Пламя революции или отблеск небес: екатеринбуржцам предстоит разгадать загадку «красного коня» (фото). В российских музеях сложилась революционная ситуация Пламя революции в третьяковке

После октябрьской революции и утверждения новой власти, глава советского государства Владимир Ленин проявил особый интерес к идеологическим возможностям монументального искусства, выразившемся в подписании им же декрета Совета народных комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции» от 14 апреля 1918 года, прозванного «планом монументальной пропаганды» и породившего новое направление в художественной жизни Советской России.

Памятники «царям и их слугам» было предложено снести, а вместо них создать монументы известным писателям, философам, революционерам; в списке, разработанном Народным комиссариатом просвещения, значилось около 60 имён. Гражданская война и разруха не позволяла прибегнуть к широкому использованию монументальной пропаганды.

Первые памятники создавались из нестойких материалов - гипса, дерева, цемента. В связи с этим Ленин в беседе с наркомом просвещения Анатолием Луначарским отмечал, что статуи должны быть «временные, хотя бы из гипса или бетона», также «важно, чтобы они были доступны для масс, чтобы они бросались в глаза», а их открытие пусть «будет актом пропаганды и маленьким праздником, а потом по случаю юбилейных дат можно повторять напоминание о данном великом человеке, всегда, конечно, отчетливо связывая его с нашей революцией и ее задачами». Поэтому в период с 1918 по 1921 год в Москве и Петрограде было воздвигнуто свыше 25-ти монументов - количество, чрезвычайно большое для того времени.

К реализации положений декрета только в Москве подключилось 47 скульпторов; в работу была активно вовлеклась Вера Мухина. Она была видным членом Ассоциации художников революционной России, а 1920-1930-е годы стали настоящим расцветом её творчества и славы. Проекты памятников обсуждались во время многочисленных конкурсов, однако их осуществление откладывалось на долгие десятилетия. Так не были реализованы и четыре проекта Мухиной, одни из многих неосуществлённых работ, которые она называла «мечтами на полке». В их числе был и эскиз памятника соратнику Ленина и одному из авторов первой советской конституции - революционеру и государственному деятелю Якову Свердлову, секретарю Центрального комитета РСДРП (б), председателю Всероссийского исполнительного комитета, умершему во время пандемии гриппа в 1919 году.

История

Первый конкурс на памятник Свердлову состоялся в 1919 году, но не дал результатов, а в 1922 году объявили о проведении и второго, перед началом которого скульпторам передали фотографии Свердлова, а также дали возможность осмотреть его посмертную маску, которую снимал другой известный скульптор - Сергей Меркуров.

Однако Мухина решила уйти «от историко-фотографической выразительности» и портретной точности, прибегнув к аллегории как средству, «иногда гораздо более мощному, допускающему сильную сгущенность и концентрацию темы».

неизвестен , Public Domain

Примечательно, что худой Свердлов представлял из себя типичного интеллигента в очках, и в его лице, по выражению Ленина, предстал перед нами «наиболее отчеканенный тип профессионального революционера». Стоит отметить, что в советское время к памятникам предъявлялись требования, несоответствующие специфике этого востребованного вида монументального искусства.

Не уйдя в тесные рамки официозности, Мухина как художник реализма и живописатель красоты человеческого тела без особого успеха выступала за условность, использование аллегорических и мифологических образов в качестве методов создания необходимой степени обобщения. В поисках аллегории она обратилась к античности Древней Греции и Рима.

неизвестен , Public Domain

На образных зарисовках Мухиной, отличавшихся штрихами острых углов и прямых линий, появляется яростный взглядом мятежный ангел с могучими руками, неукротимый духом Моисей или богоборец Прометей, с почерпнутым в античных преданиях кипением страстей, волевой устремленностью и энергией, нравственной силой.

Скульптура «Пламя революции» явилась своего рода плодом этих творческих исканий, связанных с замыслом московского памятника Свердлову. Поначалу Мухина хотела воспользоваться мифом о стимфалидах - огромных птицах с человеческими головами, с которыми боролся Геракл, однако силуэт птицы не подходил к памятнику, требующему высокой и стройной фигуры. Отвергнув как женщину в длинных одеждах с крыльями вместо рук, так и крылатую Нику, увенчивающую героя лавровым венком, скульптор пришла не к богине славы, не к стимфалиде, а к Гению революции с факелом в руке, несущему пламя революции в будущее, к тому рвущемуся в бой Гераклу. В этом можно рассмотреть искреннее выражение идеала скульптора, её веру в нового человека, совершенного и свободного.

