Конспект урока по теме тайное становится явным. Методическая разработка урока литературного чтения

Алёна Питченко
План - конспект по чтению во 2 классе. Тема урока. В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Тема урока . В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным » .

Цель урока : способствовать осмыслению обучающимися главной идеи рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным » .

Задачи урока :

Познакомить обучающихся с содержанием рассказа;

Формировать навык литературного осознанного чтения ;

Развивать способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения ; умения анализировать поступки героев;

Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.

Планируемый результат :

1. Личностные УУД

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного рассказа.

Воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям

2. Познавательные УУД

Способствовать осознанности обучающимися значимости чтения , пониманию цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения )

Формировать у обучающихся умения производить анализ, сравнение.

3. Коммуникативные УУД

Формировать умение договариваться, находить общее решение.

Формировать умение аргументировать свое предположение, объяснять свой выбор.

4. Регулятивные УУД

Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;

Развивать умения дать оценку своей работы.

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

1 орг момент Настройка детей на урок

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердится речь?

И ответную искру зажечь.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке , ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут : внимание, находчивость, смекалка. Слушают внимательно стихотворение.

Настраиваются на учебную деятельность. Личностные УУД

2 изучения нового материала

Ребята, любите ли вы тайны ?

Подберите слова близкие по значению синонимы к слову «тайна »

Иметь тайны хорошо или плохо ?

А что с ними делать?

Вот мы сейчас и узнаем?

Посмотрите на доску очень внимательно и попробуйте найти неповторяющиеся буквы, сложить из них фамилию

Какая фамилия у вас получилась?

Совершенно верно, ведь сегодня мы поговорим именно о Викторе Драгунском .

Скажите, что пишет Виктор Драгунский стихи , сказки или рассказы?

А какие рассказы пишет Виктор Драгунский : смешные или грустные?

Знакомство с биографией В. Ю. Драгунского .

(секрет)

ответы детей

составляют фамилию

Драгунский

Он пишет рассказы

И грустные и весёлые

Регулятивные УУД

Подготовка к первичному восприятию Откройте страницу

Прочитайте, как называется наш рассказ?

Можно ли, не читая, сразу сказать, о чём мы будем читать?

Как вы догадались?

Как вы думаете, кто может быть героями этого рассказа?

Какие события могут происходить?

Из сборника «Денискины рассказы» в нашем учебнике поместили рассказ с необычным названием.

В чём, по-вашему, необычность этого названия?

Что такое тайна ?

Рассматривают иллюстрацию

Понравилась ли вам иллюстрация?

Что изображено на переднем плане ?

Что изображено на втором плане ?

Давайте предположим, какие события могут происходить с героями?

Где происходят события?

Каким изображён герой?

Что на иллюстрации является самым важным, существенным?

Какую мысль выразил художник? Открывают

Всё тайное становится явным

По названию

Героями могут быть взрослые и дети.

(Название звучит как предложение, в нём слова - антонимы - тайное - явное ).

Тайна - 1 ) то, что скрывают от других, что не всем известно;

2) нечто неразгаданное, неясное;

3) скрытая причина чего-нибудь.

рассматривают

человек в шляпе и у него что – то на голове

дом с открытым окном

предполагают

события происходят рядом с каким –то домом

ответы учащихся

Ответы детей Познавательные

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Первичное восприятие

(первичное чтение с остановками )

1. Чтение учителем до слов :

- «Ложись-ка спать»

2. Чтение ученика до конца 1 части.

3. Чтение – разведка .

А сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения.

Вы прочитаете вторую часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.

Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте.

Что Дениска сделал с кашей?

Показ иллюстрации

Чем, по-вашему, закончится рассказ?

Продолжит чтение___

4. Читает ученик до слов «Я как на него взглянул…»

Почему Денис понял, что в Кремль он не пойдёт?

5. Дочитывание до конца учителем.

В чём проявилась необычность заголовка рассказа?

С каким произведением вы познакомились? Определите жанр. Докажите!

Где происходило действие?

