Что делать характеристика образа Веры Павловны (Розальской). Образ Веры Павловны в романе Н.Г

Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» создан им в камере Петропавловской крепости в период с 14/12/1862 по 4/04/1863 гг. за три с половиной месяца. С января по апрель 1863 г. рукопись частями передавалась в комиссию по делу писателя для цензурирования. Цензура ничего предосудительного не нашла и разрешила публикацию. Недосмотр вскоре был обнаружен и цензора Бекетова отстранили от должности, но роман уже опубликовали в журнале «Современник» (1863, No 3—5). Запреты номеров журнала ни к чему не привели и книга разошлась по стране в «самиздате».

В 1905 г. при императоре Николае Втором запрет на издание сняли, а в 1906 г. книга издана отдельным тиражом. Интересна реакция читателей на роман, которые разделились по мнениям на два лагеря. Одни поддерживали автора, другие сочли роман лишённым художественности.

Анализ произведения

1. Социально-политическое обновление общества путем революции. В книге автор из-за цензуры не мог развернуть данную тему подробнее. Она даётся полунамёками в описании жизни Рахметова и в 6-й главе романа.

2. Нравственные и психологические. Что человек силой своего ума способен создать в себе новые заданные моральные качества. Автор описывает весь процесс от малого (борьба против деспотизма в семье) и до масштабного, то есть революции.

3. Женская эмансипация, нормы семейной морали. Данная тема раскрывается в истории семьи Веры, в отношениях трёх молодых людей до мнимого самоубийства Лопухова, в 3- х первых снах Веры.

4. Будущее социалистическое общество. Это мечта о прекрасной и светлой жизни, которую автор разворачивает в 4-м сне Веры Павловны. Здесь же видение облегчённого труда при помощи технических средств, т. е. техногенное развитие производства.

(Чернышевский в камере Петропавловской крепости пишет роман )

Пафос романа - пропаганда идеи преобразования мира через революцию, подготовка умов и ожидание её. Более того, желание активного в ней участия. Главная цель произведения - разработка и внедрение новой методики революционного воспитания, создания учебника по формированию нового мировозрения для каждого думающего человека.

Сюжетная линия

В романе она фактически прикрывает основную мысль произведения. Не зря ведь поначалу даже цензоры сочли роман не более, чем любовной историей. Начало произведения, нарочито занимательное, в духе французских романов, ставило своей целью сбить с толку цензуру и попутно привлечь внимание большинства читающей публики. В основе сюжета незамысловатая любовная история, за которой скрываются социальные, философские и экономические проблемы того времени. Эзопов язык повествования насквозь пронизан идеями грядущей революции.

Сюжет таков. Есть обычная девушка Вера Павловна Розальская, которую корыстная мать всячески старается выдать за богача. Пытаясь избежать этой участи девушка прибегает к помощи своего друга Дмитрия Лопухова и заключает с ним фиктивный брак. Таким образом, она получает свободу и покидает дом родителей. Впоисках заработка Вера открывает швейную мастерскую. Это не совсем обычная мастерская. Здесь нет наёмного труда, работницы имеют свою долю в прибыли, поэтому заинтересованы в процветании предприятия.

Вера и Алекандр Кирсанов обоюдно влюблены. Чтобы освободить мнимую жену от угрызений совести Лопухов инсценирует самоубийство (именно с описания его и начинается всё действие) и уезжает в Америку. Там он приобретает новое имя Чарльз Бьюмонт, становится агентом английской фирмы и, выполняя её задание, приезжает в Россию для приобретения стеаринового завода у промышленника Полозова. Лопухов дома у Полозова знакомится с его дочерью Катей. Они влюбляются друг в друга, дело заканчиваетсясвадьбой.Теперь Дмитрий объявляется перед семьёй Кирсановых. Начинается дружба семьями, они поселяются в одном доме. Вокруг них образовывается круг «новых людей», желающих устроить свою и общественную жизнь по-новому. Жена Лопухова-Бьюмонта Екатерина Васильевна также присоединяется к делу, устраивает новую швейную мастерскую. Такая вот счастливая концовка.

Главные герои

Центральный персонаж романа - Вера Розальская. Особа общительная, относится к типу «честных девушек», не готовых идти на компромисс ради выгодного брака без любви. Девушка романтичная, но, не смотря на это, вполне современная, с хорошими административными задатками, как сказали бы сегодня. Поэтому она смогла заинтересовать девушек и организовать швейное производство и не одно.

