Незаслуженно забытый мастер: выставка художника Михаила Шемякина “нарисовалась” в Музее русского импрессионизма. Русский импрессионист михаил шемякин Пленительные женские образы

Надо ж было дотянуть до последних дней работы выставки, пока морозы не ударят, и собраться в выходной день, да подгадать к какой-то специальной акции, чтоб народу не протолкнуться, ну а как иначе... При том что в прошлый раз на постоянной экспозиции МРИ я отметил наличие в коллекции музея Михаила Шемякина, и знамо дело "совсем другого" Шемякина, художника первой половины 20-го века -

Я почему-то не сразу сообразил, что нынешняя выставка именно тому, а не "этому", нынешнему, современному Шемякину и посвящена. А потом на фоне текущего выставочного бума, когда глаза разбегаются, ноги разъезжаются и проще ни на что не ходить, чем выбирать, куда пойти в первую очередь, Михаил Федорович Шемякин, конечно, многим уступит приоритет, особенно своим современникам, и европейским, как Шиле с Климтом в ГМИИ, и местным, как, скажем, Николай Андреев с Эль Лисицким в ГТГ. Но все-таки и его персональная ретроспектива, первая за сорок лет в Москве, внимания заслуживала, тем более что примерно треть работ выдана из частных собраний, а почти все остальные, за исключением нескольких из собственных фондов МРИ, из ГТГ и ГРМ (но тоже ведь, что касается Русского и Третьяковки, из запасников!), одолжены у провинциальных картинных галерей, от одного только Нижнетагильского музея получено до полудюжины вещей!

"У Михаила Федоровича есть то душевное "сфумато", которое обязан воссоздавать у своих слушателей музыкант" - цитируется высказывание Грабаря о М.Ф.Шемякине, но это уже на "эпилоге" к выставке, в зале постоянной экспозиции на минус первом этаже, где обычно висит свой собственный, принадлежащий МРИ Шемякин, а теперь три "гастрольных" полотна: отличный "Портрет Дукмасовой" (1914) и эскизный холст "Мать и дитя" (1900е) из частных коллекций, а также неплохие "Вянущие гиацинты" (1910) из Тулы, с которых я, так получилось, начал знакомство с выставкой, а затем уже поднялся выше, в галерею.

Основной жанр на выставке - однозначно портрет. Есть и автопортреты, замечательные - 1919 года и "Автопортрет с сыном" (1907), есть "Портрет Алексея Абрикосова", деда художника по материнской линии, знаменитого шоколадного "магната" (1902) из ГТГ, но в первую очередь на себя обращают внимание женские образы, а также сюжетный мотив "мать и дитя", повторяющийся многократно: "Мать с ребенком" (1908) из Рязанского музея, "Портрет жены с сыном на коленях" (1910), великолепное полотно "Мать и дитя на солнце" (1907) из ГРМ, "Мать и дитя" (1905) из ГТГ. Есть и отдельно "Потрет жены" (1911) из Тульского музея, и "Потрет Феди в кресле" (1910) - сын художника потом стал профессором-химиком, большим ученым. Ученик Серова, во многом близкий по стилю и духу Коровину, "другой" Михаил Шемякин - ровно то, что "народ любит", но в отличие от Серебряковой с ее (тоже чудесными, спору нет, хотя иногда и слащавыми) женскими и детскими портретами Шемякин практически неизвестен, в силу чего, естественно, и непопулярен, хотя при жизни его, задвигая и забывая, по меркам советских 1920-30-х не сильно преследовали, не уничтожали, и он не эмигрировал, как та же Серебрякова, но вот остался в тени своих более знаменитых современников и сейчас с трудом из нее выходит обратно на свет.

На приехавшем из мемориального музея Чайковского в Клину (не помню там этой картины...) "Чешского квартета" (1912) первой скрипкой изображен Карел Гофман, а второй Йозеф Сук. С чехами Шемякин породнился всерьез, и отца своей жены скрипача Ивана Гржимали писал охотно, на выставке два его портрета, тот что из музея им. Глинки более камерный, лиричный. Еще один персонаж из того же ряда - "Портрет скрипача Франтишека Ондржичека" (1910х) из собрания Музея музыкальной культуры им. Глинки. Присутствует на выставке и натюрморт "Скрипка", но уже позднейший, 1930-х годов, по-моему не очень интересный. Вообще музыкальная тема Шемякину была явно близка см. "Портрет виолончелистки Анны (Ханы) Сауловны Любовшиц" (1907) из ГРМ, "Портрет певицы Надежды Саликовой" (1905), более поздние, послереволюционные - отличный "Портрет Антонины Неждановой" (1934) из Астрахани, потрясающий, даром что этюд к портрету А.Гедике и еще один вариант портрета Гедике - рисунок углем (оба 1927, оба тоже из музея им. Глинки).

