Музыкальные диктанты. Методика музыкального диктанта и различные формы его проведения

Непременным условием прослушивания диктанта является улавливание сильных долей в диктанте и дирижирование в размере диктанта. Дирижирование способствует запоминанию диктанта.

Порядок записи диктанта у всех свой, это зависит от ваших личных навыков - от того, как Вы привыкли его записывать. Это может быть первоначально записывание первых нот в каждом такте - сильных долей, либо записывание начал и концов фраз, или записывание всего первого такта.

Очень много зависит от развития вашего музыкального слуха (от того, как Вы его развили) и от Вашей памяти.

Как развить музыкальный слух?

Очень просто. Научиться мысленно представлять звучание музыки и обладать при этом хотя бы чувством лада (помнить звучание тоники, уметь допевать ступени до тоники, различать устойчивость и неустойчивость ступеней).

Как добиться высокого уровня развития мелодического слуха?

Попробуйте представить звучание мелодии, которая вам нравится.

Самый хороший совет - подбирайте на фортепиано как можно больше понравившейся вам музыки, причем подбирайте не только мелодию, но и аккомпанемент, по возможности записывайте нотами.

Услышав новую мелодию, старайтесь слышать ее нотами в любой удобной для вас тональности, проверяйте себя, проигрывая ее на фортепиано.

Самое главное - научиться мысленно представлять звучащую музыку. Для этого учите как можно больше мелодий наизусть, записывайте их не только в оригинальной тональности, но и в других.

Слушайте музыкальные произведения, смотря в нотный текст.

Пытайтесь писать диктанты дома, записав их предварительно на магнитофон или другое записывающее устройство.

Со временем, примерно года через три, в вашем музыкальном багаже накопится солидный запас музыкальных впечатлений, и вы сможете записывать диктанты.

Ни один преподаватель не научит вас писать диктанты, если вы сами не разовьете свой слух.

Как добиться высокого уровня развития гармонического слуха?

Подбирайте на фортепиано как можно больше музыки.

Решайте гармонические задачи следующим способом. Сыграйте несколько раз мелодию задачи, проверьте, знаете ли ее наизусть, спойте ее. Попробуйте представить, как звучит мелодия, если бы вы играли ее на фортепиано, как она звучит, если бы вы ее пели.

Не получилось? Ничего страшного. Вы же делаете это в первый раз. Сыграйте или спойте мелодию столько раз, сколько нужно, чтобы вы "заболели" этой мелодией, чтобы она прочно "засела " в вашей голове. Решайте задачу так, как если бы вы подбирали аккомпанемент. Постарайтесь мыслить (слышать) функциями аккордов (тоника, доминанта, субдоминанта), а также представлять и звучание конкретных нот аккорда. Естественно, для записи решения задачи вы будете пользоваться гармоническими правилами, такими как определение формы задачи, определение и расстановка цезур, каденций, правильное удвоение тонов в аккордах, соединение аккордов, логика гармонического развития в ладу, будете следить за красотой и логичностью линии баса, проверять пары голосов на наличие параллельных квинт и октав, а также следить за множеством других нюансов, связанных с темой задачи.

Самым последним и самым важным действием в решении задачи должно быть ее проигрывание на фортепиано в правильном ритме и в подходящем для жанра задачи темпе - здесь вы услышите, хорошо ли звучит решенная таким образом задача, не нужны ли другие варианты ее гармонизации. При этом велика вероятность ошибок в игре, значит, вы так и не определите, все ли звучит хорошо. Поэтому мой вам совет - решайте задачу в музыкальном редакторе. Нажав кнопку "проигрывание", вы услышите все сильные и слабые стороны вашей задачи.

Вот советы, как научиться представлять звучание всей задачи.

1) Научитесь представлять мелодию задачи (об этом уже говорилось)

2)Научитесь представлять линию баса

3)Пропойте или сыграйте каждый аккорд вашей задачи снизу вверх

4)Cыграйте первый аккорд задачи снизу вверх очень быстро, как бы арпеджиато, опору делайте на бас и мелодию

5)Представляйте этот аккорд мысленно так же быстро

6)Сыграйте все звуки аккорда одновременно

7)Представьте мысленно его звучание. Получилось?

8)Сделайте те же упражнения со вторым аккордом

9)Сыграйте оба аккорда снизу вверх один за другим сначала медленно, мысленно представьте, сыграйте арпеджиато, мысленно представьте, сыграйте оба аккорда с одновременным звучанием звуков каждого, мысленно представьте.

Если у вас все получилось, мои поздравления, но вы должны научиться представлять звучание всей задачи.

10)Играйте и представляйте первые 4-5 аккордов задачи медленно, арпеджиато и, наконец, в гармоническом звучании (4-хзвучными аккордами).

11)Разбейте всю задачу на несколько отрывков по 4-5 аккордов в каждом. Научитесь играть и представлять любой из отрывков.

12)Проверьте, как вы знаете звучание отрывков, попытавшись представить их звучание не по порядку.

13)Сыграйте всю задачу от начала и до конца. Попробуйте представить ее звучание.

14)Не оставляйте попыток до тех пор, пока вы не будете знать в ней всех нот и пока не сможете ясно представить звучание задачи.

Первое время вы будете тратить на подобные упражнения примерно полтора-два часа, однако оно того стоит. Ваш музыкальный слух будет заметно отличаться от слуха ваших одногруппников остротой и тонкостью.

15)Если вы ездите в транспорте или у вас есть любое незанятое время, вы можете вспоминать звучание задачи или любого музыкального произведения, которое вы выучили, каждый день. В этом случае ваш слух всегда будет активным и способным к сочинению музыки или к написанию музыкального диктанта.

S o l F a — это проект Владимира Громадина, кандидата искусствоведения, педагога с более чем десятилетним опытом работы, приобретённом в лучших российских музыкальных учебных заведениях - Центральной музыкальной школе при Московской консерватории и Академическом музыкальном колледже (училище) при Московской консерватории. Он преподает сольфеджио, гармонию, элементарную теорию музыки и анализ форм на исполнительском и теоретическом отделениях. Его выпускники уже более десяти лет свободно поступают в вузы России и мира.

Его опыт и методические наработки нашли отражение в сайте S o l F a (соль+фа=сольфеджио), на котором представлены образцы диктантов и последовательностей («цепочек») разного уровня сложности, рассчитанных, в первую очередь, на молодых музыкантов, занимающихся музыкой профессионально на уровне специализированной школы (ССМШ), колледжа или вуза.

Все диктанты разбиты по уровням сложности. Разумеется, сложность — понятие довольно условное. С учетом разной стилистики, разной ритмики, гармонии и мелодических особенностей обозначить сложность музыкального примера «абсолютно правильно для всех» невозможно. Поэтому распределение основывается на идее, что диктанты одного уровня — это те диктанты, которые стоило бы писать в одном месяце. Это не отменяет того, что кто-то может свободно писать диктанты 11-го уровня сложности с необычной мелодикой, но при этом «застрять» на ритмических изысках диктанта 9-го или 10-го уровня.

Цель сайта — способствовать гармоничному развитию музыкального слуха. Материалы регулярно пополняются, акцент сделан на музыкальных примерах - то есть не специально написанных диктантах (при всем уважении к их авторам и их вкладу в методику преподавания сольфеджио), а образцах из музыки. Безусловно, это серьезное методическое усложнение: подобрать фрагмент из «живого» произведения так, чтобы он соответствовал всем нормам программы по сложности одновременно (мелодия, гармония, ритм, полифония и так далее), практически невозможно. Проще воспитывать слух на специально написанных диктантах. Но с другой стороны, сольфеджио воспитывает не просто слух , но музыкальный слух, и с этой стороны использование исключительно инструктивного материала довольно вредно.

Сольфеджийный диктант — это то, что слушается едва ли не самым внимательным образом, ведь музыкант должен разобраться в нем досконально, чтобы его написать. А разбираться настолько подробно стоит только в хорошей музыке. Безусловно, для контроля освоения материала стоит привлекать и инструктивные примеры, но все же это лишь вспомогательный материал не от хорошей жизни: что-то вроде стандартного теста, который косвенным образом помогает оценить развитие слуха одного человека относительно другого.

«Методы работы над диктантом на уроках сольфеджио музыкального отделения ДШИ»

Составитель:

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДШИ

Рыбакова Людмила Валерьевна

г.Северобайкальск

2014 год

Содержание методической работы:

    Введение.

    Выбор музыкального материала.

    Фиксация нотного текста.

    Исполнение диктантов.

    Процесс записи.

    Различные формы диктантов:

    Диктант показательный.

    Диктант эскизный, по частям.

    Диктант с настройкой и в произвольной тональности.

    Список литературы.

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ДИКТАНТОМ.

