Человек, который увидел Ангела. Андрей Тарковский — православный

Андрей Тарковский легендарный русский режиссёр и сценарист родился 4 апреля в 1932 году в селе Завражье Ивановской области, в семье известного русского поэта Арсения Тарковского. Когда Андрею было 5 лет, отец покинул семью.

С мамой Тарковский жил в Москве. Здесь же Тарковский учился в школе. По воспоминаниям друзей, у Тарковского уже в детстве было чувство избранности, аристократичности. Он был среди мальчишек всегда опрятен и свеж, в юности одевался вызывающе модно, хотя семья была очень бедной, особенно после ухода отца.

В 1951-1952 Андрей Тарковский учился на арабском отделении ближневосточного факультета Московского института востоковедения. И, возможно никогда бы не стал режиссёром, если бы не сотрясение мозга, полученное на занятиях по физкультуре. В мае 1953 года зачислился коллектором (рабочим) в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото в далекий дальневосточный Туруханский край. Там он проработал почти год на дикой реке Курейке, прошел пешком сотни километров по тайге и сделал целый альбом зарисовок, который сдан был в архив Нигризолота.

В 1954 поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.И. Ромма – в той же группе учился В.Шукшин). 1 сентября во ВГИКе Тарковский встретил свою будущую жену – Ирму. В 1960 году Андрей Тарковский окончил режиссерский факультет и защитил диплом короткометражной картиной “Каток и скрипка”, которая на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз. Затем он работал с 61 года на киностудии “Мосфильм”.


Ещё в 61-м году Тарковский подал заявку на съёмки “Андрея Рублёва”, но съёмки были запущены только через три года. Поэтому полнометражным дебютом Тарковского стал фильм “Иваново детство” (постановку которого сначала дали другому режиссёру), поставленный по мотивам военного рассказа В.Богомолова “Иван”. Пронзительно-трагическая история о попавшем на фронт подростке (Н.Бурляев), с ее контрастным противопоставлением светлого мира детства и мрачных реалий войны, произвела подлинную сенсацию в мировом кино. Этот фильм был удостоен многих престижных кинематографических премий. После “Иванова детства” у Тарковского и Ирмы родился сын Арсений.

Тогда же режиссер приступил к работе над картиной об Андрее Рублеве. В сценарии, написанном совместно с А. Михалковым-Кончаловским, проглядывала двойственность костюмно-исторической саги и авторского фильма-проповеди. Съемки картины (начаты в 1964) проходили сложно. Коммунистические чиновники от искусства узрели в фильме какие-то невыгодные параллели с современной действительностью, многих полуграмотных “искусствоведов в штатском” раздражала и непривычная форма произведения. С большими цензурными поправками “Андрей Рублев” был выпущен в отечественный прокат ограниченным числом кинокопий. Зато за границей наши партийные руководители искусством хвастались картиной Тарковского, демонстрируя, что даже при социализме необычный художник имеет возможность реализоваться.


За двадцать лет работы в кино режиссеру позволили сделать на родине всего пять фильмов, причем выход каждого из них сопровождался унизительными издевательствами – бесконечными придирками, поправками, организацией травли в прессе, политическими обвинениями, хотя никакой борьбы с коммунистами Тарковский не вел.