Но и просто женские портреты, в том числе безымянные, Шемякину прекрасно удавались: "Дама в светлом" (1903) из Нижнетагильского музея, динамичный "Женский портрет" (1900-е), "Женский портрет в профиль" (1907). Позднейшие вещи того же жанра по технике мало чем отличаются от ранних - только моделями: ср. "Девочку в матроске. Сонечку" (1910) из МРИ, она обычно висит в постоянной экспозиции музея, и "Катю в зеленом платье" (1937) или прекрасную "Касю" (1939) из частной коллекции. На отдельной стене собраны изображения Веры Калашниковой, любимой модели Серова, выполненные молодым Шемякиным в мастерской мэтра и сейчас привезенные одна из Пензы, другая из Минска. Из Минска же, из Белорусского худ.музея доставили впечатляющий "Мужской портрет" (1905). А Этюд к портрету чешского (опять-таки) поэта Ярослава Врхлицкого (1907) - из... Химкинской (!) картинной галереи им. С.Горшина. И еще "Портрет девушки. Кира" (1926) - тоже химкинский, стало быть, в Химках есть достойный художественный музей? Никогда не слыхал, ну надо же... А самый эффектный герой-мужчина на полотнах Шемякина - однозначно "Московский извозчик" (1910) из Тульского музея: в халате у чайного столика он смотрится барином похлеще кустодиевского Шаляпина!

Маяковский про Шемякина (они общались в начале 1920-х) говорил: "реалист-импрессионист-кубист", под последним понимая, видимо, некоторую "аналитичность" форм шемякинских портретных изображений, но и "кубизм", и "реализм" по отношению к Шемякину - определения очень условные, работают в крайнем случае как метафоры, он, очевидно, "импрессионист" не только по технике, по стилю, но и по образу мышления. Что заметно в его попытках послереволюционных, советских десятилетий вписаться в новый тематический контекст, не отказываясь от привычной манеры: приехавший из Тюмени "Косец" (1928) или "Швея" (1930) выглядят не слишком-то искренне и не убеждают. "Пионеры на отдыхе" (1939) из Нижнего Тагила "честнее", но для советского изобразительного искусства той поры (Самохвалов, Вильямс, Яблонская какая-нибудь... Пластов, наконец!) это такой вчерашний день... Жаль, что на выставке мало графики - те единичные листы, что показываются, вызывают желание увидеть больше, будь то ранний карандашный рисунок "Католический монах" (1901-02) из Пензы или позднейший, тоже выполненный карандашом "Портрет драматурга Сергея Разумовского" (1938), при том что я и не слыхал про такого драматурга.

Пейзажи у Шемякина, правда, слабенькие, насколько можно судить по немногочисленным представленным тут образцам вроде "Вечер. Зальцбург" (1911) из Рязанского музея. Натюрморты разные, цветочные некоторые очень хороши - "Вянущие гиацинты у елки" (1916) еще и "философичны", но и обыкновенные декоративные неплохи - "Гиацинты ночью" (1912) из собственного собрания МРИ или "Натюрморт с сиренью" (1930-е). А в целом выставка очень представительная, умело собранная, организованная в пространстве - жалко, что МРИ расположен ну совсем не к заходу, ехать туда надо специально (когда-то я жил в соседнем от комплекса бывшей фабрики "Большевик" доме по Скаковой - но музея еще и в проекте не существовало), зато если добраться - помимо выставки и постоянную экспозицию не лишнее по очередному кругу пройти.


Музей русского импрессионизма представляет ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина — «Михаил Шемякин. Совсем другой художник». В состав экспозиции известного мастера войдет более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии — говорить именно о русских импрессионистах. Речь пойдет о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаелем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста», — о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИСТ

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе, будет представлен на выставке. Эту работу заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух «Монахов»: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, «сыграл» Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. «Здорово!» — сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

Интересно, что в это время Михаил Шемякин отдает предпочтение трехцветной монохромной палитре, тем самым наполняя работы особым перламутровым светом. Художник обходился белилами, светлой охрой и жженой слоновой костью, дающей бархатистый теплый черный. Впоследствии Михаил Шемякин посвятит несколько лет жизни исследованию черного цвета и его оттенков.

