Как выбрать бас-гитару? Полный гайд для начинающего бас-гитариста. Обучение игре на бас-гитаре Лучшие бас гитары для начинающих


      Дата публикации: 27 октября 1999 г.

П ервоначально мы с вами познакомимся с тем, как устроена бас-гитара. Рассматривать будем классический вариант - четыре струны, хотя сейчас существуют и пяти-, и шестиструнные бас-гитары. Но нас интересует не это, а то, как она работает.

Для начала познакомимся с басовым ключом. Он называется - ключ Фа . Эта гигантская запятая своим началом показывает местоположение ноты фа . Две точки с двух сторон четвертой линейки нотного стана еще раз подчеркивают этот факт. От нее и отсчитываем все остальные ноты.

Итак, четыре басовые струны: G (соль ) - первая струна, D (ре ) - вторая, A (ля ) - третья и E (ми ) - четвертая. Считаем от тонкой струны к толстой. Одним словом, это те же четыре толстые гитарные струны (третья, четвертая, пятая, и шестая), только на октаву ниже.

Не хочу показаться занудой, но некоторые вещи мне придётся рассказывать очень подробно, в расчёте на новичков (да простят меня "продвинутые"!) И ещё. Не все из нас перешли на бас-гитару после гитары; я подозреваю, что есть и прирождённые "басисты" (сокращение от "бас-гитаристы" - прим. автора ). Поэтому я не всегда буду ссылаться на шестиструнную гитару, а кое-что обьясню, как будто в первый раз.

Для того, что бы научиться находить ноты на грифе бас-гитары, обратитесь к уроку №1 нашего мастер-класса. Все то же самое, но без двух тонких струн. Существуют ли какие-нибудь специальные упражнения для бас-гитары? Конечно! Эти упражнения вы найдете в большом количестве у конкретных исполнителей любимых вами стилей. Чаще всего - на видеошколах. А я, в свою очередь, не претендуя на оригинальность, предлагаю старый, проверенный способ - это, извините за выражение, гаммы. И хотя многие их не любят, но они (гаммы), несмотря ни на что, работают. Ниже я к ним вернусь.

Стоит сказать несколько слов о функциональном назначении баса. Я бы сформулировал так: гармонический фундамент. Или, если хотите, основа аккорда. Возьмем в качестве примера трезвучия (здесь и далее см. урок №2). Предположим, что ваша песня начинается, как это часто бывает, с аккорда Am . Естественно, сначала находим тонику, т.е. ноту ля на любой струне. Это и будет первая и главная ступень данного аккорда. А следующая, популярная у басистов ступень - пятая. Ее лучше найти в той же игровой зоне, где у вас расположилась тоника. Теперь можно начинать играть. Я не шучу. Пригласите с вами помузицировать гитариста-аккомпаниатора, играющего так называемым "боем" (мне больше нравится - "чёсом"), и пусть он поиграет аккорды. Только лучше это делать с метрономом или с драм-машиной. И если ваша песня имеет размер 4/4 (то есть, не вдаваясь в подробности, если она легко просчитывается на /1-2-3-4/1-2-3-4/ и т. д.), то вам следует играть на первую и третью долю такта. Выражаясь более профессионально - половинными длительностями. На каждый первый удар метронома - первая ступень аккорда, на каждый третий - пятая ступень. Меняется аккорд, следовательно, меняется и вся ваша басовая фигура. Теперь вы играете тонику нового аккорда и, соответственно ей, пятую ступень этого же аккорда. Ритмическая часть (пока) остается без изменений.

Цифрами, взятыми в кружочек, обозначаются струны, римскими цифрами - номер лада, а название ноты и какой ступенью она является относительно аккорда, посчитайте сами. С аппликатурой (пальцовкой левой руки) вам также придется разбираться самостоятельно. Главное, чтобы ноты соответствовали по звучанию своей длительности.

Поиграв такую музыку некоторое время, вы заметите закономерность в соотношении расположений первой и пятой ступеней на грифе. Это следует запомнить. Но и это еще не все.

