Великая Испания. Эль Греко

Эль Гре́ко (настоящее имя Доменикос Теотокопулос, встречается также вариант Доменико Теотокопули; 1541-1614) великий испанский художник. По происхождению - грек родом с острова Крит. Эль Греко не имел последователей-современников, и его гениальность была заново открыта почти через 300 лет после его смерти - мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

Биография Эль Греко

Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.

Творчество Греко

Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 году. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.

Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность.

Троица Воскресение Христа Коронация Девы Марии

В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).

Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых - портрет инквизитора Ниньо де Гевары.

Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.

Главным мотивом творчества Эль Греко всегда оставались религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов.

Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).

Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).

Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.

Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Скончался художник 7 апреля 1614 г. и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.

Техника живописи художника

Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.

Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета - жжёной умброй.

Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. В тенях коричневая подготовка часто оставалась совершенно нетронутой. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру.

К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме.

Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности.

В XVI веке он был нарасхват. В середине XVIII его картины сочли «нелепыми», а в 1818-м им не нашлось места в Прадо. В начале XX его назвали предтечей модернизма, а сегодня его живопись висит в лучших музеях и так же дорога, как шедевры Рафаэля

Этого художника высоко ценили Пикассо и Сезанн, немецкие экспрессионисты называли его предтечей модернизма. Его работы хранятся в лучших музеях по всему миру. Сегодня кажется, что он уже давно вошел в разряд Старых мастеров, по ценам на арт-рынке его работы сравнимы с шедеврами Рафаэля Санти. В июле этого года его картина «Молитва Святого Доминика» ушла с аукциона более чем за 9 миллионов фунтов и возглавила список самых дорогих работ художника, проданных на открытых торгах.

Между тем мир открыл его искусство не так давно: лишь к середине XIX века его картины признали заслуживающими внимания. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Более того, когда в 1818 году формировалась экспозиция музея Прадо, места его работам там не нашлось, хотя именно Испания приняла и признала его, грека с острова Крит, учившегося в Италии, великим художником. В период рассвета его слава распространилась по всей стране, и какое-то время он не знал себе равных среди живописцев Испании. Его греческое имя - Доменико Теотокопули - было непроизносимым для испанцев, поэтому его звали Доменико Грек, или просто Эль Греко.

О его жизни почти не сохранилось достоверных данных. Даже год его рождения мы сегодня знаем из косвенных источников: в 1606 году он объявил о своем 65-летии. Из тех крупиц информации, которые сегодня известны историкам искусства, получается вот что.

Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули; известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Очевидно, что семья не нуждалась и принадлежала скорее к высшему классу критского общества, поэтому совсем не удивительно, что Доменико, как младшему сыну, предоставили все условия для развития природного таланта. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Увлекло настолько, что подростком его отправили учеником в иконописную мастерскую Георга Клонцаса, последователя Феофана Грека. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики, исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.

Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства - холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров; не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например - «Изгнание торговцев из храма»).

Судя по всему, проучился в Венеции он относительно недолго, примерно в 1570 году, возможно, желая начать самостоятельную карьеру, Эль Греко отправился в Рим. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Известно рекомендательное письмо друга Эль Греко, итальянского художника-миниатюриста Джулио Кловио, которое он адресовал своему покровителю, кардиналу Александру Фарнезе. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. В Риме Эль Греко познакомился с античным искусством, увидел работы Микеланджело и начал получать заказы. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Для полноценного признания ему нужен был только крупный заказ на алтарную роспись, лучше всего - в Ватикане. Однако ничего не получилось, более того, молодой художник утратил поддержку кардинала Фарнезе. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Такого в Риме стерпеть не могли, и путь к быстрой славе в Италии для Эль Греко оказался закрыт. (Он вообще славился своим сложным характером - часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты.) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Но все оказалось тщетно, самое большее, что у него получилось, - продать уже готовые работы: известно, что семь картин купил Фульвио Орсини, библиотекарь кардинала Фарнезе. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Луки, поняв, что добиться большого успеха в Италии ему, судя по всему, не удастся, Эль Греко решил попытать счастья в Испании.

