Для развития чувства ритма и. Упражнения на чувство ритма

Бойлер устанавливается в жилых помещениях для возможности быстрого нагрева воды. Он является электроприбором, обладающим высокой мощностью. Для того, чтобы сделать минимальным риск поражения электрическим током, необходимо подключить к водонагревателю заземление. К сожалению, большинство построек в современной России были выполнены еще в двадцатом веке, такая возможность для них не предусматривалась изначально. Оно и понятно — тогда использовались совершенно другие способы для нагрева воды, которые не имели ничего общего с электроэнергией. Проживая в таком здании, его жильцы либо игнорируют необходимость проведения заземления, либо делают это методом, далеким от определений правил эксплуатации электрооборудования. Это опасно для здоровья, жизни, а также сохранности самой квартиры, а то и всего дома. Если нет земли в старом доме, статья пояснит, зачем она нужна и какими принципами руководствоваться, чтобы заземлить бойлер самому. Итак, ниже мы постарались максимально подробно разъяснить, как сделать заземление водонагревателя в квартире и частном доме.

В чем опасность отсутствия «земли»?

Бойлеру не избежать контанкта с влагой, а она в свою очередь является хорошим проводником. При недостаточно хорошей изоляции при наличии пробоя на корпус водонагревателя, человек, коснувшийся его без средств индивидуальной защиты, может пропустить через свое тело электрический ток. Удар способен вызвать сильную боль, нервный паралич, потерю памяти, а то и вовсе привести к летальному исходу. Кроме того есть риск возникновения возгорания.

Также нельзя забывать о так называемых . Они имеют свойство скапливаться на металлических элементах мощных электроприборов. Такие токи необходимо убирать, то есть заземлить прибор, избегая тем самым разрушения самих деталей и внешнего корпуса. Это явление также ощущается человеком и знакомо, как правило, по кратковременному воздействию тока на кожу.

Заземление, точнее его «тренога», с которой начинается разводка по жилому помещению, способно сделать приборы защищенными от удара молнией в грозу. Таким образом весь заряд уйдет в землю, оставив в сохранности электроприборы, в том числе водонагреватель.

Способы заземления бойлера

Наиболее примитивным методом заземлить бойлер в помещении является проводное соединение корпуса с любой металлической деталью, конструкция которой уходит под землю. Подойдет для этой цели, например, батарея центрального отопления. В современных реалиях у жильцов все более популярными становятся пластиковые трубы, в этом случае необходимо проверить стояк, возможно именно он является цельнометаллическим. К тому же важно знать, что заземлять электроприборы на трубопровод и прочие металлические конструкции категорически запрещается , поэтому данный способ организации защиты мы настоятельно рекомендуем обходить стороной (показан на фото ниже)!

Клеммы для присоединения контакта для заземления присутствуют у большинства современных электроустановочных устройств. Это касается, например, розеток с «усиками», которые как раз и являются проводником для «земли». Чтобы сделать грамотное необходимо:

  1. Произвести с контактом для заземления. Ее расположение должно превышать 80 см от уровня пола и полметра от самого бойлера.
  2. В случае, если дом старый, в нем проведены двухжильные провода. Их необходимо заменить на трехжильные. Одна из жил должна иметь зелено-желтую изоляцию, именно ее правильно пускать на заземление. Провод идет до самого электрощита, который, в свою очередь, также должен быть заземлен.
  3. Чтобы выполнить проведение нового кабеля своими руками, придется заново сделать штробу для него. Это трудозатратный процесс. Есть более простой выход с использованием , однако применять его в квартире — не комильфо.
  4. Отключив вводной автоматический выключатель, нужно присоединить нужные жилы к клеммам розетки (соблюдая относительно «земли»)
  5. Подключить оставшиеся выводы к электрощиту. При этом земля подключается на специальную шину.

Если проводка двухпроводная, как, например, в хрущевке, можно пустить третью жилу через кабель-канал, избежав тем самым необходимость штробления. Это позволит избежать грязи и объемной работы, но выглядеть будет не слишком правильно. Однако это один из часто реализуемых вариантов, когда кабель двухжильный.

Еще один эффективный способ, позволяющий заземлить бойлер — подключить на линию водонагревателя либо с номиналом 10 либо 30 мА (ток утечки). В этом случае, даже если нет заземления в квартире, при возникновении опасной ситуации удара током удастся избежать, так как сработает УЗО и вся линия будет отключена от сети. О том, мы рассказывали в отдельной статье. Про мы также говорили отдельно.