Судьба

По примеру памятника «Революция» для города Клина Мухина предполагала сделать скульптуру для памятника Свердлову полихромной - фигуру отлить из чёрного чугуна, одеяние и факел из светлой золотистой бронзы.

Однако проект Мухиной был отвергнут как карикатурный и не имеющий портретного сходства. Работа критиковалась за «формалистический схематизм» и была непонята критиками, ввиду чего даже не воспроизводилась в монографиях. Памятник Свердлову так и не воздвигли, но уменьшенная копия его проекта сохранилась. Мухина сожалела о нереализованной мечте и считала гипсовую модель утерянной.

Уже после её смерти в 1953 году, повреждённая статуя была обнаружена в запасниках Центрального музея революции в Москве, после чего отреставрирована и в 1954 году отлита в бронзе для несостоявшегося музея скульптора. В настоящее время гипсовая версия выставлена в Зале № 15 «Культура Советской России» в Государственном центральном музее современной истории России - каминном зале Английского клуба. Восковой эскиз находится в музее Веры Мухиной в Феодосии.

Вера Мухина , Fair use

Бронзовая копия высотой 104 см хранится в Государственной Третьяковской галерее, где выставлялась в 2014-2015 годах в связи с 125-летием Мухиной. В 2017 году она экспонировалась на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне, посвящённой искусству, рождённому октябрьской революцией.

Фотогалерея

Полезная информация

«Пламя революции»

Цитата

«Работа по плану монументальной пропаганды была тем зерном, из которого проросла советская скульптура. Перед искусством раскрылись невиданные перспективы, оно обогатилось новыми целями. Задача, поставленная Лениным, была важна и необходима не только для народных масс, но и для нас, художников. Выполняя ее, мы учились масштабности и смелости мысли, учились Творчеству в самом высоком смысле этого слова».

Вера Мухина

Композиция

Несмотря на некоторые формальные отсылки к модернизму, кубизму и футуризму, «Пламя революции» воплощает в себе все романтизированные элементы соцреализма. Полуобнажённая фигура Гения революции, прообраза Свердлова без конкретных портретных черт, представляет собой романтический образ большевика-ленинца, олицетворяющего апофеоз мятежной стихии революционной борьбы. Вытянув вверх и вперёд руки, в одной из которых Гений держит зажжённый факел, отбросив свои волосы назад, он упрямо опустил вниз голову, целеустремленно и мужественно борясь с бурными порывами и вихрями ветра сопротивления. Резкий наклон всей фигуры, воплощённый в мотиве энергичного и экспрессивного противоборства, находит твёрдую опору в уклоне косо срезанного постамента, ещё больше усиливающего динамичность композиции, будто клокочущей от яростного напряжения. Одеяние Гения условно - тело его по спирали охвачено чем-то вроде огромного развевающегося шарфа или плаща с эффектными складчатыми и угловатыми драпировками, образующими независимые от пластики фигуры мощные объемы, которые, словно объятые ветром паруса, создают ощущение полета ввысь.

К мотиву полёта Мухина вернулась в 1938 году в варианте памятника «Спасению челюскинцев», выполненному в более реалистических формах. Огромная фигура северного ветра – Борея в виде старика с развевающейся за плечами шкурой белого медведя, как бы уступала мужеству людей и улетала прочь с ледяной кристальной глыбы на стрелке острова, который предполагалось создать на участке между Каменным и Крымским мостами. Ниже, справа и слева у опор на уступах проектировавшегося, но не построенного моста, соединившего бы набережную у Дворца Советов с Замоскворечьем, предполагалось установить две большие скульптурные группы - челюскинцы во главе с Отто Шмидтом и их спасители-лётчики.

Мотивы «Пламени революции» просматриваются также и в скульптуре «Рабочий и колхозница», выполненной Мухиной для парижской Всемирной выставки 1937 года и впоследствии установленной у главного входа ВДНХ в Москве. На смену факелу пришли серп и молот, которые держат над головой герои данного монумента, лишённого последних элементов авангардизма, но ставшего профессиональным триумфом Мухиной как ведущей женщины-скульптора эпохи соцреализма.

В Екатеринбургский музей изобразительный искусств впервые привезли из собрания Третьяковской галереи одну из самых известных картин начала ХХ века – «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, которая входит в знаменитое собрание живописи ленинградского коллекционера Казимиры Басевич (1898-1973).