Какой эпизод в этом рассказе вам показался наиболее интересным?

Ответы детей

В истории, которая случилась с Дениской

Рассказ - это прозаическое произведение, небольшое по объему, с малым количеством действующих лиц. Изображенные в нем события проходят в небольшом временном промежутке.

Ответы детей Познавательные

Личностные УУД

Физкультминутка

Проверка

Первичного

восприятия Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа и почему?

Как данный поступок может характеризовать Дениску?

Ваше отношение к герою и его поступкам?

Назовите положительные качества Дениса.

Милиционер назвал маму Дениса интеллигентным человеком. А ее сын Денис? Поступают ли так интеллигентные люди?

Кого можно назвать интеллигентным человеком?

Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

На доске появляется запись : “Интеллигентный человек – образованный, культурный, вежливый, воспитанный, опрятно одетый”.

Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь?

Ребята, вспомните, не было ли в вашей жизни, когда тайное становилось явным ? Расскажите об этом.

Ответы детей

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Познавательные

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Творческая работа Как вы думаете, от чьего лица ведётся рассказ?

А кто думает иначе?

Чем вы можете это доказать?

Вывод : Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “Я”. Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. Кто этот герой? И называется такой герой – герой-рассказчик. Он является действующим лицом этого произведения

1отрывок–со слов –Ешь… и до слов …должен съесть всё до дна!

Слова мамы – ___

Слова Дениски – ___

Как мама уговаривала Дениску есть кашу?

Что она ему предложила?

Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

2 отрывок –

Прочитайте по ролям диалог мамы и Дениса в конце рассказа (мама, Денис) .

Почему мама так долго смотрела на Дениса?

Правильно ли поступила мама Дениски?

Понял ли Денис смысл слов : «Тайное становится явным » без маминого объяснения?

Работа по карточкам

Давайте составим цитатный план этого рассказа . У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста. Расставьте их по порядку происходящих в тексте действий.

1. “Видеть не могу манную кашу!”

2. “Вы выливаете разную гадость за окно!”

3. “Ты должен съесть все до конца!”

4. “Ты это запомнил на всю жизнь?”

5. “А я остался с кашей наедине” Ответы детей

Что если он съест - то пойдёт с мамой в Кремль на экскурсию

Мальчик очень этому обрадовался

хотела понять, на самом ли деле Денис понял и осознал свой поступок

правильно

Денис всё понял сразу же, как только увидел вошедшего незнакомого мужчину в шляпе с кашей на голове. Познавательные

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Обобщающая беседа -Чему могла научить эта случившаяся история с манной кашей Дениса Кораблёва?

Какой урок для себя вы извлекли из рассказа?

Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского , однажды сказал :

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский ».

Какие «витамины» нужны вам?

Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины. Случившаяся неприятная история с манной кашей, конечно, научила Дениса Кораблева сначала думать, а потом делать. Он понял, что все плохие поступки рано или поздно становятся известными .

Нужно всегда говорить правду. Не совершать таких поступков, за которые было бы очень стыдно. Ну, а если поступил нечестно, нужно признаться, потому что когда то об этом все равно узнают. Познавательные

Коммуникативные УУД

Рефлексия -Закончите одно из предложений :

Было интересно …

Я понял (а, что …

Меня удивило ….

Я сделал (а) вывод, что …

Мне захотелось … Заканчивают предложение Регулятивные УУД

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ

«В. Драгунский «Тайное всегда становится явным»


Каким был человеком В. Драгунский? Выскажите предположения!

Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.

Составьте пословицу из слов: не мешке утаишь в шила. (Шила в мешке не утаишь).

А кто сможет объяснить смысл этой пословицы.

Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт. Правду не скроешь. Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.

Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Тайное становится явным».

Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение.

Что бы вы хотели узнать?

О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?

Что значит тайное становится явным?

Чем закончится рассказ?

Решили мы проблему, которая перед нами стояла?

Предлагает познакомиться с трудными слова из текста.

Давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов? (толковый словарь)

Как им пользоваться?

Что такое тайна?

Назовите синоним к слову тайна (секрет).

