работы данной техникой акварели дети учатся максимально точно воспроизводить натуру, стараются максимально точно передавать все богатство цветовой среды, будь то натюрморт или сюжетная композиция. Отрабатывают приемы передачи плановости пространства, материальности предметов. При этом в работе сохраняется прозрачность и звонкость слоев присущая акварели, несмотря на наличие нескольких слоев краски. Одно из достоинства данной техники в том, что не нужно торопиться, есть время подумать без спешки, проанализировать натуру. Работу над композицией или натюрмортом без вреда для общего замысла, можно разбить на несколько сеансов (9,12,15 учебных часов). Это особенно важно при большом формате изображения. Кроме того, у учащихся из раза в раз отрабатывается умение вести работу последовательно и поэтапно, от общего к частному и от частного к общему, в конце выполнить обобщение всей работы, привести ее к цельности.

Главный минус этой техники в том, что учащиеся могут переборщить с красочными слоями, «забить» изображение цветом. Поэтому следует приучать их вести работу тонко и аккуратно, анализируя каждый красочный слой.

3.4. Гризайль

По используемой цветовой палитре можно условно выделить многоцветную классическую и монохромную акварель – гризайль. В гризайли используются различные тона одного цвета, поэтому данная техника помогает наглядно показать обучающимся, что такое тон, насыщенность и контрастность. В учебной программе по Живописи в каждом учебном классе предусматривается одно задание в год в данной технике.

Изучение данной техники позволяет научить детей работать в ограниченной цветовой гамме и больше акцентироваться на форме и объеме предметов. Кроме того развить мелкую моторику и укрепить руку, так как из-за своей монохромности гризайль требует особой тщательности и аккуратности.

Технику гризайль можно применять не только в живописи, но и в сюжетных работах по станковой композиции. Такой работе придает шарм, то что хочется угадать, какие же цвета скрыл автор. Необыкновенно выразительны и достоверны получаются деревенские и городские пейзажи (Приложение 4).

3.5 Смешанная техника

Существуют и широко применяются детьми на уроках композиции станковой и основах изобразительной грамоты техники, когда акварель смешивают с другими красящими материалами – белилами (гуашью), акварельными карандашами, пастелью, тушью. Хотя результаты бывают весьма впечатляющими, такие техники не являются «чистыми». Можно попробовать с детьми различные варианты. Технику, как правило, задает общий творческий замысел работы и предрасположенность ребенка к тому или иному материалу. Образы получаются запоминающими и яркими, кроме того дети очень любят экспериментировать, пробовать что-то новое (Приложение 5).

3.6. «Спецэффекты»

Во время работы акварельными красками можно использовать различные «спецэффекты». Наиболее популярные и часто используемые учащимися в нашей школе – это применение соли, пищевой пленки и набрызга. В младших классах на уроках изобразительной грамоты знакомство с ними происходит в игровой форме, в старших классах учащиеся, уже имея определенный опыт, сами предлагают какой прием можно применить в каждой конкретной работе. Применение подобных «спецэффектов» делают процесс создания творческой работы более интересным и захватывающим для детей. Они испытывают удивление, что при создании художественного образа можно применять не только краски и кисти, но и предметы казалось бы далекие от изобразительного искусства -соль, пленка, зубная щетка и пр. Такие уроки надолго запоминаются и вызывают бурю эмоций у детей. Они учатся находить художественный образ в хаотическом распределении цветовых пятен, развивают фантазию, воображение, творческое мышление.

Например, кристаллики крупной соли, нанесенные поверх влажного красочного слоя, впитывают в себя часть пигмента, в результате оставляя на бумаге неповторимые разводы, движущиеся тональные переходы. Таким образом, можно создать в работе воздушную среду, украсить луг цветами, небо звездами, показать брызги воды и пр.

Интересный эффект дает обычна пищевая пленка. Лист покрывают красочным слоем, и пока он не высох, плотно прижимают мятую пленку. В результате получаются неповторимые разводы – зелень, небо, море или просто абстрактная, композиция в которой дети пытаются разглядеть и подчеркнуть какие-то образы (Приложение 6).

Набрызг – это самый простой из приемов, он знаком многим детям еще с занятий изобразительным искусство в детском саду. Но в художественной школе композиции работ усложняются, цветовые сочетания становятся богаче. Широко используется в младших классах на уроках изо набрызг по трафаретам, в старших классах набрызг может быть применен при создании плаката. В сложных сюжетных композициях или пейзажах можно тоже использовать этот прием, но надо проследить за тем, что бы учащиеся были предельно аккуратны. Частички раствора краски практически бесконтрольно разлетаются по бумаге и легко можно испортить работу, переборщив с интенсивностью данного эффекта.

4.Заключение

Самым главным аргументом для использования акварели можно назвать то, что акварель является более сложным материалом, и, следовательно, тем самым приучает детей к серьезной вдумчивой деятельности в области творчества. Акварель способствует выработке навыка аккуратной работы, развивает умение видеть тончайшие цветовые переходы, учит нестандартному восприятию образа окружающей действительности, равно как и ее передаче.

Кроме того, в целом акварельная живопись формирует изящество восприятии мира и тонкую духовную организацию личности юного художника.

Список литературы

    Винер, А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью [текст] / А.В.Виннер. – М.: «Искусство», 2009.

    Косминская, В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности [текст] / В.Б.Косминская– М.: «Просвещение», 2008.

    Кунц, Д. Основы акварели. Цвет. -М.: «Попурри», 2006. – 169 с.

    Назаров, А.К. Основные способы акварельной живописи. – M.: «Орбита-М», 2011.

    Ревякин, П.П. Техника акварельной живописи. – M.: «АСТ», 2009.

    Уильям Ньютон, Акварельная живопись. – М.: «Кристина – Новый век», 2007.

    Шитов, Л.А., Ларионов, В.Н. Живопись. Уроки изобразительного искусства». – М.: «Просвещение», 2005.

Приложение 1

Техники и приемы акварели

    По степени влажности бумаги:
    По-сухому По-сырому Комбинированная техника
    По количеству красочных слоев:
    Однослойная акварель (a la prima) Многослойная акварель (лессировка)
    По цветовой палитре:
    Монохромная акварель (гризайль) Многоцветная акварель
    По красящим материалам (чистоте техники):
    «чистая» техника акварели Смешанная техника: акварель + белила
акварель + пастель акварель + акварельные карандаши акварель + тушь (гелевая ручка)
    «Спецэффекты»:
    Набрызг Пищевая пленка Соль другие

Приложение 2


Работа акварелью «по-мокрому»

Приложение 3

A la prima

Приложение 4

Гризайль

Приложение 5

Акварель + гелевая ручка Акварель + пастель

Приложение 6

Красками

Акварель - это чувство. Таковы возможности и особенности этого материала – насыщенность и нежность цветов, энергия и плавность мазка, темп в работе. Они отвечают глубине чувства, оттенкам переживания.

