Любимая группа михаила горшенева. Михаил Горшенёв Биография

Михаил Юрьевич Горшенёв (7 августа 1973 - 19 июля 2013) - советский и российский рок-музыкант, актёр, композитор, автор текстов, основатель и лидер панк-группы «Король и Шут». Старший брат лидера рок-группы «Кукрыниксы» Алексея Горшенёва.
Родился 7 августа 1973 года в городе Бокситогорске Ленинградской области в семье майора погранвойск Юрия Михайловича Горшенёва и его супруги Татьяны Ивановны. Из-за профессии отца семье приходилось часто переезжать, в основном жили на Дальнем Востоке. Когда Михаилу было два года, в семье родился младший брат Алексей. В детстве Горшенёв хотел пойти по стопам отца, собирался поступать в военное училище. К моменту, когда Михаилу надо было идти в первый класс, семья жила под Хабаровском. Родители решили отправить Михаила учиться в Ленинградскую область, к бабушке. Потом Юрия Михайловича перевели на работу в Ленинград, семья получила квартиру на Ржевке. Из областной школы Михаил перешёл в ленинградскую, № 147. В младших классах он занимался боксом, а также брал уроки игры на гитаре, причём преподаватель приходил к нему домой.
Вместе с одноклассниками Александром Балуновым «Балу» и Александром Щиголевым «Поручиком» в 1988 году основал группу «Контора». В 1990 году пригласил в группу Андрея Князева (Князь) в качестве создателя текстов и второго вокалиста. В связи с тем, что тексты выделялись сказочными мотивами, группа стала называться «Король Шутов», позже - «Король и Шут». После школы Михаил поступил в Реставрационный лицей, где проучился три года и был отчислен за то, что занимался не учёбой, а музыкой.
В 2004 году вышел дебютный сольный альбом Михаила Горшенёва - «Я Алкоголик Анархист», трибьют группе Бригадный подряд, песни «Жизнь» и «Соловьи» с которого попали в итоговую сотню хит-парада «Чартова дюжина» за 2005 год.
Участвовал в Петербургском музыкальном проекте «Рок-группа» вместе с Андреем Князевым, Юрием Шевчуком (ДДТ), Ильёй Чёртом (Пилот), Александром Чернецким (Разные люди) и своим младшим братом Алексеем Горшенёвым (Кукрыниксы). В 2006 году совместно с Александром «Чачей» Ивановым принял участие в записи новой версии песни «Уроки Панк-Рока» группы Бригадный подряд. В 2008 году вместе с Александром Балуновым (бывшим участником группы) принял участие в записи альбома «Drinking with Jesus» группы Red Elvises - песня «Don’t Crucify Me» (написана вместе с Игорем Юзовым).
В 2010 году увлёкся театрально-постановочной деятельностью. В процессе работы родилась идея создания театрально-музыкального проекта про маньяка парикмахера Суини Тодда. Так появился на свет мюзикл «TОDD», в который постепенно влились все музыканты группы «Король и Шут». Результатом этого стал выход нового альбома группы, основанного на материале для мюзикла - TODD. Акт 1. Праздник крови, а позже - TODD. Акт 2. На краю.
Михаил Горшенёв скоропостижно скончался в ночь с 18 на 19 июля 2013 года в доме № 5 по Озерковскому проспекту Санкт-Петербурга. Причиной смерти стала токсическая кардиомиопатия с развитием острой сердечной недостаточности на фоне употребления алкоголя и морфина.
Гражданская панихида по Михаилу Горшенёву состоялась в понедельник, 22 июля 2013 года, в спортивном комплексе «Юбилейный» в Санкт-Петербурге. Тело было кремировано, прах планировали развеять, так как Михаил был против любых обрядов захоронения, однако 1 августа прах захоронили на главной аллее Богословского кладбища в Санкт-Петербурге.

– Михаил, ты все время такой непосредственный, ведешь себя, как мальчишка, а ведь в августе тебе будет уже сорок!

– Ну и что? Я есть сейчас и подохну таким, каким был в 20 лет. И никогда не изменюсь. У меня никогда не будет кризиса среднего возраста. Как говорил барон Мюнхгаузен: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» На хрен эти уроды с тусклыми лицами! Я боюсь серьезных людей, они опасны для общества. Общество должно меняться. Естественно, в положительную сторону. А это значит, что оно должно прийти к анархо–коммунистическому строю. Без революции, конечно. Если этого не произойдет, то большое обилие наций, большое количество религий разрушат человеческую цивилизацию. Мы перестреляем друг друга. Надо верить в лучшее и быть в душе анархистом. Но люди не понимают, что такое «анархия». Они считают, что это есть разрушение. Но анархизм – это есть светлое будущее. То бишь, коммунизм. Надо людям все объяснить, ликвидировать уже КПРФ, потому что эти из КПРФ, они не могут быть коммунистами. Я их называю «нафталинами»…

– О, я так понимаю в скором времени «Король и Шут» запоет о политике?

