В каких музыкальных произведениях есть контраст. Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Музыка, как и другие виды искусства, создается человеком, как способ выражения его индивидуальности, восприятия мира, гармонии с человеком и природой. Или, напротив, - выражение несогласия, противоречий. Музыка выражает разные настроения и стихии. Определенный ритм и гармония являются основой художественного образа в музыке. Музыкальные произведения, созданные в разные эпохи в разных странах, явились в свое время предпосылкой для развития танца и пения.

Художественные образы в музыке создаются благодаря звукам. Музыка всегда обращается к чувствам человека, ведь сама музыка выражает чувства, как язык человеческой души. Музыка различается не только по стилям и направлениям, но и и этническим группам. В ней могут быть изображены разные сцены из жизни, ситуации.

Связь музыки и изобразительного искусства

Музыка и изобразительное искусство тесно связаны. Талантливый композитор или музыкант, как и художник, представляет в своих произведениях определенный ассоциативный символический ряд, отражающий его энергетику. Подобно живописи, музыка имеет свой колорит. Изобразительное искусство, как и музыка, выражает чувства, эмоции, настроения своего создателя. Даже сами музыканты, их искусство и музыкальные произведения стали темой для работ многих художников во все мире.

В классической академической живописи есть определенные правила: на переднем плане располагается главный объект картины, далее следуют второстепенные объекты и прорисовывается фон. Также и в музыке, - звучание мелодий начинается с определенного такта, музыкального размера, нескольких главных нот, затем звук становится объемнее, начинает играть оркестр. Такое же явление мы наблюдаем при сольном пении под аккомпанемент: голос солиста дополняется хоровым пением или инструментальным сопровождением.

Еще одна важная сближает музыку и изобразительное искусство. Это - контраст. Ведь в живописи всегда сопоставляется цвет, масштаб, а в современном изобразительном искусстве – формы. В музыке же это сопоставление темпов, высоких и низких нот, громкого и тихого звука.

