Энди уорхол картины. Портреты Энди Уорхола

Энди Уорхол – это человек-легенда, художник, перевернувший с ног на голову мир современного искусства. Его работы продаются за миллионы долларов, а художественное наследие высоко оценивается критиками и простыми ценителями искусства всего мира.

В настоящее время имя этого выдающегося мастера стало подлинным символом целого направления, которое обычно принято обозначать термином «поп-арт». Но что же позволило этому выдающемуся американцу добиться столь впечатляющего признания? Понять это можно, только лишь заглянув в прошлое великого художника.

Ранние годы, детство и семья Энди Уорхола

Наш сегодняшний герой появился на свет в городе Питтсбург (Пенсильвания) и стал четвертым ребенком в большой семье иммигрантов из восточной Европы. По наиболее достоверным данным, родиной его семьи являлась Словакия, однако в некоторых источниках можно встретить также упоминания об украинских корнях художника.

Родители будущего художника перебрались в США в начале двадцатого века. Отец Энди трудился на угольной шахте, а мама была домохозяйкой.

Любовь к рисованию и изобразительному искусству пришла к нашему Энди еще в раннем детстве. В третьем классе будущий известный художник заболел хореей Сиденгама и около года оставался прикован к постели. Этот синдром поражает мышцы и приводит к неконтролируемым движениям конечностей. В этот период он начал «убивать время», рисуя всевозможные портреты, пейзажи, а также составляя коллажи из старых газетных вырезок.


Весьма примечательно, что уже в те времена Уорхол начал рисовать самые заурядные предметы окружающего мира – зажженные лампы, пачки из-под сигарет, брелки для ключей и многое другое. Впоследствии художник признается, что именно в этот период началось формирование его фирменного стиля, который остался с ним до конца его дней и принес ему огромный успех и славу.

После окончания средней школы Энди поступил в Технологический институт Карнеги-Меллон, где начал изучать графику и основы коммерческой иллюстрации. По сообщениям некоторых авторитетных источников, в институтские годы Энди был одним из самых талантливых учеников в своей группе. Однако успехи в учебе соседствовали с очевидным неумением находить контакт со сверстниками и педагогами.

Биография Энди Уорхола

После получения диплома (специальность – графический дизайн) наш молодой Энди перебрался в Нью-Йорк, где получил работу оформителя витрин. В этот период он рисовал рекламные плакаты, праздничные открытки, а также занимался общим декорированием стендов. Некоторое время спустя он начал плодотворно сотрудничать с известными глянцевыми изданиями Harper"s Bazaar и Vogue. Здесь он работал в качестве художника-иллюстратора.

Карьера художника Энди Уорхола

Первый успех пришел к молодому художнику уже в 1950-м году, когда он выгодно использовал художественные кляксы при создании рекламы обуви «И. Миллер». После этого он стал часто получать выгодные контракты. Его гонорары неуклонно росли.


В 1952-м году Энди провел свою первую полномасштабную выставку, которая моментально принесла ему огромный успех. В 1956-м году Уорхол был успешно принят в «Клуб художественных редакторов», а уже некоторое время спустя начал создавать свои первые картины, построенные на методе трафаретной печати.

К этому моменту талантливый художник зарабатывал порядка ста тысяч долларов в год, оставаясь по данному показателю одним из самых успешных авторов своего времени.


Во второй половине пятидесятых он начал впервые увлекаться фотографией, однако изобразительное искусство все еще оставалось для него превыше всего.

В 1960-м году Энди Уорхол создал дизайн для банок напитка Кока-кола, который принес ему еще несколько крупных чеков. В этот период наш сегодняшний герой начал создавать серию картин о продуктах массовой культуры, которая очень скоро стала его «визитной карточкой».

Эпизод об Энди Уорхоле из фильма «О чём говорят мужчины»

В период с 1960-го по 1962-й художник представил публике серию произведений с изображенными на них банками супа «Кэмпбелл». После этого последовала серия работ «Зеленые бутылки кока-колы».

Работы начала шестидесятых годов были выставлены в картинной галерее «Stabl» и моментально стали очень популярны. В этот период кто-то называл картины художника отражением культуры массового потребления, а кто-то просто говорил о незаурядном умении художника находить эстетику в обычных вещах.


В 1963-м году Энди Уорхол купил старое заброшенное здание в Нью-Йорке и организовал здесь нечто вроде собственной мастерской. Данное место получило название «Фабрика» и очень скоро стало плацдармом для создания и представления работ известного автора. Наняв команду молодых художников, признанный мэтр поручил им воссоздавать свои собственные работы, делая, таким образом, искусство продуктом массового потребления.

В середине шестидесятых годов Уорхол начал увлекаться альтернативными видами искусства. Он создает свои работы из картона, старых банок, пачек из-под порошка. Кроме того, в этот период талантливый автор начал снимать свои первые фильмы.


Однако отнести данные работы к области кинематографа можно было далеко не всегда. В настоящее время короткие кинематографические этюды художника чаще причисляют к сфере все того же альтернативного искусства, так как многие из фильмов мэтра не имели даже четкого сюжета.

Покушение и последние годы жизни Энди Уорхола

Третьего июня 1968 года феминистка и бывшая модель Уорхола Валери Соланас вошла на «Фабрику» художника и несколько раз выстрелила ему в живот. Художник перенес клиническую смерть и долгую операцию, которая все-таки помогла спасти ему жизнь. Оправившись от травм, он отказался давать показания против своей бывшей модели, а потому Валери получила лишь три года колонии.


После покушения Энди Уорхол сильно переменился. Он часто рисовал произведения, так или иначе связанные со смертью. Очень сильно на него повлияла смерть Мерилин Монро , что вылилось в написание его известнейшей картины, посвященной актрисе. Впоследствии работы данного периода будут выделены ценителями искусства в отдельный этап творчества автора.


Служение искусству в жизни художника продолжалось до конца его дней. В 1987-м году великий и непонятный Энди Уорхол скончался во сне от остановки сердца. В тот период ему было пятьдесят восемь лет.