Ещё один персонаж романа - Лопухов Дмитрий Сергеевич, студент медицинской академии. Несколько замкнут, предпочитает одиночество. Он честен, порядочен и благороден. Именно эти качества подвигли его помочь Вере в её тяжёлой ситуации. Ради неё он бросает учёбу на последнем курсе и начинает заниматься частной практикой. Считаясь официальным мужем Веры Павловны, он ведёт себя по отношению к ней в высшей степени порядочно и благородно. Апогеем его благородства становится его решение инсценировать собственную смерть, чтобы дать любящим друг друга Кирсанову и Вере объединить свои судьбы. Так же, как и Вера, он относится к формации новых людей. Умён, предприимчив. Об этом можно судить хотя бы потому, что английская фирма доверила ему очень серьёзное дело.

Кирсанов Александр муж Веры Павловны, лучший друг Лопухова. Очень импонирует его отношение к жене. Он не просто нежно любит её, но и ищет для неё занятие, в котором она могла бы самореализоваться. Автор испытывает к нему глубокую симпатию и отзывается о нём, как о человеке отважном, умеющим вести до конца то дело, за которое взялся. При этом, человек честный, глубоко порядочный и благородный. Не зная об истинных отношениях Веры и Лопухова, влюбившись в Веру Павловну, надолго исчезает из их дома, дабы не нарушать покой любимых им людей. Только болезнь Лопухова принуждает его появиться для лечения друга. Фиктивный муж, понимая состояние влюблённых, имитирует свою смерть и освобождает место для Кирсанова рядом с Верой. Таким образом, влюблённые обретают счастье в семейной жизни.

(На фотографии артист Карнович-Валуа в роли Рахметова, спектакль "Новые люди" )

Близкий друг Дмитрия и Александра революционер Рахметов - наиболее значимый герой романа, хотя ему отведено в романе немного места. В идейной канве повествования ему выпала особая роль и посвящено отдельное отступлении в 29 главе. Человек неординарный во всех отношениях. В 16 лет оставил на три года университет и бродил по России в поисках приключений и воспитания характера. Это человек с уже сформированными принципами во всех сферах жизни, в материальной, физической и духовной. При этом, обладающий кипучей натурой. Он видит свою дальнейшую жизнь в служении людям и готовится к этому, закаляя свой дух и тело. Отказался даже от любимой женщины, потому что любовь может ограничить его в действиях. Он хотел бы жить как большинство людей, но не может себе этого позволить.

В русской литературе Рахметов стал первым революционером практиком. Мнения о нём были совершенно противоположными, от негодования, до восхищения. Это - идеальный образ революционера - героя. Но сегодня, с позиции знания истории, такой человек мог бы вызвать только сочувствие, так как мы знаем насколько точно история доказала правоту слова императора Франции Наполеона Бонапарта: «Революции задумывают герои, исполняют дураки, а её плодами пользуются мерзавцы». Возможно, озвученное мнение не вполне вписывается в рамки сформированного десятилетиями образа и характеристики Рахметова, но это, действительно, так. Вышесказанное нисколько не умаляют качества Рахметова, потому что он герой своего времени.

По признанию Чернышевского, на примере Веры, Лопухова и Кирсанова, он хотел показать обыкновенных людей нового поколения, которых тысячи. Но без образа Рахметова у читателя могло бы сложиться обманчивое мнение о главных героях романа. По мнению писателя, все люди должны быть такими как эти три героя, но высшим идеалом, к которому должны стремиться все люди, это образ Рахметова. И с этим я полностью согласен.

В России проблема женского равноправия выдвигается на первый план не случайно. Это объясняется, прежде всего, исключительно тяжелым положением, в котором находилась женщина России накануне реформы 1861 г.

С другой стороны, революционным демократам было ясно, что женщина могла бы сыграть важную роль в общественно-политической жизни страны. Положение женщин в России действительно было очень тяжелым. Женщине был ограничен доступ к труду, она не могла получить высшее образование, не могла находиться на государственной службе. Испокон веков в семейных отношениях господствовали правила, установленные “Домостроем”. Если крепостной крестьянин, ремесленник, служащий чувствовали себя в царской России рабами, то во много раз тяжелее было положение женщин. Рабские отношения простирались и на область брака и семьи.

