Сообщение на тему виды искусства. Основные виды искусства

Понятие «искусство» известно каждому. Оно окружает нас на протяжении всей жизни. Искусство играет большую роль в развитии человечества. Оно появилось еще задолго до создания письменности. Из нашей статьи вы можете узнать о роли и задачах.

Что такое искусство? Общая информация

Понятие «искусство» достаточно многогранно. Обычно под ним подразумевают отрасль человеческой деятельности, которая может удовлетворить одну духовную потребность, а именно любовь к прекрасному. Искусство - это особая форма общественного сознания. Именно оно представляет собой художественное отражение человеческой жизни. Благодаря ему можно выяснить, как жили люди в то иной временной промежуток.

Самым первым автором, который раскрыл понятие «искусство», был Шарль Батё. Он создал целый трактат, в котором классифицировал данную отрасль человеческой деятельности. Его книга «Изящные искусства, сведенные к одному принципу» была опубликована в 1746 году. Шарль Батё считает, что их можно определить по нескольким критериям. Автор уверен, что искусство приносит удовольствие, а также оно имеет духовный, а не телесный характер.

Понятие «искусство» включает в себя живопись, музыку, поэзию, архитектуру и многое другое, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Любой вид художественной деятельности отличается определенными положительными качествами. Каждая сфера искусства имеет особый способ воспроизведения действительности и художественные задачи. Все виды художественной деятельности подразделяются на роды и жанры.
Обычно искусство делят на три группы:

  • тоническую (музыка и поэзия);
  • образную (архитектура, живопись и скульптура);
  • смешанную (хореография, актерское мастерство, ораторское искусство и другие).

Существуют разнообразные виды искусства:

  • пространственное, в котором благодаря построению раскрывается видимый образ (скульптура, архитектура);
  • временное, в котором значение приобретает развертывающаяся в реальном времени композиция (поэзия, музыка);
  • пространственно-временное - зрелищное искусство (цирковое представление, кино, хореография).

Графика

Искусство графики - это вид, который включает в себя рисунок и печатную графику изображений (гравюра, минотопия и другое). Ее выразительные средства - контур, штрих, фон и пятно. Известно, что это наиболее популярный вид изобразительного искусства. По своему содержанию и форме графика имеет много общего с живописью.

Гравюра - это вид графики, в котором рисунок является печатным оттиском. Наносят его специальным гравером. Гравюра может быть изображена на металле, дереве и линолеуме.

Еще один популярный вид графики - особый способ плоской печати, при которой печатной формой служит поверхность камня. Данный вид изобретен в 1798 году. Изображение на камень наносят с помощью специальной туши или карандаша.

Искусство графики - самое древнее из всех существующих. Первые изображения существуют со времен неолита и бронзового века. Наши предки выцарапывали рисунок на стенах пещер и скалах. Спустя некоторое время изображения наносились на оружие и предметы быта. После того как появилась письменность, графика использовалась при оформлении писем, книг и грамот.

Способы копирования рисунков на протяжении многих лет были неизвестны. Именно поэтому все изображения создавались в единственном экземпляре. Не секрет, что сегодня такие графические рисунки востребованы у коллекционеров.

В середине 20-го столетия специалисты начали разрабатывать технику черно-белой графики. Было создано более 20 вариантов графической фактуры. Были изданы обучающие пособия. Сегодня графика занимает ведущее место в искусстве.

Бэнто

Бэнто - это необычное искусство для детей и взрослых. Не секрет, что многие родители не знают, как приучить свое чадо к здоровому питанию. Сегодня на прилавках магазинов присутствует большой выбор вредной и даже опасной пищи. На помощь может прийти новый вид искусства - бэнто. Появилось оно в Китае. Таким термином китайцы называют еду, которую они запаковывают в специальные коробочки и берут с собой на учебу или работу. Бэнто - это произведение искусства, которое можно съесть. Талантливые домохозяйки и повара создают из еды фигурки и небольшие картины. Главное отличие такой еды - это сбалансированность и наличие большого количества витаминов. Китайцы создают съедобное произведение искусства только из полезной пищи.

Бэнто - это искусство для детей и взрослых, благодаря которому ребенок с удовольствием будет употреблять полезные продукты. У нас оно еще не так популярно, но уже известно несколько мастеров, которые освоили данную технику.

Влияние искусства на сознание и жизнь ребенка. Как объяснить ребенку современные произведения художественной деятельности?

Искусство играет важную роль в жизни ребенка и развитии его личности. Сегодня абсолютно каждый человек должен иметь хотя бы базовые познания о той или иной сфере деятельности. Общество стремительно развивается, и поэтому каждая личность должна быть многогранной. Многие современные родители стараются как можно раньше привить своему чаду любовь к искусству. Для этого разработано немалое количество методик воспитания, которые можно использовать с первых месяцев жизни ребенка.

Понятие о видах искусства ребенок получает еще в школе. Обычно родители, преподаватели и воспитатели уделяют много внимания письму, чтению, счету и другим предметам, за которые отвечает левое полушарие мозга. Для развития правого понадобится заниматься музыкой, танцами и другими видами искусств. Важно развивать оба полушария мозга, для того чтобы в дальнейшем стать полностью сформировавшейся личностью.

Благодаря осваиванию искусства у ребенка:

  • формируется личность;
  • повышается уровень интеллектуального потенциала;
  • формируются нравственные ориентиры;
  • развивается способность творческого мышления;
  • появляется уверенность в себе и повышается самооценка;
  • развивается память и внимание;
  • расширяется кругозор.

Для того чтобы познакомить ребенка с искусством, важно в первую очередь организовать зону, в которой будут храниться все материалы, необходимые для творческой деятельности. Понадобится иметь дома несколько книг об искусстве. С раннего детства ребенку необходимо читать их. Важно обсуждать все изученное. Для знакомства с искусством понадобится хотя бы раз в месяц посещать с ребенком музеи, галереи, театры и выставки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать рисунки, аппликации и поделки, созданные руками детей. Благодаря им можно увидеть творческий рост ребенка. Важно также как можно раньше записать его в тематический кружок, занятия в котором будут ему по душе.

Некоторые произведения современного искусства вызывают недоумение со стороны не только детей, но и взрослых. Нередко тот или иной ребенок не понимает архитектуру, которая была спроектирована модернистами. Важно объяснить школьнику, что любое произведение искусства - важный этап в развитии человечества.

Множество вопросов у детей вызывают абстрактные картины. Существует немалое количество специальных изданий, благодаря которым родители могут показать ребенку, как тяжело создать подобное художественное произведение. Одно из них - «Сам себе Кандинский».

Нередко детей интересует, можно ли сравнить современное и первобытное искусство. Это и многое другое вы можете выяснить в нашей статье.

Изобразительное искусство. История его развития в России

Известно большое количество разнообразных видов искусств. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества. Что такое изобразительное искусство, знает почти каждый. С ним знакомят детей еще в раннем возрасте.

Это вид художественной деятельности, благодаря которому мастер может с помощью специальных средств может воспроизвести окружающий мир. Его история в России делится на два периода, границу которых обозначили Петровские реформы. В была тесно связана с иконопочитанием. Иконы имели свой своеобразный художественный стиль. Цель таких произведений искусств - показать молитвенную собранность и умиротворенность в общении с Богом. Именно это объясняет наличие в иконах присутствие некоторых художественных средств. Со временем мастера освоили открываются школы иконописания. Наиболее известной работой считается «Троица» А. Рублева. Иконы 15-16-го веков отличаются гармонией красок.

В 17-м веке популярны были иконы «фряжского письма». Они характеризуются элементами западноевропейской живописи, а именно масляными красками, подобием светотеневой моделировки, точнымизображением людей и природы. Интерес к иконе как к произведению искусства возникает только в 19-м веке.