Личная жизнь Энди Уорхола

Долгое время молва приписывала великому художнику роман с его подругой и музой Эди Седжвик. Они были половинками одного целого – одинаково одевались, красили волосы в один и тот же цвет, всюду появлялись вместе.


Энди и его муза познакомились в 1965 году, когда Эди впервые попала на «Фабрику» художника. Она снялась в нескольких его фильмах и хотя они зачастую не были доступны широкому кругу зрителей, о модели стали чаще писать в прессе.

«Я соблазнила Энди Уорхола» (трейлер фильма)

Однако данные отношения в один прекрасный момент оборвались по невыясненной причине, предположительно из-за чрезмерного употребления Эди наркотиками.

Энди Уорхол всегда хранил свою личную жизнь в тайне. Хотя большинство исследователей сходятся во мнении, что великий художник был геем, но доподлинно это не известно.

Энди (Эндрю) Уорхолл родился в американском Питтсбурге 6 августа 1928 года. Семья Уорхола (настоящая фамилия – Вархола) переехала в Штаты из Словакии, так что по национальности Энди – русин. Сначала в Америку в поисках работы перебрался отец семейства, Андрей, а 1921 году к нему присоединилась супруга Юлия.

Эпатажный художник Энди Уорхол

Старшая сестра Эндрю, Юстина, родилась и умерла еще в младенчестве, на родине родителей. Помимо Юстины у мальчика было еще два старших брата и один младший. Отец трудился на шахте, мать была домохозяйкой и подрабатывала, моя полы, окна и мастеря искусственные цветы из подручных материалов.

После переезда в Окленд (пригород Питтсбурга) Энди ходил в самую обычную школу. Мальчик рос веселым, высоким пареньком (во взрослом возрасте рост Уорхола составлял 180 см), пока его не подкосила болезнь. В третьем классе Эндрю заболел хореей Сиденгама, которая стала следствием перенесенной скарлатины. При этом заболевании человеком овладевают мышечные судороги, которые он не в состоянии контролировать.


Из обычного шаловливого мальчишки Энди вмиг превратился в маленького страдальца, прикованного к постели. В школу он ходить не мог, к тому же бывшие товарищи дразнили его. Мальчик стал панически бояться больниц, докторов, уколов и всего, что связано с болезнями.

Чтобы развлечь и приободрить сына, Юлия начинает рисовать ему разные картинки, покупает журналы, газеты. Именно тогда маленький Эндрю пристрастился к рисованию: он рисовал лампочки, ручки, ключи, пытаясь найти что-то новое в повседневных вещах и создавая свои первые художественные произведения. Мальчик полюбил делать коллажи из газетных вырезок, а после – смотреть истории в движущихся картинках с помощью проектора.


Энди Уорхол в студенческие годы

С 9 лет Эндрю начал посещать бесплатные курсы художественного мастерства и даже планировал поступить в местный университет, чтобы потом преподавать рисование. Настоящей трагедией для всей семьи стала смерть отца Андрея Вархола, который погиб в результате несчастного случая в шахте.

После окончания средней школы Уорхолл поступил в Технологический институт Карнеги, планируя в дальнейшем работать иллюстратором в области рекламы. В 1949 году будущий король поп-арта получил диплом бакалавра по специальности графический дизайн и отправился покорять Нью-Йорк, сменив фамилию с Вархола на Уорхол, а имя – с Эндрю на Энди.

Начало карьеры

Таланта Энди было не занимать: уже в молодости, на заре карьеры ему удалось добиться внимания крупных корпораций. А начинал он, как и многие художники-рекламщики, с оформления витрин магазинов. Также на заре своей карьеры молодой человек рисовал открытки и плакаты, декорировал стенды. На эту пору пришлось сотрудничество Уорхола с модными журналами Harper"s Bazaar и Vogue.


Настоящий успех к художнику пришел после создания оригинальной рекламы обуви марки «И. Миллер». Энди нарисовал обувь чернилами и украсил кляксами. Слава принесла молодому человеку приличный доход, с ним начали заключать контракты известные бренды. Однако сам мастер считал свой успех лишь ступенькой на пути к «высокому искусству», о котором у него были весьма своеобразное представление.


В 1952 году в Нью-Йорке проходит первая выставка работ Уорхола, а еще через четыре года его принимают в «Клуб художественных редакторов». К этому периоду относится увлечение художника методом трафаретной печати, который он использовал для создания и последующего размножения своих произведений. С помощью матриц на основе собственноручно сделанных фотографий и газетных снимков Энди создал свои самые известные картины, монохромные и цветные коллажи с изображением , которые впоследствии стали символами поп-арта.

Творчество

В 1960 году Энди приступил к разработке дизайна банок «Кока-колы», после - к графическим работам, рисуя денежные банкноты. Затем начался этап «консервных банок», которые изображались живописным способом и методами трафаретной шелкографии. В художественный объектив Урхолла попали супы Кэмпбелл и прочие утилитарные предметы.

В 1962 году прошла выставка лучших работ Уорхола, после чего критики отнесли Энди к ведущим мастерам поп-арта. Его творчество вызывало противоречивые мнения: одни утверждали, что Уорхол – сатирик, подчеркивающий потребительский характер жизни американцев, другие считали, что все его «шедевры» - исключительно коммерческий проект, грамотно организованный самопиар, нацеленный на получение дохода.


Картины Энди Уорхолла этапа "консервных банок"

Сам художник, будучи гениальным мастером эпатажа и самоиронии, пропагандировал художественное искусство не как нечто экстраординарное и заслуживающее поклонения, а как творчество, ориентированное на широкие массы. Уорхол считается самым коммерчески популярным художником прошлого века. У него заказывали портреты Мик Джаггер, семейство иранского шаха и другие знаменитости, а его самая дорогая картина, «Серебряная автокатастрофа (двойное бедствие)» была продана в 2013 году за 1054000 долларов.


В 1963 году Энди Уорхол купил на Манхэттене заброшенное здание, где и открыл студию, назвав ее «Фабрикой». Именно здесь команда помощников Энди размножала его шедевры методом шелкографии, здесь он снимал свои фильмы, которые, впрочем, мало кто смотрел. В здании «Фабрики» постоянно проходили вечеринки, собирались люди искусства и журналисты, модели и другие представители богемы.