Укрепление кризиса крепостнической системы после 1855 г. вызвало повышенное внимание к женскому вопросу. Женский вопрос выдвигается на первый план. В эти годы развернулось творчество Н.Г.Чернышевского. В его статьях женский вопрос получает еще более острое гражданское звучание. От чисто гуманистической трактовки женского вопроса Чернышевский переходит к трактовке революционно-демократической. Этот процесс продолжается после 1861 г. и получает свое завершение к середине 1860-х гг.

В романе “Что делать?” Чернышевский рассказал о Настеньке Крюковой, жизнь которой такая же, как и у других бедных девушек. Но разве нравственное падение заложено в натуре женщины? Нет, В нем повинны условия их жизни. Трудно удержаться от нравственного падения “посреди нужды н морального индифферентизма общества”. Много мук и страданий испытывает бедная женщина, прежде чем вступить на путь “легкого поведения”. В родном семействе женщина постепенно становится чужой, потому что она “нахлебница”, бремя для семьи. Единственный выход для нее - замужество. Могли быть, конечно, исключения. Бывали случаи когда бедная девушка вступала в брак с благородным, желающим освободить ее от домашней неволи молодым человеком.

Подобную развязку изобразил Чернышевский в романе “Что делать?”, в “Истории одной девушки”. Но счастливый случай выпадал редко на долю девушки. Общество полагает, что девушке “повезло”, если она как-то устроила свою жизнь. О счастье здесь нет и речи. Супружеское счастье редкость. В семье, как в обществе, мужчины хотят “господствовать”. Женщина унижена до такой степени, что “как животное называется именем хозяина”, замечает Герцен. В четвертом сне Веры Павловны из романа “Что делать?” Н.Г.Чернышевский показывает главное, что характерно для взаимоотношения полов - неравноправность”. “В современном обществе, - отмечал Чернышевский, стал просто коммерческою сделкою, денежным расчетом”.

Много внимания изучению женского вопроса уделил Г.Е. Благосветлов. Взгляды Благосветлова по женскому вопросу отражение в статьях “Для чего нам нужны женщины” (1869), “Женский труд и вознаграждение его” (1870) и целом других работ.

Благосветлов, как и его предшественники - революционные демократы, усматривал в женском вопросе проявление общей проблемы -положение человека в эксплуататорском обществе.

По Благосветлову, закрепощение женщины происходило по мере ее вытеснения из сфер, в которых она когда-то пребывала. В течение веков женщина занималась врачеванием. У нее это право отобрали. Трудящаяся женщина всегда разделяла тяжесть забот с мужчиной. Но в капиталистическом обществе, где труд приобрел наемный характер и оценивается деньгами, труд женщины стал уделом безжалостной эксплуатации. В физическом отношении женщина слабее мужчины. Поэтому она постепенно вытесняется везде, где могут привлечь к работе мужчину. При равной с мужчиной работе, женщине, как правило, платят меньше.

Женщины не участвуют в общественно-политических движениях. Это небеспричинно. В тяжелом положении женщины виновато все общество, потому что никто серьезно не задумывался над вопросом, “как пособить горю” женщины-труженицы.

В то время как многие ограничивались советом изменит положение женщины в семье, Благосветлов делал акцент на ее положении и в обществе. “Не реабилитация семьи, - писал он, - восстановит нравственное положение женщины, а, напротив, лучшие экономические условия, в которые будет поставлена женщина восстановят чистоту брака и семейства”.

Благосветлов считал, что если изменится экономическое положение женщины, изменится также и ее нравственное состояние, укрепится брак. В экономическом освобождении он видел главное условие спасения женщины. Он наметил и определенную программу экономической эмансипации. Она включала привлечение женщины к таким видам деятельности, которые были бы им посильны по их физическим возможностям, установление равной с мужчинами оплаты труда, гарантированной законом.

Благосветлов был уверен, что экономические условия прежде всего влияют на положение личности. Он видел доказательство тому во многих явлениях. Так, говоря о проституции, он отмечал, что это зло - социальное, прямо вытекающее из экономического рабства женщины.

В произведениях Н.В. Шелгунова женский вопрос занял также большое место. Он в начале 60-х гг. обратил внимание на положение женщины и ее право на счастье.

