Рембрандт жизнь. Рембрандт – все, что надо знать о знаменитом голландском художнике

Биография Рембрандта тра-гич-на. Ху-дож-ник умирал в ни-щете, но прежде лишился всех близ-ких. Его картины при жиз-ни не це-нились, а уче-ники предали его в самый тяжелый период. Но ис-пы-тания не сло-мили великого живописца, си-ла его ду-ха бы-ла столь ве-лика, что он мог с-ме-ять-ся и над собственными го-рес-тя-ми, и даже над са-мой смертью.

Век Рембрандта

В семнадцатом веке Голландия являлась одним из самых богатых государств в Европе. В Амстердам стекались различные товары со всех уголков мира. Банкиры и купцы желали видеть произведения, которые бы как можно правдивее отражали их жизнь. В таких условиях живопись являла собой самый популярный и развитый вид искусства. Каждый уважающий себя голландец полагал, что картина непременно должна присутствовать в его жилище. И именно в таких условиях складывалась творческая биография Рембрандта.

Голландские художники

Одни мастера писали картины, другие - натюрморты, третьим замечательно давались жанровые сцены. Четвертые же предпочитали изображать природу. Однако все они стремились изобразить действительность правдиво и без прикрас. Но, как ни велико было мастерство голландских живописцев, всех превзошел Рембрандт.

Подобные люди рождаются раз в столетие, а то и реже. В его мастерстве жили простота и человечность, но в нем самом - целая вселенная. Как никто другой, познать внутренний мир человека и его сложные душевные переживания смог Рембрандт. Краткая биография этого мастера изложена сегодня в различных источниках, и, прочитав ее, удивляешься, как мог человек этот создавать свои полотна, когда нужда заставляла отдавать их за бесценок, а собратья по перу презрительно называли его «еретиком в живописи». Воистину, настоящий художник творит даже тогда, когда в него бросают камни.

Одинокий живописец

Он никогда не был окружен воздыхателями. Ни один поэт не воспел его при жизни. Этого живописца не приглашали на официальные торжества, да и в дни грандиозных празднеств о нем тоже забывали. Однако он не огорчался. Привычная любимая компания Рембрандта состояла из лавочников, мещан, крестьян и ремесленников. Простой люд ему был чрезвычайно близок. Излюбленным местом художника был один из портовых кабачков, где сновали матросы, бродячие актеры и мелкие воришки. Там он просиживал часами, наблюдая и делая зарисовки. В мире искусства, которое есть не что иное, как особое отражение действительности, видеть которую дано лишь избранным, пребывал всю жизнь Рембрандт. Биография, краткое содержание которой представляет лишь самые значимые факты из жизни, изложена ниже. Однако чтобы прочувствовать невероятное мастерство этой гениальной личности, нужно видеть произведения. Ведь жизнь художника передана в его картинах.

Рождение гения

В 1606 году в семье одного голландского зажиточного мельника по фамилии Харменс родился сын, ставший шестым ребенком. Назвали его Рембрандтом. Мельница расположена была вблизи города Рейна, и оттого к имени всех членов семьи было добавлено Ван Рейн. Полное имя одного из величайших фигур в мировой живописи - Рембрандт Харменс Ван Рейн.

Краткая биография этого человека может быть описана всего несколькими словами: непрерывная работа и постоянные творческие поиски. Быть может, именно талант и спас его. В жизни художника было столько потерь и разочарований, что, пожалуй, только искусство могло избавить от отчаяния. Но прежде чем перейти к трагическим событиям в его жизни, следует несколько слов сказать о той поре, которая отличалась безоблачностью и небывалым успехом в творчестве. Стоит отдать должное судьбе великого мастера. Не всегда был одинок и несчастен Рембрандт Ван Рейн.

Краткая биография

В детстве Рембрандт изучал латынь и прочие важные науки. Родители не скупились на образование любимого сына, поскольку мечтали, что он станет чиновником или известным ученым. Однако тяга к рисованию, которая в ранние годы проявлялась в милых рисунках, позже, уже в отрочестве, привела Рембрандта в мастерскую одного из местных живописцев. Там он обучался всего полгода, а затем открыл собственную.

Учителями Рембрандта были современники и художники прошлого. Он овладевал техникой живописи и гравюры, изучал искусство Италии по копиям. Одна из первых картин - «Урок анатомии Тульпа». Можно сказать, что именно с этого полотна независимый творческий путь начал Рембрандт-художник. Биография его гласит, что первые несколько лет после окончания обучения живописи в жизни его были лишь радостные события.