Н. Петрашкевич

I. История акварели

Акварель широко применялась еще в древности и в Средние века, как для настенной живописи, так и для иллюстрации манускриптов. После изобретения масляных красок акварель стала второстепенной и старомодной техникой и использовалась для написания набросков, предназначенных для более масштабных работ, выполняющихся маслом.

Живопись акварелью в современном ее представлении возникла сравнительно недавно, в конце XVIII - начале XIX века. К этому времени были выработаны методы и технические приемы, обеспечившие ее расцвет и широкое признание.

Акварельная живопись первой половины XIX века получает распространение как миниатюра на бумаге, сохраняя качества, присущие миниатюре на кости и эмали: тонкий рисунок, тщательную моделировку формы и деталей мелкими штрихами и точками, чистоту красок. В начале XIX века крупные мастера акварели работали в Англии. Это - У. Тернер, Р. Бонингтон, Дж. Констебл и другие. Во Франции акварелью писали О. Домье, Т. Жерико и Э. Делакруа. Великолепные образцы искусства акварели и в жанровой живописи и в портрете в тот период оставлены русскими художниками - , и другими.

В конце XIX века акварель приобретает новые качества в произведениях, . В работах этих мастеров техника исполнения становится более свободной и темпераментной.

Мастера советского искусства - , Кукрыниксы (,), и другие дали очень много интересных образцов акварельной живописи, особенно в области книжной иллюстрации и в пейзаже.

На примерах работ русских, советских и зарубежных художников мы можем видеть не только возможности, которые заключает в себе акварель как материал живописи, но и разнообразие применяемых художниками технических приемов.

В картине Брюллова «Семья итальянца» (ил. 31) раскрываются особенности художественной манеры, получившей наименование техники миниатюры. Здесь четкий классический рисунок, тщательная проработка деталей, тонкая моделировка фактуры предметов и тканей.

«Итальянский пейзаж» (ил. 32) выполнен более свободно. Художник достигает совершенства в передаче естественного освещения, воздушности, глубины пространства. Возможности акварели раскрыты в портрете, исполненном (ил. 33). Портрет отличается интенсивностью цвета и характерной для репинской живописи силой и материальностью. Пейзаж -Лебедевой «Пруд в Павловске» (ил. 34) написан в широкой манере, композиция построена крупными объемами, краски хотя и прозрачны, но взяты в глубоких, бархатистых тонах.

Черная акварель «Тамара и Демон», выполненная как иллюстрация к поэме «Демон» (ил. 35), показывает, что при умелом использовании даже одного цвета

можно достигнуть большой выразительно разов, богатства тона, многообразия в тр форм и фактуры предметов.

Как видно, возможности и средства техник использования акварели безграничны. 1 мастер, то свой художественный язык, свои ] они учат быть внимательным к передаче жизни, к точному рисунку, к материальны ствам предметов, условиям среды и характере освящения.

II. Методы работы с акварелью

Чистая акварельная живопись – это живопись прозрачными красками. Белила в акварельных красках не применяются.

Сравнивая технику акварели с другими техниками живописи, как темпера, гуашь, масло, прежде всего, следует отметить основные ее свойства: это прозрачность и легкость, одновременно чистота и интенсивность красок.

В акварели пользуются как методом лессировок, так и методом а-ля-прима.

Метод лессировок (от нем. lasserung - наносить тонкий, прозрачный слой краски) как метод многослойной живописи широко применялся в практике акварелистов XIX и начала XX века. Ими созданы замечательные произведения, покоряющие нас легкостью, воздушностью, общей тональной цельностью и цветовой гармонией. Этим методом с большей или меньшей последовательностью пользуются и теперь. Все прежние руководства по акварели, как правило, базируются на этом методе (У. Тернер в Англии, в России).

Метод лессировок основан на использовании прозрачности краски, ее свойстве изменять цвет при нанесении одного прозрачного слоя краски на другой прозрачный слой.

Красочный слой при всей его многослойности должен оставаться достаточно тонким и прозрачным, чтобы пропускать через себя отраженный свет.

Каждый новый слой краски наносится по просохшему слою.

Первые прописки выполняют прозрачными красками и по возможности сходными по своим свойствам. Особенности красок необходимо учитывать и при составлении красочных смесей.

Прописки начинают красками, обладающими большей цветовой насыщенностью, с тем чтобы и в слабых растворах цвет не был анемичным.

Использование корпусных, укрывистых красок более уместно в заключительной стадии работы для усиления материальной значимости, предметности отдельных частей этюда.

Техника лессировок более подходяща в длительных по выполнению работах : с неподвижной натуры, например в натюрморте, а также в работе по представлению, при создании законченных композиций, книжных иллюстраций, уместна и в прикладной графике при решении орнаментальных задач.

Метод а-ля-прима - живопись по сырому, написанная в один сеанс.

Эта техника означает писать сразу, без последующих капитальных изменений. По этому методу каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, затем художник, имея в виду общее, переходит к следующей детали и так далее. Все цвета берутся сразу в нужную силу. Такой метод особенно уместен при исполнении пейзажных этюдов, когда изменчивые состояния погоды обязывают к быстрой технике исполнения. Этим, возможно, следует объяснять расцвет техники а-ля-прима в практике художников конца XIX и XX века, когда ставились задачи пленэра. Метод а-ля-прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить, при наличии опыта, максимальную свежесть и сочность красочных звучаний, большую непосредственность и остроту выражения. В быстром по исполнению наброске с натуры, в эскизах этот метод незаменим.

Желающий овладеть техникой акварели должен приобрести навыки и в той и в другой манере письма, раздельно или сочетая их вместе.

Трудно сказать, который из методов сложнее и труднее для овладения - а-ля-прима или лессировки. Каждый из них предполагает необходимость чувствовать цвет, понимать форму, то есть уметь слагать форму цветом. Художник обязан, работая над частным, видеть общее, представлять себе задачу и конечную цель.

Поскольку, как мы сказали, при методе а-ля-прима цвет берется сразу же в нужную силу и должного тона, здесь более употребительны механические смеси - составление искомого цвета с помощью нескольких красок.

Метод а-ля-прима подразумевает живопись в один слой, т. е. красочные отношения берутся сразу в полную силу с учетом высветления тона и больше не переписываются. Этюд получается очень сочный и выразительный. При этом неудачные места можно смыть водой, а затем прописать заново. Этот метод работы требует определенных навыков и умения видеть целое, т. е. вести работу одновременно по всему листу. При этом мазки могут быть положены вплотную друг к другу, а могут перетекать один в другой, создавая ощущение плавного перехода одного цвета в другой. Зернистость же бумаги будет повышать сочность заливок. Paботать необходимо энергично, не давая подсохнуть предыдущему мазку. Перед работой по сырому лист смачивается губкой и бумаге дают «подвянуть». Чтобы замедлить высыхание красочных пятен в жару, в емкость с водой добавляют несколько капель глицерина. При работе по сырому фону краски замешиваются на меньшем количестве воды, чем при работе по сухой бумаге.