Шелгунов считает, что женщина обладает не только большой нравственной силой, но и прекрасным умом.

Но лишить женщину достойного образования - значит лишить соответствующего образования подрастающее поколение. Женщину обвиняют в том, что она дурно влияет на детей. Жизненный опыт женщины в таких условиях весьма органичен, и она не может выполнить свою миссию.

Шелгунов придавал большое значение семье. Она по его мнению есть основная ячейка гражданского общежития, которая воспитывает детей для этого общежития.

Таким образом, разрабатывая учение о личности, передовые русские мыслители много внимания уделяли проблемам женского равноправия. Они не только теоретически обосновали необходимость эмансипации женщины, но и разработали программу решения женского вопроса. Эта программа охватывала многие стороны положения женщины, в том числе женский труд, участие в общественной жизни, воспитание и образование женщин, вопросы семьи и брака, отношение родителей и детей и т.п. Эта программа легла в основу широкого общественного движения в пользу женского равноправия, развернувшегося конце XIX и начале XX в.

Зарождению женского движения способствовали также проникающие в Россию идеи западных деятелей о равноправии полов, гуманизме, новых семейных отношениях. Труд английского философа Джона Стюарта Милла “О подчинении женщин” отвечал на многие женские вопросы. Он провозгласил принцип подчинения женщин мужчине социальным злом, сильнейшим тормозом в социальном прогрессе.

Обосновывая необходимость допуска женщин к государственной службе, к участию в выборах Милль назвал ряд личных качеств женщин, которые давали им преимущества: проницательность, умение распознать людей, осторожность, практичность.

Среди причин зарождения женского движения можно отметить и появление женских органов периодической печати “Дело”, “Женское дело”,”Женский вестник”, где печатались статьи в защиту равноправия женщин, давалась хроника женского движения в России и за рубежом, рассказывалось о женских организациях и их руководителях и т.п.

Русская цивилизация

Совершенно иначе подходит к этому типу Чернышев­ский. Его роман “Что делать?” вообще является полемиче­ским по отношению к консервативной и либерально-дворян­ской литературе, и в трактовке женского вопроса Чернышев­ский тоже полемичен. Его Вера Павловна нисколько не похо­жа на ту же Кукшину, хотя и является образцом эмансипиро­ванной женщины. Она прежде всего нормальная женщина, ни при каких обстоятельствах не утрачивающая женственно­сти, но прибавляющая к ней такие качества, которые счита­лись традиционно чисто мужскими: здравый и тонкий ум, стремление работать, образованность, самостоятельность. Это, безусловно, положительный герой романа Чернышевского. Чернышевский стремится доказать, что в эмансипации, осво­бождении женщины нет ничего чудовищного или противоес­тественного, что свобода и равноправие женщины – не­пременное условие социально гармонического общества. Примечательно, что любовь у Чернышевского является прове­рочной ситуацией, но из нее герои выходят с честью, и прежде всего благодаря “теории разумного эгоизма”, которая выра­жает сущность морали “новых людей”. “Свободная любовь”, по Чернышевскому, – это прекрасно и разумно, это – прояв­ление уважения к женщине и признание ее неотъемлемых прав. Но истинно свободная любовь возможна лишь в свобод­ном обществе, а потому подлинное освобождение женщины лежит на путях социальной революции.

Глоссарий:

  • образ веры павловны в романе что делать
  • образ веры павловны и женский вопрос в романе что делать
  • вера павловна в романе что делать

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Образ Веры Павловны и его роль в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?” I. Вступление Вера Павловна – главная героиня романа: именно ее био­графия последовательно прослеживается автором,...
  2. Лопухов Лопухов Дмитрий Сергеевич – один из главных героев романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?”, муж и друг Веры Павловны, студент медицинской академии, сын рязанского...
  3. Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” был написан в Алексеевском равелине в период с 14 декабря 1862 по 4 ап­реля 1863 года и опубликован в...
  4. На том отрезке жизни Печорина, который дан в романе на его пути встречаются четыре жен-шины: девушка-контрабандистка (“Тамань”), Бэла (“Бэла”), Мери и Вера (“Княжна Мери”), Образ...

    Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на социалистический идеал. Утопия, созданная автором, выступает в роли образца. Перед...

