Проблема отцов и детей в изображении Тургенева: анализ и особенности. Сочинение: Проблема отцов и детей (по роману Тургенева) Отцы и дети главная проблема

Тема отцов и детей вечна. Она особенно обостряется во время переломных моментов общественного развития. Именно в этот период выходцы из разных поколений представляют собой жителей противоположных исторических эпох. Проблема отцов и детей в изображении Тургенева отражает шестидесятые годы 19-го века. Читатель может видеть не только семейную драму, но и социальный конфликт между аристократическим дворянством и развивающейся интеллигенцией.

Ключевые объекты повествования

Основными участниками процесса выступают молодой и выдающийся представитель дворянства Павел Петрович Кирсанов. В тексте описываются взаимоотношения Базарова с родителями, а также рассматриваются примеры общения в семье Кирсановых.

Внешнее описание главных героев произведения

Проблема отцов и детей в изображении И. С. Тургенева просматривается даже во внешнем облике персонажей. Евгений Базаров представлен читателям как объект не от мира сего. Он всегда мрачный, но обладает огромнейшей силой духа и внушительным энергетическим запасом для новых свершений. Особое внимание автор уделяет описанию высоких умственных способностей героя. Павел Петрович Кирсанов обделён ярким описанием ума, зато он предстает перед читателем как очень ухоженный человек, все его описание состоит из восхищения внешними характеристиками. Он всегда идеален, его можно увидеть только в накрахмаленной белой рубашке и лаковых полусапожках. Что и немудрено: его светское прошлое не дает себя забыть. Несмотря на жизнь у брата в деревенском обществе, он все равно всегда выглядит безупречно и элегантно.

Личные качества представителя молодежи

Тургенев наделил Базарова такими качествами, как решительность в действиях и обоснованное личное мнение. Такие люди ставили перед собой цели и приносили настоящую пользу обществу. Подобными характеристиками обладали многие представители того исторического периода. Автор предполагал, что именно из таких людей будет состоять будущее России. Но как ярый поклонник полностью отрицал внутренний мир и душевную эмоциональность. Он не допускал существование чувственной стороны жизни. В этом вопросе Тургенев категорически не согласен со своим персонажем. Многие критики предполагают, что именно по этой причине главный герой был убит автором.

Аристократическая элита

Чтобы показать ошибки в молодёжных взглядах, проблема отцов и детей в изображении Тургенева отражается путём столкновения убежденного нигилиста с членом аристократии. Павел Петрович Кирсанов выбран автором представителем дворянского общества. Впервые читатель видит этого героя идеально одетым в английский сюртук. С первых строк понятно, что этот человек является абсолютной противоположностью Евгения Васильевича Базарова по вопросу отношения к жизненным ценностям. Типичная жизнь зажиточного аристократа сводилась к постоянному безделью и праздникам.

Отцы и дети в изображении И. С.Тургенева

Столкновение между представителем аристократического общества и развивающейся интеллигенции - это основная проблема, описанная в произведении. Взаимоотношения Базарова и Кирсанова являются доказательством существования Несмотря на то что они не связаны родственными отношениями, тем не менее, два разных социально-политических лагеря не находят точки общего соприкосновения. Проблема отцов и детей в изображении Тургенева на основании реальных родственных союзов имеет место, но косвенно.

Противоположные жизненные позиции

Во время автор часто затрагивает темы политических разногласий. В этих вопросах демократы и либералы не приходят к консенсусу. Основные споры возникают на почве размышлений о дальнейшем развитии страны, о материальных ценностях, опыте, идеализме, науке, истории искусств и отношении к простым людям. Кирсанов уперто стоит на защите старых понятий, а Базаров, в свою очередь, стремится их разрушать. Кирсанов пытался упрекать оппонента в этом его стремлении. Но Базаров всегда отвечал, что необходимо сначала расчистить место, чтобы построить что-либо новое.

Отношения Базарова с родителями

В семье Евгения Базарова существует проблема отцов и детей. Тургенев И. С. находит ее отражение в отношении героя к родителям. Оно носит противоречивый характер. Базаров признается в своей любви к ним, но одновременно с этим презирает их глупые и бесцельные жизни. Это его непоколебимая жизненная позиция. Но, несмотря на его отношение, родителям сын был очень дорог. Старички очень любили его, смягчали напряженные разговоры. Даже после смерти главного героя произведения рассматривается сам момент их безусловной любви. Тургенев описал сельское кладбище с печальным заросшим пейзажем, на котором похоронен главный герой Базаров. На его могиле поют птицы, к ней приходят старики-родители.

