Оригинальные прозвища. Обидное прозвище

Второе имя или оскорбление?

Вы узнали, что вашему ребенку в школе, во дворе или в компании придумали прозвище. Оно обидное, забавное, дружеское? Чтобы понять, является ли это проблемой, необходимо выяснить его происхождение и поговорить об этом с ребенком.

Разберемся с тем, откуда появляются прозвища .

Чаще всего прозвища связаны либо с особенностями внешности ребенка, либо производное от фамилии В некоторых случаях прозвища придумывают исходя из особенностей поведения или характера, или они закрепляются после какого-то единичного яркого поступка ребенка.

Причины появления прозвищ в школьном классе или другом детском коллективе обычно связаны с моментами формирования иерархии в коллективе , распределением ролей, определением каждым ребенком своего места, выявлением лидеров и аутсайдеров. Этот процесс происходит в любом коллективе и может принимать не самые лицеприятные формы, особенно если идет стихийно, без контроля и направления со стороны взрослых (педагогов, воспитателей, тренеров). Дети самоутверждаются, придумывая другим обидные прозвища, проверяют, сколько ребят поддержат их «начинание», формируют группировки внутри коллектива.

Однако не всегда появление прозвищ связано с осознанным желанием унизить или обидеть . На самом деле, дети зачастую более наблюдательны, чем взрослые, они отмечают различные особенности внешности и характера друг друга. А будучи менее тактичными или более прямолинейными, чем взрослые, сразу придумывают новые обращения друг к другу. Называя друг друга Рыжим, Тихоней или различными производными от фамилий, дети не всегда ставят цель обидеть . И надо признать, что реагируют особенно болезненно на такие достаточно нейтральные обращения те дети, у которых есть трудности с принятием себя, неуверенность в себе .

Родители могут помочь ребенку, переживающему из-за того, что сверстники придумали ему прозвище .

Разберитесь сами, почему ребенку придумали именно это, а не иное прозвище. Иногда это сигнал к тому, над чем стоит поработать - объективнее посмотреть на поведение ребенка. Например, чадо могут дразнить за то, что он неряшливо одет , часто дерется или ябедничает. Если же прозвище касается каких-то особенностей внешности, важно направить усилия на принятие ребенка себя таким, какой он есть.

Обратить внимание нужно и на то, от кого исходит прозвище. Если ребенок оказался в классе в изгоях и его дразнят все кому не лень, необходимо срочно вмешиваться в ситуацию и выправлять ее в коллективе с помощью учителей и школьного психолога. Иногда же прозвище возникает в отношениях с конкретным ребенком, и тогда нужно помочь своему отпрыску разобраться, чего добивается обидчик. Бывает так, что добивается он лишь привлечения внимания или таким неуклюжим образом выражает свои симпатии.

Если прозвище образовано от фамилии, то это может стать поводом поговорить о понятии рода, семьи . Расскажите ребенку о том, что практически все фамилии образованы от каких-то слов, имевших какое-то отношение к роду в древности. Например, Кузнецовы, наверняка, работали в кузницах, Берестовы, возможно, делали изделия из бересты и так далее. Пофантазируйте о том, чем могли заниматься ваши предки и откуда произошла ваша фамилия . Поделитесь тем, что и вас, и ваших родителей в детстве дразнили похожим образом, но это совершенно не обидно.

. Учите ребенка более спокойно реагировать на прозвище. Лучший вариант - игнорировать его. К примеру, после нескольких обращений «Эй, жирдяй», можно повернуться и сказать: «Ты мне, что ли? Меня Костя зовут». Чем спокойнее будет реакция, тем бесполезнее провокация и тем меньше вероятности, что прозвище закрепится.

Во многих случаях помогает искренний разговор с зачинщиком. Простые искренние слова: «Знаешь, мне обидно без конца это слышать» или «А тебе самому приятно, когда тебя обзывают?», как ни странно, способны изменить ситуацию.