– Нет. Разве что об истории Древней Руси. Продолжим в духе «Северного флота». Вы, кстати, в курсе, что в этой песне у нас под «Римом» на самом деле подразумевается Царьград, который ездил завоевывать князь Олег.

– А как ты относишься к творчеству панк–рок–групп, которые задевают политические темы? Например, к Ляпису Трубецкому?

– Отлично! Мы же с ним дружим! Ляпис – молодец!

– Продолжим разговор на тему творчества «Короля и шута». Чем сегодня занята группа?

– Мы гастролируем, выпустили вторую часть альбома под названием «TODD» и занялись театральной постановкой зонд–оперы под тем же названием.

– Как чувствуешь себя в роли театрального актера?

– Беру уроки актерского мастерства. За три месяца из меня сделали гениального убийцу

– Охарактеризуй свой последний альбом, пожалуйста.

– Я никогда так не пел лирически. Мне кажется, что вокал мне удается все лучше и лучше, я им доволен. Я могу орать, могу шептать…

– В основе сюжетов многих песен «Короля и Шута» – сказки. Ты любил их в детстве?

– Я их ненавидел. Я бы эти детские сказки втаптывал в землю и закапывал. Они дурные и мне всегда портили настроение. Пока я не открыл для себя языческие сказки, сказки о ведьмах и прочем зле. Своего ребенка я теперь приучаю слушать панк–рок. Б…, ну не Диму Билана же слушать!

– А как ты относишься к классике?

– Моцарта очень люблю, он классный мелодист! Прокофьева… Кстати, сегодня только рокеры занимаются музыкой, остальные делают то, что уже сделано было до них. Рокеры экспериментируют, покупают аппаратуру… Ты посмотри, кто играет на инструментах у поп–исполнителей и шансонье? Выходцы из рок–культуры! Только они могут играть! А попса и шансон полностью отсутствуют в культуре, хотя, если посмотреть на Россию в целом, то кажется, что это именно они и представляют нашу культуру. Этот Стас Михайлов, на которого ходят тетки вооот таких размеров (разводит руками в стороны – Прим.авт.)… Самое постыдное, что на него ходят также мужики моего возраста! Я могу их оправдать только тем, что у них жизнь тяжелая и им в связи с этим хочется послушать музыку попроще… Но то, что творится в нашей культуре, конечно, является позором для России. Нам нечем гордиться.

– Твое отношение к шансону и попсе я поняла. А как тебе рэп? Сегодня молодежь больше слушает рэп, а не рок…

– Рэп – это тот же шансон. Ты знаешь, о чем они поют? «Я пошел – пошел – туда зашел – купил там ноган – теперь у меня есть ноган…» То есть ни о чем. А что такое рок, знаешь? Нет такого направления в музыке. Рок – это судьба. А в музыке нет рока, есть рок–н–ролл. Это огромнейший класс, в нем панк–рок занимает очень маленькую долю.

– Говорят, что рок–н–ролл мертв…

– Это просто понты и пустые фразы, когда уже не знают, что сказать.

– Михаил, как ты считаешь, музыканту нужно иметь соответствующее образование?

– Ноты нужны для армии и для больших оркестров, когда много народу и на пальцах им не объяснишь, что и как сыграть. А в группе без этого можно обойтись. Хотя иногда тоже до маразма доходит. Когда вообще все можно в компьютер забить. Я электронную музыку люблю, но ди–джеи сейчас вообще обнаглели, считают себя музыкантами. На каком основании? Я не понимаю, за что они вообще деньги получают… А я в музыкальную школу не ходил, если ты об этом.

– Как же ты в свое время пришел к решению создать группу? Что тобой руководило? Желание заработать?

– Нет. Просто я фанатик, фанатик рок–н–ролла. В 1990–м году в Питере я познакомился с настоящими панками, металлистами, причем это были действительно культурные люди, у которых была своя фонотека западной музыки. Да, были известные пластинки The Beatles, Led Zeppelin, но нашлось и немало раритетов, записей, которые очень трудно было найти. Вот с тех пор я и ударился в настоящий рок–н–ролл. Такой, как в Англии, Америке, но больше тяготел, конечно, к английскому и американскому панк–року. Я слушал много разной музыки, но это стиль, который сразу узнаешь. Панк–рок.

