Знаменитые абазины. Об адыго-абазинском населении пятигорья в период кавказской войны

Абазины относятся к малочисленным, но коренным народам Кавказа. По данным переписи 2010 года численность насчитывает чуть больше 40 тысяч человек. Проживают компактно в и Адыгее (аул Улял), еще около 10 тысяч представителей этого древнего народа проживают за пределами России – в Турции, Египте, Иордании и других странах Ближнего Востока, даже в географически удаленной Ливии.

Увы, за рубежом представители древнего народа смешались с местным населением и практически утратили традиции и язык, хотя в некоторых семьях бережно хранят историческое прошлое своих родов. Близкородственным народом для абазин Кабарды являются абхазы и адыги: схожая культура, язык и традиции. Но все же «абазы», как они сами себя называют – отдельный народ.

Прошлое народа

История абазин простирается глубоко в века. Любознательный и пытливый путешественник по не пропустит уникальные (кстати – это топонимика абазского языка), загадку появления которых до сих пор не удалось расшифровать археологам. Возможно, их воздвигли в III тысячелетии нашей эры предки абазин, которые двигались из Абхазии в северном направлении. Прослеживаются связи адыгов с абазинами, но ничего удивительного в том нет: многие причерноморские этносы – словно ветви одного дерева.

Происхождение абазов от общего колена с абхазами учеными доказано убедительно. Сохранились сведения, что Абазгское царство (II – VIII века н.э.) было населено преимущественно абазинами (абазами), а вот численность абхазцев была меньшей. Пока неясно, что заставило многие рода сняться с насиженных мест и перебраться на север, за Абхазский хребет. Возможно, это было связано с сокращением земель сельскохозяйственного назначения в силу климатических перемен либо нехватки плодородной пашни из-за роста численности населения. Возможно, причиной переселения стали междоусобицы или войны.

В середине XVI века произошли первые политические контакты между абазскими князьями и Москвой. Известен некий князь Иван Езболуков, который принимал участие в переговорах. Хроники упоминают участие пятитысячного отряда абазин в Ливонской войне. Окончательно под управление Москвы народ перешел в XIX веке, в результате кровопролитных русско-кавказских войн.

Именно тогда произошло переселение черкесов и абазин, не желавших переходить в подданство русского императора, на Ближний Восток. Абазины в России были обычным малым народом , причем исповедующим ислам, что при политике русификации и подавления национального духа стало тяжелым испытанием.

При установлении советской власти произошел расцвет абазинской культуры, но сегодня особо похвастаться нечем: кроме тонкой прослойки местной интеллигенции национальным вопросом в современной России пренебрегают.

Вероисповедание

До сих пор сохранившиеся поверья и литература народа свидетельствуют, что очень давно абазы были язычниками. В начале новой эры все изменилось. Сохранилось предание, что в 40-м голу новой эры абазы, аланы и зигхи услышали проповедь Христову от самого апостола Андрея, посетившего эти края и неся свет нового учения.

Христианство на этих землях просуществовало довольно долго, уступив место исламу лишь в XV -XVIII веках. Надо сказать, что в христианстве абазы не были слишком крепкими, а одним из факторов, приведших к распространению ислама, стала гибель Византии и экспансия Османской империи.

Абазинский язык

Есть родство абхазскому языку, также относящемуся к абхазо-адыгской языковой группе. Сегодня абазинский народ находится под большим влиянием русского и адыгского языка и быстро забывает свой родной, а лингвисты относят абазинский язык к находящимся под угрозой исчезновения. Говорят, что это бы уже произошло, если бы не Октябрьская Революция.

Как не парадоксально, именно благодаря революции в 1932 году народ получил алфавит, появилась своя литература, развивался театр, журналистика. Сегодня даже пожилым людям проще излагать свои мысли на русском, а молодежь, которая перебирается из аулов в города, стремительно русифицируется.

Поговаривают, что язык абазин относится к одним из самых сложных на планете. Ничего удивительного: в нем 72 буквы, из которых всего две относятся к гласным.