Для дошкольников и младших школьников особое магическое значение имеют так называемые «отговорки» (например, «кто обзывается - сам так называется»). Можно вспомнить подобные отговорки или придумать свои, для ребенка в этом возрасте они действительно играют роль защитной стены.

Для подростков же более важно найти плюсы в тех чертах, за которые получено прозвище. Для этого полезно поискать информацию об известных людях , обладавших такими же особенностями внешности.

Если ситуация серьезна и справиться самостоятельно с ней не получается, обязательно обратитесь к школьным педагогам и психологам. Оскорбительные прозвища и травля должны пресекаться на корню, дабы не становиться нормой отношений в классе или в любом детском коллективе.

Прозвище - приобретённое, неофициальное имя взрослого или ребёнка. Оно, зачастую, подмечает не желательные, а реальные качества и свойства человека. Подчёркивает особый смысл этих качеств и свойств для окружающих. Это заметная черта внешности или деятельности.

Прозвища существуют как социальное явление, можно говорить о системе прозвищ. Они могут быть разными: подчёркивать социальную активность и быть способом поддразнивания и даже унижения, считаться проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Самыми активными в этом направлении бывают родители и подростки.

Прозвища для любимых чад.

Иногда ребёнку долго выбирают имя при рождении, но потом называют его другими, ласкательными прозвищами, как говорится, «от избытка чувств». И тут преогромный простор для творчества. К привычным уже Куколкам, Солнышкам, Пупсикам и Лапочкам добавляются и более оригинальные.

Самыми распространёнными являются прозвища детей, полученные от названий животных, птиц и даже насекомых. Тут счастливые родители «награждают» своих обожаемых деток по-разному: Хомячок, Котёнок, Ёжик, Ласточка, Совёнок, Комарик, Букашечка, Жучок, Кукушонок. Можно встретить даже Клопика и Тараканчика.

Часто родителям нравится, если есть в прозвище игра слов. Например: Катя - Катёнок, Алиса - Лиса, Вероника - Ника, Светлана - Лана.

В прозвищах детей нередко фигурируют и герои мультфильмов, сказок. Это Гномик, Фунтик, Дракоша, Бармалей, Покемоша, Принц.

Часто имена рифмуют. Тогда получаются такие прозвища: Иринка-мандаринка, Глебушка-хлебушка, Ванька-встанька, Наташка-букашка.

Есть и «кулинарные» прозвища: Булочка, Пирожок, Ватрушка, Бубличек.

Называют своих любимых деток и Ягодками, и Смородинками.

Среди цветочных прозвищ прочное место занимают Ромашки, Одуванчики, Розочки.

Иногда детей зовут по действиям или частям тела: Щекастик, Ушастик, Пузанчик, Толстунчик, Пухлик, Пищалкин, Хныклик, Круть-верть, Соплюшка, Лапухастик.

Иногда прозывают по характеру: Шило, Егоза, Хохотушка, Шеф, Пружинка, Плаксун.

В устах родителей всё звучит с любовью, даже обзывалки. Например: Голопопик (голая попа), Пиявочка (сосущий грудь), Нюня (хнычущий), Писюндрыч (часто писающий), Кишкомот (непослушный).

Прозвища в подростковом мире.

Прозвища играют значимую роль в мире подростков. Изобретаются они по разным причинам. Поводом может послужить всё что угодно: качества и действия человека, определённые обстоятельства, события, ассоциации с официальным именем и фамилией. Даются они из-за желания и оскорбить, и выделиться, и шутки ради.

В школьной среде прозвища часто образуются от фамилий и имён. Например: Суслов - Суслик, Лысенко - Лысый, Кузьмин - Кузя, Рыбалко - Рыбаля, Исаев - Исай, Шевченко - Шева, Сергей - Серый, Ангелина - Ангел.

Отдельные прозвища характеризуют особенности внешности: Боров (чрезмерно толстый), Пышка (полный), Длинный, Каланча, Небоскрёб (высокий), Мартышка, Рожа («кривляка»), Короткий, Малой (низкого роста).