Возможно, если бы не ярое отстаивание своей правоты и более мягкое отношение к мнению других людей, можно было бы избежать дуэли и последующего заражения тифом. Очевидно, именно ранение способствовало распространению заболевания. Но столкновение взглядов было неизбежным. Проблема отцов и детей в изображении Тургенева привела к трагичным последствиям.

Повсеместная актуальность проблемы

В старших классах ученикам задают написать сочинение по литературе. Проблема отцов и детей - это неразрешимый спор, длящийся сотни лет. Роман Тургенева "Отцы и дети" остается одним из лучших произведений мировой классики. Беспристрастное описание быта и отношений без прикрас дает понять читателю, что молодежь - это вечный двигатель. За ними - сила и новые свершения, изобретения и улучшение жизни. Но зрелые аристократы тоже живут своей жизнью, их нельзя осуждать. Они по-разному смотрят на жизнь, не понимают взглядов друг друга, но они счастливы. Каждый по-своему. В этом и есть смысл жизни. Просто быть счастливым.

Испытание любовью. Родители. Если задуматься: кто из героев тургеневского романа способен испытывать настоящую любовь? Любовь искреннюю, трогательную, готовую все отдать и ничего не требующую взамен? На память приходят родители Базарова, которых автор с оттенком трогательной нежности называет «старичками». Подобно Николаю Петровичу, они с нетерпением ждут на каникулы сына, которого «три года не видали». Но долго приходится им ждать. Сперва Базаров, как мы знаем, гостит у Кирсановых, затем, соскучившись, посещает с Аркадием губернский город. И даже после этого «катит» не домой, а в имение к заинтриговавшей его Анне Сергеевне. Дорогой Базаров вспоминает про свой «день ангела», а значит, дома его приезда чают больше, чем когда бы то ни было. «Сегодня меня дома ждут, - прибавил он, понизив голос… - Ну, подождут, что за важность!» В конце концов старикам приходится прислать за ним, будто ненароком, преданного Тимофеича. Из уст бывшего своего дядьки Базаров слышит заслуженный укор: «Ах, Евгений Васильевич, как не ждать-то-с! Верите ли Богу, сердце изныло на родителей ваших глядючи». В духе народного причитания обращается старик, «с крошечными слезинками в съеженных глазах», к любимому своему воспитаннику. «Ну, хорошо, хорошо, не расписывай. Скажи им, что скоро буду», - сурово обрывает Базаров старого дядьку. Неизвестно, скоро ли бы он выполнил свое обещание, если б не драматический разрыв с Одинцовой.

Сцена приезда под отчий кров своей трогательностью напоминает встречу отца и сына Кирсановых, и даже превосходит ее. Ведь Евгения дождалась матушка, Арина Власьевна: «И не разжимая рук, она отодвинула от Базарова свое мокрое от слез, смятое и умиленное лицо, посмотрела на него какими-то блаженными и смешными глазами и опять к нему припала». Отец, Василий Иванович, пробовал вести себя сдержанно. Однако и у него «и губы, и брови дергало, и подбородок трясся». Но встреча не принесла старикам полного, чаемого счастья. Уже к вечеру «…глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть <…>, виднелся какой-то смиренный укор». Спустя всего «три дня» (эти слова вновь и вновь повторяет потрясенный старик) Базаров «с натянутым зевком» просит отца снарядить обратных лошадей. «Ничего. До свадьбы заживет!» - снова отмахивается герой от переживаний близких. Потрясенный отец расценивает отъезд сына как предательство. Исчезла опора его бессильной старости: «Бросил, бросил нас <…>. Один, как перст теперь, один!» Арина Власьевна, «прислонив свою седую голову к его седой голове», напоминает горькую правду: «Сын - отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел - прилетел, захотел - улетел…»

Но родители не могут долго сердиться. «Енюша» вернулся, да еще на шесть недель. То-то радость! Искушенный опытом старик «только что не прятался от него», чтобы не помешать. Арина Власьевна «соглашалась с мужем <…> и окончательно боялась с ним (Евгением) заговаривать». Такова внешняя хроника отношений Базарова с матерью и отцом, почти вплоть до финала. Она дала основание критику Максиму Алексеевичу Антоновичу утверждать, что «Базаров «ненавидит всех», начиная «от своих добрых родителей» - «ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце» (статья «Асмодей нашего времени»).

