Как средства музыкальной выразительности передают образное содержание. План-конспект урока по музыке на тему: Средства музыкальной выразительности

Средства музыкальной выразительности раскрывают тайну того, как набор нот, звуков, инструментов превращается в музыку. Как у любого искусства, у музыки существует особый язык. Так, например, у художника такими средствами может быть краска. С помощью красок художник создает шедевр. В музыке также есть некоторые подобные инструменты. О них поговорим далее.

музыкальной выразительности

Начнем с музыки определяет то, с какой скоростью исполняется произведение. Как правило, в музыке различают три вида темпа - медленный, умеренный и быстрый. Для каждого темпа существует итальянский эквивалент, которым оперируют музыканты. Медленному темпу соответствует адажио, умеренному - анданте, а быстрому - престо или аллегро.

Некоторые, однако, слышали выражения типа «темп вальса» или «темп марша». Действительно, такие темпы тоже есть. Хотя их скорее можно отнести к размерам. Так как темп вальса - это, как правило, размер в три четверти, а темп марша - в две четверти. Но некоторые музыканты относят эти характеристики к особенностям темпа, потому что вальс и марш очень легко отличить от других произведений.

Размер

Раз уж мы заговорили о размере, продолжим. Он нужен для того, чтобы не спутать тот же вальс с маршем. Размер, как правило, записывается после ключа в виде простой дроби (две четверти - 2/4, три четверти - 3/4, две третьих - 2/3, а также 6/8, 3/8 и другие). Иногда размер записывается в виде буквы С, это означает «целый размер» - 4/4. Размер помогает определить ритм произведения и его темп.

Ритм

Наше сердце имеет свой ритм. Даже наша планета имеет свой ритм, который мы наблюдаем при Его можно определить как чередование коротких и длинных звуков. Например, размер вальса ассоциируется с понятием ритма хорошо знакомого нам вальса. У любого танца - танго, фокстрота, вальса - есть свой ритм. Именно он превращает набор звуков в ту или иную мелодию. Один и тот же набор звуков, сыгранных с разными ритмами, будет восприниматься по-разному.

Ладов в музыке всего два - это мажорный (или просто мажор) и минорный (минор). Даже люди без музыкального образования могут охарактеризовать ту или иную музыку как ясную, веселую в терминах музыканта) или как грустную, печальную, мечтательную (минор).

Тембр

Тембр можно определить как окраску звуков. С помощью этого средства музыкальной выразительности мы можем определить на слух, что именно мы слышим - человеческий голос, скрипку, гитару, фортепиано или, может быть, флейту. У каждого музыкального инструмента есть свой тембр, своя звуковая окраска.

Мелодия

Мелодия - это и есть сама музыка. Мелодия сочетает в себе все средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тональность, размер, лад, тембр. Все они вместе, сочетаясь между собой особым образом, превращаются в мелодию. Если изменить в наборе хотя бы один параметр, мелодия получится совсем другая. Например, если изменить темп и сыграть тот же ритм, в том же ладу, на том же инструменте, получится уже другая мелодия с другим характером.

Можно кратко представить все средства музыкальной выразительности. Таблица в этом поможет:

Наслаждайтесь музыкой!

Каждое искусство имеет свой особый язык, свои приемы для передачи эмоций, свои выразительные средства. Краски и рисунок, например, являются выразительными средствами живописи. Умело ими пользуясь, художник создает картины. Пользуясь стихотворными рифмами, поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров.

У музыки свой особенный язык, это язык звуков. Выразительные средства музыки: мелодия, ритм, темп, лад, тембр, размер, регистр. Кроме этого, при анализе музыкального произведения учитывается акцент и пауза, интонация или гармония.

Мелодия. Это основа любого музыкального произведения, это душа композиции, его мысль. Мелодия позволяет понять настроение музыки: грустное или веселое. Она может быть плавная или отрывистая, скачкообразная или убаюкивающая.

Ритм. Всё в природе подчинено ритму. Есть сердечный ритм, ритм мозга. Сутки разбиты на ритм утра, дня, вечера и ночи. Смена времен года - это тоже ритм планеты.

В переводе с греческого, слово «ритм» означает «мерность». Это равномерное повторение коротких и длинных звуков. Музыка без ритма - это просто набор звуков. Плавный ритм придаем музыке лиричность, скачкообразный, отрывистый ритм вызывает тревогу и волнение.