По характеру и качествам: Прилипала (назойливый), Вундеркинд, Ботан (умный), Каматозник, Слоупок (заторможенный), Бригадирша (постоянно указывающая, что делать), Скрытая угроза (попадающий в разные переделки).

Иногда прозвища появляются по ассоциации с фамилией. Так, Воробьёв - Птица, Судаков - Рыба, Огурцов - Овощ, Шапошников - Кепка, Коровин - Молочков, Шмелёв - Пчёлка, Зайцев - Кролик, Лапшин - Макарона, Спагетти.

Нередко они отождествляются с фамилией известного лица или литературного героя. К примеру, Богданов - Титомир, Певцов - Шаляпин, Малышева - Дюймовочка, Нехорошко - Мальчиш-Плохиш.

Прозвища или НИКи.

В Интернете популярны НИКи. Это прозвище. Когда вы погружаетесь в бесконечный простор Интернета, необходимо как-то себя обозначить, взять сетевое имя. Можно просто собственное имя, например Вася, Света, но это банально. И все хотят придумать что-то оригинальное, подходящее только вам.

Это именно тот редкий случай, когда прозвище вы даёте себе сами. Здесь уже все изощряются как могут. От простых (Кристина - Крисс, Сабрина - Бри, Вероника - Ника) до изысканных (Валетта, Диезо,​ Эрдельетта, Хачачун).

Одни берут себе смешные НИКи. Например: Совсем блондинка, Крокодиллер, Мурмайло, Недоскрёб, Сморкель, Монитор Клавиатурович, Врач-похметолог, Очкастый мачо.

Другие увлекаются эльфийскими именами: Ирима (красивая), Куэ (голубка), Таурэтари (королева леса), Морнэмир (чёрный алмаз), Таурохтар (лесной воин), Айнон (святой).

Некоторые любят называться именами разных вампиров, древнегреческими именами, именами царей, популярных литературных персонажей, именами цветов, зверей. Простор для творчества огромный.

Прозвища известных футболистов и клубов.

«Награждают» прозвищами не только детей и подростков. Их имеют даже известные люди. Особенно популярно это в футболе. Так, легендарного Пеле называют не только «Королём футбола», но и «Человеком, приносящим несчастье». Своё оригинальное прозвище он получил из-за подавляюще плохих прогнозов футбольных матчей.

У азиатского футболиста Наохиро Такахара самое оригинальное прозвище - «Суши-бомбандир» за точные и уникальные голы.

Арьена Роббена называют «Стеклянный человек». Это талантливый вингер (игрок футбольной команды, действующий между защитой и нападением) мира, но постоянные травмы мешают ему раскрыться в полную силу.

Тони Адамис, легенда сборной Англии, получил своё обидное прозвище «Осёл» от британской прессы за небрежное отношение к внешнему виду.

Голландца Михаэля Райцигера из-за необычного строения черепа прозвали «Противогаз».

Француз Николя Анелька стал «Невероятно угрюмым», потому что никто не может вспомнить его радостным. Да и характер, замкнутый и необщительный, в этом помог.

Даже футбольные клубы имеют прозвища. Например, «Манчестер Сити» прозвали «Голубая луна», потому что так называется традиционная песня болельщиков этого клуба.

Клуб «Барнсли» называют «Дворняжки». Талисманом клуба была дворняга Тоби. Она долгие годы развлекала публику на «Оуквелл».

Клуб «Скантроп Юнайтед» - это «Железо», потому что Скантроп - металлургический центр в Великобритании. Отсюда и прозвище.

Прозвища есть практически у всех групп населения. И совсем не плохо получить его, если оно даётся доброжелательно, открыто, талантливо.

Коваленко Андрей

В нашем классе я чувствую себя уверенно,потому что в нашем классе не принято обзываться.Но на переменах я слышу обидные прозвища.Я решил разобраться и написать проект.Почему приклеивают прозвища?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

Почему Иван дурак?