«ХУДОЖНИК МУЗЫКАНТОВ»

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье. Михаила Шемякина называли «летописцем музыкальной Москвы» первой половины ХХ века, а потому портретам музыкантов отведено центральное место на выставке. Посетителей ждет встреча с чередой образов великих исполнителей, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Медике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Хана Любошиц, певица, солистка Большого театра Надежда Салина.

Михаил Шемякин. Портрет скрипача

ДИНАСТИЯ: АБРИКОСОВЫ — ШЕМЯКИНЫ

Отдельным блоком представлена серия семейных портретов. Михаил Шемякин любил писать свою жену Людмилу Гржимали, сыновей Федора и Михаила (в будущем тоже художника). Михаилу Федоровичу удавалось ярко и поэтично передавать радость материнства, прелесть и значимость обыденных домашних забот, безмятежный мир ребенка. Особенно колоритен портрет знаменитого деда художника — фабриканта Алексея Абрикосова. Глава кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), внук оброчного крестьянина, Алексей Иванович мальчиком был в услужении у одного немца, торговавшего сахаром, а впоследствии стал владельцем одной из трех самых крупных кондитерских фабрик в России. Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: «Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали». После поступления в музейные фонды эта работа никогда не экспонировалась. Третьяковская галерея, где сейчас хранится портрет, передала Музею право первый раз представить полотно широкой публике.


Михаил Шемякин. Портрет А. И. Абрикосова (1902)

ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ

Шемякинские женские портреты заслуживают отдельного внимания. Среди них можно выделить многочисленные образы жены художника, роскошную «Даму в светлом» — портрет сестры Людмилы Шемякиной, Анны Егоровой. Но наиболее притягательными кажутся образы натурщиц. Шемякин не раз писал любимую модель Валентина Серова — Веру Калашникову. Ее выразительные серо-зеленые глаза и копна темных, уложенных в высокую прическу волос моментально узнаются и притягивают взгляд. Своим первым этюдом с Веры мастер был недоволен: в сердцах он бросил картонку в угол мастерской, где та пролежала почти 20 лет, пока ее не нашел Аполлинарий Васнецов. Этюд так понравился художнику, что он повесил его над кроватью. Спустя год Михаил Шемякин предпринял еще одну попытку изобразить Веру Ивановну. Рисунок получился необыкновенно тонким, за что живописец заслужил одобрение от очень скупого на похвалы Валентина Серова, а Константин Коровин не скрывал восторга: «Рафаэль!»


Михаил Шемякин. Натурщица (1905)

ГИАЦИНТЫ

Невозможно представить себе выставку Михаила Шемякина без гиацинтов. К ним у художника была особая любовь: он не раз писал эти нежные цветы, которые всегда появлялись в доме Гржимали-Шемякиных под Новый год. По чешской традиции дома на Рождество было принято украшать весенними цветами. Сын художника, Михаил Михайлович Шемякин, вспоминал: «Ёлка была большая. На ней было много украшений. Горели цветные свечки. Разноцветные блестящие стеклянные шары и фигурки сияли бликами <…> В гостиной было много живых растений и цветов: большой фикус, гортензии, кактусы, гиацинты. Мы, дети — я и мой старший брат, — ждали у дверей в большой соседней комнате — «зале». Папа распахивал высокие двери, и перед нами являлась ёлка, во всем её блеске и сиянии! Её мой отец <…> написал в картине «Гиацинты у ёлки». Плетеная корзинка с гиацинтами в горшочках, которую изобразил мастер, в своё время была подарена И. В. Гржимали Львом Толстым.


Михаил Шемякин. Гиацинты ночью (1912)

РЕАЛИСТ-ИМПРЕССИОНИСТ-КУБИСТ

История жизни Михаил Шемякина пестрит подобными подробностями. Судьба сводила его с множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к творчеству художника. Однажды, собирая с детьми грибы недалеко от Акуловой горы, где Шемякины снимали дом, художник встретил Владимира Маяковского. Вместе с Лилей Брик они часто приходили к ним во двор за розовыми пионами. «Неожиданно перед нами выросла высокая, широкоплечая фигура без рубашки, в разглаженных брюках, с полотенцем на плече. Коротко остриженная голова. — вспоминал сын художника Михаил. — А, Шемякин! — сказал поэт. — Видал Вашу работу на выставке. Вы — реалист — импрессионист — кубист». Эта парадоксальная характеристика на удивление проницательна. Как реалист, Шемякин не позволял себе упрощать и искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре одновременно аналитически и с пылким любопытством — будто видел лицо человека или букет гиацинтов впервые. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни приемы импрессионизма были его самыми любимыми.

