Испытание любовью Базарова (сочинение). Испытание любовью базарова

Базаров и Одинцова. Испытание любовью (урок по
роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(И.С. Тургенев)
Цели урока:
 Обучающая ­ углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с
другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений;
Воспитывающая ­ воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям;
Развивающая ­ развитие навыков сопоставления, умений вести дискуссию, аргументировать сказанное.


Ход урока
Вступительное слово учителя.
Говоря о «молодых прогрессистах», называющих себя учениками Базарова и последователями нигилистического
учения, мы отмечали некоторые отрицательные черты Базарова: деспотизм, высокомерие, бестактность по
отношению к тем, кого он не уважает, кем пренебрегает. Но Ситников и Кукшина необходимы автору не только
для характеристики главного героя: они по­своему характеризуютизбранную теорию, доводят до абсурда идеи
Базарова, выявляя все негативныестороны вульгарного материализмаи нигилизма.
Образы Ситникова и Кукшиной становятся косвенным средством разоблачения нигилизма: что­то в нем сеть
привлекательное для таких пустых и поверхностных последователей. Ситников и Кукшина воплощают собой тип
людей, известных ещё со времен Грибоедова, превращающих идеи в болтовню (вспомните...кого? ­ Репетилова).
Базаров и ведет себя с ними презрительно именно потому, что понимает это, своим презрением подчеркивая их
истинную ценность.
– В какой же момент он сам начинает напоминать столь презираемого им Ситникова? (Когда беседует с
Одинцовой в гостинице, «развалясь в кресле не хуже Ситникова»)
– Чем вызвано это сходство? (Уверенный в себе, «самоломанный» Базаров смущен, сконфужен, взволнован
красотой Одинцовой и прикрывает это смущение развязностью, неестественной для него)
– Кто же такая Одинцова, так подействовавшая на Базарова? (обращение к портрету Одинцовой, выделение
главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе)
– Почему Тургенев «заставляет» её остановиться в дверях зала? (Обращаем внимание на раму, которую
образует дверной проём)
– А какие отзывы о ней мы слышим из уст Базарова? (19 глава: «Эта госпожа – ой­ой­ой», «У ней такие плечи,
каких я не видывал давно», «На остальных баб не похожа» и др.)
– Как реагирует Аркадий на эти выражения своего друга? («Аркадия покоробило от цинизма Базарова»)
– Чем вызван этот цинизм? Это признак нарушенного душевного равновесия. Вспомним высказанное Базаровым
мнение о любви Павла Петровича и княгини Р.: «И что это за таинственные отношения между мужчиной и
женщиной? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество…». А что же происходит теперь? После встречи с
Одинцовой «он с негодованием сознавал романтика в самом себе»; видел в выражении её лица «что­то
особенное» (17 глава). Может быть, он потому отрицал любовь, что не знал её? С момента встречи Базарова с
Одинцовой конфликт из внешнего (Базаров и Павел Кирсанов) становится внутренним, переносится в душу
героя. Любовь, поселившаяся в душе, ставит под сомнение его идеи, а Базаров понимает это как отступничество,
как слабость, поэтому и ведет с самим собой борьбу («топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе
кулаком»), поэтому и стыдится Аркадия.
– А что же Одинцова? («Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём думала». «…его
появление тотчас её оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала…»).
– Вспомним, каков образ жизни Одинцовой (16 глава): её жизнь скучна, однообразна, спокойна, монотонна, а в
Базарове «она видела … что­то новое». «Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать». Чем же