Казимира Басевич

Как передает корреспондент РИА «Новый День», в собрание Казимиры Басевич входили десятки полотен лучших художников начала ХХ века – Михаила Врубеля, Николая Рериха, Зинаиды Серебряковой, Бориса Кустодиева и других мастеров того времени. Но самой большой удачей искусствоведы считают знакомство собирательницы с вдовой Кузьмы Петрова-Водкина Марией Фёдоровной, благодаря которой в Россию вернулась одна из его лучших картин – «Купание красного коня». Впоследствии Казимира Басевич завещала большую часть своего собрания Третьяковской галерее. Сегодня произведения из этой коллекции выставлены в Екатеринбурге.

Заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ Ольга Горнунг рассказала РИА «Новый День», что в картине заложено огромное число смыслов и возможных трактовок. Хотя самое начало ее истории достаточно прозаично: известно, что в молодости художник много времени проводил на Волге, где делал зарисовки с изображениями мальчиков, купающих коней. Персонажем одной из таких зарисовок в 1912 году стал его двоюродный брат Шура, облик которого потом появился в изображении всадника.

Сам конь тоже имеет вполне реального прототипа – жеребца звали Мальчик, он жил в имении генерала Грекова на Дону, где в том же 1912 году гостили Петров-Водкин с супругой. Первоначально конь был гнедым, а никакого тайного смысла в картине не планировалось. Но постепенно из картины бытового жанра выросло символическое полотно, а конь стал красным. Сам художник после 1917 года говорил, что уловил носившиеся в воздухе революционные идеи; хрупкий, совсем молодой юноша на могучем красном коне стал символом тревожного и неведомого времени между двумя русскими революциями.

Некоторые видят в изображении красного коня аллегорию с самой Россией. Однако есть и другая трактовка: Кузьма Петров-Водкин долго учился на иконописца, и ему были очень близки художественные приемы, в частности, новгородской школы, в которой красной киноварью изображали коней под святыми и архангелами. Близки художнику были и мотивы русского фольклора, в котором само слово «красный» имеет богатую смысловую палитру. Особенность восприятию придает и открытая Петровым-Водкиным «сферическая» перспектива: он, а следом и зритель, смотрит на изображение словно бы с высоты, видя скругленный горизонт, что создает впечатление грандиозного, почти космического масштаба.

Автор скульптуры «Рабочий и колхозница», ставшей квинтэссенцией советского стиля, и лауреат пяти Сталинских премий - оставила после себя огромное количество неосуществленных замыслов (она называла их мечтами на полке). Среди них демоническая композиция «Пламя революции» - отвергнутый проект памятника Свердлову, - пастушок со свирелью, так и не ставший частью водруженного рядом с Московской консерваторией монумента Чайковскому, памятник челюскинцам. На выставке в Третьяковской галерее, посвященной ее 125-летию, кураторы решили не сводить Мухину к «Рабочему и колхознице» и показали около двух десятков ее эскизов 1910-1940-х годов.

Помимо «Рабочего и колхозницы» и исполнения ленинского плана монументальной пропаганды

Мухина разрабатывала модель советского костюма для порицающей буржуазные излишества советской женщины, делала скульптурные портреты из бронзы (напоминающие и античные головы, и размашистые фигуры экспрессионистов), работала со стеклом и рисовала эскизы к театральным постановкам.

Можно по-разному относиться к псевдоантичности с привкусом сталинизма, энтузиазму скульпторов-монументалистов и главному жанру тогдашнего советского искусства - производственному подвигу. Но едва ли их тяжеловесным скульптурам можно отказать в мощи и динамике. Сама Мухина, например, в 1939 году писала: «Стиль родится тогда, когда художник… иначе не может уже чувствовать, когда идеология его века, его народа становится его личной идеологией».

«Рабочий и колхозница»

«Рабочий и колхозница»

ИТАР-ТАСС

«Рабочий и колхозница» рассказывают о тоталитарном режиме бойче и красноречивее учебников истории. Мухина видела в них наследников петербургского «Медного всадника» - Петра I, - а также Минина и Пожарского, восседающих рядом с Кремлем. Скульптура была задумана для Всемирной выставки 1937 года в Париже, которая стала предвестницей Второй мировой. Тогда «Рабочий и колхозница» с павильона СССР (его спроектировал Борис ) смотрели на венчавшего немецкий павильон орла, а между ними лежала площадь Варшавы.

Победившей в конкурсе на реализацию скульптуры Мухиной не нравилась идея Иофана «равновеликости скульптуры и архитектуры». Иофан сомневался, что склонная к лирике Мухина справится с проектом.