Студия "Фабрика" Энди Уорхолла

В 1964 году в «Фабрике» прошла очередная выставка работ ее хозяина, где были представлены инсталляции из использованной тары и прочих утилитарных предметов. Уорхол получил не только звание короля поп-арта, но и ведущего представителя современного концептуального искусства.

Покушение

В июне 1968 года на Энди Уорхола было совершено покушение: в него стреляла известная феминистка и модель, Валери Соланас, снявшаяся в одном из его фильмов. Получив три пули в живот, Энди чудом выжил. Он перенес клиническую смерть и тяжелую операцию, а последствия этого происшествия преследовали его всю оставшуюся жизнь.


Уорхол не стал подавать в суд на девушку, однако Валерия без того получила три с половиной года тюрьмы. Что касается Энди, то ему предстояло длительное лечение и ношение корсета, а его страх перед врачами, болезнями и смертью только усилился. Также на память о покушении и операции Энди остались жуткие шрамы, которые художник, не стесняясь, демонстрировал перед фотокамерами.


Энди Уорхол демонстрирует свои шрамы

Несмотря ни на что, художник продолжат творить. В 1979 году он занялся росписью автомобиля, а в 1983 по просьбе защитников диких животных создал серию шелкографий под названием «Вымирающие виды». Сюда вошли изображения амурского тигра, древесной лягушки, черного носорога, зебры Греви, гигантской панды и других исчезающих животных. Эти работы будут выставлены в Дарвиновском музее Москвы в марте 2017 года.

Личная жизнь

Свою личную жизнь Энди Уорхол никогда не афишировал, но и не скрывал своих связей, как дружеских, так и любовных. В течение долгого времени Уорхолу приписывали роман с его музой и подругой, моделью Эди Седжвик. Они были неразлучны, одинаково одевались, красили волосы, ногти, носили похожие прически, Эди снималась у Энди в фильмах и позировала для картин.


Когда пара рассталась, ходили слухи о наркозависимости обоих представителей поп-культуры, однако официальных подтверждений тому, что Уорхолл был наркоманом, нет. Вряд ли Энди и его музу связывало что-то, кроме творчества, ведь у великого художника современности было немало мужчин-любовников.

Смерть

От чего умер Энди Уорхол? Этот вопрос волнует многих поклонников его творчества. Художник скончался в возрасте 58 лет в Манхэттенской больнице, после операции по удалению желчного пузыря. Официальная причина смерти – остановка сердца. Произошло это 22 февраля 1987 года.

Наследие Энди Уорхола

Философия Уорхола заключалась в его пристальном взгляде на жизнь, самоиронии и умении видеть мир под иным углом. Все это художник переносил на холсты, искренне считая, что коммерческая живопись имеет право на существование, и в этом нет ничего зазорного.


Энди Уорхол и его коллекция картин "Вымирающие виды"

Стиль картин Энди можно охарактеризовать как натуралистичный поп-арт, хотя он нередко использовал обобщающие изобразительные средства. Так, портреты знаменитостей имеют идеализированные черты и напоминают скупой набросок, выжимку из индивидуальности конкретного персонажа. Яркие краски передают настроение художника, а используемые им под конец жизни неоновые тона прямо-таки кричат о невысказанных мыслях и чувствах.

Описание картин мастера – дело неблагодарное. Лучше один раз увидеть его полотна и ощутить тот информационный посыл, который хотел передать публике Энди, нежели штудировать энциклопедии, посвященные его творчеству.


  • «Америка»;
  • «Дневники Энди Уорхола»;
  • «Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот)».

Идеи и талант Энди продолжают вдохновлять художников, рекламщиков, людей творчества и бизнесменов. Так, эскиз очков, найденный в архивных бумагах Уорхолла, натолкнул бренд Retrosuperfuture на мысль о создании коллекции солнцезащитных аксессуаров. Многие модные марки используют различные работы мастера для создания принтов для коллекций одежды, обоев, сумок и прочих дизайнерских вещей.

  1. О творчестве Энди снято несколько фильмов, в других он предстает в эпизодической роли. Фильмы о нем - «Я стреляла в Энди Уорхола», «Я соблазнила Энди Уорхола».
  2. В ленте «Баския», посвященной художнику Жану-Мишелю Баския, роль Уорхола исполнил легендарный .
  3. Самый известный в нашей стране фильм, в котором упоминается Уорхол – «О чем говорят мужчины».
  4. Знаменитый журнал Interview, в котором знаменитости брали интервью у других звезд, Энди Уорхол создал, чтобы посещать кинопремьеры.

УОРХОЛ ЭНДИ

Настоящее имя – Анджей Вархола

(род. в 1928 г. – ум. в 1987 г.)

Знаменитый американский художник, скульптор, дизайнер, режиссер, продюсер, писатель. Один из создателей поп-арта, лицо американской культуры второй половины XX века.

Одна из самых ярких и противоречивых фигур американской поп-культуры второй половины XX века, неординарная личность и создатель направления поп-арт – Энди Уорхол – называл свою деятельность «производством» и «фикцией», а себя – «машиной» и мечтал, чтобы все люди думали одинаково, и в то же время хотел, чтобы каждый на планете стал знаменитым «хотя бы на 15 минут». Он возвел массовую культуру в ранг искусства и сам стал его частью, потому что публика воспринимала его не как личность, а, скорее, как часть его же произведений. Уорхол оказал колоссальное влияние на мировую культуру второй половины XX века. Его жизнь и творчество стали подтверждением его же знаменитой фразы: «Искусство ничего не меняет, оно само меняется, неизбежно двигаясь к концу». Он сделал из искусства бизнес и сказочно разбогател.

