Мнение рпц о фильме матильда. В чем наблюдается «оскорбление религиозных чувств»

  • 1291 2
  • источник: ura.news
  • Председатель совета по культуре при патриархе Русской православной церкви епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), которого считают духовником Владимира Путина, высказался о фильме Алексея Учителя «Матильда», готовящемся к выходу на российские экраны. Владыка Тихон рассказал о своем отношении к картине в ходе лекции о событиях 1917 года в России, которую он прочитал в Екатеринбурге на открытии музея «Россия — моя история» .

    По рассказу Тихона, он чуть было не стал консультантом ленты — с таким предложением к нему обращался режиссер Учитель. Священник, будучи сценаристом по первой профессии, удивился, что режиссер ищет консультантов к фильму, сценарий которого уже готов и который уже почти снят, но все же попросил сценарий для ознакомления. Его очень долго не слали, и за это время он успел посмотрел трейлер, которой, по словам Тихона, привел его в ужас.

    «Отношения наследника Николая Александровича и Матильды Феликсовны Кшесинской ни для кого тайной не были — весь Питер об этом только и сплетничал, — объясняет епископ Егорьевский. — Но появляется император Александр III — самый мой любимый император — и произносит фразу, от которой мне стало плохо. Фраза феерическая по своей пошлости и по тому, что невозможно было от Александра III такого услышать: „Я — единственный из Романовых, кто не жил с балеринами“. Я увидел и Алексея Михайловича, и Михаила Федоровича, при которых балетов даже близко не было, и других императоров».

    Позже епископу все же удалось ознакомиться со сценарием, в котором, по его словам, все примерно то же самое, что и в трейлере. «Николай прыгает из будуара Матильды в будуар к Александре, от Александры к Матильде — это уже после брака с Александрой Федоровной. Потом коронация, Матильда вдруг оказывается на этой коронации, кричит «Ники!», он падает в обморок, катится корона российской империи. Пошлятина на уровне предобморочном!

    Ну как комментировать то, что Александра Федоровна, принцесса Аликс, хрупкая тогда девушка, с ножом, с заточкой идет на Матильду, чтобы добыть ее кровь. О чем здесь говорить вообще?»

    По словам Тихона, он высказал все это режиссеру Учителю, извинившись перед ним (поскольку тот его старше). Епископ назвал фильм экранизацией песни Аллы Пугачевой: «Все могут короли, но только жениться по любви не может ни один король». «Посмотрим, конечно, фильм, что там переделали, — говорит священник. — Но в сценарии рассказывают о том, что любит-то он пролетарскую девушку Матильду, но должен из династических соображений жениться на этой странной злобной фурии Александре».

    По мнению Тихона, все было, конечно, не так. Слушателям лекции епископ предложил свой взгляд на любовный треугольник между Николаем II, его женой Александрой Федоровной и балериной Кшесинской: у последней действительно были отношения с наследником, который очень сильно переживал из-за отказа принцессы Аликс на его предложение. Однако, как только она согласилась, он покончил с отношениями с Матильдой, извинившись перед ней, что позволил ей влюбиться в себя, и в дальнейшем обеспечивал ее. А с Александрой Федоровной они создали «образец семьи».

    По мнению Тихона Шевкунова, фильм «Матильда» запрещать не стоит, поскольку это ничего не даст (невозможно, поскольку в стране отсутствует цензура), а также потому что путь запретов — тупиковый. Вместо этого епископ предлагает рассказывать о правде истории. «А дальше — кто как хочет: кому-то нравится заниматься экзорцизмами по развешиванию лапши на уши, но это уже индивидуально», — заявил владыка Тихон. — Нравится поддерживать такой фильм — поддержите!»

    Интересна статья?

Как «Матильда» стала самым скандальным фильмом перед выходом в прокат

Съемки картины под рабочим названием «Матильда» начались в июне 2014 года, «но, как и было предусмотрено графиком, прерывались несколько раз из-за занятости исполнителей и ожидания натуры», говорится на сайте студии Rock Films. В 2015 году работа возобновилась, осенью 2016 года съемочная группа планировала выпустить фильм на экран.

20 апреля 2017 года. С критикой сложившейся вокруг фильма ситуации министр культуры Владимир Мединский, который назвал ситуацию «вакханалией демократии».

«Это вакханалия демократии. Как можно судить фильм, который никто еще не видел?»