Традиции и обычаи абазин

Веками абазы занимались скотоводством, преимущественно держали мелкий скот. В богатых родах было принято держать породистых лошадей. Жители равнин охотно разбивали сады, одним из популярных занятий стало пчеловодство. В позапрошлом веке славились своими и изделиями из войлока, выделкой кожи.

Культура абазин богата на предания, песни и сказки. Главные герои – люди обычных профессий: пастухи, вышивальщицы, охотники, сказки всегда заканчиваются победой добра над злом. Большинство песен и обычаев построены вокруг годового земледельческого цикла. Национальный костюм абазин похож на черкесский. Применялись украшения из серебра, широкий пояс, нагрудники. Абазинки любили платки разной техники исполнения.

Кухня абазин очень похожа на кухню соседних народов. Хлеб стали печь недавно, очень популярны кукурузная каша – баста и различные блюда из творога и кислого молока. Известен шашлык, который здесь готовят особенно вкусно.

«Наше имя – Абаза»

Последние годы приносят хорошие новости. При Карачаевско-Черкесском Университете создается центр по изучению абазинской культуры, представители этого малого народа в Москве и Санкт-Петербурге и общественные объединения объединились в Ассоциацию, основная цель которой – способствовать сохранению культурного наследия.

Талантливая и современная молодежь с удовольствием и большим энтузиазмом работает над возрождением традиций, изучением многовековой истории и культуры своего маленького этноса. Проводятся фестивали, мастер-классы, лекции, ведётся повседневная и кропотливая работа. Крепнет надежда, что абазины сохранятся как один из драгоценных камней в ожерелье .

Абазины (самоназвание абаза) – ближайший по языку и культуре абхазам народ, как бы его «alter ego», т.е. «второе я». Последняя перепись насчитала их около 40 тыс. Ныне они проживают компактно на территории Карачаево-Черкесии в тринадцати абазинских селениях (аулах), причем одно из них называется «Апсуа», и спорадически в других селениях и городах республики. Язык абазин принадлежит к абхазо-адыгской (западнокавказской) группе кавказской семьи языков. По народному преданию, род крупнейших абазинских феодалов Лау (Лоовы) кровно связан с Ачба. У них были одинаковые тамги в виде круга, а в окрестностях Сочи даже имеется местечко Лоо (не оттуда ли родом абхазские цари Леониды?).

Религия. Абазин, как и абхазов, постигла трагическая участь махаджирства (десятки тысяч их, насильственно выселенных, находятся на чужбине). Абазины в настоящее время исповедуют ислам суннитского толка, а ранее – православное христианство. Но в их памяти и в литературе сохранились данные народных верований, которые имели много общего с традиционными верованиями абхазов и адыгов, т.е. стремление «держаться более древних суеверных поверий». Например, чудесными свойствами они наделяли в прошлом камни с естественным отверстием и отдельные деревья. Так, абазины, как и абхазы, почитали ореховое дерево и дуб, а тополь считался приносящим несчастье. Там, где рос он, умирали мужчины. Большое место в традиционных верованиях у абазин принадлежало грому и молнии (ср. у абхазов: Афы). В прошлом убитого молнией не оплакивали. Думали, на него пала божья кара. У них, как и у абхазов, были покровительница вод и покровитель лесов («лесной человек»). Встреча с ними считалась нежелательной. Но их можно было победить хитростью, и только тогда они становились верными слугами на всю жизнь.

Общие предки. Существует мнение, что апсилы, абасги, саниги, мисимиане и отчасти зихи были древними общими предками абхазов-абазин. Видимо, поэтому абазины считали себя «отделившимся коленом абхазов». Их страну они называли Большой Абхазией, а свою – Малой. Словом, предки абхазов-абазин сохранили древние этнические термины «апсилы», «абасги», и они одинаковы с их нынешним оформлением «апсуа-абаза». Что касается санигов, то в средневековых источниках они фигурируют на той территории, которую занимали ближайшие родственники абхазов – садзы, говорившие, возможно, на абхазо-абазинском промежуточном диалекте – асадзипсуа. В 1806 г. они помогли владетелю Абхазии Келешбею в борьбе против турков.

Возникает вопрос: откуда и когда произошло переселение абазин и их предков на северный склон Кавказского хребта?