Саксия

В двадцать пять лет художник переехал в столицу, а еще через три года женился на дочери бургомистра. Звали девушку Саксией. И она стала главной музой мастера. Образ жены увековечен знаменитым портретистом с необыкновенной нежностью.

Семейное счастье совпало и с творческим взлетом - Рембрандт стал получать высокооплачиваемые заказы от состоятельных людей. И в это же время у него появилось много учеников. Художник наконец смог приобрести собственный дом. краткая биография которого изложена в статье, не только много писал, но и почитал талант других мастеров. Он занимался коллекционированием, собирая подлинные раковины, вазы и античные бюсты. В его новом доме было достаточно пространства и для мастерской, и для жилых комнат, и для специального помещения, где хранились произведения Рафаэля, Дюрера и Мантеньи.

Так начал свой Рембрандт, краткая биография которого включает лишь один небольшой период признания и успеха, а именно - 30-е годы. В это время художник написал более шестидесяти портретов. Наиболее известный из них - «Даная». В период работы над этой картиной живописец находился в зените славы.

Но вдруг все изменилось: умерли трое детей, скончалась любимая жена. Вскоре он лишился матери и сестер. Рембрандт остался один с малолетним сыном. Жизнь дала трещину, которая не затянулась до конца его дней.

Нищета

В 50-е годы заказов становилось все меньше и меньше. Состоятельные люди больше не нуждались в его портретах. В церквях картины тоже не требовались. Объяснялось это тем, что в Голландии все-таки победил протестантизм, представители которого весьма негативно смотрели на использование религиозных мотивов в изобразительном искусстве.

Вдобавок дали о себе знать непогашенные долги. На Рембрандта был подан официальный иск. Его признали несостоятельным, и все имущество было распродано. Но и после этого не все кредиторы были удовлетворены, и суд постановил, что картины, которые будут создаваться в дальнейшем, должны также пойти в счет погашения оставшихся долгов. Все это означало абсолютно нищенское существование.

Живописец, в прошлом познавший славу и богатство, к пятидесятилетнему рубежу превратился в одинокого, забытого всеми бедняка. Хотя писал он по-прежнему много, но все его полотна тут же забирали кредиторы. Утешением стала вторая жена, с которой Рембрандт состоял лишь в гражданском браке, что весьма неодобрительно воспринималось обществом. Однако женитьба на этой женщине для него означала потерю опекунства над сыном.

Так начался новый тяжелый период, который все же необыкновенно мужественно перенес Рембрандт Харменс Ван Рейн. Биография художника с этого момента состоит больше из горестей, и даже если и наступали минуты просветления, то совсем ненадолго, а потом вновь случалась какая-нибудь трагедия.

Хендрикье

Образ второй жены также запечатлен на полотнах знаменитого живописца. Молодостью и красотой она уступала первой, однако художник смотрел на нее глазами любви и изображал с большой теплотой. Но церковь выступила с осуждением его образа жизни, и дочь, которую подарила Рембрандту вторая жена, была объявлена незаконнорожденной. Бедственное положение привело к тому, что семья живописца вынуждена была переехать в один из самых бедных кварталов Амстердама.

Рембрандт, биография которого содержит множество печальных фактов, познал настоящую любовь. А Хендрикье не только была заботливой и любящей женой, но также отличалась необыкновенной добротой. Эта женщина смогла заменить мать сыну Рембрандта от первого брака.

На время удалось-таки поправить материальное положение. В этом художнику помог сын, который вместе с мачехой открыл антикварный магазин. Но судьба все продолжала испытывать художника. В 1663 году потерял свою любимую Хендрикье Рембрандт.

Биография и книги, посвященные жизнеописанию великого мастера, повествуют, что в его жизни была еще одна муза. Эта женщина была намного моложе Рембрандта, но и ее несчастный художник пережил.

Сын умер спустя пять лет после смерти Хендрикье. С Рембрандтом осталась только дочь, которой в то время было четырнадцать. Но, несмотря ни на что, живописец не останавливался на достигнутом и не опускал руки. Он все также продолжал писать картины, резать гравюры...

В 1669 году великий живописец умер на руках своей дочери. Ушел он тихо и незаметно. А его талант был оценен лишь после его смерти.

Творчество

Биография Рембрандта - жизнеописание мученика. Его творчество - вершина Этот мастер, однако, был чрезвычайно одинок среди собратьев по искусству. Современники его не признавали. Но огромное влияние на творчество голландского живописца оказало искусство барокко, и прежде всего творчество Микеланджело.