    Введение

По программе обучение сольфеджио подразумевается не только практическую работу над упражнениями данной и смежных дисциплин, но и всю музыкальную деятельность учащегося, которая способствует закреплению его знаний. Таким «закрепляющим» моментом является запись музыкального диктанта. Для того, чтобы записать исполняемый в данную минуту отрывок музыкального произведения или зафиксировать звучащую в памяти музыку, следует обладать хорошей памятью, развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний. Чтобы проанализировать то, что слышишь, недостаточно осознать закономерности музыкальной речи данного отрывка, надо уметь грамотно записать эту музыку. В этом случае можно провести параллель с навыками в обучении чтению и письму на родном языке. Длительный путь постижения грамоты необходим для того, чтобы создать неразрывную связь видимого – слышимого, связи непосредственной и прямой.

При написании диктанта установление такой связи является основной задачей, которая должна быть особенно сильной, так как написанное и видимое получает смысл только тогда, когда оно звучит.

Вторая задача в работе над записью музыкального диктанта заключается в том, чтобы способствовать развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти. Внутренний слух и музыкальная память тесно связаны между собой и часто рассматриваются как одно и то же. Но на самом деле это две разные стороны музыкальных способностей ученика.

Внутренний слух – это есть способность в воображении представлять себе один или ряд звуков. Причем, этот слух может быть вначале интуитивным, бессознательным, что характерно почти каждому человеку, но в процессе работы должно стать целенаправленным, осознанным.

Музыкальная память проявляется через внутренний слух. Многие авторы учебников по сольфеджио отмечают, что воспитание слуха будущего музыканта-профессионала - это, прежде всего, всемерное развитие музыкальной памяти. Таким образом, музыкальная память – это не просто способность запоминания мелодии, гармонического сопровождения музыкального отрывка в целом, а те элементы, которые обычно выявляются при зрительном анализе нотного текста – аналитическая память, то есть запоминание и одновременно понимание структуры горизонтали и вертикали: мелодия, музыкальная форма, строение, расположение и функции аккордов, их взаимосвязь, особенности фактуры и голосоведения.

Совершенно очевидно, что сложный процесс записи диктанта «слышу – понимаю – записываю «требует не только определенных знаний, уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Это одна из важнейших задач методики сольфеджио – показать, как учить писать музыкальный диктант.

В педагогической практике работа над записью диктанта построена в большинстве случаев так,. ч то развивается лишь одна сторона памяти: осознание и затем запоминание того, что слышишь Недостаточно тренируется память музыкальная, так сказать эмоциональная, не анализирующая, а основанная на внутреннем слышании звучания. Еще меньше используются творческие возможности учеников, не привлекается к работе тот музыкальный материал, который накоплен их практической музыкальной деятельностью. Методически не разграничены и не разработаны приемы работы над развитием памяти и внутреннего слуха.

Именно работа над диктантом в классе сольфеджио должна ставить своей целью развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти.

Третья задача в работе над диктантом – это практическое освоение и закрепление теоретических понятий и того опыта, который накоплен в результате практической музыкальной деятельности учащегося. Многие ошибки говорят о практическом неумении записать музыку, о неумении применить свои знания на практике. И в этом отношении письменные работы (диктант) являются полезной формой для закрепления теоретических знаний и практических умений.

В данном случае прежде всего очень важна тесная связь между теоретическими предметами (элементарная теория музыки, гармония, анализ) и параллельно идущим курсом сольфеджио. Несомненно, что слуховая проработка теоретических понятий осуществляется во всех формах работы по сольфеджио, то есть в пении интонационных упражнений, анализе на слух, чтении с листа. Но именно форма диктанта, как наиболее самостоятельная и требующая полной конкретности в анализе слышимого, особенно полезна для закрепления тех или иных теоретических понятий. Весьма важным является и тот факт, что в диктанте нужно не только осознать слышимое, но и уметь его выразить в записи. В практике мы часто встречаемся с тем, что учащийся, обладающий прекрасным слухом и действительно слышащий все в данном примере, может назвать ноты, гармонию, отдельные аккорды, но не умеет написать их.

Разнообразие музыкального материала используемого на занятиях по сольфеджио, и в частности в диктантах, имеет большое воспитательное значение, расширяет кругозор учащихся, обогащает их музыкальную память.

Если бы в процессе занятий по сольфеджио педагоги анализировали нотный текст, приводили примеры из детского репертуара по специальности, определяли на слух не отдельные элементы, а отрывки из музыкальной литературы, давали задания на списывание, транспонирование знакомых произведений, - то такое накопление опыта создало бы необходимые предпосылки для развития навыка записи диктанта. А работа над диктантом стала бы не «специфическим» упражнением в классе сольфеджио, а естественной передачей музыки на бумаге, в записи.

Суммируя все вышеизложенное. Следует сделать вывод, что в системе занятий по развитию слуха (то есть сольфеджио) запись музыки (музыкальный диктант) является очень важной суммирующей и практически полезной формой работы.

Основные задачи, которые ставятся в работе над диктантом, должны способствовать развитию слуха, то есть:

1. Создавать и закреплять связи видимого и слышимого, то есть научить слышимое сделать видимым.

2. Развивать память и внутренний слух.

3. Служить средством для закрепления и практического освоения знаний и навыков, полученных в курсах теории, гармонии, анализа, а также в занятиях по специальности.

II .МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ НАПИСАНИИ ДИКТАНТА

II .1 Выбор музыкального материала.

Поскольку музыкальный диктант есть «запись музыки на слух», первым условием качественной записи является правильный выбор музыкального материала для диктанта.

Дореволюционная методика черпала материал для диктанта из специально составленных упражнений. Основой их являлись та или иная тема из области теории музыки. Чаще всего это были метро-ритмические или интервальные трудности. В зависимости от творческой одаренности авторов, музыкальное качество этих примеров-упражнений было лучше или хуже, но всегда подчинено главной идее.

В настоящее время методика составляемых сборников другая – материалом для записи служат образцы из подлинной музыкальной литературы. Чем примеры будут более яркими и художественно убедительными, тем лучше будет достижение цели музыкального диктанта.

Педагог или составитель сборника, отбирая материал, заботиться о том, чтобы отрывок был осмысленным и ясным по форме. Нельзя допускать, чтобы пример был слишком коротким, от этого он теряет смысл и художественную ценность. Также недопустимы искажения с целью его облегчения - это нарушает цельность художественного образа.

Очень важно определить трудности музыкального примера. Обычно критерием служат ладовые, тональные, метро-ритмические особенности диктанта. Это, несомненно, основные признаки. Но кроме них, большое значение имеет также стиль и жанр отрывка.

Еще большее значение определения трудности диктанта имеют интонационные особенности стиля произведения. Отбирая пример для диктанта, надо стремиться к тому, чтобы музыка примера была яркой, выразительной, легко запоминаемой.

Из всего сказанного можно сделать вывод – в работе над музыкальным диктантом одним из важнейших условий является правильный выбор музыкального материала.

II .2. Фиксация нотного текста.

При записи музыки педагог должен обратить особое внимание на точность и полноту фиксации на бумаге учащимися того, что они слышали. К сожалению, многие педагоги удовлетворяются тем, что учащийся верно записывает звуки и правильно группирует их ритмически. Никаких обозначений темпа, динамики, штрихов и структуры от учащихся не требуется. Такая запись уже считается правильной и «заслуживает отличной оценки». Постепенно подводя учащихся к необходимым требованиям, следует научить их:

1. Правильно и красиво писать ноты.

2. Расставлять лиги.

3. Отмечать цезурами фразы, дыхание.

4. Различать и обозначать легато и стаккато, динамику.

5. Определять темп и характер отрывка, а также выбирать правильный размер и счетную единицу для записи.

6. Знать и уметь оформить вокальную группировку как в одноголосии, так и в многоголосии.

8. Различать и употреблять условные обозначения мелизмов.

II .3. Исполнение диктантов.

Для того, чтобы учащийся мог полно и грамотно зафиксировать на бумаге то, что он слышал, надо, чтобы исполнение диктанта было по возможности совершенным. Прежде всего следует исполнять пример грамотно и точно. Никаких подчеркиваний или отдельных выделений делать ненужно. Трудных интонаций или гармоний нельзя допускать. Особенно вредно подчеркивать, искусственно громко выстукивая, сильную долю такта. Вначале следует исполнять отрывок в настоящем, указанном автором темпе. В дальнейшем, при многократном проигрывании, этот первоначальный темп обычно замедляется. Но важно, чтобы первое впечатление было убедительным и правильным.

Особенно тщательно следует соблюдать голосоведение при исполнении многоголосных примеров. Умение правильно слышать движение голосов и записывать, - должно быть результатом слухового осознания, а не заранее подготовленным условием, когда педагог вначале говорит: «Диктант будет двухголосный».

II .4. Процесс записи.

Большое значение имеет та обстановка, которую педагог сумеет создать перед началом работы над записью. Если внимание учащихся фиксировать сразу на том, что сейчас будет сыгран диктант, который надо скорее записать, да еще сказать двух или трехголосный, то учащийся не будет слушать и вникать в звучащую музыку, а сразу будет думать о том, как это записать, с какой начать ноты, какой счет и т.д. Некоторые педагоги даже считают, что для лучшего восприятия и запоминания примера надо учащихся предварительно настроить в тональности.