Что значит «тайное»?

Явное? - Открытое, откровенное.

Прочитайте выражение «Грановитая палата».

Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным?

Где мы найдём ответ на этот вопрос?

Клевета – что оно означает?

Подберите синонимы к этому слову.

Первичное чтение рассказа.

1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

Как бы вы ответили на этот вопрос?

2. Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

3. Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».

4. Дочитывание рассказа до конца.

II. Проверка первичного восприятия.

Понравился вам рассказ?

Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

В каких словах выражена главная мысль рассказа?

Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?

Организует работу в группе:

Какой фрагмент проиллюстрировал художник?

- (И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть!).

- (Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)

-(«Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!)

- (И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду).

- (Ну ещё бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь – пушки и знаю, где сидел Иван Грозный).


Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Какая проблема перед нами стояла?

Смогли мы её решить?

К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?

    Игра не доводит до добра. Кашу свари, да ещё и в рот положи. Кроткое слово гнев побеждает. Сначала думай, а потом делай. Ветра не удержишь, правды не скроешь. После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.

Сделайте вывод!

В чём ты преуспел?

В чём ты затруднялся?

Что тебя удивило?

Над чем бы тебе хотелось поработать дома?

Учитель предлагает дома пересказать рассказ по плану.

Учитель выставляет оценки за урок.


Тема урока: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа
  2. Формировать навык литературного осознанного чтения
  3. Развивать способность прогнозировать содержания произведения в процессе чтения
  4. Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям

Планируемые результаты :

1. Личностные :

  1. Самоопределение
  2. Смыслообразование
  3. Учебно-познавательный интерес к учебному предмету
  4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы
  5. Следование моральным нормам и этическим требованиям
  6. Ориентироваться в нравственном содержании рассказа
  7. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

2. Познавательные:

  1. Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя
  2. Анализировать заголовок произведения
  3. Формировать у учащихся умения проводить анализ, сравнение
  4. Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки
  5. Восстанавливать последовательность событий по вопросам

3. Коммуникативные:

  1. Формировать умение договариваться, находить общее решение
  2. Формировать умение аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор

4. Регулятивные:

  1. Прогнозировать содержание урока
  2. Развивать умения давать оценку своей работы
  3. Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой на урок.

Ты улыбкой как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Сегодня на уроке у нас гости, а гости это всегда радость, хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, мысленно пожелаем себе удачи и тихонечко присядем за парты.

2. Постановка целей и повторение пройденного.

Чему мы обычно учимся на уроках литературного чтения?

Сегодня на уроке мы будем думать, размышлять, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.

Каким будет это произведение? Предположите.(смешным, весёлым)

Вспомним сначала уже прочитанные произведения, их авторов и о чём они.

Прочитайте отрывки. Слайд 2

Что их объединяет? Почему они в одной группе?(эти произведения об отношения между людьми, нравственных ценностях, кроме того они из раздела «Ты и твои друзья»)

Почему я поместила сюда же произведение Драгунского? (наверное, оно тоже о взаимоотношениях людей)

Прочитаем и проверим наши предположения.

3.Работа по теме урока

а) Введение в тему

Что вы знаете о писателе? Читали ли его произведения?

б) –Каким человеком был Драгунский? Послушайте рассказ о его жизни и подумайте.

Показ слайдов о писателе. Слайд 3,4,5

Так каким же человеком был Драгунский? (трудолюбивым, талантливым, настойчивым, упорным, весёлым, с чувством юмора)

Какая самая известная его книга? («Денискины рассказы»)

Какой рассказ уже читали в 1 классе? («Заколдованная буква»)

Итак, мы знакомимся с рассказом « Тайное становится явным»

А что такое тайна?

Тайна – 1. то, что скрывают от других, что не всем известно

2. нечто неразгаданное, неясное.

3. скрытая причина чего-нибудь

Назовите синоним к слову тайна. (секрет)

А что значит явное? (не скрываемый, открытый, известный, всем доступный.)

Можете ли уже расширить свои предположения о чём будет рассказ?