В 1969 французская фирма, получившая права на зарубежный прокат “Рублева”, с успехом показала его на Каннском фестивале (премия ФИПРЕССИ, 1969). После этого фильм на многие годы стал объектом зрительского ажиотажа в СССР, а Тарковский прочно утвердился в звании главного «эстета» и «нонконформиста» советского экрана. Картина была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино.
В 1970 Андрей Тарковский официально развёлся с Ирмой. Отношения Тарковского с сыном Арсением так и не сложились…. Позднее Андрей Тарковский вновь женился.
Вскоре эстетическое и идейно-нравственное кредо Тарковского нашло столь же яркое выражение и в жанре кинофантастики. В отличие от Рублева, герои философско-фантастической драмы “Солярис” (по одноименному роману С.Лема) – это представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мирке космической станции. Однако и здесь Тарковский провел свою идею изначальной, “божественной” духовности человека, продлив ее за пределы национальных и культурных границ (в атрибутике фильма рублевская Троица равноправно уживается с музыкой И.С.Баха и картинами П.Брейгеля, а композиция финального кадра является буквальной цитатой Рембрандта). В Каннах (1972), кроме Специального приза жюри, «Солярис» получил еще и Приз Международного евангелического центра.
Тогда же в 1972 году Тарковский осуществил свою первую театральную постановку по пьесе Шекспира “Гамлет”. Вернулся к сцене Тарковский только в 1983 году, поставив в Лондоне на сцене “Ковент Гарден” спектакль “Борис Годунов”.


Высшим достижением Тарковского стало “Зеркало” (1974), где его муза философско-поэтической рефлексии не сковывается рамками традиционного сюжета, а лишь находит нужный ей фрагмент в богатом наборе визуальных ассоциаций и воспоминаний художника – автора и героя. Смысловая структура картины оказалась удивительно многомерной – наряду с философско-поэтическими “кодами” в некоторых эпизодах легко расшифровывалась и нота политического инакомыслия (эпизод в типографии и др.). Фильм практически не получил проката и обострил скрытое противостояние режиссера и власти. На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов картину Тарковского назвали непонятной, не массовой и в общем не удачной. У Андрея Арсеньевича было своё мнение на этот счёт: “Поскольку кино все-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства… Я не вижу в массовости никакого смысла… Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности”.

Примериваясь к новому проекту, Тарковский пишет сценарии, читает лекции по режиссуре, ставит Гамлета в Театре Ленинского комсомола (1977).
В 1980 Тарковскому было присвоено звание народного артиста РСФСР. Вместе с тем на деле конфликт с властью только углубился.


“Время путешествий” Тарковский снимал в Италии: просьбы режиссёра о работе Госкино игнорировало, что привело к отъезду. “Время путешествий” – это документальный фильм о Тарковском и его друге Тонино Гуэрра в Италии. В переживаниях оторванного от родных корней писателя Горчакова – главного героя следующего творения: “Ностальгия” – практически “зеркально” отразилось его собственное состояние душевной горечи и отчаяния. После съемок ‘Ностальгии’ Тарковскому предложили за границей поработать еще, он согласился. Однако бдительные партийные чиновники сочли, что ему хватит торчать за границей и следует возвращаться в СССР. Хотя тут никакой работы ему не предлагали. С детства наделенный повышенным чувством собственного достоинства, Андрей Тарковский решил, что своей судьбой он должен распоряжаться сам. Он отказался возвращаться в Советский Союз, за что его тут же объявили предателем, фильмы изъяли из проката, имя запретили упоминать. Супругу и сына отказались выпустить к Тарковскому за границу. Однако волнение от разлуки с семьей, может быть навсегда, а также несомненные переживания за резкий поворот в судьбе, сказались на его здоровье.
В Швеции Тарковский начал съемки своего последнего фильма ‘Жертвоприношение’ – камерной философской притчи.

