Танцевальный номер навки про холокост. Танец навки о холокосте вызвал истерику в соцсетях и сми

Татьяна Навка художественно переосмыслила Холокост. От жюри она получила высший балл, от мужа - комплимент, от пользователей Сети - критику, от евреев - благодарность.

кадр из официального видео "Первого канала"

В выходные шоу Первого канала «Ледниковый период» стало вторым по обсуждаемости после смерти Фиделя Кастро. Жена пресс-секретаря президента РФ и фигуристка Татьяна Навка станцевала в лагерной робе со звездой Давида на груди. Интерпретация оскароносного фильма «Жизнь прекрасна» получилась дискуссионной. Спортсменка освистана даже аудиторией Первого канала, но положительно отмечена представителями еврейского сообщества.

Девятый день шоу «Ледниковый период» на Первом канале был посвящен мировому кино. Пары выбрали узнаваемые бестселлеры «Леон», «Убить Билла», «Мистер и миссис Смит», «Завтрак у Тиффани». Завершали прокат олимпийская чемпионка по фигурному катанию и жена пресс-секретаря президента Татьяна Навка с партнером Андреем Бурковским, актером и выходцем из КВН.

В подводке к выступлению ведущие Алексей Ягудин и Алла Михеева рассуждали, что название номера Навки могло бы стать девизом всего «Ледникового периода».

«Апокалипсис сегодня?» – с фирменным кокетством спросила Алла. «Жизнь прекрасна», – ответил Ягудин.

Перед показом слово дали и Татьяне Навке. «Мы, конечно, в предвкушении. У нас кино-"Голливуд". Мы взяли музыку из фильма «Жизнь прекрасна». Это про концлагерь», – произнесла фигуристка, заламывая руки.

И номер начался. Герои в арестантских робах с желтыми звездами Давида представили жизнерадостную пантомиму. В конце выступления героя расстреляли, лицо героини отобразило боль.

Все судьи поставили по высшему баллу за артистизм и технику. Навка и Бурковский ликовали и обнимались. После выхода шоу в эфир они отметились в своих аккаунтах Instagram: «Посмотрите обязательно! Один из моих любимых номеров! По мотивам одного из моих любимых фильмов «Жизнь прекрасна»! Покажите этот фильм своим детям, обязательно. P. S. Наши дети должны знать и помнить о том страшном времени, которого, надеюсь, они никогда не узнают!» – написала Татьяна Навка.

Бурковский от пояснений воздержался: «6.0. 6.0)))».

Фильм «Жизнь прекрасна» снят в 1997 году. Повествует о концентрационных буднях еврея, его жены-итальянки (добровольно последовала за супругом) и их пятилетнем сыне. Еврей убедил ребенка, что ужасы лагеря Освенцим (Аушвиц) – это игра и нужно следовать правилам. Ребенок принимает условия и спасается. Отца расстреливают. Фильм получил три «Оскара», в том числе за музыку. На церемонии вручения в 1999 году режиссер Роберто Бениньи прыгал по стульям, вскакивал на сцену и восторженно обнимал Софи Лорен.

После ТВ-шоу последовала реакция. Пользователь Durevestnik написал: «Навка показала всем, как весело проводили время заключенные в фашистских концлагерях. А кто с этим не согласен, тот фальсификатор истории» .

Информационный всплеск докатился до Кремля. Дмитрий Песков нашел случай похвалить жену. Корреспондент московского отделения AP Наталья Васильева написала в твиттере: «Я спросила Пескова о танце Татьяны Навки. Он ответил: "Я горжусь женой – все, что могу сказать"».

Навку в робе обсуждали за рубежом активно. Самые популярные прилагательные, применяемые к танцу, – «оскорбительный», «отвратительный», «неуместный», «бездарный».

В полемике поучаствовал и американский комик Майкл Айан Блэк (Michael Ian Black). Он отпустил тонкую шутку в адрес номера: «Он мог бы показаться оскорбительным, если бы со всей бережливостью не были воссозданы танцы на льду эпохи Аушвица».

Когда пользователи твиттера ему написали, что русские фактически освободили Аушвиц и потеряли 22 млн человек во Второй мировой войне, Блэк ответил: «Никто не подвергает сомнениям невероятную жертву России в войне. Может быть, это просто неуместно показывать в танцах на льду».