    Эпиграфом к моему сочинению стали слова М. Горького. А сама я, для начала, сказала бы скромнее: «Человек - это часть живой природы». Конечно, очень особенная часть. Что же делает человека особенным? Мне кажется, бесспорная истина: «Я мыслю, значит, я...

    “Гнусные люди! Гадкие люди!.. Боже мой, с кем я принуждена жить в обществе! Где праздность, там гнусность, где роскошь, там гнусность!..” Н. Г. Чернышевский. “Что делать?” Когда Н. Г. Чернышевский задумывал роман “Что делать?”,...

    Роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?” был написан им в Петропавловской крепости. Он создавался в эпоху подъема революционного движения. Рахметов - один из главных героев этого романа, который предстает перед нами в главе “Особенный человек”. ...

    Что побудило Чернышевского обратиться к необычной для него, критика и публициста, художественной форме? Высказывалось мнение, что мотивы, подтолкнувшие Чернышевского к беллетристике, связаны с теми экстремальными условиями, в которых он оказался. Трибун...

    Сочинение на тему: - «Величайшие истины - самые простые». Л. Н.Толстой. (По одному из Говорят, что шкала гениальности имеет две риски, отмечающие эту гениальность, - в самом начале и в самом конце линейки. Действительно, наскальные рисунки наших далеких...

Рахметов суров. Не случайно Вера Павловна сначала счи­тает его скучным, но, когда она знакомится с героем ближе, то понимает, «какой это нежный и добрый человек». Чернышев­ский представляет Рахметова читателю как человека нужного, способного привести Россию «к желанной цели». Подчерки­вая важность героя в образной структуре произведения, писа­тель называет его и подобных ему людей «солью соли зем­ной», «двигателями двигателей».

Продолжая жизнь в новом браке, Вера Павловна вновь ор­ганизует швейную мастерскую. В первую она теперь приходит только как гость. Однако теперь она много времени проводит с мужем: они устраивают поэтические чтения, открыто обсуж­дают межличностные и социальные аспекты женского вопро­са. Вера Павловна считает, что умных от природы женщин встречается даже больше, чем мужчин. Однако обстоятельства социальной жизни сковывают ее возможности: «Женщина иг­рала до сих пор такую ничтожную роль в умственной жизни потому, что господство насилия отнимало у ней и средства к развитию, и мотивы стремиться к развитию».

В физическом же плане организм женщины слабее, но крепче, чем мужской. Кирсанов как врач делает предположе­ние о том, что «крепость организма слишком тесно связана с крепостью нерв. Вероятно, у женщины нервы эластичнее, имеют более прочную структуру, а если так, они должны лег­че и тверже выдерживать потрясения и тяжелые чувства». В то же время женщина «слишком часто мучится тем, что муж­чина выносит легко». Во время разговора о женском вопросе Кирсанов утверждает: «Женщинам натолковано: «вы слабы»

Вот они и чувствуют себя слабыми, и действительно оказы­ваются слабы». В качестве доказательства своей точки зрения он приводит исторический пример: «В средние века пехота воображала себе, что не может устоять против конницы, - и действительно, никак не могла устоять». Однако швейцарцы- пехотинцы решили, что «вовсе не для чего им считать себя слабее феодальной конницы. Австрийская, потом бургундская конница, более многочисленная, стала терпеть от них пораже­ния при каждой встрече; потом перепробовали биться с ними все другие конницы, и все были постоянно разбиваемыми. То­гда все увидели: «а ведь пехота крепче конницы», - разуме­ется, крепче; но шли же целые века, когда пехота была очень слаба сравнительно с конницей только потому, что считала себя слабою». Этот пример призван развенчать сложившиеся стереотипы мышления. Однако Вера Павловна приводит и свой веский аргумент, объясняющий, почему мужчина оказы­вается в эмоциональном плане тверже женщины. У него, как правило, есть в жизни дело, которое нельзя отложить. И это помогает ему справляться со своими чувствами. Верочка го­ворит о том, что ей тоже нужно такое социальное дело, так как она хочет быть равной мужу во всем.