Древнерусская скульптура существовала в виде резьбы по камню и дереву. Наиболее часто мастера изображали образы святых. Особое внимание уделяли лику. В 18-19-м веках востребованы были скульпторы и живописцы из других стран. Спустя некоторое время стали популярными отечественные мастера.

В 18-м веке наиболее популярным становится Он характеризуется строгостью рисунка, условностью колорита и использованием сюжетов из Библии и мифологии. Так, постепенно зарождалось национальное искусство.

В 1860-1880 годах открываются первые галереи, а отечественные мастера становятся известными во всем мире. Постепенно возникают новые направления. Каждое из них заняло важное место в формировании культурного наследия. В 18-19-м веках человечество не только знало, что такое изобразительное искусство, но и активно его использовало.

Темы, раскрываемые в искусстве

Удивительно, но все темы и проблемы, которые раскрывают мастера в своих художественных произведениях, актуальны на протяжении многих веков. Древние римляне утверждали, что искусство, в отличие от человеческой жизни, вечно. Это неслучайно. Темы в искусстве освещают общественные проблемы, которые нередко встречаются и сегодня. Именно поэтому они составляют огромную ценность для человечества. Мастера нередко раскрывают в своих произведениях тему любви, природы и дружбы.

Со временем меняются направления в искусстве и появляются новые мастера, но темы и образы остаются неизменными. Именно поэтому любое произведение остается актуальным на протяжении многих лет.

Искусство и его роль

Роль искусства в жизни общества неоценима. В его основе лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство формирует духовный вид людей, их чувства, мысли и мировоззрение. Образное воссоздание действительности создает нашу личность. Искусство помогает развиваться и самосовершенствоваться. А также познавать окружающий мир и самого себя.

Искусство - это культурное наследие. Благодаря художественным произведениям можно выяснить, как жили люди в то или иное время. В последнее время особую популярность имеют различные арт-методики. Благодаря искусству можно научиться контролировать себя. Создавая художественный объект, можно забыть о проблемах и избавиться от депрессии.

Искусство и его задачи

Максим Горький считал, что задачи искусства заключаются в нравственной и эстетической оценке всех существенных явлений. Писатель говорил, что благодаря этому можно научиться понимать себя, бороться с пошлостью, уметь понимать людей и находить в них что-либо хорошее. Сегодня известны три функции художественной деятельности. Задачи искусства заключаются в исследовании, публицистике и просвещении. Мастера считают, что функция художественной деятельности - нести прекрасное в души и сердца людей. Николай Васильевич Гоголь утверждал, что задача искусства заключается в изображении действительности.

Современное и первобытное искусство

Многих интересует, На первый взгляд, это невозможно. Однако это не так. Если воспринимать искусство как способ самовыражения личности, то и современное, и первобытное находится в одной плоскости. Сравнивая их, можно понять, как изменилось восприятие человека.

Человеческое мышление стало более абстрактным. Это указывает на активное развитие интеллекта. Со временем человек изменил приоритеты и сегодня воспринимает жизнь не так, как первобытные предки. Раньше мастеров интересовал облик предмета и его формы, а сейчас главную роль в произведениях занимают эмоции. Такое отличие существует с конца 19-го века.

Подводим итоги

Важно с раннего возраста развивать не только левое, но и правое полушарие мозга. Для этого необходимо заниматься искусством. Особенно важно уделять должное внимание творческому развитию ребенка. Настоятельно рекомендуем делать это с первых лет его жизни. Далеко не каждый понимает роль, задачи и виды искусства. Кратко описанная информация в нашей статье позволяет получить базовые знания о различных художественных сферах деятельности.

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства - это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства - звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности - роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы - драма, эпос и лирика и многочисленные жанры - трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки - опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца - вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи - портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили - готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, - посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.


Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств - оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

Дизайн – это проектировочная деятельность, направленная на улучшение жизнедеятельности каждого человека, путем создания конструктивного эргономического образа целостной, эстетической среды и предметов, составляющих часть этой среды. Дизайн – это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Виды искусства и их классификация

Виды искусства – различные формы эстетической деятельности человека, художественно-образного мышления. В современной системе искусства с наибольшей силой дают о себе знать две тенденции. Первая состоит в тяготении к синтезу, вторая - в охранении суверенности каждого отдельного искусства. Они обе плодотворны. Сказывающаяся во взаимоотношениях этих тенденций диалектическая противоречивость ведет не к поглощению одних искусств другими, а к взаимообогащению, к утверждению правомерности и необходимости существования различных видов искусства, полностью сохраняющих свою самостоятельность.

«Виды искусства – звенья одного явления; каждый из них относится к искусству в целом, как частное к общему. Видовые особенности искусства представляют собой специфическое проявление общего. Видовые особенности отдельных видов искусства сохраняются на протяжении всей истории их существования» .

Разделение искусства на виды носит глубоко закономерный характер. Существует две точки зрения : одни объясняют существование разных искусств объективными причинами, другие – субъективными.

Первые считают, что многогранен сам предмет искусства и различные грани его требуют различных средств художественной выразительности.

Вторые полагают, что так как одни и те же явления нередко отражаются и в поэзии, и в музыке, и в живописи, то нет оснований ставить существование различных искусств в зависимость друг от друга тем, что они отражают различные явления, и тем, что пользуются различными изобразительными средствами в соответствии с природой человеческого восприятия. Но коренная основа существования различных искусств, безусловно, заключена в самом предмете искусства, в многогранности объективного мира, разные стороны которого не могут быть в полной мере раскрыты средствами одного какого-нибудь искусства.

Каждое искусство пользуется своими собственными изобразительно-выразительными средствами, и в этом раскрывается важнейшая видовая особенность художественного творчества. Собственные художественные средства отдельных искусств определяются, прежде всего, предметом воспроизведения и задачами каждого из них. Но как ни специфичны изобразительно-выразительные средства отдельных искусств, между ними существует определенная связь, которая состоит в том, что все те или иные виды искусства могут пользоваться при определенных условиях изобразительными средствами других искусств. Например, графика прибегает и к помощи цвета – средства, которое она заимствует у живописи.

Необходимость существования различных искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную художественную картину мира. Такую картину могут дать только все искусства, вместе взятые, только вся художественная культура человечества в целом.

Художественная культура современного общества включает в себя и очень древние, и сравнительно молодые виды искусства. Так, например, изобразительное искусство было известно еще людям первобытного общества, а кинематография, по существу, детище XX века. В последующие десятилетия стали создаваться такие новые искусства, как телевидение, художественная фотография. С развитием общества, его техники и духовной культуры могут появиться и новые искусства.

В эстетической и искусствоведческой литературе единой общепринятой классификации нет. Самая распространенная классификация искусства выражается в разделении его видов на три группы : пространственные или статические, временные или динамические и пространственно-временные.

Первая группа охватывает изобразительное искусство и архитектуру и воспринимается зрением; вторая – литература и музыка - слухом, а третья - балет, театр, кино - и зрением, и слухом.

В познании действительности в определенной мере участвуют все органы чувств. Такое разделение основано на том, что в одних искусствах все изображаемые ими события развиваются во времени, а другие представлены как бы статично.

Классификация искусств на пространственные и временные не учитывает других существенных признаков искусства, таких, например, как наличия в нем непосредственного воспроизведения конкретного облика чувственно воспринимаемых нами явлений действительности.

1. Изобразительные и неизобразительные искусства

«Есть такие искусства, которые по самой своей природе обязательно дают непосредственное изображение явлений, как это делает живопись или скульптура; но есть и такие искусства, в которых прямое воспроизведение материального облика отражаемых явлений отсутствует, как в музыке или архитектуре» . В этом отношении искусства делятся на изобразительные и неизобразительные .