Опыт говорит, что наилучшая обстановка для работы над записью – это создание интереса к тому, что учащиеся сейчас услышат. Педагог должен познакомить учащихся с автором и произведением, рассказать откуда этот отрывок, какие инструменты его исполняют. Собрав таким образом внимание учащихся – педагог проигрывает пример. Таким образом, основными этапами при проведении на уроке музыкального диктанта надо считать следующее:

1. Учащиеся слушают музыку. Для того, чтобы она понравилась, произвела впечатление, исполнение должно быть по возможности более выразительным и точным.

2. Вместе с педагогом весь класс делится своими впечатлениями о прослушанном.

3. Педагог или класс называет тональность, играет настройку.

4. Снова проигрывается музыка для того, чтобы учащиеся уже анализировали ладо-гармонические, структурные и метро-ритмические ее особенности.

5. Учащиеся приступают к записи, главным образом, по памяти. В конце отведенного для записи времени диктант проверяется.

Для проверки, написанного диктанта, существуют различные приемы:

1) пропевание всем классом;

2) индивидуальная проверка педагогом тетради ученика;

3) коллективный разбор диктанта учителем и классом;

4) проигрывание каждым учеником своей записи по тетради и самостоятельной проверки и исправления ошибок;

5) задание на дом - сверить свою запись с оригинальным нотным текстом.

Такая методика проведения диктанта даст возможность правильно воспитать восприятие ученика: от общего к частному, от восприятия художественного образа произведения к анализу выразительных средств музыкального языка, и в итоге – записи на нотном стане всего воспринятого, фиксация слышимого.

Эта методика будет также содействовать развитию памяти и внутреннего слуха учащихся.

III . РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ДИКТАНТОВ

1. Диктант показательный.

Показательный диктант проводится учителем. Цель и задача его - показать на доске процесс записи. Учитель вслух, перед всем классом, рассказывает учащимся, как он слушает, дирижирует, напевает мелодию и тем самым осознает ее и фиксирует в нотной записи. Такой диктант очень полезен перед тем, как перейти после подготовительных упражнений к самостоятельной записи, а также при освоении новых трудностей или разновидностей диктантов. Его очень удобно применять и в тех случаях, когда педагог, начиная работу с новой группой учащихся, хочет сразу дать всей группе правильное, нужное ему методическое направление.

Полезно иногда проводить такой диктант не педагогу, а одному из учеников. Это поможет выяснить правильность процесса и приемов записи ученика.

2. Диктант с предварительным анализом.

После первых двух проигрываний педагог подробно разбирает предлагаемый пример. Установив темп, размер, тональность, структуру мелодии, педагог обращает внимание учащихся на отдельные особенности примера: поясняет некоторые интонационные обороты, ритмические фигуры, проигрывает или напевает их.

После такого анализа диктант проигрывается снова, и учащиеся приступают к самостоятельной записи. Эта форма диктанта очень удобна при освоении каких-либо новых трудностей в диктанте: новой ритмической фигуры или появления альтерированных звуков и т.д.

В некоторых случаях, когда надо обратить внимание учащихся на одну какую-нибудь деталь, педагогу можно не делать общего анализа, а разобрать лишь одну, трудную для класса деталь.

3. Диктант эскизный, по частям.

Проиграв пример и установив с классом его структуру, педагог предлагает учащимся записывать его не с начала, а только со второго предложения. Можно также предложить записать отдельные элементы формы, например, мотив секвенции, каденции обоих предложений и т.д. При этом не обязательно закончить потом весь пример, можно ограничиться записью фрагментов примера.

При использовании этого приема учащимся можно рекомендовать разграфить нотоносец на соответствующее число тактов и затем вписывать в них отдельные части примера. При этом педагогу нужно вначале указать, в каком порядке записывать фрагменты: сначала - каденции, затем – начало первой и второй фраз и т.д.

В дальнейшем, овладев этим приемом, учащийся должен сам, прежде всего записывать те фрагменты, которые он лучше запомнил, а потом пополнять недостающее.

Эта форма работы над диктантом должна применяться на любом этапе обучения до тех пор, пока учащиеся не привыкнут пользоваться эскизной записью. Самостоятельно, без напоминания педагога. Материалом может служить любой пример из музыкальной литературы, ясный и завершенный по форме.

4. Диктант с настройкой и в произвольной тональности .

Обычно, после ознакомления с музыкой примера и перед тем, как приступить к записи, дается «настройка». Его формы могут быть различны:

А. Весь класс поет тонику и затем ряд интонационных комплексов.

Б. Педагог играет на фортепиано каденцию.

В. Педагог играет только тоническое трезвучие.

Чем более подготовлен и развит класс, тем меньше должна быть закреплена звучанием тональность. В конечном итоге учащиеся, прослушав музыку, должны сами мысленно настроиться.

После настройки устанавливается тональность. Ее может назвать педагог, кто-либо из учеников или весь класс. В процессе занятий по сольфеджио следует развивать в учащихся чувство краски тональности, учить их определять высоту тональности, используя при этом накопленный слуховой опыт.

Время от времени следует давать диктанты без определения тональности, предложив каждому записать ее в той тональности, какая ему слышится. Конечно, проверка таких диктантов может быть только индивидуальная, а не общеклассная. После проверки педагог должен сообщить, в какой тональности исполнялся пример, и предложить всем транспонировать свою запись в нужную тональность.

5. Диктанты для развития памяти.

Несмотря на то, что вся работа над диктантом основана на музыкальной памяти и внутреннем слухе и в любой форме способствует их дальнейшему развитию, все же в процессе занятий следует применять и специальные формы диктантов. В них главной задачей учащихся будет именно запоминание, удержание в памяти исполняемого примера, а самая запись – второстепенной задачей. Методика их проведения:

Педагог два или три раза играет пример. Учащиеся сидят и слушают. Затем, по знаку педагога, вернее, при дирижировании педагога, весь класс пытается мысленно повторить на память мелодию. Педагог спрашивает: «Все ли смогли вспомнить ее до конца?». Если у некоторых есть неясности, пробелы, педагог играет пример еще раз. После этого называется тональность и учащиеся приступают к записи того, что они запомнили. Во время записи диктант больше не играется. По мере окончания учащимися записи педагог проверяет тетради каждого из них, но только не проигрывая и не напевая. В классе должна быть полная тишина. Когда кончится отведенное время, диктант еще раз проигрывается и проверяется уже всем классом.

Материалом для таких диктантов должны быть яркие, напевные мелодии. Сперва очень короткие (2, 4 такта) с небольшим количеством звуков, затем более сложные. Первое время примеры должны представлять собой одну фразу, как-бы тему. Когда учащиеся овладеют своим вниманием, следует переходить к запоминанию небольших предложений и, далее, периодов.

Структура их тоже должна усложняться постепенно. При упражнениях на развитие памяти часто используют для проверки не запись примера, а исполнение его учеником на фортепиано, то есть его подбор. В таком случае важно для учащихся со средними музыкальными данными, у которых при запоминании нет точных и четких звуковых представлений, и поэтому звучание фортепиано при подборе помогает им уточнить их.

6. «Самодиктант» или запись знакомой музыки.

В качестве проверки самостоятельности ученика в записи музыки, а также как форма домашней работы учащихся, используется запись по памяти знакомой на слух музыки. Конечно, эта форма не заменит диктанта, так как здесь отсутствует необходимость охватить и запомнить новую музыку, то есть не тренируется музыкальная память учащегося. Но для работы над записью на основе внутреннего слуха это очень хороший прием.

Самодиктант может быть использован и в условиях классных занятий по сольфеджио с разными вариантами:

1) Называется песня или музыкальное произведение, знакомое всему классу, устанавливается его тональность и размер, и затем учащиеся приступают к записи по памяти, без прослушивания.

2) Педагог предлагает каждому учащемуся записать то, что он хочет, что лучше помнит. Необходимое условие при этом – полная тишина и молчание в классе. Эта форма труднее, так как педагог не может каждому помочь ни в нахождении тональности и первого звука, ни в определении размера. Поэтому и используется она после первой формы. Проводя проверку записей, лучше всего предложить каждому учащемуся пропеть то, что он написал. Тогда будет видно педагогу, что является ошибкой, а что – не точно усвоенной мелодией или ее вариантом.

3) Определяя доступность музыкального материала для этой формы работы, следует учитывать, что легче всего записать песни куплетной формы, затем вокальные произведения типа песни-романса и т.д..

4) Форма «самодиктанта» помогает также развитию творческой инициативы учащихся. Можно предложить записать мелодию своего сочинения или дописать второе предложение. И, конечно, это очень удобная форма для самостоятельной, домашней работы, для тренировки в записи.

IV. Список литературы.

1. А. Островский «Методика теории музыки и сольфеджио» - изд. Музыка, Л.,1970 г.

2. Л. Фокина « Методика преподавания музыкального диктанта» - изд. Музыка, М., 1969 г.