Возможны комбинации работы и по сухой, и по влажной бумаге. Например, в пейзаже, когда необходимо передать ощущение мягкости и плавности фактуры отдельных фрагментов (облака, вода), бумага смачивается и по мокрому прописываются только фрагменты, а остальные детали пишутся по сухому.

Метод «отмывки» чаще всего применяется архитекторами, дизайнерами для условного изображения здания, его экстерьера, организации цветового пространства внутри интерьера, отдельных элементов отделки мебели и т. д. Этот метод ведения работы многоэтапный, и каждый новый этап проводится при абсолютном высыхании предыдущего красочного слоя. Первый этап работы над акварелью способом «отмывки» заключается в прописке этюда сильно разбавленными водой красками, передающими основные цветовые соотношения.

Второй этап заключается в прописке всех деталей.

Пропиской усиливают цвет полутонов и в полную силу передают цвет теней и вводят детали. Каждый новый красочный слой наносят по просохшему предыдущему слою.

Освещенные выпуклости формы предметов при этом оставляют незаписанными до третьей прописки, после чего они слегка подсвечиваются в соответствии с оттенками бликов в натуре (блики всегда цветные).

При наложении одного слоя на другой надо учитывать влияние нижележащих слоев на цвет новой прописки. Края мазков необходимо смягчать влажной чистой кистью.

Кроме этих трех основных групп существует многообразие приемов и методов работы акварельными красками.

Метод «пуантилизма» (от франц. puantiller – писать точками). Это способ нанесения краски отдельными маленькими мазками концом кисти, таким образом, целое состоит из маленьких точек различных цветов. Эта техника была заимствована у художников-постимпрессионистов XIX в.

Техника «монотипия» также используется в акварели. Этот прием позволяет получить только один оттиск с поверхности стекала, на котором предварительно написан акварельными красками какой-нибудь сюжет. Порядок выполнения заключается в следующем: сначала наносится рисунок на бумагу, затем накладывается стекло и пишут на его поверхности более акварельными красками. Потом влажную бумагу накладывают на стекло и переводят, надавливая руками, данное изображение (при необходимости дорабатывается на полученном оттиске).

Техника с использованием восковых мелков или жировых карандашей была популярна в XX в. у акварелистов Прибалтики. Эта техника основана на том, что вода и масло не смешиваются и, следовательно, некоторые участки отталкивают краску. Таким образом, покрытые воском участки остаются незакрашенными, и эта простая идея дает уникальный результат.

Кроме этого, существует многообразие технических приемов: копии цвета, работа кистью, размытые и процарапанные блики (сырым по сырому), рисунок кистью, рисунок палочкой, работа сухой кистью, разбрызгивание, использование соли, соскабливание краски, печать и вдавливание линии и тонкий слой краски, предохранение бликов и многие другие.

СПИСОК

использованной литературы:

Иванова О., Аллахвердова Е. Акварель. Практические советы. М., 2001. Мэрлин Скотт. Акварель. Техники и сюжеты. Энциклопедия. М., 2009. Санмигель Давид. Полное руководство по рисованию. Белгород, 2008. Школа изобразительного искусства. Т. I. М., «Изобразительное искусство», 1986. Марков Павел. Об аквраели или живописи водяными красками. М., 2001. Фенвик Кейк. Курс акварельной живописи. М., 2009. Сокольникова Н. Основы живописи. М., «Титул», 2000. Мастера западно-европейской акварели XIV в. М., 2003. Юный художник. / Мастер и ученик. М., 2004.

Методическая разработка

Тема: « Методика работы над пейзажем в технике акварели»

Выполнила: преподаватель школы искусств города Бирюсинска

Кулишова Инна Александровна

Введение.

Данная методическая разработка посвящена проблеме поиска точного
цветового решения в акварельных пейзажных этюдах. Раскрывает вопросы
применения основ цветоведения на практике и особенности цветового
решения пространственного пейзажа. Помогает преподавателю живописи
научить детей правильно писать акварелью пространственный пейзаж,
используя все средства и возможности акварели.

Язык цвета учащиеся познают на уроках живописи. Развиваясь умственно и эстетически, живопись учит внимательно наблюдать явления развивать пространственное мышление, учит точности расчета, способствует познанию
красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.

В конце каждого учебного года учащиеся две недели учебного времени
посвящают пленэру, на котором закрепляют полученные на уроках живописи
теоретические знания и практические навыки. На пленэре возникает ряд
проблем, связанных с тем, что дети, не имея достаточного художественного
опыта, допускают ошибки в работе над акварельными пейзажными этюдами.

Цветовое решение работы иногда носит стихийный характер. Если детей не
учить изобразительной грамоте на основе глубоких знаний, то становясь
старше, сознательнее, они начинают понимать, что их живопись не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать. Поэтому преподавателю живописи очень важно, начиная уже с первых уроков развивать пространственное цветовосприятие учеников, прививая им все новые и новые навыки живописи, на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной, интересной, игровой форме. Из всего этого ясно, что учитель сам, прежде всего, должен хорошо разбираться в вопросах световоздушной перспективы, цветоведения, акварельных техник. Только грамотно объясняя значение хроматических и ахроматических, теплых и холодных, основных и дополнительных цветов и оттенков, цветового тона, влияние света на цвет, учитель сможет научить детей рисовать пейзаж.

Тема моей методической разработки является актуальной на сегодняшний
день, её решение благодатная почва для введения новых методик в учебный процесс.

Цель: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения учащихся использованию точных характеристик цвета для решения пространственных задач в акварельных этюдах на уроках живописи. Объектом методической разработки является процесс обучения школьников правильному ведению акварельной работы над пейзажем на уроках живописи.
Предметом методической разработки являются методы и приёмы организации и проведения работы по обучению на уроках истории искусств и живописи в школе искусств.

Задачи:
1. Дать психолого-педагогическое обоснование организации и использованию методов и приёмов обучения основам работы над пейзажными этюдами учащихся.
2. Охарактеризовать и раскрыть сущность и особенности организации
методики обучения работы над пейзажными этюдами на уроках живописи.
3. Определить направление деятельности преподавателя художественного
отделения по использованию методов и приёмов обучения основам работы
над пейзажными этюдами и применение его в образовательном процессе.
4. Разработать систему методов и приёмов реализации обучения основам
работы над этюдами пейзажа.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Для наиболее полного изучения темы: «Цвет и пространство в акварельном
пейзаже», необходимо подготовить несколько уроков по разным дисциплинам. На уроке сообщения новых знаний, по предмету «история искусств», преподаватель расскажет о методах работы с акварелью на
примере мастеров прошлого, что поможет расширить горизонт знаний
учащихся на данную тему.

1.Особенности акварельных техник в написании пейзажа. (История искусств)

Способы акварельной живописи.
Многослойная акварельная живопись - это живопись с предварительным
общим или моделирующим тоном, в некоторых случаях называемым подмалевком, поверх которого художник постепенно накладывает
прозрачные слои краски, достигая определенной световой силы. В такой
традиционной для русского искусства ХVIII-XIX веков манере работали и
мастера Италии, Франции, Германии, Испании, Англии, а в последствии и советские художники.