– А амбиции–то были? Стремились вы с ребятами к тому, что будете собирать стадионы?

– Какой там! Нам было плевать на популярность! Когда мы начинали играть, вообще не думали, что будем популярны и не особо волновались о том, что будет дальше. Более того, я даже не рассчитывал, что доживу до сорока! Самое главное – получать кайф от того, что ты делаешь. А если тебе не кайфово, тогда зачем это все?.. Кроме того, я просто другого ничего не умею. Мы придумали такую текстовую тему, которую до нас никто не использовал. А это очень сложно, написать текст, в который можно вложить целый сценарий и сочинить припев, который будет подхватываться всеми, это не типичный подход русской рок–поэзии.

– И какой бы ты нашел самый короткий термин для музыки, которую вы играете?

– Мы играем все направления панк–рока, но все меняется от альбома к альбому. Вот «Бунт на корабле» – панк–металл, как он есть. Но в центре, конечно, классический панк–рок.

– Какой альбом из репертуара «Короля и Шута» можешь назвать своим любимым?

– «Будь как дома путник» – самый концептуальный.

– Михаил, изменилась ли группа с уходом Князя? (тоже автор текстов и вокалист группы «Король и Шут» Андрей Князев вышел из состава ради сольных проектов в конце 2011 года – Прим.авт.)

– Да, публика изменилась. Сейчас нет «Скалы», «Куклы–колдуна» и нас это радует.

– Бывает так, что полпесни написано, а дальше творческий процесс никак не идет?

– Такое было как раз при Андрее.

– Как–то вы с братом (Алексей – фронтмен рок–группы «Кукрыниксы – Прим.авт.) заявили о желании сделать совместный проект

– Дело в том, что мы никак не можем состыковаться. Да и люди мы с ним, по сути, не организованные, много сил уходит на свои команды.

– Между вами нет духа соперничества?

– Нет. Наоборот стараемся обмениваться опытом, подсказываем что–то друг другу. И потом, наши коллективы же все равно очень разные. Аудитория – тоже.

– У меня вопрос по поводу твоего сценического образа. Ты всегда уделяешь внимание прическе, но не наряду. Такое ощущение, что на сцену идешь в том, в чем обычно ходишь…

– Ну так и есть. Я просто стараюсь одеваться во все черное. Мне так нравится. А по поводу прически – перед началом гастрольного тура я обычно стригусь, а к концу вновь зарастаю. Чем длиннее волосы – тем тяжелее ставить шипованный ирокез.

– Михаил, можно полюбопытствовать, сколько у тебя татуировок?

– Пять. Первую я сделал в 20 лет – Джокера. Страшного, ужасного Джокера. Другая – из оформления нашего первого альбома «Будь как дома, путник» – голова дьявола из дерева вырастает. Еще татуировка – Анархия на кресте. Еще тату – семь моих мертвых друзей в виде черепов: Сид Вишез, Курт Кобейн, Элвис Пресли… Ну, их только по прическам можно узнать. Все мои тату имеют смысл. Каждая – отдельная история, придуманная мной. Я все делаю сам – и темы, и эскизы. В 2010 году сделал татуировку «А» на груди в районе сердца, это символ анархо–панков. В 2013 году сделал еще одну татуировку – изображение своей дочери Александры.

– Ты со спортом дружишь?

– Дружу, футбол могу посмотреть (смеется). Хотя футбол именно в нашей стране не люблю из–за скинов. Это же натуральные фашисты! А ведь если разобраться, скинхэд – это лысый панк, только довольно агрессивный. Сейчас они себе какую–то идею придумали, на самом же деле они ничего не знают.

– Как ты относишься к внешнему виду своих фанатов?

– Ты знаешь, они так по–разному выглядят! Есть вообще полный мрак: лица красят непонятно чем... Но это в основном в глубинке, в небольших городах.

– И все же, кто ваш слушатель? Для кого вы творите и кому хотите быть понятны?

– Самое драйвовое – это когда смотришь на это со сцены и понимаешь, что перед тобой не только малолетки, но и действительно понимающие люди. Самый любимый слушатель – это человек более взрослый, от двадцати, скажем так.

– Читала, что во время вашего первого выступления в Украине в вас бросали сидениями и освистали…

– Не, это может просто кто–то выбежал на сцену обняться? Чтобы в меня кто–то чем–то бросил на сцене?! Ты себе вообще представляешь такое?! Я помню только одну разборку и то в Питере. Мы уже тогда были культовой командой. И когда я увидел, что в «Наив» и «Тараканов» бросают пустыми пивными банками, был поражен. Казалось, подготовил себя ко всему. И вдруг во время песни мне кто–то мне «fuck» показал. Я прыгнул с высоты в толпу и стал лупасить того чувака. Жалко было, что менты налетели, ну, думаю, спровоцировал драку. Хорошо, хоть концерт не сорвался.