И все же Базаров не лукавит, когда говорит Аркадию о любви к своим родителям. «Он все-таки понимает, что отец любит его», - отмечает десятиклассник в сочинении на тему «Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов - сыновья своих отцов» . «Евгений тоже любит своих родителей, но из-за своих убеждений, и перед собой, и перед Аркадием, говорит о них с пренебрежением». Сколько чувств прорывается в его радостном восклицании при виде отца: «Он, он - узнаю его фигуру. - Эге-ге! как он, однако, поседел, бедняга!» Готовясь уехать, Базаров сказал: «Ничего!» - но целый день прошел, прежде чем он решился уведомить Василия Ивановича о своем намерении». Суровый нигилист скрывает, маскирует и это чувство. В первую очередь перед Аркадием. Ведь он только что сказал, да и показал всем своим видом, что радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. И вот в собственном домике «под соломенной крышей» он встречает тот же умилительный прием. Настойчивые, требующие ответного чувства порывы. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Здесь знают, что из деревьев он больше всего любит акации, а из кушаний - малину со сливками. Под отчим кровом он на всю жизнь - «Енюшенька».Остается одно - бежать. Нельзя «рассыропиться» перед безнадежно отставшими от жизни стариками. Перед отцом, который « в шестьдесят лет хлопочет, толкует о «паллиативных» средствах, лечит людей <…> - кутит, одним словом» и матерью, которой бы «родиться лет за двести, в старомосковские времена».

Пренебрежение «стариками» тем обиднее для них, что Базаров имеет основания не только любить, но уважать отца. В разговоре старший Базаров признается, что «тех-то в южной-то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (Василий Иванович значительно сжал губы) всех знал наперечет». Отставной лекарь имел право с достоинством «сжимать губы». В своей речи Василий Иванович иносказательно намекает на людей «четырнадцатого декабря» - членов Южного тайного общества (под руководством Сергея Муравьева-Апостола). Он их, несомненно знал, их радикальные убеждения разделял. И может быть, чудом спасся от каторги. В разговоре с Аркадием (сын не прислушается и не услышит!) можно поведать об опасной юности. Так Базаров проглядел в отце единомышленника. Не менее права имеет скромный Василий Иванович гордиться своей врачебной деятельностью в период «чумы в Бессарабии», за что «получил Владимира». Однако, ожидая приезда сына, «велел спороть ленточку». Базаров несправедливо смешивает почести ненавидимого им правительства и награду (заслуженную!) Родины за подвиг.

Внимание к родственным преданиям помогло бы Базарову ответить на важный для любого человека вопрос: почему я такой? Что унаследовал от многих поколений, от отцов и дедов? Пылкость передалась от отца, который в молодости склонен был к страстям и с краской на лице признается молодым людям в давнем увлечении карточной игрой. От него, по всей видимости, и неутомимое трудолюбие. А умение руководить людьми - уж не от деда ли передалось, что «при Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы»? «Врал, должно быть» - с недопустимым пренебрежением бросает Базаров. Лишь перед лицом смерти Базаров просит Анну Сергеевну осиротевших отца и мать «приласкать», «ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»

Но быть может, Базаров имел моральное право так поступать? Ведь он не просто гостит дома - он уединяется, чтобы заняться наукой, решает грандиозные задачи, готовит себя к великой миссии? Нет, - говорит нам Тургенев. Чем более велик человек, тем сильнее требования к его гуманности, человечности. На этом стоит русская литература. Вина Базарова в этом случае - неискупимая и страшная.

Размышления о социальной грани взаимоотношений между поколениями (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Жизнь так устроена, что на смену уходящим поколениям приходят новые - люди более энергичные, с широким взглядом на мир, с непредвзятыми суждениями о природе явлений.

Старшие передают младшим свой опыт, учат жизненным правилам, и их опыт поучителен и полезен для сыновей и вну­ков. «Дети» могут соглашаться или не соглашаться с «отцами» по ряду вопросов, но более всего их разводит социальная рознь, сословная разъединенность.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1861) разночинец Евгений Базаров противостоит семейству Кирсановых - по­томственных дворян, представителей привилегированного сословия.