закончилось первое испытание Базарова – любовное свидание? (Ничем. Базаров продолжает бороться, не
слышит Одинцову, заглушает в себе голос чувства (примеры из текста главы), не замечает открытого окна).
– Открытое окно – символ готовности сердца и души к чувству, к любви. Один из прибалтийских поэтов XX века,
Ян Грот, написал:
Полуоткрытое окно
ты для меня не отворяешь,
Не говоришь мне:
«Вот оно,
Все то,
О чем ты так мечтаешь!»
И облаком волос своих
Меня окутать
Ты не хочешь.
В глазах,
Как солнце, золотых
Лучи не блещут мне
Средь ночи…
Жизнь стала бременем давно.
Полуоткрытое окно.
В романе Л. Толстого «Война и мир» мы узнаем, как князь Андрей случайно через открытое окно слышит
разговор Наташи и Сони, и это вызывает в нем бурю чувств, желание изменить свою жизнь, возрождает его к
прежней активной деятельности.
Испытание для Базарова продолжается в 18 главе. Поначалу Базаров сопротивляется, но любовь оказывается
сильнее. Однако в этот раз окно закрыто! Только раз выпадает влюблённым день, «когда у них всё получается»
(Е. Шварц), и этот день прошёл. Чувства Базарова уже не встречают ответа.
(Чтение эпизода объяснения в любви из 18 главы)
– Почему же Одинцова не ответила Базарову, ведь эти свидания происходили по её инициативе, она
жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела признания от Базарова? Обратим внимание
на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым: она ходит по комнате, «изредка останавливаясь то
перед окном, то перед зеркалом».
(Окно символизирует готовность выпустить на волю чувства, в зеркале же мы видим себя, рассматриваем себя,
думаем о себе. В романе «Война и мир» княжна Марья смотрит в зеркало, пытаясь увидеть в нём свой «кроткий,
спокойный и проницательный взгляд», о котором пишет ей в письме Жюли Карагина. Но зеркало отражает
«некрасивое, слабое тело и худое лицо». Княжна Марья принимает слова Жюли за лесть, но это не так. Княжна
не видит «больших, лучистых, глубоких» глаз потому, что такими они бывали, «когда она не думала о себе». А
глядя в зеркало, мы думаем именно о себе: «Как и у всех людей, лицо её принимало натянуто­неестественное,
дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало»).
– Что же выбирает Одинцова? (Она выбирает зеркало, а значит, комфорт, прежний образ жизни для себя,
покой: «Спокойствие всё­таки лучше всего на свете» То равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с
самого начала, победили.)
– Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью? Кажется, что в этом испытании
Базаров терпит поражение. Во­первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во­вторых, он начинает сомневаться в
своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа:
любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не
желает укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она
сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо
пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства,
гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее
сердце».
В этом произведении И.С. Тургенева мужчина и женщина словно меняются местами. Раньше герой был слаб,
пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и
самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений.

Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" был закончен в 1862 году. В этом произведении писатель затронул глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлел реальные жизненные конфликты, раскрыл суть идейной борьбы между основными общественными силами в России начала 60-х годов 19 века. Центральной фигурой романа является демократ-разночинец Евгений Базаров.

При первой встрече Базарова с остальными героями романа, автор представляет нам внешний вид молодого человека.Одежда, манеры и поведение героя говорят о его принадлежности к простому народу, и о том, что он гордится этим, и не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства.Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Базаров - нигилист.Он экспериментатор,страстно увлечен наукой и медициной, работает не покладая рук.Базаров пренебрежительно относится к искусству и чувствам человека:" Рафаэль гроша ломанного не стоит". не признает красоты природы:" Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждает, что это всё "романтизм" или "вздор". Он считает, что любви нет, а есть только физиология или "потребности организма".

До встречи с Одинцовой, Базаров - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах, гордый и целеустремленный. Он отстаивает идеи нигилизма, спорил с Павлом Петровичем, признаваясь, что главная задача нигилистов - сломать всё старое, чтобы "место расчистить", а уж строить - это не их дело. обладая способностью влиять на других людей, он подавляет их своими знаниями, логикой и волей.

Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, автор показывает, как меняется герой. Сначала Одинцова привлекала Базарова только внешне, как он выражается "физиологически":" Это что за фигура? на остальных баб не похожа", "у нее такие плечи, каких я не видывал давно". Но по мере их близкого общения,Базаров уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание, и полностью погружается в мысли об Анне Сергеевне. Одинцова сама старалась выбирать темы для бесед, интересные Базарову, и поддерживала их, что не могло не влиять на взаимоотношения героев. Автор говорит о переменах, произошедших в герое так: "В Базарове, которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито, и не мог усидеть на месте, словно его что-то подмывало".