Мелодии, как краски художников, бывают холодные и теплые, светлые и сумрачные. А такие характеристики изобразительного искусства, как гамма, тон, оттенок, нюанс, используются сегодня критиками для трактовки музыкальных произведений.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Мир образов вокальной и инструментальной музыки Удивительный мир музыкальных образов «Искусство есть средство беседы с людьми»М.Мусоргский Н.А.Римский –Корсаков(1844-1908) Музыка – искусство поэтической мысли, которое сродни нашей речи. Интонация Музыкальная РазговорнаяИзобразительная Выразительная Музыкальный образ Живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. В художественных образах раскрываются различные грани духовного мира человека, его отношение к самым разным явлениям окружающей жизни. Вокальная музыка(vocale - голосовой) Сольное пение Ансамблевое пение Хоровое пение с сопровождением и a capella Жанры вокальной музыки ПесняВокализ (песня без слов)РомансСеренада (песня под балконом возлюбленной)Баркарола (песня лодочника)БалладаГимнКант Жанры вокальной музыкиКрупная форма Хоровой концертКантата (от итал.слова “cantare”–“петь”)Оратория (от лат.слова “oro”–“говорю”, “молю”)Реквием (заупокойная месса)Месса Жанры вокальной музыкимузыкальные спектакли ОпераБалетОпереттаМюзиклРок-опера Образы романсов и песен русских композиторов Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,Многое вспомнишь родное, далекое,Слушая ропот колес непрестанный.Глядя задумчиво в небо широкое. И. Тургенев Старинный русский романс Слово «романс» испанского происхождения. Это вокальное произведение для голоса в сопровождении гитары, фортепиано, воспевающее любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье. Почему мелодии и словапопулярных в народе старинных романсов оставляют след в нашей памяти?Какие чувства, мысли,переживания переданыв романсах? Песня-романс Знакомые звуки,Чудесные звуки!О, сколько вам силы дано!Прошедшее счастье,Прошедшие муки!И радость свиданья,И слезы разлуки –Вам все воскресить Суждено.А.Плещеев Александр Егорович Варламов(1801-1848) Создателями романсов были и выдающиесякомпозиторы, и певцы-любители, и неизвестныемузыканты. Песня-романс «Красный сарафан» настихи Н.Цыганова рассказывает о девичьей доле. ???????????????????????? Почему романс «Красный сарафан» называли русской песней?Как отразились особенности стихотворения, его сюжет на композиции музыкального сочинения, его форме?Как строится беседа дочери с матерью?Как меняются характер звучания, лад?Какую роль играет аккомпанемент? Мир чарующих звуков И музыкой нежной летучей Слова облекаются вдруг… Романс охватывает различные сюжеты, передает чувства, переживания, восторженное любование красотой природы. В них запечатлены прекрасные качества души русского человека, его стремление к истине, добру, красоте, любви. Романс-это жанр камерной музыки, которая предназначалась для исполнения перед небольшой аудиторией. Сегодня мы можем услышать романсы и в больших концертных залах. ЖаворонокСлова Н.Кукольника Музыка М.Глинки Между небом и землейПесня раздается.Неисходною струейГромче, громче льетсяНе видать певца полейГде поет так громкоНад подруженькой своейЖаворонок звонкий. Благословляю вас, лесаСтихи А.Толстого Музыка П.Чайковского Благословляю вас, леса,Долины, нивы, горы, воды,Благословляю я свободуИ голубые небеса!И посох мой благословляю,И эту бедную суму,И степь от краю и до краю,И солнца свет и ночи тьму,И одинокую тропинку,По коей, нищий, я иду,И в поле каждую былинку,И в небе каждую звезду!О, если б мог всю жизнь смешать я,Всю душу вместе с вами слить,О, если б мог в свои объятьяЯ вас, враги, друзья и братья,И всю природу заключить! ????????????????????????? Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в вашем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов? Какие чувства овладевают поэтом, слу-шающим неизвестный нам романс? Романс Романса голос узнаюНа самом дальнем расстоянье Стою и мысленно пою,И мне приятно с ним слиянье.И всех я вспоминаю вас,Друзей и родственников дальних,Уже ушедших и печальных:Напомнил мне о вас – романс! К глазам я подношу платок,Который мне не помогает,И только воздуха глотокМне умереть не позволяет.О том, что я отстал от васИ в этой жизни затерялся,-Напомнил старый мне романс,Романс, который оборвался. В.Семернин Два музыкальных посвящения Романс «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки на стихи А.Пушкина –шедевр романсовой лирики начала XIXвека. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга. «И жизнь, и слезы, и любовь» Глинка сочинил романс в 1840г. стихотворение поэтпосвятил Анне Петровне Керн, а Глинка- ее дочери Екатерине. Романс отличается сочетанием широкоймелодии с выразительной декламацией, что является важнейшей чертой вокального стиля Глинки. Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения. В нем отражены три важных момента душевнойжизни героя:- воспоминание о первой встрече,- горечь разлуки с любимой,- радость вновь наступившего свидания.Смысловая выразительность поэтической речи, ее нюансы передаются в романсе ритмическимиакцентами, убедительными повторами («Как гений чистой красоты»), энергичным поступательным ритмом среднего раздела. Я помню чудное мгновенье Я помню чудное мгновенье.Передо мной явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты.В томленьях грусти безнадежной,В тревогах шумной суеты,Звучал мне долго голос нежныйИ снились милые черты. ????????????????????????? Какие приемы развития музыкального образаиспользовал Глинка в романсе – повтор, контраст, вариационнось?Какие функции в романсе выполняют вступление и заключение?Исследователи называют этот романс небольшой вокальной поэмой.Ее можно охарактеризовать словами А.Пушкина: «Все вНей гармония» Как вы понимаете смысл высказывания? «Вальс-фантазия» Вальс был сочинен под влиянием сильного чувствак Екатерине Керн. Глинка написал вальсдля фортепиано, но онстал так популярен, чтопоявились его оркестровыепереложения. ??????????????????????? Почему Глинка дал своему произведениютакое название – «Вальс – фантазия»?