Первоначальной целью художника в Испании, несомненно, был Мадрид; в конце 1570-х как раз заканчивалось строительство дворца Эскориал, и Эль Греко вполне мог рассчитывать получить заказ на оформление его стен. Однако понимания его творчество в Мадриде не встретило: венецианское многоцветье и микеланджеловские объемы были слишком чужды сдержанному и по-пуритански строгому вкусу испанских монархов; прожив в Мадриде несколько месяцев, художник отправился в Толедо - старую столицу Испании. Мы не знаем точной даты его приезда в Испанию, но в хрониках Толедо его имя впервые упоминается 2 июля 1577 года.

В Толедо ему наконец повезло: он нашел себе покровителя - маркиза де Вильена, который давал ему заказы и ввел в местное высшее общество. Известно, что почти сразу Эль Греко зажил на широкую ногу: снял себе огромный дом (по некоторым источникам, часть дворца де Вильена) и даже нанял музыкантов, чтобы они развлекали его за обедом. Более того, в 1577 году он завел близкое знакомство с Иеронимой де Куэвос, представительницей толедского дворянства; в 1578 году она родила ему сына - Хорхе Мануэля, в будущем тоже ставшего художником. (Кстати, никаких сведений о женитьбе Эль Греко не обнаружено, так что считается, что он никогда не был женат.)

Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо - пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. данным – ок. 1600). Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д.), его все же вывесили в соборе. Ко всеобщему удивлению, картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы своему автору. Популярность в Толедо была приятна, но для удовлетворения амбиций художника явно недостаточна - он все-таки хотел, чтобы его признали Мадрид и король.

В 1579 году Эль Греко написал небольшую картину «Поклонение имени Христа», на которой Филипп II и правитель Священной Римской Империи Карл V поклоняются появившемуся в небе имени Христа. Картина была хорошо принята в Эскориале, и Эль Греко наконец получил заказ в Мадриде - алтарный образ «Мученичество Св. Маврикия» (1580–1582) для дворцового собора.

В этой работе Эль Греко впервые в полной мере проявил свою творческую индивидуальность: ни в композиции, ни в колорите практически не опираясь ни на кого из своих учителей, он создал нечто уникальное. К сожалению, имевший пристрастие к живописным канонам классицизма Филипп II работу Эль Греко не оценил, и в день показа вместо нее публика увидела другую картину. По легенде, уязвленный Эль Греко пообещал больше не работать для Эскориала и вернулся в Толедо.

В Толедо Эль Греко получил так нужное ему признание. В 1580–90-х о нем говорили уже как о непревзойденном мастере портрета и религиозной живописи не только в городе, но и по всей Испании. Он писал большое количество портретов испанской знати, время от времени уделял внимание жанровым полотнам (например, занимался творческим воссозданием работ древнегреческих художников по описаниям, которые встречаются у историков, - например, по тексту Плиния Старшего он написал картину «Мальчик, зажигающий свечу»).

В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач - например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции, искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).

В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений - программную работу «Погребение графа Oргaca». Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Стефан и Св. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной.

В этой работе Эль Греко удалось в полной мере показать все грани своего таланта - и как светского портретиста, и как мастера религиозных полотен. Композиционно картина поделена на две почти равные части, две реальности - мир земной и мир небесный. Художник, отходя от общепринятой традиции, не оставляет никакой видимой границы между этими мирами - он использует вместо этого разные манеры письма в верхней и нижней части работы. Фигуры святых предельно абстрактны и плоски, их светящиеся, удлиненные черты практически лишены всякой видимой телесности, в то время как представители реального мира в нижней части работы написаны в подчеркнуто реалистической манере в соответствии с традицией написания официального группового портрета. Среди праведников, окружающих фигуру Христа в самой верхней части работы, можно узнать лица Филиппа II и кардинала Таверы, славящихся своей набожностью, - видимо, художник все еще не утратил надежды на благосклонность Мадрида. А похоронную процессию XIV века в нижней части картины, согласно условиям контракта, Эль Греко составил из своих современников - знатных жителей Толедо века XVI. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он - единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).

К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто - жженую умбру). Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой.

В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию, изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Заказов было так много, что свои самые популярные работы Эль Греко часто тиражировал, создавая несколько вариантов одного и того же сюжета, и прибегал для этого даже к помощи художников своей мастерской. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей - заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах, и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона - обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья.