Как известно, в носителях южно-дольменной культуры видят далёких предков абхазского народа. Дольмены и дольменообразные гробницы на реках Теберда и Кяфар (Карачаево-Черкесия) вполне могли быть оставлены племенами, проникшими сюда через перевалы Абхазии ещё в III–II тыс. до н. э. Эти памятники располагаются на территории, где проживают ныне абазины. Поэтому можно сказать, что какая-то часть ближайших предков абхазов-абазин продвигалась ещё в то время с юга на север.

Этнокультурная общность предков абхазов-абазин, возможно, прослеживается и в более поздних погребальных памятниках I тыс. до н. э. – I тыс. н. э., связанных с обрядом трупосожжения и материалами колхидско-кобанского облика. Этот обряд встречается наряду с обычными захоронениями (трупоположение). Археологически здесь имеет место удачное совпадение ареалов распространения абхазо-адыгских языков с ареалом «колхидско-кобанской металлургической провинции» в период её расцвета (VIII–VII вв. до н. э.) от Новороссийска до Орду (Турция).

Еще позднее, в первой половине I тыс. н. э., трупосожжение наблюдается не только в Абхазии (Цебельда), но и на восточном берегу Чёрного моря, отчасти в Закубанье. С принятием христианства, обряд, связанный с кремационными погребениями, был утрачен.

«Обезы» русских летописей. В разноязычных средневековых источниках абхазы-абазины встречаются в форме «абасги», «обезы», «абаза». Так, в русских летописях сообщалось об «обезах», «авхаза», «обез», от которых несколько королевских дочерей «браны в замужество за великих князей». Например, Изяслав I был женат на княжне «Абассинской». «Обезы» (абхазы-абазины) русских летописей вместе с греческими мастерами участвовали в оформлении знаменитой Софии Киевской (построена в 1037 г.). Считается, что они были приобщены к лику святых и похоронены в самой Лавре. Показательно, что эта церковь по своей планировке напоминает более ранний Моквский храм в Абхазии (967 г.).

Абазины позднего средневековья. Первым письменным доказательством нахождения абазин на северном склоне Кавказского хребта является сообщение персидского летописца начала XV в. Низами ад-Дина-Шами о том, что Темур-ленг (Тимур), пройдя в конце XV в. по Верхней Кубани, достиг местности «Абаса». В 1559 г. при московском царском дворе среди послов Кавказа упоминались «абеслинские князья». В 1600 г. московскому послу в Лондоне было указано называть среди северозападных кавказских государств, подчинявшихся Москве, и «абазу». По кабардинскому преданию (во времена Инала), большим почётом пользовались абазинские князья Аше и Шаше (ср. абх. Ачба и Чачба). Существует предание, что и сам родоначальник кабардинских князей Инал происходил из абазин.

Абазины принимали активное участие в политической жизни Северо-Западного Кавказа и Закавказья. Они, например, помогали своим братьям по крови и языку – абхазам в их междоусобной войне против мегрельских владетелей Дадиани (в 1570-х годах). В другом случае абазины и абхазы, наоборот, поддержали Левана Дадиани в 1623 г. в борьбе против имеретинского царя Георгия.

Среди абазин в международном плане особенно известен внук Дударуко. Он был крещён в Москве и получил имя Василий Черкесский. Его произвели в бояре. Он участвовал в Ливонской войне (1555–1583 гг.) за выход России к Балтийскому морю, возглавлял полк русских солдат во время нашествия крымского хана Давлет-Гирея в 1591 г., был воеводой в Смоленске и Переяславле-Рязанском. В 1607 г. его убили сторонники Лжедмитрия II.

Причины переселения. Абазины и их древние предки переселялись на северные склоны Кавказского хребта, судя по всему, постепенно (ещё с эпохи бронзы). На более мощные три переселенческих потока могли повлиять реальные исторические события. Во-первых, это византийско-персидские войны в VI в., куда были втянуты все племена и народы Кавказа; во-вторых, арабское нашествие в VIII в., которое опустошило всю Апсилию, но способствовало консолидации абхазов и абазин в единую феодальную народность, ставшую оплотом Абхазского царства; в-третьих, особенно, татаро-монгольское нашествие и последовавший за этим распад «царства абхазов и картлийцев» на ряд враждовавших между собой царств и княжеств.