Меж тем здоровье продолжало ухудшаться. Врачи поставили страшный диагноз: рак лёгких. Французская кинозвезда Марина Влади, связанная с Россией и происхождением, и семейными узами (она была долгое время женой Владимира Высоцкого), оказывала Тарковскому всяческую помощь, включая материальную. Он лёг в дорогую и престижную больницу в пригороде Парижа, но медицина была уже бессильна.
Когда пришло известие о страшном диагнозе, Тарковские находились в сложном материальном положении. Деньги за «Жертвоприношение», еще не были получены; медицинской страховки не было, а курс лечения требовал значительных денег - 40 тысяч франков. Деньги на это дала Марина Влади. Узнав о бедственной ситуации, она без лишних слов вынула чековую книжку и выписала чек на нужную сумму. В дальнейшем муж Марины Влади, профессор Леон Шварценберг стал лечащим врачом Андрея.
Знавшие Тарковского считают, что разлука с родиной и сыном Андреем стала причиной его смертельного заболевания. Сыну режиссера разрешили выехать уже к больному отцу только после требовательного письма президента Франции Франсуа Миттерана лично Михаилу Горбачеву.
29 декабря 1986 года Андрей Тарковский “ушёл”… Сотни людей собрались во дворе Свято-Александро-Невского собора, где отпевали Андрея. На церковных ступенях Мстислав Ростропович на виолончели играл возвышенно-строгую «Сарабанду» Баха.
Последним пристанищем Андрея Тарковского стало Русское кладбище в Париже: Сен-Женевьев-де-Буа. На могиле Тарковского надпись: “Человеку, который увидел Ангела” – Тарковский часто говорил, что в творчестве ему помогает ангел…

Двадцать девятого декабря, двадцать девять лет назад на примыкающей к Булонскому лесу западной окраине Парижа Нёйр-сюр-Сен в возрасте пятидесяти четырех лет перешел в жизнь вечную Андрей Тарковский, добавивший к семи нотам и семи цветам радуги семь своих гениальных фильмов. Он знал о творчестве что-то от самого Творца, не случайно на его памятнике на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа начертано «Человек, который видел ангела». Мы предлагаем читателям несколько мыслей Андрея Арсеньевича о творчестве и искусстве.

  • По-моему, цель нашего существования здесь, на земле, в том, чтобы духовно возвыситься. А значит, и искусство должно этому служить…

  • Знание все больше и больше отвлекает человека от главной цели, от основной мысли. Чем больше мы знаем – тем меньше мы знаем. Если, к примеру, мы углубляемся, это мешает нам видеть широко. Искусство нужно человеку, чтобы возвыситься над собой, используя свою свободную волю…

  • Художник должен испытывать какое-то давление. Я не знаю, какое именно, но должен. Если мир в порядке, в гармонии, он не нуждается в искусстве. Можно сказать, что искусство существует лишь потому, что мир плохо устроен.

  • Искусство, как и наука, является способом освоения мира, орудием его познания на пути движения человека к так называемой «абсолютной истине».

  • Однако здесь и заканчивается схожесть этих двух форм воплощения творящего человеческого духа, где, смею настаивать, творчество – не открытие, а созидание.

  • Художественное открытие возникает каждый раз как новый и уникальный образ мира, иероглиф абсолютной истины. Оно предстает как откровение, как мгновенное и страстное желание интуитивного постижения всех вкупе закономерностей мира – его красоты и безобразия, его человечности и жестокости, его бесконечности и ограниченности. Художник выражает, создавая художественный образ – своеобразный улавливатель абсолюта.

  • Подлинный художественный образ должен выражать не только поиск бедного художника с его человеческими проблемами, с его желаниями и потребностями. Он должен отражать мир. Но не мир художника, а путь человека к истине.

  • Ложен путь, по которому устремилось современное искусство, отказавшееся от поисков смысла жизни во имя утверждения самоценной личности. Так называемое творчество начинает казаться каким-то странным занятием подозрительных личностей, утверждающих самодовлеющую ценность персонифицированного поступка.

  • Художник – всегда слуга, пытающийся как бы расплатиться за свой дар, данный ему как чудо!

  • Почему современный художник хочет немедленной платы за то, что он делает? Еще совсем недавно, сто лет назад, художники считали, что они должны работать, а уж как сложится их судьба – это дело Божие, они за это не отвечают.

  • Единственное условие борьбы за свое право творить – это вера в свое предназначение: готовность служить и бескомпромиссность. Творчество действительно требует от художника «гибели всерьез», в самом трагическом смысле сказанного.

  • Ужасное всегда заключено в прекрасном, так же как и прекрасное в ужасном. Жизнь замешана на дрожжах этого великого до абсурда противоречия, которое в искусстве предстает одновременно в гармоническом и драматическом единстве.