в) Словарная работа Слайд 6

- Прочитайте слова из рассказа. Значение каких слов хотели бы уточнить?

Интеллигентный- культурный, образованный

Не клевещите- ложное обвинение, наговоры.

Хрен-растение, корень которого содержит едкое эфирное масло, корень хрена употребляют в пищу как острую приправу к пище.

4. Первичное восприятие текста. Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми.

Чтение до слов « И мама ушла на кухню»

Почему вы так считаете?

Чем по-вашему закончился рассказ?

Дочитываем до конца.

5. Анализ произведения.

Кто главный герой?

Что о нём узнали?

Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? На чьёй вы стороне?

Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться)

Какой приём нашла мама, чтобы сын съел кашу? Найдите, прочитайте.

А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу?

Рассмотрите иллюстрацию с.163

Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?

В какой момент вам было смешно?

А что чувствовал дяденька в этот момент?(ему плохо, он волнуется, стал заикаться)

А кому вы сочувствовали? Почему?

Рассмотрите иллюстрацию с.166

Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал?

Рассказал бы маме? Спокойно ли было бы на душе у мальчика?

Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? (совесть)

Была ли у Дениса совесть? Докажите.

Наверное, и у вас в жизни были ситуации, когда вам приходилось обманывать? Вспомните, какие чувства вы испытывали.

Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)

Почему мама не наказала сына? (поняла, что он раскаивается)

Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.

Какая же главная мысль рассказа? (нельзя врать, правда станет известной)

Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? (честным)

Каким человеком вырастет Денис? (честным, совестливым)

6. Работа с иллюстрацией.

Вернёмся к иллюстрациям. Какой заголовок можно дать?

Почему именно эти моменты изобразил художник? (переломные, кульминационные)

7. Работа с пословицей

Я предлагаю вам интересную работу. Можно ли назвать рассказ по-другому? Поработайте в парах и подумайте, какая пословица ещё могла бы быть заголовком к рассказу?

  1. Никто так детям не верит как мать родная
  2. Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.
  3. Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.

8.Рефлексия

О чём же рассказ Драгунского? (вставляем вывод в слайд 2) Почему мы объединили эти произведения?

9. Итог урока.

Закончите одно из предложений. Слайд 7

  1. На сегодняшнем уроке я узнал…
  2. На этом уроке я похвалил бы себя за…
  3. После урока мне захотелось…
  4. Сегодня я сумел…

Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

« Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Даргинский.»

Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

Спасибо за урок.


Цели урока:

  1. Ознакомить с творчеством В. Драгунского
  2. Учить определять тему
  3. Учить выразительному чтению по ролям
  4. Развивать мышление, память, умение передавать содержание произведения
  5. Воспитывать доброту, умение сопереживать
  6. Развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения

Оборудование : портрет В. Драгунского, словарь синонимов, выступление о сборнике «Денискины рассказы», выставка книг В. Драгунского, книга для чтения «В одном счастливом детстве» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей.

«Тайное становится явным»

Прочитайте название урока

Когда так говорят детям? (Когда маленький ребёнок совершил что- то плохое и не сказал об этом взрослым)

Кто написал рассказ с таким названием? (В. Драгунский)

О ком и для кого писал эти рассказы В. Драгунский? (рассматриваются книги с выставки)

Рассказ о сборнике «Денискины рассказы» (рассказывает подготовленный ученик)

С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979) «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973). Более всего известны советскому читателю и пользуются популярностью детские «Денискины рассказы». В 1960-х большими тиражами выходят книги из серии «Денискины рассказы». В них он изобразил своего сына, показывая его наивным, простодушным, романтиком, вместе с тем уважает сына, восхищается его доброй, щедрой душой, бескорыстными поступками.

III. Работа с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

1. До чтения.

Назовите ваше любимое произведение В. Драгунского

Скажите, кто является главным героем?

К какому жанру относится это произведение?

Прочитайте название произведения. Каким синонимом можно заменить слово явным?

Работа с иллюстрацией

Каким вы видите героя на иллюстрации, что произошло?