Для какой обстановки больше подходит этот вальс – для бала, балета илисимфонического концерта?К какой области музыки ее можно отнестилегкой или серьезной? Портрет в музыке и живописи «Уноси мое сердце в звенящую даль..» «Не хочу ради того,Что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир». С.Рахманинов (1873-1943г) Романс «Сирень» О мелодике Рахманинова говорили,что она стелется, как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая. ???????????????????????? Как композитор выражает контраст междувзволнованным чувством человека и образомбезмятежной природы?Какие особенности лирического образа под-черкиваются сопоставлением плавной мелодиии колышущегося аккомпанемента?В какой части романса звучат более напря-женные интонации? Что они выражают –радость или боль, мечты о счастье или горечьутраты? Музыкальный образ и мастерство исполнителя Мира восторг беспредельныйСердцу певучему дан.. А.Блок.Федор Иванович Шаляпин(1873-1938) «Ноты – это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор» «Только правдивое прекрасно. Двух правдчувства не бывает. Единственно правильнымпутем к красоте я поэтому признавал для себя правду». Дела давно минувших дней,Преданья старины глубокойА.Пушкин Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов «Свадебная игра» Длилась несколько дней, а и иногда и недель. Первая часть – прощание девушки с роднойсемьей разыгрывалась в доме невесты. Вторая часть – традиционный свадебный пир.Начинался в доме родителей жениха после об-ряда венчания. «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» Как передан разговор матери с дочерью?Какая из песен передает драматическоестолкновение двух душевных состояний? Песня в свадебном обряде Песни невесты: плачи, причитания.причеты, Девушка: река, ягод-ка, лебедушка, утушка.Парень: ясный сокол. Сцены свадьбы в операх русских композиторов Глинка «Руслан и Людмила»Мусоргский «Хованщина» Образы песен зарубежных композиторов Искусство прекрасного пения Голос, голос, Кто тебя не слышит, Тот без крыльев на земле живет: Кажется, что это небо дышит, Кажется, что даль тебя зовет… В.Семернин Бельканто – прекрасное пение Родина бельканто-Италия.Мастера бельканто-Мария Каллас,Энрико Карузо,Марио дель МонакоЕлена Образцова Мендельсон «Песня венецианского гондольера»Шуберт «Баркарола» Глинка «Венецианская ночь» Старинной песни мир Я пел песни и пел их много, много лет. Когдая пел о любви, она приносила мне страдания, когда я пел страдании – оно превращалось влюбовь. Так любовь и страдания раздирали мне душу. Ф.Шуберт (1797-1828г.) Франц Шуберт создал новый тип песен. Это небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментировал,а иногда и иллюстрировал смысл слов.Шубертиады – вечера для венских об-ществ любителей музыки. Баллада – вокальная, инструментальная пьеса романтического характера. Раннее средневековье - танцевальные песни.Средние века – песни повествовательногохарактера. Жанр был как бы открыт зановона рубеже XYIII- XIXвв.Cоздатель вокальной баллады–Франц Шуберт «Лесной царь» «Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшимпо книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой, сел, в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».Шуберту было всего 18 лет. Кто скачет, кто мчится под хладною мглойЕздок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник;Обняв, его держит и греет старик.-Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?-Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул;Он в темной короне, с густой бородой.-О нет, то белеет туман над водой. «Дитя, оглянися; младенец, ко мне;Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи;Из золота слиты чертоги мои».-Родимый, лесной царь со мной говорит:Он золото, перлы и радость сулит!-О сын мой, ослышался ты:То ветер, проснувшись, колыхнул листы. «Ко мне, мой младенец; в дуброве моейУзнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать,Играя, летая, тебя усыплять».-Родимый, лесной царь созвал дочерей:Мне, вижу, кивают из темных ветвей.-О нет, все спокойно в ночной глубине:То ветлы седые стоят в стороне. «Дитя, я пленился твоей красотой:Неволей иль волей, а будешь ты мой!» -Родимый, лесной царь нас хочет догнать;Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.Ездок оробелый не скачет, летит:Младенец тоскует, младенец кричит:Ездок погоняет, ездок доскакал…В руках его мертвый младенец лежал. Народное искусство Древней Руси Музыкальное искусство Древней Руси:Церковная музыкаНародное музыкальное творчество –фольклор.Древние славяне – язычники, обожествляли природу.Бог солнца –Дажьбог, ветра –Стрибог.В честь них совершались обряды, которыесопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. В русских народных сказках упоминается о чудодейст-венной силе музыкальных инструментов, которые отгоняют злые силы, сами играют и поют, заставля-ют плясать без отдыха. Скоморохи- странствующие актеры, своим искусством способствовали развитию жанров литературы: эпос, поэзия, драма. Скоморохи играли на гуслях, гудках, дудках, домрах Русская духовная музыка Прости мне, Боже, прегрешеньяИ дух мой томный обнови,Дай мне терпеть мои мученьяВ надежде, вере и любви. И.Козлов Владимир (Красно Солнышко) – 988г.- Крещение Руси – Днепр. Владимир отправил вразные страны послов. Красота богослуженияв Греции, входившей в состав Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в летописи. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой не знаем, как ирассказать об этом. Знаем мы только, чтопребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мызабыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пре-бывать в язычестве. Церковное пение – унисон (одноголосие), мужское, a capella (без сопровождения),выражало идею единомыслия, соединение сердец и умов: «Пусть твой язык поет, а ум пусть прилеж-но размышляет над смыслом песнопения»Знаменный распев – сплав русской культу-ры с византийской, величественен, строг.

