Вариант. Онлайн тесты ЕГЭ Русский язык

The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request.

Please contact the server administrator at to inform them of the time this error occurred, and the actions you performed just before this error.

More information about this error may be available in the server error log.

Цыбулько 2017 Вариант 5 по тексту Астафьева Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один (ЕГЭ по русскому)

Ctrl+Enter .

Спасибо за внимание.

Музыка считается вещью настолько удивительной, что сердце умеет слушать всё, что она говорит! Иногда человеческая душа остается глухой, а всё потому, что важно дорасти до понимания умной серьёзной музыки! Проблема, связанная с восприятием музыкального произведения и зависимостью чуткости человеческой души к мелодии от общей культуры развития личности, затронута в данном тексте.

Автор стремиться рассуждать на эту тему посредством рассказа о собственном детском поступке, который сегодня у него вызывает чувство стыда: мальчиком была обругана певица, которая пела в свойственной только ей манере, то есть, не так все.

Пребывая во взрослом возрасте, он страдает от нравственных мук, столкнувшись с фактом без культурного поведения отдыхающих в Ессентуках.

По мнению В.П. Астафьева, не каждый человек обладает способностью к получению наслаждения от прослушивания классической музыки: это душевный труд, и надо пребывать в состоянии духовной зрелости, чтобы человек с этой работой смог справиться. Хотя это не есть оправданием грубого и малокультурного поведения.

Отвратительное зрелище, когда люди не способные к пониманию чего-то, ругаются и злятся, будто это плохо. В данном случае, терпимость к другим выходит на первое место. Мы полагаем, что наши собственные взгляды и предпочтения должны все уважать и почтительно к ним относиться, но если самим нам что-то не нравится, то это «отстой».

С насмешкой относятся к музыке и иным видам искусства герои И.С. Тургенева, образы которых воплотил в жизнь автор в романе «Отцы и дети». По мнению Базарова, музыка или поэзия являются глупостями, предназначенными не для развлечения разумных людей. Евгений отрицает также существование чувств, сводя все к физиологии. В начале романа персонаж не обладает опытом настоящей любви. Позже ему становится понятным, что любовь – это реальность. Базаров переосмыслил бы также отношение к музыке, но он до этого момента не дожил. Этим доказывается правота В.П. Астафьева: понимание классики приходит с духовным ростом. Чего-то ты можешь не понимать – не злись, просто старайся это осознать.

Проблема раскаяния Астафьев Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни (ЕГЭ по русскому)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Порой делая что-то мы даже не задумываемся о последствиях и затем очень часто сожалеем, ведь всё исправить невозможно. Лишь спустя некоторое время приходит осознание. В данном тексте В.П. Астафьев поднимает проблему раскаяния.

Рассказчик повествует о своём постыдном поступке, который он совершил в детстве: когда в репродукторе раздался голос певицы, герой со словами негодования выдернул вилку из розетки, тем самым подал пример другим ребятам.

Спустя много лет он оказался на бесплатном симфоническом концерте на курорте, где играли достойную классическую музыку. Почти сразу зрители начали показывать своё недовольство: покидать зал «с возмущениями, выкриками, бранью …, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах». А рассказчик сидел, ужавшись в себя, и слушал музыкантов, вспоминая свой поступок, но та певица «уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня», - подумал он. «Жизнь - не письмо, в ней постскриптума не бывает».

Я полностью согласен с В.П. Астафьевым и считаю, что все учатся на своих ошибках. Оступившись однажды и раскаявшись, человек навсегда запоминает свой поступок как нравственный урок.

Обсуждаемая проблема настолько важна, что многие писатели поднимали её в своих произведениях, например, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главный герой Раскольников создал теорию, согласно которой люди делятся на «тварей дрожащих» и право имеющих». Чтобы проверить это, Родион решился на убийство, но оно не принесло ему счастья. С Сониной помощью герою удалось искупить свой грех именно раскаянием.