Способ М. А. Врубеля. Этим способом пользовались многие мастера конца ХIX века. Это - П. П.Чистяков, И. Е. Репин, В. И.Суриков и многие другие. Но свое наиболее полное и последовательное воплощение он нашел в работах М. А. Врубеля.
Как правило, это акварели небольшого формата, по словам самого М. А.
Врубеля, размер "с почтовую открытку", а также 20х30 см, 30х40 см и очень
редко большого размера. Некоторые работы П. П. Чистякова и И.Е. Репина
имеют приблизительный размер современного листа ватмана. Попробуем
теперь на основе воспоминаний, исследований, писем М. А. Врубеля и,
конечно, самих акварелей представить возможную последовательность
работы этим способом:
1. Твердым карандашом на хорошо проклеенной бумаге средней или мелкой
зернистости в зависимости от размеров работы необходимо выполнить
подробный, строгий рисунок с изображением внешних и внутренних
контуров объектов, а также бликов, полутонов, теней как собственных, так и
падающих, границ цветовых пятен, складок тканей, орнаментов и т.д.
Примером может служить незавершенный портрет Н. И. Забелы-Врубель
1904 года, на котором М. А. Врубель успел сделать несколько мазков на
прическе и головном уборе, предоставив таким неожиданным образом возможность увидеть практически целиком этот удивительный подготовительный рисунок.
2. Изображаемые объекты прокрыть общим локальным цветовым тоном в
1/3,½, цветовой силы, светлоты. Оставить непокрытыми блики и другие
светлые места. Подчеркнуть разницу в цвете между предметами или их
частями.
3. По высохшему предварительному слою нанести отдельные цветовые
плоскости изображаемого объекта в полную силу, создавая некую цветовую
мозаику, переходя от более крупных заливок к мелким. Там, где цветового
тона недостаточно, покрыть последующие цветовые слои по просохшим
предыдущим. И так до завершения работы, которая должна представлять собой объект, состоящий как бы из граней, площадок, по-разному расположенных в пространстве.
4. На данном этапе возможны некоторые размывки кистью, смягчающие
резкие края некоторых заливок. Размывки могут обобщить отдельные
участки работы, а также ослабить цветовой перегруз в случае ошибки. После
высыхания данного участка на него можно нанести нужный цветовой тон.
Иногда используются в качестве приема мелкие точки и штрихи, чтобы
довести до нужного тона небольшие цветовые участки. Таким образом,
заполняются и мелкие промежутки между отдельными заливками.

Образцами такой последовательности работы акварелью являются ранние
работы Врубеля М. А.

К сказанному следует добавить, что этот способ
можно дополнить еще одним приемом в начале работы после выполнения
рисунка. На лист бумаги нужно нанести слабый цветовой тон акварели,
соответствующий общему тону изображаемой постановки, что придает
работе особый цветовой настрой и обобщает ее.

Способ П. Сезанна.

Название способа указывает на его происхождение. Известно что, Поль
Сезанн, помимо масленой живописи, охотно и очень успешно писал акварельными красками. Сохранились очень интересные акварели
художника. Одни написаны двумя цветами: сине-пепельными и охрой
красной. В других он немного расширяет свою палитру до трех цветов -
зеленого, охры, красной и желтой, оставляя как основу сине-пепельный цвет.
В своих работах Сезанн опирался на один из трех принципов Поля Синьяка,
который заключался в том, чтобы никогда не накладывать одну краску на
другую, так как любой положенный поверх другого тон выцветает. Но в
последние годы П. Сезанн, продолжая страстно увлекаться акварелью, писал
совершенно по-другому. Он перекрывал один цвет другим, затем третьим и
так далее, используя при этом основные цвета - синий, красный, зеленый и
желтый, примешивая к ним в небольшом количестве черный цвет, с
помощью которого делал незначительные штриховые акценты поверх
мазков. Самое главное, что П.Сезанн не смешивал основные цвета между
собой, а использовал как бы принцип наложения друг на друга цветовых
стекол. Вот что писал об этом Эмиль Бернар в 1904 году: "Он начел с легкой
тени, наносил пятно, покрывал его другим, пока все эти цветовые градации, перекрывая друг друга, не вылепливали цветом форму предметов".

Художник работал над всей композицией, касаясь
то первого, то второго плана, то неба, а когда возвращался к тому или иному участку, новое положение краски не смывало предыдущий слой.
Прозрачность акварели сохранялась. Трудно сейчас сказать с уверенностью,
кто наряду с П. Сезанном мог использовать этот способ, так как многие его
современники работали, стараясь не перекрывать один чистый цвет другим.
Так или иначе, описанный способ просматривается в работах художников
конца XX века.
Последовательность работы этим способом следующая.


Поль Сезанн

1. На лист бумаги нанести свободный рисунок графитным карандашом
средней мягкости без использования ластика. Ошибочные линии, если они не
столь интенсивны, можно оставить на бумаге, они дополнят будущий
цветовой слой некоторой игрой линий.
2. Нанести цвет, начиная с синего, на тех участках, где он может
присутствовать в той или иной степени. Мазки следует делать небольшие, по
форме предмета, прозрачные, легкие. Затем нужно нанести остальные цвета
один за другим в любой последовательности, например красный, зеленый,
желтый. Важно, что переход от более светлых тонов к более темным был
постепенным. К чистым цветам в небольшом количестве можно добавить
черный цвет. Перекрывание одного цветового пятна другим может быть
неполным, т. е. чтобы предыдущий цвет кое-где просматривался в чистом
виде. В этом приеме заключается особая цветовая прелесть способа.
3. На данном этапе нужно сделать цветовые акценты с использованием
черного цвета, подчеркивающие форму изображаемого предмета или
объекта. В работе этим способом можно использовать вместо чистых ярких
цветов земельные цвета, например охру светлую, охру красную, а к ним
добавить окись хрома, голубую ФЦ и черную. Интересная работа может
получится, если карандашный рисунок сделать каким - ни будь цветным
карандашом, например синим, зеленым или любым другим; важно, чтобы он
был хорошо заметен на бумаге.
Классический способ
Классический способ, который в некоторых искусствоведческих работах
называют "нарочитым", не свойственным акварельной живописи, активно
применялся акварелистами ХIХ века в портретной живописи при
моделировке лица, при изображении тканей, интерьеров, на отдельных
участках фона и иногда в пейзаже.

А.П.Брюлов

В настоящее время этот способ никто практически не применяет, очевидно, из-за его трудоемкости. В начале ХIХ века способ широко применяли такие мастера, как П. Ф. Соколов, К. П.Брюллов, В. И. Гау, и многие известные и неизвестные художники. Данным способом в основном выполнялись миниатюрные акварельные портреты, но есть также и сюжетные сцены, и интерьеры.

Последовательность работы можно представить таким образом.