  • Прекрасное скрыто от глаз тех, кто не взыскует истины, кому она противопоказана.

  • Современная массовая культура, рассчитанная на «потребителя», калечит души, преграждая человеку путь к коренным вопросам его существования, к осознанию самого себя, как существа духовного.

  • Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделать ее способной обратиться к добру.

  • Гёте тысячу раз прав, говоря, что прочесть хорошую книгу так же трудно, как ее написать.

Поколение 60-х, выросшее в эпоху брежневского безвременья, относилось к фильмам Тарковского с чувством религиозного восторга. Это был вопрос веры: если человек любил и понимал «Зеркало» или «Солярис», он становился «своим», если нет – туда ему и дорога… Его имя было как пароль: Тарковского смотрел? – Свой человек. Таких «паролей» на самом деле было немного – Пастернак, Параджанов, Хамдамов (великий режиссер, до сих пор известный только профессионалам), Солженицын, Эфрос, Шнитке, Довлатов. Сейчас стало очевидным, что именно они, а не те, кто был признан и обласкан властью, определили лицо своего времени, создали незабываемый портрет эпохи.

У каждого из них была по-своему трагическая судьба. Но жизнь Тарковского – особый разговор. Может быть потому, что о нем как о человеке известно невероятно мало. С ним не проводились интервью, поклонники не ловили его у подъезда, газеты и журналы или обходили его фильмы молчанием, или же писали неприличные фразы, за которые теперь стыдно… Мне удалось увидеть его однажды в Тбилиси на закрытом просмотре фильма «Сталкер». Вынести хоть какую-то информацию из его бурчания себе под нос так и не удалось. Он вел диалог с самим собой, не со зрителем. В жизни он был чрезвычайно закрытым, «запечатанным» человеком, не заинтересованным в общении на темы, не касающиеся искусства.

Но зато когда речь заходила о творчестве, наступала кристальная четкость мысли и ясность намерения. Становилось ясно, что он видел кадры фильма как картины. Еще не начав снимать, в своем воображении он уже видел фильм во всех подробностях. Эти образы мучили его, не давали покоя, иссушали его тело. Еще задолго до того, как у него был обнаружен рак, он был похож на живую мумию – лицо, изборожденное морщинами, выдавало непрерывную работу мысли. Как портрет Достоевского работы Перова стал символом борений и исканий интеллигента 60-х годов 19 века, так трагический образ Тарковского можно считать символом борений и исканий интеллигента 60-х годов 20 века.

Андрей Арсеньевич Тарковский родился 4 апреля 1932 года с сильной концентрацией планет в Овне. Как многие представили этого знака, он обладал напором, честолюбием и умением проводить в жизнь свои намерения. Чем больше сопротивления он встречал от властей, тем отчаяннее он боролся. Это его энтузиазму, смелости и нежеланию идти на компромиссы мы обязаны тем, что у нас есть «Зеркало», «Иваново детство», «Андрей Рублев». Он был настоящим борцом, который не знал, что такое компромисс и отступление. Говорят, что во время съемок «Рублева» он очень заботился о том, чтобы эпоха была воссоздана как можно подробнее и натуральнее. В стремлении добиться своего от актеров он шел даже на то, чтобы сделать им больно. А в одном из эпизодов поджег живую корову. Что ж, в его гороскопе действительно есть Марс в Овне, который провоцирует жестокость. Сила желания и страсть воплотить свое видение на экране настолько велика, что все отступает на задний план. Вспомните Хичкока, который во время съемок «Птиц» заставил исполнительницу главной роли Типпи Хедрен вживую испытать нападение птиц. Но в том-то и дело, что это были только слухи. На самом деле никто коровы не поджигал, и никакой жестокости по отношению к актерам проявлено не было. Но характерно то, что именно о Тарковском ходили такие слухи. Его бескомпромиссность и прямота создавали ему множество проблем.