Над статуей работали больше сотни человек. Одна «рука - гондола; юбка - целая комната», - вспоминала Мухина. Она хотела одновременно передать «тот бодрый и мощный порыв, который характеризует нашу страну», и при этом не раздавить зрителей тяжестью скульптуры. Роль облегчающего элемента сыграл развевающийся в воздухе шарф.

Был покорен выбором материала - нержавеющей стали. Парижане отметили логическую обоснованность каждой линии и стремительность шага героев. Позже Мухину, правда, обвинят по ложному доносу, что в лице Рабочего она изобразила . После выставки «Рабочего и колхозницу» должны были разобрать, однако на волне успеха решили вернуть в Москву - пускай постоит лет пять на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). Там она простояла до 2003 года (с прогнившим до корней внутренним каркасом), а после шесть лет пролежала разобранная на части и только в 2009-м вернулась на ВДНХ.

Памятник Леониду Собинову на Новодевичьем кладбище

vivovoco.astronet.ru

Примечательно, что сама Мухина своим лучшим творением считала не «Рабочего и колхозницу», а декоративного умирающего лебедя - мемориальную скульптуру, сделанную для могилы оперного певца . Она хотела представить артиста то Ленским, то Орфеем, спускающимся в Аид, - в одном из главных его образов. Однако вместо стоящей между кипарисами фигуры в хитоне явилась сделанная в гипсе умирающая птица, напоминающая врубелевского «Демона поверженного», - гимн упадку, не знающему преображения.

От монументалистки Мухиной не ожидали натурализма, перемешанного с сентиментальностью.

Но вдове (кстати, двоюродная сестра Мухиной) Нине Ивановне нравилось, а дочь Светлана называла лебедя обожженной металлом русской песней. Через шесть лет, в 1941-м, она перевела скульптуру в мрамор, сделав из лебедя с распростертыми крыльями символ надмирной скорби, а не овеществленную муку физического умирания.

Граненый стакан


Граненый стакан

РИА «Новости»

Дизайн граненого стакана советского образца, ставшего частью отечественной мифологии и главным фетишем эпохи, приписывают Мухиной. Однако подтверждающих это документов, конечно же, нет. Единственное доказательство - связь скульптора с Ленинградским экспериментальным заводом художественного стекла, где в 1930-1940-х она создала, например, массивный и строгий сервиз «Кремлевский» из дымчатого стекла.

В это же время созрел госзаказ на очередной производственный подвиг: нужно было сделать стакан для общепита - прочный и подходящий по форме для посудомоечных машин.

Считается, что первый советский граненый стакан был выпущен 11 сентября 1943 года на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном. Он имел 16 граней и гладкое кольцо, идущее по окружности. Размеры стандартного граненого стакана - 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. В СССР он был распространен повсюду, от столовых до автоматов с газировкой, и моментально стал таким же знаком времени, как, скажем, банка кока-колы для Америки 1960-х.

Памятник на Новодевичьем кладбище

Памятник Максиму Пешкову на Новодевичьем кладбище

vivovoco.astronet.ru

Максим Пешков в исполнении Мухиной - сын знаменитого отца, болезненно переживающий существование в тени гиганта советской литературы. Задумчивый и сосредоточенный, он почти слился с могильной плитой из уральского серого мрамора, только голова чуть выдается вперед.

Горький хотел поставить на могиле сына простой камень с барельефом и надписью: «Душа его была хаос».

Мухина сочла замысел бедным и невыразительным. Она решила: «Возьмем камень, но пусть из него рождается человек». Тогда, в 1935 году, надгробные скульптуры должны были быть торжественными и элегическими одновременно. Максим вышел у Мухиной некрасивым: его лицо угрюмо, голова выбрита, руки засунуты в карманы. Он мог бы стать одним из жителей дна, изображенных Горьким. Однако чувство драмы (а не ужаса перед смертью) делает фигуру спокойной и, кажется, даже величавой.

МОСКВА, 27 сен — РИА Новости. Выставка произведений русских художников, созданных в эпоху революции 1917 года, "Некто 1917" открылась в Третьяковской галерее, специально для экспозиции из-за рубежа впервые в Россию привезли два полотна кисти Казимира Малевича.