Израильское издание Haaretz также отметило неоднозначность использования темы Холокоста в развлекательных программах: «Холокост на льду: жена помощника Путина вызвала споры катанием в робе узницы концлагеря».

Немецкий Spiegel ограничился описанием номера Навки, ее социальным статусом (жена представителя Кремля) и сообщением о том, что выступление «вызвало критику со стороны США».

«Когда там побываешь, такие номера не придет в голову делать», – считает подписчик Навки bahtinov.design.

«Элитка» уж не знает, как изощриться», – не мог пройти мимо igor.mironov.9615.

«Рисовать карикатуры на трагедии, например как в журнале Charlie Hebdo, – это нормально, а сделать номер на льду, который не предполагает желание посмеяться или кого-то обидеть – это кощунство?» – защитила пару anna_karelina1990.

Поклонница Svetlanaleg53 хотела сделать Татьяне Навке приятно, а получилось двусмысленно: «Вы невероятно сочетаетесь с образом. Браво».

Вслед за ней многие также отметили, что полосатое Татьяне Навке к лицу.

В официальной группе «Ледникового периода» в соцсети «ВКонтакте» исторические аллюзии остались незамеченными. Холокост не обсуждался вовсе, чуть-чуть покритиковали британскую прессу, и все. Хорошее о номере сказали только 48,8 % проголосовавших (235 человек).

«А мне показалось, что это эксплуатация темы», – выразила мнение поклонница шоу Юлия Калашникова.

«Танцы Навкой не проживаются изнутри», – не верит жене пресс-секретаря Ирина Борзик.

Под роликом в Youtube Навке и постановщику Илье Авербуху тоже досталось.

«Кощунственное издевательство над памятью миллионов замученных...» – уверена Jewgenia Komarova.

Пользователь Maya Paz решила ответить и за других тоже: «Вы плюнули в лицо каждого еврея. Этот номер выглядит так же нелепо, как дискотека на могиле родителей».

С ними подискутировала Victoria Razhkovetsky: «Великолепное прочтение (фильма. – Ред .) талантливыми авторами и исполнителями этой трехминутной постановки. Люди тронуты до глубины души».

На сайте Первого канала выпуск «Ледникового периода» вызвал отрицательные отзывы.

«Совершенно неподходящая тематика для развлекательного шоу. После фильма выходишь с комом в горле. А тут – улыбки, аплодисменты и оценки за технику и артистизм. Испытал только недоумение, как одни могли такое придумать, а другие – весело аплодировать», – пишет зритель Pavel Riazanov.

Mihael Ratinsky обратил внимание, что шоу состоит не только из номера, в котором допустимо художественное переосмысление, но и публики. И ее реакция весьма спорна: «Вы с ума посходили! Улыбочки в робах с желтыми звездами! Зал, взрывающийся аплодисментами... Ни вкуса, ни такта, ни понимания... Бездарная режиссура».

Председатель еврейской общины Петербурга Марк Грубарг сказал в : «Выбор темы не является запретным. Но художественное произведение оценивается по тому, несет ли оно качественную нагрузку, будит ли оно людей. Как большое значимое произведение я этот номер оценить не могу. Особых эстетических впечатлений катание не вызвало. Удалось ли героям вызвать ощущение трагизма у аудитории? Это вопрос. Но сейчас многие ищут точки разногласия, которые не являются концептуальными».

Чемпионка Олимпиады-1998 по фигурному катанию Оксана Казакова поддержала Навку: «Программа вызвала у многих людей слезы. Ребята не преподали тему (Холокоста) в комичном ключе. Фигурное катание – это искусство. Мы с помощью танца можем передать эмоции, проблемы и страх».

Режиссер Карен Шахназаров участвует в жюри. Он тоже поставил 6.0. Вот его оценка: «Этот фильм очень хорошо помню и люблю, он выдающийся. Никогда не было, чтобы об ужасах нацистских лагерей в искусстве говорили таким образом, чтобы была лирика, юмор, непоколебимая сила человеческого духа. Ребятам удалось передать дух этой картины, суть ее».