В 1587–1592 годах Эль Греко написал знаменитое полотно «Апостолы Пётр и Павел». В дальнейшем этот сюжет развился в целую серию изображений апостолов - «Апостоладос» (1605–1610 и 1610–1614). А десятилетие с 1597 по 1607 год - один из самых плодотворных периодов в творчестве художника.

Будучи невероятно популярным и модным художником, Эль Греко старался ни в чем не отставать от своих богатых заказчиков и друзей из высшего света. Он всегда жил не по средствам, на широкую ногу, устраивал пиры, приглашал музыкантов и т. д. Известно, что к 1607 году его долговые обязательства в несколько раз превышали стоимость его имущества. К концу жизни художник был практически разорен. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Работы последних десяти лет жизни Эль Греко проникнуты трагизмом, идеей тщетности всего сущего и приближения судного дня. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.

В 1610–1614 годах разочаровавшийся в людях Эль Греко пишет одно из самых удивительных и известных своих полотен, которое он посвящает городу, ставшему для него новой родиной, - «Вид Толедо». Отказываясь в этой работе от ренессансной телесности и перспективы, художник изображает город словно мистическое видение на фоне неспокойного грозового неба. Несмотря на кажущуюся точность изображения городских построек, картина эта прежде всего субъективный взгляд автора, «портрет Толедо».

Известно, что к концу жизни Эль Греко продолжал работать несмотря на все жизненные неурядицы, материальные трудности и болезни. Его последняя картина «Обручение Марии» (1613–1614), так и осталась незаконченной: художник скончался 7 апреля 1614 года, не успев довести до конца работу над ней.

Эль Греко не слишком везло в последние десятилетия его жизни, судьба его творческого наследия также вышла поначалу не слишком счастливой. При жизни Эль Греко имел целую студию учеников и последователей, но почти никому из них не удалось выбраться из разряда второстепенных, не известных широкой публике художников. Из великих лишь Веласкес, пожалуй, придерживался сходных с Эль Греко творческих взглядов; кстати, он же говорил о необходимости вернуть в Эскориал его работы, в свое время убранные из дворца.

Сегодня Эль Греко в основном музейный художник. Его можно увидеть в Эрмитаже, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Метрополитен (Нью-Йорк), Филадельфийском музее искусств, Дрезденской галерее, Лувре, Прадо и других крупнейших мировых собраниях.

Каждая его работа на рынке - событие и объект повышенного внимания, в котором интересно все: атрибуция, история написания, провенанс и пр. На открытые аукционы полотна Эль Греко выставлялись чуть более 30 раз - исключительно на Sotheby’s и Christie’s, что и понятно: включить в каталог художника такого уровня могут лишь крупнейшие аукционные дома. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sotheby’s 3 июля этого года за 9 154 500 фунтов (13 907 516 долларов). На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат - 3 442 500 фунтов (5 229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christie’s картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2 249 520 фунтов (3 605 000 долларов). Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.

Мария Кузнецова, AI

Источники :

  1. Эль Греко: альбом. - М. : изд-во «Директ-Медиа» (по заказу ИД «Комсомольская Правда»), 2010. - (Великие художники; вып. 47);
  2. Эль Греко / Марк Дюпети. - Киев: изд-во «Иглмосс Юкрейн», 2003. - (Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество; вып. 64).

Эль Греко - великий испанский художник 16-17 в . Родился на острове Крит в 1541 году. При рождении мальчику дали имя Доменикос Теотокопулос. Большое влияние на всё его творчество оказали такие художники, как , Михаил Дамаскин, Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Эль Греко тяготел к венецианской школе живописи, большинство его работ выполнены в стиле .

Удивителен то факт что после смерти этого художника в 1614 году, практически всё его наследие было забыто практически на 300 лет и только спустя несколько столетий его заново открыли для себя и всего мира ценители живописи. Сейчас El Greco занимает одно из самых почётных мест среди представителей мировой живописи и европейского изобразительного искусства, в частности.

О жизни, тем более детстве великого художника практически ничего не известно. По некоторым сведениям ещё юношей он обучался искусству иконописи. Отсюда, вероятно, присутствие в его работах явного византийского иконописного стиля. Его учителем называют Михаила Дамаскина.