1.На лист акварельной хорошо проклеенной бумаги с небольшой зернистостью нанесли строгий неяркий рисунок твердым карандашом достаточно подробно.
2. На изображаемый предмет или объект нанести общий цветовой фон,
соответствующий светлым участкам, за исключением бликов и светлых
пятен, где бумага должна оставаться пока не тронутой цветом.
3. После высыхания первого слоя нанести последовательно друг на друга
следующие слои-заливки, начиная со светлых полутонов и заканчивая
самыми темными участками, собственными и падающими тенями. Края
отдельных слоев - заливок не должны быть размыты. Каждый последующий
слой нужно наносить на хорошо просушенный предыдущий. Таким образом,
изображение доводится до неполной степени законченности, когда можно
еще нанести примерно 1-2 слоя.
4. Острым кончиком тонкой кисти (возможно, это современные №1, 2) на
поверхность просохшего изображения или какой то его части нанести
штриховой слой акварели, аналогичный карандашному или первому рисунку.
Этот слой смягчает резкие края отдельных заливок, моделирует форму,
доводит изображение до законченного состояния по светлоте и цветовой
насыщенности и создает ощущение материальности изображаемого.
Наносимый штриховой слой, в котором штрихи могут пересекаться,
накладывая друг на друга, может быть как одного цвета (обобщающего), так
и разных цветов, в зависимости от состоящих перед художником задач.
Достоинство такого приема заключалось в его особой пластической
выразительности, что позволяло "не замылить" форму и не сделать ее грубой.
Это требовало большого мастерства.

Способ А. В. Фонвизина

А. В. Фонвизин

Рассматриваемый способ акварельной живописи назван по имени
замечательного художника Артура Владимировича Фонвизина, работавшего
в удивительной, неповторимой манере.

И хотя существует мнение, что Фонвизин традиционен в своих работах, его, скорее всего можно отнести к тому обстоятельству, что художник не пользовался белилами, не примешивал к акварели гуашь, т. е. был традиционен в чистой акварели. В остальном его работы носят глубоко индивидуальный характер.

Можно было бы именно по этой причине не рассматривать его способ акварельной живописи, если бы не множество последователей, а точнее подражателей среди последующих поколений художников, особенно современных молодых акварелистов. Некоторые художники и искусствоведы считают, что Фонвизин исполнял свои акварели по влажной поверхности бумаги. Это неверно. Художник не работает на предварительно смоченной бумаге, когда
он целиком зависит от капризов растекающейся по мокрой бумаге краски.

Сохранились воспоминания современников художника, его моделей, наблюдавших за работой мастера. Можно внимательно посмотреть, и не один
раз, на его работы в Третьяковской галерее и на различных выставках. А. В.
Фонвизин писал на ватманских листах ГОЗНАК ручной работы с небольшой
зернистостью, прикрепляя бумагу к планшету кнопками, след от которых таки остался на работах. Похоже, автор не делал подготовительного рисунка
карандашом, а начинал рисовать тоненьким кончиком кисти, намечая только незначительные контуры изображаемого, о чем свидетельствуют незаконченные работы. В прочем, эта незаконченность скорее производит впечатление особой лаконичности, присущей его работам. Затем, набрав крупной кистью большое количество воды с краской, он мягко втирал ее в
поверхность бумаги, добавляя другие цвета для получения необходимого
сложного тона, т. е. получалась своеобразная палитра на самой работе.

С большим мастерством художник управлял широкими цветовыми потеками с
помощью кисти, чередуя темные и светлые участки, оставляя порой почти
нетронутой бумаг. Кое-где художник вносил цветовые акценты на высохшей поверхности предыдущего слоя, порой совсем незначительные,
почти точки, чтобы подчеркнуть форму или цветовое пятно. В портретах
чаще всего акцентируются глаза и губы. В некоторых работах видно, как
художник, взяв активный цвет, который на первый взгляд выбивается из
общего тона листа, наносил на его поверхность широкий мазок трепетным
движением кисти. В поздних работах А. В. Фонвизин слегка размывал
некоторые цветовые участки, сочетая их с четкими заливками, а также
накладывал несколько слоев цвета друг на друга. Однако его работы не производят впечатления многослойной акварели, они сохраняют удивительную свежесть, прозрачность и светоносность.

А.А.Иванова

Вспомним пейзажные работы М. Н. Воробьева и особенно большую группу акварелей А. А.Иванова, в которых он прокладывает по сути дела одни голубые холодные тени, решая таким образом задачу передачи пространства и воздушной
перспективы. Подобные работы можно встретить у П. Сезанна, который
спустя шесть десятилетий так сформулировал свою позицию в письме к Э.
Бернару от 15 апреля 1904 года: "…природа для нас, людей, - это скорее
глубина, чем плоскость: отсюда необходимость ввести в наши световые
ощущения, передаваемые красными и желтыми цветами, достаточное
количество голубого для того, чтобы чувствовался воздух".

По-видимому, те же задачи ставил перед собой К. П. Брюллов еще в начале ХIX века, добиваясь передачи воздушной среды и пространства в сюжетной и
портретной акварельной живописи и приходя к еще более цельному
цветовому решению.

Из сказанного можно заключить, что этот способ и остался на работах. Похоже, автор не делал подготовительного рисунка карандашом, а начинал рисовать тоненьким кончиком кисти, намечая только необходимые детали этот способ легко применим в пейзаже. Попробуем представить последовательность работы данным способом.

1. На лист хорошо проклеенной бумаги с фактурой средней или мелкой
зернистости нанести строгий, подробный рисунок твердым карандашом
таким образом, чтобы на бумаге было четкое изображение. Однако не
должно быть углублений, которые может оставить твердый карандаш и
которые будут видны сквозь слой акварели.
2. С помощью синей (в нашем случае это голубая ФЦ) и черной красок
выполнить подмалевок в технике «гризайли», доведя работу до некоторой
незавершенности. Красочные слои накладывать друг на друга по высохшей
поверхности последовательно от светлых к темным.
3. Используя охру светлую и охру красную (можно также сиену жженую и
английскую красную), довести работу до законченного состояния. При этом
желтая краска, перекрывая синюю, дает зеленоватые оттенки, красная -
фиолетовые, желтая и красная - оранжевые, а вместе все дают коричневые
оттенки. На участках, где нет синего цвета, желтый и красный "звучат" в
полную силу. При этом в незначительном количестве можно подмешивать
черную краску.
4. На данном этапе в работу можно внести цветовые и тональные акценты (с небольшим количеством черного цвета), а также незначительные исправления в виде легких размывок. Впрочем, лучше к этому в данном
случае не прибегать.

Способ по сухому

В современной акварельной живописи этот способ практически не встречается.
Работа по сухой поверхности бумаги.
При этом способе поверхность бумаги не смачивается перед началом работы
цветом, как при первом способе. Живопись ведется отдельными участками
или, как говорят художники, "от куска". Участки приписываются друг к
другу. Бумага для работы может иметь как ярко выраженную зернистую
структуру, так и не очень заметную. Хорошо подходят листы не сильно
проклеенные. Художники-акварелисты называют эту бумагу "мягкой". Такой
способ акварельной живописи очень хорошо подходит для учебных краткосрочных заданий. Они используется также многими профессиональными художниками для решения творческих задач.