25 апреля 2017 года. Первый замминистра культуры Владимир Аристархов , что при выдаче разрешения на прокат фильма «Матильда» выводы экспертного заключения учитываться не будут, а премьер-министр Дмитрий Медведев чиновников не вмешиваться в творческий процесс создания произведений культуры и искусства и не объяснять художнику, что он должен делать.

«Если мы снова не хотим вернуться во времена, когда культура жестко регламентировалась сверху, то нам всем это нужно учитывать, в том числе чиновникам, политикам. Вообще любому облеченному властью человеку нужно подавлять в себе соблазн объяснять художнику, что он должен делать».

2 мая 2017 года. РПЦ выступает с новой критикой фильма, глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион его «кощунственным» и «апофеозом пошлости».

«Речь идет, как мне кажется, о нашем национальном достоянии, о нашей истории. Мы не должны плевать в свою историю. Мы не должны людей такого уровня и такого масштаба, как последний русский император, подвергать вот такому публичному унижению».

В том же году депутат от КПРФ Валерий Рашкин обратился к руководству ФСБ с запросом о деятельности движения. По мнению ответила депутат.

1 августа 2017 года. В Москве прошло молитвенное стояние против «Матильды». Выйти на стояние накануне призвала депутат Наталья Поклонская.​ На мероприятии собрались 500 человек, которые молились «за вразумление создателей такого «кино».

8 августа 2017 года. Глава Чечни Рамзан Кадыров министру культуры Владимиру Мединскому письмо с просьбой не допустить показа фильма «Матильда» на территории республики.

«Чтобы жить с честью, надо помнить свою историю, гордиться и почитать тех, кто сражался за нас. Эта память священна и благородна. Мы, потомки победителей, должны не только свято чтить память о защитниках Родины, но и воспитывать молодое поколение в духе уважения к своей истории. Прошу вас исключить Чеченскую Республику из прокатного удостоверения на показ фильма «Матильда».

Учитель Кадырова лично посмотреть фильм, прежде чем просить его запретить.

На следующий день Министерство культуры просьбу о запрете фильма от властей Дагестана.

10 августа 2017 года. Министерство культуры показ фильма зрителям старше 16 лет на всей территории России. Наталья Поклонская в решении Министерства культуры основание для привлечения сотрудников министерства к ответственности «за нарушение закона о противодействии экстремистской деятельности». У властей регионов между тем осталось право ограничить демонстрацию «Матильды» на своей территории. Кроме того, это могут сделать прокатчики: так, единственный кинопрокатчик в Ингушетии отказался ​показывать фильм из-за фрагментов, оскорбляющих религиозные чувства верующих.

Алексей Учитель к министру внутренних дел и главе ФСБ, потребовав от них обеспечить после нападения на его студию в Петербурге свою безопасность, а также безопасность зрителей, которые ждут премьеры фильма «Матильда».

4 сентября 2017 года. «Первый канал» объявил, что показывать четырехсерийную версию фильма. Незадолго до этого режиссер , что в 2019 году на телеэкраны выйдет сериал на основе «Матильды», но не уточнил, на каком именно телеканале планируется премьера.

Утром 4 сентября в Екатеринбурге в фойе кинотеатра микроавтобус, нагруженный бочками с бензином и газовыми баллонами, после чего в здании начался . По словам очевидцев, после столкновения из машины выбежали два человека, один из них бросил в здание «коктейль Молотова». Подозреваемый в поджоге мужчинаотменен «по техническим причинам». «Показ переносится на 25 октября 2017 года, 18:00», — указано на сайте.

В этот же день у офиса адвоката Учителя Константина Добрынина две машины. На месте поджога были разбросаны листовки «Гореть за Матильду». О случившемся

Приемлема ли цензура в изображении событий истории, где заканчивается свобода и начинается ответственность, об этом корреспондент «АиФ Оренбург» поговорил с руководителем отдела культуры Оренбургской епархии, ректором православной гимназии, режиссером городских концертов и спектаклей протоиереем Георгием Горловым.

Вера индивидуальна

Людмила Максимова, «АиФ Оренбург»: Отец Георгий, вы в курсе, о чем этот фильм. Какое возникло отношение к нему и тому, что происходит вокруг него?