В возрасте 26 лет, Эль Греко отправился в Венецию, где продолжил обучение в мастерской Тициана. Здесь на него большое влияние оказали работы итальянских маньеристов, но всё же, несмотря на это, он выработал свой, уникальный почерк и манеру рисования.

Славу художнику принесла картина “Погребение графа Оргаса ” которая была написана в 1586 году. С тех пор у него появилось множество заказов от частных лиц и от церкви. В тот период он пользовался большой популярностью благодаря своему оригинальному стилю, который не зависел от других художников. Все картины он подписывал Доменико Греко. Артикль Эль прибавили к его имени каталонцы.

Великий испанский художник умер 7 апреля 1614 года в Толедо, где прожил последние годы. Был похоронен в Монастыре Санто Домингос Эль Антигуо.

Если вы попали в неприятную ситуацию и, к сожалению, у вас нет хорошего специалиста, что бы помочь вам, то к вашим услугам компания Автоюрист. Здесь опытные адвокаты по ДТП в Киеве , которые помогут вам разрешить любую ситуацию. Возмещение ущерба, работа со страховой компанией, возврат водительских прав и многое другое от специалистов с большим опытом работы.

Погребение графа Оргаса

Апостолы Пётр и Павел

Благовещение

Дама в мехах

Христос, несущий крест

Мальчик, раздувающий лучину

Мария Магдалина

Молитва святого Доминика

Мученичество святого Маврикия

Поклонение пастухов

Снятие пятой печати

Святой Франциск в экстазе

Святой Иосиф с юным Христом

Биография и творчество Эль Греко - испанского художника будет интересна любому человеку, интересующегося живописью. Эль Греко живописцев, оказал значительное влияние на мировое искусство. Он создал свой неповторимый художественный мир и легко узнаваемый стиль.

Семья и родина художника

Доменико Теотокопули (Domenicos Theotocopoulos) - настоящее имя художника, псевдоним - Эль Греко (El Greco) с испанского переводится, как «грек». Это связано с его местом рождения, он родился в 1541 году в Ираклионе, на острове Крит, принадлежащей Венецианской республике, в зажиточной семье. Его отец и старший брат были купцами. О его матери, к сожалению, ничего не известно.

Начало творческого пути

20 лет от роду он попал в Венецию, где учился в мастерской Тициана; именно здесь осваивает перспективу, построение фигур, постановку сюжетных сцен, палитру. Яркий пример творчества автора этого периода - картина «Чудо исцеления Христом слепых».

В основном его работы были посвящены религиозной тематике, но уже в начале пути стали видны характерные черты авторского стиля - мягкие контуры и экзальтация в мимике. Его картины вызывали постоянную критику современников из-за непривычных ярких красок.

Итальянский период

В Рим художник переехал в 1570, где изучал архитектуру, а в 1572 году присоединился к живописцам академии и вместе с ними основал студию, которая не имела большого успеха из-за недопонимания между участниками. Несколько испанцев, которых он встретил на улицах Рима, уговорили его перебраться в Испанию.

Испанский период. Расцвет творчества

В Мадриде Эль Греко стремился стать при дворе короля Филиппа II художником, но это ему не удалось. В 1577 году он уезжает в Толедо, где обретёт успех и напишет свои шедевры. Там он знакомится с деканом собора Диего де Кастилья и по его просьбе расписывает алтарь.

После этого он становится известным в дворянских кругах. В Толедо им была написана известная работа «Погребение графа Оргаса». Композиция картины чрезвычайно многофигурная, среди реальных персонажей автор запечатлел и себя.

В 1590 году в творчестве художника произошли перемены. Главной темой этого периода стали страдания Христа. В своих работах он подчёркивает вытянутость фигур, а одухотворенное выражение лиц святых оттеняет сумрачным колоритом.

Родоначальник кубизма

К 1600 году искусственные и нереальные элементы его произведений усиливаются, фигуры человека искажены и уходят от реалистичности. Полотна наполняются светоносными красками, расширяется круг его тем. Он заинтересовался радостными сюжетами Спасения.