Абазины – коренной народ Кавказа , входящий в группу абхазо-адыгейских народов. В данное время народ проживает преимущественно в Карачаево-Черкесии. Самоназвание народа – абаза (также абазги) известно с пятого века до нашей эры, когда народ упомянули в трудах авторы античности. Геродот называл их абасгами. Абхазы называют их ашвы.

Абазины исторически проживали на территории нынешней Абхазии и древней Черкесии. Народ этот очень близок к абхазам, но более был подвержен адыгскому влиянию. Как правило, абазины – это мусульмане-сунниты.

Говорят абазины на абазинском языке, но также владеют адыгским и русским языком . Абазинский язык фонетически сложен и делится на два основных диалекта.

Территория расселения абазинов

Народ издавна живет в предгорьях Главного Кавказского хребта , большинство абазинов проживает в 13 селениях в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае, остальные разбросаны по другим регионам России. Небольшие диаспоры живут в Абхазии (355 человек), Турции (12 тысяч человек) и Египте (12 тысяч человек), Сирии, Израиле, Иордании.

Многие абазины, оставшиеся в арабских странах, ассимилировались и даже утратили языковую принадлежность, перейдя на использование турецкого и арабского языков.

К сожалению, данные переписи населения абазинов сохранены только с конца девятнадцатого века. Так, в 1883 году их насчитывалось 9921 человека, а в 2010 году абазинов уже около 68 тысяч человек. Это свидетельствует о неуклонном росте населения.

История народа

Как и абхазы, абазины происходят от протоабхазских племен , населявших в прошлом земли от Сухуми до Туапсе. В памятниках письменности Северного Кавказа есть упоминания об Абазгском царстве (II век), в котором жили абазины и абхазы.

Из нескольких племен к VIII веку сформировался абазинский народ, проживавший на землях северо-западной Абхазии вплоть до XIII века, когда начался период переселения народов на территорию Северного Кавказа.

В XVIII-XIX веках право на данные территории оспаривали Турция и Россия, вследствие русско-кавказской войны произошла эмиграция абазинов, так некоторые селения перебрались в Турцию и другие регионы Российской империи.

До 60-х годов XIX века , абазины проживавшие в горных районах занимались преимущественно скотоводством, разводили коз и овец, лошадей. Абазины, жившие на равнине были земледельцами, выращивали просо, а затем и кукурузу.

Когда же Кубанские земли вошли в состав Российской империи, то эти земли стали активно заселяться славянами, получавшими в свое владение земельные наделы в рамках земельной реформы. Землю распределяли и между абазинами, тогда разведение скота стало нерентабельным, ведь пастбища стали чьей-то собственностью.

Поэтому предпочтение было отдано земледелию, немалую роль играло и пчеловодство.Тогда же, путем объединения было создано и восемь крупных абазинских населенных пунктов, лишь в четырех из них проживали исключительно абазины.

Образование

До прихода советской власти в регион, абазины получали начальное образование в сельских школах и мечетях, лишь самые способные ученики имели возможность продолжать обучение. Только после 1923 года, когда Татлустан Табулов , используя латинский алфавит, создал абазинскую письменность, стало доступным обучение на абазинском языке. А с 1938 года абазинский язык стал использовать кириллицу.

Ремесла и культура абазинов

Среди ремесел, которыми владели абазины, были обработка шерсти и кож, которыми занимались в основном женщины. Многие мужчины отдавали предпочтение кузнечному и оружейному делу. Они изготавливали уникальное холодное оружие, украшаемое золотом, чернью, гравировками. Такое оружие пользовалось большим спросом. Развитие получило и ювелирное дело.

Абазины создали широкий ассортимент национальных блюд, в основе которых используется баранина, говядина и птица. Много блюд и молочных. Для абазинской кухни характерно большое употребление животных жиров. В больших количествах применяются разнообразные приправы, в частности острые.

Весьма интересны легенды и предания абазинского народа, представляющие немалый культурный пласт. Это богатый сказочный эпос, часть сюжетов которого совпадают с общекавказскими и даже мировыми.