Художник писал то, что видел собственными глазами в реальной жизни. Биография Рембрандта гласит, что жизнь его сложилась таким образом, что он имел возможность видеть окружающий мир без прикрас. Печальный опыт созерцания он переносил на холст. Но то, как он это делал, отличалось необычайной поэтичностью. На полотнах Ван Рейна всегда царит полумрак. Нежный золотистый свет выделяет из него фигуры.

Библейские мотивы

Важное место в творчестве голландского художника занимала религия. Именно здесь он проявил своеобразие своего мастерства. Главным источником вдохновения на протяжении всего творческого пути для Рембрандта были библейские сюжеты. Даже когда картины на религиозную тематику перестали пользоваться спросом, он писал их для себя, потому как испытывал в этом непреодолимую потребность. В полотна, посвященные этой теме, он вложил свою душу, свою молитву, а также глубокое прочтение Евангелия.

Последние работы художника поразительны. И первое, что бросается в глаза - это отточенность стиля, глубина проникновения во внутренний мир художественных образов. Биография Рембрандта и его картины как будто не имеют связи. Образы на полотнах столь умиротворенные, что это никак не сочетается с непростой трагической судьбой автора.

Новый жанр

В последние годы художник нередко писал автопортреты. При взгляде на них создается впечатление, что Рембрандт пытался разгадать собственную жизнь. Смотрев в них, как в зеркало, он стремился познать свою судьбу и замысел Божий, который столь причудливо вел его по жизни. Его автопортреты стали не только вершиной творчества. Ничего подобного нет в мировом искусстве. Эти полотна не имеют аналогов в истории портретной живописи.

На последних автопортретах предстает человек с одухотворенным лицом, который героически переносит нелегкие испытания и преодолевает горечь утрат. Рембрандт является основателем своеобразного Подобные картины передают не только внешний облик, но и судьбу человека, его внутренний мир.

Биография и творчество Рембрандта пятидесятых годов отмечены в первую очередь выдающимися достижениями в написании портрета. В этот период работы его отличались, как правило, внушительным размером, монументальностью форм и спокойными, умиротворенными позами. Натурщики нередко сидели в помпезных глубоких креслах, сложив на коленях руки и повернув лицо к зрителю. Одна из характерных особенностей великого портретиста - выделение светом лица и кистей рук.

Как правило, натурщиками были люди немолодые, умудренные тяжелым жизненным опытом - старики и старухи с невеселых дум на лице и непосильного труда на руках. Такие модели предоставляли художнику возможность блестяще продемонстрировать не только внешние признаки преклонного возраста, но также и внутренний мир человека. В необычайно проникновенных портретах великого Рембрандта можно ощутить при долгом изучении прожитую человеком жизнь. Когда мастер изображал близких, друзей, незнакомых стариков, городских нищих, он с удивительной зоркостью мог передавать слегка уловимые душевные движения, живой трепет в лице и даже смену настроения.

Наследие этого мастера огромно. Рембрандт отличался невероятной работоспособностью: он создал более двухсот пятидесяти картин, трехсот гравюр и тысячи рисунков. Великий мастер умер в нищете. И только после смерти стали цениться дорого полотна, которые создавал Рембрандт.

Краткая биография и творчество голландского живописца изложено в этой статье. Но это дает совсем поверхностное понятие о нелегком пути гения, сыгравшего выдающуюся роль в развитии мирового изобразительного искусства. Сегодня полотна мастера находятся во многих музеях мира и входят в частные коллекции.

Рембрант Харменс ван Рейн (1606- 1669), нидерландский живописец.

Поступив в Лейденский университет в 1620 г., Рембрандт вскоре оставил его и стал учиться живописи. В 1625-1631 гг. он работал в родном городе. Основными в его творчестве раннего периода были картины на религиозные сюжеты, а также портреты.

1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание.

Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.).

Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко и новаторский подход к классическим сюжетам.

Период успехов внезапно завершился в 1642 г.: великолепная работа «Ночной дозор» - групповой портрет членов Стрелковой гильдии Амстердама - была отвергнута заказчиками, не оценившими новаций художника и подвергшими его резкой критике.

Рембрандт практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась Саския.

С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось мистическое, созерцательное начало. Нередко художник обращался к образу своей второй жены - Хендрикье Стоффельс.

Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645 г.), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 г. он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама.

Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 г. художник похоронил жену и сына.

Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668-1669 гг.).