"Третьяковская галерея, хранящая самое значительное собрание искусства XX века, не могла пройти мимо этой даты… Эта выставка про мироощущение художников в 1917 году, самых различных, представлявших самые различные точки зрения, как этические, так и политические, философские, эстетические. Это такая многоголосица, которая одновременно обрушивается на вас. Это в самой последней степени отражение тех политических событий, которые происходили на глазах этих художников", — сказала на открытии выставки глава Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

По ее словам, на выставке представлены работы из 36 музейных и частных собраний России и Европы. "Хотела бы обратить ваше внимание на то, что впервые в России показываются две принципиальных работы Малевича. На них стоит маркировка "1916", но, по мнению всех специалистов, это конец 1916 — начало 1917 года. Это работа Малевича из галереи Тейт и его же "Супрематизм" из музея Людвига в Кельне", — заявила глава Третьяковки. Посетители выставки смогут увидеть в Третьяковской галерее на Крымском валу и работу Марка Шагала из галереи Помпиду в Париже.

Как отметили в музее, выставка ставит вопрос о месте искусства в переломную эпоху. Цель проекта — отойдя от устойчивых стереотипов, приблизиться к пониманию сложной картины важнейшего периода в жизни России. "Искусство перед неизвестной реальностью" — так кураторы условно обозначили тему, избрав новый подход к ее презентации. Они отказались как от привычного иконографического принципа — показа работ, изображающих революционные события, так и от ставшего традиционным сближения политической революции с искусством авангарда. Выставка готовилась на протяжении более чем трех лет.

Также в среду в музее открылась выставка "Ветер революции. Скульптура 1918 - начала 1930-х годов", на которой представлены портреты революционеров, рабочих и красноармейцев, проекты памятников, созданных по плану монументальной пропаганды 1918 года, а также произведения, отразившие дух революционной эпохи.

"Мы попытались показать в этой выставке совершенно разные стороны того, как творили и чувствовали в эту эпоху скульпторы. Это и вожди, среди которых есть уникальный портрет Ленина работы Альтмана, который зрители не видели уже многие десятилетия. Это гражданская война, герои заметные, безымянные, а есть вещи, которые экспонируются впервые", — подчеркнула заведующая отделом скульптуры музея Ирина Седова.

В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники».

Мухина В.И. Ветер. 1926-1927.
Бронза. 88 х 54 х 30. Третьяковская галерея


К столетию революции в России Третьяковская галерея открывает выставку работ скульпторов, ставших очевидцами тех исторических событий. Экспонируются портреты революционеров, рабочих и красноармейцев, проекты памятников, созданных по плану монументальной пропаганды 1918 года, а также произведения, отразившие дух революционной эпохи. Особого внимания заслуживают скульптурные бюсты Н.И. Альтмана, не показывавшиеся с 1990 года, а также «Беспризорники» И.Н. Жукова и проект памятника Карлу Марксу А.М. Гюрджана, никогда не выставлявшиеся после поступления в коллекцию Галереи в 1929 году.

Скульптура была тем видом искусства, который утверждавшаяся революционная власть ценила за огромный агитационно-пропагандистский потенциал. Мастера разных поколений видели в революции предвестие нового светлого будущего. Они запечатлели вождей и революционеров своего времени, а также типические лица красноармейцев, крестьян, рабочих, то есть тех, кто искренне поверил в революцию. В произведениях, созданных после 1917 года, революционная эпоха предстает бурной, драматичной и многоликой.

Мухина В.И. Проект памятника В.М. Загорскому. 1921.
Бронза. 77 х 31 х 46. основание: 5 х 31 х 31. Третьяковская галерея


Портрет В.И. Ленина (1920, бронза) ценен тем, что был выполнен Н.И. Альтманом с натуры в кремлевском кабинете и отражает впечатления художника от непосредственного общения с государственным деятелем. В 1920-е годы этот бюст был весьма известен, но позднее его вытеснили растиражированные и превратившиеся в официальный канон работы Н.А. Андреева. Бюст Ленина окружают скульптурные изображения соратников: «Портрет А.В. Луначарского» Н.И. Альтмана (1920, бронза) и «Портрет Ф.Э. Дзержинского» С.Д. Лебедевой (1925, бронза).
«Краснофлотец» А.Е. Зеленского (1932-1933, мрамор), «Портрет красноармейца» В.В. Адамчевской (1930-е, бронза), «Рабочий с молотом» И.Д. Шадра (1936, бронза) — это героизированные собирательные изображения современников, несущие в себе напряженность чувств, пафос переживания революционных событий небывалого размаха.