3. Г. Фридкин «Музыкальные диктанты» - изд. Музыка, М., 1965 г.

4. Н. Ладухин «1000 примеров музыкального диктанта» - изд. Музыка, М., 1981 г.

5. Т.Серковская. «Сборник занимательных диктантов для юных музыкантов (для учителей)», «Сборник занимательных диктантов для юных музыкантов (для учеников)», Белгород, 2002.

6. Г.Калинина. «Музыкальные занимательные диктанты для учащихся 4-7 классов ДМШ и ДШИ», Москва, 2004.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Кулешовская детская школа искусств»
Методическая разработка:
Музыкальный диктант
как одна из форм работы на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ.
Подготовила:
преподаватель
теоретических дисциплин,
фортепиано, концертмейстер
Стульцева Л.А.
2014г.
Основная задача предмета сольфеджио ― развитие музыкального слуха. Среди разнообразных форм работы на уроке особое место занимает музыкальный диктант.
Музыкальный диктант является наиболее полной формой слухового анализа. Это итог навыков и знаний, которые определяют уровень музыкально-слухового развития ученика. При работе над диктантом педагогу необходимо:
- научить слышимое сделать видимым;
- развивать память и внутренний слух ученика;
- использовать диктант как средство для закрепления и освоения знаний и навыков, полученных по теории музыки.
На значение музыкального диктанта часто указывалось уже с середины XIX-го века. Методические принципы и приемы в работе над музыкальным диктантом описаны в теоретической литературе достаточно широко: работы Е. В. Давыдовой, А. Л. Островского, В. А. Вахромеева, В. Серединской и других исследователей.
По замечанию Е. Иоффе, диктант является «кульминацией» в оценке уровня развития полноценного музыкального слуха.
Ведущий теоретик-сольфеджист Е. В. Давыдова отмечала, что диктант, как и слуховой анализ, является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития ученика.
А. Л. Островский в пособии «Методика теории музыки и сольфеджио» определил целью музыкального диктанта воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и быстрого закрепления их в нотной записи.
Е. В. Давыдова в работе «Методика преподавания музыкального диктанта» изложила основные задачи работы над диктантом:
- создавать и закреплять связь видимого и слышимого.
- развивать музыкальную память и внутренний слух.
- служить средством для закрепления теоретических и практических навыков. Чтобы успешно решать эти задачи, преподаватель должен быть готов к этой работе.
Однако не всегда преподаватели сольфеджио, особенно начинающие (в силу неопытности или отсутствия под рукой нужной литературы), могут применять на практике знания методики преподавания предмета с учетом психофизиологии школьного возраста. А ведь зачастую ученики не справляются с диктантом по чисто психологическим причинам.
Не секрет, что диктанты в музыкальной школе большинству учащихся даются с трудом. Боязнь написать диктант неправильно, получить плохую отметку может отбить у таких детей интерес к этой форме работы, а иногда и «отвернуть» от самого урока сольфеджио.
Педагогу сольфеджио необходимы более глубокие знания законов детской психологии, в частности, психологии музыкального восприятия.
Сложный процесс записи диктанта (слышу- понимаю- записываю) требует не только знаний, но и специальной подготовки, обучения. Научить писать диктант ― одна из важнейших задач предмета сольфеджио.
В процессе записи диктанта участвуют: мышление, память, внутренний слух. Кроме этого необходимо иметь теоретические знания, помогающие грамотно записать услышанную мелодию. Таким образом, прежде чем приступить к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе. Поэтому целесообразнее начинать работу над записью музыки во втором классе, а в первом классе провести большую подготовительную работу.
При работе с 1-ым и даже со 2-ым классом воздерживается от слова «диктант», заменяя его музыкальными «загадками», «заданиями», «задачами» и пр. Е. В. Давыдова подчеркивала, насколько ответственна роль педагога в процессе работы класса над диктантом, ведь он (педагог) должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу, учить писать. Сам процесс записи диктанта требует не только определённых знаний, уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Поэтому не следует торопиться вводить музыкальные диктанты на начальном этапе обучения, а заниматься подготовительными упражнениями. Прежде, чем приступить к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе. Следовательно, в первом классе нужно провести большую подготовительную работу.
Серьёзной подготовкой и приобщением к диктанту является записывание нотами всесторонне проработанного номера по сольфеджио или какого-либо интонационного упражнения. Например, в первом классе большая роль отводится запоминанию мелодического движения по ступеням мажорного лада: I-II-III, III-II-I, III-IV-V, V-IV-III, V-IV-III-II-I, V-IV-V-IV-III-II-I, а также мелодических оборотов, построенных на секундовых сочетаниях устойчивых ступеней лада неустойчивыми. Сначала происходит интонационное, т.е. «внешнее» освоение этих оборотов во время пропевания ступеней. Однако мы не ограничиваемся только их пропеванием, а, «заглядывая вперёд», выстраиваем целый ряд разнообразных форм работы на основе построения ступеней, упражнений. В результате такой работы навык усваивается фундаментально, из «внешнего» состояния он переходит на уровень внутреннего слуха и прочно откладывается в музыкальной памяти.
Подготовкой к письменным диктантам должны служить:
1) небольшие, но постоянные задания по переписке нот (контрольные списывания) , причём переписывается, только то, что знакомо, чтобы закреплять связь между видимым и слышимым и такая форма развивает внутренний слух;
2) работа над нотным почерком (переписанные ноты должны соответствовать своему местоположению);
3) запись выученных ранее мелодий по памяти (например, с предыдущего урока или из домашнего задания);
4) письменное транспонирование знакомых мелодий или мелодий подобранных на фортепиано;
5) подбор мелодии на фортепиано, с последующей её записью;
6) проводятся небольшие устные диктанты. Небольшая мелодия проигрывается, пропевается учащимися, на какой-то слог, пытаются пропевать про себя с названием звуков, а затем поют вслух;
7) ритмическое оформление, написанных на доске нот, составляющие знакомую мелодию;
8) педагог записывает на доске мелодию с ошибками в ритме, а учащиеся должны найти ошибки;
9) в 1 классе пока они ещё не научились быстро писать, на разлинованном нотном стане выкладываются пуговицами попевки: чёрными ― короткие ноты, белыми ― длинные;
10) педагог играет незнакомую мелодию с ошибками, а учащиеся следят по нотам и определяют, где допущена была ошибка;
11) работа со столбицей: все поют проигранную мелодию на слог, а один учащийся на общей таблице-столбице, показывает ступени;
12) мелодия, попевка записывается в виде ступеней;
13) раскладывание карточек с названиями нот или ступеней. Они должны быть разложены в виде звукоряда перед каждым учеником. Услышав короткую фразу, сыгранную учителем, дети повторяют его в «уме» и откладывают соответствующие карточки. При этом лучше активизируется внутренний слух, создаются условия для сосредоточения внимания учеников и отпадают технические трудности написания нот. Кроме того, использование карточек, даёт педагогу возможность легко контролировать одновременно работу всех учеников, поправлять сразу же ошибку любого из них.
На первых занятиях дети должны приобрести навыки нотной записи, выработать ловкость пальцев и рук, запомнить названия нот первой октавы. Для этого необходимо вводить упражнения, состоящие из отдельных нот вначале целыми, затем половинными, позже четвертными и восьмыми длительностями. Такие упражнения должны занимать не более пяти-семи минут на каждом уроке. Используя такую форму работы на уроке, добиваться, чтобы дети научились определять названия нот не путём отсчёта от начальной ноты, а на основе запоминания положения каждой ноты на нотоносце. Целесообразно начинать писать ноты между линейками (их писать легче), а после ― на линейках. Каждую ноту надо прописывать много раз, при этом проговаривать вслух её название, а позднее ― « в уме». С самого начала необходимо приучать детей писать аккуратно и чисто, т.е. выработать у детей красивый нотный почерк.
Педагог записывает на доске упражнение или несложную прибаутку, ученики поют ее два, три раза, затем она стирается, а детям предлагается записать ее по памяти. Дети выучивают песню самостоятельно (по нотам), педагог проверяет, как она усвоена, предлагает выучить ее наизусть и петь, называя ноты, затем записать по памяти. В классе выучивается на слух песня со словами, затем песня поется без слов на слог «та», после чего исполняется с надвоением нот и записывается по памяти. Учащиеся дома подбирают выученную песню и записывают ее в классе. При записи дети не должны напевать мелодии. Выполнение заданий производится в полной, тишине.
Как можно больше мелодий следует учить наизусть, так как осмысленно и выразительно спеть любую музыкальную фразу учащиеся первого класса могут только в том случае, если знают её наизусть. Выученные мелодии на уроке целесообразно включать в домашние задания и возвращаться к ним на следующих уроках, записывая их по памяти. Начинать петь по нотам нужно с простых мелодий, использующих лишь две ладовые ступени, затем постепенно расширять звукоряд, вводить постепенно остальные ступени лада. Для создания у учащихся отчётливого слухового представления каждой ладовой ступени необходимо подбирать музыкальный материал с характерными для данной ступени интонациями. При разучивании мелодий обязательно следить за чистотой интонирования, добиваться того, чтобы учащиеся научились слышать даже незначительные неточности интонации в собственном пении и своих одноклассников.
В работе с первым классом большое внимание уделяется устным диктантам. Начинать следует с узнавания отдельных, не связанных друг с другом устойчивых ступеней. Такие упражнения наиболее распространённые и заключаются они в том, что учащиеся определяют на слух и поют звук, сыгранный преподавателем на инструменте после предварительной настройки. Однако не следует требовать от учащихся названия звуков без пения – это приводит зачастую к «отгадыванию» звуков и не приносит никакой пользы, не способствует развитию слуха. Первые устные диктанты представляют собой мотивы и фразы, состоящие из двух, трёх, четырёх ступеней в равномерном ритмическом движении. Главная задача теперь ― диктовать не звук за звуком, а в целом мотивы. Учащиеся должны запомнить диктант с первого или с минимального количества повторений, петь его в «уме» и лишь, затем спеть его или разложить карточками.
Теперь, когда дети имеют простейшие навыки в написании нот, быстро запоминают и удерживают в памяти короткие мотивы, можно переходить и к письменным диктантам.
Первые письменные диктанты полезно работать в двух направлениях:
1) запись ритма, без указания высоты звуков;
2.) одними целыми длительностями.
Следующим этапом является запись мелодии четвертными и половинными длительностями в размере 2/4 на четыре такта. Переходя к диктантам, включающих восьмые длительности, необходимо исключить на первых порах половинные длительности. Объём первых диктантов с восьмыми длительностями не должен превышать двух тактов, при этом количество звуков будет не меньше, а такое же, как и в четырёхтактных диктантах с четвертными и половинными длительностями. Целесообразно использовать в качестве диктантов те же самые фразы в ускоренном движении в два раза. Затем можно давать уже вполне новые двухтактные, позже ― четырёхтактные диктанты.
При дальнейшем усложнении диктантов необходимо обращать внимание на следующие моменты:
1) одновременно в диктанте должен появляться только один новый элемент;
2) если диктант содержит какой-либо новый элемент, то в остальном он должен быть простым и привычным.
Таким образом, диктанты на начальном этапе обучения должны быть чаще всего очень короткими, чтобы дети могли их запомнить за два-три, максимум за четыре проигрывания. Диктанты из восьми тактов следует давать лишь в конце первого класса. Необходимо диктанты выбирать такие, чтобы дети могли их записывать быстро, без особых затруднений, и тогда у них появится уверенность в своих силах, и они будут писать диктанты охотно.
Лишь после проработки таких упражнений, можно преступать к записи музыкального диктанта. Учащихся сразу надо приучать к определённому порядку при записи диктанта. Перед началом диктанта определяется его тональность: первые один, два раза диктант играется целиком, выразительно, в нужном темпе, штрихами. После первого проигрывания определяются размер, структура, есть или нет повторы, с какой ноты начинается и заканчивается диктант. После второго проигрывания всё уточняется; количество фраз, есть или нет секвенции, особенности ритмики и т.п. Последние проигрывания обычно даются в более спокойном темпе, с подчёркнутой фразировкой. После четвёртого проигрывания можно сделать паузу побольше, чтобы учащиеся максимально использовали запасы музыкальной памяти, ведь ребята должны помнить, что количество проигрывания ограничено. Убедившись, что учащиеся написали всё что смогли, можно играть следующий раз. При 5-6 проигрывание иногда бывает полезно изменить темп, динамику или манеру исполнения, чтобы учащиеся услышали мелодию в новом звучание, это активизирует их внимание.
Работа над диктантом проходит в классе, на уроках. Поэтому важно правильно организовать процесс записи. Также важна обстановка, которую педагог создаёт в классе. Можно рекомендовать следующую методику записи диктанта: собрать внимание, пробудить интерес к тому, что будет сыграно. Перед первым проигрыванием не следует давать настройку, чтобы не мешать первому восприятию музыки. Можно назвать автора, название произведения, какие инструменты его исполняют.
Кроме общих замечаний, советов, педагог должен давать и индивидуальные советы, задания, приёмы отстающим ученикам. Важно так же воспитать способность самоконтроля, умения найти свою ошибку.
Как правило, учащиеся должны писать диктант молча, основываясь на внутреннем слухе. Но тем, у кого внутренний слух развит слабо, можно разрешить тихо напевать вслух. Только постепенно, приучая учащихся напевать всё реже и тише, можно воспитать точность слуховых представлений и тем самым ненужным напевание вслух.