До сих пор мы вели разговор о левой руке, пришла пора поговорить и о правой. Речь идет о звукоизвлечении. На бас-гитаре, так же как и на гитаре, играют и пальцами, и медиатором. Все зависит от стиля музыки, от конкретной композиции, от вашего желания получить звук определенной окраски (охотно допускаю еще целый ряд причин). Но практика показывает, что большинство бас-гитаристов прогрессивных стилей используют пальцевую технику игры. Будем равняться на них. На примере этого упражнения попробуйте поиграть шагающим движением указательного и среднего пальцев правой руки, при этом, после извлечения звука, палец должен опереться на следующую по ходу движения струну. А в случае с четвертой, последней струной, палец должен как будто опереться на предполагаемую струну. Назовем этот прием - опорным.

Следующий этап - добавление третьей ступени. В начале звучания каждого аккорда желательно брать первую ступень (тонику) данного аккорда, а вот вспомогательным звуком вместо пятой ступени или дополнительно может быть третья ступень этого же аккорда. Необходимо учитывать, что в зависимости от наклонения аккорда третья ступень будет различной. В мажорных аккордах между первой и третьей ступенями - интервал 2 тона (большая терция), а в минорных - полтора тона (малая терция). Подробности можно посмотреть в уроке №2.

Я умышленно не проставил номера ладов и струн в надежде, что вы сами найдете местоположение нот на грифе. Во всех тактах этого примера, кроме последнего такта, я использовал первую и третью ступени относительно каждого аккорда. В следующем примере попробуем скомбинировать все аккордовые ступени (1, 3, 5). А заодно и разнообразим длительности.

Мне самому не очень нравится то, как звучит этот пример, но это всего-навсего образец, который поможет вам продвинуться дальше. Модифицируя мелодико-ритмические рисунки, вы сможете создать нечто более интересное. Конечно, игра на бас-гитаре не исчерпывается движением только по аккордовым звукам, но об этом в следующих уроках. Здесь же я позволю себе привести пару несложных стилистических примеров в midi-файлах, которые играть необязательно, достаточно прослушать:

В примере Bossa-Nova бас играет только первую и пятую ступени, а в примере Raggey - все три ступени аккорда. Кстати сказать, самый простой и доступный способ разобраться в особенностях того или иного стиля - это использование так называемых автоаранжировщиков. Компьютерная программы Band-in-a-Box или Jammer - яркий тому пример.

И в заключении о гаммах. Для развития техники игры на музыкальных инструментах люди ничего лучшего пока не придумали. Поэтому наберитесь терпения - и вперед.

Гаммы бывают разные. Начиная с натурального мажора или минора, минуя гармонический и мелодический мажор или минор, затем идут лады народной музыки (миксолидийский, дорийский, фригийский и т. д.), существуют также и искуственно созданные лады и хроматический звукоряд. Как видите, их очень много. Мы с вами ограничимся пока первым и последним.

Квадратиком обозначен тонический звук, то есть первая ступень, относительно которой и строится аппликатурная модель мажорной гаммы. Изменилась тоника - передвинули руку на нужную ноту и играем эту же модель. Когда мы играем гамму, расположенную на четырех ладах, пальцы левой руки располагаются каждый на своем ладу, а в фигуре "три ноты на одной струне через лад", рекомендую Вам играть первым, вторым и четвертым пальцами соответственно. Здесь следует сказать, что прижимать пальцы левой руки к струнам на ладах надо "молоточком", т.е. палец не лежит на струне своей плоскостью, а как бы "втыкается" в нее.

Этот звукоряд хорошо использовать как музыкальную зарядку, проигрывая его вверх и вниз на разных участках грифа, поскольку ширина ладов везде разная. Таким образом вырабатывается координация движений.

Этой информации для первого раза, я думаю, будет достаточно. А об остальном поговорим в следующих уроках.

Без электрической бас-гитары не обходится ни одна из современных музыкальных команд. Бас-гитара придаёт объёмность и основательность звучанию ансамбля, вместе с ударной группой задаёт ритм и определяет стилистику всей композиции. Чтобы в ваших руках по-настоящему зазвучала бас-гитара, обучение должно проходить под руководством опытного преподавателя. Наша Школа рок-музыки «Красный Химик» в Москве предлагает уникальную программу, разработанную опытными педагогами, по обучению игре на этом замечательном и фундаментально важном музыкальном инструменте.