– Михаил, а насколько вообще вам симпатичны большие сборные фестивали?

– Мы к ним очень хорошо относимся. Это же живое общение, встречи с давно знакомыми музыкантами... Кроме того, фестивальные выступления позволяют расслабиться. За тридцать минут не успеваешь ни устать, ни охрипнуть. Влепил – и ушел! Фестивали – это всегда здорово!

– Не коробит, что приходится выступать на одной сцене с людьми, которых вы не уважаете?

– С такими персонажами мы и не выступаем. А если на одной афише с нами указан коллектив, который ближе к шоу–бизнесу... Я не буду плохо отзываться о ребятах, которых «раскручивают», потому что я четко знаю их судьбу. В них вложили деньги, и они должны эти деньги отбить. Это тяжелый труд, пахота. И я к этому отношусь так: не нас с ними ставят, а их ставят рядом с нами. А если мы откажемся выступать с ними на одной сцене, значит, мы не будем нести нашу культуру в массы. Правда, это очень тонкая грань: если ты начнешь светиться во всяких «Голубых огоньках», находясь в одной с ними тусовке, то не избежишь смешения с ними. Для нас важно сохранить принципы. Мы – группа самостоятельная, самодостаточная и непродажная. На корпоративных вечеринках мы не играем, за «заказники» не беремся.

– У меня такой вопрос: вы выходите на сцену трезвыми?

– Послушай, мы хоть и любим повеселиться в традициях, свойственных русскому народу, но перед выходом на сцену никогда не пьем!

– Можно ли жить без мата?

– В песнях можно, а в жизни иногда хочется матюгнуться.

– У тебя есть вредные привычки?

– Есть, их довольно много и порой они ставят под вопрос мое существование.

– Ты веришь в Бога?

– Мой бог Один, одноглазый бог воинов, предатель воинов!.. Шучу, конечно! (смеется) Я атеист. Я верю в то, что когда–нибудь люди перестанут вкладывать деньги в оружие и начнут их вкладывать в науку. Иначе на Земле нам долго не прожить.

– Михаил, я в курсе, что ты женат. А как произошло знакомство с будущей супругой? Она знала, что ты из рок–группы?

– Конечно, знала. Младший брат Ольги, моей жены, увлекался творчеством группы «Король и шут». Он потом рассказывал: бывало, вез ее в машине, ставил наш диск, и Ольга категорически возражала, просила поставить что–нибудь другое. Ей было тогда 20 лет, она девочка из благополучной семьи и уже тогда имела свой бизнес. А познакомились мы в ночном клубе, куда ее вытащили подруги.

– Чем ты покорил ее сердце, как сам думаешь?

– Чувством юмора и приятными манерами. В конце вечера я попросил ее отвезти меня домой, и Ольга не смогла мне отказать. Я влюбился. У нее глаза кошачьи, красивая грудь и красивые ноги. С ней я понял, какой это кайф – быть любимым просто за то, что ты есть. Несмотря на все минусы и приключения, которые остались за твоей спиной.

– У вас свадьба была?

– Да, мы играли ее на огромном теплоходе.

– Почему Ольга не взяла вашу фамилию?

– Мы не заморачивались на эту тему. На ее работе никто не знает, что она моя жена.

– А она не ревнует вас к фанаткам?

– Нет, она спокойно отпускает меня на гастроли. Мы доверяем друг другу. Когда я возвращаюсь с гастролей, потом целый день не выхожу из дома. Я домой прохожу в спальню по стенке и падаю. Жена мне помогает на кровать залезть. Вот это отдых. Все остальное – веселье. Рок–н–ролл – это не работа, концерт – это драйв! Да, мы с Олей немножко разные. И живем в разных мирах. Но любим пошутить друг над другом, любим посмеяться. И, конечно, любим друг друга.

ДОСЬЕ

Михаил Юрьевич Горшенев (прозвище – «Горшок») родился 7 августа 1973 года в городе Бокситогорске Ленинградской области, учился в школе № 147. Вместе с одноклассниками Александром Балуновым «Балу» и Александром Щиголевым «Поручиком» в 1988 году основал группу «Контора». В 1990 году пригласил в группу Андрея Князева (Князь) в качестве создателя текстов и второго вокалиста. В связи с тем, что тексты выделялись сказочными мотивами, группа стала называться «Король Шутов». Позже название чуть изменилось – «Король и Шут».