Знаменитая работа «Вид Толедо» считается первым пейзажем в испанском искусстве. Его поздние работы стали предвестниками появления кубизма и экспрессионизма. Картину «Пятая печать» некоторые искусствоведы считают первой работой в этих направлениях.

Однако в конце жизни он вновь возвращается к излюбленному темному колориту. Недооценённый до конца своими современниками, умер живописец 7 апреля 1614 года, спустя время после смерти он получил признание и статус мастера.

Автор - Александр_Ш_Крылов . Это цитата этого сообщения

Великая Испания. Эль Греко

Сегодня пост о самом любимом испанском художнике, греке по происхождению, Доменико Теотокопулосе. Великом неповторимом Эль Греко, уроженце острова Крит,
(родился в Ираклионе в 1541 году) - художнике эпохи Позднего Возрождения.
Эль Греко прожил почти сорок лет в Испании, где нашёл вторую родину. Его картины, написанные почти исключительно на религиозные темы, не похожи на традиционные произведения церковного искусства, в персонажах нарушена привычная гармония черт. Не существует достоверных портретов Эль Греко, хотя его собственные изображения нередко присутствуют в сюжетных композициях. Так же можно только догадываться каковы были черты дорогих ему людей: сына Хорхе Мануэля, матерью которого была молодая аристократка Херонима де Куэвас.

Эль Греко не имел последователей- современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти (Умер Эль Греко в 1614 году) - мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

Одна из самых любимых картин Эль Греко - пейзаж "Вид Толедо" 1604-1614

Предполагаемый "Автопортрет" Эль Греко 1600, Метрополитен, Нью-Йорк

"Апостолы Петр и Павел" 1587-1592, Эрмитаж

"Portrait of the Poet Alonso Ercilla y Zuniga" 1590-1600

"The burial of Count Orgaz" / "Погребение графа Оргаса" 1586

"Святое семейство" 1585

"Дама в мехах" 1577-1580

Вероятно, «Дама в мехах» - первая работа Эль Греко, созданная им в Толедо, сохранившаяся до наших дней. По манере письма это произведение близко к портрету Винченцо Анастази, написанного мастером во время его непродолжительного пребывания в Риме, а также к картинам, созданных сразу после переезда в Испанию.

Роскошные меха, облаком обволакивающие юную красавицу, написаны свободными и энергичными мазками, в манере, напоминающей работы Тициана. Темные пряди, расположенные наискосок, зрительно придают объемность и реальность изображению.

Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и время создания произведения, и свободная, даже интимная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.

"Святое семейство со святой Анной и младенцем Иоанном Крестителем" 1595 - 1600

"Христос как Спаситель" 1610 - 1614

"Мадонна с младенцем и Святыми Maртиной и Агнес" 1597 - 1599

"Поклонение пастухов" 1612 - 1614, Музей Прадо

"Мученичество святого Маврикия" 1580 - 1582

"Christ on the Cross Adored by Donors" 1585-1590

"Сошествие Св. духа" 1604-14, Прадо

"La Piedad" 1575-1577

"Благовещение"

"Коронация Богоматери" 1591 - 1592, Прадо

"Чудо исцеления слепого" / "Сhrist healing the blind" 1574-1578 Метрополитен

"Тайная вечеря"

"Молитва святого Доминика" 1585-1590

"Святое семейство"

"Благовещение Марии"

"Портрет Антонио де Коваррубиас"

"Иоанн Креститель"

"Христос на кресте" Ок. 1577

"Портрет кавалера с рукой на груди" 1577–1579

Один из самых ранних - так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579; Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, сдержанности, достоинства. По тонкому замечанию французской исследовательницы Антонины Валантен, этот тип испанца проник на подмостки сцены и уже жил на страницах романов, но, чтобы быть изображенным, ему пришлось дождаться приезда Эль Греко в Толедо.

С годами портретное искусство мастера обогащается новыми психологическими гранями.

"Портрет монаха Ортенсио Парависино" 1609

Светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609; Бостон, Музей изящных искусств). Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Парависино, сидящий в кресле, изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Во всем облике поэта, особенно в жесте нервных рук, в непринужденности позы, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода.