Вера тонко осознала разницу между первым и вторым браком. Лопухов готов был ради нее отказаться от научной карьеры. Он протянул ей руку помощи, но вообще «рука эта была далеко от нее». Кирсанов же протянул ей руку поддерж­ки. Он был заинтересован в ее делах так же, как она сама. И заинтересованность эта обоюдна. Не случайно Вера Павловна едет с мужем в гошпиталь. Она начинает серьезно заниматься медициной. Символично, что Лопухов не курит подаренные Верой сигары, а Кирсанов приносит ей ее любимый чай прямо в постель. А после чая берет сигару. Супругов объединяет общее дело: Саша занимается с Верой медициной. Кроме того, героиня осваивает и математику, и латинский язык. Интерес­ным фрагментом романа является отступление о синих чул­ках. В нем Н.Г. Чернышевский рассказывает о том, что взаим­ная очарованность мужчины и женщины в прежние времена исчезала довольно быстро. У «новых людей» любовь все больше и больше озаряет их жизнь. Секрет этого заключается в уважении к свободе того, с кем живешь. Н.Г. Чернышевский учит смотреть на жену как на невесту, которая каждую минуту имеет право прогнать тебя прочь: «Признавай ее свободу так же открыто и формально, и без всяких оговорок, как призна­ешь свободу твоих друзей чувствовать дружбу к тебе, и тогда

Через десять лет, через двадцать лет после свадьбы ты бу­дешь ей так же мил, как был женихом. Так живут мужья и же­ны из нынешних людей». Описывая «новых людей», Н.Г. Чернышевский жалеет лишь о том, что на каждого такого человека в современном обществе приходится целый десяток допотопных. Взаимная поддержка окрыляет обоих супругов. Кирсанов признается Верочке в том, что раньше чувствовал себя чернорабочим, мелким тружеником в науке, а теперь по­нимает, что от него начинают ждать большего. Кирсанов меч­тает переработать целую большую отрасль науки - все «уче­ние об отправлениях нервной системы». Любовь возвратила ему свежесть первой молодости. В афористичных фразах Н.Г. Чернышевский раскрывает читателю свое понимание любви: «Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви», «Любовь в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться», «У кого без нее не было бы средств к деятельности, тому она дает их. У кого они есть, тому она дает возвышаться до независимости», «Только тот любит, у кого светлеет мысль и укрепляются руки от любви».

Однако писатель не ограничивается сухими фразами. В четвертом сне Вера Павловна видит прекрасный пейзаж, для создания которого Н.Г. Чернышевский не жалеет цветовых эпитетов, лейтмотивом зарисовки является свет. Центральны­ми образами - цветы, птицы. Природа радуется, излучает бесподобные ароматы. У подошвы горы, на окраине леса, Ве­ра Павловна видит высокий дворец. В нем идет роскошный пир, во время которого встает поэт, который рассказывает ис­торию любви, меняющуюся на протяжении тысячелетий. При рабовладельческом строе женщина была рабыней, которую покупал хозяин. Ее украшали золотыми браслетами, но эти браслеты были похожи на кандалы. Женщина была обязана повиноваться своему господину, иначе он мог убить ее. Ко­нечно, в таких условиях нельзя было говорить о настоящей любви. Этому рабству в четвертом сне покровительствует царица Астарта - сирийская богиня любви и плодородия. В античные времена любви покровительствует Афродита. Жен­щине здесь поклоняются как источнику физического наслаж­дения для мужчины. Ее запирают в гинекей, чтобы только ее господин мог наслаждаться ее красотой. В этом царстве жен­щина тоже не имела права любить. В средние века был рас­пространен рыцарский поединок, победитель которого полу­чал право поклоняться своей даме сердца. Мужчина любил женщину, пока не касался ее. Царицей любви становилась не­порочность - Дева. Как только женщина становилась женой, мужчина запирал ее и переставал любить. В новом царстве любовь, по мысли Н.Г. Чернышевского, должна стать свобод­ным чувством для обоих: и для мужчины, и для женщины. «Когда мужчина признает равноправность женщины с собою, он отказывается от взгляда на нее как на свою принадлеж­ность. Тогда она любит его, как он любит ее, только потому, что хочет любить, если же она не хочет, он не имеет никаких прав над нею, как и она над ним», - пишет автор. В финаль­ной же части сна Вера Павловна видит огромное здание, поля, сады. Все это, по мысли Н.Г. Чернышевского, является атри­бутами прекрасного будущего.