Для самого Базарова любовь к Одинцовой стала серьёзным испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживал то, что сам же отвергал:" в разговорах с Анной Сергеевной он всё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе". Вызвав Базарова на откровенность, Одинцова отвергла его любовь. Он ей нравился: "Он поразил воображение Одинцовой: он занимал её, она много о нём думала". Но ей был дороже привычный уклад жизни и комфорт, чем мимолетное увлечение Евгением Базаровым.

Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису.Убеждения нигилизма вступают в противоречия с его человеческой сущностью. В этот момент герой больше не видит цели, смысла жить. Он уезжает к родителями из-за безделья, и для того, чтобы отвлечься, начинает помогать отцу в его медицинской практике. Случайное заражение тифом привело к смерти его тела, но не души, душа в нем давно уже умерла,не сумев пройти испытание любовью.

Таким образом, Тургенев показал несостоятельность позиции Базарова. В своем романе он развенчивает теорию нигилизма. Человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая всё это, человек сам себя обрекает на смерть. Мы видим это на примере судьбы Евгения Базарова.

Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" был закончен в 1862 году. В этом произведении писатель затронул глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлел реальные жизненные конфликты, раскрыл суть идейной борьбы между основными общественными силами в России начала 60-х годов 19 века. Центральной фигурой романа является демократ-разночинец Евгений Базаров.

При первой встрече Базарова с остальными героями романа, автор представляет нам внешний вид молодого человека.Одежда, манеры и поведение героя говорят о его принадлежности к простому народу, и о том, что он гордится этим, и не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства.Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Базаров - нигилист.Он экспериментатор,страстно увлечен наукой и медициной, работает не покладая рук.Базаров пренебрежительно относится к искусству и чувствам человека:" Рафаэль гроша ломанного не стоит". не признает красоты природы:" Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждает, что это всё "романтизм" или "вздор". Он считает, что любви нет, а есть только физиология или "потребности организма".

До встречи с Одинцовой, Базаров - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах, гордый и целеустремленный. Он отстаивает идеи нигилизма, спорил с Павлом Петровичем, признаваясь, что главная задача нигилистов - сломать всё старое, чтобы "место расчистить", а уж строить - это не их дело. обладая способностью влиять на других людей, он подавляет их своими знаниями, логикой и волей.

Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, автор показывает, как меняется герой. Сначала Одинцова привлекала Базарова только внешне, как он выражается "физиологически":" Это что за фигура? на остальных баб не похожа", "у нее такие плечи, каких я не видывал давно". Но по мере их близкого общения,Базаров уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание, и полностью погружается в мысли об Анне Сергеевне. Одинцова сама старалась выбирать темы для бесед, интересные Базарову, и поддерживала их, что не могло не влиять на взаимоотношения героев. Автор говорит о переменах, произошедших в герое так: "В Базарове, которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито, и не мог усидеть на месте, словно его что-то подмывало".

Для самого Базарова любовь к Одинцовой стала серьёзным испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживал то, что сам же отвергал:" в разговорах с Анной Сергеевной он всё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе". Вызвав Базарова на откровенность, Одинцова отвергла его любовь. Он ей нравился: "Он поразил воображение Одинцовой: он занимал её, она много о нём думала". Но ей был дороже привычный уклад жизни и комфорт, чем мимолетное увлечение Евгением Базаровым.

Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису.Убеждения нигилизма вступают в противоречия с его человеческой сущностью. В этот момент герой больше не видит цели, смысла жить. Он уезжает к родителями из-за безделья, и для того, чтобы отвлечься, начинает помогать отцу в его медицинской практике. Случайное заражение тифом привело к смерти его тела, но не души, душа в нем давно уже умерла,не сумев пройти испытание любовью.

