Автор картины аленушка. Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка

На этой странице учителя найдут разработку урока развития речи по картине В. М. Васнецова "Алёнушка". Его я провожу в 5 классе на уроках литературы после изучения темы "Русские народные сказки". Кроме конспекта урока, здесь вы найдёте презентацию, иллюстрации, образец сочинения.

В. М. Васнецов - замечательный художник конца 19 века. С детства он полюбил русские народные сказки, и когда стал художником, то сделал предметом изображения своих картин сюжеты русских народных сказок и былин.

Его картины словно их продолжение. Вот скачет на сером волке Иван царевич, прижимая к своей груди Елену Прекрасную.

А вот царевна-лягушка танцует перед царём и его гостями.

Героями полотен В. М. Васнецова стали и Спящая царевна, и Царевна Несмеяна, и ковёр-самолёт.

Но, пожалуй, самой знаменитой сказочной картиной художника стала "Алёнушка".

Сегодня мы с вами попытаемся написать сочинение-описание по этому полотну, но прежде посмотрим диафильм (мультфильм) "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

  • Кто главные действующие лица сказки?
  • Какие ещё действующие лица есть в сказке?
  • Какие черты характера присущи Алёнушке?
  • Какой момент сказки изображён на полотне?
  • Что делает Алёнушка? (она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову)
  • Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)
  • Во что она одета? (На ней выцветшая рваная голубая рубашка и цветастая юбка. Ноги её босые. Из-под юбки виден край белой сорочки)
  • Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый взгляд)
  • Как вы считаете, о чём она задумалась?
  • Опишите её волосы (Её золотисто-каштановые волосы волнами спадают на её скрещенные руки, наполовину закрывая её лицо)
  • Что вы видите на переднем плане полотна? (На переднем плане полотна мы видим застывшую чёрную воду лесного пруда, на глади которого покоятся золотые опавшие листья. Зелёная осока стрелами вытягивается из воды)
  • Что вы видите на заднем плане полотна? (Густой ельник со всех сторон стеной обступил героиню, загораживая лучи заходящего солнца)
  • Попробуйте описать осинки (Тонкие осинки шелестят на ветру своими сухими продрогшими листочками, как бы сочувствуя Алёнушке и нашёптывая ей советы.)

Перед тем как начать писать сочинение, надо собрать материалы к нему. Этим мы сейчас и займёмся.

  • Чтобы не повторяться в сочинении, слово "картина" какими близкими по смыслу можно заменить? (Картина - полотно, шедевр, произведение искусства)
  • Как можно заменить слово "художник"? (Художник - автор полотна, мастер)

Я хочу вам сообщить, что картина пишется красками, а не рисуется, поэтому не пишите в сочинении "нарисовал". Он её написал.

  • Как можно заменить слово "написал"? (Написал - изобразил, создал, представил)
  • Для чего мы подбираем эти слова? (чтобы не допускать повторов в сочинении)

Следующий этап урока - заполнении таблицы материалами к сочинению. Ребята вместе с учителем записывают словосочетания.

В сочинении можно использовать сказочные элементы: зачин, концовку, присказку, оговорку, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Приведите примеры таких средств, которые подходят к данному сочинению. (Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И будет она жить-поживать да добра наживать. Красна девица, косы длинные, руки белые, ножки быстрые, тёмный лес, рубашечка, глазоньки, рученьки, братец).

  1. Зачин
  2. Каким образом оказалась Алёнушка у пруда?
  3. Описание картины
  • фигура и поза
  • одежда
  • выражение лица
  • волосы
  • вода, осока, листья на воде
  • враждебный лес
  • дружеские осинки
  1. Что же будет потом?
  2. Алёнушка - замечательная героиня русской народной сказки
  3. Васнецов - создатель знаменитого полотна.

Напоминаю, что каждый пункт плана надо писать с красной строки.

Послушайте теперь образец сочинения.

Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Однажды Иванушка не послушался своей сестрицы и превратился в козлёночка.

Это вступление-зачин. Обратите внимание, какой он короткий - всего 2 предложения. Не надо пересказывать всю сказку, достаточно двух предложений.

Сидит Алёнушка у чёрной лесной водицы и оплакивает своего непослушного братца. Вся её фигура выражает скорбь и печаль. Босые ножки поджаты под себя. Белые рученьки обвили колени. Красивая головка склонилась на скрещенные руки.

Видите, о каждом предмете изображения составляется отдельное предложение.

На ней выцветшая рубашка, пёстрая юбка, из-под которой виден край белой сорочки.

Теперь необходимо связать одежду с выражением лица. Как это сделать?

Её бедная одежда вызывает чувство сострадания и жалости. Столь же жалко и её лицо. Оно выражает грусть, задумчивый взгляд устремлён на стоячую гладь лесного пруда.

Видите, как от взгляда можно перейти к пруду.

На чистой водице медленно плывут, как маленькие лебеди, золотистые листочки. Зелёная тонкая осока вытягивается из воды.

Мы ещё не писали о золотых волосах Алёнушки. Как к ним перейти? Лучше от золотистых листочков.

Необыкновенно гармонируют с золотой листвой каштановые рассыпавшиеся волосы Алёнушки. Они волнами спадают на её колени, наполовину закрывая лицо героини.

Густой зелёный ельник враждебно надвинулся на красную девицу, заслоняя лучи заходящего солнца, но тонкие озябшие осинки, дрожа своими листочками, словно две подружки, нашёптывают девушке свои советы.

Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Посмотрите, как хорошо использовать оговорку для перехода к 4 пункту плана.

Найдёт Алёнушка выход из создавшегося положения и снова будет вместе со своим братцем Иванушкой жить-поживать да добра наживать.

Не зря В. М. Васнецов изобразил её на своём замечательном полотне. Алёнушка обладает необыкновенными качествами русского человека: умением любить, заботиться, сопереживать, быть кроткой и терпеливой.

  • #1
  • #2

Виктор Васнецов - прекраснейший живописец рубежа веков, он успешно творил в конце 19 - в начале 20 веков, поэтому постоянно менялся тот жанр, который он выбирает. Сначала это были полотна, в которых их жанр больше относился к бытовому направлению, потом он перешел к портретам, и лишь только потом перешел к устному народному творчестве, которому и посвятил всю свою оставшуюся жизнь. Это произошло после прочтения художником былин и сказок, которые настолько сильно поразили художника, что он решил все это воспроизвести в своих картинах.

Известно, что свою картину «Алёнушка» художник написал в 1881 году, в основу сюжета которого легли события русской народной сказки, которая известна всем. Виктор Васнецов был поражен образом молодой девушки, которая осталась одна, без родителей, продолжая воспитывать брата. Его поразило и ее трудолюбие, и чувство ответственности. Поэтому он и решил показать главную героиню русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Девушку художник поместил на центральное место в своей картине. На Аленушке надето простое, легкое и цветастое платье. Красивая и грустная героиня одиноко и печально сидит на большом камне серого цвета. Руками она крепко обхватила свои ноги. Обуви на ногах у нее нет. Свою голову девушка печально опустила на колени, волосы ее волнистые и светлые успели растрепаться и выбиться из косы. Выражение лица трудолюбивой героини доброе, но очень печальное, так как зритель видит и как широко и грустно раскрыты глаза, и чуть приоткрыт рот, и немного дрожат губы. Сильнейшая тоска и грусть читается во всем ее прелестном образе.

Скорее всего, в этот момент все ее мысли были о братике, который напился из лужи, не послушав сестру, и вот теперь он превратился в маленького и белоснежного козленочка. Из-за этого она так грустна и печальна, ведь девушка не знает, как ему помочь. И этот образ грусти и печали живописец изобразил на фоне прекрасной и ранней осени. Девушка сидит на берегу реки, поэтому на переднем плане изображена темноватая и неподвижная вода речки, по спокойной глади которой плывут небольшие желтые листочки. Девушка, сидящая на камне, прямо на берегу реки смотрит в воду и отчетливо видит свое изображение.