Прекрасным примером применения этого способа живописи являются
работы замечательного мастера акварели А.П. Остроумовой-Лебедевой,
которые можно видеть в собрании Государственной Третьяковской галереи и
в различных учебниках по акварельной живописи.

А.П. Остроумовой-Лебедевой

Последовательность работы по сухой поверхности бумаги такова: На лист бумаги нанести более подробный рисунок. Если работа не с натуры на природе, желательно сделать рисунок с предварительно выполненного эскиза, чтобы не испортить ластиком поверхность бумаги, исправляя ошибки. Затем лист прикрепить к планшету. Акварельную краску взять кистью большого размера в полную цветовую силу с некоторым запасом на пожухание, с активным набором
воды и нанести на поверхность бумаги, заполняя цветом определенный
"кусок" и добавляя, где это необходимо, дополнительные цветовые оттенки.

К законченному "куску" приписать следующий и так далее до полного заполнения листа. Размеры "кусков" могут быть различными, они
определяются характером изображаемого. Не совсем просохшие края
отдельных соседних "кусков" в некоторых местах могут слегка перетекать
друг в друга, образуя цветовые переливы, не требующие исправления и
придающие работе своеобразную цветовую выразительность. После того как
прописана практически вся поверхность листа, нанести дополнительные
цветовые акценты, а также незначительные смягчающие размывки, которые
не должны испортить свежесть работы. Кроме того, нужно заполнить цветом
мелкие участки бумаги, остающиеся, как правило, между отдельными
"кусками" в процессе работы. Впрочем, некоторые художники сознательно оставляют участки чистой бумаги, используя это как своеобразный
живописный прием. Планшет с листом бумаги в процессе работы можно
наклонять под разными углами в разные стороны, направляя в нужном
направлении текущий красочный слой.

Акварельно-графический способ


Этот способ сочетает в себе графические и акварельные приемы. Он берет
начало от подкрашенных гравюр и рисунка ХVIII - ХIХ века. Но если в них
преобладающим было графическое начало, то в рассматриваемом способе
рисунок и акварель выступают как бы равных, дополняя друг друга, когда
штрих карандаша играет столь же важную роль, что и цвет, когда
графическое и живописное начала оказываются слиты. Это очень хорошо
просматривается в акварелях П. Синьяка начала 30-х годов ХХ века, в
которых он, активно используя основные цвета - желтый, красный, синий и
зеленый, добавляя немного черный, следует одному из трех своих принципов:"…первоначальный карандашный набросок не должен исчезнуть
под пятнами акварели, напротив, он должен быть отчетливо виден, чтобы
"создать игру линий в пустотах, разграничивающих те пространства, которые
надлежит расцветить". В начале ХХ века, сочетая акварель с графическими
приемами, работали А.П. Остроумова - Лебедева, акварели которой носили более строгий цветовой характер, и позднее Д. И. Митрохин.

Его работы отличаются выразительным линейным рисунком, поддержанным
штриховкой в тенях и по форме предметов, и энергичным использованием
акварели и даже в ряде случаев цветного карандаша. Акварельно - графический способ может быть успешно применен как в иллюстративных, так и в станковых работах, пейзаже, натюрморте и даже портрете. Можно пользоваться им в тех случаях, когда за сравнительно небольшое время нужно было сделать максимально выразительный этюд, чтобы зафиксировать увиденное, который затем использовался в последующей работе.

Последовательность работы акварельно-графическим способом.

1. На лист бумаги, фактура которой может иметь различный характер (в
зависимости от желания исполнителя), нанести свободный интенсивный
рисунок мягким графитным или черным карандашом. Можно использовать
черный карандаш из набора обычных цветных карандашей или стержень"негро". Формы предметов можно моделировать штрихами. Там, где
необходимо, штрихами может быть заполнен и фон. При этом пользоваться
ластиком не обязательно, предварительные легкие линии придают работе
некоторую живость.
2. Используя текучесть акварели, на законченный рисунок нанести в полную
силу цвета красящий слой, где один цвет может плавно переходить в другой.
3. На данном этапе можно усилить тени, вводя в работу дополнительные
цветовые пятна, наносимые на просохший основной слой.
К сказанному следует добавить, что для рисунка могут быть использованы
угольный карандаш и акварельный, который слегка размываясь наносимым
слоем каски, придает работе некоторую мягкость. Можно также применять и
различные цветовые карандаши, подчеркивающие фактуру.

1.Необходимо показать презентацию о разных способах письма акварельными
красками. Затем, для закрепления материала, можно предложить учащимся
самостоятельно определить по манере письма, какой метод использовали
художники при работе над предложенным произведением.
Экскурсия в картинную галерею, для того, чтобы рассмотреть подлинные
работы акварелистов - мастеров прошлого, или, если такая возможность
отсутствует, на выставку современных художников, поможет ученикам наиболее полно прочувствовать данную тему. Подобные экскурсии вдохновят на создание небольших самостоятельных произведений – эскизов пейзажей по мотивам просмотра, с использованием одной из изученных выше техник.
2.Следующим после истории искусств с теоретическим изучением акварельных техник, идет урок живописи.

На этом этапе ученики должны получить знания о световоздушной перспективе и о законах цветоведения. Перспектива (лат смотреть сквозь) - техника изображения пространственных объектов на плоскости в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. Что же такое световоздушная перспектива? Чтобы создать в рисунке иллюзию глубины, необходимо помнить, что существуют законы световоздушной перспективы, которые предусматривают изменение в цвете, тоне, а также четкости очертаний
предметов, удаленных на какое-то расстояние от рисующего. Предметы,
расположенные к нам ближе, кажутся более отчетливыми, мы различаем
больше подробностей на их поверхности, но по мере удаления от нас
контрастность в тоне постепенно смягчается, цвета изменяют свою окраску,
контур предметов становится нечетким. На основе наших наблюдений в
природе можно видеть, что удаленные на значительное расстояние предметы
кажутся окутанными дымкой.

Мы видим одни предметы светлыми, другие - темными. От ближних
предметов света в наш глаз попадает больше, чем от дальних, поэтому
ближние к нам предметы кажутся четкими и яркими, дальние - размытыми,
неясными и блеклыми. Воздух не всегда бывает прозрачным, чаще в нем
растворены мелкие частицы химических веществ, он насыщен парами,
пылью и т. д. Так или иначе это мешает четко определить контуры предмета.
Поэтому, когда мы смотрим на уже законченный рисунок, предметы с четко
очерченным контуром, мы воспринимаем как предметы близко стоящие, а с
расплывчатым - как отдаленные. Изменение освещенности и погоды также
влияет на контрастность светотеней и видимость. В зависимости от
расстояния меркнут и цвета предметов, приобретая синеватые оттенки,
смягчается цветовое различие поверхностей формы, на горизонте цвета
сближаются и превращаются в единый голубовато-синий цвет.
Контрасты светотени, резкие на первом плане, постепенно сливаются в
единый тон, предметы теряют объемность, приобретая силуэтный характер,
пропадает фактура материала. Начинающие рисовать должны усвоить эти
законы. Для передачи пространства в рисунке лучше пользоваться тремя
планами и каждый план разрабатывать отдельно по мере удаления от
зрителя.
Теплые и холодные цвета обладают еще одним важным свойством. Теплые
цвета, находясь в окружении холодных, кажутся нам как бы выступающими
вперед. Например, красный предмет, поставленный в ряду синих предметов,
воспринимается активнее последних. Холодные цвета, напротив, создают впечатление удаляющихся предметов. Это свойство красок следует
учитывать в работе над живописью учебных постановок или пейзажей.
Контрастные свойства теплых и холодных цветов используются при передаче
пространственных отношений в живописи – светотени, световоздушной
перспективы, состояния дня и т.д.