"Мадонна покрова"

"Рождество Христово"

"Поклонение пастухов" 1610

"Распятие" 1596

"Воскресение" 1584-1594

"Святая троица" 1577-79, Музей Прадо

"Иоанн Богослов" 1595-1605

"Эсполио" (Срывание одежд с Христа) 1577–1579

"Portrait of the Artist"s Son Jorge Manuel Theotokopoulos"

"Святая Вероника с Нерукотворным Образом" 1579

"Портрет кардинала Fernando Nino de Guevara"

"Антонио де Коваррубиас" ок. 1600, Париж, Лувр

"Диего де Коваррубиас" (брат Антонио де Коваррубиас у Лейва, 1512-1577) ок. 1600,Толедо, Музей де Эль Греко

"Поклонение имени Иисуса" или "Видение Филиппа ІІ"

"Благовещение"

"Портрет прелата Франциско де Пиза" 1601-1609

"Coronation of the Virgin" 1603, Photo - Alexander S. Onassis Public Benefit Foundation Collection

"Крещение Христа"

"Моление о чаше"

"Giulio Clovio"

"Апостол Лука Панселина" 1602-1606

"Св.Иероним, как кардинал" 1600

"Святое семейство с Марией Магдалиной"

"Благовещение"

"Благовещение"

"Благовещение", деталь верхней части картины

"Христос на кресте" 1600 - 1610

Творчество позднего Эль Греко кажется совершенно необычным для своего времени. Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым теням. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя, иногда создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Тема религиозного экстаза, искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины "Пир у Симона-Фарисея" (Чикаго, Институт искусств), "Вознесение Марии" (Толедо, церковь Санта Крус), "Встреча Марии и Елизаветы" (Думбартон Окс) и самую смелую картину мастера "Снятие пятой печати" (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Трагическое восприятие мира, чувство обреченности и гибели составляет своего рода лейтмотив позднего творчества Эль Греко.

"Христос на кресте" 1610

"Святой Ильдефонс" 1610-1614 Музей Эскориал

"Вознесение Марии" 1612-1613

"Пир в доме Симона фарисея" 1608 - 1614

"Снятие пятой печати" 1610-1614

"Лаокоон" ок. 1610 Вашингтон, Национальная галерея

"Христос Распятый на фоне Толедо" 1604 - 1614

"Обручение Богоматери" 1613-1614 Национальный музей искусств, Будапешт

Черты ирреальности наиболее отчетливо проступают в поздних произведениях мастера, среди них «Обручение Богоматери». Эта картина осталась незаконченной, полагают, что это самая последняя работа престарелого мастера. Кисть Иосифа, протянутая в сторону юной невесты, осталась недописанной.

Третья справа фигура предположительно является автопортретом самого художника, и напоминает фигуру апостола с «Сошествия Святого Духа».

В картинах Эль Греко господствуют желтые, зеленые, синие краски, перемежающиеся с отдельными всплесками черного, красного и белого.

Многослойная живопись, сложная по технике, уже сама по себе имеет эмоциональный характер: фактура динамична, краски переливаются, вспыхивают неожиданные рефлексы, мерцает призрачный свет. Вытянутые пропорции фигур, экзальтированные бледные лица, нервные жесты, беспредельность фантастической среды вокруг персонажей, словно специально созданной для чудес и видений, создают напряженную эмоциональную выразительность в поздних картинах.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610-1614; Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. одухотворения и оцепенелости. Более пассивная и скованная земля ловит отсвет неба, горящего серебристо-белыми вспышками зарниц. Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического образа города-мира с его призрачной жизнью.

«…Но никто не сможет ему подражать», - писал Ортенсио Парависино в сонете на смерть Эль Греко, пророчески предсказав, что искусство великого мастера неповторимо и не обретет в будущем достойных последователей.

В течение трех столетий Эль Греко находился в забвении. Его открытие в начале XX века превратилось в сенсацию, Эль Греко стал одним из самых известных живописцев прошлого, объектом жадного интереса художников, коллекционеров, любителей искусства.

Татьяна Каптерева

"Дворянин с рукой на груди" 1578 - 1580, Музей Прадо

"Портрет пожилого дворянина" 1584 -1594

"Автопортрет" великого Эль Греко - Фрагмент картины «Погребение графа Оргаса» 1586–1588

Оригинал записи и комментарии на



Материнский капитал