Конспект урока музыки в 6 классе разработан на основе программы «Музыка» 1 -7кл., автор Е.Д.Критская.

Тема:

Тип урока:

Формирование новых знаний.

Цель урока:

Особенности мировосприятия композитора С.В.Рахманинова, темы философского звучания в его творчестве.

Задачи урока:

Знакомство с жизнью и творчеством композитора. Краткий обзор исторических предпосылок. Особенности жанра «романс» в творчестве С.В.Рахманинова.

Прилагается презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир образов вокальной и инструментальной музыки Образы романсов С.В.Рахманинова Работу выполнила Учитель музыки МБОУ «СОШ №1» г.Бологое Тверской области Минчева Л.Н.

Сергей Васильевич Рахманинов 1873 - 1943 Русский композитор, пианист, дирижёр.

С творчеством Сергея Рахманинова мы с вами начали знакомится ещё в начальной школе. Сегодня мы попробуем вспомнить, обобщить все - что знаем об этом великом, русском композиторе. Итак, наше путешествие в «мир Рахманинова» начинается…

"Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды". С.В. Рахманинов жил и творил на рубеже XIX – XX веков. Столкновение нового во старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве. Время, связанное с первой мировой войной и революциями, охватившими всю Россию.

Как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины.

Задание: Послушайте романс «Сирень» и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку? Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы?

По утру, на заре, По росистой траве, Я пойду свежим утром дышать. И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду своё счастье искать… В жизни счастье одно Мне найти суждено, И то счастье в сирени живёт; На зелёных ветвях, На душистых кистях Моё бедное счастье цветёт… СИРЕНЬ

Рассказ « Сирень» …Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Серёжу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо…У каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдаёт чернилами; самая вкусная–голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…

Транскрипция С.В.Рахманинова

Задание: В чём отличие двух исполнителей романса «Сирень»? Какой образ создаёт каждый из исполнителей? Найдите созвучия между музыкальными и зрительными образами.

Выводы: Личность выражает внутреннее состояние в музыке Различные исполнители создают свой образ Зрительные образы усиливают восприятие, делают музыкальный образ более разнообразным, выразительным. Выводы: Композитор, художник, писатель, а так же исполнитель создают каждый свой образ, выражая своё внутреннее состояние. Зрительные образы усиливают восприятие слушателей, делают музыкальный образ более разнообразным. Домашнее задание: Прочитайте рассказ Ю.Нагибина «Сирень», который усилит впечатление от музыки С.Рахманинова, поможет представить образ композитора, войти в его мир.

Предварительный просмотр:

6 класс Урок музыки по теме

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова».

Тип урока:

Формирование новых знаний.

Цель урока:

Особенности мировосприятия композитора С.В.Рахманинова, темы философского звучания в его творчестве.

Задачи урока:

Знакомство с жизнью и творчеством композитора. Краткий обзор исторических предпосылок.

Особенности жанра «романс» в творчестве С.В.Рахманинова.

Воспитание слушательской культуры.

Оборудование урока:

Технический ряд: компьютер, проектор.

Зрительный ряд : презентация.

Музыкальный ряд : С.Рахманинов, Е.Бекетова романс «Сирень»- вокальное исполнение.

(приложение 1)

С.Рахманинов транскрипция романса «Сирень» в исполнении автора (приложение 2).

Литературный ряд : Ю.Нагибин рассказ «Сирень», фрагмент.

Дидактические материалы: текст романса «Сирень», сл. Е Бекетовой – раздаточный материал.

Ход урока.

Слайд 2.

Учитель: Эпиграфом к теме сегодняшнего урока я хочу зачитать последнюю строчку стихотворения «Вечер» И.Бунина: «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне».

Какое настроение вызывают эти слова? На какую мысль они наталкивают?

Учащиеся: Ответы различные (учащиеся предполагают, что творчество пробуждается тогда, когда человек находится в единении с природой, открыт миру, чутко его воспринимает).