У В.П. Астафьева есть рассказ «Конь с розовой гривой», где его волнует эта же проблема. Герой обманул свою бабушку (положил на дно корзинки с земляникой траву). Но сразу же его начала мучать совесть: по возвращении бабушки мальчик горько плачет и раскаивается в содеянном; а бабушка изначально верила, что он признается, поэтому всё-таки купила ему «пряник конём».

Таким образом, любой человек может столкнуться с данной проблемой, и решить её бывает непросто, но тот, кто способен осознать свои собственные ошибки, тот больше никогда их не повторит.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Виктор Астафьев. Рассказ «Постскриптум» *
Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня - скорее всего как раз непохожестью - раздражавший.

«Ха, блимба! Орет как жеребец!» - сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался. Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку , поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком.

…Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто так жирующих на курорте , и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению.

Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли - уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно - нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.

Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями , сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем.

Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…

Но жизнь - не письмо, в ней постскриптума не бывает. Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом , имя ей - великая Надежда Обухова, - стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее.

Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. Меня бьет по морде матерщина в тот момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках.

Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца , более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает; «Люди, помогите мне! Помогите!.. Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»


  • ПОСТСКРИПТУМ, -а, м. (книжн.). Приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами Р. S. [от латинского post scriptum "после написанного"].

Виктор Астафьев.

Рассказ «Постскриптум»

Конечно, понимание искусства дано не каждому человеку, однако к этому пониманию необходимо стремиться. Обогащать духовный мир , расширять горизонты своего мировоззрения должен каждый культурный человек . И очень горько бывает за тех людей, которые, замыкаясь только на материальной стороне жизни , не испытывают потребности в духовном обогащении . Как следствие, деградация личности, проявление хамского поведения, агрессивные выпады. Бездуховность бывает воинствующей, когда яростно отрицает все, о чем не имеет представления.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему одним нравится классика, а другим модные попсовые песенки? Так ли уж это важно? В чём причина такого разного отношения к музыке? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста В.П.Астафьева.

Писатель ставит в своём тексте проблему разного отношения к музыке. Он приводит два примера. Первый – «постыдный поступок» из детства, когда в детском доме из репродуктора он услышал «ни на чей не похожий» голос. «Со словами негодования» рассказчик выдернул вилку из розетки. Впоследствии эта певица, чей голос вызвал такое раздражение, Надежда Обухова, стала его любимой певицей.

Второй пример произошёл несколько лет спустя, в Ессентуках. «В просторном летнем зале слушал я симфонический концерт». Музыканты старались, играя Штрауса, Брамса, Оффенбаха, но слушатели, пришедшие на концерт бесплатно, уходили, громко ругаясь и хлопая сиденьями. Ему стало стыдно и захотелось «за всех попросить прощения». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься, почему так по-разному относятся люди к серьёзной классической музыке.

Так было всегда. Не каждому дано услышать, почувствовать, понять. Но не нужно свою глухоту объяснять виной других. Музыка недостаточно хороша, музыканты плохо играют. Нужно видеть проблему в себе и уважать тех, кто способен понимать классику.

Я разделяю точку зрения автора. Сегодня многие мои сверстники скачивают известные произведения великих музыкантов, слушают их. Стыдно не знать Моцарта, Баха, Чайковского. Слушая, открывают для себя новый мир музыки, пленительный и завораживающий. Конечно, есть те, кто не воспринимает серьёзную музыку. Я считаю, что не надо им это и навязывать. Нужно уважать и тех, и других. Ну, и, конечно понимать, что классика будет популярна во все времена, на то она и классика. Это музыка, вызывающая настоящие чувства, настоящие переживания. Музыка, помогающая по- другому взглянуть на мир, на жизнь, на себя. Примеры этому мы находим в произведениях художественной литературы.