Глава Северо-Западной общественной организации евреев-инвалидов, бывших узников фашистских концлагерей и гетто Павел Рубинчик, который был в минском гетто, признался «Фонтанке», что фильм не смотрел, а потому может сказать только о номере: «Катание, пируэты, лирика – это хорошо, но они не вяжутся с тем, что было на самом деле. Нам просто хотелось попить и поесть и иногда желалось смерти. К сожалению, я не почувствовал трагизма в выступлении».

Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин оставил запись в Facebook: «Шокирован ли я? Я в ужасе! В ужасе от реакции на этот номер. Вы хотите поговорить об эстетических дилеммах, о максиме Адорно? Это после километров пленки китча "про Холокост"? После "Списка Шиндлера" и "Мальчика в полосатой пижаме"? "Жизнь прекрасна" вас тоже до тошноты возмущала? Ни фига – вам Навка под хвост попала. И это вы используете память жертв Холокоста в своих корыстных целях. А ей – поклон. Как всякому, кто готов надеть желтую звезду в память о них» .

Блогер Антон Носик написал в ЖЖ: «Для сегодняшней цивилизации Холокост – не более чем исторический сюжет, поставляющий вдохновение для книг, фильмов, научных исследований и, как теперь выяснилось, танцев на льду. Танцевальный номер по мотивам фильма я оценивать не готов, хорош он или плох, я просто ничего не смыслю в хореографии. Но однозначно в нем нет никакого оскорбления ни для еврейского народа, ни для жертв Холокоста. Это всего лишь художественное обращение к теме, которая за последние 70 лет стала общемировой».

Из переписки на фейсбуке:

"Абсолютно понятна тема передачи - иностранное кино - и задачи, стоявшие перед постановщиками танцев на льду. Авербух, в меру своих способностей предпринял неудачную попытку воссоздать тему очень тонкого и несомненно талантливого фильма. Почему неудачную, попытаюсь объяснить. Любая реплика с гениального художественного произведения - это скользкий и опасный путь. Потому что попытаться "перепеть" гения практически невозможно. Нет в истории искусств таких примеров. Тем не менее, произведения, заранее нацеленные на "подражание" автору-гению существуют. И не менее гениальные. Должно лишь быть соблюдено одно условие - смена жанра. Классика/экспрессионизм, постклассицизм/модерн, модерн/поп-арт и тп...И здесь вступают в игру законы художественной этики, которые неразрывно сопровождают любое эстетическое произведение, которое предлагается вниманию публики. Есть круг тем, которые, по умолчанию, по сложившимся законам этики (я говорю о нашей с Вами современности, возможно лет через двести они будут скорректированы, даже вероятнее всего!) невозможны для подобных "упражнений". Это, к примеру, сцены крайней жестокости - расчлененка, сцены сексуального насилия, изображение детской наготы с сексуальным подтекстом, изображение глумления над физическими недостатками и тп. Это не говорит о том, что те же темы не могут быть освещены в творчестве в виде аллегорий или ассоциаций, не касающихся тематики напрямую!

Тема геноцида не является абсолютным табу, но Холокост имеет свои рамки изображения и интерпретации. Почему? Потому, что любой геноцид - это следствие не только массового истребления людей, но и следствие массового участия людей в этом истреблении. Телевидение - это масс-медиа, не только развлекающее, но и формирующее вкусы, предпочтения и мировоззрение у телезрителей, воспитывающее в определенном ключе. На этот счет существует целая наука - о воздействии на мировоззрение аудио-визуальных информационных источников. Поэтому то, как тема Холокоста преподносится с экрана, должно быть строжайшим образом подвергнуто внутренней цензуре автора (либо цензуре редакторской) и соответствующими законодательными актами, касающимися этого. В цивилизованных странах дела обстоят именно так.
В случае с Авербухом было нарушено множество вышеуказанных традиций: неуместность, предметное изображение образов узников в нестереотипном (нестандартном) виде, отрыв от пропорции изображения трагедии, которая была соблюдена в оригинале (фильме), безвкусица в изображении/постановке и нечистоплотное использование заведомо выигрышной тематики с целью получения личных дивидендов. Все это никак не увязывается с традиционным использованием темы Холокоста ни в искусстве, ни в спорте(!) (То, как тема была использована в олимпийском выступлении Липницкой, где именно использовалась аллегория - подобная той, которую использовал в своем фильме Стивен Спилберг, но не менее талантливая!). Воспитательный момент, цель которая традиционно преследуется в изображении Холокоста, отсутствовал, а любая другая цель - это надругательство над темой."

