Задания для самостоятельной работы. Задания для самостоятельной работы Стилистически окрашенная лексика

(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок.

(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.

(6)Но, как выяснилось, одно дело – читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое – жить ею в реальности.

(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами.

(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал – мы решили, что это разбойники-грабители. (11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил:

(20)– Это мой дед! (21)Раньше он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось…

(24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам.

(25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени – моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, – пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке… (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз – и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё… (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (33)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…

(34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (36)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?

(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса…

(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече.
(45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.

(По Р. Савинову*)

* Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) – российский писатель, публицист.

Проблемы:

1. Человек бессилен перед временем. Мы не задумываемся о быстротечности времени, не умеем ценить каждый миг жизни.

2. Проблема человеческой памяти. Без прошлого нет настоящего.

1. Жить надо, радуясь каждому мгновенью жизни. Надо, чтобы прожив жизнь, человек оставлял после себя добрый след, который не способно стереть время.

2. Противопоставить вечности может память. Память – это то, что связывает прошлое с настоящим и будущим.

Начало формы Среди предложений 9–16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Конец формы

Начало формы Из предложений 9–11 выпишите все союзы.

Конец формы

Начало формы Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. 5

2)

3)

4)

Конец формы

Начало формы Какое высказывание соответствует содержанию текста? Через несколько дней «индейской» жизни мальчики пали духом, потому что, оставшись одни, без присмотра взрослых, вынуждены были самостоятельно добывать себе пищу.

2)

Старик сообщил, что на берегу этой речки раньше была большая деревня, но потом, когда река обмелела, люди разъехались кто куда.

3)

Спустя много лет ничто не напоминало о том, что прежде на берегу речки Сисявы жили люди.

4)

После разговора со стариком герой-рассказчик понял, что есть только один способ противостоять страшной неизбежности – радоваться каждой минуте жизни.

Конец формы

Начало формы «Важную роль в создании образа Мишки играет синтаксическое средство __________ («огромной, как ковш экскаватора, ложкой»), с помощью которого передаётся добродушный юмор автора. В финальной части речевой строй текста меняется. __________ (« печальный ковыль», « бездонной пропасти») придают раздумьям героя-рассказчика лирически-взволнованную тональность. Троп __________ (в предложении 28) помогает создать образ безжалостного времени. Синтаксическое средство __________ (предложение 36) отражает глубину чувств юноши». 1)

диалектизм

2)

эпитеты

3)

парцелляция

4)

синтаксический параллелизм

5)

вопросительное предложение

6)

сравнительный оборот

7)

просторечное слово

8)

метафора

9)

анафора

Конец формы

Начало формы Среди предложений 1–6 найдите предложение с обособленным согласованным приложением. Напишите номер этого предложения.

Конец формы

Начало формы Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Конец формы

Начало формы Среди предложений 8–14 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

Конец формы

Начало формы Из предложения 34 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Конец формы

Начало формы Среди предложений 30–39 найдите сложное предложение, в состав которого входят сравнительные придаточные. Напишите номер этого сложного предложения.

Конец формы

Начало формы Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? Предложение 8 объясняет содержание предложения 7.

2)

В предложениях 11–12 содержится повествование.

3)

В предложении 14 представлено описание действий персонажа.

4)

В предложении 45 представлено повествование.

Конец формы

Начало формы Укажите тип подчинительной связи в словосочетании РОБКО ШЕВЕЛИЛИСЬ (предложение 39).

Конец формы

Сочинение

Вокруг природа, пасека, уже нечего делать, скука одолевает... Неожиданно этот обычный летний день становится одним из самых важных в жизни писателя k12 .
Р. С. Савинов поднимает проблему человеческой памяти, рассказывая нам о том, как впервые понял ее ценность
k12 .
У каждого из нас есть множество воспоминаний, которыми он дорожит
k10 , которые старается k10 сохранить и даже передать другим людям. Именно поэтому так актуальна проблема, поднятая автором текста. Только человеческая память способна сохранить историю. Не важно, историю одного человека, деревни, целого народа или даже цивилизации.
Из последнего абзаца текста мы понимаем, что Р. С. Савинов считает, что все люди на нашей планете должны осознать ценность такого чуда, как память. По мнению автора,
k8 только она может противостоять «глухой, равнодушной вечности», ведь подчас, как в случае с деревней, на земле не остается ни одного свидетельства о людях, которые когда-то на ней жили.
С писателем невозможно не согласиться. Человеческая память, пожалуй, единственная может сохранить то, отчего
k7
Памятные вещи помогают нам воскресить образы давно минувших дней. Очень дороги письма отца Кате, героине произведения Вениамина Каверина «Два капитана». Давно она не имела возможности поговорить с ним. Все остальные члены экспедиции, в которую ушел ее отец, погибли. Катя верила до последнего, что он все-таки жив, и в этом ей помогали теплые воспоминания и письма, которые стали для Кати одними из самых дорогих вещей на свете.
Люди не могут запомнить все. Для того,
k8 чтобы человечество не забывало ошибки, за которые когда-то заплатили сотни тысяч людей собственными жизнями, и создаются такие произведения, как рассказ М. А. Шолохова «Родинка». В нем автор показывает читателям весь ужас гражданской войны, всю ее противоестественность. Перед нами встает картина невольного сыноубийства. То, что в рассказе идет речь только об одном конкретном случае, дает читателям уверенность, что таких случаев было непомерно много. На сегодняшний день, наверное, не осталось ни одного участника событий 1917-1923 годов в России, но такие произведения, как рассказ «Родинка», не дают людям забыть о боли и страданиях гражданской войны.
Память дает нам силы пережить многое, благодаря ей мы остаемся верны прежде всего сами себе, своему слову. Память о любимом человеке не позволяет предать его, историческая память народа не дает совершать страшные ошибки снова и снова.

Оценка работы

20 из 24

Дополнительные примечания

Хорошая работа, содержательная, логичная, целостная. Читать её интересно. Есть глубина мысли и даже уровень обобщения. Автор сочинения понял содержание исходного текста, предложил все требуемые комментарии, обосновал свою точку зрения. Однако оценить сочинение на высший балл невозможно: оценка снижена по критериям К12, К7 и К8. Кроме того, можно выразить рекомендации относительно К10. Рассмотрим недостатки подробнее.

К12

Среди исходных текстов много отрывков из художественной прозы. В ряде произведений повествование ведётся от 1-го лица. Нельзя не разграничивать автора и героя произведения. Смешивать писателя и литературного персонажа, им созданного, - характерная ошибка. За неё снимают балл за фактологическую точность. Здесь требуется лёгкая редакторская правка в 2-х первых абзацах сочинения.

К7 Орфография

отчего k7 в реальности уже не осталось и следа.
Правильно:
Человеческая память, пожалуй, единственная может сохранить то,
от чего в реальности уже не осталось и следа.
Не путайте сочетание местоимения с предлогом
от чего и относительное наречие отчего, выступающее в роли союзного слова. Они звучат одинаково, но пишутся по-разному. КИМы по русскому языку включают такой материал в задание .