В свою очередь изобразительные и неизобразительные искусства условно разделяются на роды, хотя между ними сложно провести четкую грань: станковый, монументальный, декоративный. Неизобразительные искусства более четко разделяются в соответствии с материалом (деревянное зодчество, керамика), техникой (каркасная архитектура, резьба), назначением (общественные здания, утварь). В общей системе искусств виды искусства, также условно объединяются в роды: виды искусства, имеющие в своей основе пластику человеческого тела (пантомима, балет, акробатика), пластические или пространственные (архитектура, скульптура, живопись), временные (поэзия, музыка), временно-пространственные (драматический и музыкальный театр, кино), синтетические (видеоискусство, дизайн).

Изобразительные искусства – раздел пластических искусств, возникших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: таковы живопись, скульптура и графика. Черты изобразительности могут быть в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, их произведения пространственны и воспринимаются зрением, но их только условно иногда относят к изобразительным искусствам.

В основе изобразительного искусства целостный образ предметного мира, в том числе самого человека. Хотя изобразительное искусство так или иначе воспроизводит визуально наблюдаемые, объективно существующие качества реального мира (объем, цвет, пространство, формы предметов и световоздушную среду), оно не является фиксацией непосредственного зрительного восприятия. Художник создает художественный образ даже тогда, когда он только точно воспроизводит главные черты оригинала. Созидание является в изобразительном искусстве непременным условием воспроизведения действительности. Поскольку созидающая сила изобразительного искусства является одной из разновидностей бесконечной творческой мощи самой действительности, то в произведениях изобразительного искусства природа получает возможность созерцать самою себя.

В отличие от других видов искусств (литературы, музыки, театра, кино), изобразительные искусства являются по преимуществу искусством пространственным и потому ограниченно в своей возможности воспроизведения времени и связанного с ним временного развития действия. Тем не менее, изобразительное искусство тоже способно воспроизводить временное развитие событий присущими ему средствами. Изображение посредством чувственного облика вещей и самого человека зримых черт эпохи раскрывает внутреннюю природу явлений, духовную жизнь отдельных людей и времени в целом.

Художественная идея произведений изобразительного искусства может быть передана только присущими ему изобразительными средствами.

К свойственным изобразительному искусству художественным средствам относятся рисунок, цвет, пластика, светотень.

Рисунок – изобразительное начертание на какой-либо поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом, с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна.

Цвет – свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; свойство света, проходящего через окрашенную среду, воспринимать ее окраску. В узком смысле слова под цветом понимают цветной тон, определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка вместе со светлотой, насыщенностью и яркостью цвета.

Пластика – определение объема – пространственных достоинств скульптурных произведений, естественности, ограниченности построений перетекания объемов.

Светотень – градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющих воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду. Светотень не только выявляет объем предмета, объекта и его расположение в пространстве, характер среды, но и служит важным средством эмоциональной выразительности. В архитектуре, скульптуре, предметах декоративно-прикладного искусства светотень зависит от реального освещения, пластики – выпуклостей, вогнутостей, создающих игру света и тени, их контрастное или нюансное соотношение, а также от гладкой или шероховатой фактуры поверхности. Светотень в живописи и графике передает не только постоянные качества предметов мира, объем, структуру, характер поверхности предмета, но и изменчивость среды, состояния атмосферы.

Художественный образ в изобразительном искусстве имеет ту же основу, ту же цель, что и выразительный образ, - дать глубокое осмысление и оценку человека и общества. Цель скульптора, живописца, артиста – не в том, чтобы просто «скопировать» облик современных людей, но и в проникновенном осмыслении их человеческой сущности.

2. Живопись

Одним из видов изобразительных искусств является живопись.

Живопись – один из наиболее ярких и распространенных видов изобразительного искусства, передающий при помощи красок реальный окружающий нас мир.

Художник, используя различные художественные приемы, передает на плоскости объемную форму предметов, воздушную среду, охватывая при этом порой огромное пространство.

Живопись делится на монументальную, станковую, декоративную и миниатюрную.

Монументальная живопись развивалась в тесной связи с архитектурой и скульптурой. Она отличается величием художественного замысла, отражающего важнейшие события жизни народа, глубиной идейного содержания, выраженного в простых и, как правило, в крупных формах. К основным видам монументальной живописи относятся мозаика и настенная роспись общественных зданий.

Большую историческую, художественную ценность представляют древнерусские мозаики и фрески. Таковы, например, мозаика и фрески собора Софии в Киеве, новгородские фрески и ряд других памятников. Особенно большое развитие приобрела монументальная живопись в годы советской власти. К лучшим советским монументальным произведениям относятся росписи художника Е. Лансере в зале Казанского вокзала в Москве, мозаика П. Корина «Киевская кольцевая».

Станковая живопись получила название от «станка», на котором создается произведение. Станковая живопись появилась рано, еще в античные времена. На Руси раньше писали на специально подготовленных досках, главным образом, иконе. На холсте масляными красками русские художники стали писать сравнительно поздно – с конца XVIII века, когда в живописи появился интерес к изображению человеческой личности, и развилось искусство портрета.

Декоративная живопись нашла широкое распространение в росписях архитектурных памятников Киевской Руси в виде орнаментальных изображений, бытовых и охотничьих сцен. Дальнейшее развитие декоративная живопись получила в Петровское время. Она также как, и монументальная, предназначалась для оформления стен и потолков внутри особняков, дворцов, церквей и других помещений.

Декоративная живопись имела главной своей целью украшение помещений. Если в монументальной живописи основой являлась непосредственно стена, то декоративная живопись иногда выполнялась масляными красками на холсте, который затем натягивался на потолок или на стену. Украшательскими сюжетами декоративной живописи чаще всего были орнаментальные и иносказательные изображения.

Декоративная живопись широко применялась в XIX веке, но уже с большим реалистическим направлением, так как в основном работали русские мастера. Наибольшее применение данный вид живописи получил в наше время: росписи театров, дворцов культуры и т.д.

Декоративно-оформительская живопись применяется главным образом в театральных декорациях, в декорациях для кино, для праздничного оформления улиц и площадей. Она носит обычно временный характер. Особенно большое место декоративно-оформительская живопись наше в наше время, когда театр и кино стали массовыми зрелищами.

Миниатюрная живопись получила свое определение по названию краски, приготавливающейся из миния, которой в древности пользовались для раскрашивания заглавных букв в рукописных книгах. Миниатюра отличается малыми размерами и особой тонкостью исполнения в эмали, гуаши, акварели и масляной живописи.

Большое значение миниатюрная живопись приобрела как иллюстрация в средневековых рукописях.

3. Графика

Графика – также как и живопись является одним из видов изобразительных пространственных искусств. Графика – это самое популярное из изобразительных искусств, так как она во многих случаях является подготовительной стадией для других искусств, и в то же время графика – популяризатор произведений других искусств. Данный вид изобразительного искусства теснейшим образом связан с бытом и с общественной жизнью человека – в качестве книжной иллюстрации и украшения обложки, в качестве этикетки, плаката, афиши и т.д.

Несмотря на то, что графика часто играет подготовительную, прикладную роль, это искусство вполне самостоятельное, со своими собственными задачами и специфическими приемами.

Принципиальное отличие графики от живописи заключается не столько в том, как это обычно говорят, что графика – это «искусство черно-белого» (цвет может играть в графике весьма существенную роль), сколько в совершенно особом отношении между изображением и фоном, в специфическом понимании пространства. Если живопись по самому существу своему должна скрывать плоскость изображения (холст, дерево и т.п.) для создания объемной пространственной иллюзии, то художественный эффект графики как раз состоит в своеобразном конфликте между плоскостью и пространством, между объемным изображением и белой, пустой плоскостью бумажного листа.