Таким образом, Тургенев показал несостоятельность позиции Базарова. В своем романе он развенчивает теорию нигилизма. Человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая всё это, человек сам себя обрекает на смерть. Мы видим это на примере судьбы Евгения Базарова.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Прошёл ли испытание любовью Евгений Базаров? Выполнили учащиеся 10 В класса: Зверев Михаил Морозова Виктория Раев Дмитрий Цель работы – исследовать суть отношений героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Основные задачи: 1. В ходе использования исследовательского метода понять, почему автор проводит Базарова через испытания любовью.Проследить историю любви Базарова к Одинцовой как средство раскрытия характера главного героя. Введение Почему мы выбрали данную темуЛитература всегда поднимала духовные проблемы, выдвигая на первый план внутренний мир человека. Если считать, что основным предметом искусства остается характер человека, то психологизм можно рассматривать как способ раскрытия характера в процессах внутренней жизни героев. Обращение к духовному миру человека всегда актуально. Наиболее яркое, на наш взгляд, отражение в творчестве многих писателей нашла вечная проблема любви. Ее актуальность и натолкнула нас на проведение данной работы. Этапы реализации проекта:1. Изучение произведения Тургенева 2. Изучение биографии писателя3. Просмотр фильма «Отцы и дети»4. Использование Интернет-ресурсов6. Подготовка исследовательской работы7. Создание презентации Любовь – излюбленная тема писателей.«Любовь, любовь, гласит преданье, Союз души с душой родной».Попытаемся выяснить, что мы знаем об этом самом загадочном и противоречивом чувстве, и прошел ли испытание любовью Базаров. Базаров до встречи с ОдинцовойДо встречи с Одинцовой Базаров, - человек глубокого ума, ясных взглядов и сильной воли, - полагал, что любви не существует.«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни». Одинцова до встречи с БазаровымОтец Анны Сергеевны Одинцовой, «известный красавец, аферист и игрок» Сергей Николаевич Локтев, умер, когда ей было двадцать лет, а её сестре – двенадцать. Матери девочки лишились ещё раньше. Анна Сергеевна «уже примирилась с мыслью увязнуть в глуши», но «её случайно увидел некто Одинцов, очень богатый человек лет сорока шести… влюбился и предложил руку», Они прожили вместе шесть лет, и, умирая, он оставил ей своё состояние. После смерти мужа Анна Сергеевна, несмотря на блестящее образование, полученное в Петербурге, вместе с сестрой поселилась в имении. Деревенский образ жизни полностью соответствовал её спокойному характеру. С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего Встреча Базарова и Одинцовой Любовь Базарова и ОдинцовойВ своеобразной дуэли Базаров - Одинцова, терпит поражение нигилист-Базаров. Он был человеком чуждого ей мира. Она была напугана его любовью и не была готова пойти с ним, слишком они разные.Он побежден, но насколько сильным и глубже сердцем он выглядит в этой истории. Испытание любовью становится для Базарова рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще блее сильным. Сколько страданий испытывает он при последнем свидании. Он по-прежнему ее любит, но милости не ждет. Любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и окрывает для него этот мир. Бунтующее сердце Базарова примирилось с тем, что вечно: c любовью и смертью. Вывод:История любви Базарова к Одинцовой играет важную роль в романе И.С. Тургенева. Она позволяет показать характер главного героя в развитии: под влиянием сильного чувства меняются его взгляды на человеческую природу и вечные ценности.Бунтующее сердце нигилиста Базарова примирилось с тем, что вечно: Природой, Поэзией, Любовью. Но любовь «не растоптала» Базарова, он продолжает жить. «Когда меня не будет…» Спасибо за внимание!

