Шуман первая. Шуман – кто он? Несостоявшийся пианист, гениальный композитор или острый музыкальный критик? Последний удар судьбы

Прославленный Роберт Шуман по праву считается одним из величайших музыкантов и композиторов своего времени. Практически никто не может сравниться с ним в проникновенности, с которой он передавал тончайшие нюансы человеческой души. Он ненавидел косность и вел активную борьбу за введение новых прогрессивных элементов в музыкальное искусство.

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в небольшом городке Цвиккау, в Саксонии. Отец его сначала был простым книготорговцем, а затем, накопив достаточно средств, основал книжное издательство, где печатались сочинения классиков и переведенные на немецкий язык произведения Вальтера Скотта и Байрона.

Роберт Шуман

Отец, с молодых лет мечтавший заниматься литературной деятельностью, всячески поощрял тягу своих детей к гуманитарным наукам. Нашли широкую поддержку и разносторонние способности младшего сына Роберта.

Мать великого композитора, происходившая из небогатой бюргерской семьи, унаследовала от своего отца негативное отношение к артистической карьере. Она всячески препятствовала вступлению сына в музыкальную среду и причинила ему тем самым немало горя. Видимо, от матери Роберт унаследовал острую чувствительность и нервную возбудимость.

В детские и юношеские годы Шуман имел два увлечения – литература и музыка. Долгое время он не мог отдать предпочтение тому или иному виду творческой деятельности и верно определить свое истинное призвание.

В гимназии будущий композитор с увлечением предавался литературным упражнениям, делал самостоятельные переводы сочинений классиков, изучал античные произведения и с упоением читал творения Шиллера и Гете. Особенно яркое впечатление от прочитанного романа или стихотворения рождало музыкальные ассоциации и образы. Так, результатом чтения произведений писателей-романтиков Жан Поля и Гофмана стало создание в 1830-е годы миниатюр «Бабочки» и «Крейслериана». Пятнадцатилетний Роберт Шуман по своей инициативе возглавил в гимназии литературный кружок. В то время им уже было написано несколько лирических стихотворений, три драмы и два романа. Кроме того, юноша проявлял интерес и к вопросам музыкальной эстетики.

Путешествие с отцом в Карлсбад и посещение концерта пианиста Мошелеса произвели на юного Шумана незабываемое впечатление, и он начал подумывать о карьере музыканта. Знакомство с музыкой началось еще в раннем детстве, а в шестилетнем возрасте Роберт написал свои первые музыкальные сочинения (небольшие танцы и фантазии для фортепиано).

Провинциальный педагог Куншт не мог дать юному дарованию ничего, кроме самых общих сведений о музыке, тем не менее отсутствие знаний восполнялось прекрасной игрой на пианино. Занятия с Кунштом позволили Шуману стать виртуозным пианистом и выступать не только в домашних концертах, но и на гимназических вечерах. Организованный им школьный оркестр играл произведения лучших композиторов столетия, кроме того, в исполнении этого оркестра и хора впервые со сцены прозвучал написанный Шуманом псалом.

Еще в гимназические годы Роберт, отличавшийся особой наблюдательностью и способностью отмечать самое характерное, увлекся созданием метких музыкальных характеристик, в которых школьные друзья без особого труда узнавали себя. Эта склонность к портретным зарисовкам, не утраченная с годами, стала отличительной особенностью более поздней шумановской музыки.

Пианино

Постепенно будущий композитор все больше и больше вовлекался в музыкальную жизнь, этому во многом способствовало посещение камерных вечеров в доме Каруса, где исполнялись квартеты Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шуберта, любимого композитора Роберта. Так постепенно крепло решение стать великим музыкантом.

Однако смерть отца вынудила Шумана избрать другой путь. По требованию матери он должен был забыть о профессиональном музыкальном творчестве и по окончании гимназии поступить в Лейпцигский университет на юридический факультет.

Переехав в крупный культурный центр Германии, Шуман окунулся в бурную общественно-музыкальную жизнь. В доме одного из цвиккауских знакомых Роберт подружился с музыкантом-педагогом Фридрихом Виком и его дочерью Кларой. Эта встреча оказалась знаменательной, поскольку все дальнейшее творчество и жизнь Шумана стали тесно связаны с именем Клары Вик.

Под руководством опытного педагога Роберт начал занятия фортепианной игрой, а вскоре вокруг молодого дарования сгруппировался кружок любителей серьезной музыки. Вместе с товарищами Шуман изучал камерную музыку, произведения Бетховена, Баха и Шуберта; результатом знакомства с камерной музыкой стало написание квартета ми-минор для фортепиано и струнных, который, к сожалению, не сохранился до настоящего времени.

Среди прогрессивной молодежи XIX столетия господствовало восторженное отношение к творчеству Шуберта. Как и многие другие, Роберт Шуман оказался под влиянием «удивительно психологичной музыки» этого композитора, что проявилось во многих ранних шумановских произведениях.

Стоит отметить и увлечение Шумана творчеством Иоганна Себастьяна Баха, которое стало для молодого музыканта настоящей композиторской школой, придавшей ясность и стройность его беспокойной и пылкой фантазии. Кроме того, нравственная чистота и возвышенность сочинений Баха способствовали укреплению в сознании Шумана представления о музыке как о средстве, облагораживающем и возвышающем человека.

Уже в первый год своего пребывания в Лейпциге Шуман ясно осознал, что музыка – это его единственное призвание. Занятия «сухой и холодной юриспруденцией» сильно тяготили Роберта, но желание покинуть университет и посвятить себя музыке встречало упорное сопротивление матери.

Приступы меланхолии и мечтательной сосредоточенности, ставшие последствиями напряженной борьбы композитора за выбор профессии, могло развеять лишь посещение красивейших уголков Германии.

За годы путешествий Шуману удалось побывать в долинах Рейна и Майна, в Баварии, Мюнхене, где состоялась встреча молодого композитора с прославленным Генрихом Гейне, в Байрейте и Италии. Несмотря на то что кошелек часто бывал пуст, путешествия доставляли Роберту массу новых впечатлений и хорошее настроение не покидало его.

В 1829 году Шуман перевелся в Гейдельберг, признанный центр немецкого романтизма, где продолжил занятия музыкой. Вскоре одаренный пианист стал желанным гостем в домах гейдельбергских любителей музыки. Однажды он даже принял участие в большом публичном концерте, где исполнил вариации Мошелеса.

Доброжелательная атмосфера и признание дарования молодого музыканта способствовали активизации его творческой деятельности, в Гейдельберге было написано большое количество произведений, в том числе знаменитые «Бабочки», вариации «Abegg», токката до-мажор и обработка для фортепиано двух каприсов Паганини.