Точных сведений относительно даты рождения Анджея Вархолы, к сожалению, нет. Источники называют не только разные даты: 6 августа и 28 сентября, но и разные годы – 1927, 1928 и 1930. Анджей родился в городе Питсбурге, штат Пенсильвания, в семье бедных выходцев из Чехословакии. Его отец умер, когда Анджею было 13 лет. Мальчик рос замкнутым и стеснительным, самым страшным испытанием для него стала школа, где над тощим белобрысым Анджеем все смеялись. Все время, свободное от ненавистного пребывания в школе, мальчик проводил дома, да и мать, опасавшаяся за своего слабого младшего сына, боялась отпускать его далеко от себя. У Анджея довольно рано появилось увлечение – он делал коллажи из цветных картинок старых журналов и комиксов, – вырезал, склеивал, дорисовывал.

После окончания школы Анджей изучал дизайн в Технологическом институте Карнеги, а позже ему каким-то чудом удалось поступить в Калифорнийский технический университет на факультет дизайна. Это было престижное учебное заведение, и наш герой выглядел там довольно жалко на фоне детей из богатых семей. Он почти ни с кем не общался и культивировал свои комплексы, хотя в университете над ним не смеялись, как в школе, здесь его скорее жалели. Вскоре преподавателям стало ясно, что Вархола очень талантлив, и ему начали помогать: сокурсницы делали задания по английскому языку (сам Анджей в то время не мог связать на бумаге и двух слов), профессора боролись за то, чтобы его не выгнали из университета, когда вместо классических моделей он рисовал нищих или детей, ковыряющихся в носу.

После окончания университета Анджей Вархола отправился в Нью-Йорк – центр культурной жизни Америки и модных художественных галерей. Он сменил свое имя на более благозвучное для США – Энди Уорхол, снял дешевую студию и начал обивать пороги рекламных агентств и редакций популярных изданий. Уже первые его работы в рекламе стали пользоваться большим успехом, они были яркими и запоминающимися – Уорхол отлично улавливал веяния времени.

В Нью-Йорке раскрылся еще один талант Уорхола. Ранее всегда замкнутый и нелюдимый, он начал притягивать к себе людей, как магнит. Как бы компенсируя недостаток общения и развлечений в юные годы, он стал активным тусовщиком, не пропускал ни одной презентации, выставки или вечеринки, постоянно пропадал в ночных клубах, что не мешало ему работать в дневное время, так как Энди с детства страдал бессонницей. Позже Уорхол признался в своей патологической тяге к тусовкам: «Если бы в Нью-Йорке устроили торжественное открытие сортира, я пришел бы туда первым». Эта любовь к появлению в публичных местах оказалось ему на руку: лучшей рекламы для художника трудно было представить. К этому времени уже окончательно сформировался его образ – неизменные темные очки, седой парик (Уорхол очень рано облысел) и дорогой костюм, заляпанный красками. В дневное время он редко покидал свою студию – его тонкая светлая кожа моментально обгорала, и если он и выходил на солнце, то только с зонтиком и в темных очках.

Довольно быстро Энди Уорхол стал самым высокооплачиваемым рекламщиком Нью-Йорка. Однако такое положение вещей его не совсем устраивало, ведь Уорхол считал, что, работая в рекламе, где тебя знают только коллеги по цеху, мировой известности не добьешься. В это время в Америке зарождалось новое направление – поп-арт, оно стирало грани между «высоким» и «массовым» искусством, живописным объектом могло стать все что угодно – реклама, газетные вырезки, герои мультфильмов. Все это напоминало Уорхолу его детские эксперименты с коллажами, которыми мальчик когда-то развлекал свою семью и всю улицу. И уже взрослый Энди вновь начал экспериментировать в поисках нового метода, который помог бы ему достичь своей цели – прославиться. В 1956 году Уорхол едет в путешествие: он посещает Индию, Египет, Францию, Италию, Великобританию и многие другие страны, где изучает местную культуру и искусство. Образцом эпатажа считается озвученное им впечатление от этой поездки: «Самое красивое в Риме – “Макдональдс”. Самое красивое в Париже – “Макдональдс”. Самое красивое в Лондоне – “Макдональдс”». С точки зрения массового искусства – это действительно так. Дворцы, храмы и монументы Старого Света – искусство элитарное, представленное в единичных экземплярах, а «Макдональдс» – это единая концепция, вершина массовости и стандартизации.

Во время своего мирового путешествия Уорхол окончательно утверждается в мысли, что современное искусство должно быть массовым и коммерческим, и по возвращении в Америку вновь берется за холст.

После продолжительных попыток и экспериментов с техникой письма удачную, как оказалось впоследствии, идею ему неожиданно подкинула одна знакомая, сказав: «Что ты больше всего любишь? Деньги. Вот и нарисуй доллар. Смысл в том, чтобы взять что-нибудь простое и всем известное – тот же доллар или консервную банку с супом». Монументальные полотна с банкой томатного супа «Кэмпбелл», созданные художником в 1962 году, на долгие годы стали визитной карточкой Энди Уорхола и сделали его по-настоящему известным. Газеты и критики захлебывались от восторга, цены на его работы стремительно подскочили вверх, а сам художник удивлялся, до чего же наивен этот мир, до чего же все оказалось на самом деле просто. Очень точно охарактеризовал успех картин с супом «Кэмпбелл» искусствовед Роберт Хьюз: «Разрисовывать консервную банку само по себе не значит заниматься настоящим искусством. Но подлинным в Уорхоле остается то, что уровень производства супа в консервной банке он поднял до уровня создания картин, придав им характер массового производства, – потребительское искусство имитирует процесс, а также облик потребительской культуры». Еще одним продуктом народного потребления, увековеченным на картинах Уорхола, стала «кока-кола». Художник объяснял свой выбор тем, «что ее пьют все – и президент страны, и Лиз Тэйлор, и нищий, который знает, что его “кока-кола” не хуже, чем у президента». Однажды на выставке, где среди других работ были представлены полотна с супом «Кэмпбелл», один нью-йоркский критик язвительно заявил Энди: «Если можно нарисовать рекламу супа, то почему бы не нарисовать и рекламу пива?» Уорхол совершенно серьезно с ним согласился, и уже на следующий день на экспозиции красовался и «портрет» пивной банки. Кстати, доллар, о котором говорила его знакомая, подсказавшая идею с супом, Уорхол тоже изобразил…