В великом романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» в семье Ростовых часто музицируют, поют. Особенно мне запомнился эпизод, когда Николай Ростов, проиграв целое состояние Долохову, приходит домой и застаёт домашних в гостиной. Они слушают, как поёт Наташа. Николай присел и заслушался. Он удивился, как хорошо и искренне поёт сестра. Как под звуки её голоса забываешь обо всём, уносясь куда-то далеко от земли, где нет подлости и лжи. Он видел, что все, как и он, чувствуют тоже самое. Музыка – часть жизни семьи Ростовых. Каждый их день наполнен звуками настоящей серьёзной музыки.

Музицировали и в другой удивительной семье Туркиных в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». Дочь Екатерина Ивановна часто перед многочисленными гостями играла на рояле и собиралась ехать учиться в консерваторию. Все хвалили её и уверяли в несомненном таланте. На самом же деле она играла очень шумно и долго. Гости, восторгаясь, не могли дождаться завершения, чтобы идти обедать. С карьерой пианистки у героини ничего не сложилось, как и со Старцевым, которому она когда-то отказала. Котик, как называли её домашние, в конце рассказа постарела, часто болеет и каждый день по четыре часа играет на рояле. Музыка – тоже часть её жизни, но музыка другого рода. В её исполнении она становится искусственной, не наполненной настоящими переживаниями, потому что их не испытала героиня.

Таким образом, мы видим, что к музыке у всех разное отношение. Это зависит от семьи, от воспитания, от увлечений человека и многогранности его натуры. Все вкусы надо принимать. Но тех, кто способен ценить и понимать настоящую серьёзную музыку, надо уважать. Научиться слушать настоящую музыку можно каждому, стоит только приложить усилия. Цените классику, любите её!

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Все люди в жизни совершают множество ошибок. Но далеко не каждый способен признать свою вину в них и просить прощения у обиженного. Нужно ли раскаиваться в постыдных поступках? Именно над этой проблемой задумывается В.П. Астафьев в предложенном тексте.

Автор вспоминает одну из ошибок, которую он совершил в детстве. В то же время писатель говорит: «Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку…». Но осадок от случая из детства остается у В.П. Астафьева на всю жизнь. Являясь свидетелем неуважительного отношения зрителей к музыкантам на симфоническом концерте, он хочет «попросить прощения у миленькой дирижёрше», «извиниться за всех нас».

В.П.Астафьев подводит читателей к выводу о том, что все люди должны уметь раскаиваться в совершенных ошибках.

Ведь только в этом случае каждый из нас сможет не допустить их повторения в будущем.

Не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, когда человек осознает свою вину в чем-либо, просит прощения у тех, кого обидел, то сразу становится легче не только обиженным, но и самому ему. Именно тогда не наступает разлад между совестью и человеком.

Как порой долго люди не осознают свою вину перед другими. Достаточно вспомнить повесть В.Железникова «Чучело», чтобы понять это. Одноклассники Ленки Бессольцевой считали ее предателем, поэтому и позволяли себе издеваться над этой хрупкой девочкой. Но только когда она уехала из города, ребята поняли, что постыдный поступок совершила не Ленка, а они.

Обратимся к роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Наташа Ростова не остается верной князю Болконскому, принимая знаки внимания со стороны Анатоля Курагина. Но героиня быстро осознает свою вину, чувствует муки совести за совершенное и получает прощение от Андрея. Это отличает ее от семьи Курагиных, члены которой всегда были равнодушны ко всему происходящему.

Прочитав текст, прихожу к следующему выводу: каждому из нас необходимо осознавать неправильность своих поступков и признавать постыдные ошибки. Только тогда человек сможет жить в гармонии с самим собой и со своей совестью.

Вариант 2

Раскрывая данную проблему, автор размышляет о том, как важно уметь раскаиваться в поступках. В.П. Афанасьев обращает внимание на то, что будучи ребенком, он совершил очень постыдный поступок. Выдернул вилку репродуктора из розетки перед ребятами, за что всю оставшуюся жизнь очень раскаивался перед певицей, которая в этот момент пела. Также писатель замечает, что с возмущениями и криками покидали мероприятие не удовлетворенные музыкальным исполнением слушатели, за которых автору хотелось извиниться.