Термин «графика» - греческого корня; он происходит от глагола « graphein », что значит скрести, царапать, писать, рисовать. Так «графика» стала искусством, которое использует грифель – инструмент, который процарапывает, пишет. Отсюда тесная связь графического искусства с каллиграфией и вообще с письменами (что особенно заметно сказалось в греческой вазописи и японской графике).

Термин «графика» охватывает две группы художественных произведений, объединенных тем общим принципом эстетического конфликта между плоскостью и пространством, но которые в то же время совершенно различны по своему происхождению, по техническому процессу и по своему назначению, - рисунок и печатную графику.

Различие этих двух групп выступают прежде всего во взаимоотношении между художником и зрителем. Рисунок обычно художник делает для себя, воплощая в нем свои наблюдения, воспоминания, выдумки или же задумывая его как подготовку для будущей работы. В рисунке художник как бы разговаривает сам с собой; рисунок часто предназначается для внутреннего употребления в мастерской, для собственных папок, но может быть сделан и с целью показа зрителям. «Рисунок подобен монологу, он обладает персональным почерком художника с его индивидуальной фактурой, оригинальной и неповторимой» . Он может быть незакончен и даже в этой незавершенности может быть заложено его очарование.

Напротив, печатная графика (эстамп, книжная иллюстрация и т.п.) часто выполнена на заказ, для размножения, рассчитана не на одного. А на многих. Печатная графика, которая репродуцирует оригинал во многих экземплярах, более всех других искусств рассчитана на широкие слои общества, на народную массу. Но печатная графика – это не всегда рисунок, для размножения гравированный на дереве или на металле; нет, это – особая композиция, специально задуманная в определенной технике, в определенном материале и в других техниках и материалах неосуществимая. И каждому материалу, каждой технике свойственна особая структура образа.

4. Скульптура

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве.

Обычные материалы скульптуры – глина и обоженная глина (керамика), гипс, камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и другие).

Главный объект скульптуры – человек (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа); изображение животного мира составляют анималистический жанр скульптуры. В XX веке средствами пластики иногда воссоздаются природа (пейзаж), предметы (натюрморт); возникла неизобразительная, абстрактная скульптура, использующая нетрадиционные методы и материалы (скульптура из проволоки, надувные фигуры).

Имеются две разновидности скульптуры: круглая скульптура , свободно размещающаяся в пространстве; рельеф , в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Та и другая разновидности данного вида изобразительного искусства разделяются по своему назначению на станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру. Создавая скульптуру человека, художник исходит из реальных человеческих тел. Но его произведения ни в коей мере не является «слепкой» объемной «копией» тела. Скульптор, даже если он изображает данного, позирующего ему человека, все же, как бы создает его фигуру и лицо заново, и поэтому статуя словно начинает «жить» сама по себе. И эта творческая деятельность скульптора, в которой участвует его мысль, воображение, чувства и мастерство его сильных пальцев, запечатлевается в произведении. В особенном цвете, блеске, вещественном облике, «фактуре» избранного материала выражается замысел художника, его понимание и оценка созданных им человеческих образов.

Большое значение в скульптуре имеет также ритм : фигура располагается в пространстве более или менее стройной организованностью; наклон тела, положение головы, рук и ног имеют определенную симметрию. Ритм статуи призван выразить тот или иной замысел художника и, с другой стороны, придать статуе наивысшую цельность и законченность.

Выразительные элементы играют более или менее значительную роль и в самой форме статуи. В целях выражения какого-либо особенного состояния человека, например, стремительного, радостного порыва, крайнего отчаяния – скульптор нередко в той или иной степени отходит от прямой изобразительности, «домысливает» и применяет привычные формы и жесты человеческого тела.

В подлинно художественной скульптуре существует органическое, взаимообогащающее единство изобразительных и выразительных средств, создающих осмысленный и живой образ человека.

5. Архитектура

Архитектуру Б.Р. Виппер определяет как изобразительное искусство. Подобно живописи и скульптуре, она связана с «натурой», с действительностью, но ее изобразительная тенденция отличается от принципов изображения в живописи и скульптуре: «…Она имеет не столько «портретный», сколько обобщенно-символический характер – иначе говоря, она стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а типических функций жизни» . В любом стиле, в любом памятнике художественной архитектуры, утверждает исследователь, «… мы всегда найдем… реальную конструкцию, которая определяет стабильность здания, и видимую, изображенную конструкцию. Выраженную в направлении линий, в отношении плоскостей и масс, в борьбе света и тени, которая придает зданию витальную энергию, воплощает его духовный и эмоциональный смысл» . Именно способность изображения и отличает художественную архитектуру как искусства от простого строительства.

Архитектура занимает особое место в семье искусств. Она относится как к духовной, так и к материальной культуре.

Архитектурные сооружения – это не только яркие образы эпохи; это не обычное отражение действительности, а сама действительность, идейно эстетически выраженная.

В архитектуре искусство органично сочетается с практически полученной деятельностью: отдельные здания и их комплексы, ансамбли, призваны удовлетворять материальные и духовные потребности людей, образуют материальную среду, в которой протекает их жизнедеятельность.

Архитектура неотделима от строительного искусства, но не тождественная ему. Архитектурные сооружения создаются с целью удовлетворять социальные потребности, они имеют практически полезный характер.

Громадное количество жилых домов, выстроенных на протяжении веков в различных странах мира, чаще всего значение архитектурных сооружений не имели. Дело в том, что дома не создавали образа времени, в них не отражалось общественное сознание эпохи.

Н.В. Гоголь характеризовал архитектуру как долговечную летопись мира – она, по словам писателя, продолжает рассказывать о минувших временах даже тогда, когда умолкают тени и предания.

Природа выражения действительности архитектурой специфична: по архитектурным сооружениям можно судить о характере эпохи, об особенностях ее материального и духовного бытия, о состоянии мира, об отношениях человека и мира, о месте человека в обществе, о господствующих идеях и настроениях времени. Архитектура создает его обобщенный, емкий и целостный образ.

Обобщенный художественный язык архитектуры исторически изменчив. Его развитие обусловлено как изменениями в функциональном предназначении сооружений, развитием строительной техники и появлением новых строительных материалов, так и неотделимыми от них художественными особенностями архитектуры, новыми идейно-эстетическими решениями, которые перед нами возникают в каждую новую эпоху.

Архитектура пользуется такими выразительными средствами , как симметрия, пропорциональность образующих сооружение элементов, ритм, масштабные соотношения с человеком, связь со средой и пространством. Вместе с тем архитектура широко использует эстетическое воздействие света, цвета, фактуры строительного материала.

Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность и вместе непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей.

Произведения архитектуры и очень близкого ей декоративно-прикладного искусства составляют как бы, промежуточную ступень, между остальными предметами, создаваемыми человеком, и произведениям искусства в собственном смысле слова.

К произведениям декоративно-прикладного искусства могут принадлежать различные вещи – мебель, оружие, посуда, одежда, любой изготовленный человеком предмет. Придавая изготовляемой вещи особенную форму, наносят на нее определенные узоры, орнамент, окрашивая ее в какие-либо цвета, люди создавали не только предмет того или иного назначения, но и художественное произведение. Такая вещь имеет двойную ценность: она ценна и как полезный предмет и как произведение искусства, причем вторая ценность превышает первую.