Рядом с Алёнушкой в воде растут высокие и стройные камыши, листья которых тонкие и ярко-зеленые. Они стоят в воде и кругом, куда не глянь, везде камыши. Видно, что на эту речку в лесу люди практически не приходят. И вот только девушка, которая переживает за своего братика, зашла сюда случайно.

На заднем плане картины, за девушкой, виден темный лес. В нем растут невысокие белоствольные березки и осинки с тонкими стволами. На деревьях листья уже начинают желтеть и они, словно пытаясь подержать девушку, тоже печальны и дрожат от легкого ветерка. На одной, более крепкой веткой, примостилась и стайка птиц. Но они тоже невеселы: сидят спокойно, не прыгают и не резвятся, как это обычно делают птицы, не слышно их веселых и задорных песен.

Чуть дальше виднеется густой и непроходимый лес. В этой чащобе уютно расположились ели, которые всегда зеленого цвета. И их темный цвет добавляет в картину Виктора Васнецова еще больше печали, грусти и даже мрачности. Вся лесная природа находиться в напряженном периоде увядания, словно она, как и героиня картины, грустит. Но не только мрачен лес на картине живописца. Неприглядное и серое небо пугает своими темными цветами. На нем не проглядывает солнышко и даже не выскользнет и не блеснет хотя бы один маленький лучик. Небесный свод мрачен и печален.

Вся композиция васнецовской картины поражает своим единым замыслом и тем, какую цветовую гамму подбирает художник, чтобы отобразить грусть и печаль в жизни девушки. Вся природа сопереживает ее горе и трагедию вместе с ней. Но тут же Виктор Михайлович пользуется и приемом контраста, так как на фоне всей этой мрачной и темной природы, где в основном используются различные оттенки зеленого цвета, выделяется девушка. Для изображения ее лица, светлого и нежного, живописец использовал лишь только светлые краски.

Настроение самого художника Васнецова прекрасно чувствуется: он сочувствует Аленушке и переживает за ее судьбу. Вся живописная васнецовская картина вызывает у любого зрителя сочувствие и сострадание к самой девушке с нелегкой судьбой. Грустно и печально смотреть на героиню картины, которая попала в такую трагическую ситуацию, поэтому хочется ей как-то помочь, убрать из ее жизни все невзгоды и неприятности. Художник, используя зеленые цвета, смог внести в свое полотно реалистичность. Кажется, вот еще одно мгновение и все оживет на картине: лес зашумит и начнет легко дрожать своими листочками, а девушка вдруг оживет, поднимает голову, посмотрит и попросит помощи. Эта картина художника Виктора Васнецова была признана самой лучшей его работой.

Образ русской девочки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки. Картина «Алёнушка» написана в 1881 г., находится в Третьяковской галерее.

Рассматривание картины

  • - Какой вам представляется Алёнушка? Отличается ли ваше представление об Алёнушке от представлений художника? (Нет, художник изобразил героиню, наверное, в тот момент, когда братец превратился в козленочка. Алёнушка очень грустна и печальна).
  • - Что вы можете сказать о названии этой картины? (Оно напоминает русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
  • - Верно. Замысел картины навеян русской народной сказкой. «Я всегда жил и живу Русью», - говорил о себе В.М. Васнецов. Детство художника прошло среди крестьян. Он хорошо знал жизнь народа, поэтому в картине В.М. Васнецова нашла отражение не только сказка, но и сама действительность.

Комплексный анализ картины под руководством учителя

Какое впечатление производит картина?

Какие чувства она вызывает?

Описание Алёнушки

Кого вы видите в центре картины?