Вслед за выставкой работ Арнольда Лаховского и Елены Киселевой Музей русского импрессионизма продолжает знакомить публику с творчеством незаслуженно забытых мастеров. Неформатные, не подходящие под стандарты советской идеологии авторы, их именам не нашлось места в прошлом столетии, но спустя больше полувека они вновь обретают своего зрителя, потому что настоящее искусство вне времени.

К выставке будет издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

В Музее русского импрессионизма скоро открывается ретроспектива импрессиониста первой половины XX века Михаила Фёдоровича Шемякина. В экспозицию войдут работы из Третьяковки, Русского музея и из других собраний. Некоторые вещи покажут впервые

13 октября 2017 - 17 января 2018
Михаил Шемякин. Совсем другой художник
Музей русского импрессионизма
Москва, Ленинградский проспект, 15, стр. 11
rusimp.su

Михаил Фёдорович Шемякин (1875–1944) - реалист, импрессионист, член творческих объединений «Товарищество передвижных художественных выставок», «Союз русских художников», «Общество московских художников».

Будущий живописец и график родился в купеческой семье. Его дедом был фабрикант Алексей Абрикосов, основатель кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»). Художественное образование Шемякин получил сначала в московской гимназии, потом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его преподавателей были В. Д. Поленов, В. А. Серов, К. А. Коровин. С 1899 по 1901 Михаил Фёдорович Шемякин учился в Германии, в знаменитой мюнхенской школе А. Ашбе. Через несколько лет после возвращения в Москву он стал участвовать в выставках передвижников, а позже вступил в Товарищество. В 1905 за портрет певицы Н. В. Салиной получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств. В 1913 основал художественную студию в Москве.

После революции Михаил Фёдорович Шемякин преподавал в ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1918–1929). В 1928 экспонировал свои картины на выставке Объединения молодежи АХРР. Позже преподавал в Московском высшем инженерно-строительном институте, Московском институте инженеров транспорта и Военно-инженерной Академии РККА. С 1934 - в Московском полиграфическом институте и Московском государственном художественном институте. В 1938 в залах МССХ на Кузнецком мосту состоялась первая персональная выставка Шемякина, приуроченная к 35-летию его творческой и 25-летию преподавательской деятельности. Во время Великой Отечественной войны Михаил Фёдорович Шемякин был эвакуирован в Узбекистан, где заведовал кафедрой рисунка в Московском архитектурном институте. В 1943 возвратился в Москву, возобновил преподавание в Московском государственном художественном институте. Скончался в Москве в 1944 году.

Кроме ГТГ и ГРМ, работы на выставку «Михаил Шемякин. Совсем другой художник» привезут из Нижнетагильского музея изобразительных искусств, художественных музеев Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и других. К выставке будет издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Источник : пресс-релиз Музея русского импрессионизма


  • 28.06.2019 СМИ приводят слова директора Ирбитского музея изобразительных искусства Валерия Карпова: «Исследование в Эрмитаже подтвердило бесспорную подлинность картины»
  • 28.06.2019 Очередная станция новой розовой Некрасовской ветки станет одной из самых ярких в московском метро. Главный архитектор города рассказал, что при разработке проекта авторы вдохновлялись картинами Малевича, Лисицкого и Суетина
  • 27.06.2019 Рыболовлев подал к аукционному дому иск на $380 000 000 в качестве компенсации ущерба, полученного в сделках с участием своего консультанта Бувье. Так вышло, что Sotheby’s сопровождал больше трети из его злосчастных сделок с искусством
  • 27.06.2019 Завтра во Франции должен был состояться аукцион Labarbe, на котором чудесным образом обретенный холст «Юдифь и Олоферн» хотели продать со старта почти в $40 000 000
  • 25.06.2019 Это совместный проект банка с Пушкинским музеем, где до 15 сентября 2019 года проходит выставка «Щукин. Биография коллекции»
  • 25.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это восемь живописных работ, шесть листов оригинальной и два - печатной графики, три работы в смешанной технике и одна скульптура из дерева
  • 21.06.2019 Продано 50%. Покупали Москва, Сергиев Посад, город Энгельс Саратовской области и др.
  • 21.06.2019 В минувшую субботу аукционный дом «Литфонд» продал картин, рисунков, фарфора, книг, карт, автографов, фотографий и др. на 57,9 млн.руб. Топ-лотом стала живописная работа Валентина Серова – 18,75 млн.руб.
  • 20.06.2019 В субботу 22 июня в доме «Русская эмаль» в рамках ежемесячного аукциона покупателям предложат 516 лотов картин, рисунков, икон, изделий из серебра, фарфора, стекла, ювелирных украшений и др.
  • 19.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, работа с элементами коллажа, фотоальбом и фарфоровая тарелка с авторской росписью
  • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019