Такой вот развернутый ответ искусствоведа.

Хоть спорь, хоть нет - таких слов не найти все равно.

Причина в том, что Навка и её партнер выбрали для выступления редко используемую в подобном контексте тему Холокоста.

Сама Навка заявила, что танец в робах заключенных с нашитой на них звездой Давида (использовавшейся для обозначения узников концлагерей еврейского происхождения) был попыткой переноса настроения и эстетики итальянского оскароносного фильма "Жизнь прекрасна" на лед: "Посмотрите обязательно! Один из моих любимых номеров! По мотивам одного из моих любимых фильмов "Жизнь прекрасна"! Покажите этот фильм своим детям, обязательно [!] Наши дети должны знать и помнить о том страшном времени, которого надеюсь-даст Бог, они никогда не узнают".

Танцевальная пара - и Андрей Бурковский - выступали под песню Beautiful That Way Николы Пьовани из этого же фильма Роберто Бениньи, повествующего о мальчике и его отце-еврее и их пребывании в концлагере.

Судьи телешоу танец оценили высоко: дуэт получил 12 баллов по результатам выступления 26 ноября, что вывело их в лидеры рейтинга седьмого сезона "Ледникового периода".

Видеоролик с танцем быстро разошелся по интернету и вызвал шквал комментариев у пользователей по всему миру.

"Ох уж эти дурацкие жертвы Холокоста", - написала в "Твиттере" американская юмористка с еврейскими корнями Сара Сильверман.

"Как по-русски сказать "отвратительно, оскорбительно безвкусный", - спрашивает у подписчиков актер и писатель Ричард Бельзер.

"Неважно, какой был план - это было неуместно", - пишет колумнист Times, подписывающийся только именем Яшар.

В израильской блогосфере выполнение Бурковским и Навкой номера не вызвало больших дискуссий, рассказал Русской службе Би-би-си журналист Евгений Сова.

"Никакой реакции, не считая нескольких человек, бурных активистов в соцсетях. Фильм итальянский, тема Холокоста... У Израиля нет монополии на тему Холокоста. За исключением нескольких десятков русскоязычных комментаторов, никто не отреагировал. В понедельник межфракционный день, я пытался узнать у фракций - так вот, они вообще не понимают, о чем идет речь. Может быть, по итогам сюжета Си-эн-эн кто-то заметит, но пока на официальном уровне ничего не было. Официальные лица вообще не понимают, что это за шоу - ну, откатали шоу. Я даже не вступаю на перепалки на эту тему в "Фейсбуке". Ни один политик не поймет, что это. Может быть, не надо педалировать тему Холокоста в виде танца, но это их право. Реакции Израиля просто нет".

Для наряда танцоров сразу же нашлось новое слово - "холокостюм" (holocaustume).

В соцсетях вспомнили о выступлении хореографа Анастасии Антелавы и актера московского театра имени Ермоловой Александра Петрова на похожем проекте "Танцы со звездами", где дуэт исполнил романтический номер о нацистском военном и жительнице оккупированной территории.

Пара станцевала фокстрот под Fly Me to the Moon Фрэнка Синатры, в финале композиции оба героя погибают.

"Только на российском ТВ зрители развлекательных шоу могут увидеть холокост на коньках и танцующих нацистов", - сопоставляют оба события в "Твиттере".

"90% говорящих вообще не видели номера, не понимают, о чем шла речь, и для таких людей я готов еще раз объяснить: тема программы была "Мировое кино", номер поставлен целиком по великому кино "Жизнь прекрасна" режиссера Роберто Бениньи, который получил три "Оскара", - сказал в интервью "Бизнес-FM" фигурист Илья Авербух, ставивший танец.

В России комментаторы обратили внимание, что многие западные СМИ, рассказывая о выступлении, выносили в заголовок то, что Навка замужем за пресс-секретарем российского президента Дмитрием Песковым.

Песков не стал комментировать выступление своей супруги развернуто

"Я горжусь своей женой, вот что я могу сказать", - заявил он РИА Новости.

Татьяна Навка — олимпийская чемпионка по фигурному катанию и жена пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова — совместно с актером Андреем Бурковским выступила на шоу «Ледниковый период» на Первом канале в субботу вечером. Пара обыграла оскароносный фильм Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» под песню «Beautiful That Way» израильской певицы Ахиноам Нини (Ноа), вошедшую в саундтрек к ленте.