Внутренняя потребность всегда выражается в гороскопе через Луну. Луна в Рыбах в гороскопе Тарковского необычайно важна для понимания его личности. Она нашла свое воплощение в картинах Тарковского, и прежде всего в «Зеркале», где буквально разлит лунный свет. (Кстати говоря, техника работы с цветом в этом фильме была революцией в кино, подобно монтажу в «Броненосце Потемкин». Именно после просмотра этого фильма Феллини и Бергман признали, что им есть чему поучиться у русского мастера). Планета в Рыбах – это знак художника, поэтичной натуры, художественного дара. Луна в Рыбах в гороскопе Тарковского нашла выражение в светлом образе Матери, которым пронизана картина. В каждом кадре чувствуется благоговейное отношение, нежное тепло и преклонение перед женщиной, давшей ему жизнь.

В астрологической карте Тарковского Луна находится в соединении с Головой Дракона. Традиционно астрология считает, что такой аспект говорит о сильном материнском влиянии, о зависимости, о глубокой связи, которая не исчезает, а только углубляется с возрастом. Андрей Арсеньевич действительно был всю жизнь влюблен в свою мать. Ее отражение можно встретить во всех немногочисленных женских образах в его фильмах – это и Хари в «Солярисе», и для него ее духовный мир был камертоном и идеалом, воплощения которого он искал, но так и не нашел в реальности. И этот поиск, эта тоска по «потерянному раю» детства, эта ненасыщаемая жажда увидеть счастье на земле и выразились в его пост-российском кино, в двух шедеврах – «Жертвоприношении» и «Ностальгии».

Когда эти фильмы впервые показали в России, у всех было странное чувство неудобства и стыда. Казалось невероятным, что Тарковский, влюбленный в Россию, оказался безжалостно выброшен за границу и не имеет даже права видеться с женой и сыном. Он оказался в обстоятельствах, когда у него не было никакого выбора. Можете себе представить, что это значит для свободолюбивого Овна, у которого к тому же Солнце в соединении с планетой свободы Ураном! Вот когда начал свое разрушительное действие Плутон, имеющий очень злые аспекты, спровоцировавшие рак и безвременный уход.

80 лет назад родился великий режиссер Андрей Тарковский. "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Солярис", "Ностальгия", "Жертвоприношение"... Фильмы, которые вошли в историю кинематографа...
Увы, замечательный режиссер скончался, прожив не очень долгую жизнь. Был похоронен 3 января 1987 г. на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа. Позже Эрнст Неизвестный создал
надгробный памятник с надписью «Человеку, который увидел ангела»...

Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что Андрей Тарковский не был просоветским деятелем искусства. Его сложная творческая судьба, вынужденная эмиграция - тому свидетельство. Но мало кто знает, что Андрей Тарковский был православным христианином и не только в нарицательном, но и в самом буквальном смысле слова. К сожалению, об Андрее Тарковском ходит много мифов или просто неверной информации. Недавно пришлось встретить вот такое высказывание: "Тарковский НЕ был православным человеком, например точно известно, что к Церкви (все равно какой деноминации) он не принадлежал (на смертном одре он не исповедывался и не причащался), да и в жизни, по крайней мере, заграничной, этого не делал. Как мне известно от людей знавших его, он скорее увлекался (в конце жизни по крайней мере) чем-то типа Сведенборга".

Приведем здесь свидетельство другого лица, также лично знавшего Андрея Тарковского и может быть знавшего его внутренний мир лучше других...


С 1982 года до своей смерти Андрей Тарковский был в эмиграции и жил главным образом во Флоренции и Париже, а также и в других европейских городах. В эти годы он посещал православный монастырь Преп. Серафима Саровского в Пистое (Италия), и был хорошо знаком с отцом Силуаном (Ливи), так как последний почти каждое воскресение служил во Флоренции. Сохранились фотографии снятые во время визита Андрея Тарковского в монастырь Преп. Серафима в Пистое.