Темп. Это скорость исполнения произведения. Он может быть медленный, быстрый и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские термины. Например, быстрый темп - аллегро, престо; медленный - адажио; умеренный темп - анданте. Этими итальянскими словами для обозначения темпа пользуется весь мир. Кроме этого, темп может быть спокойным, оживленным, стремительным…

Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные размеры. Поэтому так легко узнать на слух вальс или марш.

Лад. В музыке существуют два контрастных лада, мажор, выражающий в музыке радость, бодрость, веселье, и минор, покровитель печали и грусти.

Тембр. Это окраска звука. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, впрочем как и человеческий голос.

Размер. Он нужен для того, чтобы записать ритм на бумаге. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти…

Регистр. Подразделяется на низкий, средний и высокий. Он нужен непосредственно музыкантам, исполняющим мелодию, или же экспертам, проводящим анализ той или иной мелодии.

В разных видах искусств мы можем встретить родственные средства выразительности. Это, например, образ, интонация, ритм, настроение, контраст, различные оттенки.

Музыка и живопись. Живопись - это создание на плоскости реальных картин нашего мира, либо воображаемых картин, созданных сознанием художника. Средства выразительности живописи: цвет и рисунок, выразительность мазков, свето-воздушная среда, светотень, контраст. Живопись также как и музыка создает настроение при помощи образа, настроения! Интонация - это линии, мелодия - рисунок, темп музыки - это композиция картины, лад - настроение, тембр - цветовая гамма. Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны. Некоторые живописцы напрямую связывают определенный цвет с тем или иным музыкальным тембром. Речь идет о так называемом «цветном слухе». Таким обладали выдающиеся русские композиторы Римский-Корсаков, Скрябин. Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела несла в себе неповторимый колорит. Многие музыкальные произведения создавались под впечатлением от всевозможных картин и скульптур.

Музыка и литература. В своем первоначальном виде музыка и поэзия существовали как единое целое. Игра на музыкальных инструментах сводилась преимущественно к аккомпанементу. Только в XVII веке музыка стала самостоятельным видом творчества. Тогда все виды литературных произведений стали иметь аналогию в современной им музыке. Это - всевозможные разновидности вариаций и сюит. Возникновение такого жанра литературы как роман тесно связано с возникновением сонатной формы. Литература и музыка развивались взаимосвязано. Например, значительное место в музыке занимают такие литературные персонажи как Орфей, Фауст, Дон Жуан, Офелия, Ромео и Джульетта. На протяжении нескольких столетий их жизнь волновала и будоражила умы и воображение музыкантов. И как результат - европейская музыка обогатилась яркоокрашенными операми, балетами, симфониями.

Музыка и архитектура. Гёте назвал архитектуру «застывшей музыкой». В наше время принято относиться к музыке как к диалектическому искусству, которое сочетает в себе исключительную эмоциональность с предельность структурированностью. Именно поэтому, те произведения музыкального искусства, в основе которых лежит точный расчет, считаются наиболее близкими к архитектуре. Такие произведения как «Затонувший собор» Дебюсси, симфония «Рим» Бизе, сюита «Огненный замок» Мийо и многие другие были навеяны образами архитектурных сооружений.

Справочные материалы по музыке

Виды музыки:

По способу исполнения

Вокальная, хоровая

Инструментальная музыка - музыка которая, в отличие от песенной, исполненяется без слов. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.

Камерная музыка - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения. Симфоническая музыка .

Стили:

Античный

Средневековый(появляется полифония с 11 и до 18 века.Полифония – вид многоголосия (фуга, канон - полифонические жанры)

Барокко, классический, романтический, импрессионизм,модерн, современный

Средства музыкальной выразительности

Лад – звуковысотная система, где каждая ступень – на своём уровне. Лад определяет окраску мелодии. Самые известные лады – мажор и минор.

Ритм соотношение длительностей звуков в их последовательности

Темп – скорость движения музыки:

медленно

спокойно

оживлённо

Тембр - окраска звучания инструментов или голоса

Регистр - высота

Динамика - громкость (форте, пиано)

Интонация - смысловая выразительность

Форма - план музыкального произведения.

Вариации(А.,А1, А2, А3…)

Рондо(АВАСАDА…)

Сонатная форма.