Так писатель убеждает нас в том, что как бы ни был ужасен поступок, необходимо исправляться и раскаиваться. Пусть и не всегда человек будет прощен, но хотя бы таких поступков не совершит снова.

С мнением автора трудно не согласиться, хочется прежде всего подчеркнуть мысль о том, что люди учатся не только на своих ошибках, но и на чужих ошибках. Раскаявшись и отпустив всю ситуацию, понимаешь всю вину, обрушившуюся на тебя.

Свою позицию я готова подтвердить аргументом из литературы. В произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» после убийства старушки Родиона Раскольникова мучает совесть, в его сознании возникает непреодолимая преграда с обществом, все это становится главным наказанием героя и лишь на каторге, отказавшись от собственной теории, он раскаивается и встает на путь очищения.

Обратимся к произведению А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Дуня Вырина покинула отца, а после его смерти, приехав на его могилу, долго плакала, раскаивалась и сожалела о содеянном.

В заключение хотелось бы отметить, что раскаяние помогает справиться с различными бедами, поэтому умение признавать свои ошибки- очень важная черта для человека.

Вариант 3

Почему сегодня многие люди проявляют неуважение друг к другу? Именно проблему неуважительного отношения к окружающим поднимает В.П.Астафьев в данном тексте. Она существует достаточно давно, но актуальна и в наши дни.

Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, автор рассказывает нам о случае, произошедшем на музыкальном мероприятие. Крымские музыканты давали концерт в Ессентуках.Они хотели, чтобы зрители послушали приготовленное выступление, оценили их старания, огромный труд, но, к сожалению, от тех никаких одобрительных действий не последовало. Зрители посчитали концерт скучным, неинтересным и, проявив неуважение, начали его "с возмущениями, выкриками", "хлупнув сидением" покидать.

Ярким литературным примером, подтверждающим мою позицию, может послужить комедия Д.И.Фонвизина"Недоросль".Госпожа Простакова - грубая, жестокая, необразованная, невоспитанная женщина. Она не уважает никого вокруг себя.Таким же человеком, как и она растёт её сын Митрофанушка, он берет пример со своей матери.

В произведении А.С.Грибоедова"Горе от ума" Фамусов является чиновником, которому важны только знатность и богатство. Он общается с людьми только с высшим чином. К обычным крестьянам Фамусов относится неуважительно.Всячески их оскорбляет и унижает.

Вопрос №24

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2)В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня — скорее всего как раз непохожестью — раздражавший.
(3) Со словами негодования я выдернул вилку репродуктора из розетки. (4)Голос певицы оборвался. (5)Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком.
(б)Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (7)Всё повидавшие и пережившие на своём веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. (8)Делали они это вроде как бы с извинениями за своё вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму, более серьёзному отделению.
(9)Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли — уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (10)Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.
(И)Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущённо хлопнуть сиденьем.
(12) Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве...
(13) Но жизнь — не письмо, в ней постскриптума не бывает. (14)Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей — великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её.
(15) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (16)Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. (17)Меня бьёт по лицу зрительская ругань в тот момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках. 
(18) 0н в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: «Люди, помогите мне! (19)Помогите!.. (20)Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»
(По В. П. Астафьеву*)
* Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — выдающийся советский и российский писатель.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Особое место в тексте занимает описание концерта. Для этого автор использует яркие средства выразительности: троп — (А)__________ („в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан", „переутомлённых культурой слушателей" в предложении 8), лексическое средство — (Б)_______ („муравьишку", „молоденькой" в предложении 7, „кругленьких" в предложении 17). Поведение зрителей, при описании которого автор прибегает к использованию такого тропа, как (В)_______ („и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли" в предложении 9), вызывает у рассказчика эмоциональную реакцию, которую лучше всего передаёт синтаксическое средство — (Г)______ (предложения 18-20)».