После школы Михаил поступил в Реставрационный лицей, где проучился три года и был отчислен за то, что занимался не учебой, а музыкой.

В 2004 году вышел дебютный сольный альбом Михаила Горшенева «Я алкоголик анархист». В 2010 году Михаил очень увлекся театрально–постановочной деятельностью. В процессе работы родилась идея создания театрально–музыкального проекта про маньяка–парикмахера Суини Тодда. Так появился на свет мюзикл «TОDD», в который постепенно влились все музыканты группы «Король и Шут». Результатом этого стал выход нового альбома группы, основанного на материале для мюзикла – TODD.

Михаил умер в ночь с 18 на 19 июля в доме, который он снимал в Коломягах. Согласно завещанию музыканта, его тело кремируют. Похоронят его прах в Петербурге, однако родственники певца не хотят сообщать, на каком именно кладбище, «чтобы не было паломничества».

У Горшенева остались жена и четырехлетняя дочь Александра.

Но родные побоялись рассказать Мише о смерти Анфисы

Но родные побоялись рассказать Мише о смерти Анфисы

Судмедэксперты подтвердили худшие предположения друзей и поклонников фронтмена панк-группы «Король и Шут» Михаила ГОРШЕНЕВА. Он умер из-за острой сердечной недостаточности, которую могла вызвать передозировка наркотиков. Горшок не раз говорил, что его главный принцип - уйти в мир иной молодым. Отец и брат покойного, не дожившего до 40-летия несколько дней, признались, что понимали: трагедия обязательно случится.

Мы с Мишей родились в творческой семье, - рассказал младший брат панка (разница у них - два с половиной года) Алексей Горшенев , лидер рок-группы «Кукрыниксы». - Наша мама окончила Петрозаводскую консерваторию и работала то в музыкальной школе, то в детском саду, то в детском доме - и все по музыкальной части. Отец, хотя и был офицером погранвойск и служил в системе контрразведки, тоже всю жизнь музыкой увлекается. Почему брат стал наркоманом? Такой у него характер. Он - больше ветер, я - больше дуб. Мишины ветреные характер и мышление дополнялись невероятным шквалом энергии и безбашенностью. Его отношения с наркотиками - не бытовая история, мол, в семье не без урода. Просто брала свое мятущаяся душа. То же касается и алкоголя.

Круги ада

Горшок (так его все звали в тусовке) рос молчаливым парнем и собирался пойти по стопам отца - стать военным. Но верх взяла любовь к музыке. Вместе с одноклассниками он создал группу, к которой позже присоседился Андрей Князев по прозвищу Князь. С ним Миша учился в питерском реставрационном училище.

Романтика начала 90-х - пьянство, наркотики и рок-н-ролл - не обошла стороной моего сына, - тяжело вздыхает отец лидера «КиШа» Юрий Горшенев . - Я понял, что Миша стал наркоманом только через четыре года после того, как он начал колоться. Мы всей семьей боролись за него, как могли: неоднократно клали в спецклинику. Но все возвращалось на круги своя. Представляете, однажды распространитель дури пришел прямо в нашу квартиру! Я его с лестницы спустил.

В 1994 году Горшок в первый раз женился. С красавицей Анфисой (друзья по-доброму завидовали его отменному выбору) музыкант познакомился в клубе «Полигон» на своем концерте. Молодые люди пару лет встречались, а потом решили расписаться.

- Свадьба вышла отвратительная: стол, втиснутый в их крошечную комнату, куча родственников, дедушка в галстуке, кретин-тамада, - рассказывал Князь в книге Ильи Стогова «Грешники».

Отец музыканта дополнил картину:

Анфиса (фамилию девушки никто из родственников Горшка так и не вспомнил. - Г. У. ) была чуть моложе Миши. После окончания культпросветучилища работала танцовщицей в клубах и тащилась, как тогда выражалась молодежь, от музыки «Короля и Шута». Конечно, у сына и до нее случались отношения с девушками. Свою первую любовь, например, он приводил к нам в дом. Они скромно пили кофе, слушали магнитофон и уходили. Для нас с матерью всегда был важен выбор сына, но в его жизнь мы не вмешивались. Когда он влюбился по-настоящему - женился. Анфиса относилась к нам настороженно, долго скрывала, что Миша колется. Один раз, чтобы получить деньги на очередную дозу для него, даже разыграла целую сценку. Пришла и стала врать, что Мише плохо и ей срочно нужно ехать к нему в больницу на такси. Я тут же дал снохе крупную купюру, проводил, а сам стал обзванивать клиники. Когда понял, что моего парня нигде нет, решил на всякий случай сходить к ним домой - Миша и Анфиса снимали жилье недалеко от нас. И нашел сына в невменяемом состоянии.