Главная тема сказок – труд, а положительные персонажи – люди, владеющие ремеслами. Значительную нишу в абазинском фольклоре заняли пословицы и поговорки, хабары (рассказы-были), загадки, песни.

Огромную культурную роль сыграли музыкальный и танцевальный фольклор. Абазины создали множество оригинальных музыкальных инструментов, о которых писали еще в девятнадцатом веке, самые древние среди них – свирели и дудки. Песенное творчество абазинов представлено во многих жанрах.

Современная энциклопедия

- (самоназвание абаза) народ в Российской Федерации, в Карачаево Черкесии (27 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 33 тыс. человек (1992). Живут также в Турции (10 тыс. человек) и арабских странах. Общая численность 44 тыс. человек (1992).… … Большой Энциклопедический словарь

АБАЗИНЫ, ин, ед. инец, нца, муж. Народ, живущий в Карачаево Черкесии и в Адыгее. | жен. абазинка, и. | прил. абазинский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (самоназвание абаза), народ в Российской Федерации (33 тыс. человек), в Карачаево Черке сии (27,5 тыс. человек) и в восточной части Адыгеи. Живут также в Турции, Сирии, Ливане, Иордании. Язык абазинский абхазо адыгской группы северо кавказской… … Русская история

Абазины - (самоназвание абаза; тапанта, шкарауа) народность общей численностью 44 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 33 тыс. чел., в т.ч. Карачаево Черкесия 27 тыс. чел. Другие страны расселения: Турция 10 тыс. чел. Язык абазинский … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АБАЗИНЦЫ цев; АБАЗИНЫ, зин; мн. Народ, составляющий часть населения Карачаево Черкесии и Адыгеи; представители этого народа. ◁ Абазин, а; м. Абазинец, нца; м. Абазинка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Абазинский, ая, ое. А. язык (абхазско адыгской … Энциклопедический словарь

абазины - абазины, абаза (самоназвание), народ в России, в Карачаево Черкесии и на востоке Адыгеи. Численность 33,0 тыс. человек, в том числе в Карачаево Черкесии 27,5 тыс. человек. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. человек).… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

- (самоназвание абаза) народ, живущий в Карачаево Черкесской АО; отдельные группы встречаются в Адыгейский АО и районе Кисловодска. Численность 20 тыс. человек (1959, перепись). Говорят на абазинском языке (См. Абазинский язык). Предки А.… … Большая советская энциклопедия

- (самоназвание абаза) народность, живущая в Карачаево Черкесской АО, Кабардино Балкарской АССР, Адыгейской АО и в р не Кисловодска. Числ. 20 т. ч.(1959). Язык абазинский, абхазо адыгской группы кавк. семьи языков. В древности предки А. обитали в… … Советская историческая энциклопедия

Мн. 1. Народ абхазо адыгской этноязыковой группы, составляющий коренное население Карачаево Черкессии и Адыгеи. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • , Дзыба Валерий Алиевич , Монография В. А. Дзыбы`Абазины в войнах России `являет собой историко-этнологическое исследование происхождения, становления и развития абазинского народа и роли его представителей в… Категория: Военное дело Издатель: ЦЕНТРПОЛИГРАФ , Производитель: ЦЕНТРПОЛИГРАФ ,
  • Абазины в войнах России XIX - начала XX века , Дзыба Валерий Алиевич , Монография В. А. Дзыбы "Абазины в войнах России…"являет собой историко-этнологическое исследование происхождения, становления и развития абазинского народа и роли его представителей в… Категория: История войн Серия: Всемирная история Издатель:
  • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Ханты-Мансийский автономный округ - Югра :
    422 (перепись 2010)
  • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария :
    418 (перепись 2010)
  • Москва Москва :
    318 (перепись 2010)
  • Краснодарский край Краснодарский край :
    279 (перепись 2010)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ :
    236 (перепись 2010)
  • Московская область Московская область :
    139 (перепись 2010)
  • Ростовская область Ростовская область :
    112 (перепись 2010)
  • Адыгея Адыгея :
    84 (перепись 2010)
  • Санкт-Петербург Санкт-Петербург :
    84 (перепись 2010)
  • Турция Турция :
    12 000 (оценка)
    Египет Египет :
    12 000 (оценка)
    Абхазия Абхазия :
    355 (перепись 2011)
    Украина Украина :
    128 (перепись 2001)