К8 Пунктуация

По мнению автора k8 только она может противостоять...
Правильно: По мнению автора , только она может противостоять...
По мнению автора - вводное сочетание, нужна запятая.


Для того,
k8 чтобы Правильно: Для того чтобы человечество не забывало ошибки...
Для того чтобы - это такой союз, который в начале предложения не разбивается запятой. В середине предложения, если есть подчеркивание, о котором свидетельствует особый порядок слов (инверсия) либо какая-то другая особенность предложения, разбивка союза запятой возможна.


К10 Соблюдение речевых норм

Неудачная формулировка:
У каждого из нас он дорожит k10 , которые старается k10 сохранить и даже передать другим людям.
Правильно: У каждого из нас есть множество воспоминаний, которыми мы дорожим , которые стараемся сохранить и даже передать другим людям.

Повтор имени в одном предложении дважды. Катя Кати одними из самых дорогих вещей на свете.
Совет: строже проверяйте свой текст.
Пример исправления: Катя верила до последнего, что он все-таки жив, и в этом ей помогали теплые воспоминания и письма, которые стали для девушки одними из самых дорогих вещей на свете.

Я не считаю недочёты в речевом оформлении в этом сочинении страшными, поэтому и сочла возможным не снимать баллы за К10 и К6. Одна ошибка считается допустимой. Но нужно понимать, что другой проверяющий может со мной не согласиться.

Внимание! Соблюдению речевых норм уделяйте особое внимание. При снижении оценки за К10 автоматически должна снижаться оценка и за К6.


Проблема, поднятая автором, несомненно, очень интересна. Автор решает ее на примере старика, приехавшего повидать родные для сердца места – там, где он жил долгое время. Сейчас здесь поле, маленькая рыбная речка Сисява и уже ничто не напоминает то, что раньше тут была деревня: бегали ребятишки, стояли красивые дома, росли яблоки. Все эта красота, согревающая душу, осталась лишь в сознание деда, который тоскует и плачет по утерянной земле. И так всю жизнь: что-то приходит, а что-то безвозвратно остается в прошлом. И можно ли повлиять на вечность? Нет… В наших силах лишь сберечь память о прожитых годах, событиях, людях, с которыми свела нас судьба.
Позиция публициста такова: все в мире проходящее, и лишь только благодаря нашей памяти мы можем вспоминать о прошлом и «не дать холодным ветрам вечности его погасить».

Невозможно не согласиться с данным утверждением, поскольку знать то, что происходило с нами, нашим Отечеством, народом обязан знать каждый человек, которому не безразлична своя судьба и судьба близких ему людей.

Мне хочется вспомнить пьесу А.П.Чехова «Вишневый сад». Яша, один из героев, молодой лакей, хам, невежественный, но очень довольный собой и преклоняющийся перед всем иностранным. Он не помнит своей родной матери, которая воспитывала и ухаживала за ним. Единственная мечта это глупого, невежественного человека – уехать поскорее в Париж от такой скучной, необразованной России. Он живое воплощение беспамятства.
Другой пример, сразу вспомнившийся мне при чтении текста, повесть В.Распутина «Прощание с Матерой». «У кого нет памяти, у того нет жизни», - так справедливо считает старуха Дарья. Символом памяти, связи с прошлым для нее является дом и родные могилы. Героиня стремится сохранить их и в тот момент, когда их разоряют чужие люди, и тогда, когда остров должен навсегда уйти под воду. Но, к сожалению, могилы спасти нельзя, но можно проститься с ними. Старуха прощается с теми, кто жил до нее, наставлял ее, кто ушел из жизни, оставив после себя память. И пока жива эта память, не порвется нить, связующая поколения.

Постаралась исправить:

Человеческая память… Какова ее роль в нашей жизни? Над этим вопросом Роман Сергеевич Савинов предлагает читателям поразмышлять вместе.

Проблема, поднятая автором, несомненно, очень интересна. Он решает ее на примере старика, приехавшего повидать родные для сердца места – туда, где он жил долгое время. Сейчас здесь поле, маленькая рыбная речка Сисява, и уже ничто не напоминает о том, что раньше тут была деревня: бегали ребятишки, стояли красивые дома, росли яблоки. Все эта красота, согревающая душу, осталась лишь в сознание деда, который тоскует и плачет по утерянной земле. И так всю жизнь: появляется новое, а что-то безвозвратно остается в прошлом. И можно ли повлиять на вечность? Нет… В наших силах лишь сберечь память о прожитых годах, событиях, людях, с которыми свела нас судьба.

Позиция публициста такова: все в мире преходящее, и лишь только благодаря нашей памяти мы имеем возможность знать свое прошлое и «не даем холодным ветрам вечности его погасить».

Невозможно не согласиться с данным утверждением, поскольку знать то, что происходило с нами, нашим Отечеством, народом,обязан знать каждый человек, которому не безразлична своя судьба и судьба близких ему людей.

Вспомним пьесу А.П.Чехова «Вишневый сад». Яша, один из героев, молодой лакей, хам, невежественный, но очень довольный собой и преклоняющийся перед всем иностранным. Он не помнит своей родной матери, которая воспитывала и ухаживала за ним. Яша - живое воплощение беспамятства, поэтому как он сам, так и его жизнь никчемна, глупа, бессмысленна, в нем нет ничего нравственного, духовного.
Другой пример, сразу вспомнившийся мне при чтении текста, повесть В.Распутина «Прощание с Матерой». Дарья, одна из главных героев, отважная, сильная по духу женщина. Она с любовью, бережливо, памятно относится к тому, что осталось у нее от прошлого – дом и родные могилы, они для нее символы памяти. Героиня стремится сохранить их и в тот момент, когда их разоряют чужие люди, и тогда, когда остров должен навсегда уйти под воду. Но, к сожалению, могилы спасти нельзя, но можно проститься с ними. Старуха прощается с теми, кто жил до нее, наставлял ее, кто ушел из жизни, оставив после себя воспоминания. И пока жива эта память, не порвется нить, связующая поколения.

В заключение, я хочу обратиться к мысли польского философа Тадеуша Котарбиньского: прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего.

Композиция сочинения.

  1. Вступление . Формулировка одной из проблем исходного текста.

  2. .

  3. Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме.


    1. тезис;

    2. аргументы:
а) первый аргумент;

б) второй аргумент.
V. Заключение.

Как показывает опыт, учащиеся, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, не нарушают логику сочинения – рассуждения, абзацное членение не вызывает затруднения.