Вариации - (изменение) – это музыкальная форма, основанная на теме и её вариациях

Рондо – Французская хороводная песня – танец. Рефрен один, запевы меняются.

Соната - музыкальное произведение для одного – двух инструментов. Например: соната для скрипки с фортепиано.

Строение I части сонаты, симфонии, увертюры, квартета.

Вступление. Первый раздел сонатной формы – Экспозиция.

Экспозиция – это показ тем. Как правило, две основные темы. Часто они контрастны между собой, что и определяет дальнейшее развитие произведения. Экспозиция состоит из 4 тем: главная, связующая, побочная и заключительная. Смысловая нагрузка ложится именно на главную и побочную партии.

Разработка (строится на мотивах экспозиции).

Реприза (повторение тем экспозиции с изменениями).

Кода (эпилог, послесловие). Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра. Состоит из четырёх частей: Быстрая, Медленная, Весёлая, Торжественная.

Жанры: (от франц. – вид). Каждому жанру присущи характерные средства музыкальной выразительности.

Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела.

Марш- - муз. жанр, сложившийся в инстр. музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей…


Песня – это форма вокальной музыки. В песне важны слова и мелодия.

Вокализ – пение без слов

Романс - жанр вокальной музыки; Музыкально - поэтическое произведение для голоса с сопровождением гитары.

Баллада - Песня или пьеса повествовательного характера с драматическим и лирическим содержанием.

Пьеса – музыкальное произведение небольшого размера:

музыкальные моменты и экспромты, ноктюрны и баллады, транскрипции для фортепиано оркестровых сочинений и песни без слов, фантазии, рапсодии, сюиты, концертино.

Особый жанр инструментальной музыки - концерт с оркестром , где виртуозные особенности фортепиано или других инструментов выступают с особой яркостью.

Увертюра - инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления - оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке.

Опера (от итал. букв. – труд, сочинение)– жанр вокального музыкально-драматического искусства, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Примеры: М. Глинка «Иван Сусанин», Ж. Бизе «Кармен», М. Мусоргский «Борис Годунов».

(Увертюра, ария, каватина, речитатив, либретто – краткий текст, лейтмотив - яркая, образная мелодическая тема. Лейтмотив изменяется по мере развития образа)

Балет - вид синтетического музыкально-театрального искусства, сочетающего драматургию, музыку, хореографию и изобразительное искусство, вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Оратория (лат. oratorium, итал. oratorio) - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты - бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Кантата многочастное вокально-симфоническое произведение торжественного или повествовательно-эпического характера (термин “кантата” происходит от итальянского cantare - петь)

Квартет – ансамбль из четырёх человек

Квинтет – ансамбль из пяти человек

Музыкальный образ – это мысли и чувства композитора, выраженные в звуках. Они бывают лирическими, драматическими, эпическими и т.д. Воображаемые картины окружающего и внутреннего мира человека, созданные средствами музыкальной выразительности.(«Утро», «В пещере горного короля»Э. Григ.«Грустный вальс» Я. Сибелиус.)

Музыкальная драматургия – это процесс развития музыкального произведения. Музыкальная мысль, развиваясь посредством изменения средств музыкальной выразительности, и образует динамику музыкального звучания, называемую музыкальной драматургией. Драматургия – это воплощение идеи, замысла композитора в музыкальном произведении через развитие одного или нескольких музыкальных образов. Различают два типа драматургии: конфликтная драматургия и драматургия сопоставлений. (например, Бетховен увертюра «Эгмонт» и Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила») Одними из наиболее распространённых способов развития музыки являются: повторение, варьирование, секвенция, имитация.

2.Музыкальный сценарий, определяющий взаимоотношения образов в произведении

Программная музыка – это музыка, которая имеет конкретное содержание. Такие произведения имеют определённый заголовок или литературное предисловие (эпиграф), созданное или избранное самим композитором. Пример: Бетховен Увертюра к драме Гете «Эгмонт».

Вступление. Испанцы. Народ.

Экспозиция. Эгмонт. Клерхен.

Разработка. Испанцы. Клерхен.

Реприза. Клерхен. Смерть Эгмонта.

Кода. Победа восставшего народа.

Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе музыкального произведения учитываются акцент и пауза, интонация или гармония.

Мелодия

Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.

Темп

Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

Ритм и размер

Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

Лад

Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.

Тембр

Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.

Регистр

Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.

Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.