героя любовью к женщине;

Ход урока

1. Организационный момент

2. Слово учителя

в мою стихию»

3. Работа по тексту романа

Расскажите об А.Одинцовой

4. Итоги урока

Тема: Любовь - главное испытание Базарова

Цель: раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая главного

героя любовью к женщине;

продолжить формирование умений анализировать художественный текст;

формировать систему нравственных ценностей (уважение,любовь,сочувствие.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Слово учителя

«Я уж и так слишком долго вращался в чужой

для меня сфере. Летучие рыбы некоторое время

могут подержаться на воздухе, но вскоре должны

шлепнуться в воду; позвольте и мне плюхнуться

в мою стихию»

И.С.Тургенев «Отцы и дети», гл.26

Взаимоотношения Е.Базарова и А, Одинцовой являются одной из линий общего конфликта. Какова цель этого разговора? Раскрыть в столкновении Базарова с холодной барыней Одинцовой чужеродность их характеров, глубокие внутренние различия, которые и привели к несчастной развязке. Нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой и почему. Как выдержал Базаров «испытание любовью»? В любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа. В романе «Отцы и дети» любовная фабула проходит через весь роман, а занимает только одну из стадий развития действия. Мы уже встречались с высказываниями Базарова о любви.

Как же он подходит к этому чувству? Зачитайте (гл.7)

(У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Но это пока теоретические рассуждения.)

3. Работа по тексту романа

Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

(В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны - спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга - закономерно подводит читателя к мысли о возможном ее равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг нее.)

Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой?

(Аркадий проникнут откровенным «счастьем находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо.» Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное сирение», как юный паж подле своей госпожи.

Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм в отношении Одинцовой не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя («Это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «…холодна? В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?») Однако оказавшись рядом с Одинцовой, Базаров вдруг начинает конфузиться.)

Остается ли Базаров в Никольском таким же, как до приезда туда?

(В Никольском герой продолжает ерничать, но уже в отношении себя: он - «будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук» - приглашен в гости к «герцогине»! Однако Базаров недалек от истины относительно оценки собственной персоны.)

Расскажите об А.Одинцовой

Расскажите историю любви Базарова к Одинцовой.

(С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она - «герцогиня», он - «лекарь»; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине,- неравнодушный и страстный.

В конечном же счете Базаров окажется прав не только в том, что эта женщина «себя заморозила», но что она, несомненно «царица».)

Почему Одинцова решила «не шутить этим»?

(Основа ее жизни - спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия).

Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его «горькую терпкую вольную жизнь»?

(Базаров нигилист, был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении - бедняк, будущий лекарь. Она не пугалась резкости выражения Базаровского чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».)

Чем явился для Базарова новый приезд в имение Одинцовой? Ведь был принцип, определяющий смысл его жизни?

(Он нарушил этот принцип: знал, что «толку» от Одинцовой не добьется, а все равно опять к ней поехал; полюбил ее очень, поэтому, может быть, тешил себя надеждой, что мог обмануться в ее холодности… вдруг она окажется лучше и тоже его полюбит…).

Тогда можно сказать, что он подверг жестокому испытанию все свое мировоззрение: ведь стоит «сломаться» одному этому принципу, то какова цена всему остальному? Не легко было решиться Базарову на третье посещение имения Одинцовой.

Что же произошло во время этой встречи?

(Теперь Базаров пробыл у Одинцовой недолго. Но он был бы рад пожить здесь дольше, затем и ехал. Он понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему.)

Как вы думаете, почему Анна Сергеевна пришла к умирающему Базарову?

(Одинцова пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему приличествующий ситуации и поведению царственных особ ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее появление фразой: «это по-царски».)

4. Итоги урока

Как же Базаров изменился за это время?

(Ему тяжело в этом конфликте. Он по положению в нем побежденный, но насколько сильным и глубже сердцем он выглядит в этой истории. Базаров отрицал романтику, но она в нем появилась и украсила его.)

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своем последнем визите к Одинцовой! По-прежнему любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему! И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».

Если бы не любовь, разбудившая в Базарове эмоциональные силы, разве читатель мог узнать, насколько одновременно убедительным, страстным может быть нигилист в выражении своего отношения к «отцам»: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас…»

В любящем Базарове просыпается мощно чувствующая душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением стихии ночи, свидетелем стоящей за окном в течение его разговора с Одинцовой.

Но любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир.

Домашнее задание: написать сочинение - миниатюру «Письмо Базарова к Одинцовой»



Творчество и игры