На раннем этапе следует требовать, чтобы все учащиеся дирижировали при записи. Но в дальнейшем более развитые учащиеся обычно сами перестают дирижировать, заменяя жесты чётким внутренним ощущением пульсации мелодии. Педагогу ни в коем случае нельзя при исполнении диктанта выделять, «выстукивать» сильную долю ― это своего рода подсказывание.
При написании музыкального диктанта большинству учащихся мешают вовсе не слабые музыкальные данные, а страх. Задача педагога ― избавить учеников от страха. Не надо быть великим психологом, чтобы понять: когда ребёнок не владеет ситуацией, он, вольно или невольно, начинает бояться. Минута течёт за минутой, один за другим звучат проигрывания диктанта, а у него в нотной тетради всего 1-2 такта. И начинается паника: «Не успею!». Что же делать? Первое: чёткое и грамотное оформление записи.
Время записи диктанта зависело от его трудности. Важным моментом на уроке была проверка диктанта. Ведь именно в правильности записи проявлялись уровень развития ученика, степень усвоения им нового материала. Проверка включала в себя следующие элементы:
пропевание диктанта всем классом;
индивидуальная проверка тетрадей;
коллективный разбор наиболее трудных мест, где были сделаны ошибки;
проигрывание учениками своей записи ― самопроверка.
Как правило, ученики уходят с урока с правильно записанными диктантами. Лишь в редких случаях ученику давалось задание дома самостоятельно выправить текст.
Выбор музыкального материала.
Поскольку музыкальный диктант есть «запись музыки на слух», первым условием является правильный выбор музыкального материала для диктанта.
Дореволюционная методика черпала материал для диктанта из специально составленных упражнений. Основой их являлись та или иная тема из области теории музыки. Чаще всего это были метро-ритмические или интервальные трудности. В зависимости от творческой одаренности авторов, музыкальное качество этих примеров-упражнений было лучше или хуже, но всегда подчинено главной идее.
В настоящее время методика составляемых сборников иная ― материалом для записи служат образцы из подлинной музыкальной литературы. Чем более ярки и художественно убедительны будут эти примеры ― тем больше они помогут достичь цели музыкального диктанта.
Педагог или составитель сборника, отбирая материал, должен прежде всего заботиться о том, чтобы отрывок был осмысленным и ясным по форме. Нельзя допускать, чтобы пример был слишком короток, иначе он потеряет смысл и художественную ценность. Недопустимы также искажения с целью его облегчения, так как это нарушает цельность художественного образа.
Чрезвычайно важным является определение трудности примера. Обычно критерием служат ладовые, тональные, метро-ритмические стороны примера. Это, несомненно, основные признаки. Но кроме них, большое значение имеет также стиль и жанр отрывка.
Еще большее значение определения трудности диктанта имеют интонационные особенности стиля произведения. Отбирая пример для диктанта, надо стремиться к тому, чтобы музыка примера была яркой, выразительной, тогда она легче запоминается.
Из всего сказанного можно сделать вывод ― в работе над музыкальным диктантом одним из важнейших условий является правильный выбор музыкального материала.
Обычно запоминаются песни с привычными для детского слуха мелодическими оборотами. В избираемом для диктанта материале на первом месте должны стоять примеры со знакомыми ладо-тональными оборотами, и лишь позднее по мере развития слуха, можно привлечь песни с более сложным для восприятия интонационным строем (песни разных национальностей, разных стилей). Легче всего запоминаются песни квадратной формы (8-12 тактов) о четким разграничением коротких фраз и ясной направленности мелодии, а так же песни контрастные по направлению мелодии, по ритмическому рисунку.
Сложны для запоминания мелодии с фразами широкого дыхания, мелодии, в которых конец одной фразы является началом другой.
К таким мелодиям надо подходить постепенно. Один из них надо предлагать петь по нотам с листа, другие выучить на слух с текстом, подобрать на инструменте, затем уже записывать третьи выучить по слуху наизусть, предложить спеть с названием звуков и записать. После того как слух привыкнуть к ним, их можно дать как самостоятельный диктант. Очень плохо запоминаются мелодии в том случае, если они являются не началом песни или инструментальной темы, а продолжением. Настаивать на том, чтобы дети запоминали мелодию в таких случаях не стоит. В диктанте лучше всегда давать музыкальную тему с ее начала.
Различные формы диктанта.
1. Диктант показательный.
Показательный диктант проводится учителем. Цель и задача его ― показать на доске процесс записи. Учитель вслух, перед всем классом, рассказывает учащимся, как он слушает, дирижирует, напевает мелодию и тем самым осознает ее и фиксирует в нотной записи. Такой диктант очень полезен перед тем, как перейти после подготовительных упражнений к самостоятельной записи, а также при освоении новых трудностей или разновидностей диктантов. Его очень удобно применять и в тех случаях, когда педагог, начиная работу с новой группой учащихся, хочет сразу дать всей группе правильное, нужное ему методическое направление.
Полезно иногда проводить такой диктант не педагогу, а одному из учеников. Это поможет выяснить правильность процесса и приемов записи ученика.
2. Диктант с предварительным анализом.
После первых двух проигрываний педагог подробно разбирает предлагаемый пример с учащимися, выясняя:
1.) структуру музыкального построения: мотивы, фразы, предложения;
2.) ладо-тональное развитие;
3.) формообразующие элементы: повторность, ее характер, наличие секвенций и их особенности, каденции и т.д.;
4.) метро-ритмические особенности;
5.) линеарное строение мелодии: опорные звуки, яркие запоминающиеся скачки, отдельные интонационные обороты;
6.) основу гармонического развития: наличие скрытых аккордов ит.д.
Установив темп, размер, тональность, структуру мелодии, педагог обращает внимание учащихся на отдельные особенности примера: поясняет некоторые интонационные обороты, ритмические фигуры, проигрывает или напевает их.
После такого анализа диктант проигрывается снова, и учащиеся приступают к самостоятельной записи. Эта форма диктанта очень удобна при освоении каких-либо новых трудностей в диктанте: новой ритмической фигуры или появления альтерированных звуков и т.д.
В некоторых случаях, когда надо обратить внимание учащихся на одну какую-нибудь деталь, педагогу можно не делать общего анализа, а разобрать лишь одну, трудную для класса деталь.
3. Диктант эскизный, по частям.
Проиграв пример и установив с классом его структуру, педагог предлагает учащимся записывать его не с начала, а только со второго предложения. Можно также предложить записать отдельные элементы формы, например, мотив секвенции, каденции обоих предложений и т.д. При этом не обязательно закончить потом весь пример, можно ограничиться записью фрагментов примера.
При использовании этого приема учащимся можно рекомендовать разграфить нотоносец на соответствующее число тактов и затем вписывать в них отдельные части примера. При этом педагогу нужно вначале указать, в каком порядке записывать фрагменты: сперва ― каденции, затем ― начало первой и второй фраз и т.д.
В дальнейшем, овладев этим приемом, учащийся должен сам прежде всего записывать те фрагменты, которые он лучше запомнил, а потом пополнять недостающее.
Эта форма работы над диктантом должна применяться на любом этапе обучения до тех пор, пока учащиеся не привыкнут пользоваться эскизной записью. Самостоятельно, без напоминания педагога. Материалом может служить любой пример из музыкальной литературы, ясный и завершенный по форме.
4. Диктанты для развития памяти.
Несмотря на то, что вся работа над диктантом основана на музыкальной памяти и внутреннем слухе и в любой форме способствует их дальнейшему развитию, все же в процессе занятий следует применять и специальные формы диктантов. В них главной задачей учащихся будет именно запоминание, удержание в памяти исполняемого примера, а самая запись ― второстепенной задачей. Педагог два или три раза играет пример. Учащиеся сидят и слушают. Затем, по знаку педагога, вернее, при дирижировании педагога, весь класс пытается мысленно повторить на память мелодию. Педагог спрашивает: «Все ли смогли вспомнить ее до конца?». Если у некоторых есть неясности, пробелы, педагог играет пример еще раз. После этого называется тональность и учащиеся приступают к записи того, что они запомнили. Во время записи диктант больше не играется. По мере окончания учащимися записи педагог проверяет тетради каждого из них, но только не проигрывая и не напевая. В классе должна быть полная тишина. Когда кончится отведенное время, диктант еще раз проигрывается и проверяется уже всем классом.
Материалом для таких диктантов должны быть яркие, напевные мелодии. Сперва очень короткие (2, 4 такта) с небольшим количеством звуков, затем более сложные. Первое время примеры должны представлять собой одну фразу, как-бы тему. Когда учащиеся овладеют своим вниманием, следует переходить к запоминанию небольших предложений и, далее, периодов.
Структура их тоже должна усложняться постепенно. При упражнениях на развитие памяти часто используют для проверки не запись примера, а исполнение его учеником на фортепиано, то есть подбирание. В таком случае важно для учащихся со средними музыкальными данными, у которых при запоминании нет точных и четких звуковых представлений, и поэтому звучание фортепиано при подбирании помогает им уточнить их.
5. «Самодиктант» или запись знакомой музыки.
В качестве проверки самостоятельности ученика в записи музыки, а также как форма домашней работы учащихся, используется запись по памяти знакомой на слух музыки. Конечно, эта форма не заменит диктанта, так как здесь отсутствует необходимость охватить и запомнить новую музыку, то есть не тренируется музыкальная память учащегося. Но для работы над записью на основе внутреннего слуха это очень хороший прием.
Самодиктант может быть использован и в условиях классных занятий по сольфеджио с разными вариантами:
1) Называется песня или музыкальное произведение, знакомое всему классу, устанавливается его тональность и размер, и затем учащиеся приступают к записи по памяти, без прослушивания.
2) Педагог предлагает каждому учащемуся записать то, что он хочет, что лучше помнит. Необходимое условие при этом ― полная тишина и молчание в классе. Эта форма труднее, так как педагог не может каждому помочь ни в нахождении тональности и первого звука, ни в определении размера. Поэтому и используется она после первой формы. Проводя проверку записей, лучше всего предложить каждому учащемуся пропеть то, что он написал. Тогда будет видно педагогу, что является ошибкой, а что ― не точно усвоенной мелодией или ее вариантом.
3) Определяя доступность музыкального материала для этой формы работы, следует учитывать, что легче всего записать песни куплетной формы, затем вокальные произведения типа песни-романса и т.д..
4) Форма «самодиктанта» помогает также развитию творческой инициативы учащихся. Можно предложить записать мелодию своего сочинения или дописать второе предложение. И, конечно, это очень удобная форма для самостоятельной, домашней работы, для тренировки в записи.
6. Устный диктант.
Хорошо развивает быстроту реакции, концентрацию внимания, способность быстро «схватить» и запомнить небольшие фрагменты, в которые включены самые важные интонационные трудности.
7. Ритмический диктант.
Ритмический диктант дает возможность педагогу успешно развить и закрепить «ритмическую составляющую» музыкального слуха ученика. Ритмические диктанты целесообразно использовать тогда, когда необходимо освоить новый ритмический рисунок или требуется более тщательная проработка соединения сложных ритмических фигур. Хорошие результаты дает систематическое написание таких диктантов в младших классах.
8. Диктант с использованием мультимедийных и интернет-технологий (запись диктанта он-лайн, домашний диктанты на CD-дисках и пр.).
Запись музыкального диктанта является самой сложной из всех форм работы над воспитанием слуха. Сложность из всех форм работы над воспитанием слуха. Сложность вызвана тем, что мелодия диктанта воспринимается только слухом. Необходимо помнить, что примеры для диктанта должны быть легче примеров для чтения с листа. Наблюдения показывают, что в тех случаях, когда ученикам несколько раз подряд давались в качестве диктанта непосильные задания, они начинали плохо записывать и те мелодии, с которыми справлялись очень легко. Очевидно, непосильные задания затормаживали восприятие, и ученики переставали делать даже попытку осмыслить предложенный материал. После того, как трудные диктанты были прекращены, проходило некоторое время, пока ученики начинали справляться с посильными заданиями.
Музыкальный диктант играет огромную роль во всестороннем развитии музыкального слуха учащихся на уроках сольфеджио. Научиться писать диктанты, обрести навыки записи услышанного нельзя изолированно от всего комплекса занятий по сольфеджио: работу над диктантом следует вести в тесной связи с сольфеджированием и определением на слух тех или иных музыкальных элементов.
Музыкальный диктант очень важен и потому, что позволяет более определённо выявить индивидуальные качества слуха и успехи каждого ученика, что вообще нелегко сделать в условиях коллективных занятий. Особенно большое значение при записи диктантов имеют музыкальная память и гармонический слух, который, как известно, с наибольшим трудом поддаётся развитию.
Музыкальный диктант ― наиболее важная и ответственная форма работы в занятиях сольфеджио на всех ступенях обучения, начиная с ДМШ и заканчивая высшим, профессиональным образованием. Итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.
В диктанте сфокусированы наиболее важные свойства слуха: внутренние слуховые представления, способность к осмысленному запоминанию, острота и скорость слуховой реакции, умение грамотно записать слышимое. За 20-25 минут ученик, прослушав мелодию 8-10 раз, должен определить тактовый размер, записать мелодию нотами в правильном ритме, расставить тактовые черты и грамотно записать случайные знаки. Успешное написание диктанта во многом зависит от врожденных музыкальных способностей ученика и в то же время требует комплекса узко специальных навыков и умений. Неудивительно, что музыкальный диктант ― всегда стресс для учеников.
Умение грамотно записать мелодию по слуху ― необходимый навык для ученика музыкальной школы, но особенно это важно для тех, кто решил стать профессиональным музыкантом.

