Картины брейгеля в высоком разрешении. Питер Брейгель (Старший) биография кратко и интересные факты

Ноябрь в России – месяц памятный. В ноябре революция, та самая, Октябрьская, Великая. Долго отмечали. Теперь перестали. Со всем примирились, с чем-то согласились. Но почему, когда думаю о революции, мне так часто вспоминается Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel de Oude, ок. 1525 - 9 сентября 1569) . Он не понаслышке знал, что такое восстание и сумел отразить это в своих полотнах. Но хватит вступлений, приступим к рассказу.

Брейгеля с революцией роднит многое. Он тоже любил простой народ. За что и получил прозвище «Мужицкий». Только вот любил он то, за что не любят обычно. В его картинах почти всегда гротеск. Ему искренне нравились только дети, о взрослых он думал совсем иначе.

Странное дело, своим главным учителем он считал , даже карьеру художника начал с подделки его работ. Но Босха в раннем самостоятельном творчестве мастера было немного – Брейгеля больше интересовал реализм.

Рыночная площадь – особенное место в любом средневековом городе. Центр всей жизни, центр праздника. Для художника карнавал имел особенное значение. Ему нравилось, когда весь окружающий мир как будто вставал с ног на голову. Именно тогда можно было увидеть самую суть вещей.



Перед нами картина «Битва масленицы и поста». Пост проиграл. Это сплошная похвала глупости. Пьяные люди, калеки, нищие… Их мы видим в первую очередь. Только дети играют в игры, не обращая внимания на причуды взрослых. Люди уже выходят из церкви, выходят, чтобы присоединиться к оргии. Прямо по центру на бочке восседает толстяк. На его ногах – котелки, не голове – пирог. Забавный перифраз Иеронима Босха, его демона обжорства из триптиха «Сад земных наслаждений». У Босха демон пугает. У Брейгеля он смешон.

Смех – лучшее лекарство от страха смерти. А она совсем рядом, тоже тут, на площади, прямо в правом углу картины. Труп мужчины, скорее всего, погибшего от чумы. Его живот вздут, над ним кружатся мухи. Люди идут мимо, не замечают его, бросают милостыню в горшок, стоящий рядом с усопшим. Никто даже не понимает, что он уже мертв, что его смерть угрожает всему городу. Перед нами трагедия, но трагедия незаметная. Именно она больше всего интересовала Брейгеля.

Есть в такой трагедии что-то особенное. Когда она выставлена на показ, то ее все замечают, все видят. Но в этом равнодушном мире, по большей части, всем все равно. И это безразличие убивает. Как тут не вспомнить один эпизод из великого романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Тот момент, когда к Григорию Мелехову приходят «красные»и один из них просто так убивает его собаку. Когда герой спрашивает, зачем он это сделал, тот отвечает, что ему все равно. Собака, человек, любая другая жизнь – цена всего один патрон. Один патрон – и не важно кто. Так и на картине «Икар» Брейгеля. Главного героя вы даже не видете.



Перед вами корабль, крестьянин, путник, рыбак, прекрасный пейзаж. А Икар у корабля – вон торчат его ноги. Он захотел взмыть в небо, научить людей летать. Но упал, а в итоге всем пофиг. Никто не пытается его спасти. Идти далеко, а корабль под парусами. Что там, еще один погиб, да какая разница, мало смертей что ли в мире?

Смертей много. Питер Брейгель сам это видел. Видел, с какими зверствами испанцы подавляли мятежи в своей колонии, как ни за что гибли тысячи людей в руках инквизиции. Это может свести с ума. И так родилась «Безумная Грета». Именно эту картину обычно вспоминаю я, когда думаю о любой войне.



Есть легенда (она в основе картины) про женщину, которая сошла с ума. В её жизни было слишком много горя. Умерли родные, сгорел дом. Она все сносила, но до той поры, пока не пропала её сковородка. Тогда Грета надела доспехи, взяла меч и пошла в Ад воевать с Дьяволом. Она слышала, что у него лучшие сковородки. Вот тут и пришло время Босха в жизни Брейгеля. Мы видим Грету, которая, не обращая внимания на все, что творится вокруг, идет к своей цели. Но её фигура комична. В правой руке она сжимает меч, на ней латы и шлем, а левой пытается удержать все добро, оставшееся от прошлой жизни. Не лучшая тактика для нападения. Кроме того, она даже не замечает, что сковородка, из-за которой она потеряла разум и отправилась на войну, все еще находится в её корзине.