Бывают случаи, когда жильцы используют водонагреватель в ванной только отключенным. То есть вначале вода нагревается, затем бойлер отключается, и только после этого уже используется нагретая жидкость. Способ имеет право на существование, но крайне неудобен – вода остывает, ее может не хватить на весь процесс мытья, да и есть риск забыть отключить нагреватель вовремя. Заземление решит все эти проблемы.

В качестве совета – нужно покупать водонагреватели наиболее высокого качества. Они имеют хорошую изоляцию трубчатого электронагревателя, что позволит свести на нет возможность пробоя. О том, мы рассказали в отдельной статье.

Процесс подключения заземляющего контакта для бойлера на даче или в частном доме полностью аналогичен описанному для квартир. Исключением служит лишь то, что саму конструкцию, которая сможет заземлить, необходимо возвести самостоятельно и строго руководствуясь правилами установки электрооборудования. О том, мы рассказывали в отдельной статье.

В заключение хотелось бы отметить, что необходимость грамотного подключения заземления для бойлера, как и любого другого мощного электроприбора, обусловлена в первую и главную очередь безопасностью. Именно заземляющий контакт водонагревателя спасет жильцов от потенциальной возможности возникновения трагедии, а также обеспечит безопасность с точки зрения ликвидации риска пожара. Не стоит играть с судьбой, проще заземлить бойлер и сделать свою жизнь спокойнее. Надеемся, наша пошаговая инструкция по заземлению водонагревателя в квартире и частном доме была для вас полезной и помогла самостоятельно выполнить монтаж заземляющего контура!

Наверняка вы не знаете:

Нравится(0 ) Не нравится(0 )

Музыкальные упражнения на развитие чувства ритма.

Если вы хотите связать свою жизнь с музыкой, значит вам предстоит огромная работа над собой. Голос нужно развивать, голосовые связки беречь и восстанавливать в случае повреждения. несложно, если не упустить момент. Еще один очень важное понятие для вас - это чувство ритма. Ритм представляет собой один из самых важных музыкальных аспектов, именно с него начинается обучение искусству танца или игры на музыкальных инструментах. Многие прекрасно различают правильный ритмический рисунок, тем не менее, сами не всегда попадают в такт. Если это не исправить с самого начала, в дальнейшем могут возникнуть проблемы и с исполнением, и с восприятием музыки.

В таких случаях обычно советуют чаще и внимательные слушать музыку, но более эффективного результата помогут достичь упражнения на развитие чувства ритма, которые можно постоянно практиковать

  • Начните с песен, которые вы обычно слушаете. Мелодии в стиле рок или хип-хоп отлично зарекомендовали себя в этом упражнении. Прослушивая композиции этих двух жанров, сконцентрируйтесь на звучании ударных инструментов, то есть, прочувствуйте ритм.
  • Выберите хорошо знакомую, приятную на ваш слух композицию с ярко выраженным ритмом. На начальном этапе упражнений на развитие чувства ритма грамотный подбор музыки с четким ритмом очень важен, так как к аритмичным мелодиям не всегда легко приспособиться даже профессионалу. Если у вас возникли проблемы с поиском «раз-два-три-четыре», попытайтесь найти композицию с более очевидным ритмом. Большинство композиций в стиле рок и хип-хоп звучит в четырёхдольном такте.
  • Старайтесь предугадывать заранее, когда прозвучит очередной удар. На этом этапе обучения вам очень кстати будет метроном, у вас появится возможность не только слышать, но и «видеть» следующий такт.
  • Определите первый такт, он, как правило, самый отчётливый, в качестве отправной точки для вашего счета. В большинстве случаев вы можете отсчитывать раз-и, два-и, три-и, четыре-и, хотя возможны исключения, например, трёхдольный ритм.
  • Вообразите себя участником оркестра, например, отбивайте каждый такт, имитируя игру на ударных, чтобы выполнять упражнения на чувство ритма как можно увереннее.
  • Теперь попробуйте «сыграть» четыре удара руками и ногами поочерёдно. Попробуйте отбивать ритм в два раза чаще, то есть, задействуйте половинные и восьмые. Усложняйте задачу, меняйте последовательность: например, два шага – хлопок или три хлопка – шаг, следите за чёткостью. В выполнении упражнений на развитие чувства ритма имеет значение систематичность тренировок.
  • Следующее упражнение на чувство ритма также способствует развитию координации. Для его выполнения требуется всего лишь одной ладонью потереть живот, а другой погладить голову. Просто попробуйте потереть живот и погладить голову одновременно. Это прекрасная возможность научиться чувствовать ритм обеими руками.
  • Воспроизводите по памяти ритм мелодий, которые вы хорошо знаете, с использованием той самой шаг-и-хлоп схемы, которая вам уже знакома. Затем ещё раз внимательно прослушайте произведение, затем попробуйте отбивать такты под музыку – увидите, как это просто. Со временем ваши движения из неуклюжих превратятся в уверенные и скоординированные и точные, каждая рука и нога сможет отбивать свою партию, причём с разной частотой.