Вокруг Уорхола теперь постоянно крутилось огромное количество людей, и вскоре художник открыл большую студию, окрестив ее «Фабрикой», которая впоследствии стала символом нового искусства. В комнатах «Фабрики» толпились молодые художники, актеры и просто люди, мечтавшие стать знаменитыми. Их притягивала необычная аура Уорхола, ему поклонялись, пели дифирамбы и были готовы исполнить любую его прихоть, а это означало только одно – Энди Уорхол стал живым идолом поп-культуры. Из общения с людьми, посещавшими «Фабрику» или жившими там, Энди черпал свое вдохновение. Из-за этого он нажил себе огромное количество врагов, зачастую используя чужие идеи или включая в свои фильмы записи с откровенными рассказами людей, которым он обещал этого никому не показывать. Именно «Фабрика» и ее посетители во многом помогли сделать искусство массовым, как того и хотел Уорхол, работы появлялись тысячами, в некотором смысле слова это была настоящая фабрика. Художник с гордостью заявлял: «На нашей «Фабрике» в день создается по фильму, по картине, скульптуре, много рисунков, много фотографий».

На протяжении пяти лет, с 1963 по 1968 год, Уорхол активно занимался, по собственному выражению, «кинопроизводством». За этот период он создал несколько сотен фильмов, начиная с массы трехминутных проб и портретов и заканчивая 150 полнометражными фильмами. В существующие кинематографические рамки работы Энди Уорхола не вписывались, они представляли собой гремучую смесь из авангардного, голливудского и андеграундного кино, включали в себя элементы порнографии, театра, минимализма и портрета. Продолжительность этих фильмов колебалась от трех минут до двадцати пяти часов. Лишь считанные единицы из сотен фильмов Уорхола были поняты и приняты зрителями. Зачастую на протяжении нескольких часов на экране находился всего один актер. «Я начал делать мои фильмы с одним актером. В течение нескольких часов он курил, сидел, ел, спал. Я это делал, потому что понял, что зрители ходят в кино главным образом для того, чтобы увидеть своего любимого актера. Вот я и дал им эту возможность», – говорил Уорхол. В фильме «Эмпайр» 1964 года камера вообще на протяжении восьми часов фиксирует изображение знаменитого нью-йоркского небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг. Можно сказать, что фильмы Энди Уорхола – противоположность коммерческого игрового кино, это в некотором смысле «антифильмы», не имеющие аналогов в истории мирового кинематографа.

К 1968 году Уорхол стал признанным мастером поп-арта, его выставки проходили по всему миру. В Америке он был самым популярным художником, его картины продавались по немыслимым ценам. Энди прославился и своими скандальными интервью, в одном из которых ко всеобщему удивлению он заявил: «Меня никогда не трогали собственные работы. Я делаю дешевую писанину…» В Лос-Анджелесе весной того же года на открытии большой ретроспективы его работ Уорхола ждала толпа, которая скандировала: «Мы любим Энди Уорхола!» Успех выставки был грандиозным. И при этом сами выставки художника нельзя было назвать чисто художественными, здесь играл роль и интерьер, и свет, и всевозможные инсталляции. Он мог показывать на выставке груды картонных коробок, хаотично набросанных по углам комнат, – и ничего более, а выставка все равно пользовалась грандиозным успехом.

Все в том же 1968 году Уорхолу принесла сценарий фильма радикальная феминистка, единственный член ею же самой созданного «Общества уничтожения мужчин» Валери Соланас. Художник посчитал сценарий слишком «грязным» и отказался снимать по нему фильм. Когда девушка несколько раз появлялась на «Фабрике» с требованием вернуть рукопись, Энди всякий раз отмахивался от нее и просил зайти попозже. Однажды терпение неуравновешенной Валери лопнуло. Через пару дней после возвращения Уорхола из Лос-Анджелеса она вновь появилась на «Фабрике», подошла к Уорхолу, достала из бумажного пакета револьвер и сделала три выстрела по художнику, еще одним ранила человека из окружения Энди. После чего Соланас спокойно вызвала лифт и уехала. На улице она обратилась к первому встреченному полицейскому со словами: «Я стреляла в Энди Уорхола». Позже этими словами назовут фильм о ней и этой мрачной истории.

В больнице врачи констатировали клиническую смерть художника. Мало кто думал, что физически слабый Уорхол сможет выжить после трех пулевых ранений, но он выжил. На выздоровление ушел целый год, и всю оставшуюся жизнь художник вынужден был носить корсет из-за того, что врачи неудачно сшили ему мышцы живота. Фотография Ричарда Аведона, на которой запечатлен голый торс Энди Уорхола с изуродованным страшными шрамами животом, обошла журналы всего мира.

После покушения Энди, почти избавившийся было от своих комплексов, вновь стал бояться людей. Он начал постоянно носить бронежилет, ужесточил фэйс-контроль на входе на «Фабрику» и не выходил на улицу после восьми вечера. «После выстрела я как во сне. Ничего не понимаю. Не пойму, жив я или умер», – часто повторял Уорхол. Теперь художник очень неохотно давал интервью, мог на все вопросы отвечать только «да» или «нет»; иногда спрашивал у репортеров, что бы они хотели от него услышать, и давал разрешение опубликовать их ответ в качестве собственного. Уорхол вообще не любил рассказывать о себе, зачастую на подобные вопросы он отвечал: «Если вы хотите все узнать об Энди, смотрите мои фильмы, мои картины. В этом весь я. Больше ничего нет». Уорхол стал избегать появления на публике, нередко он отправлял похожего на него внешне человека читать лекции от своего имени.

Энди Уорхол не скрывал своей нетрадиционной ориентации, но и не кричал о ней на всех перекрестках. У него не было громких и скандальных романов, как у других звезд, он предпочитал быть наблюдателем, а не участником: «Любовные фантазии гораздо лучше любви плотской. Никогда не заниматься этим – очень увлекательное занятие».