В художественной вещи рельефно выразятся многогранные качества самого творившего ее человека – богатство его воображения и мастерство его рук. Если ее мастер – высокоразвитый и духовно богатый человек, способный вымыслить яркие формы и краски, - вещь обладает художественной ценностью, является произведением искусства. Художественная вещь создает не некий человек, вообще, но человек определенного времени, принадлежащий к определенной общественной группе. Поэтому в вещах каждой эпохи своеобразно отражаются особенности современного общества.

Подлинные произведения прикладного искусства, особенно целая совокупность произведений какого-либо времени, ставят перед нами определенный образ эпохи, отражают в своих формах ее характерные черты.

Прикладное искусство является древнейшим из искусств. Среди дошедших до нас наиболее ранних, первобытных орудий труда и предметов быта, мы уже встречаем такие вещи, которые несут на себе следы активного стремления создать определенные художественные образы.

Произведения декоративно-прикладного искусства – это только переход от обычного человеческого труда к особому виду деятельности – художественному творчеству.

Декоративно-прикладное искусство существует в единстве с каким-либо зданием, то есть произведение архитектуры, составляя его внутреннюю обстановку.

В декоративно-прикладном искусстве следует выделять две существенно различающиеся области: 1) объемные предметы определенной формы и раскраски – художественная мебель, домашняя утварь; 2) плоские поверхности, покрытые узорами – ковры, ткани, разрисованные стены и т.д.

Вторая группа чаще всего образует самостоятельное искусство – орнамент.

Орнамент

Орнамент – один и основных элементов большинства произведений архитектуры и прикладного искусства.

Орнамент – есть сочетание линий и цветовых пятен, которые наносят на поверхности зданий и вещей путем раскрашивания, резьбы, чеканки и т.д.

Но орнамент выступает вместе с тем и как самостоятельное искусство – когда он выткан на ковре, нарисован на какой-либо доске, при этом весь смысл воплощается в орнаментальном рисунке.

Среди орнамента различают: геометрический, растительный, животный и т.д. Всякий орнамент является в своей основе «геометрическим», слагается из сочетаний прямых, кривых и круглых линий и фигур различного цвета. Целостный образ орнамента, прежде всего, выражает определенное мироощущение, человеческое отношение к жизни – радостное или, наоборот, сложное, противоречивое и т.д. Орнамент слагается из определенных мотивов, сочетающихся в то или иное своеобразное единство.

Мотив – это повторяющиеся во многих отдельных произведениях сплетения линий, фигур, сочетания цветов. В орнаментальных мотивах и их сочетаниях в обобщенной форме выражается особенный характер народа, наиболее важные и неповторимые черты его бытия и психики.

Орнамент – это наиболее «обобщающее» из искусств; он как бы вбирает и воплощает в наиболее общей и отвлеченной форме многогранное образное богатство остальных художественных форм данного народа.

Другое центральное явление выразительных искусств – ритм . Ритмом называется повторение каких-нибудь одинаковых, либо сходных, сопоставленных явлений в пространстве или времени. Чаще всего архитектурный и орнаментальный ритмы носят симметрический характер. Это значит, что ритмические, сходные элементы повторяются не по всей длине, ширине, а расположены, например, на более или менее равном расстоянии от середины здания или ковра, от «оси симметрии» этого центра как бы разошлись в стороны ритмические «волны».

Орнамент одновременно является и очень простым и очень сложным видом искусства. С одной стороны, орнаментальное произведение предельно элементарно – это всего лишь система разноцветных линий и фигур. Но вместе с тем орнамент может быть настоящей загадкой. Национальный орнамент вырабатывается и шлифуется в течение долгих столетий и тесно связан со всей жизнью и культурой народа. В орнаменте – как и в танце и музыке – следует различать две основные области: народное искусства, так сказать «фольклорный» орнамент и орнамент, создаваемый уже в развитом обществе профессиональными художниками.

Жанры

Изобразительные искусства делятся на жанры.

Жанр (фр. genere – род, вид) - исторически сложившееся подразделение в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения (пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр и т.д.). Дальнейшая более дробная жанровая дифференциация обусловлена тем, что в художественном творчестве сливаются познавательные, идейно-оценочные, образно-художественные элементы, а каждое произведение искусства имеет еще и определенное функциональное назначение. Так, поскольку идейно-оценочная позиция художника – портретиста может быть не только объективной или апологетической, но и иронической или гневно-обличительной, портрет может приобрести форму шаржа или карикатуры. В зависимости от своего назначения тот же портрет может быть парадным, камерным, интимным и т.д. Новые поджанры основных жанров возникают также при дроблении на более частные явления самих предметов изображения (например, морской вид, марина – особый вид пейзажа, «галантный жанр» - один из видов бытового жанра и т.д.).

Поскольку каждому жанру присущи определенные, характерные только для него средства художественной выразительности, жанр может быть определен как тип произведения искусства в единстве специфических свойств его формы и содержания. В тех видах искусств пластических, где невозможно выделить предмет изображения (в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и других) жанровая классификация не принята; ее место занимают типологические разделения, основанные главным образом на функции произведений (например, дворец, церковь, жилой дом в архитектуре).

1. Портрет

Портрет (фр. portrait , нем. Bildnis ) – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей. Портрет характерен главным образом для станкового искусства, но портретные изображения могут быть воплощены в монументальной и декоративной скульптуре, живописи, в книжной и прикладной графике и т.д. Необходимое требование, предъявляемое ко всякому портрету, - передача индивидуального сходства. Сходство это не ограничивается лишь внешними признаками. Воспроизводя индивидуальный облик человека, художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера. Наряду с неповторимым индивидуальным своеобразием портретист выявляет в облике модели типические черты, признаки эпохи и социальной среды.

Существует множество разновидностей портрета. По характеру выделяются две основные группы: парадные (репрезентативные) и камерные.

Парадный портрет , как правило , предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). Фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне.

В камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное изображение, чаще всего на нейтральном фоне. Разновидностью камерного изображения на нейтральном фоне является интимный портрет , выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.

Портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа, называют костюмированным .

В наименовании таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе» (например, «Екатерина II в виде Минервы»).

Различают аллегорический, мифологический, исторический портрет.

По числу изображений на одном холсте помимо обычного выделяют двойной и групповой портрет.

Парадными двойными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов.

Групповой портрет – портрет, включающий группу персонажей (не менее трех), соединенных в одной обстановке, сцене, часто связанных единым действием.

В особую группу выделяется автопортрет.

Автопортрет (от греч. Autos – сам, и портрет; англ. sell portrait ; фр. Autoportrait , нем. Selbstbidnis ) – графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал. Это особая разновидность портретного жанра выражает оценку художником своей личности, ее роли в мире и обществе, своих творческих принципов. Художник может стремится в автопортрете к объективности самооценки, возвышать или разоблачать себя, представлять себя в различных обличиях (характерно для многочисленных автопортретов Рембрандта), одевать себя в различные костюмы, мифологизировать свой образ и т.д. В автопортрете могут быть отражены личные особенности художника, либо общие черты поколения, социальной или национальной среды. Автопортрет может быть включен в композицию с изображением других персонажей.