Очень желательно не останавливаться на достигнутом, при любой возможности танцуйте под музыку. Упорная работа, поможет достичь результатов практически в любом направлении, так с помощью определенных упражнений можно даже

Инструкция

Основное упражнение, которое должно войти в привычку у музыканта – это игра с метрономом. Первое время она может показаться вам сложной, так как метроном будет призывать , не сбиваясь с основного ритмического рисунка.

Со временем вы привыкнете к метроному и не будете замечать его – и при этом ваша ритмика существенно улучшится. Настройки метронома можно менять, увеличивая или уменьшая темп ритма , что позволит вам еще больше совершенствовать свои .

Начинайте тренироваться на медленных ритма х и постепенно увеличивайте их скорость. По прошествии времени чувство ритма появится у вас , и вы будете чувствовать его при игре.

Также вам будет полезно больше , отличающейся сложной ритмической структурой. Найдите записи признанных и профессиональных музыкантов и старайтесь почерпнуть из их музыки полезные навыки для себя.

Играя те или иные композиции, записывайте их, а затем слушайте, чтобы понять, насколько ритмично ваша игра звучит со стороны. При записи не используйте никаких гитарных эффектов – они могут нарушить реальный ритм вашей игры.

И наконец, тренировать чувство ритма нельзя – обязательно общайтесь и играйте вместе с другими музыкантами, а также совместно с ритм-секцией и ударной установкой.

Научитесь вливаться в ритм групповой игры, поддерживая его, не замедляя и не ускоряя. Довольно скоро вы начнете чувствовать общий ритм и не будете сбиваться с него.

Видео по теме

Тактичность – это умение не только вести себя в соответствии с общепринятыми правилами приличия, норм морали, но и не допускать ситуаций, которые могут быть неприятными, обременительными или оскорбительными для других людей.

Каковы основные признаки тактичности

Тактичный человек не будет назойливым, бесцеремонным. Он не поставит другого человека в неловкое положение, даже если имеет высокий статус. Поэтому с ним легко и приятно общаться. В какой-то мере, тактичность – это вежливости. Тактичный человек, прежде всего, не причиняет неудобства другим людям. Перед тем как прийти в гости даже к близким друзьям, он обязательно поинтересуется, свободны ли они в это время, не нарушит ли его визит их планов. Оказавшись в малознакомой компании, он не станет бесцеремонно разглядывать людей или задавать им слишком откровенные вопросы (например, сколько они зарабатывают). Тактичный человек не будет рассуждать о вещах, мало знакомых его собеседникам или неинтересных им.

Даже если же он говорит на тему, знакомую и интересную для собеседников, то постарается не затягивать свою речь, чтобы не утомить слушателей.

Тактичному человеку знакомо чувство меры и вкуса. Он понимает, что допустимо при общении с теми или иными людьми, а что нет, о чем можно шутить, а о чем нежелательно.

Тактичность также подразумевает готовность прийти на помощь, но при этом не быть чересчур настойчивым, тем более назойливым. Тактичный человек охотно даст добрый совет, но обычно только после того, как спросят его мнения. Он неохотно критикует других людей, тем более – за глаза.

Тактичный человек старается решать свои трудности, проблемы собственными силами, и обращается за помощью к другим лишь в исключительных случаях, когда не может справиться самостоятельно. В разговорах, спорах он воздерживается от категоричных выражений, агрессивно-командного тона.

Тактичный человек, даже будучи абсолютно уверенным в своей правоте, предпочитает использовать слова типа «если я не ошибаюсь», или «мне кажется, что».

Тактичность – врожденное или приобретенное качество?

Возможно, тактичность в какой-то степени передается человеку на генетическом уровне. Иначе трудно объяснить, почему некоторые люди буквально инстинктивно чувствуют и понимают, как надо наилучшим образом повести себя в той или иной ситуации, какие слова сказать и т.д. Но даже человек, не отличающийся особой тактичностью, воспитанностью, при желании и упорстве может измениться в лучшую сторону. Для этого необходимо учиться понимать людей, сопереживать им, поддерживать их. Очень полезно рассматривать свое поведение как бы «со стороны», ставя себя на место другого человека, тем самым проходя некий тест.

Видео по теме

Не стоит огорчаться, если вы не награждены врожденной чувствительностью. Тактичность можно развить в себе путем определенной работы. Наблюдайте за отношениями между людьми и будьте осторожнее с чувствами окружающих.