Вступление в сочинении.
Вступление - важная часть сочинения. Оно формулирует темуи проблему всей работы (Приложение №3) , настраивает читателя на восприятие дальнейшего повествования. Поэтому вступлению при написании сочинения нужно уделить самое пристальное внимание.
Учитываю уровень подготовленности учащихся и предлагаю разные варианты начала сочинения:
1. Речевые клише (слабые учащиеся заучивают наизусть):

В этом тексте ставится проблема …

В данном тексте рассказывается о …

Текст … заставляет задуматься о …

Автор в своей статье пишет (говорит, спорит, размышляет) о (взаимоотношениях человека и общества; нравственных качествах человека; роли влияния среды на человека; значении искусства в духовном становлении личности).

И действительно, сколько уже написано…, сколько уже сказано о… Но, странное дело, каждый, кто обращается к этой злободневной теме, находит свои особенные слова, чтобы высказать…

2. Обозначение ключевого понятия, которое является темой текста:
Доброта… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом…

3. Вопрос:
Что такое честь?

Какова цена человеческой свободы?

О чём размышляет автор в своём тексте, какие вопросы он ставит перед читателями? Ответ как будто очевиден! Автор размышляет о…
4. Начитанным учащимся предлагаю начать с удачно подобранной цитаты:
«И вечный бой! Покой нам только снится…» , - писал когда-то А.Блок.
Основная часть.
Основная часть сочинения должна отражать понимание учениками исходного текста. Именно в этой части работы они должны показать связь своей позиции и проблем, сформированных автором. Поэтому провожу поэтапный разбор каждого содержательного критерия:


  1. Обозначить проблему, поднимаемую в тексте.

Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него.


Способы формулировки проблемы:
Можно задать вопрос и ответить на него:
Как сохранить чувство собственного достоинства?

Можно использовать цитату из текста:

Проблема данного текста такова:…Она всегда волновала людей, но автору удалось придать ей своеобразное звучание…

Автор поднимает в своём тексте нравственную проблему
2. Сформулировать позицию автора и аргументировать её.
Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции.

Можно дать комментированный пересказ текста:
Стремление убедить читателя, «заразить» его своими мыслями и чувствами проявляется в построении статьи. В самом начале автор пишет о том, что….Затем он размышляет о… В конце статьи автор говорит о том, что…Такое построение статьи придаёт выводам автора глубину и убедительность.
Можно обратить внимание на средства художественной выразительности, которые использует
Автор использует сравнение…., которое отражает его веру в нравственные возможности человека.

Можно использовать следующие формулы:
Автор использует ряд убедительных аргументов, чтобы привлечь читателя к проблеме…


  1. Сформулировать свою проблему и аргументировать её.

Аргумент - довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.
Аргументировать - т.е. приводить доказательства, аргументы.
Можно сформулировать проблему, поставленную в тексте и предложить свои способы решения этой проблемы:
Я полностью разделяю точку зрения автора на проблему и считаю, что…

В этом меня убеждает и недавно просмотренный фильм.

Прочитав этот текст, начинаешь понимать, что..

Злободневна ли проблема? Безусловно! Статья заставила нас внимательно посмотреть внутрь себя, помогла открыть в себе что-то новое.

Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что мало говорить о защите природы. Надо, чтобы каждый человек понял свою ответственность перед будущим… Например, в повести… говорится о …
Если вы не согласны с позицией автора, можно начать так:
Вызывает возражение, сомнение следующие утверждения автора…

Статья вызывает противоречивые чувства: с одной стороны…, а с другой-…


  1. Аргументация собственного мнения по проблеме:

Из жизни (придумать аналогичную ситуацию). (Приложение 4)

С опорой на читательский опыт.
Заключение.
Оно должно быть небольшим по объёму и служит для выхода из темы.
Нужно показать ещё раз, что прочитанный текст учащимися понят:
Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать, что…

Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что…

- … вот та мысль, которую помог понять нам … И мы должны…
Можно рассказать о тех чувствах, намерениях, которые возникли в душе после прочтения текста :
Все мы должны понять, что..

Не могу не написать о своих чувствах, которые возникли во мне после прочтения статьи. Раньше я никогда не задумывалась о том, что…
Если проблема, поднятая автором, очень сложна и не допускает простого решения, то конец может быть открытым, как правило в виде риторического вопроса:
Когда же человек придёт к осознанию своей высокой ответственности перед…?

… приводит нас к очень важному пониманию: …
На этом этапе работы учащиеся обращаются к памятке «Советы по построению сочинения» (Приложение 5 ). При написании собственного текста также используют памятку «Алгоритм работы с текстом» (Приложение 6 ).

Результативность.
Практическое использование данного опыта позволило повысить качество подготовки по предмету. 83 % выпускников 2007-2008 учебного года сдали ЕГЭ по русскому языку на «4» и «5». В 2010 – 2011 учебном году учащиеся получили высокий балл на экзамене (средний балл – 74,25 ).

Результаты ЕГЭ по русскому языку в 11 классах

(2007- 2008 учебный год).


Колич.

%

Успеваемость

36

100%

Качество знаний

30

83%

Выполнили на «5»

14

39%

«4»

16

44%

«3»

6

17%

«2»

-

-

Часть С.


Справились с заданиями высокого уровня сложности.

Высокий уровень

выполнения части «С»*


Средний уровень

выполнения части «С»

(14 - 9б)


Низкий уровень

выполнения части «С»

(8 – 0 б.)


Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Результаты ЕГЭ за курс средней школы показали высокий уровень подготовки учащихся.

Результаты ЕГЭ по русскому языку в 11 а классе

(2010- 2011 учебный год).

Часть С.


Кол-во

%

К1

Верно сформулирована одна из проблем

1б.

27

100%

0б.

0

0

К2

Проблема прокомментирована

2б.

16

59%

1б.

11

41%

0б.

0

0

К3

Позиция автора сформулирована

1б.

27

100%

0б.

0

0

К 4

Экзаменуемый изложил свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), привел не мене 2 примеров, один –из литературы

3б.

14

52%

2б.

13

48%

1б.

0

0

0б.

0

0

К 5

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения; в работе нет

нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки

отсутствуют.


2б.

24

89%

1б.

3

11%

0б.

0

0%

К 6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместным использованием средств выразительности.


2б.

24

89%

1б.

3

11%

0б.

0

0

Часть С.

В результате все мои выпускники справились с аттестационной работой, а средний балл оказался выше городского и областного показателей.

Приложение № 1.

Критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом.




Критерии оценивания ответа на задание С 1

Баллы

1

Содержание сочинения

К 1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К 2

Комментарий к сформулированной проблеме текста

Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок в комментариях нет.

2

Сформулированная проблема исходного текста прокомментирована,

но без опоры на исходный текст,

в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с

пониманием исходного текста.


1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована

в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или егофрагмента,

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.


0

К 3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.


1

Позиция автора исходного текста сформулирована неверно,

0

К 4

Аргументация собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы ).

3

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.


2

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им

1

Речевое оформление сочинения

К 5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста


2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.