Список литературы:
Музыкальные диктанты с приложением CD MP-3. Составитель Т.Вахромеева I – IV классы ДМШ., М. «Музыка» 2005.
Занимательные диктанты для учащихся 4-7 классов ДМШ и ДШИ. Составитель Г. Ф. Калинина., М. 2004.
Д.И. Шайхутдинова Методика инновационного обучения по предмету «Сольфеджио».Уфа – 2000 г.
З.Глядешкина, Т. Енько «С.Ф.Запорожец – педагог». Москва «Музыка» 1986.
Как преподавать сольфеджио в XXI веке. Сост. О.Берак, М.Карасева. – М.: издательский дом «Классика-XXI», 2009.
Развитие музыкального слуха / Г.И.Шатковский.–М.: Амрита, 2010.
Долматов Н. Музыкальный диктант. – М.: «Музыка», 1972.
Лежнева О.Ю. Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой анализ: Учеб. Пособие для уч-ся 1-8 кл. детских муз. школ и детских школ искусств. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.,1986.
Г.Фридкин Музыкальные диктанты Изд. 4-е М.: издательство «Музыка», 1973.
http://www.lafamire.ru/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=11&Itemid=77http://konsa.kharkov.ua/download.php?view.77http://www.4fish.ru/books/book_147577.html