Инструкция

Следите за тем, как развиваются отношения между людьми. Для этого вы можете обратиться к произведениям мировой литературы. Читайте романы, наблюдайте за тем, как складывается общение персонажей. Книги, написанные авторами с мировым именем, могут многому вас научить. Вы увидите, как связаны некоторые черты характера того или иного героя с его поступками, поймете, какие слова или действия ведут к ссорам и разрывам, как могут реагировать разные люди на различные обстоятельства.

Вести наблюдение за отношениями людей полезно и в реальной жизни. Чужие поступки, эмоции и слова помогут вам лучше узнать окружающих. Со временем вы научитесь предсказывать реакцию других людей. Это поможет вам стать более тактичным и внимательным к чувствам окружающих человеком.

Подумайте, какие черты характера помогают ладить с другими, проявлять себя тактичным человеком. Например, к ним можно отнести доброту, внимательность, желание понять другого, незацикленность на себе, умение слушать. Можете взять за пример личность, знакомую вам, которая успешно выстраивает отношения с людьми самого различного типа. Подумайте, какие качества помогают ей в этом, и постарайтесь развить их у себя.

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта! Согласитесь, многие привыкли думать, что чувствовать и воспроизводить ритм - это удел музыкантов и танцоров. А вот и нет! С этим качеством мы сталкиваемся практически ежедневно, и, к счастью, его можно развить. В нашей статье - упражнения для развития чувства ритма у ребёнка, рассчитанные на разный возраст, и 5 веских доводов, почему это важно для каждого человека.

Откуда нам знакомо чувство ритма?

Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.

Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:

  • Дыхание.
  • Бодрствование и сон.
  • Желудочно-кишечный тракт.

Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:

  • Смена времён года.
  • Смена времени суток.
  • Приливы и отливы.

Человек - часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.

За что отвечает чувство ритма у человека?

  • Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется.
  • Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Малыш быстрее усваивает информацию, а значит, более успешен в учёбе. Он выразительно рассказывает стихи и читает, выделяя паузами знаки препинания.
  • Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность крохе быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.
  • Адекватное отношение к временным интервалам. На смену спешке и суете приходят продуманные действия и логика. Например, дожидаясь зелёного света светофора, ребёнок будет вести себя спокойно.
  • Улучшаются аналитические способности ребёнка. Он может более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту - и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.

Итак, переходим к практической части нашей темы.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры!

От 0 до 6 месяцев

Приучать к ритмичной деятельности можно даже такого кроху!

Зарядка или массаж с потешкой

Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:

  • «Мы проснулись, мы проснулись!» (на слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди)
  • «Сладко, сладко потянулись!» (на словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх)
  • «Маме с папой улыбнулись!» (Улыбаемся малышу)

Танцы с мамой или папой

Малыши очень любят, когда мама или папа вальсируют с ним на руках. Делайте это плавно и ритмично под соответствующую музыку. Кроха получит море позитива и заодно ощутит темп ваших движений в танце.

От 6 до 12 месяцев

Ребёнок такого возраста уже вовсю жаждет и сам задавать ритм. Не препятствуйте этому. Пусть у него будет возможность погромыхать кастрюлями и крышками, погремушками или молоточком. Покажите ребёнку, что ладошки и ножки тоже могут ритмично шуметь.

Потешка «Ладушки»

Ладушки, ладушки! (выпрямляем пальчики малыша на своей ладони)
Где были? У бабушки! (соединяем его ручки ладошка к ладошке)
Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши)
Что пили? Бражку! (ещё раз)
Кыш, полетели, на головку сели! (прикасаемся ладошкой малыша к голове)

Игра «Ехал пан»

Усадите малыша на колени лицом к себе и покачивайте его взад-вперёд, приговаривая:

Ехал пан, ехал пан,
Шагом-шагом, шагом-шагом,
Ехал пан, ехал пан,
Рысью-рысью, рысью-рысью,
Ехал пан, ехал пан, Махом-махом, махом-махом.
После каждой фразы «Ехал пан» ускоряйте раскачивание крохи.

От 1 года до 2 лет

Как подружить с чувством ритма малыша-непоседу? При помощи музыки, стишков, песенок и движений.

Музыка

Ставьте малышу побольше классики и композиций со звуками природы. Например, произведения П. Чайковского:

  • «Щелкунчик».
  • «Спящая красавица».
  • «Лебединое озеро».

Марш и стишки

Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Например, вот это:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

От 2 до 3 лет

В таком возрасте ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример, как действовать ритмично.

Повторяй за мной

Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш - в бубен:

Вы: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Малыш: Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.

Непослушный козлик

Может играть один ребёнок или несколько. Взрослый задаёт темп, произнося любой слог и выделяя некоторые из них силой голоса. Главное, чтобы это звучало ритмично, то есть в определённой последовательности. На слабые слоги малыш имитирует лягающегося козлика (машет ножкой назад), а на сильные - бодается, делая себе указательными пальцами рожки.