Список терминов:

1) книжная лексика

3) сравнительный оборот

4) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

5) фразеологизм

6) градация

7) восклицательные предложения

9) парцелляция

Лексические средства (тропы)

Тропы - слова или обороты речи, употреблённые в переносном, иносказательном значении.

1. Эпитет - прилагательное, имеющее образно-эмоциональное значение (может быть существительным, наречием, глаголом).

Золотая роща. Заливались весёлые птахи. Лазурь небесная смеётся. Гордо реет буревестник. Поэт - эхо мира.

2. Метафора — одно заменяется другим в переносном значении (скрытое сравнение).

Ожог на земле. Ситец неба голубой.

3. Олицетворение - явления или предметы, наделяются свойствами живых существ.

Время бежит. Угрюмый лес.

4. Метонимия — замена содержащего - содержимым; вещь - материал.

Я три тарелки съел. Хрусталь и бронза на столе.

5. Синекдоха — замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот).

Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).

6. Аллегория — иносказание, изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).

Хитрость - в образе лисицы, мужество и сила - в образе Ильи Муромца, красота - в образе Аполлона.

7. Гипербола — преувеличение свойств, качеств.

Я сто раз говорила. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

8. Литота — преуменьшение свойств, качеств.

В двух шагах отсюда.

9. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку (предмет не называется прямо, называются свойства или схожие значения указывающие на предмет).

Белокаменная столица (Москва). Унылая пора! Очей очарованье, (осень).

10. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.

Весна хоть кого с ума сведет. Лед - и тот тронулся; Директор провёл конференцию… И журналистов…

11. Ирония — употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм .

Мы- умы, а вы- увы; между нами говоря, этот инженер человеческих душ, оказался на редкость несостоятельным и ограниченным субъектом.

12. Парадокс — неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод.

13. Сравнение — сравнение схожих элементов в тексте + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).

...словно золотой, ...точно выпиленный лобзиком.

Лексические средства (не являются тропами)

Лексические средства основаны на значении слов.

1. Фразеологизм - устойчивое выражение, употребляемое в переносном значении.

Прыгать на задних лапках.

2. Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или тексте.

Ветер, ветер на всём белом свете.

3. Синонимы - слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению

Предположение, догадка, гипотеза.

4. Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте.

Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский)

5. Антонимы - слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению

Черный - белый, горячий - холодный, высокий - низкий.

6. Омонимы - слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению

Клуб (дыма), клуб (охотников и рыболовов), клуб (ночной).

7. Профессиональная лексика - слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности

Где циркуль зодчего , палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались

Синтаксические средства

Синтаксические средства - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (не основаны на переносном значении)

1. Сравнительный оборот - есть то, что сравнивается, то, с чем сравнивается + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).

Он, как слон в посудной лавке.

2. Эллипсис - пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия.

Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.

3. Оксюморон — сочетание логически несовместимых понятий.

Звонкая тишина, горячий снег, страшно смешно, ужасно весело.

4. Вопросно-ответная форма изложения - текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них.

И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению

5. Ряды однородных членов предложения - перечисление однородных понятий.

Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.

6. Цитирование - передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов.

Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»

7. Анафора - повтор начальных слов.

Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём

8. Эпифора - повтор конечных слов.

9. Антитеза - сопоставление, противоположных понятий по смыслу в предложении или тексте.

Глупый осудит, а умный рассудит.

10. Инверсия - изменение правильного порядка слов с целью усиления выразительности.

Вывели лошадей. Не понравились они мне. Зимы ждала природа.

11. Параллелизмы - сходное расположение элементов, однотипное построение.

Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.

12. Градация - «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием или убыванием их смысловой значимости.

Женщины плачьте:ручьями, озёрами, океанами слёз!

13. Парцелляция - разделение предложения на несколько.

Ночь. Улица. Фонарь

Для данного вопроса нет пояснения



Пособия и алименты