«Человек – главный герой искусства. Мы видим множество людей в бытовых, исторических картинах, в произведениях мифологических и религиозных. Все это повествовательные жанры. И лишь в портрете человек предстает не действующим лицом какого-то сюжета, а просто человеком, личностью, со своими индивидуальными качествами. Не всякое отдельное изображение человеческого лица или фигуры мы называем портретом, а лишь образ определенного реального человека. Портрет не всегда делается с натуры. Он может изображать человека отсутствующего, давно умершего, чей образ воссоздается по памяти, по каким-то сохранившимся изображениям, наконец – по воображению. Портрет должен быть похож, во всяком случае, он должен убеждать нас в том, что перед нами именно этот человек, а не кто угодно другой. Не менее важно передать и более общее впечатление о человеке, уловить его повадку, манеру поведения, жест. Еще глубже лежит сходство внутреннее, ощущение характера – властного или робкого. Портретист может попытаться проникнуть и в переживания своего героя, приоткрыть зрителю мир его чувств. Художник может обратить наше внимание на место человека в обществе. Можно говорить также о психологическом портрете , который становится концентрацией внутреннего существа человека. Но психологизм в живописи не тот же, что и в литературе. Писатель может непосредственно ввести нас в мысли и чувства своего героя. На холсте же перед нами только облик, позволяющий о чем-то догадываться и переживать.

Одна из самых важных характеристик портрета, определяющая его задачу и настроение, это то расстояние , на котором он держит зрителя. В портрете парадном, возвышающем и прославляющем героя - дистанция увеличивается; в портрете интимном, лирическом она сокращается до предела. Герой такого портрета не только приближает нас на расстояние свободной дружеской беседы, но и приоткрывает нам мир своих чувств и переживаний» .

Цель создания портретного образа – обнаружить «главную идею личности», сделать явным ее содержание. Но для того, чтобы поставить перед собой такую задачу, портретист должен увидеть в модели индивидуальность. Привлекающую его как художника, чем-то, может быть, равную себе, ощутить личную заинтересованность как толчок к глубинному постижению этой именно модели.

Портрет, в самом деле, предполагает не только передачу внешнего, но и передачу внутреннего, выражение свойств, сути, души человека, а не только изображение его внешности.

2. Пейзаж

Пейзаж (фр. paysage , англ. landscape , нем. Landscaft ) – жанр изобразительный искусств, главным образом станковой живописи и графики, изображение естественной или, преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности. Название жанра распространяется также на отдельные произведения, именуемые пейзажем.

В зависимости от главного предмета изображения и характера природы внутри пейзажного жанра можно выделить: сельский, городской (ведута), архитектурный и индустриальный пейзаж.

Ведута (итал. Veduta , букв. – увиденное) – пейзаж, документально точно изображающий вид определенной местности города. Термин сложился в XVII веке (когда для воспроизведения видов использовалась камера – обскура – прототип фотоаппарата) и применяется, как правило, к искусству Европы этого времени. Ведута – один из истоков искусства панорамы.

Архитектурный жан р – жанровая разновидность пейзажа, изображение в живописи и графике реальной или воображаемой архитектуры в естественной природной среде. В данном пейзаже большую роль играет линейная и воздушная перспектива, позволяющая связать воедино природу и архитектуру. Можно выделить в архитектурный пейзаж городские перспективные виды, в XVIII веке называвшиеся ведутами (А. Каналетто, Б. Беллотто, Ф. Гварди в Венеции; Ф.Я. Алексеев в России), виды вилл, усадеб. Парковых ансамблей с постройками, пейзажи с античными или средневековыми руинами (Ю. Робер во Франции, К.Д. Фридрих в Германии; С.Ф. Щедрин, Ф.М. Матвеев в России), фантастические пейзажи с воображаемыми сооружениями и руинами (Д. Баттиста, Пиранези, Д.П. Паннини в Италии).

Архитектурный пейзаж часто является видом перспективной живописи, в которой особую область составляют изображения водной стихии – морской (марина) и речной пейзажи.

Облик Земли давнего прошлого, вечные, неизменные законы природы – темы исторического пейзажа, а при устремленности авторского воображения к картинам будущего мира – темы фантастического или футурологического пейзажа. Также особую область представляет космический, астральный пейзаж – видимое с земли или мысленное небесное, звездное пространство, изображения далеких планет. Тематические, предметные возможности пейзажного жанра становятся все более разнообразными по мере роста технического процесса.

Для советского пейзажа характерно расширение тематики. Получил распространение мемориальный пейзаж – картины памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся представителей русской культуры.

В советское время получил широкое распространение графический пейзаж – в гравюрах и рисунках В.А. Фаворского, В.Д. Фалиева, Н.И. Кравченко и других.

Особый образно-тематический раздел представляет советский пейзаж военных лет, в котором нашли отражение героико-патриотические настроения советского народа.

Итак, художественная ценность пейзажа как произведения искусства в огромной степени определяется специфическими качествами живописи и рисунка, которые говорят об отношении каждого отдельного произведения к общему опыту искусства и к опыту жанра.

3. Натюрморт

Натюрморт (фр. nature morte – мертвая натура, англ. still life , нем. Stilleben ) – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст. Натюрморт дает разнообразные возможности – от «обманок», иллюзионистически точно воспроизводящих предметный мир, до свободного истолкования вещей и наделения их сложным символическим смыслом.

«Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой. В нем сюжет и психологизм не загораживают определения предмета в пространстве. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, в этом основное требование натюрморта. И в этом большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем» .

О чем говорит нам долгий путь натюрморта?

    О трудном процессе рождения и утверждения особого, сложного и глубокого жанра живописи;

    о том, что этот жанр может очень полно ответить насущным потребностям искусства – аналитическим, экспериментаторским, поискам образного решения;

    о том, что не всегда искусство могло увидеть это ценное начало в натюрморте и часто не заслуженно пренебрегало им, и случалось это не по личному произволу художников – в отношении к натюрморту положительно или негативно отражались исторические потребности нашей живописи;

    о том, что в натюрморте, этом наиболее «чистом» жанре живописи, отражаются как в фокусе некоторые общие тенденции в развитии изобразительной формы, и не только формы – сами образы натюрморта претерпевают эволюцию, общую с другими жанрами живописи;

    о многообразии, неповторимости, уникальности образных форм натюрморта и особых, незаменимых его возможностях.

«Натюрморт – мастерство вещи, рассказ о предметном мире – не стоит в стороне от больших творческих решений советской живописи. Он живет единой жизнью с пейзажем, портретом и большой тематической картиной».

Натюрмортный жанр дает художнику возможность углубиться в живые процессы материальной сущности предметного мира. Живописец может подслушать шорох старых пергаментных страниц, уловить аромат цветов. Его искусство должно создать такую систему впечатлений, при которой зрительный образ внушает ощущение всех этих переживаний, недоступных прямому воспроизведению в картине.

В натюрморте раскрывается одна из граней окружающей человека природы – безмерное разнообразие форм бытия; трепетное цветение жизни воплощается в ясной и чистой архитектонике композиционного строя.

Натюрморт раскрывает перед нами беспечное многообразие природы. Мы познаем те свойства, те особенности вещей, которые могли остаться незамеченными.

В пору сложения и расцвета натюрморта в XVII веке его называли « stelleven » - тихая жизнь. Выбор, расположение, свойства тех или иных предметов как бы выражали вкусы, настроение, порывы их обладателей, рассказывали о человеке и за человека.

4. Исторический жанр

Исторический жанр (англ. history subjects , нем. Historienbild ) жанр изобразительного искусства, посвященный историческим деятелям и событиям, общественно значимым явлениям в истории человечества.

Обращенный в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых осознано современниками. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым (историко-бытовые сцены), портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»), но особенно тесно смыкается данный жанр с батальным жанром, когда он раскрывает исторический смысл военных событий.

Исторический жанр находит воплощение как в станковых формах искусства (историческая картина, статуя, бюст, рисунок, эстамп), так и в монументальных формах (росписи, рельефы, памятники) и в миниатюрах, иллюстрациях, мелкой пластике (медали, монеты). Эволюция исторического жанра во многом обусловлена накоплением исторических знаний, развитием исторических воззрений, а периоды его подъема связаны с критическими этапами истории, общественными потрясениями, ростом социального и национального самосознания.