Процесс обучения требует от человека полной самоотдачи, проявления большого терпения и усидчивости. На пути к цели иногда будут возникать ошибки и неудачи, шипы и тернии, но в конце пути вас ждёт звёздное исполнение мечты – профессиональная игра на бас-гитаре, звучание которой никого не оставит равнодушным. А значит, ваше время, ваши силы и средства были потрачены не зря.

Бас гитара: как правильно выбрать

Выбор электрогитар в магазинах музыкальных инструментов достаточно широк. Новичку бывает сложно самостоятельно разобраться в этом многообразии. Если гитару выберут без вашего участия, она может не подойти вам по тем или иным причинам, не понравиться и, вследствие этого, у вас может пропасть желание заниматься. Поэтому, подбирать гитару надо тщательно, учитывая фирму изготовителя (Schecter, Squier, Epiphone, ibanez или Yamaha), ценовую категорию, а также ваши личные предпочтения относительно её формы и цвета. Какими должны быть характеристики и параметры инструмента, вам подскажут педагоги в Школе рок-музыки «Красный Химик».

Отличительные параметры бас-гитар:

  • форма и цвет;
  • материал изготовления – мягкая или твёрдая древесина, графит, лютит, комбинированная из различных материалов;
  • количество струн – от 4-х до 6-ти;
  • длина мензуры – выбор определяется предпочтениями в габаритах инструмента и расстоянием между ладами, а также его звуковыми характеристиками;
  • наличие или отсутствие ладов – зависит от личных предпочтений и начального уровня подготовки.
  • Какой бы инструмент вы ни выбрали, он должен радовать вас внешним видом, быть удобным и вызывать желание на нём играть.

    Сам себе учитель: можно, но нужно ли?

    Научиться играть на бас-гитаре с нуля самостоятельно в домашних условиях вполне возможно. Просматривая различные видео курсы или уроки в интернете и прилагая изрядные усилия, можно получить определённый результат. Вот только будут ли соответствовать затраченное время и силы ожидаемому результату?

    Для тех, кто имеет опыт игры на акустической гитаре, освоить басовую будет значительно проще. Главное – освоить гриф бас-гитары и выяснить его отличия от гитарного грифа. Особое внимание необходимо будет уделить настройке инструмента.

    Вроде бы всё делается по самоучителю, а что-то не так звучит инструмент. Совсем не похоже на любимую композицию в исполнении вашего кумира. А подсказать, в чем проблема, дома некому – рядом нет опытного наставника.

    Как проходит обучение в рок-школе

    В нашей Школе рок-музыки «Красный Химик» опытный преподаватель всегда придёт к Вам на помощь, разработает личную программу и учебный репертуар. Мы предлагаем обучение как для начинающих, так и для желающих повысить свой профессиональный уровень.

    В зависимости от уровня первоначальной подготовки, для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа обучения. Она содержит самые необходимые теоретические и практические навыки как для начинающих любителей, так и для растущих профессионалов:

    • правильная постановка рук;
    • способы настройки бас-гитары;
    • правила и техники звукоизвлечения:
      • с помощью медиатора;
      • фингерстайл;
      • слэп и другие.
    • теория музыки – ноты, ритмика, метр;
    • уроки гармонии – изучение аккордов и ладов, их практическое использование;
    • практические занятия помогают в:
      • развитии чувства ритма;
      • координации движений и правильном обращении с инструментом;
      • уверенном освоении грифа бас-гитары;
      • техническом развитии рук.

      Что даёт школа:

    • занятия без скуки и зубрёжки;
    • ощутимый результат уже через 2-3 месяца занятий;
    • понимание функции бас-гитары в ансамбле;
    • опыт концертных выступлений.

    Преподаватели в процессе обучения в качестве примера используют басовые партии из лучших композиций знаменитых музыкантов:

    • Клифф Бёртон (Metallica);
    • Джон Пол Джонс (Led Zeppelin);
    • Джако Пасториус;
    • Рон Картер и другие.

    В учебный репертуар включены классические музыкальные произведения, например: Иоганна Себастьяна Баха. В учебном процессе по классу бас-гитары педагоги используют различные пособия, проверенные временем: Ю. К. Андреев «Школа игры на бас-гитаре», Чак Шер «Импровизация на бас-гитаре и контрабасе» и другие.