Шестидесятые годы XIX в. для России являются перелом­ными. Отмена крепостного права, становление финансово­промышленного капитала, революционные настроения в демократических массах - всё взрастило разночинцев, межсословную категорию населения. Это выходцы из духо­венства, мелких чиновников, купечества, мещанства, реже - из крестьянской среды. Сфера приложения сил этих людей была преимущественно умственная. Люди из «разных чинов» становились литераторами, военными, врачами, научными деятелями, людьми искусства. В движении разночинцев различают революционно-демократическое и буржуазно­демократическое направления.

Наиболее ярко черты разночинца-шестидесятника показаны в образе Евгения Базарова. Он, человек труда, попадает в чуж­дую для него обстановку жизни дворянских семейств, празд­ную и размеренную. В своих имениях, вдали от обеих столиц, русское дворянство наслаждается радостями бытия и благами, данными от рождения. Принадлежность к первому сословию в России, богатство, образованность, отсутствие необходимости тяжким трудом добывать хлеб насущный делают дворян Кирса­новых неуязвимыми для житейских бурь и треволнений.

Итак, на первых страницах романа появляется главный герой, приехавший из Петербурга разночинец Базаров, друг молодого Аркадия Кирсанова, будущий уездный лекарь (сей­час он - «по медицинскому факультету»). Базаров наследует также маленькое имение с двадцатью двумя крепостными, где он «барин» скорее по названию, чем по сути. Точнее сказать, барство как образ жизни и представление о самом себе как о «барине» вовсе не свойственны бедному разночинцу с его «народным духом».

И вот он предстаёт перед богатыми, изнеженными барами Кирсановыми. Мягкий, с либеральными взглядами, любящий искусство, примерный семьянин и приветливый хозяин, Ни­колай Петрович, отец Аркадия, встречает своенравного гостя очень радушно и относится к нему более чем терпимо.

А старший брат его, Павел Петрович, аристократ с «принсипами», но без какого бы то ни было реального дела, сразу воз­ненавидел «волосатого» молодого человека с красными руками, не обученного приличным манерам.

Друг против друга их настраивает прежде всего сословная вражда и презрительное отношение к чувствам противника. Предки Павла Петровича - дворяне в нескольких предшествую­щих поколениях, а у Базарова один «дед землю пахал», вто­рой - «дьячок», низший духовный чин. Один горд своей высокородностью, второй - тем, что его предки нравственно чисты и уважаемы, потому что они - люди труда. Но их достоинства превращаются в недостатки в глазах противной стороны.

«Самоломанный» Базаров считает, что «Всякий человек сам себя воспитать должен». И то, что Павел Петрович в свои сорок с небольшим лет «ни на что не стал способен» - непро­стительный порок, который нельзя оправдать ни жизненными трагедиями (у Павла Петровича - разбитая любовь), ни суро­вым временем, в условиях которого формировался характер молодого дворянина (это сороковые годы - эпоха «безвреме­нья»). А для Базарова смысл жизни - в труде, который ему по сердцу. С его волей, одарённостью, со страстной преданностью делу быть бы ему талантливым врачом или учёным- иссле­дователем в области медицины. Но у него глобальные планы, связанные с переустройством России, и первый этап на этом пути - «сломать» то, что тормозит её развитие. Так что ему по плечу роль и политика, общественного деятеля, и крупного учёного.

Смысл нигилизма Базарова имеет не созидающий, а раз­рушительный характер: задача «полного и беспощадного от­рицания» того требует для России. Нужно «место расчистить» в консервативном, изжившем себя русском миропорядке, и это насущный вопрос времени.

«…И если он называется нигилистом, то надо читать: рево­люционером», - так писал о своём герое И.С. Тургенев. За отри­цание прекрасного, пренебрежительное отношение к духовным ценностям: музыке, природе, поэзии, святости веры - Базаров дорого расплатится, жизнь строго накажет бунтаря и мятеж­ника. Он уйдёт со сцены в расцвете лет и творческих сил. Ведь даже люди для физиолога-материалиста подобны деревьям в лесу: все одинаковые, и страдают они лишь из-за несовершен­ства общества. И отдельный человек с миром его чувств мало что значит для будущего уездного лекаря.

Критик Писарев так определил причины конфликта Базарова с миром, с современной ему социальной средой: «От сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства; человек крепнет и прогоняет юношескую мечтательность, избавляется от слезливой чувствительности: за работой мечтать нельзя…» В этих словах - и осуждение, и оправдание главного героя.