По словам Юрия Михайловича, со временем он узнал, что Анфиса тоже колется.

Когда она начала заниматься этой гадостью - до или после встречи с Мишей, не понятно, - говорит отец Горшка. - Но факт, что сын на пару с женой употребляли, остается фактом. Однажды мы их решили разъединить - его положили в одну больницу, ее - в другую. Врач мне потом рассказывал, что Анфиса призналась, будто еще в школе глотала психотропные таблетки и ела галлюциногенные грибы.

О жестких методах борьбы с наркозависимостью в отечественных психушках лидер «КиШа», испытавший их на своей шкуре, рассказал все в той же книге Стогова:

Тебя на неделю привязывают к кровати.

Чтобы не водить пациентов в уборную, в член им запихивали толстенный катетер - негнущуюся резиновую трубку. Одним концом катетер вставлен тебе в разодранный окровавленный член, а другим опущен в ведро. Рыпнешься - получишь резиновой дубинкой. Охрана в психушках почти военная. За неделю я скидывал больше десяти килограммов. Есть тебе не дают, да ты и не можешь ничего есть. Жуткая боль во всем теле, а самые чудовищные вещи творятся внутри головы. Круг за кругом там разворачивается ад...

Возвращаясь домой, ни Горшок, ни Анфиса не могли избавиться от кошмара - снова начинали колоться, все чаще ругались, дрались, музыкант несколько раз пытался покончить с собой, пережил несколько клинических смертей. Так продолжалось семь лет…

Увы, Анфиса была не подарок, из категории хитроватых женщин, - говорит брат покойного Алексей. - Если понимала, что Миша ускользает из ее рук, старалась его вернуть любыми способами. Но Миша все же смог от нее уйти.

Стакан водки

А потом Горшок встретил главную любовь своей жизни - вторую жену Ольгу. Она смогла на время побороть пагубное пристрастие мужа, родила дочку Сашеньку. (Михаил боготворил малышку, за несколько месяцев до смерти сделал татуировку с ее портретом на груди.)

Но в конце прошлого года у Миши начался срыв, когда он в своем спектакле, рок-опере, сыграл демона, - вспоминает отец певца. - Ему было сложно выйти из роли, и режиссер даже советовал ему после каждого показа выпивать по стакану водки. Вот он и начал пить, а потом и колоться. Зашивался, в январе лечился от алкоголя, а в марте - от героина, мы были начеку.

В это время мой младший сын Алексей ездил с гастролями по Сибири, где случайно узнал, что Мишина первая жена Анфиса умерла от наркотиков. (После развода она работала танцовщицей на Кипре, потом вернулась и переехала куда-то за Урал, где и скончалась.) Но Мишке мы об этом не стали говорить. Понимали, что ему нужно бороться со своим недугом ради себя, ради новой семьи… Я чувствовал его скорый конец. Мы, родственники, были готовы ко всему, но, как всегда, такие вещи приходят внезапно.

По словам Юрия Михайловича, в день трагедии его сноха Ольга повезла дочку к своей маме. Горшок оставался в особняке на окраине Питера, который снимал для семьи. Вернувшись, женщина обнаружила бездыханное тело мужа, лежащее на полу в луже крови…


И однажды он сорвался — рука снова потянулась за шприцем, хотя несколько лет Горшенев был в глухой завязке. Он умер один, в пустом доме, не отвечая близким на телефонные звонки. Музыканта за его недолгую жизнь откачивали в реанимации семь раз, в восьмой не смогли. В «Юбилейном» в годовщину его смерти соберутся друзья и будут поминать Мишку песнями.

Я встречалась с ним всего два раза: один раз на сборном концерте, где валящийся с ног от усталости Горшок нашел в себе силы придвинуть мне стул и налить в пластиковый стаканчик кофе. Вопреки имиджу «отбитого» панка он был галантными и старался заботиться об окружающих.

Второй раз Миша «исповедовался» мне, когда женился, у него родилась дочка и с наркотиками музыкант, казалось, распрощался. Он, не стесняясь живописал все: и как жил в сквотах, и как первый раз попробовал внутривенно, и как его откачивали в реанимации, но глаза его горели счастьем лишь в одном месте интервью - когда Миша описывал новогоднюю поездку в Лапландию с женой и ее дочкой (приемную, старшую дочь он любил также, как родную).

Потом был успех мюзикла «Тодд», и казалось, Горшенев повзрослел и взялся за ум. Он строил планы, ездил на переговоры, говорил, что перерос группу и хочет много еще чего попробовать. Но часы его жизни вдруг резко заклинило. Скорая приехала уже поздно.