Занятия ненавистной юриспруденцией становились все более обременительными, но письма Роберта к матери с просьбами освободить его от тягостной учебы в университете не имели должной силы. Только благодаря вмешательству Фридриха Вика Шуман получил право заниматься любимым делом.

Осенью 1830 года талантливый пианист вернулся в Лейпциг и продолжил прерванные занятия с Виком, но школьно-ремесленная система педагога не могла в полной мере удовлетворить искания молодого Шумана. Спустя год он обратился с просьбой о занятиях к известнейшему пианисту-педагогу Гуммелю. Получив согласие, Роберт с энтузиазмом приступил к ежедневным урокам музицирования.

Однако его мечте не суждено было сбыться: используя механические способы растяжения пальцев, Шуман повредил правую руку, и о карьере пианиста-виртуоза пришлось забыть навсегда. Спасением стала музыкально-критическая и общественная деятельность, но Роберт так и не смог оправиться от страшного удара судьбы, его психика оказалась надломленной.

Первая критическая статья Шумана, посвященная Шопену, появилась в печати в 1831 году. Спустя три года вместе со своими единомышленниками он основал еженедельный журнал «Новая музыкальная газета», ставший выразителем прогрессивных идей передовой общественности в области музыки.

«Новая музыкальная газета» хотела вернуть идейному искусству его былое значение, вела активную борьбу против модной в то время бессодержательной, внешне блестящей музыки и оказывала на своих страницах всяческую поддержку молодым талантам.

Главными корреспондентами журнала были Флорестан и Эвзебий – противоположные сущности самого Шумана. Первый из них – пылкий и увлекающийся человек, который страстно полемизировал с отсталыми мещанско-обывательскими взглядами и обличал пороки виртуозничания.

В отличие от Флорестана Эвзебий спокоен и мечтателен, он – поэт в душе, и хотя его немного пугал необузданный темперамент товарища, у него с последним не было принципиальных отличий во взглядах на музыку того времени.

Период активной музыкально-критической деятельности Шумана, длящийся с 1834 по 1844 год, оставил потомкам много интересного и значительного. Статьи о Шуберте, Шопене, Бетховене, подробный разбор Фантастической симфонии Берлиоза, ряд обзорных работ о состоянии фортепианной музыки XIX столетия, а также афоризмы, представленные в виде «Советов молодым музыкантам», и сегодня имеют особую воспитательную и эстетическую ценность.

В это же десятилетие полностью раскрылась яркая индивидуальность Шумана как композитора. Им было написано большое количество различных произведений. В его творчестве 1830-х годов предпочтение отдавалось фортепианной музыке, которая предоставляла больше свободы, чем вокальная или симфоническая, и легче поддавалась игре шумановской фантазии.

За этот период были написаны такие произведения для фортепиано, как «Карнавал», «Симфонические этюды», Фантазия до-мажор, сонаты, составляющие концерт без оркестра, «Давидсбюндлеры», «Фантастические пьесы» и «Детские сцены», ставшие неотъемлемой частью золотого фонда фортепианной музыки.

В последующие годы Шуман уделял больше внимания вокальной и камерной музыке, среди фортепианных произведений 1840-х годов особого внимания заслуживают концерт для фортепиано с оркестром ля-минор и «Альбом для юношества».

Внутреннее мироощущение и чувства оказывали значительное влияние на творчество Роберта Шумана, сильные эмоции воплощались в высокохудожественные музыкально-поэтические образы.

Трагическая любовь к Кларе Вик стала источником неослабевающего вдохновения для Шумана. Влюбленные молодые люди были вынуждены прекратить свои встречи, поскольку отец девушки, бывший учитель Шумана, противился их браку. Во многих шумановских произведениях тех лет отразились сложные душевные переживания влюбленного человека, а минорная соната, «посвященная Кларе Флорестаном и Эвзебием», стала криком души по возлюбленной.

В 1838 году Шуман переехал в Вену в надежде улучшить там свое материальное благосостояние. Однако все его усилия пропали даром: австрийская цензура отнеслась крайне подозрительно к его журналу, а артистический мир Вены открылся с весьма неприглядной стороны. Не добившись положительных результатов, кроме обнародования неизвестной ранее симфонии до-мажор Шуберта, Шуман возвратился в Лейпциг.

Самый бурный период жизни молодого композитора завершился в 1840 году, когда состоялось его долгожданное венчание с Кларой Вик. Это событие стало новым источником творческого вдохновения для Шумана. Он обратился ко многим музыкальным жанрам: вокальной лирике, крупным формам камерной музыки, опере, симфонии, оратории и музыкальной драме.

К периоду 1840 – 1845 годов относятся Первая симфония си-мажор («Весенняя»), ре-минорная симфония, переработанная затем в опус 120 №4, струнные квартеты, фортепианный квинтет до-мажор, светская оратория «Рай и Пери» и др. Особой красотой музыки поражает фортепианный квинтет, в котором страстная напряженность первой части сменяется лирико-трагическими образами второй и завершается блестяще-праздничными мелодиями.

В 1843 году началась педагогическая деятельность Роберта Шумана, он согласился вести классы фортепиано, композиции и чтения партитур в открывшейся Лейпцигской консерватории. Однако роль учителя оказалась неприемлемой для талантливого композитора. Уже в следующем году он отказался от работы в консерватории и отправился в концертное турне по России в качестве мужа Клары Вик, всемирно известной пианистки.

В то время творчество Шумана еще было мало известно в России и получило признание гораздо позже благодаря деятельности прогрессивной части музыкального общества. Одним из первых толкователей музыки Роберта Шумана в России стал прославленный пианист Антон Григорьевич Рубинштейн.

Возвращение в Лейпциг ознаменовалось приступом душевной болезни. Думая, что перемена места окажет благотворное влияние на состояние Шумана, семья переехала в Дрезден. Однако театральная жизнь саксонской столицы находилась в полной зависимости от вкусов придворной аристократии и больной в то время композитор не получил признания при дворе.

Вокруг Шумана сформировался небольшой кружок любителей музыки, в который вошли и некоторые профессиональные музыканты (Ф. Гиллер и Р. Вагнер). Отчужденный от активной музыкально-общественной деятельности, композитор полностью отдался творчеству.

В 1845 – 1846 годах им была написана Вторая симфония до-мажор, затем – опера «Геновева» – единственное произведение музыкально-драматического жанра у Шумана. Прекрасная музыка не могла компенсировать типичных для немецкой романтической оперы недостатков: детализация и психологизация образов обычно шла в ущерб действенности и сценичности.