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

10 ИНТЕРЕСНЕЙШИХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ
РЕМБРАНДТА И ЕГО КАРТИН

Вспомним основные вехи его биографии.
Еще раз полюбуемся его картинами.

И сразу - вопрос на засыпку: как звали Рембрандта?
Ответ под катом.

Рембрандт Харменсзон ван Рейн родился 15 июля 1606 года в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритзона ван Рейна в голландском городе Лейдене.

В 13 лет он был отдан учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху.
В 1623 году Рембрандт переезжает в Амстердам и занимается у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии, где в те годы как раз процветало Высокое Возрождение.

Вернувшись в родной город, Рембрандт совместно с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. Всего за несколько лет он завоевал известность, далеко першагнувшую границы его страны.
В 1631 году мастер переезжает в Амстердам, с которым связывает всю свою дальнейшие судьбу. Здесь он переживает любовь и утраты, блеск и нищету, здесь же уходит из жизни.
Искусствоведам понадобилось 2 столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта.

Интересные факты

1. Ещё сто лет назад в российском Императорском Эрмитаже находилось самое большое в мире собрание рембрандтовских полотен. Но увы! События новейшей истории изменили эту ситуацию. Часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину; в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме.
2. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. В центре площади находится памятник Рембрандту.

3. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты.

4. Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембранта поближе к людям. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра.

5. Покушение на «Данаю».
Здесь нагая дама!

15 июня 1985 года, в летнюю погожую субботу, в ленинградском «Эрмитаже» было, как обычно, многолюдно. Но в зале, посвященном работе голландского художника Рембрандта, посетителей было очень немного. Группа экскурсантов под руководством гида находилась где-то неподалеку, но к Рембрандту еще не подошла.
Зато возле картины «Даная» остановился невысокий и явно немолодой мужчина. Вначале он осмотрелся и радостно потер руки: рядом с ним не было абсолютно никого. Потом расстегнул пуговицы пиджака, извлек откуда-то из подмышки литровую банку, наполненную бесцветной жидкостью, поставил ее у ног. После этого он достал нож и полоснул картину два раза. По бедру и животу Данаи. Затем трижды плеснул на нее серной кислотой.

На громкий крик смотрительницы зала прибежал сотрудник вневедомственной охраны, которому удалось повалить и обезвредить злоумышленника. На картину было страшно смотреть. Краска на ней кипела. Темная пена стекала с холста на пол, оставляя на раме, стене и на паркете большие бурые пятна, похожие на кровь. В первые минуты лицо, улыбка Данаи еще были видны, но вскоре нетронутым остался только плачущий Амур.

Музейщики тут же принялись звонить химикам - как остановить кипение краски? Выяснив, что разъедающим веществом была соляная кислота, химики посоветовали смыть ее водой. Картину сняли, вынули из раны и стали осторожно промывать водой. Химический процесс на полотне остановился, но последствия оказались ужасающими. И все-таки о том, чтобы отказаться хотя бы от попытки восстановить шедевр, не могло быть и речи. Конечно, пришлось собрать лучших реставраторов страны. В специальном помещении, только при определенном дневном освещении, по 4 часа в день они трудились над искалеченной картиной. Иногда работать приходилось под микроскопом - особыми инструментами удаляли натеки, выравнивали тонировки и лаковые покрытия.

По мнению реставраторов, спасти свое творение помог... сам мастер. Старая школа голландской живописи предусматривала толстые слои краски, плотный грунт и лак. Но, несмотря на все усилия, картину удалось восстановить лишь частично. На это ушло целых шесть лет. «Даная» вернулась к зрителям - но уже не совсем той, какой ее написал Рембрандт.

Преступником, совершившим акт вандализма, оказался житель Прибалтики - Бронюс Майгис. Журналистам он охотно поведал свою биографию, в которой присутствовали и служба в армии, и работа на шахте. Именно с шахты он вывез несколько килограммов взрывчатки - аммонита. Майгис работал на Каунасском заводе радиотехники, когда его здоровье стало заметно ухудшаться. Начались проблемы со зрением. Он стал добиваться инвалидности, но врачи не находили для этого оснований. Тогда мужчина обиделся и решил отомстить. Известно, как он уничтожал «Данаю», но мало кто знает, что к его ногам была прикреплена взрывчатка, которую он намеревался применить в следующем зале. Взорваться должны были произведения Леонардо да Винчи.