Своеобразной была и литературная деятельность Энди Уорхола. В 1968 году вышла его первая книга под названием «А», состоявшая из записей телефонных разговоров на «Фабрике». Следующая книга появилась несколькими годами позже, она называлась «Философия Энди Уорхола. От А до В и наоборот». Главной ее темой были рассуждения о том, что искусство – это процесс зарабатывания денег. С 1969 года под руководством Уорхола издавался знаменитый в Соединенных Штатах журнал «Интервью», в котором звезды брали интервью у других звезд.

С 1970 года начался самый успешный период в творчестве Энди Уорхола – он стал методом шелкографии создавать портреты знаменитостей. Его изображения Мэрилин Монро, Лайзы Миннелли, Джимми Картера, Элвиса Пресли, Элизабет Тэйлор и Мао Цзедуна обошли весь мир. Один критик назвал портрет Мэрилин Монро работы Уорхола Джокондой XX века. Теперь можно было уже говорить не только об американской, но и о мировой известности художника. Излюбленный метод Уорхола – шелкография – тиражная техника, она делала создание картин не долгим кропотливым процессом, как всегда было принято считать, а воистину массовым «производством». Уорхол использовал только яркие, чистые цвета, без всяких полутонов, теней и нюансов, он лишил свои работы реалистичности и жизни, они не дышат, это – просто оттиски, образы, еще более безжизненные, чем на рекламных плакатах, а их создатель удовлетворенно объясняет: «Я люблю все искусственное». Он уничтожил разницу между подлинником и копией, поскольку шелкография предполагала создание практически неограниченного количества оттисков. Художник считал, что именно такое искусство – банальное и растиражированное – нужно современному миру, и, судя по своей сумасшедшей популярности, во многом был прав. К тому же чем дальше, тем больше публику интересовала сама личность Уорхола, а не его произведения, имя Энди стало скорее торговой маркой, нежели именем деятеля искусства.

В 80-е годы XX века Уорхол вновь много работает в рекламе. В 1980 году он разработал и осуществил проект собственного кабельного телевизионного канала и стал его директором. В том же году вышла очередная книга художника «Попизм: Уорхол в 60-е». В этот период он заканчивает работать с образами звезд и принимается за живописные шедевры прошлого – выходят его серии «Мона Лиза» и «Тайная вечеря».

Со второй половины 80-х годов XX века у Энди Уорхола заметно ухудшилось здоровье, это обстоятельство усугублялось тем, что художник панически боялся врачей и отказывался лечиться. Зимой 1987 года у него обострилось воспаление желчного пузыря, и Уорхол был вынужден лечь в больницу для проведения несложной операции. Хирургическое вмешательство прошло успешно, но на следующий день медсестра нашла художника в постели мертвым. Он умер во сне от сердечного приступа. Это случилось 22 февраля 1987 года. Уорхол был похоронен в родном Питсбурге. На состоявшейся 1 апреля поминальной службе в соборе Святого Патрика в Нью-Йорке присутствовало около двух тысяч человек.

Когда после смерти художника его друзья и адвокаты вскрыли квартиру Уорхола, куда тот при жизни не допускал никого, то обнаружили там огромное количество самых разнообразных вещей, находившихся в жутком беспорядке. Среди них было множество не распакованных свертков с покупками, многочисленные флаконы духов и индийских благовоний, драгоценности, шедевры мировой живописи в подлинниках вперемешку с откровенным хламом из лавок старьевщиков. Энди Уорхол тратил на покупки миллионы долларов, но никому не показывал своих приобретений. Деньги он также хранил в своей квартире в коробках из-под печенья, не доверяя банкам. Пестрая коллекция Уорхола была продана на знаменитом аукционе «Сотби» более чем за 25 миллионов долларов. Эти деньги, по завещанию Энди, были переданы в созданный им фонд помощи художественным организациям.

Через несколько лет после смерти знаменитого художника в его родном Питсбурге был открыт музей Энди Уорхола, в котором собрано множество его произведений.

До сих пор непонятно, как мог этот тихий и странный человек, всегда скрывавший свой истинный облик под париком и огромными темными очками, стать лицом своего времени и столь удачно совместить искусство и бизнес. Некролог, опубликованный в «Нью-Йорк Таймс», дал, пожалуй, самое точное и емкое определение феномена Энди Уорхола: «Лучшее произведение Уорхола – это сам Уорхол». Действительно, его работы невозможно оценить по достоинству, ничего не зная об их создателе, образ этого странного и застенчивого человека неотделим от его произведений, и наоборот. Еще одно, очень точное определение творчества Энди Уорхола принадлежит рок-музыканту Мику Джаггеру, лидеру группы “Rolling Stones”, в расцвете своей популярности тоже попавшему на полотно знаменитого художника: «Если хочешь узнать, что было самым популярным в тот или иной период, посмотри, что в это время рисовал Уорхол». И это правда. Энди очень тонко чувствовал веяния времени и моментально отражал предпочтения широких масс в своих работах – будь то томатный суп «Кэмпбелл» или Мэрилин Монро, «кока-кола» или Элизабет Тэйлор.

Из книги Философия Энди Уорхола автора Уорхол Энди

Из книги Тот, кто называл себя О.Генри автора Внуков Николай Андреевич

Из книги Мадонна [В постели с богиней] автора Тараборелли Рэнди

Из книги 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок автора Расселл Пол

Выход: Энди Берд Перелом в отношениях Мадонны с Энди Бердом наступил в октябре 1998 года, когда он сделал несколько спорных, хотя и довольно безобидных, замечаний о ней в прессе. «У нас были страстные отношения, над которыми стоило бы поработать, - заявил Энди Берд в

Из книги GAYs. Они изменили мир автора Дегтярева Виктория Анатольевна

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

Энди Уорхол Папа попа Его называли Папой попа, под папой подразумевая, разумеется, понтифика, а под попом – поп-арт: направление в искусстве, которое он, хоть и не основал, но безоговорочно возглавил. Даже если кто-то чудом не слышал его имя – то уж непременно видел его