“Михаил Шемякин. Совсем другой художник” - выставка с таким интригующим названием открылась в Музее русского импрессионизма. Михаил Федорович Шемякин, тезка и однофамилиц известного современника, “жил тихо, а творил страстно”, как говорил о нем Илья Репин. Полотна Шемякина - это соцветие броских красок, изящество точных линий и волны теплых человеческих чувств. Выставку посетила корреспондент “Вестей FM” Анна Владимирова .

Коровин называл его русским Рафаэлем, а Маяковский объявил “реалистом-импрессионистом-кубистом”. В картинах Михаила Шемякина резкий мазок переходит в плавный изгиб, а буйные цвета рождают нежные оттенки. Будь то оранжево-синие “Гиацинты ночью”, мраморная “Натурщица”, полная музыкальности “Скрипка” или трепетные портреты жены - нарисованное в равной степени отражает реальность и транслирует личные впечатления автора. Рассказывает директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

ПЕТРОВА: При любом приобретении картины музеем проводится визуальная оценка - подходит это нам стилистически или не подходит, достойно это уровня музея или нет. И вот когда мы увидели “Девушку в матроске” Шемякина, стало понятно, что она нам необходима. Далее у нас появилось еще несколько произведений Шемякина, потому что мы уже знали, что это очень и очень достойный мастер. И когда уже стала собираться разная информация, стало понятно, что “вырисовывается” выставка.

Михаил Шемякин жил спокойно и ровно - без лишних драм, революций и мятежей. Вырос в семье обеспеченных фабрикантов, окончил Московское училище живописи, занимался у Валентина Серова и Константина Коровина. Женой молодого художника стала дочь известного чешского скрипача Ивана Войтеховича - Людмила Гржимали. В доме бывали именитые музыканты, которые часто позировали живописцу. При жизни Михаил Шемякин был популярен, устраивал персональные выставки, имел учеников. А после смерти оказался незаслуженно забыт. И это - не единичный случай, продолжает Юлия Петрова.

ПЕТРОВА: Таких художников очень много и в русской истории искусства, и в европейской, и в мировой. Меняется мода, меняются идолы, меняются кумиры. Кто-то остается в истории искусств, других забывают…

Чтобы напомнить, а кому-то и впервые рассказать о Михаиле Шемякине, устроители выставки записали аудиогид - в формате спектакля в 4 актах. Драматург Юлия Поспелова сочинила пьесу на основе дневников и воспоминаний художника, а молодые актеры разыграли ее по ролям. Артист Василий Буткевич - голос Михаила Шемякина в постановке - признается, что до работы ничего не знал о своем герое, зато теперь относится к нему с большим теплом.

БУТКЕВИЧ: Я испытывал какие-то необычайно трогательные чувства вот именно по отношению к нему. И так вышло, что говорил только за Михаила Шемякина, то есть я с ним работал много и долго. И очень какая-то трогательная получилась история, даже местами сентиментальная.

Актер говорит: когда впервые узнал, что будет озвучивать художника Михаила Шемякина, кинулся изучать досье знаменитого современника - приятеля Владимира Высоцкого, давно живущего во Франции. Однако этот живописец никакого родственного отношения к герою выставки не имеет.

Популярное

26.06.2019, 09:08

«Почему Россия всем должна?»

СОЛОВЬЁВ: «Хочу сказать сразу, что искренне рад тому, что Тина Гивиевна, услышав мою критику и разбор одного из постов, посвященных Грузии в Телеграм-канале, тут же мне написала, попросила возможности прийти, чтобы впрямую высказать свое мнение, чтобы это не превращалось исключительно в телефонное интервью».

МОСКВА, 13 октября. /ТАСС/. Первая в Москве выставка картин художника-импрессиониста начала ХХ века Михаила Шемякина, которая пройдет с 13 октября по 17 января в Музее русского импрессионизма, будет включать более 50 работ автора. Об этом ТАСС сообщила директор музея Юлия Петрова.