… Сейчас на месте клуба Горшка «Старый дом» на улице Металлистов, в котором 10 лет назад проходили все культовые рок-концерты, обычная кофейня. Это и грустно, и, наверное, нормально — идет время. А о том, каким был Михаил Горшенев, со мной вспоминали те, с кем Горшок часто общался.

Андрей Федечко, фотограф, музыкант: «Любил Махно, дрался с ОМОНом»

Я познакомился с Мишей в конце 90-х, когда группа «Король и Шут» еще не была широко известна. Ребята играли в маленьких клубах и выступали в ДК имени Шелгунова, куда и приходили их поклонники. Впечатление Горшок на меня произвел неизгладимое. Молодой, прикольный, беззубый. Недавно смотрел фотографии, которые я тогда сделал, - полный трэш!

Он был настоящим фанатом своего дела. Помню, после знакомства мы куда-то ехали в метро, и он все рассказывал, как эти сказки сочиняются, как песни пишутся. Тогда у него не было планов собирать стадионы. Ему нравилось просто играть в свое удовольствие, серьезный прорыв у группы произошел, когда директором стал Александр Гордеев.

Миша, помню, рассказал, как потерял передние зубы — поспорил, что сможет провисеть на них на турнике. Зубы обломились, а потом он оставил дырку — держал имидж панка. Даже когда Горшок вставил челюсть, он специально сделал передние зубы меньше клыков, чтобы быть похожим на вампира. Такой уж он был в душе ребенок, считал, что это будет стильно.

Миша мог говорить о музыке и идеях, которые исповедовал, часами. Он искренне верил в анархию, в панковское движение, жил в своем мире, а не в реальной жизни. Иногда было ощущение, что при общении с публикой он нарочно надевал маску — маску шута. Он был очень справедливый и, если кого при нем обижали, бросался в бой.

Однажды на фестивале «Окна открой» Гордеев увидел, как ОМОН бьет дубинками подростка. Концерт остановили, Мишка тут же отшвырнул микрофон, прыгнул со сцены и побежал разбираться. За ним двинулись и музыканты. От стражей правопорядка досталось тогда всем, но схваченного парня отпустили. ОМОН больше в тот день никого не трогал, хотя Князь (Андрей Князев) и сам Мишка получили синяки.

…Когда Мишки не стало, я был за границей. Для меня было шоком, что причиной его смерти послужили наркотики. Потому что, когда Горшок женился на Ольге, он твердо сказал: «Я завязал». Это была настоящая любовь, я снимал их свадьбу и видел, как горели глаза жениха и невесты. Он любил свою дочку, и дочку Ольги, часто с ними гулял.

Я знаю, что у Мишки было 7 клинических смертей. Почти как у его кумира Нестора Махно, тот умирал 9 раз. Но мы об этих смертях никогда не говорили. Батька Махно, тогдашняя война на Украине - были последней любимой темой Горшка.

Незадолго до его смерти мы случайно встретились в аэропорту и поговорили по душам. У меня сложилось такое впечатление, что человек достиг всего, чего хотел, и не знал, куда девать себя дальше. Может, это было минутное настроение, а может — глубокая депрессия. Он разрывался, он устал быть жутко востребованным, это не делало его счастливым. В тот день он был уютным и домашним, «добрым мишкой».

«Я перечитал Гамлета, я хочу его поставить и хочу создать свой театр», - как-то ошарашил меня Миша. Он писал песни для цирка братьев Запашных и саундтреки для фильмов. К сожалению, Гамлетом стать Горшок так и не успел. Накануне его смерти я старался дозвониться до Мишки. Мы обсуждали совместный проект, Горшок хотел записать песню на украинском языке с моей группой «Солнце Хмари». Кто знает, если бы он в те дни снял трубку и с кем-то поговорил, может, и был бы жив.

С женой Ольгой.

Юлия Коган, певица: «Говорил, как прекрасны другие»

Миша Горшенев не был эгоистом. Мы познакомились во время записи мюзикла «Тодд», он сам позвонил и предложил спеть арию Ловетт. Я пришла в студию и сразу услышала комплименты. Это удивило, ведь, если человек известен, обычно он, кроме себя, никого не видит. Миша же, наоборот, любил говорить другим людям добрые слова.

Если кто-то ему нравился, Горшенев каждые полчаса подчеркивал его достоинства. Он был наивный, как ребенок, что думал, то и говорил. Обычно люди не сохраняют такую чистоту уже после 15 лет, а в Мишке она была. И потом, когда мы встречались на разных концертах и фестивалях, мне ни разу не пришлось говорить, как прекрасен он, хотя большинство музыкантов ждут комплиментов и разговоров о «себе, великом».