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

6 августа. Родился Энди Уорхол (1928) Близнецы В августе 2008 года отмечались два славных юбилея: Энди Уорхолу исполнилось бы восемьдесят, картине Ильи Глазунова «Русская красавица» (с которой, по мнению критиков, и начинается зрелый Глазунов) исполнилось 40.Уорхол родился 6

Из книги Великие американцы. 100 выдающихся историй и судеб автора Гусаров Андрей Юрьевич

УОРХОЛ ЭНДИ Настоящее имя – Анджей Вархола(род. в 1928 г. – ум. в 1987 г.) Знаменитый американский художник, скульптор, дизайнер, режиссер, продюсер, писатель. Один из создателей поп-арта, лицо американской культуры второй половины XX века.Одна из самых ярких и противоречивых

Из книги Великие мужчины XX века автора Вульф Виталий Яковлевич

Король телевизионного шоу Энди Самуэль Гриффит (Andy Samuel Griffith) (1 июня 1926, Маунт-Эйри - 3 июля 2012, Мантео) В мае 2007 года судья Окружного суда Джон С. Шабаз рассматривал необычное дело. Иск был подан против некоего Уильяма Фенрика из города Платтевиль, штат Висконсин, который

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

Энди Уорхол Приключения Белого КроликаИмя Энди Уорхола гораздо известнее, чем его работы. В то же время его работы гораздо известнее его самого. Этот парадокс вполне в его духе – Уорхол всегда старался казаться тем, чем не являлся, и быть тем, чего быть просто не могло.

Из книги От Диогена до Джобса, Гейтса и Цукерберга [«Ботаники», изменившие мир] автора Циттлау Йорг

УОРХОЛ ЭНДИ Настоящее имя – Анджей Вархола(род. в 1928 г. – ум. в 1987 г.) Известный живописец, представитель поп-арта, мастер механической аппликации. «Художник – это человек, создающий то, в чем у людей нет необходимости, но по какой-то причине, как он считает, это следует

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

Энди Уорхол (Андрей Варгола): один на вечеринке Валери Соланас была в ярости. В таком гневе, что три раза выстрелила в Энди Уорхола из своей беретты.Только одна пуля попала в него, но ранение оказалось тяжелым. Она пробила ему левое легкое и прошла дальше через желчный

Из книги The Intel [Как Роберт Нойс, Гордон Мур и Энди Гроув создали самую влиятельную компанию в мире] автора Мэлоун Майкл

Энди Уорхол и Эди Седжвик Америка 1960-х была особым миром, кратко охарактеризовать который можно всего тремя словами: секс, наркотики, рок-н-ролл. Энди Уорхол в этом мире был не просто своим – он был почти полубогом там, где смешивались в единый экзотический коктейль

Из книги автора

Глава 31. Энди в изгнании В сентябре 1949 года вся страна слушала радио, когда министра иностранных дел Венгрии, Ласло Райка, подвергли показательному процессу, такому же, какие проводили в СССР в конце 1930-х годов во время сталинских репрессий. Райк, которого пытали, сознался

Из книги автора

Глава 42. Энди-боец Модель Intel 80386 была официально выпущена в октябре 1985-го, в тот же самый месяц, когда Intel вышел из бизнеса по производству микросхем памяти. Широкомасштабные поставки пришлись на третий квартал 1986 года. Отражая мировой масштаб индустрии персональных

Энди Уорхол – зеркало эпохи 70-х, гений поп-арта и коммерческого искусства. Этот художник никогда не стеснялся монетизировать своё искусство. И у него есть чему поучиться. Сегодня мы подготовили для вас ТОП-10 самых дорогих его произведений.

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 1. «Серебряная автокатастрофа (двойное бедствие)» («Silver Car Crash (Double Disaster)») 1963-го года.

Продана в ноябре 2013-го года на аукционе Sotheby"s за 105, 4 миллиона долларов.

Энди Уорхол. "Серебрянная автокатастрофа (Двойное бедствие)"

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 2. «Восемь Элвисов» 1963-го года.

Продана в октябре 2008-го года в частном порядке через французского арт-консультанта Филиппа Сегало (Philippe Segalot) за 100 миллионов долларов. На тот момент это была рекордная сумма, уплаченная за работу Энди Уорхола.

Энди Уорхол. "Восемь Элвисов"

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 3. «Тройно Элвис (тип Ферус)» («Tripple Elvis (Ferus Tipe)»)1963-го года.

Продана в ноябре 2014-го года. Эта работа - одна из двух, проданных Томасом Амманом немецкому казино в 70-х - стала топовым лотом на аукционе Christie"s.

Энди Уорхол. "Тройной Элвис (тип Ферус)"

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 4. «Бирюзовая Мэрилин» («Turquoise Marilyn») 1964-го года.

Как один из нескольких портретов Мэрилин Монро авторства Энди Уорхола, был куплен в мае 2007-го коллекционером Стивеном Коэном через галерею Ларри Гагосяна по цене около 80-ти миллионов долларов.

Энди Уорхол. "Бирюзовая Мэрилин"

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 5. «Авария зелёного автомобиля» («Green Car Crash») 1963-го года.

Также была продана в мае 2007-го в Ню-Йорке, на аукционе Christie"s по рекордной для аукциона цене в 71, 7 миллиона долларов коллекционером Филиппом Ниаркосом, сыном греческого корабельного магната Ставроса Ниаркоса.

Энди Уорхол. "Авария зелёного автомобиля"

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 6. «Четыре Марлона» («Four Marlons») 1966-го года.

Картина была продана в ноябре 2014-го года на аукционе Christie"s за 69, 6 миллиона долларов. Работа была в паре с «Тройным Элвисом» на аукционе.

Энди Уорхол. "Четыре Марлона"

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 7. «Мужчины в её жизни» («Men In Her Life») 1962-го года.

Чёрно-белый портрет Элизабет Тейлор, где она изображена вместе с её третьим мужем Майком Тоддом и будущим мужем Эдди Фишером, был продан анонимному покупателю в Нью-Йорке на аукционе «Philipps de Pury & Co» за 63, 4 миллиона долларов. Работа была отправлена некой семье Муграби.