"Нам пришлось провести строгий отбор, результатом которого стала первая в нашей стране ретроспектива одного из немногих импрессионистов-портретистов в российском искусстве. На выставке "Михаил Шемякин. Совсем другой художник" представлено более 50 крупномасштабных произведений из музеев России", - сказала Петрова.

Несмотря на то, что имя Михаила Шемякина многим неизвестно, в каждом музее России хранятся его произведения. Директор музея также уточнила, что импрессионист, скончавшийся в 1944 году, никакого отношения к авангардисту-однофамильцу, автору знаменитого памятника Петру I, установленному на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, не имеет.

Художник музыкантов

Осмотр выставки начинается с третьего этажа. Здесь размещены картины, посвященные музыке и семье художника. Произведения, оставшиеся за рамками этих тем, оказались на втором этаже. Шемякин своей судьбой был связан с выдающимися современниками: Петром Чайковским, Валентином Серовым, Федором Шаляпиным.

"Реставратор и просветитель искусства Игорь Грабарь прозвал его "художником музыкантов" - творчество Михаила Федоровича было тесно связано с музыкой. Его тестем был известный в Москве чешский скрипач Иван Гржимали. Долгое время семья жила в правом крыле Московской консерватории", - объяснила Петрова.

Одна из центральных картин на втором этаже - портрет извозчика в синем кафтане. Художник написал его с консерваторского возничего Василия. Работа, отличившаяся на выставке передвижников в начале XX века, пострадала в 1917 году от шальной пули.

Монохромный стиль

Значительная часть произведений Шемякина монохромна. Осознанно, он пишет ограниченной палитрой, используя так называемую "трехцветку": жженую кость (черный цвет), охру и белила. Но, невзирая на скудную, на первый взгляд палитру, художнику даже из этих красок удается создать тонкие жемчужные переливы.

Невиданный Абрикосов

Портрет фабриканта-кондитера Алексея Абрикосова - доминанта выставки - был родным дедом Шемякина. Однажды, когда художник попросил его позировать, то тот первым делом поинтересовался: сколько времени ему придется на это потратить. Шемякин ответил: "двадцать часов". За это время Шемякин написал большой полнофигурный портрет своего деда. Увидев работу, Абрикосов взял со стола аршин, подошел к зеркалу, замерил расстояние от своей макушки до кончика седой бороды, затем сравнил с тем, что получилось на холсте и похвалил внука за точность исполненной работы.

Директор музея рассказала еще одну семейную легенду, связанную с это картиной. "Когда портрет был повешен в кабинете у Абрикосова, один из его подручных, зайдя в комнату и, заметив картину, сказал: "Простите, я не знал, что вы уже проснулись". Настолько точно и реалистично было изображение, выполненное Шемякиным", - сказала Петрова.

Портрет более 70 лет находился в собрании Государственной Третьяковской галереи. На выставке в музее импрессионизма эта работа экспонируется впервые.

Гиацинты

Любимые цветы Шемякина были гиацинты. Он часто писал их, оттачивая в этих натюрмортах свою монохромную технику. В начале экспозиции посетители могут увидеть "Гиацинты у елки". Работу, наполненную радостью и предвкушением Нового года. В конце выставки на картине, написанной художником в год его смерти, на холсте изображены увядающие цветы.

Сотрудники музея обещают, что в течении работы всего проекта в залах будут находиться живые гиацинты.

Полное погружение

Специально к выставке "Михаил Шемякин. Совсем другой художник" музей подготовил художественно-документальный спектакль, помогающий лучше познакомиться с экспозицией и погрузиться в мир импрессиониста. Для этого при входе посетителям будут выдаваться наушники и инструкция. Программа доступна через специальное приложение, которое нужно установить на свой телефон.

Директор музея уточняет, что этот "саундпроменад" не следует сравнивать с аудио гидом и рассказом экскурсовода. "Это спектакль, подготовленный молодым драматургом МХТа Юлией Поспеловой. Главный текст, собранный на основе неопубликованных воспоминаниях сына художника и самого Михаила Шемякина, а также включающий музыкальные зарисовки, читает актер Василий Буткевич. "Этот саундпроменад, в отличие от обычного гида, оставляет совершенно особенное послевкусие от выставки. Это художественное произведение, погружающее посетителей в четвертое измерение", - сказала директор музея.



Материнский капитал