Например:

Та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА…

ТА-та-та-та, ТА-та-та, Та-та-та-та, ТА-та-та…

От 3 до 5 лет

Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.

Маршируем активнее

Задача малыша - маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:

РАЗ, два, ТРИ, четыре…

РАЗ, ДВА, три, четыре…

Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…

После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.

Стих или песня в сопровождении ритмичных звуков

Вспоминаем стихотворение или песню, которое малыш знает наизусть. Пусть расскажет его или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом темпе. Получится мини-оркестр.

Например, ребёнок стучит в барабан на следующих слогах:

В ле-СУ ро-ДИ-лась Ё-лоч-ка,

В ле-СУ о-НА рос-ЛА…

А вы хлопайте в ладоши на каждый слог:

В ЛЕ-СУ РО-ДИ-ЛАСЬ Ё-ЛО-ЧКА,

В ЛЕ-СУ О-НА РОС-ЛА.

Слаженное исполнение может получиться не сразу, но ребёнку такое занятие точно придётся по душе.

Стихи и барабан

Прочитайте малышу стихотворение про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:

С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами -
Бум-бум-бум! -
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!

С ритмом по жизни

Быть может, развитое чувство ритма пригодится вашему ребёнку в его увлечениях? А даже если и нет, то оно обязательно сделает его более ловким, собранным и умным. Итак, подведём итоги и назовём ваших основных помощников, развивающих чувство ритма:

  • Стихотворения и песенки.
  • Танцы.
  • Музыка, музыкальные инструменты и предметы, издающие шум.
  • Занятия с хлопками в ладоши и топаньем ножками.
  • Маршировки.

Ну а мы желаем вам и вашему ребёнку с удовольствием познавать всё новое и развиваться в своём индивидуальном ритме. До скорых встреч!

Чувство ритма – то, что крайне необходимо для любого музыканта, танцора, артиста. Зачастую педагоги и все те, у кого оно превосходное, считают, что это чувство либо «дано», либо «не дано». Иной раз этот навык слабо развит даже у состоявшихся музыкантов, закончивших колледж или даже консерваторию. Считается, что более четверти танцоров (речь, конечно, о любителях) не слышат ритм музыки, и, соответственно, не могут танцевать в такт ему. Вы спросите: как такое возможно? Отвечу – за счет совершенствования своей техники исполнения.

Так что же такое ритм и можно ли это чувство развивать? Для того чтобы его почувствовать, так сказать, «потрогать руками», а точнее ощутить всем телом, надо для начала понять, что подразумевается под музыкальным ритмом. Что, собственно, должен чувствовать музыкант или танцор?

Энциклопедии описывают ритм, как определенное соотношение длительности звуков и их последовательности. Тому, кто далек от теории музыки, такое объяснение почти ни о чем не скажет. Тут требуется простое и доступное сравнение. И, пожалуй, легче всего ритм сравнить с пульсом человека.

Прислушавшись к себе не сложно услышать или почувствовать биение сердца. Пульс представляет собой простейшую ритмическую фигуру из одинаково громких нот (импульсов) и равных промежутков между ними. Таков ровный пульс здорового человека. Можно сказать, что наш внутренний ритм отстукивает сердце. А в музыке эту роль выполняют ударные инструменты и бас-гитара. Они формируют основу музыкальной композиции, её ритмический рисунок, воспроизводя удары в определенной последовательности с разными промежутками времени и делая разные акценты. Этот ритмический рисунок нам и предстоит научиться различать и воспроизводить.

Главной ошибкой начинающих музыкантов становится именно то, что они стараются сконцентрироваться на отработке техники движений и стремятся освоить их как можно больше. Выучить сложный пассаж реально даже для начинающих, а вот верно исполнить его в конкретном музыкальном произведении удается с первого раза далеко не всем. Подобные проблемы касаются и вокалистов. Со стороны это хорошо заметно, и, как правило, вскоре такое «непопадание» становится явным и для самого музыканта, особенно если он играет или поет в паре. Так проявляется отсутствие чувства ритма. Но значит ли это, что надо поставить крест на занятиях? Отнюдь. Научиться слышать музыку и развить у себя чувство ритма может каждый.

Что такое чувство ритма? Определение ему дать не так-то просто! Чуть позже я попробую это сделать, но сначала немного теории. (Я полагаю, что основные термины, такие, как темп, такт, размер, доли, читателю в общих чертах знакомы).