Киров, 2012

  1. Введение………………………………………………………стр. 3
  2. Обзор литературы…………………………………………… стр. 4 - 5
  3. Методы исследований……………………………………… стр. 6 - 8
  4. Результаты исследований……………………………………стр. 9
  5. Выводы……………………………………………………… стр. 10
  6. Список использованных источников информации……… стр.11
  7. Приложения………………………………………………. стр. 12

Введение.

Ситуация: В нашем классе я чувствую себя комфортно, потому что у нас не принято обзывать друг друга обидными прозвищами. Но на переменах от учеников 5,6 классов я постоянно слышу в свой адрес обидные прозвища. Похожую ситуацию я встретил в сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»

Проблема: Почему в русских сказках главный положительный герой назван Иван- дурак?

Проблемный вопрос: Почему приклеиваем прозвища?

Цель проекта:

Выяснить, почему мы приклеиваем прозвища

Задачи проекта:

  1. Перечитать сказку П. П. Ершова «Конек-горбунок»
  2. Выяснить лексическое значение слова «дурак»
  3. Узнать, происхождение слова «дурак»
  4. Провести анализ поступков и характеров героев сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»
  5. Провести исследование в форме анкетирования респондентов подросткового возраста
  6. Выдвинуть гипотезы причин возникновения прозвищ в подростковом возрасте
  7. Провести разъяснительную работу по предупреждению возникновения прозвищ среди одноклассников.

Гипотезы:

  1. Дети наделяют друг друга обидными прозвищами, потому что не знают истинного значения этих слов.
  2. Из-за личных психологических проблем

Методы исследования:

  1. Анализ литературного произведения
  2. Анкетирование

Обзор информации.

Со своим личным именем человек проходит через всю жизнь. Но есть ещё одно имя, которое может появиться у человека и сопровождать его какое-то время, а иногда и в течение всей его жизни. Это прозвище. Прозвища появились более тысячи лет назад, затем послужили основой для образования многих русских фамилий. Но они не исчезли, продолжают существовать до сих пор. Позиция большинства людей по отношению к прозвищам достаточно спокойная: "Ну кого из нас в детстве не дразнили? Стоит ли обращать на эту проблему внимание?" На самом деле клички и прозвища являются достаточно сильным поводом для конфликта.

Клички и прозвища могут не только не исчезнуть, но и появиться как способ мести обидчику – обзывающему. Если не уделить этому явлению должного внимания, конфликтная ситуация может развиться до серьезного противостояния с непредсказуемыми последствиями.

Самые первые прозвища возникли более тысячи лет назад. Источником их являлись древнерусские имена, которые очень походили на прозвища. Имена давались, например, по цвету волос: Чёрный, Белый, Чернавка, Рыжий; по росту: Малой, Долгой; по характеру и поведению: Булгак (беспокойный), Забава, Неулыба. Имя определяет судьбу человека. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени. Личное имя (в древнерусском языке - рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими. Наши предки боялись злых духов, злого слова, сглаза. В целях обмана злых людей и нечистой силы заботливые родители давали хорошим детям "плохие имена": умных мальчиков нарочно называли Дураками и Уродами, честных и смелых - Негодяями и Трусами, желанных - Нечаями. Им казалось, что "плохое" имя, как шапка-невидимка, прикроет их ребенка и спасет от "порчи". Следы таких имен сохранились и до наших дней в основах современных русских фамилий: Нечаевы, Дураковы, Негодяевы, Грязновы, Глуповы.

Прозвище – неофициальное имя человека. В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству». В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей.

Часто главному герою русских волшебных сказок Ивану приписывают обидное прозвище -Дурак. Рассмотрим значение слова ДУРАК.

В современном словаре ДУРАК м. дура ж. глупый человек, тупица, тупой, непонятливый, безрассудный человек, но всегда ли так понимали это слово?