Разновидностью исторического жанра являются мифологический, аллегорический и религиозный жанры.

Мифологический жанр (от греч. mythos – предание) – жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов.

Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они являются важнейшим источником художественного творчества на ранних этапах их истории, начиная с первобытного искусства (хотя мифы, составившие основу известных нам изображений, зачастую до нас не дошли). Но в эпохи, когда мифология была живым, всесторонним постоянно развивающимся явлением, одной из основ народного сознания, она не могла выделяться в отдельный, отличный от других жанр. Начатки мифологического жанра возникли в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы переставали быть верованиями, рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие возможности для воплощения рассказов и персонажей с весьма сложным этическим, зачастую аллегорическим подтекстом (картины С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне, фрески Ф. Коссы, Рафаэля).

В XVII – начале XIX века значительно расширяется круг философских, нравственных, эстетических проблем, отраженных в произведениях мифологического жанра, то служащих для воплощения высокого художественного идеала (картины Н. Пуссена, П.П. Рубенса), то сближающихся с жизнью (картины Д. Веласкеса, Рембрандта), то создающих праздничное зрелище (картины Ф. Буше, Д.Б. Тьеполо).

В XIX столетии мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства (скульптура Антонио Кановы, Бертеля, Торвальдсена. И.П. Мартоса, картины Ж.Л. Давида, Д. Энгра, А.А. Иванова), которая в академическом салонном искусстве середины и второй половины этого века приобрела характер холодной и безжизненной рутины, сыгравшей существенную роль в бунте молодых русских художников 1863 года.

Наряду с темами античной мифологии в XIX – XX веке в искусстве стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов.

В начале XX столетия символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру (М. Дени, М.А. Врубель), который в скульптуре А. Майоля, А. Бурделя, С.Т. Коненкова и графике П. Пикассо получил современное переосмысление.

Аллегорический жанр - аллегория (от греч. allegoria – иносказание) – в искусстве означает - воплощение явления, а также умозрительные идеи в наглядном образе (например, фигура с голубем в руке – аллегория Мира; женщина с повязкой на глазах и весами в руке – аллегория Правосудия).

По определению И.В. Гете, аллегория «претворяет явление в понятие, понятие – в образ, в такой, однако форме, что образ остается вполне адекватным, имеющему четкие пределы понятию, которое он выражает целиком».

По своей функции часть аллегорий сближается с эмблемой. Наиболее распространенный вид аллегории – персонификация, то есть фигура, снабженная одним или несколькими атрибутами, поясняющими ее смысл.

Исторический жанр один из самых сложных, трудоемких жанров живописи.

Историческая живопись и историзм в живописи – понятия тождественные, но глубоко взаимосвязанные. «Для исторического живописца – историзм – живая душа его искусства, без которой оно теряет свои самые существенные жизненные черты».

Историческая картина на разных этапах жизни нашей страны отражает основные фазы развития советского изобразительного искусства, его достижения или недочеты. Важнейшей задачей мастеров советского исторической живописи остается достижение правдивости в изображении исторических событий, будь то события современные или события более или менее далекого прошлого.

5. Батальный жанр

Батальный жанр (от фр. bataille – битва) – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи, отчасти также графики и скульптуры), связанный с изображением битв, военных походов, ратных подвигов, разнообразных боевых действий и эпизодов военной жизни.

Батальный жанр может быть составной частью исторического жанра (при изображении боевых действий или военного быта прошлой эпохи, либо при осознании исторического смысла современных сражений), составной частью мифологического жанра (если изображаются поединки фантастических героев), а также может иметь непосредственное отношение к современной художнику жизни армии и флота, к изображению новой техники, нового характера вооруженных конфликтов, свидетелем и даже участником которых становится сам художник, создающий произведение батального жанра по личным впечатлениям и зарисовкам, воспоминаниям.

Батальный жанр может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия, доспехов, военных трофеев, знамен и других атрибутов воинской жизни).

Важнейшей задачей мастеров батального жанра остается достижение полной правдивости в изображении батальных событий, будь то события современные или события более или менее далекого прошлого.

6. Бытовой жанр

Бытовой жанр (фр. genre , нем. Sittenbild ), жанровое искусство – один из традиционных жанров изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной, обычной, частой и общественной жизни человека, из крестьянского и городского (в прошлом – дворянского, купеческого, разночинного и т.д.) быта.

Истоки бытового жанра есть уже в наскальных писаницах, несущих изобразительную информацию о быте древних охотников и рыболовов, в росписях и рельефах Древнего Востока, в античной вазописи в пластике, в средневековой житийной иконе в миниатюре, в пластическом декоре буддийских храмов и в росписях храмов Древней Америки, если они, так или иначе, показывают жизнь людей, их занятия, быт.

Творческие искания многих художников бытового жанра, как и мастеров других жанров живописи, направлены на поиски наиболее глубокого выражения нашей современности, на поиски современного стиля в искусстве. Весь путь советской жанровой живописи являлся борьбой за утверждение нового героя, нового хозяина жизни. В образах искусства советские люди ищут ответы на волнующие их мысли и чувства. Они ждут, что художники помогут им своими произведениями разобраться в сложных явлениях жизни.

7. Анималистический жанр

Анималистический жанр (от лат. animal – животное) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных. Этот жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала. Художник анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания (например, в станковой живописи и скульптуре, в эстампе); декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто (особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорических и сатирических изображениях) животное «очеловечивается»; наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного (например, в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе).

Произведение искусства по их характеру разделяются на три категории: искусство монументальное, декоративное и станковое. Свойства, нормы и признаки, определяющие эти категории, одинаково применимы и к произведениям анималистического искусства.

Образцами монументального анималистического искусства являются большие панно. Стенопись или фреска, где выявляются величественные образы животных или их группы на фоне большого ландшафта. Вестибюли и залы биологических музеев. Павильоны сельскохозяйственных выставок – возможные места расположения этой живописи.

В настоящее время имеется мало возможностей для установки анималистической монументальной скульптуры большой массы в бронзе или камне, с ее строгими пропорциями, сдержанным движением и обобщенными формами. Только образы коней находят воплощение в монументах.

Примеры подлинно монументальной скульптуры животных можно найти лишь в искусстве Египта, Месопотамии и Китая.

Декоративной считается скульптура, прямое назначение которой является украшение пространства парка или интерьера. Размеры ее меньше, формы более легки и сложны, выражение движения более свободно, содержание более жизненно и разнообразно. Также разнообразны и материалы декоративной скульптуры. Кроме бронзы, мрамора, литого камня для наружной скульптуры, для интерьеров могут быть применяемы все виды керамики. В декоративном искусстве может быть широко выявлена тема животного. Во все времена истории эта тема не иссякала в декоративном искусстве всех народов, а иногда даже главенствовала. Человек всегда ценил красоту животного мира, любовался проявлением его форм, движений, красок, узоров и, радуясь им, претворял в произведении своего искусства. Звери и птицы, рыбы и ящеры, змеи, бабочки и морские животные – все они находили место в коврах, тканях и вышивках, в резьбе из различных камней, кости, в чеканных металлах и керамике. Образ животного в декоративном искусстве является преимущественно условным и орнаментальным. Он существует или как часть узора, ритмически построенного, или включается в пространство, ограниченное определенной геометрической формой, или, наконец, превращаясь в форму утвари, не может сохранить реалистический характер. В плоскостных изображениях и в объемных формах силуэт животного, его пропорции должны изменяться, подчиняясь ритму вещи, которую он украшает. И тематическое содержание в декоративном искусстве не может быть достаточно выраженным, а иногда практическое назначение вещи определяет все его содержание.