В конце 1985 года, после завершения фильма "Жертвоприношение" в Швеции, Андрей Тарковский возвратился во Флоренцию. Он уже тяжело был болен и в последний год жизни отец Силуан неоднократно исповедовал и причащал его, во флорентийском доме Тарковских. Отец Силуан говорит про Андрея Торковского, что это был глубоко и тонко верующий человек. Как человек творческий Андрей был человеком со сложной и напряженной внутренней духовной жизнью.

Непосредственно перед смертью, Андрея повезли во Францию, так как он не хотел быть похоронен на католическом кладбище, а желал быть похороненным на православном кладбище. После кончины 29 декабря 1986 года во Франции, Андрей был отпет по православному чину и похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Сорокоуст по Андрею, по просьбе семьи, служил во Флоренции отец Силуан, и на многих богослужениях в этот период присутствовала супруга и дети Андрея.

Эти факты гармонично вписываются в жизнь Андрея Тарковского, творчество и мировоззрение коего нельзя понять вне Православия.

Как пример его православного творчества, можно привести фильм "Андрей Рублев". Удивительно, как точно удалось Андрею Тарковскому показать переломы монашеской жизни, внутренний мир инока и непростые внутримонастырские отношения.

В заключении приведем цитату из интервью Андрея Тарковского, которое он дал в Лондоне в 1983 (!) году.
Андрей Тарковский говорит: "Мы ставим перед собой... проблемы, стараемся их решать и при этом думаем, что спасаем современный мир, который находится в кризисе. Но мы заблуждаемся. По-моему, это даже очень опасно - заниматься такими проблемами, потому что они отвлекают нас от главной задачи, от борьбы за ДУХОВНОСТЬ.

Борьба за духовность ведется во всех направлениях. Это понимает каждый. Каждый, даже совсем необразованный, но духовно развитый человек понимает... Он бережет свой внутренний духовный мир. Это очень важно. Мы хотим жить, понимая смысл жизни и выполняя свой жизненный долг на этой земле, но часто нам это не удается. Мы еще слишком слабы. Но важно выбрать путь и следовать ему...

Беда заключается в том, что современная цивилизация зашла в тупик. Нам нужно время, чтобы изменить общество духовно. НО ЭТОГО ВРЕМЕНИ У НАС БОЛЬШЕ НЕТ. Процессы, которые человек уже запустил, технические рычаги, на которые он уже нажал, теперь функционируют сами по себе. Люди, политики, стали рабами системы, которую они сами создали. Людьми уже управляет компьютер. Чтобы его выключить, нужны умственные усилия, на которые у нас не хватает времени.

Единственная надежда - она остается - заключается в том, что человек в тот последний момент, в который он еще сможет выключить компьютер, будет ОЗАРЕН СВЫШЕ. Только это еще может нас спасти".

Иначе как пророчеством эти строки назвать нельзя. И вышло это пророчество из уст и сердца Андрея Тарковского, православного художника и христианина, на могильном памятнике коего неслучайно помещена надпись: "Человеку, который увидел Ангела".

Человек, который увидел Ангела. Андрей Тарковский - православный.

Человек, который увидел Ангела. Андрей Тарковский - православный.