Древнее значение слова дурак. Это слово –понятие состоит из двух корней: «ду» и «ра». Корень «ду» означает два, второй. Корень «ра» означает солнечный свет. Таким образом, слово «Дурак» означает «второе солнце».

Но почему же все-таки Дурак, ведь Иванушка умнее своих братьев. Его прозвище всего лишь имя-талисман.

Методы исследований:

  1. Содержание сказки

В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший, Данило - умный, средний, Гаврило - «и так, и сяк», а младший, Иван - и вовсе дурак. Братья выращивают пшеницу, отвозят её в столицу и там продают. Но случается беда: кто-то по ночам начинает вытаптывать посевы. Братья решают дежурить по очереди в поле. Старший и средний братья, испугавшись ненастья и холода, уходят с дежурства, так ничего и не выяснив. Приходит черёд младшего брата. В полночь он увидел белую кобылицу с длинной золотой гривой. Ивану удаётся вспрыгнуть кобылице на спину, и она пускается вскачь. Не сумев сбросить с себя Ивана, кобылица просит отпустить её, обещая родить ему трёх коней: двух - красавцев, которых Иван, если захочет, может продать, а третьего - конька ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами, которого нельзя отдавать никому ни за какие сокровища, потому что он будет Ивану лучшим товарищем, помощником и защитником. Иван соглашается и отводит кобылицу в пастушеский балаган, где спустя три дня кобылица и рожает ему трёх обещанных коней.

Через некоторое время Данило, случайно зайдя в балаган, видит там двух прекрасных золотогривых коней. Данило и Гаврило тайком от Ивана уводят коней в столицу, чтобы продать. Вечером того же дня Иван, придя в балаган, обнаруживает пропажу и сильно огорчается. Конёк-горбунок объясняет Ивану, что произошло, и предлагает догнать братьев. Иван садится на конька-горбунка верхом, и они мгновенно их настигают. Братья, оправдываясь, объясняют свой поступок бедностью. Иван соглашается продать коней, и все вместе они отправляются в столицу.

Приехав утром в столицу, братья выставляют коней на продажу в конный ряд. Коней видит городничий и немедленно отправляется с докладом к царю. Городничий так расхваливает замечательных коней, что царь тут же едет на рынок и покупает их у братьев. Царские конюхи уводят коней, но дорогой кони сбивают их с ног и возвращаются к Ивану. Видя это, царь предлагает Ивану службу во дворце - назначает его начальником царских конюшен. Иван соглашается и отправляется во дворец. Его братья же, получив деньги и разделив их поровну, едут домой, оба женятся и спокойно живут, поминая Ивана, а Иван служит в царской конюшне и выполняет все приказы Царя и достойно проходит все испытания.

Анализ характеров и поступков

  • Отношение автора к героям:

Братья – Данило и Гаврило, а дурак - Иванушка.

  • Отношение героев к проблеме сна:

Братья проспали караул, а Иван нашел способ бороться со сном.

  • Отношение героев к делу:

Братья лгут, а Иван выполняет задание.

  • Умение предвидеть поступки других:

Иван прячет коней и плетет небылицы про вора, зная жадность братьев.

  • Отношение к собственности:

Братья крадут коней, а Иван их укоряет

  • Отношение к заданиям:

Иван творчески выполняет задания по уходу за конями

  • Отношение к человеческим слабостям:

Иван прощает братьям и кражу, и их насмешки в свой адрес.

Результаты анализ

В сказке Ершова Иван обладает лучшими мужскими качествами: он честный, справедливый, работящий, ловкий.

  • Иван – дурак умнее своих братьев. Его прозвище всего лишь имя-талисман , охраняющее его от порчи нечистой силы и зависти братьев.
  • Братья понимают, что во многом уступают Ивану, но не желают признавать поражения. Им приятнее выставить другого дураком, чем осознать свои недостатки.

Вывод:

Человека обладающего такими качествами мы не можем назвать глупым и непонятливым, безрассудный человеком.