Вместе с тем притягательность работ художников-анималистов заключается не только в научной достоверности композиций, но и в понимании самоценности мира живой природы.

8. Интерьер

Интерьер (от фр. interieur – внутренний) – 1) внутренне пространство общественного, жилого, промышленного здания; помещение в здании (комната, зал, вестибюль и т.д.). Интерьер, его конфигурация, расположение, назначение имеют большое значение для облика и планировки здания в целом. Пространство интерьера, размеры, пропорции, характер отделки, сочетаясь с убранством, мебелью, оборудованием и т.д., создают ансамбль интерьера, определяемый его функциями и архитектурно-художественным стилем; 2) жанр изобразительного искусства, получивший развитие в живописи Голландии и Фландрии конца XVI и XVII веков (голландские церковные интерьеры – П. Санредам, Я. Вермеер), в первой половине XIX столетия в живописи бидермайера (в Германии Г.Ф. Кристинг).

Первые «опыты» изображения интерьеров на Руси связывают иногда с иконописными образами, что, разумеется, можно принимать с известными оговорками. Но вот уже графическое искусство XVII века прямо обращается к современному интерьеру как объекту изображения, правда, в его дворцовом варианте. Рукописи и книги второй половины этого же века донесли до нас весьма определенный образ интерьера, удивляющего свободным соединением архитектурных элементов, разнообразием и пестротой форм, стилистически неоднородных, но объединенных общим принципом их использования. Впечатление декоративности узорочья и постоянного движения форм в этих дворцовых ансамблях дополнялось их колористическим образом – «пестротой цвета». При этом, как указывает И.А. Пронина, знаток русского архитектурного интерьера, нельзя забывать «о религиозно-содержательной насыщенности каждого компонента ансамбля как гармоничного мира… Здесь свет и золото означали их божественную природу, цвет имел также свое символическое значение».

Заключение

Проблема «видов и жанров» в изобразительном искусстве с древнейших времен и до наших дней рассматривалась многими искусствоведами. Ими были предложены различные классификации искусств.

Разделение видов искусства на изобразительные и неизобразительные конечно является условным, так как ни об одном из них нельзя говорить, что оно по природе своей исключительно изобразительно или неизобразительно. Во всех искусствах эти особенности переплетаются, и ни одно искусство не представляется возможным отнести категорически лишь к одной из этих групп.

Классификация искусств может идти на основе других признаков: можно делить виды искусства на зрелищные и незрелищные, на простые и синтетические, на искусства, связанные с утилитарным назначением и не связанные с ними и т.д.

Классификация искусств помогает выявлению специфики каждого отдельного искусства. И вместе с тем системы классификации способствуют сближению между различными искусствами, выявляют пути синтеза в развитии художественной культуры.

1. Зись А.Е. Виды искусства. – М.: Знание, 1979.

2. Кожинов В.В. Виды искусства. – М.: Искусство, 1960.

3. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. – М.: Искусство, 1970.

4. Даниэль. Искусство видеть.

5. Филатов Ю., Данилова И. Натюрморт в европейской живописи.

Изобразительные виды искусства

    Живопись

    Монументальная живопись, представленная в виде мозаики и фрески так же относится к весьма древним видом искусства.

    К станковой живописи относятся картины различных жанров, которые написаны на полотне, бумаге при помощи масляной краски.

    К жанрам живописи относятся:

    • Портрет
    • Исторический жанр
    • Мифологический жанр
    • Батальный жанр
    • Бытовой жанр
    • Пейзаж
    • Марина
    • Натюрморт
    • Анималистический жанр
  1. Графика и ее виды

    • Гравюра – рисунок, наносящийся на плоскую поверхность материала, покрывающийся краской для оттиска на бумаге. К материалам гравюры относятся: металл (сталь, цинк, медь), дерево, пластик, картон.
    • Эстамп – это оттиск с гравировальной доски, который является станковым произведением художественной графики. К эстампам относят гравюру, литографию, шелкографию, монотипию.
    • Книжная графика – входит в конструкцию книги, является ее декоративным оформлением, иллюстрацией.
    • Экслибрис – знак, который указывает на владельца книги. Знак располагается на внутренней стороне переплёта или обложки.
    • Плакат – изображение, направленное для привлечения всеобщего внимания, которое создаётся в учебных или агитационных целях.
    • Линогравюра – гравюра на линолеуме.
    • Ксилография – гравюра на дереве.
    • Офорт – металлический вид гравюры.
    • Графика компьютерная – изображения, составляющиеся на компьютере, динамично или статично.
  2. Скульптура

    Определение 2

    Вид искусства , возникший в древности. Найденные скульптуры состояли из глины, дерева, камня и изображали людей и животных, довольно схожих с оригиналами.

    Скульптура делится на круглую, которая распространяется в пространстве и на рельеф, в виде объемных изображений на плоскости. Как в живописи, так и в скульптуре имеются станковые и монументальные формы.

    Монументальная скульптура предназначается для улиц и площадей и длительного использования, поэтому для такого вида скульптуры используется бронза, мрамор, гранит.

    К станковой скульптуре относится портреты, небольшие жанровые группы, которые исполняются в дереве, гипсе и других материалах.

    Декоративно-прикладное искусство

    У создателей произведений декоративно-прикладного искусства можно выделить $2$ основные цели:

    • Создание вещи, необходимой для повседневного быта
    • Наделение вещи определенными художественными качествами

    Таким образом, предметы и вещи, относящиеся к повседневному быту должны служить человеку не только в практических целях, но и украшать его жизнь.

    На сегодняшний день большая часть произведений декоративно-прикладного искусства несут в основном эстетическую функцию, но это было далеко не всегда.

    К видам декоративно-прикладного искусства относятся:

    • Батик – ручная роспись по ткани.
    • Вышивание
    • Макраме
    • Вязание
    • Бисероплетение
    • Кружевоплетение
    • Гобелен
    • Керамика
    • Мозаика
    • Художественная роспись по дереву, керамике и металлу
    • Витраж
    • Оригами
    • Граффити

Неизобразительные виды искусства

  1. Архитектура

    Определение 3

    Архитектура – это искусство проектирования и строительства зданий. Архитектурные сооружения могут быть представлены в виде отдельно стоящих зданий, а так же в виде архитектурных ансамблей. Ансамбли могут складываться и исторически.

    Архитектура даёт возможность проанализировать технические достижения и художественные стили разных эпох. К примеру, Египетские пирамиды, позволяющие судить о стиле того периода, храмы Древней Греции, Рима и т.д.

  2. Литература

    В самом широком смысле слова литературой можно считать всю совокупность письменных текстов.

    К видам литературы относятся:

    • Художественный
    • Проза
    • Мемуары
    • Научный и научно популярный
    • Справочный
    • Учебный
    • Технический

    В зависимости от тех или иных критериев литературные произведения причисляются к тому или иному жанру:

    Критерии.

    • Форма – новелла, опус, ода, очерк, повесть, рассказ, пьеса, роман, эпос, эпопея, эссе.
    • Содержание – комедия, трагедия, фарс, пародия, интермедия, драма.
    • Эпический род
    • Лирический род
    • Драматический род
  3. Музыка

    Музыка – вид искусства, который использует для воплощения художественных образов звук и тишину, которые организовываются во времени.

    Виды музыки:

    • Классическая
    • Популярная
    • Неевропейская
    • Этническая
    • Эстрадная
    • Авангард
    • Альтернативная
    • Инструментальная
    • Камерная
    • Соната
    • Ноктюрн
    • Прелюдия

Замечание 1

К видам искусства также относятся:

  • Кинематограф
  • Театр
  • Хореография

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — .

Искусство как самостоятельная и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в , быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается . Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.



Материнский капитал