Постановка «Геновевы» не получила широкого отклика у публики, и проекты новых опер – «Мессинская невеста» по Шиллеру и «Герман и Доротея» по Гете – так и остались неосуществленными, сохранились лишь увертюры к этим произведениям. Важнейшим творческим достижением Шумана стало создание музыки к драматической поэме Байрона «Манфред», в которой воплотился мятежный дух поэта. В 1844 году композитор начал работать над сценами из «Фауста» Гете, которые были закончены лишь в 1853 году.

Напряженная общественно-политическая ситуация, завершившаяся революционными событиями 1848 года в Германии, стала причиной написания Робертом Шуманом трех мужских хоров на революционные тексты: «К оружию», «Черно-красно-золотое» и «Песня свободы».

Однако композитор испытывал непреодолимое чувство страха перед общественными потрясениями, вероятно, это было связано с прогрессировавшей болезнью и стремлением к уединению. В разгар дрезденского восстания 1849 года Шуман с семьей переехал в небольшой городок Крейш, расположенный неподалеку от саксонской столицы.

В середине 1850 года композитор получил предложение властей Дюссельдорфа занять место городского капельмейстера и руководителя певческого общества. Приняв предложение, Шуман с энтузиазмом взялся за работу, но это был лишь временный подъем.

Вскоре мучительная душевная болезнь снова дала знать о себе: состояние чрезмерного возбуждения сменялось периодами тяжелейшей апатии, галлюцинациями и страхом перед надвигающейся катастрофой. Роберт Шуман становился все более замкнутым и нелюдимым, что негативно сказывалось на его дирижерской деятельности. Недовольство музыкантов и администрации певческого общества вынудило композитора оставить в 1853 году место дирижера и вновь погрузиться в творчество.

За три последних года жизни были написаны такие замечательные произведения, как Рейнская симфония до-мажор, увертюры «Мессинская невеста» и «Герман и Доротея», многочисленные песни, романсы, баллады для голоса, камерные и инструментальные сочинения.

Лучшими из них по праву считаются Рейнская симфония, особенно ее четвертая часть (произведение состоит из пяти частей), рисующая облик мрачного и величественного Кельнского собора, и концерт для виолончели с оркестром, представляющий собой новый образец концертного жанра. Песни и романсы последнего творческого периода являются итогом развития вокальной лирики Шумана. Тем не менее практически во всех последних произведениях композитора ощущается упадок творческих сил.

Весной 1854 года Роберт Шуман бросился в Рейн, предприняв попытку покончить с собой. Его удалось спасти, но ясное сознание к нему больше не возвращалось. Два года талантливый композитор провел в Энденихе близ Бонна, в лечебнице для душевнобольных. Здесь он и умер 29 июля 1856 года.

Современникам не дано было понять всей глубины шумановского творчества. Своеобразный музыкальный язык произведений, новые образы и формы требовали большей внимательности и напряжения, но концертную публику той эпохи удовлетворяла в большей степени поверхностная развлекательная музыка, не требующая глубокого понимания.

В произведениях Шумана весь объективный мир находится в зависимости от настроения композитора, от его внутренних переживаний: в музыкальном описании природы отражается эмоциональное состояние автора, а сказочно-фантастические образы являются воплощением собственных его видений, вызванных игрой художественного воображения.

Кроме того, в лирических произведениях Шумана присутствует живая действительность, представленная музыкальными портретами, зарисовками и сценами. Таким образом, постоянное взаимодействие внешнего и внутреннего мира наполняет музыку Шумана контрастностью, которая находит выражение в фортепианных и вокальных произведениях.

Новизна композиторского мышления проявилась в своеобразном музыкальном языке, в котором мелодия, ритм и гармония словно повинуются любому движению фантастических образов и изменчивости настроений.

Субъективно-психологические мотивы и автобиографический характер творчества ни в коей мере не умаляют общечеловеческой ценности шумановской музыки, не получившей при жизни ее создателя должного признания в Германии. Истинная ценность творчества Роберта Шумана была отмечена гораздо позже.

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Первая утрата

Фредерик Шопен. Прелюдия № 4 ми минор;
Роберт Шуман. Первая утрата;
Людвиг ван Бетховен. Соната № 17 ре минор (фрагмент 3-й части).

1-е занятие

Программное содержание . Расширять представления детей об оттенках настроений, чувств, выраженных в музыке.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали две пьесы С. Майкапара, в которых выражены разные оттенки грустного настроения.

Первая пьеса тревожная, взволнованная, а вторая звучит как печальное раздумье. Эти пьесы так и называются: «Тревожная минута» и «Раздумье».

Вы знаете, что многие произведения хотя и не имеют таких названий, но всегда выражают переживания, чувства человека. Послушайте пьесу польского композитора Фридерика Шопена, которая называется «Прелюдия». Прелюдия – это небольшая пьеса для фортепиано или другого инструмента. Иногда прелюдия предшествует другому произведению, но может существовать и как самостоятельная пьеса. Какой характер этой прелюдии Ф. Шопена? (Исполняет её.)

Д е т и. Музыка грустная, жалобная, печальная.

П е д а г о г. Да. Прислушайтесь, как жалобно звучит мелодия. Два звука в ней повторяются. Эта интонация (играет нисходящую секунду) часто в музыке передает вздох, плач, жалобу. А аккорды сопровождения придают звучанию мелодии скорбный и взволнованный характер. (Играет аккорды сопровождения.)

Своя мелодия есть и в этих аккордах, прислушайтесь, она движется медленно вниз. В этой прелюдии есть яркая кульминация, где музыка звучит очень напряжённо. Где вы её слышите? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. В середине.

П е д а г о г. В прелюдии две части. Они начинаются одинаково. (Исполняет фрагменты.) Кульминация находится во второй части пьесы. Мелодия внезапно стремительно взлетает вверх, звучит взволнованно, как отчаянный возглас (исполняет фрагмент). Потом опять появляются плачущие, жалобные интонации, мелодия стихает, сникает, повторяются одни и те же звуки. (Играет фрагмент.) Мелодия замирает, неожиданно застывает, останавливается. (Исполняет фрагмент.) А как звучат последние аккорды? (Исполняет их.)

Д е т и. Очень грустно, тихо.

П е д а г о г. Да. Тихие, мрачные аккорды с низкими басами звучат очень грустно, скорбно. (Исполняет всю прелюдию.) Похожая интонация жалобы (играет её) звучала и в пьесе С. Майкапара «Тревожная минута». Но в ней эта интонация «мелькала» в быстром темпе и создавала беспокойный, смятенный, тревожный характер. (Исполняет фрагмент.)