    Педагоги большое внимание уделяют практическим занятиям:

    • в школе, во время которых с учеником разбираются новые упражнения, повторяются заданные на дом и проводится разбор и исправление ошибок.
    • самостоятельным, когда обучающийся дома закрепляет полученный навык, доводя его до стабильно хорошего результата.

    Теоретическая подготовка без подкрепления практическими занятиями не принесёт ощутимого результата. Всё, что преподаватель рассказал и показал на уроке, ученику необходимо проработать самостоятельно дома. Желательно заниматься пусть понемногу, но регулярно, каждый день. Терпение, настойчивость и упорный труд приведут вас к намеченной цели.

    Сколько стоит

    Цена курса обучения на любом инструменте – 9000 рублей в месяц. В эту стоимость входят 4 теоретических и 4 практических занятия по избранной вами специальности. Каждому записавшемуся на обучение в Школу рок-музыки «Красный Химик» предоставляется одно занятие в подарок.

    Как записаться

    Чтобы записаться на занятия, достаточно на сайте заполнить соответствующую форму, указав контактные данные. Наш менеджер через несколько минут свяжется с вами, ответит на все возникшие вопросы и запишет к преподавателю по интересующему вас направлению.

    При желании можно одновременно проходить обучение по двум специальностям, например: бас-гитара и фортепиано, бас-гитара и вокал. Опытный педагог посоветует вам, как лучше их совместить и поможет организовать занятия.

    Научиться хорошо играть на бас-гитаре может любой человек, даже не имеющий музыкальных навыков. Ваш вклад – терпение и труд, мы гарантируем помощь и поддержку. Добро пожаловать в Школу рок-музыки «Красный Химик»!

    РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

    Хотите попробовать?

    Да, хочу!

    Наши выпускники

    вокалист московской панк-рок группы «Тараканы!»

    Дмитрий Спирин родился 22.02.1975-го года в г. Москва, где и окончил 665-ю школу. Уже в школьные годы, а именно в 12 лет увлекся роком. Подростком Дмитрий получил свое первое музобразование в школе бас-гитары «Красный Химик». При этом деньги на свой инструмент Дмитрий заработал самостоятельно, подрабатывая грузчиком у популярной группы «Клеопатра». В то же время он начал играть на бас-гитаре в гр.«Кутузовский проспект».

    Юрий родился в 1974-м в столице России – в г.Москва. В школьные годы занимался в музшколе по классу виолончель, но вскоре увлекся гитарой. Особенное влияние на выбор инструмента оказали такие группы как Metallica, Annihilator и Accept. А затем еще больше проникся музыкой групп пауэр-металл-стиля. После школы поступил в МТУСИ на факультет радиотехники.

    Для кого этот курс?

    Этот курс отлично подойдет как абсолютным новичкам, так и тем, кто уже имеет какой-то опыт игры на гитаре (и не обязательно на басу).

    Вы сможете научиться играть на бас-гитаре, даже если вы только лишь интересовались этим инструментом и никогда не пробовали играть «вживую». И даже если вы никогда не играли на гитаре (классической, акустической, электро-).

    Курс сочетается с другими нашими обучающими видео. Поэтому, если вы уже учились у нас, вы обнаружите себя в легкой, непринужденной обстановке, где вам будет привычно и легко осваивать программу курса.

    Что включает данный курс?

    Наш курс включает в себя подробные упражнения, техники, приемы, фишки и все, что необходимо, чтобы освоить данный инструмент. Вся информация предоставлена подробно, понятным языком.

    Краткое содержание :

    1. Бас-гитара: история, особенности, строение
    2. Настройка
    3. Звук бас гитары, звукосниматели, подходы к саунду
    4. Манеры игры, медиатор vs пальцы
    5. Игра на басу пальцами. Постановка руки, звукоизвлечение
    6. Игра медиатором. Штрихи. Атака
    7. Басовые риффы как основа музыкальных тем
    8. Минорная и мажорная гаммы
    9. Ритмичная игра, рисунки
    10. Блюзовые темы
    11. Чередование струн. Игра перебором
    12. Чередование струн. Игра октавами
    13. Ритмические рисунки часть 2
    14. Игра на басу в стиле регги
    15. Басовые проходы, пассажи повышенной сложности
    16. Скоростная игра на басу, правильная техника, разгонка
    17. Основы игры слэпом
    18. Аккорды в игре на басу
    19. Трюки и примеры необычного звукоизвлечения
    20. Практика: пример сочетания разных техник

    Чему вы научитесь после прохождения курса?