Учитель: Близки ли мы к природе сегодня? Попытайтесь « заглянуть в себя». Часто ли современный человек испытывает такие простые и вместе с тем глубокие, возвышенные чувства от общения с природой?

Учащиеся: (задумываются).

Учитель: Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству русского композитора, пианиста, дирижёра С.В.Рахманинова. Композитора упрекали в старомодности, а он говорил: «Не хочу ради того, что я считаю модой, изменять постоянно звучащему тону, сквозь который слышу окружающий меня мир».

Слайд 3.

Учитель: Чтобы определить «звучащий тон» Рахманинова попробуем вспомнить, обобщить все - что знаем об этом великом, русском композиторе.

Итак, наше путешествие в «мир Рахманинова» начинается…

Предлагаю вам совершить путешествие в историческое прошлое…

Слайд 4.

Учитель: На какие размышления наводят вас фрагменты просмотренного фильма? Учащиеся: Композитор жил в сложное историческое время, связанное с первой мировой войной и революциями, охватившими всю Россию. Столкновение нового со старым охватило все сферы жизни, в том числе и искусство.

Слайд 5.

Учитель: А как вы понимаете слова С. Рахманинова: "Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды"?

Учащиеся: С.Рахманинов остался верен традициям классического искусства.

Слайд 6.

Учитель: Значит, можно сделать вывод, что С.В.Рахманинов стремился сохранить свой внутренний мир, сумел отстоять своё мнение. Искренне, взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе.

Слайд 7.

Учитель: С.Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времён. Как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины. Как вы думаете почему?

Учащиеся : Воспоминания детства, много сирени, где он родился.

Учитель: Вы правы. Родина Рахманинова – Новгородский край. Здесь он наполнился старинными напевами, колокольными звонами, здесь в нём пробудилась «бескрайняя любовь к России и ко всему русскому». Красота родной природы наполнила сильным чувством музыку композитора. Как будто прозрачными акварельными красками написан его романс «Сирень».

Слайд 8.

Учитель: Задание:

Послушайте романс «Сирень» и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?

Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы?

Слайд 9, 10, 11, 12, 13. (приложение 1)

Учащиеся : (ответы ). Романс рассказывает о любви, нежности. Музыка выразительная, присутствует элемент изобразительности. В музыке чувствуется прозрачность воздуха, лёгкое дыхание ветвей сирени. Созданы ясные, спокойные образы, полные душевного покоя. Возможно, композитор испытывал счастливые моменты своей жизни, что нашло отражение в его музыке.

Учитель: Вы правы, это была лучшая пора жизни композитора. Каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. Впоследствии Рахманинов писал: « Именно здесь мне хорошо работалось».

Эти воспоминания композитора легли в основу рассказа Ю.Нагибина «Сирень».

Слайд 14.

«Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке…

И когда Верочка Скалон выбежала в сад…он ахнула…поражённая дивным великолепием сиреневого убранства.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Серёжу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щёки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но всё-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени - у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдаёт чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…»

Учитель: Как вы думаете, почему Серёжа Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус?

Учащиеся : Он пытался сравнить разные оттенки сирени.

Учитель: Заметили ли вы изменения интонации в мелодии романса? В какой части романса звучат более напряжённые интонации? Что они выражают – радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?

Учащиеся : В мелодии было развитие. Во второй части романса звучат более напряжённые интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.

Учитель: Послушайте транскрипцию этого романса в исполнении самого композитора и ответьте на следующие вопросы:

Слайд 15.

В чём отличие двух исполнителей романса «Сирень»?

Какой образ создаёт каждый из исполнителей?

Найдите созвучия между музыкальными и зрительными образами

Слайд 16.

Учащиеся : Сам автор исполняет романс. Он передаёт свои чувства, переживания, волнение. Поэтому музыка рисует образ человека. А в первом, вокальном исполнении передаётся безмятежность природы, образ прозрачности, покоя подчёркивается высоким женским голосом – сопрано.

В процессе анализа учащиеся предлагают свои варианты созвучия музыкальных и зрительных образов.

Слайд 17.

Учитель: Подводя итог нашего урока, мы можем сделать следующие выводы:

Композитор, художник, писатель, а так же исполнитель создают каждый свой образ, выражая своё внутреннее состояние.

Зрительные образы усиливают восприятие слушателей, делают музыкальный образ более разнообразным.