С этой же жалобной интонации начинается и пьеса Р. Шумана «Первая утрата» (исполняет её, показывает другие нисходящие интонации мелодии).

Роберт Шуман был не только выдающимся немецким композитором, но и пианистом, дирижёром, педагогом.

С 7 лет Р. Шуман обучался игре на фортепиано, сочинял, учился в гимназии, позже в университете. В 20 лет он услышал игру великого, всемирно известного итальянского скрипача Никколо Паганини. Игра Н. Паганини произвела на Р. Шумана такое яркое впечатление, что он решил навсегда посвятить себя музыке.

Он умел видеть в жизни чудесное, необыкновенное, скрытое от взглядов других людей и воплотить всё пережитое в звуках. Р. Шуман написал много разнообразной музыки - симфонии, хоровую музыку, оперу, романсы, фортепианные пьесы; удивительно похоже создавал в музыке портреты людей, передавал их чувства, настроения.

Мечтатель и выдумщик, Р. Шуман очень любил детей и много писал для них. В своем «Альбоме для юношества» он раскрывает мир детских радостей, огорчений, чудесный мир сказки.

Русские композиторы высоко ценили творчество Р. Шумана. Особенно его любил П. Чайковский. Под впечатлением его «Альбома для юношества» П. Чайковский написал свой замечательный «Детский альбом».

Послушайте пьесу Шумана «Первая утрата» ещё раз.

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей вслушиваться в музыкальные интонации, различать форму произведений, находить кульминации.

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали два грустных произведения - прелюдию Ф. Шопена и пьесу Р. Шумана «Первая утрата». Мы отмечали, что в этих произведениях есть похожие интонации-жалобы. (Исполняет фрагменты.) В прелюдии Ф. Шопена мы слышали яркую кульминацию – взлёт мелодии, который выражает чувство щемящей тоски, скорби, звучит напряжённо, с мольбой, протестом. (Играет кульминацию.) А где кульминация в пьесе Р. Шумана «Первая утрата»? (Исполняет её.)

Д е т и. В конце. Музыка звучит громко, настойчиво.

П е д а г о г. Да. Аккорды в конце пьесы звучат с протестом, горечью. Переживания ребёнка, выраженные в этой пьесе, так же глубоки, как и у взрослого. Первая утрата, которую испытал ребёнок, вызвала в его душе столько печали, скорби! Музыка звучит то жалобно (исполняет фрагмент), то взволнованно (звучит фрагмент средней части), то с протестом (играет последние четыре такта), то очень грустно (исполняет последние два такта). Давайте внимательно послушаем всю пьесу. Скажите мне, повторяется ли первая, жалобная мелодия пьесы? Когда она звучит? Сколько частей в пьесе? (Играет пьесу.)

Д е т и. Три части. Мелодия повторяется в конце, но звучит недолго.

П е д а г о г. Правильно. Мелодия с жалобными интонациями звучит в первой части пьесы дважды. В средней части музыка становится настойчивой, напряжённой. Одни и те же отрывки мелодии как бы перебивают друг друга с горечью и волнением. Ведь когда неприятная мысль тревожит человека, то она всё время напоминает о себе, не даёт покоя. (Играет среднюю часть.) Так и в музыке - беспокойная интонация мелодии звучит как бы на разные лады. Но вот мы опять слышим мелодию начала пьесы - жалобную, печальную. Здесь, в третьей части, она звучит не полностью, без окончания, появляются протестующие, грозные аккорды, но они скоро становятся мягкими и грустными. (Исполняет третью часть пьесы.)

3-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать произведения, перекликающиеся по эмоционально-образному содержанию. Различать оттенки настроений, выраженных в музыке.

Ход занятия:

П е д а г о г. И в жизни взрослых, и в жизни детей бывают самые разные грустные переживания: и светлая грусть (как в пьесе С. Майкапара «Раздумье» - звучит фрагмент), и грусть скорбь (как в пьесе Р. Шумана «Первая утрата» или в прелюдии Ф. Шопена - исполняет фрагменты этих произведений), и тревога (как в пьесе С. Майкапара «Тревожная минута»).

А какое настроение выражено в этой музыке? (Исполняет фрагмент третьей части 17-й сонаты Л. Бетховена.)

Д е т и. Нежное, грустное, беспокойное.

П е д а г о г. Правильно. Я сыграла вам отрывок из третьей части 17-й сонаты Л. Бетховена. Эта музыка так красива! Она трепетная, порывистая, летящая, озарённая светом и грустью.

Прислушаемся к интонациям мелодии: они звучат то жалобно, когда окончания маленьких фраз-интонаций направлены вниз (играет три интонации, в первых двух тактах), то ласково-вопросительно, когда мелодия поднимается вверх в конце фраз (играет четвёртую интонацию, в 3-4-м тактах). Настойчивое повторение этих жалобных и ласково-вопросительных интонаций придаёт музыке трепетность, встревоженность. Давайте вспомним пьесу С. Майкапара «Тревожная минута», в которой мелодия тоже строится на смене интонаций, то жалобных, поникающих (направленных вниз), то вопросительных (направленных вверх). (Исполняет фрагмент.)

Давайте вспомним замечательное произведение В. А. Моцарта, которое вы все любите, его 40-ю симфонию. Сколько разных оттенков чувств сплетено в этой музыке - и нежность, и грусть, и взволнованность, и трепетность, и встревоженность, и решительность, и снова ласковость (звучит фрагмент). Давайте ещё раз послушаем, в записи, и другие произведения, в которых выражены разные оттенки грусти - прелюдию Ф. Шопена, фрагмент сонаты Л. Бетховена. (Звучит запись.)

Ф. Шопен. Прелюдия № 4 ми минор. Рекомендации по исполнению
Скорбный, грустно-взволнованный характер прелюдии создаётся повторяющейся нисходящей интонацией мелодии. Важно избежать статичности, чувствовать длинную фразировку. Немаловажную роль в создании образа играет красочная гармонизация. Аккорды аккомпанемента должны звучать ровно, стройно, мягко, с ясной линией звуков мелодии в верхних голосах.

Л. Бетховен. Соната № 17 ре минор (фрагмент 3-й части). Рекомендации по исполнению
Нежно-взволнованная, переливчатая, летящая мелодия главной партии этой части исполняется без акцентов, с ощущением длинных фраз, мягко, с умеренной педализацией.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 14 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Соната № 17. III часть. Allegretto
Моцарт. Симфония № 40. I часть. Allegro molto
Шопен. Прелюдия № 4 ми минор
Шуман. Первая утрата
Майкапар. Тревожная минута
Майкапар. Раздумье, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения произведений педагогом, docx.