6. Кто изображен на картине? Нам эта картина известна, как «Даная». Между тем на родине художника при виде этого шедевра чаще всего произносят другое слово - Саския. Именно так звали 21-летнюю красавицу, которую в 1634 году, молодой 27-летний начинающий портретист Рембрандт привел в одну из Амстердамских церквей, чтобы поставить роспись в книге актов. Она - дочь бургомистра города Лаувардена, он - сын мельника из Лейдена. Ее очень не хотели отдавать за него, еще бедного и незнаменитого.

Сколько им отмерит Бог счастья? Тогда они еще не подозревали, что ужасно мало. Спустя восемь лет, в июне 1642 года, неутешный вдовец войдет в церковь Аудекерк вслед за гробом любимой женщины. Чахотка. Восемь лет безбрежного счастья. Четыре беременности, роды. Только один ребенок, последний, выживет, вытянув из матери во время ее беременности последние соки жизни. Карандашный набросок портрета жены художника, сделанный им самим на третий день после свадьбы. И эта картина - «Даная», которую гений кисти закончил спустя два года после свадьбы, в 1636 году.

7. Одну из наиболее известных своих картин — «Ночной дозор», Рембрандт совершенно не писал как «ночной дозор». Художнику было поручено изобразить на картине стрелковую роту Франса Баннинга Кока, где его солдаты должны выходить на залитую солнцем площадь под развевающимися флагами, что в 1642 году художник и сделал.
Но когда полотно обнаружили много времени спустя в XIX веке, на нем было столько копоти и лака, что ни у кого из исследователей не вызвало никаких сомнений, что действие на картине разворачивается поздней ночью. Так картина и получила название — «Ночной дозор» как и известна она во всем мире. И только во время реставрации картины в 1947 году и выяснилась правда.
8. Интересна и сама история написания картины «Ночной дозор»
Поначалу она планировалась стать групповым портретом, по заказу Стрелкового общества. Картину планировали повесить в парадном зале этого Стрелкового общества. Всего на ней должно было быть изображено 18 человек, каждый из которых должен был оплатить свою часть гонорара художнику за работу. Ради целостности картины художник решил отступить от правил и написал вместо указанных 18 человек — 34 фигуры. Правила же требовали написание парадных портретов именно по количеству лиц заказавших портрет. В результате на картине часть изображенных стрелков оказалась на заднем плане и лица некоторых стали вообще неузнаваемы, что конечно не понравилось заказчикам. Картину повесили не туда куда планировали ранее и даже пришлось обрезать ее края. А деньги художнику за такую картину очень долго не хотели отдавать

9. 18 марта 1990 года произошло самое крупное ограбление музея в истории США. Пострадала коллекция замечательного музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. В этот день в музей проникли злоумышленники в полицейской форме и вынесли с собой тринадцать экспонатов, включая бесценный «Концерт» Вермеера, три полотна Рембрандта (включая его единственный морской пейзаж),



а также работы Мане, Дега и Говарта Флинка.
Это было одно из самых громких и дерзких ограблений XX века, которое до сих пор остаётся нераскрытым.


10. В 2009 году именем художника Рембрандта был назван кратер на планете Меркурий, являющийся одним из самых больших в Солнечной системе.

(Статья скомпилирована из материалов, помещенных в Интернете в свободном доступе).

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606-1669) - голландскийхудожник , рисовальщик и гравёр , великий мастер светотени , крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

Годы ученичества Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию.В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет он был отдан учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, католику по вере. Рембрандтовские работы этого периода исследователями не выявлены, и вопрос о влиянии Сваненбюрха на становление его творческой манеры остаётся открытым: слишком мало известно сегодня об этом лейденском художнике.В 1623 году Рембрандт занимался в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт совместно с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он завоевал значительную известность.

«Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). Единственный морской пейзаж Рембрандта был выкраден в 1990 году из музея Изабеллы Гарднер и до сих пор находится в розыске.

Выработка собственного стиля В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где свойственная эстетике барокко динамичность и внешняя патетика полотен сыскали ему множество состоятельных почитателей, подобно Гюйгенсу увидевших в нём нового Рубенса. Год спустя Ливенс закрыл лейденскую мастерскую и уехал в Англию, где попал под влияние ван Дейка, потом до возвращения на родину в 1644 году работал в Антверпене.Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета; изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей; таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633), и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса.

К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии - иногда в домашней обстановке, лежащей в постели, иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В 1641 году у них родился сын Титус; ещё трое детей умерли в младенчестве. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи. Саския умерла через год после рождения сына, и в жизни Рембрандта начался период непрерывных личных утрат.