Георгий Горлов: Какое может быть отношение к фильму, если я его не видел. Но есть отношение к факту появления этого фильма и к страстям, которые разгорелись вокруг него. Я уверен, что художник имеет права свободно говорить, думать, мыслить. Мы не имеем права ему что-либо запрещать, просто должны соглашаться или не соглашаться с ним. Так мы выражаем свое мнение. Но художник должен чувствовать и ответственность за свое творчество. Классик утверждает: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется?» А мне кажется, что в этом фильме есть некая сознательная попытка провокации со стороны режиссера. Когда человек берется за исторические фигуры, события, которые происходили в реальной истории, он должен быть все-таки более объективным. Здесь же с этим большая проблема. Меня смущают многие вещи. Хотя бы то, что на роль царя Николая II, которого мы чтим как страстотерца, выбирается актер с сомнительной репутацией (известен в обществе как актер порнофильмов). В сердце верующего человека сразу возникает неприятие. Как и вообще неприятна всякая попытка копаться в личной, интимной жизни любого человека, а уж тем более человека почитаемого и любимого многими людьми. Уважая свободу творчества художника, общество вправе рассчитывать и на ответственное и уважительное отношение к реальным историческим личностям и событиям.

С другой стороны не радуют выступления некоторых представителей православной общественности, доходящие порой до истерии и экстремистских призывов сжигать кинотеатры и т.д. Нет таких убеждений - ни в религии, ни в общественной жизни, - которые бы заставляли моего соседа жить по-другому, нежели он хочет, а жить так, как я хочу. Вера наша - глубоко индивидуальная вещь. Никто не говорит: иди и спасай народ. Христианство - это то, что обращается к внутреннему состоянию человека. Спаси себя сам, совершенствуй себя, а совершенствуя себя, мы совершенствуем и мир, который вокруг нас.

Фильм «Матильда» очень показателен сейчас, когда мы размышляем о столетии русской трагедии, разделения в обществе, которое привело к неисчислимым жертвам, бедам, морю крови. Та революция, которая началась в 1917 году, продолжается сто лет и до сих пор не закончилась. Мы не сделали самого главного - не примирились друг с другом. Нас мало, надо друг друга любить. Нужно друг друга беречь, уважать и, несмотря на собственные убеждения, стараться ради всеобщего покоя и всеобщего примирения чем-то жертвовать. Если мы начнем опять разъединяться, покоя и мира в стране не будет. Именно это больше всего меня смущает в этой дискуссии. Культурного, разумного обсуждения фильма нет. Как не существует вообще культуры дискуссии. Ничего не получится, если дать дальше развиваться конфликту и не погасить его общественным консенсусом и единением. Он может привести ко многому. Мы опять готовы воевать друга против друга, отстаивая непонятные идеалы. Помните, что Господь нас к этому не призывает.

Из радикального ислама?

С этим фильмом сложилась хитрая ситуация. Многие верующие уверены, что должны как-то отреагировать на оскорбление памяти царя и истории, а если они промолчат, то станут предателями и трусами…

Апостол Павел говорит: «Бог поругаем не бывает», так и святые Его поругаемы не бывают. Когда мы вступаем в богословские споры с пеной у рта, мы не защищаем Бога и его святых. Это они нас защищают. Есть, конечно, предел, через который нельзя переходить. Его переходили святые мученики, когда их заставляли отречься от Христа, а они пытались сохранить в своем Отечестве веру. Тогда они возвышали свой голос, но не брали в руки меч, а отдавали жизни.

Православие никогда не предполагает войну за веру. Господь сам смирялся и смирением своим дошел до смерти крестной и этим победил зло. Современная раздутая ситуация вокруг «Матильды», на мой взгляд, как раз пришла из примера радикальных исламских организаций, когда люди ради, казалось бы, проявления веры убивают другого человека. Вспомните историю с карикатурами на пророка Мухаммеда. Такое не может быть оправдано ничем. Поэтому хорошо, что так не вышло с этим фильмом. Пусть каждый взглянет на себя и проверит, какая у него вера. Я не говорю, что нужно переносить безропотно торжествующее зло, но есть закон, в рамках которого надо действовать. Призывать сжигать кинотеатры недопустимо. Это не только против закона человеческого, но, прежде всего, против закона Божия. Нигде Господь не говорит: измени другого человека, ударь его, чтобы он стал лучше, положи на прокрустово ложе. А ведь как хорошо, если бы все были одинаковыми. Но люди имеют различное отношение к тем или иным вопросам. У нас страна не только многонациональная, но и во многом еще атеистическая. Нужно уметь существовать как-то вместе.