И только перед смертью Базаров говорит о неповторимости тех ценностей, которые особенно близки ему в последний роко­вой час. Это любовь к женщине и дорогим для него родителям, несостоявшийся замысел «обломать дел много» и даже красота поэтического слова, раньше ему непонятная: «Дуньте на уми­рающую лампаду, и пусть она погаснет».

Вывод: в социальном конфликте между поколениями побеж­дают «отцы», дворяне-либералы. Надолго ли? История покажет: конфронтация в обществе неизбежна.

Здесь искали:

  • Проблема отцов и детей в изображении Тургенева
  • Проблема отцов и детей в изображении Тургенева сочинение
  • проблема отцов и детей

Проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

«Отцы и дети» смело можно назвать новым романом, так как в нем впервые появляется новый тип героя, новый человек - разночинец-демократ Евгений Базаров.

В названии романа автор стремился отобразить не просто отношения двух поколений, а противостояние двух социальных лагерей. Показывая столкновение двух разных общественных сил, Тургенев вывел на историческую арену нового героя, новую силу, ознаменовавшую собой наступление новой эпохи. Перед лицом общественных изменений дворянская культура должна была пройти проверку.

Все острые социальные проблемы русской жизни 50-х годов XIX века отобразилась в спорах Базарова с Кирсановыми. Тургенев считал, что «поэт должен быть психологом, но тайным.». Он должен знать и чувствовать корни явления, но представлять только самые явления в их расцвете или увядании. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями», - писал Тургенев в своей статье «По поводу отцов и детей», ставя это воспроизведение своей задачей. Поэтому он стремился всесторонне показать своих героев и их системы взглядов, не склоняясь ни к одной из точек зрения.

И этот принцип он соблюдает на протяжении всего романа. Тургенев показывает столкновение Базарова и Павла Петровича, которые жестко противостоят друг другу и ни в чем не сходятся. Павел Петрович не приемлет ничего, что есть в Базарове, и наоборот. Когда Аркадий пытается растолковать отцу и дяде, кто такие нигилисты, он говорит, что нигилисты - это те, кто не принимает ни одного принципа на веру, во всем сомневается, отрицает любовь. Дядя ему на это отвечает, что «прежде были гегелисты, а теперь нигилисты», а по сути все одно и то же. Этот момент очень показательный, он говорит о том, что Павел Петрович не хочет смириться с тем, что меняются время и взгляды.

Тургенев - мастер детализации. Посредством такого штриха, как нож с маслом, Тургенев показывает неприязнь Павла Петровича к Базарову. Точно такая же роль и у эпизода с лягушками.

Базаров со свойственным ему юношеским максимализмом отрицает все: он и человека понимает подобно лягушке. Базаров считает, что «сперва нужно место расчистить», а потом уже что-то строить, он верит только в науку. Павел

Петрович возмущается, а Николай Петрович готов задуматься, быть может, действительно, он и его брат - отсталые люди.

В Х главе Базаров и Павел Петрович подходят к самому главному - к вопросу о том, кто имеет право говорить от лица народа, кто знает народ лучше. Самое интересное, каждый из них думает, что оппонент не имеет ни малейшего понятия о том, как на самом деле обстоят дела. «Я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете», - говорит Павел Петрович, который настаивал на том, что русский народ «патриархальный» и «не может жить без веры». Базаров же, в свою очередь, считал, что «свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Таким образом, выходит, что один приукрашивает, а другой - очерняет, и на этом контрасте Тургенев стремится показать фарс и абсурд ситуации.

Базаров слишком пессимистично смотрит на нынешнее состояние народа: он говорит о суевериях, о неразвитости, о непросвещенности народа. Он высокопарно заявляет: «Мой дед землю пахал», стремясь таким образом показать близость к народу, доказать Павлу Петровичу, что он лучше понимает крестьян и их нужды. Но на самом деле эта фраза - преувеличение, так как отец Базарова был бедным, но все же помещиком, и «был прежде полковым доктором». Тургенев пишет, что, несмотря на то что Базаров был разночинцем и считал себя близким к народу, он «и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового».

Отношение к народу Павла Петровича тоже описывается в романе довольно иронично. Он идеализировал народ, считал, что любит и знает его, но в то же время, говоря с мужиком, он «морщится и нюхает одеколон». В конце романа Тургенев пишет, что Павел Петрович уехал жить в Германию, «ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя».