С давних пор композиторы писали лёгкие пьесы для детей. Все мы знаем маленькие прелюдии, инвенции и танцы И. С. Баха, написанные ещё в XVIII веке. В начале XIX века один за другим появились сборники сонатин, вариаций и этюдов итальянского композитора , а вслед за ними этюды К. Черни. Эти пьесы развивали фортепианную технику юного пианиста, приобщали его к серьёзным, «взрослым» музыкальным формам и образам. Многие из них отличались немалыми художественными достоинствами, особенно миниатюры И. С. Баха.

Но вот в 1848 году появляется детский сборник нового типа, в котором рядом с привычными названиями — Хорал, Маленький этюд, Маленькая фуга — встречаются и совсем необычные: «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы», «Первая утрата», «Отзвуки театра», «Шехеразада». Эти увлекательные программные пьесы сразу полюбились и детям, и их учителям. Сборник назывался «Альбом для юношества», состоял из двух частей, в которых 43 пьесы располагались по нарастанию сложности, а написал его уже довольно известный немецкий композитор Роберт Шуман, которого мы теперь знаем как одного из величайших композиторов-романтиков.

Вот «Охотничья песенка»:

Бодрая, призывная мелодия движется по звукам трезвучия фанфарными мотивами. Она играется громко, обеими руками в октаву, на пересечении среднего и низкого регистров. Это напоминает звучание валторн, играющих сигналы, но сигналы не военные, здесь нет маршевого ритма. Это подражание охотничьим сигналам. Валторна (по-немецки Waldhorh) переводится как «лесной рог» и происходит от охотничьего сигнального инструмента. Название пьесы Шумана подсказывает нам, куда направить фантазию. А дорисовать картину поможет сама музыка и наше собственное воображение.

Средний раздел можно представить как перекличку охотничьих сигналов на расстоянии (подумайте сами, какой музыкальный приём это подсказывает).

Любопытно, что форма этой пьесы безрепризная. Охота продолжается, события всё время меняются, и эта непрерывность и непредсказуемость действия подчёркнута постоянным обновлением музыкального материала.

В пьесе нет сюжета, это музыкальная зарисовка. Но у музыкальных картин есть особенность: они могут изменяться во времени. Музыкальную картину можно сравнить не только с живописью, но и с постоянно движущимися кинокадрами.

WWW

послушать «Охотничью песенку» целиком (исполняет Анжела Браунридж)

Миниатюра «Смелый наездник» немного похожа на «Охотничью песенку». Те же подвижные фанфары в размере . Но они в миноре, и это сразу снимает ощущение «сигнальности». Кроме того, нет тяжёлых четвертей, выделяющих мотивы. Все мотивы «сцеплены» друг с другом и движутся ровными восьмушками, передающими характер безостановочного движения. Более быстрый, чуть суетливый темп (ср. обозначения метронома). Совершенно иная фактура. Отрывистые аккорды аккомпанемента передают характерный ритм скачки. Тяжёлые четверти sforzando в сочетании с короткими лигами в мелодии вносят в общее движение ощущение толчков и неровностей.


Пьеса выдержана в очень стройной простой трёхчастной форме с точной репризой. В среднем разделе мелодия и аккомпанемент «меняются этажами», что сообщает этой картине некоторую «пространственность». Образ этой миниатюры более конкретный и простой, это «портрет» всадника.

WWW

послушать пьесу «Смелый наездник» целиком (исполняет Анжела Браунридж)

А вот ещё один «портрет» с непривычно длинным названием: «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы». Само название говорит о том, что этот крестьянин идёт. Или бежит? Или, может быть, приплясывает? Это мы попробуем выяснить из музыки.

Пример 100

Frisch und munter [Свежо и бодро] = 116


Мелодия здесь в левой руке. Чёткая, ритмичная, танцевальная. Но фразировочные лиги длинные, что подразумевает напевность исполнения. Строение (два совершенно одинаковых предложения) напоминает народную песню. Ну да, это песня, которую поёт мужской голос (регистр мелодии). А в правой руке — чуть «приплясывающий» аккомпанемент. Вот мы и увидели весёлого приплясывающего крестьянина, да ещё услышали его незатейливую задорную песенку.

Вся пьеса написана в простой двухчастной форме с включением, причём второй раздел выписан дважды: почему-то Шуман не захотел здесь просто поставить знак репризы.

WWW

послушать пьесу «Весёлый крестьянин…» целиком (исполняет Анжела Браунридж)

А вот совсем другая пьеса, с грустным названием «Первая утрата». Может быть, маленький герой этой лирической миниатюры потерял любимую игрушку? А может быть, друга? На это музыка не даст нам точного ответа. Эта пьеса — о горьких переживаниях ребёнка. Мы можем только почувствовать силу этих переживаний, и каждый из нас вспомнит что-нибудь грустное из своей жизни, и у каждого возникнет своя история. Помните о психологической программности? Так вот это она и есть.

Пример 101

Nicht schnell [Не быстро] = 96


Мелодия начинается с самого высокого, кульминационного звука с необычным динамическим обозначением fp . Это означает, что самый первый звук нужно заострить, подчеркнуть — и сразу уйти на piano . Вся сила переживания сосредоточена в этом первом возгласе. Мелодия никнет, спускается всё ниже и ниже. А во втором предложении — снова горестный вскрик.

Эта пьеса также написана в простой двухчастной форме с включением, но материал здесь развивается и варьируется до самого конца, музыка всё глубже проникает в переживания маленького лирического героя. В середине появляется щемящая полифоническая имитация первой фразы, а в конце включения вместо последней фразы звучит новая очень выразительная музыка — гармонически острые жалобные аккорды, прерывающиеся горестной паузой.

WWW

послушать пьесу «Первая утрата» целиком (исполняет Анжела Браунридж)

Кто-то из вас уже играл некоторые из этих пьес. Многое из шумановского «Альбома для юношества» вам ещё предстоит сыграть, когда вы станете старше. Там есть и очень сложные пьесы. Каждая миниатюра из этого сборника пробуждает вашу фантазию, делает вас «соавторами» великого композитора.



Роберт Шуман (нем. Robert Schumann). Родился 8 июня 1810 года в Цвиккау - умер 29 июля 1856 года в Энденихе. Немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как один из самых выдающихся композиторов эпохи романтизма. Его учитель Фридрих Вик был уверен, что Шуман станет лучшим пианистом Европы, но из-за повреждения руки Роберту пришлось оставить карьеру пианиста и посвятить жизнь сочинению музыки.

До 1840 года все сочинения Шумана были написаны исключительно для фортепиано. Позднее было опубликовано много песен, четыре симфонии, опера и другие оркестровые, хоровые и камерные произведения. Свои статьи о музыке он публиковал в Новой музыкальной газете (нем. Neue Zeitschrift für Musik).