Домашнее задание: Прочитайте рассказ Ю.Нагибина «Сирень», который усилит впечатление от музыки С.Рахманинова, поможет представить образ композитора, войти в его мир.


Типы и степень контраста Характер противопоставления Уровень и место действия в музыкальной форме
1. Дополняющее сопоставление. Наименьшая степень контраста Единая музыкальная сущность, воплощаемая через несколько близких тем-образов. Лирические пьесы, танцевальные жанры: Ф. Шопен – ноктюрны, прелюдии, вальсы. В вокальных формах – это соотношение между запевом и дополняющим его припевом Первый уровень: средства выразительности. Например, мелодико-вариант­ное, гармоническое, фактурное, регистрово- темб­ровое сопоставление тем-образов. Второй уровень: структурный. Может использоваться между частями в любом типе простых и сложных форм
2. Оттеняющее сопоставление. Ярко выраженная степень контраста, как бы крайние стороны, но одной сущности Единая музыкальная сущность, воплощаемая через несколько ярко окрашенных тем-образов, существующих в музыкальных произведениях без столкновения и конфликта. Например, в маршах, экспромтах, скерцо Первый уровень: средства выразительности. Например, интонационно-мело­дический контраст, тонально-гармоническое сопоставление, метроритмическое и темповое преобразование тем-образов. Второй уровень: структурный. Может использоваться между частями сложных форм: 3-част­ных, рондо, рондосонатных
3. Конфликтное противопоставление. Наивысшая степень контраста, большая степень драматизма разных сущностей Столкновение двух (реже больше) противоположных по содержанию музыкальных сущностей, воплощаемых через ярко контрастные темы-обра­зы, существующие в музыкальном произведении в состоянии активной борьбы, вплоть до антагонизма. Например: в сим­фонии, опере, оратории Взаимодействие первых двух уровней: контраста средств выразительности и динамичной смены функций частей в масштабных формах. Третий уровень: драматургический. Может использоваться в сонатных, сонатно-симфонических, контрастно-составных крупных циклических жанрах, оратории, опере

Итак, были затронуты два вопроса о контрасте в музыке. Первый – его внутренний характер и степень противопоставления, второй – конструктивное действие в условиях простых, сложных сонатных и циклических форм. Сложная проблема контраста этими двумя признаками не ограничивается. Чтобы понять его суть, осознать значение в музыкальном сочинении, необходимо ознакомиться и со вторым, противоположным ему, важнейшим принципом музыкального движения – принципом тождества, или повторности. Именно эти два принципа – тождества и контраста – во взаимодействии друг с другом и составляют сущность формообразования в музыке. Они создают ту гармонию равновесия, устойчивости и внутренней пропорциональности, которыми особенно отличаются классические сочинения.



Тождество в музыкальной форме – это наличие сходства, совпадения, повторяемости между темами, частями, разделами, выраженное в той или иной степени и реализуемое с помощью подобных музыкальных средств. Если контраст в музыке есть накопление и обострение изменений, то повторность есть отсутствие принципиальных изменений, минимум различий. Количество и качество изменений в повторяемых элементах (темах, разделах, частях формы) определяют градации тож­дества. Самая большая степень идентичности – буквальное, точное повторение, лишенное каких-либо изменений, зафиксированных композитором в нотном тексте. Самая большая степень изменения при тождестве – варьированное повторение, которое также должно отвечать тем же требованиям узнаваемости и неизменности сути содержания первоначального музыкального материала, как и при точной повторности.

Как было сказано, принципы тождества и контраста взаимодействуют, но в одних музыкальных структурах доминирует тождество, а в других – контраст. Многие простые формы, особенно в вокальной и инструментальной народной музыке, строятся на преобладании принципа тождества. Это народные песни, танцы, хороводы, а также миниатюры из классического репертуара. Сложные и циклические формы в большинстве случаев используют синтез обоих принципов с определяющей ролью принципа контраста.

Принципы тождества и контраста – универсальное явление в музыке, основа ее формообразования; они естественно дополняют и сменяют друг друга, обеспечивая живой процесс музыкального движения. Роль их в раскрытии образно-художественного содержания огромна, так как они способствуют осознанному восприятию музыки и активному сопереживанию слушателем.

Сегодня мы рассмотрим, что такое контраст относительно различных областей искусства и науки. Этот термин нам встречается в музыке, математике, физике и литературе, в театральном контексте и в кинематографе. Контраст также имеет большое значение для фотографии и даже для картины, написанной красками или карандашами.