  1. Анкетирование

Мною была составлена анкета для ребят 6 классов. Анкетирование проводилось анонимно. (Приложение №1) анкета

Результаты анкетирования

Опрос шестиклассников показал, что 39% от их общего числа имеют клички или прозвища связанных с фамилией или именем, у 15% прозвище связанно с внешним видом (особенностями фигуры), у 15% прозвище связанно с социальным положением и всего 6% не имеют кличек и прозвищ. Кроме этого выяснилось, что обзываются не только мальчики, но и девочки.

Вывод исследования

За кличками и прозвищами стоят очень разные причины. Один приклеивает обидный ярлык своему товарищу, завидуя его успешности; другой самоутверждается за счет унижения более слабых и беззащитных сверстников, желая более выгодно выглядеть в глазах окружающих; третий, таким образом, мстит за собственное унижение. В любом случае взрослый человек не должен оставаться равнодушным, если на его глазах происходит унижение, оскорбление личности ребенка. Еще страшнее, когда ребенок к этому унижению привыкает и воспринимает его как норму.

  1. Интервьюирование школьного психолога

Беседа с школьным психологом о влиянии прозвищ на детей.

В современной психологии есть понятие «саногенное поведение», где «сан» - солнце, а «ген» - генетическая природа человека. Люди с таким типом поведения доверчивы, бесхитростны, добры. Я считаю, что Иван дурак относится именно к этому типу людей.

По мнению психолога, прозвище может быть и приятным для человека, и неприятным, поэтому может нанести ему психологическую травму.

Психолог беседовал с мальчиками, придумавшими обидное прозвище. Оказывается, они пошутили, просто хотели подразнить (поиграть?). Им не понятно, что в их поступках обидного, ведь у них тоже есть прозвища, и они на них вовсе не обижаются. Какие? "Джин", "Костыль", "Пингвин"… Нравятся прозвища? Ну, не так чтобы очень, но что делать… У всех есть прозвища, и с этим ничего не поделаешь. Похоже, прозвища и клички прочно вошли в речевой обиход детей, и от этого возможны серьезные конфликты.

Но все же главное – это реакция самого человека на прозвище. Зависит она от темперамента человека – меланхолик, к примеру, будет плакать, а холерик полезет в драку. А ещё зависит от отношений с человеком, давшем прозвище. В основном прозвища появляются в переходном возрасте, с 10 до 13 лет, когда человеку очень важно общение с другими ребятами. Но иногда прозвища так прикрепляются к человеку, что имя отходит на второй план. Психолог считает, что прозвище – это всегда плохо, ведь у человека есть свое имя, которое с любовью выбрали ему родители. Я с ним полностью согласен. Приложение №2 (вопросы интервью)

Результат проведенных исследований

Основные причины обзывания детьми друг друга:

1.Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника).

2.Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих):

Игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);

Провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например заставить погоняться за собой, побороться, принять вызов);

Шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);

Самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию).

3.Месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти).

4.Не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например сравнивая с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.

Вывод

Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя.

ИВАН Дурак - это прозвище всего лишь имя-талисман.

Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием.

Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Многие люди имеют несколько прозвищ, и каждое из них, похоже, связано с принадлежностью к определенной группе.

Выход на следующую проблему.

Очень часто классному руководителю приходится иметь дело с конфликтами, возникающими по причине кличек и прозвищ. Позиция большинства людей по отношению к ней достаточно спокойная: "Ну кого из нас в детстве не дразнили? Стоит ли обращать на эту проблему внимание?" На самом деле клички и прозвища являются причиной многих конфликтов.

Как помочь ребенку защититься от обидных прозвищ?

Список использованных источников информации:

1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.

2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.

3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.

4. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1984.

5. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.

6. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М.,1984.

7. Ширяева Н.С. Волшебные сказки: технологии изучения.- С.П.,2003.