М.: Музыка, 1983. Учебное пособие для учащихся детских, вечерних и средних специальных школ с 1 по 11 класс. Составитель: И. А. Русяева

Данный сборник является первой частью учебного пособия по одноголосному музыкальному диктанту, состоящего из двух выпусков и рассчитанного на использование в курсе сольфеджио в средних специальных музыкальных школах с первого по одиннадцатый класс. Это пособие полностью базируется на методике, разработанной и проверенной в практике преподавателей Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В своей основе это традиционная методика, опирающаяся на ладотональное осознание музыки, и этим обусловлен как подбор материала и его систематизация, так и применяемые в пособии формы работы и виды изучаемых трудностей (интонационных, ритмических, структурных).

В работе над диктантом по нашей методике основной целью является научить правильно определять ладовые интонации и уверенно разбираться в них. Для этого требуется длительная и кропотливая работа не только в классе, но и дома. (То же относится и к определению на слух интервалов и аккордов.)

Пособие составлено в соответствии с требованиями для специальных музыкальных школ. За первые четыре года пребывания в школе (начальный период обучения) дети должны научиться свободно ориентироваться в тональностях до четырех знаков включительно (хотя теоретически им полагается знать все тональности): уметь быстро и точно определять отдельно взятые ступени, а также отдельные интервалы и аккорды (в тональности и вразбивку), уметь определить на слух или спеть небольшую последовательность ступеней, а также небольшую интервальную, аккордовую или смешанную цепочку (такую цепочку нужно суметь воспроизвести голосом после прослушивания и разбора или построить ее по цифровке); уметь после двух (не более) прослушиваний пропеть — с названиями звуков — мелодию в форме четырехтактного предложения (а если такая мелодия заканчивается неустойчиво — «вопросом» — то, повторив ее, сразу же спеть и «ответное» построение).

Совершенно необходимо добиться от каждого ученика умения правильно записать диктант любого вида (ритмический, мелодический или гармонический) и сделать это в течение строго ограниченного промежутка времени. Такой багаж вырабатывается у детей лишь в результате определенного комплекса тщательно продуманных упражнений. Именно с этой целью в настоящий сборник включены и разные типы диктантов, и специальные упражнения для устной тренировки в классе (в Приложениях) — важнейшим требованием нашей методики и является гармоничное сочетание разных форм работы.

Все диктанты в пособии расположены по принципу возрастания трудностей — в соответствии с программой. Некоторые темы педагог может поменять (например, можно сначала пройти ритмическую тему, а потом интонационную и наоборот; для прохождения программы это несущественно). Большинство диктантов сочинено автором, что позволило выстроить сборник одень подробно в методическом плане, отразить все тонкости отрабатываемых трудностей и сделать все разделы равноценными по объему. Все авторские диктанты многократно проверены на практике в разных по составу и уровню группах. Остальные диктанты взяты из произведений композиторов разных эпох, из народной музыки и из детских песен. Сравнительно обильный материал по каждой теме даст возможность педагогу выбрать те диктанты, которые ему больше подходят в данный момент.

Упражнения, приведенные в Приложениях, по мысли автора, должны для детей, занимающихся сольфеджио, являться тем же, чем являются для инструменталистов гаммы и этюды, позволяющие им выработать необходимую технику. Упражнения первых двух разделов Приложений составлены автором. Что же касается последнего раздела, то весь его материал специально подобран из народных песен и детских песенок, среди которых могут встретиться и мелодии, знакомые детям по детскому саду или по занятиям хора, — и это позволит сделать уроки живее и интереснее (кроме того, всегда можно сравнить сочиненные детьми фразы с первоисточником и проанализировать все варианты).

Желая по возможности всесторонне отразить в пособии работу над диктантом, автор включает в сборник все известные его формы: устный (двух видов), письменный ритмический и письменный мелодический.

Устный диктант особенно часто используется на начальном этапе обучения. Ему принадлежит важное место, так как именно в этом виде диктанта отрабатывается развитие таких необходимых музыканту качеств, как быстрое запоминание проигранной два-три раза мелодии, быстрота реакции, концентрация внимания, свободная ориентировка в ладу (в большинстве случаев мелодию нужно спеть с названиями звуков); вырабатывается навык запоминания мелодии путем осмысления деталей, ее составляющих (секвенций, повторов — точных или варьированных, знакомых интонационных оборотов). Конечно, все это не приходит сразу и для достижения нужного эффекта необходима долгая и упорная тренировка.

Устный диктант удобен еще и тем, что он занимает мало времени и позволяет за короткое время опросить всю или большую часть группы. Упор на данный вид диктанта делается в первом классе (в первом полугодии это единственный вид), в последующих же трех классах работа над ним ведется параллельно с другими, не менее важными видами диктанта. (В средних и старших классах надобность в устном диктанте отпадает, так как он уже не приносит должного эффекта.)

Устный диктант можно проводить по-разному. В пособии он представлен в двух формах. Первая (в основной части сборника) — повторение голосом (обычно. с дирижированием и с названием звуков) мелодии, вслед за проигрыванием ее педагогом. Вторая форма (которой мы придаем большое значение) — такое же повторение мелодии, сыгранной частично и оканчивающейся неустойчиво («вопрос»), и досочинение ее учеником,- с условием доведения до тоники. Такие упражнения (включенные, в Приложения) широко практикуются на уроках сольфеджио и полезны тем, что вырабатывают у каждого ребенка активное и самостоятельное отношение к музыке. Крометого, творческий процесс обогащает ученика как личность.

Любой устный диктант проигрывается не более двух-трех раз.

Ритмический диктант полезен не только для развития чувства ритма, но также и для выработки необходимых навыков записи (на разных стадиях обучения). В отличие от устного, ритмический диктант не является тем упражнением, которое постоянно находится на вооружении педагога; его целесообразно использовать в тех случаях, когда в мелодию вводится новый ритмический рисунок.

Ритмический диктант — самый важный вид работы в первом классе: он позволяет ученику освоить первоначальную технику записи нот, приобрести отчетливое понимание в различии между длительностями, привыкнуть к их определенному сочетанию — то есть служит хорошей подготовкой к письменному мелодическому диктанту. Поэтому настоящий сборник начинается именно с ритмических диктантов, выделяемых здесь в самостоятельный раздел: после отработки на этом материале техники записи ученикам будет значительно проще освоиться с записью мелодического диктанта. В остальных трех классах ритмический диктант сопровождает изучение каждой новой ритмической трудности. (Он не теряет своей актуальности и в средних и в старших классах, где последовательные упражнения в этом виде диктанта позволяют брать.для диктовки мелодии, все более трудные в ритмическом отношении.) Ритмический диктант никогда не следует играть на одном звуке или простукивать карандашом по столу; как и любой другой диктант, он должен иметь напевную мелодию. Играется такой диктант 8-9 раз; перед учениками ставится задача — записать только ритмическое строение мелодии (на любой ноте).

Письменный мелодический диктант должен сопровождать ученика на протяжении всех лет обучения его в школе и в училище. Этот диктант концентрирует в себе те или иные метроритмические, ладовые и интонационные трудности, воспитывает слуховую память, собирает внимание, тренирует важный навык улавливания и осознания всех сторон мелодики. Кроме того, здесь неизбежно и очевидно проявляются теоретические познания ученика, степень развития его внутреннего слуха, уровень музыкального мышления. Таким образом, письменный мелодический диктант в компактном виде вбирает в себя практически все, над чем ведется работа на уроках сольфеджио. Поэтому непременным условием курса является диктовка на каждом уроке с постепенным наращиванием трудностей. В каждом классе дан обобщающий раздел, в котором используются все пройденные за год темы. Диктанты этого раздела лучше давать ц IV четверти, когда идет повторение пройденного.