Заканчивается история отношений этих непримиримых спорщиков дуэлью. Это происходит после того, как Павел Петрович видит, что Базаров в беседке целует Фенечку.

Тургенев очень внимательно подошел к описанию сцены дуэли, которая подается в романе вроде бы как от лица автора, но по всему понятно, что показан этот эпизод глазами Базарова. Перед дуэлью происходит словесная дуэль, где есть одна многозначная символичная деталь: в ответ на французское словосочетание Павла Петровича Базаров вставляет в свою речь выражение на латыни. Таким образом Тургенев подчеркивает, что его герои и правда говорят на разных языках. Латынь - это язык науки, разума, логики, прогресса, но это мертвый язык. Французский, в свою очередь, язык русской аристократии XVIII-XIX веков, он подразумевает огромный культурный пласт. Две культуры стоят на исторической арене, но вдвоем им нет места на ней - и между ними происходит дуэль.

Весь пафос авторской позиции с сожалением констатирует, что лучшие люди России не понимают, не слышат друг друга. Их беда в том, что никто не хочет пойти на уступки. Тургенев скорбит о том, что они говорят на разных языках, не могут договориться и понять друг друга.

Тайный психологизм романа заключается в том, что повествование ведется от лица автора, но все равно кажется, что авторская позиция близка позиции Базарова. Из-за того что описание дуэли дано как бы от лица Базарова, она имеет приземленный характер. Базарову не близка эта дворянская традиция, он человек другой культуры, медик, и для него это вдвойне противоестественно.

Дуэль производит в Павле Петровиче некий переворот. Он теперь по- другому смотрит на гражданский брак Николая Петровича и Фенечки - благословляет брата на брак с ней.

У Тургенева мастерски соединяются комическое и серьезное. Особенно хорошо это проявляется в описании дуэли, а точнее коменданта Петра, который то зеленел, то бледнел, а после выстрела вообще куда-то спрятался. Раненый Павел Петрович, видя появившегося Петра, говорит: «Экая глупая физиономия!», что тоже, безусловно, элемент комического.

В XXIV главе Тургенев позволяет себе прямое авторское слово: «Да он и был мертвец», - по отношению к Павлу Петровичу. Понимать это следует как констатацию того, что уже произошла «смена»: понятно, что эпоха Павла Петровича заканчивается. Но автор прибегнул к прямому выражению собственных взглядов лишь однажды, а обычно Тургенев пользовался скрытыми или косвенными способами показать свое отношение, что, несомненно, является одним из типов тургеневского психологизма.

Работая над романом «Отцы и дети», Тургенев стремится к тому, чтобы быть объективным, поэтому он неоднозначен по отношению к своим героям. С одной стороны, Тургенев показывает несостоятельность дворянства, а с другой - говорит про Базарова, что не может точно ответить на вопрос, почему он его убил. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит в преддверии будущего.», - писал Тургенев в письме к К. К. Случевскому.

Здесь искали:

  • отцы и дети проблемы
  • проблемы в романе отцы и дети
  • проблема отцов и детей в романе отцы и дети

Может считаться вечной. Однако в наибольшей степени она обостряется в переломные моменты общественно-социального развития, когда два поколения превращаются в выразителей совершенно разных эпох. Именно такой период и был изображен в произведении Тургенева. Тот конфликт, который представлен в романе «Отцы и дети», в действительности выходит очень далеко за пределы семейных взаимоотношений.

Взаимоотношения, раскрывающие главный конфликт

Рассмотрение проблемы отцов и детей в изображении Тургенева можно начать со следующей предпосылки: это противостояние коренится в первую очередь в разнице мировоззрений старинного русского дворянства и взглядов передовых представителей интеллигенции. Проблема противостояния отцов и детей раскрывается писателем во взаимоотношениях Базарова и Павла Петровича Кирсанова; Базарова с его собственными родителями, а также через примеры различных взглядов внутри семейства Кирсановых.

Описание проблемы отцов и детей дается автором посредством изображения основного действующего персонажа, который в силу своего мировоззрения оказывается противопоставлен внешней среде. Молодой нигилист Базаров предстает перед читателем как отгороженный от всего внешнего мира человек. Он мрачен, однако вместе с этим у него развит внутренний стержень, его нельзя назвать слабым человеком. Давая описание своему главному персонажу, Тургенев особенно подчеркивает его незаурядные умственные способности.