И так, здесь, как и во многих подобных случаях, работают два процесса:

  • анализ – слышать и «расшифровывать»
  • синтез – играть, воспроизводить

Один процесс-навык без другого имеет не так много смысла. Смотрите, если человек способен лишь воспринимать звуковой поток и различать ритмическую структуру (анализ), но не способен сыграть ритмично (синтез), или, наоборот, прекрасно воспроизводит ритмические фигуры и держит темп, но не способен к слуховому анализу, то музыкант из него неважный. В ансамбле нужны оба навыка сразу! И, скорее всего, у человека эти оба навыка развиваются параллельно.

Единица измерения и эталон

Когда нам, например, в строительстве, нужно измерить размеры предмета (анализ), мы берем рулетку. В обычной рулетке минимальная единица/эталон – 1 мм. Она и определяет максимально возможную точность измерения. Если нам нужно создать предмет определенной длины (синтез), скажем, отпилить доску, то мы берем ту же рулетку … и опять достижимая точность – 1 мм.

Т.е. для измерения всегда используется ЭТАЛОН! Если нам нужно понять, «снять» структуру какого-то явления или временного процесса, то мы используем СЕТКУ с шагом, соответствующим минимальной единице измерения. Так, например, для снятия плана комнаты можно расчертить пол сеткой с шагом в 1 см., а для фиксации событий в течении часа – делать отметки прямо на циферблате механических часов… Нужна точность больше – делай мельче сетку!

Чтобы анализировать и генерировать ритмические события, человеку также нужна СЕТКА из маленьких и одинаковых временных интервалов (т.е. «внутренние часы» – пульсация). И что же является временным эталоном у человека? Биения сердца, частота дыхания … ? Это грубые единицы измерения, да и не постоянные, однако, это не страшно – выход есть!

Не существует людей, которые рождаются без чувства ритма. Причина, почему у некоторых оно есть, а у других – нет, заключается в том, что некоторые его развивают с молодых лет, а другие – не развивают. Вот и все. Некоторые дети играют в футбол, а другие – штудируют музыкальную коллекцию родителей, внимательно прислушиваются к инструментам, вокалу и различным ритмам, тем самым создавая для себя неоспоримое преимущество перед футболистами в том, что касается восприятия музыки.

Если у вас есть проблема с ритмом, вот что можно сделать:

1. Слушайте больше музыки!

Довольно часто люди, посещающие вечеринки с танцами, делают это, чтобы отдохнуть. Они могут приходить потанцевать раз в неделю и еще двадцать-сорок минут максимум послушать музыку в машине. Все. Этого недостаточно! Слушайте музыку постоянно. Дома и в машине. На работе. Слушайте музыку постоянно, и ваше чувство ритма начнет развиваться.

2. Вслушивайтесь в ритм-секцию музыки

Наверное, вы согласитесь, что большинство людей, когда слушают музыку, слушают одно – того, кто поет. Если вы мне не верите, попробуйте-ка назвать нескольких известных бас-гитаристов и барабанщиков. Что, не получается? Внимание сосредотачивается на вокале потому, что вокал воспринимается человеческим ухом лучше, чем бас-гитара или барабан. Люди обычно хотят понять, о чем поется в песне, и это привлекает внимание. Если вы действительно хотите развить чувство ритма, старайтесь сосредотачиваться на ритм-секции: бас-гитаре, барабанах и прочих ударных инструментах. Ваше внимание к ритм-секции немедленно скажется на чувстве ритма, и скоро вы автоматически начнете воспринимать то, что слышите в басах и ударных, и соответствовать этому в своих движениях.

3. Хлопайте, барабаньте по столу и коленям в ритм музыке


Звучит по-идиотски? Возможно, но очень важно, что внутреннее восприятие ритмического рисунка, подкрепленное движениями в такт, как нельзя лучше позволяет контролировать самого себя. Для развития чувства метра (равного биения) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые вы или ваш ребенок делаете во время игры. И, напротив, обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объяснений наносит ущерб музыкальному развитию детей. Одной из важнейших задач музыкального воспитания является развитие у детей внутреннего слуха. Эта работа начинается не только тогда, когда ученики уже знают ритмические величины, их названия, нотные знаки, а гораздо раньше.

Педагог показывает начало движения и помогает сохранению правильного шага, т.е. равномерного ритма. В процессе исполнения инструментальных произведений учитель подводит детей к пониманию темпа, к ощущению ударений. Ученики обычно хорошо ощущают акценты и отмечают их более сильным движением. Дети с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Например, одна группа выполняет ритмический рисунок верхнего, другая – нижнего. В качестве такого музыкального репертуара могут быть использованы многие детские песни.