Почему Васнецов изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины? (Художник хочет, чтобы мы сразу на неё обратили внимание, она - главный персонаж в этой картине)

Где находится Алёнушка? (Она сидит на камне у озера)

Опишите позу девушки. (Алёнушка одиноко сидит у озера на сером холодном камне, обхватила колени рук, согнулась, положила голову на сцепленные руки)

Почему она приняла такую позу? (Она печально смотрит на воду, думая о чём-то грустном. Она пригорюнилась, поникла)

Какое у Алёнушки настроение? (Печальное, безотрадное, мрачное, унылое, безрадостное, сокрушённое, тоскливое, грустное, подавленное; она задумалась)

Как вы думаете, в чём причина печали Алёнушки? (У неё случилась беда; она грустит о братце, у неё тяжёлая безрадостная судьба, она осталась одна)

Какими словами можно охарактеризовать горе Алёнушки? (большое, великое, безутешное)

С помощью чего художник показал, что у неё безрадостная судьба? (Поношенные вещи, рваный обветшалый сарафан, старая, поблекшая от времени голубая кофта, на ногах нет обуви)

Как Виктор Михайлович относится к своей героине? (Он её любит, жалеет. Лицо показано добрым, обаятельным. Это душевная, сердечная девушка)

С помощью каких художественных приёмов художник привлекает внимание к лицу Алёнушки? (Он его сделал светлым, а вокруг всё тёмное)

Описание природы

Что можно сказать о природе, окружающей Алёнушку?

Опишите всё, что вы видите на переднем и заднем плане.

Какое время года изображено на картине?

Какие детали об этом свидетельствуют? (Желтые листья затаились на водной глади, берёзки усыпаны жёлтыми листьями, тоненькие трепетные осинки застыли в безмолвном молчании, серое мрачное унылое небо)

Как выдумаете, почему художник выбрал осень? (Осень - грустное, печальное время года. Природа увядает, умирает. Это вызывает грусть.)

Художник показывает, что природа грустит вместе с бедной девочкой.

При помощи каких средств художник показал это? (Молодые тонкие берёзки притихли. Осинки согнулись и склонили свои ветви к воде, кое-где поникли листья осоки)

Кто ещё на картине сочувствует горю Алёнушки? (Птички)

Почему вы так думаете? (Если бы им было весело, они бы летали, резвились, а на картине они изображены сидящими рядом с Алёнушкой, как бы внимают её тоске, но ничего не могут поделать)

Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение? (Холодные тона, мрачные краски создают грустное впечатление)

Обобщите сказанное. (Сильный ученик)

Поза девушки, выражение её глаз, одежда, время года, тёмный лес, серое небо, холодные безрадостные тона картины вызывают печальное, грустное настроение.

Отношение к картине

Выскажите своё отношение к картине, к Алёнушке? (Картина выражает печаль, главную героиню хочется пожалеть, образ Алёнушки вызывает сострадание)

Какое отношение к Алёнушке у Васнецова? (Он любит свою героиню и сострадает ей)

Да, художник очень любил этот образ. Он постарался взволновать зрителя образом простой, бедной, но обаятельной девушки. Эта картина вызывает чувства волнения и тревоги, сострадания и грусти. Она никого не оставляет равнодушным, заставляет нас грустить вместе с героиней.

Написана маслом в 1881 году по сказке «Сестрица Алёнушка и её братец Иванушка». Со слов автора, идея написания этой картины возникли ещё в далёком прошлом и сопровождали художника с самого детства. Художник посвятил много своих работ, именно народному фольклору, может, это отголоски его счастливого и беззаботного детства, когда мама или бабушка долгими зимними вечерами, рассказывали ему народные русские сказки, образы былинных героев, которые так надолго закрепились в сознании автора. Картина была написана с молодой крестьянки, проживавшей в селе Ахтырка.