А на заднем плане женщины обороняют свой горящий дом от чертей, сражаясь не хуже профессиональных солдат. Грета слепа. Слепа не в прямом, а в переносном смысле. Но таковы почти все люди. Питер Брейгель Старший, видевший слишком хорошо, знал это как никто другой. Не случайно именно слепцов он изобразил незадолго до смерти.

«Слепцы» – прекрасная аллегория. Люди обожают следовать за теми, кто сильнее, но при этом не замечают, куда их ведут. Не знают они и того, что, временами, бывает слеп сам ведущий. Как часто дорога к «Царству небесному» на земле заканчивалась провалом и кровавой резней. Не это ли главный урок истории? На полотне мы видим, что первый уже упал, второй только чувствует, что потерял равновесие, но не может ничего понять. Другие еще ни о чем не подозревают. Они падают в болото. Их тела затянет трясина, и никто даже не вспомнит о них.

Считается, что незадолго до смерти Брейгель создал свое лучшее полотно, которое назвал «Торжество правды». Правда не дожила до наших дней, картина бесследно исчезла в истории. Художник, который так хотел открыть людям глаза, в сознании потомков остался певцом глупцов, слепцов и смерти. И только дети и сама природа на его картинах умели искренне радоваться жизни. Может, в этом и было торжество правды – смотреть на мир глазами ребенка?

Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel) — великий художник прошлого из Нидерландов. Известен также как Брейгель «Мужицкий «. Родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция). Ушёл из жизни в 1569 году в Брюсселе. Основными направлениями его живописи были пейзажи и жанровые сцены. Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля старшего оказал Иероним Босх. Надо сказать, что в его семье было немало известных и просто хороших художников, как, например, — сын или , но именно он явился самым известным, который своим творчеством внёс значимый вклад в мировое искусство.

Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график. Этому мастерству Питер обучался в Антверпене в мастерской у Питера Кука ван Альста, который был известным придворным художником того времени. После этого он был принят в антверпенскую гильдию художников и стал заниматься живописью на профессиональной основе. Искусство стало его работой. Тогда он впервые увидел картины , которые произвели на него неизгладимое впечатление. После этого он создал несколько вариантов на темы полотен художника и даже стал подражать ему в своей живописи, учиться технике Босха. Так, с этим связана довольно скандальная история, когда гравюра на тему Питера Брейгеля «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью Иеронима Босха за большие деньги.

Его картины — это правда и вымысел. Как и многие художники того времени, он был недоволен политикой, властью, законами, вседозволенностью церкви, но не мог честно говорить об этом, так как за правду могла последовать суровая кара. Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. Поэтому он, как и некоторые другие, предпочитали выражать своё несогласие, внутренний бунт через символизм. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы. Может быть, поэтому при жизни его считали «немым». Он писал замечательные картины, но никогда не писал статьи, не переписывался с друзьями. Он не писал портреты своих жён, детей и самого себя и поэтому о нём практически ничего неизвестно. До нас дошли лишь его живописные произведения, да пара официальных документов. Без сомнения, он один из самых загадочных художников и личностей прошлого.

Питер Брейгель Старший умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Был захоронен в церкви Богородицы. В настоящее время Питер Брейгель старший является одним из самых известных художников прошлого. Его картины находятся во многих музеях мира, около трети из которых — в музее истории искусств в Вене. К сожалению, в Российских музеях его полотна отсутствуют.

Художник Питер Брейгель Старший (Мужицкий) картины:

Безумная Грета

Вавилонская башня

Возвращение стада

Игры детей

Избиение младенцев

Крестьянская свадьба

Крестьянский танец

Малая Вавилонская башня

Мизантроп

На пути в Египет

Обращение Савла

Охотники на снегу

Падение ангелов

Падение Икара

Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц

Перепись в Вифлееме

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов

Пи́тер Бре́йгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, МФА: [ˈpitər ˈbrøːɣəl]; ок. 1525 - 9 сентября 1569, Брюссель), известный также с прозвищем «Мужицкий» - нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.

В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин , которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552-1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника .

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.


В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.

«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» - одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие - «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

ТВОРЧЕСТВО

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.

Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название - «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».


ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Найти художественные средства для изображения того, что происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима Босха.

В Поклонении волхвов художник в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно. Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного прохожего. Перед Марией — трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.

Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника — все это включается в тесные рамки одного произведения.

Творения Брейгеля требуют от зрителя напряженного внимания, тревожат своей неоднозначностью, будят воображение.

Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов глубочайший смысл.

ЖАТВА

Известно пять картин Брейгеля (1525/1530-1569), посвященных временам года, и одна из них — находящаяся в музее Метрополитен «Жатва». Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.