Приложения:

Приложение №1

Анкета « Прозвища в вашей жизни»

(нужное подчеркнуть)

1. Укажите ваш возраст. _______________________________________________

2. Ваш пол: женский / мужской.

3. Как вы относитесь к прозвищам, (положительно, отрицательно, равнодушно). __________________________________________________________________

4. Считаете ли вы прозвища проявлением агрессии (да - нет). ________________

5 . Было или есть у вас прозвище? (да - нет)._____________________________

6. Назовите ваше прозвище. __________________________________________

7. Как вы на это реагируете (обижаюсь, не обращаю внимания, отвечаю тем же).

__________________________________________________________________

8. Назовите прозвища, какими вы называете знакомых ребят._______________

9. С чем связаны прозвища (с фамилией, с именем, с особенностями фигуры,

С особенностями внешности, с характером, с поведением)___________________

10. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы вас не дразнили и отстали?

Приложение №2

Вопросы интервью для школьного психолога

Какие личные проблемы реализует обзывающий другого человек?

Как влияют прозвища на детей?

Вообще-то ничего страшного в прозвищах нет. Иные выросшие дети и через много-много лет, став взрослыми, радостно отзываются на „Привет, Капитан!“, „А помнишь, Чижик…“. Другое дело, если кличка, которой наградили вашего ребёнка соседские ребята, уничижительна. Чуркин, который стал Чурбаном, или подросток Сашка, побывший Букашкой, а потом переименованный в Опарыша.

Говорят, дети жестокий народ. Они придумывают порой такие „кликухи“, что вам и не снилось. На самом деле они просто меньше думают о последствиях и больше поддаются порывам. Обозвали - расшумелся, ой, весело! А зачастую и сами взрослые создают условия для детской бестактности.

„Мальчик, тебя как звать? - пытает трёхлетнего Вадима дотошная соседка. - Вова или Дима?“ Малыш смотрит на маму (та ободряюще улыбается) и вдруг говорит: „Меня зовут… Ёжик… и Оболтус“. Все, естественно, хохочут. Малыш недоумённо хлопает глазами и тоже смеётся. Пока ему не обидно. Он не понимает, в чём соль, и готов согласиться на „оболтуса“. А потом, возможно, уже настолько привыкнет к прозвищу, что не сможет ни заметить, ни восстать против его уничижительного смысла.

Обидные клички-дразнилки не так и безобидны, как может показаться на первый взгляд. Они - словно маска, которую подсовывают ребёнку, и он вынужден или одеть её и молча страдать (ради того чтоб приняли в компанию, ребёнок готов на многое), или биться за честь своего настоящего имени.

Но что интересно: к одним из детей не прилипают никакие обзывательства (подразнили - и перестали), к другим приклеиваются намертво. Почему?

Нормальный ребёнок к имени собственному относится столь трепетно, что любое искажение (случайное, а тем более намеренное) воспринимает как атаку, как покушение на свою личность. Помню, как наш Лёня, будучи ещё второклассником, из школы пришёл хмурый, швырнул ранец в один угол, сам сел в другой, вздохнул и задумался: „Меня опять обзывают“. „Опять Леопольдом?“ - спросила я. „Нет, теперь каким-то Лениным“. - „А ты?“ - „Я борюсь и обзываюсь на них“. Я хихикнула (во поколение, о Ленине не знают), но, так как человек действительно страдал, поняла, что надо принимать меры.

Что делать ребёнку, которого дразнят? Что делать родителям ребёнка, которого дразнят? Можно доказывать и малышу, и себе, что это ерунда. Можно с гиканьем гоняться за обзывателями в надежде поймать и выдрать. Но это мало помогает, дразнить не перестанут, просто делать это будут исподтишка.

По-настоящему действенно мы можем помочь только одним: дать совет. А совет очень прост: „Не реагируй никак“. Не делай ничего. Называют обидной кличкой - не откликайся, обзываются - не реагируй. Веди себя как ни в чём не бывало - это же не к тебе обращаются. Ты-то Леонид. Дразнить интересно того, кто реагирует: злится, обижается, возмущается. Протестует. А ты не обижайся и не злись. Не отзывайся - это зовут не тебя. Запомни: все чужие имена, клички и прозвища к тебе отношения не имеют. Обидчикам надоест, когда они поймут: никакие клички и прозвища к тебе не относятся“.