Фрих-Хар И.Г. Чапаевский гармонист Вася. 1929.
Цемент. 71 х 66 х 54. Третьяковская галерея


Центральное произведение выставки — «Ветер» В.И. Мухиной (1927, бронза). Стихия и борьба с ней наполняются метафорическим, философским смыслом. При движении вокруг скульптуры можно заметить, как трансформируется поза женской фигуры, изменяется положение рук и ног, то теряется, то обретается равновесие. Эта работа интересна и с точки зрения утверждения в обществе нового идеала красоты женского тела, когда ориентиром стала крепко сложенная, полнотелая, физически сильная работница.
Для С.Т. Конёнкова с революцией связана тема разрушительной силы русского бунта. Образ Степана Разина (1918-1919, тонированное дерево) у него перекликается с народной скульптурой и вбирает в себя фольклорное восприятие героя, связанное с сюжетом народных песен. «Голова Стеньки Разина» представляет собой вариацию на тему скульптурной группы «Степан Разин с ватагой», выполненной Конёнковым в соответствии с планом монументальной пропаганды и установленной на Красной площади рядом с тем местом, где был казнен Разин.

Коненков С.Т. Голова Степана Разина. 1918-1919.
Дерево. 54 х 30 х 35. Третьяковская галерея


Статуя И.Д. Шадра «В бурю» (1931, бронза) видится как символ противостояния воли и сознания человека природным и социальным силам. Невероятно сложная поза женской фигуры, нарушающая представления о статике и устойчивости, изломанность линий ее силуэта порождают драматизм и эмоциональный накал образа.
На выставке экспонируются работы, передающие атмосферу тех лет и конкретные эпизоды истории. Скульптура И.Н. Жукова «Беспризорники» (1929, гипс тонированный) — свидетельство разрухи и хаоса, воцарившихся во время Гражданской войны, которая последовала за Первой мировой и революцией. В эти неспокойные времена огромное количество детей оказалось на улице.
Важную часть экспозиции составляют проекты неосуществленных памятников в рамках плана монументальной пропаганды. В них представлен тот круг личностей и исповедуемых ими идей, в которых революционеры видели фундамент новой культуры. В Москве предполагалась установка монументов борцам за свободу — библейскому Самсону и гладиатору Спартаку.

Альтман Н.И. Портрет В.И.Ленина. 1920.
Бронза. 51 х 41 х 33. Третьяковская галерея


Не были забыты и современники — среди них убитый в Лозанне революционер В.В. Воровский, а также В.М. Загорский, проект памятника которому был создан В.И. Мухиной в 1921 году. Метафорическими образами, воплощающими дух революции, для скульпторов становились разные фигуры: у Н.А. Андреева — кузнец; у Б.Д. Королева — рабы, разрывающие цепи. Экспонируются эскизы двух фигур крестьянина и красноармейца для скульптурной композиции А.Т. Матвеева «Октябрь» (1927), которые не показывались зрителю последние тридцать лет.

Жуков И.Н. Беспризорники. 1929.
Гипс тонированный. 53 х 65. Третьяковская галерея


Выставка «Ветер революции» показывает реалии жизни тех лет и передает не только тревогу перед неопределенностью, но и воодушевление, питаемое надеждами на счастливое будущее. Революционная эпоха предстает перед зрителем в романтически-приподнятом ключе.

Адрес: Крымский Вал, 10. Зал 21-22.
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы прекращают работать за час до закрытия музея)
выходной — понедельник.
Цена билета: Взрослый - 500 руб. Льготный - 200 руб.
Бесплатно — для лиц до 18 лет. Подробнее .
Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки, проходящие в здании на Крымском Валу, для индивидуальных посетителей бесплатный .

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag


  • Выставка "Скульптор Анна Голубкина" - отчёт.

    В залах Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открылась выставка «Скульптор Анна Голубкина». Показ произведений Голубкиной в…


  • Пресс-конференция Третьяковской галереи.

    В понедельник 20 мая состоялась пресс-конференция посвященная реставрации картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581…

  • Выставка "Головой о стену Живопись и графика Б.А. Голополосова 1920–1930-х годов".

    Наряду с ретроспективами крупных отечественных живописцев Третьяковская галерея считает своей важнейшей миссией проведение выставок художников,…

  • Выставка "Семен Файбисович. Ретроспектива"

    Третьяковская галерея открывает выставку произведений Семена Файбисовича, одного из ярких представителей искусства эпохи застоя, перестройки и…


  • Третьяковская галерея приглашает вас на «Музыкальные вечера в зале Врубеля»

    Государственная Третьяковская галерея продолжает давнюю традицию проведения музыкальных вечеров в музее. Сегодняшний проект - совместное…



Пособия и алименты