Естественно, что ритмическая игра может занимать не более 5 – 10 минут, но на следующих уроках песни и пьесы, связанные с ритмическими заданиями, повторяются. При помощи таких простых игровых приемов постепенно подводим детей к более сложным явлениям ритма.

Ну, если вы хотите найти в клубе людей, у которых хорошее чувство ритма, сделать это легко. Они обычно не могут усидеть на месте, когда играет музыка. Они притоптывают ногой, щелкают пальцами и барабанят по краю стола. Если же таких людей вы не находите, это значит, что они в данный момент зажигают на танцполе с каким-нибудь сексапильным парнем или с какой-нибудь сногсшибательной красоткой!

Компоненты чувства ритма

В анализе-восприятия это:

  • воспринимать темп и его изменения
  • распознавать размер
  • различать 1-ю долю (удары)
  • различать 2-ю и прочие доли (удары)
  • различать мелкие доли (т.е. в 2,3,4,6 чаще основных ударов)

Фактически ВСЕ ЭТО СВЯЗАНО с навыком, способностью «набросить» на воспринимаемый звуковой музыкальный поток измерительную СЕТКУ из крупных и мелких долей, с «пометками», где первая доля, т.е. начало такта.

В синтезе-исполнении это:

  • держать темп, уметь ускорять и замедлять исполнение согласно требованиям музыкальной выразительности
  • мысленное представлять, «генерировать» про себя СЕТКУ из крупных и мелких долей
  • заполнять СЕТКУ фактической музыкальной фактурой – т.е. «ставить», (исполнять) ноты-звуки точно в нужное место

И здесь, как вы видите, без сетки обойтись НЕЛЬЗЯ!

Абсолютные и относительные временные интервалы.

Пример


В танцевальных кружках нередко возникает ситуация, когда разучив движения в медленном темпе, ученик не может ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ускорить исполнение (увеличить темп) и наоборот, исполняя быстро, не может воспроизвести медленно.

В хореографических кружках встречается еще одна беда: педагог нередко дает счет (1,2,3,4 …) не по равным долям такта, как это делают музыканты, а по номерам движений -1,2, потом заметная пауза, потом 3,4 и т.п. Получается, что равномерный счет прерывается и сам педагог препятствует четкому формированию мысленной равномерной СЕТКИ, пульсации, на которую и «нанизываются» движения.

В обоих этих примерах ученик «снял, скопировал» АБСОЛЮТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ временных интервалов между событиями. И, точно так же, как педагог, может их воспроизвести. Т.е. он исполняет движения без внутреннего «пульса, метронома» (СЕТКИ!), а на мышечной и слуховой памяти. Но без сетки он не может изменить темп произвольно!

Представьте себе хорошо растягивающуюся резиновую полоску, скажем, в 1 метр длиной. Давайте растянем ее до 1,5 метров, закрепим, затем разлинуем для размера 4/4 по 16-м нотам. Всего выйдет 16 временных интервалов. Теперь заполним «этот такт» каким-нибудь ритмическим рисунком. Вот, а теперь

  • а) освобождая полоску, позволяя ей вернуться к первоначальной длине в 1 метр, мы увидим, как ВСЕ интервалы стали пропорционально меньше. Но музыкальный «смысл» не изменился – этот ТОТ ЖЕ самый рисунок, только темп больше!
  • б) напротив, растягивая полоску еще более, мы также не нарушим рисунок, а лишь замедлим темп.

И что нам позволяет это делать? – «Строгая привязка нот (музыкальных событий) к сетке». Да, в музыке ОТНОШЕНИЯ, ПРОПОРЦИИ намного важнее абсолютных значений. От музыканта не требуется точно воспроизводить интервал в 10, 20 или 50 мс, а вот точно сохранять пропорции крайне НЕОБХОДИМО.

А в обоих приведенных ранее примерах ученики достаточно хорошо запоминали и воспроизводили абсолютные значения временных интервалов. Но, не имея навыка представления внутренней пульсации – СЕТКИ при слушании и исполнении, они не могли изменить темп. Их можно было бы смело отнести к тем, у кого не развито чувство ритма. Да, и в ансамбле они бы постоянно ошибались


Знакомство с элементами музыкальной речи основанное на прототипах окружающей действительности - прием известный и получающий все большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое-малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и «грустно» и т. д.

Категория длинны и тем более деления длительности – для ребенка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые мы «переодеваем» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень ценный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения. Подобное исполнение будет содействовать и развитию эмоциональности интонирования, и пониманию, что даже «черточки, прикрепленные к нотам» могут быть «красноречивыми».

Работа над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов. Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам - де-ре-во, те-ле-фон – нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (ДЕ-ре-во, те-ле-ФОН). Несомненно, что для работы над четвертями подходят только двухслоговые слова с ударением в первом (кош-ка, за-яц и т.д.), в том числе и потому, что основным в работе будет размер две четверти. Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третий (обезьяна, погремушка).