Проект «Тодд» был для него любимым детищем, он даже хотел бросить группу и заниматься только мюзиклом. Говорил, что безумно устал от гастролей. Я переубеждала — объясняла, что разъезжать по городам, это круто. (Сейчас-то я его понимаю, наездилась сама…). «Тодд» пользовался успехом, и для Миши, который не профессиональный актер, это был большой шаг. Он относился к выходам на сцену в спектакле серьезно и ответственно.

Горшок не возражал, чтобы я пела арию Ловетт на своих концертах, после того, как его не стало, жена Оля тоже разрешила мне ее использовать. «Миша смотрит на нас сверху, и ему будет только хорошо, если ты споешь эту песню», - сказала она. На концерте памяти Миши я обязательно ее исполню.

Леонид Фридман, директор рок-магазина «Кастл Рок»: «Наркотики ему не мешали»

Мишка был простым в хорошем смысле этого слова. Ему не западло было вынести мусор или отстоять очередь в продуктовом магазине. «Поймал звездочку» - это не про «Горшка», но у Миши была другая беда. Мне кажется, наркотики не мешали ему жить и не противоречили его личности. И «завязывал» временами он исключительно не потому, что сам хотел, а скорее потому, что это расстраивало его близких или мешало работе.

Он женился на Ольге и искренне старался, чтобы ей было хорошо рядом. Поэтому и бросил. А раньше «завязывал», когда организм начинал давать сбои. Или если ребята из группы поднимали скандал: из-за того, что Горшок себя «плохо чувствовал», отменялись концерты.

Он ведь был панком и анархистом, поэтому не считал наркоту чем-то плохим. Смерть его не страшила. Лишь боясь потерять семью и коллектив, он с большой неохотой шел на какие-то меры по отношению к себе. Миша горел желанием поработать с братьями Запашными, но при этом как-то грустно сказал мне: «Это будет классное шоу, но ведь пить придется бросить — тигры запах не переносят!» То, что нужно будет отказаться от алкоголя, его сильно тревожило.

Огорчение близких, конечно, стимулировало Горшенева к «трезвости». Но при этом он был очень цельным. И, к сожалению, наркотики входили в его систему бытия. Несмотря на то, что Мишка был ответственен за семью и за коллектив, получается, что по большому счету он их подвел. Желаю успехов его группе, но не знаю, сколько еще ребята протянут одни. Князь-то полноценная фигура, он не потерялся и без Горшка, а остальные Мишке посвятили не один десяток лет и в итоге остались брошенными.

Аскольд Запашный, дрессировщик: « За два дня до смерти был бодр и весел»

С Мишей мы виделись за два дня до его смерти: обсуждали совместный проект, хотели поставить цирковую рок-оперу. Пригласить его решили потому, что среди коллектива цирка есть много поклонников «КиШ».

Миша приехал прямо на площадку, где я репетировал номер для шоу по фигурному катанию. Он был вместе со своей группой. Разговаривали мы около часа и придумали большую историю, это должно было быть шоу с тиграми, красивым светом, мощным звуком. Миша был весел, энергичен и одержим новой идеей. Никакой хандры я, глядя на него, не заметил.

До этого мы несколько раз пересекались во время гастролей. Миша приходил за кулисы, фотографировался с тиграми, говорил, что покажет карточку дочке. Мне показалось, что животные отнеслись к нему очень благосклонно. Видимо, Горшенев их любил.

Если честно, уход любого человека, которого любят миллионы, трагедия. Но я и брат скорбим не по тем проектам, которые Миша мог бы еще сделать и песням, которые он мог бы написать. Жалко, грустно и обидно, что ушел искренний и чистый парень. Что он не смог противостоять наркотикам, и от этого еще больше жаль его близких людей.

Увековечат между Цоем и Тальковым

Практически готов памятник, в годовщину его установят на Богословском кладбище, где похоронен Михаил. Могила Горшка в 20 метрах от могилы Виктора Цоя, который был его кумиром. Памятник представляет собой как бы парящую сцену, на ней - стела с лицом и фигурой музыканта, взятыми с его любимого фото.

А поклонники группы собирают подписи и средства для установки мемориальной доски покойному кумиру. Ее хотят разместить на Дворце спорта «Юбилейный», где любила выступать группа «Король и Шут». Там уже висит одна такая доска - памяти об убитом за кулисами Игоре Талькове. Скорее всего, это будет изображение лица Горшенева с полочкой для цветов под ним. Но официально разрешение городских властей на установку пока не получено.



Творчество и игры