Проигрывание мелодии нельзя растягивать на 30-35 минут. По общепринятой методике диктант играется 8-9 раз (в зависимости от сложности) с небольшими интервалами. Первые два раза нужно проиграть подряд, так как первое прослушивание — это общее ознакомление с мелодией, а со второго раза ученики должны запомнить наиболее яркие моменты: сильную долю, ступень, с которой началась мелодия; или начальную интонацию, размер, повторы, секвенцию и т. д. Вполне понятно, что с первого раза все это могут запомнить лишь единицы, но со второго раза подобный анализ должен быть освоен большинством учеников. После второго проигрывания делается более длительный перерыв, и каждый последующий раз педагог играет диктант тогда, когда убедится, что все ученики записали все, что помнили. Обычно на это уходит полторы-две минуты. Необходимо напомнить, что при записи диктанта от ученика требуется не формальное, механическое отношение, а полное понимание интонационного строя, структуры и ритмического рисунка записываемой мелодии. Поэтому следует всячески бороться с еще распространенной записью диктанта точками вслед за проигрыванием его педагогом.

Запись и мелодического и ритмического диктанта начинается со второго полугодия первого класса, когда ученики уже получили начальные сведения по музыкальной грамоте и научились устно повторять маленькие песенки. К концу четвертого класса, который завершается экзаменом, маленькие музыканты должны уметь записать период повторного или единого строения в размерах 2/4, 3/4 или 4/4, с затактом, паузами, разнообразными скачками, с шестнадцатыми и пунктирным ритмом.

Первый класс

Устный диктант в первом классе предшествует мелодическому, а затем сопровождает его. Оба типа диктанта даются в тональностях без знаков и с одним знаком (минор только натурального вида); в ритмическом отношении они элементарны: состоят из четвертей, восьмых и половинок. Ритмическая сторона мелодии отрабатывается в первую очередь — в ритмическом диктанте. Его на первых порах можно давать по-разному: запись ритма мелодии, спетой педагогом (с текстом или названием звуков), или оформление ритма песенки, записанной педагогом на доске без тактовых черт и длительностей. После запоминания мелодии можно предложить ученикам спеть мелодию на слоги: «дон», «ди-ли», «до-он» («дон» — четверть, «ди-ли» — восьмые, «до-он» — половина). По объему диктанты не превышают четырех-шести тактов.

Второй класс

Диктанты этого класса разнообразнее по тематике, в них вводятся затакты, новые ритмические фигуры, размеры и интонации. Важным является введение периода повторного строения (записываемого обязательно с вольтами) и периода с варьированным вторым предложением. Здесь очень важно сознательное отношение ученика к вопросам формообразования (так, например, в устных диктантах из Приложений, при сочинении «ответа» к заданному «вопросу» можно ставить дополнительное задание — либо чтобы второе предложение периода имело точную повторность, либо чтобы оно было варьированным).

Начальные примеры на любую трудность и в ритмическом и мелодическом диктанте могут подвергаться предварительному разбору, причем объектом анализа должны служить новые элементы музыкального языка — интонационные, тональные или ритмические. При прохождении нового интервала или аккорда можно использовать и начатки гармонического диктанта, то есть небольшую последовательность. Во втором классе такого рода диктант пока стоит использовать в малых дозах, так как гармонический слух у детей этого возраста только еще начинает вырабатываться.

Третий класс

В этом классе используются все формы диктанта — в том числе и начатки гармонического, так как запас хорошо изученных интервалов и аккордов уже достаточно велик: все диатонические интервалы, кроме тритонов, трезвучие тоники с обращениями, трезвучия IV и V ступеней. Примеры такого диктанта приведены в I разделе Приложений. Педагог играет ту или иную цепочку, ученики анализируют ее и записывают ее нотами по- памяти; или же записывают ее в течение двух-трех проигрываний без разбора. Постепенно диктант можно удлинять, дойдя до масштабов схем, данных во II разделе Приложений. Каждый педагог сам в состоянии сочинить такой диктант в зависимости от того, какая тема проходится в данный момент.

В третьем классе вводится период единого строения. Ученики должны не только знать этот термин, но и уверенно отличать эту структуру от изученных во втором классе разновидностей периода повторного строения. Сложность при записи диктанта такого строения состоит в том, что память должна, удержать довольно большой кусок музыки, непрерывно развивающейся, так что сами эти диктанты — чтобы задание не было непосильным — не перегружены интонационными и ритмическими сложностями (тем более что. они играются педагогом не более 8- 9 раз).

Четвертый класс

Четвертый класс является итоговым, так как завершает начальный период ббучения. Новых форм диктанта здесь не вводится, но все освоенные ранее даны на более высоком уровне. Становится более разнообразной интонационная сторона мелодики, включаются в работу новые мелодические ходы, ритмические группы, тональности. Существенную трудность представляет собой, появление внутритактовой и междутактовой синкопы (грамотное оформление залигованных длительностей через тактовую черту в смысле графики является новым элементом, и поэтому педагогу нужно сначала тщательно отработать технику записи в ритмическом диктанте).

Экзаменационный диктант четвертого класса должен заключать в себя максимум пройденных трудностей. По форме это чаще всего период единого строения с разнообразными скачками, ходами по аккордовым звукам, пунктирным ритмом и шестнадцатыми. На экзамен выносится только письменный мелодический диктант. (Кроме сольфеджирования выученных наизусть мелодий и чтения с листа, на экзамене каждый ученик должен спеть гамму в любой тональности, свободно ориентироваться в знаках и повышенных ступенях в миноре, определить любой из пройденных интервалов и аккордов, определить и спеть по цифровке цепочку любого вида и спеть диатоническую секвенцию.)

Приложения

Материал, данный в Приложениях, должен сопровождать работу над диктантом и помогать в ней. В Приложениях три раздела, в которые включены разного типа упражнения. Об устном диктанте вопросно-ответного строения (с досочинением второй половины), составляющем содержание III раздела, уже шла речь; эти упражнения вводятся в работу со второго класса. Большую пользу приносят и упражнения, приведенные в I разделе: определение на слух цепочек интервалов и аккордов в тональности способствует лучшей ориентировке в ступенях лада, в их взаимоотношениях; кроме того, такие упражнения чрезвычайно эффективны для формирования гармонического слуха, а также для тренировки памяти. Особое внимание целесообразно уделить смешанным интервально-аккордовым цепочкам, которые дают возможность добиваться большей концентрации внимания и умения переключать его, так как ученик не знает заранее, с чего начнется цепочка и в каком месте произойдет смена одного элемента другим.

Упражнения этого раздела рассчитаны на применение, начиная с,третьего класса. Каждую цепочку следует играть не более двух раз, добиваясь запоминания учениками маленького гармонического оборота. Ученики, которые не справляются с этим, должны получать дополнительное задание на дом, которое заключается в пении определенного количества цепочек, а также их проигрывания на фортепиано в разных тональностях (кроме того, желательно по возможности использовать пластинки или магнитофонные ленты, на которых записаны интервальные и аккордовые цепочки). Для таких дополнительных заданий можно использовать и материал, содержащийся во второй части II раздела Приложений — схемы для пения (также рассчитанные на проработку в третьем и четвертом классах).

Пение по схеме интервальных и аккордовых, а также смешанных цепочек является чрезвычайно полезным вспомогательным упражнением. (Кроме всего прочего, это приучает детей с младших классов к грамотному прочтению цифровки.) Первые примеры заданий этого типа необходимо делать предельно легкими. В интервальных схемах под каждым названием обозначается ступень (римской цифрой), на которой должно быть раположено основание интервала. Педагог указывает тональность, играет тоническое трезвучие, и ученик последовательно строит то, что ему предложено. Такие упражнения можно выполнить голосом или за фортепиано.

В Приложениях предлагается еще один вид упражнений для интонирования голосом — пение диатонических секвенций (рекомендуемые мотивы для них приведены в первой части II раздела). Значение этого вида упражнений трудно переоценить: с помощью секвенций легче отрабатываются любые трудности — интонационные и ритмические, прочнее осваиваются изучаемые тональности и т. д. Заниматься пением секвенций можно уже со второго класса. Как правило, шаг секвенции, используемой в младших классах, — секундовый. После настройки в тональности и проигрывания педагогом мотива секвенции ученик должен спеть его с названием звуков и, не искажая ритма, двигаться вверх или вниз (по указанию педагога), постепенно доходя до исходного звена. Начальные секвенции должны быть построены с таким учетом, чтобы окончание одного звена плавно переходило в начало другого.

Автор надеется, что данный сборник диктантов найдет применение на уроках сольфеджио как в специальных средних музыкальных школах, так и в детских музыкальных школах общего профиля и поможет педагогам в их работе с учащимися младших классов.



Беременность и роды