Изображение общества будущего является одной из цен­тральных задач в произведении. Н.Г. Чернышевский раскры­вает перед читателями свой проект построения нового мира. В этом мире нет ни бедных, ни богатых. Все живут одной семь­ей. Каждый человек трудится в меру своих сил. Молодежь ра­ботает на полях. Несмотря на жаркий день, труд не изнуряет ее, так как уровень механизации очень высок. Многие опера­ции полностью выполняют машины. Люди трудятся сообща. Подбадривая друг друга, они все время поют песни. Такая ра­бота приносит им радость и удовлетворение. Благодаря тако­му методу бесплодная пустыня превратилась в плодородней­шую землю. Н.Г. Чернышевский предложил интересный способ оплаты труда. Определенную долю материальных благ из общего дохода человек получает бесплатно. А за особые вещи или прихоти существует особый расчет. Внешний облик людей будущего также прекрасен. Они цветут здоровьем, си­лою, стройны и грациозны, их черты энергичны и вырази­тельны. Среди них почти нет стариков, так как условия жизни таковы, что люди стареют очень медленно.

В своей благородной деятельности по организации швей­ных мастерских Вера Павловна находит верную помощницу

Катерину Васильевну Полозову, богатую наследницу, ко­торая едва не умерла от несчастной любви. Она была мечта­тельна, романтична и часто воображала себя героиней рома­нов Жорж Занд. Вскоре ее супругом становится таинственный англичанин Чарльз Бьюмонт, который очень хорошо говорит по-русски. Конечно, проницательный читатель сразу же по­нимает, что под этим именем в жизнь Кирсановых снова вхо­дит Лопухов. Теперь, когда прошло время и он устроил свою личную жизнь, он вновь может воссоединиться со своими друзьями, но уже не мешает их счастью, а лишь рад, что помог им обрести друг друга.

Отличительная черта произведения Н.Г. Чернышевского

Публицистическая заостренность. После выхода романа прошло уже более ста лет, но по-прежнему современно и ак туально звучат авторские строки, обращенные к читателю: «Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их - их книги радуют сердце, наблюдайте жизнь - наблюдать ее интересно, думайте - ду­мать завлекательно».

Интересны суждения Н.Г. Чернышевского о труде и отды­хе: «В труде и в наслаждении люди влекутся к людям общею могущественной силою, которая выше их личных особенно­стей. - расчетом выгоды в труде; в наслаждении - одинако­выми потребностями организма. В отдыхе не то. Это не дело общей силы, сглаживающей личные особенности: отдых наи­более личное дело, тут натура просит себе наиболее простора, гут человек всего больше выказывается в том, какого рода от­дых легче и приятнее для него». Есть люди замкнутые, есть общительные. Но каждому человеку хочется, чтобы в душе был замкнутый уголок, так называемая своя особая комната, для себя одного. Н.Г. Чернышевский пишет, что порой в мир внутренней жизни залезает «всякий за всяким вздором, и чаще всего не более как затем, чтобы почесать язык о вашу душу».

В структуру романа включены письма, которые призваны расставить дополнительные акценты в отношениях между ге­роями. Письма привносят в повествование дополнительную психологическую тонкость.

С именем Н.Г. Чернышевского связана целая эпоха в ис­тории нашей страны. Его вклад в развитие русского освободи­тельного движения огромен. Но великому революционеру- демократу не удалось избежать некоторых ошибок. Николай Гаврилович считал, что при определенных условиях возможно развитие высшей формации из нижней, минуя промежуточ­ные. Прогрессивная молодежь читала роман с восхищением. Произведение имело огромное значение в формировании у последующих поколений общественного мировоззрения. Ре­дактор научного издания «Что делать?» в серии «Литератур­ные памятники» С.А. Рейсер писал, что роман сыграл колос­сальную роль не только в художественной литературе, но и в истории русской общественно-политической борьбы.

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» явился новатор­ским в русской литературе второй половины XIX века не только как роман, принесший в полемику общественной мыс­ли того времени множество новых идей. Он привнес в литера­туру новаторство и в жанровом плане, обозначив появление жанра интеллектуального романа в России.

Сочинение по роману Чернышевского Н.Г. «Что делать?». Часть 6


На этой странице искали:

  • женский вопрос в романе что делать
  • как в романе решается женский вопрос
  • как в романе что делать решается женский вопрос


Творчество и игры