Общее краткое понятие

Для начала определяемся с контраст, вне зависимости от какой-либо отрасли. Термин происходит от французского слова contraste, что переводится на русский как "противоположность". Суть контраста заключается в разности двух (стандартный вариант) элементов. Их отличия могут заключаться не только в размерах, но и в формах, цветах, возрасте… кроме того, контраст может встречаться нам в неосязаемых вещах. ассоциации, мечты, сны, голоса, впечатления и так далее.

Музыка и ее выражение

Каждый музыкант прекрасно знает, что такое контраст в музыке. Мы воспользуемся их знаниями и обогатим свой кругозор. В основе ярких, эмоциональных и нестандартных произведений лежит именно контраст. Он достигается путем сопоставления принципиально разных музыкальных единиц. К примеру, это может быть контрастность оттенков - резкий переход от громко сыгранного аккорда к тихому перебору нот. Разница может заключаться в ладах - первая часть произведения исполняется в миноре, а заключительная - в мажоре (Фантазия ре-минор Моцарта). Аналогично контрасты в музыкальном искусстве проявляются в ритме (смена размера в середине произведения), в темпе, в штрихах. Очень оригинально звучат пьесы, в которых чередуется плавное легато и отрывистое стаккато.

Живопись

С момента зарождения самых первых видов искусства люди знали, что такое контраст, но пользовались этим приемом очень осторожно. Во времена античности, в средние века, и даже в эпоху Возрождения в моде была выдержанная в одном русле цветовая гамма. То есть если картина должна быть темной - то и все ее элементы состоят либо из серых тонов, либо из коричневых. Если же изображается нечто светлое, то и все краски подбираются в соответствии с этим правилом. В конце 19-го века творцы стали отступать от этих стандартов, и в ход пошла экспрессивная контрастность. При этом заключалась она не только в цвете, но и в формах. Например, Ван Гог делал акцент именно на сочетании самых ярких оттенков в своих работах. Сальвадор Дали экспериментировал с формами, а также сопоставлял самые несочетаемые между собой предметы. Пабло Пикассо умел так искривлять пропорции, что они смотрелись нарочито неправильно, но при этом уникально и очень красиво.

Фотография

В наше время контраст - определение, которое у многих людей ассоциируется с фотопленкой или с электронными вариантами снимков. Суть заключается в том, что фотографический материал передает разницу характеристик различных участков изображения. Это могут быть очень темные и очень светлые и теплые тона, что в сумме создает насыщенность картины, делает ее целостной и яркой. Наиболее яркий прием в фотографии - это оптический контраст. Основа его заключается в том, что один предмет, который выступает в главной роли на снимке, сильно отличается (по любым признакам) от фона. Оптический контраст делится на цветовой (встречается также в дизайне одежды и помещения), а также контраст освещения (игра света и теней).

Литература

В данной сфере наиболее ярко можно увидеть, что такое контраст образов. Любое произведение, будь то рассказ, стихотворение, поэма или роман, состоят из главных действующих лиц. Самое интересное, что в этой роли выступают не обязательно люди. Это могут быть птицы (Лермонтов, «Птички небесные»), животные, (Фет, «Весенний дождь»), атмосфера (Блок, «Ночь, улица, фонарь…») и т. д. Контраст тут заключается главным образом в антонимах. Они могут встречаться либо в описании, либо в прямой речи. Второй контраст образов - это непосредственно портреты главных действующих лиц. Плохой - хороший, высокий - низкий, больной - здоровый, богатый - бедный и т. д. В данном контексте контрастными можно считать произведения Достоевского. Он ярко показывает читателю разницу между богатыми людьми и теми представителями общества, которые только что сняли с себя оковы крепостного права.

Кинематограф

Еще один тип искусства, где четко просматривается, что такое контраст, - это кино. В принципе, его можно тут совместить с театром, так как принцип игры актеров и сценарии идентичны. Как и в литературе, контраст тут строится на образах и атмосфере. Отрабатывается тип поведения героев. Кто-то ведет себя величественно, кто-то низко, у одних действующих лиц хорошее настроение - у других подавленное, кто-то доверчивый, кто-то подлый. На этом строится любая пьеса, любой фильм и любая картина. Можно с полной уверенностью сказать, что без контраста невозможно написать ни один роман и, соответственно, невозможно по нему ни поставить спектакль, ни снять фильм.



Пособия и алименты