Средства музыкальной выразительности на видео

Музыкальная форма:

Анализ музыкальных произведений:

Мотив, фраза и предложение в музыке:

Тема урока: «Средства музыкальной выразительности».

Цель: закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.

Задачи:

Научить учащихся определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении;

Развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся, вокально-хоровые навыки;

Воспитывать слушательскую культуру учащихся;

Тип урока: урок обобщения знаний.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Музыкальный материал: Чайковский «Детский альбом» (фрагменты), Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты), «Метелица» А.Ермолов

Ход урока:

  1. Музыкальное приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Д: - Здравствуйте!

  1. Беседа

У: - Сегодня, среди зимы, у нас в классе распустился необыкновенный цветок! Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют средства музыкальной выразительности. Сегодня мы вспомним, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название.

Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине?

Д: - Мелодия!

У: - Верно! Все лепестки выросли из этого главного в музыке – мелодии (это основной мотив произведения). Мелодия – это «душа музыки», как сказал П.И.Чайковски, это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Давайте с вами попробуем проследить за мелодией с помощью рук - как будет двигаться мелодия, такие движения вы выполняете руками.

Музыкально-пластическая работа в качестве физ. минутки - звучит «Колыбельная медведицы».

У: - Как двигалась мелодия в песне?

Д: - Плавно, без больших скачков…

У: - Правильно. Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки - это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады вы знаете?

Д: - Мажор и минор!

У: - Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой - светлую?

Д: - Минор - темную, мажор - светлую.

У: - Правильно. У вас на столе лежат квадратики с изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами сейчас поиграем - когда будет звучать мажорная музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная - тучку.

Звучит музыка из «Детского альбома» Чайковского. Ребята после игры называют композитора и названия прозвучавших произведений.

У: - Вы заметили, насколько по-разному звучали произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой. Динамика - это сила звука. И мы уже знаем, как обозначается динамика в нотах.

А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» и вспомним, что же в этой песенке такого необычного? Звучит «Неаполитанская песенка» Чайковского.

Д: - Сначала звучит очень спокойно, потом ускоряется.

У: - Абсолютно точно! То есть в произведении меняется темп! Это еще одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения - быстро, умеренно, медленно.

У: - Каждое произведение исполняется в своем темпе - в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп.

Также и ритм присутствует и в музыке. Это чередование долгих и коротких звуков. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя разновидностями ритма - ровным и пунктирным.

Учитель приводит примеры разного ритма. Класс разделяется на группы, повторяет ритмические примеры за учителем. Игра в качестве физ. минутки.

У: - А теперь давайте послушаем, как в разных произведениях используется разный ритм.

Звучат пьесы из «Детского альбома» Чайковского. Ребята определяют, в каком произведении ровный, а в каком - пунктирный ритм.

Интонация - это не только музыкальное понятие. В первую очередь это одно из свойств человеческой речи. Так, например, даже если мы не знаем языка, на котором говорит человек, мы почти всегда можем догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем-то спрашивает и т.д. Мелодическое начало очень тесно связано со звучанием живой человеческой речи, а интонация как раз и является связующим звеном разговорной речи и музыкальной.

Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека?

Д: - С песней.

У: - Конечно же с песней! Сейчас мы с вами исполним песню «Метелица».

Слушание, опрееление характера и исполнение песни.

У нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания голоса или инструмента. Посмотрите: существует высокий, низкий и средний регистр. Давайте попробуем догадаться, кому на картинке соответствуют эти разные регистры? Д: - Высокий - птице, средний - человеку, низкий - медведю.

У: - Правильно! Также и у каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка - только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности - тембр. Тембр - это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. Давайте попробуем!

Звучат фрагменты симф. сказки Прокофьева «Петя и волк». Ребята называют персонажа, инструмент и какой регистр используется для создания данного образа.

У: - Молодцы!!! Мы с вами рассмотрели все лепестки нашего волшебного цветика-семицветика! Давайте теперь споем песню о волшебном цветке.

  1. Звучит песня Чичкова «Волшебный цветок» в исполнении учащихся.
  2. Рефлексия.

У: - Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы знаем?

Д: перечисляют все средства.

У: - Молодцы! А сейчас я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сегодня уходите с урока музыки - мажорным или минорным!

Ребята поднимают картинки.

У: - Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Наш урок окончен! До свидания!




Материнский капитал