Ко всему этому должно быть христианское отношение. Это хорошо показывает наше священноначалие. Мы должны помолиться за вразумление всех людей, которые совершают, на наш взгляд, не очень хороший поступок. Надо дать время, чтобы эти люди, которые посеяли конфликт, смогли покаяться в нем.

Фильм не опорочит царя

Насколько уважительными по отношению к создателям фильма являются молитвенные стояния или сборы подписей о запрете фильмов верующими, не теми, которые поджигают и делают противоправное. К тому же это подразумевает, что другие люди не могут сделать собственный выбор и оценить произведение искусства.

Опять же это принуждение призывать к запрету. Если мы вышли на молитвенное стояние, мы показываем свое личное отношение, что это мне не нравится, при этом не принуждая других людей поступать по-моему. Но тоже нужно принять два момента. Во-первых, фильм никак не может опорочить царя-мученика. Во-вторых, причисление к лику святых не значит, что человек всю жизнь был безгрешен и не мог совершать ошибок. Царя Николая признали святым по страданиям, которые он претерпел безропотно в конце своей жизни, умер за веру вместе со своими детьми. Это великий подвиг любви к Богу и любви друг к другу. Что угодно мне скажи о царе, мое отношение не изменится, потому что я читал дневники его и царицы. Надо историю любить и изучать ее, а мы все хотим историю судить, и каждый судит со своей точки зрения. Пора перестать быть судьями друг другу. Пора стать друг другу братьями. Братья прощают друг друга и стараются, чтобы в доме было хорошо, чтобы были порядок и мир.

- Как не допустить попадание людей под влияние радикальных движений, которые и привели к этим преступлениям?

Я думаю, что, прежде всего, духовным просвещением. Многие из тех людей, которые ходят в храмы, на самом деле, о вере своей истинного знания имеют не так много. Сегодня ведь все открыто. Но мы продолжаем жить какими-то не совсем каноническими вещами.Мы не читаем святых отцов, а читаем псевдоправославные газеты, из которых так и льются порой какие-то экстремистские вещи. Придаем внимание внешним явлениям, больше, чем внутренним. Мы не познаем основы веры, не учимся у Христа кротости и смирению. Основа фанатизма всегда отсутствие знания. Фанатизм - это мое личное представление о вере, а не сама вера. Сколько людей, которые сейчас устремляются в разного рода течения. Все хотят скоропознать и стать носителем истины. Это признак сектантства, когда себя считают просвещенными, а остальных - несмыслящими, которых надо просвещать и тянуть куда-нибудь, иначе они пропадут. Мне кажется, мы сатану больше боимся, чем Бога. Бога не любим. Начинаем ждать конца света, бояться ИНН, еще чего-то. Как сказано в апостольском послании, ничто нас не отлучит от любви Божией. Ни жизнь, ни смерть, ни болезнь, ни страх.

». Почему, казалось бы, рядовой фильм вызвал такие ожесточенные дискуссии? TUT.BY сформулировал шесть наивных вопросов о картине и попробовал ответить на них.

Кадр из фильма «Матильда»

Кто такая Матильда?

Прежде всего Матильда Кшесинская (1872−1971) известна как возлюбленная будущего императора Николая II. Их отношения продолжались около двух лет (1892−1894) и прекратились после помолвки наследника престола с Алиссой Гессенской (будущей императрицей Александрой Федоровной). Но Кшесинская известна еще и как талантливая балерина, звезда русского балета начала ХХ века, которая танцевала в труппе Мариинского театра в 1890—1917 годах. В 1911 году она участвовала в знаменитых «Русских сезонах» в Лондоне. Кшесинская известна тем, что прервала гегемонию на русской сцене талантливых иностранок (прежде всего итальянок) и открыла путь к славе многим русским звездам (в том числе и Анне Павловой). После революции Кшесинская эмигрировала, жила в Париже и скончалась, всего немного не дожив до своего столетнего юбилея.

Что за скандал с «Матильдой» происходит в России?