Этот простой совет, который вы дадите своему ребёнку, - на самом деле очень действенное средство. Но чтобы ребёнок смог воспользоваться им, необходимо воспитать в юном человеке - буквально с пелёнок - чувство собственного достоинства. И самого его никогда не обзывать, не унижать. Ни-ког-да. И не позволять это делать ни-ко-му.

Вообще-то ничего страшного в прозвищах нет. Иные выросшие дети и через много-много лет, став взрослыми, радостно отзываются на «Привет, Капитан!», «А помнишь, Чижик...». Другое дело, если кличка, которой наградили вашего ребёнка соседские ребята, уничижительна. Чуркин, который стал Чурбаном, или подросток Сашка, побывший Букашкой, а потом переименованный в Опарыша.

Говорят, дети жестокий народ. Они придумывают порой такие «кликухи», что вам и не снилось. На самом деле они просто меньше думают о последствиях и больше поддаются порывам. Обозвали - расшумелся, ой, весело! А зачастую и сами взрослые создают условия для детской бестактности.

«Мальчик, тебя как звать? - пытает трёхлетнего Вадима дотошная соседка. - Вова или Дима?» Малыш смотрит на маму (та ободряюще улыбается) и вдруг говорит: «Меня зовут... Ёжик... и Оболтус». Все, естественно, хохочут. Малыш недоумённо хлопает глазами и тоже смеётся. Пока ему не обидно. Он не понимает, в чём соль, и готов согласиться на «оболтуса». А потом, возможно, уже настолько привыкнет к прозвищу, что не сможет ни заметить, ни восстать против его уничижительного смысла.

Обидные клички-дразнилки не так и безобидны, как может показаться на первый взгляд. Они - словно маска, которую подсовывают ребёнку, и он вынужден или одеть её и молча страдать (ради того чтоб приняли в компанию, ребёнок готов на многое), или биться за честь своего настоящего имени.

Но что интересно: к одним из детей не прилипают никакие обзывательства (подразнили - и перестали), к другим приклеиваются намертво. Почему?

Нормальный ребёнок к имени собственному относится столь трепетно, что любое искажение (случайное, а тем более намеренное) воспринимает как атаку, как покушение на свою личность. Помню, как наш Лёня, будучи ещё второклассником, из школы пришёл хмурый, швырнул ранец в один угол, сам сел в другой, вздохнул и задумался: «Меня опять обзывают». «Опять Леопольдом?» - спросила я. «Нет, теперь каким-то Лениным». - «А ты?» - «Я борюсь и обзываюсь на них». Я хихикнула (во поколение, о Ленине не знают), но, так как человек действительно страдал, поняла, что надо принимать меры.

Что делать ребёнку, которого дразнят? Что делать родителям ребёнка, которого дразнят? Можно доказывать и малышу, и себе, что это ерунда. Можно с гиканьем гоняться за обзывателями в надежде поймать и выдрать. Но это мало помогает, дразнить не перестанут, просто делать это будут исподтишка.

По-настоящему действенно мы можем помочь только одним: дать совет. А совет очень прост: «Не реагируй никак». Не делай ничего. Называют обидной кличкой - не откликайся, обзываются - не реагируй. Веди себя как ни в чём не бывало - это же не к тебе обращаются. Ты-то Леонид. Дразнить интересно того, кто реагирует: злится, обижается, возмущается. Протестует. А ты не обижайся и не злись. Не отзывайся - это зовут не тебя. Запомни: все чужие имена, клички и прозвища к тебе отношения не имеют. Обидчикам надоест, когда они поймут: никакие клички и прозвища к тебе не относятся».



Пособия и алименты