Вопреки желаниям отца, в 1840 году Шуман женится на дочери Фридриха Вика Кларе. Его жена также сочиняла музыку и имела значительную концертную карьеру пианистки. Прибыль с концертов составляла большую часть состояния её отца.

Шуман страдал от психического расстройства, впервые проявившегося в 1833 году эпизодом сильной депрессии. После попытки самоубийства в 1854 году он, по собственному желанию, был помещён в психиатрическую клинику. В 1856 году Роберт Шуман скончался, так и не излечившись от душевной болезни.


Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя и писателя Августа Шумана (1773-1826).

Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста Иоганна Кунцша. В возрасте 10 лет начал сочинять, в частности, хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями и Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана.

В детстве он приобщился к профессиональной литературной работе, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Серьёзно увлекался филологией, выполнял предыздательскую корректуру большого латинского словаря. А школьные литературные сочинения Шумана написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов. В определённый период юности Шуман даже колебался, избрать ли ему поприще литератора или музыканта.

В 1828 году он поступил в Лейпцигский университет, а в следующем году перешёл в университет Гейдельберга. Он по настоянию матери планировал стать юристом, но музыка всё больше затягивала юношу. Его влекла идея стать концертирующим пианистом.

В 1830 году он получил разрешение матери полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф. Вика и композиции у Г. Дорна.

Во время обучения у Шумана постепенно развился паралич среднего пальца руки и частичный паралич указательного пальца, из-за чего ему пришлось оставить мысль о карьере профессионального пианиста . Широко распространена версия о том, что данное повреждение случилось из-за использования тренажера для пальцев (палец привязывался к шнурку, который был подвешен к потолку, но мог «ходить» вверх и в низ по принципу лебедки), который Шуман якобы самостоятельно изготовил по типу популярных в то время тренажеров для пальцев «Dactylion» Генри Герца (1836) и «Happy Fingers» Тициано Поли.

Еще одна необычная, но распространенная версия гласит, что Шуман в стремлении достичь невероятной виртуозности пытался удалить себе на руке сухожилия, связывающие безымянный палец со средним и мизинцем. Ни одна из этих версий не имеет подтверждений, и обе они были опровергнуты женой Шумана.

Сам Шуман связывал развитие паралича с чрезмерным писанием от руки и чрезмерной продолжительностью игры на фортепиано. Современное исследование музыковеда Эрика Самса, опубликованное в 1971 году, предполагает, что причиной паралича пальцев могло стать вдыхание паров ртути, которой Шуман по совету врачей того времени, возможно, пытался излечиться от сифилиса. Но ученые-медики в 1978 году сочли сомнительной и эту версию, предположив, в свою очередь, что паралич мог возникнуть в результате хронической компрессии нерва в районе локтевого сустава. До настоящего времени причина недомогания Шумана остается неустановленной.

Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя поддержку в лице Фридриха Вика, Людвига Шунке и Юлиуса Кнорра, Шуман смог в 1834 году основать одно из влиятельнейших в дальнейшем музыкальных периодических изданий - «Новую музыкальную газету» (нем. Neue Zeitschrift für Musik), которое на протяжении нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нём свои статьи. Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве, с так называемыми филистерами, то есть с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки и представлял собой оплот консерватизма и бюргерства.

В октябре 1838 года композитор переехал в Вену, однако уже в начале апреля 1839 года вернулся в Лейпциг. В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году, 12 сентября, в церкви в Шёнфельде состоялось бракосочетание Шумана с дочерью его учителя, выдающейся пианисткой - Кларой Жозефиной Вик .

В год бракосочетания Шуманом было создано около 140 песен. Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учреждённой в 1843 году Ф. Мендельсоном.

В 1844 году Шуман вместе с супругой отправился в гастрольную поездку в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почётом. В том же году Шуман переезжает из Лейпцига в Дрезден. Там впервые проявились признаки нервного расстройства. Лишь в 1846 году Шуман поправился настолько, что был в состоянии снова сочинять.

В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Однако вскоре там начались размолвки, и осенью 1853 года контракт не был возобновлен.

В ноябре 1853 года Шуман вместе с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и Клару принимали «с радостью и с почестями». Однако в том же году вновь стали проявляться симптомы болезни. В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись в Рейн, но был спасён. Его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна. В больнице он почти не сочинял, эскизы новых сочинений утеряны. Изредка ему разрешали увидеться с супругой Кларой. Роберт умер 29 июля 1856 года. Похоронен в Бонне.

Творчество Роберта Шумана:

В своей музыке Шуман больше, чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу романтизма. Его ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм, по его мнению, слишком ограниченных. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана бросало вызов духовной убогости Германии 1820-х - 1840-х годов, звало в мир высокой человечности. Наследник Ф. Шуберта и К. М. Вебера, Шуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме. Его произведения тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики.

Большая часть фортепианных произведений Шумана - это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Один из самых типичных циклов - «Карнавал» (1834), в котором пёстрой вереницей проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Киарина - Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена.

Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, по мотивам произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана - музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отображены в таких произведениях Шумана для фортепиано, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), сонаты (1835, 1835-1838, 1836), Фантазия (1836-1838), концерт для фортепиано с оркестром (1841-1845). Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана есть фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и др.

В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросшая у Шумана роль фортепьянного сопровождения даёт богатое очерчивание образа и нередко досказывает смысл песен. Наиболее популярный из его вокальных циклов - «Любовь поэта» на стихи (1840). Он состоит из 16 песен, в частности, «О, если б цветы угадали», или «Слышу песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл - «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо (1840). Разнообразные по смыслу песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840), «Вокруг песен» на стихи Й. Эйхендорфа (1840). В вокальных балладах и песнях-сценах Шуман затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражданской лирики Шумана - баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне).

Некоторые песни Шумана - это простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне («Народная песенка» на стихи Ф. Рюккерта и др.).

В оратории «Рай и Пери» (1843, на сюжет одной из частей «восточного» романа «Лалла Рук» Т. Мура), равно как в «Сценах из Фауста» (1844-1853, по И. В. Гёте), Шуман близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная законченная опера Шумана «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849).

В 4 симфониях композитора (так называемая «Весенняя», 1841; Вторая, 1845-1846; так называемая «Рейнская», 1850; Четвёртая, 1841-1851) преобладают светлые, жизнерадостные настроения. Значительное место в них занимают эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.

Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Шуман бичевал виртуозное франтовство, равнодушие к искусству, которое прячется под маской благонамеренности и фальшивой учёности. Главные из выдуманных персонажей, от лица которых выступал Шуман на страницах печати, - пылкий, неистово дерзкий и иронический Флорестан и нежный мечтатель Эвзебий. Оба символизировали полярные черты характера самого композитора.

Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».


Творчество немецкого композитора Роберта Шумана неотделимо от его личности. Представитель лейпцигской школы, Шуман был ярким выразителем идей романтизма в музыкальном искусстве. «Разум ошибается, чувство - никогда» - таким было его творческое кредо, которому он оставался верен всю свою недолгую жизнь. Такими являются и его произведения, наполненные глубоко личными переживаниями – то светлыми и возвышенными, то мрачными и гнетущими, но предельно искренними в каждой своей ноте.

Краткую биографию Роберта Шумана и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Шумана

8 июня 1810 году в небольшом саксонском городке Цвиккау произошло радостное событие - в семействе Августа Шумана родился пятый ребенок, мальчик, которого назвали Робертом. Родители тогда и подозревать не могли, что эта дата, как и имя их младшего сына, войдет в историю и станет достоянием мировой музыкальной культуры. Они были абсолютно далеки от музыки.


Отец будущего композитора Август Шуман занимался книгоиздательством и был уверен, что сын пойдет по его стопам. Почувствовав в мальчике литературную одаренность, он сумел с раннего детства привить ему любовь к писательству и научил глубоко и тонко чувствовать художественное слово. Как и отец, мальчик зачитывался Жан Полем и Байроном, впитывая со страниц их сочинений все очарование романтизма. Увлечение литераторством он сохранил на всю жизнь, но его собственной жизнью стала музыка.

Согласно биографии Шумана в семилетнем возрасте Роберт начал брать уроки игры на фортепиано. А спустя еще два года произошло событие, предопределившее его судьбу. Шуман побывал на концерте пианиста и композитора Мошелеса. Игра виртуоза настолько потрясла юное воображение Роберта, что он и думать больше ни о чем не мог, кроме музыки. Он продолжает совершенствоваться в игре на фортепиано и параллельно пробует сочинять.

После окончания гимназии юноша, уступая желанию матери, поступает в Лейпцигский университет на юриспруденцию, но будущая профессия его ничуть не увлекает. Учеба кажется ему невыносимо скучной. Втайне Шуман продолжает мечтать о музыке. Его следующим учителем становится знаменитый музыкант Фридрих Вик. Под его руководством он совершенствует технику фортепианной игры и, в конце концов, признается матери, что хочет быть музыкантом. Сломить родительское сопротивление помогает Фридрих Вик, считающий, что его подопечного ждет блестящее будущее. Шуман одержим стремлением стать виртуозным пианистом и концертировать. Но в 21 год травма правой руки навсегда ставит крест на его мечтах.


Оправившись от потрясения, он решает посвятить свою жизнь сочинению музыки. С 1831 по 1838 год его вдохновенная фантазия рождает фортепианные циклы «Вариации», «Карнавал », «Бабочки», «Фантастические пьесы», «Детские сцены », «Крейслериана». Одновременно Шуман активно занимается публицистической деятельностью. Он создает «Новую музыкальную газету», в которой выступает за развитие нового направления в музыке, отвечающего эстетическим принципам романтизма, где в основе творчества лежат чувства, эмоции, переживания, а также на страницах газеты находят активную поддержку молодые таланты.


1840 год ознаменовался для композитора желанным брачным союзом с Кларой Вик. Испытывая необыкновенный душевный подъем, он создает циклы песен, обессмертивших его имя. Среди них - «Любовь поэта », «Мирты», «Любовь и жизнь женщины». Вместе с супругой они много гастролируют, в том числе дают концерты в России, где их принимают очень восторженно. Большое впечатление на Шумана произвела Москва и особенно Кремль. Эта поездка стала одним из последних счастливых моментов в жизни композитора. Столкновение с реальностью, заполненной постоянными заботами о хлебе насущном, повлекло за собой первые приступы депрессии. В своем стремлении обеспечить семью он переезжает сначала в Дрезден, затем в Дюссельдорф, где ему предлагают пост музыкального директора. Но очень быстро выясняется, что талантливый композитор с трудом справляется с обязанностями дирижера. Переживания по поводу своей несостоятельности в этом качестве, материальные трудности семьи, в которых он считает себя виновным, становятся причинами резкого ухудшения его душевного состояния. Из биографии Шумана мы узнаём, что в 1954 году стремительно развивающаяся душевная болезнь чуть не довела композитора до самоубийства. Спасаясь от видений и галлюцинаций, он полуодетый выскочил из дома и бросился в воды Рейна. Его удалось спасти, но после этого случая его пришлось поместить в психиатрическую больницу, откуда он больше не вышел. Ему было всего 46 лет.



Интересные факты о Роберте Шумане

  • Имя Шумана носит международный конкурс исполнителей академической музыки, который так и называется - Internationaler Robert-Schumann-Wettbewerb. Впервые он состоялся в 1956 году в Берлине.
  • Существует музыкальная премия имени Роберта Шумана, учрежденная мэрией Цвиккау. Лауреатов премии чествуют, по традиции, в день рождения композитора - 8 июня. В их числе - музыканты, дирижеры и музыковеды, внесшие весомую лепту в популяризацию произведений композитора.
  • Шумана можно считать «крестным отцом» Иоганнеса Брамса . Будучи главным редактором «Новой музыкальной газеты» и уважаемым музыкальным критиком, он очень лестно отозвался о таланте молодого Брамса, называя его гением. Тем самым он впервые обратил на начинающего композитора внимание широкой публики.
  • Приверженцы музыкотерапии рекомендуют для спокойного сна слушать «Грезы» Шумана.
  • В подростковом возрасте Шуман под чутким руководством отца работал в качестве корректора над созданием словаря с латыни.
  • В честь 200-летия Шумана в Германии была выпущена серебряная монета номиналом 10 евро с портретом композитора. На монете выгравирована фраза из дневника композитора: «Звуки - это возвышенные слова».


  • Шуман оставил не только богатое музыкальное наследие, но и литературное – в основном автобиографического плана. На протяжении всей жизни он вел дневники - «Studententagebuch» (Студенческие дневники), «Lebensbucher» (Книги жизни), есть еще«Eheta-gebiicher» (Дневники брака) и «Reiseta-gebucher» (Дорожные дневники). Кроме того, его перу принадлежат литературные заметки «Brautbuch» (Дневник для невесты), «Erinnerungsbtichelchen fiir unsere Kinder» (Книжечки воспоминаний для наших детей), Lebensskizze (Очерк жизни) 1840 года, «Musikalischer Lebenslauf -Materialien – alteste musikalische Erinne-rungen» (Музыкальная жизнь – материалы – ранние музыкальные воспоминания), «Книга проектов», в которой описывается процесс написания собственных музыкальных произведений, а также сохранились его детские стихи.
  • К 150-летнему юбилею немецкого романтика в СССР выпустили почтовую марку.
  • В день свадьбы Шуман преподнес своей невесте Кларе Вик цикл романтических песен «Мирты», которые написал в ее честь. Клара не осталась в долгу и украсила свадебный убор миртовым венком.