    После прохождения всех уроков курса и выполнения всех упражнений вы освоите бас-гитару с нуля и будете обладать навыками для игры в коллективе, сможете сочинять свои басовые партии, свою музыку.

    Вы освоите всю технику, необходимые приемы игры. Вы освоите игру пальцами и медиатором, сможете играть ритмично, чисто, разовьете скорость. Вы научитесь взаимодействовать с ударными, сможете украшать свои партии, отталкиваясь от аккомпанемента.

    Кто автор?

    Привет, меня зовут Якуб Агишев и я автор этого курса. Я играю на электрогитаре с 2004 года. Около 7 лет играю в группах. Преподавать начал с 2008 года. Провожу индивидуальные занятия с учениками (как лично, так и онлайн).

    За время преподавания у меня накопился довольно большой опыт в плане обучения игре на электрогитаре.

    Как получить курс?

    Курс предоставляется в электронном виде (получаете ссылку на архив и скачиваете себе на компьютер).

    Вам остается сделать лишь 3 простых шага :

    1. Кликните по желтой кнопке ниже
    2. Оплатите удобным способом
    3. Скачайте курс себе на компьютер

    Важно! В процессе оформления заказа вам будут предложены другие наши курсы со скидкой. Если вам интересны темы других наших курсов, то вы можете воспользоваться этим предложением и получить курсы с максимальной выгодой.

    9 из 10 начинающих БАС-ГИТАРИСТОВ

    РЕШИВ ОБУЧАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО

    ИЛИ У ЧАСТНЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

    ДАЖЕ ПРИХОДЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ШКОЛЫ/СТУДИИ

    - попадают
    в ловушку!*

    *Откуда мы это знаем? - Спасть их потом приходится нам!

    Ловушка №1 Сольфеджио, слух, нотная грамота, безысходность...

    Аристарх Виссарионович, я вот уже целый год учусь писать ноты в тетрадке и сдаю вам слуховые диктанты, а когда мы наконец начнем играть на бас-гитаре?
    - Когда запомните, что увеличенная кварта лидийского лада разрешается в малую сексту от доминанты минора!
    - А говорят, Курт Кобейн не знал нот...
    - Ах, не поминайте этого нечестивого смутьяна в нашем благопристойном учреждении культуры!

    Казалось бы - невероятно, но такие диалоги до сих пор звучат! В то время как Грамотный Преподаватель бас-гитары обязан соотносить методику с твоими индивидуальными интересами, временем и терпением. Точка!

    Ловушка №2 Тотальная зубрёжка – скучно и бесперспективно!

    Даже если тебе посчастливится не потонуть в нотной грамоте, ты рискуешь нарваться на “тотальную зубрёжку”.
    - Тебя просто сажают за кипу табулатур и просят тупо зубрить всё что видишь.
    В результате, начинающий новичок может играть на бас-гитаре только заученными цитатами (да и то, если их не забудет).
    Но тебя не учат понимать, как строится партия инструмента в принципе - чтобы ты мог просто и свободно играть на бас-гитаре с нуля что тебе хочется и как хочется!

    Ловушка №3 Нет понимания, как применить себя в группе!

    Избежав Ловушки №2, ты учишься извлекать ноты, играть рифы и фразы. Пусть даже делать это классно – если тебе посчастливилось попасть к хорошему преподавателю по бас-гитаре.
    Но как самостоятельно найти нужные ноты, когда ты пришёл в живую группу, и твой бас должен ладить со всеми остальными инструментами?
    Именно твоя партия может превратить песню как в качевый хит, так и в унылый шум!
    Так что же именно нужно играть и как? Как правило, при обучении начинающих игре на бас-гитаре это остается в тени.
    Сам по себе ты звучишь классно, харизматично, но в группе все превращается просто в вялую кашу. Ты не знаешь в чем причина, теряешь интерес к репетициям, к музыке, к себе как бас-гитаристу… Но ты ли в этом виноват?



    Материнский капитал