В конце 2016 года появился официальный трейлер фильма, в который были включены несколько любовно-эротических сцен. После этого против показа картины выступила депутат Государственной Думы России Наталья Поклонская, которая после вхождения Крыма в состав России стала полуострова и даже героем онлайн-игр.

Поклонская собрала около 100 тысяч подписей против фильма и направила в российские МВД, Генпрокуратуру и Министерство культуры запрос «о принятии мер по недопущению оскорбления религиозных чувств верующих и осквернения православных святынь сюжетной линией фильма». С того времени в некоторых городах России проходят молитвенные стояния «За веру! За народ и царя!», направленные против выхода фильма. В различных российских городах произошла серия поджогов, которые связывают с выходом фильма. Так, в Петербурге неизвестные бутылки с зажигательной смесью в здание студии «Лендок» режиссера Алексея Учителя. В сентябре 2017 года стало известно, что объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» отказалась от показа картины по соображениям безопасности. Кроме того, от показа картины уже отказались в некоторых регионах России (в том числе, в Ингушетии).

В чем наблюдается «оскорбление религиозных чувств»?

Большинство критиков картины еще не видели ее, поскольку фильм не выходил в широкий прокат. Претензии вызывает якобы фривольный показ жизни Николая II, не совместимый с его статусом в глазах православной церкви.

Еще в 2000 году РПЦ причислила Николая II и членов его семьи к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных. Уточним два важных момента. Собор в данном контексте — это церковный праздник в честь святых РПЦ, которые приняли мученическую смерть за Христа или подверглись репрессиям после революции 1917 года. Николай и члены его семьи являются не «святыми» (в классическом понимании этого слова), а «страстотерпцами» — христианскими мучениками, которые страдали во имя Христа. Речь, безусловно, идет о расстреле Романовых в 1918 году. Действие картины происходит задолго до этих событий.

Какова позиция православной церкви?


Кадр со съемочной площадки фильма «Матильда»

Российская православная церковь (напомним, что БПЦ подчиняется ей) однозначно не выступила против показа картины. В настоящее время не известно ни одного подобного категоричного заявления. Тем не менее отдельные высокопоставленные иерархи позволили себе высказаться против картины. Так, митрополит Сургутский Павел благословил сбор подписей о запрете производства и проката фильма. Теперь митрополит Павел прихожан не ходить на фильм «Матильда». Уточним, что оба иерарха еще не видели фильма. Как признается Павел, он просмотрел несколько видеороликов, после которых у него сложилось «очень неприятное впечатление о фильме».

Роман с Кшесинской действительно дискредитирует Николая II?

Если называть вещи своими именами, то нет. Романы на стороне были едва ли не у всех российских императоров и императриц. У Екатерины II сменилось едва ли не с десяток фаворитов. Но показ сериалов «Екатерина», «Великая» и «Екатерина. Взлет», которые шли в прайм-тайм в эфире крупнейших российских каналов, не вызвал никакого общественного возмущения. Хотя там личной жизни Екатерины II уделялось не меньшее внимание, чем государственной политике. Император Александр II после смерти законной жены и вовсе сочетался с возлюбленной морганатическим браком.

Пожалуй, лишь два правителя России — Николай II и его отец Александр III могли похвастаться безусловной верностью в браке и позволяли себе романы до него. Правда, судя по описанию фильма, любовные отношения между Николаем и Матильдой продолжались и во время брака будущего императора, образуя «любовный треугольник». То есть тут наблюдается отход от исторической правды. Но все же сложно давать какие-то категоричные оценки, не смотря фильм.

Покажут ли фильм в Беларуси?

Из-за скандала с «Матильдой» компания — правообладатель фильма в Беларуси «Гельварс Синема» инициировала просмотр ленты комиссией Минкульта Беларуси, чтобы получить досрочный ответ о возможности выхода фильма в широкий прокат. В комиссию вошли первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига, недавно назначенный начальник управления по кинематографии Министерства культуры Беларуси Александр Рыдван, представители Минского и областных киновидеопрокатов, директора кинотеатров, руководители отделов лицензирования белорусских телеканалов, представитель церковного духовенства.

Решение о прокате фильма было единогласным.

— Картина богатая, добротная и очень красивая. В ней есть художественный вымысел, но крамолы нет, — так прокомментировали члены комиссии Минкульта свое решение.

Поэтому премьера «Матильды» должна состояться в конце октября согласно расписанию белорусских кинотеатров.