Отец Силуан (Ливи) служит в Италии по старому стилю и находится в евхаристическом общении с Русской Зарубежной Церковью. Недавно он гостил в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле и поведал о малоизвестных фактах из жизни Андрея Тарковского.
Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что Андрей Тарковский не был просоветским деятелем искусства. Его сложная творческая судьба, вынужденная эмиграция - тому свидетельство. Но мало кто знает, что Андрей Тарковский был православным христианином и не только в нарицательном, но и в самом буквальном смысле слова. К сожалению, об Андрее Тарковском ходит много мифов или просто неверной инфомации. Недавно пришлось встретить вот такое высказывание: «Тарковский НЕ был православным человеком, например точно известно, что к Церкви (все равно какой деноминации) он не принадлежал (на смертном одре он не исповедывался и не причащался), да и в жизни, по крайней мере, заграничной, этого не делал. Как мне известно от людей знавших его, он скорее увлекался (в конце жизни по крайней мере) чем-то типа Сведенборга».
Приведем здесь свидетельство другого лица, также лично знавшего Андрея Тарковского и может быть знавшего его внутренний мир лучше других...
С 1982 года до своей смерти Андрей Тарковский был в эмиграции и жил главным образом во Флоренции и Париже, а также и в других европейских городах. В эти годы он посещал православный монастырь Преп. Серафима Саровского в Пистое (Италия), и был хорошо знаком с отцом Силуаном (Ливи), так как последний почти каждое воскресение служил во Флоренции. Сохранились фотографии снятыя во время визита Андрея Тарковского в монастырь Преп. Серафима в Пистое.
В конце 1985 года, после завершения фильма «Жертвоприношение» в Швеции, Андрей Тарковский возвратился во Флоренцию. Он уже тяжело был болен и в последний год жизни отец Силуан неоднократно исповедовал и причащал его, во флорентийском доме Тарковских. Отец Силуан говорит про Андрея Торковского, что это был глубоко и тонко верующий человек. Как человек творческий Андрей был человеком со сложной и напряженной внутренней духовной жизнью.
Непосредственно перед смертью, Андрея повезли во Францию, так как он не хотел быть похоронен на католическом кладбище, а желал быть похороненным на православном кладбище. После кончины 29 декабря 1986 года во Франции, Андрей был отпет по православному чину и похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Сорокоуст по Андрею, по просьбе семьи, служил во Флоренции отец Силуан, и на многих богослужениях в этот период присутствовала супруга и дети Андрея.
Эти факты гармонично вписываются в жизнь Андрея Тарковского, творчество и мировоззрение коего нельзя понять вне Православия.
Как пример его православного творчества, можно привести фильм «Андрей Рублев». Удивительно, как точно удалось Андрею Тарковскому показать переломы монашеской жизни, внутренний мир инока и непростые внутримонастырские отношения.
В заключении приведем цитату из интервью Андрея Тарковского, которое он дал в Лондоне в 1983 (!) году.
Андрей Тарковский говорит: «Мы ставим перед собой... проблемы, стараемся их решать и при этом думаем, что спасаем современный мир, который находится в кризисе. Но мы заблуждаемся. По-моему, это даже очень опасно - заниматься такими проблемами, потому что они отвлекают нас от главной задачи, от борьбы за ДУХОВНОСТЬ.
Борьба за духовность ведется во всех направлениях. Это понимает каждый. Каждый, даже совсем необразованный, но духовно развитый человек понимает... Он бережет свой внутренний духовный мир. Это очень важно. Мы хотим жить, понимая смысл жизни и выполняя свой жизненный долг на этой земле, но часто нам это не удается. Мы еще слишком слабы. Но важно выбрать путь и следовать ему...
Беда заключается в том, что современная цивилизация зашла в тупик. Нам нужно время, чтобы изменить общество духовно. НО ЭТОГО ВРЕМЕНИ У НАС БОЛЬШЕ НЕТ. Процессы, которые человек уже запустил, технические рычаги, на которые он уже нажал, теперь функционируют сами по себе. Люди, политики, стали рабами системы, которую они сами создали. Людьми уже управляет компьютер. Чтобы его выключить, нужны умственные усилия, на которые у нас не хватает времени.
Единственная надежда - она остается - заключается в том, что человек в тот последний момент, в который он еще сможет выключить компьютер, будет ОЗАРЕН СВЫШЕ. Только это еще может нас спасти».
Иначе как пророчеством эти строки назвать нельзя. И вышло это пророчество из уст и сердца Андрея Тарковского, православного художника и христианина, на могильном памятнике коего неслучайно помещена надпись: «Человеку, который увидел Ангела».

Инок Всеволод (Филипьев) (публикация с личного разрешения о. Всеволода)

Публикация по материалам сайта



Особенности жизни