1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста


0

К 6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм

2

Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи

1

Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0

Грамотность

К 7

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или одна негрубая)

3

Допущено не более 2 ошибок

2

Допущены3-4 ошибки

1

допущено более 4 ошибок

0

К 8

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая)

3

допущены 1-3 ошибки

2

допущено 4-5 ошибок

1

допущено более 5 ошибок

0

К 9

Соблюдение языковых норм

Грамматических ошибок нет

2

допущены 1-2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

0

К 10

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки

2

допущены 2-3 ошибки

1

допущено более 3 ошибок

0

К 11

Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют

1

допущены этические ошибки (1 и более)

0

К 12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

допущены 1 и более ошибок в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) 23 балла

23

Приложение № 2 .

Теоретический минимум.

Текст (от латинского textus - ткань, сплетение, соединение) – группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Показателем завершенности текста является возможность подобрать к нему заголовок.
Тема текста – это то, о чем говорится в тексте, что описывается, о чем развертывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы.

Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого.
Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?» Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.

Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.

ТРЕНИНГИ К ЗАДАНИЯМ 20-24

Текст № 1

(1)Я считаю, что литература, поэзия родились из желания человека высказать чувство - чувство любви к детёнышу своему, чувство любви мужчины и женщины, восхищения перед красотой мира. (2)Это было рождение искусства. (3)Оно помогало выразить чувство, и, выражая его, человек своё чувство совершенствовал, начинал в нём разбираться, то, что было невнятно, становилось тогда ясным для него самого.

(4)В любви человек гораздо выше себя, он поднимается над собой, над другими своими страстями, привязанностями и мечтами, становится способен на бескорыстие и жертвенность.

(5)Я считаю, что существует некая высшая сила, условно назовем её Провидение, или Абсолют, или Бог (наша интеллигенция не хочет осваивать слово Бог, видимо, это остаточные явления вдолбленного в нас атеизма или материализма), или Творец - не важно. (6)Так вот, этот Творец всего сущего - любовь.

(7)Если любовь - это и есть Бог, то соприкосновение с Космосом помогает человеку понять и его красоту, и свою жизнь.

(8)Почти все философы прошлого безапелляционно полагают: любовь - это лучшее изобретение человечества. (9)Оно появилось не сразу. (10)Поэтому, когда Адама и Еву изгнали из рая, они ощущали не любовь друг к другу, а общую беду - потерю любви Божьей...

(11)Считаю: если человек не любил, то он жизнь напрасно прожил, потому что он себя не видел. (12)Громко, может быть, сказано, но так оно и есть. (13)Не любил - значит, не раскрыл всех возможностей своей души, не соприкоснулся с ней, многого о себе не узнал.

(14)Только любовь даёт возможность испытать радость самопожертвования, радость созерцания любимого человека, когда забываешь о том, красив он или некрасив, поскольку каждая его черта - глаза или руки - кажутся так прекрасны, что ничто не может с их красотой сравниться. (15)Наслаждение красотой, совершенством другого человека - женщины, ребенка - вот что даёт любовь. (16)И если любви не было, то что вообще может быть взамен?

(17)Кто-то скажет: карьера, успех, путешествия, новый дом, автомобиль, костюм... (18)Но ведь эти радости - такие мелкие, такие временные и такие смешные!

(19)Я написал три десятка книг, но даже если бы у меня было собрание сочинений томов в девяносто, как у Льва Толстого, а любви в моей жизни не было, то никакого удовлетворения эти тома мне бы не принесли.

(20)Сейчас, к концу жизни, я не думаю про книги, которые написал, и не угрызаюсь,
что мог бы написать их больше. (21)Вспоминаю людей, которых любил, с которыми чувст-
вовал себя совершенно счастливым. (22)Вспоминаю и то, как был несчастен, как мучился,
когда, помимо моей воли, наступал разрыв отношений. (23)А как терзался, когда не получа-
лась какая-то фраза - да, это тоже бывало, - про это не вспоминаю, ведь это пустяк. (24)Все
познаётся в сравнении... (25)Счастье в любви было бы мне защитой.

(26)Позволю себе заметить, что главный недостаток нашего общества - это дефицит любви. (27)Дефицит любви друг к другу, отсутствие культа любви, а ведь только любовь рождает уважение к человеку, понимание, какое это чудо - человек. (28)Любовь показывает, каким красивым, каким хорошим человек может быть. (29)А у нас человек сплошь и рядом существует исключительно как функция труда и исполнения неких обязанностей, в качестве электората или демографической единицы.

(30)Давайте вспомним Дон Кихота. (31)Его любовь к Дульсинее - это любовь к им же самим созданному образу. (32)Но этот вымышленный образ что-то делает с Дон Кихотом: настолько его возвышает, что Дон Кихот действительно становится человеком, достойным любви.

(33)Можно не зацикливаться на отношениях “мужчина-женщина”.

(34)Разве мы не любим своих друзей? (35)Или детей не любим? (36)Любовь к ребенку - вот истинная, горячая любовь, способная на самопожертвование. (37)Это всё жанры любви, так же как существуют жанры искусства.

(38)Любовь раскрывает человека так красиво и полно, что это возвышает окружаю-
щих и внушает им не менее возвышенные чувства. (По Д. Гранину)

ЗАДАНИЯ 20-24

К ТЕКСТУ № 1

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Как и различные жанры живописи, существуют различные жанры любви.

2) Любовь к Дон Кихоту возвышает Дульсинею.

3) В современном обществе наблюдается дефицит любви.

4) В любви подавляются эгоистические порывы человека.

5) Дефицит любви рождает уважение к человеку.

Ответ:______

21.

1) В предложениях 1-3 содержится рассуждение.

2) Предложения 13, 15 подтверждают суждение, высказанное в предложении 11.

3) Предложения 8-10 содержат описание.

4) В предложениях 30-32 представлено повествование.

5) Предложение 38 содержит основной тезис текста.

Ответ:______

22. Из предложений 20-29 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 26-38 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью
притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______

«Чтобы вовлечь читателя в разговор, Д. Гранин использует такой приём, как__ (предложение 15), и такое синтаксическое средство выразительности, как (Б)__ («вспоминаю» в предложениях 21-22). Такой троп, как (В)__(«разрыв отношений» в предложении 22), и синтаксическое средство (Г)__(«как у Льва Толстого» в предложении 19) задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».

Список терминов:


1) лексический повтор

2) эпитеты

3) анафора

5) фразеологизм

6) сравнительный оборот

8) метафора

9) инверсия


А Б В Г

Текст № 2

(1)Что такое неряшливость в одежде? (2)Это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. (3)Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. (4)В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного. (5)Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста. (6)Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. (7)“Профессорская” шляпа и чёрный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

(8)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? (9)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

(10)Бравированйе грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (11)Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. (12)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (13)Это происходит полусознательно. (14)Ведь я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. (15)Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно-иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. (16)Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. (17)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость.

(18)“Плюющиеся словами” люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в океане жизни, что они их беспокоят, мучают, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

(19)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ни с того ни с сего ругаться и употреблять жаргонных слов.