В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. «Жатве», как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.

Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами. Брейгель часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения.

Умевший беспощадно обнажать дурные стороны человеческой природы, Брейгель изображал крестьян с симпатией и любованием их трудом и отдыхом.

Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.

БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. 1525–1569), также Питер Брейгель Старший, последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Луки в Антверпене в1551; это дает возможность предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками.

Самые ранние произведения Брейгеля – пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. 1480–1550). Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной.

Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости – наследие позднесредневекового мышления. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. В картинах Битва поста и масленицы (ок. 1559), Детские игры (ок. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности.

Брейгель обогатил образы глупости, воскресив чудовищные и фантастические создания Иеронимуса Босха (ок. 1450–1516). Эти создания появляются в сериях гравюр Кока по рисункам Брейгеля Семь смертных грехов и Семь добродетелей (1558). Босховский дух вновь появляется в таких поздних картинах Брейгеля, как Падение ангелов (1562, Брюссель Королевский музей изящных искусств) и Безумная Грета (1562, Антверпен, музей Майер ван ден Берг).

Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий, и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника. В Триумфе смерти (ок. 1562, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе.

Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. В двух картинах – Избиение младенцев (ок. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в.

Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года , или Месяцы (1565), изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину. Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле; находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.

Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника; однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин, изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни.

Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.


Становление художника

Искусствоведы до сих пор спорят о месте и точной дате рождения Питера Брейгеля. Судя по всему, он родился между 1525 и 1530 годами недалеко от города Бреда в Северном Брабанте — провинции современных Нидерландов.

«Падение Икара», 1558 год

Ещё в детстве Питер попал в Антверпен, где находилась мастерская известного художника Питера Кука ван Альста, который одно время даже считался придворным художником Карла V. Тогда большинство художников, в том числе и учитель Брейгеля, относили себя к романистам. Однако Брейгель с самого начала шел своим путем, не поддаваясь моде. Об этом свидетельствует его ранняя работа «Падение Икара», в которой он вместо красивой романтической легенды показывает неуклюжее утопающее тело на абсолютно бытовом фоне. Вообще, главные герои картин Брейгеля — представители низов, обычные деревенские жители.


«Битва Масленицы и Поста», 1559 год

Путешествие и переезд

В 1550 году умер учитель Брейгеля, после чего, немного поработав в гравюрной мастерской, он решился на грандиозное путешествие по Европе. Брейгель объехал Францию, Швейцарию и Италию, осматривая древнеримские памятники и средиземноморские гавани.


«Морской бой в гавани Неаполя», 1562 год

После продолжительного путешествия Брейгель женился на дочери своего учителя и вместе с ней уехал в Брюссель, где и прошла наиболее продуктивная часть его жизни. В Брюсселе Брейгель пишет «Путь на Голгофу», «Падение мятежных ангелов», «Избиение младенцев» и ряд других известных картин.


«Путь на Голгофу», 1564 год



«Падение мятежных ангелов», 1562 год


«Избиение младенцев», 1566 год

Исследователи творчества Брейгеля отмечают, что тот никогда не брался за заказные портреты и никогда не изображал обнаженных людей. Единственный портрет, который, вероятнее всего, выполнил Брейгель, — это изображение бедной крестьянки с грубыми чертами лица.


«Голова крестьянки», 1563 год

Деревенский художник

Несмотря на богатый жизненный опыт Брейгеля, на то количество мест, которое ему удалось посетить, чуть ли не три четверти его картин посвящены деревенскому быту и природе. На его полотнах зачастую даже нельзя различить лиц отдельных персонажей, иногда они просто сливаются с окружающей их природой. Скорее всего, именно поэтому Питера Брейгеля-старшего позднее окрестили Питером «мужицким».


«Охотники на снегу», 1565 год



«Жатва», 1565 год



«Страна лентяев», 1567 год

Примерно в 40 лет Брейгель, живший в Брюсселе, увидел настоящее зверство: армия испанского герцога Альбы начала буквально вырезать всех еретиков в Нидерландах. Несколько тысяч нидерландцев были приговорены к смерти, остальные несколько лет жили в страхе, опасаясь очередной жестокой расправы от испанцев. Картины, написанные Брейгелем в это время, носят откровенно депрессивный характер.


«Притча о слепых», 1568 год



«Сорока на виселице», 1568 год

Умер художник 5 сентября 1569 года, его тело было похоронено в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель. В российские музеи произведения Брейгеля, к сожалению, не попали — более трети его картин хранится в венском Музее истории искусства.



Материнский капитал