  • Супруга Шумана Клара всю жизнь старалась пропагандировать творчество мужа, включая в свои концерты его произведения. Последний концерт она дала в 72 года.
  • Младшего сына композитора звали Феликс - в честь друга и коллеги Шумана Феликса Мендельсона .
  • Романтическая любовная история Клары и Роберта Шумана была экранизирована. В 1947 г. был снят американский фильм «Песнь любви» (Song of Love), где роль Клары исполнила Кэтрин Хепбёрн.

Личная жизнь Роберта Шумана

Главной женщиной в жизни немецкого композитора стала блестящая пианистка Клара Вик. Клара была дочерью одного из лучших музыкальных педагогов своего времени Фридриха Вика, у которого Шуман брал уроки игры на фортепьяно. Когда 18-летний юноша впервые услышал вдохновенную игру Клары, той было всего 8 лет. Талантливой девочке прочили блестящую карьеру. В первую очередь, об этом мечтал ее отец. Именно поэтому Фридрих Вик, который оказывал всяческую поддержку Шуману в его стремлении связать свою жизнь с музыкой, превратился из покровителя молодого композитора в его злого гения, когда узнал о чувствах дочери и своего ученика. Он был резко против союза Клары с бедным безвестным музыкантом. Но молодые люди проявили в этом случае всю твердость духа и силу характера, доказав всем, что их взаимная любовь способная выдержать любые испытания. Чтобы быть вместе со своим избранником, Клара решилась на разрыв с отцом. Биография Шумана гласит, что в 1840 г. молодые люди обвенчались.

Несмотря на глубокое чувство, связывавшее супругов, их семейная жизнь не была безоблачной. Клара совмещала концертную деятельность с ролью жены и матери, она родила Шуману восемь детей. Композитор мучился и переживал от того, что не мог обеспечить семье достойное безбедное существование, но Клара всю жизнь оставалась ему верной спутницей, стараясь всячески поддерживать мужа. Она пережила Шумана на целых 40 лет. Ее похоронили рядом с супругом.

Загадки Шумана

  • Шуман обладал склонностью к мистификациям. Так, он придумал двух персонажей – пылкого Флорестана и меланхоличного Эвсебия, и подписывал ими свои статьи в «Новой музыкальной газете». Статьи писались в абсолютно разной манере, и публике было невдомек, что за двумя псевдонимами скрывается один и тот же человек. Но композитор пошел еще дальше. Он объявил, что существует некое Давидово братство («Давидсбунд») – союз единомышленников, готовых бороться за передовое искусство. Впоследствии он признавался, что «Давидсбунд» является плодом его воображения.
  • Существует множество версий, объясняющих, почему у композитора в юности развился паралич руки. Одна из самых распространенных заключается в том, что Шуман в своем желании стать виртуозным пианистом изобрел специальный тренажер для растяжки кисти и развития гибкости пальцев, но в итоге получил травму, которая затем привела к параличу. Однако супруга Шумана Клара Вик всегда опровергала этот слух.
  • Цепь мистических событий связана с единственным скрипичным концертом Шумана. Однажды в ходе спиритического сеанса двум сестрам-скрипачкам поступило требование, которое, если им верить, исходило от духа Шумана, - найти и исполнить его скрипичный концерт, рукопись которого хранится в Берлине. Так и вышло: концертная партитура нашлась в берлинской библиотеке.


  • Не меньше вопросов вызывает виолончельный концерт немецкого композитора. Незадолго до попытки самоубийства маэстро работал как раз над этой партитурой. На столе осталась рукопись с правками, но из-за болезни он больше к этой работе не вернулся. Впервые концерт был исполнен уже после смерти композитора в 1860-м г. В музыке отчетливо ощущается эмоциональная неуравновешенность, но главное - его партитура настолько сложна для виолончелиста, что можно подумать, будто композитор совершенно не учитывал специфику и возможности этого инструмента. Буквально до недавнего времени виолончелисты справлялись с задачей, как могли. Шостакович сделал даже свою оркестровку этого концерта. И только недавно обнаружились архивные материалы, из которых можно сделать вывод, что концерт предназначался не для виолончели, а для…скрипки. Насколько этот факт соответствует действительности, сказать сложно, но, по свидетельству музыкальных экспертов, если ту же самую музыку в оригинале исполнить на скрипке, трудности и неудобства, на которые уже почти полтора века сетуют исполнители, исчезают сами собой.

Музыка Шумана в кинематографе

Образная выразительность музыки Шумана обеспечила ей популярность в мире кино. Очень часто сочинения немецкого композитора, в творчестве которого большое место занимает тема детства, используются в качестве музыкального сопровождения в картинах, рассказывающих о детях и подростках. А мрачность, драматизм, причудливость образов, присущие ряду его произведений, как нельзя более органично вплетаются в картины с мистическим или фантастическим сюжетом.


Музыкальные произведения

Фильмы

«Arabesque», Op. 18

«Дедушка легкого поведения» (2016), «Сверхъестественное» (2014), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008)

«Slumber Song» («Колыбельная песня»)

Buffalo (2015)

«О чужих странах и людях» из цикла «Детские сцены»

«Моцарт в джунглях» (сериал, 2014)

Концерт для фортепиано ля минор Op 54-1

«Дворецкий» (2013)

«Вечером» из цикла «Фантастические пьесы»

«Свободные люди» (2011)

«Детские сцены»

«Любовь поэта»

«Настройщик» (2010)

«Отчего?» из цикла «Фантастические пьесы»

«Настоящая кровь», (2008)

«Смелый наездник» из цикла «Детский альбом», Концерт для фортепиано ля минор

«Витус» (2006)

«Карнавал»

«Белая графиня» (2006)

Фортепианный квинтет ми-бемоль мажор

«Тристрам Шенди: История петушка и бычка» (2005)

Концерт для виолончели ля минор

«Франкенштейн» (2004)

Концерт для виолончели с оркестром

«Клиент всегда мертв» (2004)

«Грезы»

«За гранью» (2003)

«Веселый фермер», песня

«Сага о Форсайтах» (2002)



Пособия и алименты