(20)Ведь у него есть уверенность, что сказанное слово и так весомо.

(21)Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (22)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной “закомплексованности” (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности - это большой и особый вопрос).

(23)(Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (24)Но хоть и трудно - это надо, надо. (25)Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она “затягивает”. (По Д.С. Лихачёву)

ЗАДАНИЯ 20-24 К ТЕКСТУ № 2

20.

1) Манера одеваться, как и манера разговаривать, свидетельствует об отношении человека к самому себе.

2) Научиться интеллигентной речи невозможно: это врождённая способность человека.

3) Грубыми прозвищами учителей сильные духом ученики хотят показать, что они не боятся этих педагогов.

4) По речи можно определить степень интеллигентности человека, но нельзя сделать вывод о степени его психологической уравновешенности.

5) Грубость в речи не свидетельствует о внутренней силе человека.

Ответ:_____

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 19-20 представлено повествование.

2) В предложениях 1-7 содержатся элементы описания.

3) Предложения 21-22 представляют собой рассуждение.

4) Предложение 23 содержит основной тезис текста.

5) Предложение 10 поясняет содержание предложений 11, 12.

Ответ:_____

22. Из предложений 18-20 выпишите фразеологизм.

Ответ:_____

23. Среди предложений 10-20 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Автор начинает беседу с читателем, используя такой приём, как (А)__(предложения 1-2). Стремясь показать актуальность поднятой проблемы, Д.С.Лихачёв прибегает к использованию такого синтаксического средства, как (Б)__ (например, в предложениях 14, 15), а также такого приёма, как (В)__(в предложении 10). Рассуждая о степени интеллигентности человека, автор применяет такой троп, как (Г)__(«печальное явление» в предложении 22)».

Список терминов:


1) лексический повтор

3) инверсия

5) фразеологизм

6) сравнительный оборот

7) противопоставление

8) метафора

9) ряды однородных членов


А Б В Г

Текст № 3

(1)Оглядываясь на прошлое, я могу сказать, что всегда страдал при виде тех бедствий, которые наблюдал в мире. (2)Непринуждённой детской радости жизни я, собственно, никогда не знал и думаю, что, что у многих детей дело обстоит так же, хотя внешне они казались весёлыми и беззаботными.

(3)Особенно удручало меня то, что так много боли и страдания приходится выносить бедным животным. (4)Вид старого хромого коня, которого один крестьянин тащил за собой, тогда как другой подгонял его палкой - коня гнали на бойню, - преследовал меня неделями.

(5)Я не мог понять - это было ещё до того, как я пошёл в школу, - почему я в своей вечерней молитве должен упоминать только людей. (6)Поэтому, когда матушка, помолившись вместе со мной и поцеловав меня на сон грядущий, уходила, я тайно произносил ещё одну, придуманную мной самим молитву обо всех живых существах. (7)Вот она: (8)«Отец Небесный, защити и благослови всякое дыхание, сохрани его от зла и позволь ему спокойно спать!»

(9)Глубокое впечатление произвёл на меня случай, происшедший, когда мне было семь или восемь лет. (10)Генрих Бреш и я смастерили рогатки из резиновых шнуров, из них можно было стрелять маленькими камешками. (11)Была ранняя весна, стоял великий пост. (12)Как-то воскресным утром он предложил мне: (13)«Давай пойдём на Ребберг, постреляем птичек». (14)Это предложение ужаснуло меня, но я не осмелился возразить из страха, что он высмеет меня. (15)Так мы оказались с ним возле старого дерева, на ветвях которого бесстрашно и весело распевали птицы, приветствуя утро. (16)Пригнувшись, как индеец на охоте, мой спутник вложил гальку в кожанку своей рогатки и натянул её. (17)Повинуясь его настойчивому взгляду и мучаясь страшными угрызениями совести, я сделал то же самое, твёрдо обещая себе промахнуться. (18)В этот миг сквозь солнечный свет и пение птиц, откуда ни возьмись, до нас донёсся звон церковных колоколов. (19)Это был благовест, звонили за полчаса до главного боя. (20)Для меня он прозвучал гласом небесным. (21)Я отшвырнул рогатку, вспугнул птиц, чтобы спасти их от рогатки моего спутника, и побежал домой. (22)С тех пор всякий раз, когда я слышу сквозь солнечный свет и весенние голые деревья звук колоколов великого поста, я взволнованно и благодарно вспоминаю, как во мне тогда зазвучала заповедь: (23)«Не убий!».

(24)С того дня я научился освобождаться от страха перед людьми. (25)В том, что затрагивало мои глубочайшие убеждения, я теперь меньше считался с мнением других, и меня уже не так смущали насмешки товарищей.

(26)Тот путь, каким вошла в моё сердце заповедь, запрещающая нам убивать и мучить, стал величайшим переживанием моих детских лет и моей юности. (27)Всё остальное рядом с ним поблекло. (По А. Швейцеру)

ЗАДАНИЯ 20-24 К ТЕКСТУ № 3

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В детстве мама научила рассказчика упоминать в вечерней молитве не только людей, но и всех живых существ.

2) Предложение пойти пострелять из рогатки птичек ужаснуло рассказчика, но, боясь насмешек, он всё-таки вынужден был согласиться.

3) Генрих Бреш, услышав звон церковных колоколов, бросил рогатку и побежал домой.

4) Когда рассказчику было десять лет, с ним произошёл случай, после которого в его
сердце вошла заповедь, запрещающая убивать и мучить животных.

5) Целясь из рогатки в птиц, рассказчик обещал себе промахнуться, так как его совесть противилась совершению антигуманного поступка.

Ответ:_____

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 6-8 представлено описание.

2) Предложения 15-18 представляют собой повествование с элементами описания.

3) В предложениях 1-2 содержится рассуждение.

4) Предложение 21 содержит основной тезис текста.

5) Предложение 3 поясняет содержание предложения 4.

Ответ:_____

22. Из предложений 10-23 выпишите фразеологизм.

Ответ:_____

23. Среди предложений 15-23 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Вспоминая о своём детстве, А. Швейцер рассказывает о событии, которое повлияло на его дальнейшую жизнь. Такие тропы, как (А)__(«во мне зазвучала заповедь» в предложении 22), (Б)__(«бедным животным» в предложении 3), и такое синтаксическое средство, как (В)__(предложения 21, 26), помогают передать чувства автора. А такое средство выразительности, как (Г)__(«как индеец на охоте» в предложении 16), делает авторскую речь ещё более эмоциональной».

Список терминов:


1) анафора

2) инверсия

4) вопросно-ответная форма изложения

5) фразеологизм

6) сравнительный оборот

8) метафора

9) ряды однородных членов


А Б В Г

ТЕКСТ № 4

(1)Для России классическая литература - это точка отсчёта, идеологический и нравственный фундамент, который объединяет общество и крепче цементирует. (2)Можно как угодно интерпретировать историю, политику, религию, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и согласно закивают головами ярые антагонисты.