Что представляет собой Кирсанов

Проблема отцов и детей в изображении Тургенева отражается даже во внешнем виде действующих лиц. Что касается описания Кирсанова, то здесь писатель большей частью характеризует его через облик. Павел Петрович предстает как привлекательный человек. Он предпочитает носить белые накрахмаленные рубашки. На нем надеты лаковые полусапожки. Когда-то в прошлом он славился в роли светского льва, однако ему удалось сохранить свои привычки даже у брата в деревне.

Кирсанов всегда отличается безупречностью, элегантностью. Он одевается в темный английский сюртук, на нем низенький галстук по последней моде. Уже с первого знакомства с этим персонажем становится понятно, что его взгляды существенно отличаются от воззрений Базарова. И тот образ жизни, который ведет Кирсанов, также разнится от занятий Базарова. Павел Петрович, как и многие представители тогдашнего дворянства, большей частью проводит свое время в ничегонеделании.

Проблема отцов и детей в романе Ивана Тургенева: качества Базарова

В отличие от Кирсанова, Базаров постоянно занят делом. Он стремится приносить пользу обществу, занимается решением конкретных проблем. Несмотря на то что Евгения не связывают с Павлом Петровичем родственные связи, именно на примере их взаимоотношений отражается проблема отцов и детей в изображении Тургенева. Описывая Базарова, Тургенев стремится отразить те качества, который были присущи молодежи его эпохи. Это решительность, смелость, настойчивость, умение отстаивать собственные взгляды.

Тургенев был убежден, что именно за такими людьми будущее Родины. То и дело читатель может проследить намеки автора на большую деятельность, которая предстоит Евгению Базарову. Однако в таком фанатичном нигилизме есть и некоторые минусы, которые Тургенев не принимает. Например, это полное отрицание эмоциональной составляющей человеческой жизни, неприятие чувств.

Столкновение двух героев

Чтобы продемонстрировать ошибочность подобной точки зрения, писатель сталкивает Базарова с одним из представителей аристократии - Кирсановым. Конфликт, который возникает между этими действующими лицами, еще раз доказывает: проблема отцов и детей в изображении Тургенева показана через родственную связь, однако лишь косвенно. Большей частью это вопрос столкновения представителей двух противоположных социально-политических лагерей.

Кирсанов и Базаров занимают противоположные позиции в этом противостоянии. И в частых спорах этих персонажей оказываются затронутыми практически все основные вопросы, по которым тогда расходились в своих суждениях демократы и либералы. К примеру, это такие непростые темы, как возможные пути дальнейшего развития общества, материализм и идеализм, искусство, различное отношение к народу. При этом Кирсанов стремится защитить старые устои. Базаров же, наоборот, выступает за их окончательное разрушение.

Противостояние либерализма и демократии

Произведение Тургенева было написано через год после того, как на территории России было отменено крепостное право. В этой кризисной обстановке было неизбежным столкновение между поколением «отцов», или либералов, и «детей», или революционеров, придерживавшихся демократических взглядов.

Именно в этот исторический период возникает новый вид общественного деятеля - демократа, который все свои силы отдает на дело изменения существующего политического строя. При этом он не ограничивается словами. За его мировоззрением всегда стоят конкретные поступки.

Как раз таким и является главное действующее лицо произведения - Евгений Базаров. С самого начала он оказывается противопоставленным остальным действующим лицам. Его демократизм проявляется во взглядах, отношениях с людьми и даже любви.

Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева: отношения Базарова с родителями

Противоборство поколений можно наблюдать и во взаимоотношениях Базарова с его собственными родителями. Он наполнен совершенно противоречивыми чувствами по отношению к ним. Ведь Базаров, с одной стороны, признается, что любит родителей. Но с другой - он не может не презирать их «глупую жизнь». И от родителей главного героя отдаляют в первую очередь его собственные убеждения. Если у Аркадия можно наблюдать презрение к предыдущему поколению, которое обусловлено желанием подражать во всем своему другу, то у Евгения Базарова оно идет изнутри.

Родители Базарова: пример истинной любви, разрешающей конфликт

Проблема отцов и детей в романе Тургенева актуальна и в наше время, ведь разногласия могут возникать даже между близкими и любящими людьми. При этом можно видеть, что родители дорожат своим сыном. Старички любят его, и именно эта любовь позволяет смягчить те «острые углы», которые имеются в их общении. Любовь оказывается сильнее разницы в мировоззрениях, и она живет даже в тот момент, когда Базаров погибает.



Детская комната