Энди Уорхол. "Мужчины в её жизни"

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 8. «Рассовые беспорядки» («Race Riot») (в четырёх частях) 1964-года.

Картина была продана в мае 2014-го на аукционе Christie"s за 62, 8 миллиона долларов одному покупателю, который составил из неё целостную работу.

Энди Уорхол "Рассовые беспорядки"

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 9. «200 однодолларовых купюр» («200 One Dollar Bills») 1962-года.

В ноябре 2009-го года картина была продана на аукционе Sotheby"s анонимному покупателю за 43, 8 миллиона долларов. Покупка была совершена в Лондоне через колекционера Паулин Карпидас, которая купила работу в 1986-м году всего лишь за 385 тысяч долларов.

города Спрингфилд в штате Миссури.

Он был художником, скульптором, дизайнером, режиссером, продюсером, писателем… Энди Уорхол - одна из самых противоречивых фигур в искусстве второй половины ХХ столетия. Его работы стали своеобразным символом триумфа и коммерческого успеха американского поп-арта. Творчество Уорхола оказало огромное влияние на направление развития современного искусства.

Я просыпаюсь каждое утро. Открываю глаза и думаю: вот, опять все сначала.

В 1962 году Уорхол создал известную серию полотен, на которых были изображены в кричащих цветах, банки кока-колы и консервов и знаменитые изображения банки томатного супа «Кэмпбелл» , ставшие впоследствии визитной карточкой Энди Уорхола.

В 1963 году Уорхол покупает здание в Манхэттене, оно позже получает название «Фабрика», тут Энди ставит на поток создание произведений искусства. В здании царит обстановка вседозволенности, проводятся всевозможные вечеринки. Здание Энди Уорхола нарушило представление о мастерской художника как об уединённом месте, где он творит свои шедевры.


Уорхол стал создавать эпатажные произведения, выполненные в кислотной манере образы кумиров современного общества: Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Мика Джаггера, Элвиса Пресли, Мао Цзэдуна.


Во второй половине 1960-х Уорхол проявлял большой интерес к кино. Фильмы, которые он снимал вместе с Полом Морисси - первые нотки сексуальной революции. Одна из самых ранних короткометражек Уорхола изображает фелляцию двух мужчин. Большинство из его киноработ - бессюжетные фильмы, продолжительностью до 25 часов, в течение которых на экране появляются голые участники Уорхоловой «фабрики», так называемые «суперзвезды» Энди Уорхола, вроде Джо Далессандро и Эди Седжвик.


- День за днем я смотрю в зеркало и каждый раз все-таки что-нибудь да вижу: еще один прыщ, например. Если пропадает прыщик сверху на правой щеке, выскакивает новый снизу на левой, на скуле, возле уха, на кончике носа, среди волосков в бровях, на переносице, ровно между глаз. Наверное, это один и тот же прыщ передвигается с место на место.

По предложению Энди Уорхола обложкой лучшего альбома группы The Rolling Stones, Sticky Fingers (1971), был выбран снимок одетого в облегающие джинсы Далессандро. Застежка-молния джинсов была настоящей и при расстегивании открывала взору исподнее с метками участников. В 2003 году телеканал VH1 признал обложку лучшей за всю историю музыки.


Автопортрет


Я обожаю униформу! Потому что если ты - пустое место, то и одежда не делает из тебя человека. Лучше всего носить одно и то же и знать, что в тебе любят тебя самого, а не то, что из тебя может сделать одежда.


Энди фотографирует Мохаммеда Али и его дочку, 1977 год.


Вокруг Энди Уорхола всегда крутилась особая субкультура молодежи, одна из участниц которой - феминистка Валери Соланас - в 1968 году выстрелила в своего «учителя», при этом тяжело ранив его. Хотя жизнь Уорхола и удалось спасти, в течение долгих лет он оставался инвалидом, а в 1987 году умер от последствий ранения.

Муза Энди Уорхола. Эди Сэджвик.

Она была восхитительное, красивое пустое место.

Метр 63см ростом девушка с ямочками на щеках, муза Энди Уорхола, киноактриса, модель, признанная it-girl Нью-Йорка бурных шестидесятых, прожила яркую жизнь длиною в 28 лет.

В январе 1965-го друг Эди привел ее на «Фабрику» Энди Уорхола.Они были очарованы друг другом. Эди проводила на «Фабрике» почти все время. Уорхол заявил, что откроет в Седжвик «бедную богатую девочку» и сделает ее королевой «Фабрики» Энди снимал Эди в своих бесконечных фильмах («Винил», «Кухня», «Девушки из Челси» и другие), они вместе блистали в обществе; в это время Эди часто называла себя «миссис Уорхол». Они были вместе больше года. Король и королева Манхэттена, с одинаково подстриженными обесцвеченными волосами, в одинаковой серебристой одежде.

На самом деле, "красивые" меня не так уж и привлекают. Больше мне нравятся разговорчивые… Разговорчивые люди что-то делают. Красивые - чем-то являются. Это не обязательно плохо, просто мне непонятно, чем именно они являются.



Диана Вриланд, редактор американского Harper"s Bazaar, возносила Эди к небесам; она говорила, что «у наркоманов чудесная кожа».Эди стала богиней стиля - короткие платья, черные колготки, длинные серьги, подведенные глаза и короткие белые волосы копировали тысячи девушек, желавших быти похожими на Эди, стать ближе к искусству.

К концу того года Эди плотно сидела на кокаине и героине. К 1968-му почти не могла говорить. В июле 1971-го Эди вышла замуж за соседа по реабилитационной клинике Майкла Поста. Через несколько месяцев она появилась на фэшн-показе во всем блеске, покрутилась перед камерами; придя домой приняла из рук мужа положенную порцию снотворного легла спать. Утром была зафиксирована смерть от передозировки.

И несмотря на то, что ее судьбу далеко нельзя назвать счастливой, Эди Седжвик и сегодня - героиня и объект для подражания, ведь тысячи девушек любят веселье, наркотики и людей искусства, но мало кому из них удается своей любовью повлиять на мир, как это сделала Эди Седжвик, девушка из «Фабрики».



Детская комната