Основы цветоведения.(предмет живопись)
Важным моментом в живописи является изучение цвета в пространстве.

Основы цветоведения для начинающих художников - вот что нам нужно.
1. Считается, что основных цветов три, и все остальные цвета можно
получить путем смешения основных при различном пропорциональном их соотношении.
2. Спектральный круг. Проще считать, что основных цветов спектра
двенадцать. Все остальные цвета получаются путем смешения основных.
Спектральные цвета называются хроматическими.
3.Серый, белый и черный называются ахроматическими:

4.Взаимодополнительными цветами являются противоположно расположенные цвета в спектре. Они друг друга дополняют, то есть, когда взаимодополнительные цвета расположены рядом, то они усиливают друг друга, "зажигают". Например, у нас есть вот такой: невзрачный тусклый фиолетовый цвет.
Сам по себе он не несет особой красоты и мало что из себя нам может
рассказать. Но если к нему добавить дополнительный цвет, то он
заиграет и заискрится.

Смотрите: наш фиолетовый заискрился, и это тот- же самый цвет, который мы
взяли в начале. При смешении таких цветов всегда получается серый.
Основы цветоведения - основные характеристики цвета:

1.Название цвета, это так называемый цветовой тон.
2.Светлота, это тон.
3.Насыщенность, то есть напряжение, чистота, какова насыщенность цвета, насколько он чист.
4.Теплохолодность.
Эти все понятия разные и исключительно в каждом цвете они присутствуют.
Например:
Посмотрите вокруг себя, найдите любой предмет. Он будет какого- то
определенного цвета, допустим, того же желтого. Давайте подумаем-
цветовой тон будет желтый, а по светлоте может оказаться разным, то ли
желтый светлый, то ли желтый темный. Вот теперь нужно определить его
насыщенность - сколько именно желтого присутствует в данном цвете?
Много желтого - сильное напряжение желтый с примесями - слабое
напряжение, низкая чистота. И последнее - теплохолодности. Наш желтый
цвет может быть как с прохладной ноткой, так и с теплой. Проще будет это
понять, когда сравнить несколько разных предметов одного цветового тона, в
данном случае- желтого. Найдите несколько желтых предметов и сравните их
пониже перечисленным характеристикам. Вам все станет ясно.
Если вы еще не переключились в то русло, по которому я вас веду-
предлагаю одно развлечение:

Цвет- это выражение качества энергии, какую несет среда. Иными словами,
любой предмет несет в себе энергию определенного качества, в нашем
случае - цвет. Как вы, наверно, знаете, каждый цвет по-разному нами
воспринимается. Желтый цвет повышает внимание, где-то раздражает. Синий спокойный цвет, пассивный. Красный повышает чувствительность, внимание. Фиолетовый- настолько влияет на наше внутреннее Я, что может даже угнетать. Так мы чувствуем цвета.

Цветовая гамма:

Все цвета, участвующие в композиции, должны быть подчинены какому-
то одному цвету, который всегда зависит от:
1. Цвета света (то ли сейчас утро, то ли вечер, ясный день или дождливый,
а может у вас на окне висят оранжевые шторы, которые будут пропускать
в комнату неповторимый теплый свет)
2. От цветов, участвующих в композиции.
3. От площади пятен, участвующих в композиции.
Допустим, самое большое пятно вашей композиции будет зеленым- то
этот цвет будет внесен в гамму. И именно гамма определяет цельность
композиции.
В каждом мазке должно присутствовать три цвета- локальный цвет (цвет
предмета), цвет гаммы (в какой гамме, допустим, ваш пейзаж) и цвет
света (он может быть как холодный так и теплый).
Изменение цвета по форме предмета или по удаленности:
По названию, цветовому тону цвет не меняется. Интересный процесс
происходит со светлотой. Светлый цвет, удаляясь темнеет: темный – светлеет:
По насыщенности цвет удаляясь, гаснет, слабеет:

По теплохолодности: холодные цвета, удаляясь, будут теплеть
теплые – холоднеть.
На свету цвет светлее, в тени слабее и распределяется по полутонам:
По теплохолодности если вы свет выбрали теплый,
то тени будут холодными. Если свет холодный, то тени будут теплыми.
Теплый свет удаляясь будет холоднеть, холодный - теплеть. Теплая тень
удаляясь будет холоднеть, холодная теплеть. Цвет в тени по насыщенности зажигается.
А теперь самое сложное:
1.Самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени.
2. Самый бесцветный полутон на свету цветнее самого цветного полутона в тени.
3. Самый теплый полутон на холодном свету холоднее самого холодного
полутона в тени.
Все сложно и запутано? Так кажется с первого раза. Такие мысли развеются, когда вы начнете рисовать.

Цветоведение дает готовые законы, которые художники нарабатывают годами в процессе учебы. Вам нужно все это просто выучить, принять и воплотить на практике руководствуясь девизом: Не вижу, а знаю! И делаю так, как знаю!

А укрепить знания, руководствуясь девизом, вы сможете, выполняя несколько упражнений по теме «цветоведения».Дело в том, что во время живописи, особенно, когда вы пишете акварелью, порой трудно быстро сориентироваться, какой- же мазок сейчас положить. Конечно, в этом нам помогают цветовые поиски, эскизы, которые мы делаем перед началом работы. Но увереннее чувствовать себя в процессе работы помогут следующие упражнения:

Для этого нам понадобится акварель, о которой говорилось в начале этой
страницы. Используйте какой-либо цвет. Цветовые растяжки можно делать самые разнообразные.
"Растягивать"цвета от теплого к холодному, от светлого к темному и от
одного цвета к другому. Можно делать растяжки по принципу тех правил, о
которых вы здесь узнали. Потренируйтесь. Вы можете много нового узнать
о цвете, о том, как он себя ведет рядом с другими или при смешении.

На уроке живописи, после короткого обзора цветоведения и презентации на
данную тему, учащимся предлагается выполнить ряд упражнений заливок,
для дальнейшей подготовки к работе в условиях улицы. Заливки необходимо
сделать на изменение цвета в зависимости от освещения, по предложенному
сценарию. Например, свет – холодный, как изменится длинный плоский
предмет, окрашенный в красный цвет, по мере удаления от зрителя. Или,
задание на самостоятельный подбор сочетаний цветов, из которых можно
«сделать» зеленый цвет. Следующее задание: как изменится этот зеленый по
мере удаления от зрителя при теплом освещении. Растяжки делать в четыре –
пять градаций. По окончании работы, предложить учащимся самим оценить
работу, выставляя баллы по пунктам: чистота цвета, изменение тона,
соблюдение теплохолодности, чистота исполнения, композиция в листе.
Данный урок является уроком выполнения комплексных заданий.