    Наименование (этноним) абаза (или абазги) и племена, входившие в состав этой этнической группы, встречается в сочинениях античных авторов начиная с V в. до н. э. Например, древнегреческий историк Геродот (V в. до. н. э.) в своей карте древнего мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, наряду с кораксами , колхами , называет также и племя абасгов . Исследователь абазинского языка А. Н. Генко по этому поводу писал следующее: «Термин абаза очень древнего происхождения и имеет собирательное значение, объединившиеся общностью языка и культуры …».

    Историческая древняя родина абазин - территория современной Абхазии . В начале 14 века абазины начали перебираться на территорию нынешней Карачаево-Черкесии.

    Также ранее абазины проживали в количестве 15 аулов Зольского района Кабардино-Балкарии, однако в настоящее время все они были ассимилированы кабардинцами потеряв язык и культуру абазин.

    По данным древнегреческого историка Геродота Абазины произошли от Абхазов. Точнее отдельные изгнанные группы людей за преступления отделились от Абхазов и в дальнейшем которые образовали нацию Абазины. Этнографически абазины делятся на несколько племён (субэтносов): башилбаевцы , тамовцы , кизилбековцы , шахгиреевцы , баговцы , баракаевцы , лоовцы , дудароковцы , бибердовцы , джантемировцы , клычевцы , кульбековы .

    Абазины лингвистически наиболее близки к абхазам , однако они больше подверглись адыгскому влиянию, и в их культуре абхазских элементов меньше, чем адыгских.

    Численность абазин в населённых пунктах в 2002 г.:

    Язык

    Лингвистически абазины делятся на две большие группы: тапанта (ашуа) и ашхаруа (шкаруа) , которые пользуются своими диалектами с одноимёнными названиями.

    История

    Более пяти тысяч лет назад история этноса «абаза» началась совместно с историей этноса абхазов и адыгов и развивалась бок о бок.

    Апостол Андрей

    В I веке н. э. - по церковному преданию, св. апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан , абазгов и зикхов .

    Абазгия и Абазгское царство

    Во II веке н. э. история зафиксировала государство (княжество) - Абазгия . В VIII веке н. э. история зафиксировала государство - Абазгское царство, более известной как «Абхазское царство ». В определённые периоды истории количество абаза, проживавших в Абхазии , превышало количество родственных им абхазов . В связи с нехваткой земли для сельскохозяйственной обработки, абаза тремя волнами, в разные периоды истории мирно мигрировали на Северный Кавказ вместе с родственными им адыгскими племенами.

    К. Сталь приводит предание, согласно которому переселение абазин проходило через горные перевалы между верховьями рек Белой и Теберды. Топонимика этих маршрутов в настоящее время этимологизируется на основе абхазо-абазинского языка. А. Я. Фёдоров пишет: «До сих пор, сквозь топонимику Карачая просвечивают реликты абхазо-абазинской топонимики, оставленной жившими здесь абазинами». Например: Муса Ачитара (Муса йчвтара//Муса йтштара) «загон для лошадей Мусы»; Теберда (Тыпарта//атыпарта) «место откочёвки»; Маруха (Марахва) «солнечная»

    16 век

    Согласно русской летописи (автор неизвестен), в 1552 году в Москву для переговоров с Иваном Грозным, для заключения военно-политического союза против крымского хана, прибыло первое посольство черкесов, среди которых был абазинский князь Иван Езбозлуков .

    18 век

    19 век

    В 19 веке абазины разделили с адыгами и абхазами все беды, тяготы и лишения русско-кавказской войны, а также все её трагические последствия.