(3)Нет никакого сомнения, что для подобного взаимопонимания годится только та литература, которую признают классической. (4)Именно классика - тот универсальный язык, который понятен для людей разных взглядов, поскольку основан он на абсолютных ценностях, не подверженных духовной инфляции. (5)В этом смысле русская литература обладает совершенно уникальным потенциалом. (6)Впрочем, с таким же - если не большим - успехом можно говорить не об уникальности русской литературы, а об уникальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (7)3адеть классика для него все равно что оскорбить Родину. (8)Подобное читательское отношение к классике является неслучайным. (9)Оно складывается и закрепляется с малых лет.

(10)Главный инструмент освящения классиков у нас школа. (11)Уроки литературы играли и играют грандиозную роль в формировании российского общественного сознания. (12)Классические книги противостоят воспитательным претензиям государства, раскрывают глаза на неоднозначность и противоречивость мира, рождают в читателе стремление к свободному выбору (Пьер Безухов и Павел Корчагин, являясь положительными героями, тем не менее, герои абсолютно разных романов). (13)Поэтому образцы классики, знакомые с детства, становятся для нас эталонами литературы вообще.

(14)Но, к сожалению, во взрослой жизни мы, читатели, так же редко достаем их с полки, как достают из музея парижский эталон метра. (15)Твердо усвоенное в школе преклонение перед классикой иногда мешает увидеть в ней жизнь, почувствовать ее душу, а недостаток времени и будничная суета мешают попыткам еще раз прочитать знакомые книги. (16)Тот же, кто решается перечитать классику без предубеждения, с чистого листа, сталкивается не только со старыми авторами, но и со своими школьными, так и не повзрослевшими стереотипами. (17)Перечитывая главные книги русской литературы, он понимает, что необходимо изменить, пересмотреть прежнее отношение к ним. (18)Такая переоценка трудна, но вполне возможна и, видимо, закономерна. (19)Мы растём вместе с книгами, книги растут и меняются вместе с нами. (По П. Вайлю и А. Генису)

ЗАДАНИЯ 20-24 К ТЕКСТУ № 4

20. Какое утверждение ПРОТИВОРЕЧИТ точке зрения автора текста? Укажите номер ответа.

1) Русский читатель трепетно относится к национальной классической литературе.

2) Перечитывая классику после школы, мы оказываемся не в состоянии пересмотреть
свое прежнее отношение к ней.

3) В России классическая литература обладает особой значимостью и играет важную воспитательную роль.

4) В вопросе о значении национальной классической литературы среди русских чита-
телей присутствует полное взаимопонимание.

5) Уроки литературы играли и играют грандиозную роль в формировании российского общественного сознания.

Ответ:_____

21. Какое из перечисленных утверждений является верным? Укажите номер ответа.

1) Предложения 6-8 содержат описание.

2) В предложениях 3-5 содержится рассуждение.

3) Предложения 10-13 содержат повествование.

4) Предложения 14-15 содержат элементы описания.

5) В предложении 16-17 присутствует элемент описания и повествования.

Ответ:_____

22. Из предложений 14-19 выпишите фразеологизм.

Ответ:_____

23. Среди предложений 12-19 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термини, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, В, B, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточкщ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «В предложенном тексте П. Вайля и А. Гейнса серьёзные авторские размышления сочетаются с элементами лёгкой иронии. Синтаксис авторов малоэмоционален, сдержан, не случайно основными выразительными средствами в нём являются привычные в письменной речи (А)__(предложения 2, 12, 17). Авторская ирония проглядывает через нечастые (Б)__(в предложениях 7, 14). Достаточно традиционные, неяркие (В)__ (предложения 1, 15, 19) позволяют авторам глубже раскрыть тот или иной тезис. Пояснить авторскую мысль помогает и (Г)__(«так и не повзрослевшие стереотипы» из предложения 16)».

Список терминов:


1) сравнение(-ия)

2) ряды однородных членов

3) фразеологизм(-ы)

4) эпитет(-ы)

5) риторический(-ие) вопрос(-ы)

6) неполное предложение

7) гипербола(-ы)

8) метафора(-ы), олицетворение(-я)

9) восклицательное(-ые) предложение(-ия) (риторическое(-ие) восклицание(-ия))


А Б В Г

ЗАДАНИЯ 20-24 К ТЕКСТУ № 5

(1)Говорят, глаза - зеркало души. (2)Но зеркало лишь отражает, не запечатлевает образы, и обратной стороны его не обнаружено. (3)Глаза же выражают, погружают в себя, пропускают сквозь внешние картины и всё узнанное передают в неисповедимую область души, сердца и сознания. (4)Глаза созданы из нервов, они играют от чувств, озаряются светом, когда здоровое нутро, иль наоборот - мелеют, тускнеют, мертвеют, когда хворь уже вплотную угнездилась в человеке и терзает его каждый день. (5)Взгляд - это умышление поступка, знак о грядущем действии иль происходящем переживании. (6)Накладываясь на сетчатку глаза, как на экран, взгляд внезапно обнаруживает огненную, испепеляющую силу, от которой становится страшно иль стыдно за себя. (7)Через взгляд, как через беззвучный вопль, человек освобождается от внутреннего гнёта. (8)Взгляд в спайке со словом может привести в безумие массы народу...

(9)Так что же такое взгляд? (10)Он же не фотографирует слепо увиденное? (11)Но и глаза не создают взгляда, а только пропускают его, усиливая или ослабляя. (12)Взгляд исходит изнутри чрез зрак, как сгущённый пучок энергии, и непонятная сила его недоступна расшифровке, как безусловная божественная тайна; так же и слово, и мысль. (13)Взгляд нельзя зачерпнуть пригоршней, измерить метром, взвесить на скалке весов, записать прибором силу его, разъять на волокна, передать на расстояние. (14)Непонятно, как синтезируется взгляд, каким образом участвуют в его создании душа, сердце и сознание. (15)Но мы уверены, что взгляд существует как форма энергии. (16)Именно взгляду в русском поэтическом языке даны десятки обозначений. (17)Взгляд бывает задумчивый и печальный, нежный и ненавидящий, грустный, тоскливый, радостный, любящий, тревожный, мужественный и трусливый, обворожительный, чуткий, честный, презрительный... (18)Каждый может продолжить этот ряд. (19)Есть взгляд прямой и косой, искренний и предательский, боевой и плутовской, взгляд внутренней гармонии или распада... (20)Взгляд переносит сконцентрированное чувство из областей внутренних во внешние, чувство, которое уже не может держаться в человеке, иначе грудь иль голова его лопнут от напора. (21)И наоборот: извне – в себя. (По В. Личутину)

ЗАДАНИЯ 20-24 К ТЕКСТУ № 5

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Глаза человека, как зеркало, лишь отражают образы внешнего мира

2) Взгляд каждого человека создаётся только его глазами

3) По взгляду человека можно понять, какой поступок он готовится совершить, что
он сейчас переживает

4) Взгляд ставит заслон на пути проникновения чувств из внешнего мира.