Одетые в полосатые пижамы с желтыми звездами Давида, «родители», по задумке авторов попавшие в концлагерь, пытаются убедить «ребенка» в том, что все происходящее вокруг — игра. В ходе номера фигуристы изображали стрельбу друг в друга. Как отмечает Daily Mail, «их сияющие улыбки типичны для фигурного катания, но мало сочетались с чудовищной темой» номера. В свою очередь, авторы объяснили, что улыбки, кривлянье и показавшаяся другим неуместная радостная атмосфера — часть сценария, повторяющего сюжет фильма «Жизнь прекрасна».

После выступления Навка вывесила в своем инстаграме коллаж из фото, снабдив его подписью: «Посмотрите обязательно! Один из моих любимых номеров! По мотивам одного из моих любимых фильмов «Жизнь прекрасна»! Покажите этот фильм своим детям, обязательно. PS: Наши дети должны знать и помнить о том страшном времени, которого, надеюсь, — даст Бог — они никогда не узнают!»

A photo posted by Tatiana Navka (@tatiana_navka) on Nov 26, 2016 at 11:22am PST

Впрочем, аллюзии поняли и оценили далеко не все. Сразу после того, как автор New York Magazine и Daily Beast Яшар Али ретвитнул запись выступления, на Навку и Бурковского обрушился ураган критики. В соцсетях мнения разделились: от «Просто не могу поверить в такую бесчувственность и бестактность» до призывов к Путину заставить Навку принести публичные извинения.

Известная фигуристка Татьяна Навка, жена пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, в рамках шоу« Ледниковый период» на Первом канале исполнила танец о любви узников нацистского концлагеря. Татьяна ставила номер вместе с комиком Андреем Бурковским.

Танец был поставлен по мотивам оскароносного фильма« Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, рассказывающего о жизни итальянского еврея, узника Освенцима. Татьяна Навка в своем Instagram написала, что« наши дети должны знать и помнить о том страшном времени».

Популярное

Выступление вызвало волну возмущения в Сети, российские и зарубежные СМИ остро отреагировали на скандальный номер. «Вы с ума посходили! Улыбочки в робах с желтыми звездами! Зал, взрывающийся аплодисментами… Ни вкуса, ни такта, ни понимания… Бездарная режиссура», — пишет разгневанный зритель(Орфография и пунктуация здесь и далее авторские. — Прим. ред .). Подписчики Татьяны устроили нешуточный спор, и большинство склонилось к тому, что« такому выступлению не место на телевидении».


Президент фонда« Холокост» Алла Гербер постаралась остудить критиков в эфире радио« Говорит Москва» и заявила, что не стоит воспринимать номер так однозначно. «Тема настолько больная, настолько кровавая, что как к ней обращаться, какие есть критерии? Это, прежде всего, мне кажется, не должно быть насмехательством, это не должно быть иронией, не должно быть кривой улыбки».


Татьяна Навка удивилась критике и прокомментировала Life.ru : «Меня удивляет, конечно, реакция. Наверное, люди не смотрели этот замечательный фильм „Жизнь прекрасна“, завоевавший на Каннском кинофестивале награды и получивший три премии „Оскар“. Честно говоря, мне нечего сказать. В нашем проекте не первый раз поднимается темы войны, я лично не первый раз катаю номер именно в одежде узников концлагерей. Это наше творчество, и раньше оно как-то не вызывало никакой реакции в мире. А это значит, что мы заставляем людей задумываться».


Также о шоу высказался и главный тренер и продюсер шоу« Ледниковый период» Илья Авербух: «Этот номер — моя идея. Я делал очень много номеров на военную и еврейскую тему, абсолютно разных характеров. В предыдущей программе у нас был потрясающий номер Екатерины Варнавы — армянская колыбельная, тоже о трагических событиях. Но никто не обратил внимания, видимо, потому что не Татьяна Навка его исполняла. И в этом весь ответ. Когда живешь в стороне от этого, думаешь, что, может, наши сгущают краски, передергивают… Но Daily Mail в этой статье публикует совершенно непроверенные факты. А ведь это не какая-то газетенка, а одно из первых в стране изданий».



Пособия и алименты