Слова из трех слогов с ударением на первый (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третий (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комбинации четвертей и восьмых.
На данном этапе не включаются в работу слова с затактом (ар-БУЗ, пе-ТУХ, ро-МАШ-ка, ма-ШИ-на, куз-НЕ-чик и т.д.)
Очень полезно составлять коллекции картинок (слов) на ту или иную изучаемую группу. И если в начале дети будут подбирать самые разнообразные картинки, то в последствии можно предлагать игру, в которой картинки будут выбираться и компоноваться по определенным заданиям.
Например, детям предлагается выбрать и назвать картинки с животными только в ритме двух четвертей, а картинки с растениями в ритме четверть и две восьмых и т.д. Подобная форма очень увлекательна, и мы включили ее в данную тетрадь.

Кроме слов в тетради для разучивания и закрепления длительностей предлагаются интересные стихотворные тексты, читать которые следует, ориентируясь на величину записи букв - слоги, записанные большими буквами следует читать четвертными длительностями, маленькими буквами записаны слоги в ритме восьмых. Предлагаемая техника работы над стихотворными текстами, когда они записаны по слогам большими и маленькими буквами (или простым и выделенным (жирным) шрифтом) давно известна в мировой практике. Это помогает детям не столько читать, сколько запоминая на слух стихотворение, ориентироваться в его ритмическом строении. Исполнение текстов с распределением их зрительно наглядно по ритмическим формулам, методически соединяется с «большими и малыми» изображениями ритма в картинках.

Текст разучивается с исполнения педагога, чтение обычно сопровождается ритмичными хлопками или комбинациями звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы). После разучивания желательно обратить внимание детей на запись текста буквами разной величины, для того чтобы они смогли сориентироваться в ритмической структуре модели.


Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий!) возраст пока еще не носит достаточного понимания.

«Эме Пари - известный французский учитель музыки и пения середины XIX века, теоретик относительной системы воспитания слуха - привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».

Часто ритмические слоги подменяют счетом - «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей), тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым». Сравните - «раз-и-два-и, раз-и-два-и» и «ти-ти-ТА, ТА-ТА». Разница очевидна!

«Мать не понимала, что Ася за роялем, по малолетству, просто невыносимо скучает и только от собственного засыпания берет мимо (нот!), как слепой щенок – мимо блюдца. А может быть, сразу брала по две ноты, думая, что так скорее возьмет – все положенные?.. Так или иначе, игра была не только плачевная, но и слезная, с ручьями мелких грязных слез и нудным комариным: и-и, и-и, и-и, от которого все в доме, даже дворник, хватались за голову с безнадежным возгласом: «Ну, завела!».


«Ученик считает: «раз-и-два-и-три-и-раз-и» и т.д., и видит свою задачу в том, чтобы извлекать звуки одновременно с названием соответствующей счетной единицы… При этом предполагается, сто ритм получится сам собой, сам «сложится», если звуки будут правильно укладываться в эту отсчитываемую схему. Такой счет можно назвать арифметическим счетом. Он, безусловно, вреден, так как приучает ученика строить музыкальное движение не на основе чувства ритма, а на основе арифметического расчета. Для учеников со слабым чувством ритма применение этого приема (особенно в первый период музыкального обучения) может иметь губительные последствия для всего дальнейшего ритмического развития».

Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «та» и «ти-ти» есть варианты - «дон – ди-ли», «так – ти-ки», «шаг – бе-гать». Однако, не смотря на вариантность закрепления за четвертями и восьмыми тех или других слогов, у них есть одно бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и, е» в своем значении несут малое, меньшее. Даже простой пример собственного произнесения «а» и «и» докажет вам эту разницу.

«А не попытаться ли как-то оценивать отдельные звуки? Попробовали. Маленьким детям показывают две матрешки – во всем одинаковые, только одна совсем маленькая, другая большая. Говорят: «Вот две сестрички. Одну зовут А, другую - И. Отгадай, которую зовут И? И представьте себе - большинство детей показывает на маленькую матрешку.
Одну девочку спросили:
- А почему ты думаешь, что эту матрешку зовут "И" ?
Та отвечает:
- А потому что она маленькая.

Вот как прочно связан у нее звук с определенным представлением».
Мы используем основные слоги (та, ти-ти), хотя в образных картинках даются и все остальные. Здесь выбор за педагогом и его предпочтением.
Ценность ритмических слогов состоит в том, что:

  • любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;
  • ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
  • с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;
  • ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;
  • ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции - это всегда радость и удовольствие для детей.


Детская комната