5) Взгляд, будучи формой энергии, всё-таки не подаётся измерению приборами.

Ответ:______

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 1-3 содержат повествование.

2) Предложение 17 поясняет содержание предложения 16.

3) В предложениях 9-15 представлено повествование и описание.

4) В предложениях 20-21 представлено рассуждение.

5) Предложения 7-8 представляют собой описание.

Ответ:_____

22. Из предложений 6-11 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ:_____

23. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировалиу выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Размышляя о феномене человеческого взгляда, автор использует такие синтаксические средства, как (А)__(предложения 9,10), а также (Б)__(например, в предложениях 5, 13, 14). Автору удаётся передать своё видение рассматриваемого явления при помощи таких тропов, как (В)__(например, «огненную, испепеляющую силу» в предложении 6) и (Г)__(например, «как сгущённый пучок энергии» в предложении 12)».

Список терминов


1) сравнительный оборот

2) олицетворение

3) фразеологизм

5) парцелляция

7) ряды однородных членов

8) вопросительное предложение

9) разговорная и просторечная лексика


А Б В Г

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

№ задания Ответ
сплошьирядом
В8
Основные проблемы Авторская позиция
1) Проблема роли любви в жизни человека (Ка- кое влияние оказывает любовь на человека и его внутренний мир?) 1) Любовь помогает человеку преодолеть соб- ственные эгоистические побуждения, и он ста- новится способным на бескорыстные поступки и самопожертвование.
2) Проблема дефицита любви в современном обществе (Почему опасен дефицит любви в со- временном обществе?) 2) Только любовь рождает уважение к чело­веку, поэтому дефицит любви в современном обще- стве опасен.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ 20-24 ТЕКСТА № 2

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ 20-24 ТЕКСТА № 3

№ задания Ответ
откуданивозь­мись
В8
Основные проблемы Авторская позиция
1) Проблема бережного отношения к жи­вотно- му миру. 1) Нельзя убивать и мучить животных, потому что они живые существа, страдающие от жес- токого отношения к ним.
2) Проблема боли и страданий животных от действий людей. 2) Много боли и страданий приходится выно- сить бедным животным; человек должен бе- режно относиться к ним.
Основные проблемы Авторская позиция
3) Проблема преодоления зависимости от мнения других людей. 3) Надо следовать собственным убеждениям, порой вопреки мнению других людей, избав- ляться от страха насмешек товарищей.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ 20-24 ТЕКСТА № 4

№ задания Ответ
с чистого листа
2 184
Примерный круг проблем Авторская позиция
1) Проблема особой значимости классиче­ской литературы для русских читателей. (В чем причина особой значимости русской классики для отечественного читателя?) 1) Классическая литература для русского чи­тате- ля является идеологическим и нравственным фундаментом, основанным на абсолютных цен- ностях.
2) Проблема повторного обращения к рус­ской классике после школы. (С какими трудностями сталкивается читатель, обращаясь к знакомым со школьной скамьи произведениям русской классической литературы?) 2) Перечитывая главные книги русской литера- туры, читатель пересматривает «школьное» от- ношение к ним.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ТЕКСТА № 5 (20-24)

№ задания Ответ
усиливая, ослабляя
Примерный круг проблем Авторская позиция
1) Проблема оценки высказывания «Глаза - зеркало души». (Можно ли назвать глаза зер- калом?) 1) В отличие от зеркала, глаза не просто отража- ют окружающую действительность, а запечатле- вают образы и доносят их до сердца и сознания; глаза выражают то, что происходит в душе чело- века.
2) Проблема определения сущности чело­вече- ского взгляда. (В чём заключается феномен человеческого взгляда?) 2) Взгляд обладает великой силой, которая не- доступна расшифровке, непонятно, как он синте- зируется; взгляд выпускает чувства человека во- вне и переносит их из внешнего мира в области внутренние.

Текст №44 По В. Солоухину. Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек»

(1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.

(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство , окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.

(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать , что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.

(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем , наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?

(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

(По В. Солоухину)


1)

сравнительный оборот

2)

парцелляция

3)

ряды однородных членов

4)

ирония

5)

метафора

6)

индивидуально-авторские слова

7)

вопросительные предложения

8)

диалектизм

9)

Эпитет
Ответы 7359 ????
1 ПРОБЛЕМА

Основные проблемы:

1. Проблема человеческой ограниченности. Какого человека можно считать ограниченным?

1. Ограниченность - понятие относительное. Человек может обладать большими конкретными знаниями и оставаться ограниченным, если он не имеет ясного представления о внешнем мире. В то же время не познанное человеком пространство настолько велико, что ограниченным можно считать каждого человека и человечество в целом.

Какого человека мы можем назвать ограниченным - вот проблема, поднимаемая В. Солоухиным в тексте.

Автор, рассуждая о том, кто из нас ограничен в своих знаниях или в своем представлении о мире, проводит интересную параллель. Он считает, что в наши дни найти мудреца, который знал бы все , как это было во времена Аристотеля, Архимеда, Леонардо да Винчи, невозможно, потому что неизмеримо вырос объем человеческих знаний. Значит, каждого в наши дни можно назвать «ограниченным» человеком? Да.Но один, по мнению В.Солоухина, ограничен знаниями темы, интересующей только его, зато другой, «не вооруженный целым арсеналом точных знаний», будет иметь широкое и ясное представление о внешнем мире.
В. Солоухин считает, что «ограниченный человек» - это тот, который замкнулся в изучении лишь одной какой-то науки, не замечая ничего, кроме нее.

Саша Черный. «Книги»
Есть бездонный ящик мира-

От Гомера вплоть до нас.

Чтоб узнать хотя б Шекспира,

Надо год для умных глаз.

Цитаты

1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древнегреческий философ).

2.Не всякое изменение есть развитие (древние философы).

3.Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый).

4.Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский).

5. Джек Лондон. Мартин Иден

Ограниченные умы замечают ограниченность только в других.

Д. Лондон « Мартин Иден»

Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден - рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз - девушкой из состоятельной буржуазной семьи. Руфь начинает учить полуграмотного Мартина правильному произношению английских слов и пробуждает в нем интерес к литературе. Мартин узнаёт, что журналы платят приличные гонорары авторам, которые в них печатаются , и твердо решает сделать карьеру писателя, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. Мартин составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает много книг. Железное здоровье и несгибаемая воля движет его к цели. В конце концов, пройдя долгий и тернистый путь, после многочисленных отказов и разочарований, он становится знаменитым писателем. (Дальше он разочаровывается в литературе , своей возлюбленной, людях вообще и жизни, теряет ко всему интерес и кончает жизнь самоубийством. Это так, на всякий случай. Аргумент в пользу того, что исполнение мечты не всегда приносит счастье)

6. Джек Лондон.