2. Чтение рассказа про себя.

Узнаёте ли вы себя и своих друзей в Дениске?

В чём комичность, юмор ситуации?

Как Дениска «усовершенствовал» вкус каши? Что вас рассмешило?

3. Составление цитатного плана.

«Видеть не могу манную кашу»

«Ты должен съесть всё до конца!»

«А я остался с кашей наедине»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

4. Чтение рассказа вслух по частям цитатного плана.

Что мы узнаём о Дениске?

Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?

Зачем мама заставляла сына есть кашу?

Что испытывал Дениска, когда «усовершенствовал» вкус каши?

Что испытывал Дениска, когда выплеснул кашу на улицу? Какое выражение использует автор?

Что испытала мама, увидев пустую тарелку?

Какое чувство испытал Дениска, увидев милиционера и пострадавшего?

Почему вам смешно, когда читали рассказ пострадавшего?

Хорошо ли Дениска знал свою маму?

Почему Дениска боялся посмотреть в глаза своей мамы?

Осуждаете ли вы Дениску?

Вопросы ко всему рассказу.

Что вы можете сказать о Дениске из рассказа?

Какие отношения у Дениски с мамой?

Чем интересен рассказ В. Драгунского? (в произведении содержится юмор)

IV. Закрепление изученного. Работа со словарём синонимов.

В тексте встречалось выражение, «раскромсал яйцо», как понимаете это выражение? Подобрать к словам синонимы

Раскромсал (яйцо), бухнулась, ладилось, лопнутый (круг), гамкнула (собака), плюха.

Почему дети так говорят? (маленькие дети не умеют выражать свои мысли)

V. Итог урока.

С какой целью написал это произведение В. Драгунский?

VI. Домашнее задание.

Выразительное чтение.

Разделить текст на части, озаглавить их.

Подобрать пословицы соответствующие к частям.

Список литературы:

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 8 издание.- М.2007 г.
  2. Бунеева Е.В. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», методические рекомендации. – М.: 2000.
  3. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- М.:ВАКО, 2006.
Тема: В.Драгунский «Тайное становится явным»Цель: формирование читательской грамотности у детей при работе с текстомЗадачи:

    формировать навык осознанного чтения, умение определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа рассказа;

    развивать речь, мышление, тренировать наблюдательность;

    развивать интерес к миру детской художественной литературы;

    воспитывать нравственные качества (честность, порядочность, уважение к старшим)

Оборудование и материалы: ПК, мультимедийный проектор, толковые словари (2 шт), карточки для индивидуальной работы, выставка книг В.Ю.Драгунского, презентация.

Ход урока:

    Оргмомент Индивидуальные задания для самостоятельной работы
    Краткий рассказ об авторе (3 человека получают карточки и самостоятельно знакомятся с содержанием) Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 года. Своё детство он провёл на Украине. Рано потерял отца. С 16 лет пришлось работать. Для него все работы хороши. Виктор работал бакенщиком, шортником, лодочником, токарем и даже клоуном . Работа в парах постоянного состава с толковыми словарями: поиск значения слов тайное, явное (2 пары учащихся)
    Проверка домашнего задания Постановка учебной задачи.
Спасибо всем выступающим. Наблюдая за классом во время проверки домашнего задания мне было приятно видеть заинтересованный взгляд ребят, улыбки на лицах. А почему вы улыбались? Хочется напомнить вам ещё одну весёлую историю.Учитель читает отрывок из рассказа Драгунского «Заколдованная буква» Как называется этот рассказ?Кто его автор? (слайд 2) Зная, что мы знакомимся с разделом «И в шутку и всерьёз», вспомнив автора «Заколдованной буквы», предположите, о чём пойдёт речь на уроке?
    Перед тем, как мы начали работать некоторые ребята получили задание познакомиться с биографией В.Драгунского. Ребята, расскажите, что вы узнали об этом писателе. Когда речь пойдёт о профессиях слайд 3. Учитель поясняет значения слов, которые могут быть непонятны учащимся.
Спасибо (слайд 4) А писать В. Драгунский стал, когда поступил на службу в театр. Сначала он писал для сцены, а уж потом Виктор Юзефович стал писать весёлые рассказы о Денисе Кораблёве под общим названием «Денискины рассказы». Книги В Драгунского представлены на выставке и на слайде №5. Глядя на обложки этих книг, что вы можете сказать о произведениях этого автора? Кому они адресованы?
    Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом из историй про Дениску, а называется он… (слайд 6). Вы когда-нибудь слышали такое выражение? Что оно означает на ваш взгляд?
Двое ребят поработали со словарями и выяснили значение слов тайный и явный. Учащиеся вслух зачитывают статьи словаря. Ваше предположение оказались верными? А о чём, как вы думаете, будет рассказ с таким названием?
    Первичное восприятие (читает учитель) Проверка первичного восприятия.
    Понравился рассказ? Подтвердились наши догадки? Это серьёзный рассказ или юмористический? А почему? Когда я читала вам рассказ, вы смеялись, а было ли смешно Дениске и другим персонажам рассказа? Так почему же мы смеялись, когда героям было не до смеха? Смеётся ли ещё кто-то вместе с нами? (автор)
Давайте постараемся разобраться в этой ситуации.
    Вторичное восприятие и анализ текста.
А) В тексте вам встретятся длинные слова 4,5,6,7 слогов, давайте потренируемся читать их правильно (слайды 7,8) Б) Чтение начала рассказа до слов «Сначала я съел яйцо» . Почему автор начинает рассказ с этого эпизода, а не с того, как Дениска сел завтракать?В) Чтение до слов « И мама ушла на кухню»
    Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали? « Белок раскромсал » , как понимаете это выражение? Попробуйте заменить синонимом. Почему Драгунский выбрал именно этот глагол? Почему именно в Кремль пообещала пойти мама? Для Дениски это важно? Какая фраза помогла вам понять, что Кремль для Дениски – ценность? Как вы думаете, для Дениски это сложная ситуация? Почему?
Г) Чтение рассказа до слов «В это время вошла мама …» Вы, наверно, слышали такую фразу «Остаться наедине с мамой.., Остаться наедине со своими мыслями..» Что она означает? Что имел ввиду автор, когда написал «А я остался с кашей наедине »? Почему Дениска так говорит о каше?Как вы думаете, Дениска балуется или, действительно, пытается выполнить мамино условие? Что об этом говорит в тексте?

Понимал ли Дениска, что он делает, когда выплёскивал кашу на улицу? Как об этом говорится в тексте? Отчего у мальчика возникло такое состояние?Д) Чтение рассказа до конца. Было ли у Дениски время осознать свой поступок? Понять, что он поступил нехорошо?Как вы это узнали? (чит.отрывок до слов «…и она меня поцеловала ») О чём подумал мальчик, когда увидел пострадавшего? Из каких слов это видно? (прочитать) А что испытывала мама? Как сказано об этом в тексте, ведь рассказ написан от лица Дениски, а он не может знать, что думает или чувствует мама. Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается? Смешная ситуация, а кто ещё вместе с нами смеётся? (автор) зачем автор смеётся сам и даёт возможность нам посмеяться, когда героям не до смеха? (чтобы мы не захотели оказаться на их месте) Ругала ли мама сына? Почему)Е) как называется рассказ? Сразу ли герой понял смысл этой фразы? Как думаете, это выражение (название рассказа) отражает тему или главную мысль? О каких серьёзных вещах с юмором рассказывает В.Ю.Драгунский?

    Работа в тетрадях (слайд 9) стр.84 смотря по времени
Рассмотрите рисунки. Узнаёте героев рассказа? Попробуйте восстановить последовательность событий. Проверка
    Итог.
Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились на уроке?Кто его автор? Понравился ли? Почему? Какой урок вы извлекли из рассказа?
    Резерв.
Пословицы и поговорки слайд 11
    Рефлексия. Слайд 12
Выберите смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока.
    Домашнее задание: перечитать рассказ, разделить на части.


Детская комната