Васнецова сразу же пленил образ девушки, в глубине его сознания чётко прорисовались наброски будущего шедевра, он давно носил идеи передать то неуловимое сочетание волшебного мира сказок в реальность. Лицо девушки и её стать настолько впечатлили художника, что он немедля приступил к написанию данной картины, боясь упустить момент нахлынувшего на него вдохновения.

Юная девушка, сидящая на камне у озера, казалось бы, что здесь примечательного? Но присмотритесь к деталям. Молодое лицо измождено усталостью, в глазах её непомерная грусть, голова на коленях возможно от того, что не осталось сил. Особенно художник талантливо передал момент грусти, кажется, что девушка уже на грани отчаяния и заплачет. Она словно на минутку присела на камень, что бы собраться с силами и пуститься снова на очередные поиски брата Иванушки. Об этом говорят и мелкие детали запутавшиеся, растрёпанные волосы, ноги, изодранная одежда говорит о том, как она долго бродила в чаще леса, в самых непроходимых местах, в поисках своего брата.

Она смотрит в глубину пруда, пытаясь найти в его глубинах ответ. Немой вопрос застыл на её растрескавшихся губах, она уже не замечает происходящего вокруг, дуновение ветерка, шелест листьев, палящего солнца. Возможно, её мучает жажда и голод, но физические трудности она будто и не замечает, на лице застыло отчаяние от потери брата. Художник, так же замечательно показал окружающий пейзаж, гладь озера, окружающие девушку деревья, на втором плане картины-берёзки и осины, словно сопереживают главной героине, склоняясь в её сторону, грустя вместе с ней, словно пытаясь её успокоить, что то сказать важное.

Обратите внимание, что автор картины сознательно указал на время года- это начало осени об этом свидетельствуют опавшие листочки на ровной глади, пруда и чуть пожелтевшие на ветках деревьев – это ещё более навевает грусть. Картина настолько реальна, порою кажется, что Алёнушка после недолгого отдыха вот –вот поднимется и пойдёт дальше, на поиски своего братца. Она словно поглощает зрителя, если смотреть на неё долго, то может показаться, что слышишь шелест камыша и листочков на деревьях, всплеск воды от падающих слёз девушки и даже начинают чувствоваться запахи хвойного леса, опавших листьев, дуновение ветерка. феру картины.

Картина навевает грусть на зрителя, начинаешь сопереживать вместе с ней. Исполненная по большей части в тёмно зелённых тонах, воздействует умиротворяюще. Работу В. М. Васнецова оценили и современники того времени. Великий художник своими работами внёс неоценимый, огромный вклад в развитие художественного искусства России.


История шедевра: "Аленушка" Художник Виктор Васнецов. |Почему "Аленушка" первоначально называлась "дурочкой"

Виктор Васнецов - Алёнушка. 1881. Холст, масло. 173 × 121 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

За основу сюжета была взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Аленушка, уставшая от безрезультатных поисков своего брата, сидит в сиротливой позе на большом камне у мрачного пруда, склонив голову к коленям. Тревожные мысли о братце Иванушке не покидают её. Тоскует Аленушка - не смогла уследить за братиком - а вместе с ней тоскует и природа вокруг…

Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось 3 этюда того времени.

">

Пруд в Ахтырке 1880 год

Алёнушкин пруд (Пруд в Ахтырке), 1880 год

Осока, 1880 год
В картине Васнецова Аленушка очень великолепно написан пейзаж в котором Аленушка тесно взаимосвязана с природой, которая тоже опечалена, как и наша героиня Аленушка.
В картине ни один фрагмент не отвлекает зрителя от главного, в то же время каждая деталь картины это материал для задумчивых размышлений.

Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881
Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой.

Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне. Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа.

Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку. Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы.
Сам Васнецов так отзывался о своей картине:

«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.

Виктор Михайлович Васнецов
(1848-1926)
Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова, принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых.
Поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» - былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором - по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Виктор Васнецов скончался в Москве 23 июля 1926 года, на 79-м году жизни. Художник был похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.



Материнский капитал