Я просто робею, когда вижу свою человеческую ограниченность, мешающую мне охватывать все стороны проблемы, в особенности когда речь идет о коренных проблемах жизни.

То была извечная трагедия – когда ограниченность стремится наставлять на путь истинный ум широкий и чуждый предубеждений.

7. Мигель де Сервантес. Бывают люди, которым знание латыни не мешает все-таки быть ослами.

8. Евгений Замятин. Роман «Мы». Я не боюсь этого слова – «ограниченность»: работа высшего, что есть в человеке – рассудка – сводится именно к непрерывному ограничению бесконечности, к раздроблению бесконечности на удобные, легко переваримые порции – дифференциалы. В этом именно божественная красота моей стихии – математики.

9. М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о божием величестве...

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна ;

Звездам числа нет , бездне дна .

Раннее Средневековье принято называть «темными веками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов , но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкского государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Великий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель но выводил буквы.

Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

Ограниченный- СИНОНИМЫ

глупый; тесный; ограничительный, конечный, финитный, односторонний, узкий, недостаточный, связанный,стесненный, сведённый; куцый, недалёкий, узколобый; скудоумный, узкопрофессиональный,узкоконкретный, узкоотраслевой, придурковатый, урезанный, недалекого ума, скромный, сжатый, локальный,секвестрованный, звезд с неба не рвет, узкоспециальный, секвестированный, глуповатый,локализированный, лимитный, недалекий, недальний, обусловленный, пороха не выдумает, недальнего ума,небольшой, суженный, тупой, куриные мозги, звезд с неба не хватает, контингентированный, неумный,локализованный, лимитированный, неполный, прокрустов, ущемленный, уменьшенный, небезграничный,сервитутный, притесненный, пустоголовый, с придурью, секвестрированный, простоватый, условный,свернутый, незначительный. Ant. широкий, многосторонний, многогранны

проблемы


  1. Проблема соотношения знаний отдельного человека и человеческих знаний всего мира.

  2. Проблема важности процесса познания в жизни человека.
Данная проблема волновала многие поколения. Еще во времена Геродота и Гомера люди размышляли о мироздании, они осознавали необходимость изучения для развития человеческой личности.

И во времена золотого века русской литературы , и в наши дни многие писатели раскрывают в своих произведениях проблему необходимости научного познания в жизни человека.


  1. Примером неотделимости познания от человека может служить произведение русского писателя И.А. Гончарова «Обломов» . Один из героев произведения Андрей Штольц с раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он развивал свои знания каждую минуту. Познание мира – являлось главной его целью. Благодаря его стремлению к раскрытию тайн мира, он стал человеком, способным решить любой вопрос.

  2. Очень наглядный пример - Евгений Базаров из романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева . Герой сформировался как личность благодаря его тяге к познанию, он стал человеком твердого и глубокого ума.

  3. Несомненно, человек должен проявлять истинное желание и стремление к познанию, а не делать вид человека, познающего мир, как это представлено в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» . Перед обществом главный герой Митрофанушка предстает человеком жаждущим знаний, а на самом деле был просто невеждой.

(1)Говорят, глаза - зеркало души. (2)Но зеркало лишь отражает, не запечатлевает образы, и обратной стороны его не обнаружено. (3)Глаза же выражают, погружают в себя, пропускают сквозь внешние картины и всё узнанное передают в неисповедимую область души, сердца и сознания. (4)Глаза созданы из нервов, они играют от чувств, озаряются светом, когда здоровое нутро, иль наоборот - мелеют, тускнеют, мертвеют, когда хворь уже вплотную угнездилась в человеке и терзает его ежедень. (5) Взгляд - это умышление поступка, знак о грядущем действии иль происходящем переживании. (6) Накладываясь на сетчатку глаза, как на экран, взгляд внезапно обнаруживает огненную, испепеляющую силу, от которой становится страшно иль стыдно за себя. (7)Через взгляд, как через беззвучный вопль, человек освобождается от внутреннего гнёта. (8)Взгляд в спайке со словом может привести в безумие массы народу...

(9)Так что же такое взгляд? (10)Он же не фотографирует слепо увиденное? (11)Но и глаза не создают взгляда, а только пропускают его, усиливают или ослабляют. (12)Взгляд исходит изнутри чрез зрак, как сгущённый пучок энергии, и непонятная сила его недоступна расшифровке, как безусловная божественная тайна; так же и слово, и мысль. (13) Взгляд нельзя зачерпнуть пригоршней, измерить метром, взвесить на скалке весов, записать прибором силу его, разъять на волокна, передать на расстояние. (14) Непонятно, как синтезируется взгляд, каким образом участвуют в его создании душа, сердце и сознание. (15) Но мы уверены, что взгляд существует как форма энергии. (16) Именно взгляду в русском поэтическом языке даны десятки обозначений. (17)Взгляд бывает задумчивый и печальный, нежный и ненавидящий, грустный, тоскливый, радостный, любящий, тревожный, мужественный и трусливый, обворожительный, чуткий, честный, презрительный... (18)Каждый может продолжить этот ряд. (19)Есть взгляд прямой и косой, искренний и предательский, боевой и плутовской, взгляд внутренней гармонии распада... (20)Взгляд переносит сконцентрированное чувство из областей внутренних во внешние, чувство, которое уже не может держаться в человеке, иначе грудь иль голова его лопнут от напора. (21)И наоборот: извне - в себя.

(По В. Личутину)

ЗАДАНИЯ (А28-А30, В1-В8)

А28. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1)Глаза человека, как зеркало, лишь отражают образы внешнего мира

2)Взгляд каждого человека создаётся только его глазами

3)По взгляду человека можно понять, какой поступок он готовится совершить, что он сейчас переживает

4)Взгляд ставит заслон на пути проникновения чувств из внешнего мира

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 9-15?

1) описание

2) повествование

3) рассуждение

4) повествование и описание

А30. Укажите предложение, в котором нет антонимов.

1)6 2) 11 3) 17 4) 20

В1. Определите способ образования слова ПЕРЕЖИВАНИЕ (предложение 5).

В2. Из предложений 1-3 выпишите все местоимения.

В3.Из предложения 18 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4.Среди предложений 1-8 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

В5.Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите его номер.

В6.Среди предложений 9-15 найдите сложноподчинённые предложения, в состав которых входит (-ят) придаточное (-ые) изъяснительное (-ые). Напишите номера этих сложноподчиненных предложений.

В7. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

В8. «Размышляя о феномене человеческого взгляда, автор использует такие синтаксические средства, как ________(А) (предложения 9, 10), а также _______(Б) (например, в предложениях 5,13,14). Автору удаётся передать своё видение рассматриваемого явления при помощи таких тропов, как _______(В) (например, «огненную, испепеляющую силу» в предложении 6) и _____ (Г) (например, «как сгущённый пучок энергии» в предложении 12)».



Материнский капитал