В процессе работы над темами учащиеся должны усвоить следующие
вопросы:
1. Какие методы работы акварелью существуют?
2. Какой метод наиболее подходит для самого учащегося?
3. Как работать с цветом акварелью?
4. Как меняется цвет в зависимости от освещения?
5. Как меняется цвет в зависимости от удаленности?
6. Как меняется цвет в зависимости от световоздушной перспективы?
После подготовительных уроков, учащиеся приобретут новые знания,
навыки работы с акварельными красками, изучат разные методы работы с
цветом и новыми технологиями.
И только затем можно приступать непосредственно к работе на улице.

И еще несколько советов преподавателям, обучающим детей младшего школьного возраста. С детьми такого возраста лучше начинать работать в технике рисование по сырой бумаге. Пусть дети попробуют краску на текучесть и расплывчатость.

Техника «по-сырому» или «по-мокрому» («английская» акварель)

Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Рабочий лист рекомендуется располагать не горизонтально и не вертикально, а под небольшим углом. Краски наносятся легкими единичными касаниями, на мокрой основе они обязательно потекут в направлении, заданном художником. Направить движение краски можно с помощью сухой кисти, ей же можно ослабить цвет. А вот какой узор «подтека» получится - неизвестно. Этот элемент неожиданности придает технике непредсказуемость и некоторую пикантность Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает «блестеть» на свету. При достаточном опыте можно контролировать влажность листа рукой. В зависимости от того, насколько наполнен водой волосяной пучок кисти, принято условно различать такие способы работы, как «мокрым-по-мокрому» и «сухим-по-мокрому».

Техника многослойной акварельной живописи (Лессировка)

Лессировкой называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки.

Техника акварели «Резерваж» (Белые и светлые участки)

«Резерважем» в акварели называется не записанная белая или самая светлая часть листа.
Белый цвет передается за счет цвета бумаги. Другими словами - художнику все время нужно помнить о тех участках, которые он должен оставить белыми и «обходить» их цветом, оставляя нетронутыми. «Обходка» – самый сложный и самый «чистый» прием резервирования.
Можно решить задачу техники «Резерваж» несколькими способами:
-с помощью скотча
-парафина
-восковых карандашей
-используют обработку уже высохшего, красочного слоя различными «механическими» способами (выскребание, удаление красочного слоя с помощью лезвия бритвы и пр.)
-высветление необходимых мест с помощью отжатой кисти, или например салфетки по непросохшему или высохшему слою.

Техника A LaPrima

А-ля прима* (итал. Allaprima; произн. – «аля прима») – то же, что и живопись по сырому.
Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетекание краски.

Работа по сырому листу в начальной стадии с последующей доработкой «по сухому»

В данном случае художник делает основу работы по сырому листу, а работу над деталями продолжает, когда лист уже высох. Такая технология позволяет комбинировать нежные переходы живописи «по сырому» с написанными поверх них акцентами на мелких деталях.

Техника «по-сухому» (итальянская школа)

Заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним-двумя (однослойная акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи художника. Этот способ позволяет обеспечивать хороший контроль над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков.

Техника с использованием соли

Соль (как крупная, так и мелкая), рассыпанная по сырой акварели неравномерно разъедает краску и создает на пятне особую фактуру. Этот прием эффективен по первому слою краски. Когда работа высохнет соль можно удалить сухой тряпкой или даже рукой. Подобный эффект может дать и набрызганная вода.

Техника Отмывки

Отмывка- это метод выявления формы объекта путем послойного наложения красок в градации от блика до падающей тени. Фактически это способ тональной проработки объекта. Проще говоря, мы тоном показываем области блика, света, полусвета, полутени, тени. Отмывка является, пожалуй, самым простым, хотя и длительным процессом в акварельной технике.

При технике рисования «мокрым по мокрому» - соединение жидкой краски с влажным листом создает расплывчатые контуры, что только лучше для полета фантазии ребенка - он в течение всего занятия продолжает творить образы. Когда ребенок добавляет новую краску к уже начатому рисунку, в его фантазии часто возникает новая смысловая связь, которую он потом развивает в последующем рисовании.

На мокром листе отдельные краски смешиваются и перетекают друг в друга во многих местах, и возникают промежуточные цвета - зеленый, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Выполняя работу используя соль, получаются удивительны пейзажи. Об этом мы говорили выше. Наблюдая за этими метаморфозами – дети радуются, и удивляются: они - творцы, они - первооткрыватели! Так же как и в случае с игрой цвета на бумаге, ребенок с интересом будет наблюдать за постоянно меняющимся цветом воды в стаканчике, котором промываются кисти. Когда весь лист уже занят рисунком, и краски светятся и блестят благодаря присутствию в них элемента воды, у ребенка наступает пик «художественного» удовлетворения! Потом, когда картина уже убрана для просушки, она уже не представляет для ребенка такого интереса.

Необходимо также заметить, что не существует техники самой по себе. Техника находится в подчинении той цели, которую ставит себе художник. Именно поэтому акварель так же многообразна и индивидуальна, как многообразны и индивидуальны почерки людей.

Сказанное касается любого вида искусства, но именно акварель особенно восприимчива к темпераменту и «движению кисти», исходящего из движения духа мастера. В этом кроется основная тайна и проблема владения техникой.

В методической работе использовались некоторые моменты из статей:

http://yandex.ru/-Е. Базанова. Стихия воды и краски. О технике акварельной живописи.

Источник http: //yandex.ru/-Назаров А. К. "Основные способы акварельной живописи"

Библиография:

Рисуем натюрморт: Акварель, гуашь,масляные краски, акрил,пастель, графитные карандаши и многое другое/ пер. с англ.- М.: Астель, 2012.- 32с.:илл.- (рисование. Все техники в одной книге).

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч.- Обнинск: Титул, 1999.

Школа изобразительного искусства: Вып. 2/А.Н. Буйнов, Е.Н. Елизарова, Б.В. Иогансон и др.- М.: Изобразительное искусство, 1988.- 160 с.: илл.

Рисунок. Акварель: Вторая Всероссийская выставка.- Л.: Художник РСФСР, 1981.- 156 с.: илл.

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов худож.-графиков фак. Пед. инс-тов.- 2-е изд., доп. И перераб.- М.:Просвещение, 1980.- 239с.: илл.

Маслов Н.Я. Пленер: практика по изобр. Иск-ву: учеб. Пособие для студентов худож.- граф. Фак. Пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1984.- 112с.: илл.

Современная советская акварель/ Сост. Альбома и науч. аппарата Н. А. Володина.- М.: Сов. Художник, 1983.- 258 с.: илл.



Пособия и алименты