Еще не вышедший на экраны фильм Алексея Учителя «Матильда» снова подвергся критике — на этот раз со стороны ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре отца Тихона (Шевкунова). В интервью «Российской газете» священнослужитель назвал основную линию картины — историю об отношениях императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской — «клеветой на реальных людей», отказав режиссеру в данном случае в праве на «авторское видение».

Епископ Тихон указал, что его мнение о «Матильде» основано на трейлере и сценарии, который ему прислал Учитель.

«Фильм Алексея Учителя претендует на историчность, а трейлер озаглавлен ни больше ни меньше как «Главный исторический блокбастер года». Но после его [трейлера] просмотра я, честно признаюсь, не могу понять: зачем авторы сделали это именно так? — рассказал епископ «РГ». — Зачем дотрагиваться до этой темы вот таким образом? Зачем они заставляют зрителя поверить в историчность напридуманных ими душераздирающих сцен «любовного треугольника», в которых Николай и до, и после женитьбы мелодраматически мечется между Матильдой и Александрой?

Зачем императрица Александра Федоровна изображена демонической фурией, идущей с ножом (я не шучу!) на свою соперницу?»

Он также указывал, что нет необходимости отмечать столетие крушения династии Романовых (премьера «Матильды» запланирована на март 2017-го, к юбилею Февральской революции) «душераздирающей голливудской мелодрамой».

Режиссер Алексей Учитель в комментарии петербургскому «Радио Балтика» назвал слова отца Тихона недоразумением.

«Я с удовольствием приглашу всех людей из церкви. Всем депутатам очень хочу показать «Матильду», — сказал Учитель. — Потому что я уверен в себе, в тех людях, которые делали картину, а там много заслуженных людей. Естественно, что какой-то этической и исторической недостоверности мы бы не могли допустить. А то, что фантазия некая присутствует — она допустима в любом художественном произведении».

Кроме того, картина была представлена на открытом питчинге Фонда кино и по его результатам получила поддержку государства.

Алексей Учитель начал снимать «Матильду» в 2014 году — с большим размахом. Съемки проходили на территории Московского Кремля, для сцены коронации в Петербурге построили декорации Успенского собора, было множество статистов (в одной из сцен одновременно было пятьсот человек).

Заявленный бюджет картины составлял 700 млн рублей. Главные роли исполнили польская актриса Михалина Ольшанская и немецкий актер Ларс Айдингер (он сыграл Николая II). Также в фильме снялись Данила Козловский (он играет графа Воронцова), Ингеборга Дапкунайте (императрица Мария Федоровна), Сергей Гармаш (император Александр III) и многие другие российские актеры.

Оскорбленные чувства

В начале ноября православные активисты из организации «Царский крест» попросили полицию, Генпрокуратуру и депутата Госдумы Наталью Поклонскую проверить фильм «Матильда». Общественники были уверены, что кинолента оскорбляет чувства верующих. В своем сообщении представители «Царского креста» назвали фильм «антироссийской и антирелигиозной провокацией в сфере культуры».
Поклонская обратилась в Генпрокуратуру РФ с просьбой провести проверку.

При этом депутат заявила, что «не будет «мараться» просмотром фильма «Матильда» — так передает слова бывшего прокурора Крыма МИА «Россия сегодня».

5 декабря Алексей Учитель сообщил ТАСС, что прокурорская проверка была проведена и «ничего не нашла». Комментируя агентству само обращение, давшее повод для этой инспекции, режиссер заявил, что подобные обращения обычно написаны «какими-то сумасшедшими людьми из липовых общественных организаций».

Иван Арцишевский, представитель дома Романовых, не увидел в фильме ничего обидного. Он заявил, что желание авторов показать Николая II реальным человеком абсолютно нормально. Также упоминание о связи императора с Матильдой Кшесинской не может расценивать как осквернение памяти Николая II и чувств верующих.

«Когда он не был женат, у него действительно была связь с Матильдой — это исторический факт. Абсолютно нормально, что искусство это показывает, это описывает человеческий образ Николая II. Он был человеком со своими слабостями, он был действительно влюблен», — сказал Арцишевский в интервью ТАСС.

«Позиции Романовых нет и не будет, они не будут вмешиваться. Я им даже не смогу объяснить суть этой проблемы», — заключил Арцишевский.



Пособия и алименты