Эффекты света и тени Рембрандт разрабатывал и в офортах («Христос перед Пилатом», 1636), которым нередко предшествовали многочисленные подготовительные рисунки. На протяжении всей последующей жизни офорты приносили Рембрандту не меньший доход, чем собственно живопись. Как офортист он особенно славился применением сухой иглы, динамичного штриха и техники затяжки.

Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг. Лейденец Герард Доу - один из первых учеников Рембрандта - всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте.

Переходный период. Сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. в документах сохранилось мало. Из учеников этого периода известен только Николас Мас из Дордрехта. Видимо, художник продолжал жить на широкую ногу, как прежде. Семейство покойной Саскии высказывало озабоченность тем, как он распорядился её приданым. Няня Титуса, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться; ради улаживания этого инцидента художнику пришлось раскошелиться.В конце 1640-х Рембрандт сошёлся со своей молодой служанкой Хендрикье Стоффелс, образ которой мелькает во многих портретных работах этого периода: «Флора» (1654), «Купающаяся женщина» (1654), «Хендрикье у окна» (1655). Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», когда в 1654 году у неё с художником родилась дочь Корнелия. В эти годы Рембрандт отходит от тем, имеющих грандиозное национальное либо общечеловеческое звучание. Живописные работы этого периода немногочисленны.Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос, исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», - именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет, с 1643 по 1649 год. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Он осваивает и другие новые для себя жанры - натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались).Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов

В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656 г. о банкротстве. После распродажи в 1657-58 гг. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус; именно его изображения наиболее многочисленны. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других - сотканным из солнечных лучей ангелом. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже.Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х - ясность и монументальность крупнофигурных композиций. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера», исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Аристотель погружён в глубокое раздумье; внутренний свет, кажется, исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку.Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Зато все требования заказчиков были выполнены.

Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652; Герард де Лересс, 1665; Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи - все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов; нередко в лице апостола угадываются черты самого художника.

Картины:1) «Ночной дозор».

2) «Даная».

1636. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Даная». Размер картины 185 x 203 см, холст, масло. Эта историческая картина переработана живописцем в 1646-1647 годах. Даная, дочь аргосского царя Акрисия, согласно мифу, после губительного предсказания оракула, была заключена отцом в недоступное подземелье, но владыка Олимпа Зевс, воспылав к ней любовью, проник к Данае через световое отверстие в виде золотого дождя. Эта тема воплощалась художниками Ренессанса и голландскими маньеристами в двух различных иконографических вариантах; Рембрандт продолжает в этой работе линию так называемого «типа куртизанки».
Не исключено, что эта глубоко внутренняя и чувственная картина, с ее приветствующим и манящим жестом Данаи, обладает собственной тайной: «Таким образом в этой картине тесно переплетаются судьбы Саскии, Геертье и Рембрандта». Собственно, Саския умирает от болезни в 1642 году, она оставляет Рембрандту сына Титуса, единственного оставшегося в живых ребёнка. В конце того же года Рембрандт берёт в дом молодую вдову трубача Геертье Диркс, легко перенявшей вскоре обязанности домохозяйки (в этой роли Диркс упоминается у биографа Рембрандта Хубракена) и соответственно гражданской жены художника. Семь лет спустя Геертье Диркс покидает дом, освобождая место рядом с художником юной Хендрикье Стоффельс, которая была моложе её на десять лет.
Впоследствии разыгрался спор вокруг жалобы Геертье о нарушении обещания Рембрандта жениться на ней и об украшениях из наследства Саскии, которые Рембрандт вначале подарил Геертье и позже забрал. Рембрандт очень быстро прекращает этот спор: в 1650 году он с соглашения брата Геертье и одобрения амстердамских бургомистров за свой счёт заключает Геертье Диркс на двенадцать лет в тюрьму города Гауды. Но уже в мае 1655 года она, больная, благодаря стараниям её эдамской подруги и вопреки ожесточённому сопротивлению Рембрандта, оказывается на свободе. Год спустя Рембрандт заключает в долговую тюрьму её брата из-за невозвращения денежных средств.

3) «Возвращение блудного сына».

Рембрандт Возвращение блудного сына, ок. 1666-6 холст, масло. 260×203 см Эрмитаж, Санкт-Петербург.
На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.
Сюжет привлекал внимание знаменитых предшественников Рембрандта: Дюрера, Босха, Луку Лейденского, Рубенса.
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему.



Детская комната