    Устное народное творчество составляет важную часть духовной культуры абазинского народа. Абазины с большой любовью относятся к ласточке, считая её спасительницей человеческого рода. Строго-настрого запрещается разорять гнёзда ласточек, поскольку такие действия расцениваются как большой грех. Залетевшая в дом ласточка предвещает семье благополучие и счастье, нельзя допускать, чтобы птичка пострадала. Существует легенда о ласточке. В давние времена семиглавое чудовище послало разных животных, птиц и насекомых во все концы света, чтобы они узнали, чьё мясо самое вкусное и чья кровь самая сладкая. И вот ласточка встретила змею, которая спешила рассказать чудовищу, что самое вкусное мясо и самая сладкая кровь у человека. Ласточка выразила в этом сомнение и попросила змею показать жало. Как только змея высунула жало, ласточка рассекла его ударом своего клюва. Отныне змея лишилась способности говорить, издавая только шипение. Вот почему страшная весть не дошла до чудовища. Люди были спасены. Лягушка по абазинскому поверью - предвестница дождя, и её никогда не убивают. А лошадь в абазинском фольклоре (сказках, легендах) наделена чудесными свойствами и всегда приходит на выручку хозяину в самые опасные для него моменты. Абазины создали и сохранили богатейший сказочный эпос. Он включает волшебные и социально-бытовые сказки, небылицы и сказки о животных. Есть сюжеты, совпадающие с мировыми и общекавказскими. Самый популярный - Нарсткий эпос. В волшебных сказках во всех случаях торжествуют добро и справедливость, а зло непременно наказывается. Одна из главных тем абазинского сказочного эпоса - тема труда. Созидательный, свободный труд поэтизируется. Подневольный труд считается наказанием и проклятием. Положительными персонажами являются искусные табунщики, пахари, пастухи, охотники, вышивальщицы. Многие сказки заканчиваются словами: «…стали жить богато и счастливо». Большое место в фольклоре абазин занимают хабары (рассказы, содержащие достоверную информацию), пословицы и поговорки. Популярны в народе и загадки.

    Наряду с устным народным творчеством большую роль в традиционно-бытовой культуре абазин всегда играл музыкальный и танцевальный фольклор. О разнообразии абазинских музыкальных инструментах сообщали уже письменные источники XIX века. Отмечены «двусторонняя балалайка, которой забавлялись абазины», «травяная дудка».

    Среди старинных музыкальных инструментов также: род балалайки (мышIкъвабыз), двухструнная скрипка (апхьарца), инструмент вроде арфы (анду), дудка из оружейного ствола (кIыжкIыж), деревянные трещотки (пхьарчIакь). Самыми древними инструментами у абазин были дудка(зурна) и свирель (ацIарпIына).

    Характерны обычаи и обряды, связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос , различные жанры сказок, песен. С незапамятных времен народ складывает песни. Потребность выразить в них свои чаяния, мысли и чувства, заговорить образным языком музыки-свидетельство большого духовного богатства и таланта народа. Песенному творчеству абазинского народа присуще большое жанровое разнообразие. Богат созданный в разное время песенный и танцевально-инструментальный фольклор. В зависимости от особенностей содержания и формы народных песен различают: трудовые припевки, трудовые земледельческие песни, игровые, обрядовые, величальные, хороводные, плясовые, эпические (повествовательные), лирические, шуточные, историко-героические песни-плачи, лирические песни-плачи, а также разнохарактерные детские песни и инструментальные произведения.

    (1634-1703) - брацлавский полковник Войска Запорожского.

  • Мурзабек Алиев (Выходец из аула Шегерей~Апсуа) - Банкир г.Тегеран. Хранил золото царской семьи Николая 2
  • Султан Клыч Герей - Командир дикой дивизии, генерал майор белой армии
  • Шанов Карней - ординарец Балахонова, комендант г. Саратова
  • Табулов Татлустан Закериевич - абазинский и черкесский писатель и поэт. Один из основоположников абазинской литературы.
  • Тлябичева Мира Сахат-Гериевна первая абазинская поэтесса, член союза писателей СССР
  • * Тлисов Мухамед Индрисович (Выходец из аула Апсуа) - доктор физико-математических наук, профессор
    • Гожев Абрек-Заур Патович (Выходец из а.Апсуа) - абазинский композитор, педагог, Заслуженный работник КЧР


    Пособия и алименты